Понятие акмеология был введен в науку. Акмеология как наука и учебная дисциплина

А.А. Деркач, Е.В. Селезнева

АКМЕОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Москва - 200 7

Рецензенты –

Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие.

Учебное пособие написано в соответствии с программой «Акмеология». В нем рассмотрены основные акмеологические понятия, методологические подходы и принципы акмеологии, методы акмеологического исследования и практики, акмеологические стратегии оптимизации развития личности и социума и др.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность изложения позволяет быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов.

© А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, 2007 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Своеобразным социальным заказом для развития акмеологии стала острая социально-политическая и экономическая ситуация в российском обществе, возникшая в начале 90-х годов XX века.

Глубокие и многоплановые преобразования во всех сферах общества начали предъявлять высокие требования к человеку, его деятельности и личности. Возникла острая потребность в высококлассных профессионалах, способных принимать самостоятельные решения и эффективно действовать в условиях высокой неопределенности и риска. Прогрессивное развитие человека, его творческого потенциала, его способности самостоятельно решать личные и общественно значимые проблемы было признано важным фактором прогрессивного развития страны.

Однако исследования прогрессивного развития зрелой личности не занимали центрального места в психологии и смежных с ней науках, осуществлялись бессистемно, стихийно и эскизно.

Одновременно в рамках философии, психологии, педагогики, культурологии и других гуманитарных наук была сконцентрирована «критическая масса» знаний о факторах, которые содействуют или препятствуют прогрессивному развитию человека.

Логическим результатом этого процесса в начале 90-х годов XX века стало возникновение акмеологии как самостоятельной гуманистически направленной, фундаментальной, интегративной теоретической и прикладной науки и оформления акмеологии как профессии.

Первым оформился такой вид деятельности профессиональных акмеологов, как научные исследования. Они были направлены на поиск новых акмеологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование акмеологических явлений, изучение акмеологических закономерностей), исследование феномена акме как:

ступени взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость;

состояния подъема, вершины проявления индивидного, личностного, субъектного, индивидуального и профессионального развития, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях.

Специфика акмеологических исследований сразу проявилась в разработке и эффективном внедрении в практику алгоритмов, методов и технологий, которые обеспечивают формирование у человека способности к саморазвитию, самоактуализации, самосовершенствованию и самореализации и способствуют достижению высшей ступени развития человека в различных сферах его жизнедеятельности. Акмеологи начали разрабатывать и внедрять в практику стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего эффективного функционирования профессионалов высокого класса, а также реализующихся по своему деятельностному профилю больших и малых объединений людей.

Развитие акмеологии как профессии отразилось в становлении помимо научных исследований таких видов деятельности профессиональных акмеологов, как акмеологическая практика и обучение акмеологическим знаниям и акмеологическое просвещение.

Акмеологическая практика связана с применением акмеологических знаний для решения практических задач (акмеологическая диагностика и консультирование, коррекционная, развивающая и профилактическая работа), а обучение акмеологическим знаниям и акмеологическое просвещение направлено на подготовку специалистов и руководство акмеологическим самообразованием общественности.

Внедрение результатов акмеологических исследований в практику дает значительный социальный эффект. Система акмеологических знаний активно используется в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров управления, а также специалистов, работающих в сферах образования, здравоохранения, обороны, правопорядка, предпринимательства и др. В ряде регионов Российской Федерации успешно работают акмеологические службы.

Сферами, или областями деятельности профессиональных акмеологов являются управление, медицина, образование, социальные отношения, военное дело, политика, спорт, экономика, инженерное дело, журналистика, связи с общественностью, юриспруденция и др.

Развитие акмеологии как профессии отразилось в организации подготовки специалистов. В Российской Федерации работают 10 кафедр, готовящих квалифицированные кадры акмеологов – исследователей и практиков. Активно осуществляется подготовка специалистов-акмеологов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. В Российской Федерации активно действуют диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 19.00.13.

Предлагаемое читателям учебное пособие построено в форме вопросов, соответствующих экзаменационным вопросам по программе «Акмеология», и ответов, позволяющих студенту, магистранту или аспиранту быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

При подготовке учебного пособия мы исходили из того, что к изучению акмеологии как учебной дисциплины студенты приступают после изучения философии, истории и философии науки, а также комплекса психологических дисциплин (в первую очередь, общей, социальной и возрастной психологии, а также психологии развития).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ

Что означает слово «акмеология»?

Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», которое происходит, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и значит: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». «En akmy einal» (быть в акме) переводится как: «быть в полном цвете, на высшей степени развития» 1 . В жизнеописаниях прославившихся древнегреческих мудрецов и философов, указывались часто не даты начала и конца их жизни, а то время, когда они явили себя миру именно в качестве мудрецов и философов, то есть время, на которое приходился высший пик их деятельности – время их «расцвета», акме. Так, Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что «расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду» 2 .

Вторая часть термина «акмеология» восходит к древнегреческому «logos», означающему «смысл», «разум», «познание», «изучение», «исследование».

Таким образом, в буквальном смысле акмеология – это знание о вершинах, наука, изучающая высшую степень развития человека.

Акме в широком понимании – это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.

В более узком значении понятие «акме» используется, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества. В этом значении акме предстает как кульминация, то есть как «момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей» 1 .

Наконец, термин «акме» употребляется в значении пиков, или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого акме, или «макроакме», называют малыми акме, или «микроакме» 2 .

Следует учитывать, что акме в развитии человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности могут достигаться в разное время, хотя подъем в развитии одной сферы психики чаще всего становится катализатором для достижения акме в других сферах.

Акме можно рассматривать и как результат, определенный уровень развития, и как процесс. В частности, как процесс акме описывают с позиций интенциально-динамической модели процессов психического развития 3 . В рамках этой модели акме является не вершинной точкой в жизнедеятельности человека, а точками непрерывной кривой (и даже экспоненциальной) развития. В этой модели главными сущностными признаками акме выступают прогрессивная направленность (конструктивная интенция), интенсивность (лавинообразный динамизм) развития, принципиальная его незавершенность (открытость к следующему витку развития). Акме рассматривается не как верхняя точка развития (то есть момент перехода от развития к регрессу), а как процесс максимально интенсивного роста и качественного скачка развития. Таким образом, достижение каждой следующей точки максимального развития не обязательно должно приводить к деградации и сменяться распадом – напротив, процесс развития может и должен приводить к еще более интенсивному развитию 1 .

Как процесс акме рассматривается и в рамках синергетической акмеологии 2 .

С позиций социальной синергетики человек – это открытая самоорганизующаяся структура, которая может существовать лишь при условии постоянного обмена со средой. В ходе этого обмена человек поддерживает свою упорядоченность за счет усиления беспорядка во внешней среде. Самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов – иерархизации (последовательного объединения элементарных самоорганизующихся структур в самоорганизующиеся структуры более высокого порядка) и деиерархизации (последовательного распада сложных самоорганизующихся структур на более простые). Для любой конкретной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний (в синергетике подобное состояние называют «аттрактор»). Когда иерархизация системы достигает некоторого предельного состояния («простой аттрактор»), этот процесс останавливается и начинается распад системы (процесс деиерархизации), который также заканчивается, достигнув некоторого предельного состояния («странный аттрактор»).

Синергетическкая акмеология соотносит акме как вершину в процессе развития человека с простым аттрактором. При этом со странным аттрактором она соотносит «катаболе» (от греческого «скатывание вниз») как упадок в развитии. Таким образом, с позиций синергетической акмеологии социальная самоорганизация представляет собой чередование акме и катаболе.

С позиций синергетики балансирование системы между простыми и странными аттракторами связано со стремлением к преодолению противоположности между порядком и хаосом и достижению их диалектического синтеза, то есть со стремлением к глобальномуаттрактору (сверхстранному, или суператтрактору) 1 . В соответствии с этим тенденция в чередовании состояний акме и катаболе состоит в движении через локальные акме, завершающиеся катаболе, кглобальному акме, которое уже не знает катаболе.

Некоторые исследователи, представляя акме как достраивание жизни до некоторого идеала, выделяют следующие модели акме, или стратегии достраивания:

    постоянные инновации и эксперименты при осознании принципиальной незавершенности жизни;

    возвращение к тому, что было, от начала до конца проникнутое ностальгией по утерянной вершине;

    экзистенциальное усилие по возвращению в некоторое состояние, которое было ниспослано человеку как фундаментальное событие и которое дано сразу, как целое 2 .

Однако в этой классификации к акме можно отнести только первую стратегию, так как, несомненно, и инновации и эксперименты, и осознание принципиальной незавершенности жизни тем или иным образом характеризуют акме-ориентированную личность. Однако если сводить данную стратегию к потребности во внешнем успехе, то есть в качестве акме рассматривать только внешние достижения, тогда следует говорить только о псевдо-акме.

Что касается третьей стратегии, то здесь акме рассматривается как единичная точка в жизненной судьбе выдающейся личности (озарение, просветление и т.п.). Энергетика акме-озарения позволяет личности осуществлять дальнейшее служение своей вершине (при этом модель жизни выдающейся личности выступает для остальных как идеал жизнеустроения), но, в то же время, несмотря на все усилия, вторичное достижение акме-озарения невозможно 1 .

Конструктивной представляется модель, в рамках которой выделяют, как было показано выше, локальные и глобальное (абсолютное) акме, а кроме того, утилитарные и духовные акме. Утилитарные акме определяются вершиной совершенства в экономической или политической областях, а духовные акме – вершиной совершенства в моральной (нравственной), художественной и мировоззренческой областях. При этом подчеркивается, что только гармоническая реализация всех компонентов акме (как утилитарных, так и духовных) ведет к абсолютному акме 2 .

Состояние акме можно соотнести с том, что в литературе называют «интенсивностью бытия» 3 . Благодаря достижению акме как кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути личностные возможности человека не просто совершенствуются, но умножаются (становятся неисчерпаемыми) 4 . В то же время акмеологичность выступает как признак вершинности в реализации, совершенствовании и умножении творческого потенциала человека как субъекта самоосуществления.

Каковы научно-исторические предпосылки возникновения акмеологии?

Возникновение акмеологии знаменует смену парадигмы в развитии целого ряда наук, в научном мировоззрении и социальной практике – осуществляется переход от рассмотрения человека как некоторой производной общественных явлений к его пониманию как субъекта, личности, способной решать личные и общественно значимые проблемы.

Важным этапом развития акмеологических идей был переход от умозрительного рассмотрения идеала в религиозной и философской мысли к определению его реальности в лице выдающихся личностей. Акмеологическая идея об идеале личности разрабатывалась в педагогике и теории воспитания. Самостоятельное направление развития акмеологических идей – осмысление и практическая реализация средств, улучшающих положение человека в труде – в России реализовалось в психотехнике.

Если социокультурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала ХХ века, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда 1 о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов 2 .

Впервые понятие «акмеология» было введено Н.А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии – психологии зрелости или взрослости.

В конце 50-х и в течение 60-х годов ХХ века Б.Г.Ананьев с учениками начал на теоретическом и экспериментальном уровне ставить и решать проблемы, которые дали импульс к развитию акмеологии.

К девяностым годам ХХ века узкодемографический социологический, психологический, педагогический или иной подход к изучению личности начал уступать место сложной интерпретации знаний о человеке. Все более очевидной становилась необходимость осмысления интегративных тенденций в человековедении.

Одновременно в рамках философии, психологии, педагогики, культурологии и других гуманитарных наук была сконцентрирована «критическая масса» знаний о факторах, которые содействуют или препятствуют прогрессивному развитию человека. Так, в рамках философии были сформулированы идеи о способности человека выходить за пределы себя (самотрансцендировании) (С.Л. Франк, М.К.Мамардашвили). В рамках общей психологии исследовались возможности актуализации ценностных ориентаций и активизации резервных возможностей человека (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин). В социальной психологии была разработана концепция общения как среды деятельности и развития человека (А.А.Бодалев, Л.А.Петровская). Психология управления активно изучала факторы, обеспечивающие успешность деятельности руководителя (А.Л.Журавлев, А.В.Филиппов). В рамках педагогической психологии было предложено понимание труда преподавателя как целостной динамичной системы (и введено понятие педагогической системы), разработано понятие продуктивности педагогической деятельности и описаны модели высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности; разработан научно-методический инструментарий оценивания продуктивности педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина).

Общим для мировой и отечественной психологии обстоятельством, которое создало конкретную почву для акмеологических исследований, явилось перемещение проблемы совершенствования отдельной личности в область ее изучения в контексте жизненного пути (Б.Г. Ананьев, Н.И. Рыбников, Ш. Бюлер, А. Маслоу и др.). Б.Г. Ананьев разрабатывал проблему человека как комплексную, стремясь выявить закономерности, этапы и взаимосвязи разных составляющих жизненного цикла человека. С.Л. Рубинштейн в философско-психологическом труде «Человек и мир» выдвинул проблему субъекта жизни как особого качества человека, связанного с его совершенствованием, способностью идти «по восходящей», ценностным отношением к другому человеку.

Логическим результатом этого процесса стало оформление на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин новой фундаментальной, гуманистической, интегративной, практико-ориентированной науки о человеке – акмеологии, науки, изучающей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Какие главные этапы прошла акмеология в процессе своего становления?

Традиционно выделяют четыре основных этапа развития акмеологии как самостоятельной науки 1 .

Первый – латентный , когда складывались исторические, культурологические, социальные, философские, научные, практические, педагогические предпосылки выделения в научном познании такой сферы человековедения, как акмеология. Второй этап – номинационный , когда социальная потребность в знании такого рода была осознана и обозначена путем введения специального термина «акмеология». Третий этап – инкубационный , его начало датируется возникновением концептуальной идеи о необходимости выделения исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания. Предпосылкой к этому явилась систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети ХХ века в трудах Б.Г. Ананьева. Завершился этот этап выдвижением программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В. Кузьмина) 1 . Четвертый – институциональный – этап связан с созданием ряда социальных структур: акмеологических кафедр, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических наук. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется обучение.

А.А.Деркач, В.Г. Зазыкин и А.К. Маркова предложили несколько иную периодизацию становления акмеологии как науки, выделяя в этом процессе следующие этапы: имплицитный (развитие представлений о совершенствовании человека в истории, философии, других науках, культуре; на данном этапе особо выделялись методологические проблемы в психологии, педагогике и других областях знаний, имеющих акмеологическое содержание), эксплицитный (становление акмеологии как области знания, связанное с определением специфики ее предмета), рефлексивный (осмысление содержания, связи общих и специальных методологических принципов) 2 . Впрочем, при разнице терминологии в главном эти периодизации не расходятся.

Что является объектом и предметом акмеологии?

В конце ХХ века в качестве объекта акмеологии рассматривали прогрессивно развивающуюся зрелую личность, самореализующуюся главным образом в профессиональных достижениях, а в качестве предмета – закономерности, психологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям 1 .

Но данные определения объекта и предмета науки отражают только конкретную ступень ее становления, в содержательном отношении они слишком узки, если исходить из сущности акмеологии как науки о прогрессивном развитии зрелой личности. Акмеология не может сводить свой предмет только к изучению и совершенствованию профессионализма, так как профессиональная деятельность – только часть, хотя и важная, жизни человека. Акмеология развивается как наука о ценности человека, о его совершенствовании и способности не только высокоэффективно выполнять свои профессиональные обязанности, но и жить полноценной жизнью. Это предполагает все более глубокое изучение объективных и субъективных факторов, содействующих или препятствующих прогрессивному развитию зрелой личности как субъекта не только профессиональной деятельности, но, в целом, субъекта жизнедеятельности. Недаром А.А. Бодалев, В.Т. Ганжин, А.А. Деркач указывают, что объектом акмеологии выступают высшие потенции и вершинные достижения различных субъектов (отдельного человека, народа, культуры, цивилизации, мирового сообщества, человечества). При этом, по их мнению, предмет акмеологии складывается из вопросов: что такое акме? каким путем лучше всего достичь акме? как сохранить акме? 2 .

Современная акмеология ориентируется на решение проблемы соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека.

В соответствии с этим можно определить и описать объект и предмет акмеологии на нынешнем этапе ее развития.

Объектом исследования и формирования в акмеологии в настоящее время является достигающий наиболее высокого уровня развития человек как индивид, личность, субъект деятельности и как индивидуальность, а также «совокупные субъекты», достигшие своего акме, то есть малые и большие социальные общности.

Предметом акмеологии в широком понимании являются объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие прогрессивному развитию зрелого человека, а также закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени его развития – акме. Акмеология исследует также условия и факторы достижения высшей ступени зрелости малых и больших социальных общностей.

Поскольку прогрессивное развитие и саморазвитие человека взаимосвязано с процессами познания, общения и деятельности в рамках различных организационных структур, указанные явления также закономерно оказываются в зоне внимания акмеологии.

Каковы характеристики акмеологии как науки?

Акмеологию как науку отличают фундаментальность, гуманистическая направленность, интегративность и прикладная ориентация.

Фундаментальность акмеологии проявляется в создании системы ее общих и конкретных методологических принципов, которая определяет проблемное пространство, специфику ориентации акмеологии в ее подходе к человеку, социальную и личностную потребность в данной области знания, а также специфику объекта науки – развивающегося человека, субъектный характер этого развития.

Фундаментальность акмеологии проявляется также в разработке методологической модели ее предмета, собственного методического инструментария, теоретических концепций (например, концепции личностно-профессионального и гуманитарно-технологического развития; концепции развития акмеологической культуры личности; акмеологической концепции профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях; концепции рефлексивной самоорганизации творческого мышления и др.), системы законов и закономерностей.

Фундаментальность акмеологии характеризуют и ее обширные междисциплинарные связи. Акмеология тесно связана с такими направлениями общей психологии, как психология личности, дифференциальная психология, психология творчества, возрастная психология. У акмеологии весьма тесные связи с психологией труда и социальной психологией. Междисциплинарные связи с науками, не входящими в психологический комплекс, привели к возникновению специальных направлений акмеологии, таких, как педагогическая (Н.В. Кузьмина), военная (П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский), политическая (В.М. Герасимов), медицинская (В.А. Храпик), юридическая (А.В. Кириченко).

Гуманистическая направленность акмеологии проявляется в том, что акмеологическое знание помогает людям в личностной и профессиональной самореализации, в профессиональных и жизненных достижениях. Гуманистическая направленность определяется также ориентированностью акмеологии на конкретного человека. Эта индивидуальная ориентированность проявляется в том, что акмеология в ходе комплексного исследования определяет условия и факторы, способствующие или препятствующие восстановлению целостности человека, достижению им высших уровней в своем развитии, оптимизации этих процессов. То есть все, что изучается акмеологией, направлено в первую очередь на благо конкретного, а не абстрактного человека, гармонизацию его развития и отношений.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Геннадий Иванович ХОЗЯИНОВ

Нина Васильевна КУЗЬМИНА,

Любовь Евгеньевна ВАРФОЛОМЕЕВА

АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Учебно-методическим объединением

по образованию в области физической культуры и спорта

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 022300 – Физическая культура и спорт

Хозяинов Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

В настоящем учебном пособии рассматриваются общие вопросы акмеологии – новой учебной дисциплины, включенной в учебные планы высших учебных заведений, показаны пути достижения профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, способы достижения педагогического мастерства для специалистов по физической культуре и спорту.

Пособие адресовано студентам высших педагогических учебных заведений, а также может быть полезно аспирантам, преподавателям вузов, учащимся ФПК для специалистов по физической культуре и спорту.

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие разработано в соответствии с примерной программой дисциплины «Акмеология физической культуры и спорта», одобренной учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта, утвержденной Министерством образования Российской Федерации, и рекомендуется для студентов, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт».

Учебное пособие включает три раздела. В первом разделе «Общие основы акмеологии» дается характеристика акмеологии как науки и учебной дисциплины; рассматриваются слагаемые профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, педагогический опыт как результат самореализации творческого потенциала педагога; рассказывается о вершинах творчества некоторых выдающихся людей – предвестников фундаментальной акмеологии.



Во втором разделе «Акмеологическая направленность подготовки специалистов по физической культуре и спорту» рассматриваются следующие вопросы: современные образовательные технологии, содержание образования как средства развития личности, акмеологическая направленность составляющих процесса обучения в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту, а также их профессионально-педагогическая деятельность; организация и осуществление педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Третий раздел «Педагогическое мастерство – высший уровень профессионализма педагога» рассказывает об основах и сущности педагогического мастерства, о методиках определения уровней профессионализма педагога и эффективности технологий обучения, о педагогическом диагностировании.

«Акмеология» – новая учебная дисциплина, включенная в учебные планы высших учебных заведений. Отсюда понятны сложности, которые возникают в связи с разработкой программы, учебника и учебных пособий. В них должны быть отражены основы акмеологии как науки. Представляется, что содержание этого курса должно отражать как общие, так и специфические стороны профессиональной деятельности.

В профессиональной подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту акмеология представляет возможности для: 1) самопознания; 2) интеграции учебных дисциплин; 3) усиления психолого-педагогической направленности профессиональной деятельности; 4) профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность.

Раздел 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ

АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Слово «акмеология» происходит от греческих слов «акме» («вершина, острие, зрелость, расцвет, лучшая пора») и «логос» («слово, понятие, учение»); «...логия» в окончании сложных слов обозначает «учение, науки».

Дополнительно можно дать такое разъяснение. Греки словом «акме» называли период зрелости в человеческой жизни, когда он достигает всего, на что способен, когда развернулись, расцвели и на вершине всех способностей находятся его силы.

В 1928 г. Н. А. Рыбников ввел в научный оборот понятие «акмеология», обозначив им раздел возрастной психологии – психологию зрелости или взрослости. Данное понятие в том же значении использовал позднее Б.Г.Ананьев, указав место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде, изучающих фазы его жизни, его возрастные особенности. Он расположил эти науки в такой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).

Проведя большую серию исследований, объектом которых были студенты Ленинградского университета, Б. Г.Ананьев заложил основы экспериментальной акмеологии как раздела возрастной психологии. Он обосновал необходимость создания науки, которая объединила бы поиски ученых разных направлений, сосредоточив их внимание на индивидуальных, личностных и субъектно-деятельностных характеристиках физически и психически зрелого взрослого человека.

Эти замыслы нашли отражение во многих работах его учеников и последователей.

В настоящее время назрела необходимость рассмотреть предмет акмеологии на современном уровне с учетом результатов новейших исследований. Интегрирующую роль в этом направлении сыграли работы А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана, К.А.Абульхановой-Славской и др.

Можно вполне определенно утверждать, что в настоящее время предмет акмеологии значительно расширился, и она уже не рассматривается только как раздел возрастной психологии.

Акмеология как наука

Классификация основных направлений акмеологии

В настоящее время существуют различные определения акмеологии как науки. Приводим их в той формулировке, которая дается в словаре-хрестоматии по акмеологии (см. список рекомендуемой литературы):

– наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, содействующих или препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, воплощаемой в социально значимых продуктах культуры, искусства, литературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке (Н. В. Кузьмина);

– наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А. Деркач, А. А. Бодалев);

– интегративная наука. Отличается от психологии тем, что исследует закономерности созидания целостным человеком тех или иных результатов. Она формулирует критерии оценки уровня продуктивности его деятельности, исследует условия жизни и развития: биографию, происхождение, окружение, его взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми (Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева);

– наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А. А. Бодалев);

– интегративная наука, изучающая закономерности, пути, средства, условия достижения вершин творческого потенциала человека и способы его самореализации в созидательной деятельности на этапе зрелости (Г. И. Хозяинов);

как междисциплинарная область знаний о функционирующих объектах изучает их качественные преобразования в процессе самодвижения к вершинам зрелости, полноте самовыражения (В. Н. Тарасова);

– это наука о саморазвитии субъектов педагогического процесса в условиях развития образовательных систем (В. Н. Максимова);

– новая область научных знаний в системе наук о человеке. Предметом ее исследований являются закономерности, факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности, профессиональной и непрофессиональной (Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф.Лунева);

– наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах (Ю.А.Гагин).

Разнообразие определений акмеологии как науки свидетельствует о том, что, во-первых, это хотя и молодая, но интенсивно разрабатываемая наука (она была зарегистрирована 15 июля 1991 г.); во-вторых, она имеет несколько направлений, что позволяет осуществить их классификацию.

Акмеология как наука делится на классическую, фундаментальную и прикладную (отраслевую).

Классическая акмеология, у истоков которой стоят Б. Г.Ананьев, Н. А. Рыбников, А. В. Петровский, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией и геронтологией. Предметом классической акмеологии является психика зрелого человека.

Фундаментальная акмеология рассматривает человека как целостную систему. Ее предметом являются закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческого потенциала зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности, требующей общего и профессионального образования, которое обеспечивает ее субъектам совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на протяжении жизни. Фундаментальная акмеология является своеобразным продолжением психологии, но в то же время кардинально от нее отличается. Если центральным понятием психологии является «отражение», то в акмеологии это «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека, в психологии не исследованная.

Прикладная (отраслевая) акмеология возникла в результате поиска путей ее применения в преподаваемой области специальных знаний.

Акмеология имеет разносторонние связи с другими науками, искусством, культурой, что способствует ее развитию, уточнению, углублению, а также лучшей организации акмеологических исследований в целях повышения качества созидательной деятельности в любой сфере. Прикладная акмеология, в свою очередь, делится на акмеологию образования, педагогическую, школьную, коррекционную, профессиональную, этнологическую, креационную акмеологию, акмеософию, акмеомонику, акмеизм, акмелингвистику.

Акмеология (от др.-греч. бкмЮ, akme -- вершина, др.-греч. логпт, logos -- учение) -- раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний -- синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации».

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры -- это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации. Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание -- это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение -- это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет построить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

Психология развития, акмеология - область психологической науки, занимающаяся изучением закономерностей процессов развития и формирования психики в антропогенезе, сравнительным изучением развития психики в разных культурах, изучением формирования и развития психических процессов и психологических качеств личности, а также исследованием механизмов и движущих сил развития психики человека на разных ступенях жизненного цикла, протекающих при тех или иных внешних и внутренних условиях. Акмеология (греч. «акме» - «цветущая сила», «вершина») - комплексная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, как субъекта творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности.

Процесс становления психологической науки характеризуется ее дифференциацией и выделением отдельных отраслей, в том числе и психологии развития. В последние десятилетия более дифференцированно стали изучаться микровозрастные различия в развитии и поведении взрослых людей, выделилась акмеология как особая дисциплина о психологической и социальной зрелости человека, состоящей из фаз развития, не только предшествующей, но и противостоящей инволюционным процессам. Наблюдается в психологии и обратная тенденция - к интеграции психологической науки. Процесс интеграции связан, с одной стороны, с теоретическими обоснованиями общих закономерностей в развитии психики людей, с другой стороны, он определяется потребностями педагогической и социальной практики в грамотном проведении диагностики и коррекции психики. Современный уровень развития науки и педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения, воспитания невозможен без активного участия в этих процессах квалифицированных психологов, владеющих знаниями, как общих закономерностей, так и специфических особенностей психического развития.

Акмеология - междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке. Это наука о закономерностях развития личности и профессионализма под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования.

Акмеология - наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х гг., когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Н. Мясищев), рефлексология (В. М. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. А. Рыбников). Если социокультурным предшественником возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX в., как акмеизм (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова и другие), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Нэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.

Акмеология - современная комплексная наука фундаментально-прикладного характера. В своем становлении она прошла длительный путь от образования объективных предпосылок возникновения до создания социальных структур. Акмеологическое познание прошло несколько этапов самоутверждения в научном сообществе - от определения дисциплины в 1928 г. до организации акмеологического вуза в 1996 г. Рассмотрим вехи истории акмеологии.

1. Латентный этап - создание исторических, культурологических, социальных, философских, научных, практических, педагогических предпосылок выделения в научном познании такой сферы человековедения, как акмеология.

Осознание человеком своего места в мире формирует его мировоззрение. С самого начала культурного развития человечества складывались, утверждает Б. Г. Ананьев, представления о развитии человека, высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершинность, высшая степень совершенства . Акмеоло- гичность пронизывает всю историю человека, которая демонстрирует множество образцов в самых разнообразных видах деятельности.

Научные предпосылки акмеологии были разработаны в 144 г. до н. э. Апполодором, представителем Александрийской школы, которая рассматривала максимальное совершенство как вершину в развитии деятельности. При этом под «акме» имелось в виду такое состояние индивидуума, при котором достигается высший результат его деятельности («звездный час»), а не процесс движения к этому состоянию. Апполодор, развивая учение об акме, обозначил высшую точку развития как кульминацию деятельности и ввел латинское определение агерц (акме) как floruit (расцвет).

С середины XX в. в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем.

Однако в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы, что и призвана сделать акмеология.

2. Номинационный этап характеризуется тем, что социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путем введения профессором Н. А. Рыбниковым в 1928 г. специального термина «акмеология». Рыбников поставил задачу разработать раздел, посвященный психологии взрослых людей, и назвал этот раздел акмеологией. Акмеологию он определяет как науку о развитии зрелого человека, в отличие от педологии (1920-1936 гг.) - науки о детях. В 1928 г. Н. А. Рыбников сетовал, что существует генетический метод, который используется лишь в детской психологии, а в области психологии взрослого не применяется. Он утверждал, что на основе генетического метода можно разрабатывать возрастную психологию взрослого человека.

Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования. Акмеологию он размещает в системе наук между педагогикой и геронтологией.

Интерес к проблемам психологии зрелого человека у Б. Г. Ананьева появился тоже в 1928 г., в бытность студентом Севсроосе- тинского педагогического института.

В 1955 г. в журнале «Вопросы психологии» № 5 Б. Г. Ананьев выступил с идеей научной разработки психологии взрослых. В свою очередь, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн остановились на пороге психологии взрослого человека.

В 1968 г. Б. Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в такой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).

Акме им определялось как период активного развития и овладения полным комплексом социальных и профессиональных функций взрослого человека. Взрослый человек - это не стационарное состояние, так как есть периоды подъема и спада.

Акмеология рассматривается Е. И. Степановой как педагогическая психология взрослого человека. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова и Н. Н. Обозов рассматривали действительность не только как закономерности отражения человеком объективной реальности, но и в рамках совершенствования созидательной деятельности.

Другое направление в развитии акмеологии представляют работы Н. В. Кузьминой, изучающей влияние способностей взрослого человека на меру продуктивной деятельности при достижении результата.

3. Инкубационный этап. Его начало датируется возникновением концептуальной идеи Н. В. Кузьминой о необходимости констелляции исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания. Предпосылкой к этому явились систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети XX в. в трудах Б. Г. Ананьева. Замысел создания экспериментальной акмеологии психофизической эволюции взрослого человека был сформулирован и опубликован Б. Г. Ананьевым еще в 1957 г. Реализация замысла началась с создания психологического факультета при Ленинградском государственном университете в 1966 г. Под руководством Б. Г. Ананьева исследование зрелых людей проводилось одновременно по двум программам.

Завершился этот этап, по мнению А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой, выдвижением программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины .

  • 4. Институциональный этап связан с созданием ряда социальных структур: акмеологических кафедр, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических паук. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется профессиональное обучение. Ананьев предвидел, что акмеологии суждено создать научный аппарат, который позволит адекватно отражать проблемы эффективного развития и становления человека во всей совокупности его качеств.
  • 1926-1989 гг. - развитие акмеологического подхода в трудах Н. А. Рыбникова, Б. Г. Ананьева, II. В. Кузьминой, А. А. Бодалева и другие: от исследования взрослости как возрастного периода до изучения формирования профессионального мастерства, познания творческого потенциала личности и путей достижения индивидуальных, профессиональных и социальных вершин развития.
  • 1989 г. - основана Всесоюзная акмеологическая ассоциация.
  • 1991 г. - Госкомитет по науке и технике утвердил акмеологию как новую область знаний в системе наук о человеке, как науку, изучающую феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Новой научной специальности присвоены шифр и название: 19.00.13 - «Акмеоло- гия, психология развития».
  • 1992 г. - открыта Академия акмеологических наук как сообщество ученых, осуществляющих акмеологические исследования и проводящих научно-практические конференции по актуальным проблемам акмеологии.
  • 25 декабря 1992 г. была создана кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Основатель кафедры и ее бессменный руководитель - Анатолий Алексеевич Деркач, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, академик Международной академии акмеологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

  • 1993 г. - в Санкт-Петербурге начала работу Первая научная сессия Академии акмеологических наук. Тема сессии - «Акмео- логия, психология, педагогика: вчера, сегодня, завтра». Проведение сессий стало традиционным: каждый год представляются творческие разработки и проходят оживленные дискуссии по актуальным проблемам и задачам акмеологии.
  • 1995 г. - под интеллектуальным патронатом Академии акмеологических наук создается высшее учебное заведение - Санкт- Петербургская акмеологическая академия. Создателями данной академии являются Н. В. Кузьмина, А. М. Зимичев.

С 1996 г. кафедра А. А. Деркача издает журнал «Акмеология», в котором отражено современное состояние исследований в области психологии развития и акмеологии. Длительное время это было внутрикафедральное, внутриакадемическое издание. С мая 2002 г. журнал приобрел статус всероссийского издания.

С 2002 г. в Костроме начинает издаваться журнал ВАК «Акмеология» (главный редактор - профессор Н. П. Фетискин).

В 2007 г. открыта специализация «Акмеология и педагогическая психология» на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЯрГУ имени И. Г. Демидова (заведующий кафедрой - профессор М. М. Кашапов).

Таким образом, акмеология представляет собой науку фундаментальную, актуальную, перспективную. Актуальность акмеологии характеризуется ее возникновением в системе образования в целях лучшего решения практических задач подготовки и повышения квалификации специалистов разных профилей. После регистрации в ней сложилось несколько направлений.

С середины двадцатого века в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем.

Но в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы. Эту парадигму и призвана создать акмеология.

В 1968 г. Б.Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении). Б.Г. Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования.

Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается.

Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений.

Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А.А. Бодалева, «… она определяет сходное и различное у разных людей и в том же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека».

Цели, объект и предмет акмеологии

Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе - это, прежде всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека, как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.

Иными словами, нельзя изучать человека в отрыве от его деятельности и деятельность без субъекта труда.