Интеграция и дифференциация наук, их связь с образованием

Для развития научного знания всегда была характерна определенная степень единства, а также наличие многообразных междисциплинарных связей. Науки о природе оказывали свое воздействие на науки об общественных явлениях и наоборот. Единство научного знания – это неразделенность и соединенность знаний, их сторон, элементов, способов существования.

Следует различать понятия «синтез» и «интеграция».

Понятие научной интеграции широко употребимо. Оно используется как в конкретных науках, так и в науковедении, философии науки. Именно широта его использования обуславливает те трудности, которые возникают в применении данного понятия при анализе тенденций развития научных знаний. Еще Ш. Фурье развивал идею о единстве законов движения, господствующих в физическом, животном и социальном мирах. Такого рода теории, весьма распространенные в то время, основывались на положениях механики И. Ньютона, которая возводилась в ранг единой интегративной науки. Первый удар по подобным взглядам был осуществлен в результате создания теории электромагнетизма Д. Максвелла. Она продемонстрировала несводимость электромагнитных явлений к законам классической механики.

В настоящее время выделяется несколько подходов к пониманию того, что такое интеграция в науке.

(1) научная интеграция понимается как особая гносеологическая акция, сторона процесса познания, путь истины в науке. Это гносеологическое ее понимание.

(2) с точки зрения деятельностного подхода, интеграция в науке рассматривается как взаимодействия, происходящие в различных сферах научной деятельности. Интеграция всех аспектов науки представляется в качестве компонента или в качестве определенной стороны, характеристики общественной деятельности.

(3) с точки зрения системного анализа, интеграция научного знания мыслится как проникновение понятий и теорий одних и тех же или разных областей и отраслей знания в структуру друг друга. Интеграция представляется как взаимовлияние идей и теорий, образование особых интегративных наук, переплетение всех элементов научного знания и согласование их функций в рамках духовной культуры в целом.

(4) согласно методологическому подходу интерпретация интегративных процессов в науке осуществляется посредством демонстрации проникновения и взаимопроникновения методов разных наук в сферы друг друга. Отмечается проникновение методов и принципов естественных и технических наук в методологию социально-гуманитарных наук, а также обратный процесс, когда методы и представления гуманитарного знания оказываются востребованными в науках о природе.

(5) с точки зрения информационного подхода, интеграция науки мыслится как взаимообмен информацией, а интеграция научной информации как взаимоперенос, синтез, взаимопроникновение научной информации из одной отрасли науки в другую.

(6) можно обозначить частнонаучные и общие интерпретации интегративных процессов в науке. Задачи интеграции в частнонаучном масштабе решаются через создание, построение теорий, призванных отразить основные закономерности проявления тех или иных сторон окружающей нас реальности. Например, в биологии – это эволюционное учение, в физике – теория относительности и положения квантовой механики и т.д.

Сущность интеграции в целом, характеризуется как процесс обобщения, уплотнения научной информации, рост комплексности, системности знаний. Одновременно интеграция представляется не только как сближение, но и разделение знаний. В данном случае большое влияние на понимание интегративных процессов оказывают представления о самоорганизующихся процессах в природе.

В науковедческой, философской литературе весьма часто понятие «интеграция знания» используется как синоним понятия «синтез знания». Данные понятия являются не тождественными в метафизическом плане. Интеграция более процессуальна, синтез – непосредственно предшествует единству знаний, прямо порождает и укрепляет его. Антиподом синтеза, его противоположностью является анализ, в то время как противоположностью интеграции выступает дифференциация знаний, сопровождаемая дроблением наук, специализацией языка, методов исследования и т.д. Следствием интеграции является дезинтеграция, которая понимается как многообразие явлений.

Одним из наиболее очевидных проявлений интегративных тенденций в развитии научного знания стало появление «стыковых», «пограничных» наук (кибернетика, эргономика, молекулярная биология, экология, космонавтика и т.д.), характеризуемых наличием и применением междисциплинарных методов исследования, единым научно-понятийным аппаратом, являющимся синтезом и т.д.

Один из наиболее ярких примеров, отражающих в себе смысл интегративности знания, являет собой возникновение кибернетики – науки об оптимальном управлении. Она сформировалась на стыке многих наук и областей знания: математики, логики, физиологии, теории связи, технической электроники. Кибернетика, имеющая свой собственный концептуальный аппарат, рассматривает процессы управления, осуществляющиеся на основе информационной связи, в самых различных системах – биологических, технических, социально-экономических, интеллектуальных и проч.

Другое направление проявления интеграции научного знания состоит в формировании целого слоя общенаучных понятий, т.е. особого рода концептуального аппарата, который функционирует во всех или во многих областях знания: естествознании, обществоведении, науках о человеке и его мышлении. В данном случае можно указать на некоторые такие понятия: «система», «структура», «функция», «деградация», «управление», «знак», «информация», «энтропия», «модель» и т.д.

Что касается законов науки, то интегрирующая сила этой формы научного знания заключается в обобщении, концентрации разнообразного эмпирического материала и в возможности осуществления прогноза развития реальной ситуации (т.е. фиксации тех или иных эмпирических фактов в будущем).

Тенденция к интеграции научного знания реализуется и в таких процессах, как унификация методов исследования. С развитием науки происходит отбор наиболее результативных методов, которые, будучи выработаны в рамках той или иной научной дисциплины, с успехом начинают использоваться в различных областях знания, обретая статус общенаучных методов. Среди подобных методов можно отметить такие, как математические и логико-математические, кибернетические, системно-структурные и др. Причем, если многие из них сложились на основе достижений современной науки, то другие, как скажем математические, получили свое широкое применение в естественных науках (механике, физике, астрономии), начиная еще с ХVII века.

В последней четверти XX века сформировалось новое направление в науке, получившее название синергетика. Основоположником синергетики считается профессор Г.Хакен. Термин заимствован Хакеном из греческого языка и в переводе означает содействие, сотрудничество, согласованно действующий.

Синерге́тика - междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах(физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. п. и т. д.

Синергетика различает два типа устойчивости (равновесности) систем. Первый связан с термодинамической необратимостью, когда система находится в состоянии, близком к равновесию. Другой тип устойчивости связан с эволюцией реальных (наиболее часто встречающихся в мире) сложных систем, которые, будучи открытыми, активно контактируют с не менее сложным и непредсказуемым окружением.

Область исследований синергетики чётко не определена и вряд ли может быть ограничена, так как её интересы распространяются на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов и возникновения принципиальных новаций. Математический аппарат синергетики скомбинирован из разных отраслей теоретической физики: нелинейной неравновесной термодинамики, теории катастроф, теории групп, неравновесной статистической физики.

Синергетический стиль научного мышления включает в себя, с одной стороны, вероятностное видение мира, получившее бурное развитие в XIX веке. С другой стороны, синергетику можно рассматривать как современный этап развития кибернетики и системных исследований.

Синергетика, имея первоначально естественнонаучную основу, ныне все более гуманитаризируется. Обнаруживается плодотворность ее применения в понимании феномена человека и человеческой культуры, в разгадывании тайн человеческого сознания и психики.

При переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все развивающиеся системы ведут себя одинаково (в том смысле, что для описания всего многообразия их эволюций пригоден обобщённый математический аппарат синергетики). Развивающиеся системы всегда открыты и обмениваются энергией и веществом с внешней средой, за счёт чего и происходят процессы локальной упорядоченности и самоорганизации

Система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией и прекратить любые эволюции.

В последние годы наблюдается стремительный и бурный рост интереса к синергетике. Издаются солидные монографии, учебники, выходят сотни статей, проводятся национальные и международные конференции. Как следствие этого процесса растет число словосочетаний, использующих ставший модным термин в самых неожиданных и парадоксальных контекстах: синергетическая парадигма, синергетический подход к проблемам национальной безопасности, синергетические начала образования и т.д.

Дифференциация и интеграция наук

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их "стыке"). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных "зачатков" научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное "разветвление" последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных "ствола" - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, "стыковых" наук.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой - биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом (атомном) выявлении. "Область ведения" биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря связи целого", сужение кругозора - иногда до "профессионального кретинизма"). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника".

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

Тенденцию "смыкания наук", ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он считал, что "впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется". Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребовала объединения усилий ученых самых различных специальностей. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.

Взаимодействие наук и их методов

В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, социальных и технических наук, усиливающееся "онаучивание" практики, возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение ее социального значения, сближение научных и вненаучных форм знания, упрочение аксиологической (ценностной) суверенности науки.

Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них - использование данной наукой знаний, полученных другими науками. "Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных. В этом процессе первоначальные понятия часто видоизменяются, чтобы продвинуть понимание как явлений, из которых они произошли, так и тех, к которым они вновь применены".

Уже на "заре" науки механика была тесно связана с математикой, которая впоследствии стала активно вторгаться и в другие - в том числе и гуманитарные - науки. Успешное развитие геологии и биологии невозможно без опоры на знания, полученные в физике, химии и т.п. Однако закономерности, свойственные высшим формам движения материи, не могут быть полностью сведены к низшим. Рассматриваемую закономерность развития науки очень образно выразил нобелевский лауреат, один из создателей синергетики И. Пригожий: "Рост науки не имеет ничего общего с равномерным развертыванием научных дисциплин, каждая из которых в свою очередь подразделяется на все большее число водонепроницаемых отсеков. Наоборот, конвергенция различных проблем и точек зрения способствует разгерметизации образовавшихся отсеков и закутков и эффективному "перемешиванию" научной культуры".

Один из важных путей взаимодействия наук - взаимообмен методами и приемами исследования, т.е. применение методов одних наук в других. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами, однако, не была "уловлена". Для этого нужны были свои собственные - биологические методы и приемы их исследования.

Следует иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин. Методологический плюрализм - характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности.

В самом широком плане взаимодействие наук происходит посредством изучения общих свойств различных видов и форм движения материи. Взаимодействие наук имеет важное значение для производства, техники и технологии, которые сегодня все чаще становятся объектами применения комплекса многих (а не отдельных) наук.

Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках "стыка", взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это магистральный путь формирования "единой науки будущего".

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их "стыке"). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных "зачатков" научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное "разветвление" последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных "ствола" - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, "стыковых" наук.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой - биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом (атомном) выявлении. "Область ведения" биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря связи целого", сужение кругозора - иногда до "профессионального кретинизма"). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника".

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

Тенденцию "смыкания наук", ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он считал, что "впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется". Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребовала объединения усилий ученых самых различных специальностей. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.

С течением времени наука, безусловно, претерпевает качественные изменения. Она увеличивает объем, разветвляется и усложняется. Фактическая ее история представлена достаточно хаотично и дробно. Однако во множестве открытий, гипотез, концепций присутствует определенная упорядоченность, закономерность становления и смены теорий, - логика развития познания.

Актуальность вопроса

Выявление логики в развитии науки выражается в уяснении закономерности прогресса познания, сил, движущих им, их исторической обусловленности. В настоящее время эта проблема рассматривается под иным углом, нежели это было в прошлом столетии. Ранее считалось, что в науке имеет место постоянное приращение знания, накопление новых открытий, выдвижение более точных теорий. Все это в итоге создавало кумулятивный эффект на различных направлениях изучения явлений. Сегодня логика становления науки представлена в ином свете. В настоящее время господствует идея, что она развивается не только посредством непрерывного накопления идей и фактов, но и с помощью фундаментальных теоретических сдвигов. Благодаря им в определенный момент ученые начинают перекраивать привычную картину мира и перестраивают свою деятельность на основании принципиально других мировоззренческих установок. На смену логике неспешной эволюции пришла тенденция катастрофы и научных революций.

Дифференциация науки

Это явление предполагает разделение единой системы на отдельные ее части. В научной сфере в качестве нее выступает познание. При делении его на элементы происходит возникновение новых сфер, областей, объектов исследования и отрасли. Дифференциация способствовала превращению науки в сложную, разветвленную систему, включающую множество дисциплин.

Предпосылки

Сегодня в науке насчитывается не меньше 15 тысяч разных дисциплин. Усложнение структуры знания обуславливается несколькими причинами. В первую очередь в основу современной науки положен аналитический подход к реальным явлениям. Другими словами, в качестве базового приема выступает расчленение события на простейшие элементы. Этот методологический подход направлял исследователей на детализацию действительности. Во-вторых, в течение последних трех веков резко увеличилось количество объектов, ставших доступными для изучения. Существование гениев, способных охватить многообразие познания, в настоящее время стало физически невозможным - человек может изучить только небольшую долю того, что в целом известно людям. Формирование отдельных дисциплин происходило путем отграничения предмета исследования каждой из них от прочих элементов остальных направлений. В качестве стержня при этом выступают объективные закономерности действительности.

Эффективность

Специализация отраслей неизбежна и полезна. Дифференциация позволяет более глубоко исследовать отдельные стороны реальности. Она существенно облегчает работу ученых, влияет непосредственно на структуру всего научного сообщества. Специализация идет и сегодня. К примеру, генетика считается относительно молодой дисциплиной. Между тем, уже сегодня существует множество ее ответвлений - эволюционная, молекулярная, популяционная. Отмечается и "дробление" более старых наук. Так, в химии возникло квантовое направление, радиационное и так далее.

Негативные стороны

Несмотря на явные преимущества, дифференциация несет в себе опасность разложения общей картины мира. Дробление единой системы на отдельные элементы - закономерное следствие интенсивного увеличения и усложнения знания. Этот процесс неизбежно приводит к специализации, разделению научной деятельности. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Изучая этот аспект проблемы, Эйнштейн указывал на то, что работа отдельных ученых неизбежно приходит к более ограниченному участку общего знания. Специализация может привести к тому, что единое понимание познания не сможет успевать за развитием системы. В результате существует угроза сужения перспективы ученого, принижения его до уровня ремесленника.

Кризис

Взаимное разделение научных дисциплин, изоляционистская дифференциация считалась основной тенденцией до 19 столетия. Результатом этого явления стало то, что несмотря на внушительные успехи, достигнутые в ходе прогрессирующей специализации, имело место усиление рассогласованности направлений. Это привело к кризису единства науки. Однако уже классическое естествознание постепенно выдвигает на первый план идею принципиального единства явлений природы и, следовательно, дисциплин, отражающих их. В связи с этим стали появляться смежные направления (биохимия, физическая химия и так далее). Границы, которые существовали между оформившимися направлениями, стали все более условными. При этом фундаментальные дисциплины настолько проникли друг в друга, что возникла проблема формирования общей системы знаний о природе.

Процесс интеграции науки

Он протекает одновременно с разделением единой системы на элементы. Интеграция наук - это явление, обратное дроблению. Термин произошел от латинского слова, в переводе означающего "восполнение", "восстановление". Понятие применяется, как правило, для обозначения объединения элементов в одно целое. При этом предполагается преодоление дезинтегрирующих обстоятельств, приводящих к разобщенности системы, чрезмерному росту самостоятельности ее компонентов. Это должно способствовать повышению степени упорядоченности и организованности структуры. Интеграция наук - это взаимное проникновение, синтез, объединение дисциплин, их методов в одно целое, устранение границ между ними. Особенно активно это проявляется в настоящее время. Интеграция современной науки выражается в возникновении таких областей, как синергетика, кибернетика и так далее. Вместе с этим идет формирование различных картин мира.

Ключевые принципы

Интеграция наук базируется на философской модели единства мира. Действительность является общей для всех. Соответственно, ее отражение должно выражать единство. Системно-целостный характер окружающей среды обуславливает общность естественнонаучного познания. В природе отсутствуют абсолютные разграничительные линии. В ней существуют только формы перемещения материй относительно самостоятельного характера. Они переходят друг в друга, составляют звенья общей цепи развития и движения. Соответственно, дисциплины, в рамках которых они изучаются, могут иметь относительную, а не абсолютную самостоятельность в различных сферах.

Основные направления

Самостоятельность дисциплин, возникновение которых обуславливает , проявляется:



Взаимосвязь явлений

Как выше было сказано, протекают в одно время. Однако на том или ином этапе прослеживается преобладание одного явления над другим. Сегодня обуславливается различными факторами. При преобладании объединяющих условий отрасль выходит из кризиса специализации. Во многом этому способствует . Между тем, в настоящее время стоит проблема достижения большей упорядоченности и организованности. Раздробление дисциплин сегодня приводит не к разобщенности, а, наоборот, к взаимопроникновению направлений. Таким образом, можно сказать, что в качестве результата разделения выступает интеграция науки. Производство сегодня во многом зависит от достижений и открытий ученых, их исследований и получаемых показателей. По этой причине немаловажно установить связь между практической и теоретической деятельностью.

Заключение

Интеграция наук - механизм развития знания, в результате которого разрозненные его элементы объединяются в одно целое. Другими словами, имеет место переход от "множества" к "единству". Это явление выступает в качестве одной из важнейших закономерностей развития знания, формирования его целостности. Необходимо отметить, что не любое междисциплинарное изучение комплексных проблем можно считать интегративным взаимодействием направлений. Суть явления заключается в уплотнении информации, усилении системности, емкости и комплексности знаний. Проблема научной интеграции имеет множество граней. Ее сложность обуславливает необходимость использования передовых средств методологического анализа.

Развитие науки характеризуется диалектическим вза-имодействием двух противоположных процессов -- диф-ференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук -- чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «сты-ке»). На одних этапах развития науки преобладает диф-ференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других -- их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, отпочкования наук, превра-щения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоя-тельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (фи-лософия) раздваивается на два главных «ствола» -- соб-ственно философию и науку как целостную систему зна-ния, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, ди-алектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдель-ные частные науки (а внутри них -- на научные дисцип-лины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математи-ки с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностя-ми общественного производства, так и внутренними по-требностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие по-граничных, «стыковых» наук.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организ-мах, началось усиленное изучение этих процессов, на-копление результатов, что привело к возникновению новой науки -- биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме при-вела к взаимодействию биологии и физики и возникно-вению пограничной науки -- биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т. д. Возникают и такие научные дисципли-ны, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вер-надский считал ее сложной научной дисциплиной, по-скольку она тесно и целиком связана с одной определен-ной земной оболочкой -- биосферой и с ее биологичес-кими процессами в их химическом (атомном) выявле-нии. «Область ведения» биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимичес-кими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным след-ствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (воз-можность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора -- иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследова-телей неизбежно стягивается ко все более ограниченно-му участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понима-ние всей науки, без чего истинная глубина исследова-тельского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает от-нять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника».

Одновременно с процессом дифференциации проис-ходит и процесс интеграции -- объединения, взаимопро-никновения, синтеза наук и научных дисциплин, объе-динение их (и их методов) в единое целое, стирание гра-ней между ними. Это особенно характерно для совре-менной науки, где сегодня бурно развиваются такие син-тетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общена-учная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

Тенденцию «смыкания наук», ставшей закономернос-тью современного этапа их развития и проявлением па-радигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он счи-тал, что «впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда впол-не независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим измене-нием наук о человеке. С одной стороны, эти науки смы-каются с науками о природе, с другой -- их объект со-вершенно меняется». Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация со-провождается интеграцией, происходит взаимопроникно-вение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

В современной науке получает все большее распрост-ранение объединение наук для разрешения крупных за-дач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например, сложная проблема ис-следования космоса потребовала объединения усилий ученых самых различных специальностей. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозмож-но без тесного взаимодействия естественных и гумани-тарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.