Гдз по химии 8 ярошенко. Биография

Николай Ярошенко (1 декабря 1846, Полтава - 26 июня 1898, Кисловодск) - русский живописец и портретист.

Биография Николая Ярошенко

Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследствии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.

В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова.

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской.

В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.

Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служба на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование.

Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

Творчество Ярошенко

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».

В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова.

После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину «Невский проспект ночью», которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики.

В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины «Кочегар» и «Заключенный», представленные на выставке передвижников.

Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская «Курсистка», юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины «Кочегар» и «Заключенный».

Полотно «Курсистка» стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени.

Одной из лучших работ Ярошенко стала картина «Студент», появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный «исторический» портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.

Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную.

Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин.

Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.

  • Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
  • Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» - оправдывался Репин. «Дело не в стенах, - возражал ему Ярошенко, - а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», - пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 сентября 2016 г. российский летчик Константин Ярошенко, отбывающий в США 20-летний тюремный срок, подписал по требованию Федерального бюро тюрем США документ, подтверждающий его согласие на возвращение из США в Россию.

В этой связи уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов заявил, что "это как раз тот вариант, который нами прорабатывался и предлагался в течение длительного времени американской стороне".

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории дела Ярошенко.

Задержание и суд в США

Ярошенко в 2000-е гг. работал по разовым контрактам пилотом коммерческой авиации на самолетах Ан-32 в странах Африки. 28 мая 2010 г. он был арестован в Либерии сотрудниками Агентства США по борьбе с распространением наркотиков совместно с местной полицией. Затем его тайно вывезли в Америку. Задержание Ярошенко стало первым случаем захвата российского гражданина американскими спецслужбами на территории третьей страны с последующей отправкой подозреваемого в США.

Ярошенко и другим задержанным (нигериец Чигбо Питер Уме, колумбиец Хорхе Иван Салзар Кастано, граждане Сьерра-Леоне Гилбрилла Камра, Али Сесэй и Геннор Джаллох) были предъявлены обвинения в организации международной схемы контрабанды кокаина. В обвинительных документах указывалось, что российский летчик вступил в сговор с группой лиц, которые, в свою очередь, действовали от имени крупных торговцев кокаином в Колумбии и Венесуэле. По данным американских спецслужб, подозреваемые планировали доставить в Либерию и Гану три крупных партии кокаина общим весом около 4 тонн и стоимостью $100 млн из Колумбии. Конечным пунктом назначения груза должны были стать США.

Судебное разбирательство началось в феврале 2011 г. Ярошенко отказался признать вину и пойти на досудебную сделку. 28 апреля 2011 г. жюри присяжных признало Ярошенко и Уме виновными в преступном сговоре с целью транспортировки крупной партии наркотиков. 7 сентября 2011 г. Ярошенко был приговорен к 20 годам лишения свободы. Уме был признан организатором сделки и получил 30 лет тюрьмы, другие фигуранты дела были оправданы.

В ноябре 2012 г. защитой Ярошенко была подана апелляция. В июне 2013 г. она была отклонена коллегией апелляционного суда из трех человек, а в августе того же года - полным составом суда, после чего приговор вступил в силу. До 20 июля 2016 г. летчик мог обжаловать приговор в Верховном суде США, однако посчитал это нецелесообразным.

Действия российской стороны

19 июля 2010 г. Россия направила ноту в Госдепартамент, обвинив американские спецслужбы в похищении летчика и нарушении Венской конвенции по консульским сношениям 1963 г. и двусторонней консульской конвенции. Эти документы требуют обязательного информирования об аресте граждан стран-участниц в третьих странах. Позднее представитель госдепартамента США Филипп Кроули объяснил это технической накладкой и принес извинения.

В мае 2012 г. Министерство юстиции РФ направило властям США запрос об экстрадиции Ярошенко в Россию для отбывания наказания на родине. В июне 2013 г. глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия будет добиваться выдачи Ярошенко в соответствии с Конвенцией Совета Европы 1983 г. о передаче заключенных для отбывания наказания на родине, участниками которой являются как Россия, так и США.

10 сентября 2013 г. Министерство юстиции РФ направило в США запрос о выдаче Ярошенко на родину на основании Конвенции 1983 г., но получило отказ.

В апреле 2014 г. адвокат Ярошенко Алексей Тарасов подал ходатайство о начале нового судебного процесса, так как появились новые доказательства невиновности россиянина. В частности, по словам адвоката, "было получено подтверждение либерийских правоохранителей относительно того, что американцы дали им взятку в размере $100 за то, чтобы они три дня пытали Ярошенко". Однако в феврале 2015 г. Федеральный суд Южного округа штата Нью-Йорк отказал в проведении нового процесса.

Ярошенко отбывает срок заключения в американской тюрьме Форт-Дикс в штате Нью-Джерси. Он неоднократно помещался в карцер без объяснения причин.

По словам адвоката, у Ярошенко серьезные проблемы со здоровьем (в частности, сердечная недостаточность и ряд других хронических болезней). В феврале 2014 г. после вмешательства Лаврова, который в разговоре с госсекретарем США Джоном Керри потребовал оказать россиянину необходимую помощь, Ярошенко было проведено медицинское обследование. Однако в неотложной операции (назначена в связи с обострением варикоцеле) ему было отказано.

Операцию провели только в январе 2016 г. после очередного напоминания Лаврова Керри о проблемах со здоровьем Ярошенко.

Химия. 8 класс. Ярошенко О.Г.

Киев: 200 8. - 2 08 с.

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины. Главное содержание каждой темы обобщенно и выделено цветом. В конце параграфов представлены вопросы и задания, которые помогут как в усвоении теоретических знаний, так и в приобретении практических умений и навыков. Учебник поможет учащимся освоить базовые химические знания, предусмотренные учебной программой. Материал изложен четко, доступно, последовательно.

Формат: pdf

Размер: 39,3 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

Формат: djvu

Размер: 6,6 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Повторение основных понятий курса химии 7 класса
Тема 1
Количество вещества.
Расчеты по химическим формулам
§ 1. Количество вещества. Моль - единица количества
вещества. Число Авогалро 9
§ 2. Молярная масса- Определение молярной массы, массы
и количества вещества но химической формуле 14
§ 3* Молярный объем газов. Определение объема газа
при нормальных условиях
§ относительной илотностн газов 22
§ 5. Расчеты по химическим формулам 26
§ 6. Вычисления с использованием числа Авогадро 29
Тема 2 Основные классы неорганических соединений
§ 7. Понятие об оксидах 35
§ 8. Понятие о кислотах 39
§ П. Способность металлов вытеснять водород из кислот.
Вьттеспительный ряд металлов 43
§ 10, Понятие о солях 48
§11. Понятие об основаниях 53
§ 12. Взаимодействие оксидов с водой. Гидроксиды 55
§ 13. Общие свойства оксидов. Классификация оксидов 61
Я14- Оксиды в нрироде. Использование оксидов 66
§ 15. Классификация кислот. Общие химические свойства
кислот 71
$ 16* Получение соляной кислоты и ее свойства 77
§ 17. Химические свойства оснований 82
§ 18. Понятие об амфотерных гидроксидах. Применение
оснований 86
§ 10. Химические СВОЙСТВА солей 89
§ 20. Соли в природе. Применение солей 93
§ 21* Общие способы получения оксидов, кислот, оснований
и солей 98
§ 22. Генетическая связь между классами псоргапических
соединений. . .. 101
§ 23. Расчеты по химическим уравнениям массы, объема,
количества вещества реагентов и продуктов реакций 105
§ 24. Значение экспериментального метода исследования
D ХИМИИ Ill
§ 25. Решение экспериментальных задач 114
Тема 3
Периодический закон it периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение атома
§ 26. Исторические сведения о попытках классификации
химических элементов 118
§ 27. Понятие о щелочных металлах 121
§ 28. Понятие о галогенах и инертных газах 125
§ 29. Периодический закон Д. И. Менделеева 131
§ 30. Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева 136
§ 31. Строение атома. Состав атомных ядер 142
§ 32. Современная формулировка периодического закона.
Изотопы 146
§ 33. Состояние электронов в атоме 151
§ 34. Строение электронных оболочек атомов.
Понятие о радиусе атома 156
§ 35. Последовательность заполнения электронами
эпергетических уровней и подуровней- Электронные
и графические электронные формулы АТОМОВ 160
§ 36. Взаимосвязь между размещением элементов
в периодической системе и их свойствами 166
§ 37. Характеристика химических элементов по их положению
в периодической системе и строению атома 171
§ 38. Значение периодического закона 174
§ 39. Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева 177
Тема 4 Химически» связь и строение вещества
§ 40. Понятие о химической связи. Электроотрицательпость
элементов 181
§ 41. Химическая связь и строение электронных оболочек атомов. 185
§ 42. Ковалентная связь, ее виды 188
§ 43* Ионная связь. Кристаллические решетки 193
§ 44. Степень окислении 198
Словарь химических термипов и понятий, которые изучались
в 7 классе - 203
Предметный указатель 205
Приложение 206

Николай Александрович Ярошенко вошел в историю русского искусства, как художник-передвижник, служивший принципам высокой духовности, гуманизма, чести и совести. Прекрасно образованный, знавший в совершенстве несколько иностранных языков Ярошенко пользовался авторитетом и заслуженным уважением среди соратников по искусству, друзей и единомышленников. Несомненно, что отдельными чертами характера Ярошенко, прежде всего, обязан семейному воспитанию, построенному на высоких нравственных принципах.
Способности к рисованию у Ярошенко проявились очень рано, но упорное стремление мальчика заниматься рисованием не наводило взрослых на мысль, что у него может быть талант, который заслуживает внимания и заботы. Родители не представляют иной карьеры для сына, кроме военной, и в 9 лет определяют его в Полтавский кадетский корпус.
Спустя два года Ярошенко переводят в Петербург в Первый кадетский корпус, окончив его он поступает в Первое Военное Павловское училище (1863 г.). Из Павловского училища Ярошенко переводят в Михайловское артиллерийское училище. В эти годы он посещает вечерние рисовальные классы, где его учителем, а затем и другом становится известный художник Иван Николаевич Крамской.
В 1867 году Н.А. Ярошенко поступает в Михайловскую артиллерийскую академию, а для завершения своего художественного образования – в Академию художеств. Молодому художнику приходилось очень трудно. Надо было сочетать занятия в академии художеств с занятиями в Артиллерийской академии, а по окончании последней, с работой на патронном заводе в должности начальника штамповальной мастерской. Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы в подобных условиях довести до конца свое художественное образование.
Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 г. Н.А. Ярошенко женится на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами. В петербургской квартире Ярошенко проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Павлов.
Эту же атмосферу Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались петербургские друзья, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих в летний сезон на отдыхе и лечении. Из многочисленных гостей достаточно назвать лишь некоторых: это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов.
Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт. Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок.
В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив коллекцию своих работ большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.
Похоронили Николая Александровича недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника