Основание государства золотая орда. Образование золотой орды, ее общественно-политический строй и распад

Разделил все свои владения между сыновьями. Старшему сыну, Джучи , досталось огромное пространство земель от верховьев Сырдарьи до устьев Дуная, которое впрочем нужно еще было в значительной степени завоевать. Джучи умер до смерти отца и его земли перешли во владение пяти сыновей: Орды, Батыя , Тука-Тимура, Шейбана и Тевала. Орда стоял во главе племен, кочевавших между Волгой и верховьями Сырдарьи, Батый получил в удел западные владения улуса Джучи. Из рода Орды вышли последние ханы Золотой орды (с 1380) и ханы Астраханские (1466 – 1554); род Батыя управлял Золотой ордой до 1380. Владения хана Батыя получили название Золотой орды, владения хана Орды – Орды Белой (в русских летописях Синей).

Золотая Орда и Русь. Карта

О правлении первого хана Батыя мы знаем сравнительно мало. Он умер в 1255. Ему наследовал сын Сартак, который впрочем не правил Ордой, так как умер на пути в Монголию, куда отправился за получением утверждения на престол. Назначенный преемником Сартака малолетний Улакчи также вскоре умер и тогда вступил на престол брат Батыя Беркай или Берке (1257 – 1266). Беркаю последовал Менгу-Тимур (1266 – 1280 или 1282). При нем значительное влияние на внутренние дела ханства получил внук Джучи, Ногай, господствовавший в придонских степях и отчасти захвативший даже Крым. Он является главным сеятелем смут после смерти Менгу-Тимура. После междоусобий и нескольких непродолжительных царствований, в 1290 власть захватывает сын Менгу-Тимура Тохта (1290 – 1312). Он вступает в борьбу с Ногаем и одерживает верх над ним. В одном из сражений Ногай был убит.

Преемником Тохты был внук Менгу-Тимура Узбек (1312 – 1340). Время его правления может считаться самым блестящим в истории Золотой орды. Узбеку последовал сын Джанибек (1340 – 1357). При нем татары уже не посылают на Русь собственных баскаков: князья русские сами начинают собирать дань с населения и отвозить в Орду, что было гораздо легче для народа. Будучи ревностным мусульманином, Джанибек, однако, не притеснял исповедовавших другие религии. Он был убит собственным сыном Бердибеком (1357 – 1359). Затем начинаются смуты и смена ханов. В продолжение 20 лет (1360 – 1380) в Золотой орде сменилось 14 ханов. Имена их известны нам только, благодаря надписям на монетах. В это время в Орде возвышается темник (буквально начальник 10.000, вообще же военачальник) Мамай . Однако, в 1380 он потерпел поражение от Дмитрия Донского на Куликовом поле и вскоре был убит.

История Золотой Орды

После смерти Мамая, власть в Золотой Орде перешла к потомку старшего сына Джучи, Орды (некоторые известия впрочем называют его потомком Тука-Тимура) Тохтамышу (1380 – 1391). Потомство Батыя лишилось власти, и Белая Орда объединилась с Золотой. После Тохтамыша в истории Золотой орды наступает самый темный период. Начинается борьба между Тохтамышевичами и ставленниками великого среднеазиатского завоевателя Тимура . Врагом первых выступил ногайский военачальник (темник) Eдигей . Имея большое влияние, он постоянно вмешивается в междоусобия, сменяет ханов и наконец погибает в борьбе с последним Тохтамышевичем на берегах Сырдарьи. После этого на престоле появляются ханы из других родов. Орда слабеет, её столкновения с Москвою делаются все реже. Последний хан Золотой орды был Ахмат или Сейид-Ахмед. Со смертью Ахмата можно считать конец Золотой Орды; многочисленные сыновья его, удержавшиеся на низовьях Волги, образовали ханство Астраханское , никогда не имевшее политической силы.

Источниками для истории Золотой орды являются исключительно русские и арабские (преимущественно египетские) летописи и надписи на монетах.

Орда - это феномен, аналогов которому, в истории попросту нет. По своей сути Орда это союз, объединение, но не страна, не местность, не территория. У Орды нет корней, у Орды нет родины, у Орды нет границ, у Орды нет титульной нации.

Орду создал не народ, не нация, Орду создал один человек - Чингисхан. Он один придумал систему подчинения, согласно которой ты можешь или умереть или стать частью Орды, и вместе с ней грабить, убивать и насиловать! Именно поэтому Орда это взброд, объединение преступников, негодяев и подлецов, равных которым нет. Орда это армия людей, которые перед страхом смерти готовы продать свою родину, свою семью, свою фамилию, свою нацию, и вместе с такими же как и он ордынцами и дальше нести страх, ужас, боль, другим народам

Все нации, народы, племена знают, что такое родина, у всех есть своя территория, все государства создавались как совет, вече, рада, как объединение территориальной общины, а Орда - нет! У Орды есть только царь - хан, который повелевает и Орда исполняет его повеление. Кто отказывается его повеление исполнять умирает, кто вымаливает у Орды жизнь - получает ее, но взамен отдает свою душу, свое достоинство, свою честь.


Прежде всего, слово «орда».

Слово «орда» обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века). В русских летописях слово «орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары». В Западно-европейских источниках были распространены наименования «страна Команов», «Комания» или «держава татар», «земля татар», «Татария». Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар).

Итак, по традиционной версии на юге евро-азиатского континента образовалось новое государство (монгольской державы от восточной Европы до Тихого океана — Золотая Орда, чуждое русским и угнетающее их. Столица — город Сарай на Волге.

Золотая Орда (Улус Джучи , самоназвание на тюркском Улу Улус — «Великое государство») — средневековое государство в Евразии. В период с 1224 года по 1266 год находилось в составе Монгольской империи. В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра. С 1312 года государственной религией стал ислам. К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.

Золотая Орда ок. 1389 года

Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае. Читать больше → Золотая Орда — Википедия .


В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус») или имени правителя («улус Берке»), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее.

Итак, мы видим, Золотая Орда — это империя Джучи, Джучиев Улус. Раз империя, должны быть и придворные историки. В их трудах должно быть описано, как мир содрогался от кровавых татар! Не все же китайцам, армянам да арабам описывать подвиги потомков Чингиз-хана.

Академик-востоковед Х. М. Френ (1782-1851) двадцать пять лет искал — не нашел, и сегодня порадовать читателя нечем: «Что же касается собственно золотоордынских нарраивных письменных источников, то мы их сегодня имеем не больше, чем во времена Х. М. Френа, который вынужден был констатировать с огорчением: „напрасно в продолжение 25 лет я искал такую специальную историю Улуса Джучи“…» (Усманов, 1979. С. 5). Таким образом, нет пока в природе повествований о делах монгольских, написанных «погаными золото-ордынскими татарами».

Поглядим, что такое Золотая Орда в представлении современников А. И. Лызлова. Золотой эту орду назвали московитяне. Другое ее название Великая Орда. Включала она земли Булгарии и Заволжской Орды, «и по обе страны реки Волги, от града Казани, его же еще не было бяше тогда, и до реки Яика, и до моря Хвалисскаго. И тамо населишася и созда грады многи, яже назывались: Болгары, Былымат, Кумань, Корсунь, Тура, Казань, Ареск, Гормир, Арнач, Сарай великий, Чалдай, Астарахань» (Лызлов, 1990. С. 28).


Заволжская, или «Заводская» орда, как называли ее иностранцы есть Ногайская Орда. Находилась она между Волгой, Яиком и «Белыя Волошки», ниже Казани (Лызлов, 1990. с. 18). «А о начале своем те ординцы сице повествуют. Яко во странах тех, отнюду же изыдоша, бяше некая вдова, породы между ими знаменитая. Сия некогда от любодеяния породила сына, имянем Цынгиса…» (Лызлов, 1990. с. 19). Таким образом, монголы-татары-моавитяне распространялись с Кавказа на северо-восток, за Волгу, откуда потом двинулись на Калку, а с юга из Малой Татарии к Калке подошли бродники-христиане, почитай, главные герои этой битвы.


Империя Чингиз-хана (1227) по традиционной версии

У государства должны быть чиновники. Они есть, например баскаки. «Баскаки, яко бы атаманы или старосты», — поясняет нам А. И. Лызлов (Лызлов, 1990. С. 27). У чиновников — бумага и перья, иначе они не начальники. В учебниках написано, что князьям и священникам (чиновники) выдавали ярлыки на правление. Но вот чиновники татарские, не в пример современным украинским или эстонским, выучили русский язык, т. е. язык покоренного народа, чтобы на «ихнем» языке писать выдаваемые бедолагам документы. «Заметим…, что… не уцелел ни один из письменных памятников монгольских; не сохранились ни одна грамота, ни один ярлык в подлиннике. Весьма немногое дошло до нас в переводах» (Полевой, Т. 2. С. 558).

Ну ладно, допустим, когда освободились от так называемого татаро-монгольского ига, то на радостях все написанное по татаро-монгольски сожгли. Видимо это на радостях, понять можно русскую душу. Но другое дело воспоминания князей, их приближенных, - люд укуоренившийся, грамотный, аристократы, то и дело ездили в Орду, годами жили (Борисов, 1997, с. 112). Они должны были оставить записи на русском языке. Где же эти исторические документы? И хотя время не щадит документы, старит, но оно же их и создает (см. конец лекции 1 и лекцию 3, конец параграфа «Берестяные грамоты»). Все-таки почти триста лет... ездили в Орду. Но нет документов!? Вот слова: «Русские люди всегда отличались пытливостью и наблюдательностью. Их интересовали жизнь и обычаи других народов. К сожалению, до нас не дошло ни одного подробного русского описания Орды» (Борисов, 1997. с. 112). Получается, что русское любопытство иссякло на татарской Орде!

Татаро-монголы совершали набеги. Уводили людей в плен. Современники этих событий и потомки рисовали картины об этом печальном явлении. Рассмотрим одну из них — миниатюру из венгерской хроники «Угон русского полона в Орду» (1488):

Вглядитесь в лица татар. Бородатые мужчины, ничего монгольского. Одеты нейтрально, подойдет для любого народа. На головах либо тюрбаны, либо колпаки, точь в точь как у русских крестьян, стрельцов или казаков.

Угон русского полона в Орду (1488)

Существует занимательная «памятка», оставленная татарами о своем походе в Европу. На надгробии погибшего в битве при Лигнице Генриха II изображен «татаро-монгол». Во всяком случае так разъясняли рисунок европейскому читателю (см. рис.1). Больно уж «татарин» смахивает на казака или стрельца.


Рис.1. Изображение на надгробии герцога Генриха II. Рисунок приводится в книге Hie travel of Marco Polo (Hie comlete Yule-Cordier edition. V 1,2. NY: Dover Publ.,1992) и снабжен надписью: «Фигура татарина под ногами Генриха II, герцога Силезии, Кракова и Польши, помещенная на могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве при Лигнице, 9 апреля 1241 года» (см.: Носовский, Фоменко. Империя, с. 391)

Неужели в Западной Европе не помнили, как выглядели «кровожадные тартары из бесчисленных орд Батыя»!? Где монголо-татарские черты узкоглазых, с редкой бородёнкой … Художник перепутал так называемого "русского" с «татарином»!?

Кроме "нормативных" документов от прошлого остаются и другие письменные источники. Например, от Золотой Орды остались жалованные акты (ярлыки), ханские письма дипломатического характера — послания (битики). Хотя для русских монголы, как истинные полиглоты, использовали русский язы, существуют документы и на других языках, обращенные к нерусским правителям… В СССР имелся 61 ярлык; но занятые писанием учебников историки, к 1979 году «освоили» только восемь, и еще частично шесть. На остальные (как бы) не хватило времени (Усманов, 1979. С. 12-13).

И вообще, не только от Джучисва Улуса, но и от всей «великой империи» практически не осталось документов.

Так какова же в действительности история российской империи заявляющая о братскости, единстве и родственности к около 140 народам (


Введение

Глава II. Общественный строй

Глава III. Право Золотой Орды

Заключение


Введение


В начале 1243 года образовалось новое государство в Центральной Евразии - Золотая Орда - держава, образовавшаяся в результате распада Монгольской империи Чингисхана, на территории средневекового Казахстана, а также Руси, Крыма, Поволжья, Кавказа, Западной Сибири, Хорезма. Основано оно ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов.

Так оно названо в русских летописях и хрониках, в некоторых татарских исторических повествованиях, в том числе и в «Идегее». «Золотая Орда» («Алтын Урда») означала позолоченную ставку, резиденцию правителя государства: для раннего периода это «золотой» шатер, а для развитой, городской эпохи - покрытый позолотой ханский дворец.

В произведениях арабо-персидской исторической географии это государство именуется в основном «Улус Джучи» «Монгольское государство» («Могул улус») или «Великое государство» («Улуг улус»), у некоторых авторов встречается и слово «Орда» в понятии ставки хана, центра государства. Бытовало также и традиционное название «Дешт-и-Кипчак», ибо центральные земли этого государства принадлежали кипчакам-половцам.

Золотая Орда занимала громадную не только для тех времен, но и с современной точки зрения территорию: от реки Иртыш и западных предгорий Алтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе, от известного Булгара на севере до кавказского Дербентского ущелья на юге. Это огромное государство само еще делилось на две части: основная, западная часть, т. е. собственно Золотая Орда, называлась «Алтын Урда, Ак Урда» (Белая) Орда, а восточная, куда входили западные территории современных Казахстана и Средней Азии, - Кок (Синяя) Орда. В основе такого деления лежала прежняя этническая граница между кипчакским и огузским союзами племен. Слова «золотая» и «белая» являлись одновременно и синонимами, дополняя друг друга.

Если создателями Золотоордынского государства в основном была монгольская элита чингизидов, ассимилированная вскоре местным населением, то его этническую основу составили тюркоязычные племена Восточной Европы, Западной Сибири и Арало-Каспийского региона: кипчаки, огузы, волжские булгары, маджары, остатки хазар, некоторые другие тюркские этнические образования и, бесспорно, тюркоязычные же татары, переселившиеся из Центральной Азии на запад еще в домонгольское время, а также пришедшие в 20 - 40-х годах XIII века в составе армий Чингиз-хана и Бату-хана.

Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении - в основном это была степь. В степи также действовал феодальный закон - вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники.

Монгольский период - одна из наиболее значимых эпох во всей русской истории. Монголы владычествовали по всей Руси около столетия, и даже после ограничения их власти в Западной Руси в середине четырнадцатого столетия они продолжали осуществлять контроль над Восточной Русью, хотя и в более мягкой форме, еще столетие.

Это был период глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны, в особенности Восточной Руси. Этому периоду истории нашей страны следует уделять как можно больше внимания.

Основной целью курсовой работы является исследование одного из самых великих государств 13-15 вв.- Золотой Орды.


Глава I. Государственный строй Золотой Орды


Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой - династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.

Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.

При хане имелся диван - государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников.

Крупные феодалы-князья - это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников - эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды).

При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.

Вся эта высокая элита государственного управления известна из восточных, русских и западноевропейских исторических источников, а также из ярлыков золотоордынских ханов. В этих же документах зафиксированы титулы большого числа других должностных лиц, различных государственных чиновников, средних или мелких феодалов. К последним относились, например, тарханы, которые за ту или иную государственную службу освобождались от налогов и податей, получая от хана так называемые тарханные ярлыки.

Ярлык - это ханская грамота или указ, дающий право на государственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов. В Золотой Орде, а затем в Казанском, Крымском и других татарских ханствах существовала система сойюргалов - военно-ленное право владения землей. Лицо, получившее от хана сойюргал, имел право взимать в свою пользу те налоги, которые раньше шли в казну государства. Земля по сойюргалу считалась наследственной. Естественно, такие большие привилегии просто так не давались. Феодал, получивший сойюргальное право, должен был обеспечить в военное время армию соответствующим количеством конного войска, оружия, гужевого транспорта, провианта и т. д.

Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов. Пайцза - это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках - провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную - более простое. О наличии пайцзов в Золотой Орде имеются сведения в письменных источниках, они известны также и как археологические находки по раскопкам Сарая-Берке - одной из столиц Золотой Орды.

В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры - в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий - глава духовенства; шейх - духовный вождь и наставник, аксакал; суфи - набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий - судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые - гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства.

При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани - ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам. Вообще, должность битикчи в Улусе Джучи была довольно распространенной, считалась ответственной и уважаемой. Помимо главного битикчи при ханском диване-совете, были битикчи при улусных диванах, которые пользовались большой властью на местах. Их можно было бы, например, сравнить с волостными писарями дореволюционной России, которые выполняли почти всю правительственную работу в глубинке.

В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганл[н]ар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года.

Большая часть этих государственных служащих существовала и в периоды Казанского, Крымского и других татарских ханств. Весьма примечательно и то, что преобладающее большинство этих средневековых терминов и титулов дословно понятно любому современному человеку, владеющему татарским языком - они написаны так в документах XIV и XVI веков, они звучат так и в настоящее время.

То же самое можно сказать и о различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» - слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (там-говая пошлина).

В наиболее общем виде административную систему Золотой Орды описал еще в XIII в. проехавший все государство с запада на восток Г. Рубрук. В его зарисовке путешественника содержится основа административно-территориального деления Золотой Орды, определявшегося понятием «улусная система».

Сущность ее составляло право кочевых феодалов на получение от самого хана или другого крупного степного аристократа определенного удела - улуса. За это владелец улуса обязан был выставлять в случае необходимости определенное число полностью вооруженных воинов (в зависимости от размера улуса), а также выполнять различные налоговые и хозяйственные повинности.

Эта система представляла собой точную копию устройства монгольской армии: все государство - Великий Улус - делилось в соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) - на определенные по величине уделы и с каждого из них в случае войны выставлялось по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его другим.

В начальный период существования Золотой Орды крупных улусов было, видимо, не больше 15, и границами между ними чаще всего служили реки. В этом видна определенная примитивность административного членения государства, уходящая корнями в старые кочевнические традиции.

Дальнейшее развитие государственности, появление городов, введение мусульманства, более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициями управления привели к различным усложнениям во владениях Джучидов с одновременным отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана.

Вместо членения территории на два крыла, появились четыре улуса во главе с улусбеками. Один из улусов был личным доменом хана. Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы.

Каждый из этих четырех улусов делился на какое-то число «областей», являвшихся улусами феодалов следующего ранга.

Всего в Золотой Орде число таких «областей» в XIV в. составляло около 70 по числу темников. Одновременно с установлением административно - территориального деления происходило формирование аппарата управления государством.

Хан, стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть года находился в кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числа придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице. Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь государства продолжала базироваться на кочевом начале. Естественно, что находившемуся в постоянном движении хану было достаточно сложно самому управлять делами государства. Это подчеркивают и источники, которые прямо сообщают, что верховный правитель «обращает внимание только на сущность дел, не входя и подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования».

Всем ордынским войском командовал военачальник - беклярибек, т. е. князь князей, великий князь. Беклярибек осуществлял обычно военную власть, нередко будучи командующим ханской армией. Иногда его влияние превышало власть хана, что часто приводило к кровавым междоусобицам. Время от времени могущество беклярибеков, например, Ногая, Мамая, Едигея усиливалось настолько, что они сами назначали ханов.

По мере укрепления государственности в Золотой Орде рос аппарат управления, его правители взяли за образец администрацию завоеванного монголами государства Хорезмшахов. Согласно этому образцу при хане появился визир, своеобразный глава правительства, который отвечал за все сферы невоенной жизни государства. Визир и возглавляемый им диван (государственный совет) распоряжались финансами, налогами, торговлей. Внешней политикой ведал сам хан со своими ближайшими советниками, а также беклярибек.

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека (1312 - 1342). Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь.

Все это свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией.


Глава II. Общественный строй


Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было.

Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.

В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д.

Впоследствии джучиды и иные потомки Чингисхана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол.

Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках-- беки). Не являясь членами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры -- дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности -- сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орд выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также и многочисленно духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу -- кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них -- сабанчи -- жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие -уртакчи (издольщики) -- кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качеств слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.

Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников.

Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. - М.: Издательство «Знание»,1990.С.129.

Ислам стал государственной религией в Золотой Орде к 1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это не привело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовых институтов. Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, стало упомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции - судов-дзаргу и мусульманского суда кади; при этом никакого конфликта, казалось бы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из них рассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению.


Глава III. Право Золотой Орды


Судебная система Золотой Орды до сих пор не стала объектом самостоятельного исследования ни историков-востоковедов, ни юристов - историков права. Вопрос об организации суда и процесса Золотой Орды лишь затрагивался в работах, посвященных истории этого государства, в частности в исследовании Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение, а также в сочинении Г.В. Вернадского «Монголы и Русь» Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь.

Американский исследователь Д. Островски в статье, посвященной сравнению золотоордынских и русских государственно-правовых институтов, ограничивается кратким упоминанием о верховном суде Золотой Орды Островски Д. Монгольские корни российских государственных учреждений Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология. Самара, 2001. С. 159..

Органами, осуществляющими правосудие в Монгольской империи являлись: суд великого хана, суд курултая - съезда представителей правящего рода и военачальников, суд специально назначенных лиц - судей-дзаргучи Скрынникова Т. Д. Судопроизводство в Монгольской империи Altaica VII - М., 2002. С. 163-174.. Все эти органы действовали и в Золотой Орде.

Как и в Монгольской империи, высшей судебной инстанцией являлись правители Золотой Орды, которые во второй половине XIII в. получили сначала фактическую, а затем и официальную независимость и приняли ханский титул. Правосудие в качестве одной из функций ханской власти было унаследовано монголами от древних тюрков: уже в Тюркском каганате в VI-IX вв. хаган - высшая судебная инстанция.

Центральное правительство в Монголии признало право фактического основателя Золотой Орды - Бату (Батый, правил в 1227-1256 гг.) на суд над подчиненными ему нойонами и чиновниками, - правда, с оговоркой, что «судьей Бату является каан».

Последующие ханы Золотой Орды тоже активно осуществляли судебные функции. Именно при Менгу-Тимуре, внуке Батыя, в 1269г. Золотая Орда официально стала самостоятельным государством, а ее правители - суверенными государями, одним из неотъемлемых признаков власти которых было осуществление функции верховного судьи.

На основании каких правовых норм ханы выносили судебные решения? Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана (в совокупности именовавшиеся Великой Ясой) и его преемников - великих ханов. Великая Яса основателя империи и ясы его преемников составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам.

Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки.

Другой важный источник - ярлыки самих ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя - хана и обладавший определенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью - тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица, и т.д.). Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Далеко не все ярлыки являлись источниками права, которыми руководствовались при осуществлении правосудия. Например, не могли служить источниками права для ханов (и нижестоящих улусных судей) ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для суда также ярлыки - жалованные и охранные грамоты, в большом количестве выдававшиеся дипломатам и частным лицам.

Однако существовали и другие ярлыки, которые можно считать источниками права, и которыми руководствовались ханы Золотой Орды и подчиненные им судьи - это упоминаемые в исторических хрониках и летописях указы правителей различных государств Чингизидов (например, приведенные Рашид ад-Дином «фирманы» персидского ильхана Газана «Об устранении мошенничества и неосновательных исков», «О пожаловании должности казия», «Об исках тридцатилетней давности»), дошедшие до нас в латинском и итальянском переводах ярлыки-договоры с Венецией. В сочинении Мухаммеда ибн-Хиндушаха Нахичевани (приближенного правителей Ирана Джелаиридов) «Дастур ал-Катиб» (XIV в.) приводятся ярлыки, в которых описываются порядок назначения «эмира яргу» (т. е. судьи) и его полномочия.

Логично предположить, что хан, являясь творцом права (он подтверждал или отменял постановления своих предшественников, издавал собственные ярлыки и иные нормативные и индивидуальные акты), не был связан какими-либо нормами. Ханы в принятии решений руководствовались не только своей волей, но и писаными документами - ясами и ярлыками Чингис-хана и его преемников.

Различие между этими источниками права заключалось в том, что ясы являлись постоянно действующими законами, изменять которые последующим правителям было запрещено, тогда как каждый ярлык действовал лишь в течение жизни (правления) издавшего его хана, а следующий хан уже мог по своему усмотрению либо подтвердить, либо отменить его действие.

Суд хана являлся лишь одной, хотя и высшей, судебной инстанцией. Помимо суда хана существовали и другие суды, которым по мере надобности он передавал судебные полномочия. Есть сведения о том, что курултаи осуществляли правосудие и в Золотой Орде, также как и в Монголии.

Упоминания о суде курултая в источниках встречаются довольно редко. Можно предположить, что его судебная функция была лишь данью древнемонгольской традиции и вскоре была сведена на нет, как, впрочем, и другие его функции. Это связано с тем, указанные функции перешли в начале XIV в. к карачибеям - родовым князьям, которые стали при хане Золотой Орды чем-то вроде «государственного совета».

Помимо князей, судебные функции выполняли также и даруги - наместники областей Золотой Орды.

Источниками права, на основании которых князья и даруги осуществляли правосудие, являлись ясы и ярлыки, которые были обязательны и для самого хана. Кроме того, князья в значительной степени могли руководствоваться и собственным усмотрением, которое соотносили с политической ситуацией и личной позицией хана.

Следующей судебной инстанцией был, также как и в Монгольской империи, собственно суд - «дзаргу» (или «яргу»). Правовой основой деятельности судов-дзаргу были в первую очередь ясы и ярлыки великих ханов и ханов Золотой Орды.

В ярлыках, назначающих на должность судей (дзаргучи), прямо предписывается выносить решения на основе Ясы. Решения полагалось записывать в особые грамоты «яргу-намэ» (это, в принципе, соответствует распоряжению Чингис-хана: «Пусть записывают в Синюю роспись Коко Дефтер-Бичик, связывая затем в книги... судебные решения», что осуществлял специальный штат писцов - «диван яргу». Исследователи не без основания полагают, что подобный порядок существовал и в Золотой Орде.

Таким образом, эти «Синие росписи» - еще один источник, которым руководствовались судьи Золотой Орды. Судьи-кади, появившиеся в Золотой Орде после того, как ислам стал официальной религией (в 1320-е гг.), опирались на традиционные для мусульман источники права - шариат и фикх (доктрину).

Наконец, следует рассмотреть еще один судебный институт, возникновение которого можно объяснить лишь международными связями Золотой Орды: совместный суд представителей власти Золотой Орды и других государств, который действовал в областях, где существовали оживленные отношения между купцами Золотой Орды и иных государств, дипломатами и пр.

В первую очередь это относится к Причерноморью, задолго до возникновения Золотой Орды ставшему центром международной торговли и дипломатии. Особый статус этого региона заключался в том, что его население проживало и вело дела, как правило, не только по законам того государства, которое считалось его сюзереном (каковым в XIII-XV вв. формально являлась Золотая Орда), но и в соответствии с исторически сложившимися нормами международного права, обычаями делового оборота, представлявшими собой некую смесь византийской, тюркской, персидской, арабской и других правовых систем, представители которых имели интересы в регионе. Соответственно, властям Золотой Орды приходилось учитывать эти реалии в своей законодательной и судебной практике.

Опираясь на общие принципы Великой Ясы, а также на конкретные ярлыки ханов, судьи «международных судов» в значительной степени руководствовались и собственным усмотрением, которое, подобно придворным князьям, соотносили с текущей политической ситуацией и личной позицией хана или своего непосредственного начальника - даруги, а представители итальянских республик, соответственно, - своего консула и правительства республик.

Собственное усмотрение судей отражало тенденцию, распространенную в ту эпоху в судопроизводстве итальянских торговых республик: судьи (официальные и третейские) выносили решения, соответствующие особенностям момента, отдавая предпочтение общественному мнению и сложившейся ситуации.

В большей степени оно отражало и принятый в мусульманском праве принцип иджтихада - свободного усмотрения судьи (впоследствии - ученого-правоведа) в случае молчания по данному вопросу общепризнанного источника права.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношение низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому общества находящемуся в самой начальной стадии феодализма.

Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатив выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми. В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника вoзлaгалcя на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.


Глава IV. Влияние Орды на Русское государство и право


Истоки феномена российской имперской государственности, наглядным олицетворением которой была Российская империя, имеют в своей основе симбиоз трех компонентов: древнерусской государственности Киевской Руси, импульсом в создании которой стал приход варягов или норманнов-выходцев из германских племен Скандинавии на Русь; идеологической и культурной традиции Византийской империи через посредство православного христианства, и имперского наследия Золотой Орды.

Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и установления ордынского владычества на историю России издавна принадлежит к числу дискуссионных. Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему в отечественной историографии.

Во-первых, это признание очень значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского (Российского) государства. Основоположником такой точки зрения был Н.М. Карамзин, а в 30-е годы прошлого века она была развита так называемыми евразийцами. В то же время они в отличие от Л.Н. Гумилева, Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и великая степь», нарисовавшего в своих исследованиях картину добрососедских и союзнических отношений Руси и Орды, не отрицали таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжелой дани и т.д.

Другие историки (среди них С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов) оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие во второй половине XIII - XV в., либо органически вытекали из тенденции предшествующего периода, либо возникали независимо от Орды.

Наконец, для многих историков характерна как бы промежуточная позиция. Влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее развитие Руси (при этом однозначно негативное). Создание единого государства, как считают Б.Д. Греков, А.Н. Насонов, В.А. Кучкин и другие, произошло не благодаря, а вопреки Орде.

В отношении Руси завоеватели довольствовались ее полным подчинением, учредив на древнерусских землях институт баскаков-сборщиков налогов, но не меняя общественное устройство. Впоследствии сбор налогов перешел в ведение местных русских князей, признающих власть Золотой Орды.

Орда стремилась активно воздействовать на политическую жизнь Руси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы воспрепятствовать консолидации русских земель путем противопоставления одних княжеств другим и их взаимного ослабления. Иногда ханы шли в этих целях на изменение территориально-политической структуры Руси: по инициативе Орды формировались новые княжества (Нижегородское) или делились территории старых (Владимирское).

Именно золотоордынская государственная система сделалась прообразом российской имперской государственности. Это проявилось в установлении авторитарной традиции правления, в жестко централизованной общественной системе, дисциплины в военном деле и веротерпимости. Хотя, конечно, были и отклонения от этих принципов в определенные периоды российской истории.

Помимо этого, средневековой Казахстан, Русь, Крым, Кавказ, Западная Сибирь, Хорезм и другие подвластные ордынцам земли, были вовлечены в находящуюся на более высоком уровне финансовую систему золотоордынской империи. Завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путей сообщения и сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в том числе на территории Казахстана и России.

Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных -наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана, а князья - наместники хана были только владельцами земли и податных людей в пределах воли хана. Так смотрели монголы и на русские земли, подлежащие свободному распоряжению завоевателя.

Лишив удельные русские государства политической самостоятельности и господствуя над ними издали, завоеватель оставил нетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, а в числе других правовых институтов- и родовой порядок преемства княжеской власти. Но в эпоху монгольского владычества русский князь, побежденный в борьбе за спорный родовой удел, имел возможность позвать своего соперника на суд хана и привести против него татарское войско, если ему удавалось расположить Орду в свою пользу. Так, Александр Невский, отстаивая свое право на Владимирский стол, отправился в Орду и упросил хана дать ему старшинство над всеми своими братьями на Суздальской земле.

Ханы Золотой Орды нередко выступали в качестве международных арбитров, разрешая споры вассальных им правителей Кавказа, Ближнего Востока, Руси. Один из известных примеров - вынесение на рассмотрение хана Улуг-Мухаммеда спора о московском великом столе в 1432 г.: несмотря на принятое московским княжеским домом решение не вовлекать Джучидов во внутренние противоречия, боярин великого князя Василия II Иван Всеволожский - фактический правитель Московского великого княжества прибег к суду хана и сумел добиться решения в пользу своего патрона, апеллируя не к «мертвой грамоте отца своего» (в отличие от Юрия Звенигородского - дяди и противника Василия II), а к «жалованию, девтерем и ярлыком» самого хана.

Великое московское княжество делилось на уезды, состоявшие под властью князей. Уезды подразделялись на станы или черные волости, где правили княжеские становщики или волостели. Станы подразделялись на вари, которые управлялись выборными старостами или сотниками.

В XVI в. хотя и происходило неуклонное наращивание мощи московских государей, силой оружия поглотивших такие осколки Золотой Орды, как Казанское, Астраханское, Сибирское (на Тоболе) ханства, Московское государство испытало сильнейший натиск со стороны Крымского ханства, да которым стояла могущественная тогда Османская империя. Крымско-татарские орды доходили до предместий Москвы и даже захватывали Александровскую слободу - резиденцию победителя Казани, Астрахани и Сибирского ханства на Тоболе - первого русского царя Ивана IV Грозного. Эта борьба за гегемонию в евразийском наследии Золотой Орды затянулась до конца XVII столетия, когда Московское государство прекратило выплату дани, правда нерегулярную, так называемых «поминок», Крымскому ханству. И произошло это в правление царя Петра I, преобразовавшего Московское государство в Российскую империю.

Политика Российской империи в отношении кочевых народов и государств-наследников Золотой Орды, до тех пор, пока они еще не стали поданными российской короны, в частности башкир, ногайцев, казахов, крымских татар, во многом несла на себе печать страха, во всяком случае, до начала XIX века, еще со времен золотоордынского владычества перед возможным объединением этих народов.

Окончательная точка в этом многовековом состязании в пользу Российского государства была поставлена в конце XVIII века, когда последние тюркские государства - наследники Золотой Орды - Ногайская Орда, Казахское и Крымское ханства стали частью Российской империи. За пределами российского управления оставалось лишь Хивинское ханство на территории Хорезмского оазиса. Но во второй половине XIX века Хива была завоевана русскими войсками и Хивинское ханство стало вассальным княжеством в составе России. История совершила очередной виток по спирали - все вернулось на круги своя. Евразийская держава возродилась, хотя и в ином обличье.

золотой орда право государство


Заключение


Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме " Государственное устройство и правовая система Золотой Орды (XIII-XV вв.)" можно сделать ряд выводов:

Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век в Великий Монгольский улус, созданный Чингисханом и повторивший ситуацию рождения новой властной элиты своего предшественника - Тюркского Каганата VI века, когда появилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем. Чингизиды представляли собой надплеменную группировку высшей аристократии, регулировавшую систему властных отношений внутри государств - наследников Монгольской империи. Монгольская империя представляла собой высокоорганизованное государство, где существовал единый и прочный порядок на огромной территории.

Золотая Орда была создана потомками Чингисхана в первой половине XIII в. Ее территория простиралась от берегов Днестра на Западе до Западной Сибири и Северного Казахстана на Востоке, включая также на некоторых этапах своей истории ряд ближневосточных, кавказских и среднеазиатских регионов. В начале XVI в. Золотая Орда распалась на ряд государств - Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Ногайскую Орду и др., которые явились наследниками политической, государственной и правовой традиций Золотой Орды. Некоторые из этих государств просуществовали довольно долго: казахские ханства - до середины XIX, а Бухарский эмират и Хивинское ханство - до начала ХХ в.

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.

Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое боеспособное войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов, все это создавало мощь ордынской империи. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережила пик своего могущества.

Правосудие в Золотой Орде в целом соответствовало уровню развития суда в различных странах мира - как европейских, так и азиатских. Особенности же суда Золотой Орды объясняются как своеобразием правосознания его общества, так и совокупностью ряда других факторов - влиянием традиций регионов, на которые распространялась власть Джучидов, принятием ислама, кочевыми традициями и пр.

Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа.

Монголо-татарские завоевания привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры.

В то время как западноевропейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь, растерзанная завоевателями сохранила феодальное хозяйство.

Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси. Подлинное начало величия России, как великого государства, при всем значении Киевской Руси, было положено не на Днепре, не славянами и варягами, и даже не византийцами, а ордынцами.

В силу исторических обстоятельств древнерусская государственность не развилась до имперского уровня, а пошла по пути дробления и пала под натиском тюрко-монгольских кочевников Великой Степи, создавших мировую евразийскую державу - Золотую Орду, ставшую предтечей Российской империи.


Список использованной литературы


1. Барабанов О. Н. Третейский суд в генуэзском сообществе XV в.: Судебная практика Бартоломео Боско // Причерноморье в Средние века. Вып. 4. СПб., 2000.

Вернадский Г. В. Что дали России монголы//Родина.-1997.- № 3-4.

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. - М., 1998. Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь. - М., 2000.

Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. - СПб., 2002.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- М., 1992.

Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. - М.: Издательство «Знание»,1990.

Островский Д. Монгольские корни российских государственных учреждений // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология. - Самара, 2001.

Скрынникова Т. Д. Судопроизводство в Монгольской империи // Altaica VII. - М., 2002.

Соловьев К. А. Эволюция форм легитимности государственной власти в древней и средневековой Руси.// Международный исторический журнал. - 1999. -№ 2.

Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. - Казань: Магариф, 2000.

Федоров-Давыдов Г.Ф. Общественный строй Золотой Орды.- М., 1993


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

История Золотой Орды.

Образование Золотой Орды.

Золотая Орда получила свое начало, как отдельное государство, в 1224 году, когда хан Батый пришел к власти, а в 1266 году окончательно вышла из состава Империи монголов.

Стоит отметить, что термин «Золотая Орда» был придуман русскими, причем спустя многие годы после того, как ханство распалось - в середине XVI века. Тремя же столетиями раньше эти территории назывались по-другому, и единого названия для них не существовало.

Земли Золотой Орды.

Чингисхан , дед Батыя, поделил свою империю поровну между сыновьями - а в целом ее земли занимали практически целый континент. Достаточно сказать, что в 1279 году Монгольская империя тянулась от Дуная до побережья Японского моря, от Балтики до границ нынешней Индии. И ушло на эти завоевания всего около 50 лет - причем немалая их часть принадлежала именно Батыю.

Зависимость Руси от Золотой Орды.

В XIII веке под натиском Золотой Орды сдалась Русь . Правда, справляться с завоеванной страной было нелегко, князья стремились к независимости, поэтому время от времени ханы совершали новые походы, разоряя города и карая непокорных. Так продолжалось почти 300 лет - пока в 1480 году татаро-монгольское иго не было сброшено окончательно.

Столица Золотой Орды.

Внутреннее устройство Орды не сильно отличалось от феодальной системы других стран. Империя была разделена на множество княжеств, или улусов, управляемых мелкими ханами, которые подчинялись одному великому хану.

Столица Золотой Орды во времена Батыя находилась в городе Сарай-Бату , а в XIV веке была перенесена в Сарай-Берке .

Ханы Золотой Орды.


Наиболее известные ханы Золотой Орды - это те, от которых Русь понесла больше всего ущерба и разорения, среди них:

  • Батый , с которого началось татаро-монгольское имя
  • Мамай , потерпевший поражение на Куликовом поле
  • Тохтамыш , отправившийся с походом на Русь после Мамая, чтобы покарать мятежников.
  • Едигей , совершивший разорительный набег в 1408, незадолго до того, как иго было окончательно сброшено.

Золотая Орда и Русь: падение Золотой Орды.

Как и многие феодальные государства, в конце концов, Золотая Орда развалилась и прекратила существование из-за внутренних смут.

Процесс начался еще в середине XIV века, когда от Орды отделились Астрахань и Хорезм. В 1380 году начала поднимать голову Русь, разгромившая Мамая на Куликовом поле. Но самой большой ошибкой Орды стал поход на империю Тамерлана, нанесшего монголам смертельный удар.

В XV веке Золотая Орда, некогда сильная, раскололась на Сибирское, Крымское и Казанское ханства. Со временем эти территории подчинялись Орде все меньше, в 1480 году окончательно вышла из-под гнета Русь .

Таким образом, годы существования Золотой Орды : 1224-1481. В 1481 году был убит хан Ахмат. Этот год принято считать концом существования Золотой Орды. Однако полностью распалась она при правлении его детей, в начале XVI века.

В 1483 году произошло падение Золотой Орды - крупнейшего государства Евразии, в течение двух с половиной веков наводившего ужас на все сопредельные ему народы и сковавшего Русь цепями татаро-монгольского ига. Это событие, повлиявшее на всю дальнейшую судьбу нашей Родины, имело столь большое значение, что на этом следует остановиться подробнее.

Улус Джучи

Данному вопросу посвящены труды многих российских историков, среди которых большим успехом у читателей пользуется монография Грекова и Якубовского «Золотая Орда и ее падение». Для того чтобы более полно и объективно осветить интересующую нас тему, будем, кроме работ других авторов, использовать и эту весьма интересную и познавательную книгу.

Из дошедших до нас исторических документов известно, что термин «Золотая Орда» вошел в употребление не ранее 1566 года, то есть спустя более ста лет после гибели самого этого государства, имевшего название Улус Джучи. Первая его часть переводится как «народ» или «государство», вторая же является именем старшего и вот почему.

Сын завоевателя

Дело в том, что когда-то территория Золотой Орды входила в состав единой Монгольской империи со столицей Каракорум. Ее создателем и правителем был знаменитый Чингисхан, объединивший под своим владычеством различные тюркские племена и ужаснувший мир бесчисленными завоеваниями. Однако в 1224 году, чувствуя наступление старости, он разделил свое государство между сыновьями, обеспечив каждого властью и богатством.

Большую часть территории он передал старшему сыну, которого звали Джучи Бату, и его имя и вошло в название вновь созданного ханства, впоследствии значительно расширенного и вошедшего в историю как Золотая Орда. Падению этого государства предшествовали два с половиной века процветания, основанного на крови и страданиях порабощенных народов.

Став основателем и первым правителем Золотой Орды, Джучи Бату вошел в нашу историю под несколько измененным именем хана Батыя, бросившего в 1237 году свою конницу на завоевание бескрайних просторов Руси. Но прежде чем отважиться на это весьма рискованное предприятие, ему требовалась полная свобода от опеки своего грозного родителя.

Продолжатель дела отца

После смерти Чингисхана, последовавшей в 1227 году, Джучи получил самостоятельность и несколькими победоносными, но весьма изнурительными походами преумножил богатство, а также расширил полученные в наследство территории. Только после этого хан Батый, почувствовав себя готовым к новым завоеваниям, обрушил удар на Волжскую Булгарию, а затем покорил племена половцев и аланов. Следующей на очереди была Русь.

В своей монографии «Золотая Орда и ее падение» Якубовский и Греков указывают на то, что именно в сражениях с русскими князьями татаро-монголы до такой степени истощили свои силы, что были вынуждены отказаться от намеченного ранее похода против герцога австрийского и короля чешского. Таким образом, Русь невольно стала спасительницей Западной Европы от нашествия полчищ хана Батыя.

За время своего правления, продлившегося до 1256 года, основатель Золотой Орды совершил беспрецедентные по своим масштабам завоевания, покорив значительную часть территории современной России. Исключение составили только Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера. Кроме того, под его властью оказалась сдавшаяся без боя Украина, а также Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Едва ли в ту эпоху кто-либо мог допустить возможность будущего падения Золотой Орды, настолько империя, созданная сыном Чингисхана, должна была казаться незыблемой и вечной. Впрочем, в истории это не единичный пример.

Величие, канувшее в века

Под стать государству была и его столица, называвшаяся Сарай-Бату. Располагавшаяся примерно в десяти километрах к северу от современной Астрахани, она поражала вступавших в нее иноземцев роскошью дворцов и многоголосием восточных базаров. Пришлые же люди, особенно россияне, в ней появлялись часто, но не по своему желанию. Вплоть до падения Золотой Орды на Руси этот город являлся символом рабства. Сюда на невольничьи рынки приводили после очередных набегов толпы пленников, и сюда же приезжали русские князья для получения ханских ярлыков, без которых их власть считалась недействительной.

Как же случилось, что покорившее полмира ханство вдруг прекратило свое существование и кануло в Лету, не оставив следов своего былого величия? Дату падение Золотой Орды едва ли можно назвать без известной доли условности. Принято считать, что это произошло вскоре после смерти ее последнего хана Ахмата, предпринявшего в 1480 году неудачный поход на Москву. Его длительное и бесславное стояние на реке Угре явилось концом татаро-монгольского ига. В следующем году он был убит, а наследники не смогли удержать в целости доставшиеся им владения. Однако расскажем обо всем по порядку.

Начало великой смуты

Принято считать, что история падения Золотой Орды берет начало в 1357 году, когда скончался ее правитель из рода Чингизидов (прямых потомков Джанибек. После него государство погрузилось в пучину хаоса, вызванного кровавой борьбой за власть между десятками претендентов. Достаточно сказать, что только за последующий четырехлетний период сменилось 25 верховных правителей.

В довершение бед приняли весьма опасный характер сепаратистские настроения, бытовавшие среди местных ханов, мечтавших о полной самостоятельности на своих землях. Первым от Золотой Орды отделился Хорезм, а вскоре его примеру последовала Астрахань. Усугубили обстановку литовцы, вторгшиеся с запада и захватившие значительные территории, прилегающие к берегам Днепра. Это был сокрушительный и, что важно, не последний удар, полученный прежде единым и могучим ханством. Вслед за ними последовали и другие несчастья, оправиться после которых уже не хватило сил.

Противоборство Мамая и Тохтамыша

Относительная стабильность в государстве установилась лишь в 1361 году, когда в результате длительной борьбы и разного рода интриг власть в нем захватил крупный ордынский военачальник (темник) Мамай. Ему удалось на время положить конец распрям, упорядочить поступление дани с покоренных ранее территорий и поднять пошатнувшийся военный потенциал.

Однако и ему приходилось вести непрестанную борьбу с внутренними врагами, наиболее опасным среди которых был хан Тохтамыш, пытавшийся утвердить свою власть в Золотой Орде. В 1377 году при поддержке среднеазиатского правителя Тамерлана, он начал военный поход против войск Мамая и добился значительного успеха, захватив почти всю территорию государства вплоть до Северного Приазовья, оставив своему противнику лишь Крым и половецкие степи.

Несмотря на то что в 1380 году Мамай уже являлся, по сути, «политическим трупом», поражение его войск в Куликовском сражении нанесло сильный удар по Золотой Орде. Не смог исправить положения и успешный в военном отношении поход самого хана Тохтамыша на Москву, предпринятый через два года. Падение Золотой Орды, ускоренное прежде отделением многих отдаленных ее территорий, и в частности Улусом Орда-Джанином, занимавшим почти всю территорию ее восточного крыла, становилось неизбежным и являлось лишь вопросом времени. Но в тот период она все еще представляла собой единое и жизнеспособное государство.

Большая Орда

Эта картина коренным образом изменилась в первой половине следующего столетия, когда в результате усиления сепаратистских тенденций на ее территории возникли самостоятельные государства: Сибирское, Казанское, Узбекское, Крымское, Ногайское, а чуть позже и Казахское ханства.

Их формальным центром являлся последний островок бескрайнего прежде государства, именовавшегося Золотой Ордой. Теперь, когда его прежнее величие безвозвратно ушло, он стал местом пребывания хана, лишь условно наделенного верховной властью. Ушло в прошлое и его грозное название, уступив место довольно расплывчатому словосочетанию - Большая Орда.

Окончательное падение Золотой Орды, ход событий

В традиционной российской историографии заключительный этап существования этого, когда-то крупнейшего евразийского государства относят ко второй половине XV - началу XVI века. Как видно из приведенного выше рассказа, он явился результатом длительного процесса, начало которому было положено яростной борьбой за власть между наиболее сильными и влиятельными ханами, управлявшими отдельными районами государства. Сыграли немаловажную роль и сепаратистские настроения, укреплявшиеся год от года в кругах правящей элиты. Все это в итоге и привело к падению Золотой Орды. Кратко же описать его «предсмертную агонию» можно следующим образом.

В июле 1472 года правитель Большой (прежде Золотой) Орды хан Ахмат потерпел жестокое поражение от Великого князя Московского Ивана III. Случилось это в сражении на берегу Оки, после того как татары разграбили и сожгли близлежащий город Алексин. Ободренные победой, россияне прекратили выплату дани.

Поход хана Ахмата на Москву

Получив столь ощутимый удар по своему престижу и к тому же лишившись большей части доходов, хан возмечтал о реванше и в 1480 году, собрав многочисленное войско и заключив предварительно союзный договор с Великим князем Литовским Казимиром IV, выступил походом на Москву. Целью Ахмата было приведение россиян в прежнее повиновение и возобновление ими выплаты дани. Не исключено, что если бы ему удалось осуществить свои намерения, то год падения Золотой Орды мог отодвинуться на несколько десятилетий, но судьбе было угодно распорядиться иначе.

Пройдя территорию Великого княжества Литовского с помощью местных проводников и достигнув реки Угры - левого притока Оки, протекающего по территориям Смоленской и Калужской области - хан, к своему огорчению, обнаружил, что обманут союзниками. Казимир IV, вопреки взятому на себя обязательству, не прислал татарам военную подмогу, а все имевшиеся в его распоряжении силы использовал для решения собственных проблем.

Бесславная ретирада и смерть хана

Оставшись в одиночестве, хан Ахмат 8 октября предпринял попытку самостоятельно форсировать реку и продолжить наступление на Москву, но был остановлен расположившимися на противоположном берегу русскими войсками. Не увенчались успехом и последующие вылазки его воинов. Между тем срочно требовалось найти выход из создавшейся ситуации, поскольку приближалась зима, а вместе с ней и неизбежная в таких случаях бескормица, крайне гибельная для лошадей. Кроме того, заканчивались и запасы продовольствия для людей, а пополнить их было негде, поскольку все вокруг было давно разграблено и уничтожено.

В результате ордынцы были вынуждены отказаться от своих планов и постыдно ретироваться. На обратном пути они сожгли несколько литовских городов, но это была всего лишь месть обманувшему их князю Казимиру. Отныне россияне вышли из их повиновения, и потеря такого количества данников ускорила и без того неизбежное падение Золотой Орды. В историю дата 11 ноября 1480 года - день, когда хан Ахмат принял решение отступить с берегов Угры - вошла как окончание татаро-монгольского ига, продолжавшегося почти два с половиной века.

Что же касается самого ставшего волею судеб последним правителем Золотой (на тот момент всего лишь Большой) Орды, то и ему вскоре предстояло покинуть этот бренный мир. В начале следующего года он был убит во время налета на его ставку отряда ногайской конницы. Как и у большинства восточных правителей, у хана Ахмата было много жен и, соответственно, большое количество сыновей, но ни один из них не смог воспрепятствовать гибели ханства, случившейся, как это принято считать, в начале следующего - XV века.

Последствия падения Золотой Орды

Два важнейших события конца XV и начала XVI вв. - полный распад Золотой Орды и окончание периода татаро-монгольского ига - находятся в столь тесной связи, что в итоге привели к общим последствиям для всех покоренных ранее народов, в том числе, разумеется, и земли Русской. Прежде всего ушли в прошлое причины, вызвавшие их отставание во всех областях развития от стран Западной Европы, не подвергшихся татаро-монгольскому нашествию.

С падением Золотой Орды появились предпосылки для развития экономики, подорванной ввиду исчезновения большинства ремесел. Многие искусные мастера были убиты или угнаны в рабство, никому не передав своих навыков. Из-за этого прервалось строительство городов, а также производство разного рода орудий труда и предметов обихода. Пришло в упадок и земледелие, поскольку хлебопашцы покидали свои края и в поисках спасения отправлялись в отдаленные районы Севера и Сибири. Падение ненавистной Орды дало им возможность возвратиться на прежние места.

Крайне важным стало и возрождение национальной культуры, которая в период татаро-монгольского ига находилась в процессе деградации, о чем красноречиво свидетельствуют сохранившиеся с той поры культурно-исторические памятники. И наконец, выйдя из-под власти ордынских ханов, Русь и прочие получившие свободу народы обрели возможность возобновить прерванные на долгий период международные связи.