Ивакина н профессиональная речь юриста. ЖК РФ - Жилищный кодекс РФ

А.И.Р. - А.И. Рожанский

А.И.У. - А.И. Урусов

А.Ф.К. - А.Ф. Кони

В.В.Ш. - В.В. Шапочников

В.Д.С. - В.Д. Спасович

В.И.Ж. - В.И. Жуковский

В.И.Ц. - В.И. Царев

Г.М.Ш. - Г.М. Шафир

И.М.К. - И.М. Кисенишский

К.К.А. - К.К. Арсеньев

К.Ф.Х. - К.Ф. Хартулари

М.Б.Ч. - М.Б. Черняк

М.Г.К. - М.Г. Казаринов

М.Л.Ш. - М.Л. Шифман

М.С.Д. - М.С. Драбкин

М.Ф.Г. - М.Ф. Громницкий

Н.И.Х. - Н.И. Холев

Н.П.К. - Н.П. Карабчевский

Н.П.Кан - Н.П. Кан

Н.П.Ш. - Н.П. Шубинский

О.В.Д. - О.В. Дервиз

О.С.П. - О.С. Перцов

П.А.А. - П.А. Александров

П.А.Д. - П.А. Дроздов

П.Н.О. - П.Н. Обнинский

С.А.А. - С.А. Андреевский

Ф.Н.П. - Ф.Н. Плевако

Я.И.Г. - Я.И. Горнштейн

Я.С.К. - Я.С. Киселев

ВВЕДЕНИЕ

Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность.

П. Сергеич. Искусство речи на суде

…нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами.

А.Ф. Кони. Приемы и задачи прокуратуры

…для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов. Хорошая новость

Воздействие на чувства является естественной принадлежностью красноречия в уголовном процессе, и само название судебного оратора едва ли может подойти к тому, кто говорит исключительно для ума.

K.П. Луцкий. Судебное красноречие

Как музыканту нельзя без музыкального слуха, так и людям, работающим со словом, нельзя без любовного отношения к слову, без живого чувства языка.

Г.А. Золотова. Слово и штамп

Книга написана лингвистом. Много раз я спрашивала себя, имею ли право давать юристам какие-либо советы по подготовке и произнесению судебных речей. И пришла к убеждению, что имею. 15-летний опыт участия в судебных процессах в качестве народного заседателя Красноярского краевого суда и многолетний опыт чтения студентам юридического факультета Красноярского госуниверситета собственного курса «Культура речи юриста» дают мне это право.

Целью курса «Культура речи юриста» было воспитание языкового вкуса будущих юристов, развитие коммуникативных навыков. Разработка программы и методов преподавания шла путем поисков. Были неудачи, были успехи. «Учебником» по данному курсу была практическая деятельность юристов: посещали со студентами судебные процессы, анализировали судебные речи дореволюционных судебных ораторов, современных прокуроров и адвокатов; читали и анализировали процессуальные акты, делали выводы. Проводили конференции с работниками прокуратуры и следственных органов, с судьями. Студенты выполняли курсовые, даже дипломные работы, хотя курс не был профилирующим; выступали с докладами на научных студенческих конференциях в городах Красноярске, Перми, Казани, Москве. В результате большой работы был накоплен материал для учебного пособия «Культура речи юриста» в двух частях, вышедшего в 1994 г. в издательстве Красноярского госуниверситета. В 1995 г. в московском издательстве «БЕК» вышло учебное пособие «Культура судебной речи». В 1997 г. в том же издательстве было издано учебное пособие «Профессиональная речь юриста». В 1999 г. в издательстве «Юристъ» вышло второе издание учебного пособия «Культура судебной речи» под названием «Основы судебного красноречия (Риторика для юристов)».

О судебном ораторском искусстве имеется довольно значительная литература, написанная в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Главное внимание в работах, написанных юристами, с полным основанием уделяется раскрытию правовых и процессуальных вопросов. В советский период использованию в судебной речи риторических структур и приемов не придавалось значения. Они считались делом второстепенным, почти ненужным. Культурно-речевой аспект судебной речи рассматривался юристами в общих чертах. Публичному говорению, судебному красноречию в учебном процессе на юридических факультетах университетов не уделялось должного внимания. Юристами справедливо отмечалось, что «учат студентов многому, но вот как подготовиться к процессу, как построить речь, ораторскому искусству не учат! Артистов учат, как вести себя на сцене, как правильно говорить, а студентов-юристов - нет» .

Но в работах, написанных в постсоветские годы, ставится вопрос о том, что убедительная речь должна строиться «…по всем правилам ораторского искусства»: «Одна из причин неубедительности речей государственных обвинителей в суде с участием присяжных заседателей (впрочем, как и в обычном суде) заключается в том, что они при разработке и произнесении своих речей не придают должного значения ораторскому искусству» .

Подзаголовок данной книги Риторика для юристов определяет ее направленность. Эта книга - о риторике в суде: об убедительной и эффективной речи, об искусстве говорить хорошо и логично, об искусстве украшения речи, об искусстве речевого воздействия. Об этом расскажет каждая тема книги. Не вдаваясь глубоко в правовые и процессуальные вопросы, мы будем говорить о форме судебной речи , о том, какие риторические фигуры и приемы делают речь логичной, воздействующей, этичной. То есть будем говорить о речевом мастерстве выступающего в суде юриста. «Если у вас неудачная форма изложения, то есть то, как вы говорите, то уже не имеет значения, что вы говорите, потому что все равно вас не будут слушать», - пишут американские юристы .

В пособии впервые сформулировано определение понятия судебного красноречия . Судебная речь рассматривается с точки зрения ее особенностей как жанра публичной речи, с точки зрения ее убедительности, композиции, этических основ и устности; продемонстрировано, что выбор языковых средств связан с темой речи; даются рекомендации по использованию языковых средств, способствующих логичности и экспрессивности судебного выступления; а также предлагаются ораторские приемы, которые помогут приобрести отдельные навыки в подготовке и произнесении судебных речей. Приводятся многие правила риторики, позволяющие молодому, начинающему оратору овладеть основами судоговорения.

В пособии приведено большое количество цитат из работ юристов о судебной речи для того, чтобы показать, что вопросы судебного красноречия волновали и волнуют юристов; что мои выводы из исследований о судебной речи совпадают с мнениями ученых-юристов и подтверждаются ими. Кроме того, точки зрения дореволюционных, советских и современных юристов обобщаются, сопоставляются, систематизируются, что позволит студентам познакомиться с литературой и на основе этого составить собственное мнение по многим вопросам.

Изложение учебного материала ведется с учетом требований к судебному красноречию в условиях реформированной судебной системы. В качестве иллюстраций использованы тексты судебных речей выдающихся дореволюционных судебных ораторов, прокуроров и адвокатов советского и постсоветского периодов. Цель пособия - содействовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений.

По каждой теме, предлагаемой в учебном пособии, даны необходимые лингвистические термины, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы и примерный план практического занятия. К пособию прилагаются тексты судебных речей. В речи, записанной на магнитную пленку, знаки препинания не поставлены; речевые сегменты отделены друг от друга наклонными линиями. Фамилии красноярских судебных ораторов не названы из этических соображений.

Данная работа является вторым изданием учебного пособия по курсу "Судебное ораторское искусство" и адресована студентам юридических факультетов ВУЗов и техникумов, а также юристам - практическим работникам.
Молодым специалистам пособие поможет приобрести определенные умения и навыки в подготовке и произнесении судебной речи, в управлении вниманием судебной аудитории; опытным юристам поможет избавиться от некоторых ошибок.

Понятие судебного красноречия.
Прокурора и адвоката, выступающих в судебных прениях, называют судебными ораторами. Это предполагает большую ответственность. Почему? Для ответа на этот вопрос давайте вспомним, кто такой оратор.

Оратор.
Слово оратор заимствовано в XVIII в. из латинского языка (лат. orator - от orare - говорить, излагать). Слово многозначное. Первое его значение - «тот, кто произносит речь», «лицо, произносящее речь». В этом значении слово употребляется как термин: прокурор и адвокат, защищая или оспаривая права истца и ответчика в гражданском процессе и поддерживая государственное обвинение или защищая права подсудимого в уголовном процессе, выполняют свою функцию в соответствии с процессуальным положением в судебном разбирательстве. Роль оратора в этом понимании слова сводится к выполнению действий, предусмотренных процессуальным законом: проанализировать, дать правовую оценку.

Не ошибемся, если скажем, что чаще всего человек, произносящий публичную речь по долгу службы, формально, без любви к делу, без уважения к своей профессии, говорит, как правило, невнятно, неуверенно, монотонно, сбивчиво, заученными стандартными фразами, с речевыми ошибками. Речь его засорена пустыми, ненужными словами типа в общем-то, как бы и др. Об ораторских приемах и говорить не приходится. Слушать такую речь скучно. Да и нужна ли она в суде? Выполняет ли она свое назначение? А оратор даже не задумывается, что речь можно произнести иначе, так, чтобы она стала убедительной, чтобы судья прислушался к ней.

Оглавление
Условные сокращения
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
1. Понятие судебного красноречия
2. Речевая культура юриста
3. Качества воздействующей речи
Тема 2. СУДЕБНАЯ РЕЧЬ - ЖАНР ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
1. Из истории судебного красноречия
2. Назначение судебной речи
3. Отличительные черты судебной речи
4. Диалогизированный монолог
Тема 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ РЕЧИ
1. Убедительность судебной речи
2. Логические ошибки в речи
3. Языковые средства, создающие логичность речи
Тема 4. КОМПОЗИЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕЧИ
1. Логическая структура судебной речи
2. Лингвистический аспект композиции
Тема 5. СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Экспрессивность судебной речи
2. Средства эмоционального воздействия
Тема 6. ТЕХНИКА РЕЧИ - СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Интонационно-выразительные средства
2. Произношение
3. Благозвучие
4. Ударение
Тема 7. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ
1. Судебная этика
2. Этикет судебного оратора
3. Этика речевого поведения оратора
Тема 8. УСТНЫЙ ХАРАКТЕР СУДЕБНОЙ РЕЧИ
1. Спонтанность судебной речи
2. Разговорные конструкции в судебной речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Словари
Приложение 1
СУДЕБНЫЕ РЕЧИ ИЗВЕСТНЫХ ЮРИСТОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
СУДЕБНЫЕ РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И АДВОКАТОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Приложение 2
Сноски.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы судебного красноречия (риторика для юристов), Ивакина Н.Н., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Основные вопросы темы:

1. Понятие языка и речи.

2. Культура письменной профессиональной речи.

3. Культура устной профессиональной речи.

4. Судебное красноречие.

Понятие языка и речи.

Язык - сложная система, основой которой является словарный состав и в которой элементы языка (слова, термины, обороты) находятся в определенной грамматической и лексикосимантической взаимосвязи.

Речь - реализация языка в общении между людьми с целью передачи различного рода необходимой информации.

Профессиональный язык юриста охватывает общую систему языка и включает в себя специальные развитые группы понятий, таких как юридический понятийный материал, терминология и специально приспособленные к профессиональным целям лексико - семантические связи, обеспечивающие максимально возможную однозначность языка, конкретность и экономию языковых средств.

Профессиональная юридическая речь понимается как целевой процесс коммуникации с употреблением профессионального языка, направленный на решение правовых задач.

О культуре речи написано много фундаментальных работ. Мы знаем и большое количество высказываний известных писателей о роли языка в жизни людей. Но из огромного множества их давайте выберем слова К.Г. Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык... Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает?» По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. По нашей речи наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека - это его своеобразный паспорт, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Поэтому необходимо учиться культуре речи.



Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления и сознательной любовью к языку. От точности мышления зависит выбор средств выражения, неточность же выражения ведет к фактическим ошибкам. Поэтому каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит.

Основным критерием культуры речи лингвисты считают нормативность , которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, то есть отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов. Кроме того, культурной считается речь, которой присуще речевое мастерство : логическая стройность, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.

Культура речи определяется в лингвистике как мотивированное употребление языкового материала, как использование в определенной ситуации языковых средств, оптимальных для данной обстановки, содержания и цели высказывания; это использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае.

2. Что входит в понятие культуры речи юриста? С учетом задач уголовного судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как использование в процессуальных актах языковых средств официально-делового стиля, которые соответствуют требованиям УПК РК и адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В официально-деловом стиле используется большое количество готовых, стандартных выражений - клише . И вот здесь встает проблема клише и штампов в речи юриста: уместность и необходимость клише при составлении документов и неуместность речевых штампов, которые причиняют вред.

Почему необходимо говорить особо о культуре речи юриста?

Профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф. Кони, «юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей». Юрист выступает в различных коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведет деловую переписку, ему приходится писать протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные заключения, исковые заявления, приговоры и определения, договоры и соглашения, заявления и жалобы.

Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. В речах прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по данному делу, поэтому судебный оратор нередко использует конструкции, уместные лишь в письменной официально-деловой речи. А публичная речь предполагает богатство словаря, художественную выразительность. Культура публичной речи - это такое использование языкового материала, которое обеспечивает наилучшее воздействие на аудиторию в конкретной обстановке и в соответствии с поставленной задачей. Термин «оратор» обозначает не только лицо, выступающее с речью, но и человека, владеющего мастерством публичной речи, ее методикой. Речь должна быть построена так, чтобы она привлекла внимание, наилучшим образом способствовала убеждению.

К тому же при производстве уголовных дел и решении споров граждан и учреждений между собой юрист бывает и конфиденциальным собеседником. Ему приходится сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. От того, насколько точно понимают эти лица речь юриста, подчас зависит содержание их объяснений и показаний. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Бывают случаи, когда из-за неточно заданного вопроса допрашиваемый просит уточнить или исправить некорректно заданный вопрос. Высокий рейтинг многих современных судебных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Это обязательное условие успешной самопрезентации судебного оратора. Значит, язык - это инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли. Это профессиональное оружие юриста. И вопросы культурной речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью.

Говорить о культуре речи юриста надо и потому, что юридический язык специфичен. В нем много терминов, имеющих особое юридическое значение, например: кодекс, контрабанда, алиби, мотивы преступления, мера пресечения, конфискация и др. В качестве терминов используются некоторые разговорные слова. Такие, как промотание, попрошайничество , оговор ; устаревшие: деяние, сокрытие ; отглагольные существительные, не характерные для общего употребления: постановление, отобрание , недонесение, приискание . Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, привод - принудительное доставление кого-либо в органы расследования и суда; возбудить - начать производство уголовного дела; склонить - заставить совершить преступление; смягчить - сделать наказание менее суровым и строгим; статья - определенный раздел, параграф в юридическом документе; организатор - инициатор преступления; погашение - прекращение срока судимости; эпизод - часть преступных действий и др. Поэтому в языке права наблюдаются словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например: организатор преступления, применить меры, совершение преступления, аморальный проступок и др. Это один из самых трудных и самых интересных профессиональных языков.

4. О культуре устной судебной речи следует говорить и потому, что на суде каждое слово оказывает большое психологическое воздействие, например: наказание - это не только кара, это возможность искупит вину, исправиться, перевоспитаться . И поэтому недостаточно грамотно составленное обвинительное заключение (которое обязательно оглашается в судебном процессе), а также серая, казенная речь прокурора или адвоката не способствуют выполнению судом его высокой функции. Допущенная судебным оратором речевая ошибка дискредитирует представителя органов правосудия. Если же ошибка осталась незамеченной, то юрист, оказывается проводником речевого бескультурья. Культура речи не личное дело каждого юриста, а общественная необходимость. Борьба за чистоту речи - это борьба и за уважение к нашим законам.

Судебная речь имеет целью способствовать формированию убеждения судей и присяжных заседателей. Для этого она прежде всего должна быть понята составом суда, а также всеми слушателями. Значит, первое необходимое качество судебного выступления - ясность. Чем достигается ясность? Прежде всего глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Ясность - это умение говорить доступно, доходчиво о сложных вопросах.

Нередко доходчивость, или доступность, называют простотой. Простота изложения способствует тому, что речь воспринимается легко и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Однако нельзя путать простоту и примитивность. Простота речи предполагает использование и сложных синтаксических конструкций, и риторических приемов. Вовремя и кстати приведенное сравнение, нужный эпитет, исторический пример, пословица или поговорка оживляют речь, делают ее более доходчивой. Но совершенно нетерпимы в судебной речи искусственная красивость, высокопарность.

Речь становится неясной вследствие нечеткого знания материалов дела, низкой культуры мышления. Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления. Довольно часто речь становится неясной из-за использования в ней иноязычных слов и узкоспециальных терминов. Например, «моему подзащитному инкриминируется...» Особенно сейчас, когда наша речь пестрит иноязычными словами, судебному оратору необходимо следить за их мотивированным использованием.

К неясности речи обязательно приведет неуместное употребление местоимений. Причиной неясности может быть многословие.

Ясность мысли и ее выражения ведет к такому качеству речи, как точность. Точность , то есть соответствие высказывания замыслу оратора и явлениям действительности, является необходимым качеством судебной речи. Это предметная точность. Судебный оратор должен хорошо знать материалы уголовного дела, о которых говорит. Речевые неточности, вызванные слабым знанием предмета речи, приводят к негативному отношению к судебному оратору. Точность создается также употреблением юридических терминов и клише: мотивы преступления , а не побуждения; возбудить уголовное дело , а не начать; дело выделено в отдельное производство, а не в самостоятельное; применить меры пресечения , а не принять и др.

Нарушение точности приводит к тому, что представления, понятия искажаются. Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, так называемыми «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, если можно так сказать и другими. Из-за таких слов-сорняков, как, четко сформулированная мысль становится неточной что ли, будем так говорить , четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор как бы кается в неумении точно выражаться. Модное слово в общем-то также не позволяет выразить мысль точно, конкретно. Кроме того, бесконечно повторяемое слово отвлекает слушающих от содержания речи и вызывает желание сосчитать, сколько раз оратор произнесет любимое слово, совершенно не нужное.

Точно обозначенные понятия, ясно выраженные мысли должны быть поданы логично, то есть отражать логику отношений и зависимостей между явлениями. Логичность в лингвистике определяется как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Различается логичность предметная и понятийная. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка. Мыслить и рассуждать логично - значит мыслить точно и последовательно, доказательно и убедительно, не допускать противоречий в рассуждении. Это необходимо помнить судебным ораторам, так как их речи требуют обоснованности выводов. Логичность на уровне целого текста создается композицией речи и рядом логических приемов, основные из которых - определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Логичность на уровне отдельных частей судебной речи зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей. Одним из средств связи являются логические вопросы.

Важным качеством судебной речи является ее уместност ь , то есть соотнесенность языковых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить речь соответственно теме, задаче, времени, месту, оратору. Каждый культурный человек без труда выберет правильную форму управления: пошла за водой, за хлебом . Однако среди жителей села уместным будет разговорный вариант пошел по грибы, по воду , так как услышав пошла за водой, в деревне вас обязательно исправят: «Не за водой, а по воду: за водой далеко уйти можно».

Уместная речь обладает следующими признаками:

1) соразмерностью языковых средств с содержанием, то есть слова должны точно передавать то или иное содержание. Например, определяя степень тяжести причиненного телесного повреждения, не следует выражать мысль приблизительно: очень тяжелые повреждения , нужно использовать юридический термин тяжкие телесные повреждения .

2) соответствием языковых средств обстановке. В доме, в котором горе, неуместно приветствие «Добрый день». Неуместны фразеологизмы в следующих примерах: «Девушка-работница в пьяном виде зарезала мать. Присяжные узнают от оратора, что это произошло в один прекрасный день ...»; «Два татарина задушили старого извозчика... И среди угнетенной тишины судебного зала раздаются слова обвинителя: «Мы не знаем, кто из подсудимых был руководителем, играл, так сказать, первую скрипку »;

3) соответствием языковых средств оратору. Вспоминается такой случай. В судебном заседании адвокат в воспитательных целях спрашивает свидетельницу, употребившую в показаниях жаргонизм кабак: «Скажите, что такое кабак ?» - и добивается, чтобы она сказала ресторан . Сам же в защитительной речи употребляет просторечия: «Кража сумочки вменена ей чохом », «Первая судимость у нее плевая », «Как она могла реагировать на похабную записку?». Юристу, выступающему на суде, необходимо употреблять слова в соответствии с обстановкой и своим служебным положением.

Слова характеризуют оратора как личность, поэтому речь его должна быть чистой . Чистой признается такая речь, в структуре которой нет чуждых литературному языку слов, фразеологизмов, диалектной, жаргонной и арготической лексики, конструкций разговорной речи. Например, нарушают чистоту речи просторечные образования упасть , махалась, попался на скамью подсудимых, выпивши , характеристика со школы и др.

Одним из основных качеств судебной речи, определяющих ее эффективность, является правильность , которая предполагает соблюдение общепринятых норм литературного языка. Языковая норма - это принятые в общественно-речевой практике правила произношения, употребления слов, правописания, постановки знаков препинания, словообразования. Нормы складывались в языке исторически, они являются результатом отбора наиболее пригодных для общения средств из числа сосуществующих и отражают реальные тенденции развития языка. Нормы языка характеризуются относительной устойчивостью, общеобязательностью. Важно соблюдение лексических норм, обеспечивающих точность словоупотребления; орфоэпических (произносительных) и акцентологических (норм ударения), обусловливающих единство звукового оформления речи. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) устанавливают единообразие форм словоизменения и соединения слов в словосочетания и предложения. Стилистические нормы обеспечивают уместность эмоционально и функционально окрашенных языковых средств.

Нормативными являются морфологические формы обусловливать, сосредоточивать, годы, ветры, торты, профессора, клади, кладу, положи, чулок, носков, яслей, плеч, блюдец и др. Довольно часто приходится наблюдать нарушение судебными ораторами синтаксических норм, в частности, норм управления, например: не касались к нему, согласно объяснений, уточнили о том, попытка о смягчении наказания, установили о причинах преступления и т.д. (Надо: не касались его, согласно объяснениям, уточнили что-то, попытка смягчения наказания, установили причины преступления).

Неумение пользоваться деепричастными оборотами также нарушает синтаксические нормы: Уже находясь в местах лишения свободы / ему исполнилось 18 лет / ; или: И вот возвращаясь домой / что-то помешало ему; или: Ст. 108-я часть первая / требует наличия тяжких телесных повреждений, относясь к категории тяжких / ; или Имея большой опыт самолетовождения / курс им был взят правильно. Следует помнить, что деепричастный оборот всегда обозначает добавочное действие подлежащего, главное же действие подлежащего выражается глаголом - сказуемым. Значит, исправить ошибки можно путем замены деепричастного оборота:

а) придаточным предложением: Ему исполнилось 18 лет, когда он находился...; когда он возвращался домой, что-то помешало ему...; или

б) причастным оборотом: Ст. 108-я, часть первая, требует наличия телесных повреждений, относящихся к категории тяжких; или

в) введением подлежащего, с которым соотносится деепричастный оборот: Имея большой опыт самолетовождения, курс он взял правильно; рассмотрев настоящее дело, мы установили, что Василовский совершил...

В высказываниях Я была замужем / но муж исчез / в просторах нашей родины и Он шел по линии резкой критики имеющихся недостатков нарушены стилистические нормы. Словосочетание в просторах нашей родины характерно для публицистической речи, поэтому неуместно в показаниях подсудимой. Во втором примере по линии - слово официально-делового стиля, неуместное в разговоре о чертах личности, к тому же оно влечет за собой несколько форм родительного падежа, что характерно для письменной официально-деловой речи: по линии резкой критики имеющихся недостатков. Правильнее сказать: Он критиковал, подвергал критике. Умение говорить грамотно - обязанность судебного оратора. Казалось бы, внимание судей и присутствующих в суде граждан сосредоточено на содержании речи, однако любое нарушение нормы вызывает негативную реакцию, отвлекает от восприятия материала.

Наше время, с его ускоренными темпами, ростом количества информации, с необходимостью повышения культурного уровня, требует от судебного оратора ясного, краткого изложения материала. Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Распространенной ошибкой является многословие: Подсудимый был / в совершенно нетрезвом состоянии: или: Мовшенко всякий раз / отзывается только положительно / на просьбы своих соседей / где они живут вместе; Кабинет / так сказать / ненадлежащим образом / соответственными мерами был закрыт. Разновидностью многословия являются плеоназмы, то есть сочетания слов, обозначающих одно и то же (поселился жить в гостинице «Енисей», пинал ногами, толпа народа, 6000 тенге денег, белая блондинка, ссадина в височной части головы, дефекты и недостатки ) и тавтология, то есть повторение одного и того же слова или однокоренных слов: Я прошу вас / определяя меру наказания по ст. 206-й части третьей / определить минимальную меру наказания / по этой статье.

Краткость должна сочетаться с глубоким содержанием речи, чему способствуют эмоциональность, экспрессивность. Эмоции вызывает сам материал судебной речи. Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат и языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции присяжных заседателей и слушающих дело граждан. Это различные изобразительно-выразительные средства. Однако каждое выразительное средство уместно в судебной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента, выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду, подсудимому или присутствующим в зале суда гражданам. Использование риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее логический аспект, снижает ее убедительность.

Ценным качеством публичной речи является индивидуальность (самобытность) - умение говорить о самых знакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Штампы - это шаблонные, надоевшие выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. Штампы используют бездумно, по привычке, лишая тем самым свою речь образности, индивидуальности. Еще совсем недавно были распространенными в речи такие штампы: активный борец; в теплой, дружеской обстановке; большие успехи; неизгладимое впечатление; достойная встреча; резкая критика; широкий размах; бурные, продолжительные аплодисменты; горячий отклик и др. Определения в них неполноценны, так как они выражают мысль шаблонно. Сейчас некоторыми из них пользуются реже.

Судебная речь, обладающая всеми названными качествами, воспринимается как воздействующая. Только при этом условии она может выполнить свою высокую общественную функцию.

&Андреевский С.А.

&Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.

&Губаева Т. В.

&Делецкая Ч.

&Дунаевская О.В

&Ивакина Н. Н.
М.: Юристъ, 2000 г.

&Ивакина Н.Н.

&Ивакина Н.Н.

&Ивакина Н.Н.

&Ивакина Н.Н.

&Карабчевский Н.П.

&Карнеги Д.

&Кони А.Ф.

&Ларин А.М.

&Малышев А.А.

&Матвиенко Е.Г. Судебная речь. Минск, 1972.

&Мельник В.В.

&Михайловская Н.Г.

&Михайловская Н.Г.

&Плевако Ф.Н.

&Резниченко И.М.

&Савицкая В.М.

&Савкова З.В.

&Сепер Поль Л.

&Сергеич П.

&Смолярчук В.И.

&Смолярчук В.И. А.Ф. Кони. М.: Наука, 1982.

&Сперанский М.

&Моргунов С.

&Андреевский С.А. Избранные труды и речи. (Юридическое наследие). Тула: Автограф, 2000.

&Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии: Учебное пособие. Кн. 2. М.: Наука, 1994.

&Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., Международные отношения. 1993.

&Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М.: Норма, 2004.

&Делецкая Ч. Практикум по риторике. М.: Издательский центр АЗ, 1995.

&Дунаевская О.В . Современная деловая речь. М., 1987.

&Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов).
М.: Юристъ, 2000 г.

&Ивакина Н.Н. Культура судебной речи: Учебное пособие. М.: БЕК, 1995.

&Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учебное пособие. М.: Изд-во БЕК, 1997.

&Ивакина Н.Н. Клише и штампы в речи юриста // Сов. юстиция. 1990. № 2

&Ивакина Н.Н. Языковая подготовка юристов. // Правоведение. 1985. № 1

&Карабчевский Н.П. Около правосудия: Статьи, речи, очерки. (Юридическое наследие). Тула: Автограф, 2001.

&Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично?. М.: Прогресс, 1989.

&Кисенишевский И.М., Кисенишевский М.М. Известные судебные процессы (Записки адвокатов-участников). –М.: Международный союз (содружество) адвокатов, 1993.

&Кони А.Ф. Избранные произведения. Т.1. М., 1959.

&Ларин А.М. А.Ф. Кони - судебный деятель. М.: Знание, 1988.

&Малышев А.А. Умение убедительно воздействовать речью: Психология и бизнес. Ужгород: ПИК «Патент», 1994.

&Матвиенко Е.Г. Судебная речь. Минск, 1972.

&Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных. М.: Дело, 2003.

&Михайловская Н.Г. О формировании и функционировании юридической лексики // Терминология и культура речи. М., 1981.

&Михайловская Н.Г. Просторечия и разговорная лексика в судебных выступлениях. // Литературная норма и просторечие. М., 1972.

&Плевако Ф.Н. Избранные речи. М.: Юрид. лит., 1993.

&Речи известных русских юристов. М.: Юрид. Лит., 1986.

&Резниченко И.М. Судебные речи. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999.

&Савицкая В.М. Язык процессуального закона: Вопросы терминологии. М.: Наука, 1987.

&Савкова З.В. Искусство оратора. / Учебное пособие. –СПб.: Знание, 2000.

&Сепер Поль Л. Основы мскусства речи. М.: Прогресс-академия, 1992.

&Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрид. Лит., 1988.

&Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. М.: Юрид. лит.., 1984.

&Смолярчук В.И. А.Ф. Кони. М.: Наука, 1982.

&Сперанский М. Правила высшего красноречия. СПб., 1884.

&Судебное красноречие русских юристов прошлого. М.: МГП «Фемидо», 1992.

&Судоустройство в РФ. М.: Юрист, 1995.

&Егорова Н.Ю., Милованова М.В. Устойчивые словосочетания в тексте законодательных актов (На примере гражданского кодекса РФ). // Делопроизводство. -2002.-N4.

&Моргунов С. Культура судебного акта // Закон. -1999. - N 10.

&Андреевский С.А. Избранные труды и речи. (Юридическое наследие). Тула: Автограф, 2000.

&Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии: Учебное пособие. Кн. 2. М.: Наука, 1994.

&Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., Международные отношения. 1993.

&Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М.: Норма, 2004.

&Делецкая Ч. Практикум по риторике. М.: Издательский центр АЗ, 1995.

&Дунаевская О.В . Современная деловая речь. М., 1987.

&Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов).
М.: Юристъ, 2000 г.

&Ивакина Н.Н. Культура судебной речи: Учебное пособие. М.: БЕК, 1995.

&Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учебное пособие. М.: Изд-во БЕК, 1997.

&Ивакина Н.Н. Клише и штампы в речи юриста // Сов. юстиция. 1990. № 2

&Ивакина Н.Н. Языковая подготовка юристов. // Правоведение. 1985. № 1

&Карабчевский Н.П. Около правосудия: Статьи, речи, очерки. (Юридическое наследие). Тула: Автограф, 2001.

&Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично?. М.: Прогресс, 1989.

&Кисенишевский И.М., Кисенишевский М.М. Известные судебные процессы (Записки адвокатов-участников). –М.: Международный союз (содружество) адвокатов, 1993.

&Кони А.Ф. Избранные произведения. Т.1. М., 1959.

&Ларин А.М. А.Ф. Кони - судебный деятель. М.: Знание, 1988.

&Малышев А.А. Умение убедительно воздействовать речью: Психология и бизнес. Ужгород: ПИК «Патент», 1994.

&Матвиенко Е.Г. Судебная речь. Минск, 1972.

&Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных. М.: Дело, 2003.

&Михайловская Н.Г. О формировании и функционировании юридической лексики // Терминология и культура речи. М., 1981.

&Михайловская Н.Г. Просторечия и разговорная лексика в судебных выступлениях. // Литературная норма и просторечие. М., 1972.

&Плевако Ф.Н. Избранные речи. М.: Юрид. лит., 1993.

&Речи известных русских юристов. М.: Юрид. Лит., 1986.

&Резниченко И.М. Судебные речи. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999.

&Савицкая В.М. Язык процессуального закона: Вопросы терминологии. М.: Наука, 1987.

&Савкова З.В. Искусство оратора. / Учебное пособие. –СПб.: Знание, 2000.

&Сепер Поль Л. Основы мскусства речи. М.: Прогресс-академия, 1992.

&Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрид. Лит., 1988.

&Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. М.: Юрид. лит.., 1984.

&Смолярчук В.И. А.Ф. Кони. М.: Наука, 1982.

&Сперанский М. Правила высшего красноречия. СПб., 1884.

&Судебное красноречие русских юристов прошлого. М.: МГП «Фемидо», 1992.

&Судоустройство в РФ. М.: Юрист, 1995.

&Егорова Н.Ю., Милованова М.В. Устойчивые словосочетания в тексте законодательных актов (На примере гражданского кодекса РФ). // Делопроизводство. -2002.-N4.

&Моргунов С. Культура судебного акта // Закон. -1999. - N 10.

&Андреевский С.А. Избранные труды и речи. (Юридическое наследие). Тула: Автограф, 2000.

&Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии: Учебное пособие. Кн. 2. М.: Наука, 1994.

&Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., Международные отношения. 1993.

&Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М.: Норма, 2004.

&Делецкая Ч. Практикум по риторике. М.: Издательский центр АЗ, 1995.

&Дунаевская О.В . Современная деловая речь. М., 1987.

&Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов).
М.: Юристъ, 2000 г.

&Ивакина Н.Н. Культура судебной речи: Учебное пособие. М.: БЕК, 1995.

&Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учебное пособие. М.: Изд-во БЕК, 1997.

&Ивакина Н.Н. Клише и штампы в речи юриста // Сов. юстиция. 1990. № 2

&Ивакина Н.Н. Языковая подготовка юристов. // Правоведение. 1985. № 1

&Карабчевский Н.П. Около правосудия: Статьи, речи, очерки. (Юридическое наследие). Тула: Автограф, 2001.

&Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично?. М.: Прогресс, 1989.

&Кисенишевский И.М., Кисенишевский М.М. Известные судебные процессы (Записки адвокатов-участников). –М.: Международный союз (содружество) адвокатов, 1993.

&Кони А.Ф. Избранные произведения. Т.1. М., 1959.

&Ларин А.М. А.Ф. Кони - судебный деятель. М.: Знание, 1988.

&Малышев А.А. Умение убедительно воздействовать речью: Психология и бизнес. Ужгород: ПИК «Патент», 1994.

&Матвиенко Е.Г. Судебная речь. Минск, 1972.

&Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных. М.: Дело, 2003.

&Михайловская Н.Г. О формировании и функционировании юридической лексики // Терминология и культура речи. М., 1981.

&Михайловская Н.Г. Просторечия и разговорная лексика в судебных выступлениях. // Литературная норма и просторечие. М., 1972.

&Плевако Ф.Н. Избранные речи. М.: Юрид. лит., 1993.

&Речи известных русских юристов. М.: Юрид. Лит., 1986.

&Резниченко И.М. Судебные речи. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999.

&Савицкая В.М. Язык процессуального закона: Вопросы терминологии. М.: Наука, 1987.

&Савкова З.В. Искусство оратора. / Учебное пособие. –СПб.: Знание, 2000.

&Сепер Поль Л. Основы мскусства речи. М.: Прогресс-академия, 1992.

&Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрид. Лит., 1988.

&Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. М.: Юрид. лит.., 1984.

&Смолярчук В.И. А.Ф. Кони. М.: Наука, 1982.

&Сперанский М. Правила высшего красноречия. СПб., 1884.

&Судебное красноречие русских юристов прошлого. М.: МГП «Фемидо», 1992.

&Судоустройство в РФ. М.: Юрист, 1995.

&Егорова Н.Ю., Милованова М.В. Устойчивые словосочетания в тексте законодательных актов (На примере гражданского кодекса РФ). // Делопроизводство. -2002.-N4.

&Моргунов С. Культура судебного акта // Закон. -1999. - N 10.

&Андреевский С.А. Избранные труды и речи. (Юридическое наследие). Тула: Автограф, 2000.

&Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии: Учебное пособие. Кн. 2. М.: Наука, 1994.

&Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., Международные отношения. 1993.

&Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М.: Норма, 2004.

&Делецкая Ч. Практикум по риторике. М.: Издательский центр АЗ, 1995.

&Дунаевская О.В . Современная деловая речь. М., 1987.

&Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов).
М.: Юристъ, 2000 г.

Профессиональная речь юриста’

Учебное пособие

Издательство

НОРМА

Москва, 2010

УДК 800.8.86:34(075.8) ББК 67.7я73 И17

Надежда Николаевна Ивакина - по образованию филолог. Окончи­ла историко-филологический факультет Красноярского пединститута. В течение 17 лет работала старшим преподавателем кафедры русского языка Красноярского государственного университета; 15 лет была на­родным заседателем Красноярского краевого суда. Разработала собст­венный курс «Культура речи юриста» и читала его студентам юридиче­ского факультета. В юридических журналах и филологических сборни­ках опубликовала ряд статей о языке права и юридических документов.

Рецензенты:

    С. Барабаш - доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Сибирского федерального университета;

    Е. Корноухов - доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук высшей школы;

Н. Г. Стойко - кандидат юридических наук, доцент кафедры уго­ловного процесса Сибирского федерального университета;

О. В. Фельде - доктор филологических наук, профессор, чл.-корр. Сибирской академии наук высшей школы, завкафедрой общего язы­кознания Красноярского государственного педагогического универси­тета им. В. П. Астафьева, руководитель Регионального лингвистиче­ского центра Приенисейской Сибири.

Ивакина Н. Н.

И17 Профессиональная речь юриста: учеб. пособие /

Н. Н. Ивакина. - М. : Норма, 2010. - 448 с.

ISBN978-5-468-00137-0 (в пер.)

Каждый юрист найдет здесь нужный для себя материал: о язы­ке закона и функциях языка права, об особенностях языка права,

о точности словоупотребления в письменной и устной речи, о композиции процессуальных актов, об изобразительных средст­вах в устной публичной речи, об оформлении научных работ.

В пособии анализируются ошибки, типичные для профес­сиональной речи юристов, и предлагаются варианты их исправ­ления.

Для студентов юридических вузов и факультетов, а также юристов - практических работников, желающих повысить культуру письменной и устной речи.

УДК 800.8.86:34(075.8) ББК 67.7я73

© Ивакина Н. Н., 2008 ISBN 978-5-468-00137-0 © ООО «Издательство НОРМА», 2008

Введение 15

Язык в профессиональной деятельности юриста 15

Функции языка права 15

Культура речи юриста 17

Юристы и лингвисты о языке юриспруденции 25

Лингвистические термины 29

Вопросы для самопроверки 30

Примерный план практического занятия 30

Часть 1. Функциональные разновидности юридической речи

Раздел 1. Разновидности письменной юридической речи 35

Тема 1. Официально-деловой стиль 35

Функции 36

Стилевые и языковые черты 37

Композиция юридических документов 42

Лингвистические термины 48

Вопросы для самопроверки 48

Примерный план практического занятия 49

Тема 2. Научный стиль 52

Функции и стилевые черты 52

Языковые характеристики 53

Подстили научного стиля 56

Оформление курсовых, дипломных работ 57

Лингвистические термины 62

Вопросы для самопроверки 62

Примерный план практического занятия 63

Раздел 2. Разновидности устной юридической речи 73

Тема 1. Устная монологическая речь юриста 73

Понятие ораторского искусства 73

Публичная лекция на правовую тему 75

Судебная речь 84

Лингвистические термины 90

Вопросы для самопроверки 90

Примерный план практического занятия 91

Тема 2. Устная диалогическая речь в официальной обстановке....96 Стилевые и языковые характеристики разговорной речи...97

Разговорные структуры в речи юриста 98

Вопросы для самопроверки 101

Задания 102

Часть 2. Функционирование языковых единиц в речи юриста

Раздел 1. Точность словоупотребления 105

Тема 1. Значение слова 105

Лексическое значение слова 105

Точность словоупотребления в речи юриста 109

Сочетаемость слов 111

Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слова...114

Лингвистические термины 120

Вопросы для самопроверки 120

Примерный план практического занятия 120

Тема 2. Многозначные слова и омонимы 128

Понятие полисемии 128

Типы полисемии 129

Многозначные слова в речи юристов 130

Сочетаемость многозначных слов 132

Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов 133

Омонимы 134

Лингвистические термины 136

Вопросы для самопроверки 136

Примерный план практического занятия 137

Тема 3. Стилистически окрашенная лексика 140

Функционально-стилевая окраска лексики 140

Экспрессивно-эмоционально окрашенная лексика 143

Стилистически окрашенная лексика в речи юриста 146

Лингвистические термины 147

Вопросы для самопроверки 147

Примерный план практического занятия 148

Тема 4. Синонимы 150

Типы синонимов 151

Функции синонимов в речи юристов 152

Ошибки в выборе синонимов 156

Вопросы для самопроверки 157

Примерный план практического занятия 158

Тема 5. Антонимы 160

Понятие антонимов 160

Функции антонимов в речи юриста 161

Вопросы для самопроверки 163

Примерный план практического занятия 163

Тема 6. Паронимы 165

Понятие паронимов. Паронимия 165

Паронимы в речи юриста 167

Парономазия 171

Вопросы для самопроверки 172

Примерный план практического занятия 172

Причины лексического заимствования 175

Заимствования из отдельных языков 177

Освоение иноязычной лексики 179

Иноязычная лексика в речи юриста 180

Вопросы для самопроверки 182

Примерный план практического занятия 183

Тема 8. Профессиональная юридическая лексика 186

Юристы о языке закона 186

Терминология права 188

Характеристики термина 190

Многозначные слова в функции терминов 197

Некоторые источники терминов права 200

Недочеты в терминологии права 202

Лингвистические термины 205

Вопросы для самопроверки 206

Примерный план практического занятия 206

Раздел 2. Точность употребления устойчивых словосочетаний 214

Тема 1. Фразеологические единицы в речи юриста 214

Понятие фразеологического оборота. Его характеристики 214 Использование юристами фразеологических оборотов 216

Ошибки в употреблении фразеологических оборотов 218

Лингвистические термины 219

Вопросы для самопроверки 219

Примерный план практического занятия 220

Тема 2. Юридические клише и штампы 222

Понятие речевого клише и штампа 222

Различение юридических клише и штампов 227

Состав юридических клише 231

Оценочные структуры в тексте закона 233

Клише в судебной речи 236

Лингвистические термины 238

Вопросы для самопроверки 239

Примерный план практического занятия 239

Раздел 3. Точность употребления морфологических единиц 246

Тема 1. Употребление форм имен существительных 246

Склонение фамилий 248

Варианты падежных окончаний имен существительных...250

Вопросы для самопроверки 253

Примерный план практического занятия 254

Тема 2. Употребление форм имен прилагательных 256

Синонимия полных и кратких форм

имен прилагательных 256

Синонимия форм степеней сравнения

имен прилагательных 258

Синонимические формы кратких имен прилагательных...259

Лингвистические термины 259

Вопросы для самопроверки 259

Примерный план практического занятия 260

Тема 3. Употребление имен числительных 262

Трудности в употреблении

количественных числительных 262

Трудности в употреблении

собирательных числительных 264

Лингвистические термины 266

Вопросы для самопроверки 266

Примерный план практического занятия 266

Тема 4. Употребление местоимений 268

Употребление личных местоимений 269

Употребление местоимений себя и свой 270

Синонимия определительных местоимений 271

Лингвистические термины 272

Вопросы для самопроверки 272

Примерный план практического занятия 273

Тема 5. Употребление форм глагола 276

Синонимия форм наклонений 276

Синонимия форм времени 278

Синонимия личных форм глаголов 279

Трудности употребления некоторых форм глаголов 280

Синонимия форм причастий и деепричастий 284

Лингвистические термины 285

Вопросы для самопроверки 285

Примерный план практического занятия 285

Раздел 4. Точность употребления синтаксических единиц 289

Тема 1. Функции порядка слов 289

Актуальное членение предложения 289

Прямой порядок слов 291

Расположение членов простого предложения 293

Обратный порядок слов 298

Лингвистические термины 301

Вопросы для самопроверки 302

Примерный план практического занятия 302

Тема 2. Варианты форм согласования 307

Согласование сказуемого с подлежащим 307

Согласование определения с определяемым словом 310

Вопросы для самопроверки 310

Примерный план практического занятия 311

Тема 3. Варианты форм управления 314

Управление предложное и беспредложное 314

Синонимия предлогов 315

Управление при переходных глаголах с отрицанием 316

Формы управления в языке права 317

Управление при однородных членах предложения 320

Вопросы для самопроверки 321

Примерный план практического занятия 321

Тема 4. Предложения с однородными членами 324

Функции однородных членов в тексте закона

и юридических документов 325

Однородные члены предложения в судебной речи 329

Ошибки в использовании

однородных членов предложения 330

Вопросы для самопроверки 333

Примерный план практического занятия 333

Тема 5. Параллельные синтаксические конструкции 337

Функции параллельных синтаксических конструкций

в речи юриста 338

Употребление причастных оборотов 341

Употребление деепричастных оборотов 344

Конструкции с отглагольными существительными 347

Лингвистические термины 348

Вопросы для самопроверки 348

Примерный план практического занятия 349

Тема 6. Употребление сложных предложений 355

Сложные предложения в тексте закона 355

Сложные предложения в процессуальных актах

и гражданско-правовых документах 358

Ошибки в сложных предложениях 359

Лингвистические термины 364

Вопросы для самопроверки 364

Примерный план практического занятия 364

Заключение 369

Литература 371

Приложения 383

словные сокращения

А. И. К. - А. И. Кулешова М. М. Т. -

А. И. Р. - А. И. Рожанский М. У. Г. -

А. И. У. - А. И. Урусов М. Ф. X. -

А. И. Ц. - А. И. Цубин Н. В. В. -

А. С. Э. - А. С. Экмекчи Н. В. К. -

    Ф. К. - А. Ф. Кони Н. И. X. -

    В. Ш. - В. В. Шапочников Н. П. К. -

В. Г. Д. - В. Г. Даев Н. П. Кан

В. Д. Г. - В. Д. Гольдинер О. В. Д. -

В. Д. С. - В. Д. Спасович О. С. П. -

В. И. Ц. - В. И. Царев П. А. А. -

В. И. Ш. - В. И. Шингарев П. А. Др. -

В. JI . Р. - В. J 1. Россельс Р. А. Р. -

Г. А. Б. - Г. А. Бородин С. А. А. -

Г. М. Ш. - Г. М. Шафир Ф. Д. И. -

И. 3. Ф. - И. 3. Фурер Ф. Н. П. -

И. М. К. - И. М. Кисенишский Ю. И. JI . - К. Ф. X. - К. Ф. Хартулари Я. И. Г. -

М. Б. Ч. - М. Б. Черняк Я. С. К. -

М. Г. К. - М. Г. Казаринов

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс РФ

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ

ЖК РФ - Жилищный кодекс РФ

ЗК РФ - Земельный кодекс РФ

КоАП РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях

НК РФ - Налоговый кодекс РФ

СК РФ - Семейный кодекс РФ

ТК РФ - Таможенный кодекс РФ

ТрК РФ - Трудовой кодекс РФ

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс РФ

УК РФ - Уголовный кодекс РФ

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Задумайтесь, почему мы с благоговением

произносим имена старых русских юристов?

Почему часто вспоминаем их?

В. М. Савицкий

...Нам нужно возродить старую русскую

юридическую школу -

подготовку людей высококвалифицированных, глубоко

интел­лигентных.

А. Б. Венгеров

...Нам не обойтись без высокой

гумани­тарной культуры юриста. Без культуры

нет права и нет правоведа.

И. И. Карпец (Из разговора за «круглым столом»

в редакции газеты «Неделя»)

Как музыканту нельзя без музыкального слуха, так и

людям, работающим со словом, нельзя без любовного

отношения кслову, без живого чувства языка.

Г. А. Золотова. Слово и штамп

Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Ивакина Н.Н.

М.: Юристъ, 2007. - 46 4 с.

Данная работа является вторым изданием учебного пособия по курсу "Судебное ораторское искусство" и адресована студентам юридических факультетов вузов и техникумов, а также юристам - практическим работникам.

В пособии рассматриваются назначение и характерные особенности судебной речи как жанра ораторского искусства, способы и методы аргументации, речевые средства логичности и воздействия судебной речи, этика речевого поведения судебного оратора. Даются рекомендации по выбору и употреблению языковых средств и предупреждению речевых ошибок.

Пособие переработано и дополнено с учетом реформы судебной системы и состояния судебного красноречия в России. Во втором издании доработаны и систематизированы основные темы курса.

Молодым специалистам пособие поможет приобрести определенные умения и навыки в подготовке и произнесении судебной речи, в управлении вниманием судебной аудитории; опытным юристам поможет избавиться от некоторых ошибок.

Формат: doc / zip

Размер: 644Кб

Скачать:

RGhost

Оглавление
Условные сокращения
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
1. Понятие судебного красноречия
2. Речевая культура юриста
3. Качества воздействующей речи
Тема 2. СУДЕБНАЯ РЕЧЬ - ЖАНР ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
1. Из истории судебного красноречия
2. Назначение судебной речи
3. Отличительные черты судебной речи
4. Диалогизированный монолог
Тема 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ РЕЧИ
1. Убедительность судебной речи
2. Логические ошибки в речи
3. Языковые средства, создающие логичность речи
Тема 4. КОМПОЗИЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕЧИ
1. Логическая структура судебной речи
2. Лингвистический аспект композиции
Тема 5. СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Экспрессивность судебной речи
2. Средства эмоционального воздействия
Тема 6. ТЕХНИКА РЕЧИ - СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Интонационно-выразительные средства
2. Произношение
3. Благозвучие
4. Ударение
Тема 7. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ
1. Судебная этика
2. Этикет судебного оратора
3. Этика речевого поведения оратора
Тема 8. УСТНЫЙ ХАРАКТЕР СУДЕБНОЙ РЕЧИ
1. Спонтанность судебной речи
2. Разговорные конструкции в судебной речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Словари
Приложение 1
СУДЕБНЫЕ РЕЧИ ИЗВЕСТНЫХ ЮРИСТОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
СУДЕБНЫЕ РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И АДВОКАТОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Приложение 2
Сноски