Конспект темы. В мировом хозяйстве к настоящему времени сложилась устойчивая отраслевая структура

Первая научная система мира начала формироваться в тру-дах Аристотеля, Гиппарха и других учёных Древней Греции . Своё завершение она получила в работах выдающегося древ-негреческого астронома Птолемея (II в. н. э.). Эта система на-зывается геоцентрической системой Птолемея (рис. 4) или пто-лемеевой системой мира .

Согласно этой системе в центре мира расположена Земля (от греч. — Гея, откуда и название «геоцентрическая»). Все-ленная ограничена хрустальной сферой, на которой располо-жены звезды (сфера неподвижных звёзд). Между Землёй и сферой движутся планеты . Движения планет, Солнца и Луны описывались сложной системой круговых движений, которые в сумме давали наблюдаемые перемещения.

На протяжении многих столетий средневековые астрономы вели тщательные наблюдения за движением планет, непрерыв-но совершенствуя и уточняя систему Птолемея. По необходи-мости вводились новые круги, смещались центры планетных орбит. Система мира все более и более усложнялась. Стано-вилось ясным, что она ложна в своей основе. Материал с сайта

Научная картина мира

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.

Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах.

В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (А. П. Лиферов).

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах. Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».

Значение европейских интеграционных процессов не исчерпывается территорией одной Западной Европы. Опыт и импульсы интернационализации позитивно сказываются на ходе взаимодействия национальных образовательных систем в других частях мира.

К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации.

В мире формируется новый, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) -генератор интеграционных процессов.

В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.

В основе «азиатского экономического чуда» стран АТР лежит ряд факторов. Один из решающих факторов заключается в финансовом приоритете образования.

В большинстве стран АТР сформировалась развитая система высшего образования. Например, в Корейской Республике около 1/3 всех выпускников средней школы поступают в университеты. Свыше 30 % тайваньских школьников также идут учиться в университеты (для сравнения: в Германии -- 18%, Италии - 26%, Великобритании--7%). Ныне каждый третий иностранный студент в мире -- выходец из стран АТР. К завершению XX века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира -- 68 %, для сравнения -- 25 % в США. Республика Корея занимает первое место в мире в расчете на душу населения по числу лиц, получивших степени доктора наук.

Государственные расходы на образование в развитых странах составляют около 950 млрд долларов США в год, а на образование одного учащегося всех ступеней в среднем--1620 долларов.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки. Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Западной Европы. Географически это воплотилось в участии этого региона в интеграционных процессах Западного полушария на общеамериканском, региональном и суперрегиональном уровнях и включении стран Латинской Америки в реализацию ряда международных проектов со странами Европы. Страны Латинской Америки рассматривают связи с Европой как средство ослабления экономической и политической зависимости от США, а также как возможность оградить от тотального североамериканского воздействия развивающийся процесс культурообразования, главными элементами которого остаются европейские культурные традиции и остаточные элементы автохтонных индейских культур. По сравнению с другими развивающимися странами, для данного региона характерен более высокий уровень элементов инфраструктуры образования. Например, выпуск книг в расчете на 1 млн жителей в 2-4 раза выше среднего показателя для развивающихся стран. Число преподавателей всех ступеней образования в 1,5 раза выше среднемирового уровня и практически равняется показателю для группы развитых стран. Наблюдается постепенное сокращение неграмотности, распространение начального образования, развитие системы высшего образования. Однако развитие образования имеет, по преимуществу, экстенсивный, своего рода «массификационный» характер.

Латинская Америка реализует программу под названием «Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинской Америки и Карибского бассейна». В ее рамках к 2000 году, предполагается полностью ликвидировать неграмотность, всем детям школьного возраста дать восьми- или десятилетнее образование, стать конкурентоспособными на мировом рынке. На субрегиональном уровне интеграционные процессы охватывают группы стран, для которых в известной мере характерны территориальная, историческая и культурная общность: «Андская группа», «группа Контадора», «группа Рио», «группа трех» -- Мексика, Колумбия, Венесуэла. Процессы данного уровня содержательно направлены на координацию усилий в разработке общих стандартов школьного и вузовского образования, качество подготовки специалистов, предотвращение «утечки умов». Проект «Общего рынка знаний» латиноамериканских государств реализуется на региональном уровне. Для его координации создан соответствующий орган -- Совещание министров образования, заседания которого проходят в разных странах.

Общеамериканский уровень развития интеграции образования находится в процессе зарождения и во многом будет определяться задачами формирующегося экономического пространства Западного полушария и преодолением политико-культурной экспансии со стороны США. Все современные модели латиноамериканского образования представляют собой прототипы американских или их модификации. Среди латиноамериканских стран Бразилия и Аргентина уже давно ориентируются на американскую модель образования. Мексика и Коста-Рика ищут другие пути развития образовательной системы, опираясь на тесный контакт с Европой. Развивающаяся сеть «открытых» университетов также способствует уменьшению влияния США. Такие университеты действуют при университете г. Бразилиа, Национальном автономном университете Мексики, при университетах Коста-Рики и Колумбии. Латиноамериканские государства (особенно Мексика и Чили) в вопросах образования и культуры развивают сотрудничество с Японией и странами Азиатско-тихоокеанского региона.

Государственные расходы на образование в странах Латинской Америки и государств Карибского бассейна в среднем составляют около 50 млрд. долларов в год, а расходы на образование одного ученика соответственно составляют около 500 долларов.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов.

В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального - 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. По данным ЮНЕСКО, в начальных школах таких стран, как Нигерия или Гвинея, учебники есть только у 30% детей. Материальная база образования чрезвычайно низка. Соотношение «учащийся--учитель» (среднее число учащихся на 1 учителя) в странах этого региона является одним из самых высоких в мире.

В данных регионах нет предпосылок для формирования жизнеспособных национальных систем высшего образования. Реальную возможность поддержки связей стран данного региона с мировым научным и образовательным сообществом видят в направлении студентов на учебу за границу. В таких странах, как Буркина-Фасо, Мозамбик, Руанда, число студентов в расчете на 100 000 жителей колеблется от 16 до 60 человек. Для сравнения: в Республике Корея -- около 4000, Ливане -- более 3000, Аргентине -- 3300, Венесуэле -- около 3000, США -- около 6000. Между югом и севером Африки наблюдается гигантский разрыв в качественном уровне образования. В странах Африки (к югу от Сахары) государственные расходы на образование в среднем составляют около 9 млрд долларов США в год; а на образование одного учащегося -- около 70 долларов.

К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

В арабских странах наблюдается стремление к выделению четырех субрегионов, которые тяготеют к внутренней интеграции, включая и сферу образования. Это регионы Магриба (включая Ливию), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания), Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн), страны побережья Красного моря и Мавритания. В этих странах наблюдается крайняя неравномерность в процессе развития средней и высшей ступени образования. В Египте, Судане, Мавритании, Алжире сосредоточено 2/3 неграмотного населения арабского мира. В арабских странах государственные расходы на образование составляют примерно 25 млрд долларов в год (по данным начала 1990-х годов), а на образование одного учащегося -- около 300 долларов.

Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалистов. Системы образования стран Восточной Европы и России осуществили «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.

Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточной Европы и России сохраняют общие элементы инфраструктуры образования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уровня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими соседями. Усиливаются международные контакты с образовательными системами США и других развитых государств как стремление войти в мировое образовательное пространство.

В процессе международной оценки уровня развития системы высшего образования были выделены группы стран по следующим показателям: ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения страны и численность студентов в расчете на 100000 жителей. На основании полученных данных можно сделать вывод, что в практически неограниченный доступ к высшему образованию населения характерен для стран I группы: США, Канады, ФРГ, Японии и Финляндии.

Численность учащихся во всем мире составляет более 1060 млн. человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет -- лишь 75 %. К началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу. Формированию современного мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения. В России за последнее десятилетие произошел скачек систем дистанционного обучения, основанный на использовании компьютерной сети и спутниковой связи. Это позволило решать образовательные задачи России в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов. В США в программе дистанционного обучения участвуют более 1 млн студентов. В мире функционируют глобальные системы дистанционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет», обеспечивая обмен информацией в оперативном режиме. Именно в связи с развитием методов дистанционого обучения мировое образование получило один из мощных инструментов формирования своего единого пространства. Теперь оно способно вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере образования и подготовки специалистов выравнивать качественное состояние составляющих мирового образовательного пространства.

В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. Она насчитывает свыше 1000 вузов всех форм собственности (федеральные, региональные и частные). Профессорско-преподавательский состав российской высшей школы составляет 240 тыс. человек, из которых около 20 тыс. докторов и около 120 тыс. кандидатов наук. Число российских преподавателей составляет 25 % от численности преподавателей вузов всего мира. Студенческий контингент российских вузов сохраняется в течение последних лет неизменным (2,7 млн. человек). По своему объему это сопоставимо с численностью студентов вузов Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Швеции и Польши вместе взятых. По числу студентов в расчете на 10 тыс. населения Россия стоит в одном ряду с Францией, Японией, Германией, Италией. Однако она почти втрое отстает от США и вчетверо от Канады. При этом только Европейская часть России концентрирует 1/4 часть общего числа вузов России и такую же долю студенческого контингента.

Наряду с вышеозначенными моментами в мировом образовании набирает силу «рыночный» и сугубо «деловой» подход.

ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:

* создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

* обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

* вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

* исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;

* сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год. Отчеты ЮНЕСКО публикуются как специальные издания. Международные правовые акты ЮНЕСКО глобализируют современное образование, выводя на уровень первостепенных задач: воспитание людей в духе мира, демократии и гуманизма, уважения прав человека, культурных ценностей и традиций других народов, сохранения окружающей среды.

Пространственная структура мирового образования воплощает территориальные и статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между системами образования отдельных стран и регионов.

Образовательные модели мира

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели.

Американская модель: младшая средняя школа -- средняя школа -- старшая средняя школа -- колледж двухгодичный -- колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый коллеж -- технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей -- университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа -- реальное училище, гимназия и основная школа -- институт и университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа -- грамматическая и современная школа-колледж -- университет, магистратура, аспирантура.

Российская модель: общеобразовательная школа -- полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж -- институт, университет и академия -- аспирантура -- докторантура.

Контрольная работа

Пространственно временная структура мира



1. Общее понятие пространства и времени


Любое движение предполагает так или иначе понимаемое изменение положения в пространстве, осуществляющееся в так или иначе понимаемом времени. Несмотря на кажущуюся очевидность понятий пространства и времени, они принадлежат к числу не только фундаментальных, но и одних из самых сложных характеристик материи. Наука ХХв. наполнила данные понятия столь неоднозначным содержанием, что они нередко становились предметом самых ожесточенных философских дискуссий. В чем же причины и смысл такого пристального внимания к этим категориям?

Самое общее понимание пространства и времени опирается на наш непосредственный эмпирический опыт. Понятие пространства возникает как из характеристики отдельно взятого тела, всегда имеющего протяженность, так и из факта внеположности множества существующих объектов, имеющих разное пространственное положение.

Существующее определение пространства таково: оно есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как протяженность, структурность, существование и взаимодействие. Понятие времени также возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте. Время, таким образом, тоже есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных внеположных друг другу объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени отражается координация сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства.

В чем же состояло существо споров вокруг этих понятий?

Исторически сложилось два подхода в толковании пространства и времени субстанциональный и реляционный. Первый из них связан с пониманием пространства и времени как самостоятельных сущностей наряду с материей. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время – к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое пространство, вакуум, которое непрерывно по своей природе. Именно благодаря пустоте в пространстве может осуществляться движение дискретных материальных тел. Пространство и время составляют абсолютную систему отсчета, в которой определенным образом распределены тела (инертные материальные образования), движение которых может осуществляться благодаря внешнему, привнесенному действию. Субстанциональная концепция пространства и времени, сформулированная Ньютоном как физическая модель мира, приобрела в науке и философии ХVII – ХVIII вв. доминирующее значение. Идея абсолютного пространства и времени хорошо вписывалась в обыденное понимание вещей и событий: наличие механического движения казалось неопровержимым доказательством существования неподвижного абсолютного пространства.

Реляционный подход, который наметился еще у Аристотеля, развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Толанд. Главное в этой концепции то, что пространство и время рассматриваются в ней не как особые субстанции, а как формы существования вещей. Лейбниц, например, подчеркивая относительный характер пространства и времени, называет пространство «порядком существований», а время – «порядком последовательностей».

Субстанциональная и реляционная концепция не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в контексте реляционного подхода.

Следует различать реальное, перцептуальное и концептуальное пространство; реальное, перцептуальное и концептуальное время. Реальное пространство и время – объективные формы бытия движущейся материи, всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей в физическом мире. Перцептуальное пространство и время связаны с сосуществованием и последовательной сменой наших ощущений, т.е. предстают как отражение реальных пространства и времени человеком.

При рассмотрении психических объектов все кажется необычным, бесплотным, вне времени и пространства. Психические образы не представляют исключения. И все-таки можно говорить о протяженности зрительного представления. Она зависит от поля зрения, перспективы и умственной установки. Если большой предмет (например здание) находится недалеко от глаз, то в голове наблюдателя возникает не целостный образ предмета, а лишь его фрагмент, отражающий часть объекта. Отдельные части нам кажутся гораздо меньшими, чем такие же расположенные вблизи. Зрительный образ, подобно фотографии, может представлять один и тот же предмет в крупном и уменьшенном плане. Пространственное соотношение психических образов зависит от объективных пространственных отношений самих предметов, обусловливается ими. Если бы это было иначе, то человек не смог бы правильно ориентироваться в мире. Тоже можно сказать и о перцептуальном времени. Оно является отражением реального времени, смены состояний реальных процессов, но вместе с тем зависит от состояний нашей нервной системы, нашего организма в целом. Когда мы с нетерпением ожидаем долгожданное или, наоборот, нежелаемое событие, то время зачастую как бы растягивается, замедляется. Иногда же нам, напротив, кажется, что время ускоряет свой бег, спрессовывается. В мыслях в течение мгновений мы можем “пролистать” события многих лет жизни. Но тем не менее перцептуальное время соответствует реальному, порядок смены ощущений определяется порядком реальных событий.

Концептуальное время и пространство – это способ описания реальных пространства и времени, их различные теоретические модели. Примерами концептуальных пространств являются трехмерное евклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, математические пространства и др.

Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Первые выражают пространственную и временную протяженность, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, кривизна; времени – однородность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядоченность, качественный аспект пространства и времени. Топологическими свойствами пространства являются трехмерность, непрерывность; времени – одномерность.


2. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира


Общие свойства пространственно-временных отношений, сформулированные на основе изучения макропроцессов, не исключают, а, напротив, предполагают специфику их на различных уровнях организации материи. В неживой природе качественные особенности микро-, макро-, мегамира во многом объясняются своеобразием их пространственно-временных связей. Так, в мегамире существенную роль играет кривизна пространства-времени. Эйнштейновские уравнения гравитационного поля позволяют сформулировать множество космологических решений. Одним из них является предложенная советским физиком А.А. Фридманом модель расширяющейся Вселенной, согласно которой вещество, испытывая действие сил тяготения, приводит к расширению Вселенной. В соответствии с этой моделью предполагают, что вещество Вселенной в сингулярном (точечном) состоянии в виде сверхплотного сверхгорячего шара с бесконечно большим значением кривизны пространства-времени, а «разбегание» галактик связано с «большим взрывом».

Все большее значение проблема пространства и времени занимает в химических процессах. Стереохимические эффекты, ориентация, принцип симметрии и асимметрии и другие имеют прямое отношение к изучению пространственно-временных отношений материальных систем химического уровня строения материи. Пространственные характеристики химических объектов описываются с учетом их многоуровневого строения. Актуальность исследования пространственно-временных отношений химических веществ связана не только с особенностями их строения, но и с тем влиянием, которое они оказывают на качественно отличные от них уровни строения материи. Пространственно-временная структура объектов химического уровня влияет на многие сложные явления на уровне жизни.

Одним из первых вопрос о единстве пространства, времени, материи и движения в биологии поставил В.И Вернадский. Отталкиваясь от идеи Л. Пастера, он развивает принцип единства симметричности и асимметричности пространственно-временной организации живого. Асимметричность, которая на уровне неживой природы предстает как случайность, на уровне жизни выступает необходимым свойством, обеспечивающим приспособительный характер живых систем. Например, при прослеживании развития зародыша можно отчетливо видеть последовательные стадии организации биологического пространства, в каждой из которых процесс морфогенеза проявляется тогда и там, где это позволяет координировать его со всем процессом в целом. Биологическое пространство функционально, в нем события представляют собой процессы, локализированные во времени и пространстве, а не просто траектории. В современной науке большинство ученых сходятся на мысли, что существует множество биологических пространств. Специфические особенности биологического времени находят свое выражение во временном ритме. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем любого живого организма.

Еще более глубокие и разнообразные связи обнаруживаются на социальном уровне. Объективными характеристиками социального взаимодействия являются социальное пространство и социальное время. Жизнь человека постоянно вносит изменения в пространственно-временные отношения человеческой деятельности. Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования структурность и протяженность общественных систем, социальных действий и процессов. В зависимости от места расположения, доступности использования, размеров и других особенностей различное социальное значение будут иметь, например, полезные ископаемые, водные бассейны, лес, земля и т.д. Социальное время – это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии.

Социальное пространство и время складываются объективно в процессе жизнедеятельности общества. К социальному пространству относится не просто географическая территория, освоенная человеком. Более существенным признаком являются локализация, сосуществование, степень совместимости различных видов деятельности человека. Социальное пространство нельзя рассматривать в отрыве от социального времени, по которому можно судить о координации и насыщенности социальных процессов и человеческих действий. Социальное пространство и время выступают активными регуляторами общественных отношений. Пространственно-временная организация социальной жизни связана с пространством-временем всех структурных уровней. Это наглядно можно проследить, например, на истории градостроительства и архитектуры, исследовании проблем коммуникации и т.д. Современный город нельзя спутать с городом античности или средневековья. В архитектуре города своеобразно отражаются не только историческая эпоха, но и национальные особенности, социально-экономические и социально-политические отношения, природные особенности.

Пространство и время – сущностные характеристики деятельности человека, а поскольку это так, то перед человеком стоит проблема освоения пространства и времени. С одной стороны, деятельность человека в настоящее время уже вышла за рамки нашей планеты и с прогрессом космической техники она будет расширяться. С другой стороны, не менее важно совершенствовать пространственные структуры жизнедеятельности человека, начиная с индивидуального уровня. Сложность общественных связей и отношений обусловливает неравномерность темпоральной структуры деятельности человека. Во всех сферах деятельности – материальной и духовной, духовно-практической – цена времени растет. Конечно, человек не может искусственно замедлить или ускорить течение естественных процессов, но он должен стремиться эффективно использовать время, совершенствовать временные отношения различных систем общества, одной из которых является сам человек.

Мир – это бесконечное множество систем различных порядков сложности и все они находятся в движении, взаимной связи и обусловленности. Каждой из них соответствует своя пространственно-временная структура и вместе с тем мир един, и единство его в материальности.


Список использованной литературы


1. Введение в философию. – М., 1989

2. Спиркин А. Г. Философия. – М.,1998

3. Философия /Под. ред. Харина Ю.А. – Мн., 2000


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

На основании учения Большой и Малой колесницы

Структура строения Миров в буддизме.

Победоносный не основывал свои учения на вере в правильность какой-то одной системы,
но учил сообразно запросам и способностям тех, кого вёл.


Множество буддийских текстов, написанных на основе опыта полученного благодаря практики Правильного Самадхи и достижении Мудрости, содержат описания различных миров вселенной. Эти тексты дают лишь простое толкование содержания миров, так как оно слишком велико для детального описания и заняло бы громадный объём, потеряв простоту понимания. Будда говорил по поводу подробного объяснения миров вселенной, "... бессмысленно говорить о такого рода вещах с людьми, не имеющими соответствующего опыта".

Когда что-то подаётся непривычным для вас способом, у вас может возникнуть множество сомнений. Например, когда вы делаете подношение мандала, вам говорят, что вы подносите вселенную, которая состоит из осевой горы, окружённой четырьмя великими континентами, к каждому из которых примыкает по два субконтинента и так далее. Вы можете подумать, что это довольно-таки странное описание, ведь никто и никогда всего этого не видел. Но Будда сказал в одной сутре, что то, как живые существа воспринимают мир, зависит от их кармы и что нельзя сказать, будто-бы одно описание достовернее другого.

Даже нашу планету Земля можно воспринимать многими разными способами: некоторые видят её плоской, другие – шарообразной, кто-то – как линейную, ещё кто-то – как треугольную и так далее, в зависимости от различной кармической предрасположенности. Осевая гора, четыре континента и так далее, как описано в подношении мандала, – это также одно из возможных восприятий мира. Во время подношения мандала вы думаете, что подносите Трём Драгоценностям самое лучшее из всего, что существует: самые прекрасные образы, самые мелодичные звуки, лучшие запахи и тому подобное. По той же причине вы подносите эту особую модель вселенной, поскольку считается, что она отражает наиболее совершенный из всех возможных способов видения мира, наиболее гармоничный и прекрасный. Очевидно, что это не отрицает возможность описания земли как шарообразной планеты, раз люди видят её такой. Всё это относительно истинно. Если сотня людей заснет, то каждому приснится свой мир, каждый сон можно назвать истинным, но было бы бессмысленно утверждать, что только в чьём-то сне мир настоящий, а у всех других ложный. Для каждого наблюдателя есть своя истина, в соответствии с кармической структурой, обуславливающей его восприятие.

Для йогина знание структуры вселенной даёт возможность более полного понимания закона кармы – какие действия тела, речи и ума приводят к рождению в каких мирах, а также к более глубокому пониманию того, к какому результату приводят различные системы и направления духовных практик.

(


Описания Миров.


Мир Страстей или мир/сфера желаний (санскр. kāma-dhātu – "желание" + "сфера, область") состоит из грубой субстанции, где доминирует Тепло.
Миры Страстей основаны работой сознания, работой сознания захваченного такими желаниями как; аппетит, секс, стремление к высокому положению и известности, привязанности к другим существам.
Миры Страстей подразделяются на шесть частей, их порядок расположения таков; Мир Ада, Мир Голодных Духов, Мир Животных, Мир Людей, Мир Асуров, Небеса Мира Страстей или; Мир Ада, Мир Животных, Мир Голодных Духов, Мир Людей, Мир Асуров, Небеса Мира Страстей – не имеет значения.


Необходимо понимать, что Ад описанный в буддийских сутрах, формировался во времена будды Сакьямуни , задолго до начала современной эпохи. Информация или данные, которые образуют Шесть Миров Страстей, за этот период сильно изменились и в современную эпоху Каузальный мир отражает информацию существующего мира. Поскольку наука в Аду постоянно развивается, Ад естественным образом изменился. Если раньше существа могли просто кормить ядом, то сейчас, если человек распылял яд над насекомыми убивая их, в Аду он также будет опрыскиваться ядом и умирать, корчась от боли.

Средняя продолжительность жизни на Втором Небе – 36 миллионов лет.



Существа этого мира живут в облако образном пространстве, находящемся над Горой Меру (Мировой Горы Совершенства).
Правителем этих небес является Выдающийся Бог Богов-Близнецов Управления Метемпсихозом бог (Яма санскр.; Эмма яп.). Боги этих небес управляют жизнью и смертью существ, живущих в нижних мирах, вплоть до Небес Тридцати Трёх Богов. Они судят живые существа в соответствии с их кармой и предрешают их последующее перерождение. Судя живые существа после смерти, боги Богов-Близнецов Управления Метемпсихозом берут на себя их карму, а так как они не могут наказывать с любовью и состраданием, по истечению Заслуг они попадают в Ад. Страдания в Аду не приносят пользы их духовному росту, та как они думают только об осуждении. Только существа, начиная с Небес Эммы и более высоких миров, способны взять на себя карму человеческих существ.



Священнослужители Брахмы. Рождение на этом небе возможно благодаря глубокому овладению первой дхьяной. Боги этих Небес поддерживают Великое Святое Небо.



Н ебо Махабрахмана (кит. Да Фань тянь). Рождение на этом небе возможно лиш благодаря совершенному овладению первой дхьяной. В тысяче вселенных существует лиш одна такая душа, как Великое Святое Небо. Это небо является высшим из небес, разрушаемых в конце кальпы огнём.




Небеса Света и Звука (санск. Abhasvara, Абхасвара). "Кроме того, монахи, когда с прекращением обдумывания и взвешивания тот человек достигает и пребывает во второй дхьяне, удовольствие и лёгкость порождаются внутренним спокойствием ума и однонаправленной концентрацией, свободной от обдумывания и взвешивания. Тогда он получает опыт этого состояния. У него возникает желание переживать это. Это приносит ему наслаждение. Если продолжительное время сохранять стремление к этому и достичь в этом стабильности, то когда человек умрёт, он переродится богом среди лучезарных богов". ( .)
Эти небеса ещё называют "землёй будд". К этим небесам относятся: Небеса Света, Небеса Красоты и Небеса Святого Безразличия. Важная особенность этих Небес заключается в том, что эти Небеса во время разрушения вселенной в конце кальпы, не разрушаются. Существа с этих Небес падают, но сами Небеса не разрушаются, в отличие от четырёх уровней Святых Небес, созданных Святой Любовью, находящихся уровнем ниже.
Что такое Мир Света и Звука? Он создан из света и звука. Это место происхождения, источник астральной музыки. Считается, что в этом Мире Света и Звука один день равен трём миллиардам шестистам миллионам лет. А жить можно до трёх миллиардов шестисот миллионов лет по три миллиарда шестьсот миллионов лет. Там нет ничего, кроме света и чарующей музыки. Войти в этот мир вы можете, если полностью достигнете Йоги Тела Вознаграждения и перейдёте к Каузальной йоге.




Небеса Света включают в себя три уровня Небес это; Небеса Наличия Света Богов Страсти, Небеса Малого Света Богов Страсти и Небеса Неизмеримого Света Богов Страсти. Души обитающие в этих мирах зовутся "лучезарные боги".
Сутки Брахмы равны 4 320 000 000 земных лет, а продолжительность жизни на Небесах Света равна 2 кальпам.


Н ебо Париттабха (кит. Шао Гуан тянь) – Небеса Ограниченного Сияния или Небеса Наличия Света Богов Страсти. Эти небеса излучают сильный свет. Рождение на этом небе возможно благодаря грубому овладению второй дхьяной.



Н ебо Апраманабха (кит. Улян Гуан тянь) – Небеса Неограниченное Сияние или Небеса Малого Света Богов Страсти. Эти небеса излучают свет гораздо более сильный, по сравнению с предыдущим уровнем Небес. Рождение на этом небе возможно благодаря среднему овладению второй дхьяной.



Н ебо Абхасвара (кит. Гуан Инь тянь) – Лучезарные Небеса или Небеса Неизмеримого Света Богов Страсти. Эти небеса излучают неизмеримый свет, по сравнению с которым предыдущие уровни Небес излучают света гораздо меньший. В "Саддхарма-пундарика-сутре " Будда Сакьямуни называет эти Небеса – Небом Повсеместная Чистота.
Чем выше расположены Небеса, тем больше света и тем он сильнее. Сострадания по отношению к другим живым существам увеличивает свет в нашей душе. Рождение на этом небе возможно лиш благодаря совершенному овладению второй дхьяной.
Это небо является высшим из небес, разрушаемых в конце кальпы водой.




"Кроме того, монахи, отъединившись от удовольствия, тот человек пребывает в беспристрастности; внимательный и осознающий, он чувствует лёгкость в теле, – так он достигает и пребывает в третьей дхьяне, о которой святые говорят: "Тот, кто беспристрастен и внимателен, пребывает в лёгкости". Тогда он получает опыт этого состояния. У него возникает желание переживать это. Это приносит ему наслаждение. Если продолжительное время сохранять стремление к этому и достичь в этом стабильности, то когда человек умрёт, он переродится богом среди богов, относящихся к Небесам Красоты". (Ангуттара никая II.23 Пуггала сутта .)
Небеса Красоты включают в себя четыре уровня Небес это; Небеса Наличия Красоты Богов Страсти, Небеса Малой Красоты Богов Страсти, Небеса Неизмеримой Красоты Богов Страсти и Небеса Богов Всеобщности Красоты Как Сущности Страсти.
Продолжительность жизни на Небесах Красоты равна 4 кальпам.





Н ебо Шубхакритсна (кит. Бань Цзин тянь) – Небеса Всецелого Наслаждения или Небеса Богов Всеобщности Красоты Как Сущности Страсти. На этих Небесах всё в совершенстве красиво. Слово "сущность" в названии Небес указывает на то, что сущность пристрастия происходит от красоты. Рождение на этом небе возможно лиш благодаря совершенному овладению третьей дхьяной.
Это небо является высшим из небес, разрушаемых в конце кальпы ветром.




"Кроме того, монахи, отдалившись от лёгкости и отдалившись от боли, подобно тому, как ранее перед этим он оставил душевное удовольствие и неудовольствие, тот человек достигает четвёртой дхьяны и пребывает в ней в состоянии без боли и без лёгкости, в чистоте беспристрастности и внимательности. Тогда он получает опыт этого состояния. У него возникает желание переживать это. Это приносит ему наслаждение. Если продолжительное время сохранять стремление к этому и достичь в этом стабильности, то когда человек умрёт, он переродится богом среди богов, относящихся к Небесам Великого Вознаграждения". (Ангуттара никая II.23 Пуггала сутта .)

Эти миры, созданные Святым Безразличием, приводят существа намного ближе к нашей истинной сущности – к состоянию сущностного удовольствия, свободы и радости, чем все другие вышеперечисленные Небеса.
Небеса Святого Безразличия включают в себя шесть уровней Небес это; Небеса Богов Великого Вознаграждения Сущностью Страсти, Небеса Сверхпространственных Богов Страсти, Небеса Превзошедших Горение Богов Страсти, Небеса Добра и Благополучия Богов Страсти, Небеса Богов Страсти Проявления в Виде Добра и Небеса Вечной Юности Богов Сущности Страсти.

Небеса, начиная с Небес Сверхпространственных Богов Страсти и выше, зовутся , что означает, что на этих небесах полностью отсутствуют загрязнения.
Продолжительность жизни на Небесах Святого Безразличия равна 500 кальпам.
Существуют две интерпретации значения неба предельной границы форм: экзотерическое считает его пятым в "чистом пределе" небес среди небес четвёртого сосредоточения в мире форм; эзотерическое же толкует о "сознании сосредоточения адхиштхана само-пребывания" (яп. дзидзай-кадзи-дзэнсин), которое есть Тело Дхармы Исходной Земли (яп. хондзи-хоссин). Поскольку это тело есть Земля Само-пребывания (яп. дзидзай-дзи), оно ассоциируется с небом бога Махешвара ("Великий Повелитель", иероглифически транслитерируется как "Макэйсюра" или "Дайдзидзайтэн" ("Великий Небожитель Само-пребывания"; "Свободный")), также называемая дворцом Дхармадхату. Как сказано в комментарии к Махавайрочана сутре : "В этом месте, именуемом "Дворцом Махешвара", будды обретали просветлённость с древних времён".




Мир-без-образов/форм (санскр. arūpa-dhātu; кит. Цзинтянь – букв. Чистейшие небеса). Мир Без-Форм состоит из тонкой субстанции, где доминирует свет который существует в виде информации. Этот мир подразделяется на три части: Верхний Мир Без-Форм, Средний Мир Без-Форм и Нижний Мир Без-Форм. Нижний Мир Без-Форм перекрывается Миром Страстей и Нижним Миром Форм, Средний Мир Без-Форм перекрывается Верхним Миром Форм. Верхний Мир Без-Форм не перекрывается другими мирами. В Писании сказано: "Те, кто будет рождён на Небесах Без Формы, не будут иметь переживания Бардо – сразу же после смерти они воплотятся на Небесах Без Формы". Однако указывается, что те живые существа на Небесах Без Формы, которым суждено родиться в низших мирах, будут вновь иметь переживание бардо.

В ерхний Мир Без-Форм состоит из четырёх областей сферы бесформенного – (санскр. arūpadhātu catvāri āyatani; кит. Усэ сы чу) – Область Бесконечного Пространства, Область Бесконечного Различения, Область Несуществования, Область Не-познания и Не-непознания.




Область Бесконечного Пространства (санскр. Akāsanantyāyatana; кит. Кун Убянь чу) – это состояние, в котором душа (сознание) расширяется безгранично. Подобно воздуху, сознание может свободно расширятся или сжиматься. Души, испытавшие это состояние, постепенно расширяют это пространство в соответствии со своей кармой и в дальнейшем пребывают в этом мире. Другими словами, это ступень развития на пути совершенствования Четырёх Великих Неизмеримых Состояний Души – Маха Вихары.
Продолжительность пребывания в Состоянии Безграничного Пространства равна 20 тысячам кальп.




Область Бесконечного Различения (санскр. Vijñānānatyāyatana; кит. Ши Убянь чу) – находясь в состоянии этой области душа, исходя из опыта, которым она обладает, может испытывать к объекту злобу, или иметь по отношению к нему какие-либо заблуждения или же захваченность. Но тот, кто практикует Четыре Великих Неизмеримых Состояния Души, может постепенно уменьшить эти три яда: захваченность, ненависть и невежество, и сила различения ослабнет. В конечном счёте, страдание уже не воспринимается как страдание, и печаль больше не заставляет печалиться. Состояние Бесконечного Различения – это как бы конечный пункт, к которому приводит подобное отсутствие ощущений. Существа, достигшие этого состояния, полностью отказались от удовольствия и страдания.
Продолжительность пребывания в Состоянии Безграничного Различения равна 40 тысячам кальп.




Область Несуществования (санскр. Ākiñcanyāyatana; кит. У Сою чу) или Область Отсутствия Собственности. В Состоянии Отсутствия Собственности, таких понятий как Захваченность, Захваченность внешними факторами, не существует. Но, хотя этого и не существует, из-за прошлого опыта душа полностью не прекратила действия тела, речи и мыслей. Войти в Состоянии Отсутствия Собственности можно только будучи в состоянии глубокого Самадхи.
Продолжительность пребывания в Состоянии Отсутствия Собственности равна 60 тысячам кальп.




О бласть Ни познания ни Не-непознания (санскр. Naivasamjnñānasamjñāyatana, Найвасамджнянасамджняаятана; кит. Фэй сян фэй фэй сян чу). Когда душа достигает этого состояния, в какой бы мир она ни переместилась, все миры она воспринимает одинаково. В Состоянии Ни познания ни Не-непознания полностью отсутствует познание каких-либо объектов.
У достигшего Области Ни познания ни Не-непознания продолжительность пребывания в этом состоянии считается неподдающейся исчислению.

Если великая душа, способная к познаванию всей Вселенной, опыт которой распространяется на всю Вселенную, полностью искоренит все свои познания и опыт. Это будет называться великим искоренением познания и великим искоренением опыта, тоесть Махо Нирваной, нирваной без остаточных проявлений.

По мере продвижения по мирам снизу вверх плотность населяющих эти миры существ уменьшается.
Следует заметить, что в практике буддизма основное внимание направлено на развитие зрелости души, а второстепенное – на развитие духовного уровня практикующего. По этой причине практикующие буддизм не получают опыта Нижнего Мира Форм, Нижнего Мира Без-Форм и Среднего Мира Без-Форм. В йоге и тантре большее внимание уделяется развитию духовного уровня, а не развитию зрелости души. Поэтому практикующие учение йоги и тантры получают опыт Нижнего Мира Форм, Нижнего Мира Без-Форм и Среднего Мира Без-Форм.
Необходимо учитывать, что наряду с уменьшением средней продолжительности жизни людей с 80000 лет до 80 лет, продолжительность жизни богов также значительно уменьшается.

Определяют его состав, т. е. распределение людей по группам в соответствии со значениями того или иного признака. Структура населения выражает соотношение (долю) различных групп людей во всем населении. В зависимости от выбранного признака различают следующие основные структуры населения:

  • возрастной состав;
  • половой состав;
  • расовый состав;
  • этнический (национальный) состав;
  • религиозный состав;
  • социальный состав;
  • образовательный состав и др.

Возрастная структура населения соответствует его распределению по возрастным группам. Обычно в используются одногодичные, пятилетние или десятилетние возрастные группы. Для обобщенной оценки состава населения часто применяют несколько вариантов укрупненных возрастных категорий.

С учетом репродуктивных способностей, людей выделяются возрастные контингенты:

  • до 15 лет – поколение детей,
  • 15 – 49 лет – поколение родителей,
  • 50 лет и старше – поколение прародителей;

Исходя из способностей людей к трудовой деятельности выделяются:

  • население в дорабочем (0 – 14 лет) возрасте;
  • население в рабочем или трудоспособном (15 – 60 лет) возрасте;
  • население в послерабочем (старше 60 лет) возрасте.

В зависимости от соотношения различных групп населения выделяются три типа возрастного состава населения:

  • прогрессивный – с большой долей детей в общей численности населения;
  • стационарный – с почти уравновешенной долей детей и пожилых лиц;
  • регрессивный – с повышенной долей пожилых и старых людей.

Современная возрастная структура имеет следующие пропорции. На категорию лиц в возрасте до 15 лет приходится 30 % всего населения, 15 – 60 лет – 60 %, более б0 лет – 10 %. В середине ХХ в. соотношение было несколько иным – соответственно 34; 58 и 8%. В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. Процесс старения населения означает увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Так, в 1950 г. в мире на каждого человека 65 лет и старше приходилось 12 человек в рабочем возрасте, а в 2000 г. уже только 8 человек. Медианный возраст жителей Земли в 1970 г. был 21,6 года, в 2000 г. – 26,5, а к 2050 г., по оценкам ООН, составит – 36,5 года. За грядущие пятьдесят лет на планете доля людей в возрасте 65 лет и старше возрастет с 6,8 до 15,1 %, что значительно опережает рост всего человечества.

Возрастная структура людей территориально очень сильно варьирует. Страны с «рациональным» режимом воспроизводства населения или первым типом воспроизводства, т. е. с низкой рождаемостью и смертностью и с высокой средней продолжительностью жизни, относятся к числу «старых наций». Там высока доля людей в трудоспособном и пожилом возрасте и низка доля детей (ФРГ, Япония), что предопределяет низкий уровень рождаемости и прироста населения. Так, например, в странах Европы доля детей до 14 лет составляет 24%, доля взрослых (до 59 лет) – 59%, а доля пожилых людей – 17%.

В странах с высокой рождаемостью и смертностью и низкой продолжительностью жизни, наоборот, выше процент детей и очень мала доля лиц пожилого возраста. Для , например, соответствующие показатели составляют 44%, 51% и 5%. Во многих слаборазвитых странах число детей приближается к численности трудоспособного населения или даже превышает его (). Это ставит перед обществом ряд серьезных экономических проблем (значительные расходы на питание, обучение, охрану здоровья детей и т. п.) и одновременно обусловливает высокую рождаемость в будущем.

Возрастная структура населения страны во многом определяет ее трудоспособное население и демографическую нагрузку.

– соотношение между трудоспособной и нетрудоспособной частями населения.

Половой состав населения – распределение людей по полу. Для его характеристики обычно используют два показателя: доля мужчин (женщин) во всем населении или число мужчин, приходящихся на 100 женщин. Соотношение полов в целом и в разных возрастах влияет на процесс воспроизводства населения. В частности, на уровне рождаемости сказывается соотношение мужчин и женщин в возрасте 20 – 30 лет, когда заключается основная часть браков и рождаемость максимальна, а также процент женщин в детородном возрасте (15 – 49 лет).

Половая структура населения задается большой группой факторов, в том числе:

  1. Мальчиков рождается на 5 – 6 % больше, чем девочек, но так как смертность среди первых выше, чем у вторых, то к 18 – 20 годам обычно соотношение выравнивается;
  2. Разная средняя продолжительность жизни мужчин и женщин. Женщины имеют в этом отношении приоритет, и их численное преобладание с возрастом нарастает;
  3. Военные конфликты, в которых гибнут преимущественно мужчины;
  4. Разная миграционная подвижность населения. Обычно мужчины более мобильны, поэтому там, где наблюдается массовый отток (выезд) людей, повышен процент женщин, а в местах с большим положительным сальдо миграции часто увеличена доля мужчин;
  5. Характер экономики, предъявляющий разный спрос на мужской и женский труд. Например, в районах тяжелой промышленности или нового освоения доля мужчин выше, а в местах локализации непроизводственной сферы обычно больше женщин.

Ныне на Земле мужчин больше, чем женщин. По различным оценкам разница составляет от 25 до 50 млн. Это объясняется «избытком» мужчин в самых многолюдных – Китае и . Такая же ситуация в , . Одна из первых стран в мире по удельному весу мужчин в структуре населения – (53 %), значительную часть жителей которого составляют рабочие-иммигранты. Однако в большинстве стран мира доминируют женщины. В экономически развитых государствах мужчины составляют 48,7% населения, а в развивающихся – 50,8 %

Преобладание женщин особенно велико в странах, больше других пострадавших от Второй мировой войны. Например, в ФРГ, на 100 женщин приходится 96 мужчин, а в России – 88. В формировании издавна была велика роль иммиграции. Поэтому до 1950 г. здесь наблюдался мужской перевес. Но теперь в женщин на 4 млн. больше, чем мужчин. Это следствие относительного сокращения значения иммиграции в общем приросте населения, изменения полового состава иммигрантов и увеличивающегося разрыва в продолжительности жизни людей разного пола.

Для графического отображения половозрастной структуры населения используются так называемые «половозрастные пирамиды». Они наглядно иллюстрируют, например, потери населения и нарушения в соотношении численности полов, вызванные войнами; «фиксируют» сокращение рождаемости в годы политических и экономических кризисов и, наоборот, ее стремительный рост по их окончанию и т. д. В идеале такие пирамиды должны быть близки по очертаниям к равностороннему треугольнику, но в зависимости от демографической истории, разных режимов воспроизводства, социально-экономической и политической ситуации в прошлом и в последнее время пирамиды могут иметь самую разнообразную форму.

Так, половозрастная пирамида ФРГ типична для стран с «современным» режимом воспроизводства, на ней хорошо видны последствия мировых войн. Показатели Индии характерны для стран с «традиционным» режимом воспроизводства и малой средней продолжительностью жизни людей.

Возрастная и половая структура населения – важная исходная база для прогнозирования хода воспроизводства населения, его будущей численности и структуры, исчисления трудовых ресурсов, контингентов школьников и пенсионеров, воинских призывных контингентов и т. д.