Характерные компоненты понятия личность. Личность, ее структура

Актуальность. Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Именно это определяет научную актуальность исследуемой темы.

Объект – структура и проявление личности, как психолого-педагогическое явление

Предмет – формированиеличность

Цель работы: структура и проявление личности – исследовать, проанализировать, изучить

Задачи:

1. изучить представление о личности

2. проанализировать структуру личности

3. выделить факторы формирования личности

Теоретической основой для написания работы послужили труды ведущих специалистов в области психологии личности, такие как Гиппенрейтер Ю.Б, Юнг К.Г. , Фрейд З, Платонов К.К. , Мясищев В.Н. и др.

Методы исследования. Системный анализ научно-теоретических источников, сравнительный анализ данных, обобщение данных социально-психологических исследований.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным, прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;

активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;

наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;

направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;

способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;

характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.

Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.

Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Структура личности

В психологию слово " " пришло из общеупотребительной лексики. При этом, как часто бывает, в науке оно обрело несколько иной смысл. В широком обиходе слово "личность" используют для характеристики "социального лица" человека. Отсюда и происхождение слова "личность" (лик, личина). Когда говорят слова "Лейтенант, необходимо срочно разъяснить личность разыскиваемого преступника", то по большей мере интересуются поверхностными характеристиками человека: Ф.И.О., внешний вид, национальность, возраст, образование, профессия, социальные контакты, биография. Сюда можно отнести и те психологические характеристики, которые налицо: спокойный или раздражительный, молчаливый или разговорчивый и т.д. В общем-то сугубо личное человека или не интересует говорящего, или остается под вопросом. Редко можно услышать, например, такое: "Наш директор был замечательной личностью: на досуге много размышлял о смысле жизни, в тайне от всех мечтал построить домик в деревне..."

В психологии, по крайней мере отечественной, под личностью часто, если не чаще всего, подразумевают некое "смысловое ядро" или "ценностный стержень" человека. То есть как раз глубоко личные особенности человека, что-то самое важное в его душе, ее "мотор". Соответственно внешнее в человеке отходит на второй план, оно - либо следствие личностных особенностей, либо вообще случайный фактор, не связанный никак с личностью.

Из этого очевидного противоречия между исходным смыслом слова и сложившимся в науке (личность это внешнее или внутреннее) возникало и возникает много взаимонепонимания, неразберихи. На сегодняшний день многие ученые вообще избегают пользоваться термином "личность" для обозначения каких бы то ни было психических явлений. Если в их работах и встречается слово "личность", то лишь как синоним "человека". Те же ученые, которые продолжают изучать личность, под ней подразумевают именно "ядерные" свойства человека, основной источник его поведения.

Разными учеными разработаны очень разные структуры личности. В одних упор делается скорее на внешние, наглядные характеристики поведения человека, связанные с его социальной активность. В других упор на стержневые особенности, поиск основного источника поведения человека.

В широком обиходе понятие "личность" включает в себя все множество разнообразных характеристик человека (например, возраст или национальность). В психологии в структуру личности входят обычно лишь психические свойства:

Способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),

Темперамент (динамические характеристики поведения),

Характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),

Волевые качества (собранность, внутренняя свобода),

Эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),

Мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),

Направленность (интересы и склонности в определенных областях),

Ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.

С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими.

А. Г. Ковалев рассматривал личность как синтез:

Темперамента (структуры природных свойств),

Направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

Способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

К. К. Платонов предложил "динамическую структуру личности":

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества),

Личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек),

Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память),

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

В. А. Ганзен в структуру личности включил:

Темперамент (динамические особенности поведения человека),

Направленность (интересы и склонности),

Характер (отношение к тем или иным сторонам бытия),

Способности (готовность к выполнению той или иной деятельности).

С. Л. Рубинштейн увидел в структуре личности три связанных между собой плана:

Подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.),

Задатки и способности (интеллект, частные способности, уровень развития психических процессов (ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения, чувств и воли)),

Темперамент и характер.

Легко заметить, что в классической отечественной психологии в структуру личности включались исключительно психические явления , то есть то, что заметно в поведении другого человека не только компетентному специалисту (например психологу или психиатру), но и простому обывателю. Последнему для понимания наибольшую сложность представляет, очевидно, темперамент. Однако это слово употреблялось еще древнегреческими мыслителями, и сейчас очень многие знают, кто такие холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.

Иной подход у ряда западных авторов, которые совершенно не стесняются включать в структуру личности элементы, которые другим специалистам кажутся фантастическими. При этом не только в структуру личности включаются спорные элементы, но и эти элементы выстраиваются между собой в фантастические связи.

Наиболее известная такая структура - структура личности по З. Фрейду:

Ид (оно - инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),

Эго (я - сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),

Суперэго (сверх-я - мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается "убеждением" эго в приоритете идеалистических ценностей).

Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:

Эго (сфера сознания - мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),

Личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),

Коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества - в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

В свою очередь коллективное бессознательное состоит из архетипов - врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

Известна также структура личности по Г. Айзенку:

Интроверсия-экстраверсия (обращенность личности на внутренний или внешний мир),

Нейротизм-стабильность.

Сочетание этих двух измерений порождает четыре разных психологических типа.

Известный исследователь акцентуаций личности К. Леонгард в своих работах выделял акцентуации характера (демонстративный тип, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный). Таким образом, в его структуру личности входит два явления.

Понятия «человек» и «личность» является очень многозначительными, неоднозначными и дискуссионными. В обыденном сознании они часто отождествляются. Однако в научных целях желательно различать такие понятия, как «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Понятие «человек» целесообразно использовать как родовую характеристику, т.е. как принадлежность к человеческому роду, как биосоциокультурную категорию. Когда речь идет об одном, конкретном человеке используют понятие «индивид».

Понятие «индивидуальность» применяется для выражения неповторимости, уникальности конкретной личности.

Понятие «личность» раскрывает социальную характеристику человека, т.е. те его стороны деятельности и поведения, которые связаны с его участием в жизни общества, социальных групп.

«Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».

Становление понятия «личность» связано с возникновением в Древней Греции определенного слоя людей (ремесленников, купцов, мастеров искусств и др.), которые в результате использования своих особых способностей смогли выделиться из античного общества. Их отличие от окружающих людей стало их отличительной, хоть и нелестной, личной характеристикой. Само же название понятие «личность» имеет латинское происхождение и означает маску, маскирующую человеческое «Я», роль, данную индивиду обществом.

В современной социологии существуют два подхода к рассмотрению понятия «личность».

Первый – когда под личностями подразумеваются лишь те люди, которые обладают определенными (как правило, положительными) качествами, отличающими их от других индивидов.

В соответствии с другим подходом – каждый человек является личностью и отличается от других своими неповторимыми особенностями, как биосоциокультурное существо. Попросту говоря, тем, кто он есть.

Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:

1) биологический, представленный определенными генетически детерминированными, психофизиологическими задатками: естественными потребностями, предрасположенностью к определенным видам деятельности и поведения, к развитию интеллекта, мышления, речи и т.д.;

2) духовный, выступающий как внутренняя субъективная реальность, идеальный мир человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют как психологический. Однако человеческая психика и духовность – это разнопорядковые понятия. Духовность, на наш взгляд, формируется как результат взаимодействия психофизиологических и социокультурных компонентов;


3) социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социальных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей. Любое умаление роли одного из личностных уровней может привести к серьезному искажению, ущербности, неполноте анализа личности.

Однако ядром личности является духовный уровень, т.к. духовность наиболее полно выражает человеческую сущность.

Личность, следовательно, предстает как структурная целостность психобиологических, духовных и социальных компонентов. А вся совокупность свойств, обусловленных этими тремя вышеуказанными уровнями человеческой личности, возникающих и функционирующих в процессе ее разнообразной жизнедеятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые она входит, составляет структуру личности.

В качестве элементов социальной структуры личности можно выделить следующие:

а) деятельность как способ существования личности;

б) способности и детерминированные обществом социальные потребности;

в) духовный мир человека, как совокупность научных, эстетических, нравственных, религиозных, обыденно-практических и др. знаний; нравственных ценностей, идеалов, верований, интересов и т.д.; всех рациональных и эмоциональных сторон человеческой жизни, осознаваемых и смутно ощущаемых ее граней, а также многие другие аспекты, состояния духовной жизни человека;

г) нравственные нормы, принципы, убеждения, установки, которыми руководствуется личность в своей жизнедеятельности;

д) навыки, умения.

Личностью не рождаются, а становятся. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как психобиологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и личный опыт.

Психобиологическое наследие – это своеобразный сырой материал, который путем социализации превращается в человека, индивида, личность.

Биологический фактор является и ограничителем для личности, и вместе с тем, именно благодаря нему, из личности создается неповторимая, уникальная индивидуальность. Физическое окружение (климат, географические особенности, природные ресурсы) оказывает преимущественно влияние на формирование типов личностей, а не отдельной личности. Культура (в широком смысле слова) оказывает самое непосредственное и глубокое влияние на формирование и развитие, главным образом, духовного мира личности, а также его различных социальных качеств. Групповой и индивидуальный опыт помогают формированию у личности своего «Я – образа» на основании восприятия того, как ее оценивают другие окружающие люди. Именно на базе группового, прежде всего, опыта происходит социализация личности. Если групповой опыт может быть сходен у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален и неповторим.

Суть потребности быть личностью заключается в том, чтобы производить своей деятельностью значимые изменения в делах, мыслях, чувствах и т.п. других людей, быть продолженным в других людях, жить в них, т. е. выступать для них личностью. Эта потребность связана с всеобще-родовой способностью человека, благодаря индивидуальной и совместной деятельности, воплощаться в вещах, духовных ценностях, всей общественной жизни. Реализация потребности быть личностью предполагает душевное богатство и деятельность по его объективации, «овеществлению» (делание добра, оказание помощи, совместная работа и т.д.). Эта продолженность человека в человеке, его «отраженная субъективность» – такой же объективный факт, как и его реальное присутствие. Насильственная «трансляция» своей личности путем пропаганды, примера и т.п., не отвечающая интересам, идеалам, ценностям, волнующим проблемам другого человека, будет поверхностной и недолговечной (хотя может быть и продолжительной).

В сфере общения социализация также носит характер расширения и углубления. Расширение общения выступает как умножение контактов, связей личности с другими людьми, а углубление подразумевает умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Проблема личности является центральной в современной психологии и акмеологии. Личность – основная загадка человеческого мира, его тайна, с другой стороны – это понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий и в житейском плане. Поэтому необходимо рассмотреть категориальный ряд, в котором состоит понятие «личность»: «человек» – «индивид» – «субъект» – «индивидуальность».

Как явление человек имеет два вектора развития, а как понятие – два плана интерпретации: природный и социальный. Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид – приматы; классификационная категоризация – Homo sapiens.

Человек находится в единстве с природой и в то же время выступает лидером в этом взаимодействии. Не случайно в философии утверждается, что в человеке материя приходит к осознанию самой себя. В акмеологии разработан принцип цивилизованной природности человека, опирающийся на глубочайшую программную идею единства материи, развития и человека. С ним тесно связан принцип коэволюции – сопряженности закономерностей природы и закономерностей деятельности человека.

Акме – (гр. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила, совершенство) – первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам «высшее», «совершенное». В разговорной профессиональной речи употребляется как самостоятельное слово.

Акме человека – феномен достижения человеком вершин своего развития или совершенства деятельности – человеком как видом, индивидом , субъектом деятельности , личностью , индивидуальностью . В данном словосочетании полагается возможность определяемого явления как бесконечного приближения к «акме»; феноменология «акме» полагает реальностью не то, что существует независимо от сознания человека, но то, на что сознание человека направлено.

Акмеология – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе, совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах. Движение человека к «акме» может начинаться с самого раннего возраста. Достичь вершин зрелости и совершенства отдельные люди могут уже в подростковом возрасте, однако наибольшую актуальность в современной школе имеет акмеология юношества (учащихся) и взрослых (педагогов, руководителей). Понятие «акмеологии» введено Н. А. Рыбниковым в 1928 г., использовано Б. Г. Ананьевым для классификации наук о развитии человека. Как самостоятельная наука акмеология оформилась и признана официально Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК РФ) в начале 90-х гг. XX в.


Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако акмеология рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку (Б. Г. Ананьев) и философской антропологии (в психологии реализован С. Л. Рубинштейном). Последнее есть философское (в нашем случае философско-психологическое) учение о специфике бытия человека в мире.

Акмеология, с одной стороны, демонстрирует преемственность психологии и теории развития; с другой – дифференцирует свой предмет изучения от психологии личности.

Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития. И в зарубежной, и в отечественной психологии развитие личности рассматривается преимущественно как развитие личности ребенка. Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека, связывает развитие и саму сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути.

Психология рассматривает имманентные свойства личности («внутренние», естественно складывающиеся потребности, возможности, мотивы). Акмеология же руководствуется критериями оптимальности и оптимизации. Она рассматривает не просто наличествующие свойства, а свойства, необходимо востребуемые ситуацией жизни (деятельности). В психологии идут от наличного. Акмеологию интересует соотношение идеального (оптимального) и реального пути достижения личностью оптимума (идеала).

Акмеология осуществляет инверсию (объемно-наглядное «переворачивание») психологического знания. В психологии главный вопрос: что есть психика, личность . В акмеологии главный вопрос: как используется психика ; как использует (или не использует – и почему?) личность свои психологические и другие ресурсы в деятельности, в социальной жизни. Отсюда видно, что акмеологию интересует не структурно-динамический и даже не системно-динамический, а функциональный аспект личностной организации (личность как функциональная система). Тем самым центральным понятием для акмеологии становится понятие субъекта (личности как субъекта деятельности и субъекта жизненного пути).

Акмеология стремится выявить оптимальные композиции субъектных свойств личности по трем критериям:

· эффективности деятельности (жизненного пути);

· максимальной самореализации личности (ее профессиональной и экзистенциальной удовлетворенности);

· достижению личностью наивысшего уровня развития (реализации способностей).

В итоге это проблема акме как вершины (системы «вершин» личностных и профессиональных достижений). Акме – это пик – период профессиональной и жизненной продуктивности личности, переживаемый как самореализация своего жизненного замысла (миссии), своего «Я»впространстве «человек – мир».

Акмеологическая зрелость личности проявляется в сознательном руководстве собственным поведением, т. е. в способности быть адекватным и активным социальным субъектом (самодостаточной, творческой, конкурентоспособной личностью).

Способность эта проявляется:

· в роли личности как интегратора своих психических функций и ресурсов (самостороительство своей субъектности);

· решении личностью внутренних и внешних противоречий в процессе выработки и реализации картины (образа) мира, мировоззрения, концепции (стратегий) жизни, жизненных ценностей, личного кредо, жизненной позиции. Главное здесь – переход в поведении от опоры на среду, к опоре на себя (к саморегулированию); к жизненному выбору через самоопределение на основе свободы и ответственности.

В итоге мы имеем акмическую личность. Акмическая личность – личность, ведущей потребностью и доминирующей жизненной задачей которой выступает стремление «быть личностью». Акмическая личность фиксирует особое человекомерное начало в свойствах и предметах окружающего мира.

Регуляторами жизнедеятельности человека выступают механизмы самоорганизации, самопознания, самосознания, саморазвития, самодвижения, саморегуляции и т.д. На пути к акме разворачиваются такие виды активности, как самополагание, самопотенцирование (самоопосредование), самоопределение, самоактуализация и самовопрошание, самооценка, самореализация (самоутверждение) и т.д. Это в совокупности уже является проявлением культуры, ценностно-смыслового кода поведения и деятельности.

Природа человека противоречива, антиномична (заключает в себе противоположно направленные свойства и возможности). Человек потенциально заключает в себе логос (порядок, разумность) и хаос (вплоть до отчуждения от жизни); свет (добро, любовь) и тьму (зло); творчество, созидание и разрушение; величие и ничтожество. Человечность в нем есть высшая форма воплощенной культуры, результат восхождения человечества и каждого отдельного человека.

Следует отметить еще один важный для акмеологии аспект: методологически значение понятия «человек» заключается в том, что человек как явление выступает исходным, родовым для понимания мира. Мир, в котором мы живем, является для нас, в конечном счете, человеческим миром, в основании этого мира заложена человекоразмерность.

«Человек – человек» – самая трудная сфера отношений в жизни людей. В развитии обозначенного отношения существует целый ряд психологических барьеров: расовый – этнический – национальный – конфессиональный (религиозный) – социокультурный. Нравственная высота прохождения указанных психологических барьеров (разрешения стоящих за ними противоречий) – серьезная образовательная и воспитательная работа человечества, целевая задача каждого общества.

Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих), отличающееся прямохождением, и обладающее высокоразвитым мозгом. С другой стороны, человек – существо общественное, являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Исходя из этого, можно дать следующее определение человека.

Человек – это разумное существо, обладающее речью, способностью к познанию и активному преобразованию мира в ходе общественно-исторической деятельности.

Индивид (индивидуум) (лат. individuum – неделимое, особь). Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя homo sapiens. В данном понятии выражаются, по крайней мере, два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных – индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек, как и всякий представитель животного мира, рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Есть и другие определения индивида.

1) Человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (фенотип; генотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатков, влечений и пр.).

2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

О6a значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида : 1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида; 2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая, однако, существование элементов пластичности, гибкости, вариативности; 3) активность, обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид – единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).

Индивидные свойства – субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, субъекта. Индивидные характеристики чрезвычайно важны для акмеологии. В индивидных ресурсах «закодировано» физическое, а часто и психическое здоровье человека. Но индивид всегда еще и социальная единица социума, т.е. общественный индивид. В этом смысле каждый индивид социален – проходит социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком – общественный статус). Каждый индивид включен в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а, следовательно, в совокупность норм, требований, правил, обращенных к любому человеку, живущему в обществе.

Каждый человек в определенной мере – общественный индивид, исполнитель общественных традиций, норм, законов. Фиксируя закономерный статус человека как общественного индивида, подразумевают его промежуточное положение. Главное в человеке – авторская, творческая личность . Для акмеологии важнейшей проблемой является творчество (социальное, духовное) или креативность. В основе креативности лежат уровень развития рационального интеллекта (IQ) и задатки, способности. Однако интеллект и задатки как природные свойства переходят в креативность лишь тогда, когда одухотворены направленностью и мотивацией достижения личности.

Личность – социальное качество человека (индивида), индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности (индивидуальное как конкретное выражение социального).

В человекознании личность традиционно рассматривается как устойчивая система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена социума – субъекта познания, общения и деятельности.

В психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Возникает вопрос: что считать ядром личности, ее интегрирующим началом. По К. А. Абульхановой, личность – это устойчивый психический склад человека; по К. К. Платонову, личность – это человек как носитель сознания.

В психологии существует множество определений личности. Необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность».

«Личность в узком смысле слова – это духовный индивид, человек, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности» (С. Д. Смирнов, 2001, С. 78).

В. Н. Маркин определяет личность как способность индивида жить через свое «Я», т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Чем более развита личность, тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее ядро – «Я».

В общем плане личностьвыступаеткак феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Высшие личностные особенности человека : сознание (социальное мышление); активность (практически действенное, функциональное качество личности); способность к жизненному выбору и ответственности за него (механизм «САМО» – «я сам»); чувство времени (восприятие и организация времени как «пространства и времени» своей жизни); стремление к смыслу (смыслу жизни); ценностно-нравственный поведенческий код (в итоге – склад) личности.

Человек как личность – существо познающее, разумное (оценивающее и интерпретирующее), свободное и выбирающее. Личность всегда находится в экзистенциальной субъектной ситуации: существования и осуществления.

Субъект – личность как деятель. В современной психологической науке существуют две точки зрения на содержание явления и понятия «субъект» («субъектность»).

Первая точка зрения – сущностная: субъект – это форма социальной и жизненной зрелости личности (высшая форма ее развития). Человек рождается вне субъектности и становится субъектом. Главная форма развития личности – это способность быть субъектом. Деградируя, личность теряет свойство быть субъектом (К. А. Абульханова). Функциональная точка зрения на содержание субъектности: субъект – атрибутивная характеристика человека. Человек сразу рождается субъектом, это врожденная форма его присутствия в мире – жизнеспособность и социоспособность.

Человек рождается как субъект-агент. Роль направляющего начала играют взрослые люди, прежде всего, родители. По мере развития индивида как личности («Я сам») происходит становление авторского субъекта, субъекта-деятеля. Личность развивается через свою активность-субъектность: способность к жизненному выбору, социальному действию, ответственности за него.

Поле субъектности ,если его скоррелировать с жизненным путем, – это в основе последовательная совокупность деятельностей личности. Статус субъекта у личности в этих деятельностях может быть далеко не однозначен. Наряду со статусом «авторского субъекта» существуют и другие статусы: «субъект-агент», «навязанная субъектность», «иллюзорная субъектность», «разрушающая субъектность». Человек может жить вообще «не своей» жизнью. Отсюда в управлении (в руководстве персоналом) проблема несовместимости личности с функцией – по сути бессубъектность. Актуальная управленческая задача – субъективация персонала.

Следует подчеркнуть и то, что между личностью в качестве субъекта и ее субъектностью существуют достаточно сложные, порой противоречивые (диалектические) отношения.

Базовые экзистенциальные виды субъектности (активности), выходящие из субъектного ядра социально и духовно зрелой личности – это формы не только ее существования, но и осуществления. Быть субъектом – значит быть инициатором собственной активности (А. В. Брушлинский). Личность выражает, проверяет, реализует себя через эту субъектность. Возникает интегрированный, когерентный деятель – авторский личность-субъект. Высший уровень экзистенции: личность рассматривает свои роли и характеристики как часть единого Я ипереживает качественную целостность своего существования.

Но есть виды субъектности (период моратория у подростков и юношей, новые виды деятельности у взрослого человека и т. п.), в которых личность присутствует номинально, «опытно». Она еще не открыла саму себя в этих жизненных проявлениях, и ее идентичность (в рамках данной субъектности) носит «контурный», лишь предполагающий характер. Что-то из этого взаимодействия личности с миром может войти в «Я-опыт», в базовую идентичность. Но в целом это «промежуточное жизнедействие», одна из многочисленных попыток определить (выбрать) себя в мире.

Именно этим идентичность в рамках субъектности отличается от базовой идентичности (самости) личности. В этом взаимодействии (общении с самой собой, своей жизнью) личность выступает как особый субъект по отношению к собственной субъектности (в ее отраженной форме).

Психологическая «работа личности» включает в себя:

Самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей (реальности, стоящей за ними) со смыслом и ценностями личностного «Я»;

Психосинтез, «сшивание» (связывание) различных граней «Я-опыта» (активности личности) в единое полотно личной жизни (биографию, жизненный путь);

Психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний, если они транслируются той или иной деятельностью (как правило, чужеродная, навязанная извне субъектность);

Духовную работу: духовное самоопределение, выработку ценностно-смыслового кода, нравственного плана личных отношений к миру и людям, постижение своего «Я»каккосмопланетарного субъекта, расшифровку «Я-образов», выработку «Я-концепции» и т. д.

В. Н. Маркин разделяет понятия личности как субъекта деятельности и понятие личности как высшего единства человека, его самоидентичности.

Личностькак субъект деятельности устанавливает связи и отношения в мире, а личностькак «Я» (самоидентичность) связывает эти взаимодействия в личностную иерархию. Личность и имманентна деятельности, и трансцендентна ей.

В то же время следует отметить, что работа с «Я-опытом» – это не сортировка, не классификация впечатлений и воспоминаний. Это процесс самоопределения личности, внутренняя работа по выбору самой себя. Результатом обозначенной работы личности выступает не простое увеличение знания о себе, а изменение, развитие, процесс новообразований личности.

Работа личности – внутренняя духовная работа, в результате которой происходит подлинное акмеологическое ее становление.

Своеобразная совокупность качеств телесной и психической организации конкретного человека отражается в понятии«индивидуальность». Личность и индивидуальность – это общие, но имеющие качественную определенность явления и понятия.

Индивидуальность это уровень развития и своеобразия личности – «качество качества». Личность есть вершинный уровень развития человека, индивидуальность – это его глубинное измерение.

Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других, отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств. Иными словами, понятие «индивидуальность» отражает не только психологические особенности индивида, но и морфо-физиологические (рост, телосложение, черты лица и т.д.). Индивидуальность означает нечто большее, чем только положение индивида на шкале вариативности тех или иных признаков и их сочетаний. Индивидуальность выражает уникальность личности

Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

В качестве ведущего компонента выделяют направленность личности – сложное личностное образование, определяющее поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Структура– совокупность устойчивых связей между элементами объекта, опирающаяся на понимание объекта как системы.

А. Г. Асмолов выделяет 4 стратегии в понимании структуры личности.

1) конституционально-антропометрическая (Кречмер, Шелдон, XIX в.) – особенности личности связывали с конституцией, строением тела.

2) факторная (Г. Айзенк, Р. Кеттелл) структура личности представляет собой уникальное сочетание факторов или черт, уникальность – в степени их выраженности, сочетании.

3) блочная – по преимуществу характерна для отечественных психологов.

C. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности: 1.индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер); 2. знания, умения, навыки (ЗУН); 3. направленность личности.

С точки зрения К. К. Платонова структура личности включает в себя следующие подструктуры: 1. биологическую (тип ВНД, темперамент, возрастные и половые свойства); 2. психологическую (сила психических процессов, память, эмоции, восприятие, мышление); 3. подструктура социального опыта (ЗУН) определяет уровень развития личности; 4. подструктура направленности (моральные качества, интересы, идеалы, мировоззрение).

4) мотивационно-динамическая стратегия – чем шире взаимосвязь человека с миром, тем развитее личность. (Истоки – психология З. Фрейда, теория потребностей А. Маслоу в рамках гуманистической психологии) . Особенность понимания личности А. Н. Леонтьевымкак психологического образования особого типа, порождаемого жизнью в обществе. Личностью может быть только достигший определенного возраста человек. В процессе жизнедеятельности человек вступает в общественные отношения с другими людьми, и эти отношения становятся личностно-образующими. Формирование и жизнь человека как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, а ее формирование происходит в онтогенезе. Леонтьев не относил к личности генотипически обусловленные особенности: физиологическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные ЗУН, в том числе профессиональные.

Общий подход к пониманию личности, обозначенный А. Н. Леонтьевым, нашел свое отражение в работах А. В. Петровского и В. А. Петровского: личность есть системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Личность как субъект общественных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство.

1. Интериндивидная репрезентация – «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер других личностей.

2. Интраиндивидная репрезентация – совокупность интраиндивидных качеств: психические свойства, мотивы, направленность личности, структура характера, темперамент, способности.

3. Межиндивидная репрезентация – включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью – полагать себя в сфере жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.

Теория отношений – одна из авторитетных в отечественной психологии, ее создатель – В. Н. Мясищев. Система отношений рассматривается как психологическое ядро личности, а личность есть субъект устойчивой системы отношений (к себе, к людям, к миру вообще).

Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, способных поддерживать его устойчивость и развитие. Каждый член общества выступает как самоактивный субъект, его деятельность определяется, прежде всего, собственными потребностями и мотивами. Поэтому главный путь действительного воспроизводства членов общества – воспитание мотивов. Человек становится личностью в той мере, в которой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. Личностно значимое может быть и общественно неприемлемым: так, преступление столь же личностный акт, как и подвиг.

Критерии сформировавшейся (зрелой) личности таковы: 1) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле – как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, т.е. способности к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов и даже «стихийную нравственность» – субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно); 2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов – сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).

В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные подструктуры, каждая из которых – сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности человека: 1) система регуляции; 2) система стимуляции; 3) система стабилизации; 4) система индикации.

В ходе общественного развития системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач.

Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью – преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и т.п. Это происходит по мере того, как происшедшие события персонифицируются человеком, входят в его социальную память, в его идентичность.

Итак, в отечественной психологии личность характеризуется: 1) активностью – стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за пределами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов: интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в которых проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (смысловыми динамическими системами, по Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов; 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношениями, установками, диспозициями и др.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его «Я», как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, которая обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение, осуществлять самовоспитание. Апелляция к самооценке и самоуважению – важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Можно, таким образом, сделать обобщающие выводы.

Человек родовое существо , представитель человечества, социоприродный феномен. С природной стороны, человек – ниша в развитии природы; с социальной стороны (со стороны сознания, мыслей, чувств) – микрокосм, бесконечный по своему многообразию и равномощный макрокосму мира.

Индивид – конкретный человек , биосоциальный феномен . С биологической стороны индивид – это организм , с социальной – единица социума , носитель общественных отношений – нормативной детерминации (необходимости).

Личность – психосоциодуховный (смысловой) феномен . Не случайно в русской классической философии происхождение слова «личность» связывали с ликом, а не личиной, персоной, маской. Развитие личности фиксируется в зрелости «Я» («Я-концепции», «Я-конструктов»).

Субъект – личность как деятель.

Индивидуальность – биологическая, социальная и духовная (в итоге – интегральная) уникальность личности .

Правомерно утверждение А. Г. Асмолова о том, что индивидом рождаются, личностью становятся; индивидуальность природную, индивидуальность социальную, индивидуальность духовную, индивидуальность интегральную отстаивают.

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду , личности .

Проблема личности в выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком.

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность — это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология есть психология личности. В то же время категория “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную ориентированность человека, который становится личностью, при условии, что развивается в обществе (например, в отличие от “диких детей”), взаимодействует с другими людьми (в отличие от глубоко больных от рождения). У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется в данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же время личность целостна и едина, системна и организована.

В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны и труднодоказуемы.

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

— это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.