Эгоизм как этап развития. Что такое Эгоизм, Эго человека, и кто такой Эгоист? Эзотерический взгляд

Здравствуйте, уважаемые читатели! В данной статье мы рассматриваем фундаментальные с т.з. практической психологии, эзотерики и личностного роста вопросы: что такое Эго человека? что такое Эгоизм? и кто такой Эгоист? Но мы посмотрим на человеческое Эго не столько с психологической стороны, сколько с точки зрения .

Понимание Эго для подкованного эзотерика безусловно будет отличаться от общепринятых в психологии представлений о человеческом Эго и об Эгоизме в целом. Эзотерическая модель Эго, в т.ч. с моей личной точки зрения, на порядок эффективнее для практического применения, и для работы над собой, и для помощи людям в их развитии и решении жизненных проблем.

Во многих статьях на нашем сайте мы уже затрагивали вопросы Эго и то, как работает Эгоизм. Рекомендуем вам обязательно ознакомиться с этими статьям:

Начнём с определений, а затем перейдём и к практическим вопросам.

Что такое Эго человека с эзотерической точки зрения

Одно из описаний Эго, представленных в Интернет:

  • Эго (малое «я», ложное «я», второе «я», ego) – это все то, чем мы НЕ являемся в действительности, это наша ложна сущность, которая постоянно что-то ищет, хочет, боится или комплексует.

Попробуем эзотерически определить Эго человека:

С точки зрения эволюции души, формирование и развитие человеческого Эго – это естественный и закономерный этап, который проходит каждая душа на Земле на нижних .

Эго – формируется в следствие нашего человеческого, физиологического (материалистичного) и социального восприятия себя и своей жизни. Когда ты не воспринимаешь себя божественной Душой, а сам являешься мнимым центром мира и собственной жизни, оторванным в своём самовосприятие от Источника и Вселенной. В духовном восприятии – центром мира и Источником жизни всегда является Творец.

Абсолютно любая душа в процессе своей эволюции проходит через эгоистичный этап развития сознания. Этот этап эволюции длится до тех пор, пока Душа (Человек) не достигает определённого уровня духовного совершенства, когда уходят все ограничения сознания, ложные и ограниченные “я”, и связанные с ним страхи, негативные эмоции, эгоистичные желания и амбиции, соответствующие Эго пороки и слабости. То есть, Эго в человеке доминирует до тех пор, пока его Душа не становится в достаточной степени духовно и энергетически чистой (когда в сознании, в опыте души не остаётся заблуждений и ошибок), сильной (неуязвимой и устойчивой для любого Зла) и совершенной (все основные способности и таланты заложенные Творцом раскрыты).

По-другому, Эго можно определить как пока “ограниченное сознание” , сознание запертое в определённых рамках ограничений, сознание не просветлённое, не раскрытое полностью, не единое с Творцом (со своим Источником).

Эзотерическим языком, Эго – это неочищенный совокупный опыт Души по всем её воплощениям на Земле и в Тонком мире. Это та часть Души (сознания) в которой хранятся: все ошибки и заблуждения человека, тупики сознания, причины его и наказаний, причины негативных эмоций, страданий и боли, все его комплексы, страхи и ограничения, весь опыт, который подлежит анализу и кармической очистке. К Эго так же нужно отнести животные инстинкты и низменные желания, которые могут жить и развиваться в человеке, достигая почти беспредельных размеров и крайностей (пороки, разного рода извращения и отклонения).

По мере зачистки своего несовершенного опыта – Эго человека будет уменьшаться, таять, а светлая Душа – набирать Силу, Свет, Веру, Любовь, Мудрость. Негативный отягощающий Душу кармический опыт – будет превращаться в позитивный опыт, который формируется по Законам Бога и .

Т.о., в процессе эффективного духовного развития и , человек, работая со Светлыми Силами, превращает свой сугубо человеческий (эгоистичный) опыт в опыт божественный (“золотой опыт Души”).

Это наиболее общее описание человеческого Эго.

Проявления Эго и его борьба с Душой

Простым языком, Эго человека – это “тёмная сторона луны”, тёмно-серая часть сознания (и разумеется ), которая всегда борется со светлой его частью, с божественной Душой.

Эго всегда стремиться к самоидентификации и обособлению, к отделению себя от окружающего мира, от Бога, от людей. И, соответственно, когда в человеке Эго сильнее, чем его Душа, ему всегда будет сложно воспринимать себя частью целого, ощущать своё духовное единство с другими людьми, с миром, с Богом.

Многие люди Эго путают с индивидуальностью. Эго – это всегда ложная индивидуальность, развивая которую человек никогда не будет находить истинной радости в своём сердце, а напротив, внутренне будет становиться всё несчастнее, всё больше ощущая свою оторванность от мира и общества. В таких людях сильно развивается чувство противопоставления, соперничества, ревности и зависти по отношению к другим, и это раздирает на части их душу, лишая их покоя и удовлетворённости.

Суть Эго – это личная выгода (эгоизм), стремление к явному или завуалированному превосходству над другими во всём (личная власть), исключительно для реализации своих эгоистичных желаний.

Наиболее ярко Эго проявляется через:

  • : желание получать внимание, энергию, любовь других людей незаслуженно (тщетная слава).
  • : завышенная и ничем не обоснованная раздутая самооценка, желание считать себя лучше других.
  • Соперничество, часто агрессивное и ревностное. Такое нездоровое соперничество отталкивает других людей и блокирует .
  • Жажду власти и обладания: желание присваивать то, что тебе по праву не принадлежит, включая других людей, их внимание, время, имущество, энергию, и даже судьбу (жажда властвовать над жизнью другого человека).
  • Корысть и выгоду: данное самому себе право использовать других людей в своих личных эгоистичных интересах (потребительское отношение к людям, к миру, к обществу, к Богу и даже к себе).
  • Так же Эго и Эгоизм проявляются и выражаются в обидах, раздражении, ревности, зависти, в негативном отношении к другим, в привычке лгать, в трусости, в лени, т.д.

О том, как работает Эго и Эгоизм так же изучайте на конкретных примере в статье –

Где в человеке живёт Эго?

Центр Эго у разных людей может отличаться. В любом случае это , а в какой именно чакре будет располагаться эго-центр зависит от особенностей человека, от того, в чём именно он больше всего ищет жизненную опору.

  1. У одних людей – это . Мы часто называем их “умниками”, эти люди козыряют своим интеллектом, самоутверждаются в обществе за счёт своей эрудиции, высокомерно относятся к тем, кто менее умён, чем они. У таких людей часто проблемы с чувствами, с сердечностью и добротой.
  2. У других центр эго в . Такие люди делают ставку на собственную харизму, на силу своей личности, на энергетическую силу. Именно этой силой и т.н. харизмой они и пытаются влиять на других, возвышаясь над людьми или подавляя их. Но это влияние они используют в основном для того, чтобы все прожекторы и внимание людей было направленно исключительно на них самих.
  3. У третьих, управляющее Эго живёт в . Наверное вы встречали людей помешанных на сексе, собственной сексуальности и привлекательности. Главное, что им нужно – это “понравиться”. Это Эго живёт желаниями, инстинктами, часто не управляемыми. Гипрертрофировнное Эго Свадхистханы ввергает людей в пороки, и они становятся рабами своих желаний.
  4. У четвёртых центр Эго в . Это люди, для которых самое важное это материальное благополучие и личная власть над судьбами родных людей. Яркий пример – это мамаши-квочки, стремящиеся всеми правдами и не правдами управлять судьбами своих уже взрослых детей, ломая их жизнь под себя. Ещё это Эго называют – родовое Эго.

В принципе, управляющий центр Эго может быть в любой чакре, зависит от человека, но программы Эго есть во всех чакрах без исключения.

Подробнее, что такое Эгоизм и кто такой Эгоист

Эгоизм – проявление Эго, доминирование в человеке Эго над его божественной Душой, способ мышления, восприятия и поведения, при котором человек всегда на первое место ставит свои личные интересы и приоритеты, личную выгоду и желания. Интересы других людей, Высших Сил и этого мира в целом при этом, либо не интересуют его вовсе, либо интересуют чисто формально и всегда во вторую очередь.

Распространённые заблуждения об Эгоимзе

“Эгоизм – это хорошо, это любовь к себе”

Эгоизм – это ложная любовь к себе. Это любовь не к своей божественной Душе, а к своей гордыне и тщеславию, любовь к своему самомнению и ложному величию. Это ублажение своих низменных желаний и , оправдание своих грехов и ошибок, потакание тому злу, которое живёт в человеке и разрушает его (оправдание и подпитка своей лени, глупости, необразованности, своих обид, эмоций злости и ненависти, зависти и ревности, своих вредных привычек и пороков, др.).

Любить себя конечно нужно, но эта любовь не должна принижать достоинство и интересы других людей, и не должна обесценивать как других людей, так и весь мир вокруг вас. Истинная любовь и доброе отношение к самому себе – всегда даёт вам такое же доброе отношение и к другим людям, усиливая их ценность в вашей жизни. Такая любовь рождает в Душе светлое стремление делать для других людей бескорыстно, без неистовой жажды обязательно получить личную выгоды от любых отношений. Когда в душе раскрывается настоящая Любовь к себе и к другим людям – эгоизм быстро тает, теряет силу, уменьшается.

Понятие “Здорового Эгоизма”

Под “здоровым эгоизмом” чаще всего понимают совсем не эгоизм, а умение человека избегать крайностей. Ведь отсутствие у человека эгоизма совсем не предполагает, что человек не должен заботиться о самом себе и своей жизни, или, что он всегда должен делать всё в ущерб себе, но в угоду другим. Это глупость и крайность! Если человек честным трудом своей души заслужил красивую и богатую жизнь – он должен с достоинством принять это и гордиться собой. Богатство, роскошь, достойная личная жизнь не делает человека эгоистом.

Эгоистом человек становится, если при всей этой роскоши он начинает плевать на остальных людей, полностью игнорируя их интересы и чувства, и ничего полезного и доброго не делает для общества и этого мира. Если “всё хорошее только для себя” – это эгоист.

К эгоизму можно относиться по разному. Но по существу, махровый Эгоист – это раковая клетка общества и этого мира , которая тянет из вселенского организма лучшие жизненные соки, а взамен ничего давать не хочет, кроме своих отходов жизнедеятельности. Любой организм рано или поздно обязательно отторгнет такую вредоносную “клетку”.

Другие описания и проявления Эгоизма:

  • Эгоизм – желание жить за счёт других и получать что-либо в этой жизни не заслуженно, то есть даром “на халяву”, или применяя для этого “тёмные” методы (обман, манипуляция, насилие, др.).
  • Гипертрофированный или махровый эгоизм – иждивенчество и тунеядство.
  • Эгоизм – оправданная потребность и желание использовать других и весь мир (его ресурсы) для реализации своих эгоистичных желаний и в любых корыстных интересах.
  • Эгоизм – оправданная готовность и привычка “плевать на других и их мнение”. У эгоиста – “все мысли только о себе”, либо о своих не реализованных желаниях, либо о своих “самых проблемных” проблемах. И это всегда делает эгоиста глубоко несчастным.
  • Эгоизм – когда человек готов делать только то, что “нравиться” лично ему, когда для него это самое главное. А если это не нравиться другим – его это не интересует, или интересует в десятую очередь.
  • Эгоистичные программы сознания: “это моё”, “мне все должны”, “я лучше других”, “я лучше знаю” (умнее, важнее, т.д.), “я всегда прав”, “всё лучшее – для меня”, “главное, чтобы мне нравилось”, “моё – важнее твоего”, “я хочу так и мне не интересно чего хочешь ты”, “всё будет по-моему”, “мне это неинтересно, потому что это не выгодно”, др.

Эгоиста не интересует “хорошо это или плохо”, “добро это или зло”, его интересует – выгодно это для него лично или не выгодно, “моё” это или “чужое” (радость, горе, т.д.): если”чужое” – это не интересно, если “моё” – это “самое важное”, если это что-то “чужое” и это что-то “мне очень нужно” – “как это сделать своим?”, т.д.

Что ждёт Эгоиста?

Эгоиста всегда ждут разочарования и пожирающий голод его неутолимых желаний, которые он не может реализовать. Эгоист – раб своего Эго, своих Желаний, убийца своей Души.

Есть ещё кое-что очень важное. Лично я не встречал ни одного по-настоящему счастливого эгоиста. Встречал богатых, очень талантливых и умных эгоистов, встречал очень харизматичных, влиятельных и публичных, а счастливых, кто бы жил с удовлетворённостью в сердце не встречал.

Удовлетворить эгоиста – нереально! Как только он получает то, чего жаждал 5 мин. назад, он начинает жаждать чего-то другого и быть не доволен чем-то ещё. Потому что, у эгоиста в принципе заблокировано духовное сердце, заблокирован , чувства и радость тоже по больше части перекрыты. Только если Душа как-то случайно пробьется через стены эгоизма, человек может порадоваться чуть чуть, а дальше снова Эго берёт верх и на этом радость заканчивается.

Именно поэтому Эгоисты в глубине души это несчастные люди. Эгоизм, если вы отдаёте ему власть над собой и “сливаете” свою Душу – всегда ведёт вас к бесконечным страданиям и душевным мукам, даже если страдать вы будете в собственном дворце, сидя на золотом унитазе.

Что делать с раздутым Эго и своим Эгоизмом

Осознание и искреннее признание в себе Эгоизма – это уже большое дело и залог победы вашей божественной Души над вашим Эго.

Продолжение следует.

Если возникнут вопросы или если вы захотите поработать по своему эгоизму – !

В нашем обществе принято считать, что эгоист – это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм, – это единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм – просто очередная красивая функция в программе развития нашего эго?

Ну, подумайте, что плохого в том, чтобы себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Делать себе больно? Губить свое тело и свой разум? По крайней мере, в искренней любви к себе, вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто. Вы – избранный! Вы - избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы – являетесь собой, а не кем-то другим. Полагаю, здесь, как и во всем – хорошо то, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим людям, эти «другие» могут вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм». Все это - пока лишь самая поверхность «темы».

Практичность эгоизма
Все мы знаем, что взрослый человек должен уметь позаботиться о себе. Это – нормальная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. То есть, действовать для себя – это нормально. И ведь отлично, когда человек заботится о своем здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. Чем же отличается самостоятельность от эгоизма?

Мы полагаем, что эгоист заботится только и только о себе. А когда, скажем, взрослый человек проявляет заботу о ребенке, мы полагаем, что на сей раз, он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый человек заботится о ребенке по какой-то причине? Все – практично. Просто без этой заботы, ему самому станет хуже, - его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма включается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.

Прозвучит цинично, но возможно, дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, человек крепче любит самого себя. Куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то «хорошим» и достойным любви в своих же собственных глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, человек заботится о самом себе, т.к. взаимопомощь – это утонченная разновидность эгоизма.

А иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай и потому попадут в ад, т.к. праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? Некоторые духовные мастера говорят, что нам следует растворить эго, чтобы прийти к духовному просветлению. Так ли кардинально обстоят дела? Возможно, подобное решение сродни гильотине как лучшему средству от перхоти?

Эго – это инструмент нашей психики. Эгоизм в чистом виде – это практичность и расчетливость. Пробуждение сознания – не убивает эго. Пробуждение позволяет нам с эго растождествиться. Но пробужденный человек не становится идиотом. Он все также практичен. Проблема – вовсе не в наличии эго. Проблемы начинаются, когда наша практичность окрашивается нашим унижением, гордыней и тщеславием. Страдание доставляет не эгоизм, а наше неведение, наше незнание и непонимание своей истинной сути. Это неведение приводит к колеблющейся самооценке, которая то занижается до уровня ничтожества, то поднимается до заоблачных небес, чтобы снова разбиться о твердую землю.

В конечном итоге, эгоизм – просто уход от страданий. И чем человек грубее, тем более примитивным и прямолинейным становится этот «уход». Грубый человек бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубости человек действует с каким-то почти животным простодушием. Это – практичность на уровне первобытного строя.

Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании – это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм порой облачается в «разумные», благовидные поступки, а порой даже в альтруизм, жертвенность и щедрость. Мудрый человек, порой, хочет для себя сделать кому-нибудь хорошо, чтобы ему самому стало еще лучше.

Доблесть эгоизма
Зачем мне разоблачать такие прекрасные эгоистические потребности людей как взаимовыручка, жертвенность, щедрость? Может быть, стоит и дальше поощрять самообман меценатов, покровителей, спонсоров и просто «добрых» людей и прочих благодетелей? Ведь я совсем не против благотворительности, даже если этим делом управляет эгоизм и тщеславие. Но я – за честность с самим собою.

Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится обманывать себя, и других, объясняя все наши действия благими, а порой – высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм – это плохо»! – говорим мы себе и другим. Ведь надо проявлять заботу о ближних! «Хорошо быть – светлым и пушистым, добрым и хорошим!» – Нам внушали наши родители и общественность с рождения. Но что делать, если эгоизм – это наша природа?

Все, что не соответствует искусственной общественной морали, мы вынуждены в себе душить и подавлять, впихивая все самое «неблагопристойное» поглубже, в закрома нашего бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них берутся неврозы, откуда – душевная боль, раздражение, страх и пр. «радости».

Наше бедное, забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать самим себе, когда ждем одобрения и похвалы от окружающих. Возможно, почти каждому стоит учиться быть немного эгоистом. Не хитрым обманщиком и тщеславным идиотом, но искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.

Просто такова наша природа. Глупо ее подавлять. Мы не способны решить «проблему», прикрывая ее красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, человек в своем развитии буксует на месте. Текущая ступень развития уже набила оскомину, а новая – никак не наступит. Для многих искателей на духовном пути этап «между двух стульев», когда уже не «здесь», но еще не «там», - становится затянувшимся недугом, перешедшим в норму.

Я убежден, только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет нам измениться. Признав наличие «проблемы», мы делаем самый важный, первый шаг в сторону ее разрешения. Перемены являются спонтанным следствием нашей честности с собою. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек - следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом – становится простым и естественным делом.

Я – эгоист. Такова моя человеческая природа. Это – мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это – этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое – это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм - так сложно! И так легко!

© Игорь Саторин

« Хорошая причина…»!

На жизни все происходит по-другому, Раймондо в конце концов оставил дверь незапертой…

Кто может коротко проанализировать то, что произошло утром?

С.: Опоздание на медитацию явилось оправданием для внутреннего полагания Мишель. Она считала, что у нее есть полное право сделать это, она была оправдана…

С одной стороны, она хотела прийти вовремя на доджо, а с другой стороны, она плохо припарковалась. Это позволило ей оставить машину плохо припаркованной и не дало кому-то другому выполнить работу, которая была ему поручена. И, следовательно, она поставила свое эго на первое место. У нее были самые веские в мире причины: она шла на медитацию…Хорошая причина! Более того, она не должна была опаздывать. А, кроме того, ее машина была не так уж плохо припаркована!... Она забыла только об одном: она поставила свое эго на первое место, она помешала человеку сделать работу, порученную ему.

В этой ситуации, каким должно было быть нормальное отношение, коль скоро мы понимаем то, что я сейчас объяснил? Простое отношение… Она встречает Раймондо или Паскаля, который говорит ей, что ее машина плохо припаркована, она переставляет машину, затем делает то, что она и должна делать, без каких-либо внутренних полаганий.

Теперь мы должны подумать, какие качества проявились в этой истории, совершенно механически, и привели к ее внутреннему полаганию, или даже проще, к мыслям. Мы могли бы…

Механизм, который мешает нам видеть себя такими, какие мы есть…

Буфер определяется как психологический механизм, который не дает нам увидеть или прожить ситуацию такой, какая она есть. В случае, который мы обсуждаем, она встала в оппозицию и поставила свой эгоизм впереди всего остального. И этот механизм также не дает нам увидеть, в какой степени мы сами механистичны, и обусловлены ситуацией, другими словами, увидеть себя такими, какие мы есть. И он изобретает самые хорошие причины для того, чтобы делать не то, что нужно.

…и у нас создается ложный образ себя самих.

Кроме того, он обеспечивает нам постоянство ложного или вымышленного образа нас самих. На этом примере (а я беру пример не очень типичный для жизни) мы рассматриваем образ человека, который делает нечто хорошее, медитирует, и который не опаздывает, который контролирует ситуацию и делает то, что должно быть сделано, и т.д. Она делает то, что должно быть сделано, не так ли: она хочет успеть на медитации… На самом деле, она забывает о том, что должно быть сделано в первую очередь!

Буфер позволяет нам поддерживать образ самих сами, как мы считаем, хороший образ, но который всегда ложный и вымышленный. Это механизм, в первую очередь защищающий нашу ложную личность и наш образ себя самих.

Обусловленное качеством: то, как мы воспринимаем себя и мир

Давайте вернемся к качествам. Качество обусловливает наше восприятие мира. Мы воспринимаем мир сквозь призму нашего главного качества, и мы воспринимаем себя через это качество.

Вот почему у нас такое неверное представление о своих потребностях. Мы гоняемся за тысячей вещей, веря в том, что получим удовлетворение, как только обретем их, но когда мы это получаем, удовлетворение не приходит, а приходят другие желания. В результате, наше главное качество вместе с другими доминирующими качествами влияют на все наши действия, на нашу деятельность. Подумайте над тем, за чем вы гоняетесь, и вы сможете назвать то качество, которое стоит за этим. Одно из шестнадцати, не семнадцатое, имя которому Любовь… Это качество нельзя попросить, его можно только дарить и принимать. За Любовью гоняться невозможно. А за всеми другими… Вот чем занимается человечество.

В нашем обществе принято считать, что эгоист - это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм - единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм - просто очередная красивая функция в программе развития нашего ? Ну, подумайте, разве это плохо - себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Причинять себе боль? Губить свое тело и разум? В искренней любви к себе вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто. Вы - избранный! Вы - избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы являетесь собой, а не кем-то другим. Полагаю, здесь, как и во всем - хорошо то, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим людям, эти «другие» могут вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм» . Все это - пока лишь самая поверхность «темы».

Практичность эгоизма

Все мы знаем, что взрослый человек должен уметь позаботиться о себе - это обыкновенная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. То есть, действовать для себя - это нормально. И ведь отлично, когда человек заботится о своем здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. Чем же отличается самостоятельность от эгоизма?

Мы полагаем, что эгоист заботится только и только о себе. А когда, скажем, взрослый человек проявляет заботу о ребенке, мы полагаем, что на сей раз он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый заботится о ребенке по какой-то причине? Все практично - просто без этой заботы, ему самому станет хуже, его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма включается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.

Все дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, человек крепче любит самого себя. Куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то хорошим и достойным любви в своих же глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, человек заботится о самом себе. Взаимопомощь - это утонченная разновидность эгоизма.

А иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай и потому попадут в ад, потому что праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? Некоторые духовные мастера говорят, что нам следует растворить эго, чтобы прийти к духовному просветлению. Так ли кардинально обстоят дела? Возможно, подобное решение сродни гильотине как лучшему средству от перхоти?

Эго - это инструмент нашей психики. Эгоизм в чистом виде - это практичность и расчетливость. Пробуждение сознания - не убивает эго. Пробуждение позволяет нам с эго растождествиться. Но не становится идиотом. Он все также практичен. Проблема - вовсе не в наличии эго. Проблемы начинаются, когда наша практичность окрашивается гордыней и тщеславием. Страдание доставляет не эгоизм, а наше неведение, наше незнание и непонимание своей истинной сути. Это неведение приводит к колеблющейся самооценке, которая то занижается до уровня ничтожества, то поднимается до заоблачных небес, чтобы снова разбиться о твердую землю.

В конечном итоге, эгоизм - просто уход от страданий. И чем человек грубее, тем более примитивным и прямолинейным становится этот «уход». Грубый человек бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубости он действует с каким-то почти животным простодушием. Это - практичность на уровне первобытного строя.

Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании - это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм облачается в разумные, благовидные поступки, а порой даже в альтруизм, жертвенность и щедрость. Мудрый человек, порой, хочет для себя сделать кому-нибудь хорошо, чтобы ему самому стало еще лучше.

Доблесть эгоизма

Зачем мне разоблачать такие прекрасные эгоистические потребности людей как взаимовыручка, жертвенность, щедрость? Может быть, стоит и дальше поощрять самообман меценатов, покровителей, спонсоров и просто «добрых» людей и прочих благодетелей? Ведь я совсем не против благотворительности, даже если этим делом управляет эгоизм и тщеславие . Но я - за честность с самим собою. Принцип реальности - одно из главных правил progressman.ru.

Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится обманывать себя, и других, объясняя все наши действия благими, а порой - высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм - это плохо»! - говорим мы себе и другим. Ведь надо проявлять заботу о ближних! «Хорошо быть - светлым и пушистым, добрым и хорошим!» - Нам внушали наши родители и общественность с рождения. Но что делать, если эгоизм - это выражение нашей человеческой природы ?

Все, что не соответствует искусственной общественной морали, мы вынуждены в себе душить и подавлять, впихивая все самое «неблагопристойное» поглубже, в закрома нашего бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них берутся неврозы, откуда - душевная боль, раздражение, страх и прочие «радости».

Наше бедное забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать всем, когда ожидаем одобрения и похвалы от окружающих! Возможно, почти каждому стоит учиться быть немного эгоистом. Не хитрым обманщиком и , но искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.

Просто такова наша природа. Глупо ее подавлять. Мы не способны решить «проблему», прикрывая ее красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, человек в своем развитии буксует на месте. Текущая ступень развития уже набила оскомину, а новая - никак не наступит. Для многих искателей на духовном пути этап «между двух стульев», когда уже не «здесь», но еще не «там», становится затянувшимся недугом, переходящим в патологическую норму.

Только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет нам измениться. Признав наличие «проблемы», мы делаем самый важный, первый шаг в сторону ее разрешения. Перемены являются спонтанным следствием нашей честности с собою. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом становится простым и естественным делом.

Я - эгоист. Такова моя человеческая природа. Это - мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это - этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое - это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм - так сложно! И так легко!

О любви к себе и другим (эгоизм, альтруизм, нормальное поведение)

Моралисты выступают, как правило, против эгоизма и за альтруизм. Насколько это правильно и правильно ли вообще? Всё зависит от того, что мы понимаем под эгоизмом и альтруизмом. Мне представляется, в этом вопросе много путаницы. Под эгоизмом нередко понимается большая забота о себе и большая любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим людям. А под альтруизмом просто заботу (“думание”) о других людях. В том и другом случае имеется смещение акцентов, которое искажает нравственную оценку эгоизма и альтруизма.

Эгоизм

Возьмем эгоизм. Нельзя понимать его как бо льшую заботу и любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим. Иначе мы объявим эгоистами всех без исключения людей. Ведь абсолютно естественна преимущественная забота и любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим. Давайте подсчитаем, сколько времени мы тратим на себя и сколько на других. И выясним, что практически во всех случаях тратим время больше на себя, чем на других. Это и сон, и питание, и туалет, и уход за телом, и одевание-раздевание, и устройство своего жилья, и учение, и отдых, и хобби. Возьмем сутки. Одну треть мы посвящаем сну, т.е. себе. Другую треть мы опять, как правило, посвящаем себе: всяким процедурам (умыванию, одеванию-раздеванию, уборке, чистоте, еде, отдыху и т.д.) Остается одна треть... Давайте не будем кривить душой и честно признаем: мы думаем больше о себе, чем о других; любим больше себя, чем других; заботимся больше о себе, чем о других. И хватит упрекать в эгоизме себя и других только за то, что ты или кто-то другой позаботился о себе, потратил время на себя.
В подтверждение сказанного приведу проникновенные слова известного психолога В. Л. Леви о любви к себе и отличии ее от себялюбия-самодовольства:

«Возлюби себя как ближнего своего . Поэт призывал к этому иронически, философ — всерьез, но любовь к себе — это действительно первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий — страшен. Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других — посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей и вы убедитесь, что это так: они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо слишком уж скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Такие люди, всегда любимцы, и показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом.
Ближе всего это к тому, как вы относитесь к себе совсем ребенком: это мудрое и бесстрашное достоинство живого существа, инстинктивное ощущение своей ценности без всякого посягательства на ценность других. Вы тогда еще неосознанно любили в себе весь мир и неповторимую самобытность уникума, которым в действительности являетесь. Этот узор генов, эта библиотека памяти, это живое, чувствующее, странное, знакомое, изменяющееся — такого, именно такого существа никогда раньше не было и больше не будет — и это вы. Каждое ваше свойство и качество может быть и можно найти по отдельности у кого-то, или что-то близкое, но сочетание их — только одно среди мыслимой жизни.» («Искусство быть собой»)

Не менее замечательные слова сказала Луиза Хей: "Итак, что вы хотите услышать от меня? Знаю, что бесконечно повторяю эти слова, но не боюсь надоесть: "Любовь к самому себе — самое важное, что вы можете сделать, ибо если вы любите себя, вы не причините зла ни себе, ни другому". Это — рецепт мира во всем мире. Если я не могу причинить зла ни себе, ни другим, как может начаться война? Чем больше людей придут к этой мысли, тем лучше станет жить на нашей планете." (Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей. М., 2001. С. 72.)

Эгоизм — это когда человек заботится о себе в ущерб , во вред другим, за счет других, когда в конфликтной ситуации «или-или» (столкновения личных интересов и интересов других: или то или другое, третьего не дано) человек делает выбор в свою пользу и во вред другим.
Эгоизм — это когда человек рассматривает себя как цель, а других — только как средство. Об этом писал В. С. Соловьев:

"Ложь и зло эгоизма состоят вовсе не в том, что этот человек слишком высоко себя ценит, придает себе безусловное значение и бесконечное достоинство: в этом он прав, потому что всякий человеческий субъект как самостоятельный центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, — всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое и слишком высоко оценить себя не может (...) Непризнание за собою этого безусловного значения равносильно отречению от человеческого достоинства; это есть основное заблуждение и начало всякого неверия: он так малодушен, что даже в самого себя верить не в силах, — как может он поверить во что-нибудь другое? Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность." ("Смысл любви" 2, III — Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т.т., т.2, М., 1990. С. 505-506).

К сожалению, весьма распространенным является другое понимание эгоизма — как большей заботы о себе, чем о других. Аристотель, например, писал:

«Помимо всего прочего трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе, ведь свойственное каждому чувство любви к самому себе не случайно, но внедрено в нас самой природой. Правда, эгоизм справедливо порицается, но он заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви; то же приложимо и к корыстолюбию; тому и другому чувству подвержены, так сказать, все люди.» («Политика» (1263 а-b))

Смотрите, как он сказал: эгоизм «заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви». Это слишком широкая и неопределенная формулировка, позволяющая трактовать эгоизм как всякую любовь к себе. В самом деле, что такое выражение «в большей любви к себе, чем должно»? Каждый может трактовать ее как хочет. Ведь под должным некоторые могут понимать и жизнь для других, самоотречение. Аристотель не дает здесь критерия для определения должного. Напротив, указание на эгоизм как на «бо льшую любовь к себе» кажется понятным и убедительным.
Справедливости ради следует сказать, что если повнимательнее читать Аристотеля, то можно найти у него высказывания, которые можно трактовать как ограничение негативной оценки «большей любви к себе». В той же «Политике» немного раньше он выставляет как аргумент против общей собственности тезис о том, что «люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся о том, что является общим , или заботятся в той мере, в какой это касается каждого» (1261 а33).
На поверку негативная оценка «большей любви к себе» (как эгоизма) означает, по закону противопоставления, моральный запрет на любовь к себе вообще, поскольку не определен должный размер любви к себе и любое, в том числе обманчивое, ощущение якобы большей любви к себе могут истолковать как эгоизм, т. е. как нечто дурное.

(Пуаро в известном телесериале по произведениям Агаты Кристи говорит: «Большинство из нас эгоисты, но не все в этом признаются». — Так нередко характеризуют поведение свое и других.

Вера Сотникова, актриса, в утренней программе ТВЦ (19.07.05) заявила: «Эгоизм — это хорошо; надо быть эгоистом, надо любить себя». Появился журнал, который самим своим названием («Эгоист») пытается реабилитировать-оправдать это отрицательное нравственное явление.

В этой характеристике среди многих разных смыслов [выражения несчастного или преступного сознания, цинизма и т. д.] можно отыскать и этот: констатация факта, что люди больше любят и больше заботятся о себе, чем о других. Поскольку «эгоизм» в обычном словоупотреблении означает отрицательную моральную характеристику — возникает напряжение-самооговор или оговор других, фактически парадоксальное отношение к себе и другим: мы любим и заботимся о себе больше, чем о других и это плохо. Здесь налицо логическое противоречие: мы делаем что-то и это хорошо для нас; и в то же время это нехорошо для нас в моральном смысле.)

По большому счету, моральный запрет на бо льшую любовь к себе противоестественен. Он означает, что человек не может совершенствовать это чувство к себе, развивать его, культивировать, усиливать и т. д. и т. п. Ему остается только постоянно сдерживать себя в этом чувстве или лицемерить. Любовь, любая любовь — это такая «вещь», которая внутри себя имеет пружину расширения, усиления, развития, совершенствования и постоянное сдерживание ее может привести к самоуничтожению или к взрыву поведения, к непредсказуемым хаотическим действиям.

Неразумие философов в вопросе о так называемом разумном эгоизме

Философы вносят порой путаницу и смятение в человеческие умы. Вот, например, они придумали теорию разумного эгоизма.

Л. Фейербах пишет: «Я употребляю к ужасу лицемерных теологов и фантастов-философов слово “эгоизм” для обозначения основы и сущности религии. Некритические критики, цепляющиеся за слова, высокомудро высосали поэтому из моей философии, что ее результатом является эгоизм, и что именно поэтому я и не проник в сущность религии. Но если я слово “эгоизм”, — заметьте, — употребляю в значении философского или универсального принципа, то понимаю я под ним не эгоизм в обыкновенном смысле этого слова (выделено мной — Л.Б.), как это может усмотреть всякий, хоть немного способный к критике, из тех сочетаний, из той связи, из того противоположения, в которых я употребляю слово “эгоизм”; употребляю же я его в противоположение к теологии или вере в бога, в понимании которой, если эта вера строга и последовательна, каждая любовь, раз она не имеет своею целью и предметом бога, даже и любовь к другим людям, есть эгоизм; я понимаю поэтому под этим словом не эгоизм человека по отношению к человеку, нравственный эгоизм, не тот эгоизм, который во всем, что он делает, даже как будто для других, соблюдает лишь свою выгоду, не тот эгоизм, который является характерной чертой филистера и буржуа и составляет прямую противоположность всякому дерзанию в мышлении и действии, всякому воодушевлению, всякой гениальности и любви. Я понимаю под эгоизмом человека соответствующее его природе, а стало быть, и разуму, — ибо разум человека ведь не что иное, как сознательная природа его, — его самопризнание, самоутверждение по отношению ко всем неестественным и бесчеловечным требованиям, которые предъявляют к нему теологическое лицемерие, религиозная и спекулятивная фантастика, политическая грубость и деспотизм. Я понимаю под эгоизмом эгоизм необходимый, неизбежный, не моральный, как я уже сказал, а метафизический, то есть эгоизм, основывающийся на существе человека без его ведома и воли, тот эгоизм, без которого человек не может жить: ибо для того, чтобы жить, я должен постоянно присваивать себе то, что мне полезно, и отстранять то, что мне враждебно и вредно, тот эгоизм, стало быть, который коренится в самом организме, в усвоении усвояемой материи и в выбрасывании неусвояемой. Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому себе, то есть любовь к человеческому существу, ту любовь, которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития которых человек не есть настоящий, совершенный человек и не может им быть; я понимаю под эгоизмом любовь индивидуума к себе подобным индивидуумам, — ибо что я без них, что я без любви к существам, мне подобным? — любовь индивидуума к самому себе лишь постольку, поскольку всякая любовь к предмету, к существу есть косвенно любовь к самому себе, потому что я ведь могу любить лишь то, что отвечает моему идеалу, моему чувству, моему существу. Короче говоря, я понимаю под эгоизмом тот инстинкт самосохранения, в силу которого человек не приносит в жертву себя, своего разума, своего чувства, своего тела духовным — если взять примеры из ближе всего нам знакомого культа животных — духовным ослам и баранам, политическим волкам и тиграм, философским сверчкам и совам, тот инстинкт разума, который говорит человеку, что глупо, бессмысленно из религиозного самоотрицания давать вшам, блохам и клопам высасывать кровь из тела и разум из головы, давать отравлять себя гадюкам и змеям, поедать себя — тиграм и волкам...» (Л. Фейербах. Лекции о сущности религии. Лекция 7.)

Л. Фейербах обращается со словом «эгоизм» так же, как Шалтай-Болтай из сказки Л. Кэрролла со словом «слава». Вот беда многих философов. Столько путаницы из-за этого! Зачем понадобилось Л. Фейербаху употреблять слово «эгоизм» не в общепринятом значении? Чего он добивался?
По всем канонам естественного языка и мышления эгоизм — отрицательная нравственная характеристика поведения тех или иных людей. Да и философы в большинстве случаев не спорят с таким пониманием эгоизма. Так, еще Аристотель говорил об эгоизме в отрицательном смысле («эгоизм справедливо порицается»: см. Политика, 1263 b). Теория же разумного эгоизма допускает существование эгоизма со знаком плюс, так называемого разумного эгоизма, т. е. эгоизма, согласного с разумом, опирающегося на разум. Более того, находятся такие философы, которые утверждают, что разумный эгоизм не только не исключает самопожертвования и самоотверженности, но даже предполагает их. Н. Г. Чернышевский, сторонник теории разумного эгоизма, вывел в романе "Что делать?" образ Лопухова. Этот герой, совершая жертвы ради других, говорит: "Не такой я человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто их не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь". Вот так: жертва оказывается уже и не жертва, а нечто приятное. Действительно, сапоги всмятку! Когда человек жертвует собой (в крайнем варианте — своей жизнью) ради других, то это всегда драма итрагедия. Человек, жертвующий собой ради других, действует против себя, против своего «я», «эго» по латински. Да, конечно, он может быть нравственно удовлетворен своим самоотверженным поступком. Но нравственное удовлетворение не равносильно удовлетворению жизнью в целом.

Теория разумного эгоизма неявно опирается на идею отождествления «я» и «мы», точнее, растворения «я» в «мы», «я» в «другом (других)». Это никуда не годная идея. В ней эгоизм, ячество фактически отождествляется с альтруизмом, самоотверженностью — сапоги всмятку! На самом деле, «я» ни при каких обстоятельствах не сводится к «мы» или между «я» и «мы», «я» и «другим» нет и не может быть полного тождества. Единство — да, возможно и большей частью бывает. Но единство — не тождество. Единство всегда предполагает различие и даже противоположность. Например, единство мужчины и женщины, выражающееся в любви, браке, семье, основано на их половой противоположности и разных социальных ролях.

Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность

К сожалению, для некоторой части людей альтруизм, самопожертвование стали сознательно принятыми установками и принципами поведения. Этому, в частности, способствовала христианская религия. Главное действующее лицо религии, отправленный на Голгофу Иисус Христос воспевается в ней как человек, пожертвовавший собой ради других.
В полном соответствии с этой установкой христианства Ф. М. Достоевский писал: "Разве в безличности спасение? Напротив, напротив, говорю я, не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже в гораздо высочайшей степени, чем та, которая определилась на Западе. Поймите меня: самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли. Добровольно положить собственный живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности. Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего и не может сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (цит. по: А. Гулыга. Кант, с. 288-289. А. Гулыга приписывает и Канту такой взгляд: "Взгляды Канта нам известны: свобода есть следование долгу, а формула долга — счастье других." Там же, с. 288).
Ф. М. Достоевский критиковал социалистов, революционеров, нечаевщину, написал роман "Бесы", в котором осудил их поведение. И что же? Во многом он говорил то же. И он и они — коллективисты. Для него и для них личность только тогда личность, когда она жертвует собой ради других.
Такой же упрек можно сделать В. С. Соловьеву. Он писал, например: «Личное самоотвержение, победа над эгоизмом не есть уничтожение самого ego, самой личности, а напротив, есть возведение этого ego на высшую ступень бытия» (Соловьев В. С. Нравственность и политика // В. С. Соловьев. Соч. в 2-х т., т. 1, М., 1989. С. 270.).

Героизм

Отвергая альтруизм как повседневное, обычное, нормальное поведение человека, мы в то же время не отвергаем положительное значение отдельных актов самопожертвования-самоотверженности, когда человек оказывается в исключительных обстоятельствах, т. е. в ситуации «или-или» (или он заботится о себе, жертвуя другими, нанося вред другим, или он заботится о других, жертвуя собой). В этих обстоятельствах, делая выбор в пользу других, человек поступает как герой. Героизм в чрезвычайных ситуациях, на пожаре, на войне и т. п. вполне оправдан и обычен, если позволительно говорить о нем как нормальном явлении. Да, героизм — нормальное поведение в ненормальных (исключительных) обстоятельствах! И он же... — ненормальное поведение в нормальных обстоятельствах, в нормальной жизни.
—————
Порой утверждают, что героизм — чисто человеческое поведение. Смею заметить: это не так. Человеческий героизм имеет предысторию: самопожертвование животных. Ведь в основе героического поведения лежит самопожертвование. А оно, самопожертвование, имеет место как в человеческом обществе, так и в мире животных. Вот пример такого самопожертвования: в одном зарубежном познавательном фильме, показанном по телевидению (11 дек. 2002 г.), описывается реальный случай самопожертвования курицы-наседки. На дворе, где гуляли куры и цыплята, вдруг все закудахтали и стали разбегаться: тревога, ястреб кружился и выбирал жертву. Куры стали прятаться по укромным углам и в курятнике. Цыплята одной курицы как ни в чем не бывало клевали (они были еще глупышами). Их мать-наседка была поодаль. И вот когда все разбежались, остались эти цыплята. Ястреб стал кружить над цыплятами. Тут подбежала наседка, подозвала их к себе и укрыла своим телом, прижавшись к земле. Ястреб, конечно, спикировал на нее и стал терзать. Потом он улетел. Хозяин фермы подошел к курице. Она лежала неподвижно. Цыплята стали выбираться из под нее. Фермер подумал, что она погибла. Он поднял ее и вдруг она зашевелилась. Курица была жива. Ее спасло густое оперенье. Инстинкт самосохранения уступил место инстинкту продолжения рода (в рассказе об этой курице говорилось, что она, пока не завела цыплят, вела себя как наседка, потерявшая своих цыплят, то есть не вполне нормально).
Еще один пример самопожертвования описан в рассказе И. С. Тургенева «ВОРОБЕЙ»:

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (Апрель 1878).

Человек не отменяет биологию ; она присутствует в нем, пользуясь гегелевской терминологией, в снятом виде. В биологическом смысле поведение человека строится как минимум на двух инстинктах: самосохранения и продолжения рода. Культура не отменяет их, а развивает и совершенствует, надстраивает над ними весьма сложное человеческое поведение, тысячи вариантов поведения, которые кажутся порой весьма далекими от непосредственных проявлений биологических инстинктов.
Указанные инстинкты в принципе (в общем и целом) действуют в одном направлении: сохранения, поддержания, совершенствования жизни как таковой. Но между ними может быть и конфликт. Так, в период любовной горячки (действия инстинкта продолжения рода) животные игнорируют или временно «забывают» о другом инстинкте — самосохранения. Глухари, например, так токуют, что ничего не слышат (почему их и прозвали глухарями) и, соответственно, подвергают себя большой опасности. И приведенные случаи самопожертвования животных — из того же разряда.
В героизме человека нет ничего сверхъестественного или противоестественного. По своим корням он всего лишь одно из проявлений инстинкта продолжения рода.

Нормальное поведение

В большинстве случаев человек не эгоист, не альтруист и не герой, в меру заботится о себе и других. Потому что большинство случаев — это ситуации, когда забота о себе, любовь к себе и забота о других, любовь к другим неразделимы, суть одно. Возьмем любовь мужчины и женщины. Она тем больше любовь, чем больше в ней взаимности. Любя женщину, мужчина любит себя, свои чувства, свою душу и тело. И женщина любит мужчину в значительной мере благодаря тому, что она любит себя и любит, когда ее любят.
Любое общение — а мы купаемся в общении, — это улица с двусторонним движением. Оно необходимо предполагает взаимный интерес, приязнь, заботу. Там, где общение односторонне, оно быстро затухает или еле тлеет…
Теперь возьмем творчество. Наряду с любовью оно является важнейшим элементом жизни. Творчество — это и воспитание, и обучение, и образование, и познание, и искусство, и философия, и управление, и изобретение, техническое творчество. И что же? Практически любой акт творчества — одновременно акт для себя и для других. Иными словами, как и любовь, творчество не разделяет «для себя»—«для других». Творя, человек испытывает высшую радость жизни и в то же время работает на всех людей, служит прогрессу жизни.

Если бы я был поэтом, то сочинил бы оду, поэму, гимн нормальному поведению, нормальной жизни человека. В нормальности есть всё для того, чтобы дерзать, чтобы любить жизнь и радоваться ей!

Из книги: Л.Е.Балашов. Этика. М., 2010.