По их общим признакам. Мыслительные операции

Мыслительные операции

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию (рис. 2). С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.


Рис. 2. Мыслительные операции

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. Наряду с выделением существенных частей предмета, анализ позволяет мысленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма предмета, скорость процесса и т.д. Следует обратить внимание и на то, что анализ возможен не только тогда, когда человек воспринимает какой-либо предмет, но и тогда, когда он воспринимает его по памяти. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.

Синтез – мысленное соединение отдельных составляющих объекта в единое целое.

Эта операция функционально противоположна анализу. Вместе с тем анализ и синтез столь взаимосвязаны, что их независимость друг от друга весьма условна. Например, изучая индивида, психолог выявляет отдельные его черты и одновременно создает психологический портрет в целом. Единство этих операций столь велико, что С. Рубинштейн в качестве важнейшего механизма мыслительной деятельности обозначил познавательную операцию «анализ через синтез ». Ее суть состоит в последовательном чередовании этих операций при изучении объекта. Познавая объект, индивид включает его во все новые связи с другими объектами. В этих обновляющихся связях объект проявляет новые качества и свойства, которые вновь анализируются, и т.д.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т. д.).

Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов являются для человека существенными. Операцию сравнения человек может осуществлять двумя путями: непосредственно и опосредованно. Когда человек может сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, он использует непосредственное сравнение. В тех случаях, когда человек осуществляет сравнение путем умозаключения, он использует опосредованное сравнение.

Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам.

Так, исследуя уровни развития процессов восприятия у отдельных детей, мы с определенной гарантией (риском, достоверностью) переносим выявленные феномены на всех детей, устанавливая тем самым некоторые закономерности.

Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Абстрагирование – игнорирование в познаваемом объекте всего того, что в данной ситуации может быть отнесено к несущественному, и выделение только важного, значимого. Например, при изучении психологического климата в группе на первых порах в целях оперативного получения общей картины можно не учитывать ее половозрастной состав. Однако же ясно, что подобный учет приблизил бы результаты наблюдения к объективным.

Абстракция широко используется человеком при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта.

Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.

мышление речевой психический инсайт

Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

В психологии наиболее распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя критериями. Один из них (первая часть названий) -- это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:

  • · объект как таковой в своей материальности и конкретности;
  • · объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;
  • · объект, описанный в той или иной знаковой системе.

Другой критерий (вторая часть названий) -- это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:

  • · через практическое действие с объектом;
  • · с помощью оперирования образными представлениями;
  • · на основе логических понятий и других знаковых образований.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Описанные виды мышления образуют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Поэтому их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышления вообще, Конечной точкой интеллектуального развития.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим -- оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами. Некоторые психологи полагают, что наглядный и вербальный типы мышления являются «антагонистами»: носителям первого труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. Теоретическое мышление направлено на познание законов и правил, практическое -- на разработку средств реального преобразования окружающего мира. Отечественный психолог Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца» писал: «Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой». Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. С.Л. Рубинштейн рассматривал практическое мышление как предпосылку и исходную форму теоретического мышления.

По степени рефлексии разделяют интуитивное и аналитическое мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной, структурный и уровень осознанности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. При интуитивном решении задачи ответ появляется мгновенно в виде «ясного видения» проблемной ситуации. В психологии такой путь решения называется инсайт -- озарение, внезапное понимание. Развитое мышление представляет собой сложное единство интуитивных и логических компонентов, тесно связанных между собой.

Мышление возникает и протекает в виде особых операций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение. Основными мыслительными операциями, необходимыми в каждой мыслительной деятельности, являются анализ и синтез. Анализ-- мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез -- мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.

Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение -- мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Эти сходные признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом. Абстракция -- мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных. Обобщение -- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Необходимая предпосылка обобщения -- сравнение предметов друг с другом. Обобщение может опираться на разные признаки сходных предметов. Но важнейшее значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков, не только общих, но и существенных для данных предметов. Именно оно ведет к образованию понятий, к открытию законов, к познанию закономерных связей и отношений. Абстракция и обобщение тесно связаны друг с другом. Человек не мог бы обобщать, если бы не отвлекался от различий в том, что он обобщает.

Выделение общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимости от сходств и различий.

Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие -- форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлении, выраженная словом или группой слов. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Овладеть понятием -- значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах, к которым относится данное понятие. Понятия образуют более сложные формы мышления: суждения и умозаключения.

Суждение -- форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается относительно всех предметов данной группы, данного класса («Все реки текут»). В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым объектам («Некоторые студенты -- отличники»). В единичных суждениях-- только к одному («Этот ученик плохо выучил урок»). Утверждать или отрицать что-либо можно с разной степенью уверенности. Важно, чтобы уверенность в правильности суждения была обоснована объективными данными. В значительной мере легкость, с которой возникает уверенность в суждениях, обусловлена индивидуальными особенностями личности.

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредованно -- через умозаключение. Умозаключение -- форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посыпками умозаключения. Первое суждение, общая, или большая, посылка: «Все сланцы горючи». Второе суждение, частная, или меньшая, посылка: «Данное вещество является сланцем». Умозаключение: «Данное вещество горюче».

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Различают два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индукция -- логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция -- логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Два этих вида умозаключений тесно связаны друг с другом, сложные процессы рассуждений всегда представляют собой целую цепь умозаключений, в которой используются и переплетаются оба вида. Кроме того, выделяют умозаключения по аналогии, или умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении.

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Мыслительные операции – это умственные действия по преобразованию объектов (психических состояний, мыслей, идей образов и др.), представленных в форме понятий.

Процесс мышления включает в себя несколько операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация и классификация.

Остановимся на каждой подробнее.

Анализ – это мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части (свойства, признаки и др.). Так, в познавательной деятельности индивида выделяются составляющие ее процессы ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, представления, воображения и речи, хотя эти процессы образуют единую систему познания окружающего мира человеком.

Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания.. С него начинается любое исследование.

Анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез – процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. Эта операция противоположна анализу. Но они взаимодополняют друг друга. Господство анализа или синтеза на каком-то этапе мыслительного процесса может быть обусловлено прежде всего характером материала. Если материал, исходные данные проблемы неясны, то сначала нужен анализ. Если же все данные понятны и известны, то мысль пойдет по пути синтеза.

Сравнение – это установление сходства и различия между объектами познания. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их исполнительности, энергичности, компетентности и др.).

Сравнение является часто первичной формой позна­ния: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания.

Абстрагирование – выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. Например, рассматривая какие-нибудь предметы, можно выделить их форму, отвлекшись от их цвета, или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись от их формы.

В результате абстракции формируются понятия. Абстракция зарождается сначала в плане действия.

Обобщение — мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Выделяют 2 вида обобщений:
— синкретическое – простейшее обобщение, это группирование, объединение объектов на основе отдельного случайного признака;
— комплексное – группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям.

Конкретизация – это выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Это мыслительная операция, противоположная обобщению.

Например, хозяин пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с маком и яблочной начинкой.

Систематизация – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации – классификация, т.е распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, типов темперамента и т.д.).

а) беспричинных

б) корреляционных

в) причинно-следственных

г) все ответы верны

2. Мышление как процесс решения задач характеризуется в:

а) широком смысле

б) узком смысле

в) локальном смысле

г) все ответы неверны

3. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:

а) ассоциативной психологии

б) бихевиоризма

в) гештальтпсихологии

г) когнитивной психологии

4. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек (-ла):

а) бихевиоризм

б) психоанализ

в) гуманистическая психология

г) теория деятельности мышления

5. Теоретическое и практическое мышление различают по:

а) типу решаемых задач

б) по характеру обобщений

в) активности субъекта

г) ведущему анализатору

6. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «схватывания» структуры ситуации или задачи представляет coбой _______ мышление.

а) интуитивное

б) дискурсивное

в) аналитическое

г) все ответы неверны

7. Предположение, проект решения задач проявляется как:

а) интеллект

б) инсайт

в) эвристика

г) гипотеза

8. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ

б) синтез

в) обобщение

г) классификация

9. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ

б) синтез

в) обобщение

г) классификация

10. Теоретическое мышление как оперирование знаниями выражается в:

а) понятиях

б) суждениях

в) умозаключениях

г) все ответы верны

ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

В структуре познавательной деятельности человека особое место занимает воображение (или фантазия). При помощи этого психического процесса человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.

С помощью ощущений, восприятий, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессам, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы - образы воображения.



Работая над содержанием темы, следует иметь в виду, что образы фантазии могут быть реализованы, но могут остаться на уровне идеального (психического). Именно в этом их своеобразие. Ни одно живое существо не обладает фантазией, это исключительно человеческое свойство.

В психологии принято различать два вида воображения: воссоздающее и творческое.

Членение воображения на творческое и воссоздающее до некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Если ученый воссоздает по найденной кости скелет древнего животного, то он не только «расшифровывает» кость, но и комбинирует, по-новому сочетает имеющиеся знания, т. е. проявляет творчество. Если писатель силой творческого воображения создает неповторимый образ литературного героя, то элементы воссоздающего воображения в виде лиц, картин природы, взаимодействия персонажей представлены в полной мере.

При рассмотрении вопроса о способах создания новых образов отметить, что все они есть, по сути, результат аналитико-синтетической деятельности мозга (что роднит воображение с мышлением). Проблема развития воображения это отчасти проблема обучения созданию образов воображения: агглютинации, схематизации, типизации и т.п.



Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче (например, создание художником картины на определенную тему или работа ученика на уроках истории, географии), а также в процессе непреднамеренного, нецеленаправленного воображения (свободное тече­ние образов во время отдыха, в случайных ситуациях и по случайному поводу).

Дело в том, что мышление направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений. Мышление как бы «вычерпывает» знания из предметов, явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно тогда, когда есть достаточно сведений или их можно добыть путем различных логических операций. А если этих сведений мало, если их пока и добыть невозможно, тогда помогает творческое воображение. Оно предлагает недостающие сведения, при его помощи создаются пропущенные звенья, увязываются факты в систему. Эти факты и вся система служат временно, до тех пор, пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними.

Следует отметить, что роль творческого воображения не во всех областях человеческой деятельности одинакова. Например, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве, так как ученому приходится иметь дело с большей степенью определенности, чем писателю.

Вопросы для изучения по теме:

1. Природа и своеобразие воображения как познавательного процесса.

2. Своеобразие образов воображения.

3. Виды воображения.

4. Мечта как особый вид воображения.

5. Приемы создания образов воображения

6. Познание, творчество, личность.

Литература

  1. Брунер Дж. Психология познания. М: Прогресс, 1977.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  3. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.,1989.
  5. Рибо Т. Анализ воображения. Интеллектуальный фактор. (Эмоциональный фактор) Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III.Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1998. с.461-463, 478-482.
  6. Гибсон Дж. Связь между воображаемым и воспринимаемым. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III.Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1998. с.466-467.
  7. Найсер У. Воображение и память. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III.Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1998. с.468-470.

Глоссарий

Воображение – психический процесс, выражающийся: 1)в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2)в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3)в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4)в создании образов, соответствующих описанию объекта.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТА­ВЛЕНИЯ - представления о прост­ранственных и пространственно-вре­менных свойствах и отношениях: вели­чине, форме, относительном располо­жении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации прост­ранственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятель­ности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схе­мы, символической записи и т. п.). По содержанию пространственные представления подразделяются на представления единич­ных объектов или их изображений (образ чертежа) и (образ радиотехнической схемы, структурной химической формулы и т. п.). По способу создания пространственные представления раз­личаются в зависимости от характера творческой активности человека, на­правленной на преобразование ранее полученных образов. Хорошее разви­тие Пространственные представления. является необходимой пред­посылкой научно-технической, изобра­зительно-художественной, спортивной и многих др. видов деятельности, свя­занных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.

Тесты для самопроверки

9. Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется …
понятием
суждением (*ответ к тесту*)
умозаключением
рассуждением
10. Центральной особенностью допонятийного мышления (по Ж.Пиаже) является…
эгоизм
эгоцентризм (*ответ к тесту*)
логичность
использование понятий
11. Конвергентное и дивергентное мышление выделил
П. Торенс
Дж. Гилфорд (*ответ к тесту*)
Ж. Годфруа
Ж. Пиаже
12. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как …
анализ
синтез
обобщение (*ответ к тесту*)
классификация
13. Умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как …
ширина
глубина
самостоятельность (*ответ к тесту*)
гибкость
14. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется такое качество мышления, как…
широта
глубина (*ответ к тесту*)
самостоятельность
гибкость
15. Теоретическое и практическое мышление различают по …
типу решаемых задач (*ответ к тесту*)
характеру обобщений
активности субъекта
ведущему анализатору

Ответы:

Правильные ответы к тесту выделены Тест прошел проверку