Доверие – недоверие к источнику информации. Общие факторы, влияющие на конформное поведение индивида в группе

  • Объясните смысл понятий: "малая социальная группа","конформизм".
  • Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
    Конформи́зм - пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д.
  • Объясните смысл понятий:"малая социальная группа","конформизм".
  • Малыми социальными группами называются сравнительно небольшие по количественному составу объединения людей, существующие в обществе. Малая социальная группа включает в себя от 2-3 до 20-30 человек, объединенных друг с другом какой-либо общей целью, совместной деятельностью, направленной на достижение этой цели, имеющих друг с другом определенные личные и деловые взаимоотношения. Все люди входят в малую социальную группу например (группа друзей, коллектив на работе и тд)

    комформизм это когда нет собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому человеку (группе людей), обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т. п.)

  • Здравствуйте ответить на вопрос объясните смысл понятий малая социальная группа и конформизм обществознание 7 класс параграф 11 вопрос
  • Малая социальная группа - группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении.
    Она делится на
    1) первичные (семья) или вторичные (школа)
    2) формальные (т. е. определенные обязательные нормы, вот та же школьная форма, она обязательна) и неформальные
    3) Группы, которые мы выбираем (секции, кружки) и те которые нас выбирают (семья, школьный класс)
    Они еще делятся на малые и большие
    Конформизм - это как бы не иметь своего мнения, и следовать чужому
  • - Объясните смысл понятий: "малая социальная группа", "конформизм".
    - Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят? Подтвердите примерами свой ответ.
  • Малая социальная группа - это та группа, которая людей, которая объединена общей деятельностью. Количество от 3-15.
    Конформизм - это изменение поведения человека под давлением другого, а также группы людей.
    Я считаю, что значение большое.
    Ведь есть разница, если ты пойдешь заниматься на секцию, кружок - будешь развиваться.
    Или же пойдешь свяжешься с компанией хулиганов и найдешь кучу неприятностей.

    Малая социальная группа может варьируется от 2-30 человек. Это может быть семья например или же класс учеников 6г класса. Их объединяет цель нахождения в этой группе.
    конформизм- бездумное следования общим принципам в этой социальной группе. Если классный руководитель сказал, что завтра родительское собрание и нужно написать это в дневник, значит все и пишут. Для подростков это саморазвитие. Если это художественный кружок, то цель - овладеть художественными навыками.

  • Обьясните смысл понятий малая социальная группа, конформизм
  • 1. Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный личных контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от групп большого размера.
    2. Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
  • Обьясните смысл понятий << малая социальная группа>> << конформизм>>
  • КОНФОРМИЗМ (от лат. подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Конформизмможет иметь как отрицательное, так и некоторое положительное значение, например, при сохранении традиций коллектива, налаживании взаимодействия. Подчинение групповым нормам может быть явным или завуалированным. Конформизм проявляется в склонности избегать самостоятельных решений, в пассивной, приспособленческой ориентации навосприятие готовых решений, стандартов поведения, оценок. Конформизм отличается от индивидуализма, открытой демонстрации своих собственных убеждений, норм поведения без учета групповых норм, а также негативизма, противопоставления групповым нормам при неспособности выдвинуть свои взгляды. Конформизм чужд творческому участию личности в разрешении познавательных, трудовых, общественных и других проблем, исходя из индивидуальных и групповых интересов

    Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

    Малая социальная группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.

    При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы.

    Отличительные признаки малой группы: Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов. Наличие постоянной цели совместной деятельности. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы. Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли). Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе. Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

    Малая социальная группа - группа людей, которые объединены общей деятельностью
    конформизм - отсутствие собственной позиции

  • 1. Объясните смысл понятий: «малая группа», «конформизм», «межличностные отношения».
    2. Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят? Подтвердите примерами свой ответ.
    3. Какие проблемы могут возникать у подростка в группе? Предложите способы решения этих проблем.
    4. Влияет ли подростковая группа на поведение каждого из её членов?
    5*. Почему именно в группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции?
    !
  • 1. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.
    Конформизм - морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений
    Межли́чностные отноше́ния - совокупность взаимодействий между людьми.
  • 1 обьясните смысл понятий 2 малая социальня группа ","конформизм"

    2Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят? Приведите примеры.

    3Какие проблемы могут возникать у подростка в группе? Предложите способы решения этих проблем?

    4Согласны ли вы с утверждением: " группа, в которую входит подросток, придает ему уверенность в себе "? Обоснуйте ответ

    5 Влият ли подростковая группа на поведение каждого из ее членов?

  • 1. Малая соц-группа - группа, участники которой часто контактируют между собой, являются участниками межличностных отношений. К малым группам можно отнести семью, соседей или компанию друзей.
    Конформизм - вид поведения, приспособленчество, подстраивание своего поведения под то, которое соответствует поведению, мировоззрениям господствующей культуры или группы.

    2. Для подростков свойственно желание причислить себя к какой-либо группе сверстников, и желательно к той, в которой им будет наиболее комфортно, но в то же время, которая не вызовет гонений со стороны все тех же сверстников. К примеру: подросток имеет достаточно высокий потенциал развития, но не собирается развиваться, ввиду нежелания попасть в группу под известным названием "ботаны", т. к. они часто подвергаются издевкам со стороны окружающих.

    3. Из-за дискомфорта в межличностных отношениях в группе, подросток может закрыться, стать замкнутым или уйти в глубокую депрессию. Для решения таких проблем, в первичной стадии развития, можно попытаться поговорить с подростком "по душам", выяснить причину дискомфорта. В стадии же депрессии, особенно в тяжелых ее формах, желательно обращение к психологу или перемена обстановки.

    На остальное, к сожалению, нет времени. может еще кто ответит)

  • Нормы и ожидания, входящие в содержание роли, тесно взаимосвязаны.
    Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать
    общепринятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный
    образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть
    социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии. Социальные
    нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но
    и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным
    характеристикам социального пространства, только и становится возможным
    ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется
    соответствующим образом.
    <…> Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения
    миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно
    говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются
    внутри роли). Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и
    ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы
    суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди
    должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
    Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью
    строгости <…> нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к
    другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще,
    чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов
    определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с
    начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных
    отношений в группе, обществе.
    Нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека
    окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы
    движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по
    левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При
    нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно
    действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если
    партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало
    быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая
    включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие,
    ожидание, оценку и средства
    ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ
    С1. Укажите три смысла (значения), в которых понятие «социальная норма»
    употребляется в тексте.
    С2. Используя содержание текста, объясните, как связаны между собой понятия
    «социальные нормы» и «социальная роль». Приведите пример любой нормы,
    выражающейся в ролевом поведении.
    С3. Автор отмечает, что «нормы – это также и обязанности одного лица по
    отношению к другому или другим лицам». Приведите любые три примера
    обязанностей старшеклассника в любых сферах его жизни.
  • С1) Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать общепринятым в некой группе. Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
    С2) Социальные нормы – предписанные правила поведения - характеризуют не только статус, но и роль. Пример: когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. (Каждый пешеход выполняет свою роль)
    С3) Старшеклассник обязан уважительно относиться к старшим, учиться, исполнять закон
  • Общество - совокупность самых разных групп людей: больших и малых, дружественных и враждебных, постоянных и временных, профессиональных и религиозных, национальных и политических.

    Они сильно различаются между собой. Некоторые группы малочисленны настолько, что фактически все их члены могут близко видеть друг друга в течение дня, наблюдать за действиями друг друга, постоянно общаться. Это малые группы, или группы личного контакта. Семья - самый наглядный пример такой группы.

    Малая группа

    Человек появляется на свет в малой группе (семья), и большая часть его жизни проходит в малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллективы и т.д.

      Интересные факты
      Выяснилось, что численность всех человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5- 2 раза. Так, на планете проживает 7 млрд человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. И всё это возможно благодаря тому, что один человек может состоять сразу в нескольких группах: в семье, в классе, в кругу друзей, в школе танцев, в спортивном кружке и т.д.

      Для того чтобы попасть в одну группу, мы предпринимаем определённые усилия. Так, многие выпускники школ стараются попасть в институт, в университет и стать студентами. Другие группы нам выбирают родители, например музыкальную школу или кружок изобразительного искусства. Есть такие группы, которые мы не выбираем, их определяет судьба. Такова семья, состав которой лишь отчасти является результатом нашего выбора. Друзей мы можем выбирать и покидать по собственному усмотрению.

      В группе, т. е. сообща с другими, мы формируем свою личность и свои жизненные ценности. Здесь мы делимся друг с другом самым наболевшим, самым сокровенным, тем, чем с незнакомыми людьми никогда не поделимся.

      В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции. Человек нуждается в группе и зависит от неё. Он - член семьи, ученического коллектива, дворовой компании, спортивной секции и др. Люди выживают только сообща.

      Ученический коллектив - особый тип малой группы. Школьники живут дома и лишь на некоторое время собираются вместе в классе, где основная цель - научиться новым знаниям. В школе вы трудитесь, отдыхаете во время перемены, обедаете. Фактически как во взрослом трудовом коллективе на заводе или в банке. В ученическом коллективе у вас формируются обязательные отношения по соблюдению правил распорядка и необязательные - друг с другом. Их так и называют - дружеские отношения.

      Приведите примеры обязательных и дружеских отношений, характерных для ученического коллектива.

      Два друга - это тоже группа. Их сплачивает многое, в том числе общие интересы, а также наличие общей тайны или секрета. Ведь одно из неоценимых качеств дружбы - умение хранить тайну. Ребята сообщают другу «по большому секрету» свои маленькие тайны и требуют, чтобы тот их не оглашал. А если друг разболтал секрет, с ним могут рассориться. Он выдал вашу тайну, фактически предал ваше доверие. Отныне на него нельзя положиться в трудную минуту.

      Младшие школьники и подростки выбирают себе друзей, ценности и увлечения которых похожи на их собственные. Друзей выбирают преимущественно среди учеников своей школы, своего класса и, как правило, того же пола. Мальчики чаще дружат с мальчиками, а девочки - с девочками.

      Для подростка очень важным моментом является мнение о нём группы, к которой он принадлежит. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

      Межличностные отношения

      В малой группе возникает особый тип отношений - межличностные отношения. Только вдумайтесь в это словосочетание: отношения между личностями. То есть подростки - это уже личности.

      Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга. Постоянно общаясь между собой, что-то совместно делая, люди рассказывают о своих личных и семейных проблемах, горячо обсуждают школьные новости, отметки, внеклассные мероприятия, новые фильмы и т. д. Обсуждение вопросов, которые очень важны для людей, сближает их, создаёт между ними доверительные отношения.

      Учёные установили интереснейшую закономерность: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Постарайтесь это обязательно понять и запомнить. Это - важнейший закон межличностных отношений. Если вы постоянно недовольны собой, ваше настроение и недовольство собой может передаваться другим. И они будут недовольны вами. Если у вас низкая самооценка, то и окружающие будут низко оценивать вас.

      В подростковых группах - ваших коллективах сверстников - стихийно формируются свои кодексы чести, нормы и правила для которых заимствуются из мира взрослых. Здесь высоко ценятся верность, честность и отрицательно относятся к предательству, измене, нарушению данного слова, эгоизму, жадности и т.д.

      Подростки жёстко оценивают сверстников, которые не имеют собственного мнения, не уважают себя, не умеют отстаивать свои интересы.

      Несмотря на стремление выделиться и отличиться от всех, в подростковых группах процветает конформизм - соглашательство со всеми. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. В вашем возрасте и чуть постарше подростки начинают носить одежду одного стиля и вида, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

      В межличностных отношениях очень важно взаимопонимание, то, как складывается общение между членами малой группы. Не встречая взаимопонимания, мы становимся одинокими. А одиночество чаще всего то, чего больше всего боится человек.

        Подведём итоги
        Подросток, как и взрослый человек, является членом каких-либо малых групп: семья, школа, кружки, секции и т.д. В зависимости от взаимоотношений в группе подросток будет себя чувствовать там более или менее комфортно.
        Малые группы существуют на основе взаимопонимания, дружеских отношений, которые базируются на таких понятиях, как преданность, уважение, честность.

        Основные термины и понятия
        Группа, малая группа, межличностные отношения.

      Проверьте свои знания

    1. Объясните смысл понятий: «малая группа», «конформизм», «межличностные отношения».
    2. Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят? Подтвердите примерами свой ответ.
    3. Какие проблемы могут возникать у подростка в группе? Предложите способы решения этих проблем.
    4. Влияет ли подростковая группа на поведение каждого из её членов?
    5. Почему именно в группе рождаются нормы, правила, обычаи,традиции?

    Практикум

    1. В какие группы вы входите? Назовите качества личности, которые ценятся в этих группах.
    2. Подумайте, в каких случаях подросток может противостоять групповому мнению (например, мнению одноклассников).
    3. Согласны ли вы с утверждением: «Группа, в которую входит подросток, придаёт ему уверенность в себе»? Обоснуйте свой ответ.
    4. Как вы понимаете утверждение: «Относись к другим так, как ты хотел, чтобы они относились к тебе»?
    5. Придумайте ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений.

    Группа – человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и. Т. д.

    Классификация социальных групп: условные и реальные; лабораторные и естественные; большие и малые; стихийные и устойчивые; становящиеся и развитые.

      Реальные (контактные) – образуют социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени (трудовой коллектив предприятий, педагогический коллектив большой школы)

      Условные люди, включенные в условную группу разделены на основе некоторых признаков: классовых национальных, возрастных и др.Они могут никогда не встретится др. с др., но в связи с тем признаком на основе которых они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психические характеристики.

      Официальные (формальные) – люди имеют юридически фиксированные права и обязанности нормативную закрепленную структур, назначенное или избранное руководство

      Неофициальные (неформальные) – группы не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившиеся системой межличностных отношений (дружбы, симпатий, взаимопонимания, доверия и. Т. п.)

    Основные проблемы психологии больших групп (нравы, обычаи, традиции; проблема соотношения психологических характеристик большой группыи сознания каждой отдельной личности; стихийные группы и массовые движения и др).

    Малая группа – объединение взаимодействующих лиц, находящихся в непосредственном контакте др. с др. Малая гр. Рассматривается преимущественно как общность, сцепленная эмоциональными связями (симпатия, антипатия)

    Основные динамические процессы в малой группе: групповое давление, групповая сплоченность, лидерство.

    Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры против воздействия сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности группы в зависимости от ее размера, от стиля руководства а также другие проблемы межличностных отношений –все это динамические процессы.

    Конформизм – в нем проявляется осознанное или неосознанное подчинение личности группе. Под влиянием давления группы 1/3 индивидов меняет свое мнение и принимает навязанное большинством, обнаруживая нежелание высказывать и отстаивать свое мнение в условиях, когда оно не совпадало с оценками остальных.

    Индивид, находясь в условиях группового давления, можно быть либо конформистом, либо нонконформистом.

    Проблема сплоченности группы имеет большую практическую значимость, прежде всего для отбора групп способных наилучшим образом решать те или иные производственные военные или учебные задачи.

    Сплоченный коллектив способен легче справляться с трудностями, дружно работать, создавать наиболее благоприятные возможности для развития личности каждого, сохраняется как целое в различных, в том числе, неблагоприятных условиях.

    В группах, достаточно долго, функционировавших на основе близких для них задач и ценностей усиливается процесс групповой сплоченности как целостно ориентационного единства.

    Сплоченность как ЦОЕ – это харак-ка системы внутригрупповых связей, показывающих степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наибольшем значением для группы в целом. ЦОЕ в коллективе – сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

    Индексом сплоченности служит частота совпадений оценок или позиции членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом.

    Социометрические исследования группвой сплоченности. РАЗРАБОТАНЫ Морено человек выбирает членов группы по разным критериям, на основании этого делают вывод какое место он занимает в группе.Недостаток-не видно причины.

    Лидерство – естественно социально психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета группы.

    Лидер – личность, за кот. Все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направления, и характер деятельности всей группы.

    Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Если же такого совпадения нет, то эффективность деятельности группы зависит от того, как сложатся отношения между официальным руководителем и неофициальным лидером. Лидер, в отличии от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижения результата.(еще есть теория черт и системная теория).

    Вразличных ситуациях могут быть различные лидеры-ситуативные.

    10 типов лидерства(по Левину):

      Соверен – (старший повелитель) – лидер в виде строгого, но любимого отца. Способен вытеснить или подавить отрицательные эмоции, внушает людям уверенность в себе, его уважают, любят.

      Вожак – в нем находят воплощение своих желаний. Личность вожака – носитель стандартов, ему стараются подражать

      Тиран – внушает окружающим чувство страха и повеления. Это доминирующая личность.

      Организатор – поддерживает «я – концепцию» члена группы, такой лидер объединяет людей и пользуется уважением.

      Соблазнитель –становится лидером играя на слабостях других, выступает в роли магической силы, предотвращает конфликты, его уважают. Иногда не достигает своих целей.

      Герой – жертвует собой ради других и проявляется чаще всего в ситуациях группового протеста, окружение на него ориентируется.

      Дурной пример – эмоционально заражает окружающих, выступает как источник заразительности для неконф-ой л-ти.

      Кумир – влечет, притягивает, его любят, боготворят, идеализируют.

      Козел отпущения –

    10)Изгой – антилидеры которые становятся объектом агрессивных эмоций со стороны группы. Группы часто объединяются для борьбы с антилидерами, но стоит уйти антилидерам как группа начинает распадаться.

    Конформизм - стремление личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы.

    В исследованиях группового давления и конформизма проблема взаимодействия индивидов и малой группы предстает как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства.

    Выделяют 2 вида данного понятия:

    Уступчивость - проявляется в демонстрации внешнего согласия, не затрагивающего истинные позиции человека.

    Одобрение- действительное преобразование установок человека.

    Факторы, влияющие на степень конформизма:

    Характеристика личности (возраст, пол, культурные различия, профессиональная деятельность и т.п.)

    Характеристика группы, оказывающей давление. Как правило, если группа до пяти человек, то мнения могут различаться. Если в группе более пяти человек, то проявляется конформное поведение членов группы.

    Характеристика проблемы: чем сложнее задача или проблема, тем восприимчивее члены группы.

    Характер взаимоотношений индивида и группы: на уровень конформизма влияет статус индивида.

    Люди проявляют конформизм вследствие информационного влияния и вследствие нормативного влияния, то есть проявляют конформизм, так как не хотят быть отвергнутыми.

    Классическим примером конформизма является ситуация "Голого короля" Г.-Х. Андерсена.

    Власть в группе удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали со среднегрупповыми. В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для отдельного человека состоит в том, чтобы придерживаться коллективных истин ("если ты не можешь делать, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь"). Более того, в том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и потому большинство начинает оказывать на него давление - давление конформности - в виде насмешек, социального осуждения или даже прямого отторжения "отклоняющегося" лица.

    Конформность здесь понимается как соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. Конформность (конформные реакции) как усвоение определённых групповых норм, привычек и ценностей в общем случае является необходимым аспектом социализации личности, но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными.

    Давление конформности сказывается на человеке особенно сильно, если он:

    Нуждается в одобрении или поддержке;

    Недостаточно верит в себя;

    Испытывает тревогу.


    Примером может служить классический эксперимент Эша, 1951. В комнате 7 испытуемых, которые сравнивают между собою по длине два одинаковых отрезка. Шесть (подсадных) человек дают неправильный ответ. Седьмой является истинным испытуемым. В этой ситуации 77% дали неправильный ответ хотя бы один раз, а 33% систематически соглашались с неверным мнением группы.

    Давление конформности отсутствует, если "подсадной" один, и достигает максимума, когда их 5-8. В малой группе оно проявляется только при отсутствии социальной поддержки у испытуемого (достаточно ввести в группу хотя бы одного согласного с испытуемым, и оно исчезает).

    Эксперименты показывают, что сильнее всего давление конформности сказывается в небольших группах подростков. В 12-13 лет ему подвержен каждый второй, с 19 и до смерти - каждый третий.

    Давлению конформности, осуществляемому в масштабах всей страны (различные тоталитарные режимы), противостоять значительно труднее. Здесь, в большой группе, количество людей, подверженных ему, гораздо больше, чем 1/3. Люди начинают искренне менять свой образ мыслей и действий, теряя собственное лицо.

    Проблеме социального влияния меньшинства посвящено значительное количество преимущественно европейских экспериментальных исследований, свидетельствующих, что относительно немногочисленная часть общности, отстаивающая противоречащие общепринятым взглядам, может изменить и изменяет позицию большинства. По-разному интерпретируя феномен такого влияния, авторы единодушны в одном: не обладая ни властью, ни априорным авторитетом, меньшинство прямо и косвенно воздействует на умонастроение и поведение большинства, а итоги этого воздействия, в конечном счете, сопоставимы с глубиной влияния самого большинства на меньшинство.

    Основные факторы:

    Последовательность в доказательстве своего мнения.

    Уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний.

    Наличие отступников со стороны большинства.

    Последствия влияния меньшинства:

    Появление инноваций.

    Наличие разногласий в группе приводит к появлению большего разнообразия предлагаемых решений.

    В исследованиях С. Московичи испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определить цвет и интенсивность окраски, проецируемых на экран диапозитивов. Двое членов группы – подставные лица – в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым. Однако по результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки остальных членов групп. Около 10% неосведомленных испытуемых давали оценки, совпадающие с подставными. Когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, в экспериментальной группе испытуемые, чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством. При этом наиболее часто смещение оценок в пользу меньшинства проявлялось у тех испытуемых, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению большинства.

    Из деловой практики можно привести в пример ситуацию такого плана: в рабочий коллектив, который и будет представлять собой малую группу, приходит новый человек, индивид. В коллективе есть некоторые правила и установки, к примеру, все ходят обедать не в столовую, предусмотренную организацией, а в небольшое кафе напротив. Человек, который возможно не считает, что решение группы неверно и считает это необязательным, скорее всего, направится обедать со всеми. В данной ситуации индивид подвергается нормативному влиянию и не хочет быть отвергнутым остальными членами группы.

    Список литературы.

    Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко-5 изд. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

    Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: Аспект-Пресс, 2001.

    Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.

    Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003.

    Аронсон Э. Общественное животное.- М.: Аспект-Пресс, 1998

    Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000.

    http://de.ifmo.ru/--books/0062/4.html

    Конформизм – это нравственно-психологическое и нравственно-политическое понятие, которое подразумевает приспособленческую позицию в социуме, бездейственное принятие наличествующего социального устоя, политического режима. Кроме того, это готовность разделять господствующие взгляды и убеждения, соглашаться с общим настроем, распространенным в обществе. Также в качестве конформизма расценивается и отказ от борьбы с превалирующими тенденциям, даже при внутреннем их неприятии, самоустранение от осуждения различных аспектов политической действительности, и социально-экономических реалий, неготовность излагать собственные взгляды, нежелание нести персональную ответственность за совершенные деяния, слепое подчинение и безотчетное следование всем требованиям и директивам, исходящим от государственного аппарата, религиозной организации, семьи.

    Социальный конформизм

    Всякий социум состоит из групп, которые представляют собой объединение субъектов, имеющих общие морально-ценностные ориентиры и цели. Социальные группы классифицируются на средние, малые и большие в зависимости от количества ее участников. Каждая из таких групп устанавливает собственные нормы, поведенческие правила, установки.

    Феномен конформизма современные исследователи рассматривают с четырех точек зрения: психологической, социологической, философской и политической. Поскольку они разделяют его на явление в общественной среде и конформное поведение, которое является психологической особенностью личности.

    Считается, что социальный конформизм личности представляет собой рабское (некритичное) принятие и бездумное следование мировоззрениям, господствующим в конкретном социуме, общественным стандартам, массовым стереотипам, авторитетным убеждениям, обычаям и установкам. не пытается идти против превалирующих тенденций, даже внутренне не принимая их. Человеческий субъект воспринимает социально-экономическую и политическую реальность абсолютно некритично, не выказывает никакого желания выражать собственные взгляды. Таким образом, социальный конформизмом называется отказ нести персональную ответственность за содеянные поступки, бездумное подчинение и безотчетное следование общественным установкам, требованиям партии, религиозной общины, государства, семьи. Такое подчинение часто объясняется менталитетом либо традициями.

    Э. Аронсон и С. Милграм полагают, что конформизм человека является феноменом, возникающим при присутствии или отсутствии нижеприведенных условий:

    — он усиливается, когда задание, необходимое для выполнения, довольно сложное, либо индивид несведущ в выполняемой задаче вопросе;

    — степень конформизма зависит от размера группы: она становится наибольшей при сталкивании индивида с одинаковым мировоззрением трех и более субъектов;

    — индивидуумы, имеющие подвержены воздействию коллектива в большей степени, нежели люди с завышенной;

    — если в коллективе есть специалисты, члены его являются значимыми людьми, если в нем есть индивиды, которые относятся к одинаковому социальному кругу, то конформность возрастает;

    — чем сплоченнее коллектив, тем большей властью над своими членами она обладает;

    — если у субъекта, отстаивающего собственную позицию или сомневающегося во мнении остальных членов группы, обнаруживается минимум один союзник, то конформизм снижается, то есть тенденция к подчинению натиску группы падает;

    — субъект, обладающий наибольшим «весом» (социальным статусом), характеризуется и наибольшим влиянием, поскольку ему легче давить на других;

    — субъект более склонен к конформизму, когда ему необходимо выступить перед остальными членами коллектива, чем, когда он излагает свою позицию письменно.

    Конформизм характеризуется связью с определенными типами поведения. Согласно С. Ашу, понятие конформизм подразумевает под собой сознательный отказ индивида от значимой для него мировоззренческой позиции и дорогих взглядов для улучшения адаптационного процесса в группе. Конформное поведенческое реагирование показывает степень покорности индивида мнению большинства, давлению лиц, обладающих наибольшим «весом» в социуме, принятия им установленного стереотипа поведения, морально-ценностных ориентаций коллектива. Противоположным конформизму считается самостоятельное поведение, устойчивое к групповому натиску.

    Выделяют четыре типа поведенческого реагирования.

    Внешний конформизм человека представляет собой поведение, при котором индивид принимает только внешне установки и мнения группы, на уровне самосознания (внутренне), он не согласен с ними, но не говорит вслух об этом. Данная позиция считается истинным конформизмом.

    Внутренний конформизм личности возникает, когда субъект в действительности принимает, усваивает мнение группы и абсолютно согласен с ним. Таким образом, проявляется высокая степень внушаемости личности. Описываемый тип считается приспосабливающимся к группе.

    Негативизм обнаруживается, когда индивид любыми способами противится групповому натиску, активно отстаивает собственную позицию, всячески выражает независимость, приводит аргументы, спорит, устремлен на результат, при котором его собственные взгляды станут мировоззренческой позицией большинства. Данный поведенческий тип свидетельствует о нежелании субъекта приспосабливаться к социальной группе.

    Нонконформизм проявляется в самостоятельности норм, мнений, ценностей, независимости, невосприимчивости групповому прессингу. Этот поведенческий тип присущ самодостаточным индивидуумам. Другими словами, такие личности не изменяют собственному мировоззрению и не навязывают его окружению.

    Существует такое понятие как социально одобряемое поведение, то есть чистый конформизм в обществе. Люди, относящиеся к категории «чистый конформист» стремятся максимально соответствовать групповым нормам и социальным установкам. Если вследствие ряда обстоятельств им сделать это не удается, то они чувствуют себя неполноценными личностями (комплекс неполноценности). Часто такие нормы и установки бывают противоречивыми. Одно и тоже поведение может быть позволительно в определенной социальной среде, а в другой – наказуемо.

    Вследствие этого возникает путаница, которая ведет к целому ряду разрушительных процессов для . Поэтому считается, что конформисты в большинстве своем нерешительные и неуверенные люди, что очень затрудняет их коммуникативное взаимодействие с окружающими. Нужно понимать, что всякий индивидуум в различной степени является конформистом. Нередко проявление данного качества очень хорошо.

    Проблема конформизма заключается в выборе людей, когда они делают его стилем собственного поведения и образом жизни. Таким образом, конформистом именуют личность, которая подчиняется социальным устоям и требованиям общества. Отталкиваясь от этого, можно заключить, что любой индивид имеет отношение к описываемому понятию, поскольку в разной степени придерживается групповых норм и социальных устоев. Поэтому не нужно считать конформистов бесправными членами социума. Конформисты сами выбрали эту поведенческую модель. В любое время они могут ее изменить. Исходя из этого – следующий вывод: конформизм в обществе представляет собой жизненную модель поведения, привычный стиль мышления, подвергающийся изменению.

    Конформизм малой группы характеризуется наличием плюсов и отрицательных аспектов.

    Групповой конформизм положительные черты:

    — сильная сплоченность группы, особенно это проявляется в кризисных ситуациях, поскольку конформизм малой группы помогает успешнее справляться опасностями, коллапсами, катастрофами;

    — простота в организации совместной деятельности;

    — сокращение времени адаптации в коллективе нового человека.

    Однако групповой конформизм несет в себе также и отрицательные аспекты:

    — индивид утрачивает способность принимать самостоятельные решения и умение ориентироваться в незнакомых для себя условиях;

    — он способствует формированию тоталитарных государств и сект, появлению геноцида или массовых убийств;

    — рождает различные предубеждения и предрассудки, направленные против меньшинства;

    — уменьшает способность привносить весомый вклад в научно-культурное развитие, поскольку искореняется творческая идея и оригинальность мышления.

    Феномен конформизма

    Описываемый феномен конформизма был открыт в пятидесятых годах прошлого столетия С. Ашем американским психологом. Это явление играет ключевую роль в общественном устройстве, поскольку представляет собой один из инструментов, отвечающих за формирование и принятие коллективного решения. Любой социальный коллектив обладает некоторой степенью терпимости, которая имеет отношение к поведению его участников. Каждый член социальной группы может отходить от установленных норм до определенных рамок, при которых не подрывается его позиция, а чувству общего единства не наносится ущерб. Поскольку всякое государство заинтересовано в сохранении контроля над населением, оно относится к конформизму положительно.

    Зачастую в тоталитарных государствах конформизм характеризуется культивированием и насаждением господствующей идеологии средствами массового информирования и иными службами пропаганды. При этом в так называемом «свободном мире» (демократических странах), где культивируется индивидуализм, нормой также является стереотипность восприятия и мышления. Всякий социум стремится навязать каждому своему члену жизненные стандарты, модель поведения. В условиях всемирной политико-экономической и культурно-религиозной унификации и интеграции понятие конформизм обретает новый смысл – он начинает выступать в качестве стереотипа сознания, который воплощается в одной фразе: «Весь мир так живет».

    Необходимо отличать конформизм как явление от конформности, которая представляет собой личностное качество, обнаруживаемое в стремлении демонстрировать зависимость от группового мнения и давления в разных ситуациях.

    Конформизм характеризуется тесной связью с важностью условий, при которых осуществляется групповое воздействие на субъекта, со значимостью группы для личности и уровнем группового единства. Чем выше уровень выраженности перечисленных характеристик, тем ярче эффект группового натиска.

    В отношении к социуму, феномен негативизма, то есть выраженное устойчивое сопротивление социуму и противопоставление себя ему, не представляет собой противоположность конформизма. Негативизм считается отдельным случаем проявлением зависимости от социума. Противоположностью понятию конформизм является самостоятельность личности, автономность ее установок и поведенческих реакций от социума, устойчивость к массовому воздействию.

    На уровень выраженности описываемого понятия конформизм оказывают воздействия нижеприведенные факторы:

    — пол человека (конформизму подвержены больше женщины, нежели мужчины);

    — возраст (черты конформизма чаще наблюдаются в юном и старческом возрастном периоде);

    социальное положение (индивиды, занимающие более высокий статус в социуме менее подвержены групповому влиянию);

    физическое состояние и психическое здоровье (усталость, плохое самочувствие, напряженность психики приумножают проявление конформности).

    Примеры конформизма можно найти в большом количестве в истории войн и массовых геноцидов, когда обычные люди становятся жестокими убийцами, вследствие того, что не могут противостоять прямому приказу убить.

    Отдельного внимания заслуживает такой феномен как политический конформизм, который является способом приспособленчества и характеризуется пассивным признанием существующих устоев, отсутствием собственной политической позиции, бездумным копированием любых политических поведенческих стереотипов, властвующих в этой политической системе. Приспособленческое сознание и конформистское поведение активно формируется в условиях некоторых политических режимов, таких как: тоталитарный и авторитарный, в которых общей чертой является стремление индивидов не высовываться, не отличаться от основной серой массы, не ощущать себя личностью, поскольку за них подумают и сделают, так как нужно добрые властители. Конформистское поведение и сознание является типичным для этих политических режимов. Итогом такого сознания и приспособленческой модели поведения становится потеря индивидом своей неповторимости, самобытности и индивидуальности. Вследствие привычного приспособленчества в профессиональной сфере, в деятельности партий, на избирательном участке у индивида деформируется способность принимать самостоятельные решения, нарушается творческое мышление. Результат – люди приучаются бездумно выполнять функции и становятся рабами.

    Таким образом, политический конформизм и приспособленческая позиция губят на корню зарождающуюся демократию и являются показателем недостатка политической культуры у политических деятелей и граждан.

    Конформизм и нонконформизм

    Группа, оказывая давление на субъекта, вынуждает его следовать устоявшимся нормам, подчиняться интересам группы. Таким образом, проявляется конформизм. Индивид может оказывать сопротивление такому давлению, проявляя нонконформизм, а может подчиниться массе, то есть выступить конформистом.

    Нонконформизм – это понятие включает стремление индивида соблюдать и бороться за собственные взгляды, результаты восприятия, отстаивать свою модель поведения, которая прямо противоречит господствующей в данном социуме или коллективе.

    Нельзя утверждать однозначно, что один из этих типов взаимоотношений субъекта с коллективом является верным, а другой нет. Бесспорно, что основная проблема конформизма заключается в изменении модели поведения личности, поскольку индивид будет осуществлять действия, даже осознавая их неправильность, потому что большинство делает это. Одновременно с этим очевидно, что создание сплоченной группы без конформизма невозможно, поскольку баланс во взаимоотношениях между группой и индивидом не может быть найден. Если личность пребывает в жестких нонконформистских отношениях с коллективом, то полноценным его членом он не станет. В последствие ему придется покинуть группу, так как конфликт между ними будет нарастать.

    Таким образом, главные черты конформизма – это уступчивость и одобрение. Уступчивость проявляется во внешнем следовании требованиям социума при внутреннем несогласии и неприятии их. Одобрение обнаруживается в сочетании поведения, отвечающего социальному прессингу, и внутреннего принятия требований последнего. Другими словами, уступчивость и одобрения являются формами проявления конформизма.

    Воздействие, которое массы оказывают на поведенческую модель индивидов, не является случайным фактором, поскольку исходит из весомых социально-психологических предпосылок.

    Примеры конформизма можно увидеть в эксперименте социолога С. Аша. Он поставил задачу перед собой выяснить характер воздействия группы ровесников на ее члена. Аш применил метод подсадной группы, заключающийся в предоставлении неверной информации членами группы в количестве шести индивидов обоих полов. Эти шесть человек давали неправильные ответы на вопросы, заданные экспериментатором (об этом экспериментатор заблаговременно с ними договорился). Седьмой член данного коллектива индивидов не был информирован об этом обстоятельстве, поскольку в данном эксперименте играл роль испытуемого.

    В первый черед экспериментатор задает вопрос первым шести участникам, затем – непосредственно испытуемому. Вопросы имели отношение к длине разных отрезков, которые предлагалось между собой сравнить.

    Участники опыта (подставные шесть человек) утверждали по договоренности с исследователем, что отрезки между собой равны (вопреки наличия бесспорной разницы в протяженности отрезков).

    Тем самым испытуемый индивид ставился в условия зарождения конфликта между собственным восприятием действительности (длины отрезков) и оцениванием той же действительности окружающими его членами группы. Вследствие чего перед испытуемым возникал нелегкий выбор, не подозревая о договоренности экспериментатора с товарищами, он должен или не поверить собственному восприятию и оценке увиденного, или опровергнуть точку зрения группы, фактически противопоставить себя всей группе. В ходе опыта выявилось, что в основном испытуемые предпочитали «не верить очам своим». Они не желали противопоставлять собственное мнение точке зрения группы.

    Такое принятие испытуемым явно ошибочных оценок длины отрезков, которые давали при нем остальные участники процесса, рассматривалось в качестве критерия подчинения испытуемого индивида группе и обозначалось понятием конформизм.

    Конформизму подвержены индивиды, имеющие средний статус, малообразованные лица, подростки, люди, нуждающиеся в социальном одобрении.

    Конформизм часто противопоставляется нонконформизму, но при более обстоятельном анализе между этими моделями поведения выявляется очень много общих черт. Нонконформное реагирование, как и конформное, обусловлено групповым прессингом, является зависимым от давления большинства, хотя и реализовывается в логике «нет».

    Реакциям нонконформизма и конформизма в значительно большей степени противоположно явление самоопределения личности в социуме.

    Также учеными отмечается, что нонконформное и конформное поведенческое реагирование чаще встречаются в социальных группах с низким уровнем социального развития и психологической сформированности, и, в основном, не присуще членам высокоразвитых просоциальных групп.