Чума на Мадагаскаре: мир вновь ждет страшная эпидемия? Эпидемии повальных болезней. Основоположниками антибиотикотерапии считают

Одно из самых древних заболеваний, и, пожалуй, самая известная болезнь, ставшая именем нарицательным для любой эпидемии - это чума. Ценой многих жизней человечество научилось ее лечить, но победить полностью не смогло. Так, летом 2016 года в больницу Горного Алтая попал мальчик. Диагноз - чума.

ЭПИДЕМИИ ЧУМЫ В ДРЕВНОСТИ

Когда появилось это заболевание, до сих пор неизвестно. Однако Руфус из Эфеса, живший в I веке н.э, ссылался на более древних лекарей, живших в III веке до н.э и описывавших эпидемии в Ливии, Сирии и Египте. Лекари описывали бубоны на телах заболевших, так что, по всей видимости, это и были первые зафиксированные случаи заболевания бубонной чумой.

Были и более ранние упоминания чумы. К примеру, Афинская чума (называемая еще и чумой Фукидида). Она возникла в Афинах во время Пелопоннесской войны (430 год до н.э). Два года в городе отмечались вспышки заболевания, которые унесли жизни каждого четвертого горожанина (в том числе заболел и Перикл). Затем болезнь исчезла. Современные исследования захоронений жертв афинской чумы показали, что на самом деле это была эпидемия брюшного тифа.

Не менее спорной стала и так называемая «Чума Антонина» или «Чума Галена». Эпидемия разразилась в 165 году и за пятнадцать лет унесла около 5 миллионов жизней. Однако описавший заболевание врач Клавдий Гален (в его честь иногда и называют эту эпидемию) упомянул, что у заболевших была черная сыпь. Многие исследователи полагают, что, скорее всего, эпидемию вызывала оспа, а не чума. Другие же считают, что это просто была неизвестная форма чумы.

Египет и Восточно-Римская империя также не избежали страшной заразы. Разразившуюся пандемию назвали Юстиниановой чумой, и продолжалась она около 60 лет - с 527 по 565 годы. В разгар эпидемии, когда чума достигла густонаселенного Константинополя, в городе ежедневно умирало по 5 тысяч человек, а иногда количество умерших достигало и 10 тысяч человек. Количество жертв пандемии оценивается различно, но самые «страшные» оценки предполагают колоссальное количество жертв: в 100 миллионов человек на Востоке и 25 миллионов человек в Европе. В 2014 году в журнале «The Lancet Infectious Diseas» были опубликованы результаты исследования генетиков Канады и США. Реконструировав чумную палочку из зубов двух жертв Юстиниановой чумы, ученые выяснили, что она серьезно отличается от генотипа современного возбудителя. Генетики выдвинули предположение, что люди стали менее восприимчивы к возбудителю Юстиниановой чумы, и поэтому возбудитель стал тупиковой ветвью эволюции.

«ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ»

Самая известная пандемия чумы была названа «Черной смертью». Она, по всей видимости, стала следствием похолодания климата. Холод и голод выгнали грызунов из пустыни Гоби ближе к человеческому жилью. В 1320 году были зафиксированы первые случаи заболевания. Сначала эпидемия охватила Китай и Индию, затем к 1341 году по Великому Шелковому пути достигла низовьев Дона и Волги. Опустошив Золоту Орду, болезнь ушла на Кавказ и в Крым, а оттуда генуэзскими кораблями была доставлена в Европу. Согласно рассказу генуэзского нотариуса Габриэля де Мюсси, войска хана Джанибека, осаждавшего генузскую крепость в Каффе, не смогли закончить осаду из-за эпидемии. Но, прежде чем отступить, они бросали в крепость трупы умерших и успешно заразили итальянцев.

В результате пандемия охватила Константинополь, Ближний Восток, Балканский полуостров и Кипр. В Россию чума проникла через Псков и свирепствовала там до 1353 года. Умерших не успевали хоронить, хотя и клали в гроб по 5-6 человек. Богатые люди пытались укрыться от болезни в монастырях, раздав все свое имущество, а иногда даже и собственных детей. Жители Пскова призвали на помощь новгородского епископа Василия. Он обошел город крестным ходом, но по дороге умер от чумы. Во время пышных похорон епископа с ним пришло попрощаться немало жителей Новгорода. Вскоре эпидемия разразилась и там, а дальше распространилась по всей России.

Количество жертв «Черной смерти» оценивается в 60 миллионов человек.

В то время медицина так и не нашла действенных способов борьбы с болезнью, однако был сделан важный шаг - придумала система карантина. Впервые она была реализована на венецианском острове Лазаретто. Корабли, прибывающие туда из охваченных чумой стран, должны были остановиться на некотором расстоянии от берега, и, встав на якорь, находиться там в течение 40 дней. Только по истечении этого срока, если чума не проявлялась, корабль мог подойти к берегу и начать разгружаться.

ПОСЛЕДНЯЯ ЭПИДЕМИЯ ЧУМЫ

Последняя крупная эпидемия чумы разразилась в 1910 году в Манчжурии. Первые вспышки заболевания отмечались еще в 1894 году в Забайкалье. После проведения железной дороги вспышки участились. Летом 1910 года разразилась эпидемия чумы среди сусликов, но уже к осени начали умирать люди. Первыми жертвами болезни стали китайские рабочие в поселке при станции Манчжурия, однако эпидемия быстро распространилась вдоль железной дороги. Всего, по разным оценкам, она унесла от 60 до 100 тысяч человеческих жизней.

В России приняли экстренные меры противодействия эпидемии. Из опасных районов был запрещен ввоз табарганьих шкурок, а от Амура до Благовещенска установили оцепление. Выехавшие на место эпидемиологической опасности врачи констатировали, что необходимо срочно улучшать санитарные условия. В Иркутске было решено оборудовать больницу прямо на станции - чтобы не возить больных через весь город. Хоронили чумных также отдельно. Из Петербурга была выписана вакцина, а город занялся истреблением крыс.

В Китае же эпидемию удалось остановить, во многом благодаря кремации тел умерших и их вещей. В момент, когда количество подлежащих кремации трупов начало уменьшаться, доктор У Ляньдэ дал странное распоряжение - он предписал всем жителям весело отпраздновать Новый год и взорвать побольше хлопушек. Однако странным этот приказ был лишь на первый взгляд. Дело в том, что продукты серы, выделявшиеся во время взрыва хлопушек - отличное дезинфицирующее средство.

ЧУМА В ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Впрочем, все это касается уже документальных свидетельств. Между тем, чума упоминалась еще в эпосе о Гильгамеше. Правда, говорилось там лишь о смертельности заболевания, понять о какой именно форме чумы шла речь - невозможно. Так же упоминается чума и в Библии - Первая книга Царств повествует о бубонной чуме, которая поразила филистимлян, захвативших Ковчег Завета

В литературе самый известный «певец чумы», безусловно, итальянец Джованни Бокаччо. Его «Декамерон» был написан как раз в то время, когда «Черная смерть» превратила Венецию и Геную в мертвые города. В предисловии к «Декамерону» он описал немало ужасов, поразивших Италию во время эпидемии, и отметил, что умерший от чумы человек «вызывал столько же участия, сколько издохшая коза». Даниэль Дэфо в историческом романе «Дневник чумного города» описывал, как одновременно с разгулом болезни в Лондоне распоясалась и преступность. В своем рассказе «Доктор медицины» Редьярд Киплинг описал, насколько беспомощны были врачи во время эпидемии чумы. Главный герой нашел правильный путь лечения, исходя из метафизических соображений. Пушкин на основе сцены из поэмы поэта Джона Вильсона «Чумной город» написал драматическую сцену «Пир во время чумы», описав гедонистическую разнузданность на фоне трагедии.

Из современных литературных произведений наиболее известен экзистенциальный роман Альбера Камю «Чума», в котором чума фигурирует не только в роли болезни, но и является аллегорией на «коричневую чуму» - фашизм - в частности и зло в целом. Так же широко известно и произведение Габриэля Гарсия Маркеса « Любовь во время чумы». Однако под этим названием произведение известно лишь в России, так как в оригинале речь идет все-таки о холере.

Отразились эпидемии чумы и на живописи. «Черная смерть» послужила расцвету религиозной живописи и принесла художникам ряд традиционных аллегорических сюжетов: «Пляски смерти», «Триумф смерти», «Три мертвые и три живых», «Смерть, играющая в шахматы».

Идиомы со словом «чума» до сих пор употребляют в речи. Наиболее известны «Пир во время чумы», «Чума 20 века» (СПИД), «Чума на оба ваших дома».

Чума остается актуальным понятием и в новом столетии. Летом 2016 года студия Paradox Interactive презентовала обновления к своей видеоигреCrusader Kings II, вышедшей в 2012 году. Благодаря обновлениям можно будет управлять эпидемией чумы. Например, запереться в замке. Впрочем, актуальность чумы основана на реальных фактах - реликтовые очаги эпидемии сохраняются до сих пор, и за 1989 - 2004 гг. было отмечено около 40 тысяч случаев заболевания в 24 странах, причем летальность составила примерно 7% от общего числа заболевших. Чума не исчезла. Она просто затаилась.

Вшивость как инфекционное заболевание стали официально регистрировать только с 1986, однако проблема существовала и гораздо раньше: «вшивость была наиболее высока в 1966-1974 гг. в школах-интернатах и ПТУ, где она достигала 340,2-998,6 случаев на 100.000 человек» .

На пикантной ноте, в начале 80-х эпидемия ЗППП (заболевания, передающиеся половым путём) превысила все допустимые пределы и перекрыла по количеству ежегодно заболевающих 2 вместе взятые предыдущие эпидемии венерических болезней в ХХ веке, возникавшие после 1-й и 2-й мировых войн. Рост заболеваемости начался с конца 60-х (в 1970, например, на учёте в КВД состояли 12% молодых женщин страны ), к 1980 численность заболевших возросла по сравнению с 1965 более чем в 6,5 раза, в том числе сифилисом – более чем в 12 раз .

В 1987 впервые зарегистрирован случай заражения советского жителя тем, что сейчас известно как СПИД (дальше диагнозы пошли по нарастающей, вызывая в обстановке гласности настоящую панику в обществе).

Эпидемиологическая ситуация вообще была непростой, президент Академии медицинских наук В.И. Покровский писал: «Несмотря на массовое проведение профилактических прививок… формируются очаги групповых заболеваний… отмечаются и летальные исходы…» Получалось локализовывать и ликвидировать вспышки заболеваний, однако устранять причины их возникновения врачи не могли (это, впрочем, в рамках советской системы относится не только к врачам и не только к эпидемиям).

Всю дорогу в СС ставилась задача осуществить всеобщую диспансеризацию населения – в итоге на диспансерном учете состояло 58 миллионов человек (из 275 млн. населения страны на 1 июля 1984): беременные женщины, спортсмены, работники, занятые на особо трудных или вредных производствах и ряд других категорий населения. Кроме того, еще 118 миллионов человек прошли в 1983 разовый профилактический осмотр. Однако около 25% населения годами вообще не проходили никакого осмотра .

Особенно неприглядно ситуация в советском здравоохранении выглядела по сравнению со странами загнивающего капитализма, прежде всего – с любимым объектом советских пропагандистов: США. На Западе в 1960-е началось распространение научно-технической революции на биологию и медицину, техническое переоснащение медицинских учреждений (широко внедрялись ЭВМ, компьютерные томографы), развивалась информационная база. Появились новые лекарственные средства: синтетические, гормональные и другие высокоочищенные препараты и антибиотики, производство их стало требовать небывало высоких технологий и уровней очистки от примесей. Изменился и инструментарий: приборы и аппараты для современного наркоза, операций на грудной полости, на сердце и легких стали более сложными, внедрялись комплексные рентгено-радиологические установки, компьютеры, искусственные почки, аппараты искусственного кровообращения и пр. Всё это обусловило колоссальные финансовые вливания в медицинскую науку и отрасль здравоохранения (от 8% в различных европейских странах до 14% в США), они превратились в наукоёмкую, сверхрентабельную сферу.

Такой подлости от по официальной версии вроде бы не первое десятилетие загнивавших капиталистов советская медицина не ожидала и, отягощённая устаревшими, изношенными производственными фондами и отсутствием средств на техническое перевооружение, не могла и мечтать о том, чтобы выступить на равных. Привлечение предприятий оборонки, конечно, дало некоторый эффект: был разработан ряд образцов медицинской техники и выпущены малые серии их, однако стоимость этих изделий оказалась непомерно высокой для отрасли здравоохранения, не имевшей ни централизованных, ни тем более местных средств на закупку. Удельный вес стоимости технологического оборудования составлял не более 25% капитальных вложений (в США в середине 70-х – 43%, а в дальнейшем значительно повысился), что тормозило внедрение новейших лечебно-диагностических технологий. В результате советский больной проводил в стационаре 16 дней, что почти втрое превышало время лечения больного американского. Советская фармацевтическая промышленность в этот период оказалась фактически принесена в жертву развитию лекарственной индустрии стран СЭВ, финансирование которых за 1970-85 выросло по сравнению с нею в 5 раз . Зато это позволило существенно дополнить производство лекарств и медицинской техники: от потребности импорт составлял до 70% и 68,7% соответственно. Собственное же производство составляло менее 50% потребности по лекарствам и лишь до 20-30% в некоторых особо важных и сложных видах медицинского оборудования и инструментов .

СС пытался всё же угнаться за Западом, например, освоить операции по пересадке сердца, однако ничего не получалось («Это, конечно, не вина хирургов. Не было соответствующего законодательства, современных центров донорства»), первая успешная операция была проведена только в марте 1987, почти через 20 лет после западного дебюта (и то более 15 лет затем их можно было проводить только в Москве, осуществлено примерно 150 операций, хотя число нуждающихся измеряется тысячами). По оценкам специалистов США, душевое потребление медицинских услуг в СС составляло 33% американского уровня , хотя эти щедрые оценки учитывали лишь количественный фактор, не затрагивая больной для любой сферы советского общества вопрос качества.

Партия и правительство регулярно выражали дежурное недовольство непрерывным ухудшением положения в отрасли. 19 августа 1982 выходит традиционное совместное постановление ЦК и СМ «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» :

«…отмечено, что возможности повышения качества оказываемой населению медицинской помощи реализуются далеко не полностью. Медленно устраняются недостатки в организации работы больниц, поликлиник, сельских амбулаторий, учреждений скорой медицинской помощи, в проведении профилактической работы. Не получили должного развития научные исследования в области предупреждения заболеваний. Недостаточно оснащены современным медицинским оборудованием учреждения первичного звена здравоохранения.
Министерства и ведомства СС, советы министров союзных республик не в полной мере реализуют комплексные планы санитарно-оздоровительных мероприятий. Задания по строительству объектов здравоохранения своевременно не выполняются. Потребность учреждений здравоохранения в ряде необходимых лекарственных препаратов удовлетворяется не полностью, имеются нарушения в сроках поставки, распределении и использовании имеющихся ресурсов лекарственных средств.
Многие министерства и ведомства не выполняют задания по поставке учреждениям здравоохранения некоторых медикаментов и изделий медицинской техники, санитарных автомобилей. Медленно наращивается производство специальных продуктов детского питания.
Министерством здравоохранения СС, местными партийными и советскими органами не устранены серьёзные недостатки в работе с медицинскими кадрами. Имеются факты нарушения медицинским персоналом своего служебного долга, что вызывает справедливые жалобы населения. Не осуществляются должные меры по закреплению медицинских кадров, созданию для них необходимых трудовых и жилищно-бытовых условий».

Но слова словами, а приоритеты не менялись и при ныне почему-то считающемся «реформатором» Андропове – на июньском пленуме ЦК (1983) отмечалось, что вопросы здравоохранения будут занимать всё большее место в социальной политике партии, однако в это же время вошла в полную силу последняя фаза обострения отношений СС с Западом, а тут разве до медицины? Лишь при проклятом Горбачёве внимание к ней начали проявлять на самом верху. Многократно высмеянная антиалкогольная кампания хотя была проведена весьма спорными методами и не в самое подходящее с экономической точки зрения время, всё же сохранила несколько миллионов жизней (через снижение смертности от несчастных случаев, отравлений и травм, а также убийств и самоубийств), помогла последнему в советской истории «бэби-буму» (хотя и скромному по масштабам), а также обусловила самую высокую за 100 лет ожидаемую продолжительность жизни населения РСФСР: у мужчин в 1986-1988 почти 65 лет, у женщин 74,5 года соответственно.

Стало возможным открытое и широкомасштабное обсуждение положения в отрасли и проблем в ней. Официозный «Ежегодник Большой советской энциклопедии» традиционно уделял описанию положения в здравоохранении максимум 5-10 строк довольно малопоказательной информации. Однако уже в вышедшем в 1987 издании, освещавшем события предыдущего года, впервые писано хоть сколько-нибудь развёрнуто. В частности, можно прочесть следующее: «План ввода в действие больниц не выполнен. Отстаёт уровень медицинского обслуживания сельского населения» . Эти невинные строки стали лишь предвестником описания в «Ежегоднике» от 1988 положения в год 70-летия «великого октября»:

«Возросла сеть больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений… План ввода в действие их не выполнен. Несмотря на снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, экономические потери вследствие болезней, травм, а также ухода за больными детьми значительны. По этим причинам каждый работающий в среднем 9 дней за год не являлся на работу. В целом по народному хозяйству потери составили свыше 1 млрд. рабочих дней. Потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи удовлетворялись не полностью. Существенно отстаёт уровень медобслуживания сельского населения. В серьёзном укреплении нуждается материально-техническая база медучреждений.
Потребности населения в организованном отдыхе обеспечивались не в полной мере, недостаточно развивалась сеть специализированных санаториев, медленно осваивались курорты местного значения.
Расширилась сеть спортивных сооружений. В то же время обеспеченность ими, а также спортивным инвентарём и оборудованием недостаточна. Внедрение физической культуры в повседневный быт населения осуществлялось неудовлетворительно. Только треть занятого населения систематически занималась физкультурой и спортом.
Существующий уровень детской смертности всё ещё высок, что в значительной степени связано с серьёзными недостатками в организации медпомощи женщинам и детям» .

В то же время из самых что ни на есть официальных советских газет советские же жители начали узнавать то, что было дано им в непосредственных ощущениях, но что считалось недосмотром на местах. Официальный орган Верховного совета СС, газета «Известия», писал, что, например, стоматология в ужасном состоянии , более 40% лекарств приходится ввозить из-за границы , «медицинские обслуживание… пора начинать строить заново» . «По количеству врачей мы уже давно обогнали всех на свете, пора бы отстать по количеству больных», – резонно замечала «Литературная газета» . Академик Е.И. Чазов, возглавивший в 1987 минздрав Союза, обнародовал такие данные: к началу 80-х каждая 6-я больничная койка в стране не обеспечена водой (даже холодной), около 30% больниц страны не имеют канализации, в аптеках часто нет нужных лекарств. В целом оснащённость средней больничной койки в СС в 7-10 раз ниже, чем в США .

Со здоровьем населения дело тоже обстояло невесело: «Более двух третей населения не вовлечено в систематические занятия физической культурой и спортом, до 30% имеет избыточный вес, около 70 млн. человек курят» В 1986 острыми кишечными инфекциями переболело более 1,6 миллионов человек, в 1987 брюшным тифом и паратифами – свыше 12 тысяч, вирусным гепатитом – 861 тысяч человек . Говоря о состоянии здоровья детей и юношества, Чазов восклицал: «К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные - в 4 раза, а мочеполовые - в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни - чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то при чём?» Высокий уровень заболеваемости, травматизма и прочего привёл к тому, что ежедневно по Союзу на работу не выходили около 4 миллионов человек, с особой болью отмечалось, что «ежегодные выплаты пособий по временной нетрудоспособности превышают 7 млрд. рублей» .

Таковы были «достижения» «всеобщего и бесплатного» советского здравоохранения за 7 десятков лет под «мудрым руководством родной Коммунистической партии».

Чазов развернул активную деятельность, стал одним из инициаторов проведения в 1987 в Кремле первого в истории Съезда врачей СС (с участием всех членов политбюро ЦК – одно это указывало на степень серьёзности положения). Обсуждение проблем отрасли вылилось в волевое решение – здравоохранению на 6 лет выделялось 190 миллиардов рублей, сумма по тем временам колоссальная . Однако, как на грех, именно в конце 80-х советская экономика окончательно решила дать дуба, так что если какие-то деньги и достались, то оказались пожраны инфляцией. Врачи били тревогу на I Съезде нардепов СС: было заявлено «о критической ситуации, сложившейся в охране здоровья народа», о том, что

«долгие годы отношение к здравоохранению в стране основывалось на пресловутом «остаточном» принципе финансирования и волевых решениях. Расходы от валового национального продукта на охрану здоровья народа составляют всего лишь 2-3%, тогда как в развитых странах – 8-12%… Чрезвычайное положение создалось в системе охраны материнства и детства. Высоки показатели детской смертности, растут хронические заболевания, остро стоит проблема инвалидности детства, усугубляющаяся тем, что женщины продолжают работать во вредных и тяжелых условиях труда, практически оторваны от воспитания детей… Неблагополучно и санитарное состояние страны. Высок уровень инфекционных болезней. Загрязнение среды обитания привело в ряде регионов к росту опасных заболеваний. На пределе адаптационные возможности человека, страшной реальностью стало распространение СПИДа. Существующие законодательство и механизм управления санитарно-эпидемиологической службой в стране практически бессильны против деятельности всемогущих ведомств.

Катастрофическое положение с обеспечением населения лекарствами стало не только социальной, но и политической проблемой… Мы не можем объяснить больным, почему общество соглашается с этим самым бессердечным из всех дефицитов, определяющим жизнь или смерть. Материальная база здравоохранения пришла в упадок. Две трети больниц и поликлиник требуют капитального ремонта, народное здравоохранение нищенствует… Особенно бедственно положение сельского здравоохранения… Дома престарелых и одиноких граждан убоги. Недостатки нашего здравоохранения нетерпимы на фоне того, что научно-техническая революция стремительно захватывает медицину… Отставание от мирового уровня прогрессивно нарастает из-за острейшего дефицита финансирования науки и недостатков в системе подготовки кадров… Остро стоит вопрос социальной защищенности медицинских работников… Нельзя более мириться с тем бедственным положением, в котором находится наше здравоохранение. Здоровье нации в опасности!»


Обращение было распространено, но положение не изменилось. Поэтому на II Съезде голос депутатов-медиков звучал уже более резко. Они «…с сожалением констатировали, что социальные проблемы не нашли должного отражения на I Съезде и имеется угроза, что не будет уделено им внимание и на II Съезде народных депутатов СССР… Даже неполные статистические данные свидетельствуют о крайне неблагоприятных тенденциях в уровне здоровья народа. В стране низкая рождаемость, не снижаются уровни инфекционных и других заболеваний, высок уровень болезней детей и подростков. Растет наркомания, существует реальная угроза эпидемии СПИДа. Ущерб, наносимый здоровью человека в детские и юношеские годы, не компенсируется в последующем, а это снижает творческий и производительный потенциал общества; средняя продолжительность жизни в нашей стране остаётся низкой. Данных о неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья становится всё больше и они свидетельствуют о главном – положение требует экстренных мер, и если мы в ближайшее время не переломим эти тенденции, ущерб может быть трудно восполнимым и даже необратимым» .

Вот с таким багажом замечательная «бесплатная советская медицина» встретила бесславную смерть советского же государства. Складывается сильное впечатление, что качественного рывка в оказании помощи от уровня времён Российской империи так и не произошло – несмотря на все антибиотики, вакцинации, санитарные мероприятия и подготовку сотен тысяч врачей (большинство из которых по квалификации примерно соответствовало имперским фельдшерам). Фактически делалось то, что в любом случае было бы сделано врачами и чиновниками Российской империи – разве что с поправкой на общую советскую криворукость. Плюс добавились уже и чисто советские заморочки: низкая квалификация большей части персонала, низкое качество обслуживания, коррупция, пренебрежительное отношение государства к вопросам медицины...

Это всё не отменяет достижений за более чем 70-летний период совдепии – «их не может не быть» – однако система непозволительно долго оставалась отсталой, более того, консервировала собственную отсталость, подавляя все инициативы выхода на качественно иной уровень, что в результате по крушении советского режима и дало мощный и печальный эффект, наблюдаемый во многом и поныне. В связи с чем нынешние разговоры о какой-либо «передовой роли советского здравоохранения» и «тлетворном влиянии буржуйских реформ» следует считать скучным догматизированием.

Чума известна с глубокой древности. Большие эпидемии древней истории, известные под названием «чума Фукида» (430-425гг. до н.э.), «чума Антониана или Галена» (165-168гг. н.э.) и «чума Киприана» (251-266гг. н.э.), должны быть отнесены к эпидемиям «другого происхождения (тифозные заболевания, дифтерит, оспа и другие эпидемические болезни со значительной смертностью)» и только «чума Юстиниана» (531-580 гг. н.э.) была действительно настоящей эпидемией бубонной чумы. Появившись в Константинополе, эта эпидемия продолжалась там несколько лет в виде единичных случаев в легкой форме, но временами давала крупные вспышки. В 542г. началась большая эпидемия чумы в Египте, распространившаяся вдоль северного берега Африки и в западной Азии (Сирия, Аравия, Персия, Малая Азия). Весной следующего года эпидемия чумы перекинулась на Константинополь, быстро приняла опустошительный характер и продержалась более 4-х месяцев. Бегство жителей только способствовало распространению инфекции. В 543г. вспышки чумы появились в Италии, затем в Галии и по левому берегу Рейна, а в 558г.- снова в Константинополе. Периодические вспышки чумы продолжались в южной и средней Европе и Византийской империи еще много лет.

Уже в то время были зарегистрированы все известные сейчас формы чумы, включая молниеносные, при которых смерть наступала среди полного здоровья. Удивляло то, что в городах, где свирепствовала чума, пощаженными оставались целые кварталы или отдельные дома, что неоднократно подтверждалось в последующем. Не ускользнули от внимания и такие факты, как эксквизитность повторных заболеваний и относительно более редкие случаи заражения обслуживающего персонала.

Отдельные вспышки чумы наблюдались в различных местах Европы и в VII-IX вв. особенной тяжестью отличались эпидемии в IX. Но в ХIV столетии чума «черная смерть» достигла беспримерного в истории распространения и силы. Эпидемия началась в 1347г. и продолжалась почти 60лет. Ни одно государство не было пощажено, даже Гренландии. За годы второй пандемии в Европе погибло более 25 млн. человек, т.е. примерно четверть всего населения.

Пандемия XIV столетия дала огромный материал для изучения чумы, ее признаков и способов распространения. К этому времени относятся также признание заразного происхождения чумы и появление в некоторых итальянских городах первых карантинов.

Трудно сказать, откуда пришла «черная смерть», но ряд авторов указывают в числе таких регионов Среднюю Азию. Именно оттуда шли три торговые дороги в Европу: одна к Каспийскому морю, вторая к Черному морю, третья к Средиземному (через Аравию и Египет). Поэтому неудивительно, что в 1351-1353гг. чума пришла и к нам. Надо, однако, отметить, что это была не первая эпидемия в России. Еще в XI в. в Киеве был «мор на людях». Насколько ужасны были опустошения, вызванные чумой в России в 1387году, можно судить хотя бы по Смоленску, где после вспышки чумы осталось только 5 человек, которые вышли из города и затворили город, наполненный трупами.

Чума продолжала регистрироваться в России и в XIXв. В Одессу, например, она заносилась5раз.

В 1894г. А. Иверсеном был открыт возбудитель чумы, а В.М. Хавкин в 1896г. предложил убитую вакцину против чумы, которую в Индии применяют до сих пор.

Чума – острая природно-очаговая инфекционная болезнь, вызываемая палочкой чумы. Относится к особо опасным инфекциям. На земном шаре сохраняется ряд природных очагов, где чума постоянно встречается у небольшого процента обитающих там грызунов. Эпидемии чумы среди людей часто были обусловлены миграцией крыс, заражающихся в природных очагах. От грызунов к человеку микробы передаются через блох, которые при массовой гибели животных меняют хозяина. Кроме того, возможен путь заражения при обработке охотниками шкур убитых зараженных животных. Принципиально иным является заражение от человека к человеку, осуществляемое воздушно-капельным путем.

Вой-ны, гло-баль-ный кри-зис, не-пре-рыв-ные сти-хий-ные бед-ст-вия, за-губ-лен-ная зем-ная эко-ло-гия, ужас-ные тех-но-ген-ные ка-та-ст-ро-фы, не-из-ле-чи-мые бо-лез-ни – всё это при-ме-ты на-дви-га-ю-ще-го-ся Апо-ка-лип-си-са? И всё ча-ще ны-неш-ние су-до-рож-но-пре-сы-щен-ные ра-до-с-ти оп-ре-де-лён-ной ча-с-ти че-ло-ве-че-с-ко-го об-ще-ст-ва (в Рос-сии это обо-жрав-ши-е-ся биз-не-с-ме-ны) срав-ни-ва-ют с пи-ром во вре-мя чу-мы.

Во-об-ще, преж-де чем рас-ска-зы-вать об ис-то-рии воз-ник-но-ве-ния на пла-не-те Чёр-ной смер-ти, или бу-бон-ной чу-мы, сле-ду-ет об-ра-тить-ся к ис-кус-ст-ву и ли-те-ра-ту-ре. О чу-ме со-зда-но не-во-об-ра-зи-мое ко-ли-че-ст-во кар-тин, по-ло-тен, гра-фи-ки, ил-лю-с-т-ра-ций к кни-гам. Са-мая из-ве-ст-ная – гра-вю-ра Голь-бей-на Млад-ше-го «Пля-с-ка смер-ти», ко-то-рая с 1830 го-да по 1844-й вы-дер-жа-ла 88 из-да-ний. Точ-но так на-зы-ва-лась ран-няя кар-ти-на Ми-ха-э-ля Воль-гему-та (1493 г.). Все зна-ют кар-ти-ну Пи-те-ра Брей-ге-ля Стар-ше-го «Три-умф смер-ти» (1562). Да-же сей-час мо-ло-дых ху-дож-ни-ков-гра-фи-ков, рож-дён-ных в 70-х го-дах, вол-ну-ет те-ма «пи-ра во вре-мя чу-мы». Все эти про-из-ве-де-ния, как пра-ви-ло, на-пол-не-ны жут-ки-ми ске-ле-та-ми-пер-со-на-жа-ми – во вре-мя ор-гий, вер-хом на ко-нях и те-ле-гах, с не-из-мен-ной ко-сой в ру-ке, в чёр-ных ба-ла-хо-нах с ос-т-ро-вер-хи-ми ка-пю-шо-на-ми.

Стран-ное сов-па-де-ние: Шек-с-пир со-зда-вал свои тра-ге-дии, ког-да на Лон-дон на-ва-ли-лась чу-ма, а Пуш-кин пе-ре-вёл по-эму ан-г-лий-ско-го ав-то-ра на свой лад во вре-мя хо-лер-но-го ка-ран-ти-на в Бол-ди-не в 1830 го-ду. Ис-сле-до-ва-те-ли до-ка-за-ли, что ес-ли бы не эти две на-па-с-ти-эпи-де-мии, не со-хра-ни-лись бы пье-сы Шек-с-пи-ра и не по-яви-лись бы «Ма-лень-кие тра-ге-дии» Пуш-ки-на. Га-зет-ная пло-щадь не поз-во-ля-ет на этом ос-та-но-вить-ся по-дроб-нее, так что верь-те на сло-во.

Дру-гой ин-те-рес-ней-ший во-прос: что хо-тел ска-зать ве-ли-кий рус-ский по-эт сле-ду-ю-щи-ми стро-ка-ми:

Мне-ния раз-ные. Од-ни счи-та-ют, что пи-ры, ба-лы и ор-гии – это сво-е-об-раз-ный про-тест про-тив по-кор-но-с-ти судь-бе, фор-ма со-про-тив-ле-ния; дру-гие ви-дят в чу-ме не-ве-до-мое упо-е-ние и на-слаж-де-ние; тре-тьи на-зы-ва-ют чу-му гне-вом Бо-га, ка-ра-ю-щим греш-ни-ков. И чет-вёр-тое: лю-ди пред ли-цом гло-баль-ных бед-ст-вий про-сто схо-дят с ума. Об этом пи-шет и ге-ни-аль-ный фло-рен-ти-ец, ав-тор «Де-ка-ме-ро-на» Джо-ван-ни Бо-кач-чо . А по по-во-ду ны-неш-ней апо-ка-лип-ти-че-с-кой кар-ти-ны в Рос-сии сто-ит вспом-нить ос-т-ро-ум-ные сло-ва 66-лет-не-го очень из-ве-ст-но-го во всём ми-ре пи-са-те-ля Алек-сан-д-ра Ка-ба-ко-ва : «От пре-ды-ду-ще-го кри-зи-са мож-но бы-ло уле-теть че-рез Ше-реме-ть-е-во-2, от ны-неш-не-го – толь-ко че-рез Бай-ко-нур».

Жерт-вы

Не бу-дем за-гля-ды-вать за пре-де-лы на-шей эры, там то-же бы-ли страш-ные эпи-де-мии, но не-из-ве-ст-но, бы-ла ли это чу-ма, или ос-па, или брюш-ной тиф. Нач-нём ле-то-пись с бо-лее по-зд-них за-фик-си-ро-ван-ных вре-мён.

«Юс-ти-ни-а-но-ва чу-ма» – с 542 по 767 год. При-шла из глу-бин Аф-ри-ки, до-стиг-ла Сре-ди-зем-но-мор-ско-го по-бе-ре-жья и ох-ва-ти-ла всю Ма-лую Азию, уне-ся 40 мил-ли-о-нов жи-те-лей.

1347 год. Чу-ма бы-ла за-ве-зе-на по мо-рю из Кон-стан-ти-но-по-ля в Си-ци-лию. Эпи-де-мия дли-лась 60 лет и не по-ща-ди-ла ни од-но ев-ро-пей-ское го-су-дар-ст-во, обой-дя по-че-му-то Ис-лан-дию. Ев-ро-па по-те-ря-ла око-ло 25 мил-ли-о-нов че-ло-век – чет-верть все-го на-се-ле-ния это-го гро-мад-но-го ре-ги-о-на. Пан-де-мия по-лу-чи-ла на-зва-ние «чёр-ная смерть» из-за внеш-не-го ви-да по-гиб-ших, ка-зав-ших-ся обуг-лен-ны-ми. От чу-мы умер-ли ко-ро-ле-ва Ара-го-на и ко-роль Ка-с-ти-лии в Ис-па-нии; ко-ро-ле-вы Фран-ции и На-вар-ры, в Га-с-ко-ни умер-ла млад-шая дочь ко-ро-ля прин-цес-са Жан-на.

Тре-тья со-вре-мен-ная пан-де-мия на-ча-лась в ки-тай-ской про-вин-ции Юнь-нань в кон-це XIX ве-ка. К 1910 го-ду чу-ма рас-про-ст-ра-ни-лась по все-му ми-ру, но в 1920-м по-ш-ла на спад бла-го-да-ря меж-ду-на-род-ным со-гла-ше-ни-ям об унич-то-же-нии крыс в пор-тах и ко-ра-бель-ных трю-мах и обя-за-тель-ной про-вер-ке су-дов. По-ка-за-тель-ны ме-ры в чум-ном Лос-Ан-д-же-ле-се. Как в своё вре-мя всё на-се-ле-ние Ки-тая вос-ста-ло про-тив во-ро-бь-ёв, унич-то-жи-те-лей по-се-вов, так и в Лос-Ан-д-же-ле-се все жи-те-ли ри-ну-лись ло-вить и сжи-гать в ог-не крыс. Их бы-ло унич-то-же-но 2 мил-ли-о-на. А все-го в тре-тью эпи-де-мию за-бо-ле-ло на зем-ле 26 мил-ли-о-нов че-ло-век, из ко-то-рых 12 по-гиб-ли.

В Рос-сию чу-ма про-ник-ла в 1352 го-ду. Лю-бо-пыт-ный факт из ис-то-рии за-во-е-ва-ний Зо-ло-той Ор-ды. Хан Джа-ни-бек про-ти-во-сто-ял экс-пан-сии ге-ну-эз-цев в По-вол-жье и При-чер-но-мо-рье. Во вре-мя оса-ды Ка-фы (со-вре-мен-ная Фе-о-до-сия) Джа-ни-бек при-ка-зал за-бро-сить ка-та-пуль-той в кре-пость труп умер-ше-го от чу-мы че-ло-ве-ка. Труп пе-ре-ле-тел че-рез сте-ну и раз-бил-ся вдре-без-ги.

На-ча-лась чу-ма. Она по-па-ла в Нов-го-род, Псков, Моск-ву, где от неё умер князь Си-ме-он Гор-дый . А ис-пу-ган-ный царь Алек-сей Ми-хай-ло-вич вме-с-те с се-мей-ст-вом бе-жал в Вязь-му.

К 1950 го-ду за-бо-ле-ва-е-мость чу-мой во всём ми-ре ста-ла но-сить спо-ра-ди-че-с-кий ха-рак-тер. Воз-ни-ка-ю-щие вспыш-ки уда-ва-лось по-дав-лять с по-мо-щью эпи-де-ми-о-ло-ги-че-с-ко-го над-зо-ра, дез-ин-сек-ции, де-ра-та-ции и ан-ти-бак-те-ри-аль-ной те-ра-пии. Из го-ро-дов чу-ма прак-ти-че-с-ки ис-чез-ла и встре-ча-ет-ся сей-час в сель-ских и при-го-род-ных рай-о-нах. Но страх у лю-дей и ме-ди-ков ос-тал-ся. До-ка-за-тель-ст-вом слу-жит па-ни-ка в свя-зи со вспыш-кой бу-бон-ной и лё-гоч-ной чу-мы в Ин-дии в 1994 го-ду.

Симп-то-мы

Со-глас-но Эн-цик-ло-пе-ди-че-с-ко-му сло-ва-рю Брок-га-у-за и Еф-ро-на, бо-лезнь обыч-но на-чи-на-лась вне-зап-но. Всё на-чи-на-ет-ся с оз-но-ба, воз-ни-ка-ет силь-ней-шая го-ло-вная боль, го-ло-во-кру-же-ние, рво-та, тем-пе-ра-ту-ра в пер-вый же день под-ска-ки-ва-ет до 40–41 гра-ду-са. Рус-ские вра-чи, опи-сы-вав-шие мос-ков-скую чу-му 1772 го-да, от-ме-ча-ли, что у боль-ных «вы-го-вор не-вня-тен и не-вра-зу-ми-те-лен, язык как бы при-ку-шен или при-мо-ро-жен, или как у пья-но-го». Ес-ли боль-ной не умер в пер-вые сут-ки, то на вто-рые об-ри-со-вы-ва-ет-ся раз-ви-тие ли-бо бу-бо-нов (бо-лез-нен-ное вос-па-ле-ние лим-фа-ти-че-с-ких уз-лов), ли-бо вос-па-ле-ние лёг-ких. Бу-бо-ны бы-ва-ют па-хо-вые, под-мы-шеч-ные и шей-ные.

В сред-ние ве-ка чу-ма прак-ти-че-с-ки не ле-чи-лась, дей-ст-вия сво-ди-лись лишь к вы-ре-за-нию или при-жи-га-нию чум-ных бу-бо-нов. При этом че-ло-век не-вы-но-си-мо, до по-те-ри ра-зу-ма, стра-дал от бо-ли. Со-ве-то-ва-ли так-же изо-ли-ро-вать-ся до-ма, раз-жи-гать ко-ст-ры на ули-цах (счи-та-лось, что это очи-с-тит воз-дух), вды-хать па-ры се-ли-т-ры и по-ро-ха... А ещё, смеш-но ска-зать, ре-ко-мен-до-ва-ли ста-вить всю-ду в жи-ли-ще блюд-ца с мо-ло-ком, ко-то-рое яко-бы аб-сор-би-ру-ет от-рав-лен-ный воз-дух. Ко все-му к на-ры-вам при-кла-ды-ва-ли пи-яв-ки, вы-су-шен-ных жаб и яще-риц, в ра-ны вкла-ды-ва-ли сви-ное са-ло и мас-ло. Вра-чи но-си-ли ко-с-тю-мы, со-сто-яв-шие из ко-жа-но-го по-кры-ва-ла и ма-с-ки пти-чь-е-го ви-да. «В клю-ве» на-хо-ди-лись па-ху-чие обез-за-ра-жи-ва-ю-щие тра-вы, в жез-ле имел-ся ла-дан, яко-бы за-щи-ща-ю-щий от не-чи-с-той си-лы. В от-вер-стия для глаз встав-ля-ли стек-лян-ные лин-зы. И всё рав-но тог-даш-ние вра-чи, му-же-ст-вен-ные са-мо-от-вер-жен-ные лю-ди, по-валь-но гиб-ли.

При-чи-ны

Со-шлём-ся на сло-ва ака-де-ми-ка Вик-то-ра Ма-ле-е-ва : «Ког-да скоп-ле-ние лю-дей тес-но со-при-ка-са-ет-ся со скоп-ле-ни-ем до-маш-них жи-вот-ных, ни-че-го хо-ро-ше-го не по-лу-ча-ет-ся». А вот что пи-шут ста-рин-ные ис-точ-ни-ки: «В сред-ние ве-ка лю-ди жи-ли тес-но, их до-ма за-ча-с-тую яв-ля-лись про-дол-же-ни-ем хле-ва с жи-вот-ны-ми. Ца-ри-ла пол-ная ан-ти-са-ни-та-рия, ле-жан-ки из шкур или гру-бой ма-те-рии бы-ли пол-ны блох. Мы ма-ло зна-ем, что жут-кая ан-ти-са-ни-та-рия су-ще-ст-во-ва-ла в зим-нее вре-мя в ка-мен-ных зам-ках ан-г-лий-ской зна-ти. Про-ду-ва-е-мые сквоз-ня-ка-ми, их бы-ло труд-но то-пить ка-ми-на-ми. Оби-та-те-ли не мы-лись дол-ги-ми ме-ся-ца-ми, при-двор-ные да-мы не-по-мер-но пу-д-ри-лись, что-бы скрыть грязь, при-ме-ня-ли раз-ные аро-ма-ты. В их одеж-дах бы-ла спря-та-на осо-бая кол-боч-ка, в ко-то-рую со-би-ра-лись бло-хи...

В са-мом кон-це XIX ве-ка фран-цуз-ский учё-ный Поль-Луи Си-мон , изу-чая бу-бон-ную чу-му в Бом-бее, вы-де-лил Yersinia pestis из тру-пов крыс и пред-по-ло-жил, что имен-но эти гры-зу-ны яв-ля-ют-ся ис-точ-ни-ком за-ра-же-ния че-ло-ве-ка чу-мой. Но на-до бы-ло най-ти ещё и пе-ре-но-с-чи-ка ми-к-ро-ба. Им ока-за-лась... бло-ха. Та са-мая бло-ха, вос-пе-тая в своё вре-мя Гё-те, Му-сорг-ским, Ша-ля-пи-ным с яр-ким гро-те-с-ком и про-зор-ли-вым ощу-ще-ни-ем её зло-ве-щей зна-чи-мо-с-ти. Од-на-ко по-на-до-бит-ся ещё поч-ти пол-ве-ка, по-ка З.Вак-с-ман и его кол-ле-ги син-те-зи-ру-ют стреп-то-ми-цин, ко-то-рый ока-жет-ся эф-фек-тив-ным про-тив воз-бу-ди-те-ля чу-мы».

Как жаль, что поч-ти не-воз-мож-но най-ти опи-са-ние по-дви-га Поль-Луи Си-мо-на. Но-чью он про-би-рал-ся в морг с чум-ны-ми мерт-ве-ца-ми и вы-ре-зал эти смер-дя-ще-гни-ю-щие и кро-ва-во-чёр-ные бу-бо-ны, по-хо-жие на сту-день, по-том изу-чал.

Но с при-чи-на-ми не всё так про-сто.

Ан-г-лий-ские эпи-де-ми-о-ло-ги из Ли-вер-пуль-ско-го уни-вер-си-те-та Сью-зен Скотт и Кри-с-то-фер Дун-кан вы-сту-па-ют с оп-ро-вер-же-ни-ем вы-во-дов Поль-Луи Си-мо-на. Чёр-ная смерть – это не бу-бон-ная чу-ма. Кста-ти, дру-гой фран-цуз-ский бак-те-ри-о-лог Алек-сандр Ер-син в кон-це XIX ве-ка то-же свя-зал Чёр-ную смерть с кры-са-ми и бло-ха-ми. Но Скотт и Дун-кан вы-яви-ли в этой те-о-рии про-бе-лы. Кар-та рас-про-ст-ра-не-ния Чёр-ной смер-ти, по их ис-сле-до-ва-ни-ям, не сов-па-да-ет с рас-се-ле-ни-ем крыс. Она га-ло-пи-ро-ва-ла че-рез Аль-пы и по Се-вер-ной Ев-ро-пе при слиш-ком низ-ких для раз-мно-же-ния блох тем-пе-ра-ту-рах. Чёр-ная смерть про-но-си-лась го-раз-до бы-с-т-рее, чем мо-гут пе-ре-дви-гать-ся кры-сы. Да-лее: пе-ре-но-с-чи-ка-ми за-ра-зы не мог-ли быть кры-сы, по-то-му что бак-те-рии чу-мы уби-ва-ют их са-мих. Ко все-му, бу-бон-ная чу-ма не-срав-нен-но ме-нее за-раз-на, чем Чёр-ная смерть, ко-то-рая, как вы-яс-ни-лось, пе-ре-да-ёт-ся не че-рез гры-зу-нов, а от че-ло-ве-ка к че-ло-ве-ку. Так что же это бы-ло? Во всём ви-но-ват, как спор-но за-клю-ча-ют учё-ные, бе-лок CCR5.

Скотт и Дун-кан по-ла-га-ют и пы-та-ют-ся это до-ка-зать, что воз-бу-ди-те-лем Чёр-ной смер-ти (не име-ю-щей на-уч-но-го на-зва-ния) яв-ля-ет-ся ге-мор-ра-ги-че-с-кий (то есть вы-зы-ва-ю-щий кро-во-те-че-ние) фило-ви-рус ти-па Эбо-лы. И за-га-доч-ную Чёр-ную смерть пред-ла-га-ет-ся на-звать ге-мор-ра-ги-че-с-кой чу-мой. Окон-ча-тель-ную точ-ку мо-жет по-ста-вить лишь ис-сле-до-ва-ние древ-них ДНК по-гиб-ших лю-дей.

Учё-ные спе-шат со сво-и-ми ис-сле-до-ва-ни-я-ми. Сход-ст-во и по-вто-ря-е-мость страш-ных эпи-де-мий в каж-дые не-сколь-ко сто-ле-тий пу-га-ют не на шут-ку. На-до най-ти этот ви-рус, по-ка он вновь не на-шёл нас.

Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5- 13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время гос­подства мракобесия, невежества и суеверий. Само понятие «средневе­ковье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия, как символ всего мрач­ного и реакционного. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им "система" как окончательная "научная" основа медицины, а "ученые" врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

Деятели Воз­рождения и Нового времени, борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естест­веннонаучной мысли религиозно-дог­матическим мировоззрением, схола­стикой, противопоставляли уровень культуры своих непосредственных предшественников, с одной стороны, античности, с другой - создавае­мой ими новой культуре, оценивая пе­риод, разделяющий античность и Возрождение, как шаг назад в разви­тии человечества. Такое противопо­ставление, однако, нельзя считать исторически оправданным.

В силу объективно сложившихся историче­ских обстоятельств варварские пле­мена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать непосредственны­ми восприемниками позднеантичной культуры.

В отличие от народов Ближнего и Среднего Востока, сумевших сохранить культуру своих предшественников, народы Запада, прежде всего германские племена, опро­кинувшие западную Римскую империю (при помощи вос­ставших против Рима рабов) уничтожили культуру Рима.

Обладая самобытной культурой эпохи родоплеменных от­ношений, кельтские и германские народы предстали перед христиани­зированной позднеантичной культу­рой особым огромным миром, потре­бовавшим серьезного длительного ос­мысления. Оставались ли эти народы верными язычеству или уже успели принять крещение, они по-прежнему были носителями вековых преданий и поверий. Раннее христианство не могло просто вырвать с корнем весь этот мир и заменить его христиан­ской культурой - оно должно было его освоить. Но это означало существенную внутреннюю перестройку позднеантичной культуры.

То есть, если на Востоке культурный подъем I-го тысячелетия н. э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс куль­турного развития и формирования классовых отношений.

«Средневе­ковье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и не­сколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов». (Ф. Энгельс).

В жизни народов Западной Европы христианство в эпоху средневековья представляло собой общественный фактор исключительного значения. Вылившись в форму католицизма, оно объединяло европейский мир, лишенный единства, целой сетью крепких, трудно расторжимых свя­зей. Это объединение оно осуществляло в лице папы, являвшегося «монархическим центром» като­лической церкви, и посредством самой церкви, раскинув­шей широкую сеть во всех странах Западной Европы. Во всех этих странах церковь владела приблизительно 1/22 всех земель, являясь, таким образом, не только идео­логической, но и реальной связью между различными странами. Организовав владение этими землями на нача­лах феодальных отношений, церковь оказалась едва ли не самым крупным феодалом средневековья и вместе с тем могущественным охранителем системы феодальных отно­шений вообще. Церковь объединяла разрозненные запад­ноевропейские страны в их борьбе против общего внеш­него врага, сарацин. Наконец, вплоть до XVI века духо­венство было единственным образованным классом в За­падной Европе. Следствием этого было то, что «монопо­лию на интеллектуальное образование получили папы и что само образование приняло тем самым преимуществен­но богословский характер».

При этом если на Востоке устоявшиеся культурные традиции позволили длительное время сопро­тивляться сковывающему влиянию догматики организованных религий, то на Западе церковь, даже под­вергшаяся в 5-7 вв. «варваризации», была единственным общественным институтом, сохранившим остатки позднеантичной культуры. С самого начала обращения варварских пле­мен в христианство она взяла под контроль их культурное развитие и духовную жизнь, идеологию, про­свещение и медицину. И далее сле­дует говорить уже не о греко-латин­ской, но о романо-германской куль­турной общности и византийской культуре, которые шли своими особы­ми путями.

В Западной Европе сложилась фео­дальная культура в наиболее ти­пичной ее форме миро­восприятие и идеалы, ценностные ориентации и критерии, нравствен­ные и этические представления сред­невекового европейца сводились к ре­лигиозной догматике. Никакое мир­ское знание не шло в сравнение с по­знанием возможностей «спасения».

Средневековая схоластика (от греч. schole--школа) -тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

Средневековые художники и писатели, пренебрегая реальными окружающими явлениями, внимате­льно «всматривались» в потусторон­ний мир, типизация предпочиталась индивидуализации. Церковники ут­верждали, что все возможные зна­ния уже изложены прежде всего в Священном писании, а также в некоторых канонизированных произ­ведениях древности, Например Птолемея (в области географии и астрономии), Галена (в области медицины). Новые открытия отрицались, а лю­ди, высказывающие новые идеи, ста­вились под подозрение как еретики. Основой всякого знания являлось учение Аристотеля, односторонне воспринятое и поставленное на служ­бу богословию.

Всякое позитивное знание имело право на существова­ние лишь как средство для иллюстра­ции теологических истин. На этом фоне процветали различные мистиче­ские представления, заменяющие и вытесняющие рациональное знание.

Достаточно сказать, что даже в 17 веке, в период подъема материалистиче­ской философии и опытного естест­вознания, не только сохранялась вера в колдовство, но и борьба с ним являлась одной из важных функций государственных судебных органов. Известный французский судья А. Реми (первая половина 17 в.) гордился тем, что ему удалось приговорить к сожжению около 900 колдунов и колдуний.

Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом, возник галенизм - искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.

Попытки заново осмыслить или. переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона (R. Bacon, 1215-1294) - выдающегося мыслителя своего времени, воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.

И все же Средневековье не было шагом назад в культурном развитии народов Западной Европы, прошед­ших за этот период путь от племен­ных отношений до развитого феода­лизма и создавших своеобразную культуру, во многом противоречивую и неприемлемую для потомков, но все же достаточно высокую для того, что­бы послужить фундаментом для по­следующего развития.

Кругом уже вырастали города: в Италии, Южной Франции, и в Рейне возродились из собственного пепла староримские муниципии; в других местах, особенно внутри Германии, создавались новые города; все они были обнесены для обо­роны стенами и рвами, их крепости были гораздо более неприступными, чем дворянские замки... За этими стена­ми и рвами развилось средневековое ремесло... накопля­лись первые капиталы, возникла потребность взаимного общения городов друг с другом и остальным миром...».

Несомненный экономический и технический прогресс, достигнутый средневековой Европой, обеспечил развитие ремесла, торговли и рост городов. Не позд­нее VIII в. народы Европы создали национальную письменность, приспо­собив латинский алфавит к своим диалектам. Деятели средневековой культу­ры оставили крупные памятники литературы, архитектуры, философ­ской, юридической и экономической мысли. Появились элементы буду­щего преодоления и разрушения идеологической монополии церкви.

В эту эпоху в городах стал возрождаться древнеримский институт городских врачей, которые стали назы­ваться «городскими физиками».

Эпидемии повальных болезней

Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны («испанка»), поразившую 500 млн. человек, из которых умерло около 20 млн.. И все же самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического, политического. и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

Средневековые города в Западной Европе возникли в IX-XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.). Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бани, бассейны) были построены в середине III тысячелетия до н. э. в долине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана. В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы; узкие и кривые, они были недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы - военно-колонизационные кампании европейцев на Востоке (1096-1270), осуществлявшиеся, как утверждалось, во имя спасения «гроба Господня». Главная цель походов - приобретение новых земель на Востоке - не была достигнута. Однако для Западной Европы они имели значительные культурные и хозяйственные последствия: появились новые сельскохозяйственные растения (гречиха, рис, абрикосы, арбузы и др.), вошел в употребление сахар; были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани). По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа - до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu (Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др.

С другой стороны, именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать. Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. В одной только Франции времен Людовика VIII. (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев. В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая - «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы - «черная смерть» середины XIV в. Третья - пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн.. человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.

«Черная смерть» 1346-1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе - 40 тыс. (50% населения), в Венеции - 100 тыс. (70%), в Лондоне - девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых. Такие народные бедствия, как война или голод, «кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей»,- писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн. человек.

Бессилие человека того времени перед лицом смертельной опасности в разгар эпидемии ярко выражено в строках поэмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы»: «Царица грозная Чума Теперь идет на нас сама: И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой... Что делать нам? и чем помочь?»

В связи с частыми вспышками эпидемий издаются специальные «регламенты», в которых излагаются обяза­тельные мероприятия против заноса и распространения заразных болезней. Прокаженных, например, которые во множестве появились в Европе уже после первого кресто­вого похода, в города не допускали. У городских ворот ставили привратников для задержания больных проказой. В сельских местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога, колокольчика.

В крупных городах, прежде всего портовых (Венеция, Генуя), приходят к мысли об учреждении «карантинов» («сорок дней») в целях предупреждения заноса заразы матросами, крестоносцами и разным бродячим людом; учреждается должность «попечителя здоровья» в портах. Эпидемии заставили организовать зачатки противоэпиде­мической службы. Вместе с тем возникает и светское (нецерковное) медицинское образование.

Потребности городской жизни дик­товали новые методы познания дей­ствительности: опытные - вместо умозрительных, критические и ра­циональные - вместо слепой веры в авторитеты.

Под личиной теологической направленности на­чало развиваться и опытное знание. Петр Пилигрим (9 в.) первый про­водил экспериментальное изучение магнетизма, Р. Гроссетест (около 1168 - 1253) опытным путем проверял ре­фракцию линз. Оккам (W. Ockham, около 1285 - 1349), последовательный борец с папизмом, стал родона­чальником схоластического номина­лизма, который в эпоху Средневековья; в области естествозна­ния ему принадлежат гипотезы, пред­шествовавшие открытию законов тя­готения, инерции и небесной меха­ники. Буридан (J. Buridan, около 1300 - 1358) и Орезм (1320-1382) выступили с критикой аристотелев­ского учения о движении и тем са­мым проложили путь для преобразо­вания Галилеем (G. Galilei) динами­ки; Луллий (R. Lullius, около 1235- около 1315), первый европейский алхимик-экспериментатор, много сде­лал для обоснования роли химии в медицине и других областях знания.

Вместе с тем, все исследования средневековые ученые проводили исключительно с теологическими це­лями. Даже такой смелый мыслитель, как Роджер Бэкон (R. Bacon, около 1214- около 1292), один из первых открыто призывавший к изучению природы опытным путем, предсказавший по­явление моторных судов, автомоби­лей, летательных аппаратов и химической науки, которая «учит, как открывать вещи, способные продлить человече­скую жизнь», все же полагал, что научное знание - «лишь часть, на­ряду с откровением, совокупной муд­рости, которую следует созерцать, ощущать и использовать на службу богу». Однако сама мысль о целе­сообразности опыта в познании до­статочно прочно укоренилась в пред­ставлениях средневековых ученых. Они передали ее своим ученикам, которые на основе возрождения тради­ций античности стали применять метод своих учителей исключитель­но для целей познания окружающего мира. Отрицая Средневековье как век догматики, уничижения лично­сти и умозрительного теоретизирова­ния, они усвоили все то позитивное, что создала средневековая культура. И в этом смысле при всех контрастах и противоречиях средневековой культуры ее преемственная связь с культурой Возрождения и Нового времени несомненна: она подгото­вила тот грандиозный качественный скачок в культурном развитии чело­вечества, с которого начинается летосчисление современной науки.

    Вопросы по теме занятия.

    Назовите периодизацию и хронологию истории Средних веков?

    Перечислите истоки и особенности византийской медицин?

    Расскажите о санитарно-технических сооружения?.

    Как рарвивалась Византийская наука и религия?

    Как сохраняются традиции античной медицины?

    Коротко расскажите, что вам известно о Энциклопедических сводах «Врачеб­ное собрание» Орибасия из Пергама (325-403);

    Что вам известно о «Ме­дицинском сборнике в 7 книгах» Павла с о. Эгина.

    Как развивались образование и медицина?

    Медицина в халифатах (VII-XI вв.)Истоки арабоязычной культуры и медицины.?

    Медицина народов Средней Азии (Х-Х11 вв.) Расскажите о больницах, врачебных школа?.

    Кто такой Абу Али ибн Сина (Avicenna, 980-1037).? Его труд «Канон меди­цины»?

    Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV-XVII вв.),как она развивалась?

    Основные моменты развития медицины в Средневековом Китае, перечислите?

    Развитие традиционного врачевания (чжэнь-цзю, пульсовая диагностика, предупреждение болезней).Что вы об этом знаете? Расскажите?

    Назовите начало развития Тибетской медицины, её становление и развитие?

    Что вы можете рассказать о Каноне тибет­ской медицины «Чжуд-ши» (VII в.)?

    Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V- X вв.) и классического (XI-XVвв.) Средневековья.

    Перечислите истоки западноевропейской медицин?.

    Как идёт развитие медицинского образования, медицинская школа в Салерно в каком веке она была открыта?.

    Светские и католические университеты, что вы о них знаете?

    Схоластика и медицина, что такое схоластика?

    Расскажите, что вам известно о Галенизме?

    Расскажите о основных научных открытиях Роджера Бэкона?

    Когда и кем были изданы учеб­ники: анатомии Мондино де Луччи (1316, Болонья). «Большая хирур­гия» Ги де Шолиака (XIV в., Париж).

    Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346-1348 гг.?

    Что вы знаете о начале санитарной организации?

    Тестовые задания по теме с эталонами ответов .

01. Страна, родина Ал-Рази:

02. страна в Х-ХIII вв. отличавшаяся высоким уровнем подготовки врачей:

03. первым создал больницу с приемным покоем и боксами:

1) Гиппократ

2) Ибн-Сина

3) Ар-Рази

4) Сушрута

04. Династия придворных врачей, которые в течение 300 лет служили при дворе багдадских халифов

1) Ар-Рази

2) Бахтишу

3) Ал-Захрави

1) Гиппократ

2) К. Гален

3) Ибн Сина

4) Ар-Рази

06. дома для прокаженных назывались:

1) лепрозории

2) госпитали

3) инфекционные больницы

4) изоляторы

07. Византийский врач, составивший энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах

1) Павел с о. Эгина

3) Орибасий из Пергама

1) Фома Аквинский

2) Аристотель

3) Петр Пилигрим

1) Роджер Салернский

2) Константин Африканский

3) Арнольд из Виллановы

4) Анри де Мондевиль

10. Заразное заболевание, широко распространившееся в Европе во времена крестовых походов:

1) натуральная оспа

2) сифилис

4) проказа

11. византийские Врачи, работавшие в больницах не имели права

1) выходить за ворота монастыря

2) иметь семью

3) принимать амбулаторных больных

4) заниматься частной практикой без специального разрешения императора

12. «Врач обязан открывать для пользы человека все, что признает верным на основании опыта» – утверждал знаменитый врач

1) Орибасий Пергамский

2) Павел Эгинский

3) Александр Траллеский

4) Аэций Амидский

13. Эта эпидемия длилась 60 лет и вошла в историю под названием

1) холера византийская

2) чума египетская

3) чума Юстиниана

4) холера Константина

14. Около 800 года визирь Харун ар – Рашид Бармакид открыл в Багдаде

1) первую аптеку

2) первую библиотеку

3) первую больницу

4) первую медицинскую школу

15.Выдающийся врач Кордовского халифата, хирург:

2) Ибн Сина

3) Абу ал-Захрави

4) Ибн Зухр

16. Арабы заимствовали идею использования алхимии в медицине у

2) византийцев

3) китайцев

4) египтян

17. Тип религиозной философии, основанной на церковных догмах, так называемая «школьная» философия:

1) галенизм

2) схоластика

3) григорианство

4) ортодоксальность

18. Впервые карантины были созданы

1) в XIVвеке в портовых городах Италии

2) в XIVвеке в портовых городах Франции

3) в XVвеке в Англии

4) в XVIIIвеке в России

19. Монашеский орден святого Лазаря был создан для заботы о

1) душевнобольных

2) прокаженных

3) инвалидах

4) раненых

20. Центрами средневековой медицины в Западной Европе были

1) больницы

2) монастыри

3) цеха хирургов

4) университеты

21. Название больницы в Халифате

1) медресе

2) киновия

3) бимаристан

4) ксенодохия

22. Жители Византийской империи называли себя

2) византийцы

3) римляне

23. Город, где была открыта первая в мире аптека:

1) Дамаск, 950г.

2) Багдад, 800г.

3) Москва, 1620 г.

4) Салерно, 1350 г.

24. По совету этого врача больницы строили в том месте, где куски свежего мяса дольше сохранялись от порчи

1) Бахтишу.

2) Ар-Рази.

3) Ибн-Сина г.

25. В средневековой Европе хирурги учились

1) в университетах

2) в хирургических академиях

3) в ремесленных школах.

4) в больницах.

26. Известный французский хирург XIV вв., написавший выдающийся труд «Начала... хирургического искусства медицины или Большая хирургия», ставший основной работой по хирургии того времени:

1) Пьер Фошар

2) Ги де Шолиак

3) А. Везалий

4) Парацельс

27. Английский естествоиспытательXIIIвека, применявший в своих исследованиях опытный метод; провел в тюрьме по приговору инквизиции 24 года:

1) Роджер Бэкон

2) Фрэнсис Бэкон

3) Уильям Гарвей

4) Роберт Джекоб

28. Согласно легенде святые покровители средневековых хирургов Косьма и Дамиан (IIIвек н.э.) сумели выполнить операцию

1) удаления катаракты

2) трансплантации нижней конечности

3) трансплантации сердца

4) трепанации черепа

29. Город, в котором был открыт первый в средневековой Европе анатомический театр

2) Венеция

30. Врачам ЭТОГО государства принадлежит идея коррекции зрения при помощи линз:

1) Древняя Греция

3) Халифат

    Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов .

З а д а ч а 1

1. Один из видных теологов западнохристианской церкви Аврелий Августин (354-430), отражая мнение «отцов церкви», писал: «Воскресшая и живущая без конца плоть составляет более достойный познания предмет, чем все то, что успели узнать врачи через исследование человеческого тела. Ведь вся эта жизнь есть не что иное, как болезнь, только в вечной жизни здоровье»

    Дайте оценку христианской морали, легшей в основу монастырской медицины.

    Что такое схоластика?

З а д а ч а 2

Римский папа Пий V (XVI в.) в одной из булл писал: «Мы запрещаем любому врачу, вызванному к постели больного, оказывать ему помощь более чем в течение трех дней, если он не получит подтверждение, что пациент исповедался в грехах».

    Дайте оценку нравственного конфликта врача в данную эпоху.

    Как влияла католическая церковь на преподавание медицины в средние века?

З а д а ч а 3

При выборе места для строительства больницы в столице Халифата – Багдаде будущий ее главный врач Ал-Рази приказал своим ученикам разложить в разных местах города кусочки сырого мяса и наблюдать за тем, в течение какого времени они начнут портиться.

    Какова была цель этого эксперимента?

    В чем состояло главное отличие средневековых больниц Арабского Востока от больниц в Западной Европе?

З а д а ч а 4

Арабский врач Х века Ал-Захрави вошел в историю, как крупнейший хирург средневекового мусульманского мира. Считается, что никто из современников не превосходил его в искусстве хирургии. После его операций у пациентов было значительно меньше осложнений, чем после операций других хирургов.

    С чем это было связано?

    Почему знания по анатомии человека среди арабских врачей в эпоху Средневековья были более полными, чем знания европейских врачей?

З а д а ч а 5

Самой зловещей эпидемией в истории была эпидемия чумы - "чёрная смерть" (середина XIV в.). "Черная смерть" началась в 1346-1348 гг. с итальянских городов-государств Генуи, Венеции, Неаполя, куда была завезена с торговыми кораблями из Индии; она опустошила весь христианский мир. Во всей Европе погибло около трети жителей. Гибель больного наступала через несколько часов после заражения. Наиболее высокая смертность была в городах, так в Венеции умерло 70% населения, в Лондоне – 90%.

    Почему именно в городах умирало больше всего людей?

    Какие существовали способы борьбы с эпидемиями чумы в Средние века?

Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 1

1. Христианская католическая мораль средних веков – типичный образец дуализма духа и тела, когда сущность человека связывается только с духом, который воплощается в боге. На ее основе формировались принципы так называемой монастырской медицины

2. Схоластика - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догматов веры. Во времена Средневековья церковь, с ее помощью, препятствовала развитию медицины.

Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 2

1. Описанная ситуация отражает суть нравственного конфликта в эпоху, когда все науки, в том числе и медицина были «служанками богословия», а религиозное мракобесие душило свободную мысль. Врач, в угоду установкам церковного руководства, должен был отказывать в помощи пациентам.

2. Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Произведения Гиппократа, Галена и Авиценны заучивались наизусть. Господствовали: культ цитат, пренебрежение к практическому опыту

Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 3

1. Для строительства больницы было выбрано место, где кусочки мяса дольше всего оставались неиспорченными, т.к. Ал-Рази считал, что именно в таком месте больные будут лучше выздоравливать.

2. Арабские больницы были светскими, а больницы западной Европы создавались при монастырях и храмах, находились под жестким контролем католической церкви, что существенно тормозило развитие больничного дела.

Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 4

1. Ал-Захрави разработал метод прижигания (каутеризации), что значительно сокращало кровопотерю во время операций, применял первый рассасывающийся материал – кетгут, изобретал новые, более удобные, хирургические инструменты.

2. На востоке не было запрета на исправление ошибок, содержавшихся в трудах Галена.

Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 5

1. Этому способствовали антисанитарные условия жизни в городах: высокая скученность населения, отсутствие канализаций, обычай выбрасывать мусор на улицу, узкие улицы.

2. Эффективных способов лечения чумы не существовало. Для борьбы с эпидемиями применились: изоляция заболевших, карантины в портовых городах(задержание всех прибывших кораблей на 40 дней), захоронение умерших вне черты города, сжигание их личных вещей.

    Перечень и стандарты практических умений.

    Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

    Дать этическую, деонтологическую и технологическую оценку состояния медицины эпохи феодализма.

    Примерная тематика НИРС по теме.

    Медицина средневековья.

    Из истории обезболивания.

    Авиценна и народная медицина.

    Занятие №5

Тема: «Медицина эпохи феодализма. Возрождение».

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие.