Рейки. Путь сердца

просто очень часто оно закрыто облаками…"

(Лама Оле Нидал )
Рэйки является древневосточным учением, которое непосредственно передается от учителя к ученику путем инициации (посвящения в этот метод целительства). В связи с этим очень важно то, чтобы сам учитель имел в свою очередь такое посвящение от своего мастера, который тоже получил право на использование и преподавание этого метода таким же способом, и его мастер так же и т.д. Все это и называется линией духовной передачи. Очень важно чтобы эта линия была непрерывная и в своем начале исходила от Микао Усуи, основателя системы Рэйки в наше время. Именно при таких обстоятельствах ученик получает передачу всех знаний, накопленных до него в той линии, в которой он проходит обучение. И только в дальнейшем от него самого зависит то количество этих знаний, которое он сможет для себя расшифровать, принять и уложить для дальнейшего использования.

В последнее время появились некоторые мастера – учителя Рэйки, которые вообще не проходили обучение, по этой системе у определенного мастера. Они, прочитав некоторую литературу по Рэйки, в которой говориться о технике и способах посвящения, произвели самопосвящение себя в эту систему и начали собирать семинары для обучения этой системе других. Понятно, что традиционного и даже не традиционного Рэйки , здесь нет и быть не может. Есть только часть личной биоэнергии, которая, в конечном счете, истощившись, даст резкое ухудшение состояния экспериментатора в этом направлении. Опять же, если помните – о чем я все время говорю на других страницах этой книги, я не даю оценку этому явлению. С моей точки зрения, это и не хорошо и не плохо, это просто есть. Наша же с вами задача просто знать, что такое имеет место в этом мире и правильно для себя принимать решение, уже исходя из того, что вы этими знаниями вооружены.

Вообще, в мире, на самом деле, не существует разделения на черное и белое, на плохое и хорошее, на негативное и позитивное. Это только наш УМ дает характеристику тем или иным событиям, действиям или людям , закрепляя за последними, определенные оттенки. Как только мы дали определенную оценку (причем часто мы создаем соответствующее мнение раз и навсегда, не учитывая, что все растет и все развивается) так мы сразу же сделали свою точку зрения ошибочной. Именно поэтому нет целесообразности возводить свою точку зрения в абсолют и считать ее единственно правильной и верной. Есть просто возможность ее сформировать и спокойно высказывать, опять же не претендуя на абсолютную истину в том или ином вопросе.

Как только вы начинаете свое предложение со слов – по моему мнению, мне так кажется, у меня создается такое ощущение – так Вы сразу же оставляете своему собеседнику место для маневра и возможность спокойного высказывания своего мнения уже ему самому. Представьте, что Вы это не сделали и начали, например, так:

– Я вчера прочитал книгу по Рэйки – ничего примечательного, полная чушистика и самовнушение.

Что Вы таким предложением делаете?

А вот что. Вы сразу же провоцируете собеседника на то, чтобы он поддержал Вашу точку зрения на эту систему, в противном случае он должен стать Вашим аппонентом, что неминуемо приведет к маленькой войне в отдельно взятом случае. Если ваш собеседник человек сильный, то он ясно выразить свое отношение к тому , о чем Вы говорите, несмотря ни на какое Ваше мнение. А если слабый? А если он от Вас каким то образом еще и зависящий? Он просто уступит Вам. Это, в свою очередь приведет к тому, что Вы еще больше укрепитесь в своем, не совсем объективном, мнении и начнете его преподносить, как единственно верное.

А теперь ответьте на такой вопрос:

– Кто в этом случае остается в большем проигрыше – Вы или Ваш собеседник. Я думаю, ответ очевиден.

Именно по этому я не даю оценку тем или иным явлениям в Рэйки. Я просто высказываю свою точку зрения и передаю свой личностный опыт. Параллельно я открыт для всего нового и для любого другого обсуждения уже того старого, что считается основополагающим и не подлежащим изменению.


Ниже я помещаю две духовные линии передачи этого учения, по которым я, в свое время, прошел обучение. Сначала у Традиционного мастера Рэйки Вячеслава Саблина : Dr.Usui; Dr.Hayashi; Hawaya Takata; Filis Furumoto; Horst Gunter; Gudrun Marotzke; З. Алеева; Вячеслав Саблин.

В дальнейшем , и это обучение продолжается, и по сей день, у Традиционного Рэйки Мастера Ирины Задорожной : Dr.Usui; Dr.Hayashi; Hawaya Takata; Virdginia Samdal ; Meri O , Tul ; Kati Nani ; Wiki Devis ; Djon Veltcheim ; Элизабет и Кевин Моррис; Ирина Задорожная.

Вообще взаимоотношения учителя и ученика это довольно специфическая вещь, все происходит очень индивидуально. Об этих взаимоотношениях мы будем говорить чуть позже, когда перейдем к главам, которые рассказывают о системе обучения принятой в Рэйки.

Обучение первой ступени Рэйки.

"…Учитель приходит только тогда, когда ученик готов…"
В данном случае мы будем говорить об обучении системе Универсального Рэйки. Той системе Рэйки, которая была передана госпожой Х. Такатой на запад и распространилась по всему миру. Дело в том, что изначально Микао Усуи , как основателей этой системы, обучал двум направлениям в Рэйки. Первое направление это то, о чем мы и будем говорить – Универсальное Рэйки. Обучение этой системе проходили все желающие, и именно это Рэйки сейчас знают под словом Рэйки. Второе же направление в Рэйки называлось Медицинское учение Рэйки, обучение которому проходили только буддисты и желательно прошедшие перед этим хотя бы небольшую подготовку по медицине. Это направление сейчас известно под именем Мен Чо Рэйки. Далее я буду говорить про обучение Рэйки, имея в виду именно обучение системе Универсального Рэйки.
"…Рэйки подходит всем, но не всем подходит Рэйки…"

Обычно человек приходит к Рэйки двумя путями. Первый путь – это он каким то образом получает информацию об этой системе целительства и через определенное время проходит обучение, по первой ступени Рэйки и начинает практиковать эту систему лично для своего здоровья и благополучия, а так же в интересах своих близких.

Второй путь – это когда человеку на его жизненном пути, очень часто в достаточно трудный период, встречается на пути целитель, практикующий Рэйки, и в результате этой встречи этот человек получает несколько сеансов Рэйки лично для себя.

Есть, конечно, и третий путь, это когда информация о Рэйки приходит к человеку, но он еще не достаточно готов к ее принятию и обработке и в результате этого эта информация никак не влияет на его жизнь. Мы, в этом случае , говорим так: «Пока рано, но время Рэйки обязательно настанет для каждого, просто у кого то это будет сегодня или вчера, у кого то завтра или послезавтра, а у кого то в отдаленном будущем».

В любом случае, и те, кто пришел к Рэйки первым путем, и те, кто избрал для себя второй, путь единодушны в одном, – их жизнь четко разделилась на два периода: до встречи с Рэйки и после знакомства с этой системой. Цель любых целительских и не только практик в том, что бы добиться для человека полной гармонии. Под гармонией здесь понимается чувство целостности человека, т. е уравновешивание его внутреннего мира с теми энергиями и эмоциями, которые идут извне. Рэйки, как никакая другая техника, делает это все более чем возможным.

Одним из главных аспектов Рэйки является то, что человек, решивший взять полностью ответственность за свое здоровье (как психологическое, так и физическое) на себя, пройдя обучение , по системе Рэйки получает в руки мощнейший инструмент для этой работы. Но это возможно только при том условии, что человек к этому готов. Вот тогда то и появляется в его жизни мастер Рэйки, который и помогает решить ученику вопрос об обучении, по этой системе.

Обучение начинается с 1 й ступени. Всего в Рэйки существует три ступени (первая, вторая и ступень Мастера). Некоторые мастера, делят третью ступень иногда на 2 е (Практикующий Мастер и Мастер Учитель), а иногда и на 3 и ступени (Практикующий Мастер, Мастер Учитель с правом обучения 1 й и 2 й ступеням и Мастер Учитель с правом подготовки всем ступеням Рэйки). Это, с моей точки зрения, абсолютно правильно, и никак не противоречит традиции обучения, принятой Микао Усуи, так как он, как мы теперь уже знаем из переведенных его рукописей, применял похожую систему ступеней обучения.

Обычно семинары первой ступени проводятся два дня, но этот срок у каждого мастера свой, все зависит от той программы, которую тот или иной мастер закладывает на обучение, первой ступени. Во время этого обучения ученик , как правило, получает четыре инициации (посвящения). Первая ступень является самой важной и самой главной во всей системе Рэйки, поэтому к подготовке ее проведения и непосредственно самому процессу обучения, каждый мастер очень тщательно готовиться.

На этих семинарах учеников знакомят с историей Рэйки, с традицией данной системы целительства, с ее основоположниками и проводниками. Обычно после окончания основной части истории Рэйки, Мастер знакомит своих учеников со своей духовной линией передачи, если такая имеется, конечно. Об этом подробнее написано в соответствующей этой теме главе.

На этом же семинаре подробно рассказывается о правилах и способах лечения себя и своих близких, о возможностях того или иного способа лечения и вообще о возможностях применения этого метода в целительстве. Естественно, что вся эта теоретическая часть закрепляется практическими занятиями, результатом которых становиться то, что ученик, уже даже после первого дня обучения может начинать себя лечить.

Многие учителя уже при обучении первой ступени Рэйки дают своим ученикам техники работы с ситуациями, техники отработки негативных прошлых ситуаций и проблем , а так же способы и методы работы с будущими событиями, их отработки и гармонизации.

Первая ступень Рэйки, как правило, получается лично для себя, для лечения себя и своих близких, для отработки и решения многих психологических вопросов, которые у каждого человека возникают в жизни, для работы с ситуациями и пр.

Параллельно учеников знакомят с энергетической структурой человека, дают некоторые эзотерические знания по этой теме, учат элементарным методам балансировки энергии внутри и во вне человека. И еще очень и очень много чего такого, что в последующем, непременно пригодиться практикующему. Но опять же – повторюсь, что весь объем информации, который получает тот или иной ученик, зависит сугубо от Мастера учителя Рэйки , а это в свою очередь зависит от его опыта, от его постоянной практики, и от того, насколько он открыт для своих учеников.

Вообще здесь бы очень хотелось коснуться такого вопроса, как роль личности Мастера учителя в системе распространения и обучения системе Рэйки, его ответственность и обязательства перед своими учениками.

Мастер учитель Рэйки это тот человек, который посвятил полностью свою жизнь именно этой системе, постоянно в ней занимается – практикует, лечит, ведет обучение и посвящения в эту систему. Это тот человек, для которого Рэйки стало полностью делом его жизни и распространение этой системы для блага всех живущих на земле ставиться им во главу угла всей его деятельности. Это естественно занимает очень много времени, иногда почти все, включая и сон, так как многие Мастера Рэйки остаются осознанными и во сне и именно там продолжают свое обучение, получая доступ ко многим и многим материалам недоступным обычному человеку, даже в реальной жизни. В связи с тем , что от Мастера Рэйки этот вид деятельности требует полной отдачи, иногда вплоть до самопожертвования, он, как правило, не работает на другой работе и занимается именно только этой своей деятельностью. Есть, конечно, Мастера, которые очень много в своей жизни совмещают, в том числе и работу в государственных учреждениях, но это часто идет в ущерб основной их деятельности по распространению идеи Рэйки в обществе. Имеется в виду не то, что они начинают хуже преподавать Рэйки или неправильно и неграмотно лечить своих пациентов, а то, что они это делают намного реже и короче, чем могли бы, если бы не отдавали часть себя туда, куда им отдавать себя ни в коем случае нельзя. Это одна из характеристик настоящего Мастера учителя.

Еще одним немаловажным фактором настоящего Мастера – учителя является абсолютная его доступность и возможность обращения к нему лично при необходимости, если таковая возникает. А она возникает обязательно, потому что человек, пусть даже за два три дня не сможет все для себя досконально разложить по полочкам, и чтоб при этом у него не возникло никаких вопросов. В этом плане , повезло тем ученикам и уже практикующим Рэйки, у которых свой Мастер, который их инициировал в ту или иную ступень Рэйки, есть в их родном городе, и к которому всегда можно обратиться и решить многие вопросы быстро и своевременно. Многие Мастера, которые ведут семинары в других городах, решают вопрос прямого общения со своими учениками через Интернет, благо сейчас эта возможность появляется у все большего и большего числа и Мастеров учителей и самих учеников и практикующих Рэйки. Но вот совсем грустно становиться тем студентам, которые прошли обучение у Мастера учителя, особенно, первой ступени Рэйки, который не из их города и с которым, к тому же, почти никак не возможно связаться. Именно в таком положении оказался и я сам. Когда проходил обучение первой ступени Рэйки у первого своего Мастера. Интересно, что именно для меня , это имело даже большую пользу, по моему, чем, если бы я имел постоянный доступ к этому первому своему мастеру. Если бы было так, то я, наверное, не так бы упорно и настойчиво искал ответы на свои вопросы, по поводу применения системы Рэйки на практике, чем, если бы у меня была возможность при первых вопросах просто хотя бы взять позвонить и услышать в ответ компетентное, но не мое, не прочувствованное внутренне, мнение. Это, в большинстве своем стало возможно, именно по тому, что я не один проходил обучение этой системе целительства, а вместе со своей женой, и еще с несколькими близкими нам по духу людьми, с которыми мы в последствии сами создали своеобразный круг Рэйки. И именно на нем , во время совместного общения и решали все возникающие у нас вопросы и затруднения.

Кстати пора познакомить читателя с таким понятием, как круг Рэйки. Что именно подразумевается по этим словом?

Круг Рэйки – это своего рода клуб по интересам, где собираются практикующие Рэйки, уже прошедшие обучение по одной из ступеней этой системы и где происходит очень интенсивный обмен и обогащение опытом, как в плане непосредственно практических методик и методов применения Рэйки, так и в плане проработки широкого круга вопросов выходящих за рамки просто Рэйки. В основном на проведение этого круга собираются близкие по духу люди, и в связи с этим на нем, почти всегда, царит атмосфера понимания, доброжелательности и любви, причем любви самого высокого вселенского понимания этого слова. Эти регулярные встречи очень много дают всем их участникам, как в плане поднятия их духовного уровня на более высокую ступень, так и в плане облегчения и более быстрого усвоения того материала, который многие, записав на семинаре , полностью не осознали и не прочувствовали и, как правило, не применяли из за этого на практике. Ну, так вот, этот круг Рэйки, как правило, ведет Мастер учитель, а иногда и не один, этой системы целительства и он отслеживает, а иногда даже и координирует рост своих учеников, помогая им более полно и глубоко понять тот или иной аспект этого метода. В дополнении ко всему, как это и практиковалось у основателя Рэйки Микао Усуи, на многих кругах Рэйки происходит лечение всеми участниками круга одного из его членов, что очень положительно сказывается на физическом и психологическом состоянии последнего. Ощущения эти не забываемые и если хоть раз кто то испытал на себе их целебное воздействие, то он навсегда откинет какие либо сомнения в действенности этого метода и из даже может быть противника этой системы перейдет в ярого ее поклонника.

В этом плане вспоминается интересный случай из моей практики. Интересен он тем, что сеанс лечения я производил не в специально приготовленном для этого моем кабинете в нашем медицинском центре, а прямо на улице. А было это вот как.

Я шел по улице мимо здания мэрии нашего города на проведение очередного круга Рэйки. Краем глаза я увидел , что из дверей этого заведения выходит один глава районной администрации, с которым мы очень хорошо знакомы, а вместе с ним идет еще один, уже не молодой, человек. Идет он как то странно, плечи у него немного перекосило на одну сторону, он немного подтягивал левую ногу, и причем, этот глава администрации вел этого человека под руку. Увидев меня, он издалека мне махнул, и опросил подойти и помочь ему. Надо сказать, что он знал, что я врач и что практикую Рэйки, и даже как то я лечил его дочь, именно проведя ей сеансы Рэйки. Я подошел , и он мне рассказал, что данный человек, который рядом с ним – директор одного из деревообрабатывающих предприятий города, и что ему, на его предприятии, упало на спину бревно, и он неважно себя сейчас чувствует. После этого рассказа он спросил могу – ли я чем то помочь. Я ответил, что могу попробовать облегчить его состояние, полечив его немного по Рэйки. На что сам пострадавший ответил, что во все это не верит и поможет ему только официальная медицина. Очередной приступ боли все таки подвигнул его попросить помощи у меня и прямо сейчас и что если я чем то могу ему помочь, то это надо сделать. Я, долго не раздумывая начал, контактный сеанс Рэйки, прямо в том положении, в котором он стоял, в десяти метрах от входа в здание городской администрации. Как только я приложил к нему руку , он сразу почувствовал интенсивное тепло в месте ушиба, и первые его слова были такие:

– Если бы этого не происходило именно со мной и именно сейчас, то я бы ни за что не поверил, ни во что такое и счел бы это все за ловкие выдумки заинтересованных в этом людей.

Я же продолжал свою работу, и через пятнадцать минут состояние моего пациента коренным образом поменялось, чему я сам был не мало удивлен. Боль у него постепенно утихла, мышцы почти полностью расслабились, что позволило ему выровнять положение тела, параллельно с этим появилась чувствительность в ноге, и он стал на нее опираться, как и раньше. Все это время мы стояли и мило беседовали о предстоящих выборах, о роли личности в этом действии, постепенно перейдя уж на совсем откровенно философские вопросы сущности бытия. После примерно двадцати пяти минут лечения, я убрал руки и послал энергию Рэйки еще на час для лечения нашего пациента дистанционно. После этого я распрощался с моими знакомыми и продолжил свой путь, всю протяженность которого я анализировал то событие , которое произошло только что.

Рэйки в действительности может творить и творит чудеса и самое интересное, что это происходит именно тогда, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Впрочем, это скорей всего свойство всех происходящих с нами чудес, а иначе они бы чудесами и не назвались.

"…Солнце есть всегда,

просто очень часто оно закрыто облаками…"

(Лама Оле Нидал)

Рэйки является древневосточным учением, которое непосредственно передается от учителя к ученику путем инициации (посвящения в этот метод целительства). В связи с этим очень важно то, чтобы сам учитель имел в свою очередь такое посвящение от своего мастера, который тоже получил право на использование и преподавание этого метода таким же способом, и его мастер так же и т.д. Все это и называется линией духовной передачи. Очень важно чтобы эта линия была непрерывная и в своем начале исходила от Микао Усуи, основателя системы Рэйки в наше время. Именно при таких обстоятельствах ученик получает передачу всех знаний, накопленных до него в той линии, в которой он проходит обучение. И только в дальнейшем от него самого зависит то количество этих знаний, которое он сможет для себя расшифровать, принять и уложить для дальнейшего использования.

В последнее время появились некоторые мастера - учителя Рэйки, которые вообще не проходили обучение, по этой системе у определенного мастера. Они, прочитав некоторую литературу по Рэйки, в которой говориться о технике и способах посвящения, произвели самопосвящение себя в эту систему и начали собирать семинары для обучения этой системе других. Понятно, что традиционного и даже не традиционного Рэйки, здесь нет и быть не может. Есть только часть личной биоэнергии, которая, в конечном счете, истощившись, даст резкое ухудшение состояния экспериментатора в этом направлении. Опять же, если помните - о чем я все время говорю на других страницах этой книги, я не даю оценку этому явлению. С моей точки зрения, это и не хорошо и не плохо, это просто есть. Наша же с вами задача просто знать, что такое имеет место в этом мире и правильно для себя принимать решение, уже исходя из того, что вы этими знаниями вооружены.

Вообще, в мире, на самом деле, не существует разделения на черное и белое, на плохое и хорошее, на негативное и позитивное. Это только наш УМ дает характеристику тем или иным событиям, действиям или людям, закрепляя за последними, определенные оттенки. Как только мы дали определенную оценку (причем часто мы создаем соответствующее мнение раз и навсегда, не учитывая, что все растет и все развивается) так мы сразу же сделали свою точку зрения ошибочной. Именно поэтому нет целесообразности возводить свою точку зрения в абсолют и считать ее единственно правильной и верной. Есть просто возможность ее сформировать и спокойно высказывать, опять же не претендуя на абсолютную истину в том или ином вопросе.

Как только вы начинаете свое предложение со слов - по моему мнению, мне так кажется, у меня создается такое ощущение - так Вы сразу же оставляете своему собеседнику место для маневра и возможность спокойного высказывания своего мнения уже ему самому. Представьте, что Вы это не сделали и начали, например, так:

Я вчера прочитал книгу по Рэйки - ничего примечательного, полная чушистика и самовнушение.

Что Вы таким предложением делаете?

А вот что. Вы сразу же провоцируете собеседника на то, чтобы он поддержал Вашу точку зрения на эту систему, в противном случае он должен стать Вашим аппонентом, что неминуемо приведет к маленькой войне в отдельно взятом случае. Если ваш собеседник человек сильный, то он ясно выразить свое отношение к тому, о чем Вы говорите, несмотря ни на какое Ваше мнение. А если слабый? А если он от Вас каким-то образом еще и зависящий? Он просто уступит Вам. Это, в свою очередь приведет к тому, что Вы еще больше укрепитесь в своем, не совсем объективном, мнении и начнете его преподносить, как единственно верное.

А теперь ответьте на такой вопрос:

Кто в этом случае остается в большем проигрыше - Вы или Ваш собеседник. Я думаю, ответ очевиден.

Именно по этому я не даю оценку тем или иным явлениям в Рэйки. Я просто высказываю свою точку зрения и передаю свой личностный опыт. Параллельно я открыт для всего нового и для любого другого обсуждения уже того старого, что считается основополагающим и не подлежащим изменению.

Ниже я помещаю две духовные линии передачи этого учения, по которым я, в свое время, прошел обучение. Сначала у Традиционного мастера Рэйки Вячеслава Саблина: Dr.Usui; Dr.Hayashi; Hawaya Takata; Filis Furumoto; Horst Gunter; Gudrun Marotzke; З. Алеева; Вячеслав Саблин.

В дальнейшем, и это обучение продолжается, и по сей день, у Традиционного Рэйки Мастера Ирины Задорожной: Dr.Usui; Dr.Hayashi; Hawaya Takata; Virdginia Samdal ; Meri O , Tul ; Kati Nani ; Wiki Devis ; Djon Veltcheim ; Элизабет и Кевин Моррис; Ирина Задорожная.

Вообще взаимоотношения учителя и ученика это довольно специфическая вещь, все происходит очень индивидуально. Об этих взаимоотношениях мы будем говорить чуть позже, когда перейдем к главам, которые рассказывают о системе обучения принятой в Рэйки.

А теперь ответьте на такой вопрос:

– Кто в этом случае остается в большем проигрыше – Вы или Ваш собеседник. Я думаю, ответ очевиден.

Именно по этому я не даю оценку тем или иным явлениям в Рэйки. Я просто высказываю свою точку зрения и передаю свой личностный опыт. Параллельно я открыт для всего нового и для любого другого обсуждения уже того старого, что считается основополагающим и не подлежащим изменению.

Ниже я помещаю две духовные линии передачи этого учения, по которым я, в свое время, прошел обучение. Сначала у Традиционного мастера Рэйки Вячеслава Саблина : Dr.Usui; Dr.Hayashi; Hawaya Takata; Filis Furumoto; Horst Gunter; Gudrun Marotzke; З. Алеева; Вячеслав Саблин.

В дальнейшем, и это обучение продолжается, и по сей день, у Традиционного Рэйки Мастера Ирины Задорожной : Dr.Usui; Dr.Hayashi; Hawaya Takata; Virdginia Samdal ; Meri O , Tul ; Kati Nani ; Wiki Devis ; Djon Veltcheim ; Элизабет и Кевин Моррис; Ирина Задорожная.

Вообще взаимоотношения учителя и ученика это довольно специфическая вещь, все происходит очень индивидуально. Об этих взаимоотношениях мы будем говорить чуть позже, когда перейдем к главам, которые рассказывают о системе обучения принятой в Рэйки.

Обучение первой ступени Рэйки.

"…Учитель приходит только тогда, когда ученик готов…"

В данном случае мы будем говорить об обучении системе Универсального Рэйки. Той системе Рэйки, которая была передана госпожой Х. Такатой на запад и распространилась по всему миру. Дело в том, что изначально Микао Усуи, как основателей этой системы, обучал двум направлениям в Рэйки. Первое направление это то, о чем мы и будем говорить – Универсальное Рэйки. Обучение этой системе проходили все желающие, и именно это Рэйки сейчас знают под словом Рэйки. Второе же направление в Рэйки называлось Медицинское учение Рэйки, обучение которому проходили только буддисты и желательно прошедшие перед этим хотя бы небольшую подготовку по медицине. Это направление сейчас известно под именем Мен Чо Рэйки. Далее я буду говорить про обучение Рэйки, имея в виду именно обучение системе Универсального Рэйки.

"…Рэйки подходит всем, но не всем подходит Рэйки…"

Обычно человек приходит к Рэйки двумя путями. Первый путь – это он каким‑то образом получает информацию об этой системе целительства и через определенное время проходит обучение, по первой ступени Рэйки и начинает практиковать эту систему лично для своего здоровья и благополучия, а так же в интересах своих близких.


Как только вы начинаете свое предложение со слов – по моему мнению, мне так кажется, у меня создается такое ощущение – так Вы сразу же оставляете своему собеседнику место для маневра и возможность спокойного высказывания своего мнения уже ему самому. Представьте, что Вы это не сделали и начали, например, так:

– Я вчера прочитал книгу по Рэйки – ничего примечательного, полная чушистика и самовнушение.

Что Вы таким предложением делаете?

А вот что. Вы сразу же провоцируете собеседника на то, чтобы он поддержал Вашу точку зрения на эту систему, в противном случае он должен стать Вашим аппонентом, что неминуемо приведет к маленькой войне в отдельно взятом случае. Если ваш собеседник человек сильный, то он ясно выразить свое отношение к тому, о чем Вы говорите, несмотря ни на какое Ваше мнение. А если слабый? А если он от Вас каким-то образом еще и зависящий? Он просто уступит Вам. Это, в свою очередь приведет к тому, что Вы еще больше укрепитесь в своем, не совсем объективном, мнении и начнете его преподносить, как единственно верное.

А теперь ответьте на такой вопрос:

– Кто в этом случае остается в большем проигрыше – Вы или Ваш собеседник. Я думаю, ответ очевиден.

Именно по этому я не даю оценку тем или иным явлениям в Рэйки. Я просто высказываю свою точку зрения и передаю свой личностный опыт. Параллельно я открыт для всего нового и для любого другого обсуждения уже того старого, что считается основополагающим и не подлежащим изменению.

Ниже я помещаю две духовные линии передачи этого учения, по которым я, в свое время, прошел обучение. Сначала у Традиционного мастера Рэйки Вячеслава Саблина : Dr.Usui; Dr.Hayashi; Hawaya Takata; Filis Furumoto; Horst Gunter; Gudrun Marotzke; З. Алеева; Вячеслав Саблин.

В дальнейшем, и это обучение продолжается, и по сей день, у Традиционного Рэйки Мастера Ирины Задорожной : Dr.Usui; Dr.Hayashi; Hawaya Takata; Virdginia Samdal ; Meri O , Tul ; Kati Nani ; Wiki Devis ; Djon Veltcheim ; Элизабет и Кевин Моррис; Ирина Задорожная.

Вообще взаимоотношения учителя и ученика это довольно специфическая вещь, все происходит очень индивидуально. Об этих взаимоотношениях мы будем говорить чуть позже, когда перейдем к главам, которые рассказывают о системе обучения принятой в Рэйки.

Обучение первой ступени Рэйки.

"…Учитель приходит только тогда, когда ученик готов…"

В данном случае мы будем говорить об обучении системе Универсального Рэйки. Той системе Рэйки, которая была передана госпожой Х. Такатой на запад и распространилась по всему миру. Дело в том, что изначально Микао Усуи, как основателей этой системы, обучал двум направлениям в Рэйки. Первое направление это то, о чем мы и будем говорить – Универсальное Рэйки. Обучение этой системе проходили все желающие, и именно это Рэйки сейчас знают под словом Рэйки. Второе же направление в Рэйки называлось Медицинское учение Рэйки, обучение которому проходили только буддисты и желательно прошедшие перед этим хотя бы небольшую подготовку по медицине. Это направление сейчас известно под именем Мен Чо Рэйки. Далее я буду говорить про обучение Рэйки, имея в виду именно обучение системе Универсального Рэйки.

"…Рэйки подходит всем, но не всем подходит Рэйки…"

Обычно человек приходит к Рэйки двумя путями. Первый путь – это он каким-то образом получает информацию об этой системе целительства и через определенное время проходит обучение, по первой ступени Рэйки и начинает практиковать эту систему лично для своего здоровья и благополучия, а так же в интересах своих близких.

Второй путь – это когда человеку на его жизненном пути, очень часто в достаточно трудный период, встречается на пути целитель, практикующий Рэйки, и в результате этой встречи этот человек получает несколько сеансов Рэйки лично для себя.

Есть, конечно, и третий путь, это когда информация о Рэйки приходит к человеку, но он еще не достаточно готов к ее принятию и обработке и в результате этого эта информация никак не влияет на его жизнь. Мы, в этом случае, говорим так: «Пока рано, но время Рэйки обязательно настанет для каждого, просто у кого-то это будет сегодня или вчера, у кого-то завтра или послезавтра, а у кого-то в отдаленном будущем».

В любом случае, и те, кто пришел к Рэйки первым путем, и те, кто избрал для себя второй, путь единодушны в одном, – их жизнь четко разделилась на два периода: до встречи с Рэйки и после знакомства с этой системой. Цель любых целительских и не только практик в том, что бы добиться для человека полной гармонии. Под гармонией здесь понимается чувство целостности человека, т. е уравновешивание его внутреннего мира с теми энергиями и эмоциями, которые идут извне. Рэйки, как никакая другая техника, делает это все более чем возможным.

Одним из главных аспектов Рэйки является то, что человек, решивший взять полностью ответственность за свое здоровье (как психологическое, так и физическое) на себя, пройдя обучение, по системе Рэйки получает в руки мощнейший инструмент для этой работы. Но это возможно только при том условии, что человек к этому готов. Вот тогда-то и появляется в его жизни мастер Рэйки, который и помогает решить ученику вопрос об обучении, по этой системе.

Обучение начинается с 1-й ступени. Всего в Рэйки существует три ступени (первая, вторая и ступень Мастера). Некоторые мастера, делят третью ступень иногда на 2-е (Практикующий Мастер и Мастер Учитель), а иногда и на 3-и ступени (Практикующий Мастер, Мастер Учитель с правом обучения 1-й и 2-й ступеням и Мастер Учитель с правом подготовки всем ступеням Рэйки). Это, с моей точки зрения, абсолютно правильно, и никак не противоречит традиции обучения, принятой Микао Усуи, так как он, как мы теперь уже знаем из переведенных его рукописей, применял похожую систему ступеней обучения.

Обычно семинары первой ступени проводятся два дня, но этот срок у каждого мастера свой, все зависит от той программы, которую тот или иной мастер закладывает на обучение, первой ступени. Во время этого обучения ученик, как правило, получает четыре инициации (посвящения). Первая ступень является самой важной и самой главной во всей системе Рэйки, поэтому к подготовке ее проведения и непосредственно самому процессу обучения, каждый мастер очень тщательно готовиться.

На этих семинарах учеников знакомят с историей Рэйки, с традицией данной системы целительства, с ее основоположниками и проводниками. Обычно после окончания основной части истории Рэйки, Мастер знакомит своих учеников со своей духовной линией передачи, если такая имеется, конечно. Об этом подробнее написано в соответствующей этой теме главе.

На этом же семинаре подробно рассказывается о правилах и способах лечения себя и своих близких, о возможностях того или иного способа лечения и вообще о возможностях применения этого метода в целительстве. Естественно, что вся эта теоретическая часть закрепляется практическими занятиями, результатом которых становиться то, что ученик, уже даже после первого дня обучения может начинать себя лечить.

Многие учителя уже при обучении первой ступени Рэйки дают своим ученикам техники работы с ситуациями, техники отработки негативных прошлых ситуаций и проблем, а так же способы и методы работы с будущими событиями, их отработки и гармонизации.

Первая ступень Рэйки, как правило, получается лично для себя, для лечения себя и своих близких, для отработки и решения многих психологических вопросов, которые у каждого человека возникают в жизни, для работы с ситуациями и пр.

Перед Вами фотография человека, которому мы обязаны появлением РЭЙКИ вообще и распространению этого учения во всем мире. Имя этого уникального человека своего времени — Микао Усуи . Именно с него начинается новейшая история древневосточного метода лечения известного нам сейчас как Рэйки.
История его жизни, как это, наверное, и должно быть у великих духовных учителей, окутана многими красивыми эзотерическими завесами, поэтому иногда разные люди могут передавать прямо противоположные сведения о его жизни.
Далее Вы найдете ту информацию, которая известна нам как от нашего Мастера, так и из многих других источников, в которых что-либо говорится о жизни Микао Усуи.. Основную информацию о его деятельности взята непосредственно из рукописей самого Микао Усуи недавно переведенных на русский язык.

Родился Микао Усуи в Японии в небольшой деревушке Таньяй 15 августа 1865 года. И уже в юные годы был посвящен в некоторые буддийские техники работы с энергиями. Именно уже в эти годы он изучал КИКО в буддийском храме Тэндай на священной горе Курама. КИКО-это японская версия цигун, дисциплина, предназначенная для улучшения здоровья посредством медитации, дыхательных практик и медленных физических упражнений. Она фокусируется на использовании Ки, или жизненной энергии, и включает методы лечения с помощью наложения рук. При использовании метода КИКО вначале с помощью упражнений создается источник целительной энергии, и только потом эта энергия может быть использована для лечения. В связи с этим целитель очень подвержен истощению, поскольку используется его личная энергия. Микао Усуи очень хотелось узнать, не существует ли метода лечения, который не требовал бы накопления целительной энергии вначале и не приводил бы к истощению в конце. Именно исканию ответа на этот вопрос Усуи посвятил многие годы своей жизни. Результатом и отчасти ответом, который нашел Микао Усуи на свой вопрос и появилось возникновение в мире такого понятия, как Рэйки .

Микао Усуи долгие годы искал ответ на вопрос, как же достичь состояния, когда можно исцелить простым наложением рук, он посвятил свою жизнь поиску ответа на этот вопрос. Не столь важно был он христианином или буддистом, важно стремление его сердца и всей души найти свет истины. Долгие годы изучения письменных источников разных религий привели к тому, что он твердо узнал, что исцеление с помощью простого прикосновения возможно, и что достичь такого состояния можно, но только книжных знаний для этого недостаточно. Необходима была прямая передача знаний не через разум, а через весь спектр информации – энергетически, через высшие силы. Будучи готовым к достижению цели Микао Усуи отправился на священную гору Курама, где провел 21 день в медитации, имея с собой только мех с водой и 21 камень, которые он выбрасывал на рассвете каждого дня. И вот наступил 21 день, выброшен последний камень – и ничего не произошло… Можно себе представить разочарование и душевное состояние Микао Усуи в тот момент. И здесь произошло чрезвычайно важное изменение в нем, на которое многие, читая историю не обращают внимание: Ему стало все равно, он перестал хотеть получить знания, отпали желания и мысли, он понял, что без достижения цели, без выигрыша, его жизнь не имеет больше смысла и согласился умереть. И он действительно умер в старом обличье, пережив мощную трансформацию себя и своего видения мира и увидел свет, яркий свет и символы. В этот момент трансформации ему открылись знания, поток информации был настолько интенсивным, что он потерял сознание.

Очнувшись, Микао Усуи не мог понять – показалось ли ему то, что он получил знание, или это действительно произошло. Однако он четко чувствовал, что и он и мир вокруг него изменился. Он был отдохнувшим, свежим и полным сил. Он принял решение спуститься с горы.
Во время спуска Микао Усуи ударился о камень и поранил палец. Инстинктивно он схватился за больное место и почувствовали интенсивное тепло, боль ушла, кровотечение остановилось. Наступил момент понимания того, что он действительно получил дар исцелять. На пути в монастырь он исцелил дочку трактирщика, помог настоятелю монастыря от болей в суставах и каждый раз удивлялся и сомневался, происходит ли это наяву или во сне. Знания были получены, но только практика могла дать их прорастание, развитие, придать им форму. Для того, чтобы то что он получил стало действительно знанием, а не информацией, Микао Усуи отправился практиковать в бедные кварталы, где он провел 7 лет, практически бесплатно даря людям способность исцелить себя и исцелять других. Я думаю, что здесь он расстался с иллюзией, которая присуща многим из нас – желанием помочь всему миру, облагодетельствовать всех. К сожалению, многим людям не нужна помощь или исцеление – им выгодно играть роль убогих, бедных, обиженных, рабов Судьбы, а не ее хозяев. И в бедных кварталах он столкнулся с тем, что люди, получив исцеление и инструмент развития и работы над собой, ничего не хотят менять в своей жизни и пользоваться тем, что имеют. Они не осознавали ценность того, что получали в подарок. Энергообмен был не равноценным.
Это привело к глубокому разочарованию Микао Усуи и переосмыслению того, что он делает. Он понял, что человек не ценит того, что достается ему даром, без усилия, без оплаты или Жертвы.
Однако эти годы дали много в развитии, оформлении, оттачивании традиции. Теперь она была готова для предоставления в мир. И Микао Усуи начинает поиск учеников. Он путешествует по Японии, выходит днем на рыночные площади с горящим фонарем, и, когда люди спрашивают его, почему у него горит фонарь, когда светло, он отвечает, что готов показать им истинный свет. Рэйки получает распространение в Японии.
Землетрясение в 1923 году. Была разрушена медицинская инфраструктура и люди, практикующие Рэйки, выходят на улицы, чтобы оказать помощь жертвам землетрясения. Рэйки получает широкое развитие и известность по всей стране.

Исполненный скорби по погибшим, Микао Усуи призвал все свое Общество на помощь оставшимся в живых, лично являя пример милосердия. Этот самоотверженный труд принес Микао Усуи и его методу исцеления Рэйки широкую известность во всей Японии. Популярность Усуи и его системы росла с каждым днем. Старая клиника уже не могла вместить всех желающих, поэтому в феврале 1925 года он построил в Накано новую. К тому времени у него уже работало около сорока школ Рэйки. Отдыхать было некогда, Микао Усуи все время был в разъездах, везде его ждали люди. В одной из таких поездок в городе Фукуяма сердце Мастера не выдержало таких нагрузок. Перенеся несколько сердечных приступов, Микао Усуи умер 9 марта 1926 года в возрасте 62 лет. Даже накануне смерти он продолжал преподавать свою систему.

Микао Усуи был очень теплым, простым и скромным человеком. Он был обаятелен и хорошо сложен. Он никогда не пускал пыль в глаза и всегда улыбался; встречаясь лицом к лицу с несчастьем, он всегда проявлял мужество. В то же время он был очень умным и осмотрительным человеком. Его одаренность была необычайно многогранной. У Микао Усуи было множество учеников, семнадцать из них он посвятил в ранг учителей системы. Он завещал своим последователям учение о том, что Рэйки — это путь сострадания и мудрости, что это путь достижения счастья и гармонии. Духовную направленность системы он постарался передать в своих заповедях, которые копировались всеми учениками на занятиях по каллиграфии, и в чтении духовной поэзии

Некоторые из учеников Микао Усуи, получивших ступень Мастера бережно сохраняли Рэйки в Японии, и оно так и осталось закрытой традицией, известной в пределах Страны Восходящего Солнца.

Однако одному из учеников Усуи – мы обязаны тому, что Рэйки стало известно во всем мире.

Был врачом. И он выделил и развил именно медицинско-целительский аспект традиции. Как врач – он формализовал сеансы Рэйки, разработал позиции, «добавил в Рэйки логику». Хайяши организовал и открыл клиники Рэйки в нескольких городах Японии. В клинику к Хайяши пришла в 1935 году , женщина, которая, пожалуй, сделала для Рэйки не меньше, чем Усуи. Важным фактом, с которого, пожалуй, можно начать историю Таката, было то, что она дошла до крайней степени проблем в жизни: у нее умер муж, она была истощена физически и психологически, больна.

Она приехала на родину в Японию, для того, чтобы там умереть. И уже ложась на стол к хирургу, госпожа Таката услышала голос своей души: можно обойтись без операции. Как часто, за шумом мыслей, за разболтанностью внимания, из-за неверия и невежества мы не слышим этот тонкий, тихий, но достаточно явственный голос! Душа никогда не пожелает нам зла, она всегда приведет нас к наилучшему для нас исходу. Каково же было доверие Хавайо Таката, что она смогла встать с операционного стола и уйти в неизвестность… И каково же было понимание мира у хирурга, который, несмотря на западное медицинское образование, отправил ее в клинику Рэйки. Наверное, сама Судьба направила Такату в клинику к Чуджиро Хайяши. И, получая Рэйки, Хавайо Таката через несколько месяцев стала здоровой. Не понадобилось ни операции, ни медицинского лечения. Увидев мудрость и силу энергии Рэйки, Таката захотела научиться этой технике. И здесь мы приходим к еще одному удивительному факту: в то время получить посвящение в Рэйки женщине, к тому же американке было практически невозможно. Какова же была стойкость намерения Хавайо Таката, ее целеустремленность, а также мужество и мудрость Чуджиро Хайяши, который ей это посвящение дал. По преданию, он спросил у Хавайо Таката: «А что ты готова отдать за инициацию?». «Все что у меня есть, — ответила она. – Деньги не главное, их я заработаю, а вот дар Рэйки бесценен». Она отдала все свои сбережения – 150 долларов (по тем временам немалую сумму). Подобную Жертву она принесла, когда получала мастерскую инициацию – продав свой дом на Гавайях, она отдала вырученные за него 10 тысяч долларов своему Мастеру Хайяши, еще раз доказав свое глубокое понимание того, что никакими деньгами нельзя оценить то, что получает человек за возможность черпать из источника Рэйки. Начиналась война. Чуджиро Хайяши, живя в гармонии и единстве со Вселенной, не мог идти убивать людей. Не мог он и пренебречь долгом гражданина Японии, который требовал его участия в боях. Собрав своих учеников и назначив своей преемницей Хавайо Таката, и после этого Хайяши ушел из тела. Отгремели сражения, Япония поверглась атомным бомбардировкам, тысячи людей погибли. И величие Таката было в том, что она принесла японскую традицию Рэйки в мир, который принес столько горя японцам. С чистым и открытым сердцем она подарила миру традицию, сила и простота которой сделала ее одной из наиболее распространенных целительских практик в мире. За свою жизнь Хавайо Таката успела инициировать двадцать два мастера Рэйки. Она умерла 11 декабря 1980 года. Перед смертью Хавайо Таката передала список инициированных ею мастеров своей сестре. В него входят: Джордж Араки, Дороти Баба, Урсула Бэйлоу, Рик Бокнер, Барбара Браун, Фрэн Браун, Патриция Эвинг, Филлис Лей Фурумото, Бет Грэй, Джон Грэй, Айрис Исикура, Харри Кубой, Этель Ломбарди, Барбара Мак-Куллох, Мэри Мак-Фэйдьен, Пол Митчел, Бетел Файг, Барбара Уэбер Рэй, Синобу Саито (сестра Такаты), Вирджиния Сэмдал и Ванья Дуань. Чтобы сохранить свою интерпретацию системы Усуи, с каждого из них она взяла священную клятву учить точно так, как это делала она. Хотя линия шла от доктора Усуи, Таката в своем преподавании и практике отказалась от многого из того, что считал важным доктор Усуи, и добавила ряд собственных правил. Некоторые из этих правил кажутся ограничительными, и, ради ясности, то, чему она учила, лучше было бы называть Таката Рэйки.
Установленное ею высокое вознаграждение за уровень мастера можно считать до некоторой степени оправданным, поскольку оно внушает больше уважения к Рэйки.
Главное, не забывать ее основную заслугу — ведь Таката принесла Рэйки на Запад и продолжала практиковать и обучать этой технике в столь трудное время, что само по себе заслуживает самого глубокого уважения.
После смерти Такаты, последовавшей в 1980 году, возникли отдельные организации Рэйки, их лидеры утверждают, что являются Грандмастерами Рэйки, причем это продолжается по сей день.
Важно отметить, что ни Хавайо Таката, ни доктор Хайяши, ни доктор Усуи не называли себя Великим Мастерами.

Этот титул стали употреблять на Западе только после смерти Такаты. В Японии он не использовался никогда.

Как рассказывают, доктор Усуи был очень скромным человеком. Он сам, по его словам, не обладал самым высоким энергетическим уровнем. Себя он называл «номером два», оставляя открытыми возможности для дальнейшего развития.
Несмотря на упомянутые ограничения, Рэйки выжило и распространилось по всей планете. В этом заслуга замечательной силы Рэйки, которая подтверждает подлинность этой целительной энергии и ее способность преодолевать соперничество и преходящие интересы учителей прошлого. Мы благодарны всем тем, кто внес свой вклад в его сохранение и в раскрытие его исходных методов и назначения. Пусть же дух Рэйки продолжает распространяться дальше, чтобы исцеление, счастье и покой, которые оно приносит, мог испытать каждый в нашем прекрасном мире.

——————————————————————————

Наша линия не присоединилась к Альянсу.

Ирина Смоляницкая (ранее Задорожная), держатель (представитель) нашей Линии в России, сообщила, что Barbara Weber Ray была дружна с Virginia Samdahl, и семинар на котором Maureen (Mary) O’Toole получала Мастерскую ступень они вели вдвоем. В связи с этим, они указаны вместе.

Kevin Morris & Elizabeth Morris (Tabone) с 1990 года проживают на Мальте.
John Veltheim & Esther Veltheim (Valle) из США.
Vicki Davies из Австралии.
Kate Huson-Law (Nani) из США.
Maureen (Mary) O’Toole из США.
Barbara Weber Ray & Virginia Samdahl из США.
Hawayo Takata из США.
Chujiro Hayashi из Японии.
Mikao Usui из Японии.

Несколько слов о мастерах и их мастерах. (информация получена от Ирины Задорожной, текст написан ею)

Джон Велтхейм — немец, день рождения не известен, жив до сих пор. Учился у разных мастеров, 1 ступень он получил у Бет Грей (Beth Gray), она была одной из самых старых учеников Хавайи Таката, давно умерла. Бет не вошла в Альянс, выбрала путь независимого от Альянса, но полностью соблюдала все традиции передачи. 2 ступень (Джон Велтхейм) получил у Гари Самера (Gary Samer), так случилось, а далее он уже целенаправленно отправился получать Рэйки у мастера из Альянса, внучки Таката — Филлис Лей Фурумото (Phyllis Lei Furumoto). И получил там заново и 1 и 2 ступень. На второй ступени у Фурумото он встретился с будущей женой, тогда еще Эстер Валле (Esther Valle). Она из Шотландии, была больна эпиллепсией, Рэйки ей очень помогло. Жива ли она сейчас, не известно. Первую ступень Рэйки она получила у Кати Нани (Kate Nani), и потом еще раз и 1 и 2 ступени у Филлис.

Джон получил затем 3 ступень у Ясни Каррингтона (Yesnie Carrington), прямого ученика Барбары Вебер-Рэй (Barbara Webber-Ray). Барбара была дружна с Вирджинией Самдал, и семинар на котором Мэри О’Тул (Mary O’Toole) получала мастера они вели вдвоем, но Джон точно указал на линии через Вирджинию. Барабара увлекалась астрологией и многими продвинутыми современными психотерапевтическими методами и ушла в свою организацию «техника Излучения» (Radiance Tecnnique), не отрекаясь впрямую от Рэйки. Далее, уже вместе, будучи мужем и женой, Джон и Эстер получили инициацию на Мастера у Вики Дэвис (Vicki Davies). И занялись не только обучением Рэйки, но и основали Reiki Network (сетевое Рэйки, или круг Рэйки Мастеров), который ставил задачу найти чистые практики Рэйки, освободив их от всего лично внесенного индивидуальными мастерами.

Элизабет Табоне (Elisabeth Tabone), родилась 27 января 1944 года, в городе Галашилсе, в Шотландии. В связи с болезнью матери, потребовавшей смены климата, вместе с семьей, в 1962 году переехала на Мальту, где вышла замуж за коренного мальтийца. Он умер от рака. В процессе помощи ему они перепробовали много методов от официальных до нетрадиционных. После его смерти, это информация (нетрадиционных методов и подходов) помогла Элизабет справится с горем и найти себя. Она начала вести группы медитаций, приняла буддизм. Она была дружна с Ханной и Оле Нидалами. В своих первых книгах Оле Нидал упоминает Элизабет и Мальту. Впоследствии, уже для тульской группы Рэйки, она написала Оле Нидалу и попросила давать посвящение Медицинского Будды наряду с прибежищем для желающих.

Кевин Моррис (Kevin Morris), родился 8 июня 1949 года в городе Окланд, Новая Зеландия. Свое образование он получал в Англии — архитектор городов (не городской архитектор). Планировщик крупных объектов. После завершения образования он жил в Гонконге, один из его проектов — аэропорт на острове вблизи Гонконга. Был женат, детей не было. Его жена увлекалась китайской медициной, получила серьезное образование в этой области, только 9 лет училась иглоукалыванию у китайского учителя. Кевин заинтересовался развитием парапсихических способностей человека и тренировался в этом направлении. Увлекался хиллерскими техниками. Замечу, что диагност он превосходный, на моей памяти ни разу не ошибся с диагнозами (но это были личные разговоры, никогда на семинарах и вообще он не говорил о своих способностях). Кевин кроме этого страстно увлеченный яхтсмен. И когда парусная регата проходила на Мальте, там он встретил Элизабет на кругах людей, интересующимися всякой эзотерикой, и, впоследствии, женился и переехал жить на Мальту.

Элизабет услышала о Рэйки, и начала уговаривать Кевина пройти семинар, он долго не соглашался, поскольку достаточно хорошо владел различными хиллерскими методиками, но все-таки поехал на семинар в Австралию к Джону и Эстер.

У Задорожной пересечение произошло через людей, уехавших жить и работать на Мальту, Николая и Татьяну Гец (они из Нижневартовска, Гец — фамилия немецкая, из высланных поволжских немцев в Башкирию). Татьяна очень давно хотела получить Рэйки, но не успела в Москве и получила на Мальте, мужа она взяла в качестве переводчика, но, впоследствии он также с женой доучился до уровня Учителя. Они стали приезжающими в Россию Мастерами нашей линии, в основном, в Нижневартовск и Усть-Каменогорск. Сейчас они в разводе, но оба проживают в Новой Зеландии, город Крисчерч. Николай увлекся буддийскими целительскими методами и стал специализироваться в этой области, Татьяна осталась традиционным Рэйки Мастером. Когда Татьяна получила 1 ступень Рэйки на Мальте, она написала своей подруге, в тот момент живущей в Туле, об этом событии, с восторгом рассказывая о своих учителях. Ее подруга уже имела 1 ступень Рэйки, получив ее в Санкт-Петербурге у Фоке Бринка. И очень хотела получить вторую, что было довольно дорого и далеко на тот момент. И она в ответном письме спросила, а не согласятся ли мастера приехать в Тулу и проводить здесь семинары. И они согласились, прислав точный райдер для семинара. Так начались семинары в Туле. Имя и фамилию этой подруги умалчивается, так как впоследствии она ушла из Рэйки.

Задорожная родилась 30.12.1960 года, жила и продолжает жить в городе Тула. По первой специальности инженер по водоснабжению и водоотведению, работала в науке, до перестройки, в химической лаборатории, занималась проблемами очистки воды от химических загрязнений, по второй специальности психолог, по третьей — астролог-психоаналитик. Мать троих детей. Впервые столкнулась с Рэйки в 1992 году, как пациент, ее хорошая знакомая, врач-психиатр, психотерапевт, предложила ей помощь в тяжелое для нее время. И провела несколько сеансов Рэйки. Впоследствии, она попросила помощи в организации приезда и проведения семинаров Рэйки мастеров с Мальтой. Думая, что будет участвовать только в организации, Задорожная согласилась. Но когда приехали мастера, они заявили, что организаторы автоматически будут тоже получать Рэйки. Так она внезапно стала практикующей 1 ступени, а затем и второй, а впоследствии и учителем и держателем (представителем) нашей линии в России. С 8 февраля 1997 года и по сей день ведет семинары Рэйки, первое время в Туле, Йошкар-Оле, Москве и совсем немного в Санкт-Петербурге, сейчас — только в Туле. И в Туле, и в Йошкар-Оле, и в Москве уже давно ведут семинары ее ученики.