Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся, в том числе и у малоспособных. Формирование у младших школьников навыков самостоятельной деятельности в личностно-развивающем обучении

3. Анализ результатов работы

1. Цель, задачи и организация исследования

Цель: выявить педагогические условия формирования умений к самостоятельной деятельности учащихся педагогического колледжа (будущих педагогов). Гипотеза: создание педагогических условий в процессе организации самостоятельной работы учащихся, будет способствовать формированию у них умений к самостоятельной деятельности. Задачи:

1. Проанализировать опыт организации самостоятельной деятельности учащихся МПК (Миасского педагогического колледжа).

2. Разработать и внедрить технологию самостоятельной деятельности учащихся УНПО.

3. Проанализировать результаты работы, разработать рекомендации для педагогов МПК.

Методы исследования:

· изучение и обобщение опыта педагогической деятельности в УСПО;

· наблюдение, беседа, анкетирование;

· обработка и анализ результатов эксперимента.

База исследования: Миасский педагогической колледж (МПК) – готовит учителей начальных классов. Объектом нашего исследования служит процесс формирования умений к самостоятельной деятельности учащихся Миасского педагогического колледжа. Предметом исследования выступает значение самостоятельной деятельности в процессе обучения будущих специалистов. Одной из актуальных проблем среднего специального образования является формирование у студентов навыков самообразования.

Необходимость модернизации образования в начале XXI века вызвана небывало быстрыми темпами развития научно-технического прогресса, требующими от человека непрерывного обновления своих знаний, умений и навыков. Эта необходимость проявляется для каждого человека в изменении повседневной практики действий: то, что вчера давало результат, сегодня становится неэффективным. Таким образом, современный успешный, конкурентоспособный человек должен обладать устойчивым навыком перестройки системы целеполагания своего поведения. Этот навык приобретается в процессе получения образования. Поэтому содержание модернизации образования определяется изменением целей образования: не только научить каждого студента, но и развить его познавательные и созидательные способности, сформировать систему не только универсальных знаний, умений и навыков, но и самостоятельной деятельности и личной ответственности. Все это составляет ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

В соответствии с этим пониманием произошло значительное обновление содержания компонента образования. Основным требованием к содержанию образовательного процесса выступила необходимость обеспечения "условий для формирования у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном муниципальном образовании, и готовности включиться в практическую деятельность по его развитию". При этом на первое место вышла проблема формирования и развития у обучающихся социальной компетентности, опирающейся на потребность в самообразовании и самореализации. Обновление организационно-содержательной модели образования в контексте модернизации современного образования потребовало от педагогического коллектива колледжа пересмотреть разработанную модель гуманитарного образования и уточнить ряд позиций.

Практика показала, что гуманизация современного образования осуществляется в условиях все убыстряющихся темпов преобразований во всех сферах общественной жизни. Результатом этого стало появление общественной необходимости побуждения личности к постоянному саморазвитию. Быстрые темпы внедрения новых технологий, технических устройств, способов реализации общественных отношений требуют включения в саморазвитие, которое определяется не столько собственной потребностью человека в самореализации, сколько общественной необходимостью в социальных преобразованиях, большой массы людей. Поэтому для современной системы образования стала актуальной проблема выработки системы постепенного становления внутренней необходимости и потребности в саморазвитии как обязательного условия успешного обучения и воспитания учащихся колледжа. Важнейшим противоречием современной системы воспитания и образования является отсутствие в ней специальной деятельности по выработке у учащихся потребности в развитии и саморазвитии в любом виде познания окружающего мира. Требуется отойти от принципа принудительного включения учащихся в овладение образовательными стандартами. В методы организации их обучения необходимо включить идеи, связанные с развитием мотивационной сферы учащихся. Следует разрешить противоречие между внешней необходимостью в самостоятельной деятельности учащихся и внутренним побуждением к активной работе при изучении предметов. Само социальное взаимодействие между педагогами и учащимися должно характеризоваться последовательной реализацией принципов выработки мотивации на самостоятельную учебную деятельность у каждого обучающегося, что позволит тем, кто осваивает требования современной культуры, осознать общественную потребность в образованном человеке.

2. Разработка и реализация технологии (программы), направленной на формирование умений к самостоятельной деятельности учащихся педагогического колледжа (будущих педагогов)

Программа "Система формирования культуры самостоятельной деятельности учащихся педагогического колледжа". Поведение человека определяется потребностями и воздействием внешней среды обитания. Культура задает конкретные границы проявления природной активности, перехода от стихийности действий к определенной организации поведения. В этом смысле развитие личности можно рассматривать как движение от природной деятельности к социокультурной. Поэтому одним из направлений работы педагогического колледжа становится формирование культуры самостоятельной деятельности учащихся. В процессе формирования культуры самостоятельной деятельности в первую очередь решаются вопросы выработки у учащихся ценности той самостоятельности, которая осуществляется по определенным нормам и правилам. Важнейшей характеристикой самостоятельности является то, что в ней всегда реализуется внутренняя необходимость, побуждающая человека к определенной активности. Многие учащиеся не воспринимают требований преподавателя, только потому, что они для них являются внешней необходимостью, что значительно снижает уровень собственной самостоятельности. Поэтому требуется усилить акценты на ценности конкретного содержания, вида учебной деятельности лично для учащегося. Основными педагогическими технологиями тогда становятся те, которые создают в процессе обучения условия, побуждающие детей пытаться самостоятельно решить проблемы, связанные с изучением конкретной учебной темы. При этом создаются ситуации, когда учитель дает возможность учащимся проявить стихийную самостоятельность, которая не связана с выполнением норм и правил. Такой вид самостоятельности неизбежно ведет к негативным результатам, к ошибкам, которые убедительно доказывают школьнику ограниченность, неэффективность стихийных действий, не основанных на специальных знаниях и умениях. Формирование понимания ценности культуры самостоятельной деятельности в учебе является результатом тех успехов, которые достигнуты ребенком при умелом использовании норм и правил освоения конкретного школьного предмета. Самостоятельность поиска правильного результата является важнейшим условием овладения культурой выполнения нормативных требований. Культура самостоятельной учебы формируется тогда, когда ребенку дается возможность совершать различные ошибки в ситуации, когда он в недостаточной степени изучил ту или иную тему. Создание ситуаций, когда учащийся самостоятельно ищет правильный результат, а не получает его в готовом виде, позволяет ему убедиться в необходимости совершения специальных усилий по овладению культурой решения различных задач.

Использование метода проектов как компонента системы образования.Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Включение обучающихся в ситуацию соревновательности. Данный вид педагогической деятельности предполагает организацию освоения школьниками навыков подготовки к участию в различных конкурсах, олимпиадах, НПК, проводимых на уровне города, района, региона, а также организацию общественного признания результатов культурно организованной и положительно направленной самостоятельности. Включенность учащихся в широкое и разнообразное поле соревнований обеспечивает стимулирование овладения навыками культуры самостоятельной деятельности. Цель программы: Создание организационно-содержательной модели образовательного процесса, способствующего системному формированию культуры самостоятельной деятельности учащихся на всех ступенях обучения. Задачи программы:

1. Создание комплекса условий для формирования культуры самостоятельной деятельности учащихся.

2. Разработка принципов и форм реализации системы формирования навыков самостоятельности учащихся в основных видах учебной и внеучебной деятельности

3. Разработка и апробирование содержательной модели образовательного процесса, направленного на развитие навыков самостоятельности учащихся

. Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

Основная методическая тема, над которой работаю - «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики».

Математика является нужным и в то же время самым трудным предметом. В связи с этим возникают очень много трудностей при его изучении. Формирование навыков самостоятельной работы является моей главной задачей на уроках математики. Так как урок является основной формой занятий, от его качества, от его организации зависит результат обучения, успеваемость учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики

Слайд1 .

Учителем математики в Старо-Казеевской средней общеобразовательной школе начала работать с 1983 года. В настоящее время – учитель I квалификационной категории.

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школь-ным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - что моя жизнь будет связана с воспитанием детей.

Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

Как сказал один из мудрых «Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». Как же можно не оправдать надежд детей? Ведь каждый ребенок уникален и у каждого есть чему поучиться.

Проработав 31 год в школе, у меня появились и свои принципы:

Не иметь в классе «любимчиков», относиться ко всем одинаково;

Не унижать детей, быть тактичной;

Не давать готовых знаний; только открытия приносят радость и удовлетворение;

Чаще спрашивать совета детей и их мнение;

Уважать любое мнение, даже если считаешь по-другому;

Поощрять инициативу.

Не «давить» на ребенка, а терпеливо ждать, когда он сам решится проявить себя.

Слайд 2. Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

Основная методическая тема, над которой работаю - «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики».

Математика является нужным и в то же время самым трудным предметом. В связи с этим возникают очень много трудностей при его изучении. Формирование навыков самостоятельной работы является моей главной задачей на уроках математики. Так как урок является основной формой занятий, от его качества, от его организации зависит результат обучения, успеваемость учащихся.

Слайд 3.

Актуальность данной темы в том, что последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе учащихся. Увеличилась роль самостоятельных работ в учебном процессе, точнее обозначились методика и дидактические средства их эффективной организации.

Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, которые отражает наше общество к задачам образования.

Самостоятельная работа учащихся помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде. Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке, и степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с элементарных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления. В связи с этим появляется необходимость пересмотра руководящей роли учителя. Самостоятельная работа становится средством обучения.

Слайд 4.

В условиях реализации ФГОС, зачастую приходиться пользоваться теми УМК, которые не позволяют эффективно сформировать навыки самостоятельной добычи знаний (учебник Н. Я. Виленкина «Математика» для 5 класса не содержит таких заданий, которые развивают самостоятельность ученика). Учителю приходиться подбирать задания из других источников. Перед учителем встают вопросы: «Как научить ученика работать самостоятельно?» «Как образом процесс формирования самостоятельности сделать составной частью процесса обучения?»

Слайд 5.

Эта проблема подтверждается тем, что на методологическом уровне обоснована необходимость и возможность развития самостоятельности у обучающегося, а в реальности этого не наблюдается. Зачастую в среднее звено приходит ребенок, который на этапе начального образования не приобрел этих качеств. В основной школе такой ребенок не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. У него теряется интерес к учебе, учится значительно ниже своих возможностей.

Причиной могут послужить:

Неумение организовать свою работу, несобранность, медлительность;

Отсутствие мотивации;

Частые пропуски уроков по состоянию здоровья;

Отставание ученика в развитии от своих сверстников.

Цель: развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики.

В деятельности учителя в процессе обучения приоритетными задачами являются:

  1. Сформировать умение проявлять активность при изучении новой темы.
  2. Научить добывать знания, решая соответствующие задачи, анализировать, формулировать и аргументировать выводы.
  3. Научить добывать дополнительную информацию из различных источников информации.
  4. Научить применять полученные знания на практике.

Слайд 6.

Данная система работы позволит сформировать у учащихся умений проявлять активность при изучении новой темы, научиться формулировать и аргументировать выводы, опираясь на решения различных задач, научиться добывать дополнительную информацию из различных источников информации, уметь применять полученные знания на практике.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Слайд 7.

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:

Наличие задания учителя;

Руководство учителя;

Самостоятельность учащихся;

Выполнение задания без непосредственного участия учителя;

Активность учащихся.

Характер самостоятельной работы зависит от состава знаний, из которых складывается содержание учебного предмета.

Существуют следующие типы самостоятельных работ:

1) самостоятельные работы по образцу;

2) реконструктивные самостоятельные работы;

3) вариативные самостоятельные работы на применение понятий науки;

4) творческие самостоятельные работы.

Слайд 8.

Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить её итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно выявить причину появления ошибок – найти верный путь к её исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется возможность выяснить причину допущенной ошибки. Следовательно, имеем возможность правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику результаты его учебной деятельности. Наиболее эффективным видом самостоятельной работы является самостоятельная работа творческого характера.

Слайд 9.

Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие её эффективности:

Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы;

Разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию;

Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;

Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся;

Четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой;

Стимулирование учащихся к выбору заданий повышенного и высокого уровня сложности;

Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.

Слайд 10.

Существующие изменения касаются деятельности учащихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность, обходится без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Для этого нужна, во-первых , психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта. Во-вторых , ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. В-третьих , ребенок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. В-четвертых , нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания.

Слайды 11-15 .

Характеристика изменений в деятельности педагога

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуются жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуются сценарным планом урока, представляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, Интернет-ресурсы, материалы коллег. Обмениваются конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • По поиску и обработке информации;
  • Обобщение способов действий;
  • Постановке учебной задачи и т.д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишете, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами, логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Слайд 16.

Существуют некоторые методы и приемы формирования самостоятельности учащихся.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, активизируют деятельность, тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание и познавательный интерес к предмету. В 5 - 6 классах эта технология используется чаще всего. Мы используем игровые моменты «Реши примеры и составь слово», графические диктанты, решение кроссвордов, решение задач на смекалку, игры и конкурсы между группами.

Особое значение в связи с обширной компьютеризацией приобретает работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, по воспитанию валеологической культуры подрастающего поколения, формированию прочных навыков ЗОЖ.

Б лагодаря применению ИКТ на уроках повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, решить какие-то волнующие их вопросы. Таким образом, появляется возможность решить ещё одну актуальную задачу - обеспечение мотивации на уроках. ИКТ является прекрасным средством наглядности, отображающим рабочий процесс на уроке. При выполнении заданий ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экране вариантами и при этом пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, и продолжить поиск верного решения. Использование ИКТ на уроках вызывает живой интерес у учащихся.

Слайд 17.

В своей работе использую ряд видов самостоятельных работ на уроках математики.

Вот эти задания:

а) карточки для проверки пройденного материала;

б) карточки - задания для перехода к изучению нового материала;

в) дидактические задачи различной степени сложности;

г) материал необходимый для накопления первичных представлений до изучения темы на уроке;

д) задания по подготовке дополнительной информации к уроку.

В ФГОС описываются новые учебные результаты, соответствующие новому видению учебного процесса и требующих новых подходов к оцениванию.

Оценивание является постоянным процессом. То есть осуществляется на каждом уроке, а не только за контрольные работы и в конце четверти.

Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответ-ствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные. Критерии оценивания и алгоритмы выставления оценок заранее известны и учителю, и учащимся. Они могут вырабатываться совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки к самооценке. То есть, результаты учебной деятельности оцениваются не только педагогом, но и самими учащимися.

Так, в системе оценивания предлагается использовать:

Преимущественно внутреннюю оценку, которая выставляется педагогом, школой;

Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ);

Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом, целями обучения, учебными заведениями;

Интегральную оценку, в том числе – портфолио, выставки, презентации;

Самоанализ и самооценка обучающихся.

Слайд 18.

Расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах деятельности и подлежат оцениванию.

В их число входят:

Работы учащихся (письменные работы, мини-проекты, презентации)

Индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

Результаты тестирования;

Результаты контрольных и самостоятельных работ.

В системе оценивания изменения не произошли. Стандартами это не предусмотрено, как была пятибалльная система, так она и осталась. Она не позволит нам отразить личностный рост и достижения каждого отдельного ученика в зависимости от его индивидуальных способностей. Трудно приходится объяснить ученику, который справился с базовым уровнем без единой ошибки, почему ему поставили «3», а не «5».

Наша школа участвует в проекте «Школа цифрового века». Учителя имеют возможность получить электронные методические издания по выбору через интернет.

Слайд 19.

В условиях внедрения ФГОС предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель выступает в роли инструктора, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса,а не пассивным слушателем. Учитель должен отказаться от традиционных уро-ков и проводить инновационные. Ученик должен стать активным участником образова-тельного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а при необходимости и доказывать свое мнение. Для этого создаются условия в школе. Самостоятельность развить абсолютно у каждого ученика невозможно, так как уровень развития учащихся класса отличается, дети с разным состоянием здоровья, с разными темпераментами характера.

Слайд 20.

Используемая литература

1.Федеральный закон №273 ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

2.Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2013г. Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru cайт Министерства образования и науки РФ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республиканская гимназия – интернат им. Г. Альмухаметова

Республика Башкортостан

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ

НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

г. Уфа, 2014 г.

Самостоятельная работа учащихся - это такая же учебная работа, как и весь процесс овладения исполнительскими навыками в целом. Самостоя­тельная работа учащихся осуществляется:

НА САМОМ УРОКЕ - и тогда она вытекает из той работы, которая не­посредственно проводится на нем;

В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ - при исполнении учащимися заданий, полученных на уроке и, тогда она дополняет и закрепляет пройденное на предыду­щем уроке и является средством для овладения учащимися умениями и навыками игры на инструменте в процессе домашней подготовки заданий.

Современной школе присуще стремление к тому, чтобы выпускать учащихся подготовленных к жизни, способных самостоятельно работать, мыслить, умеющих применять полученные знания в жизни, в труде, развивать творческие способности учащихся, т.е. самостоятельное определение применимости знаний в практической деятельности.

Самостоятельная работа это труд, полный мысли, инициативы, во­ли и творческого воображения. Современно звучит такое высказывание великого русского педагога К.Д.Ушинского: «... задача школы состоит в том, чтобы пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить детям привычку к ней; направлять деятельность ребенка, помогая ей, где необходимо и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способности самостоя­тельно, без учителя, приобретать новые познания».

Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обуче­ния. Будить самостоятельную мысль надо как можно раньше, начиная с ранних лет, еще в младших классах. Чем интенсивнее и систематичнее ученик решает на уроке те или иные задачи, тем эффективнее проходит и его домашняя работа. Повышать качество самостоятельной работы ученика - значит последовательно развивать его мышление и самостоя­тельную роль, приучать к преодолению трудностей, к умению самому справляться с заданиями, проявлять инициативу в отборе необходимых для выполнения задания способов и приемов.

Прежде чем дать ученику задание для самостоятельной обработки,не­обходимо объяснить ему сущность задания.Проанализировать способы его выполнения, научить практическому осуществлению.Затем проверить тут же на уроке практически, насколько ученик понял задание и как пытается выполнить его. При выполнении, после анализа ошибок следует добиваться самостоятельного исправления их. Все это относится и к упражнениям, и к этюдам, и к работе над пьесой.

Для примера возьмем работу над текстом новой, но уже разобранной пьесы. Ноты, текст уже разобраны обеими руками. Однако в этом разборе еще много недочетов: нет четкости в координации левой и правой рук, не осмыслена структура пьесы (части, предложения, фразы и т.п.), не уточнена ритмическая сторона, неверна аппликатура, нет ясности в подходе к овла­дению теми или иными техническими трудностями, есть ошибки в воспро­изведении нового текста.

Как же ученику подойти к самостоятельному разрешению всех воз­никших в процессе разучивания этой пьесы задач? Прежде всего на первый план должна быть выдвинута одна, но наиболее важная задача, оставив на время, как бы в стороне, выполнение остальных задач, с тем, чтобы они включались постепенно, как бы "накладываясь" друг на друга и связывать их с предыдущими.

а) Первоочередной задачей явилось бы ТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НОТНОГО ТЕКСТА. Но важно не только правильно перенести ноты с нотного стана на клавиатуру, но и воспринять и осмыслить ноты, как составные элементы музыкальной фразы, ее мелодико-гармонической структуры. За­тем проанализировать пьесу на основе проигрывания отдельных кусков. Только после этого предложить ученику самому медленно проиграть пьесу, обращая его внимание на ошибки и тут же на уроке исправлять, добиваясь сознательного закрепления исправленного. При воспроизведении нотного текста нужно объяснять ученику, что и как должно быть выполнено, чтобы ему была ясна цель работы. Задание, практически проверенное на уроке, да­ется на дом для закрепления. На этом же уроке делаются указания относи­тельно аппликатуры.

б) Следующий элемент работы - УТОЧНЕНИЕ РИТМИЧЕСКИХ ПРЕДС­ТАВЛЕНИЙ в пьесе, которые, правильно сформированные при "прочтении" текста, прочно связываются мелодическим движением.

в) Освоению текста должно сопутствовать ОСМЫСЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ музыкального произведения(частей, предложений, фраз).

г) Взаимосвязь в выполнении всех этих предыдущих задач - основное

условие в отборе необходимых способцв для преодоления технических труд­ностей. лишь идя от содержания произведения и понимания его смысла к его воплощению, ученик может правильно выполнить стоящие перед ним технические задачи. Как часто в практике можно наблюдать обратный путь! Сначала - просто "ноты", без должной связи между ними, затем - зубрежка - частое повторение одного и того же места с закреплением при этом фальшивых нот, ритмических ошибок, неверных приемов игры, преждевре­менное механическое запоминание наизусть... Результат - груда закреплен­ных ошибок, неверных игровых навыков, от которых потом приходится из­бавляться с огромным трудом - вот почему так опасно давать задание уче­нику в общей форме: "Разбери дома пьесу и подготовь ее к следующему уро­ку" . Такое задание можно дать достаточно подготовленному ученику и то с предварительными пояснениями. На первоначальном этапе обучения ученик в своей самостоятельной работе должен опираться на хорошо понятые им указания учителя.

д) И, наконец, ОТБОР НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ВЫРАЗИ­ТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ: характер звучания, приемы звуковедения(легато, сток- като, штрихи, лиги, акценты и т.п.), динамические характеристики, темп. Ученик должен с первых же занятий учиться понимать их и добиваться точного их выполнения(так же как пауз и других знаков нотной записи). Осмысленное исполнение текста связано неразрывно со способностями му­зыкальной фразировки (движение мелодической линии к ее вершине, подъем и спад мелодии, начало и конец фразы и т.п.).

Это те положения, которые являются общими для всех случаев работы над произведением. При этом необходимо учитывать возрастные возмож­ности учащихся, уровень их подготовки на данный момент, особенности их психики (сосредоточенность или рассеянность, выдержка, целенаправлен­ность, воля, внимание и т.д.). Поэтому объем и характер самостоятельного задания должны соответствовать возможностям учащегося. Чтобы каждое новое задание опиралось на то, что усвоено ранее под руководством учите­ля. Домашняя проработка задания - это упражнение в закрепление на пред­шествующих занятиях.

Таким образом, основой работы является:

    воспитание целенаправленности внимания;

    обучение навыкам самостоятельного выполнения задания на уроке.

При этом важно проверить, каким путем учащийся к выполнению пос­тавленной задачи, вовремя показать ему его ошибки, поощрить проявленную инициативу в нахождении необходимых приемов, закрепить успешность их выполнения и добиться сознательного самоконтроля.

"Прежде представь себе ясно, что и как должно звучать, а потом уж играй, а играя проверяй слухом, то ли получилось, что задумал".

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ

Слуховой самоконтроль - одно из условий формирования музыкаль­но-слуховых представлений. В процессе работы следует добиться: перевода учащимися нот в представление звучания, тщательного вслушивания в зву­чание, слухового самоконтроля и немедленного исправления услышанных недочетов.

Самостоятельная работа учащихся проверяется в процессе выполнения ими задания. Полезно практиковать и словесные отчеты учащихся, которые способствуют лучшему выяснению причин ошибок и способов к самопровер­ке и дает навыки самостоятельно разрешать возникающие в процессе рабо­ты затруднения.

Одним из наиболее важных вопросов в самостоятельной работе уча­щихся является вопрос темпа, в котором должно прорабатываться заданное произведение.

Всем известно, что разучивать надо в медленном темпе. Это значит закреплять связь звучания с соответствующим движением, со звуковысот- ными и ритмическими представлениями, закрепление слухо-двигательных связей, овладение механизмом игровых движений.

"Медленность движений при восприятии новых навыков необходима потому, что при медленном движении получается ясное ощущение от каж­дого движения".

"Переход от медленной игры к быстрой совершается (при достаточном усвоении пассажа) легко, в то время как от быстрой игры к медленной - го раздо труднее. К медленной игре необходимо возвращаться и после оконча­тельного усвоения музыкального произведения" (С.Клещев).

Выдающиеся музыкальные педагоги-исполнители всегда придавали и придают большое значение медленной игре. "Работа медленного темпа приносит большую пользу, - указывал А.И.Ямпольский, прекрасный педагог,-но она не должна быть формальной и бессодержательной. Работать в замед­ленном темпе следует не только над интонационной и технической сторо­ной, но и над произведением в целом, над звучанием, ньюансировкой, сти­лем, художественной отделкой, тщательно вслушиваясь в исполнение при этом. ...точный темп и характер произведения должен быть ясным для ис­полнителя в самом начале изучения произведения".

Играть медленно нужно так, чтобы сохранилось в представлении це­лостность музыкальных образов, чтобы мелодическая и ритмическая струк­тура произведения не разрушалась в своей основе. Длительный период мед­ленной игры, если ее применять без учета темпа, в котором должно испол­няться данное произведение, может затормозить правильное исполнение, отяжелить его в моторном отношении. Поэтому необходимо после медлен­ной проработки пьесы пробовать время от времени проигрывать ее в долж­ном темпе, чтобы получить представление о том, к чему нужно стремиться.

Развитие музыкально-исполнительской самостоятельности у учащего­ся - основное условие успешности его продвижения. Важна роль сознатель­ности в этой работе.

Выработка навыков начинается с овладения умением, т.е. приемами, при помощи которых достигается определенная цель. Постоянство и устой­чивость выработанных способов и приемов - условие их автоматизации. На­выки - это автоматизированные элементы сознательной деятельности. Игра на инструменте - сознательная деятельность, сложная деятельность, в ней сочетаются навыки и творчество. Чем больше мы овладеем игровыми навы­ками, тем больше творчества мы можем внести в исполнение. Творчество проявляется в нахождении способов действия, в осмысливании их, в прояв­лении инициативы, в преодолении шаблонов, т.е. механического применения выработанных способов.

Закрепленные уже навыки положительно воздействуют на выработку новых. Так, например, правильный навык переноса руки со звука на звук на близком расстоянии создает установку для образования навыков переноса руки на большие расстояния - с баса на аккорд; освоение однотипной фигу­ры в аккомпанименте или мелодии легко затем переносится на более слож­ные фигуры, аналогичные по форме, но содержащие более сложные звуковые сочетания; достаточно усвоить аппликатуру до-мажорной гаммы, что бы затем, поняв закономерность ее построения, перенести усвоенное на ряд мажорных гамм от белых клавиш (гамм ре-, ми-, соль-, ля-мажор) и т.д. Од­нако, известно и отрицательное воздействие приобретенных ранее непра­вильных игровых приемов и способов, которые с трудом поддаются исправ­лению и тормозят приобретение других необходимых навыков (например, неверная постановка руки, зажим ее, плоские или наоборот, скрюченные пальцы мешают развитию моторности и т.п.), и опасны они в особенности тогда, когда бесконтрольно закрепляются, что бывает в самостоятельной домашней работе учащихся. Поэтому важно вовремя заставить ученика осоз­нать свои ошибки и тут же на уроке добиться исправления их, с тем, дома он мог осмысленно добиваться необходимых результатов.

Навыки формируются и закрепляются в процессе упражнений. Роль упражнений и методики их применения особенно велика в самостоятельной работе учащихся, так как в процессе упражнений происходит закрепление уже усвоенных действий и их перестройка. Важно научить учащихся самих правильно оценивать свои достижения и недочеты. Пожалуй нигде угроза бездумной, бессмысленной зубрежки не становится такой реальной, как при работе над упражнениями.

Под упражнением мы часто понимаем многократное повторение того или иного приема. Многократные повторения для закрепления навыков не должны превращаться в механическую дрессировку, надо конкретно указы­вать, какие упражнения ученику необходимо выучить к следующему разу и как следует над ними работать. При этом важно направить его внимание на то, чтобы выучить заданное, преодолеть трудность, добиться хорошего ис­полнения в таком-то темпе - это создает для того, чтобы ученик не проиг­рывал, а действительно работал над ними. Смысл упражнений заключается в том, что они в сжатой и обобщенной форме должны вести учащихся к ос­воению наиболее типичных для данного инструмента технических задач.

Для преодоления некоторой механистичности, которая свойственна этюдам, в программу занятий обычно вводится художественный материал, вызывающий у ученика эмоциональный отклик и тем помогающий ему быст­рее овладеть обязательным минимумом умений и навыков.

Особенности обучения игры на фортепиано представляют всегда для начинающих большие трудности, связанные со звукоизвлечением и овладе­нием двигательными навыками. В связи с этим существенным является, во-первых, постепенность в овладении трудностями, а во-вторых, включение их в работу на таком материале, который легко и ярко воспринимаются учащимися и быстро усваивается. Это творческий подход к подбору этюдов и упражнений. Но, иногда, на практике, встречается механическое примене­ние упражнений и включение этюдов в работу. Например, требование к на­чинающим исполнять длинные арпеджио, пока не установилась рука и уче­ник не овладел элементарными приемами игры, их исполнение, требующее больших поворотов и сложных комбинированных движений, вредно сказыва­ется на усвоении простых движений: рука напрягается, движения становят­ся неестественными, все это закрепляется и приводит к отрицательным ре­зультатам.

Работа над гаммами, во многих случаях не только не способствует развитию музыкальной техники учащихся, но наоборот, превращается в "принудительный ассортимент", утомляет учеников.Это вызывается прежде всего не пониманием сущности гаммы, а лишь механическим запоминанием знаков альтерации и аппликатуры, появляются известные ошибки в подкла­дывании и перекладывании пальцев и т.п.

Между тем работа над гаммами должна идти в неразрывной связи с развитием музыкального слуха, с пением звукорядов на уроках пения и му­зыкальной грамоты. Важно добиться у учащихся отношения к гаммам как к мелодической линии, красивого напевного звучания, ощущения ладотональ- ности и взаимосвязи всех составляющих ее звуков. Важна внутренняя логи­ка построения гамм, подбора аппликатуры, применения знаков альтерации.

При изучении гамм необходимо учитывать те характерные трудности, которые связаны с их исполнением и помогать учащимся сознательно их преодолевать. Так исполнение гамм на фортепиано легко для интонирования (готовый звук и наглядность клавиатуры), но трудно в отношении апплика­туры и подкладывания 1-го пальца.

Поэтому на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано сле­дует начинать изучением гамм после того, как усвоены упражнения на 2-х, 3-х, 4-х звуках (2-3, 2-3-4, 2-3-4-5 пальцами) не требующими подкладыва­ния 1-го пальца. Эти упражнения необходимо играть отдельно каждой ру­кой, затем перейти к упражнениям с подкладыванием 1-го пальца и после этого переходить к изучению гамм.

В отношении аппликатуры необходимо привлечь внимание учащихся к принципам применения ее и объединить единой аппликатурой соответству­ющие гаммы. Так, например, гаммы от белых клавиш - до, ре, ми, соль и ля - играются од ной и той же аппликатурой; в гамме от фа - левая рука сход­на с указанными выше, а изменение только в правой и т.д.

Требование осмысленности и выразительности исполнения относятся и к гаммам и к упражнениям, систематичность и сосредоточенность в рабо­те, сосредоточенность внимания и слуховой самоконтроль - надежные усло­вия для действительного овладения техникой исполнения.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Большое значение в домашней самостоятельной работе учащегося име­ет ее режим.

Правильный режим домашней работы требует соблюдения ряда условий:

регулярность и систематичность в работе;

    целенаправленное внимание;

    сознательность и точность в выполнении заданий;

    самоконтроль (умение оценить свои достижения и недочеты);

    настойчивость в преодолении трудностей;

    самостоятельность в работе.

1.Чтобы добиться регулярности в работе нужно для занятий музыкой отвести более или менее постоянное время и заниматься ежедневно.Это способствует осмысливанию и углублению знаний и умений, постепенному улучшению их качества и, главное, держит ученика все время в "собранном" состоянии.

Целесообразно делать во время занятий перерыв - для учащихся 1-х классов через 15-20 минут, для более старших - через 20-30 минут. В про­тивном случае внимание притупляется и работа перестает быть продуктив­ной.

2. Целенаправленное внимание - характеризуется устойчивостью, пос­тоянным увеличением объема, умением распределить его. Существенным является примерное установление порядка выполнения заданий. Например, можно составить для ученика программу работы на каждый день и указать, сколько времени он должен затратить на упражнения, этюды, пьесы и про­чее. Такой "календарь" работы для маленьких имеет большое значение. Он помогает им построить свою работу планомерно и внимание легко переключается на следующий раздел задания. Следовательно сохраняется принцип воспитания целенаправленного внимания в процессе работы.

Важно при этом, чтобы более старшие учащиеся сознательно "освежа­ли" порядок занятий, чередовали разделы работы (сначала упражнения и Гаммы, затем пьесы и т.д.), не повторяли бы ежедневно один и тот же рас­порядок, так как это в какой то мере шаблонизирует работу и внимание ученика притупляется.

Дети должны знать на что им в данное время следует, в основном, обратить внимание, что доработать, что повторить и т.д.(всем этим должен руководить педагог).

З.В домашней работе необходимы сознательность и точность в выпол­нении задания. Необходимо научить ученика работать, а не "проигрывать" этюд, пьесу или упражнение сначала до конца да еще в произвольном тем­пе.

Как правило, на дом задается выучить пьесу, этюд наизусть. Помимо сознательного овладения текстом и технического закрепления его, от уча­щегося, таким образом, требуется и знание его на память, что является од­ной из центральных задач в самостоятельной работе учащихся, главной опо­рой памяти являются смысловые связи. Чтобы развить свою память, нужно постоянно развивать умение запомнить, удержать в памяти, а затем и при­помнить выученное. Тогда это будет сознательным воспроизведением.

"Срывы" памяти обусловлены моторно-слуховым непроизвольным за­поминанием. Избежать срывов можно только путем сознательного и целе­направленного запоминания отдельных, законченных по мысли кусков про­изведения, путем установления смысловых связей между ними, что укреп­ляется в процессе медленного проигрывания пройденного через некоторые интервалы (1-2 дня).

Таким образом, при разучивании на память следует:

    не допускать механического зазубривания;

    непрерывно обращаться к нотному тексту.

Для накопления репертуара такую работу надо время от времени про­водить и с ранее выученными вещами. Повторяемая пьеса должна пройти весь путь разучивания ее как бы впервые. Всякая иная работа (воспроизве­дение в темпе, проигрывание просто по памяти и т.п.) ведет лишь к "забал­тыванию", часто и к искажению основного смысла и плана исполнения.

Одним из широко распространенных недостатков в домашней работе является плохая посадка за фортепиано и за другие инструменты, что отрицательно сказывается на технической успеваемости учащегося. Особое значение это имеет в начале обучения, когда навыки игры находятся еще в стадии становления. Хорошая посадка дисциплинирует учащегося, способствует сосредоточению внимания и собранности.

Решающим условием в выполнении режима домашней работы является воспитание у учащихся ответственности за выполняемое ими задание, творческой активности в выполнении.

Это должно быть основной работой педагога.

Все указанные положения относятся к игре на любом музыкальном ин­струменте.

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе.

Введение.

Бурный рост научной информации, становление науки подлинно материальной силой производства потребовали некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учиться самому. У любого учителя, приступающего к решению этой задачи, естественно, возникает вопрос: «Как воспитать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать их формировать». Успех любой самостоятельной работы, как известно, во многом зависит от того, как выполняющий ее умеет организовывать свою деятельность. Поэтому учителю надо раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной деятельности при изучении математики и показать возможные способы по их организации. Самостоятельные работы на уроках математики применяются довольно часто, поэтому я создаю памятки, в которых даются рекомендации по работе с математическим текстом и решению задач как основных видов учебной деятельности при изучении математики. Памятки вывешиваются в кабинетах.(Памятка работы с книгой. Памятка работы по решению задач).

Постоянно руководствуясь такими памятками, учащиеся смогут более осознано строить свою учебную деятельность и скорее овладеют всеми необходимыми навыками самостоятельной работы. На уроке учитель может обрабатывать рекомендации по отдельности, сообразуясь с целями конкретного урока. Конечно, работа по формированию у учащихся навыков самостоятельной работы не ограничивается только созданием различных памяток. На пример, можно проводить конкурсы на умение работать самостоятельно. Наряду с внеклассными формами работы по формированию у учащихся навыков самостоятельного учебного труда большие возможности для формирования требуемых умений имеются на самом уроке математики. Самостоятельная работа в обучении математике не сама цель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладевания этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их освоением.

Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитание самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.

Все чаще последнее время встает вопрос о том, что мы должны обучать не только способных, но и общую массу обучающихся. Как это сделать? Для этого и надо применять деятельный подход к обучению, т. е. организовывать обучение таким образом, чтобы ученики получали не готовые знания, а в результате правильно организованной деятельности учителем, могли сами участвовать в процессе «открытия» казалось бы давно забытых истин. Для того, чтобы школьники могли сами «открывать» неизвестное познавательными средствами и методами их надо обучать.

Обучение учащихся методам познания, в том числе привития им умений самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться является одной из главных задач обучения, от ее решения во многом зависит эффективность учебно – воспитательного процесса, определяющими и конечными целями которого является формирование всесторонне развитой личности, готовой к активной трудовой деятельности.

Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является актуальной для учителей математики. Для успешного овладения современным содержанием школьного математического образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся.

В своей работе я стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем за усвоением. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и некоторые дают положительный эффект в обучении.

По своему дидактическому назначению их можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учетом этих ошибок (пример «Применение производной» 11 класс).

Смысл же контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий после, как правило, логически завершенных порций учебного материала и констатирования на базе этой широты и глубины полученных учащимися знаний и умений. Очевидно, что навыки самостоятельного учебного труда можно и целесообразно формировать прежде всего на обучающих самостоятельных работах.

Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяется на разных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством учителя. Как показывает личный опыт, на этапе осмысления(осознания) изучаемого материала самостоятельные работы на руках математики могут занимать около 5-6 мин., на этапе формирования умений по применению изучаемого материала – до 10-15 мин., а на этапе формирования навыков – до 30 мин. Целесообразность таких работ по времени вытекает из того, что за указанные промежутки времени чаще всего успевают «создать тот запас ошибок, разбор которых позволяет еще раз переосмыслить изучаемый вопрос». На разных этапах обучения самостоятельные работы используются для достижения различных целей; на этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены преимущественно на понимание смысла и структуры изучаемых понятий, теорем; на этапе формирования умений по применению полученных сведений самостоятельные работы направлены прежде всего на обработку правильности выполняемых действий, а на этапе формирования навыков они направлены на отработку быстроты выполнения действий естественно, что и формирование у учащихся навыков самостоятельного изучения математики на каждом из этих этапов обладает своей спецификой. На этапе знакомства с содержанием изучаемого материала плодотворны самостоятельные работы с текстом. Здесь же можно формировать умение выдвигать гипотезы и умение составлять планы по их проверке, заставляя учащихся сверять свои предложения с тем, что содержится в тексте. На этапе формирования умений уже больше практикуется самостоятельная работа по решению задач. Здесь ученики приобретают конкретные умения по проверке математических гипотез, по решению задач определенного типа, При обработке навыков учащихся уже можно тренировать в различных других учебных умениях.

Организация самостоятельной работы на уроке требует от учителя большой подготовки. Если при этом ставится задача формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, то можно продумать и определить:

1) Цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения математики, на которые можно обратить внимание учащихся при выполнении именно этой работы.

2) Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно усиленное выполнение данной самостоятельной работы.

3) Вид работы с книгой: или для повторения, или просто для поиска информации справочного характера, или для знакомства с новым материалом. Например, при выполнении работ справочного характера уместно обратить внимание учащихся на пользования предметно-именным указателем, аннотацией, списком используемой литературы и т. д.

4) Вид работы с упражнениями: выполнение заданий или репродуктивного, или продуктивного характера, или заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы.

5) Методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.

В решении задач по образцу упражняются обычно на этапе осмысления материала и, как правило, сразу после объяснения учителя. При выполнении этих заданий учащимся разрешается широко использовать справочную литературу : учебник, таблицы, записи в тетради. Упражнения представляют собой в основном легко варьируемые задания опорного задания-образца. Варьирование заданий осуществляется за счет изменения обозначений, коэффициентов, знаков, некоторых элементов и других показателей, за счет выполнения заданий по видоизмененному чертежу, где даны либо другие обозначения, либо иное расположение данных элементов и т. д. (пример). На данном этапе следует приучать учащихся к обязательному воспроизведению хотя бы наиболее существенного в изучаемом тексте. На этапе отработки правильности применения полученных знаний такая особенность математики, как дидуктивность и алгоретмичность, позволяет активно формировать такие навыки самостоятельной работы, как прогнозирование учащимися своей деятельности и оценка ее результатов. Необходима специальная работа по выработке у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы. Нужно на уроке такие ситуации, которые провоцируют учащихся на неправильный ответ и заставляют их критически мыслить. Наиболее естественна такая ситуация, когда одни ученики ищут ошибки в ответах, письменных работах своих товарищей.

Большое значение при этом имеет форма работы с учащимися: учитель может разрешить ученикам задавать вопросы по обоснованию хода решения задачи, может учитывать результаты взаимопроверки при выставлении полученных оценок.

Такое стимулирование повышает ответственность учащихся за результаты проводимой ими проверки, заставляет их более тщательно продумывать еще раз не только результаты сами по себе, но и сам ход решения, что особенно важно для отработки навыков самопроверки. Для воспитания самокритичности нужно воспитывать не только правильное критическое отношение к результатам познавательной деятельности , но и формировать у учащихся некоторые конкретные критерии правильности выполнения задания, критерии, позволяющие учащимся самостоятельно находить ошибки в проводимых ими решениях. Критерии:

1) Соотношения результата с действительностью.

2) Соотнесение полученного результата с данными условиями задачи и сравнения его с первоначально ожидаемым результатом, это проверка просто из соображений здравого смысла.

3) Поведение выкладок в обратном порядке.

4) Исследование ответа в предельных ситуациях, так как часто предельные значения могут отчетливо показать неправильность полученных формул

5) Решение задачи другим способом и сравнения полученных результатов.

6) Проверка хода решения задачи с обращением внимания на следующие моменты:

Все ли условия задачи использованы;

Не использованы ли для решения предпосылки, не вытекающие непосредственно из условия задачи;

Верны ли логические переходы.

Продуктивность самостоятельной работы зависит от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать и строить разменные схемы изучаемого материала.

Эффективность самостоятельных работ, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у учеников еще не окончен процесс корректировки собственных знаний. Анализ самостоятельных работ должен носить обучающий характер, т. е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, что бы учащиеся смогли до конца понять вопрос в котором сделали ошибки

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся

на уроках английского языка.

Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в овладении знаниями. Не секрет, что на определённом этапе обучения, в силу возрастных психологических особенностей, школьники теряют интерес к учёбе. Потеря интереса к обучению становится причиной безразличия и апатии, безразличие приводит к лени, а лень – к безделью и потере способностей. Вот почему очень важно строить уроки так, чтобы они были интересными, содержание – современным. Это давало бы возможность мыслить самостоятельно и развивало способности, а также имело направленность, как на научную, так и на практическую деятельность.

В последнее время уделяется всё больше внимания именно самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с теми, что в современном динамичном, постоянно изменяющемся мире недостаточно просто обладать каким-то определённым объёмом знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. Самостоятельность не является врожденным качеством человека, чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы на уроке. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках английского языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы.

Одной из таких технологий является модульное обучение. В своей работе «Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку» А.В.Конышева указывает на то, что «модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, чёткие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда». Принимая во внимание такой подход, именно модульное обучение даёт возможность в старших классах наиболее рационально организовать индивидуальную самостоятельную работу на уроке. Многие понимают термин «самостоятельная работа» только как индивидуальную работу учащихся. Однако, на мой взгляд большим потенциалом обладают парная и групповая формы самостоятельной работы. Это особенно актуально при освоении грамматики при минимальном количестве часов в неделю. В зависимости от целей урока (ознакомление с новым грамматическим материалом; повторение и систематизация грамматического материала) строится и самостоятельная работа учащихся на уроке.

Для освоения нового грамматического материала используется групповая работа учащихся, в процессе которой происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена освоенной информацией.

Для работы в группах составляются карточки с заданиями. За определенное время каждый член группы должен проработать свое задание, «самообучиться», обучить своего партнера (партнеров) и сделать выводы согласно цели урока. В заключении проводятся уроки контроля и коррекции знаний.

Групповая работа, организованная подобным образом, может быть успешно применена на уроках при изучении нового грамматического материала и его первичном закреплении, а также на уроках обобщения и систематизации знаний по грамматике.

Итак, для работы на уроке подготавливаются карточки с материалом для исследования (предложения-примеры по той или иной грамматической теме) и вопросами-гидами. Кроме того, необходим соответствующий справочный материал (например, таблица видо-временных форм глагола). Происходит первичное ознакомление с темой на основе родного языка, ставится проблема формулировки правила того или иного грамматического явления в английском языке. Класс делится на группы по 4 человека. Каждый член группы получает карточку с определенным типом предложения, имеющую примеры и задания. На самостоятельное изучение карточки и выполнение задания учащимся дается 15-18 минут. В процессе изучения карточек они делают записи в тетради.

Представители каждой группы делают выводы по каждому типу предложений и формулируют общее правило.

Следующий этап работы – тестирование (проверка уровня обученности). Учащиеся получают карточки с заданиями (на выполнение задания отводится 5 минут). Ученики сами проверяют правильность выполнения задания по ключу, который раздает учитель. Они исправляют ошибки, анализируют свою работу и оценивают себя.

На уроках, посвящённых повторению и систематизации грамматического материала, чаще всего перед контрольной работой по теме учащиеся работают самостоятельно. Сначала на входном контроле им необходимо дать ответы на теоретические вопросы, сформулировать правила употребления того или иного грамматического явления. Затем учащиеся выполняют ряд специально подобранных упражнений. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы по соответствующим критериям оценок. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своём режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, несомненно, возрастает самостоятельность учащихся, увеличивается их мыслительная и познавательная активность, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями.

Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться пассивным он не может. Можно сделать такой вывод, что развитие привычки самостоятельной работы учеников на уроках иностранного языка – важный компонент учебно-воспитательного процесса. Научить ученика учиться, самостоятельно приобретать знания и совершенствовать умения и навыки – такая задача стоит перед каждым учителем. Для этого необходимо вооружить ученика приёмами выполнения задач, выработать определённые алгоритмы обработки и усвоения того или иного материала, подготовить соответствующие наглядные пособия в виде схем, таблиц и дидактический материал в виде карточек, системы упражнений, вопросов-гидов, которые были бы всегда в распоряжении учеников. Планируя урок, учителю обязательно необходимо определить задачи для самостоятельной обработки материала учениками, а также выбрать соответствующую форму контроля. Систематическая работа, направленная на организацию самостоятельной работы ученика, будет формировать не только его познавательную деятельность, а и самостоятельность как черту характера.

Такой подход выгодно отличается от традиционного обучения тем, что он позволяет каждому ученику самоопределиться на уроке, а также обеспечивает эмоциональный комфорт. На уроке реализуется поэтапное формирование умственных действий (в соответствии с теорией П.Я. Гальперина). Спокойная и непринуждённая обстановка на уроке позволяет учащимся снять комплекс страха перед учителем, боязнь самого предмета. У учащихся появляется привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно; развивать внимание, стремление к знаниям.