Что сделал вернадский. Академик Владимир Вернадский: о человеке, который опередил свое время, сейчас знают считанные единицы

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - это знаменитый на весь мир российский мыслитель и естествоиспытатель. Принимал активное участие в общественной жизни страны. Является главным основоположником комплексов основных наук о Земле. В сферу его изучения входили такие отрасли, как:

  • биогеохимия;
  • геохимия;
  • радиогеология;
  • гидрогеология.

Является создателем большинства научных школ. С 1917 года является академиком российской АН, а с 1925 - академиком АН СССР.

В 1919 году стал первым резидентом АН Украины, затем - профессором Московского института. Однако ушел в отставку. Этот жест являлся знаком протеста против плохого отношения к студентам.

Изложенные мысли Владимира Ивановича Вернадского стали отправной точкой развития Основной идеей ученого была целостная научная разработка такого понятия, как биосфера. По его словам, данный термин определяет живую земную оболочку Земли. Вернадский Владимир Иванович ("ноосфера" также является введенным термином ученого) изучил целостный комплекс, в котором основную роль играет не только живая оболочка, но и человеческий фактор. Учения столь умного и рассудительного профессора о взаимоотношениях людей и окружающей среды не могли не оказывать значительного влияния на научное формирование естественного сознания каждого здравомыслящего человека.

Академик Вернадский был активным сторонником который базируется на идее единства космоса и всего человечества. Также Владимир Иванович являлся лидером партии конституционалистов-демократов и движения земских либералов. Получил государственную премию СССР в 1943 году.

Детские годы и юность будущего академика

Вернадский Владимир Иванович (биография это подтверждает) родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 года. Жил в дворянской семье. Его отец был экономистом, а мать - первой российской женщиной-политэкономом. Родители малыша были довольно известными публицистами и экономистами и никогда не забывали о своем происхождении.

Согласно семейному преданию, род Вернадских берет начало с литовского шляхтича Верны, который перешел на сторону казаков и был казнен поляками за поддержку Богдана Хмельницкого.

В 1873 году герой нашего повествования начал учебу в Харьковской гимназии. А в 1877-м его семья вынуждена была переехать в Петербург. В это время Владимир поступил в лицей и впоследствии успешно его окончил. В городе на Неве отец Вернадского - Иван Васильевич - открыл свою издательскую фирму, которая называлась «Славянская печатня», а также заведовал книжным магазином на Невском проспекте.

В тринадцатилетнем возрасте у будущего академика начинают проявляться интересы к природоведению, славянству, а также к активной общественной жизни.

1881 год был богатым на события. Цензура закрыла журнал его отца, которого в то же время еще и парализовало. И был убит Александр Второй. Сам же Вернадский успешно сдал вступительные экзамены и начал свою студенческую жизнь в Петербургском университете.

Желание стать ученым

Вернадский, биография которого столь же популярна, как и его научные достижения, начал свою учебу в Петербургском университете в 1881 году. Ему повезло попасть на лекции Менделеева, который подбадривал студентов, а также укреплял их веру в себя и учил достойно преодолевать трудности.

В 1882 году в университете было создано научно-литературное общество, в котором Вернадский имел честь вести минералогию. Профессор Докучаев обратил внимание на то, что молодой студент учится наблюдать за природными процессами. Большим опытом для Владимира стала организованная профессором экспедиция, которая позволила студенту уже через несколько лет самому пройти первый геологический маршрут.

В 1884 году Вернадский становится сотрудником минералогического кабинета Петербургского университета, воспользовавшись предложением все того же Докучаева. В этом же году вступает во владение имением. А еще через два года женится на прекрасной девушке Наталии Старицкой. Вскоре у них появляется сыночек Георгий, который в будущем станет профессором Йельского университета.

В марте 1888 года Вернадский (биография описывает его жизненный путь) отправляется в командировку и посещает Вену, Неаполь и Мюнхен. Так начинается его работа в лаборатории кристаллографии за границей.

И вот после успешного окончания учебного года в университете Вернадский решает оправиться в путешествие по Европе с целью посещения минералогических музеев. Во время поездки он принял участие в пятой конференции Международного геологического собрания, которое проходило в Англии. Здесь же был принят в Британскую ассоциацию наук.

Московский университет

Владимир Вернадский, приехав в Москву, стал преподавателем в Московском университете, заняв место своего отца. В его распоряжении были отличная химическая лаборатория, а также минералогический кабинет. Вскоре Вернадский Владимир Иванович (биология тогда еще не столь сильно итересовала молодого ученого) стал читать лекции на медицинском и физико-математическом факультетах. Слушатели позитивно отзывались о важных и полезных знаниях, которые давал преподаватель.

Вернадский описывал минералогию как научную дисциплину, позволяющую изучать минералы как природные соединения земной коры.

В 1902 году герой нашего рассказа защитил докторскую диссертацию по кристаллографии и стал ординарным профессором. В это же время принял участие в съезде геологов со всего мира, который состоялся в Москве.

В 1892 году в семье Вернадских появился второй ребенок - дочь Нина. В это время старшему сыну уже было девять лет.

Вскоре профессор замечает, что "вырастил" целую новую науку, отделяющуюся от минералогии. О ее принципах он рассказал на очередном съезде врачей и естествоиспытателей. С тех пор появилась новая отрасль - геохимия.

4 мая 1906 года Владимир Иванович становится адъюнктом по минералогии в Петербургской академии наук. Здесь же избирается заведующим минералогическим отделением Геологического музея. А в 1912-м Вернадский (биография его - прямое тому подтверждение) становится академиком.

Путешествуя по миру, ученый собирает и привозит домой самые разнообразные коллекции камней. А в 1910 году итальянский натуралист назовет открытый Владимиров Ивановичем минерал "вернадскитом".

Свою преподавательскую деятельность в Московском университете профессор закончил в 1911 году. Именно в этот период правительство разгромило кадетское гнездо. В знак протеста из высшего заведения ушла треть преподавателей.

Жизнь в Петербурге

В сентябре 1911 года ученый Владимир Вернадский переезжает в Петербург. Одной из проблем, которые интересовали профессора, было превращение минералогического музея Академии Наук в заведение мирового масштаба. В 1911 году в ассортимент музея поступило рекордное число коллекций минералов - 85. Среди них были и камни неземного происхождения (метеориты). Экспонаты были найдены не только в России, но также завезены из Мадагаскара, Италии и Норвегии. Благодаря новым коллекциям Петербургский музей стал одним из лучших во всем мире. В 1914 году вследствие увеличения штата образуется Минералогический и Геологический музей. Вернадский становится его директором.

Во время пребывания в Петербурге ученый старается создать Ломоносовский институт, который должен был состоять из нескольких отделений: химического, физического и минералогического. Но, к сожалению, российское правительство не захотело выделять на него финансы.

С тех пор как началась Первая мировая война, кредиты на радиевые работы в России стали значительно сокращаться, к тому же стремительно прервались зарубежные связи с со светилами науки. Академик Вернадский придумал создать комитет, который будет изучать естественные России. Совет, который состоял из пятидесяти шести человек, возглавил сам ученый. И в это время Владимир Иванович стал понимать, как строится вся научная и государственная жизнь. Несмотря на то что в России все ухудшалось, комиссия, наоборот, расширялась. И уже в 1916 году он смог организовать четырнадцать научных экспедиций по разным областям страны. В этот же период академик Вернадский смог заложить основы совершенно новой науки - биогеохимии, которая должна была изучать не только окружающую среду, но и природу самого человека.

Роль Вернадского в становлении украинской науки

В 1918 году дом Вернадского, построенный в Полтаве, был разгромлен большевиками. Даже несмотря на то, что в Украину пришли немцы, ученый смог организовать несколько геологических экскурсий, а также выступить с докладом на тему «Живое вещество».

После того как власть сменилась, и править начал гетман Скоропадский, было решено организовать Украинскую академию наук. Это важное задание поручили Вернадскому. Ученый считал, что самым хорошим решением будет взять за пример Российскую АН. Такое заведение должно было способствовать развитию материальной и духовной культуры народа, а также увеличению производительных сил. Вернадский, биография которого является подтверждением многих событий, происходивших тогда в Украине, согласился заняться столь важным делом, но при условии, что он не будет становиться гражданином Украины.

В 1919 году открылась УАН, а также научная библиотека. В это же время ученый работал над открытием в Украине нескольких университетов. Однако даже этого Вернадскому оказалось мало. Он принимает решение проводить эксперименты с живым веществом. И один из таких опытов дал очень интересный и важный результат. Но с приходом большевиков находиться в Киеве становится опасно, поэтому Владимир Иванович переезжает на биологическую станцию в Староселье. Непредвиденная опасность вынуждает его отправиться в Крым, где его ожидали дочь и жена.

Наука и философия

Владимир Вернадский считал, что философия и наука - это два совершенно разных способа познать человеком мир. Они разнятся объектом исследования. Философия же не имеет границ и размышляет обо всем. А наука, наоборот, имеет предел - реальный мир. Но в то же время оба понятия являются неразделимыми. Философия - это своеобразная «питательная» среда для науки. Ученым была высказана мысль, что жизнь - это точно такая же вечная часть вселенной, как энергия или материя.

В последние годы своей жизни Владимир Иванович высказал философскую идею перерастания области жизни в область разума, то есть биосферы в ноосферу. Он считал, что человеческий ум - это направляющая сила эволюции, поэтому стихийные процессы сменяются сознательными.

Геохимия и биосфера

В данном труде ученый обобщает практическую и теоретическую информацию, которая касается атомов земной коры, а также изучает природный состав геосферы. В этом же сочинении было дано понятие «живое вещество» - совокупность организмов, которые можно изучать точно так же, как и любые другие вещества: описывать их вес, химический состав и энергию. Определил геохимию как науку, изучающую химический состав и законы распространения химических элементов на Земле. Геохимические процессы способны охватить все оболочки. Самым грандиозным процессом считается разделение веществ в процессе затвердения или остывания. А вот источником всех геохимических процессов считается энергия Солнца, гравитации и тепла.

Используя законы распределения химических элементов, русские ученые разрабатывают геохимические прогнозы, а также способы поиска полезных ископаемых.

Вернадский сделал умозаключение о том, что любое проявление жизни может существовать только в виде биосферы - огромной системы «области живого». В 1926 году профессор выпустил книгу «Биосфера», в которой изложил все основы своего учения. Издание получилось небольшое, написанное простым творческим языком. Привело в восторг очень многих читателей.

Вернадский сформулировал биогеохимическую концепцию биосферы. В ней данное понятие рассматривалось как живое вещество, состоящее из множества химических элементов, находящихся во всех живых организмах в совокупности.

Биогеохимия

Биогеохимия является наукой, которая изучает состав, строение, суть живого вещества. Ученый определил несколько важных принципов, показывающих модель мира.

О чем же говорил Владимир Вернадский?

Биосфера - живая оболочка Земли - никогда не возвращается в свое прежнее состояние, поэтому все время изменяется. А вот живое вещество оказывает постоянное геохимическое влияние на окружающий мир.

Атмосфера Земли - это биогенное образование, так как борьба за кислород во всем мире намного важнее, чем поединки за пищу.

Самой мощной и разнообразной живой силой на Земле является бактериальная, открытая еще Левенгуком.

В 1943 году ученого наградили орденом и Первую половину денежного вознаграждения профессор отдал в Оборонительный фонд Родины, а вторую потратил на приобретение геологических коллекций для Российской академии наук.

и ноосфере

Ноосфера - целостная геологическая оболочка Земли, которая формируется в результате культурной и технической деятельности человечества, а также природных явлений и процессов. Самым важным постулатом концепции была роль сознательного влияния людей на окружающую среду.

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривает появление сознания как вполне логичный результат эволюции. Также профессор смог предсказать расширение границ ноосферы, подразумевая попадание человека в космос. По Вернадскому, основой ноосферы является гармония естественной красоты и человека. Поэтому существа, наделенные разумом, должны бережно относиться к этой гармонии и не разрушать ее.

Отправной точкой появления ноосферы является возникновение в жизни человека первых орудий труда и огня - так у него оказалось преимущество перед животным и растительным миром, начались активные процессы создания культурных растений и приручения животных. И вот теперь человек начинает действовать не как существо разумное, а как творец.

А вот наука, которая занимается изучением пагубного действия представителя рода человеческого на окружающую среду, появилась уже после смерти Вернадского и называлась экологией. Но эта наука не изучает геологическую деятельность людей и ее последствия.

Вклад в науку

Владимир Иванович сделал множество важнейших открытий. С 1888 по 1897 год ученый разработал концепцию силикатов, определил классификацию кремнеземистых соединений, а также ввел понятие каолинового ядра.

В 1890-1911 гг. стал основателем генетической минералогии, установив особые связи между способом кристаллизации минерала, а также его составом и генезисом образования.

Русские ученые помогли Вернадскому систематизировать и структурировать полученные знания в области геохимии. Ученый впервые провел целостные исследования не только атмосферы Земли, но также литосферы и гидросферы. В 1907 году положил начало радиогеологии.

В 1916-1940 годах определил основные принципы биогеохимии, а также стал автором учения о биосфере и ее эволюции. Вернадский Владимир Иванович, открытия которого поразили весь мир, смог изучить количественное содержание элементов живого тела, а также геохимические функции, которые они выполняют. Ввел понятие перехода биосферы в ноосферу.

Несколько слов о биосфере

По расчетам Владимира Ивановича, составляли семь основных видов вещества:

  1. Рассеянные атомы.
  2. Вещества, возникшие из живого.
  3. Элементы космического происхождения.
  4. Вещества, образованные вне жизни.
  5. Элементы радиоактивного распада.
  6. Биокостные.
  7. Живые вещества.

Что сделал Владимир Иванович Вернадский, знает каждый уважающий себя человек. Он считал, что любое живое вещество может развиваться только в реальном пространстве, для которого характерна определенная структура. Химический состав живого вещества соответствует определенному пространству, поэтому чем больше веществ, тем больше таких пространств.

А вот переходу биосферы в ноосферу сопутствовали несколько факторов:

  1. Заселение человеком разумным всей поверхности планеты Земля, а также его победа и преобладание над другими живыми существами.
  2. Создание единой информационной системы для всего человечества.
  3. Открытие новых источников энергии (особенно таких как атомная). После такого прогресса человечество получило очень важную и мощную геологическую силу.
  4. Умение человека управлять широкими народными массами.
  5. Рост численности людей, которые занимаются наукой. Этот фактор также дает человечеству новую геологическую силу.

Владимир Вернадский, вклад в биологию которого просто неоценим, был оптимистом и считал, что необратимое развитие научного знания - это единственное существенное доказательство существовавшего прогресса.

Заключение

Проспект Вернадского - самая протяженная улица Москвы, которая ведет на юго-запад столицы. Свое начало берет около института Геохимии, основателем которого и являлся ученый, и заканчивается Академией Генерального штаба. Таким образом, она символизирует вклад Вернадского в науку, который отображается в деле обороны страны. На этом проспекте, как и мечтал ученый, находятся несколько научно-исследовательских институтов и учебных университетов.

По широте научного кругозора и разнообразию научных открытий Владимир Иванович Вернадский стоит, пожалуй, особняком среди других великих естествоиспытателей нашего времени. Во многом за свои достижения он благодарил своих учителей. Часто боролся за жизнь своих друзей и учеников, которые становились жертвами карательной системы. Благодаря светлому уму и выдающимся способностям, вместе с другими учеными смог создать сильные научные институты мирового значения.

Жизнь этого человека оборвалась внезапно.

25 декабря 1944 года Владимир Иванович попросил жену принести кофе. И пока та ходила на кухню, у ученого произошло кровоизлияние в мозг. Подобная беда постигла его отца, и сын очень боялся умереть такой же смертью. После случившегося ученый прожил еще тринадцать дней, так и не приходя в сознание. Умер Владимир Иванович Вернадский 6 января 1945 года.

Живое вещество – основа биосферы (хотя и составляет крайне незначительную её часть). В живых организмах на несколько порядков увеличиваются скорости химических реакций в процессе обмена веществ. Вернадский в связи с этим назвал живое вещество чрезвычайно активизированной материей. К основным уникальным особенностям живого вещества, обуславливающим его крайне высокую средообразующую деятельность, можно отнести следующие: 1). Способность быстро занимать всё свободное пространство. Вернадский назвал это всюдностью жизни. 2). Движение не только пассивное, но и активное. 3). Устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти, сохраняя при этом высокую физико-химическую активность. 4). Высокая приспособительная способность (адаптация) к различным условиям. 5). Высокая скорость протекания реакций. 6). Высокая скорость обновления живого вещества. Все свойства живого вещества обусловливаются концентрацией в нём больших запасов энергии.

Вернадский выделил очаги наибольшей концентрации жизни, назвав их плёнками и сгущениями живого вещества. Под плёнками живого вещества понимается его повышенное количество на больших пространствах. В океане выделяют 2 плёнки: поверхностную (планктонную) и донную (бентосную). Мощность поверхностной плёнки обусловливается слоем воды, в котором возможен фотосинтез. Донная плёнка образована в основном гетеротрофными экосистемами, и поэтому её продукция представлена вторичной, а количество её зависит от поступления органического вещества с поверхностной плёнки.

В наземных экосистемах также выделяют 2 плёнки живого вещества: приземную , заключённую между поверхностью почвы и верхней границей растительного покрова и почвенную , наиболее насыщенную жизнью.

В океане выделяют следующие сгущения жизни: 1). Прибрежные : располагаются на контакте водной и наземно-воздушной среды. Особенно высокопродуктивны экосистемы эстуариев. 2). Коралловые рифы . 3). Саргассовые сгущения . 4). Апвеллинговые : приурочены к районам океана, где имеет место восходящее движение водных масс от дна к поверхности. Они несут много донных отложений и в результате активного перемешивания хорошо обеспечены О 2 . 5). Рифтовые глубоководные сгущения : высокая продуктивность здесь обязана благоприятным температурным условиям.


40. Назовите основные тезисы В.И. Вернадского о планетарной геохимической роли живого вещества. Что такое биоэкологические константы? Каковы масштабы и эффективность средообразующей функции жизни? В чем заключается гипотеза Геи?

Участие каждого отдельного организма в геологической истории Земли ничтожно мало. Однако живых существ на Земле бесконечно много, они обладают высоким потенциалом размножения, активно взаимодействуют со средой обитания и, в конечном счете, представляют в своей совокупности особый, глобальных масштабов фактор, преобразующий верхние оболочки Земли.

Всю совокупность организмов на планете В. И Вернадский назвал живым веществом , рассматривая в качестве его основных характеристик суммарную массу, химический состав и энергию.

Косное вещество , по В. И Вернадскому, это совокупность тех веществ в биосфере, в образовании которых живые организмы не участвуют.

Биогенное вещество создается и перерабатывается жизнью, совокупностями живых организмов. Это источник чрезвычайно мощной потенциальной энергии (каменный уголь, битумы, известняки, нефть). После образования биогенного вещества живые организмы в нем малодеятельны.

Особой категорией являетсябиокосное вещество . Оно создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя системы динамического равновесия тех и других. Организмы в биокосном веществе играют ведущую роль. Биокосное вещество планеты – это почва, кора, выветривания, все природные воды, свойства которых зависят от деятельности на Земле живого вещества.

Биосфера, таким образом, это та область Земли, которая охвачена влиянием живого вещества. С современных позиций биосферу рассматривают как наиболее крупную экосистему планеты, поддерживающую глобальный круговорот веществ.

Совокупность живых организмов – биота биосферы обладает мощной средообразующей функцией. Ее работа направлена на обеспечение условий жизни всех ее членов. Она слагается из газовой, концентрационной, окислительно-восстановительной, биохимической и информационной функций живого вещества

(К основным уникальным особенностям живого вещества, обуславливающим его крайне высокую средообразующую деятельность, можно отнести: 1). Способность быстро занимать всё свободное пространство. Вернадский назвал это всюдностью жизни. 2). Движение не только пассивное, но и активное. 3). Устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти, сохраняя при этом высокую физико-химическую активность. 4). Высокая приспособительная способность (адаптация) к различным условиям. 5). Высокая скорость протекания реакций. 6). Высокая скорость обновления живого вещества. Все свойства живого вещества обусловливаются концентрацией в нём больших запасов энергии )

Гипотеза Геи: организмы, особенно микроорганизмы вместе с физической средой, образуют сложную систему регуляции, поддерживающую на Земле условия, благоприятные для жизни. Организмы постоянно изменяют физическую и химическую природу инертных веществ, отдавая в среду новые соединения и источники энергии. Пример – коралловый атолл. Из простого сырья, предоставляемого морем, кораллы и растения строят целые острова. Организмы контролируют даже состав атмосферы. Это распространение биологического контроля на глобальный уровень стало основой гипотезы Геи: состав атмосферы Земли с высоким содержанием кислорода и низким содержанием двуокиси углерода, а также умеренные температурные условия и условия кислотности на поверхности Земли определялись буферной активностью ранних форм жизни. Она продолжалась координированной активностью растений и микроорганизмов, сглаживающей колебания физических факторов, которые проявились бы в отсутствие хорошо организованных живых систем. Организмы играли основную роль в развитии и регуляции геохимической среды, благоприятной для них.

Закон константности количества живого вещества В. И. Вернадского; количество живого вещества биосферы (для данного геологического периода) есть константа. Этот закон практически есть количественное следствие закона внутреннего динамического равновесия для масштаба глобальной экосистемы биосферы. Понятно, что поскольку живое вещество, согласно закону биогенной миграции атомов, есть энергетический посредник между Солнцем и Землей, то либо его количество должно быть постоянным, либо должны меняться его энергетические характеристики. Закон физико-химического единства живого вещества исключает слишком значительные перемены в последнем свойстве. Значит, для живого вещества планеты неизбежна количественная стабильность. Она характерна и для числа видов - см. правило кон­стантности числа видов.

Как аккумулятор солнечной энергии, живое вещество должно одно­временно реагировать как на внешние (космические) воздействия, так и на внутренние изменения. Увеличение или снижение количества живого вещества в одном месте биосферы должно приводить к синхронному процессу с обратным знаком в другом регионе в силу того, что освободившиеся биогены могут быть ассимилированы остальной частью живого или будет наблюдаться их недостаток. Однако следует учитывать скорость процесса, в случае антропогенного изменения намного более низкую, чем прямое нарушение природы человеком. Кроме того, не всегда происходит адекватная замена. Она идет согласно правилу (принципу) экологического дублирования, т. е. с уменьшением размеров особей и обычно с увеличением их эволюционной примитивности. Сниже­ние же размеров особей, участвующих в энергетических процессах, вво­дит в действие большую группу термодинамических закономерностей из всех групп приведенных выше обобщений. Меняется вся структура живого вещества и его качество, что в конечном итоге не может идти на пользу человеку - одному из участников процесса жизни.

Первым и самым всеобъемлющим выводом изучения о биосфере, который сделал В.И. Вернадский, был: «Можно говорить о всей жиз­ни, о всем живом веществе как о едином целом», иными словами, - это принцип целостности биосферы. В.И. Вернадский писал: «Твари Земли являются созданием сложного космического процесса, необ­ходимой и закономерной частью стройного космического механиз­ма» .

Это означает, что Земля - не просто сложение отдельных состав­ных частей, а действующий согласованный «механизм». Что же гово­рит в пользу этого вывода? Это узкие пределы существования жизни: физические постоянные, уровни радиации и т. п. Физические посто­янные, например, константа всемирного тяготения, определяющая размеры звезд, температуру и давление в них, влияющие на ход реак­ции в этих звездах. Если она будет несколько меньше, то звезды не бу­дут иметь температуры, необходимой для осуществления в их недрах термоядерного синтеза; если же температура будет несколько выше, то звезды превзойдут некую «критическую массу» и обратятся в чер­ные дыры.

Константа сильного взаимодействия определяет величину ядер­ного заряда в звездах. Если ее изменить, то цепочки ядерных реакций не смогут привести («дойти») к образованию азота и углерода.

Постоянная электромагнитного взаимодействия определяет кон­фигурацию электронных оболочек и прочность химических связей - ее изменение делает Вселенную мертвой, что находится в соответствии с «антропным» принципом, по которому при создании моделей разви­тия мира следует учитывать реальность существования человека.

Очень важной глобальной константой является соленость Миро­вого океана. При условии, что вода - это «всемирный» растворитель, соленость морской воды в среднем 35 % остается постоянной многие миллионы лет. Экологическая значимость этого факта до конца еще не определена (?!).

Дальнейшими исследованиями было подтверждено, что с эколо­гической точки зрения живой мир - это единая система, пронизан­ная взаимообусловленными связями, в виде трофических цепей

    Известный минералог, профессор минералогии Имп. московского университета, сын экономиста И. В. Вернадского (см.). Род. в 1863 г. В 1885 г. окончил СПб. университет; в 1890 г. выступил приват доцентом в Моск. университете; с 1891 г. заведует там… … Большая биографическая энциклопедия

    Вернадский, Владимир Иванович - Владимир Иванович Вернадский. ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863 1945), российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле геохимии, биогеохимии, радиохимии и др. Организатор многих… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1863 1945) естествоиспытатель и мыслитель, один из основоположников геохимии, радиогеологии, генетической минералогии, создатель биогеохимии, учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. Окончил естественное отделение Петербургского ун та.… … Философская энциклопедия

    Советский естествоиспытатель, выдающийся мыслитель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, организатор многих научных учреждений.… … Большая советская энциклопедия

    - (1863 1945) российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. академик АН СССР (1925;… … Большой Энциклопедический словарь

    Известный минеролог и общественный деятель. Родился в 1863 г. Окончил курс в Петербургском университете; заведовал минералогическим институтом того же университета; после защиты в СПб. докторской диссертации Об явлениях скольжения в минеральном… … Биографический словарь

    - (1863 1945), химик, минералог и кристаллограф, академик АН СССР (1912), академик (1919) и первый президент (1919 21) АН УССР. Родился в Петербурге. Окончил Петербургский университет (1885), в 1886 88 хранитель его Минералогического музея.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1863 1945), естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Сын И. В. и М. Н. Вернадских. Основоположник комплекса современных наук о Земле геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик… … Энциклопедический словарь

    Владимир Иванович Вернадский Дата рождения: 28 февраля (12 марта) 1863 Место рождения: Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти: 6 января 1945 Место смерт … Википедия

    ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович - (28.02(12.03). 1863, Петербург 6.01.1945, Москва) естествоиспытатель и мыслитель, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, радиологии, биогеохимии и др. научных направлений. В 1885 г. окончил естественное отд. физико… … Русская Философия. Энциклопедия

Книги

  • История минералов земной коры , Вернадский Владимир Иванович. Вернадский Владимир Иванович - советский естествоиспытатель, выдающийся мыслитель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере,…
  • История минералов земной коры. Том 2. История природных вод. Часть первая. Выпуск 2 , Вернадский Владимир Иванович. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Вернадский Владимир Иванович - советский естествоиспытатель, выдающийся мыслитель, минералог и…

Всякий, кто стоял когда-нибудь в одиночестве на берегу озера или моря, в лесу или на горной вершине, ощущал это удивительное чувство единения с миром. Владимир Иванович Вернадский перевёл это из эмоциональной плоскости в научную.

Всё на Земле взаимосвязано: вода, небо, человек, камень. Живое становится мёртвым, которое питает живое, энергии переходят одна в другую. Вернадский назвал это биосферой . Это не было совсем новым словом в науке, но русский учёный впервые обосновал учение о едином целом, которое составляют живая среда и живое вещество. Более того, он утверждал, что жизнь присуща мирозданию изначально.

Таким образом, В.И. Вернадский – крупнейший представитель русского космизма. Но это только одна из граней гениальности этого человека. По разнообразию своих интересов и учёных работ он вполне сравним с одним из гениев эпохи Возрождения.

Первые учителя

Родился Владимир Иванович в Санкт-Петербурге, в семье профессора экономики и истории. Вырос в среде учёных, которые составляли гордость Российской империи.

Учился в одной из лучших в стране классических гимназий, а потом поступил в университет, где минералогию преподавал Василий Васильевич Докучаев, внёсший огромный вклад в мировую науку, основатель почвоведения, доказавший необходимость комплексного исследования природы. И вот здесь можно проследить его влияние на Вернадского, который пошёл гораздо дальше своего учителя. Не только природа Земли, но и весь Космос – единый организм, где всё влияет одно на другое. Такие умозаключения для XIX века были бы ещё слишком смелыми.

Заграница и наука

Окончив университет, молодой учёный остался там для научной работы. Но вскоре уехал пополнять знания за рубеж. Швейцария, Франция, Италия, Англия, Германия. Два года он работал в этих странах, участвовал в геологических экспедициях, знакомился с новейшими достижениями в науке и философии. Вернувшись в Россию, он в 1897 году защищает докторскую диссертацию, а после этого начинает читать лекции по минералогии и кристаллографии в Московском университете. Он не чуждался и политики.

В 1906 году Вернадского избирают членом Государственного Совета. Но главным всегда оставалась наука. Через два года он стал академиком. В эти годы отдельными частями выходит его первый фундаментальный труд. Новое в его «Опытах описательной минералогии» заключается в идее эволюции минералов, и в необходимости их изучения в земной коре.

Политика в жизни учёного

Москва очень много дала учёному, но в 1911 году он покидает родной университет. Таким образом, он и ещё несколько крупных учёных выразили протест против введённого в учебных заведениях полицейского режима. Вернадский вернулся в родной Санкт-Петербург. Он занимается геохимией, проводит исследования по метеорике, что означает предсказание погоды в зависимости от воздушных перемен, пишет статьи о полезных ископаемых, истории естествознания. Кроме того, работает директором Геологического и минералогического музея Академии наук. Именно под его председательством впервые началось изучение естественных производительных сил России.

Жизнь на Украине

В 1917 году у Владимира Ивановича диагностировали туберкулёз, и он уехал на Украину. Поэтому он был в Киеве, когда началась Гражданская война. Это не стало препятствием для научной деятельности. Вскоре он стал президентом Академии наук в столице Украины. Но научные исследования продолжали оставаться главным в жизни учёного.

Он изучает геохимию Азовского моря и публикует статью о необходимости его геохимического изучения. Это помогло ему в разработке учения о биосфере. «Живое вещество». Так называлась его работа, которая стала началом новой отрасли знания на стыке биологии и геологии. Живое и неживое, по Вернадскому, изначально существуют в космосе. Они не могут происходить друг от друга, поскольку различны по своим пространственно-временным свойствам.

Человек – мерило всего

Следующим революционным понятием, введённым Вернадским в научный обиход, стала ноосфера . Эти идеи тоже не были новыми. Они высказывались время от времени различными мыслителями, включая Гумбольдта и Гёте, уже больше двух сотен лет. Но именно Вернадский объединил их в единое целое.

Саморазвитие материи, переход биосферы в ноосферу, и влияние на это человека. Впервые это было изложено в научной статье, которая была опубликована в Париже в 1924 году. Впоследствии, как считал Вернадский, развитие ноосферы приведёт к тому, что человек освободится от необходимости получать энергию от растительного и животного мира. Пища станет полностью синтетической. Это можно считать утопией, как и уверенность Вернадского в том, что развитие науки приведёт к отказу от войн. А вот его предсказание, что развитие ноосферы неизбежно приведёт к выходу человека в космос, как мы видим, сбылось.

Наука и философия

Учение Вернадского имеет не только научное значение. Оно оказало огромное значение на мировоззрение многих философов. Начало жизни надо искать за пределами геологической истории. То есть она возникла ещё до того, как сформировались оболочки планеты.

Сначала возникли не отдельные организмы, а биосфера в целом. Такие тезисы уже близки к религиозной картине мироздания, хотя сам В.И. Вернадский был «философом-скептиком». Он продолжал работать за границей и после 1917 года. Преподавал в Сорбонне, с 1923 по 1926 год был в научной командировке, работал во Франции и Чехословакии.

Последние годы

Позже за рубеж учёного выпускать прекратили, но репрессии, стоившие жизни многим его коллегам, Вернадского не коснулись. Наступала атомная эпоха, а учёный и в этой сфере был незаменим. Но всё же главным его наследием стало учение о биосфере и, как его продолжение, ноосфере. По крайней мере, три течения научной и философской мысли, порождённые учёным, сохраняют значимость и популярность до сих пор. Умер В.И. Вернадский в 1945 году. В его честь учреждены специальная премия и золотая медаль.

Моё сообщение посвящено жизни и научной деятельности Владимира Ивановича Вернадского. Это великий учёный, естествоиспытатель, который жил на рубеже 19 и 20 веков. Его вклад в науку огромен и разнообразен. Он работал в области разных наук и совершал в них открытия.

Начало жизни и научной деятельности

Жизнь учёного была долгой и насыщенной. Он родился в 1863 году на Украине в образованной и талантливой семье. Его троюродный брат - прозаик Владимир Короленко, который написал «Дети подземелья», «Слепой музыкант» и другие известные произведения. Папа Вернадского был профессором.

Сначала семья переехала в Петербург, но там оставалась недолго и отправилась в Харьков, где прожила несколько лет. Затем опять в Петербург, где Владимир Иванович окончил гимназию и поступил в университет. Здесь он изучал естественные науки, а его учителями были известнейшие люди, в том числе .

Окончив университет, Вернадский занимался геологией и минералогией, а потом преподавал эти науки в Московском университете. Однако, когда нескольких профессоров уволили по политическим обвинениям, Вернадский тоже ушёл из университета.

Изучение радиоактивных веществ

Великий естествоиспытатель заинтересовался радиоактивными веществами; этой работе он посвятил многие годы своей жизни, ездил в экспедиции, стремился создать на Урале Исследовательские станции.

Свою работу Вернадский продолжил и после революции 1917 года. Он уехал преподавать на Украину: сначала в Киев, затем в Симферополь, где некоторое время был ректором университета. Но потом Владимир Иванович вернулся в Петербург и продолжил активную научную деятельность и исследования радиоактивных веществ.

Ему удалось организовать экспедицию к месту падения Тунгусского метеорита. Под руководством В.И. Вернадского и В.Г. Хлопина был создан завод в Татарстане, на котором впервые удалось получить высокообогащенный радий.

Учение о ноосфере

Деятельность Владимира Ивановича не сводилась только к исследованию урана и радия. Ему принадлежит создание учения о ноосфере. Учёный считал, что ноосфера придет на смену биосфере. В биосфере он насчитывал 7 видов веществ: живое, биогенное, то есть возникшее из живого, и так далее, вплоть до рассеянных атомов и веществ космического происхождения. Он считал, что живое вечно, а человек в процессе эволюции станет самым главным из живого. Всё больше людей станет изучать науки, народ придет к власти, будет создана информационная космическая сеть, а атомная энергия даст людям возможность изменить биосферу. Тогда биосфера (пространство жизни) перейдет в ноосферу (пространство разума). Ученый смотрел в будущее с оптимизмом и верой в человеческий разум.

Последние годы жизни ученого

Во время Великой Отечественной войны уже совсем старенький, восьмидесятилетний, он был эвакуирован в Казахстан. Здесь умерла его жена, с которой он прожил 56 лет. Вернадский пережил её всего на один год и умер в январе 1945 года от инсульта. У него были сын и дочь, которые жили за границей.

Вклад ученого в науку

Самыми большими вкладами Вернадского в науку считаются исследования в области геологии, минералогии, создание науки биогеохимии и учения о ноосфере.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя