«Двухъядерная» область. Зачем Кузбассу проект единой агломерации? Агломерация которой нет

«Люди будут согласны постоянно ездить в соседний город на работу лишь тогда, когда дорога не будет отнимать больше полутора часов, и никакие проекты властей не заставят их делать по-другому», - считает кандидат экономических наук Роальд Бабун .

Изобретение без границ

Анна Иванова, «АиФ-Кузбасс»: - Летом Кемеровская область попала в число 16-ти регионов, в которых будут создавать агломерации. Эту работу инициировало Минрегионразвития. Но министерство ликвидировано, а уникальность кузбасской идеи о создании «двухъядерной» (с двумя центрами) агломерации вызывает много вопросов. Роальд Владимирович, что такое вообще «агломерация городов» и что даёт жителям такое объединение?

Роальд Бабун: - Агломерация - это естественно возникшее образование из нескольких близлежащих городов и прилегающих к ним территорий, её границы могут не совпадать с юридически установленными границами муниципалитетов. Тесные связи между городами возникают объективно, в силу их фактической территориальной близости. Как следствие, все жители получают возможность пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах, более широкий выбор места работы, возможность соз-давать более крупные и более экономичные инфраструктурные объекты, предназначенные для нужд сразу нескольких муниципалитетов, - дороги, водопроводы, системы канализации, предприятия по переработке бытовых отходов, по производству местных стройматериалов и т. д.

В научном мире принято считать, что агломерация должна иметь по меньшей мере три признака: значительное население (не меньше 500 тыс. жителей), тесная близость поселений (общая площадь не больше 45 тыс. кв. км) и наличие между ними развитых путей сообщения. Об агломерации можно говорить тогда, когда между городами и посёлками есть тесные связи: жители ездят в соседний город на работу, за крупными покупками, на культурные или спортивные мероприятия, за высокотехнологичной медицинской помощью, дети с нескольких территорий обучаются в вузах крупного города и т. п.

Ключевая особенность агломерации - маятниковая миграция жителей, зачастую ежедневная. В этом смысле агломерацию нельзя создать или упразднить - люди всё равно будут или не будут ездить, независимо от того, какие решения примет власть. Естественной границей агломерации принято считать возможность добраться из каждого населённого пункта до центрального города не больше чем за час-полтора. Это время зависит не только от расстояния, но и от уровня развития дорог.

Кемеровская область - самая густонаселенная и высокоурбанизированная территория восточнее Урала, с большим количеством городов. Здесь уже сложились две агломерации, отвечающие вышеизложенным условиям, - кемеровская и южно-кузбасская (или новокузнецкая). В ареале Кемерова находятся Топки и Берёзовский, в ареале Новокузнецка - Прокопьевск, Киселёвск, Красный Брод, Осинники, Калтан, Мыски, Междуреченск и, с некоторым допущением (как общая рекреационная зона всего южного Кузбасса), Таштагол. Понятие «двухъядерная» агломерация я услышал впервые. Видимо, это кузбасское изобретение. Я пытался узнать у авторов идеи географические границы этого образования. Это вся область? Половина области? Какой кусок? Где предполагаются её границы? И что будет с территориями, которые не войдут в состав агломерации? Внятного ответа я не получил.

Сапсаны не поедут

Комментируя проект единой кузбасской агломерации, замгубернатора Дмитрий Исламов обозначил границы следующим образом: почти непрерывная линия городов от столицы области до Междуреченска, где Кемерово и Новокузнецк - основные центры.

Некоторая логика здесь есть. В частности, практически посередине между городами Кемерово и Новокузнецк есть блок близлежащих друг к другу городов: Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Белово, Гурьевск. Но на самостоятельную агломерацию этот блок не тянет. Причислить его к кемеровской или к южно-кузбасской агломерации тоже не получается - далеко не такие уж тесные связи. Назвать всё это единой кузбасской агломерацией, конечно, можно, но что дальше?

Фото: www.globallookpress.com

- Может, пустят сапсаны между городами, и будут новокузнечане долетать до Кемерова за 40 минут?

О таких масштабных проектах пока речь не идёт. С областным центром у южного Кузбасса и без того есть хорошая транспортная связь.

Если дороги есть, если люди и без того кочуют из города в город, значит, агломерация уже существует. Зачем создавать проект, созывать экспертов, тратить деньги на поездки в Москву?

- Люди, конечно, будут ездить независимо от решений власти, но есть много вещей, касающихся инфраструктуры и инвестиционных проектов, которые наиболее эффективно можно решать именно в рамках агломерации. Уже сегодня у Прокопьевска и Киселёвска есть единая система водоснабжения и водоотведения, у Осинников и Калтана - общее теплоснабжение. Т. е. создаётся не несколько мелких организаций, а одна более крупная, а потому более эффективная. Подобным образом на юге Кузбасса вместо множества разных свалок можно сделать одно-два крупных межмуниципальных предприятия по утилизации бытовых отходов.

Достаточно иметь один суперсовременный дорогущий томограф на несколько городов или построить крупный завод строительных материалов. Это экономия на масштабе. При этом затраты ложатся не на один муниципалитет, а на несколько заинтересованных в подобном вложении, вместе они могут купить дорогостоящее оборудование, пригласить высококвалифицированные кадры. Т. е. за счёт укрупнения жители получат более дешёвые и более качественные услуги - в этом смысл агломерирования. И здесь без участия государства, без создания необходимой правовой базы и системы финансирования не обойтись. Вот почему придётся ездить в Москву, и не один раз.

Недавно мы писали о проблеме посёлка Новый Путь: он относится к Прокопьевскому району, а в школу и на работу люди ездят по дороге, проходящей по Новокузнецкому району. И там возникла дилемма: кому ремонтировать и чистить от снега эту дорогу? В условиях агломерации как можно решить проблему?

Для этого не нужно объединять территории или менять границы муниципалитетов. Достаточно заключить соглашение между двумя районами на условиях долевого участия и партнёрства. Сейчас мешает участвовать в совместных проектах психология местных властей, боязнь брать на себя обязательства, в первую очередь финансовые, и не-умение договариваться. Также мешают амбиции некоторых руководителей, предпочитающих «хоть плохонькое, но своё». Наш менталитет ещё плохо приспособлен к ведению переговоров, достижению компромиссов и строгому соблюдению достигнутых договорённостей. Здесь нужна определенная культура, которая появляется не сразу.

Объединение останется на бумаге?

От того, что кто-то сверху - из области или из министерства - отдаст распоряжение договориться, что изменится?

Сейчас пытаются изменить менталитет административными мерами. Это тяжкий труд, потому что договорная дисциплина в стране ужасная. Нет гарантии, что будут соблюдаться условия соглашения. Соседи договорились что-то совместно построить, а завтра один из участников может отказаться давать деньги, сославшись на внезапно возникшие трудности. Гарантом подобных отношений может выступать региональная власть. Например, если область тоже вкладывается в проект, то у остальных участников вряд ли возникнет намерение увильнуть, не сдержать обещание. Положительные примеры договорных отношений у муниципалитетов есть, но они единичны. Так, Новокузнецкий район выделил деньги на ремонт планетария в Новокузнецке. Взамен этого жители района получили возможность посещать планетарий бесплатно.

Почему не объединить несколько городов и районов в один? Тогда не надо договариваться и потом бояться, что сосед обманет…

Неудачная попытка такого объединения была в Иркутской области. Несколько лет назад руководители области захотели присоединить к Иркутску Ангарск (50 км от Иркутска) и Шелехов (30 км), чтобы получился один город-миллионник. Но соседи восстали, отказались самоликвидироваться и высказались за равноправное сотрудничество, причём только в тех проектах, которые им необходимы. Идея объединить в один муниципалитет Новокузнецк и Новокузнецкий район, которую пропагандировали в прошлом году, - из того же разряда.

Чем больше размеры территории, тем больше местная власть отдаляется от рядового жителя, а людям сложнее контролировать её. Мне такой путь видится тупиковым. Равно как и попытка объединить юг и север области. Искусственно создать агломерацию невозможно! Даже если примут какой-то нормативный акт о кузбасской двухъядерной агломерации, всё равно юг и север будут решать свои проблемы отдельно. На бумаге будет одна, а по факту, как и прежде, две агломерации.

До сих пор не ясна ситуация с объединением Новокузнецка и Новокузнецкого района. На мой взгляд, без предварительных экономических расчетов, без продуманных механизмов реализации проекта, без четкого представления, как будет функционировать новая система, запланированная “смычка” — не самая удачная затея. Она лишь создает видимость активного процесса — дескать, никто не сидит на месте, все работают…
Соблазн искать экономическую выгоду в арифметически простых административных действиях (сложить- поделить) идет от нежелания думать о перспективах развития и строить долгосрочные планы. (План развития Кемеровской области до 2025 года, по моему мнению, не является долгосрочным и действенным.) В то же время проблема непродуманности территориальных границ Новокузнецка и района никуда не делась. Городу, в частности, необходимы новые территории, особенно это касается тех земель, по которым пролегают или должны быть проложены автотрассы.
Что касается общей стратегии развития Новокузнецка и юга области, то прежде, чем объединять какие-либо муниципалитеты, следует для начала обратиться к работам специалистов по урбанистике, к накопленным знаниям по этой тематике, к проектам, которые имеются на сегодняшний день, в частности, к наработкам по Новокузнецкой агломерации. Важно выработать концепцию, подготовить план пошаговой реализации — как и через что будет осуществляться проект, какие нужно внести коррективы, изменения по ходу реализации плана. Нам стоит уяснить для себя, какие могут возникнуть трудности в связи с пробелами в российском законодательстве в отношении городских агломераций и т.д.
Обозначу понятие агломерации: это компактное скопление городов, расположенных не более чем в 1,5-2?часовой транспортной доступности, с наличием тесных связей между ними и с выделением при этом города-ядра численностью более 100 тысяч человек. В случае с Новокузнецкой, или Южно-Кузбасской агломерацией, из-за того, что вокруг города-ядра расположено много городов-спутников, её следует называть полицентрической.
В постиндустриальную эпоху проект развития Новокузнецкой агломерации должен подразумевать частичную и постепенную переориентацию городов с металлургии и угледобычи на новые отрасли хозяйства. Экономическая агломерационная политика не должна быть завязана только на добыче полезных ископаемых, производстве металла и зависеть от цен на добытое сырье. То есть экономически юг Кузбасса должен быть менее уязвимым по отношению к внешним обстоятельствам — в случае экономического кризиса, понижения цен на сырье и продукцию, когда ситуация негативно сказывается на качестве жизни населения. Чтобы избежать этого, следует способствовать привлечению инвестиций в города на строительство предприятий, создающих новые профили производств.
Настала пора решать крупные проблемы с долгосрочным планированием, а не ждать очередной порции бюджетных поступлений. Почти все крупнейшие города Сибири приступили к выработке программ развития соответствующих агломераций, и в их числе — Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Иркутск. А в Кузбассе живут одним днем: продали уголь и металл — и слава Богу! А что будет завтра? Какие имеются перспективы у области, нашего города, у Южно-Кузбасской агломерации? Никаких. По той простой причине, что у властей нет стратегии. Те замыслы, что вписаны во всякого рода региональные и муниципальные программы развития, являются всего лишь извлечениями из проектов крупных компаний, действующих в Кузбассе.
Разумеется, реализация бизнес-проектов не в последнюю очередь зависит от одобрения областной и муниципальных администраций. Но, как мне представляется, власти довольствуются тем, что в качестве условия своей благосклонности предлагают компаниям взять на себя ряд тех или иных социальных обязательств. Это в лучшем случае. Обычно властям довольно и того, что собственник обещает новые рабочие места и, соответственно, приток налоговых отчислений в бюджет. Проблема, однако, в том, бизнес-планы бывают очень переменчивы. Уйдут предприятия из города и региона или — что случается еще чаще — поменяются в очередной раз схемы налоговых потоков в пользу федерального бюджета, и что останется здесь, кроме лунного пейзажа?
Поэтому, привлекая инвестиции на подопечные им территории, власти должны быть озабочены не просто созданием благоприятного инвестклимата, но и иметь четкое представление о том, на каком направлении эти вложения наиболее предпочтительны. Таким перспективным направлением является дальнейшее развитие хозяйственного симбиоза городов юга области. Необходимо придать осмысленный и гармоничный характер этому процессу, который до сих пор складывается стихийно. Ведь даже план советского образца, осуществленный в Кузбассе, порождал в сущности “монопрофильный хаос” со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими и экологическими последствиями. Словом, требуется выработка концепции Новокузнецкой агломерации (Новокузнецк — Прокопьевск — Калтан — Киселевск — Осинники — Мыски- Междуреченск) и превращения её, как представляется мне, в новую компактную и целостную территориальную единицу.
Говоря о выработке концепции развития Новокузнецкой агломерации в целом, можно сказать: “Агломерация должна рассматриваться единым социально-экономическим, инвестиционным пространством, с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса”. И одна из важнейших задач: план развития инфраструктуры, дорог и транспортной системы агломерации.
Какие преимущества в развитии предоставляются населенному пункту в составе агломерации? Специалисты выделяют главные:
— сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;
высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населенного ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;
— возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной емкостью;
— более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;
— возможность систематического использования культурных ценностей;
— наиболее полное и интенсивное использование территории.
На депрессивном юге Кузбасса, где правят процессы депопуляции, где отмечен отток населения в более экологически и экономически благоприятные регионы, грамотно выстроенная агломерационная политика может остановить упадок и привести к положительным результатам. Возможно, при этом часть и без того немногочисленного сельского населения переселится в города в поисках лучшей жизни. Но лучше учитывать риски и стараться создавать благоприятные условия для развития основной территории, затормозив процесс полнейшей деградации юга Кузбасса, нежели сидеть сложа руки и ждать, когда сельское население само бросится в бега от наступающих разрезов. Причем побежит в города соседних регионов, где аграрная политика доминирует.

(Окончание)
Агломерация как враг... агломерации
А вот здесь-то городу Кемерово и понадобится “своя собственная” агломерация. Ведь даже утратив первенство, Новокузнецк сохранит то, чего Кемерово не имеет и никогда иметь не будет: свою “персональную” агломерацию - Южно-Кузбасскую.
Величиной в 1 миллион 150 тысяч жителей, она 13-я по размеру в России и вторая в Сибири после новосибирской - 1 миллион 750 тысяч человек (миллионники Омск и Красноярск агломераций не образуют). Она является одной из немногих агломераций-миллионеров при городах-немиллионерах и превосходит агломерацию Кемерово по численности населения в два раза, а по промышленному потенциалу - в 3,5 раза и является основой экономики области и Кузбасского ТПК.
Она уникальна по ряду причин.
Во-первых, демонстрируя признаки моноцентричной агломерации с ярко выраженным центром, она несёт и признаки полицентрической конурбации, являясь скоплением и множества равнозначных городов, зачастую перетекающих друг в друга, как Прокопьевск - в Киселёвск и Осинники - в Калтан.
Во-вторых, по плотности населения наша агломерация - первая за Уралом - 696 человек на квадратный километр. Для сравнения: плотность новосибирской - 432 человека на квадратный километр, кемеровской с населением 571 тысяча человек - всего 286 человек на квадратный километр (на 2009 год) - в два с половиной раза меньше новокузнецкой. При столь высокой плотности населения центральная часть агломерации (Новокузнецк, Прокопьевск, Киселевск, Осинники и Калтан) вообще сверхкомпактна - занимает небольшую площадь в 860 квадратных километров, аналогичную площади таких городов, как Волгоград или Пермь, при том что по населению она превышает численность этих городов-миллионеров.
В-третьих, в отличие от кемеровской агломерации, где разрывы между Кемеровом, Топками и Берёзовским достигают десятков километров “чиста поля”, наша представляет собой плотный урбанистический ковёр от северной окраины Киселёвска до Малиновки на юге, практически нигде не имея разрывов (они сплошь заполнены промзонами, сёлами или дачными предместьями). И этим наша агломерация напоминает так называемый “мегалополис”, то есть целиком урбанизированное пространство от горизонта до горизонта.
В-четвёртых, по своему экономическому потенциалу новокузнецкая агломерация несопоставимо мощнее всего, что её окружает. Так, её совокупный ВРП (валовой региональный продукт), скажем, за “докризисный” 2011 год составил 540 миллиардов (полтриллиона!) рублей (Новокузнецк - 379 миллиардов, Прокопьевск - 51 миллиард, Киселёвск и Междуреченск - по 39 миллиардов, Мыски - 17 миллиардов, Осинники - 6 миллиардов, Калтан - 8 миллиардов). И это при том, что ВРП всего Кузбасса - 740,7 миллиарда рублей. То есть вся остальная область производит почти в три раза меньше, чем Новокузнецкая агломерация! Во всей Западной Сибири лишь четыре региона (два нефтегазовых округа, Тюменская и Новосибирская области) производят больше Новокузнецкой агломерации (причём отрыв Новосибирской области ничтожен - в 2011 году её ВРП составил 560 миллиарда рублей, что лишь на 3,7 процента больше новокузнецкого).
То есть если отбросить неуместную в данном случае политкорректность, то Новокузнецкая агломерация - это и есть сам Кузбасс в экономическом смысле. Кемерово же, выражаясь терминологией Карла Маркса, - это своего рода политическая надстройка над экономическим базисом.
Но русский язык, как известно, богат. И терминологию вполне можно подправить в выгодном для Кемерова, ключе. При всех указанных условиях Кемерово вполне может начать позиционировать себя как политический, научный и культурный центр для обширной сугубо промышленной территории. То есть буквально как луч света в тёмном шахтёрском царстве. В общем, как писал Нестор-летописец, “приходите и володети нами”.
На наш взгляд, именно поэтому для Кемерова жизненно важно соединить имеющийся у неё с 1926 года статус административного центра Кузбасса (да-да, именно тогда Щегловск стал центром Кузнецкого округа) и статус крупнейшего города Кузбасса (будет с 31 декабря 2015 года) со статусом центра собственной агломерации. И только сведя воедино все три статуса, Кемерово окончательно и бесповоротно станет полноценной столицей Кузбасса, низведя Новокузнецк на положение одного из 19 городов в алфавитном порядке между Мысками и Осинниками, тем паче что и на карте его место то же самое.
Но поскольку всякие попытки обосновать наличие некой Кемеровской агломерации ведут лишь к смехотворной привязке к Кемерово двух маленьких городков - Топки и Берёзовский да посёлков Новостройка и Металлоплощадка, то единственная такая возможность - создать фантом под названием “дуалистическая агломерация”, к которой уже и будет присовокуплена Южно-Кузбасская целиком. Как говаривали сербы, “нас и русских двести миллионов”, так и Кемерово сможет в этом случае заявлять “нас и нашей агломерации - два с лишним миллиона”, опустив со временем неудобную добавку замысловатого слова “дуалистическая”.
Правда, непонятно, куда создатели двуглавого фантома дели полноценную конурбацию центрального Кузбасса в составе Ленинска, Полысаева, Белова, Гурьевска, Салаира и многочисленных шахтёрских посёлков? Конечно, со своим населением порядка 400 тысяч человек она значительно меньше новокузнецкой, но вполне соразмерна с 570-тысячной кемеровской. И если бы Кемерово пыталось строить свой дуалистический проект на связке с этой агломерацией, находящейся в 40 минутах быстрой езды от областного центра, то это выглядело бы более логичным, хотя, конечно, никаких признаков общей агломерации там тоже нет. Но и в таком случае даже “натянутая” под миллион агломерация всё равно гораздо меньше нашей.
Поэтому решено её включить, но при этом как бы... не замечать. Ведь учесть в составе общего населения агломерации эти 400 тысяч человек совсем даже не лишне, но вот считать Центральный Кузбасс третьей составной частью “двойной” агломерации нельзя, поскольку её уже нельзя будет считать двойной! А “трицентричная” агломерация - это, по определению, уже совсем не агломерация, а как раз конурбация, то есть скопление нескольких относительно самостоятельных городов либо групп городов. А от такой концепции городу Кемерово выгоды - никакой.
Кстати, последствия удара по Центральному Кузбассу таким вот “двутавром” будут не просто пагубны, а убийственны. Совершенно очевидно, что из города Белово, занимающего срединное и равноудалённое (точнее - даже равноприближенное) положение среди городов центра области, следовало бы создать административно-культурный центр конурбации. В том числе с образовательным кластером - полноценным многопрофильным вузом на базе существующего (ещё) филиала Кемеровского госуниверситета. Вместо этого, насколько нам известно, в 400-тысячной конурбации, сравнимой по населению с типичным областным центром или даже с небольшой областью, вместо сведения всех филиалов вузов воедино в дееспособный университет под вывеской “борьбы с расплодившимися филиалами” ведётся тотальная выкорчёвка высшего образования. Что в конечном счёте предопределит неизбежность тотальной эмиграции из этого региона талантливой мыслящей молодёжи (куда? - в Кемерово прежде всего), а также скатывание высокоурбанизированного региона к формату 400-тысячной рабочей слободы.
Однако всё сказанное совершенно не означает, что нам, новокузнечанам, нужно воспринимать концепцию двухъядерной агломерации в штыки. Скорее наоборот: нам - побеждённому за последнюю эпоху Новокузнецку - победитель в Столетней демографической войне Кемерово предлагает мирный договор. Да, на сугубо своих условиях. Но в ситуации экономического, политического и - самое главное - морального разгрома нашего города, как нам представляется, отказываться от мира нельзя. Поскольку иначе мы окажемся в ситуации, когда, не ровен час, придется согласиться на безоговорочную капитуляцию. А это худшее из зол.

Новокузнецк является центром так называемой Южно-Кузбасской агломерации население, которой насчитывает более 1,3 млн человек, она является 12-й по величине в стране.

Создание агломерации открывает новые перспективы использования огромного потенциала Новокузнецка, как одного из крупнейших центров международного Алтае-Саянского региона, составленного из частей России, Казахстана, Китая и Монголии. Реальность данного предложения обусловлена тем, что формирование на базе Новокузнецка современной агломерации предусмотрена действующей «Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2025г».
Однако, есть определенная проблема - отсутствие законодательной закрепленности самого понятия «агломерация» и вытекающие из этого последствия. Дальнейшее развитие агломерационных процессов области были обсуждены 01.03.2016 на общественных слушаниях Общественной палаты Кемеровской области «Использование потенциала научных организаций – условие динамичного развития Кемеровской области», по итогам которых был подготовлен Протокол с рекомендациями, направленный в администрацию Кемеровской области.
Как некий аналог предлагаемой Вами промышленно-производственной особой экономической зоны «Новокузнецк», на сегодняшний день может рассматриваться обособленная территория, созданная в рамках действующих на территории области механизмов государственной поддержке инвестиционной деятельности.
На основании Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.12.2014 № 853 «О создании зоны экономического благоприятствования на территории муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» на территории Кузнецкого района города Новокузнецка создана зона экономического благоприятствования «Кузнецкая Слобода».
ЗЭБ «Кузнецкая Слобода» относится к промышленно-производственному типу. Участниками ЗЭБ данного типа могут являться предприятия, относящиеся к обрабатывающим производствам, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014). В ЗЭБ «Кузнецкая Слобода» присутствует вся инфраструктура и свободные под строительство участки земель промышленного назначения.
В целях создания благоприятного климата для развития бизнеса, упрощения процедур взаимодействия с органами государственной власти и сокращения временных издержек инвесторов при реализации проектов в ЗЭБ «Кузнецкая Слобода» создана управляющая компания на базе МАУ «МФЦ г. Новокузнецка». В 2015 году участником ЗЭБ «Кузнецкая Слобода» стал завод «СЗГЦ». Управляющая компания на данный момент сопровождает еще одного потенциального участника данной ЗЭБ.
Марк Викторович, Вы можете ознакомиться с ЗЭБ «Кузнецкая Слобода» на сайте novosloboda.ru.
Сегодня администрация города Новокузнецка, Экспертный Совет при Главе города Новокузнецка, коммерческие организации готовят функциональную карту, список участников для создания кластера в сфере углехимии по требованиям Министерства промышленности и торговли РФ. Основными задачами кластера являются кооперация, импортозамещение, выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью, увеличение конкурентоспособности местных товаропроизводителей.

Также на территории Кемеровской области действует «Кузбасский Технопарк», реализующий программы Министерства экономического развития РФ. Так, одним из направлений «Кузбасского Технопарка» является развитие туристско-рекреационного кластера. Для дальнейшего развития данного кластера в области был создан Совет по развитию туристско-рекреационного кластера, в состав которого вошло больше количество представителей бизнеса Новокузнецка. Ознакомиться с положением и деятельностью кластера Вы можете на официальном сайте Кузбасского Технопарка.

Администрация города Новокузнецка для развития внутреннего туризма создала проектный офис по развитию внутреннего туризма. Именно проектным управлением мы решили связать воедино бизнес, власть, общественность. Сформированный проектный офис по развитию внутреннего туризма начал функционировать совсем недавно. Первое, с чего мы начали, это постановка проблем, определение перспектив, а главное – показали участникам тур индустрии самих себя. Разработанная Концепция развития туризма на территории г. Новокузнецка указывает глобальные направления, но не дает четкого понимания, а как это направления будут реализовываться. Поэтому основной задачей проектного офиса является разработка конкретных путей, действий для реализации указанной Концепции.
Марк Викторович, мы просим Вас проявить свою активность и помочь Проектному офису по развитию туризма решить некоторые вопросы. На сайте наш.новокузнецк.рф представлены два вопроса, в которых вы можете выразить свое мнение о туристском потенциале города.
Благодарю Вас за неравнодушие к нашему общему делу – развитию города и региона в целом.

Прежде всего, следует обозначить понятие агломерации. Под городской агломерацией не стоит понимать один город, управляемый одним мэром. Агломерация – компактное скопление городов с наличием тесных связей между ними, расположенных в не более чем 1,5-2 часовой транспортной доступности, с наличием города-ядра численностью более 100 тыс. чел. В случае с Новокузнецкой, или Южно-Кузбасской агломерацией, из-за того, что вокруг города-ядра расположено много городов-спутников, ее называют полицентрической.

Перейдем непосредственно к агломерациям. По нашему мнению, в постиндустриальную эпоху, проект развития Новокузнецкой агломерации должен подразумевать частичную и постепенную переориентацию городов с черной металлургии и добычи полезных ископаемых на новые отрасли экономического сектора. Экономическая агломерационная политика не должна быть «завязана» только на добыче полезных ископаемых (руда, уголь), производстве металла и зависеть от цен на добытое сырье, изготовленную продукцию. То есть экономически юг Кузбасса должен быть наименее уязвимым по отношению к внешним обстоятельствам. Например, в случае каких-то экономических кризисов, понижения цен на сырье и продукцию, страдает слишком много людей, что сказывается на семейном бюджете, качестве жизни. Поэтому следует создавать многопрофильные города с современными инновационными технологиями, привлекать бизнес, способствовать привлечению инвестиций в город для строительства новых предприятий и производств, при этом налоги с этих предприятий должны оставаться в городе.

До сих пор неясна ситуация с объединением города и района. Без предварительных экономических расчетов, продуманности механизмов реализации проекта и функционирования новой системы, данная затея выглядит авантюрой, что явно говорит о привычной некомпетентности городских и региональных властей и нежелании работать на перспективу, строить долгосрочные планы (план развития Кемеровской области до 2025 года не является долгосрочным, таковым он может быть в финансовом отношении в какой-нибудь фирме, но не в территориально-экономическом). В то же время, проблема непродуманности территориальных границ города и района никуда не делась. Городу необходимы новые территории, особенно это касается тех земель, на которых расположены автотрассы, связывающие районы города.

Нами предлагается путь развития Новокузнецка и юга области, не рассчитанный на то, что произойдет чудо от объединения муниципий. Мы предлагаем обратиться к работам специалистов по урбанистике, к возможному решению проблем развития городских агломераций в Сибири и к стратегическому планированию; к накопленным знаниям по данной тематике современными исследователями; к проектам, которые имеются на сегодняшний день, в частности, к наработкам по Новокузнецкой агломерации. Мы предлагаем выработать концепцию, подготовить план пошаговой реализации: как и через что будет реализовываться проект, какие нужно внести коррективы, изменения по ходу реализации плана, какие могут возникнуть трудности в связи с непродуманностью российского законодательства в отношении городских агломераций и т.д. и т.п.

Настала пора решать крупные проблемы с долгосрочным планированием, а не ждать очередной порции бюджетных поступлений. Почти все крупнейшие города Сибири приступили к выработке программ развития соответствующих агломераций, и в их числе – Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Иркутск. И только у нас, в Кузбассе, как обычно, все стоит мертвым грузом: продали уголь и металл - и, слава Богу! А что будет завтра? Какие имеются перспективы у области, нашего города, у Южно-Кузбасской агломерации? Никаких. Никаких – по той простой причине, что и нет стратегии, концепции, ибо для того, чтобы добывать уголь много мозгов не надо – все ложится на плечи собственников предприятий. Уйдут предприятия из города и региона, и все, ничего не останется (когда полностью лунный пейзаж оставят после себя). Поэтому…

…На наш взгляд, требуется выработка концепции развития Новокузнецкой агломерации (Новокузнецк - Прокопьевск - Калтан - Киселевск - Осинники - Мыски - Междуреченск) и превращения ее в новую компактную и целостную территориальную единицу. Необходима подготовка проекта развития агломерации и реализация его на практике. К слову, процесс создания Томской и Новосибирской агломерации идет полным ходом.

Говоря о выработке концепции развития Новокузнецкой агломерации в целом, можно сказать: «Агломерация должна рассматриваться единым социально-экономическим, инвестиционным пространством, с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса». И одна из важнейших задач: составить план развития инфраструктуры, транспортной системы агломерации.

Вместе с тем, при планировании развития Новокузнецкой агломерации не следует забывать о соседях, так как опыт разработки концепций развития городов и субъектов РФ показывает, что «самое слабое место в этих концепциях и стратегиях – это межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных региональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у нее под боком. В результате нет целостного видения макрорелигонального развития и развития страны в целом. Регионы рассматриваются как части уже расчлененной страны».

– сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;

– высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населенного ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;

– возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной емкостью;

– более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;

– возможность систематического использования культурных ценностей;

– наиболее полное и интенсивное использование территории.

На наш взгляд, очевидны преимущества разработки долгосрочного планирования и разработки концепции развития Новокузнецкой агломерации. Для депрессивного юга Кузбасса, где правят процессы депопуляции, следует отток населения в более благоприятные экологически, экономические регионы, грамотно выстроенная агломерационная политика, может остановить этот «упаднический» процесс и привести к положительным результатам. Возможно, часть сельского населения переселится в города, в поисках лучшей жизни. Но, лучше учитывать риски и стараться создавать условия для развития хотя бы части территории, затормозив процесс полнейшей деградации юга Кузбасса, нежели сидеть сложа руки и ждать пока сельское население само переселится в города, вынужденное бежать от наступающих разрезов? Причем, скорее всего, оно побежит не в наши города, а в города соседних регионов. Да и из самих городов продолжится отток населения, что приведет, в конечном счете, к демографическому кризису, уменьшению численности городов и возможно их исчезновению. Но не следует считать создание концепции развития Новокузнецкой агломерацией панацеей, ответом на все вопросы и разрешением всех проблем. На наш взгляд, определение стратегии и составление плана развития агломерации видится перспективным направлением, который может способствовать улучшению экономического положения городов юга региона.

И напоследок хотелось бы сказать. В промышленном и индустриальном Новокузнецке (как и в прочих городах) следует уделять особое внимание сохранению и восстановлению историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия, поскольку город имеет почти четырехвековую историю, славное прошлое, которое нам следует сохранять и всячески приумножать. К слову, историко-культурное наследие – бесценный капитал, которое можно использовать в качестве привлечения туристов, фактора преобразователя городской среды и городского ландшафта. Без выработки концепции развития Новокузнецка как города-ядра одноименной агломерации, определения стратегии, у нас нет будущего, у нас нет никаких перспектив, шанса на то, что город не продолжит умирать и деградировать.

ЛИТЕРАТУРА

Емельянова (Лесюта) Н.В. Агломерационные процессы и трансформация расселения Сибири. СЖАТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: НОВОЕ В ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРАКТИКЕ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.- М.: Эслан. – 2010. - С. 263-281. [Электронный ресурс] // Демоскоп Weklee. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0517/analit02.php (дата обращения: 13.06.2013).

Сборник материалов по проблемам развития городских агломераций в странах СНГ к научно-практической конференции «Научные и практические аспекты формирования городских агломераций». - Москва.,2011. - С.36-46, 109-113. [Электронный ресурс] // E-gorod.ru: сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: (дата обращения 13.06.2013).

Горяченко Е.Е., Демчук Н.В., Мосиенко Н.Л. Городские агломерации Сибири: предпосылки формирования и барьеры развития региона: экономика и социология. - 2011 - №3.- С.94 - 112.[Электронный ресурс] // Ecsocman.hse.ru: федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: (дата обращения: 13.06.2013).

Лесюта Н.В. Особенности развития урбанизированных территорий Сибири. – С.121-122. [Электронный ресурс] // Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: http://www.izdatgeo.ru/pdf/gipr/2010-1/119.pdf (дата обращения: 13.06.2013).

Развитие городских агломераций: аналитический обзор. Вып.2. - 36 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: (дата обращения 25.07.2013).

Lev_agni. Новокузнецкий трамвай: некролог или эпиграф? [Электронный ресурс] // livejournal.com. Режим доступа: http://lev-agni.livejournal.com/151486.html (дата обращения: 23.07.2013).

Емельянова (Лесюта) Н.В. Указ.Соч.

Приводится по работе: Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации в России в XXI веке. - 52 с. [Электронный ресурс] // Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: http://www.frrio.ru/uploads_files/Lappo.pdf (дата обращения 13.06.2013).

Данная мысль нами позаимствована из работы Любовного В.Я. «Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации». - Москва, 2009. - С.65-68. Думается, сохранение историко-культурного, градостроительного наследия – одна из основных задач местных и региональных властей. Забота о культурном наследии, создание новых мест отдыха (например, в районе Кузнецкой крепости и водопада) повысило бы комфортность проживания в нашем городе, преобразовывало бы тяжелый индустриальный пейзаж, и, кто знает, со временем появилась бы еще одна (или не одна) «визитная» карточка города?