Инструкция по выполнению работы. IV

Пояснительная записка

к экзаменационным материалам промежуточной аттестации

по русскому языку в 5 классе

Экзаменационные материалы по русскому языку составлены в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Просвещение) под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и охватывают основные темы курса русского языка 5 класса:

Синтаксис. Пунктуация.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Морфемика. Орфография.

Морфология. Орфография. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Экзаменационные материалы положены в основу 18 билетов. Каждый билет состоит из двух вопросов. Первый вопрос – теоретический, второй вопрос – практическая часть, проверяющая степень осознанности, понимания изученного.

Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик

    полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

    обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

    излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка;

    при выполнении практической части все задания выполнены верно.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. При выполнении практической части ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но

    излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

    не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

    излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого;

    при выполнении практической части выполнено верно не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. В практической части не выполнено более половины заданий.

1. Расскажите о словосочетании.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите два словосочетания, разберите их.

С раннего утра отправляет..ся белоч..ка на поиски корма. Заметит грибок на п..ляне спрыгнет на землю с..рвёт его и опять на дерево. А если найдёт вкусные орехи п..ложит в пустое дупло или в глубокую щ..лку коры. Трудит..ся белоч..ка с утра до поз..ней ночи.

1. Расскажите о главных членах предложения. Расскажите о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Выполните синтаксический разбор одного простого предложения.

Байкал самое глубокое озеро на земном шаре. Мес..ные жители называют его морем. Для россиян Байкал в..личайшее чудо природы. Формой оно напоминает полумесяц. Вода в озере пресная. Много рек вп..дает в Байкал. Ангара единственная река к..торая выт..кает из озера.

1. Расскажите о второстепенных членах предложения.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Надпишите, какой частью речи они выражены. Выполните синтаксический разбор одного простого предложения.

Я попал на Светл.. озеро уже поздн.. осенью когда выпал первый снег. На берёзах ещё ост..вался ж..лтый лист. Сух.. осенн.. трава выгл..дела из-под снега ж..лтой щёткой. Прозрач..ная вода потемнела и в берег с шумом била т..желая осенн.. вода. (По Д. Мамину-Сибиряку.)

1. Расскажите об однородных членах предложения, о постановке знаков препинания между однородными членами.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Выполните синтаксический разбор одного простого предложения.

Од..нокий лист покачивался на ветк.. вишн.. прощался с деревом но всё (не) падал. Что-то ещё д..ржало его (не) отпускало. Все деревья на краю деревн.. обр..нили листву приготовились встречать зиму. Только вишня в саду (не) расст..валась с последним листом, словно чего-то ждала. (Г.Корольков.)

_____________________________________________________________________________

1. Расскажите о сложном предложении, о видах сложного предложения, о постановке знаков препинания в сложном предложении.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложения. Выполните синтаксический разбор одного сложного предложения.

Недавние дожди обмыли лес и теперь он источал зап..хи перегретой хвои поз..них цветов. Юрий заглядывал под ёлоч..ки и берё..ки а Шарик н..сился по всему лесу. Пёс тявкнул и поб..жал к кустам. Вдруг он выскочил оттуда и требовательно пот..нул Юрия за штанину. Юра посм..трел на Шарика и увид..л что пёс ст..ит возле огромн.. бел.. гриба.

____________________________________________________________________________

1. Расскажите о гласных и согласных звуках, о двойной роли букв е, ё, ю, я.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните фонетический разбор выделенных слов.

Полноч..ной п..рою в болотной глуши

Чут.. слышно бе..шумно шуршат камыши…

О чём они шепчут// О чем г..ворят//

Зачем огон..ки между ними горят//

Мел..кают мигают – и снова их нет.

И снова з..брезжил блуждающий свет.

Полноч..ной п..рой камыши шелестят.

В них жабы гнез..дят..ся в них змеи свистят… (К. Бальмонт)

1. Расскажите о лексическом значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. К выделенным словам подберите антонимы и синонимы, запишите их.

Я выгл..нул в окно. Крыша сарая серебрилась измороз..ю. Белый искрящийся налёт быстро по..таивал и с карниза падала весёлая , бойкая капель. Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи бе..мятежно г..лубело начисто вымытое небо. (Е.Носов.)

_____________________________________________________________________________

1. Расскажите, какие морфемы выделяются в слове. Дайте им определение.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите в глаголах приставки. Выполните синтаксический разбор одного простого предложения.

Гроза разр..зилась утром. Светл.. небо сразу стало вечерн..м. Молния запрыгала по ч..рным тучам разрезала их на мгновение и разл..ла по ним огненные ручьи. Гром бил по макушкам деревьев. Те скр..пели тр..щали накр..нялись. Листья и..пуганно тр..петали а ветер бе..пощадно пол..скал их зелень в к..сых струях ливня. (По Н. Дуровой.)

_____________________________________________________________________________

1. Расскажите о правописании чередующихся гласных буквах а –о в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -ращ- - -рос-.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните графически выбор орфограмм в словах с пропуском. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.

К водопаду мы предпол..гали отправит..ся на ра..вете но вышли поз..но. Дорога к горам т..нулась по берегу моря. Под ногами хрустели ч..рные водор..сли. Волны выбр..сили их на берег а со..нце высушило.

К вечеру добрались до ущелья. Товарищ.. предл..жил..делать..десь ост..новку. Мы распол..жились у скалы. Подножие её было покрыто густой р..стительностью. В зар..слях кустов мы увидели р..скошные цветы. Со..нце спряталось и сразу спустились сум..рки. Мы разл..жили костёр и устроили..десь ночлег.

Билет №10

1. Расскажите о существительном как о части речи.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните имена существительные как члены предложения. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Наш енот приёмный сын кошки (М, м)урки. Мы назвали его (Ч, ч)авкой потому что он громко чавкал во время еды. Однажды на прогулк.. (Ч, ч)авка вдруг рв..нулся вперёд и ок..зался в канавк... Кошка зам..талась подб..жала к воде и жалобно зам..укала. Она (не)сводила глаз с канавк.. где плавал маленький енот. Кошка прыгнула бы за малыш..м но мы сами выт..нули проказника из воды. На суш.. кошка стала вылизывать его мокрую ш..рстку от ушей до хвоста. (По Н. Дуровой.)

____________________________________________________________________________

Билет №11

1. Расскажите о правописании букв е – и в падежных окончаниях имён существительных.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните написание е-и в окончаниях существительных. Выполните морфологический разбор выделенных существительных.

Наскальные изобр..жения пещерных львов уч..ные находили в пещерах и гротах Испани.. Франци.. Англи.. Бельги.. Германи.. Австри.. Итали.. Алжир.. и Сири.. .

Климат в Европ.. в доледниковую эпоху был теплее. В Малой Ази.. и в Закавказь.. львы дожили до исторической эпох.. . В Инди.. львы всегда считались удач..ным трофеем. Ещё в конце 19 века эти звери об..тали в Африк.. в Иран.. Ирак.. . (По И.Акимушкину.)

_____________________________________________________________________________

Билет №12

1. Расскажите о прилагательном как о части речи.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Выполните морфологический разбор любого прилагательного.

В то утро я проснулся на восход.. со..нца. Ноч.. ещё (не)ушла и оч..ртания нов.. дня только обозн..чались. У(з,с)кая тр..па прив..ла меня к опушк.. леса.

Лес хр..нил ещё ноч..ные ш..рохи вздохи и ш..поты но утренн.. птицы на разн.. голоса возв..щали о прибл..жени.. восхода со..нца. За лесом золотились д..лёк.. облака. Возле огромн.. пня я свернул с тр..пы и долго шел краем топк.. болота. (По Г.Королькову.)

Билет №13

1. Расскажите о правописании гласных в окончаниях имен прилагательных.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните морфологический разбор одного прилагательного. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

В лесу дремуч..м стояла избушка. Вокруг неё улыбались разн.. цветы красн.. син.. ж..лт.. . Т..нулись к солнцу голуб.. травы. На серебрян.. кустах красн.. белки щ..лкали орешки.

Возле крыльца избушк.. стояла очень стар.. сосна. Её в..рхушка дор..сла до неба. По ночам в ней играли в прятки маленьк.. звёздоч..ки а по утрам на ней др..мали устал.. обл..ка. (Л.Васильева-Гангнус.)

_____________________________________________________________________________

Билет №14

1. Расскажите о глаголе как о части речи.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Выполните морфологический разбор одного глагола

Весенняя вода взл..мала над рекой лёд н..зины зал..ла ручьи превр..тила в реки. Она кружит воронками бурлит клокоч..т ро..т берега вал..т деревья волоч..т сучки и коряги громоздит по берегам кучи мусора. (По Н.Сладкову.)

Билет №15

1. Расскажите о правописании –тся и –ться в глаголах.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните главные члены предложения. Выполните морфологический разбор одного глагола.

Морские львы питаю(т,ть)ся рыбой. Животные гл..тают её целиком потому что у них ре..кие зубы. Эти обитатели моря стараю(т,ть)ся гл..тать рыбу с головы чтобы кости и плавники (не)поцарапали пищевод. Иногда морские львы выб..раю(т,ть)ся на сушу и громадными стадами ра..пол..гаю(т,ть)ся на берегу. (По В.Дурову.)

Билет №16

1. Расскажите о правописании букв е – и в корнях с чередованием.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите вид глаголов. Выполните синтаксический разбор предложений.

Я проб..рался скво(з,с)ь зар..сли высокой травы и вдруг услышал злое ворчание. Тигровая кошка уд..рала в сторону залива где долго ещё слышалось её рычание. (И.Акимушкин.)

___________________________________________________________________________

Билет №17

1. Расскажите о правописании букв е, и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. У глаголов укажите спряжение, выделите в них окончания.

Мы смотр..м фильм, ветер гон..т тучи, он легко дыш..т под водой, здесь вы увид..те много интересного, (не)слыш..шь ш..рохов, он никогда никого (не)обид..т, колёса верт..тся, спортсмены держ..т знамя, слыш..тся песня, завис..м от непогоды, (не)навид..м лож.., вытерп..м боль.

_____________________________________________________________________________

Билет №18

1. Расскажите о виде глагола.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите вид глаголов, выделите в них приставки. Выполните синтаксический разбор простого предложения.

Туч..ка долго хмурилась капризничала и наконец ра..плакалась. А солнышко уг..варивало её (не)плакать. Послушалась туч..ка умн.. совета. Она умылась лёгк.. слезами и умчалась а слёзы её остались и долго ещё сверкали прозрач..ными каплями на траве прятались глубоко во мхах. (По А. Членову.)

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. 9 КЛАСС

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 6 заданий (А1-А6). К заданиям А1, А2, А3, А5, А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В задании А4 необходимо установить соответствия между словами из левого и правого столбика.

Часть 2 состоит из 1 задания (В1). Ответ к этому заданию вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из 1 задания (С1) и включает в себя вопросы по тексту. Ответы к этому заданию вы должны сформулировать самостоятельно, прочитав приведенный в задании текст.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Критерии оценивания:

за каждый правильный ответ в заданиях 1-7 – 1 балл; за правильное выполнение 8 задания - 3 балла.

Итого: 10 баллов

10-9 баллов – «5», 8-7 баллов – «4», 6-5 баллов – «3», 4 балла и меньше – «2»

Желаем успеха!

Часть 1.

А1. Фонетика. Укажите слово, в котором звуков меньше, чем букв:

съезд яблоня моль крот

А2. Лексика. К какому разделу лексики относится слово: ЦАРЬ ?

диалектизмы жаргонизмы историзмы профессионализмы

А3. Морфемика. Словообразование. Каким способом образовано слово ПРЕКРАСНЫЙ?

Приставочно-суффиксальный слияние основ бессуффиксный

А4. Морфология. Установите соответствие между словами и частями речи: (проведите линию)

весёлый местоимение

нечто имя прилагательное

ремонтировать глагол

под предлог

потому что причастие

мечтающий союз

А5. Синтаксис. Укажите предложение, осложненное вводным словом (знаки препинания не расставлены):

Вова сходи в магазин. Прекрасны пушистые облака быстро бегущие по небу.

Бесспорно лето будет жарким. Я люблю гулять слушая музыку.

А6. Пунктуация. Укажите вариант ответа, где правильно расставлены знаки препинания на месте пропусков: Если задуматься (1) почему мы любим сладости (2) то ответ очевиден (3) печенье (4) торты (5) и мороженое поднимают настроение (6) а еще они очень вкусные.

1,2,3,4,5,6 1,4,5,6 1,3,4,5 1,2,3,4,6

Часть 2.

В1. Фразеология. Объясните, как вы понимаете следующий фразеологический оборот? Ходит задрав нос . (Приведите пример, составив предложение с данным фразеологизмом )

_______________________________________________________________________________

Часть 3.

С.1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот - Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром - сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород - и он следом, мама в магазин - и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки - Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

Задания:

1. Определите тему и главную мысль текста (укажите № предложения)__________________

_______________________________________________________________________________

2. Определите стиль речи. Аргументируйте свой ответ__________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Цели:

  • контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами литературного языка и грамматического строя речи;
  • развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;
  • воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю.

Методы: по степени самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом: проблемные, частично-поисковые; по применению логических операций: индуктивно-дедуктивные, традуктивные; по источнику знаний: практические.

Оборудование: файл для каждого учащегося с тестовым заданием по вариантам (I и II вариант) и бланком ответов учащегося, ключ к проверке работ, бланк анализа тестирования.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урока (0,5 мин)

III. Мотивация учащихся (1 мин.)

Тестовые задания предназначены для проверки знаний учащихся 7 класса по всем разделам и темам программы. В соответствии с обязательным минимумом содержания образования проверяются следующие знания:

а) правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся гласных,
б) правописание букв о /ё , а также буквы ь после шипящих и ц ,
в) правописание суффиксов действительных и страдательных причастий,
г) правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения,
д) правописание -н- и -нн- в полных и кратких формах прилагательных и причастий, а также в производных существительных и наречиях,
е) слитное, раздельное, дефисное написание различных частей речи,
ж) разграничение и правописание предлогов, союзов и частиц, соотносимых с другими частями речи,

Задания контрольного тестирования направлены на предупреждение грамматических ошибок:

  • в согласовании и управлении,
  • в образовании грамматических форм,
  • в употреблении причастного и деепричастного оборотов.

Тестовые задания с выбором ответа составлены по вариантам (I и II вариант). Каждому учащемуся предлагается тестовое задание согласно варианту и бланк ответов учащегося, на котором он в строчке с номером задания ставит “крестик” в той клеточке, номер (буква) которой соответствует выбранному им ответу.

Бланк ответов учащегося.

Фамилия, имя _________________________________________________

Класс ________ Вариант____________________________

IV. Самостоятельная работа учащихся

Выполнение тестовых заданий.

Тестовые задания.

Вариант I.

1. Найдите предложение с причастным оборотом.

А. Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.
Б. В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
В. Море гладко выковано из синего металла.
Г. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок.

а) услышать – услышанный;
б) застрелить – застрелянный;
в) понять – понятый;
г) засеять – засеятый;
д) запаять – запаянный.

5. Н или нн

6. Что нужно вставить: н или нн в словах предложений?

1. Нам понравилось плете..ое из соломы кресло.
2. Я сидела в плете..ом соломенном кресле. Выберите правильный ответ.

А. В обоих случаях нужно вставить нн .
Б. В обоих случаях нужно вставить н .
В. В 1-м случае нужно вставить н , во 2-м – нн .
Г. В 1-м случае нужно вставить нн , во 2-м – н .

7. Назовите слово, состоящее из приставки, корня, и двух суффиксов:

а) предвесенний,
б) распределившись,
в) зажмурясь.

9. -нн- пишется во всех словах ряда:

а) моче..ое яблоко, уроки не выуче..ы,
б) провере..ый временем, медле..ый ход,
в) неизведа..ый путь, льня..ое полотенце.

10. В обоих случаях пишется ё :

а) приближ..нный, круж..к,
б) береж..т, учащ..нный,
в) кумач..вый, отвлеч..нный.

11. Где допущена ошибка в предложениях с деепричастным оборотом?

А. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Б. Он пришел в ужас, выслушав меня.
В. Приближаясь к роще, она пошла тише.

а) (не)проглядная вьюга, (не)легче,
б) (не)видящий никого, (не)шерстяной,
в) (не)чувствуя, (не)заметил.

А. Говори немного медленнее.
Б. Пиши более разборчивее.
В. Ты отвечал лучше всех.

14. В каком предложении не является частицей?

А. Он (не)отступно шел за ними.
Б. Ты явился (не)вовремя.
В. Далеко (не)спокойно было в доме.

15. Пишется через дефис:

а) когда(нибудь),
б) точь(в)точь,
в) (до)верху,
г) (светло)зеленый,
д) (кое)где,
е) (по)причине.

16. Где нужен ь ? Задание, аналогичное заданию 2:

а) б) в) г)
замуж.. ь ь
настеж.. ь ь
отреж..те ь ь
береч.. ь ь ь

17. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:

а) обсудил о работе;
б) уйти из завода;
в) платить за проезд;
г) отзыв на рассказ;
д) вернуться из Москвы.

предлоги ?

А. Все ушли, благодаря хозяйку за праздник.
Б. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.
В. Земля вращается вокруг солнца.
Г. Несмотря на дождь, мы пошли в поход.
Д. Впереди шел командир отряда.

бы пишется раздельно:

А. Он думал о том, что(бы) ему нарисовать.
Б. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.
В. Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.

22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.

А. Молодые сыны его то(же) оглядывали себя.
Б. Я благодарил друга за(то) , что он мне помог.
В. Было холодно, при(том) и тучи появились.
Г. Он узнавал время по(тому) , как двигалось солнце.

бы – частица.

А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.
Б. Что(бы) это могло быть?
В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.
Г. Что(бы) их примирить, понадобились усилия.

24. Где не , где ни ?

Что н..(1) говори, а от н..(2)го н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу.

Выберите правильный ответ:

а) не – 1, 2, 3; ни – 4, 5;
б) не – 2, 3; ни – 1, 4, 5;
в) не – 2, 3, 4, 5; ни – 1;
г) не – 1, 2, 3, 4, 5.

25. В каких предложениях не – частица?

А. В (не)раскрытые окна заглядывала (не)большая птичка.
Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.
В. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу.
Г. На экзамене нужно было переводить текст (не)смотря в словарь.

26. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?

  1. Было (то)же кино.
  2. Кто(то) пришел.
  3. Было то тесно, то уютно.
  4. Открой секрет(то).

Выберите правильный ответ:

а) 1 – мест., 2 – суф., 3 – союз, 4 – част.;
б) 1, 2 – мест., 3 – союз, 4 – суф.;
в) 1, 4 – част., 2, 3 – суф;
г) 1, 3 – союз, 2, 4 – част.

27. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в шахматы, ...

а) ...мне было интересно.
б) ...развивается мышление.
в) ...я получаю большое удовольствие.
г) ...необходимо внимание.

28. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получилсятекст?

А. Всякий язык развивается, и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

а) Г, Б, А, В;
б) А, Б, В, Г;
в) Б, В, А, Г;
г) Б, Г, В, А.

а) язык развивается.
б) норма постоянна, неизменна.
в) норма является регулятором.

30. Выберите правильный ответ.

Вариант II

1. Укажите предложения, где причастный оборот не выделяется запятой (знаки препинания не расставлены).

А. Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.
Б. Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком. В. Высыхает согреваемая солнцем земля.
Г. В славившемся стариной городке работали археологи.

2. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

3. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

4. Укажите ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени:

а) взять – взятый;
б) понять – понятый;
в) замесить – замешанный;
г) потерять – потерянный.

5. Н или нн ? Задание, аналогичное заданию 2:

6. Что нужно вставить: н или нн в данных предложениях?

1. Купле..ая газета.
2. Хитросплете..ый сюжет. Выберите правильный ответ.

А. В обоих случаях нужно вставить нн.
Б. В обоих случаях нужно вставить н.
В. В 1-м случае нужно вставить н, во 2-м – нн.
Г. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м – н.

7. Назовите слово, состоящее из приставки, корня, и суффикса и окончания.

а) потрошеный,
б) подпрыгнув,
в) нагроможденный,
г) высотный.

8. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

а) б) в) г)
задерж..нный е а е а
просмотр..нный и е е е
зауч..нный а а е е
высме..нный я я е я

9. -нн- пишется в обоих случаях:

а) краше..ый, соловьи..ый,
б) нежда..ый, увлече..ый,
в) не высаже..ы, подкова..ый.

10. В обоих случаях пишется ё :

а) окруж..нный, холщ..вый,
б) стереж..т, освещ..нный,
в) печ..нка, зайч..нок.

11. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Она сидела зажмурясь.
Б. Он кричал, не переводя духа.
В. Начиная с утра, льет дождь.
Г. Он взял шарик и, пылая любопытством, смотрел на Тома.

12. В каких рядах не пишется раздельно?

а) еще (не)исхоженный, (не)было,
б) (не)всегда, (не)по-товарищески,
в) (не)откуда, (не)каждый,
г) (не)громкий, (не)торопясь.

13. Где допущена ошибка в употреблении наречия?

А. Он слушал на уроке более внимательно.
Б. Он сделал работу лучше всех.
В. Я стараюсь писать более красивее.
Г. Мой друг внимательнее всех в классе.

14. Укажите, какие наречия пишутся с не слитно:

а) (не)по-товарищески;
б) (не)лепо;
в) (не)вверху;
г) (не)убедительно.

15. Пишется через дефис:

а) (с)разбегу,
б) (по)дружески,
в) как(будто),
г) где(нибудь),
д) чему(либо),
е) (по)правде.

16. Где нужен ь ? Задание, аналогичное заданию 2:

17. В каких предложениях допущены грамматические ошибки?

А. Жажда к славе его томила, мучила и жгла.
Б. Работа ведется согласно графику.
В. Он пришел со школы.
Г. Встретились по прибытию поезда.
Д. Он поступил в институт по окончании школы.

18. В каких предложениях выделенные слова – предлоги ?

А. Вокруг было тихо.
Б. Я проходил мимо школы.
В. Они вышли навстречу друзьям.
Г. Шел, (не)смотря под ноги.
Д. Впоследствии он прочитал роман.

19. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:

20. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:

21. Назови предложение, в котором же – частица.

А. Я то(же) писал сочинение.
Б. Я писал то(же) сочинение, что и ты.

22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы .

А. И так(же) неподвижно светил месяц.
Б. Что(бы) мне сделать?
В. Мы опоздали, за(то) посмотрели новый фильм.
Г. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.

23. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) сократить путь, мы пошли к реке.
Б. Трудности существуют, что(бы) их преодолевать.
В. Что(бы) мне сказать отцу?
Г. Выполни во что(бы) то ни стало.

24. Где не , где ни ?

Что н..(1) говори, он н..(2) мог н..(3) знать об этом, но вел себя как н..(4) в чем н..(5) бывало.

Выберите правильный ответ:

а) во всех случаях – не ;
б) не – 2, 3, 5; ни – 1, 4;
в) во всех случаях – ни .
г) не – 1, 3, 4, ни – 2, 5.

25. В каких предложениях не – частица?

А. С минуту он оставался (не)подвижен.
Б. Отец (не)имел никакой должности.
В. У порога стояла (не)замечаемая никем бабушка.
Г. Рисунок показался мне очень (не)брежен.

26. Определите, в каком предложении то является частицей.

А. Что(то) должно произойти.
Б. Лодочки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся.
В. Спрячься за(то) дерево.
Г. “А какой большой(то) вырос!” – воскликнула мама.

27. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

28. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Её легко добывать, откалывая то крупные, то мелкие куски, и также легко обрабатывать.
Б. Словом, этот камень нередко используется на Руси как прекрасный строительный материал.
В. И вместе с тем белый камень крепок и надежен, построенные из него здания стоят века.
Г. Строители на Руси издавна называли белым камнем известняк – мягкую породу, залежи которой встречаются в Волго-Окском междуречье.

а) Г, Б, А, В;
б) Г, А, Б, В;
в) А, В, Б, Г;
г) Г, А, В, Б.

29. Что является грамматической основой в одном из предложений?

а) её добывать и обрабатывать;
б) известняк – мягкую породу;
в) строители называли.

30. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая книгу, ...

а) ...мне было интересно.
б) ...иногда делаются заметки на полях.
в) ...не увлекайтесь только сюжетом.
г) ...необходимо хорошее освещение.

V. Итог урока

VI. Материалы для проверки работ учителем

Ключ к ответам.

Вариант I

Анализ контрольного теста по русскому языку.

Дата поведения:

Цели:

  • определение уровня и качества сформированности орфографических, пунктуационных, речевых навыков,
  • выявление динамики ЗУН учащихся.

Результативность теста:

всего

динамика

количество учащихся

выполнили 100%

успеваемость %

качество %

Мониторинг ошибок, допущенных учащимися при выполнении теста.

Типы ошибок

всего

динамика

I. Грамматические ошибки:

– в согласовании и управлении
– в образовании грамматических форм
– при употреблении причастного и деепричастного оборотов

II. Орфографические ошибки:

– правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения
– суффиксы действительных и страдательных причастий
– слитное, раздельное, дефисное написание различных частей речи
– правописание предлогов, союзов и частиц, соотносимых с другими частями речи
– правописание -н- и -нн- в полных формах прилагательных и причастий, а также в производных существительных, в наречиях
– правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся гласных
– правописание -о- /-ё- , а также буквы ь после шипящих и ц

III. Пунктуационные ошибки:

– при обособлении причастного и деепричастного оборотов

Итоговый контроль в начальной школе.

Краснощекова Е.В.

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач деятельности учителя. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

В соответствии с требованиями стандарта в начальной школе осуществляется оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Положение о контроле и оценке знаний, разработанное методическим объединением учителей начальных классов нашей школы, определяет несколько видов контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль.

Основная цель текущего контроля – анализ хода формирования знаний и умений учащихся.Тематический контрользаключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год.

Структура планируемых результатов образования отражает учебные действия, которыми большинство учащихся овладевает на уровне актуального и ближайшего развития. Поэтому все контрольные работы составляются учителем с учетом дифференциации требований к подготовке учащихся.

Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Это такие задания, алгоритмы и способы действия в которых целенаправленно формируются и отрабатываются со всеми учащимися в ходе всего учебного процесса.

Задания повышенного уровня сложности проверяют способность ученика выполнять учебные задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора освоенных в процессе изучения предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы.

Это такие учебные ситуации и задания, действия в которых целенаправленно формируются, но необязательно отрабатываются со всеми учащимися. К этой категории относятся также примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы учащихся под руководством учителя. Для большинства учащихся они характеризуют перспективные формирующиеся учебные действия.

Приведу пример составленной мною итоговой контрольной работы по русскому языку за 2 класс.

Блок А. (Задания базового уровня)

    Найди и исправь ошибки в тексте (зачеркни неверную букву или слово и сверху напиши правильно).

Позняя осень. Реский ветер сорвал сдеревьев последние листя. Целый ден лёт дождь. Только варонье карканье слышно во дваре. Скоро наступит пара марозов.

Проверяемые умения: проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

    Определи части речи для всех выделенных слов (надпиши сокращённо сверху)

А) грузовая машина, грузить товар, ценный груз

Б) зимний день, птицы зимуют , холодная зима .

Проверяемые умения: определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам.

    Исправь неверно указанное количество звуков и букв в данных словах (зачеркни ошибку и напиши сверху правильно).

Окунь – 5б, 5зв.

Ямка – 4б, 4зв.

Огоньки – 8б, 7зв.

Въезд – 6б, 6зв.

Крылья – 6б, 6зв.

Проверяемые умения: различать звуки и буквы, оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слов.

    Определи и подчеркни главные члены предложения.

А) Собака побежала за мячом.

Б) Белый голубь в небе кружит.

Проверяемые умения: находить в предложении главные члены.

    Вставь ь, где это необходимо. Определи роль буквы ь в словах и заполни таблицу.

Варен.е, бол.ница, весел.е, вороб.и, пал.чики, мал.чик, в.юга, угол.ки, сем.я, рубл.

Ь – показатель мягкости согласного

Ь разделительный

Проверяемые умения: правильно писать слова с ь, проводить звуко-буквенный разбор.

    Раздели текст на предложения. Спиши.

По лесу протекала маленькая речка в её светлых водах резвились рыбки над водой летали стрекозы ребята купались в лесной речке.

Проверяемые умения: каллиграфически правильно списывать текст без искажений и пропусков, выделять предложение из сплошного текста, писать большую букву в начале предложения.

Блок Б. (Задания повышенного уровня)

    Найди орфограмму в корнях слов, подчеркни среди них проверочное слово.

А) бег, бегун, беговая, беготня.

Б) местность, место, местный.

В) резкий, резко, резок, резковатый.

Проверяемые умения: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, проверять правильность обозначения парных согласных звуков в корне слова.

    Выбери верное проверочное слово. Вставь нужную букву.

А) уд.вительно (дева, диво)

Б) м.нять (мина, замена)

В) л.пить (лепка, липкий)

Проверяемые умения: подбирать однокоренные слова, проверять правильность обозначения безударных гласных звуков в корне слова.

    Подчеркни слова, правописание которых ты не можешь объяснить.

зверьки растение хоккей

въезд парашют поздний

колосок пловец мышь

Проверяемые умения: осознавать причины появления ошибки, применять правила правописания.

    Распредели слова по данным схемам. Запиши их в таблицу.

Походка, грустный, записка, осинка, страна.

Проверяемые умения: разбирать слова по составу.

    Из слов каждой строчки составь предложение. Прочитай полученный текст. Озаглавь его. Спиши.

А) Таня шли Алёнка и лес через.

Б) полянке на ореховый им встретился.

В) рвать орехи стали девочки.

Г) висели рябинке ягоды на красные.

Проверяемые умения: составлять предложения из предложенных слов, озаглавливать текст, списывать текст без искажений и пропусков.

Ключ для проверки контрольной работы.

Задание 1. 2 балла – исправлены все ошибки.

1 балл – оставшиеся ошибки относятся к одному типу.

0 баллов – не исправлены ошибки двух и более типов.

Примечания: в тексте 10 ошибок, которые группируются по типам орфограмм:

    Проверяемые гласные в корне слова

    Непроверяемые гласные в корне слова

    Написание разделительного ь

    Написание ь – показателя мягкости согласного

    Парные согласные в корне слова

    Непроизносимые согласные

    Правописание предлогов со словами

Задания 2, 4. 2 балла – выполнены верно задания А и Б.

1 балл – выполнено одно задание

    баллов – допущены ошибки в заданиях А и Б.

Задание 3. 2 балла – выполнены все слова верно.

1 балл – выполнено 3 слова верно.

0 баллов – допущены ошибки во всех словах.

Задание 5. 2 балла – все слова распределены по группам верно.

1 балл – допущена 1 ошибка при распределении слов по столбикам.

0 баллов – допущены 2 и более ошибок.

Задание 6. 2 балла – верно определены границы предложений, грамотно списан текст.

1 балл – верно определены границы предложений, допущено 1-2 ошибки при списывании текста.

0 баллов – неверно определены границы предложений, 3 и более ошибок при списывании текста.

Задания 1, 2. 2 балла – выполнены задания А, Б, В.

1 балл – выполнено одно из предложенных заданий.

0 баллов – допущены ошибки в заданиях.

Задание 3. 2 балла – названо не менее трех слов.

1 балл – названо не менее двух слов.

0 баллов – названы другие слова.

Задание 4. 2 балла – все слова распределены по группам верно.

1 балл – допущена одна ошибка при распределении слов.

0 баллов – допущены ошибки при распределении слов по группам.

Задание 5. 3 балла – верно составлены предложения, заголовок соответствует теме рассказа, при списывании не было допущено ошибок.

2 балла – верно составлены предложения, заголовок не соответствует теме рассказа, при списывании не было допущено ошибок.

1 балл – верно составлены предложения, заголовок соответствует теме рассказа, при списывании допущено 1-2 ошибки.

0 баллов – неверно составлены предложения, не озаглавлен текст, при списывании допущены ошибки.

При желании учитель может перевести сумму полученных учащимся баллов в оценку, придерживаясь норм оценивания.

Данную работу можно использовать также для оценивания уровня развития некоторых универсальных учебных действий.

«Итоговая работа по русскому языку для 3 класса как средство диагностики предметных результатов начального общего образования»

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы для учащихся 3 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (для оценки индивидуальных достижений обучающихся )

Назначение КИМ

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку в 3 классе.

Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Русский язык» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с. (с. 60-63, 137-139, 180-182).

    Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с. (с. 57-69).

    Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с. (с. 46-104).

5.Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.- М.:

ВАКО, 2014

6. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М.,

«Просвещение», 2013 год.

Структура КИМ

На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология. Русский язык. Родной язык» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).

В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».

Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение третьеклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.

а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.

Таблица 1

15

б). В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.

Таблица 2

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый

80%

Повышенный

20%

Итого:

15

18

100%

Целенаправленное включение в работу достаточно большого количества заданий базового уровня сложности позволяет обеспечить полноту проверки достижения учащимися планируемых результатов, являющихся основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 3 классе.

Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении курса русского языка. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся выбор проявить более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания базового уровня, представленные в любом формате, оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой шкале.

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения второклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 3 классе. В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в работе таких заданий 12, то 8 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 8 баллов за выполнение базовых заданий, считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка 3 класса начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 10-12 баллов (максимальный балл равен 12) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

План варианта КИМ

Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; ВО – выбор ответа, ЗО – запись ответа (в виде слова, нескольких слов).

Таблица 3

План итоговой работы по русскому языку для 2 класса

Фонетика и графика

Умение характеризовать звуки русского языка.

1.2

ВО

Состав слова

Умение различать родственные слова и формы одного и того же слова.

2.1

ВО

Состав слова

Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить слова, соответствующие предложенной схеме состава слова.

2.2

ВО

Лексика

3.1

ВО

Морфология

Умение определять падеж имен существительных.

4.1

ВО

Морфология

Знание правила Умение об изменении имен прилагательных по числам и родам.

4.2

ВО

Морфология

Умение определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени)

4.3

ВО

Синтаксис

5.1

ВО

Синтаксис

5.2

ВО

Синтаксис

Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое.

5.2

КО

Орфография и пунктуация

Умение применять правило правописания корневых орфограмм.

6.1

РО

Орфография и пунктуация

Умение применять правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих.

6.1

ВО

Развитие речи

Умение соблюдать правила устного общения.

7.2

КО

Синтаксис

Умение делить текст на предложения. Умение самостоятельно озаглавливать текст.

5.1

КО

ВО

ИТОГО

18 баллов

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.

Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.

Шкала оценок

16 - 18 балла – отметка «5»

12 – 15 баллов – отметка «4»

8 - 11 баллов – отметка «3»

7 баллов и менее – отметка «2»

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества обучающихся 3 класса (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.), с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Русский язык», Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» и отдельных метапредметных результатов обучении.

Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении.

Умение различать звуки и буквы.

1.2.

Умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).

2. РАЗдел « Состав слова (морфемика) »

2.1.

Умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

2.2.

Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

3. РАЗдел « Лексика »

3.1.

Умение выявлять слова синонимы.

4. РАЗдел « Морфология »

4.1.

Умение определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение.

4.2.

Умение определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж.

4.3.

Умение определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

5. РАЗдел « Синтаксис »

5.1.

Умение различать предложение, словосочетание, слово.

5.2.

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

5.3

Умение определять границы предложения.

6. РАЗдел « Орфография и пунктуация »

6.1.

применять правила правописания (в объеме содержания курса)

7. РАЗдел « Развитие речи »

7.1.

Умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.

7.2.

Умение соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

7.3.

Умение самостоятельно озаглавливать текст.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оцениваются 1 или 0 баллов. Задания с кратким развернутым ответом оцениваются 2, 1 или 0 баллов. Разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания.

При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров - соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения третьеклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе. Считается, что учащийся достиг этого уровня, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. В период введения новых стандартов по русскому языку можно принять за критерий достижения 60% заданий базового уровня. Если в демонстрационном варианте 15 заданий базового уровня, то 9 заданий составляют 60%. В этом случае, при получении учащимся не менее 9 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-15 баллов (максимальный балл за выполнение заданий базового уровня равен 15) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки.

В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

В следующей таблице к заданиям с выбором ответа приведены номера верных ответов, к заданиям с кратким ответом приведены верные ответы, к заданиям с записью решения или объяснения приведены примеры решений и объяснений, дано описание полных и частично верных ответов и указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ. К некоторым заданиям приведены примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают учащиеся.

За выполнение каждого из 12 заданий базового уровня сложности (№№ 1-12) выставляется: 1 балл – верный ответ, 0 баллов – неверный ответ или ответ отсутствует.

За выполнение каждого из 3 заданий повышенного уровня (№№ 13-15) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов.

1 вариант

в) ящерица. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) в слове чаща все согласные мягкие. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: г) ветер, ветрище, ветерок, ветреный. 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: г) полочка 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: б) смелый 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: б) к машине 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) в форме ж. р., ед.ч., И.п. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) бежал 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) Белые сугробы сверкают на солнце. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) капля скатывается 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: туча закрыла 1 балл – верно подчеркнута грамматическая основа предложения. 0 баллов – неверный ответ

Ответ: скользкий, дубки, редкий солнце, поздний, сердце лесник, пенёк, полезный 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: г) рожь 2 балла 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: 2 балла 1 балл - дано одно слово в реплике 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: Зайка и яблоко Б) 5 2 балла – даны оба верных ответа, 1 балл - дан один верный ответ. 0 баллов – даны неверные ответы

2 вариант

а) юла 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) в слове ремень все согласные мягкие. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: б) белка, беличье, бельчонок, белочка 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) садовый 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) быстрый 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) на крыше 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) в форме ж. р, ед.ч., П.п.. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) читаешь 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) Дети катались с горы 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: г) лучи упали 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: сердце замирает 1 балл – подчеркнута верно грамматическая основа предложения. 0 баллов – неверный ответ

Ответ: гладкий, ложка, ловкий праздничный, лестница, поздний листок, писать, деревья 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: а) грач 2 балла – даны оба верных ответа 1 балл - дан один верный ответ 0 баллов – дан неверный ответ

2

14

Ответ: Реплика1 Здравствуйте, Добрый день, Реплика 2 Будьте добры, пожалуйста Реплика 3 Всего доброго, До свидания, спасибо 2 балла – даны верные ответы (несколько слов) 1 балл - дано одно слово в реплике 0 баллов – дан неверный ответ

2

15

Ответ: Молодые саженцы. Молодые яблоньки а) 4 2 балла – даны оба верных ответа, 1 балл - дан один верный ответ. 0 баллов – даны неверные ответы

2

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Внимательно читай задания!

Желаем успеха!

1 вариант

    Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:

а) комната б) сорока в) ящерица г) волна

2. Выбери верное утверждение

а) В слове чаща все согласные мягкие.

б) В слове чаща три слога.

в) В слове чаща букв больше, чем звуков.

г) В слове чаща нет глухих согласных.

3. Обведи ряд, в который включены родственные слова и нет формы одного из слов.

а) лес, лесной, леса, лесок

б) лист, листок, листопад, листовой

в) сад, садик, садовый, сады

г) ветер, ветрище, ветерок, ветреный

а) побелка б) пороша в) погода г) полочка

5. Укажи близкое по смыслу прилагательное ОТВАЖНЫЙ

а) честный б) смелый в) мудрый г) всемогущий

ед. ч., ж.р., Д.п.

а) от мамы

б) к машине

в) на печи

г) в кровати

Скоро появится на деревьях молодая листва

а) в форме ж. р., ед. ч., Им. п.

в) в форме ср. р., ед. ч., В. п.

г) в форме м. р., ед. ч., И. п.

8.Найди глагол прошедшего времени.

а) бежал б) говорит в) посмотрит г) делаешь

9. Прочитайте. Подчеркните только предложения. Поставьте знаки препинания в конце.

а) Белые сугробы сверкают на солнце

б) На поляне расцвели

в) У опушки леса

г) Весенние ручьи

По тонкой ветке скатывается прозрачная капля.

а) по ветке скатывается

б) прозрачная скатывается

в) капля скатывается

г) скатывается по тонкой

Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо.

скользкий, солнце, поздний, дубки, лесник, сердце, пенёк, редкий, полезный

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Укажи слово с ь на конце слова. Допиши ещё 3 слова с данной орфограммой

а) камыш…, _______________________________________________________

б)товарищ…,_______________________________________________________

в) туч…,__________________________________________________________

г) рож…, ______________________________________________________

14. Прочитай запись телефонного разговора.

Ваня позвонил своему другу Сереже. К телефону подошла мама Сережи, Марина Ивановна.

1) – А Серега дома?

Добрый день, Ваня! Нет, он ещё не вернулся из школы.

Договорились, Ваня! Я ему передам. До свидания.

3) – Хорошо.

Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Вани.

Реплика 1_________________________________________________________

Реплика 2 _________________________________________________________

Реплика 3 _________________________________________________________

15. Раздели текст на предложения. Укажи количество предложений. Озаглавь текст.

_________________________________

В огороде росла яблонька на ней висели яблоки под яблонькой спал зайка вдруг яблоко упало на него зайка прыгнула в сторону и побежал к лесу

а) 4 б) 5 в) 6 г) 7

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде слова или слов в специально отведенном для этого месте.

Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

Итоговый тест по русскому языку 3 класс I полугодие

    вариант

1. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:

а) юла б) марка в)король г) соловьи

2. Выбери верное утверждение

а) В слове ремень все согласные мягкие.

б) В слове ремень три слога.

в) В слове ремень букв меньше, чем звуков.

г) В слове ремень есть глухие согласные.

3. Обведи номер ряда, в который включены родственные слова и нет формы одного из слов.

а) кора, корка, коре, корочка

б) веселье, весёлый, весело, весёлая

в) труд, трудовая, трудящийся, труды

г) белка, беличье, бельчонок, белочка

4. Обведи слово, которое походит к схеме

а) цвет б) поделка в) садовый г) золотой

5. Укажи близкое по смыслу прилагательное СКОРЫЙ

а) решительный б) умный в) быстрый г) точный

6. Найди слово, окончание которого указывает на форму

ед. ч., ж.р., Пр.п..

а) в доме

б) о мышах

в) на крыше

г) с газетой

7.Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное слово.

На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.

а) в форме ср. р., ед. ч., Им. п.

б) в форме м. р., ед. ч., В. п.

в) в форме ж.р., ед. ч., П. п.

г) в форме м. р., ед. ч., Д. п.

8.Найди глагол настоящего времени .

а) читаешь б) напишет в) поедет г) заблестел

9. Прочитайте. Подчеркните только предложения. Поставьте знаки препинания.

а) Дети пойдут

б) Маленький мальчик

в) Дети катались с горы

г) Верхушки деревьев

10.Найдите верную грамматическую основу предложения

Лучи солнца упали на замёрзшую лужицу.

а) упали на лужицу

б) лучи солнца

в) на замёрзшую лужицу

г) лучи упали

11.Прочитай предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое.

Сердце замирает от чудесных звуков песни.

12. Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.

гладкий, праздничный, лестница, ложка, листок, поздний, писать, ловкий, деревья

13. Укажи слово без ь на конце. Допиши ещё три слова на данную орфограмму.

а) грач…,_____________________________________________________

б) печ…, _______________________________________________________

в) мыш…,_________________________________________________________

г) доч…,___________________________________________________________

14.* Прочитай запись телефонного разговора.

Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошёл папа Гены, Игорь Семёнович.

1) – А Генка дома?

Добрый день, Федя! Нет, он ещё не вернулся из школы.

2) – А скажите ему, чтобы он мне позвонил!

Договорились, Федя! Я ему передам. До свидания.

3) – Хорошо.

Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди.

Реплика1_________________________________________________________

Реплика 2_________________________________________________________

Реплика 3_________________________________________________________

15*. Раздели текст на предложения. Укажи количество предложений. Озаглавь текст.

________________

Стояла суровая зима от морозов погиб знаменитый сад в селе Михайловском весной школьники посадили молодые яблоньки саженцы хорошо прижились.

а) 4 б) 5 в) 6 г) 7