Два первоначально покоящихся электрона ускоряются в электрическом. Задачи по темам магнитное поле и электромагнитная индукция

Экологический контроль является неотъемлемым звеном в системе инженерно-экологического обеспечения промышленного производства, строительства или иного вида трудовой деятельности.

Общая цель экологического контроля , иликонтроля качества окружающей среды, может быть определена как обеспечение соблюдения действующих природоохранных и ресурсосберегающих правил, требований и норм на всех этапах производства , строительства или иной деятельности человека, связанной с активным или косвенным изменением состояния окружающей среды (или ее компонентов, включая самого человека).

Экологический контроль должен быть многосторонним, т. е. не исключать ни одной сферы деятельности человека, так или иначе влияющей на изменение состояния окружающей среды.

Основные задачи экологического контроля :

    формирование информационной базы состояния и изменений окружающей среды;

    получение необходимой и достаточной по критериям полноты, точности и достоверности информации о воздействиях и состоянии окружающей природной среды, выявление случаев вредных воздействий на отдельные компоненты или природную среду в целом, профилактика сверхнормативного экологического ущерба и др.

Контроль за состоянием природной среды по параметрам, не требующим применения специального контрольно-измерительного и лабораторно-аналитического оборудования, директивно может быть возложен на работников служб производственного контроля. В задачу таких служб входит определение качественных характеристик экологических изменений и нарушений, оперативное выявление виновников, а в особых случаях приглашение инспекторов-экологов для инструментальных измерений и количественной оценки ущерба с назначением соответствующих санкций.

6.2. Инженерно-методические вопросы нормирования экологического контроля

Большое число контролируемых объектов, этапов и видов проводимого экологического контроля, целей и задач его проведения порождает множество ситуаций, связанных с организацией и техникой проведения контроля, обусловливает разнообразие применяемых технических средств и методов контроля, требований к квалификации и специализации самих контролеров, нормативно-технической документации.

В целом все виды экологического контроля можно рассматривать с двух точек зрения. В одном случае объектом контроля являются вредные техногенные (или естественные) воздействия на природную среду. При этом необходимо определять количественные характеристики механических, тепловых, химических и других воздействий. Полученные результаты сравнивают с нормативными - предельно допустимыми для данных природно-климати-ческих условий.

При экологическом контроле этого вида возможны следующие измере­ния: линейно-угловые, силы и массы, электрические и магнитные, оптиче­ские, химико-аналитические и др., так как контрольно-измерительная техни­ка для этих целей создавалась в разных ведомствах в разное время. Иными словами, среди средств измерения и контроля можно найти практически все основные виды измерений, соответствующие принятой в метрологии клас­сификации.

В другом случае объектом экологического контроля является собст­венно природная среда, подверженная или не подверженная (фоновый кон­троль) вредным воздействиям. При этом, как правило, определяют качество отдельных компонентов или комплексов природной среды, используя анали­тические методы и измерения массы (объема) с целью выявления состава и концентрации тех или иных веществ, обычно вредных. Полученные резуль­таты сравнивают с нормативами.

В единый комплекс или систему экологического контроля все его раз­новидности объединяет прежде всего методологическая и критериальная общность нормирования предельно допустимых значений контролируемых или измеряемых параметров, определяющих качество компонентов среды или характеристики воздействий на эти компоненты природной среды.

В каждом отдельно взятом виде экологического контроля можно про­следить методологическую преемственность опыта, накопленного в той или иной природоохранной инспекции. К сожалению, ведомственная разобщенность ин­спекций не способствует выработке единого критериального подхода к нормиро­ванию допустимых воздействий или концентраций, мешает установить требуе­мые из условий существования и развития природной среды ограничения.

Исторически сложилось так, что инспектирующая природоохранная служба (по какому-либо виду охраны компонентов среды) создается в том ведомстве, которое и допускает основные вредные воздействия. Естественно, что нормы воздействий и их соблюдение необъективны. Однако критериаль­ная общность нормирования допустимых значений воздействий или концен­траций все же сформировалась."

Основными критериями при нормировании экологических норм и до­пусков были две функции: полезность и вредность воздействий и концентра­ций для человека, а затем и для всей биоты, т. е. включая флору и фауну. На­личия только критериальной общности недостаточно для объединения всех видов контроля состояния и воздействий на природную среду в единую сис­тему. Необходимо достигнуть методологической и организационной общности.

Задача выработки методологической и организационной общности не­сколько облегчается тем, что в основе большинства видов контроля лежат аналитические методы определения или сравнения тех или иных массовых концентраций. В экологическом контроле также широко используются ли­нейные, массовые и объемные измерения, но они, как правило, являются вспомогательными и применяются для определения удельных характеристик концентраций и воздействий.

Однако во всех случаях конечная задача экологического контроля - определение качественного состава и количественных характеристик воздей­ствий, веществ и их концентраций в заданной мере (объем, масса, площадь) для сравнения полученных значений с заданной мерой и оценка результатов с позиций полезности или вредности для биоты.

Надо полагать, что эти требования позволят со временем обосновать и разработать:

Общие теоретические положения и единую методику назначения норм (допустимых количественных и качественных вариаций от «нормальных» значений, определенных фоновым контролем или другими методами)^

Единую систему метрологического обеспечения экологического контроля, основанную на комплексе государственных стандартных образцов соста­ва и свойств веществ, принятых за нормальные;

Единую систему информационно-справочных данных (базу данных) для экологического обеспечения производства и строительства;

Учебные программы для целенаправленной подготовки специалистов по комплексному экологическому контролю и т. д.

Параметры и показатели экологического контроля или нормы охраны окружающей среды устанавливаются системой государственных стандартов по охране природы. В настоящее время действует более 100 различных стан­дартов, регламентирующих нормы охраны атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, геологической среды (земель, грунтов, недр), лесных и других угодий, водной и наземной флоры, всех видов фауны. Ряд норм экологического контроля определен государственным законодательством.

Многообразие регулирующих охрану природы и регламентирующих экологический контроль документов чрезвычайно затрудняет практическое пользование ими. Их очень трудно собрать вместе, изучить и учесть, особен­но в местах проведения экологического контроля при проведении строитель­ных работ. Помимо этого общее большое количество разнообразных еди­ничных экологических норм не решает одной из основных проблем охраны окружающей среды - однозначного комплексного определения условий экологического баланса для какой-либо отдельно взятой территории.

Нормирование и контроль отдельных параметров природной среды не­обходимо осуществлять исходя из общего критерия восстановления или улучшения нарушенных компонентов природной среды, однако условия дос­тижения такого состояния в нормативах не оговорены. Это затрудняет тех­нологическое проектирование, выполнение природоохранных восстанови­тельных работ, Я также контроль качества проектов (экологическую экспер­тизу) и работ (экологический контроль в производственной форме).

Проблема нормативного обеспечения природоохранной деятельности может быть решена путем разработки единых норм и правил по охране ок­ружающей среды, содержащих необходимую «выжимку» из всей номенкла­туры действующей нормативно-технической документации (НТД) по каждо­му случаю производственной или строительной деятельности, а также жиз­недеятельности социумов в системах «человек - объект - технология - регион», широкого применения современной информационно-вычислитель­ной техники.

В базу данных ЭВМ в систематизированном виде закладывают все дей­ствующие ^ормы и правила по охране природы. Затем из базы данных целе­вым способом отбирают все необходимые сведения по какому-либо кон­кретному случаю - экологической ситуации. База данных по НТД может функционировать самостоятельно или в составе комплексной системы ин­формационного обеспечения природоохранной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

2. Государственный экологический контроль

3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор . Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан. При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

2. Государственный экологический контроль

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный – органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них – законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов.

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный специальный (надведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

Министерство природных ресурсов РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству (ст. 80 ВК РФ).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды».

Помимо специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены функциональные министерства и ведомства. Так, например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует: целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Должностные лица органов государственного экологического контроляимеют право в установленном порядке :

посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необ­ходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;

привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Важным видом государственного экологического контроля является экологический мониторинг. Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

Сущностьведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, – прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных государственных органах. Ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды.

Сферой производственного экологического контроляслужит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, – руководитель.

С учетом высокой общественной опасности некорректного обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный закон наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям. Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля – важный резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях.

С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, в российском праве окружающей среды остро стоит проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля.

В формируемом правовом механизме взаимодействия общества и природы имеется существенный сдвиг в направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд, затрагивающих интересы населения. Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологический контроль в России проводится в форме государственного, производственного, ведомственного и общественного контроля.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.

Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.
  2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.
  3. Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 1999.
  4. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2004

Российское административное право выделяет два вида кон­трольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологическо­го законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в

Понятие, виды и задачи экологического контроля

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспе­чения рационального природопользования и охраны окружаю­щей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Основы­ваясь на роли экологического контроля в механизме охраны ок­ружающей среды, его можно оценивать как важнейшую право­вую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъек­тов права окружающей среды к исполнению экологических тре­бований. Весьма часто меры юридической ответственности за эко­логические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической эксперти­зы, экологического лицензирования, экологической сертифика­ции. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологичес­кий контроль, т.е. обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представля­ет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специ­ально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной процедуры, на основе специальных право­вых норм и направленную на решение своих задач.

XVI. Правовые основы экологического контроля

сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, об­щественных формирований и граждан.

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций -- предупредительную, информационную и каратель­ную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоя­тельно проявляют активность в исполнении требований законода­тельства и предупреждении нарушений. Информационная функ­ция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природо­охранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к на­рушителям правовых экологических требований предусмотрен­ных законодательством санкций.



В природоохранительной практике России выделяются сле­дующие виды экологического контроля: государственный, ведом­ственный, производственный, муниципальный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Задача государственного экологического контроля - провер­ка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональ­ному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды всеми государственными органами, предприятиями, орга­низациями и гражданами, которым такие требования адресова­ны. Государственный контроль носит, таким образом, надведом-ственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осу­ществляемый в рамках экологической функции государства, го­сударственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально госу­дарственный экологический контроль более других видов контро­ля может влиять на процесс исполнения экологических требова­ний, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать

к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостанов­ление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постанов­ка вопроса о привлечении к уголовной или административной от­ветственности, возмещении экологического вреда или примене­нии мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задача предупредительного контроля - недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий го­сударственный экологический контроль осуществляется специ­ально уполномоченными органами на стадии эксплуатации пред­приятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного уп­равления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный эко­логический контроль можно подразделить на общий и специаль­ный. Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной ком­петенции. Подразделение государственного экологического кон­троля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на ос­нове определенных принципов. Главные из них:

Открытость и доступность для юридических лиц, индивиду­альных предпринимателей и иных субъектов-природопользовате-лей нормативных правовых актов, устанавливающих обязатель­ные экологические требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

Законность. Данный принцип проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в преде­лах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами;

Периодичность и оперативность проведения мероприятий по контролю, предусматривающих полное и максимально бы­строе проведение их в установленные сроки;

XVI. Правовые основы экологического контроля

Объективность, которая основывается на достоверных и полных данных о деятельности контролируемого объекта;

Разделение хозяйственных и контрольных функций. Дан­ный принцип характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Носивший ранее в основном доктринальный характер, в настоящее время он закреплен в ст. 65 Закона об охране окружающей среды. Его суть заключается в том, что функция проведения специального госу­дарственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы;

Возможность обжалования действий (бездействия) долж­ностных лиц органов государственного контроля (надзора), нару­шающих порядок проведения мероприятий по контролю, опреде­ленный законодательством.

Правовые основы организации и осуществления государствен­ного экологического контроля установлены Конституцией РФ, за­конами, регулирующими статус Президента России, Правитель­ства РФ и правительств субъектов Федерации, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся Законы об охране окружаю­щей среды (ст. 64-66), о недрах (ст. 37), о животном мире (ст. 16) и об охране атмосферного воздуха (ст. 24), Земельный ко­декс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 81), Лесной кодекс РФ (ст. 76). В соответствии с названными законами Правительство РФ утвердило ряд положений об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной отдельных природных ре­сурсов (см. приложение 1).

Государственный контроль в сфере взаимодействия общества и природы регулируется также законом общего характера - Фе­деральным законом от 8 августа 2001 г. «О защите прав юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей при проведе­нии государственного контроля (надзора)» 1 . Хотя этот Закон, судя по названию, регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при про­ведении государственного контроля (надзора), он предусматрива­ет ряд существенных положений по организации и проведению контроля, важных для эффективной реализации этой важнейшей функции государственного управления.

2. Государственный экологический контроль

Как предусматривает ст. 1 данного Федерального закона, он не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении ко­торых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей по их инициативе. В контексте За­кона мероприятие по контролю - совокупность действий долж­ностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований. Очевидно, во-первых, то, что применительно к госу­дарственному экологическому контролю взаимодействие с юри­дическими лицами или индивидуальными предпринимателями необходимо и полезно для обеих сторон, во-вторых - к назван­ным субъектам как природопользователям относится ряд обяза­тельных экологических требований.

2.1. Государственный общий экологический контроль

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Правительством РФ, правительствами (ад­министрацией) субъектов РФ.

Полномочия Президента России как главы государства по проведению экологического контроля регламентируются Консти­туцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента и опосредованного -через подразделения его администрации. Непосредственный кон­троль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председате­ля Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей феде­ральных служб.

Президентский контроль реализуется через Контрольное уп­равление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президен­та РФ в субъектах Федерации.

Государственный общий экологический контроль осуществля­ют также органы исполнительной власти общей компетенции -

XVI. Правовые основы экологического контроля

Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов Федерации. Экологический контроль проводится ими путем за­слушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководите­лей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в дан­ной сфере соответствующими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Федерации, указам Президента РФ, постановлениям правительств.

Правительства (администрации) субъектов РФ осуществляют контроль за использованием природных ресурсов и охраной окру­жающей среды, радиационным состоянием территорий, соблюде­нием утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности на предприятиях и в организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

2.2. Государственный специальный экологический контроль

Государственный специальный экологический контроль про­водится преимущественно органами надведомственной компетен­ции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятель­ность органов исполнительной власти, предприятий, граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутст­вует организационная подчиненность.

Общие положения о государственном экологическом контроле установлены Законом об охране окружающей среды (ст. 65, 66).

Детальное регулирование такого контроля осуществляется Положением о порядке осуществления государственного контро­ля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров РФ от 23 де­кабря 1993 г. (с изм. и доп.); Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использо­ванием и охраной недр, утвержденным постановлением Прави­тельства РФ от 2 февраля 1998 г.; Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях ре­жимных военных и оборонных объектов, утвержденным поста-

2. Государственный экологический контроль

новлением Правительства РФ от 24 января 1998 г.; Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 16 июня 1997 г.; Положением о государствен­ном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г.; другими актами.

Важные положения, касающиеся организации и проведения ме­роприятий по контролю, предусмотрены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при проведении государственного контроля (надзора)».

Круг органов, уполномоченных на проведение государственно­го надведомственного экологического контроля, широк. В систе­му таких органов входят как специально уполномоченные госу­дарственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов, так и министерства и ведомства РФ, выполняющие определенные зада­чи в данной сфере, включая:

Министерство природных ресурсов РФ;

Федеральную службу земельного кадастра России;

Государственный комитет РФ по рыболовству;

Иные министерства и ведомства РФ (Министерство сельско­го хозяйства РФ, Министерство здравоохранения РФ, Федераль­ный горный и промышленный надзор России, Федеральный над­зор России по ядерной и радиационной безопасности и др. (см. разд. VIII «Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды»).

Специально уполномоченные органы проводят государствен­ный экологический контроль в форме предупредительного и теку­щего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой дея­тельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими за­ключений на проекты решений. Так, в соответствии с Лесным ко­дексом РФ места строительства объектов, влияющих на состоя­ние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим терри­ториальным органом федерального органа управления лесным хо­зяйством с обязательным проведением государственной экологи­ческой экспертизы.

Текущий государственный экологический контроль осущест­вляется специально уполномоченными органами на стадии экс-

XVI. Правовые основы экологического контроля

плуатации предприятий и иных экологически значимых объек­тов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на орга­ны государственного"экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля ин­спектора в пределах своей компетенции имеют право:

" посещать в целях проверки организации, объекты хозяйст­венной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборон­ные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с до­кументами и иными необходимыми для осуществления государ­ственного экологического контроля материалами;

Проверять соблюдение нормативов, государственных стан­дартов и иных нормативных документов в области охраны окру­жающей среды, работу очистных сооружений и других обезвре­живающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

Проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

Проверять выполнение требований, указанных в заключе­нии государственной экологической экспертизы, и вносить пред­ложения о ее проведении;

Предъявлять требования и выдавать предписания юриди­ческим и физическим лицам об устранении нарушения законода­тельства в области охраны окружающей среды и нарушений при­родоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

Приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законода­тельства в области охраны окружающей среды;

Привлекать к административной ответственности лиц, до­пустивших нарушение законодательства в области охраны окру­жающей среды;

Осуществлять иные определенные законодательством пол­номочия.

Некоторые существенные полномочия государственных ин­спекторов по охране природы законодательством установлены

2. Государственный экологический контроль

применительно к иным сферам. Так, согласно Закону об охране атмосферного воздуха они вправе аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавли­вать действие таких разрешений на определенный срок, если ус­ловия разрешений не соблюдаются; давать предписания, обяза­тельные для физических и юридических лиц, об ограничении, о приостановлении или о прекращении выбросов вредных (загряз­няющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государст­венные инспектора по охране природы и использованию при­родных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

Для обеспечения защиты законных интересов субъектов эко­логического права Законом о защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей установлены требования о по­рядке проведения контроля. В частности, для проведения контроля органом государственного контроля (надзора) издается распоряжение (приказ). В нем указываются лицо (лица), уполно­моченное на проведение контроля и должность; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые осно­вания проведения контроля, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; срок проведения контроля.

Контроль может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе). Его продол­жительность не должна превышать один месяц. В исключитель­ных случаях, определенных Законом, срок проведения контроля может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Контроль за выполнением юридическими лицами и индивиду­альными предпринимателями обязательных экологических тре­бований должен быть плановым. При этом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каж­дым органом государственного контроля (надзора) плановое меро­приятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Одновременно Закон предусматривает проведение внепланово­го контроля. Так, внеплановые проверки проводятся для контро­ля исполнения предписаний об устранении выявленных наруше­ний в деятельности юридического лица или индивидуального

XVI. Правовые основы экологического контроля

предпринимателя, обнаруженных в результате планового конт­роля.

Внеплановый контроль проводится также в случаях:

Получения информации от юридических лиц, индивидуаль­ных предпринимателей, органов государственной власти о воз­никновении аварийных ситуаций, об изменениях или о наруше­ниях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно при­чинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и иму­ществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей;

Возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загряз­нения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридичес­ких лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их экологических прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юри­дических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, свя­занные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии при­знаков таких нарушений.

При этом решение органа государственного контроля (надзо­ра) о проведении внепланового контроля должно быть мотивиро­ванным.

Экологическим законодательством установлены некоторые особенности проведения государственного экологического кон­троля. О некоторых из них выше уже говорилось.

Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен ряд ограничений при проведении контроля (ст. 8). Так, должностные лица органов государственно­го контроля (надзора) не вправе:

Проверять выполнение обязательных требований, не отно­сящихся к компетенции органа государственного контроля (над­зора);

Осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении контроля должностных лиц или работников проверя­емых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

Требовать представление документов, информации, образ­цов (проб) продукции, если они не являются объектами меро-

2. Государственный экологический контроль

приятии по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

Требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в ко­личестве, превышающем нормы, установленные государственны­ми стандартами или иными нормативными документами;

Распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприя­тий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных за­конодательством РФ;

Превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Законом предусмотрены требования по оформлению результа­тов проведения контроля. По результатам проведения контроля должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установ­ленной формы в двух экземплярах. Помимо таких данных, как дата, время и место составления акта; наименование органа госу­дарственного контроля (надзора); фамилия и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; дата проведения контроля, в нем указываются: сведения о результатах мероприя­тия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за эти нарушения; сведения об ознакомлении или об отказе в озна­комлении с актом представителя юридического лица или индиви­дуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продук­ции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (за­ключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контро­ля (надзора), работников, на которых возлагается ответствен­ность за нарушения обязательных требований, и другие докумен­ты или их копии, связанные с результатами контроля.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руко­водителю юридического лица или его заместителю и индивиду­альному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

XVI. Правовые основы экологического контроля

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет протокол в по­рядке, установленном законодательством РФ об административ­ных правонарушениях, и дает предписания об устранении выяв­ленных нарушений.

При выявлении в результате проведения мероприятия по кон­тролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных экологических требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательст­вом РФ, обязаны принять меры по устранению выявленных нару­шений, их предупреждению, предотвращению возможного при­чинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде или имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших на­рушения, к ответственности.

В случае, если при проведении контроля будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здо­ровью, окружающей среде или имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к не­допущению причинения вреда, в том числе путем приостановле­ния производства (реализации, выполнения) товара (работы, ус­луги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

При этом орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на прове­дение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате кото­рых выявлены нарушения обязательных требований.

Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены конкретные обязанности долж­ностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю (ст. 11). В частности, они обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предуп­реждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

Соблюдать законодательство РФ, права и законные интере­сы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3. Ведомственный и производственный экологический контроль

Посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служеб­ных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

Не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведе­нии контроля, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

Предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении контроля, относящуюся к пред­мету проверки необходимую информацию;

Знакомить должностных лиц юридического лица или инди­видуального предпринимателя либо их представителей с резуль­татами контроля;

При определении мер, принимаемых по фактам выявлен­ных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граж­дан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Некоторые из этих обязанностей предусмотрены также в ст. 66 Закона об охране окружающей среды.

Реализация изложенных положений позволяет органам госу­дарственного экологического контроля с необходимой степенью эффективности осуществлять данную функцию государственного управления.

3. Ведомственный и производственный экологический

контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заклю­чается в основном в обеспечении центральными органами ис­полнительной власти РФ и субъектов Федерации выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Та­кими объектами являются государственные учреждения, орга­низации и предприятия, находящиеся в подчинении вышесто­ящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный

XVI. Правовые основы экологического контроля

контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного эколо­гического контроля. Различие между ними -- прежде всего в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведом-ственный характер. Другое существенное отличие состоит в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или тер­риториального уровня, имеющими в своем ведении объекты, яв­ляющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании экологического пра­вопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические ре­зультаты их деятельности и прибыль.

Сферой производственного экологического контроля является производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и вы­сокой эффективности обусловлена тем, что предприятия - это ос­новная категория природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль про­водит руководитель предприятия, руководители функциональ­ных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наибо­лее полезным может быть контроль, осуществляемый экологичес­кими службами. Правда, в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на пред­приятиях часто отсутствуют. С учетом важности производствен­ного экологического контроля и в целях повышения его эффек­тивности Законом об охране окружающей среды установлена обя-

4. Муниципальный и общественный экологический контроль

занность субъектов хозяйственной и иной деятельности Предоста­вить сведения об организации производственного эколог^е^ого контроля в органы исполнительной власти и органы Местного самоуправления, осуществляющие соответственно государствен­ный и муниципальный контроль (ст. 67).

Главной задачей производственного экологического Контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по ра­циональному использованию природных ресурсов и охране окру­жающей среды; б) соблюдения нормативов предельно Допусти­мых воздействий на природу, установленных предпр иятию; в) выполнения иных требований законодательства об о^ру жаю. щей среде и др.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых эко­логических требований в рамках ведомственного и производст­венного контроля принимаются уполномоченными долж НОСТНЬ1 . ми лицами. На предприятии это, как правило, - руководитель.

Эффективность ведомственного и производственного акологи-ческого контроля во многом зависит от взаимодействия с органа­ми государственного экологического контроля. Пока такое взаи­модействие не развито. Более того, руководители предпр иятии и экологические службы считают своей задачей защиту Hij TepecoB предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представле­ния государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям.

Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля -- важны^ резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исхо­дить от любого субъекта. Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в силу правового статуса зависит от позиции органов государственного экологического контроля. Важно при этом реализовать ^е толь­ко административные методы, но и методы убеждения j! воспи­тания.

Тема 5.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Понятие, виды и задачи экологического контроля

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор . Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.

· Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.

· Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

· Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, муниципальный, производственный, общественный. Критериями такой классификации служит субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Государственный экологический контроль

Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего .

· Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию.

· Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный .

Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах . Основные из них:

Открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные экологические требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

Законность. Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами;

Периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

Объективность. Объективность государственного экологического контроля основывается на достоверных и полных данных о деятельности контролируемого объекта;

Разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Носивший ранее в основном доктринальный характер, в настоящее время он закреплен в ст. 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы;

Возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством.

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. ст. 64 - 66), Земельный кодекс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 36), Лесной кодекс РФ (ст. 96), Закон РФ "О недрах" (ст. 37), Федеральный закон "О животном мире" (ст. 16), Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 24).

Единый государственный экзамен по физике, 2008 год
демонстрационная версия

Часть A

A1. На рисунке представлен график движе­ния автобуса из пункта А в пункт Б и обратно. Пункт А находится в точке x = 0, а пункт Б - в точке x = 30 км. Чему равна максимальная скорость автобуса на всём пути следования туда и обратно?

1) 40 км/ч
2) 50 км/ч
3) 60 км/ч
4) 75 км/ч

Решение. Из графика видно, что автобус ехал из пункта А в пункт Б с постоянной скоростью , а из пункта Б в пункт А - с постоянной скоростью . Максимальная скорость автобуса равна 60 км/ч.

Правильный ответ: 3.

А2. Льдинку, плавающую в стакане с пресной водой, перенесли в стакан с солёной водой. При этом архимедова сила, действующая на льдинку,

Решение. Для плавающих тел действующая на них архимедова сила равна силе тяжести. Поскольку сила тяжести льдинки не изменилась, не изменилась и архимедова сила.

Правильный ответ: 4.

A3. На рисунке приведены условные изображе­ния Земли и Луны, а также вектор силы притяжения Луны Землёй. Известно, что масса Земли примерно в 81 раз больше массы Луны. Вдоль какой стрелки (1 или 2) направлена и чему равна по модулю сила, действующая на Землю со стороны Луны?

Решение. По третьему закону Ньютона сила действия равна и противоположно направлена силе противодействия. Сила, действующая на Землю со стороны Луны, направлена вдоль 2 и равна .

Правильный ответ: 2.

А4. Тело равномерно движется по плоскости. Сила давления тела на плоскость равна 20 Н, сила трения 5 Н. Коэффициент трения скольжения равен

1) 0,8
2) 0,25
3) 0,75
4) 0,2

Решение. Коэффициент трения связывает силу давления тела на плоскость и силу трения:

Правильный ответ: 2.

А5. При выполнении лабораторной работы ученик установил наклонную плоскость под углом 60° к поверхности стола. Длина плоскости равна 0,6 м. Чему равен момент силы тяжести бруска массой 0,1 кг относительно точки O при прохождении им середины наклонной плоскости?

1) 0,15 Нм
2) 0,30 Нм
3) 0,45 Нм
4) 0,60 Нм

Решение. Угол между направлением силы тяжести наклонной плоскостью равен 30°. Момент силы тяжести равен

Правильный ответ: 1.

A6. Шары одинаковой массы движутся так, как показано на рисунке, и абсолютно неупруго соударяются. Как будет направлен импульс шаров после соударения?

Решение. Период колебаний математического маятника равен

Увеличение длины маятника в 4 раза увеличивает период в 2 раза. Масса груза не влияет на период.

Правильный ответ: 1.

А8. После толчка брусок скользит вверх по наклонной плос­кости. В системе отсчёта, связанной с плоскостью, направ­ление оси 0x показано на левом рисунке. На каком из рисунков правильно показаны направления векторов скорости бруска , его ускорения и равнодействующей силы ?

1) 2)
3) 4)

Решение. Поскольку брусок скользит вверх, его скорости сонаправлена с осью 0x . По второму закону Ньютона ускорение тела направлено в сторону равнодействующей силы. Подходит только рисунок 1.

Правильный ответ: 1.

A9. Пластилиновый шар массой 0,1 кг имеет скорость 1 м/с. Он налетает на неподвижную тележку массой 0,1 кг, при­креплённую к пружине, и прилипает к тележке (см. ри­сунок). Чему равна полная механическая энергия системы при её дальнейших колебаниях? Трением пренебречь.

1) 0,1 Дж
2) 0,5 Дж
3) 0,05 Дж
4) 0,025 Дж

Решение. По закону сохранения импульса скорость тележки с прилипшим пластилиновым шаром равна

Правильный ответ: 4.

A10. Постоянная масса идеального газа участвует в процессе, показанном на рисунке. Наибольшее давление газа в процессе достигается

1) в точке 1
2) в точке 3
3) на всём отрезке 1–2
4) на всём отрезке 2–3

Решение. Проведём на графике линии изобар, проходящие через точки 1, 2 и 3 (см. рис.). В координатах T V чем больше угол наклона линии изобары, тем больше давление. Таким образом, наибольшее давление газа в состоянии 1.

Правильный ответ: 1.

А11. На фотографии представлены два термо­метра, используемые для определения относи­тельной влажности воздуха. Ниже приведена психрометрическая таблица, в которой влажность указана в процентах.

t сух. терм. Разность показаний сухого и влажного термометров
°С 0 1 2 3 4 5 6 7 8
15 100 90 80 71 61 52 44 36 27
16 100 90 81 71 62 54 45 37 30
17 100 90 81 72 64 55 47 39 32
18 100 91 82 73 64 56 48 41 34
19 100 91 82 74 65 58 50 43 35
20 100 91 83 74 66 59 51 44 37
21 100 91 83 75 67 60 52 46 39
22 100 92 83 76 68 61 54 47 40
23 100 92 84 76 69 61 55 48 42
24 100 92 84 77 69 62 56 49 43
25 100 92 84 77 70 63 57 50 44

Относительная влажность воздуха в помещении, в котором проводилась съёмка, равна

Решение. По закону Бойля - Мариотта при изотермическом процессе давление обратно пропорционально объёму. При увеличении объёма в 4 раза давление уменьшается в 4 раза.

Правильный ответ: 4.

A13. На рисунке представлен график зависимости абсолютной температуры T воды массой m от времени t при осуществлении теплоотвода с постоянной мощностью P .

В момент времени t = 0 вода находилась в газообразном состоянии. Какое из приведенных ниже выражений определяет удельную теплоёмкость льда по результатам этого опыта?

1)
2)
3)
4)

Решение. На графике участки ломаной соответствуют следующим процессам (слева направо): охлаждение водяного пара, конденсация пара в воду, охлаждение воды, кристаллизация воды в лёд, охлаждение льда. Теплоёмкость льда можно определить из последнего участка графика как отношение забранной теплоты к массе и изменению температуры льда. Забранная теплота равна произведению мощности на время. В итоге получаем:

Правильный ответ: 4.

А14. Одноатомный идеальный газ в количестве 4 молей поглощает количество теплоты 2 кДж. При этом температура газа повышается на 20 К. Работа, совершаемая газом в этом процессе, равна

1) 0,5 кДж
2) 1,0 кДж
3) 1,5 кДж
4) 2,0 кДж

Решение. По первому началу термодинамики

Правильный ответ: 2.

А15. Тепловая машина имеет КПД 25 %. Средняя мощность передачи теплоты холодильнику в ходе её работы составляет 3 кВт. Какое количество теплоты получает рабочее тело машины от нагревателя за 10 с?

1) 0,4 Дж
2) 40 Дж
3) 400 Дж
4) 40 кДж

Решение. За 10 с тепловая машина отдаёт холодильнику теплоты. Теплота, получаемая от нагревателя, и теплота, отдаваемая холодильнику, связаны соотношением:

Правильный ответ: 4.

А16. Как изменится сила электростатического взаимодействия двух электрических зарядов при перенесении их из вакуума в среду с диэлектрической проницаемостью 81, если расстояние между ними останется прежним?

Решение. Сила электростатического взаимодействия двух точечных электрических зарядов обратно пропорциональна диэлектрической проницаемости среды. Диэлектрическая проницаемость вакуума равна 1. При переносе зарядов в среду с диэлектрической проницаемостью 81 сила их взаимодействия уменьшится в 81 раз.

Правильный ответ: 2.

А17. На рисунке показано расположение двух неподвижных точечных электрических зарядов +2q и –q . Модуль вектора напряжённости электрического поля этих зарядов имеет

Решение. Обозначим расстояние между зарядами 2a . Рассчитаем модули векторов напряжённости электрического поля этих зарядов в точках A , B и C :

,

,

.

Видно, что максимальное значение получилось в точке B .

Правильный ответ: 2.

A18. В участке цепи, изображенном на рисунке, сопротивление каждого из резисторов равно 2 Ом. Полное сопротивление участка равно

1) 8 Ом
2) 6 Ом
3) 5 Ом
4) 4 Ом

Решение. Сопротивление двух параллельно соединённых резисторов равно

.

Полное сопротивление равно .

Правильный ответ: 3.


A19. На рисунке показан график зависимости силы тока в лампе накаливания от напряжения на её клеммах. При напряжении 30 В мощность тока в лампе равна

1) 135 Вт
2) 67,5 Вт
3) 45 Вт
4) 20 Вт

Решение. Из графика видно, что при напряжении 30 В сила тока равна 1,5 А. Мощность тока равна .

Правильный ответ: 3.

А20. Сравните индуктивности и двух катушек, если при одинаковой силе тока энергия магнитного поля, создаваемого током в первой катушке, в 9 раз больше, чем энергия магнитного поля, создаваемого током во второй катушке.

1) в 9 раз больше, чем
2) в 9 раз меньше, чем
3) в 3 раза больше, чем
4) в 3 раза меньше, чем

Решение. При одинаковой силе тока энергия магнитного поля в катушке прямо про­порциональна её индуктивности. Поскольку энергия магнитного поля первой катушки в 9 раз больше, то и её индуктивность в 9 раз больше второй.

Правильный ответ: 1.

А21. Среди приведённых примеров электромагнитных волн максимальной длиной волны обладает

Решение. Максимальной длиной волны среди приведённых примеров обладает излучение антенны радиопередатчика.

Правильный ответ: 4.

A22. Какой из образов 1–4 служит изображением предмета AB в тонкой линзе с фокусным рас­стоянием F ?

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Решение. Собирающая линза даёт действительное перевёрнутое изображение предметов, находящихся на рас­стоянии большем фокусного.

Правильный ответ: 2.

А23. Два первоначально покоившихся электрона ускоряются в электрическом поле: первый в поле с разностью потенциалов U , второй - 2U . Ускорившиеся электроны попадают в однородное магнитное поле, линии индукции которого перпендикулярны скорости движения электронов. Отношение радиусов кривизны траекторий первого и второго электронов в магнитном поле равно

1)
2)
3)
4)

Решение. Радиус кривизны траекторий прямо пропорционален импульсу частицы. Приобретаемый импульс, в свою очередь, прямо пропорционален корню квадратному из разности потенциалов. Поскольку разность потенциалов для первого электрона составляет 1/2 от разности потенциалов для второго электрона, то отношение радиусов кривизны траекторий первого и второго электронов равно .

Правильный ответ: 3.

А24. Синус предельного угла полного внутреннего отражения на границе стекло - воздух равен 8/13. Какова скорость света в стекле?

1)
2)
3)
4)

Решение. Обозначим предельный угол полного внутреннего отражения α. По закону преломления

Правильный ответ: 3.

А25. Один учёный проверяет закономерности колебания пружинного маятника в лабора­тории на Земле, а другой учёный - в лабора­тории на космическом корабле, летящем вдали от звёзд и планет с выключенным двигателем. Если маятники одинаковые, то в обеих лабораториях эти закономерности будут

Решение. Согласно постулату специальной теории относительности, все физические явления протекают одинаково во всех инерциальных системах отсчёта. Лабораторию на Земле и космический корабль можно считать инерциальными системами отсчёта. Закономерности будут одинаковыми при любой скорости корабля.

Правильный ответ: 1.

А26. На рисунке изображены схемы четырех атомов. Чёрными точками обозначены электроны. Какая схема соответствует атому ?

1) 2) 3) 4)

Решение. Число электронов в нейтральном атоме совпадает с числом протонов, которое записывается внизу перед наименованием элемента. В атоме 5 электронов.

Правильный ответ: 3.

А27. Какая доля от большого количества радиоактивных атомов остается нераспавшейся через интервал времени, равный двум периодам полураспада?

1) 25 %
2) 50 %
3) 75 %
4) 0 %

Решение. По закону радиоактивного распада

Правильный ответ: 1.

А28. В результате серии радиоактивных распадов уран превращается в свинец . Какое количество α- и β-распадов он испытывает при этом?

1) 8 α и 6 β
2) 6 α и 8 β
3) 10 α и 5 β
4) 5 α и 10 β

Решение. При α-распаде масса ядра уменьшается на 4 а. е. м., а при β-распаде масса не изменяется. В серии распадов масса ядра уменьшилась на 238 – 206 = 32 а. е. м. Для такого уменьшения массы требуется 8 α-распадов.

Правильный ответ: 1.

А29. В опытах по фотоэффекту взяли пластину из металла с работой выхода и стали освещать её светом частоты . Затем частоту уменьшили в 2 раза, одно­временно увеличив в 1,5 раза число фотонов, падающих на пластину за 1 с. В результате этого число фотоэлектронов, покидающих пластину за 1 с,

Решение. При уменьшении частоты падающего света в 2 раза энергия фотонов, равная , станет меньше работы выхода. Фото­эффект перестанет наблюдаться, число фотоэлектронов, покидающих пластину, станет равным нулю.

Правильный ответ: 2.

A30. На графике представлены результаты измерения длины пружины при различных значениях массы грузов, лежащих в чашке пружинных весов.

С учётом погрешностей измерений (, ) жёсткость пружины k приблизительно равна

1) 7 Н/м
2) 10 Н/м
3) 20 Н/м
4) 30 Н/м

Решение. Проведём через точки графика прямую линию (см. рис.).

Видно, что при отсутствии груза (m = 0 г) длина пружины равна . Жёсткость пружины равна отношению силы, действующей на пружину, к величине деформации:

Правильный ответ: 3.

Часть B

В1. Плоский воздушный конденсатор отключили от источника тока, а затем увеличили расстояние между его пластинами. Что произойдёт при этом с зарядом на обкладках конденсатора, электроёмкостью конденсатора и напряжением на его обкладках?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов).

Решение. По закону сохранения заряд на обкладках конденсатора не изменится. Электро­ёмкость конденсатора обратно пропорциональна расстоянию между обкладками. При увеличении расстояния между ними, электроёмкость уменьшается. Напряжение, равное отношению заряда к электроёмкости, наоборот, возрастёт.

Ответ: 321.

В2. Груз массой 2 кг, закреплённый на пружине жёсткостью 200 Н/м, совершает гармони­ческие колебания. Максимальное ускорение груза при этом равно . Какова макси­мальная скорость груза?

Решение. Ускорение груза максимально при максимальной действующей силе, которая возникает в крайних положениях растяжения или сжатия пружины. В этот момент скорость груза равна нулю, а полная энергия равна потенциальной энергии деформированной пружины:

.

Наибольшая скорость у груза в момент прохождения положения равновесия. В этот момент полная энергия равна кинетической энергии груза:

В3. В баллоне находятся 20 кг азота при температуре 300 К и давлении . Каков объём баллона? Ответ округлите до целых.

Решение. Используя уравнение Менделеева - Клапейрона, получаем:

В4. Прямолинейный проводник длиной l = 0,2 м, по которому течет ток I = 2 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией В = 0,6 Тл и расположен перпендикулярно вектору . Каков модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля?

Решение. Сила Ампера равна .

Ответ: 0,24.

Часть C

С1. Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом направлены противоположно и равны и . Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом μ = 0,17. На какое расстояние переместятся слипшиеся брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится на 30 %?

Решение. Обозначим массу пластилина m , тогда масса бруска равна 4m . Используя закон сохранения импульса, определим скорость бруска с пластилином после соударения:

Вес бруска с пластилином на горизонтальной поверхности равен , а сила трения, действующая на брусок, равна . Используя закон сохранения энергии, определим искомое расстояние:

Ответ: 0,15 м.

C2. 10 моль одноатомного идеального газа сначала охладили, уменьшив давление в 3 раза, а затем нагрели до перво­начальной температуры 300 К (см. рис.). Какое количество теплоты получил газ на участке 2−3?

Решение. Поскольку при изохорном охлаждении давление уменьшилось в 3 раза, температура также уменьшилась в 3 раза и составила . На участке 2–3 давление газа остаётся постоянным. Теплоёмкость идеального одноатомного газа в изобарном процессе равна . Количество теплоты, переданное газу на участке 2–3, равно

Ответ: 41550 Дж.

С3. К источнику тока с ЭДС ε = 9 В и внутренним сопротивлением r = 1 Ом подключили параллельно соединенные резистор с сопротивлением R = 8 Ом и плоский конденсатор, расстояние между пластинами которого d = 0,002 м. Какова напряжённость электрического поля между пластинами конденсатора?

Решение. Сила электрического тока в цепи равна . Разность потенциалов между клеммами резистора равна . Токая же разность потенциалов будет между обкладками конденсатора. Напряжённость электрического поля между пластинами конденсатора равна

Ответ: 4 кВ/м.

С4. На поверхности воды плавает надувной плот шириной 4 м и длиной 6 м. Небо затянуто сплошным облачным покровом, полностью рассеивающим солнечный свет. Определите глубину тени под плотом. Глубиной погружения плота и рассеиванием света водой пренебречь. Показатель преломления воды относительно воздуха принять равным 4/3.

Решение. Обозначим ширину плота , предельный угол полного внутреннего отражения α (см. рис.). Глубина тени равна . По закону преломления света:

.

Получаем

.

Ответ: 1,76 м.


C5. Предположим, что схема энергетических уровней атомов некоего ве­щества имеет вид, показанный на рисунке, и атомы находятся в состоянии с энергией . Электрон, столкнувшись с одним из таких атомов, отскочил, приобретя некоторую дополнительную энергию. Импульс электрона после столкновения с покоящимся атомом оказался равным . Определите кинетическую энергию электрона до столкновения. Возможностью испускания света атомом при столкновении с электроном пренебречь.

Решение. Обозначим энергию электрона до столкновения W . Энергия электрона увеличилась, значит, энергия атома уменьшилась. Из состояния с энергией атом мог перейти только в состояние с энергией . Используя закон сохранения энергии, получаем:

Ответ: .