Города хакасии список по численности населения. Население хакасии

Применение машин не только на основных, но и на всех промежуточных операциях при возделывании таких важнейших культур, как зерновые, кукуруза , сахарная свекла , картофель , хлопок , при заготовке и приготовлении кормов на животноводческих и птицеводческих фермах. С. м. возникло в начале 19 . в Великобритании, а вскоре и в США, где дороговизна и недостаток рабочих рук вызывали необходимость внедрения машин, особенно в районах экстенсивного земледелия западных штатов. К концу 19 в. развитое С. м. имели также Франция, Швеция, Германия. В дореволюционной России подавляющая часть крестьянства пользовалась примитивным с.-х. инвентарем. По переписи 1910, в крестьянских хозяйствах насчитывалось 7,8 млн. сох и косуль, 7 млн. конных плугов и 752 тыс. конных жаток. В 1913 было изготовлено всего 180 паровых молотилок. Первые предприятия по производству с.-х. инвентаря появились в 19 в. (главным образом ремонтные мастерские иностранных торговых фирм). После Октябрьской революции 1917 начало планомерному развитию С. м. положил Декрет СНК от 1 апреля 1921, в котором указывалось, что производство с.-х. машин и орудий - дело чрезвычайной важности для решения задач по укреплению сельского хозяйства. Сов. государство создало собственную индустриально-техническую базу для коренной реконструкции всех отраслей сельского хозяйства (см. также Тракторостроение). С 1926 начат выпуск тракторных культиваторов для сплошной обработки почвы (завод «Красный Аксай»), с 1928 - тракторных плугов (Одесский завод им. Октябрьской революции), с 1930 - зерноуборочных комбайнов, с 1932 - тракторных картофелеуборочных машин. Уже к 1937 СССР по годовому производству зерноуборочных комбайнов вышел на 1-е место в мире - 44 тыс. шт. против 29 тыс. в США; практически произошел переход к выпуску машин механической тяги. В 1928 их удельный вес (в %) в выпуске составил 2,6; в 1929-9,2, в 1930-19, в 1937-91,2. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 большая часть заводов С. м. переключилась на производство оборонной продукции; на Востоке была создана новая база производства с.-х. машин. Построены заводы на Алтае, в Узбекской ССР, Казахской ССР и др. Особенно развилось С. м. после войны (см. табл. 1). С. м. имеет такие специализированные предприятия, как «Ростсельмаш», «Алтайсельмаш», «Ташсельмаш», «Рязеельмаш», «Львовсельмаш», им. Октябрьской революции (Одесса), «Красная звезда» (Кировоград), Таганрогский комбайновый завод, Херсонский завод им. Петровского и др. Если в 1940 было выпущено машин на 50 млн. руб. (в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955), то в 1950 - на 286 млн. и в 1965 - на 1461 млн. руб. Высокие темпы роста С. м. позволили к 1962 превзойти уровень производства с.-х. техники США. В 1973 в СССР изготовлено зерноуборочных комбайнов в 3,4 раза больше, чем в США, тракторных плугов в 2,5, тракторных сеялок в 4,2 раза. Наряду с количественным ростом производства проводилась работа по созданию и освоению новых конструкций, что позволило более полно механизировать различные отрасли сельского хозяйства с учетом климатических зон. В 1971-74 значительно расширена номенклатура , освоено более 300 новых моделей с.-х. техники. Отраслью решены крупные технические проблемы. Созданы машины для возделывания сельскохозяйственных культур на почвах, подверженных ветровой эрозии, для внесения минеральных удобрений, почвообрабатывающие и др. машины. Производительность новых моделей плугов, сеялок, разбрасывателей удобрений, машин для защиты растений от вредителей повышена в 1,2-1,5 раза, комбайнов для уборки картофеля, хлопкоуборочных машин, пресс-подборщиков, машин для орошения в 1,4-2 раза. Улучшены технико-экономические показатели машин для уборки и обработки зерновых культур. На производство поставлены новые зерноуборочные комбайны - «Сибиряк», «Нива» и «Колос». Ежегодно обновляется 10-13% номенклатуры выпускаемых машин. Происходит переход от индивидуального проектирования отдельных образцов машин к созданию семейства однотипных машин на основе базовых моделей и модификаций. Большое внимание уделяется улучшению условий труда механизаторов. Комбайны имеют удобные кабины, гидравлические и автоматические устройства, специальные приборы для контроля за работой рабочих органов. Время на техническое обслуживание с.-х. машин снижено в 1,5 раза (за 1971-73). Повышение производительности машин и их технического уровня позволило высвободить за 60-е гг. из сферы сельского хозяйства 2,5 млн. человек . Высокими темпами развивается С. м. в других социалистических странах (см. табл. 2). Объединение усилий специалистов СССР, ГДР , НРБ, ВНР позволило создать высокопроизводительные самоходные машины для уборки сахарной свеклы, винограда, томатов, а также другие машины. Среди капиталистических государств наибольшее развитие получило С. м. в США, где выпускается более 50% с.-х. машин от суммарного выпуска в капиталистических странах (см. табл. 3). Крупнейшие фирмы С. м. США - «Интернэшонал харвестер» (International Harvester), «Масси-Фергюсон» (Massey-Ferguson), «Аллис-Чалмерс» (Allis Chalmers); Великобритании - «Мотор корпорейшен» (Motor Corporation), «Бритиш Лейленд» (British Leyland); Франции - «Рено» (Renault); ФРГ - «Клекнер-Гумбольдт-Дейц» (Klockner-Humboldt-Dcutz). Табл. 1. - Производство основных сельскохозяйственных машин в СССР, тыс. шт. 19401950196019701974 Всего наименований (видов), шт. Плуги тракторные Сеялки тракторные Комбайны зерноуборочные Комбайны свеклоуборочные Комбайны картофелеуборочные Машины хлопкоуборочные Комбайны кукурузоуборочные112 38,4 21,4 12,8 5 188 121,9 118,4 46,3 1,7 0,1 4,7 388 149,1 111,9 59,0 4,7 0,1 3,2 3,65610 211,7 163,5 99,2 9,1 7,0 5,9 5,1752 218 178 88,4 15,9 8,8 7,4 10,1 Табл. 2. - Производство основных сельскохозяйственных машин в странах - членах СЭВ (1973), шт. Плуги тракторныеСеялки тракторныеКомбайны зерноуборочныеКомбайны силосоуборочные Болгария Венгрия ГДР Польша Румыния ЧССР3820 2590 3260 28166 8581 566620853 1147 2485 3 20810 5795... ... ... 2402 2903 ...25243 371 8172 6010 1900 2496 Табл. 3. - Производство основных видов сельскохозяйственных машин в развитых капиталистических странах (1973), тыс. шт. Плуги тракторныеСеялки тракторныеКомбайны зерноуборочныеКомбайны силосоуборочные США Великобритания Франция ФРГ90,01 3,5 66,9 ...34,03 2,72 60,2 ...25,2 5,6 6,1 16,219,84 ... ... ... 1 Оценка . 2 1971. 3 Сеялки зерновые и хлопковые всех видов в 1972. 4 1972. Лит.: Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы. Сборник , М., 1972; Статистический ежегодник стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи, 1974, М., 1974. . . Нилюбов.

Сельскохозяйственное машиностроение

Определение 1

Сельскохозяйственное машиностроение - это отрасль машиностроения, обеспечивающая оснащение сельскохозяйственного производства.

Данная отрасль возникла в 19 веке в Великобритании, и дальнейшее развитие получила в США.

Сельскохозяйственное машиностроение включает в себя:

  • Комбайностроение – производство комбайнов различных модификаций
  • Тракторостроение – производство тракторов, двигателей и деталей к ним.

Замечание 1

Оба направления активно начали развиваться в 20 веке, во многих странах мира. В странах СНГ ведущее положение занимают русские и белорусские производители, чья техника по качеству не уступает иностранным брендам.

Наиболее крупными предприятиями России по праву считаются ОАО «Ростсельмаш» (специализируется на выпуске зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов), ОАО «Росагроснаб» (специализируется на выпуске запчастей и двигателей к различной сельскохозяйственной техники), концерн «Тракторные заводы» (включает в себя четыре завода выпускаемые крупную технику, наиболее известная «Агромаш»).

Продукция, производимая сельскохозяйственной отраслью:

  1. Комбайны. Техника данного типа подразделяется на зерноуборочные (одни из самых сложных, предназначенные для предварительной обработки зерновых культур), кормоуборочные (предназначенные для скашивания травы и культур, идущих на корм скоту) комбайны, а так же комбайны для уборки корнеплодов и овощей. Так же комбайны подразделяются на самоходные и прицепные, последние прицепляются к тракторам.
  2. Тракторы. Самоходные машины, предназначенные в основном для тяги других машин. Тракторы могут быть колесными и гусеничными. Сейчас выпускаются тракторы с повышенными требованиями к конструкции. Тракторы можно разделить на пропашные (для после пахотной обработки поля), пахотные (для сплошной пахоты), транспортные (для перевозки грузов прицепом)
  3. Сельскохозяйственные агрегаты. Данная техника предназначена для промежуточной сельскохозяйственной работы. Агрегаты подразделяются на: почвообрабатывающие машины (культиваторы, глубокорыхлители, бороны), сеялки (для сеяния семян всех видов культур)

Центры сельскохозяйственного машиностроения

Аграрный потенциал России очень велик, и сельскохозяйственное машиностроение играет немаловажную роль в развитии народного хозяйства и экономии страны.

Предприятия сельхозмашиностроения располагаются в различных районах страны. Их расположение обусловлено близостью сырьевой базы, специализацией и кооперированием с другими отраслями, потребительским спросом и особенностями продукции.

Так как производимая продукция достаточная громоздкая и трудно транспортируемая, поэтому предприятия располагаются в районах соответствующей сельхозспециализации.

Так зерноуборочные машины выпускаются на Северном Кавказе и Сибири. А производство тракторов сосредоточенно в Волгограде, Санкт-Петербурге, Липецке и др.

Сельскохозяйственное машиностроение и его место в экономике

Сельское хозяйство сильно отличается от того что было еще пару десятилетий назад, и уровень механизации значительно вырос. Однако не смотря на это, недостаточная оснащенность сельхозтехники является проблемой развития данной отрасли. И в советское время и сейчас Российское сельскохозяйственное машиностроение могло поразить лишь количественным показателем, тогда как технологический уровень оставлял желать лучшего, уступая западным аналогам.

После потрясений 90-х годов аграрий испытывали острую нехватку качественной сельхозтехники, так как заводы могли предложить только устаревшие образцы. Именно поэтому аграрии были вынуждены закупать технику за рубежом.

Сегодня предприятия сельскохозяйственной техники производит лишь 10% от ВВП. Фермерам, в силу экономических причин, приходится либо долго не обновлять парк сельхозмашин, либо закупать импортную технику, что приводит к низкой загруженности производства на российских заводах.

Не смотря на это, эксперты уверенны, что потенциал развития сельхозтехники в России просто огромен.

Состояние российского сельхозмашиностроения

Несмотря на сокращение общего числа тракторов, специалисты отмечают неплохой темп обновления парка сельхозмашин. Немаловажную роль в этом сыграли государственные программы развития аграрно-промышленного комплекса. Хотя уровень импорта сельхозтехники высок, отмечается рост выпуска отечественной продукции. Но не смотря на это главным преимуществом по-прежнему остается низкая стоимость, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшим производителем сельхозтехники в России является «Ростсельмаш» и концерн «Тракторные заводы». Отличительной частью их является использование минимума импортных комплектующих.

В 2016 году было выпущено около 6,7 тысяч тракторов, и лишь половина из них была отечественными, 52% была собрана из импортных деталей.

Сельхозмашиностроение мира

В настоящее время в мире лидирующие позиции по производству сельхозтехники являются Япония (150 тыс.), Индия (100 тыс.), США (100 тыс.).

Лидирующая позиция Японии объясняется тем, что она выпускает мини тракторы, тогда как другие страны выпускают среднюю и мощную технику.

Крупнейшими экспортерами и импортерами машиностроительной продукции являются экономически развитые страны и Китай.

Стоит отметить, что такие страны как США, Россия, Китай, Великобритания имеют отрицательное сальдо внешней торговли, а Япония, Германия и Франция – положительное.

2017 год стал для производителей сельхозтехники более-менее положительным. Был показан уверенный рост по всем видам сельхозтехники. Так выпуск тракторов стал на 12% больше 2016, а выпуск зерноуборочных комбайнов вырос на 14 %. По остальным отраслям тоже замечен рост на 10-11%.

Так же в 2017 году была утверждена стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2030 года.

2017-02-17 Игорь Новицкий


Хотя в современном мире роль сельского хозяйства перестала быть доминирующей в национальной экономике, оно по-прежнему остается очень важным ее сегментом. Без агропромышленного комплекса невозможно было бы обеспечить продовольственную безопасность страны, а это уже очень серьезная проблема. В свою очередь эффективность сельского хозяйства напрямую зависит от того, насколько хорошо развито сельскохозяйственное машиностроение в стране.

Сельскохозяйственная отрасль машиностроения и ее место в экономике

Современное сельское хозяйство разительно отличается от того, каким оно было еще сотню лет назад. Высочайший уровень механизации, который сегодня стал нормой в данной отрасли, значительно преобразил ее, на порядки повысив производительность труда. Благодаря этому, даже небольшой процент занятых в сельском хозяйстве способен успешно прокормить остальное население, занятое в других отраслях.

Россия является уникальным государством с точки зрения ее аграрного потенциала. Мы располагаем десятой частью мировой пашни, половиной мировых черноземов и пятой частью запасов пресной воды. Имея всё это, наша страна просто обязана быть крупнейшим игроком на мировом рынке продовольствия и технических сельхозкультур.

Однако на пути развития отрасли стоит множество проблем, в числе которых не последнее место занимает недостаточная оснащенность современной сельхозтехникой. Сельскохозяйственное машиностроение России даже в советские времена могло впечатлить разве что количественными показателями, тогда как технологический уровень производимых тракторов, комбайнов и прочей техники значительно уступал западным аналогам. С распадом СССР ситуация усугубилась и приобрела катастрофический характер.

Оправившись от потрясений 1990-х годов, аграрии начали наращивать объемы производства, но быстро столкнулись с нехваткой сельхозтехники. Отечественные заводы могли предложить им лишь морально устаревшие образцы, как правило, спроектированные еще в советские времена. Их низкая продуктивность, неудовлетворительная надежность и высокие расходы на эксплуатацию буквально вынуждали аграриев покупать технику в Европе и даже Америке.

Сегодня российские предприятия сельскохозяйственного машиностроения приносят лишь около десятой доли процента от ВВП, что самым прямым образом свидетельствует о состоянии этой отрасли и ее месте в структуре экономики. В силу экономических и других причин российские фермеры либо не могут себе позволить регулярно обновлять парк сельхозмашин, либо предпочитают использовать импортную технику. Результатом этого становится низкая загрузка производственных мощностей на отечественных заводах.

В то же время эксперты уверены, что потенциал сельскохозяйственного машиностроения в России просто огромен. АПК нашей страны растет и развивается, а вместе с ним растет и внутренний спрос на комбайны и трактора. Для всех иностранных производителей техники Россия является очень важным рынком, то есть потребность в данной продукции существует и весьма большая.

Также не следует забывать, что, как и всякое другое машиностроение, производство тракторов и прочей агротехники - это длинная цепочка смежных производств. Здесь задействованы буквально все отрасли экономики: металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика, горная промышленность, приборостроение, легкая и даже пищевая промышленность.

Мультипликативный эффект от одного рубля, инвестированного в сельскохозяйственную отрасль машиностроения, составляет целых 3 рубля. Иными словами, увеличив выпуск тракторов и комбайнов в России на 1 млрд. рублей, мы увеличим объем ВВП сразу на три миллиарда за счет того, что были задействованы многочисленные смежные отрасли.

Оснащенность АПК РФ продукцией сельскохозяйственного машиностроения

Даже в «золотые» советские годы уровень оснащения агропромышленного комплекса сельхозтехникой был на неудовлетворительном уровне. Особенно, если сравнивать с сельским хозяйством Западной Европы и Северной Америки. При этом давало о себе знать еще и технологическое отставание, которое проявляло себя в низкой эффективности сельхозмашин.

Распад Советского Союза усугубил и без того далекую от оптимума ситуацию. В течение первых пятнадцати постсоветских лет отечественный парк сельскохозяйственной техники сократился более, чем в 4 раза. Аграриям остро не хватало даже тракторов и комбайнов, не говоря уже о более узкоспециализированной продукции сельскохозяйственного машиностроения. Причем сокращение парка в общенациональном масштабе продолжается до сих пор, хотя и уже гораздо более низкими темпами, чем раньше.

По данным Росстата, в 2014 году в сельхозпредприятиях России насчитывалось 247 тыс. тракторов и 64 тыс. зерноуборочных комбайнов. Для сравнения в 2000 г. эти показатели были на уровне 746 тыс. и 198 тыс. соответственно. При этом сама техника, которой в настоящий момент располагают аграрии, по данным экспертов, на 2/3 является изношенной физически и на 80-90% устаревшей морально.

Использование изношенной и устаревшей сельхозтехники сказывается на рентабельности агропредприятий. Старые трактора и комбайны требуют больше расходов в процессе эксплуатации, а уровень потерь урожая из-за них выше, чем при использовании новой техники. Причем уровень развития сельскохозяйственного машиностроения в стране таков, что новая отечественная техника не намного лучше себя показывает, чем «бэушная» импортная.

Наиболее наглядно об уровне обеспеченности отечественного АПК сельхозтехникой свидетельствует такой показатель, как количество тракторов в расчете на 1 тыс. гектар пашни. По этому показателю мы очень существенно отстаем от других стран. Например, в Аргентине на эту площадь приходится в среднем 8 тракторов, в Канаде - 16, в Германии - 64. Для сравнения в России на 1000 га посевов приходится всего 3(!) трактора. Схожая ситуация и по комбайнам.

Состояние сельскохозяйственного машиностроения России

Хотя сокращение общего количества тракторов в сельскохозяйственной отрасли России продолжается, эксперты отмечают постепенное обновление парка машин. Важную роль в этом процессе сыграли государственные программы развития АПК. Одной из самых последних в этой цепочке стала начатая в 2016 году программа развития сельскохозяйственного машиностроения.

Не смотря на то, что уровень импорта сельхозтехники в России остается одним из самых высоких в Европе, машиностроители постепенно наращивают производство своей продукции и успешно конкурируют с западными производителями. К сожалению, главным конкурентным преимуществом остается низкая стоимость отечественных тракторов, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшими производителями сельхозтехники в России являются комбайновый завод «Ростсельмаш», концерн «Тракторные заводы» и Петербургский тракторный завод. Примечательно, что эти предприятия используют минимум импортных комплектующих: уровень локализации их продукции составляет более 90%.

Среди производителей из стран СНГ наиболее успешно в России торгуют своей техникой «Минский тракторный завод», «Гомсельмаш» (Гомель) и «Харьковский тракторный завод». За последние десятилетия очень хорошо укрепились в нашей стране и заводы сельскохозяйственного машиностроения из дальнего зарубежья, работающие под марками «John Deere», «CNH», «Claas», «AGCO», «SDF» и др.

Если рассмотреть отдельные сегменты отрасли, то наиболее критична ситуация, сложившаяся в производстве сельскохозяйственных тракторов. Можно без преувеличения сказать, что тракторостроение в России практически отсутствует. Одни предприятия прекратили выпуск традиционной продукции (так, например, произошло с Липецким тракторным заводом), другие и вовсе полностью ликвидированы и более не существуют (Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения). Более-менее стабильно работают лишь предприятия, входящие в состав концерна «Тракторные заводы».

В 2014 году в России было выпущено всего лишь около 6,7 тыс. тракторов сельскохозяйственного назначения, в 2015-м - 5,2 тыс., в 2016-м - 6,7 тыс. Причем даже из этого мизерного количества отечественными являются лишь около половины тракторов. Так, по данным за 2016 год 52% произведенных в России тракторов были собраны из импортных тракторокомплектов иностранных брендов. Особенно много тракторов по этой технологии произвели российские филиалы МТЗ - более 38%.

В то время как тракторное сельскохозяйственное машиностроение в России хромает на обе ноги, ситуация в сегменте зерноуборочных комбайнов складывается значительно лучше. В 2014 году в нашей стране было произведено 5,5 тыс. этих машин, в 2015-м - 4,6 тыс., в 2016-м - 6,4 тыс. Этого вполне достаточно, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка и даже экспортировать технику за рубеж.

Главным российским комбайностроителем является концерн «Ростсельмаш», в состав которого входит больше дюжины заводов в разных регионах. Кроме того, на территории России методом крупноузловой сборки производят комбайны иностранных брендов - «Claas», «Гомсельмаш», «CNH», «John Deere», «AGCO» и др.

Хотя производство комбайнов является самым успешным сектором отечественного сельхозмашиностроения, за последние годы прекратили выпуск этой техники (а порой и свое существование) многие профильные предприятия. В частности комбайны больше не выпускают Тульский комбайновый завод, Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения, Таганрогский комбайновый завод, Красноярский комбайновый завод и другие.

Торговый баланс сельскохозяйственного машиностроения РФ

Достаточно неплохо общую ситуацию в отечественном машиностроении сельхознаправления характеризует баланс импорта/экспорта. Еще несколько лет назад сальдо было резко отрицательным: в 2014 году на экспорт продано 589 зерноуборочных комбайнов и 5,2 тыс. тракторов всех типов (к сожалению, не удалось найти статистику отдельно по сельхозтракторам); в тот же год импорт комбайнов составил 2118 единиц, а тракторов - 82,8 тыс.

Однако с 2013 года наметилась стойкая тенденция по выравниванию диспропорции между импортом и экспортом. По итогам первых восьми месяцев 2016 года российские производители увеличили продажи на внутреннем рынке:

  • полноприводных тракторов - на 80%,
  • комбайнов - на 35%,
  • посевной техники - на 15%,
  • почвообрабатывающей - на 35%,
  • машин для послеуборочной обработки урожая - на 20%.

Если брать за основу историю России с древних времен, то первое официальное упоминание о производстве сельскохозяйственной техники датировано далеким 1774 годом, когда указом правителя была выписана премия за изобретение жатвенной машины. В дальнейшем процесс становления производства растянулся на долгие годы, открывались небольшие семейные предприятия, планомерно изучался опыт других стран, создавались ведомства и бюро. Однако, вплоть до конца 19-го столетия количество предприятий, производящих сельскохозяйственную технику было необычайно мало, а большинство составляли небольшие семейные предприятия не способные осуществлять массовое производство. Все изменилось после Великой Октябрьской революцией, которая кардинально изменила общественный уклад страны и создала новые рычаги развития производства в стране.

После революции страна оказалась практически полностью разрушена и разграблена, а в своем экономическом развитии значительно отставала от остальной Европы. В это время в стране была создана уникальная форма власти, которая больше не была принята ни в одной стране. По инициативе правительства были созданы специальные советы и министерства, на которые была возложена ответственная миссия по возрождению и развитию промышленности страны. В первую очередь все военные заводы были переведены на производство оборудования для хозяйств и ведомств. Уже в первые годы было выделено значительно финансирование на реконструкцию существующих и строительство новых заводов. За считанные годы огромные заводы по производству сельскохозяйственной техники появились в нескольких крупных городах СССР – Харькове, Сталинграде, Челябинске, Липецке, Владимире, Минске, Ташкенте, Кишиневе, Ростове-на-Дону. Страна превращается в огромный производственный комплекс, который связан надежными логистическими нитями. Основной целью была децентрализация производства страны. Если в царское время основное производство было сконцентрировано в европейской части страны, то теперь активно строились заводы во всех регионах. В дальней перспективе правительство стремилось к самообеспеченности регионов и минимальными транспортными издержками. По сути, каждый регион должен был иметь свое предприятие, которое бы максимально обеспечивало регион в сельскохозяйственной технике, которая в свою очередь максимально полно отвечала потребностям региона по своему назначению и особенностям. Были созданы специализированные научно-исследовательские институты по разработке и внедрению новых моделей. Даже Великая Отечественная война не смогла серьезно поколебать позиции сельскохозяйственной промышленности. В кратчайшие сроки заводы были восстановлены и работали на полную мощность. Нормативными указами правительства были очерчены высокие показатели, к которым неуклонно стремилась вся страна.

Казалось бы, что перед производителями страны открывались невероятные перспективы для роста, однако, в отрасли производства сельскохозяйственной техники существовала одна очень серьезная проблема – срок ввода в эксплуатацию новой техники. Излишняя бюрократия и согласования номенклатуры продукции самой верхушкой власти приводили к тому, что период от создания техники до включения ее в ассортимент производства и появления на полях составлял не менее 10 лет, а иногда превышал 15 лет. Все это приводило, что отечественная техника заметно отставала по своему техническому уровню от техники ведущих зарубежных производителей. Именно поэтому с развалом СССР и вводом рыночной экономики в стране сельскохозяйственную промышленность, как и другие отрасли производства, ждал сильнейший удар.

В начале 90-х буквально за 5 лет выпуск тракторов сократился в 10 раз, зерноуборочных комбайнов более чем в 10 раз, плугов и культиваторов в 30 раз, сеялок и доильных установок в 50 раз. Эти космические цифры обеспечены во многом общим кризисом в стране, снижением жизненного уровня и выходом на российский рынок иностранных производителей. Иностранные производители, в отличие от отечественных компаний, уже в то время прекрасно знали основы маркетинга, продаж и ценообразования. Учитывая, что зарубежная техника значительно превосходила отечественную по технической оснащенности, времени работы на износ, долговечности и ремонтопригодности, завоевать рынок ей не составило особого труда. В то время привычной картиной стали американские тракторы и немецкие комбайны на отечественных полях. Значительно сократилось общее количество заводов. Перейдя в частные руки, заводы потеряли самое главное – помощь государства и могли рассчитывать только на себя. В результате часть инвесторов, оценив нерадостные перспективы отрасли, приняли решение о закрытии заводов, так как модернизация производства для успешной конкурентной борьбы с иностранной техникой требовала огромных финансовых и временных затрат, которые мало кто мог позволить в то нестабильное и неспокойное время.

Основными факторами, которые позволили отечественным заводам выжить в то время, стали минимизация затрат и перепрофилирование. Во-первых, отечественный производитель понял, что если не получается бороться качеством, потребителя необходимо брать ценой. Во-вторых, в рыночной экономике на номенклатуру и объем производства влияет в первую очередь спрос потенциального заказчика, что привело к полному размыванию межотраслевого разделения заводов, которые теперь стали производить и непрофильную для себя продукцию. Совокупность минимизации затрат и диверсификация производства позволили появиться новой группе отечественных производителей сельскохозяйственной техники. Именно такой подход стал залогом развития отечественных предприятий вплоть до настоящего времени. На рынке выигрывает тот, кто может наиболее полно удовлетворить спрос потребителя, предложив при этом привлекательную цену. Однако, сегодня, когда уровень качества и цен отечественной техники практически сравнялся с ведущими иностранными производителями, новым фактором развития является уровень сервизации услуг. На сегодняшний день именно уровень предлагаемого является основным фактором при выборе поставщика сельскохозяйственного оборудования.

Подводя итог всему сказанному, стоит отметить, что на сегодняшний день сельскохозяйственное машиностроение России обладает потенциально мощной научной базой и физически мощной производственной основой, но перед отраслью стоит целый ряд глобальных проблем, которые требуют своего решения. Уже сейчас отмечается значительное снижение уровня производства сельскохозяйственной техники в России. Это связано в первую очередь с отсутствием необходимых кредитных ресурсов в стране и ухудшением общей платежеспособности. Для решения этой проблематики необходимо наладить устойчивый механизм кредитования при этом внедрив программу государственной помощи, так как без субсидирования в кратчайшие сроки решить проблему с финансированием просто невозможно. При этом вторым моментом стоит отметить важность организации кредитования и субсидирования, чтобы все деньги шли целенаправленно на поддержание предприятий, а не оседали в карманах нечестных чиновников и руководителей. В-третьих, программа импортозамещения должна стать приоритетной в ключевых сегментах экономики. При реализации всех факторов возможен выход сельскохозяйственного машиностроения на новый уровень, а всему сельскому хозяйству страны станет жить немного лучше, ведь перед ним останется всего одна нерешенная задача – капризы погоды, против которых пока мероприятий не придумано.