Теории медицины. Медицина в средневековой Западной Европе

Различие между теоретическим и практическим мышлением

Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое - нет, а в том, что характер этой связи различен.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение ча­стных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осу­ществить план сражения и т.п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей.

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе - отступлении от практики. Работа практи­ческого ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во вто­ром случае связь эта имеет более непосредственный характер. Работа практиче­ского ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергает­ся непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результа­тах. Отсюда та своеобразная «ответственность», которая присуща практическо­му мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в са­мом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длитель­ного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т.д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ог­раничены, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспери­ментах, а в самой жизни, и - что особенно важно - практический работник дале­ко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жесткие условия времени - одна из самых характерных особенностей работы практического ума.

(Из работы Теплова Б.М. «Ум полководца»)


Выделяют интуитивное и аналитическое мышление . Различие между ними сводится к следующему. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной мере представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Признаками интуитивного мышления является также отсутствие развернутых логических рассуждений, самоочевидность для субъекта, уверенность его в правильности решения. Наряду с логическим, аналитическим познанием действительности велика роль интуиции, эвристического начала, бессознательного. Многие великие открытия совершались интуитивно. И.П.Павлов объяснял интуитивный процесс действием «следов» от прошлых впечатлений. В настоящее время выявлены некоторые факторы по развитию интуиции. Ими являются развитие наблюдательности, памяти, эмоциональной восприимчивости, расширения запаса знаний и жизненного опыта, а также совершенствование и развитие органов чувств (зрения художника, слуха музыканта и т.д.)

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискур­сивное, эвристическое и творческое мышление: алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установ­ленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач; дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление осно­вано на системе взаимосвязанных умозаключений; эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состо­ящее в решении нестандартных задач; творческое мышление - мышление, дающее принципиально но­вое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Творческое мышление

Творческое мышление является высшим уровнем познавательной деятельности. Оно отличается тем, что мыслящий субъект достигает новых для себя результатов самостоятельно, в процессе поиска посредством особых процедур, которые не свойственны деятельности воспроизведений или усвоения готовых знаний. Творческое мышление дает принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Известный психолог Лук А.Н. («Психология творчества». М.,1978) к творческим интеллектуальным способностям относит: зоркость в поисках проблемы как способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного. Это связано не с остротой зрения, а является качеством мышления; способность к свертыванию мыслительных операций, позволяющих мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага; способность к переносу опыта, позволяющая применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к другой; цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (цельное восприятие характерно для людей художественного типа – актеров, художников, музыкантов, журналистов); способность к сближению понятий, проявляющаяся в легкости ассоциирования и отдаленности ассоциируемых понятий; гибкость мышления; способность к оценке; способность к «сцеплению» и «антисцеплению» (объединять и увязывать новые сведения с имеющимся багажом); легкость генерирования идей; беглость речи и др.

Творческое мышление журналиста отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной политической, профессиональной, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого.


Барьеры творческого мышления

Конформизм - желание быть похожим на другого - основной барьер для твор­ческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находилипонимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.



Цензура - в особенности внутренняя цензура - второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматич­ными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться. Superego - так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления - это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закре­пить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непро­думанных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творчес­ком мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому цен­ность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек бу­дет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и во­ображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложен­ных идей только одна окажется применимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более что творческое мы­шление часто приносит удовольствие независимо от использования его резуль­татов.



Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе -медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),-теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),-а так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.

Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Вооруженный системным методом, современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. То же можно сказать и по проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной «подоплеки» болезни.

К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в организме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы.

Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т.д.) практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной медицины. Врач-клиницист сможет действовать наиболее целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда, когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей работы организма, когда будет рассматривать человека как сложную био-социальную систему. Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через призму философского знания, что является прерогативой и предназначением философии медицины.

Мировоззренческие основания медицины включают в себя всю совокупность принципов, законов и категорий, отражающих универсальные свойства и законы бытия материи, применительно к объекту медицины (законы диалектики, принципы связи и развития, целостности, структурности, детерминизма). Гносеологические основания медицины включают в себя совокупность принципов познавательной деятельности врача, законы развития и смены гипотез и теорий в медицине, систему методов научного. познания. Социологические основания медицинской науки включают в себя систему принципов и методов, выражающих место данной науки в общем человеческом знании, ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентации, взаимоотношение медицинской науки, морали, искусства, движущие силы и закономерности развития научной теории как социального явления. Этими вопросами занимается социология медицины. Методологические проблемы медицины возникают как в силу внутренней логики развития медицины, так и на стыке философской теории и медицинских (естественных) наук; в обоих случаях они выступают в качестве особой формы объединения знания - методологической интеграции научного знания. Методологическая интеграция - это новое научное направление XX века, рожденное на уровне всеобщих свойств исследуемого объекта с помощью принципов материалистической диалектики. Методология теории медицины раскрывает роль философии как методологического основания теории медицины, соотношение общебиологических и философских оснований в теории медицины.

    Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика.

Философия медицины - это самосознание медицинского сообщества. Она выражает то, что вынуждены постоянно осмысливать современные врачи, фармацевты, мед.сестры и многие другие категории работников системы здравоохранения. Философия медицины как бы демонстрирует свою метафизическую креативность (лат.creation- создание, становление) и инновационность (франц.innovation- нововведение, обновление), которые проявляются в некой экспансии рефлексии на новые явления в расширении междисциплинарных узлов в медицинской науке и практике. Она стремится понять и оценить медицинские знания о здоровье человека и пути освобождения его от болезней. Философия медицины имеет дело с всеобщими знаниями, т.е «второй реальностью», созданной научной и практической деятельностью медиков. Основными разделами в ней являются: онтология медицины как науки и практики, гносеология медицинских наук, методология научно-медицинского постижения заболевания людей - этиологии, вопросы биоэтического регулирования современной научно-исследовательской деятельности. Философию медицины давно представляют как метафизику - учение, рассматривающее наиболее общие знания.

Проблемы философии медицины занимают сегодня в отечественной философской науке особое место. Процесс смены парадигм в медицинской сфере пока не завершен. Для медицины все еще не наступил звездный час признания ее некой завершенной, цельной наукой (наряду с физикой, химией, биологией и т. д.). Смене научной парадигмы, как правило, предшествует период, когда появляются такие научные результаты, которые невозможно вписать в существующую систему убеждений. В этом случае ученые обращаются «за помощью» к философии. Так, всеобщее научное признание того, что элементарные частицы участвуют во всех видах взаимодействия, побудило ученых-медиков сосредоточить свое внимание на генах и молекулах, так как многие проблемы диагностики и лечения могут решаться только на молекулярном уровне, в оборудованных по последнему слову техники клиниках. Академик РАН и РАМН А. Н. Пальцев считает, что без молекулярной медицины вXXIвеке не может быть эффективного врачевания. А для этого необходим тесный союз медицины с фундаментальными науками и философией. Философия медицины как особо специфическая форма осмысления врачевания способствует созданию и обогащению поистине бесценной сокровищницы общезначимых идей. Она призвана выполнять такие наиважнейшие социальные и интеллектуальные функции в практическом здравоохранении, как мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и многие другие. Философия медицины имеет прямое отношение абсолютно ко всем сферам познания феномена человека (его организма, души, воли, совести и т. д.). Что же касается теоретического медицинского знания, то здесь роль философии исключительно важна, прежде всего - в сфере углубленного осмысления целостного восприятия медиками научной картины мира и человека нем. Философия всегда была органично связана с теоретической медициной двумя ключевыми функциями.

Первая функция - методологическая. Философия как бы предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни. Вторая функция - аксиологическая. Она связана с внутренней этико-смысловой и социально-нравственной установкой, данной медику как хранителю здоровья.

    Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки, базирующейся на естественно-научных и социально-гуманитарных знаниях.

Первые представления о медицине сформировались историческим путем практического использования достижений фундаментальных и прикладных наук при лечении людей. Но для современных представлений о медицине характерна и опора (кроме естествознания) на ведущие социально-гуманитарные дисциплины. Само слово «медицина», несущее в своем основании латинское «medicina» и близкое к нему слово «medicare», имеет два значения - лечить и отравлять, а слово «medicamen» - медикамент и яд. Такие противоположные значения латинских слов указывают на меру профессионального осознания сложности медицины. Кроме того, слово «медицина» имеет и индоевропейский корень «med» - середина. Медицина находится на рубеже между естественными и общественными науками.

Взгляд на медицину лишь как на сферу, имеющую дело с болезнями, является узким и односторонним. Подобное мнение может быть отнесено к отдельным разделам медицины. В целом же она является не только наукой о больном, но и наукой о здоровом человеке. Она преследует цель предотвращения болезней, укрепления здоровья, продления активного, творческого долголетия человека.

Медицина как наука - некое целостное единство познавательных, лечебных и ценностных форм. В ней аккумулируются знания о болезнях и здоровье человека, лечении и профилактике, норме и патологии, о патогенном и саногенном влиянии на него природных и социокультурных условий и факторов. Современная медицинская наука претерпевает процесс глубоких научно-технических и технологических преобразований. Медицинская наука - комплекс медико-биологических, клинических и социально-гигиенических дисциплин. Она развивается на стыке естественно-научных, социальных и гуманитарных дисциплин. Задача состоит в том, чтобы систематизировать все открытия, сделанные в лоне науки и связанные непосредственно с человеческой природой. Современная медицина, опираясь на биологию и физиологию человека, познает и объясняет структуру и функции всех органов уникального человеческого организма.

    Дифференциация и интеграция медицинских знаний. Медицина как наука и искусство, теория и практика.

В условиях продолжающейся дифференциации медицины неизбежно происходят процессы интеграции. Философия - это методологическая интеграция, обеспечивающая целостность и эффективность процесса научного познания в медицине. Союз философии и медицинских наук - одна из важнейших методологических форм интеграции научных знаний во всей системе врачебной теоретической и практической деятельности. Философия на всех исторических этапах развития медицины играла роль науки, способствующей созданию целостной и адекватной научной картины жизнедеятельности человека, осуществляющей синтез знаний в медицине. Объект познания у всей современной науки (в том числе и у научной философии) один - это объективный мир (природа, общество, человек). Общее и специфическое в самом объекте познания взаимосвязаны. Следовательно, и науки, изучающие это всеобщее (философия) и специфическое (медицина), должны быть взаимосвязаны. Общий для всей медицинской науки объект познания, в свою очередь, тоже расчленяется в процессе дифференциации медицинской науки на отдельные части, стороны, отношения и аспекты, которые являются объектами специальных медицинских наук. Но для того, чтобы создать единую целостную научную картину мира в медицине, реконструировать в знании объект, необходимо связать, объединить те теоретические фрагменты научного знания, которые даются этими науками. Наибольшей степенью общности (и универсальности) обладают принципы, законы и категории философии. В современной иерархии наук методы и принципы каждой из более общих наук действуют также внутри менее общих наук, имеющих близкую предметную область исследования. Например, методы и принципы биологии действуют и в медицине. Принципы, законы и категории диалектики проявляются в метатеориях, фундаментальных и прикладных науках. Методы каждой фундаментальной науки преломляются и действуют в специфических методах прикладных наук, замыкающихся на данную фундаментальную науку, которая обеспечивает определенную интеграцию заключенного в них знания. В этом плане каждая теоретическая конструкция более общего плана выполняет методологическую функцию по отношению к специальным теориям. Вот почему мы считаем рассматриваемые теории медицины как элементы ее методологии. В медицинской науке можно выделить несколько видов теоретических оснований: историческое основание - история выработки теоретических принципов, постановки проблем, анализ дискуссий в медицине; эмпирическое основание - совокупность научных фактов, на которые опирается медицинская наука и строятся ее теории; теоретическое основание - обобщение научных фактов, синтез их вокруг определенной интегративной идеи в медицине; формальнологическое основание - формальнологические принципы и законы мышления в теоретической и клинической медицине; философские основания - мировоззренческие, методологические и социологические основания медицинской теории [Петленко В. П., 1968].

Медицина: теория и практика

Медицина - область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей.

В медицине выделяют теоретическую медицину или биомедицину - область науки, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения с теоретических позиций.

Теоретическая медицина исследует теоретические основы лечения, предлагает пути развития практической медицины. Теоретическая медицина основана на логическом медицинском мышлении, подтвержденным научными теоретическими знаниями. Обобщение различных подходов дает теоретической медицине возможность создавать медицинские гипотезы, которые будут являться неотъемлемой частью практического мышления. Теоретическая медицина - это первый шаг практики.

Практическая медицина

В медицине выделяют также практическую, или клиническую, медицину (медицинскую практику) - практическое применение накопленных медицинской наукой знаний, для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма.

В современной научной медицине всё шире применяются критерии доказательной медицины, которая требует строгих доказательств эффективности тех или иных методов лечения, профилактики или диагностики путём методологически корректно выполненных клинических испытаний. Любые другие методы лечения, не получившие подтверждения эффективности, просто отвергаются как неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности.

    Специфика познания в медицине, особенности предмета, средств, методов и целей.

Современное медицинское познание развивается, как и всякое научное исследование, в пределах определенной философско-категориальной системы с активным использованием того или иного набора научных понятий, а также терминов обыденного языка. Для развития в медицинских науках новой современной концептуальной модели познания необходимо постоянное совершенствование своего собственного категориально-понятийного аппарата. Общетеоретическое и прикладное знание в современной медицине продуктивно настолько, насколько анализ возникающих перед ними проблем связан с достижением фундаментальных наук, а также умелым использованием философско-методологических принципов. А такой подход возможен только на путях критического философского переосмысления широкого комплекса проблем, выдвинутых самим ходом научного познания. Общепризнано, что любое научное познание мира, в том числе и медицинское, в каждую конкретную историческую эпоху осуществляется в соответсвии с определенной системой философских категорий и научных понятий.

    Социальные концепции общества и их влияние на решение проблем общественного здоровья, организацию здравоохранения, профилактику и клиническую деятельность.

Здравоохранение, медицинская наука и промышленность XXI в. предоставляют практикующим врачам принципиально новые медицинские технологии, лекарственные средства, медицинские приборы, инструментарий и устройства, что, казалось бы, должно существенным образом повлиять на конечные показатели здоровья населения: смертность, заболеваемость, инвалидность. Многие страны из года в год увеличивают расходы на здравоохранение, однако должной отдачи от этих вложений нет. Практика показывает, что увеличение объема финансирования, выделяемого на здравоохранение, способствует улучшению качества и доступности медицинской помощи, однако величина средств, выделяемых на здравоохранение, не всегда коррелирует с конечным показателем эффективности здравоохранения - уровнем здоровья населения.

В рамках демографического перехода к современному способу воспроизводства населения происходит реструктуризация патологии: нарастают ресурсоемкие нозологические формы (в первую очередь хронические заболевания), снижается удельный вес патологий, лечение и профилактика которых требуют гораздо меньших затрат. Эти и другие причины (инфляция, внедрение новых, более дорогих технологий и медикаментов) обусловливают рост расходов на здравоохранение, выражающийся в его увеличении на 1% ВВП каждое десятилетие. Так, если в 20-е годы XX в. цивилизованный мир тратил на нужды здравоохранения 0,7-1,2% ВВП, то в настоящее время в странах Европы эти затраты составили уже 7-9%, а в США - около 15%

Социальные условия непосредственно обусловлены социально-экономической структурой общества, это производное способа общественного производства и производственных отношений. Для конкретного человека или группы людей социальные условия проявляются в виде условий его труда и быта - условий жизни, т.е. социальных факторов. Следовательно, здоровье и болезнь - это категории, являющиеся результатом воздействия социальных условий и факторов.

Состояние здоровья в целом зависти от различных факторов:

биологических, психологических (наследственность, конституция, тип нервной

системы) свойств организма; социально-экономических, политических факторов;

природных (климат, ландшафт местности, погодные условия) факторов;экологического фактора (загрязнение воды и воздуха, состояния окружающей среды);эффективности функционирования системы охраны здоровья и др.Первое ранговое место по отношению влияния не только на общую заболеваемость, но на заболеваемость отдельными болезнями занимает образ жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стрессы, вредные условия труда, гиподинамия – низкая физическая активность, злоупотребление лекарствами, напряженные семейные и производственные отношения, низкий культурный и образовательный уровень), его доля с точки зрения влияния на здоровье 50-55%.

Доля факторов внешней среды (загрязнение среды обитания (воздуха и воды) канцерогенными и другими вредными веществами, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации), занимающих второе ранговое место, 20-25%.Далее расположены социально-биологические – генетические факторы (наследственность, возраст родителей, пол, течение антенатального периода)– 15-20%. и организационные или медицинские (уровень и организация медицинской помощи, состояние системы здравоохранения, ятрогении) – 10-15%.

    Влияние научно-технического прогресса на развитие медицинского знания и здравоохранения.

Формирование и развитие эффективных систем обеспечения качества медицинской

помощи (КМП) остается одной из наиболее актуальных проблем современного отечественного и зарубежного здравоохранения.

На разных этапах развития здравоохранения проблемы КМП являлись наиболее важными, так как они оказывали определяющее влияние на организационные, экономические и

правовые механизмы системы медицинского обеспечения.

Наибольшее развитие вопросы обеспечения КМП получили в ХХ веке. С конца 50-х

годов внимание к КМП становится всеобщим и начинает носить интернациональный характер. Создаются национальные, международные организации, а ВОЗ публикует ряд программных документов и докладов, связанных с обеспечением КМП. Всемирная организация здравоохранения в своем докладе «Задачи по достижению здоровья для всех» поставила цель, чтобы к 2000 году все государства - члены имели соответствующие структуры и механизмы для обеспечения непрерывного повышения качества медико-санитарной помощи и совершенствования соответствующего развития и использования технологии здравоохранения.

К 70-м годам в большинстве развитых стран мира были приняты концепции и программы повышения качества, разработаны критерии КМП.

В конце 80-х – начале 90-х годов в процессе новейших реформ здравоохранения в Европе особое внимание уделялось программам повышения КМП и внедрению эффективных

форм медицинской помощи, что потребовало реструктуризации работы больниц и повышения потенциала сектора первичной медико-санитарной помощи. Возникло «движение за повышение результативности медицинской помощи», основанное на понимании существования значительных пробелов в знаниях об эффективности методов лечения, а также на отсутствии информации о доказательно подтвержденных данных и их применении в лечебно-диагностическом процессе. Оценив влияние прогресса в области медицинских технологий, врачи все чаще стали приходить к выводу, что современные технологии не всегда эффективны. Возникло противоречие между технологическим прогрессом и медицинской эффективностью.

На практике сложилось неоднозначное понимание терминов «качество продукции» и,

соответственно, «качество медицинской помощи».

С философской точки зрения качество представляет собой категорию, выражающую

неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он

является именно этим, а не другим объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, наличие существенных признаков, свойств, особенностей, которые определяют его специфику и дают возможность отличать один объект от других. Вместе с тем, качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.

    Количество, качество и мера как категории философии медицины. Мера и норма в медицине.

Медицина, как и любая другая отрасль творческой деятельности людей, базируется на некотором комплексе философских категорий и понятий, а также фундаментальных научных представлений о природе, обществе и, конечно, человеке. Все они в сумме образуют некую картину мира (мировоззрение), характерную для представителей медицины. Понятия (общая идея) и категории (греч.kategoria- суждение) - результат осознания становления и развития предмета научного исследования. Слово «категория» было введено еще Аристотелем для обозначения фундаментальных понятий, отражающих всеобщие свойства и качества бытия, а также процесса его познания. Философские категории и понятия в науке и медицине являются некими ступеньками или узловыми пунктами познания мира, общества и человека. Философские категории сформировались на определенном этапе интеллектуального развития человечества. Их становление свидетельствует о революционном скачке в развитии абстрактного мышления. Для медицинской науки важны многие парные философские категории, отражающие взаимосвязи, отношения в природе, обществе и человеческой жизнедеятельности, такие как: «количество-качество», «мера и норма» и многие другие. Все они имеют кроме всего прочего еще и большое философско-методологическое значение в философии медицины, ибо в них отражаются универсальные законы познания объективного мира. Это - признание за ними наличия наиболее общих связей и отношений в реальном мире, свойственных всем явлениям материального мира, жизни вообще, жизни общества и социальных сообществ, а также духовной жизни людей. Широко используемую диалектическую формулу «переход количества в качество» нужно понимать, как переход одного качества в другое на основе количественных измерений. Качество - относительно устойчивая и относительно существенная определенность явлений и процессов, отличающая их друг от друга. Проблема количества и качества неразрывно связана с философской категорией «мера». Она, по сути, служит тем интервалом количественных изменений, в которых сохраняется данное качество. Мера является демаркационной линией, отделяющей одно качество от другого. Эта категория имеет большое философско-методологическое значение для анализа и осознания роли и значения такого важного медико-биологического понятия, каковым является «норма». Норма (от лат.norma– требование, правило, образец) - установленный эталон или стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормы существуют лишь там, где есть общечеловеческие потребности и соответствующие цели и средства жизнедеятельности. В природе, не включенной в человеческую жизнедеятельность, норм как таковых нет. Каждая норма формулируется на основе определенных законов и включает четыре основных элемента. Первый - это содержание как действие, являющееся объектом регуляции (познания, практика). Второй - характер, т.е то, что данное правило разрешает (предписывает). Третий - это условия приложения или обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие. Четвертый - это субъект в виде группы лиц, которым адресована норма. Типы норм многообразны: правила, предписания, медицинские нормы; частные и общие; познавательные и технические; методологические и логические и т. п. Норма - это частный случай меры - интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет при этом свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. Поэтому норма - это некие демаркационные грани (верхние и нижние), в пределах которых могут происходить различные количественные сдвиги.

О теории и практике говорят, когда рассматривают отношения человека с миром, в котором он существует. Два понятия являются взаимозависимыми, но по своему значению они часто противопоставляются.

Определение

Теория – знание, описывающее закономерности, действующие в какой-либо области жизни. Теория возникает из гипотезы. Однако такое превращение происходит только после прохождения выдвинутой догадки через эксперимент, результат которого доказывает истинность предполагаемого.

Практика – осознанная деятельность, представляющая собой преобразование действительности с целью извлечения определенной пользы, получения опыта. Практика может осуществляться в материальной сфере (связанная, например, с производством каких-то предметов) и духовной (относящаяся, скажем, к педагогике или социальным взаимоотношениям).

Сравнение

Две рассматриваемые категории находятся в единстве друг с другом. При этом отличие теории от практики заключается в следующем. Практика обязательно представляет собой действие. Теория по своей сути таковым не является. Она выступает как результат мыслительной деятельности, но существует в собственной абстрактной форме. Теорию составляют понятия, положения, выводы.

Определение

Можно заметить, что практика обуславливает возникновение теории, и наоборот. Так, достоверное знание формируется исключительно с опорой на опыт. Иными словами, на практике доказывается истинность мысли, и это становится основой развития теории. Опираясь на последнюю, учитывая выявленные закономерности, люди получают возможность создавать то, что раньше не существовало. Так появляются важные изобретения и открытия.

Следует подчеркнуть, что теория не просто обобщает опыт практической деятельности и переносит его на другие ситуации, а именно развивается. Она становится почвой для рождения новых гипотетических допущений, которые затем опять-таки проверяются с помощью действия. Таким образом, теория выступает в качестве мощнейшего средства, позволяющего решать фундаментальные задачи освоения действительности.

В чем разница между теорией и практикой? В том, что теория является в определенном смысле планом. Она играет программирующую роль, позволяет прогнозировать будущее. Однако теория полезна лишь в том случае, когда влечет за собой значимые практические последствия.

Теоретическая и практическая медицина

В медицине выделяют теоретическую медицину, или медицинскую науку, или медицинскую теорию, - область науки, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики , коррекции и лечения с теоретических позиций.

Выделяют также практическую, или клиническую, медицину, или медицинскую практику - практическое применение накопленных медицинской наукой знаний для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма.

Конвенциональная и альтернативная медицина

Традиционная медицина - система обширных медицинских знаний, навыков и умений, передающихся в письменной форме и применяемых на протяжении нескольких тысяч лет и по настоящее время в решении вопросов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Традиционная медицина подразделяется на китайскую медицину , индийскую, тибетскую, уйгурскую, греческую и арабскую медицину. Народная медицина - система околомедицинских знаний, обнаруженных эмпирическим путём, передаваемых в рамках одной династии, чаще в устной форме.

Конвенциональная медицина - не синоним научной медицины в современном смысле слова. Так, в официальной, конвенциональной медицине многих стран мира, включая и Россию, до сих пор нередко используются методы лечения, базирующиеся на устаревших или несовременных теориях и представлениях, не соответствующих современным критериям доказательной медицины. Одним из примеров такого подхода является всё ещё встречающееся в конвенциональной медицине применение при артериальной гипертензии препаратов типа диабазола или папаверина , эффективность которых не подтверждена рандомизированными контролируемыми испытаниями, вместо препаратов, имеющих высокий уровень доказанности эффекта (ингибиторы АПФ, диуретики и др.), или необоснованно широкое применение физиотерапии , чья доказательная база также слаба и не отвечает современным строгим критериям.

Доказательная медицина

В современной научной медицине всё шире применяются критерии доказательной медицины , которая требует строгих доказательств эффективности тех или иных методов лечения или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ (рандомизированных контролируемых испытаний) - двойных слепых плацебо -контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы лечения, не получившие подтверждения эффективности в РКИ, просто отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности в не-слепых опытах (то есть для пациента или для практикующего врача). Поскольку вероятность основных заболеваний увеличивается с возрастом, большую популярность в последнее время получает развитие разделов геронтологии , имеющих отношение к замедлению старения, развитие антивозрастной (antiaging) медицины, а также попытки перехода парадигмы лечения возникших болезней к их предотвращению (профилактическая медицина).

См. также

  • VA VistA - свободная медицинская информационная система
  • Медицинские стандарты: SNOMED, HL7

Ссылки

  • Сергей Петрович Капица & Борис Григорьевич Юдин. Медицина XXI века: этические проблемы // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 75-79.
  • М.С. Киселева. Врачевание в Москве и в Киеве (по текстам XVII в.) // Традиционное и нетрадиционное в культуре России. - М.: Наука, 2008, с. 50-60

Коды в системах классификации знаний

  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)(по состоянию на 2001 год): 76 МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Научная медицина" в других словарях:

    Означенный термин обыкновенно неправильно употребляется в смысле противоположности медицине практической; но последняя во всех своих проявлениях у постели больного, при решении санитарных или судебных вопросов, есть не что иное, как прикладное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Современная энциклопедия

    Медицина - [латинское medicina (ars) врачебная, лечебная (наука и искусство)], область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Вершиной врачебного искусства в древнем мире … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    медицина (генезис) - Как рождается медик и научная медицина Самая древняя медицинская практика восходит к жреческой. Согласно мифологии, первым, кто начал обучать людей искусству врачевания, был кентавр Хирон. Асклепий, ученик Хирона, был сыном Бога, носил… … Западная философия от истоков до наших дней

    Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

    Научная библиотека Южно Уральского государственного университета … Википедия

    Издательство, Москва. Основано в 1918. Научная и учебная литература по медицине, медицинской промышленности, медицинские журналы … Большой Энциклопедический словарь

    - «МЕДИЦИНА», издательство, Москва. Основано в 1918. Научная и учебная литература по медицине, медицинской промышленности, медицинские журналы … Энциклопедический словарь