Волжско-татарский легион СС «Идель-Урал. Восточная политика Германии и легион «Идель-Урал»

Поиски форм государственного устройства России усиленно шли с самого начала ХХ века. Как менялось отношение чувашских лидеров к идее объединения с татарами и башкирами под флагом штата Идель-Урал?

Революционный февраль 1917 года был особенно заметным рубежом в истории развития демократических идей, усиления национального движения и повышения самосознания поволжских народов. Именно тогда открылась реальная возможность обсуждать тему установления автономии и государственности российских народов, в том числе и чувашей. Появились программы создания территориальных, экстерриториальных, национально-территориальных, культурных автономий, культурно-национальных штатов, трудовых коммун, национальных областей, республик и даже широкоохватной "Большой Чувашии". Одно из привлекательных предложений исходило от мусульманских общин, предлагавших объединиться под флагом штата Волги и Урала. Возникший в прошлом веке, но не реализованный проект создания штата Волга-Урал в России время от времени становится темой бурных обсуждений поволжских историков, политологов и краеведов, а также читателей сайта "Idel.Реалии".

"БОЛЬШАЯ ЧУВАШИЯ" ИЛИ "ИДЕЛЬ-УРАЛ"

Среди множества вопросов версия Идель-Урала возникла на Первом съезде мелких народностей Поволжья в Казани 15 мая 1917 года. Более 500 делегатов из различных мест – марийцы, мокша, калмыки, кряшены, пермяки, удмурты, чуваши, эрзя, а также представители русских, татар, башкир, латышей, финнов всю неделю обсуждали множество злободневных вопросов. Дискутируя о будущем устройстве России, одни выступали за союз народов Поволжья, другие – за национальные автономии, третьи – за федерацию или демократическую республику с местным самоуправлением.

Иван Васильев, председатель Союза чувашских учащихся, студент Московского межевого института, для резолюции предлагал следующий пункт:

"Признавая федеративную республику самой подходящей формой правления и не возражая против создания особых штатов на окраинах, Съезд представителей мелких народностей Поволжья вынес решение в настоящий момент своих штатов не образовывать, но в законодательном порядке обеспечить возможность перерождения самоуправления в местные штаты на территориально-национальных основах, когда местные национальности политически и культурно доразовьются до настоящего уровня".

Ненамного отличается от этого предложения вариант лидера чувашского национального движения юриста Гавриила Алюнова. Тогда еще мало кто из делегатов верил, что коренные народы Поволжья готовы взять государственную власть в свои руки.

"ИДЕЛЬ-УРАЛ" ИЛИ ВОЛЖСКО-УРАЛЬСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Затем шли дебаты на Первом Всероссийском чувашском съезде в Симбирске 20-28 июня 1917 года и 1 августа 1917 года на Втором съезде мелких народностей Поволжья. Были приняты резолюции о возможности образования экстерриториальной культурной автономии чувашского народа. Огромную работу по просвещению масс проделал профессор Николай Никольский, первый главный редактор газеты "Хыпар", он же председатель Казанской губернской земской управы и председатель Общества мелких народностей Поволжья (чувашская секция этого общества, к слову, была самой крупной: к началу августа 1917 года она насчитывала 193 человека). Чуть позднее первую скрипку в национальном движении сыграло Чувашское национальное общество (ЧНО), прообраз современного ЧНК – Чувашского национального конгресса, возглавляемое эсерами Гавриилом Алюновым, Дмитрием Петровым (Юманом), Семеном Николаевым, Гурием Вандером и другими выдающимися общественными деятелями.

Включить чувашскую административную территорию в проектируемый Волжско-Уральский штат "Идель-Урал" с условием соблюдения равноправия и суверенности всех входящих в него народов

В 1917-1918 годах много энергии у чувашской интеллигенции ушло на выборы депутатов в Учредительное собрание. 20 ноября 1917 года в Уфе на Национальном собрании мусульман и представителей других народов было принято решение о создании тюрко-татарского штата "Идель-Урал", включающего в себя Южный Урал и Среднее Поволжье. Этот вопрос специально был поставлен на повестку дня Первого Чувашского военного окружного съезда в Казани (10 декабря 1917 года). С докладами выступили Гермоген Титов, Иван Васильев. Съезд принял решение включить чувашскую административную территорию в проектируемый Волжско-Уральский штат "Идель-Урал" с условием соблюдения равноправия и суверенности всех входящих в него народов.

В противовес мусульманскому проекту штата "Идель-Урал" Казанский совет депутатов выдвинул проект Волжско-Уральской Советской Республики. Программы Волжско-Уральской республики и штата "Идель-Урал" постоянно обсуждались на различных уровнях. Многие активисты чувашского национального движения вначале были сторонниками идеи штатов. Образовали специальную комиссию для изучения проблемы. Члены комиссии встречались с лидерами башкирского и татарского народов: З. Валиди-Туган, Г. Шарафом, К. Идельгужиным, М. Вахитовым, И. Алкиным, Г. Исхаки, М. Султан-Галеевым и другими.

Вскоре отношение чувашей к штатам изменилось. Новое положение выразил Всероссийский чувашский съезд военнослужащих, состоявшийся в Казани (12 января – 2 февраля 1918 года) под председательством исключительно авторитетного в народных массах идеолога Дмитрия Петрова (Юмана). Юман для распыленного по многим краям чувашского народа наиболее подходящим считал форму культурной автономии.

ТАТАРО-БАШКИРСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИЛИ ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Видный публицист, писатель, экономист, основатель чувашской левоэсеровской партии Дмитрий Петров (Юман), будучи полномочным представителем контактной комиссии с мусульманами, выступал на съездах чуваш, мари, удмуртов, башкир против вхождения в состав Татаро-Башкирской республики, но не отказывался "от создания единой областной федеративной республики, совместно с другими народностями в составе единой Российской Федерации".

9-13 июня 1918 года в Казани делегаты Общечувашского рабоче-крестьянского съезда обсудили доклады Д.П. Петрова (Юмана) "Отношение к Татаро-Башкирской республике" и группы выступающих (Г.Ф. Алюнова, Г.Т. Титова, А.Д. Краснова) "Самоопределение чувашского народа и формы его осуществления" и большинством голосов высказались против вхождения в Татаро-Башкирскую республику, где "при гегемонии мусульман чуваши оказались бы в неравном положении". Учредиловец Алюнов уже тогда выдвинул проект Чувашской Республики, но сожалел, что "на данном этапе своего политического и культурного развития чуваши самостоятельно не готовы к самоопределению".

Чувашская газета "Хыпар" подробно, без пропусков освещала все нюансы развития проблемы. Увы, чувашские советские историки во главе с "красным профессором" Иваном Кузнецовым обсуждения и решения того времени нагло перевирали, а некоторые современные сотрудники гуманитарного научно-исследовательского института (ЧГИГН) путаются даже в датах съездов и судят о событиях по прежним односторонним материалам или по переводам на русский язык отдельных отрывков из первоисточников. Наиболее объективно оценили события 1917-1920 годов политолог Алексей Леонтьев ("Хыпар": минувшее и настоящее", 2011) и историк Сергей Щербаков ("Национальное самоопределение чувашского народа в начале ХХ века", 2013).

Провозглашенные на бумаге "Идель-Урал Штаты" и Волжско-Уральская Советская Республика не состоялись. Члены Чувашского отдела при Наркомнаце Д.С. Эльмень, С.А. Коричев, В.В. Тюмеров и др. Д.П. Юман несколько раз письменно и устно обращались к Сталину, ведавшим делами национальностей при молодом советском правительстве, несколько раз встречались. Историография этого вопроса подробно освещена во многих исследованиях, например в книге С.В. Щербакова "Национальное самоопределение чувашского народа в начале ХХ века" (Чебоксары, 2013).

Юман, Метри

Метри Юман (чуваш. Мĕтри Юман, по паспорту - Дмитрий Петрович Петров.

Родился в 1885 году в деревне Большие Бюрганы Буинского района Татарстана, умер в 1939 году в Гулаге, Сибири. Чувашский прозаик, драматург.

Основные издания Мĕтри Юмана "Суйласа илнисем" (Избранные произведения, 1997), "Ирĕклĕх çулĕ" (Путь свободы, 1924), "1905-мĕш çул" (1905 год, 1925), "Çурçĕре пăхăнтаракансем" (Завоеватель севера, 1935), "Ялти ĕçхĕрарăмĕсем Советсенче ĕçлĕр" (Советы и крестьянка, 1929) вошли в золотой фонд Государственной книжной палаты Чувашской Республики.

Встречи со Сталиным успеха не имели. Предложение В.И. Ленина образовать Чувашскую Республику со столицей в Симбирске прозвучало в Кремле при обсуждении планов Г.Ф. Алюнова, А.Д. Краснова, Д.П. Юмана (экстерриториальная культурная автономия) и проекта Д.С. Эльменя (Чувашская трудовая коммуна). К этому времени Декрет Наркомнаца от 22 марта 1918 года о Татаро-Башкирской Советской Республики был отменен Политбюро ЦК РКП(б). О предложении В.И. Ленина назвать Чувашию республикой со столицей в Симбирске говорится в воспоминаниях участников совещания В.А. Алексеева и С.А. Коричева: "Эльмень возразил против Чувашской Республики, сказал, что слово "республика" понимается как отделение от РСФСР, тогда как чуваши, Владимир Ильич, хотят быть только в составе Российской Федерации..." (Алексеев В. Дорогой Октября. Чебоксары, 1971. С. 58) и "...настаивал на том, что слово "коммуна" приближает чувашей к коммунистическим идеалам" (Коричев С. Первые шаги. Чебоксары, 1969. С. 28).

Предложение В.И. Ленина образовать Чувашскую Республику со столицей в Симбирске куцая чувашская делегация, зацикленная на Чебоксарской трудовой коммуне, попросту не сумела взять в толк.

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ИЛИ "ШТАТ ВОЛГА-УРАЛ"

С тех пор утекло немало воды, но идея Идель-Урала все еще держится на плаву. Она возникает в переломные моменты в истории страны и судьбах коренных народов России. В годы Великой Отечественной войны фашисты усиленно использовали ее для пропагандистских целей среди советских военнопленных. В Берлине издавались газеты на татарском "Идель-Урал" и на чувашском "Атăл-Уралшăн" (За Волго-Урал) языках. Вермахт образовал волжско-финский батальон и волжско-татарский легион "Идель-Урал" из представителей поволжских народов – татар, башкир, марийцев, мордвы, чувашей, удмуртов. Идеологическим знаменем легиона объявили борьбу за создание независимой Волго-Уральской республики "Идель-Урал" в границах Башкирской, Марийской, Мордовской, Татарской, Чувашской, Удмуртской АССР.

Название :

Идель-Урал

Общее наполнение проекта :

Проект национального государства татар и башкир. В зависимости от течения – либо в составе России, либо как суверенного государства.

Попытки реализации привели у появлениюнескольких проектов:

– Забулачная республика, существовавшая в татарской части Казани (1 марта - 28 марта 1918 года),
– Культурно-национальная автономия тюрко-татар Внутренней России и Сибири (С. Н. Максудов),
– Урало-Волжский штат (Г. Шараф),
– Татаро-Башкирская Советская Социалистическая Республика.

Страны-инициаторы :

Татарские и башкирские националисты

Флаг/логотип :

Флаг государства Идель-Урал (по книге Гаяза Исхаки «Идель-Урал», 1933):

Флаг Идель-Урала проекта 1990-х годов. По конституции Татарстана является флагом трех поволжских тюркских республик – Башкирии, Татарстана и, возможно, Чувашии:

Флаг волжских булгар (любительский, нулевых годов):

Карта :

Справочная информация :

Февральская революция привела, в том числе, и к возрастанию политической активности татарского народа. Началось широкое обсуждение путей развития татарской государственности. Первоначально, предлагались различные формы как территориальной, так и культурно-национальной автономии татарского народа.

1-й Всероссийский мусульманский съезд (начало мая 1917, г. Москва) принял резолюцию о территориальной автономии и федеративном устройстве. Об организации автономии было провозглашено на Миллят Меджлисе , координирующем органе Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, избранном на совместном заседании 1-го Всероссийского мусульманского съезда с 1-м Всероссийским мусульманским военным съездом и съездом Всероссийского мусульманского духовенства 22 июля (4 августа) 1917 г. в Казани.

2-й Всероссийский мусульманский военный съезд [ Казань, 8 (21) января - 18 февраля (3 марта) 1918 г.] принял резолюцию о создании в составе РСФСР Штата Идель-Урал (вся Уфимская губерния, часть Казанской, Симбирской, Самарской, Оренбургской, Пермской, Вятской губерний) и формировании его законодательных и исполнительных органов «Милли идара» (Национальное управление) в составе трех министерств (духовного, просвещения и финансов) и двух комитетов (военного и иностранных дел). На съезде произошел раскол по отношению к Учредительному Собранию и Советам. Левая фракция покинула съезд. Однако после начала работы избранных органов (коллегии), на первом же заседании 16 (29) января 1918 г. в Казани председатель Коллегии Г. Шараф предложил утвердить предложения левой фракции (не поддержанные Съездом). После принятия большинством голосов этого варианта Положения члены Коллегии Г. Губайдуллин и Н. Халфин в знак протеста вышли из его состава.

Также, при создании проекта была полемика о включении в состав татар («татарской нации») башкирского народа.

В Москве Наркомнац по заданию Совета народных Комиссаров разрабатывает проект Татаро-Башкирской республики, как советскую альтернативу Штату Идель-Урал.

22 марта 1918 г. появляется 2-й вариант ТБСР. Большевики вскоре повели дальнейшее наступление на «буржуазных националистов».

Декретом от 24 марта (за подписями Сталина и Вахитова) ликвидировано Харби шуро, а в апреле упразднены Милли шуро с конфискацией имущества, 1 мая запрещена деятельность Милли Идара и всех связанных с ним учреждений, конфискован Милли фонд.

В конце мая прекратил свою деятельность Всероссийский центральный мусульманский совет. Часть депутатов Национального собрания образовала «Малый меджлис», который продолжал работать на свободных от большевиков территориях. Хотя в июле 1918 г., совместно с восставшим Чехословацким корпусом, частично была восстановлена Национальная Администрация Урало-Волжского штата, фактически это уже ничего не изменило.

В конце 1918 года остатки войск Всероссийского Мусульманского Военного Совета (Харби Шуро) вошли в армию Колчака как 16-й татарский полк.

Руководитель Штата Идель-Урал Садри Максуди нелегально выехал за границу в конце 1918 г.

В начале 1990-х, после распада Советского Союза, идея воссоздания Урало-Волжского штата была популярна у татарских национальных общественных деятелей.

Казанские идеологи заявили о существовании особой Волго-Уральской цивилизации и необходимости создания Волго-Уральского штата. Этот ареал с населяющими его народами - татарами, русскими, башкирами, чувашами, мордвой, марийцами, удмуртами и др. - был объявлен гомогенным и отличающимся от России сообществом, в пределах которого административные границы между территориями признавались условными.

Актуальность проекта :

Рост исламизации и влияния идеологии татарского национализма актуализировали проект Идель-Урала, хотя последствия этого роста не сказываются на регионах за пределами Татарстана (средняя)

Основания для реализации :

Этническая и конфессиональная отличность поволжских регионов от соседних “русских”.

Писать о коллаборационизме советских граждан во время Второй войны стало небезопасно: ученых, занимающихся этой непростой темой, атакуют ура-патриоты . Несмотря на кампанию травли, исследования продолжаются.

Доктор исторических наук, профессор Казанского федерального университета , с которым мы встретились в Европейском университете Санкт-Петербурга, уже в течение нескольких десятилетий занимается исследованием этого феномена на примере российских солдат-мусульман, оказавшихся в германском плену в годы Первой мировой войны, и на примере представителей тюрко-мусульманских народов Советского Союза, вступивших в вооруженные формирования в составе вермахта, в частности, в волжско-татарский легион, в так называемый легион "Идель-Урал ".

Рассказывает Искандер Гилязов.

Создание восточных легионов в составе вермахта в период Второй мировой войны стало в определенной степени неожиданностью для самих немцев

– Создание восточных легионов в составе вермахта в период Второй мировой войны стало в определенной степени неожиданностью для самих немцев. В самом начале войны, когда планировался военный поход против Советского Союза, немцы вообще не планировали опираться на какие-либо силы из других народов. У них была очень жесткая установка: оружие могут носить только немцы, и только немецким оружием, немецкими руками может быть добыта победа. Остальные народы, согласно нацистской антропологической расистской теории, имели свою "иерархию", классификацию, поэтому немцы к ним изначально, согласно этой теории, относились с недоверием. Конечно, там были народы чуть поближе к ним – скандинавские, например, и были так называемые Untermensch – "недочеловеки": славяне, цыгане, евреи и т. д.

Ход военных действий против Советского Союза, особенно в первые месяцы, практически подтолкнул немцев к идее создания военных формирований из восточных народов. И, что удивительно, когда еще не было плана привлечения этих народов, уже в конце августа 1941 года в лагерях военнопленных начали работать специальные комиссии Восточного министерства Розенберга . Они занимались своеобразным разделением военнопленных по национальному признаку и выделением их в отдельные специальные лагеря, которые также оставались, естественно, лагерями военнопленных, но уже концентрировали представителей различных национальностей. В этих комиссиях работали как эмигранты, так и немецкие представители, немецкие ученые и выходцы из Советского Союза. Они как бы работали на перспективу, не то что надеясь, но подразумевая, что рано или поздно это может пригодиться.

Ход военных действий против Советского Союза подтолкнул немцев к идее создания военных формирований из восточных народов

Идея постепенно начала оформляться, и толчок к ее осуществлению был дан немецким поражением под Москвой, когда блицкриг захлебнулся. И фактически в декабре 1941 года было дано добро на создание формирований из восточных народов. Конечно, нельзя все сводить к блицкригу, здесь надо учитывать несколько факторов, которые повлияли на создание восточных легионов. Это, скажем, неожиданно большое количество военнопленных. Было непонятно, что с ними делать. Уже к концу лета 1941 года их было огромное количество. Есть ужасающие цифры: к концу войны немцы зарегистрировали шесть миллионов советских военнопленных. Это же ужас, кошмарная трагедия!

Причем надо учитывать и то, что Советский Союз практически не соблюдал международные конвенции о правах военнопленных, и эти люди оказались как бы брошенными на произвол судьбы своей страной, согласно известному указанию Сталина: "У нас нет военнопленных!"

По отношению к военнопленным других стран – Англии, США – эти международные нормы все-таки действовали, а советские военнопленные оказались в жутком положении. И немцы, понимая, что они никому не нужны, к ним относились особенно жестоко. Это был, конечно, и мор, и эпидемии, и жуткий голод, и жуткое снабжение... Кроме того, надо учитывать, что определенную роль играли представители старой эмиграции и власти других стран, которые в какой-то степени оказывали влияние на немцев, высказывали им какие-то соображения.

Советский Союз практически не соблюдал международные конвенции о правах военнопленных, и эти люди оказались как бы брошенными на произвол судьбы своей страной

В конце концов немцы решили выйти из этой ситуации и "оказать доверие представителям тюрко-мусульманских народов", прежде всего, потому, что посчитали (а позиция Розенберга и позиция других идеологов была соответствующей), что эти тюрко-мусульманские народы подвержены идеологии тюркского единства, что они, условно говоря, будут точно так же едины, как арийцы. К тому же считалось, что эти народы были в колониальной зависимости от Советского Союза и они изначально ненавидят русских. Кроме того, они мусульмане, а к исламу у немцев было внимательное отношение. Это давняя история, она восходит к периоду Первой мировой войны, когда исламский фактор пытались использовать еще кайзеровские дипломаты и ученые.

В конце концов, вся эта сумма факторов сыграла свою роль: "тюрки, мусульмане, колониальная зависимость, не любят русских, большевиков". Также представлялось, что Советский Союз – колосс на глиняных ногах, что стоит его немного подтолкнуть, и он развалится, особенно если национальные силы внутри него начнут оказывать на него давление. Вот такая идея сформировалась к концу 1941 года.

– Тогда же началось формирование первых легионов?

– В конце 1941-го – начале 1942 года началось формирование первых четырех легионов из этих отделенных представителей, прежде всего, среднеазиатских и кавказских народов. Как ни странно, под эту волну попали и грузины, и армяне, хотя они не являлись ни тюрками, ни мусульманами. Поэтому вначале были образованы четыре легиона – Туркестанский, Кавказско-мусульманский, Грузинский и Армянский. Кавказско-мусульманский впоследствии был разделен на Северокавказский и Азербайджанский. То есть были сформированы пять легионов в составе восточных легионов, которые стали единой военной структурой в составе вооруженных сил Германии.

Татарский, или, как называли его немцы, Волго-татарский легион, или легион "Идель-Урал", как его называли сами представители народов Поволжья, включал в себя татар, башкир, представителей народов Поволжья и Приуралья. Он был основан в конце июля – начале августа 1942 года. Реально знамя было ему вручено 6 сентября, и эта дата считается датой основания легиона. Там были соответствующие правила, было несколько волн пополнений.

В конце 1941-го – начале 1942 года началось формирование первых четырех легионов из представителей среднеазиатских и кавказских народов

1942 и 1943 годы были самыми пиковыми годами для создания этих восточных легионов. Практически все их базовые лагеря размещались на территории Польши. Постоянно происходили формирования. Были соответствующие правила, определенный распорядок. Надо отметить, что в легионах разрешалось создавать военное подразделение численностью не больше батальона – это примерно 900–950 человек. В составе этих батальонов было как минимум по 50–80 немцев.

В результате было создано восемь волго-татарских батальонов. Туркестанских, грузинских и армянских было больше. В итоге получилось так, что наиболее многочисленным оказался Туркестанский легион. По крайней мере, представителей поволжских народов, татар, башкир и других через легион "Идель-Урал" прошло, по самым примерным представлениям, около 20–25 тысяч человек.

Само название легиона "Идель-Урал" имеет отношение к событиям 1918 года, когда в Казани, на 2-м Всероссийском мусульманском военном съезде 8 (21) января - 18 февраля (3 марта) 1918 года была принята резолюция о создании в составе России штата Идель-Урал , включающего в себя всю Уфимскую губернию, часть Казанской, Симбирской, Самарской, Оренбургской, Пермской и Вятской губерний?

Было создано восемь волго-татарских батальонов. Туркестанских, грузинских и армянских было больше

– Скорее всего, это была определенная политическая игра, потому что этот лозунг уже, в принципе, остался в истории, когда в период Гражданской войны обсуждались вопросы национального строительства на территории Среднего Поволжья, создание штата или государства "Идель-Урал". Причем это было абсолютно не сепаратистское движение. Этот штат предполагался в составе Российской Федерации, то есть это не было отделением. Но, в конце концов, даже этого не дали создать большевистские руководители. Потом стал осуществляться более мягкий вариант. По ходу Гражданской войны, по мере усиления власти большевиков возникла идея создания Татаро-Башкирской республики. В конце концов, уже в 1920 году, совсем в других условиях была создана куцая и не полностью отражающая интересы татарского населения Поволжья республика – Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика, которая, к сожалению, включила в себя лишь четверть или одну пятую часть всех этнических татар. Даже при этом территории, на которых проживали этнические татары, почему-то оказались в других административных образованиях. Можно только догадываться, почему это произошло.

Большинство политических эмигрантов, которые имели авторитет в 20–30-е годы, по крайней мере, среди татарской политической эмиграции, к этой эпопее с созданием легиона "Идель-Урал" подключены не были. Дело в том, что немцы вообще весьма подозрительно относились к политическим эмигрантам первой волны. Получалось, что к созданию легиона были подключены "более надежные люди" из числа перебежчиков, из поздних эмигрантов, из каких-то других сфер, но никак не из тех, кто имел авторитет в 20–30-х годах. Это касается не только татар, но и многих других народов, например, среднеазиатской, кавказской эмиграции.

По мере усиления власти большевиков возникла идея создания Татаро-Башкирской республики

– Отношения были специфичными. Армия генерала Власова создавалась как Русская освободительная армия, в ней не планировались какие-то национальные подразделения. Сам Власов, судя по некоторым его выступлениям, по некоторым публикациям, придерживался, я бы сказал, достаточно демократических подходов к национальному вопросу. Например, в одном из своих выступлений он высказался за полное право наций на самоопределение в будущей России, вплоть до отделения. В то же время он отметил, что верит в силу традиций, в силу связей этих народов с русским народом, в то, что рано или поздно эта вековая традиция сыграет свою роль, и эти народы будут вместе с русским народом.

И в то же время со стороны национальных лидеров тюрко-мусульманских народов было недоверие к генералу Власову. Они даже совместно подписали антивласовский манифест, в котором просили немцев ни в коем случае не соединять их с армией генерала Власова, потому что, как там было написано, "генерал Власов – русский генерал, и весь ход его мыслей – русский. И поэтому у нас – свое движение, а у него – свое". Хотя, конечно, контакты были. Были специальные представители РОА, которые общались с представителями тюрко-мусульманских народов, но никакого союза не получилось.

– Кроме военного сотрудничества немцев с представителями тюрко-мусульманских народов Советского Союза существовало еще и политическое сотрудничество. В чем оно заключалось?

Армия генерала Власова создавалась как Русская освободительная армия, в ней не планировались какие-то национальные подразделения

– Кроме военного сотрудничества немцы планировали организовать своего рода идеологическую базу для всех этих военных формирований. Были созданы специальные так называемые посредничества при Восточном министерстве Розенберга, Министерства по делам оккупированных восточных территорий, которое отвечало за всю эту работу, в том числе и с представителями восточных народов. Эти посредничества с различными восточными народами были немецкими учреждениями в составе этого министерства. Были созданы Туркестанское посредничество, Татарское посредничество.

Я скажу о последнем, которое более тщательно изучал. Это было немецкое учреждение, которое занималось татарами. Оно занималось работой среди эмигрантов, среди работников, которые трудились на территории рейха, среди легионеров, организовывало пропагандистскую, политическую работу среди этих людей. Это посредничество возглавлял абсолютно случайный человек (я с ним встречался, когда еще он был жив, ему было 90 с лишним лет) – адвокат Хайнц Унглаубе, очень веселый, жизнерадостный человек, который не говорил ни по-русски, ни по-татарски. И его выбрали на эту должность, потому что он, как он сам рассказывал, когда-то что-то прочитал о татарах. Меня это потрясло!

Он возглавлял это посредничество практически до конца войны. Под его эгидой тогда же были созданы еженедельная газета для легиона и журнал татарской литературы на татарском языке. Для того, чтобы поддержать политические усилия других народов, были созданы приложения к этой газете. Он стал издавать немецко-татарский вестник на двух языках.

Кроме военного сотрудничества, немцы планировали организовать своего рода идеологическую базу для всех этих военных формирований

Своего рода итогом этой политической работы стало создание национальных комитетов, которые начали представлять себя как правительства в изгнании, как политические организации. И под эгидой татарского посредничества в Восточном министерстве в 1944 году был создан "Союз борьбы тюрко-татар Идель-Урала", который именовался просто "Комитет Идель-Урала". Попытки создания такой политической организации начались еще в 1942 году, но оформилась она только в 1944-м. Сохранились программные документы, стенограммы этого съезда. Частично я их опубликовал, в том числе и в переводе на русский язык в журнале "Гасырлар авазы" ("Эхо веков").

Документы эти по большому счету демократические, что достаточно неожиданно. Они не нацистские, не фашистские, они националистические, национальные. Но в то же время они во многом повторяют постулаты татарского демократического движения 1917–1920 годов. Татары, конечно, достаточно осторожно высказывались по вопросам антисемитизма, но в некоторых их политических движениях были достаточно сильны антисемитские ноты. Это, конечно, никак нельзя принять.

– А какова была судьба членов волжско-татарского легиона "Идель-Урал" после окончания войны?

95% легионеров, а может, даже и больше были совершенно случайными людьми в легионах. Они не были по-настоящему врагами

– 95% легионеров, а может, даже и больше были совершенно случайными людьми в легионах. Они не были по-настоящему врагами, многие пошли в легион только с одной целью: переждать, сохранить жизнь. И конечно, совершили ошибку. Нельзя их обвинять в том, что они стали предателями или фашистами. Любое преступление должно быть конкретно доказано в суде.

Судьба их во многом непростая. Те, кто остался жив и вернулся на Родину, из одного лагеря перекочевали в другой. Я не скажу, что их сразу расстреливали, но практически все они прошли через фильтрационные лагеря. Сохранились их дела, которые в 90-е годы были в открытом доступе. Я не успел поработать с ними в то время, но там их много – десятки тысяч.

– Пытались ли вы сейчас получить разрешение на работу с этими материалами?

Те, кто был освобожден, не получили никаких прав как ветераны ВОВ

– Даже не пытался. Я наслышан, какой там жесткий доступ. Те, кто был освобожден, не получили никаких прав как ветераны ВОВ. Это вполне понятно. Чисто по-человечески мне просто жалко этих людей. Во многом это заблудшие люди. Я к таким людям отношусь не то чтобы с пониманием, но, по крайней мере, с учетом всех обстоятельств.

– Год назад, к 70-летию победы фильм "Война непрощенных" режиссера Дениса Красильникова про легион "Идель-Урал" стал победителем в номинации "Лучший полнометражный документальный фильм" на 11-м Казанском международном фестивале мусульманского кино. У русских националистов он вызвал ярость. До сих пор на националистических сайтах, например, на сайте "Новороссия" можно прочитать негативные комментарии к этому фильму. Эта история с фильмом – очередное свидетельство того процесса, который мы наблюдаем сегодня в России, – процесса искажения истории ради достижения неких политических целей. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?

Люди хотят выделиться, показать себя, не разобравшись в источниках

– Я выступал в этом фильме консультантом. Я читал очень много отзывов – от восторженных до резко критических. Большинство критических отзывов сами не выдерживают никакой критики, потому что критики подходят к этому фильму с заранее известной позиции. У этих критических оценок основной лейтмотив заключается в следующем: "Раз этот фильм снят о легионе "Идель-Урал", то он уже однозначно плох и он уже однозначно защищает этот легион". А то, что этот фильм не посвящен легиону "Идель-Урал", а посвящен тем людям, которые, оказавшись в плену, оказавшись в составе легиона, в этих нелегких условиях поднимались на борьбу против нацизма, это их не волнует.

Здесь уже идет какой-то раж. Люди хотят выделиться, показать себя, не разобравшись в источниках. Поэтому я счел ненужным вступать с ними в полемику. Сейчас, к сожалению, пошла такая тенденция. Если в 90-е годы у нас был подъем интереса к этой тематике, то теперь мы опять видим признаки советского подхода (в плохом смысле этого слова).

К сожалению, мы опять начали героизировать войну как явление. А война – это в первую очередь трагедия

В истории мы сегодня видим только то, что хотим видеть. В настоящем мы многие вещи перепроецируем, переносим на прошлое. К сожалению, мы опять начали героизировать войну как явление. Это мне не нравится. Война – это, в первую очередь, трагедия. И мне кажется, что 9 мая мы должны не просто бить в фанфары, а остановиться и подумать, вспомнить тех людей, которые погибли во время войны, и, может быть, просто помолчать, а не кричать: "Ура! Ура!"

Когда я вижу в майские дни на машинах наклейки "Дошли до Берлина, дойдем до Вашингтона!", мне становится просто страшно. Это неправильное восприятие истории. К сожалению, наше общество начинает видеть в войне только героизм и подвиг, а не трагедию. А мне кажется, что на первом месте в восприятии войны должны стоять трагедия и ужас.

Легион «Идель-Урал» Гилязов Искандер Аязович

Волго-татарский легион - легион «Идель-Урал»

Как было показано выше, определенный интерес к поволжским татарам в Германии намечался еще в довоенные годы. После начала войны против СССР татарских военнопленных начали отделять в специальные лагеря почти одновременно с военнопленными из других тюркских народов. Тем не менее Волго-татарский легион (или легион «Идель-Урал») был создан позже всех остальных.

Фактически представителей народов Поволжья отделяли в специальные сборные лагеря уже осенью-зимой 1941/42 г. Впервые же в имеющихся в нашем распоряжении документах о создании Волго-татарского легиона речь идет 1 июля 1942 г. - в этот день были разосланы в разные инстанции сведения о формирующихся легионах, среди которых упоминался и Волго-татарский. 1 августа 1942 г. из штаб-квартиры Гитлера был дан приказ, подписанный начальником штаба Кейтелем, о создании в дополнение к существующим легиона, состоящего из поволжских(казанских) татар, башкир, говорящих по-татарски чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы. Приказом предписывалось отделить представителей названных народов в специальные лагеря, активизировать работу с вербовкой военнопленных. Отмечалось, что статус Волго-татарского легиона точно такой же, как и у прежде созданных подобных соединений, что применение легиона предусмотрено в областях военных действий, но особенно в районах действия партизан.

Легионер на посту

Приказ Кейтеля явился как бы указанием сверху, а практический приказ ОКХ был подписан 15 августа 1942 г. (с него было изготовлено 110 копий, разосланных по всем инстанциям). В нем уже содержались более конкретные указания:

«1. Создать легион из татар, башкир и говорящих по-татарски народов Поволжья;

2. Татар, приписанных к Туркестанскому легиону, перевести в Волго-татарский легион;

3. Военнопленных татар срочно отделять от остальных и направлять в лагерь Седльце (на железнодорожной линии Варшава-Брест). Передать их в распоряжение Военного командующего в генерал-губернаторстве (Milit?rbefehlshaber im General-Gouveniemerit);

4. Созданный легион использовать прежде всего в борьбе против партизан».

Практическая работа по созданию Волго-татарского легиона началась 21 августа 1942 г.: местом его формирования был избран лагерь в Едлино под Радомом, куда поступали обмундирование и оружие для легиона. Сюда же прибывал немецкий ответственный персонал. Лагерь Седльце, расположенный близ Едлино, уже раньше стал сборным пунктом для военнопленных из тюркских народов. Он был разделен на две части: Седльце-А и Седльце-Б - именно первая часть была предназначена для сбора татарских военнопленных. Известно, что к концу июля 1942 г., т.е. еще до появления приказа о создании легиона, татар в лагере было уже 2550 человек.

Знамя Волго-татарскому легиону было вручено 6 сентября 1942 г., поэтому сами легионеры считали именно этот день датой окончательного формирования соединения.

Построение волго-уральских легионеров

8 сентября 1942 г. Волго-татарский легион был передан под командование штаба Восточных легионов и командующего военным округом в «генерал-губернаторстве».

Военнопленные татары концентрировались в основном в лагере Седльце-А, откуда их и направляли для подготовки в легион в Едлино. Впоследствии роль предварительного лагеря играл также лагерь в Демблине (шталаг-307), где, например, на 1 сентября 1943 г. находилось 1800 татарских военнопленных. Кроме татар здесь собирались также азербайджанцы и представители северокавказских народов. А в начале 1944 г., уже после перевода Восточных легионов во Францию, общий предварительный лагерь был в Легионово под Варшавой, с марта 1944 г. - вновь и в Седльце-Б (шталаг-366), и в лагере Нехрыбка (шталаг-327).

Нарукавная нашивка легиона «Идель-Урал». Первый вариант

Первые статистические сведения от командующего военным округом в «генерал-губернаторстве» о Волго-татарском легионе поступили в середине сентября. Сведения эти были следующими: на 8 сентября 1942 г. «изъявили желание» записаться в легион в туркестанском лагере Беньяминов - 135 татар, Бяла Подляска - 27, Заезерце - 152, Седльце - 2315, всего - 2629 человек (из общего числа заявившихся в Восточные легионы 12 130 чел.). Кроме того, из оперативных районов в Польшу было направлено 7370 военнопленных татар. Всего же, по официальным данным, в пути находилось до 100 транспортов с представителями разных народов СССР. На 11 сентября 1942 г. к легиону были приписаны первые немецкие представители: один офицер, двое служащих, 54 унтер-офицера, 18 солдат. С 15 сентября начали функционировать курсы переводчиков для легионеров. Начиная с 1 октября 1942 по 1 января 1943 г. планировалось полностью сформировать два первых татарских батальона (этот план был выполнен с небольшим опозданием).

Командиром Волго-татарского легиона был назначен уже довольно пожилой и опытный военный, майор Оскар фон Зеккендорф. Родился он 12 июня 1875 г. в Москве, хорошо говорил на русском, английском, французском, китайском; похуже владел украинским и испанским языками. Позднее он был произведен в подполковники. Конкретных документов об его деятельности в архивах сохранилось немного. Трудно даже сказать, как долго он оставался в должности командира легиона. Сведения об этом не совсем ясны. 12 мая 1944 г. фон Зеккендорф дал приказ по легиону, поясняя, что его переводят в штаб Восточных легионов и он передает командование легионом ротмистру Келле. В то время фон Зеккендорф был назначен командиром школ восточных соединений - тюркской школы офицеров и переводчиков (находилась вначале в Рорбахе, затем - в Ордруфе, в конце войны - в Нойхаммере); школы офицеров и переводчиков для восточных народов (сначала в Конфлане и Сен-Минеле, затем - в Графенвёре, в конце войны - в Мюнзингене). Известно также, что 17 ноября 1944 г. представитель Главного управления СС Р. Ольша выступил с поддержкой фон Зеккендорфа, которого, судя по его данным, командование вермахта с 1 января 1945 г. собиралось отправить в отставку со ссылкой на его возраст. Однако в справке не указано, с какой должности хотели убирать подполковника Зеккендорфа. Р. Ольша, ссылаясь на опыт, знания и желания самого Зеккендорфа, рекомендовал не отправлять его в отставку, а перевести в Главное управление СС, в Восточный отдел. 9 декабря 1944 г. в справке штандартенфюрера Шпаармана вновь упоминалась перспектива перевода фон Зеккендорфа в СС: «Дня боевой группы „Идель-Урал“ (о ней будет говориться ниже. - И. Г. ), которая состоит из татар и финно-угров, имеется лишь один специалист, знающий Восток, а также понимающий язык и менталитет людей. Речь идет в данном случае о подполковнике фон Зеккендорфе, который с 1 января 1945 г. согласно календарю будет уволен из вермахта и который прекрасно подошел бы для организационной работы в боевой группе». Сведений о дальнейшей судьбе первого командира Волго-татарского легиона найти не удалось.

По имеющимся документам можно судить, что Зеккендорф, несмотря на свой возраст, довольно энергично взялся за дело, более всего уделяя внимание вопросам боевой подготовки легионеров. Пожалуй, одной из самых серьезных проблем для него (как и для прочих немецких организаторов Восточных легионов) стала проблема подготовки национальных офицерских кадров, которая, кстати говоря, так и не была решена до конца войны, хотя не раз поднималась. Поэтому представляет интерес подробный аналитический документ, подготовленный фон Зеккендорфом 25 января 1943 г., в котором рассматривается эта проблема. Она фактически являлась общей для всех Восточных легионов, но идеи фон Зеккендорфом реализовывались именно в Волго-татарском легионе.

Вначале командир легиона ставит вопрос: из кого могут быть выбраны будущие офицеры? И сам же отвечает: из бывших офицеров Красной армии, из рядов простых легионеров или из интеллигенции. Для перевоспитания в немецком духе самым трудным «материалом» являлся, по Зеккендорфу, простой легионер: на него легко оказать политическое влияние, но он «приносит с собой так мало интеллигентности и образованности, что его переформирование в офицеры сопровождается неимоверными сложностями: или же он оказывается полностью неспособным, или же он превращается в невежественного кровавого деспота, который наносит гораздо больше вреда, чем приносит пользы». Немногим «лучше» были кандидатуры интеллигента и бывшего советского офицера, так как они «в силу своего возвышенного в СССР положения подавлены в мировоззренческом отношении». Но все же бывший офицер имеет преимущество: он имеет военный опыт, тактические знания, какое-то образование. Поэтому, считал фон Зеккендорф, оставалось «наименьшее зло», с которым и надо было работать, - бывшие офицеры Красной армии. Для их «перевоспитания» были сделаны вполне конкретные предложения, которые, очевидно, учитывались в реальной практике Волго-татарского легиона:

«1. Офицеры, от лейтенанта до капитана, приходящие из предварительного лагеря, в легионе с самого начала размещаются отдельно от солдат и даже в служебном отношении не имеют с ними ничего общего.

2. Офицерский взвод подчиняется более опытному и старшему по возрасту офицеру легиона, отвечавшему за воспитание под контролем командира легиона.

3. Подготовка проводится по следующим направлениям: осторожное мировоззренческое воздействие; тактическая перепроверка и дальнейшая переподготовка; тесный личный контакт между офицерами; ежедневное интенсивное обучение на немецком языке; при возможности - знакомство со страной, поездки в Германию».

Офицеры, признанные «непригодными», отправлялись обратно в лагеря. После окончания школы унтер-офицеров (т.е. низшего офицерского состава) при легионе офицеры командировались в Легионово, где существовала общая офицерская школа. Фон Зеккендорф обращал особое внимание на психологический момент в подготовке будущих офицеров легиона: на сохранение дистанции между солдатами и офицерами, на развитие их честолюбия и уверенности в себе. Он сетовал, что способных офицеров в Волго-татарском легионе не хватает, поэтому считал необходимым работу эту активизировать.

Нарукавная нашивка легиона «Идель-Урал». Второй, наиболее распространенный вариант

Мне представляется, что этот документ не только показывает остроту проблемы подготовки офицерских кадров в конкретном легионе, но позволяет примерно представить внутреннюю психологическую атмосферу этого соединения. Фон Зеккендорф - человек старой, прусской выучки - пытался по-своему распространить свой опыт среди поволжских татар, в конкретном деле подготовки пригодных для вермахта военных кадров. Попытки эти явно закончились неудачей, так как даже в конце войны почти все командиры легионов постоянно жаловались на отсутствие «пригодных» офицеров. К чему это приводило? К тому, что на место отсутствующих назначались офицеры немецкие, что означало отступление от первоначальных принципов комплектования Восточных легионов. Немецкие офицеры ни русского, ни тем более других языков народов СССР не знали, психологии своих подчиненных зачастую вообще не понимали. В итоге получался совсем неожиданный для немцев эффект: даже те представители восточных народов, которые действительно добровольно перешли на сторону Германии, начинали от этого испытывать психологический дискомфорт, замечая в факте назначения немецких офицеров проявление недоверия к легионерам. И из этого замкнутого круга германскому военному руководству также не удалось найти выхода.

Нарукавная нашивка легиона «Идель-Урал». Последний вариант нашивки для легиона по приказу от 1 июля 1944 г. Практически не употреблялся легионерами

Согласно плану, первый из батальонов Волго-татарского легиона, получивший номер 825, должен был быть создан к 1 декабря 1942 г., но его сформировали даже чуть раньше - 25 ноября. Сроком формирования 826-го батальона было установлено 15 декабря 1942 г., 827-го - 1 января 1943 г. Фактически же это произошло, соответственно, 15 января и 10 февраля 1943 г. Впервые же все три первых номера батальонов в сохранившихся документах упоминаются 3 ноября 1942 г. в качестве создающихся.

Татарские батальоны, которые создавались в Польше, в Едлино, под контролем и юрисдикцией командования Восточных легионов в германских вооруженных силах, и о которых подробно рассказывается на основании имеющихся документов, не были единственными. Вероятнее всего, при отдельных армиях или группах армий параллельно или же позднее, например, в течение 1944 г., создавались и другие татарские соединения. Среди них были и боевые, и строительные, и снабженческие подразделения. О них в источниках мы можем найти только отрывочные сведения, которые все-таки дополняют наши представления.

Из книги За Веру, Царя и Отечество автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

70. РУССКИЙ ЛЕГИОН Взвейтесь, соколы, орлами, полно горе горевать! То ли дело под шатрами в поле лагерем стоять! Солдатская песня Положение Антанты было тревожным. Американцы еще только перевозились в Европу и значительные силы могли выставить на фронт лишь осенью. Зато

Из книги Гай Юлий Цезарь. Злом обретенное бессмертие автора Левицкий Геннадий Михайлович

Любимый легион Цезарь достиг желаемого, но, как оказалось, даже положенного законом годичного консульства ему было много - судьба позволила ему наслаждаться властью не более пяти месяцев… Что ж, в конце концов, важно прожить не сколько, а как; и Цезарь наслаждался каждым

Из книги Иностранные добровольцы в вермахте. 1941-1945 автора Юрадо Карлос Кабальеро

Легион «Валлония» В своей политике на территории оккупированной Бельгии немцы отдавали предпочтение одной из двух крупнейших национальных групп - фламандцам. Когда Германия вторглась на территорию СССР, многие бельгийцы пришли на вербовочные пункты, чтобы принять

Из книги Иностранный легион автора Балмасов Сергей Станиславович

Как попадали в Легион Отрывки из записок журналиста Альбера Лондра «Бириби - военная каторга» сегодня почти неизвестны. В этом отрывке автор описывает посещение им страшной каторжной тюрьмы в Марокко Дар-Бель-Хамрит в которой из 180 заключенных многие были легионерами,

автора Каращук Андрей

Эстонский легион СС. В первую годовщину «освобождения» Эстонии, 28 августа 1 9 4 2 г., генеральный комиссар К. Лицманн обратился к эстонцам с призывом вступать в Эстонский легион для участия в обшей борьбе против большевизма. Уже в октябре первые добровольцы, отобранные в

Из книги Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС автора Каращук Андрей

Латвийский легион СС. В 1942 г. Латвийская гражданская администрация предложила немцам создать в помощь вермахту на добровольческой основе вооруженные силы общей численностью 100 тыс. человек с условием признания после окончания войны независимости Латвии, но Гитлер

Из книги Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС автора Каращук Андрей

Литовский легион СС. В январе 1943 г. германские власти в лице начальника СС и полиции Литвы бригадефюрера Высоцкого предприняли попытку организовать из добровольцев литовской национальности легион СС. Однако это мероприятие закончилось неудачей. В ответ немцы закрыли

Из книги Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС автора Каращук Андрей

Украинский легион. Первые украинские части в составе вермахта были созданы врезультате сотрудничества лидеров образованной в 1929 г. в эмиграции Организации украинских националистов (ОУН) С. Бандеры и А. Мельника с германской военной разведкой (абвером). В то время как

автора Чуев Сергей Геннадьевич

Армянский Легион Еще до начала Второй мировой войны немецким руководством был присвоен статус «арийских беженцев» членам армянской эмигрантской колонии в Германии. Специально для армян в Берлине издавались газеты на их родном языке. еженедельники «Армения» и «Родина».

Из книги Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха автора Чуев Сергей Геннадьевич

Грузинский легион Накануне Великой Отечественной войны опыт сотрудничества грузинских националистов с Германией насчитывал не один год. Так, еще в 1915 году в составе немецкой армии был сформирован малочисленный «Грузинский Легион», в состав которого вошли

Из книги По следам человека со шрамом автора Мадер Юлиус

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

ИНДИЙСКИЙ ЛЕГИОН Первоначально сформированное в апреле 1943 года как 950-й индийский пехотный полк Вермахта, это соединение состояло из захваченных в плен индийцев - из числа тех, что сражались в рядах англичан в Северной Африке. В ноябре 1944 года подразделение было передано

Из книги Гибель империи казаков: поражение непобежденных автора Черников Иван

Глава 2 ЛЕГИОН Поморы ободрились и пошли в Славяно-Британский легион, формируемый генералом Эдмундом Айронсайдом. В легионе служили русские, поляки, финны, литовцы, латыши, чехи, эстонцы и даже китайцы. Предполагалось, что через 3–4 месяца русские начнут бои, и англичане

ТУРКЕСТАНСКИЙ ЛЕГИОН Пакет из МИД третьего рейха в солидном ведомственном конверте с соответствующими штампами и отметками был доставлен по обозначенному берлинскому адресу курьером. Из этого следовало, что получатель с восточной фамилией в министерских канцеляриях

Подчинение {{{подчинение}}} В составе {{{в составе}}} Тип добровольческий легион Роль Размер Часть Pазмещение {{{размещение}}} Прозвище {{{прозвище}}} Покровитель {{{покровитель}}} Девиз Цвета Марш Талисман Снаряжение Войны {{{войны}}} Участие в Знаки отличия Нынешний командир Известные командиры

Волжско-татарский легион (легион «Идель-Урал») - подразделение вермахта , состоявшее из представителей поволжских народов CCCР (татары , башкиры , марийцы , мордва , чуваши , удмурты). Волжско-татарские легионеры входили в состав 7 усиленных полевых батальонов (12,5 тыс.чел) . Организационно подчинялся Штабу командования восточными легионами (нем. Kommando der Ostlegionen )

Описание

Идеологическая основа

Формальной идеологической основой легиона была борьба с большевизмом и евреями, при этом немецкой стороной сознательно распространялись слухи о возможном создании Идель-Уральской Республики . Ведущую роль в идеологической подготовке легионеров играли эмигранты - члены национальных комитетов, образованных под эгидой министерства оккупированных восточных территорий. Особом популярностью среди них пользовались видные деятели национальных движений периода -1920 годов (Шафи Алмас). Лагеря легионеров-мусульман неоднократно посещал Иерусалимский муфтий Хадж Амин эль-Хуссейни, выступавший с призывами к священной войне против «неверных» в союзе с Германией. В мусульманских легионах были введены должности мулл, которые иногда совмещали религиозные функции с командирскими, являясь одновременно командирами взводов. Военная и политическая подготовка солдат завершалась коллективной присягой Гитлеру и вручением флага.

Никаких обещаний касательно создания национальной республики под немецким протекторатом по примеру усташей в Югославии или словаков ни одной из народностей СССР дано не было.

Более того, опубликованные материалы, освещающие категорически негативную точку зрения Гитлера, касающуюся необходимости или возможности разрешения создания национальных государственных образований под немецким протекторатом на территории, окупированной Германией, не позволяют говорить об иных целях Германии в отношении легионеров, кроме как их помощь Германии в борьбе с большевизмом и контроле над территориями, поставляющими ресурсы Германии.

Символика

Один из вариантов нашивки легиона «Идель-Урал»

Волжско-татарский легион использовал вариант нашивки, которая выглядела как сине-серый овал с жёлтой каймой. В центре эмблемы находился свод с вертикальной стрелой. Сверху желтыми буквами было написано Idel-Ural , а внизу - Tatar Legion . Круглые кокарды на головных уборах имели такую же комбинацию цветов, что и нашивки.

История

Боец легиона в германской форме

Логика создания

Прибывавшие из лагерей военнопленных будущие легионеры уже в подготовительных лагерях разбивались по ротам, взводам и отделениям и приступали к обучению, включавшему на первом этапе общефизическую и строевую подготовку, а также усвоение немецких команд и уставов. Строевые занятия проводились немецкими командирами рот с помощью переводчиков, а также командирами отделений и взводов из числа легионеров, прошедших двухнедельную подготовку на унтер-офицерских курсах. По завершении начального курса обучения новобранцы переводились в батальоны, где получали стандартное обмундирование, снаряжение и вооружение и переходили к тактической подготовке и изучению материальной части оружия.

Кроме 7 полевых батальонов, из военнопленных - уроженцев Поволжья и Урала за время войны формировались строительные, железнодорожные, транспортные и прочие вспомогательные подразделения, обслуживавшие германскую армию, но не принимавших непосредственного участия в боевых действиях. В их числе были 15 волжско-татарских отдельных рот.

Организационная структура полевых батальонов, участие в боевых действиях

В начале 1943 года во «второй волне» полевых батальонов восточных легионов были отправлены в войска 3 волжско-татарских (825, 826 и 827-й), а во второй половине 1943-го - «третья волна» - 4 волжско-татарских (с 828-го по 831-й).

Каждый полевой батальон имел в своем составе 3 стрелковые, пулеметную и штабную роты по 130-200 человек в каждой; в стрелковой роте - 3 стрелковых и пулеметный взводы, в штабной - взводы противотанковый, минометный, саперный и связи. Общая численность батальона составляла 800-1000 солдат и офицеров, в том числе до 60 человек германского кадрового персонала (Rahmenpersonal): 4 офицера, 1 чиновник, 32 унтер-офицера и 23 рядовых. У немецких командиров батальонов и рот были заместители из числа представителей национальности легионеров. Командный состав ниже ротного звена был исключительно национальным. На вооружении батальона имелись 3 противотанковые пушки (45-мм), 15 легких и тяжелых минометов, 52 ручных и станковых пулемета, винтовки и автоматы (в основном, трофейные советские).

В конце 1943 года батальоны были переведены в Южную Францию и размещены в г. Манд (армянский, азербайджанский и 829-й волжско-татарский батальоны). 826-й и 827-й волжско-татарские были разоружены немцами из-за нежелания солдат идти в бой и многочисленных случаев дезертирства. 831-й волжско-татарский батальон был в числе выделенных из состава вермахта в конце 1943 года для формирования полка в составе войск СС под командованием кадрового разведчика майора Майера-Мадера.

Переход на сторону Красной армии

Батальоны не проявили высокой боеспособности в связи с тем, что часть завербованных против своей воли легионеров дезертировала или переходила на сторону Красной Армии . Первая успешная попытка была предпринята в феврале 1943 года в 825-м волжско-татарском батальоне, который в это время нес охранную службу в Витебской области . В этом батальоне ещё с конца 1942 года действовала подпольная организация. Подпольщики Витебска установили с ней связь, сообщили местным партизанам подробные данные о батальоне и приняли деятельное участие в организации перехода его личного состава на сторону партизан. В результате 23 февраля 1943 года близ Витебска 825-й батальон (свыше 800 человек с 6-ю противотанковыми орудиями, 100 пулеметами и автоматами и другим вооружением) почти в полном составе перешёл на сторону Первой Витебской партизанской бригады. Большинство из них впоследствии были репрессированы сталинским режимом.

За участие в подпольной организации 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине были гильотинированы 11 легионеров-татар: Муса Джалиль , Абдулла Алиш , Гайнан Курмашев, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев и Салим Бухаров.

Примечания

Ссылки

  • Гилязов И. А. Легион «Идель-Урал». - Казань: Таткнигоиздат, 2005. - 383 с. - ISBN 5-298-04052-7
  • Каращук А., Дробязко С. Восточные легионы и казачьи части в вермахте . - АСТ , 2000. - 48 с. - (Военно-историческая серия «Солдатъ»: Униформа. Вооружение. Организация). - 7000 экз. - ISBN 5-237-03026-2
  • Романько О. В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. . - М.: АСТ; Транзиткнига, 2004. - 320 с. - 7000 экз. - ISBN 5-17-019816-7, 5-9578-0500-9
  • Юрадо К. К.