Гексаграмма 33 толкование. «Художник, который не тщеславен, похож на женщину, не желающую нравиться, - оба скучны», - Лариса Бочарова


Дунь (Бегство) : скрываться, убегать, прятаться, искать укрытие; исчезать, отступать в тень, становиться невидимым; замкнутый, необщительный; обманывать или дурачить кого-либо. Иероглиф изображает свинью - Символ богатства и благоденствия - и знак ухода. Он подразумевает довольство, удачу и богатство как результат отступления.

Свершение.
Малому - благоприятна стойкость.

Это время, чтобы скрываться, воздерживаться от контактов и оставаться в тени. Постепенные, незначительные действия приведут к успеху, поэтому не настаивайте на своих идеях и не пытайтесь делать все по-своему. Избегайте эмоциональной зависимости и конфликтов. Оставаясь в уединении, вы готовитесь к лучшим временам. Сейчас вы не можете оставаться на виду. Отступите в сторону и ограничьте свою привязанность Небом. Отказывайтесь от активного участия, избегайте тесных связей. Держите людей на расстоянии, но не отталкивайте их, внушайте уважение своим одиночеством. Приспосабливайтесь к обстоятельствам. Погрузитесь в ситуацию и выжидайте нужный момент. Умение вовремя отступить - это великая вещь.

Если постоянство намечалось как свойство человека, который, исходя из синтеза всех своих предыдущих достижений, переходит к деятельности, то думать, что эта деятельность может наступить сразу после достижения синтеза, не приходится, ибо мир и деятельность человека гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Существует известный момент, который разделяет готовность к действию и само действие. Этот момент, поскольку он существует, должен быть основан, и ему “Книга Перемен” посвящает особую гексаграмму. Если человек и способен к действию и обладает всеми необходимыми для этого действия силами, то все же, он должен поступать обдуманно. Для того, чтобы поступать обдуманно, необходимо на некоторое время задержаться, т.е. “бежать” от возможной деятельности. Поэтому данная гексаграмма говорит о бегстве, об известном сознательном отходе от деятельности на время. Здесь происходит нечто подобное тому, когда мы предварительно отступаем на несколько шагов назад перед тем, как прыгнуть с разбега. Если абстрагировано рассматривать момент этой задержки, то естественно, что в нем, в его пределах, никакая деятельность крупного размаха невозможна. Поэтому лишь малому, лишь тому, кто действует в малом, здесь может быть предсказана благоприятность исхода его ситуации.

Внешний и Внутренний миры: Небо и Гора

Внутренний рост черпает творческую силу в уединении от мира.

Устранение от активного участия содержит скрытую возможность соединения двух первичных сил.

Последовательность

Нельзя долго оставаться на одном месте. Осознание этого позволяет пользоваться бегством.

Определение

Бегство означает необходимое отступление.

Под небом стоит гора. Бегство.
Благородный человек отдаляет ничтожных людей.
Благородный человек не ненавидит их, а устрашает.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале шестерка

При бегстве - хвост в опасности.
Не надо, чтобы предстояло, куда выступить.

Вы пойманы силой инерции, оставшейся от предыдущей жизненной ситуации. Сейчас важно оставаться на месте, где вас застали нынешние события. Имейте план, но пока не приводите его в исполнение.

Как в шестой черте намечается переход к следующей гексаграмме, т.е. к следующей ситуации в жизни, так первая черта является своего рода реминисценцией – воспоминанием предыдущей ситуации. Это воспоминание символически выражено в образе хвоста. Предыдущая ситуация было охарактеризована отчасти и деятельностью. Здесь, если в момент необходимости воздержаться от действия воспоминания о предыдущей ситуации, по инерции будет продолжаться какая-то деятельность (“хвост”), то благоприятного исхода не может быть. Здесь важнее всего стойко пребывать на том месте, на котором данная ситуация застает человека в жизни. Лишь постепенно может развиться дальше ситуация, перейдя в следующую, и лишь постепенно человек может получить возможность действовать.

Линия 2

Шестерка вторая

Чтобы удержать бегущего, нужна кожа желтой коровы.
Тогда никто не сможет выпустить это.

Держитесь за то, что имеете. Вы должны воздерживаться от активной деятельности. Работайте над тем, что у вас есть.

При рассмотрении пятой черты второй гексаграммы уже указывалась символика желтого цвета, цвета середины. Здесь, на второй позиции, позиции центральной для нижней триграммы, совершенно естественно появляется желтый цвет. Далее эта вторая позиция занята слабой чертой, которая символизирует податливость, мягкость, а эти качества по символике животных в “Книге Перемен” выражены коровой. Поэтому для того, чтобы удержать бегущего на месте, т.е. помочь человеку воздержаться от деятельности, здесь нужно качество пребывания в середине, т.е. недействия.

Линия 3

Девятка третья

Связанному беглецу будут болезнь и опасность.
Держащему слуг и служанок - счастье.

Дальнейшее отступление и уединение неблагоприятны. Вам лучше ограничиться пребыванием в кругу семьи и домашними радостями. Оставаясь в своих владениях, вы избегнете опасности.

Кризис, характерный для третьей позиции, здесь понимается несколько своеобразно. В общем для данной ситуации необходимо пребывание на месте, бегство от деятельности. Но в переводе на язык ситуации кризиса это бегство может быть рассмотрено как известная обуза, как-то именно, что вызывает само бегство, т.е. данное качество переходит в свою противоположность. Само собою, в этом состоянии невозможно предпринять какую-либо широкую общественную деятельность. Поэтому здесь может привести к благоприятному исходу только ограничение себя, действия в пределах своей вотчины, своего дома. Таким образом, связанный своим бегством беглец невольно попадает в опасное положение, и ему лучше не выходить никуда за пределы своих, может быть, и ограниченных владений.

Линия 4

Девятка четвертая

Хорошее бегство.
Благородному человеку - счастье.
Ничтожному человеку - несчастье.

Самоограничение приведет к успеху. На это способен только человек с сильной волей, лишенный эгоизма - для такого человека путь будет открыт. Если мысли и поступки заурядны, путь будет закрыт.

Четвертая позиция стоит в соответствии с первой. Основные качества, необходимые для данной ситуации, развиваются при правильном соблюдении того совета, который дается в первой. Поэтому на четвертой позиции, где есть поддержка от того человека, который символизирован первой чертой, можно ожидать благоприятного исхода. Но для этого надо уметь самому остановиться и остановиться как раз тогда, когда налицо вся полнота творческих сил, а то, что здесь эта полнота творческих сил есть, символизировано верхней триграммой, которая начинается четвертой чертой, триграммой творчества. На такое самоограничение способен лишь человек большой внутренней культуры и большой воли.

Линия 5

Девятка пятая

Счастливое бегство.
Стойкость - к счастью.

Вы успешно осуществили задуманное. Продолжение начатого вполне благоприятно.

В пятой черте символизируется обыкновенно максимальное проявление данной ситуации вовне, но именно здесь внешняя деятельность вся сводится к отходу от проявления вовне, к тому, чтобы не проявлять все свои лучшие силы вовне. Поэтому здесь можно говорить о том бегстве, которое вполне удовлетворено, о том бегстве, которое может быть с этой точки зрения призвано счастливым. В нем, само собой, необходима полная стойкость.

Линия 6

Наверху девятка

Летящее бегство.
Ничего неблагоприятного.

Вы переходите к активной деятельности (бегство от бегства). Перед вами открываются многообещающие перспективы.

Последняя позиция, представляя собой некий отрыв от всей ситуации, может быть символизирована неким полетом. Поскольку в ней намечаются определенные качества данной позиции, постольку ее можно рассматривать как бегство от самого бегства, т.е. переход к деятельности. Здесь он вполне уместен.

33-я из 64-х гексаграмм «И-Изина». Бегство.
Дунь (Бегство):
Cкрываться, убегать, прятаться, искать укрытие.
Исчезать, отступать в тень, становиться невидимым.
Замкнутый, необщительный. Обманывать или дурачить кого-либо.
Иероглиф изображает свинью - символ богатства и благоденствия - и знак ухода.
Он подразумевает довольство, удачу и богатство как результат отступления.

Свершение. Малому - благоприятна стойкость.

Постарайтесь немного сдерживать себя; поверьте, что вы только выиграете от этого. В данный момент настойчивость и упорство никакой пользы не принесет. Эта гексаграмма очень благоприятна для интересного отдыха и развлечений; воспользуйтесь этим временем для того, чтобы обдумать свои планы на будущее. Однако не спешите их осуществлять, пока не закончится нынешний период неопределенности. Лучше используйте его для медитации, спокойного созерцания и размышления. (Хейслип)

ОБРАЗНЫЙ РЯД

Это время, чтобы скрываться, воздерживаться от контактов и оставаться в тени. Постепенные, незначительные действия приведут к успеху, поэтому не настаивайте на своих идеях и не пытайтесь делать все по-своему. Избегайте эмоциональной зависимости и конфликтов. Оставаясь в уединении, вы готовитесь к лучшим временам. Сейчас вы не можете оставаться на виду. Отступите в сторону и ограничьте свою привязанность Небом. Отказывайтесь от активного участия, избегайте тесных связей. Держите людей на расстоянии, но не отталкивайте их, внушайте уважение своим одиночеством. Приспосабливайтесь к обстоятельствам. Погрузитесь в ситуацию и выжидайте нужный момент. Умение вовремя отступить - это великая вещь.

Перевод гадательных формул и афоризмов

Каноническое толкование:

1 (нижняя)
При бегстве – хвост в опасности!
- Не надо, чтобы предстояло, куда выступить.

2
Чтоб удержать его [бегущего], Нужна кожа желтой коровы.
- Тогда никто не сможет его освободить.

3
Связанному беглецу будет болезнь и опасность.
Держащему слуг и служанок – счастье.

4
Хорошее бегство.
- Благородному человеку – счастье.
Ничтожному человеку – нет.

5
Счастливое бегство.
- Стойкость – к счастью.

6 (верхняя)
(Если) Летящее бегство.
- Ничего неблагоприятного.

Комментарий

Общий комментарий : Если постоянство намечалось как свойство человека, который, исходя из синтеза всех своих предыдущих достижений, переходит к деятельности, то думать, что эта деятельность может наступить сразу после достижения синтеза, не приходится, ибо мир и деятельность человека гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Существует известный момент, который разделяет готовность к действию и само действие. Этот момент, поскольку он существует, должен быть основан, и ему “Книга Перемен” посвящает особую гексаграмму. Если человек и способен к действию и обладает всеми необходимыми для этого действия силами, то все же, но должен поступать обдуманно. Для того, чтобы поступать обдуманно, необходимо на некоторое время задержаться, т.е. “бежать” от возможной деятельности. Поэтому данная гексаграмма говорит о бегстве, об известном сознательном отходе от деятельности на время. Здесь происходит нечто подобное тому, когда мы предварительно отступаем на несколько шагов назад перед тем, как прыгнуть с разбега. Если абстрагировано рассматривать момент этой задержки, то естественно, что в нем, в его пределах, никакая деятельность крупного размаха невозможна. Поэтому лишь малому, лишь тому, кто действует в малом, здесь может быть предсказана благоприятность исхода его ситуации. Вот почему текст здесь говорит:

Бегство. Свершение. Малому – благоприятна стойкость.

Первая черта : Как в шестой черте намечается переход к следующей гексаграмме, т.е. к следующей ситуации в жизни, так первая черта является своего рода реминисценцией – воспоминанием предыдущей ситуации. Это воспоминание символически выражено в образе хвоста. Предыдущая ситуация было охарактеризована отчасти и деятельностью. Здесь, если в момент необходимости воздержаться от действия воспоминания о предыдущей ситуации, по инерции будет продолжаться какая-то деятельность (“хвост”), то благоприятного исхода не может быть. Здесь важнее всего стойко пребывать на том месте, на котором данная ситуация застает человека в жизни. Лишь постепенно может развиться дальше ситуация, перейдя в следующую, и лишь постепенно человек может получить возможность действовать. В этом смысле приходится понимать:

В начале слабая черта. Не надо, чтобы предстояло кому-нибудь выступать.

Вторая черта : При рассмотрении пятой черты второй гексаграммы уже указывалась символика желтого цвета, цвета середины. Здесь, на второй позиции, позиции центральной для нижней триграммы, совершенно естественно появляется желтый цвет. Далее эта вторая позиция занята слабой чертой, которая символизирует податливость, мягкость, а эти качества по символике животных в “Книге Перемен” выражены коровой. Поэтому для того, чтобы удержать бегущего на месте, т.е. помочь человеку воздержаться от деятельности, здесь нужно качество пребывания в середине, т.е. недействия. Поэтому и текст говорит:

Слабая черта на втором месте. Чтобы удержать бегущего, нужна кожа желтой коровы. Тогда никто на сможет выпустить его.

Третья черта : Кризис, характерный для третьей позиции, здесь понимается несколько своеобразно. В общем для данной ситуации необходимо пребывание на месте, бегство от деятельности. Но в переводе на язык ситуации кризиса это бегство может быть рассмотрено как известная обуза, как-то именно, что вызывает само бегство, т.е. данное качество переходит в свою противоположность. Само собою, в этом состоянии невозможно предпринять какую-либо широкую общественную деятельность. Поэтому здесь может привести к благоприятному исходу только ограничение себя, действия в пределах своей вотчины, своего дома. Таким образом, связанный своим бегством беглец невольно попадает в опасное положение, и ему лучше не выходить никуда за пределы своих, может быть, и ограниченных владений. Это выражено в тексте следующим образом:

Сильная черта на третьем месте. Связанному беглецу будет болезнь, опасность. Держащему слуг и служанок – счастье.

Четвертая черта : Четвертая позиция стоит в соответствии с первой. Основные качества, необходимые для данной ситуации, развиваются при правильном соблюдении того совета, который дается в первой. Поэтому на четвертой позиции, где есть поддержка от того человека, который символизирован первой чертой, можно ожидать благоприятного исхода. Но для этого надо уметь самому остановиться и остановиться как раз тогда, когда налицо вся полнота творческих сил, а то, что здесь эта полнота творческих сил есть, символизировано верхней триграммой, которая начинается четвертой чертой, триграммой творчества. На такое самоограничение способен лишь человек большой внутренней культуры и большой воли. Вот почему текст говорит здесь:

Сильная черта на четвертом месте. Хорошее богатство. Благородному человеку – счастье. Ничтожному человеку – несчастье.

Пятая черта : В пятой черте символизируется обыкновенно максимальное проявление данной ситуации вовне, но именно здесь внешняя деятельность вся сводится к отходу от проявления вовне, к тому, чтобы не проявлять все свои лучшие силы вовне. Поэтому здесь можно говорить о том бегстве, которое вполне удовлетворено, о том бегстве, которое может быть с этой точки зрения призвано счастливым. В нем, само собой, необходима полная стойкость. Поэтому в тексте говорится:

Сильная черта на пятом месте. Счастливое бегство. Стойкость – к счастью.

Шестая черта : Последняя позиция, представляя собой некий отрыв от всей ситуации, может быть символизирована неким полетом. Поскольку в ней намечаются определенные качества данной позиции, постольку ее можно рассматривать как бегство от самого бегства, т.е. переход к деятельности. Здесь он вполне уместен. Поэтому краткий текст говорит:

Наверху сильная черта. Летящее бегство. Ничего неблагоприятного.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Если постоянство намечалось как свойство человека, который, исходя из синтеза всех своих предыдущих достижений, переходит к деятельности, то думать, что эта деятельность может наступить сразу после достижения синтеза, не приходится, ибо мир и деятельность человека гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Существует известный момент, который разделяет готовность к действию и само действие. Этот момент, поскольку он существует, должен быть основан, и ему «Книга Перемен» посвящает особую гексаграмму. Если человек и способен к действию и обладает всеми необходимыми для этого действия силами, то все же, но должен поступать обдуманно. Для того, чтобы поступать обдуманно, необходимо на некоторое время задержаться, т.е. «бежать» от возможной деятельности. Поэтому данная гексаграмма говорит о бегстве, об известном сознательном отходе от деятельности на время. Здесь происходит нечто подобное тому, когда мы предварительно отступаем на несколько шагов назад перед тем, как прыгнуть с разбега. Если абстрагировано рассматривать момент этой задержки, то естественно, что в нем, в его пределах, никакая деятельность крупного размаха невозможна. Поэтому лишь малому, лишь тому, кто действует в малом, здесь может быть предсказана благоприятность исхода его ситуации. Вот почему текст здесь говорит: «Бегство. Свершение. Малому - благоприятна стойкость.»

1

Как в шестой черте намечается переход к следующей гексаграмме, т.е. к следующей ситуации в жизни, так первая черта является своего рода реминисценцией - воспоминанием предыдущей ситуации. Это воспоминание символически выражено в образе хвоста. Предыдущая ситуация было охарактеризована отчасти и деятельностью. Здесь, если в момент необходимости воздержаться от действия воспоминания о предыдущей ситуации, по инерции будет продолжаться какая-то деятельность («хвост»), то благоприятного исхода не может быть. Здесь важнее всего стойко пребывать на том месте, на котором данная ситуация застает человека в жизни. Лишь постепенно может развиться дальше ситуация, перейдя в следующую, и лишь постепенно человек может получить возможность действовать. В этом смысле приходится понимать: «В начале слабая черта. Не надо, чтобы предстояло кому-нибудь выступать.»

2

При рассмотрении пятой черты второй гексаграммы уже указывалась символика желтого цвета, цвета середины. Здесь, на второй позиции, позиции центральной для нижней триграммы, совершенно естественно появляется желтый цвет. Далее эта вторая позиция занята слабой чертой, которая символизирует податливость, мягкость, а эти качества по символике животных в «Книге Перемен» выражены коровой. Поэтому для того, чтобы удержать бегущего на месте, т.е. помочь человеку воздержаться от деятельности, здесь нужно качество пребывания в середине, т.е. недействия. Поэтому и текст говорит: «Слабая черта на втором месте. Чтобы удержать бегущего, нужна кожа желтой коровы. Тогда никто на сможет выпустить его.»

3

Кризис, характерный для третьей позиции, здесь понимается несколько своеобразно. В общем для данной ситуации необходимо пребывание на месте, бегство от деятельности. Но в переводе на язык ситуации кризиса это бегство может быть рассмотрено как известная обуза, как-то именно, что вызывает само бегство, т.е. данное качество переходит в свою противоположность. Само собою, в этом состоянии невозможно предпринять какую-либо широкую общественную деятельность. Поэтому здесь может привести к благоприятному исходу только ограничение себя, действия в пределах своей вотчины, своего дома. Таким образом, связанный своим бегством беглец невольно попадает в опасное положение, и ему лучше не выходить никуда за пределы своих, может быть, и ограниченных владений. Это выражено в тексте следующим образом: «Сильная черта на третьем месте. Связанному беглецу будет болезнь, опасность. Держащему слуг и служанок - счастье.»

4

Четвертая позиция стоит в соответствии с первой. Основные качества, необходимые для данной ситуации, развиваются при правильном соблюдении того совета, который дается в первой. Поэтому на четвертой позиции, где есть поддержка от того человека, который символизирован первой чертой, можно ожидать благоприятного исхода. Но для этого надо уметь самому остановиться и остановиться как раз тогда, когда налицо вся полнота творческих сил, а то, что здесь эта полнота творческих сил есть, символизировано верхней триграммой, которая начинается четвертой чертой, триграммой творчества. На такое самоограничение способен лишь человек большой внутренней культуры и большой воли. Вот почему текст говорит здесь: «Сильная черта на четвертом месте. Хорошее богатство. Благородному человеку - счастье. Ничтожному человеку - несчастье.»

5

В пятой черте символизируется обыкновенно максимальное проявление данной ситуации вовне, но именно здесь внешняя деятельность вся сводится к отходу от проявления вовне, к тому, чтобы не проявлять все свои лучшие силы вовне. Поэтому здесь можно говорить о том бегстве, которое вполне удовлетворено, о том бегстве, которое может быть с этой точки зрения призвано счастливым. В нем, само собой, необходима полная стойкость. Поэтому в тексте говорится: «Сильная черта на пятом месте. Счастливое бегство. Стойкость - к счастью.»

6

Последняя позиция, представляя собой некий отрыв от всей ситуации, может быть символизирована неким полетом. Поскольку в ней намечаются определенные качества данной позиции, постольку ее можно рассматривать как бегство от самого бегства, т.е. переход к деятельности. Здесь он вполне уместен. Поэтому краткий текст говорит: «Наверху сильная черта. Летящее бегство. Ничего неблагоприятного.»

Книга перемен является наиболее мистическим гаданием человечества. Как утверждают китайцы, книга создана могущественными людьми, которые заложили в основу гексаграмм все тайны вселенной.

Гексаграмма (Ицзин) – это набор из шести черт, каждая бывает целой или прерванной (инь и ян) . Заключая в себе треугольник, гексаграмма означает симетрию (низ и верх) . У китайцев существует восемь триграмм, которые образуют 64 гексаграммы. Они означают бесконечное взаимодействие природных сил ян и инь (силы тьмы и света) .

И Цзин значение гексаграмм рассматривались как символы, которые показывают единый цикл космоса, они также указывают все нормы человеческого поведения.

Гексаграмма записывается снизу вверх. С нижней черты начинается нумерация. Первая черта снизу называется «начальная», последняя «верхняя». Остальные - по порядку (например, вторая, третья, четвертая) .

Каждая гексаграмма описывает определенную жизненную ситуацию, которая возникает и происходит именно в этот момент. Символ включает шесть прямых соединенных между собой линий. Они обозначают последовательность, непрерывность и динамичность событий.

Линии бывают двух видов: сплошные и разделенные посредине. Первые означают активность, движение и жизнь, а вторые – негатив, пассивность и тьму. Читаются гексаграммы сверху вниз. Противоположные толкования встречается очень редко. Каждый символ делится на две триграммы.

Каждая гексаграмма и ее черта содержит комплект афоризмов, которые оказывают помощь в И Цзин гадание толкование гексаграмм. Помимо расшифровок, в книге имеются полезные советы, по поводу дальнейшей деятельности человека.

Такое гадание имеет особенности. Самое главное правило – нельзя задавать одинаковый вопрос. Этот вид гадания не стоит проверять, не нужно задавать пустые и неважные вопросы.

Гадать нужно один раз, затем толкователь убрать на некоторое время. При выпадении плохой гексаграммы, обратите на это внимание, а через пару дней задайте вопрос снова.

Если спрашивать то, что может причинить вред окружающим, то Книга может предоставить плохой ответ, а впоследствии вовсе не помогать.

Чтобы все прошло как нужно, необходимо заранее сосредоточиться на волнующем вопросе. После этого можно приступать к бросанию монет.

При толковании гексаграмм необходимо внимательно и сосредоточенно читать текст и сопоставлять его с определённой ситуацией. Совет предоставляется на короткий и длительный периоды. Принимать его нужно как рекомендацию по поводу правильности действий и решений.

В случае, если гексаграмма вовсе не подходит к определенной проблеме, то вполне может быть, что Книга отказывается говорить. В таком случае переформулируйте вопрос. Как и все магические предметы, Книга перемен капризна, чтобы получать нужную информацию необходимо относиться к ней с уважением.

Если выпала 33 гексаграмма под названием Дунь (в переводе Бегство) , то необходимо сдерживать себя, это принесет только пользу. Напористость к хорошему не приведет. Гексаграмма 33 благотворна для увлекательного отдыха и развлечений. Все планы отлаживайте, пока не пройдет нынешний период неопределенности. Занимайтесь медитацией.

Существует установленный момент, который делит готовность к поступкам и непосредственно само действие. Этому моменту книга посвящает особую гексаграмму 33. Если человек готов к действиям, обладает всеми нужными силами и возможностями для него, он все же обязан поступать обдумано, не спеша.

Для того чтобы так поступать, нужно на небольшое количество времени задержаться от возможной деятельности. Вот почему данная гексаграмма гласит о бегстве, об всему известном сознательном отдыхе от деятельности на некоторое время. Здесь происходить кое-что подобное тому, когда мы отступаем на пару шагов назад перед большим прыжком вперед.

Если анализировать момент небольшой задержки, то естественно, в нем и в его пределах невозможна деятельность крупного масштаба. Поэтому только тому, кто работает в малом, может быть предсказан позитивный исход его ситуации. Это все объясняет написанный текст: Бегство. Свершение. И только малому – благоприятна стойкость.

Если рассматривать момент этой задержки отвлеченно, то можно осознать, что в нем и в его пределах, невозможна деятельность крупного масштаба. Поэтому только малому, лишь тому, кто поступает в малом, здесь может быть предсказана положительность исхода какой-либо ситуации. В тексте гексаграммы 33 написано: Бегство. Свершение. Малому – положительна стойкость.

Книга перемен получила такое название не просто так. Название символизирует стремительность жизни и ее изменчивость. Гадание по книге предназначено для проверки правильности деятельности человека по отношению к миру. А может его поступки, несут несчастье?

Гексаграммы охватывают особо важное место в культуре Китая. Китайцы ценят, берегут и уважают свою мудрость. Вполне возможно, что именно поэтому она приносит человечеству счастье и умиротворение.

Вы только выиграете, если немного сдержите себя. Напористость в данный момент пользы не принесет. Эта гексаграмма благоприятна для интересного отдыха и развлечений, а также для консолидации планов на будущее. Осуществление планов отложите до окончания нынешнего периода неопределенности. Используйте его для медитации.

За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том, чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем.

Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому весьма краткий текст говорит:

Мощь великого. Благоприятна стойкость.

В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге Перемен».

В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что стойкость (она же — правота) должна быть понята как объективная правота, как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы, наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы успокоил себя тем, что мощь его велика.

Поэтому всякое выступление к деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени, ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги Перемен» говорит здесь:

В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход — к несчастью. Так будет подлинно!

Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому лаконичный текст здесь только напоминает:

Сильная черта на втором месте. Стойкость — к счастью.

Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими людьми и с их деятельностью.

Поскольку третья черта представляет собой замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном юмора:

Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным. Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость — ужасна. Когда козел бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.

Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния», т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии. Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой мощи вовне.

Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха. Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь читаем:

Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы. Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет.

На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел — символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом, должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь:

Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах. Раскаяния не будет.

Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность, отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного момента.

Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным результатам, то здесь это качество может привести к совершенно безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов, он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль выражена в тексте следующих образах:

Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет счастье.