Опрос по социологии. Сплошные и выборочные

Социологический опрос - это метод сбора первичной социологической ин­формации об изучаемом объекте по­средством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуе­мых респондентами. Основу социологического опроса со­ставляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и рес­пондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекаю­щих из цели и задач исследования.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологи­ческих исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группо­вого, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практи­чески 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступ­ных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изу­чаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

Социологический опрос в отличие от других методов сбора соци­ологической информации позволяет "уловить" через систему форма­лизованных вопросов не только акцентированные мнения респон­дентов, но и нюансы, оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступ­ным методом сбора первичной социологической информации. В са­мом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода де­лают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с дру­гими методами социологических исследований. Однако эта простота

и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблю­дение определенных требований.

К основным условиям опроса (что проверено практикой социоло­гических исследований) относятся: 1) наличие надежного инструмен­тария, обоснованного программой исследования; 2) создание благо­приятной, психологически комфортной обстановки опроса, что да­леко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих; 3) тщательная подготовка социологов, которые долж­ны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих рес­пондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом со­ставления анкет по социологически корректным методикам, позво­ляющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.

Соблюдение указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами социологического опроса. В социологии принято различать опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прес­совые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и др. (табл. 7).

В практике социологических исследований наиболее распростра­ненным видом опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социоло­гической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и прово­дится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашивае­мых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фак­тах и социальной деятельности. Начинается он, как правило, с фор­мулировки программных вопросов, "перевода" поставленных в про­грамме исследования проблем в вопросы анкеты, с формулировкой, исключающей различные толкования и доступной пониманию опра­шиваемых.

В социологии, как показывает анализ, чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный.

Таблица 7

Классификация видов социологического опроса

Основание классификации

Виды опросов

Степень охвата генеральной

совокупности

Индивидуальные

Выборочные

Сплошные

Способ коммуникации между

респондентом и социологом

Анкетные

Интервью

Почтовые

Телефонные

Прессовые

Степень формализации

Свободные

Формализованные

О фактах, событиях

О поведении людей

О внутреннем мире людей

Опросы индивидуумов

Тип респондентов

Групповые (социометрические)

Экспертные

Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой оп­рашивается все население страны. С началаXIX в. переписи насе­ления регулярно проводятся в европейских странах, а сегодня они используются практически повсеместно. Переписи населения дают бесценную социальную информацию, но чрезвычайно дороги - даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь один раз в 10 лет. Сплошной анкетный опрос, таким образом, охваты­вает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо социальной общности или социальной группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Однако есть и более мелкие, на­пример персонал фирмы, участники афганской войны, ветераны ВОВ, жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объек­тах, он также называется сплошным.

Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более эконо­мичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя тре­бует изощренной методики и техники проведения. Его основа - вы­борочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной. Генеральной совокупностью считают все насе­ление страны или ту его часть, которую социолог намеревается

изучить, а выборочной - множество людей, опрашиваемых социо­логом непосредственно. В сплошном опросе генеральная и выбороч­ная совокупности совпадают, а в выборочном - расходятся. Напри­мер, Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тыс. чел. и получает достоверные данные обо всем населении (ошибка не пре­вышает нескольких процентов). Генеральную совокупность опреде­ляют в зависимости от целей исследования, выборочную - матема­тическими методами. Так, если социолог намеревается взглянуть на выборы Президента Украины 1999 г. глазами его участников, то в генеральную совокупность войдут все жители Украины, имеющие право голоса, но опрашивать ему придется небольшую часть - вы­борочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается такого прави­ла: любой выборщик независимо от места жительства места работы, состояния здоровья, пола, возраста и других обстоятельств, затруд­няющих доступ к нему, должен иметь одинаковую возможность по­пасть в выборочную совокупность. Социолог не имеет права опра­шивать специально подобранных людей, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Правомерны вероятностный ме­ханизм отбора и специальные математические процедуры, обеспечи­вающие наибольшую объективность. Считается, что случайный ме­тод - наилучший способ отбора типичных представителей гене­ральной совокупности.

Необходимо отметить, что искусство анкетного опроса состоит в правильной формулировке и расположении задаваемых вопросов. Первым к научной постановке вопросов обратился древнегреческий философ Сократ. Совершая прогулки по улицам Афин, он в устной форме излагал свое учение, подчас ставя прохожих в тупик своими хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом помимо со­циологов пользуются журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же отличается социологический опрос от опросов, проводимых дру­гими специалистами?

Первая отличительная особенность социологического опроса - ко­личество опрашиваемых. Специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. По­чему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то узна­ют его личное мнение. Журналисту, интервьюирующему эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента, следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно, посколь­ку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубежде­ния, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически, взаимно погашаются. В результате со­циолог получает усредненную картину социальной реальности. Оп­росив, например, 100 менеджеров, он выявляет среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической ан­кете не требуется указывать фамилию, имя, отчество и адрес: она анонимна. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная особенность социологического опроса - достоверность и объективность получаемой информации. Эта осо­бенность фактически связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные ма­тематически. А усредняя разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели журналист. Если строго соблю­дены все научно-методические требования, эту информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья особенность социологического опроса заключается в са­мой цели опроса. Врач, журналист или следователь не стремятся к обобщенной информации, а выясняют то, что отличает одного чело­века от другого. Конечно, все они добиваются правдивой информа­ции от опрашиваемого: следователь - в большей степени, журна­лист, которому заказали сенсационный материал, - в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогаще­ние науки, выяснение научной истины. Между тем полученные соци­ологом данные (например, о закономерностях связи труда с отноше­нием к работе и формой досуга) освобождают его коллег-социологов от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвер­дилось, что разнообразный труд (например, руководителя-менед­жера) предопределяет разнообразный досуг, а однообразный труд (например, рабочего на конвейере) связан с однообразным, бессо­держательным времяпрепровождением (выпивкой, сном, просмот­ром телепередач), и если такая связь теоретически доказана, то мы получаем научный социальный факт, универсальный и всеобщий. Однако журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворяет, поскольку им нужно раскрыть индивидуальные особен­ности и отношения.

Анализ публикаций, содержащих результаты социологических ис­следований, показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологическо­го опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой - проводившиеся издав­на статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило накопить огромный и уникальный опыт. Во-вторых, ме­тод опроса отличается относительной простотой. Поэтому именно ему нередко отдается предпочтение в сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой связи метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с социо­логической наукой вообще. В-третьих, метод опроса обладает опре­деленной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д. В-четвертых, метод опроса можно эффек­тивно применять при проведении как крупномасштабных (между­народных, общенациональных) исследований, так и для получения информации в малых социальных группах. В-пятых, метод социоло­гического опроса весьма удобен при количественной обработке по­лученной с его помощью социологической информации.

Метод социологического наблюдения

Надежда Доманова Бюллетень Московского ИСАР, №8, 1999

Существует мнение о простоте и удобстве социологических опросов. Действительно: захотят власти вырубить рощу в микрорайоне, поставить гаражи на месте детской площадки , построить новое предприятие или полигон по захоронению отходов - можно провести опрос местных жителей и получить оружие для противостояния властям, не считающимся с мнением населения. Результаты анкетирования могут помочь и при планировании просветительской деятельности, и в работе по привлечению кадров, и в других видах деятельности . Одним словом, социологические опросы могли бы быть полезным инструментом в работе НПО. Однако представление о простоте подготовки и проведения опросов ошибочно.

Как правильно провести социологический опрос, чтобы его результаты имели вес, как избежать распространенных в этом деле ошибок?

Многие с большой легкостью берутся за социологические опросы, считая это несложным делом.

И часто либо получают данные, которые нельзя нормально обработать, либо оформляют все таким образом, что сведущий в этом деле человек легко докажет некомпетентность проводивших опрос.

Зачастую при составлении вопросов куда-то пропадает здравый смысл. Например, широко распространено анкетирование среди слушателей различных обучающих семинаров, где задается прямой вопрос о степени профессионализма преподавателя или консультанта на семинаре. Вопрос совершенно бессмысленный: если респондент нуждается в консультации и обучении, то ему сложно оценить степень профессионализма преподавателя.

За сложные многоплановые исследования без специалистов лучше не браться. Но несложное анкетирование с небольшим количеством вопросов, требующих простых, однозначно трактуемых ответов типа "да-нет", "за-против", вполне может быть проведено и НПО.

Берясь за социологический опрос, необходимо обеспечить его надлежащее проведение и оформление. Чтобы вас не обвинили в некомпетентности, в манипуляциях или клевете, опрос обязательно нужно проводить по принятой в научной среде методике. Всегда следует помнить, что вы проводите исследование, на которое распространяются общие требования к научной работе: тому, кто будет знакомиться с вашими данными, должна быть ясна проблема, методика исследования, результаты и способ их обработки. Только тогда может идти речь о квалифицированной работе.

Например, написать, что 90 процентов опрошенных жителей дома против вырубки деревьев во дворе, недостаточно. Неизвестно ведь, кого вы опросили. Может быть, 10 пенсионеров с трех лавочек. Тогда эти данные не отражают разброс мнений всех жителей дома. Ваша позиция будет очень уязвима именно потому, что не обоснована и не описана методика опроса.

Как же нужно проводить опрос, чтобы его результаты были достоверны и имели вес для окружающих?

Социологический опрос мало хорошо провести, его нужно соответствующим образом оформить, чтобы защититься от обвинения в голословности и некомпетентности. Итоговый документ должен состоять из описания гипотезы опроса, текста анкеты, описания полученных результатов, выводов. Остановимся подробнее на гипотезе, поскольку именно она определяет все последующие этапы и результаты работы.

Гипотеза - это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается также выбор аудитории, указываются ожидаемые результаты. В ходе написания гипотезы вы заранее детально продумываете все этапы будущего исследования. Это поможет избежать неприятных неожиданностей на стадии обработки данных.

Для примера возьмем какую-нибудь проблему, "лежащую на поверхности" и многим знакомую. Мы ходим по улице, тут и там видим собачьи кучи. По этому поводу возмущаются некоторые граждане. Этим недовольны чиновники, отвечающие за городское хозяйство . Они не могут найти решение проблемы, поэтому ужесточают меры против владельцев животных, ссылаясь на общественное мнение: негодующие граждане требуют, мол, наведения порядка.

Ваша общественная организация добивается, чтобы проблема была решена не за счет резкого сокращения численности собак в городе и ужесточения мер против их владельцев. У вас есть основания полагать, что "повальное негодование граждан" по поводу куч - выдумка чиновников, оправдывающих свои действия. Вы решаете выяснить общественное мнение: провести социологический опрос и узнать действительную степень возмущения населения.

Готовя любой опрос, надо помнить, что абсолютно объективных результатов здесь не бывает, потому что логика вопросов всегда будет отражать представления и позицию авторов анкеты, определяться их целями. Респонденты при этом не могут навязать своей логики. Если спросить у человека, существует ли проблема собачьих куч, то он вполне может ответить отрицательно. Но если начать сразу выяснять его отношение к проблеме, то она автоматически признается существующей. Человек не будет иметь возможности задуматься, есть ли проблема, а будет скорее всего покорно размышлять о том, как он к ней относится и как ее решать,

Итак, вы начинаете с написания гипотезы опроса, в которой после формулировки проблемы, цели исследования, методики опроса и обработки собираемых данных обосновываете выбор аудитории, мнение которой вас интересует.

Обоснование выбора аудитории - очень важный момент работы. В гипотезе вы должны указать, мнение каких слоев населения и по какой причине вы будете узнавать. Имеет ли, например, смысл опрашивать бизнесменов, которые ездят на машинах, не выгуливают детей и собак и вообще ногами на газоны не ступают? Считаете ли вы нужным опрашивать специалистов типа дворников, представителей администрации и городских служб? С одной стороны, для разработки законов и распоряжений по поводу выгула собак их мнение знать необходимо, с другой - вы можете посчитать это мнение предвзятым.

Опрос может быть сплошным, тогда вы пишете в гипотезе, что для получения наиболее объективного результата следует обойти все квартиры всех домов вашего района. Правда, тут же встанет вопрос, сколько на это потребуется людей и средств. Сплошной опрос стоит очень дорого и возможен только, когда у вас не более одного-двух вопросов, и на них могут ответить из-за закрытой двери или по телефону.

Можно опрашивать не всех поголовно, а выбрать представителей разных слоев населения и работать с ними. Но нужно обосновать репрезентативность этой выборки. Предположим, вы поняли, что в опросе вас интересует мнение семей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вы можете опрашивать не все семьи, а, скажем, 50% из них. В гипотезе нужно привести данные по количеству таких семей в районе опроса, надо узнать адреса этих семей и посетить каждую вторую квартиру из этого списка. Или опрашивать родителей в детских садах и поликлиниках. Следует обозначить также, будете ли вы опрашивать каждого члена семьи, или кого-то одного, только родителей (без бабушек и дедушек), тех, кто гуляет с детьми, или кто подвернется...

Понятно, что чем больше количество опрошенных и чем лучше учтены всевозможные нюансы опроса, тем более статистически достоверны его результаты. Но в жизни все определяется реальными возможностями данной исследовательской группы: человеческими, временными и материальными ресурсами.

Мало теоретически выбрать аудиторию, нужно не ошибиться и опросить именно ее. И учесть, что в зависимости от времени и места опроса респондентами окажутся вполне определенные социальные группы, а не "среднестатистические граждане".

Поэтому для обоснования достижимости аудитории опроса в гипотезе должны быть указаны время и места опроса. Если это будет происходить по утрам, то вы столкнетесь с пенсионерами и домохозяйками. Если вы будете ходить по квартирам в вечернее время, значит, сможете опросить работающих членов семьи, но упустите большую часть молодежи, которая вечерами дома не сидит. Детей можно опрашивать в школе, а также раздавать анкеты на дом, чтобы на вопросы ответили и родители. Если вы будете стоять на улице и опрашивать прохожих, то в зависимости от времени суток мимо вас будут проходить очень разные слои населения, поэтому утром вы получите совсем иную картину мнений, чем вечером. Во дворе спектр основных ответов будет иной, чем на улице. Если вы будете опрашивать пенсионеров с собаками, получите один расклад, без собак - совершенно другой. Все это учитывается в гипотезе, где подробно объясняется: кого, когда и где вы опрашиваете и почему именно их.

Составление анкет - очень ответственный этап исследования. В гипотезе следует четко аргументировать, для чего задаются именно эти вопросы.

При составлении анкеты всегда необходимо представлять себе, как она будет обрабатываться. Анкеты бывают открытые и закрытые. В закрытых на поставленный вопрос дан спектр готовых ответов, из которых опрашиваемый должен выбрать и отметить один. Такую анкету обрабатывать удобнее всего. Когда можно отмечать несколько ответов сразу, обработка становится гораздо сложнее, потому что приходится искать корреляцию между ответами. Проще всего в обработке закрытая анкета с небольшим количеством вопросов при разрешении отмечать только один ответ по каждому. Например, вы спрашиваете: "Как вы относитесь к собакам?". Варианты ответов: "1. Я их люблю; 2. Я к ним равнодушен; 3. Я их не люблю". После обработки тысячи анкет вы сможете четко сказать, сколько человек из тысячи опрошенных любят собак, сколько равнодушны, сколько не любят. Если добавить к ответам еще два: "Я их безумно люблю" и "Я их терпеть не могу", то можно уже построить шкалу отношений респондентов к собакам. Но не только: так как две крайние степени отношения к собакам наиболее конфликтны, можно косвенно выяснить потенциальную агрессивность аудитории в случае принятия радикальных мер по разрешению проблемы.

В нашем случае очень важно выяснить, есть ли у респондента собака, поскольку человек, имеющий собаку, скорее всего, будет спокойнее и лояльнее относиться к кучам как своей, так и чужой собаки. В гипотезе так и должно быть написано: мы предполагаем, что люди, содержащие собак, спокойнее относятся к кучам, а наиболее агрессивно настроены домохозяйки, имеющие детей и не имеющие собак, потому что они больше боятся болезнетворных микробов и больше времени проводят на улице и видят эти кучи. А также пенсионеры, собак не имеющие и резко реагирующие на любое нарушение их покоя. Такое предположение и называется "ожидаемыми результатами".

Подводя итоги, можно будет четко сказать, что, например, из сорока владельцев собак к проблеме собачьих куч лояльно относятся 97,5%, а из сорока не имеющих собак людей лояльно относятся 20% домохозяек и 5% пенсионеров, и, следовательно, гипотеза подтвердилась. Если же она не подтвердится - это тоже отмечается.

Можно еще ограничиться выяснением отношения к самим кучам. Можно еще выяснить, какое решение проблемы опрашиваемого удовлетворит. А также что он может предпринять, чтобы проблема была решена, и на что готов пойти, если она решена не будет. Все это - отдельные вопросы, и каждый из них обосновывается в гипотезе. Вы должны продумать весь спектр вопросов, которые следует задать по этой проблеме, а также возможные варианты ответов. Для этого необходимо саму проблему хорошо изучить.

В открытых анкетах респонденту предоставлена возможность самому сочинять ответ. Если вы спросите об отношении к собакам в такой анкете, то вполне можете получить ответы вроде: "у меня живет три собаки, столько с ними проблем, а кормить уж и не знаю чем, так все стало дорого". Такие анкеты очень сложны в обработке. Вы не сможете расклассифицировать ответы, и большая их часть пропадет без пользы. Часто на основании собранного таким способом материала пишут собственную интерпретацию общественного мнения, ничего общего с нормальной обработкой данных не имеющую. Открытую анкету можно использовать только в том случае, когда вы абсолютно уверены, что каждый респондент либо ответит "да" или "нет", либо перечислит несколько всем известных терминов (фамилий, названий и т. п.).

Применяются также полуоткрытые анкеты. В них вместе со спектром возможных ответов помещается строка для тех, кто захочет привести собственную формулировку: некоторых людей может раздражать запрограммированность их ответов. Эти анкеты оптимальны при пробных опросах по данной проблеме или опросах специалистов для выяснения возможных ответов, не учтенных авторами. Обрабатывать их труднее закрытых, однако они могут дать интересные, оригинальные дополнения к вашим вариантам. Бывают еще смешанные анкеты, содержащие как открытые, так и закрытые вопросы.

Очень многое зависит от характера вопроса. Есть вопросы прямые, подразумевающие только три варианта ответа: "да", "нет", "затрудняюсь ответить". Предположим, вопрос: нравятся ли вам собачьи экскременты? Понятно, что на поставленный таким образом вопрос вы получите 99 и 9 в периоде процентов ответов "нет". Так опрашивать очень удобно для санэпидемстанции, жаждущей запретить содержание собак в квартирах. Или вопросы типа "кусали ли вас когда-либо собаки", "считаете ли вы собак источником бешенства ". Такие вопросы в лоб совершенно дики на взгляд специалиста, который хочет разобраться в проблеме. Но именно так собирать общественное мнение - одно удовольствие, поскольку ответ вычисляется однозначно и обрабатываются анкеты очень просто. Чем глубже вы попытаетесь разобраться с помощью анкетирования в закономерностях общественного мнения, тем сложнее будет обработка мнений и исследование корреляции.

Анкеты бывают анонимные и персонифицированные. Часто опросы делаются анонимными, так как люди хотят, чтобы их фамилия и адрес нигде не фигурировали. Однако это не значит, что не следует отмечать пол, возраст, занятие человека. Именно занятие, профессию или социальное положение, а не место работы. Что именно будет выясняться о респонденте и зачем, также должно быть обосновано в гипотезе.

Если вам нужно получить ответ "да-нет", или чтобы человек ткнул пальцем в любимого кандидата, вполне эффективен телефонный опрос. Анкетирование по почте позволяет охватить огромное число людей. Однако даже при вложении конверта с обратным адресом возвращаются в лучшем случае 10-15 % анкет. Если раскладывать анкеты (уже в конверте с обратным адресом) по почтовым ящикам, возврат уже больше 30%. Но нужно помнить, что тут обычно отвечают активные пенсионеры и дети, для которых опрос - своеобразная игра. А также те, кого сильно задевает данная проблема, особенно если они настроены негативно. Остальная масса людей, которые работают, растят детей и внуков, бегают по магазинам, короче, заняты с утра до ночи, на такие вещи не реагирует и не отвечает.

Экспертный опрос - опрос специалистов в интересующей вас области. Он проводится либо для решения проблемы, либо перед опросом общественного мнения для проверки гипотезы. Он позволяет глубже изучить проблему и грамотно подойти к методике проведения широкого анкетирования; правильно сформулировать вопросы. Для этого бывает достаточно опросить 10-15 специалистов.

Для исследования была использована анкета, разработанная Кимберли Янг. В ней предложено 20 вопросов. Мною были добавлены вопросы 21-23 для выяснения популярности социальных сетей, возраста и пола опрашиваемых. Вопросы анкеты были распечатаны и предложены респондентам. Ответы оформлялись на отдельных листах. Часть опроса проводилась через систему «VKontakte». Исследование проводилось на основе квотной выборки по возрастному цензу:

1 группа – 14 лет

2 группа – 15 лет

3 группа – 16 лет

4 группа – 17 лет

5 группа – 18 лет и старше.

В каждой группе было опрошено от 25 до 32 человек. Всего 132 человека. Часть анкет не была обработана по ряду причин: нет ответов на все вопросы, ответы даны формально (например, все ответы «никогда»), даны ответы «да» или «нет». В обработке осталось 126 анкет. Все данные были внесены в таблицу. Обрабатывалась информация вручную. Общие данные формировались при помощи математического подсчета. После подсчета в таблице были определены:

Суммарное и процентное отношение ответов «иногда», «регулярно», «часто», «всегда»;

Возрастная группа, выделяющаяся своими ответами;

Не выбранные ни одной возрастной группой варианты ответов;

Наиболее популярные ответы.

В результатах анкетирования возможна погрешность. Причины ее появления:

Формальные ответы респондентов (по общей статистике таких бывает 2-5 %);

Все ответы были сгруппированы в зависимости от этапа и задачи исследования.

На первом этапе необходимо было провести проверку уровня зависимости от социальных сетей, выявление наиболее зависимой возрастной группы. Интернет и социальные сети являются предметом размышления многих. 64% респондентов отметили, что они утешают себя мыслями о посещении интернета или сети. Это подтверждается и ответами на 11 вопрос – 68% обнаруживают себя предвкушающими, как вновь окажутся в Интернете. В большинстве это подростки 14 лет. Только 40% не думают, о посещении сети и не планируют, чем они займутся в интернете. 45% считают, что жизнь без интернета часто скучна и безрадостна, а 55% выражают свою досаду, если их отвлекают от пребывания в сети, причем 3 подростков делают это всегда. Таким образом, можно сделать вывод – большинство опрошенных имеют зависимость от социальной сети, наиболее зависимая возрастная группа – подростки 14-15 лет.

На втором этапе исследования прошла проверка предпочтений виртуальной жизни реальной, выявление факторов подтверждающие эти предпочтения. Большинство респондентов отмечают, что иногда проводят больше времени онлайн, чем намеривались. Больше всего в онлайне проводят времени подростки 14 лет (88%). 38% опрошенных иногда пренебрегают домашними делами ради посещения социальной сети, 27% делают это крайне редко. Но, так или иначе, только 22% никогда не ставят посещение социальной сети на более важное место, чем домашние дела. 23% опрашиваемых не готовы променять общение с друзьями в реале на виртуальное. Но большая часть респондентов иногда виртуальное общение ставят на первое место. Это подтверждается и ответами на 4 вопрос – 63% легко заводят знакомства в сети. 59% выбирают встречу с друзьями, жертвуя посещением сети. Посетители сети не замечают, что страдают их учебные успехи и снижается работоспособность. Только 3% отметили, что интернет всегда мешает учебному процессу и снижает производительность труда. 72% респондентов готовы пожертвовать сном ради посещения сети, причем 15% делают это часто или всегда. 37% отметили, что могут испытывать нервозность и депрессию, если не находятся онлайн. Большое количество недовольных отсутствием возможности быть в сети среди подростков 14 лет. Таким образом, мы видим, что многие из анкетируемых пренебрегают реальной жизнью ради виртуальной, испытывают дискомфорт, если не находятся онлайн.

На третьем этапе исследования проведена проверка умения контролировать свое времянахождение в сети. 80% не могут во время выйти из сети, среди моих ровесников таких большинство. Очень сложно сократить время, проводимое в сети, справится с этой задачей всегда получается только у 37%. 62% опрошенных даже не скрывают количество времени, которое они находятся онлайн. Часть ответов помогла сделать выводы о причинах популярности социальных сетей и появления зависимости. 42% близких людей не интересуются количеством времени, проводимым в сети. Не один респондент не отметил, что кто-то постоянно интересуется данным вопросом. Среди подростков 14 лет, только 10% отметили, что окружающие крайне редко или иногда проявляют интерес к тому, сколько они находятся в сети. 60% не всегда готовы рассказать, чем они заняты в сети и занимают оборонительную позицию. Причем большинство это подростки 14 лет. Поэтому можно сделать вывод, что большинство пользователей сетей не могут контролировать свое времянахождение и сократить время пребывания в сети.

Кроме того, мною была определена степень зависимости каждого анкетируемого. В соответствии с тестом К. Янг зависимость можно диагностировать у респондентов набравших более 50 баллов. Так же я выявила группу людей, которые близки к такой зависимости, набравшие от 40 до 50 баллов. Учитывая погрешность, эти люди тоже могут оказать зависимыми. В результате выяснилось, что 12 человек имеют зависимость от социальных сетей, еще 12 близки к данной зависимости. Наибольшее число зависимых среди подростков 14 лет. Нет зависимых от социальных сетей в возрасте 16 лет. Не зафиксировано ни одного человека, которому необходима помощь психолога. Данные зафиксированы в диаграмме.

Выведя средний балл зависимости, я получила 33 балла, что соответствует отсутствию зависимости. Общие данные также оформлены в диаграмму. Проанализировав ее видно, что большая часть не имеют зависимости, у 10% имеются предпосылки (учитывая вторую причину погрешности, их можно отнести так же к группе зависимых).

При анализе анкет, гипотеза о том, что если социальные сети являются местом наибольшего пребывания, то виртуальная жизнь заменит реальную, так как теряешь способность контролировать свое время в сети, подтвердилась. Во время анкетирования выяснится, что больше половины опрошенных:

Предпочитают виртуальную жизнь реальной;

Не могут контролировать свое времянахождение в сети.


Заключение

Оценивать социальные сети только положительно или отрицательно невозможно. Социальная сеть сегодня – это возможность создания собственного «микромира» в формате личной веб-страницы - и одновременно конец всякой приватности и широкий доступ к личной информации неограниченного числа пользователей. Удовлетворение потребности в информации о жизни родных, близких, коллег и знакомых, увы, часто перерастающее в компульсивное (навязчивое) любопытство с непрекращающимся доступом к ресурсу с целью «быть в курсе» всех изменений в «жизни» виртуального партнёра по общению. Выработка навыков эффективного общения для установления отношений с применением минимума выразительных средств - и традиционная (в 90% случаев) фрустрация в ситуациях реального контакта с человеком «по ту сторону монитора». Постепенный перевод реальных отношений (в силу их сложности и неоднозначности) в виртуальную сферу из-за отсутствия желания (и… времени) выстраивать «онлайновую» коммуникацию - увы, но фраза «Я сейчас бегу, даже номер не успеваю твой записать, найди меня Вконтакте!» приобретают всё большую актуальность в нашем информационном обществе…

В ходе свое работы я узнала историю создания и развития социальных сетей, выяснила их современное положение.

Проведя исследование, я сделала вывод, что рядом со мной не так уж и мало «независимых» от социальных сетей. Особенно такую зависимость испытывают подростки 14-15 лет. В этом возрасте подростки испытывают сложности в общении, а общение онлайн устраняет эти трудности.

Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась. Для решения данной проблемы я бы предложила следующие варианты:

1) Информирование молодежи и их родителей об интернет-зависимости;

2) Формирование у подростков умений общения со сверстниками (здесь должны быть задействованы психологи);

3) Помощь молодежи, особенно подросткам в выборе дополнительных занятий (необходима помощь родителей)

Работая над проектом, я поняла, что не являюсь зависимой, но все-таки пересмотрела свои взгляды как пользователь Интернета – необходимо меньше быть онлайн и больше жить в реале.

Используемые источники

1) ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] : Свободная энциклопедия - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2) Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема [Электронный ресурс] : Киберпсихология. – Режим доступа: http://cyberpsy.ru

6) Социологические опросы [Электронный ресурс] : Социология. – Режим доступа: http://socio.rin.ru


Http://internetua.com/

Http://secl.com.ua

Http://internetua.com/

Http://cyberpsy.ru

Http://shkolazhizni.ru


Похожая информация.


Такой способ сбора первичной разнохарактерной информации, как социологический опрос, в последнее время стал невероятно популярным и, можно даже сказать, привычным. Люди, которые занимаются их проведением, встречаются практически везде - на улицах, в интернете, от них можно получить сообщение на телефон или почту. Чем обусловлена такая популярность опросов и в чём, собственно, заключается их суть?

Лучший метод исследования

Социологический опрос - это один из самых лучших и надежных которые только могут быть. Чаще всего их проводят для того, чтобы выяснить, что думают люди по тому или иному поводу. Другими словами, когда необходимо сформировать общественное мнение. Почему этот метод считается хорошим? Потому что здесь действует принцип случайности. В опросах стараются задействовать максимальное количество людей, никак не связанных и не знакомых друг с другом, в общем - случайных прохожих. Ведь в таких случаях важно услышать отличающиеся мнения и составить определенную статистику, которая выстраивается на основе полученной информации. А для чего она необходима - это уже совершенно другой вопрос.

Назначение опросов

Социологический опрос является главной составляющей психологических исследований. Главное его назначение заключается в том, чтобы получить специфическую информацию, касающуюся коллективного, группового, общественного и, конечно же, сугубо индивидуального мнения. Ещё их порой проводят для того, чтобы узнать мысли людей касательно определенных событий, которые тоже, как правило, связаны с обществом. Этот метод применяется сегодня повсеместно, ведь именно с его помощью удаётся получить более 90 процентов социологических данных.

Специфика метода

Социологический опрос является, скорей, специфическим методом исследования, поскольку предполагает использование индивидуального подхода к каждому человеку, который участвует в этом эксперименте. Собственно говоря, каждая личность - это первичный Именно социологический опрос может помочь изучить сферу сознания людей. Чаще всего к нему прибегают тогда, когда необходимо узнать информацию касательно той ситуации или явления, которые не являются общедоступными для прямого наблюдения. Или если о них нет никаких документальных данных, которыеобычно, помогают составить определенное мнение.

К тому же это довольно экономичный, оперативный, мобильный и простой способ. Однако по поводу последнего можно долго спорить. Поскольку порой получить некоторые данные сложно. Опять-таки опрос подразумевает прямой контакт с респондентом. А всем нам известно, какими могут быть определенные личности. Некоторые просто из принципа наотрез отказываются рассказывать что-либо. Это создаёт определенные проблему человеку, который занимается проведением опроса.

Проблемы с контактом

Зачастую приходится преодолевать целую полосу психологических препятствий и "стен", чтобы провести социологический опрос. Пример: необходимо узнать мнение пенсионеров по поводу нынешней экономической ситуации. Всем известно, какими могут быть люди, относящиеся к возрастной категории "60+". Опросчику придётся столкнуться с кучей вопросов, не связанных с темой. "Зачем вам это нужно?", "А что-то изменится?", "Будете опять завтраками кормить!" - целый шквал абсолютно необоснованных и нелогичных обвинений обрушится на голову человека, который задал свой вопрос. Возможно, чтобы узнать мнение ста таких человек, придется потратить на это целый день. Что же делать для достижения поставленной цели?

Как наладить связь с респондентом?

Необходимо иметь при себе надежный инструментарий, который обоснован непосредственно программой исследования. С пустыми руками идти нельзя! Также надо постараться быть максимально дружелюбным, приветливым, но при этом ненавязчивым - собеседник должен быть настроен на общение. Даже если кто-то будет наотрез отказываться, опросчик обязан оставаться уверенным в своей подготовленности. Надо помнить, что далеко не всё зависит от него. И, наконец, необходимо проявить себя как тонкого психолога - предугадывать развитие той или иной ситуации (которая может затянуть проведение опроса), уметь направлять собеседника в нужное русло, а также следить за настроением респондента. Если быть готовым, то можно с успехом провести социологический опрос. Пример тому - многочисленные анкетирования, записанные в рамках какой-либо телепрограммы и продемонстрированные в эфире.

Информация для исследований

Но что следует потом, когда задание выполнено? После этого начинается самое главное. Изучаются результаты социологических опросов - детально, педантично, скрупулёзно. Параллельно специалисты составляют статистику. Если метод социологического опроса заключался в проведении своеобразного теста (то есть был задан вопрос и дано несколько вариантов ответа, среди которых надо было выбрать один), то это занимает мало времени. Нужно просто посчитать, сколько человек выбрали первый вариант ответа, сколько - второй, третий и т. д. И уже на основе полученной статистики специалисты делают определенный вывод.

Например, если проведение социологического опроса осуществлялось с целью выявить, как приняли жители города N новое постановление о запрете то вывод может быть такой: "На основании проведённого среди жителей опроса удалось выяснить, что 52% поддержали закон, 48% - наоборот, и 4% выразили своё безразличие. Из этого следует, что..." - и в таком духе. Некое своего рода заключение о проделанной работе. В зависимости от назначения, оно может быть разным - иногда хватает нескольких строк, а порой социологи излагают свои мысли на нескольких страницах. Если нужно просто донести до общества то тогда используется первый вариант. А если необходимо добиться каких-либо изменений, для чего зачастую необходима помощь вышестоящих органов власти или управления, то социологи долгое время работают над текстом.

Метод анкетирования

С тестированием всё понятно, каждый из нас хоть раз в жизни, да проходил нечто подобное. А вот что можно сказать про такой метод, как анкета? Социологический опрос, проведённый путём заполнения определенного бланка, по времени длится значительно больше. Респонденту выдают анкету с заранее прописанными там вопросами, на которые он должен дать ответ. И статистику на основании этих данных составлять тоже сложнее, плюс ко всему на это уйдёт больше времени. Такой метод применяют в том случае, если необходимо получить более подробную и развёрнутую информацию. И если в единичном "тестовом" опросе озвучивают проблему и дают два-три варианта для ответа, то здесь респонденту надо будет потрудиться и высказать своё мнение более полно.

Стоит отметить, что не каждый перечень вопросов может считаться анкетой. Она составляется социологами по особому принципу. Во-первых, необходим единый исследовательский замысел. Анкета - это не просто бланк. Это некая письменная беседа с человеком. Обычно в ней есть небольшое, но понятное вступление, где респонденту рассказывают о теме, целях и основных задачах опроса. И, конечно же, немного информации об организации, занимающейся анкетированием.

Нужны ли опросы?

Многие, поверхностно разбираясь в этой теме, считают, что результаты социологических опросов ни к чему не приводят. Однако это не так. На самом деле опросы дают возможность лучше разобраться с теми или иными проблемами, понять окружающий мир и познать истину в той или иной ситуации. К слову, так считают многие россияне. И, кстати, это было выяснено при помощи всё тех же опросов. В конце концов, если необходимо решить какую-то то данный метод может в этом помочь. Но только в том случае, если результаты будут доказаны, ведь вся информация проверяется.

В ходе подготовки проекта нами была проведена социологический опрос «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков». В опросе принимали участие учащиеся 5-6-х, 7-8-х, 9-10-х классов, всего 125 человек,из них 61 мальчик и 64 девочки:

девочки

мальчики

5-6 классы

19 участниц

18 участников

7-8 классы

34 участниц

25 участников

9-10 классы

11 участниц

18 участников

Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

В опросе затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей иподростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера, телевидения и телефона в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.

Анкета разделена на 4 блока:

1. Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга в жизни современных подростков.

2. Место компьютера в жизни современных детей и подростков.

3. Компьютер и здоровье.

4. Место мобильного телефона в жизни современных детей и подростков.

Первый блок: наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга в жизни современных подростков .

Из представленных в диаграмме данных мы видим, что 39% детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27% считают, что 20% детей не задумывались над этим вопросом и 14% детей. Следовательно, большинство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.

Мы выяснили, как дети и подростки относятся к тому, что их сверстники больше времени проводят за компьютером, нежели со своими друзьями. Результаты представлены в виде диаграммы.

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга

Вид деятельности

девочки

мальчики

5-6кл

7-8кл

9-10кл

5-6кл

7-8кл

9-10кл

гуляю

100%

100%

играю в компьютер

слушаю музыку

100%

читаю

отдыхаю

дискотека

кружки

помогаюдома

смотрю ТВ

муз.школа

спорт

-----

Мечта

-----

велосипед

Из представленных в таблице данных мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков очень низок, что же касается увлеченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиковэто наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 15-16 лет увлеченность компьютерными играми уменьшаетсяи, скорее всего это связано с тем, что 9 –10классы – это старшие классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы подростков смещены в учебную деятельность. К 15-16 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является личностное общение со сверстниками.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков.

Из представленных в таблице данных мы видим, что наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 12 до 17 лет резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся компьютерными играми также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению с друзьями, просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки.

Определив общую структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютерами, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками.

Второй блок нашего опроса определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков .

Так, например, мы выяснили, что из 125 опрашиваемых детей и подростков 89,3% имеют компьютер, из них 54,8% приобрели компьютер от 2 лет назад; 15,5%- от 1 года до 2 лет назад; 17,2% - от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о том, что компьютеризация страны начала происходить примерно 5 - 6 лет назад.

Также мы выяснили, сколько времени в среднем дети, и подростки проводят за компьютером. Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 32,7% - уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 37,7% - до 2 часов в день. Таким образом, дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.

В ходе проведения нашего опроса мы определили цели приобретения компьютера мальчиков и девочек. Полученные результаты мы представили в виде сравнительной диаграммы.

Мальчикам 10-11 лет компьютер нужен для того, чтобы: играть в компьютерные игры – 50%; для того, чтобы выполнять доклады, рефераты - 82%и15% - для того, чтобы общаться через Интернет.

Мы получили следующие данные: 78% мальчиков 12-13 лет компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 78%для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 38% – для того, чтобы общаться через Интернет.

Относительно мальчиков – подростков 14-16 лет мы получили следующие данные: 58% компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 75%для того, чтобы играть в компьютерные игры и 60% для того, чтобы общаться через Интернет.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что для мальчиков главная цель приобретения компьютера– компьютерные игры и работа над докладами и рефератами. Это говорит о том, что мальчики большое внимание уделяют не только играм, но и учебе.

Проанализировав результаты опроса девочек относительно этого же вопроса мы получили следующую картину. 45% девочек 12-13 лет также как и мальчики этого же возраста главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры; 62% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 56% - для того, чтобы общаться через Интернет.

Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и той же возрастной категории выбирают одни и те же.

У 95% школьников есть мобильные телефоны. 60% из них слушают музыку, 62% используют телефон для того, чтобы пользоваться программой ICQ. И, к сожалению, дети проводят в ICQ более двух часов в день, а многие из них (мы были не готовы к такому ответу) ответили, сто сидят в «аське» более 12часов в день. Именно на это и нужно обратить особое внимание.