В 1930 е гг великобритания

Урок 8. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция.

Цель урока: охарактеризовать последствия Первой мировой войны для Франции и Великобритании; проанализировать социально-экономическое и политическое развитие стран в 20-30-е гг., выделить факторы политической неустойчивости; формировать уме­ние анализировать и обобщать исторические события, сравнивать их и делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, иллюстрации.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Изучение новой темы.

Великобритания

Вышедшая из мировой войны победительницей, Великобритания стала играть весомую роль в политической жизни Европы и Мира. Внутриполитическая линия правительства была всецело направлена на восстановление отечественной экономики, обременённой мировой войной. По сравнению с другими странами-победительницами, Великобритания не смогла вырваться вперед по темпам своего экономического развития, а лишь восстановила свой довоенный уровень. Вместе с тем, как и в других странах Западной Европы, в Великобритании вырос жизненный уровень т. н. средних слоев общества .

Капиталистическая модель экономики Великобритании позволила промышленности быстро высвободиться из-под военно-государственной опеки и значительно расшириться. Как и в других странах Запада, в Великобритании наблюдался рост деловой активности и торговли. Развитие торгово-промышленной базы позволило «втянуть» в орбиту предпринимательства большие слои английского общества. «Экономический бум», ускоренные темпы развития и, как казалось многим, эра процветания резко завершились с приходом Мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Резкий обвал цен, закрытие и банкротство компаний и, как следствие всего этого, - безработица, привели к массовым протестам, которые нередко подавлялись силой.

Только по окончании кризиса Великобритания стала выздоравливать и приходить в себя, но тот обвал промышленности, который произошел в годы кризиса, она так и не могла преодолеть до конца. Постепенно эта страна из первого в Европе игрока, стала отходить на второй и третий планы. Этот отход окончательно оформился уже после Второй мировой войны, когда Великобритания была включена в орбиту наиболее сильной страны - США.

В 1920-1930-е гг. большую роль в жизни английского общества стали играть профсоюзы . Эти организации, защищавшие права работников, в указанный период времени стали достаточно мощной силой влияния в Великобритании. В 1925 году, когда правительство урезало государственное финансирование угольной отрасли, владельцы шахт стали снижать зарплаты горнякам, закрывать нерентабельные (неэффективные, не приносящие дохода) шахты и массово увольнять шахтеров. В ответ на это профсоюзы Великобритании объявили в мае 1926 года всеобщую забастовку. Силовые меры правительства, направленные против рабочих, чуть не привели к социальному взрыву и революции. Фактически, только уступка со стороны профсоюзов не привела английское общество к затяжному конфликту. Отдельные же рабочие бастовали вплоть до 1927 года, так и не добившись каких-либо уступок от капиталистов.

Несмотря на это, на парламентских выборах 1929 года правящая консервативная партия потерпела поражение. Общество поддержала лейбористскую (трудовую) партию , выступавшую с позиций социал-демократии, столь популярной в низах английского общества. Разразившийся экономический кризис не способствовал удаче лейбористов. На следующих выборах они уступили 1-е место консерваторам, которые были лидирующей партией вплоть до выборов 1945 года.

Внешнеполитический курс Великобритании был направлен на недопустимость повторения ужасов Первой мировой войны. Вместе с тем, оставаясь ведущей колониальной державой, она в 1930-х гг. безжалостно подавляла национально-освободительные движения и восстания в своих колониях - в Индии, Бирме, на острове Цейлон (Шри-Ланка) и ряде других.

В европейской политике Великобритания вместе с своим союзником - Францией на протяжении 1920-х гг. старалась доминировать в Европе и ставила себе целью борьбу с большевизмом, будучи в этом наиболее последовательной. Англо-советский кризис 1927 года, связанный с якобы поддержкой через Интернационал забастовочного движения, чуть не привёл к войне между Великобританией и СССР. Стороны разорвали дипломатические отношения и находились в крайне напряженном состоянии друг с другом вплоть до 1939 года.

Еще одной стороной в политике Великобритании являлась т. н. политика умиротворения , т. е. «заигрывание» с гитлеровской Германией. Английское правительство, стремясь развернуть захватнические планы Германии с Запада на Восток, всячески способствовало Гитлеру. Оно закрывало глаза на открытое несоблюдение пунктов Версальского договора и на увеличение военных расходов. Все это привело к очередному переделу Европы, а потом и новому конфликту - Второй мировой войне 1939-1945 гг.

Являясь континентальной европейской державой, Франция была страной, на долю которой выпала одна из ключевых ролей в победе в Первой мировой войне над Германией. На территории Франции происходили сражения мировой войны, что не могло не сказаться на экономической целостности этих земель.

Как и во всём западном мире, во Франции в 1920-е годы наблюдался рост промышленного производства, взлёт торговых компаний, экономический бум. Экономический рост Франции составил 40% от довоенного уровня. Это была страна, граждане которой считали, что все ужасы войны позади, и что надо теперь радоваться жизни, т. к. такой век подъёма будет продолжаться всегда. Они вели размеренный ритм жизни, пытаясь забыть чудовищные потери войны, стереть из памяти всё самое плохое. «Всё, что угодно, но только не война» - это была своеобразная установка французского общества.

Как и в других странах Запада, во Франции в это время возникает средний класс общества, который во многом влияет на политику и является той самой опорой, на которой держится экономическое развитие государства. Рост капиталовложений, по большей части именно средним классом, способствовал росту экономики в целом.

Бурный рост промышленности обернулся катастрофическим спадом, связанным с Мировым финансовым кризисом 1929-1933 гг. Так же как и в других странах Запада, где свирепствовал кризис, во Франции наблюдались тенденции к падению промышленного производства. В разгар кризиса закрывались убыточные предприятия, что вело к массовым увольнениям и росту безработицы. Французы, как и другие жители «кризисных стран», остро переживали наступившие времена. Нараставшее день ото дня недовольство выливалось во всё более ширившуюся поддержку т. н. Народного фронта , который объединял в себе все левые и левоцентристские политические силы (коммунисты, социал-демократы и проч.), и который поддерживал движение трудящихся. На выборах 1936 года представители Народного фронта одержали убедительную победу и заняли первое место. Но уже через короткий срок власть во Франции смогли взять правые, что и предопределило дальнейшие катастрофические для страны события.

Во внешней политике Франция придерживалась такой же установки, как и её союзница по Первой мировой войне - Великобритания: не допустить повторения ужасов войны.

Пришедший к власти в 1933 году Адольф Гитлер, не скрывавший своего враждебного отношения к странам т. н. западных демократий, заставил Францию начать поиск союзников на Европейском континенте (см. Рис. 3). В 1935 году были подписаны соглашения с Чехословакией и СССР.


Отдел образования Ибресинского района МОУ «СОШ №1»

Реферат

Тема: « Демократич еские страны Европы в 30-е годы»

Выполнил

Проверил

Введение

1. Великобритания

1.1 Национальное правительство

1.2 Экономическая политика

1.3 Внешняя политика Великобритании

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма

2.3 Формирование антифашистского фронта

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

2.5 «Передышка» и распад Народного фронты

Список литературы

Введение

Хотя европейские государства встретились с проблемами, общими или близкими по своему характеру, тем не менее в странах с прочной парламентской традицией, таких, как Франция, Великобритания и часть стран Северо-Западной Европы, имелись и существенные различия, и сходные черты во внутренней политике.

Эти страны не сочли возможным в целях обретения экономической стабильности принести в жертву политическую демократию, сохранялась полная свобода дискуссий по политическим и экономическим идеям и проблемам Я свобода деятельности организаций и политической оппозиции. В то же время демократические страны демонстрировали разные модели политики в борьбе с экономическим кризисом и социальным и проблемами.

1. Великобритания

1.1 Национальное правительство

Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств. В результате выборов в 1929 г., на которых лейбористы по числу голосов опередили консерваторов, лидер Лейбористской партии Р. Макдональд сформировал! второе лейбористское правительство. Правительство просуществовало до 1931 г. Когда премьер-министр обратился к парижским и нью-йоркским банкирам за кредитом, те потребовали сокращения социальных расходов. Лейбористы на это не могли пойти, зная, что за их спиной миллионы членов профсоюзов. Макдональд и все члены правительства подали в отставку.

Король предложил Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины, уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство, которое получило наименование Национальное правительство (1931-1935). В Лейбористской партии назрел раскол. Этим воспользовались консерваторы. Они заняли в правительстве большинство постов. Политика правящего кабинета была консервативной. Тем не менее проявленная правительством гибкость помогла чисто по-британски выйти из политического кризиса, сохранив видимость национального согласия.

В Великобритании, так же как я в других европейских странах, образовалась фашистская партия, но ее влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.

Парламент, избранный в ноябре 1935 г., с началом Второй мировой войны продлил свои полномочия и просуществовал да июля 1945 г. Утвержденное в 1935 г. правительство продолжало считаться коалиционным и "национальным". Возглавлял его консерватор Н. Чемберлен, но 10 мая 1940 г. после тяжелых поражении во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил У. Черчилль.

1.2 Экономическая политика

Поскольку темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным, чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица.

Протекционизм и государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства) были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо было кормить. Другая важная линия экономической политики - это продолжение прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана судостроительная промышленность, В это время был построен роскошный океанский лайнер «Куна Мэри». Был отменен «золотой стандарт».

В отличие от США а Англии не проводилось программ большого дешевого строительства и общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего пика она достигла в 1932г.-- 2 млн. 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания имела огромную колониальную империю. Она попыталась решить свои экономические проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская экономическая конференция. В 1938 г, половина британского экспорта направлялась в имперскую зону.

Для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.

1.3 Внешняя политика Великобритании

Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут. Доминионы -- Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР -- получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

Отношения с Ирландским Свободным государством, созданным в результате подписание договора 1921 г., в 30-е гг. существенно изменились. Избранный президентом в 1932 г. де Валера начал осуществлять программу разрушения тех уз, которые еще связывали Ирландию с Великобританией. Был ликвидирован институт генерал-губернатора как представительство монарха.

Немало беспокойства доставила Великобритании ситуция на Ближнем Востоке после распада Османской империи, где в подмандатных территориях (Палестина, Ирак, Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора. Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и довести свой флот до 35% тоннажа британского флота.

Великобритания к концу 30-х гг. вползала в гонку вооружений. За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны доля военных расходов увеличилась с 10 до 20%. В 1936-- 1937 гг. в Великобритании были заложены 37 боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против республиканского правительства, Великобритания придерживались политики невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г* Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии В марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии воину.

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

Экономический кризис во Франции начался в 1930г., т. е. несколько позже, чем в других европейских странах, и продолжался до 1935 г.

На парламентских выборах 1932 г. победу одержали левые: партия радикал-социалистов (160 депутатских мест), социалистическая партия (131), коммунистическая партия (10) и др. Появилась возможность возрождения Левого блока. Однако социалисты отказались войти в правительство. В период 1932--1936 гг. правительства формировались на основе коалиции радикалов и левоцентристских группировок и потому были весьма неустойчивы. Смена кабинетов происходила в среднем через 3 - 4 месяца.

Особенно острые разногласия вызывала экономическая политика. В этот период правительства старались сократить расходы и сбалансировать государственный бюджет, сохранить «золотой франк». Эти меры привели к росту безработицы и обнищанию населения. Углублению кризиса способствовало также прекращению с 1931 г. Поступлений репарационных платежей. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики - лёгкой промышленности, парфюмерии, виноделию, сельскому хозяйству и пр.

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма

Политика правительств подвергалась критике как слева, так и справа. Особенно агрессивными были нападки со стороны крайне левых и фашистских организаций. Повторяя лозунги итальянских и германских фашистов, французские экстремисты требовали ликвидации прогнившего парламента, уничтожения коммунизма и установления диктатуры. В идеологии французского фашизма важнейшее место занимал антипарламентаризм. Однако фашизм во Франции имел свои особенности. У него не было массовой базы, не сложилось единой партии. В движении соперничали около десятка организаций. Среди них основными были «Французское действие» и «Боевые кресты» под руководством честолюбивого потомка угасшего аристократического рода полковника графа Казимира де ля Рока.

6 февраля 1934 г. около 40 тыс. фашистов начали штурм Бурбонского дворца, где заседал парламент. Поводом для выступления под лозунгами «Долой парламент!», «Долой воров!» послужило дело авантюриста и мошенника А. Ставиского, распространившего фальшивые облигации под несуществующие драгоценности. В финансовом скандале оказались замешаны многие депутаты и министры. Бурбонский дворец захватить не удалось, но фашисты добились отставки правительства радикала Э. Даладье. Политический маятник качнулся вправо. В новое правительство вошли лидеры главным образом правых партий.

2.3 Формирование антифашистского фронта

Попытка фашистского переворота всколыхнула страну. Развернулось мощное антифашистское движение. Важной предпосылкой для сплочения антифашистских сил стало преодоление враждебности и раскола между коммунистами и социалистами.

27 июля 1934 г. по предложению социалистов был подписан Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов. Партии отказывались от взаимной критики. Это было началом создания единого антифашистского фронта.

Следующим шагом стало присоединение к совместным антифашистским действиям партии радикалов. Именно тогда появился лозунг Народного фронта, который символизировал новое общественно-политическое движение в капиталистическом мире.

Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации создали Национальный комитет Народного фронта и решили совместно участвовать в парламентских выборах с общей программой. В апреле - мае 1936 г. состоялись парламентские выборы, на которых партии и организации народного фронта завоевали почти трети мест в национальном собрании и могли сформировать правительство.

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

Впервые в истории Франции ответственность за руководство правительством с одобрения партии взял на себя социалист Леон Блюм. Коммунисты поддержали правительство, но войти в его состав отказались.

Сразу после майских выборов по Франции прокатилась волна забастовок. Иногда дело доходило до захвата фабрик и заводов рабочими. Блюм отказался применить силу и побудил Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ) и Всеобщую конфедерацию предпринимателей подписать Матиньонское соглашение (от названия резиденция правительства), которое получило наименование «французский новый курс». По соглашению рабочие получили права на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров с предпринимателями, повышение заработной платы в среднем на 12% и др. и в свою очередь обязались прекратить стачки.

Правительство Блюма приняло еще ряд законов -- о рабочих советах в промышленности, минимальном двухнедельном отпуске, о 40-часовой рабочей неделе, о разрешении трудовых: конфликтов через обязательное посредничество и арбитраж.

В течение лета 1936 г. Парламент принял свыше сотни законов в соответствии с программой народного фронта и требованиями трудящихся. Важнейшими из них были закон о роспуске военизированных фашистских организаций ипрогрессивное законодательство в социальной области, трудовых отношениях, стимулирование деловой активности.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.

Угроза фашизма во Франции была пресечена. Политика реформ сняла социальное напряжение в стране и способствовала оживлению хозяйственной деятельности, помогла выйти из экономического кризиса.

2.5 «Перед ышка» и распад Народного фронты

Однако финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это означало бы переход движения на иную, более высокую ступень социального конфликта. Участники политической коалиции Народного фронта и широкие массы населения к этому не были готовы. Главная цель движения -- преградить дорогу фашизму -- была решена.

Правительство Л. Блюма просуществовало до апреля 1938 г. Новое правительство возглавил правый радикал Э. Даладье. Радикалы вышла из Народного фронта. Это свидетельствовало о распаде коалиции Народного фронта.

Сдвиг правительства вправо и разрыв радикалов с Народным фронтом резко изменили ситуацию во Франции. Ухудшилось также положение Франции в сфере национальной безопасности. После установления в марте 1939 г. франкистского режима в Испании Франция оказалась в окружении трех фашистских государств.

Выводы

В 1930-е годы в Великобритании случился политический кризис, но правительство смогло выйти из него. В эти годы в Великобритании появилась фашистская партия, но её влияние было ничтожным. После распада Османской империи в Палестине, Ираке, Трансиордании нарастало движение за независимость. В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики.

Экономический кризис во Франции начался в 1930г. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики. Во Франции тоже был фашизм, но у него не было массовой базы, не сложилось единой партии. Попытка фашистского переворота всколыхнула страну, развернулось мощное антифашистское движение - Народный фронт. Когда главная цель Народного фронта была достигнута, Народный фронт распался. В марте 1939 года Франция оказалась в окружении трёх фашистских государств.

Список литературы

1. Новейшая история зарубежных стран ХХ - начало ХХI века. 9 класс. О. С. Сорока-Цюпа А. О. Сорока-Цюпа.

Подобные документы

    Главные последствия Первой мировой войны для Франции. Правительство "Национального блока", его внешняя и внутренняя политика. Государственный долг Франции. Экономический кризис и его основные последствия. Восстание фашистов и создание Народного фронта.

    презентация , добавлен 03.03.2013

    Антисоветская политика правительства Франции как реакция на советско-финляндскую войну, перспективы вмешательства в нее Франции и Англии. Французская военная миссия в Финляндии. Советско-финляндский мирный договор, правительственный кризис во Франции.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2009

    Классовая и политическая сущность Пятой республики во Франции. Конституция 1958 года. Внутренняя политика де Голля. Распад колониальной империи Франции. Внешняя политика де Голля. Майско-июньский социально-политический кризис 1968 года, его последствия.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Основные особенности экономического развития Франции в конце XIX – начале XX вв. Внешняя и колониальная политика страны. Влияние заключения соглашения Антанты на развитие внешней политики Французской республики. Особенности колониальной политики Франции.

    дипломная работа , добавлен 11.11.2009

    Исторический период с февраля по октябрь 1917 года. Процесс формирования Временного правительства. Декларация Временного правительства. Первый кризис Временного правительства. Второй кризис Временного правительства. Июльский кризис. Конец двоевластия.

    реферат , добавлен 19.06.2002

    Парламентские выборы во Франции в ноябре 1919 года. Правительство "Национального блока" во главе с Мильераном, его внешняя и внутренняя политика. Мировой экономический кризис и его последствия для государства. Восстание французских фашистов в 1934 г.

    презентация , добавлен 02.11.2013

    Социально-экономическое и политическое положение Франции в конце XVII века. Экономическая политика. Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье. Созыв Генеральных штатов. Законы Учредительного собрания. Взятие Бастилии.

    реферат , добавлен 18.11.2008

    Распад колониальной империи и взаимоотношения Франции с бывшими колониальными державами. Взаимоотношения государства с мировыми державами. Становление политической, экономической, военной интеграции Франции с государствами евро-атлантического региона.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2016

    Испания в начале ХХ века. Состояние экономики после Первой мировой войны. Образование Временного республиканского правительства. Формирование правительства А. Лерруса. Образование Народного фронта. Испания в военных планах империалистических держав.

    реферат , добавлен 13.05.2013

    Временный режим во Франции, перегруппировка классовых сил, раскол демократического и рабочего движения. Борьба партий в годы "холодной войны", конец Четвертой республики. Периоды конституционного развития Франции в послевоенное время, Конституция 1946 г.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Демократические страны Европы в 30-е годы

Отдел образования Ибресинского района МОУ «СОШ №1»


Реферат


Тема: «Демократические страны Европы в 30-е годы»


Выполнил

Проверил



Введение

1. Великобритания

1.1 Национальное правительство

1.2 Экономическая политика

1.3 Внешняя политика Великобритании

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма

2.3 Формирование антифашистского фронта

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

2.5 «Передышка» и распад Народного фронты

Список литературы

Введение


Хотя европейские государства встретились с проблемами, общими или близкими по своему характеру, тем не менее в странах с прочной парламентской традицией, таких, как Франция, Великобритания и часть стран Северо-Западной Европы, имелись и существенные различия, и сходные черты во внутренней политике.

Эти страны не сочли возможным в целях обретения экономической стабильности принести в жертву политическую демократию, сохранялась полная свобода дискуссий по политическим и экономическим идеям и проблемам Я свобода деятельности организаций и политической оппозиции. В то же время демократические страны демонстрировали разные модели политики в борьбе с экономическим кризисом и социальным и проблемами.

1. Великобритания


1.1 Национальное правительство


Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств. В результате выборов в 1929 г., на которых лейбористы по числу голосов опередили консерваторов, лидер Лейбористской партии Р. Макдональд сформировал! второе лейбористское правительство. Правительство просуществовало до 1931 г. Когда премьер-министр обратился к парижским и нью-йоркским банкирам за кредитом, те потребовали сокращения социальных расходов. Лейбористы на это не могли пойти, зная, что за их спиной миллионы членов профсоюзов. Макдональд и все члены правительства подали в отставку.

Король предложил Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины, уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство, которое получило наименование Национальное правительство (1931-1935). В Лейбористской партии назрел раскол. Этим воспользовались консерваторы. Они заняли в правительстве большинство постов. Политика правящего кабинета была консервативной. Тем не менее проявленная правительством гибкость помогла чисто по-британски выйти из политического кризиса, сохранив видимость национального согласия.

В Великобритании, так же как я в других европейских странах, образовалась фашистская партия, но ее влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.

Парламент, избранный в ноябре 1935 г., с началом Второй мировой войны продлил свои полномочия и просуществовал да июля 1945 г. Утвержденное в 1935 г. правительство продолжало считаться коалиционным и "национальным". Возглавлял его консерватор Н. Чемберлен, но 10 мая 1940 г. после тяжелых поражении во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил У. Черчилль.


1.2 Экономическая политика


Поскольку темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным, чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица.

Протекционизм и государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства) были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо было кормить. Другая важная линия экономической политики - это продолжение прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана судостроительная промышленность, В это время был построен роскошный океанский лайнер «Куна Мэри». Был отменен «золотой стандарт».

В отличие от США а Англии не проводилось программ большого дешевого строительства и общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего пика она достигла в 1932г.- 2 млн. 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания имела огромную колониальную империю. Она попыталась решить свои экономические проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская экономическая конференция. В 1938 г, половина британского экспорта направлялась в имперскую зону.

Для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.


1.3 Внешняя политика Великобритании


Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут. Доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

Отношения с Ирландским Свободным государством, созданным в результате подписание договора 1921 г., в 30-е гг. существенно изменились. Избранный президентом в 1932 г. де Валера начал осуществлять программу разрушения тех уз, которые еще связывали Ирландию с Великобританией. Был ликвидирован институт генерал-губернатора как представительство монарха.

Немало беспокойства доставила Великобритании ситуция на Ближнем Востоке после распада Османской империи, где в подмандатных территориях (Палестина, Ирак, Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора. Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и довести свой флот до 35% тоннажа британского флота.

Великобритания к концу 30-х гг. вползала в гонку вооружений. За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны доля военных расходов увеличилась с 10 до 20%. В 1936- 1937 гг. в Великобритании были заложены 37 боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против республиканского правительства, Великобритания придерживались политики невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г* Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии В марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии воину.


2. Франция


2.1 Политическая неустойчивость


Экономический кризис во Франции начался в 1930г., т. е. несколько позже, чем в других европейских странах, и продолжался до 1935 г.

На парламентских выборах 1932 г. победу одержали левые: партия радикал-социалистов (160 депутатских мест), социалистическая партия (131), коммунистическая партия (10) и др. Появилась возможность возрождения Левого блока. Однако социалисты отказались войти в правительство. В период 1932-1936 гг. правительства формировались на основе коалиции радикалов и левоцентристских группировок и потому были весьма неустойчивы. Смена кабинетов происходила в среднем через 3 – 4 месяца.

Особенно острые разногласия вызывала экономическая политика. В этот период правительства старались сократить расходы и сбалансировать государственный бюджет, сохранить «золотой франк». Эти меры привели к росту безработицы и обнищанию населения. Углублению кризиса способствовало также прекращению с 1931 г. Поступлений репарационных платежей. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики – лёгкой промышленности, парфюмерии, виноделию, сельскому хозяйству и пр.


2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма


Политика правительств подвергалась критике как слева, так и справа. Особенно агрессивными были нападки со стороны крайне левых и фашистских организаций. Повторяя лозунги итальянских и германских фашистов, французские экстремисты требовали ликвидации прогнившего парламента, уничтожения коммунизма и установления диктатуры. В идеологии французского фашизма важнейшее место занимал антипарламентаризм. Однако фашизм во Франции имел свои особенности. У него не было массовой базы, не сложилось единой партии. В движении соперничали около десятка организаций. Среди них основными были «Французское действие» и «Боевые кресты» под руководством честолюбивого потомка угасшего аристократического рода полковника графа Казимира де ля Рока.

6 февраля 1934 г. около 40 тыс. фашистов начали штурм Бурбонского дворца, где заседал парламент. Поводом для выступления под лозунгами «Долой парламент!», «Долой воров!» послужило дело авантюриста и мошенника А. Ставиского, распространившего фальшивые облигации под несуществующие драгоценности. В финансовом скандале оказались замешаны многие депутаты и министры. Бурбонский дворец захватить не удалось, но фашисты добились отставки правительства радикала Э. Даладье. Политический маятник качнулся вправо. В новое правительство вошли лидеры главным образом правых партий.


2.3 Формирование антифашистского фронта


Попытка фашистского переворота всколыхнула страну. Развернулось мощное антифашистское движение. Важной предпосылкой для сплочения антифашистских сил стало преодоление враждебности и раскола между коммунистами и социалистами.

27 июля 1934 г. по предложению социалистов был подписан Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов. Партии отказывались от взаимной критики. Это было началом создания единого антифашистского фронта.

Следующим шагом стало присоединение к совместным антифашистским действиям партии радикалов. Именно тогда появился лозунг Народного фронта, который символизировал новое общественно-политическое движение в капиталистическом мире.

Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации создали Национальный комитет Народного фронта и решили совместно участвовать в парламентских выборах с общей программой. В апреле - мае 1936 г. состоялись парламентские выборы, на которых партии и организации народного фронта завоевали почти трети мест в национальном собрании и могли сформировать правительство.


2.4 Деятельность правительства Народного фронта


Впервые в истории Франции ответственность за руководство правительством с одобрения партии взял на себя социалист Леон Блюм. Коммунисты поддержали правительство, но войти в его состав отказались.

Сразу после майских выборов по Франции прокатилась волна забастовок. Иногда дело доходило до захвата фабрик и заводов рабочими. Блюм отказался применить силу и побудил Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ) и Всеобщую конфедерацию предпринимателей подписать Матиньонское соглашение (от названия резиденция правительства), которое получило наименование «французский новый курс». По соглашению рабочие получили права на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров с предпринимателями, повышение заработной платы в среднем на 12% и др. и в свою очередь обязались прекратить стачки.

Правительство Блюма приняло еще ряд законов - о рабочих советах в промышленности, минимальном двухнедельном отпуске, о 40-часовой рабочей неделе, о разрешении трудовых: конфликтов через обязательное посредничество и арбитраж.

В течение лета 1936 г. Парламент принял свыше сотни законов в соответствии с программой народного фронта и требованиями трудящихся. Важнейшими из них были закон о роспуске военизированных фашистских организаций ипрогрессивное законодательство в социальной области, трудовых отношениях, стимулирование деловой активности.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.

Угроза фашизма во Франции была пресечена. Политика реформ сняла социальное напряжение в стране и способствовала оживлению хозяйственной деятельности, помогла выйти из экономического кризиса.


2.5 «Передышка» и распад Народного фронты


Однако финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это означало бы переход движения на иную, более высокую ступень социального конфликта. Участники политической коалиции Народного фронта и широкие массы населения к этому не были готовы. Главная цель движения - преградить дорогу фашизму - была решена.

Правительство Л. Блюма просуществовало до апреля 1938 г. Новое правительство возглавил правый радикал Э. Даладье. Радикалы вышла из Народного фронта. Это свидетельствовало о распаде коалиции Народного фронта.

Сдвиг правительства вправо и разрыв радикалов с Народным фронтом резко изменили ситуацию во Франции. Ухудшилось также положение Франции в сфере национальной безопасности. После установления в марте 1939 г. франкистского режима в Испании Франция оказалась в окружении трех фашистских государств.


Выводы


В 1930-е годы в Великобритании случился политический кризис, но правительство смогло выйти из него. В эти годы в Великобритании появилась фашистская партия, но её влияние было ничтожным. После распада Османской империи в Палестине, Ираке, Трансиордании нарастало движение за независимость. В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики.

Экономический кризис во Франции начался в 1930г. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики. Во Франции тоже был фашизм, но у него не было массовой базы, не сложилось единой партии. Попытка фашистского переворота всколыхнула страну, развернулось мощное антифашистское движение – Народный фронт. Когда главная цель Народного фронта была достигнута, Народный фронт распался. В марте 1939 года Франция оказалась в окружении трёх фашистских государств.

Список литературы


1. Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало ХХI века. 9 класс. О. С. Сорока-Цюпа А. О. Сорока-Цюпа.

Похожие рефераты:

Политическая ситуация в Германии в начале 30-х годов XX в. Национал-социалистическое движение во главе с Адольфом Гитлером. Восстановление регулярной армии - вермахт. Начало Второй мировой войны и нападение на Советский Союз по плану "Барбаросса".

Реферат по новейшей истории на тему: “ Великобритания 1945 - 1992 “ Cавинова Анна 11 Ю Оглавление Введение..............................................................................................................................

Образование югославского государства. Внутренняя и внешняя политика югославского государства. Кризис государственного режима. Установление военно-монархической диктатуры.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., приобрел особую остроту в Германии. Кризис поразил все сферы экономической жизни страны. Промышленное

Влияние катастрофического падения жизненного уровня многих европейских стран в начале 30-х гг. ХХ века на политику чехословацкого руководства. Причины появления проблемы социал-демократической эмиграции, усиление правонационалистических профашистских сил.

Франция и экономический кризис 1930-х годов

В 1929 г. капиталистический мир вступил в период самого глубокого экономического кризиса за всю свою историю. Однако Франция, в отличие от США, Великобритании, Германии, втягивалась в кризис постепенно, фактически лишь с 1930 г. Пик же падения производства (на 44 %) пришелся только на 1932г.. Причинами такой необычной динамики было использование немецких репарационных выплат для стимулирования производства, сохранение большого количества рабочих мест в северо-восточных департаментах, восстанавливаемых после мировой войны, повышение экспорта после девальвации франка и, наконец, развертывание широкой программы милитаризации экономики. Эта мера была вызвана сугубо политическим причинами - провалом попыток форсировать европейский интеграционный процесс и создать на его основе систему коллективной безопасности в Европе. В итоге именно накануне мирового экономического кризиса Франция начало осуществление крупной инвестиционной программы по созданию оборонительной линии на границе с Германией, увеличению и перевооружению армии. Этот проект на несколько лет обеспечил устойчивое положение французской металлургической, машиностроительной, военной промышленности.

Медленное вхождение французской экономики в полосу кризиса продолжалось несколько лет. Существенное снижение производства в 1932 г. сменилось недолгим оживлением экономической конъюнктуры в последующие полтора года. С 1934 г. французская экономика окончательно оказалась с состоянии устойчивой депрессии. Структурный кризис был осложнен рядом дополнительных факторов - зависимостью французской индустрии от импорта сырья, устаревшей энергетической базой экономики, сильным влиянием финансово-банковских кругов, не заинтересованными в производственных инвестициях, устойчивым отставанием в темпах развития и низким уровнем механизации французского сельского хозяйства. Образовался перекос в отраслевой структуре в результате экономического рывка конца 1920-х гг. - преобладание тяжелой индустрии, нуждавшейся в мощной инвестиционной базе, и отставание производства средств потребления, опиравшегося на более гибкий, естественный рынок.

«Бегство капиталов», спровоцированное в середине 30-х гг. перипетиями внутриполитической борьбы сократило золотой запас страны до 36,8 млрд. франков. Недостаток инвестиций практически остановил модернизацию производства. В конце 1930-х гг. средний возраст оборудования на французских предприятиях составлял 25 лет, тогда как в Германии - 3-4 года, в США - 5-7 лет, в Великобритании - 7-8 лет. Франция стремительно теряла свои позиции на мировом рынке - за десять лет ее доля в мировой торговле сократилась с 7,7 % до 5 %. Причем по суммарным показателям объем французской внешней торговли в конце 30-х гг. оказался на 20-30 % меньше, чем в 1912 г.

Все эти проблемы предопределили особую важность централизованной государственной политики, направленной не только на преодоление кризиса, но и на глубокую, структурную перестройку всего экономического механизма. Дискуссия о формах и целях государственного регулирования стала ключевой темой общественно-политической жизни Франции 1930-х гг.

История Франции:

Политический кризис во Франции в начале 1930-х годов

После ухода Пуанкаре с поста председателя правительства безуспешную попытку воссоздать правоцентристскую коалицию предпринял А. Бриан. Однако возглавляемый им кабинет просуществовал лишь три месяца. Впоследствии Бриан сохранил пост министра иностранных дел, но и в этой сфере его деятельность утратила былую эффективность. Несмотря на активные попытки придать второе дыхание европейскому интеграционному процессу, французской дипломатии так и не удалось сформировать на этой основе достаточно стабильную систему взаимоотношений европейских держав. Все большее недовольство в стране вызывала пацифистская политика в отношении Германии, в том числе присоединение Франции к плану Юнга, досрочная эвакуация оккупационных войск из Рейнской зоны. Ситуация в Европе становилась все более напряженной, и это давало дополнительные преимущества тем политическим силам, которые ратовали за наращивание военной мощи, возращение к традициям «сильной политики».

Экономическая целесообразность принимаемых правительством мер была очевидной. Однако политический курс правительства был чрезвычайно уязвим. Получив поддержку правореспубликанских партий при проведении антикризисной программы, Тардье и Лаваль не могли рассчитывать на нее, начни они сколько-нибудь существенные изменения конституционного строя. Между тем именно в глубокой трансформации государственного устройства они видели залог эффективности проводимых преобразований. Идея перехода к авторитарным методам государственного управления не имела широкого резонанса среди политической элиты страны. Само же республиканское движение оказалось в этот период в не менее сложной ситуации. Жесткая финансовая политика правительства Пуанкаре, а затем и переход к косвенному государственному регулированию в период правления Тардье и Лаваля мало согласовывались с той идеологической эволюцией, которую претерпевал правый центр в первые послевоенные годы. Экономический кризис во Франции фактически остановил дрейф республиканцев в сторону нового либерального синтеза, способствовал расколу их электората. Политическая инициатива вновь начала переходить к левым партиям.

Накануне очередных парламентских выборов 1932 г. правительственные круги сделали ставку на лозунг порядка и стабильности, раздув пропагандистскую кампанию вокруг убийства 13 мая 1932 г. президента Поля Думера русским эмигрантом Горгуловым (Думер был избран на этот пост лишь за несколько месяцев до убийства). Тардье выступил на этот раз как лидер широкого фронта правых партий, не получившего, впрочем, какого-либо официального оформления. Особенностью его избирательной кампании было использование радио в качестве пропагандистского средства (впервые во Франции). Накануне выборов правительственное большинство добилось и проведения новой реформы избирательной системы - отныне мажоритарные выборы проходили в небольших одномандатных округах в один тур (для победы было достаточно относительного большинства). Такая система благоприятствовала «независимым» кандидатам, а также правоцентристским партиям, не сумевшим достичь единства и поэтому не рассчитывавшим на взаимную поддержку во втором туре.

Левой оппозиции, напротив, удалось создать накануне выборов новую коалицию. Инициаторами воссоздания «Картеля левых» на этот раз выступили социалисты, выработавшие альтернативный проект дирижистской политики, близкий по духу к классическому кейнсианству. Основными идеями их программы были создание широкого государственного сектора за счет национализации стратегически важных отраслей и предприятий, сокращение военных расходов, создание единой государственной системы социального страхования, ввод 40-часовой рабочей недели и правовая регламентация трудовых отношений. К этой программе, несмотря на существенные разногласия внутри партии, присоединились и радикалы.

На выборах в мае 1932 г. левые одержали достаточно убедительную победу, получив 368 мандатов из 594. Крупнейшую фракцию образовали радикалы - 157 мест. У СФИО оказалось 129 депутатских мандатов. При поддержке всех левых фракций парламента Эррио сформировав устойчивое правительство Картеля. Однако политика его кабинета оказалась достаточно неудачной. Как и в период «первого издания» Картеля, Эррио уделил значительное внимание корректировке внешнеполитического курса страны. Правительство санкционировало решение Лозаннской конференции 1932 г. об окончательном прекращении репарационных выплат Германией и согласилось с решением Женевского совещания в декабре того же года о равноправии Германии в военно-правовых вопросах. Инициатором этих решений выступала английская дипломатия, тогда как Франция проявляла все меньшую самостоятельность на мировой арене. Единственным исключением стало подписание в 1932 г. советско-французского пакта о ненападении. Но в условиях нарастания фашистской опасности в Германии этого было явно недостаточно для защиты национальных интересов.

Во внутренней политике правительство Эррио также не смогло добиться значимых успехов. Полной реализации предвыборной программы помешали внутрипартийные разногласия - борьба групп Даладье и Эррио в партии радикалов и соперничество фракций в СФИО. В итоге основой антикризисной политики осталась жесткая бюджетная экономия, за которую ратовали и предшественники Эррио. Под давлением левых фракций Национальное Собрание вотировало после ожесточенных дискуссии ряд новых налогов на предпринимателей в том числе на биржевые операции, движимое имущество. Но каких-либо радикальных изменений в динамику экономического развития это не внесло, и уход Эррио с поста председателя правительства в декабре 1932 г. символизировал бессилие Картели перед нарастающими экономическим проблемами. Сменившиеся затем в течение полутора годов шесть правительственных кабинетов, возглавляемых радикалами, не изменили ситуацию. СФИО постепенно отошла от формирования кабинетов. Парламентское большинство левого центра становилось все более условным. В начале 1934 г. Картель окончательно распался. В период до следующих парламентских выборов в апреле 1936 года сменилось еще пять правительств «перемирия партий», не имевших прочной опоры в парламенте, но претендовавших на роль «общенациональных». Объединить сколько-нибудь широкие политические силы их лидерам не удалось. Национальное Собрание превратилось в арену постоянных межфракционных конфликтов, экзальтированных прений, открытого политического торга. Центристские партии были деморализованы, а на фоне нового витка экономического кризиса началась быстрая поляризация политических сил. На арену выступил французский фашизм.

«Народный фронт» во Франции

Инициатива в консолидации левых сил в противовес фашистскому движению принадлежала французским коммунистам . ФКП пережила в 20-х гг. исключительно сложный период организационного и идеологического становления. Следование жестким установкам Коминтерна, непримиримая борьба против любой фракционности, периодически приводящая к отходу от партии «оппортунистических» и «левацких» групп, отказ от тактического сотрудничества с любыми левоцентристскими движениями привели к стремительному сокращению численности ФКП и падению ее влияния. Если в 1921 г. в составе ФКП насчитывалось до 180 тыс. человек, то в начале 30-х гг. в ней оставалось лишь 30 тыс. Переломным стал VII съезд коммунистической партии, прошедший в 1932 г. В соответствии со стратегией Коминтерна - «класс против класса» - он декларировал отказ от прямого сотрудничества с образовавшимся тогда «Картелем левых». Однако в руководстве ФКП именно на этом съезде окончательно возобладала центристская линия, представленная Морисом Торезом и Жаком Дюкло. Спустя год французские коммунисты приняли участие в создании международного общественного движения «Амстердам - Плейель», преследующего в своей деятельности пацифистские и антифашистские цели. Тогда же, в 1933- 1934 гг. и в самом Коминтерне при активном участии его нового лидера Г. Димитрова начал разрабатываться более конструктивный политический курс, позволяющий национальным коммунистическим партиям участвовать в широких коалициях, ориентированных на защиту демократического строя от фашистской угрозы.

События февраля 1934 г. были восприняты французскими коммунистами как сигнал к началу активных действий по формированию левой коалиции - единого фронта антифашистских сил. Решение об этом было принято в июне того же года на партийной конференции в Иври. Наиболее вероятным союзником в создании антифашистского фронта представлялась СФИО, левое крыло которой под руководством Жана Жиромского также активно ратовало за сотрудничество с коммунистами. После предварительных переговоров в июле 1934 г. руководство обеих партий подписало пакт о единстве действий. Предполагалось объединение усилий социалистов и коммунистов в борьбе против милитаризма, фашизма, в защите демократических свобод и конституционного строя.

Переломным для формирования левой коалиции, способной прийти к власти, стал 1935 год. В ходе подготовки и проведения массовой политической манифестации 14 июля коммунистам и социалистам удалось прийти к соглашению о совместных действиях с партией радикалов и радикал-социалистов. В сентябре 1935 г. после долгих и сложных переговоров произошло объединение ВКТ и УВКТ, значительно укрепившее позиции левых партий в профсоюзном движении.

К январю 1936 г. была подготовлена и программа Народного фронта . Ее ключевыми идеями стали защита политических свобод, борьба с фашизмом и терроризмом, демократизация системы образования и средств массовой информации, защита мира и борьба за разоружение. В разделе экономических целей предусматривалось сокращение безработицы, поддержка сельского хозяйства, меры по финансовому оздоровлению. Выбор методов реализации этих задач, в том числе постановка вопроса о национализации важнейших предприятий и банков, плановости развития экономики, государственном контроле над всеми финансовыми операциями, активной инвестиционной политике государства и усилении регулирования трудовых отношений, свидетельствовал о выработке третьего, социал-реформистского варианта политики дирижизма.

В то же время среди руководителей Народного фронта существовали значительные разногласия в вопросе о стратегических целях альянса. Если коммунисты рассматривали Народный фронт как прямое политическое движение народных масс, требующее создания прочных низовых организаций, то радикалы видели в нем только предвыборную коалицию, призванную преградить путь правоцентристским партиям и создать прочное демократическое правительство. При этом если коммунисты и радикалы сходились в признании демократического характера первого этапа деятельности Народного фронта, то лидеры СФИО настаивали на провозглашении социалистических целей новой коалиции (в соответствии с концепцией демократического социализма). Лишь конструктивная позиция руководства ФКП и их неожиданный тактический блок с радикалами позволили сформулировать общую политическую платформу Народного фронта на общедемократических принципах.

На апрельских 1936 г. выборах партии Народного фронта получили 375 депутатских мест из 610 (в том числе СФИО - 146, радикалы - 116, ФКП -72). Для коммунистов эти выборы стали наиболее удачными за все предыдущие годы. Стремительно росла и численность партии. Если в 1932 г. в ее составе было 30 тыс. человек, то в 1934 г. - 74 тыс., а в 1936 г. - 350 тыс. Но, в отличие от М. Тореза, большинство руководителей фКП высказались против непосредственного участия коммунистов в правительстве, опасаясь «растворения» партии в правящей демократической коалиции. Это существенно ослабило внутреннее единство Народного фронта и сократило его политическую базу.

Первое правительство Народного фронта возглавил лидер СФИО Леон Блюм. В течение лета 1936 г. левое большинство Национального Собрания приняло более 130 законов, главным образом социальной направленности. Основой для важнейших из них стали так называемые «Матиньонские соглашения» между Всеобщей конфедерацией французских промышленников и объединенной Всеобщей конфедерацией труда. Ими предусматривался ввод 40-часовой рабочей недели без сокращения заработной платы, ежегодных двухнедельных оплачиваемых отпусков для рабочих и служащих, обязательность заключения коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями, создание органов рабочего контроля, повышение заработной платы в среднем на 12 %. Одновременно правительство повысило заработную плату государственных служащих и пенсионные выплаты. Положительный резонанс в стране вызвало продление обязательного школьного образования до 14 лет, создание Министерства спорта и культуры, Народной академии искусств.

История Франции:

Экономическая политика Франции в 1930-е годы

В сфере экономического регулирования правительство Блюма осуществило некоторые налоговые реформы, в том числе повышение налогообложения крупных состояний и сверхдоходов, снижение налогов на мелкие предприятия, отмену 10 %-ного налога на купоны мелких рантье, налога на пенсии фронтовиков и пособия по безработице. Мелкие торговцы и ремесленники получили льготные условия кредитования, была запрещена распродажа их имущества за долги. Были выделены значительные ассигнования на создание широкой сети общественных работ для безработных, поддержку мелких квартиросъемщиков, обеспечение льготного проезда трудящихся к месту отдыха во время отпусков. Реорганизации подвергся Национальный банк, управление которым полностью перешло к государственным чиновникам. Частичной национализации подвергся военный сектор промышленности. Было создано Зерновое Бюро, занимавшееся стабилизацией продовольственного рынка, Национальное общество железных дорог.

При всей своевременности и эффективности этих мер политика правительства Национального фронта была уязвима - она не затрагивала главных рычагов господства монополий, не меняла основ кредитно-финансового механизма. Национальный блок столкнулся не только с нарастанием кризисных тенденций в экономической сфере, но и с прямым саботажем финансово-монополистических кругов. Началось массовое «бегство капитала» за границу. Только за 1936-1937 гг. в зарубежные банки было переведено около 100 млрд. франков. Финансовые ресурсы государства сокращались из-за резкого расширения расходной части бюджета и начали использоваться для ликвидации инвестиционного голода в промышленности. Государственный долг вырос за один год на 16 млрд. франков. Быстро уменьшался золотой запас Франции. К осени 1936 г. он составил 55 млрд. франков, тогда как двумя годами ранее равнялся 82 млрд. франков. Для выхода из финансового кризиса правительство пошло в сентябре 1936 г. на девальвацию франка, сокращение его золотого содержания на 30 %. Надежды на стимулирующее воздействие этой меры на промышленное производство (в силу снижения относительной себестоимости продукции) не оправдались. Зато повышение розничных цен фактически свело на нет произошедшее повышение заработной платы.

В 1937 г. французская экономика оказалась охвачена новой волной кризиса. Уровень производства упал до 70 % по сравнению с показателями 1929 г. Вновь начался рост безработицы, инфляционных процессов. Правительство могло повлиять на ситуацию, лишь перейдя к достаточно жестким методам прямого регулирования. В июне 1937 г. Блюм потребовал чрезвычайных полномочий для установления контроля над финансовой сферой, ввода новых налогов на капитал и практики принудительного производственного инвестирования из суммы прибылей, запрета вывоза капитала за рубеж. Эта программа встретила сопротивление не только республиканских партий, но и радикалов, правых социалистов.

После ухода Л. Блюма правительство возглавил лидер правых радикалов Камилл Шотан, попытавшийся вернуться к политике жесткой экономии. Были увеличены на 10,5 млрд. франков косвенные налоги, проведена вторая девальвация франка. Кабинет Шотана попытался не только сократить финансирование социальных программ, но и ликвидировать некоторые из принятых ранее законов, в том числе о 40-часовой рабочей неделе. Это стало поводом к острому внутреннему кризису в самом Народном фронте. В результате этого кабинет Шотана был вынужден уйти в отставку.

Основной причиной поражения Народного фронта стали глубокие идеологические разногласия между его участниками, попытки проведения эклектичного политического курса, сочетающего жесткие антикризисные меры и социально ориентированные реформы. Более или менее последовательная реализация любой из этих задач неизбежно вызывала протест сторонников второго направления и приближала коалицию к распаду. По разному представляли себе участники Народного фронта и приоритетные формы политической деятельности. Народный фронт так и не стал основой для массового общественно-политического движения, как это предполагали коммунисты, но и не превратился в гибкую парламентскую коалицию, привычную для радикалов. Наконец, фатальное значение для судьбы Народного фронта имел внешнеполитический кризис, в состоянии которого Франция оказалась во второй половине 30-х гг.

Внешняя политика Франции в 1930-е годы

Уход А. Бриана в 1932 г. с поста министра иностранных дел подвел неутешительный итог многолетним попыткам создания устойчивой системы международных отношении в Европе, основанной на пацифистских принципах и пан-европейской интеграции. Гарантии национальной безопасности Франции были связаны лишь с двумя достаточно локальными договорными комплексами - Рейнским пактом и союзными договорами со странами Малой Антанты (Чехословакией, Румынией, Югославией), морально устаревшими и отражавшими геополитические реалии середины 20-х гг. Последняя решительная попытка восстановить международный престиж Франции и укрепить ее внешнеполитические позиции была предпринята Луи Барту, возглавившим министерство иностранных дел в начале 1934 г. (в составе коалиционного республиканского правительства Г. Думерга). К этому времени стал очевидным провал пацифистских расчетов на умиротворение Германии. Появление на политической карте Европы нацистского Рейха коренным образом меняло расстановку сил и логику международных отношений. Барту оказался одним из немногих европейских политиков, отчетливо осознававших этот факт.

Уже 17 апреля 1934 г. французский МИД обратился с меморандумом к британскому правительству, обосновывая свое желание дополнить систему Рейнского гарантийного пакта договоренностями с другими европейскими державами. В качестве нового потенциального стратегического партнера Франции Барту рассматривал Советский Союз. Советская внешняя политика существенно изменилась на протяжении 1933-1934 гг. СССР все более активно высказывался в поддержку идеи создания системы коллективной безопасности, он отказался от прежней негативной позиции по отношению к Лиге наций, скорректировал требования к национальным коммунистическим партиям в рамках Коминтерна. Барту выдвинул идею «Восточного Локарно» - договорного комплекса, в который должны были войти Франция, СССР и страны «Малой Антанты». В период интенсивных переговоров по этому поводу Франция поддержала принятие Советского Союза в Лигу наций, использовала все свое влияние для того, чтобы ускорить установление дипломатических отношений между СССР и Чехословакией, Румынией. Барту прилагал большие усилия, чтобы преодолеть антисоветские настроения в Югославии. Большое значение для этого имела встреча французского министра иностранных дел с королем Югославии Александром в октябре 1934 г. в Марселе. Однако во время этой встречи Барту и Александр были убиты усташами - членами хорватской националистической организации.

Пьер Лаваль, сменивший Барту на посту министра иностранных дел, куда с меньшим энтузиазмом относился к идее сближения с СССР. Переговорный процесс замедлился, позиция французской дипломатии стала более осторожной, ее предложения - более умеренными. 5 декабря 1934 г. были подписаны франко-советские соглашения, в соответствии с которыми обе стороны отказывались от каких-либо дипломатических шагов, идущих вразрез с подготовкой регионального восточноевропейского гарантийного комплекса. В мае 1935 г. был подписан и договор о взаимопомощи, по которому Франция и СССР обязывались оказывать друг другу поддержку в соответствии с уставом Лиги наций в случае нападения какой-либо третьей стороны. Однако договор не был дополнен военной конвенцией. Гораздо большие надежды Лаваль возлагал на сближение с Италией, несмотря на существование там фашистского режима Муссолини. Подписание в феврале 1934 г. Римских протоколов оформило многообещающий гарантийный блок с участием Италии, Австрии и Венгрии. В 1934 г. жесткая позиция Италии во многом способствовала предотвращению насильственного аншлюса Австрии Германией.

В апреле 1935 г. по инициативе Франции была созвана международная конференция в Стрезе , посвященная нарушению Германией статей Версалького договора. Лавалю удалось существенно сблизить позиции французской и итальянской делегаций. Однако сближение Франции и Италии вызвало растущее беспокойство Великобритании. Используя военную агрессию Италии в Эфиопии, английская дипломатия втянула Францию в шумную и безрезультатную антиитальянскую кампанию в Лиге наций. Опасный для английской гегемонии в европейской политике франко-итальянский альянс был предотвращен, но Муссолини встал на путь сотрудничества с Гитлером. Франция стала заложницей недальновидной политики английских консерваторов.

Правительства Народного фронта отказались от какой-либо корректировки внешнеполитического курса. Между тем Франция оказалась в чрезвычайно сложном положении в связи с началом гражданской войны в Испании. Провозглашенный ведущими странами мира принцип невмешательства был вскоре нарушен Германией и Италией, практически открыто оказывавших военную поддержу мятежникам. Французские коммунисты и часть демократической общественности решительно требовали оказания помощи испанским республиканцам, сражавшимися с Франко, однако правительство предпочло сохранить нейтралитет. То же бессилие правительство Народного фронта проявило и при вторжении германской армии в Австрию в марте 1938 г. Кризис политического строя Франции начал непосредственно угрожать национальному суверенитету.