К какой группе живых организмов относится человек. К какой же группе млекопитающих существ можно отнести человека? Основные признаки млекопитающих

У самок млекопитающих в период вскармливания детенышей появляется молоко. Оно выделяется из особенных желез, которые так и называют: молочные. Для новорожденных млекопитающих это пища, но у каждого вида она имеет свои особенности. Например, в молоке белковых соединений примерно в 10 раз больше, чем молоке коровы. В зоологии есть особое подразделение, занимающееся изучением именно млекопитающих. Это териология. Так как люди тоже вскармливают грудных молоком, то и они относятся к этому живых существ. Помимо вскармливания, человек имеет и другие особенности, характерные для всего класса млекопитающих.Важной их особенностью, которая особенно сильно выражена у людей, является развитый передний мозг и мозжечок. У большинства видов этого класса мозг сложно, имеет множество извилин и складок, а чем их больше и чем сложнее они организованы, тем более разнообразным может быть поведение животного. Развитая периферическая нервная система позволяет млекопитающим быстро на внешние раздражители. Для них также характерно бинокулярное зрение, то есть картина в мозге формируется на основе изображения с обоих глаз, в отличие, например, от птиц, которые видят двумя глазами по отдельности.Такие особенности, как дыхание посредством легких и наличие четырехкамерного сердца, являются общими для млекопитающих. Большинство из них имеет волосяной покров, необходимый для поддержания постоянной температуры тела. Это теплокровные виды, и их средняя температура тела по классу составляет примерно 30 градусов. Исключениями являются киты и бегемоты, а также человеческий вид, которого защищают себя теплой одеждой. Млекопитающие – удивительный , его виды очень разнообразны. Некоторые из них , другие живут на земной поверхности, немало и таких, кто проводит большую часть жизни под землей. Они не слишком похожи друг на друга. Всего в настоящее время среди млекопитающих имеется 20 отрядов существующих животных, еще чуть больше 10 отрядов являются вымершими. Гоминиды, к которым относятся люди, это отряд млекопитающих приматов. Помимо современного человек а, Homo sapiens, к гоминидам относятся неандертальцы, питекантропы и некоторые виды людей, например, австралопитеки.

Источники:

  • Млекопитающие в словарях

Вопрос «Почему люди не летают, как птицы?» интересовал не только героиню Островского. В строгом научном смысле задавались им и такие ученые, как Леонардо да Винчи, и бесстрашные исследователи, как Отто Лилиенталь. Но современная наука может, наконец, ответить на него с достаточной точностью.

Инструкция

Полет - основной способ передвижения для большинства птиц. Именно приспособленность к полету в первую очередь отличает их от всех остальных позвоночных. Даже те птицы, которые в ходе эволюции вернулись на землю, сохранили в своей анатомии множество черт, характерных для покорителей воздуха.

Обычно различают активный, или машущий, полет и пассивный, или парящий. Внутри этих основных разновидностей существует множество других, например, машущий полет может быть хлопающим, как у отряда куриных, вибрирующим, как у колибри, волнообразным, как у , и т.д. Парение, в свою очередь, бывает статическим или динамическим.

Активный полет требует от организма огромных затрат сил и энергии, причем эти затраты очень сильно возрастают с увеличением размера птицы. Однако самая известная летающая - вымерший аргентавис - достигала, как полагают некоторые, массы в 60-80 килограммов, то есть не уступала среднему . Иными словами, один только размер тела не мог бы служить препятствием к тому, чтобы человек был способен к машущему полету.

Рельефом называют совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размеру, возрасту и происхождению. Рельеф Земли очень разнообразен: огромные пространства суши и впадины океанов, необъятные равнины и горные хребты, глубокие ущелья и высокие холмы.

Главное отличие сумчатых млекопитающих от других зверей заключается в развитии их зародышей. Сначала зародыш находится в теле матери, затем на свет появляется крохотное беспомощное существо. После рождения детеныш перемещается в сумку к матери, прикрепляется к соску с молоком и уже там продолжает свое развитие. Самые известные сумчатые животные – кенгуру .

Плацентарные млекопитающие – это животные, у которых есть плацента – специальный орган, в котором находится и развивается плод до рождения. Именно этот способ развития зародыша считается наиболее совершенным. К плацентарным млекопитающим относятся собаки, кошки, тигры, львы, дельфины и люди.

Основные признаки млекопитающих

К основным характеристикам млекопитающих, отличающим их от рыб, птиц и земноводных, относятся наличие волосяного покрова и вскармливание детенышей молоком. Все самки этой группы зверей имеют на теле молочные железы, которые после родов наполняются питательной жидкостью, которой впоследствии питается молодая особь. К числу других отличительных признаков млекопитающих также можно отнести наличие диафрагмы, отделяющей легкие и сердце от пищеварительного тракта, и нижней челюсти, состоящей из одной кости.

Но наиболее важным признаком млекопитающих является высокоразвитый мозг и гибкая система поведения. Это означает, что в одних и тех же две особи одного и того же вида могут вести себя по-разному, полагаясь на прошлый опыт и размышления. Становится понятно, именно в классе млекопитающих появился вид Homo Sapiens – Человек Разумный.

Появление млекопитающих

Согласно научным исследованиям, древнейшие млекопитающие появились еще в эпоху динозавров. Тогда они имели маленькие размеры и походили на звероподобных рептилий. Поскольку ученые-археологи работают с окаменелостями, в их распоряжении есть только скелеты древних животных, из-за чего сложно точно установить, на каком именно этапе своего развития эти животные обросли шерстью и начали вскармливать детенышей молоком. На данный момент принято считать, что первые млекопитающие появились около 200 миллионов лет назад.

Данный урок раскрывает сущность понятия - "Человек - разумный" с помощью нетрадиционных дидактических приемов, позволяет определить отличие человека от животного и показать непохожесть между людьми, развивает умение сопоставлять факты на базе имеющегося жизненного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человек разумный – часть природы.

Тема: Про тебя.

Цели: повторить признаки живой природы; ввести понятие «живые существа» или «живые организмы»;

Выяснить, чем человек отличается от других живых существ;

Установить признаки сходства и отличия людей друг от друга;

Развивать умение анализировать и обобщать.

Оборудование: два листа бумаги, тушь, салфетки для рук, цветные карандаши, карточки.

Ход урока

  1. Сообщение темы урока.

Вы знаете, что природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

На какие две группы делят природу? (на живую и неживую)

Чем отличается живая природа от неживой?

Признаки живой природы:

*живые организмы рождаются.

*питаются

*дышат

*растут

*развиваются

*размножаются (оставляют потомство)

А какое место в природе занимаем мы – люди? (Человек – это живой организм и относится к живой природе. Он дышит, питается, развивается, у него рождаются дети.)

Докажите.

А к какой группе животного мира относится человек?

«Давайте приглядимся к человеку, а значит, и к себе. Человек – часть живой природы. Все живое растет. Я тоже расту, но я все-таки не растение. С раннего детства я ношу шляпки, но я, конечно, не гриб. Видимо я отношусь к животным. Меня родила мама, выкормила молоком. На моей коже есть волоски. Значит, я – млекопитающее»

(Млекопитающее. Человека родила и выкормила молоком мама. Тело человека покрыто волосками. Следовательно, человек – млекопитающее)

Тема нашего урока – «Про тебя» Это первый урок раздела «Человек разумный – часть природы».

2. Работа над темой урока.

И все же человек отличается от растений, грибов и любого неразумного животного. В чем же самое главное отличие человека?

(Человек отличается от других существ, живущих на Земле, тем, что он существо разумное! Только он может читать, писать, считать, рисовать, сочинять стихи. Только человек может делать то, что нужно другим живущим на Земле, даже создавать то, чего не создала природа.)

Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о разумной деятельности человека на Земле. Приведите свои примеры. (с . 50-51 )

(Люди прокладывают дороги, выводят новые породы животных, работают на компьютерах, учат детей в школе)

Чем похожи люди между собой?

(черты лица, части тела, характер и т.д.)

Рассмотрите рисунки в уч. с. 45 . Назовите основные части тела человека. (Голова, шея, туловище (грудь, живот), верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).)

Работа в тетради. С. 34 № 48.

Физминутка.

Какой вывод можно сделать? Внешнее строение у людей одинаковое.

Как можно отличить одного человека от другого? (Люди отличаются друг от друга ростом, весом, цветом кожи, глаз, волос, формой носа и ушей)

У людей по-разному развиты физические качества: сила, выносливость, ловкость, гибкость. Люди отличаются добротой, честностью, трудолюбием, аккуратностью, вежливостью, отзывчивостью. Одни хорошо запоминают стихи, другим это дается с трудом. И думают и фантазируют люди по-разному.

3. Игра «Снежинка», которая показывает, что все думают и действуют по-разному.

1. Взять листок бумаги.

2. Сложить его вдвое.

3. Оторвать верхний правый угол.

4. Снова сложить бумагу вдвое.

5. Оторвать верхний правый угол.

6. Снова сложить бумагу вдвое.

7. Оторвать верхний правый угол.

8. Снова сложить бумагу вдвое.

9. Оторвать верхний правый угол.

10. Развернуть листок бумаги.

Обратите внимание на то, как по-разному выглядят листы бумаги. Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? (Нет)

Почему? (Потому что все выполняли инструкцию учителя) Почему листки так надорваны по-разному? (Потому что каждый истолковал по-своему, что такое правый угол свернутого листа бумаги)

Работа в тетради. С. 35 № 50.

На свете не существует двух людей, даже близнецов, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. Чаще всего встречаются три основные группы рисунков – дуга, завиток и петля. Давайте попробуем сделать отпечатки своих пальцев. Рассмотрите узоры своих пальчиков и пальчиков соседа. Попробуйте определить, к какой группе они относятся.

Чтение последнего абзаца на с. 47

4. Органы чувств.

Как бы люди ни отличались друг от друга, у них у всех одинаковые органы чувств. Каково их назначение? (У человека пять органов чувств: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания)

Загадки: Живет мой братец за горой. Не может видеться со мной.(глаза)

Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей? (нос)

Две куколки на кровельке сидят. (уши)

С помощью какого органа чувств вы сможете распознать свои отпечатки пальцев? (С помощью зрения)

Приведите примеры, как еще при помощи органов чувств вы можете познавать окружающий мир?

А как животные получают информацию об окружающем мире? (При помощи органов чувств)

А есть отличие в познаниях окружающего мира у человека и животного? (Человек может получать информацию из книг и интернета)

5. Сходство и отличие человека и животных.

Чем человек похож на разных животных и чем отличается?

Рассмотрите таблицу. Отметьте признаки и умения животных, которыми обладает и человек.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Насекомые

Птицы

Млекопитающие

Я - ___________.

6. Итог урока.

Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? Умеют ли животные читать, писать, сочинять стихи и рисовать? Придумали ли они цифры, буквы, ноты?

Могут ли изобретать самолеты, автомобили, корабли?

Изготавливают ли инструменты для строительства своих жилищ?

(Человек сильно отличается от животных. Он создает то, чего нет в природе. Изобретает. Умеет устно и письменно излагать свои мысли)

7. Домашнее задание . Т. с. 34 № 47. Уч. с.43-48.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами.

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики.

Насекомые

Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.

Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом.

Птицы

Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.

Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком.

Млекопитающие

Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке.

2) Вставьте пропущенные в тексте слова.

Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.

Я - ___________.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами.

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики.

Насекомые

Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.

Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом.

Птицы

Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.

Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком.

Млекопитающие

Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке.

2) Вставьте пропущенные в тексте слова.

Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.

Я - ___________.



Урок Окружающего мира
2 класс
Образовательная система «Гармония»

Тема: Человек – часть живой природы
Тип урока: урок – исследование

Составила: Учитель начальных классов высший категории МОУ СОШ № 94
Макутина Людмила Павловна

Цели:
1. Узнать к какой части природы относится человек, находя доказательные подтверждения сходства и отличия человека с животными, с млекопитающими;
2. Воспитывать способность к творчеству;
3. Воспитывать доброе и вежливое отношение к окружающему миру;
4. Развитие самоценной личности (через работу в группах).

Оборудование:
Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Автор Поглазова О.Т.
Карточки – таблицы для каждой группы.
Набор карточек с названиями отличительных признаков и названий действий групп животных.
Опорные схемы для наблюдений за погодой и фенологических наблюдений.
Слайды для урока в программе Microsoft Power Point.

Ход урока:

1. Орг. Момент
2. Минутка календаря.
Группа дежурных синоптиков рассказывает по опорным схемам о погоде:

3. Актуализация знаний.
- Мир, который нас окружает, состоит из множества предметов. Вспомним, на какие группы можно разделить все предметы. (См. приложение. Слайды 1- 4).
Дети выбирают предмет и называют группу – изделие, живая природа, неживая природа. На слайдах идёт проверка.
4. Подведём итог: Окружающий мир делится на группы – изделия и природа.
(Слайд 5). Чем же отличаются изделия от предметов природы? (Изделия сделаны руками человека).
Природа бывает живая и неживая. А чем предметы живой природы отличаются от предметов неживой природы? (Слайд 6)

5. Постановка цели урока
- Отгадайте ребус. (Слайд 7)
-Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? (о человеке)
- Сегодня мы постараемся определить, где находится человек. К какой группе вы отнесёте человека? (дети доказывают, что человек не изделие, и к неживой природе его тоже нельзя отнести).

6. Постановка цели исследования.
- Сегодня на уроке вы постараетесь доказать или опровергнуть гипотезу «Человек – часть живой природы».
А какие группы живой природы вы знаете? (Слайд 8) К какой группе можно отнести человека? Вы сравните отличительные признаки и умения человека с четырьмя группами животных: рыбы, птицы, звери, насекомые. (Слайд 9)
7. Работа в группах.
Класс делятся на группы. Каждая группа получает таблицы. Затем один ученик из каждой группы выбирает для таблицы нужные карточки.
Задание: Выберите для каждой таблицы карточки с отличительными признаками и умениями для каждой группы, сравните с отличительными признаками и умениями человека. Результаты занесите в таблицу. В учебнике есть пословицы: прочитайте их и выберите одну, подходящую для вашей группы. Объясните, когда мы так говорим.

8. Отчёты групп.
Каждая группа отчитывается по выполненному заданию. Результаты дети просматривают на слайдах. Учитель при отчетах отмечает результаты на слайдах во время просмотра. (Слайды 10-13). Каждая группа делает вывод о том, что у человека и животных есть как общие признаки, так и отличительные черты и умения. Значит, человека нельзя отнести ни к одной группе животных.

9. Вывод по исследованию и подведение итогов урока.
Дети делают вывод о том, что человека нельзя отнести ни к одной из групп животных, но, так как у человека очень много общего с животным миром, делается вывод: «Человек - часть живой природы». (Слайд 14)
- Итак, мы с вами подтвердили или опровергли гипотезу «Человек – часть живой природы».

1. Термин экология ввел 2. основатель биогеографии 3. Раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых организмов между собой и с неживой природой.4. в

качестве самостоятельной науки экология начала развиваться 5. направление движения естественому отбору диктует 6. Факторы окружающей среды, воздействует на организм 7. Группа экологических факторов, обусловоенная влиянием живых организмов 8. Группа экологических факторов, обусловленна влинием живых огранизмов 9 . Группа экологических факторов,обусловленная влиянием неживой природы 10. Фактор неживой природы, дающий толчок сезонным изменениям в жизни растений и животных. 11. способность живых организмов именть свои биологичекие ритмы в зависимости от длины светогого дня 12. Самый значимый ддля выживания фактор 13. Свет, химический состав воздуха, воды и почвы, атмосферное давление и температура относяться к факторам 14. строительство железных дорог, распашка земель, создание шахт относяться 15. Хищничество или симбиоз относятьс к факторам 16. растения длинногодн обитают 17. растения короткого дня обитания 18.растени тундры относяться 19.РАстения полупустынь,степей и пустынь относяться 20. Характерный показатель популяции. 21. Совокупность всех видов живых организмов, населяющих определенную территорию и взаимодействующих между собой 22. Наиболее богатая видовым разнообразием экосистема нашей планеты 23. экологическая группа живых организмов, создающих органические вещества 24. экологичская группа живых организмов,потребляющиз готовые органические вещества, но не проводящих менерализации 25. экологическая группа живых организмов,потребляющих готовые органические вещесва и спосбствующих полному превращению их в минеральные вещества 26 . полезной энергии на следующий трофический(пищевой) уровень переходит 27 . консументы I порядка 28. консументы IIили III порядка 29. мера чувствительности сообществ живых организмов к изменениям определенных условий 30.способность сообществ (экосистем или биогеоценозов) полдерживать свое постоянство и противостоять извенению условий окружающей среды 31. низкая способность к саморегуляции, видовое разнообразие, использование дополнительных источников энергии и высокая продуктивность характерны для 32. искусственный биоценоз с наибольшей интенсивностью обмена веществ на единицу площади. с вовлечением круговорот новых материалов и выдежением большого количества неутилизируемых отходов характерны для 33. пахотными землями занято 34. города занимают 35. оболочка планеты, заселенная живыми организмами 36. автор учени о биосфере 37. верхняя граница беосферы 38. граница биосферы в глубинах океана. 39 нижняя граница биосферы в литосфере.40 . международная неправительственная организации, созданная в 1971 году, совершабщая наиболее действенные акции в защиту природы.