«Бессмертный полк» на наших глазах приобретает новый смысл. Бессмертный полк

С точки зрения рационального сознания, акция «Бессмертный полк» вполне современна, приемлема, актуальна, замечательна, интересна, трогательна — настоящий «праздник со слезами на глазах». Особенно если вспомнить, что начиналась она не как официоз, куда загоняют бюджетников в «добровольно-принудительном» порядке, а как подлинно народный ритуал поминовения погибших на войне дедов и прадедов.

Да еще и своим распространением «Бессмертный полк» обязан не кому-нибудь, а закрытому цензурой томскому оппозиционному телеканалу ТВ-2. Сейчас часто в различных новых путинских культах, связанных с Победой-1945 («георгиевско-власовские» ленточки, ежегодные парады на Красной площади, попытка превращения победной темы в новую гражданскую религию) видят проявления грозного сталинизма либо унылого брежневского «совка». Очевидно, «Бессмертный полк» — это и не сталинизм, и не «застой». В чем-то это даже реализация концепции «народной войны».

Однако для носителей сознания, в котором существует реальность иррационального, «Бессмертный полк» — это магический ритуал, накликающий на энергетическом уровне войну и смерть. Многие погибшие в той войне (если не большинство) в понятиях восточнославянской мифологии могут считаться «заложными покойниками», представление о которых описал известный дореволюционный этнограф Дмитрий Зеленин.

Контекст

Украiнскi новини 09.05.2017

Зачем финнам российский «Бессмертный полк»?

ИноСМИ 04.05.2017

«Бессмертный полк» в Чехии

Sputnik 02.05.2017

Поклонскую «бес попутал»?

Latvijas Avize 20.05.2016 «Заложные покойники» — это люди, умершие или погибшие как бы преждевременно, неестественной смертью, поэтому их душам сложно обрести покой после физической кончины. Этнографы отмечают, что в народных верованиях «заложниками» считались погибшие на войне и похороненные в братских могилах. А павшие в боях бойцы Красной армии к тому же оставались не отпетыми по православному (либо иному религиозному) обряду. Примечательно, что РПЦ, нынче столь заинтересованная в разнообразных идеологических проектах и «духовных скрепах», без особого энтузиазма отнеслась к «Бессмертному полку»: для Церкви в подобной практике есть много всего мутного и сомнительного.

Но, похоже, апофеоз «Бессмертного полка» уже позади: согласно опросу «Левада-Центра», популярность этого проекта в России за год упала с 67% до 26%. И появилось средство окончательно добить эту изначально народную низовую инициативу: включить в «Бессмертный полк», помимо героев Второй мировой, также и «героев» «ЛДНР» — вроде Гиви и Моторолы.

Если поколение, рожденное в 1970-х, еще имело возможность общаться с живыми ветеранами — своими дедушками и бабушками, то последующие поколения уже не застали тех в живых (за немногочисленными исключениями). И чтобы не прерывалась связь времен, чтобы эта война не казалась столь же далекой и абстрактной, как, скажем, война 1812 года или Куликовская битва, было решено воспитывать психологическую вовлеченность молодежи таким вот специфическим образом, внешне напоминающим проект «общего дела» и «воскрешения отцов» русского философа Николая Федорова.

Возможно, акция «Бессметного полка» имела бы совсем иное воздействие и иные последствия, если бы ее основой были бы не марши с фотографиями большого формата, а индивидуальные и коллективные заупокойные молебны за погибших героев. Однако в стране, в которой православие пытаются сделать главной «духовной скрепой», до подобного формата почему-то никто не додумался.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Вчера в социальных сетях можно было наблюдать прекрасное явление - коллективный разрыв шаблонов у российской либерды. В силу производственной необходимости мне пришлось ознакомиться с их гневными, печальными, циничными и ерническими текстами и я не удивлюсь, если узнаю, что кого-то из особо активных и идейных национал-предателей хватил инфаркт при виде Парада или шествия Бессмертного Полка. Их действительно корежит от этого зрелища и читая их тексты зачастую сложно понять, кто им может помочь. Непонятно, кого им вызывать - экзорциста или психиатра?

Бессмертный Полк, который вчера прошел по улицам российских городов и даже сёл(!), навсегда похоронил один из важнейших мифов, с которыми живет российская несистемная оппозиция. Они много лет свято верили в то, что народ может выйти на улицу только для того чтобы сменить власть и что народ на улицы могут вывести именно они - такие умные, прекрасные, с хорошими лицами и монополией на историческую правду. И вот, народ вышел, и что? Народ вышел явно не для того чтобы на своих плечах привести Навального в Кремль и сам этот факт просто уничтожает картину мира, с которой так свыклись любители Дождя и Эха Москвы. Нет, они конечно могут утешать себя рассказами о том, что участники Бессмертного Полка - это массовка, набранная за 800 рублей, но мне кажется, что они уже и сами в это особо не верят.

Их, извините за выражение, «плющит» и «колбасит» от ощущения собственного бессилия и от осознания того, что у них не получилось обмануть, обдурить, перехитрить и заставить работать на себя тех, кого они считают быдлом. Оказалось, что они имеют дело не с быдлом, а с народом и у этого народа обнаружилась историческая память и чувство собственного достоинства. Это шок и этот шок им будет очень сложно пережить. Кстати, в этом смысле, очень хорошо, что Бессмертный Полк идет после парада военной техники - это как бы показывает любителям майданов, что никакие американцы не прилетят и не помогут им загнать быдло в стойло.

Признаюсь, я даже рад, что сторонники либерды так активно проявляют себя в соцсетях и информационном пространстве. Они держат нас в тонусе. Они не дают нам забыть, что историческая память жива до тех пор, пока ее активно защищают. Они, которые видят в нас «ватников» и «колорадов», показывают нам живой пример что такое расчеловечивание и как выглядит на практике фашизм, пускай и маскирующийся с помощью либеральной риторики.

Вчера в колоннах Бессмертного Полка прошла вечная Россия, объединенная связью поколений и общей кровью, пролитой в боях Великой Отечественной. По улицам российских городов шли самые разные люди, с разными убеждениями и политическими взглядами, но объединенные общей любовью к предкам и осознанием того, что у нас - общая судьба. Одна на всех. Одна на всех судьба, одна на всех Победа и одна на всех память.

Между собой мы обо всём договоримся и мы обязательно, так же как и наши предки, преодолеем любые испытания. Наша память делает нас сильнее, лучше и чище. А вот с теми, для кого Бессмертный Полк - это мракобесие и «парад оживших мертвецов», нам просто бесполезно о чём-то говорить. Они сами мертвецы, хотя и не понимают этого. В нашем Бессмертном Полку все живы, до тех пор пока Россия живет и помнит о них. Мы будем помнить. Мы обязательно будем помнить и побеждать.

Акция «Бессмертный полк», в четвертый раз проходившая по всей России, с каждым годом приобретает все больший размах. В этом году установлен очередной рекорд – миллион участников только в одной Москве. «Бессмертный полк» на наших глазах становится не просто акцией памяти о великой Победе 1945 года, но и новой формой самоорганизации русского народа.

Можно было не сомневаться, что в этом году будет в очередной раз побит рекорд по количеству участников «Бессмертного полка». Десять миллионов человек приняли участие в акции по всей стране, из них миллион с лишним вышли на улицы только в Москве. Три года назад, когда в столице впервые состоялось шествие, в нем приняли участие полмиллиона, и тогда это казалось удивительным, неожиданно огромным числом.

Конечно, отчасти «повышению явки» способствовало то, что впервые за время проведения акции выходной день пришелся на середину недели (то есть не был соединен с несколькими выходными, не стал частью длинных праздников). Из-за этого многие дачники, в прошлые годы уезжавшие на все майские за город, остались дома на 9 мая и наконец-то смогли принять участие в торжественном шествии. Среди таких новичков был и автор этих строк – до этого, при всем желании, везти маленьких детей из области в город и обратно было сложно.

Но вовсе не только за счет таких не уехавших был прирост. Ведь в прошлом году и погода была плохая, и выходные были длинные, а все равно пришло людей больше, чем в 2016-м. Дело в другом. Народ все больше узнает о шествии, все больше проникается и все в большем количестве идет 9 мая на Тверскую.

Да, очень много тех, кто вышел уже в четвертый раз и будет приходить каждый год – но с каждым годом будет расти как «ядро» полка, так и количество новых участников. В Москве и области живет до 20 миллионов человек, а значит, даже 2 или 3 миллиона могут выйти на «Бессмертный полк». Но дело не в количестве участников, а в том, ради чего выходят люди. Ведь именно поэтому их становится все больше.

Люди идут ради памяти и единства. Ради единства частного и общего, ради памяти о своих предках и всего воевавшего поколения как такового. Стирается граница между своими и чужими, между семейной летописью и историей народа и его государства.

Уходят ветераны – еще несколько лет, и не останется воевавших на фронте. Еще полтора десятилетия, и даже заставшие ту войну детьми будут наперечет. Память о войне станет частью нашей истории – личной и государственной, но уже не через живых ее носителей. И многим казалось, что тогда и прервется связь времен. Великая Отечественная уйдет в область преданий старины глубокой, о ней будут вспоминать так же, как и о первой Отечественной, войне 1812 года. Но нет – уже сейчас можно уверенно предсказывать, что новые поколения не просто подхватят эстафету памяти, не просто будут чтить и уважать подвиг своих предков. Новые поколения будут искать в Победе 1945-го важнейшую для себя точку опоры, смысл своего существования.

Не в том извращенном смысле, который приписывают люди, выдумавшие кощунственный термин «победобесие» (дескать, подвигами предков и их победами оправдывают любые сегодняшние проблемы и преступления, сознательно спекулируют на памяти и святом). Следующие поколения будут искать в «Бессмертном полку» опору в единственно правильном смысле – где каждый может занять свое место в составе русского народа. Да, в буквальном смысле этого слова – по Тверской и другим улицам нашей страны идет 9 мая русский народ. Во всех его ипостасях – прошлом, то есть портретами предков, настоящем, то есть участниками шествия, и будущем, то есть маленькими детьми, которых берут с собой родственники. Эти три составляющих каждой семьи в отдельности и всего народа в целом никогда и нигде больше не встречаются – именно поэтому «Бессмертный полк» уже сравнивают с гражданской Пасхой.

Триединство русского народа, то есть его вечную силу – вот что мы осознаем 9 мая на «Бессмертном полку». Из празднования великой Победы 1945-го этот ритуал-церемония уже вырос в нечто большее – в день народного единства, единства как всех поколений, так и всех слоев и сословий нашего общества. Когда на Тверской поют военные песни, когда крики «Россия» или «Ура» прокатываются невообразимым до этого гулом, схожим, наверное, только с природной стихией – вот тогда и осознаешь себя частью вечного русского народа. Причем сила этого воздействия такова, что, мне кажется, практически любой помещенный внутрь этого народного океана гражданин России выйдет из него осознающим свою причастность к общему.

Так что величие Победы 1945-го проявилось еще и в том, что она не только сохранила наш народ и нашу цивилизацию. Спустя семь с лишним десятилетий она одной только памятью о себе дает нам возможность создать новую форму самоорганизации русского народа. «Бессмертный полк» – это то, что поможет нам восстановить великую Россию.

Миллионы россиян вышли на улицы с портретами своих близких – ветеранов войны. Акция оказалась заразительной – в этом году она прокатилась по всему миру

Посол США в России Джон Тефт поражен и восхищен грандиозностью акции "Бессмертный полк", о чем дипломат написал в на своей страничке в ЖЖ. Отметив, что "несмотря на идеологические различия, разделявшие наши государства, наши прадеды - простые американцы и россияне, миллионы из которых отдали свои жизни, и ещё миллионы, чья жизнь бесповоротно изменилась в результате войны, - сплотились за правое дело", Тефт призвал последовать их примеру.

Акция "Бессмертный полк" в Москве. Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС

При этом он подчеркнул, что для него российская многотысячная акция навсегда останется напоминанием о том, каких человеческих потерь стоила Вторая мировая война, и что особенно высокую цену заплатили народы Советского Союза.

Акция "Бессмертный полк" в Москве. Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС

Американскому послу, да и не только ему было чему удивиться - только в Москве, по информации МВД, в нем участвовало более 800 тысяч человек. И это несмотря на ужасную погоду. А если учесть, что акция приняла уже не только общероссийский, но и международный размах - на улицы с портретами участников войны, чтобы отдать дань памяти их подвигу вышли миллионы.

Геннадий Иванов и Владимир Путин. Фото: Михаил Метцель/ ТАСС

В колонне вместе с москвичами до Васильевского спуска прошел и президент России Владимир Путин рядом с актерами Василием Лановым и Михаилом Ножкиным. В его руках был портрет отца Владимира Спиридоновича, который воевал и был тяжело ранен на Невском пятачке, защищая блокадный Ленинград.

Более 700 тысяч участников собрала акция "Бессмертный полк" в Санкт-Петербурге, более 280 - на Дальнем Востоке, 520 тысяч - на Кубани, более 100 тысяч - в Крыму, 120 тысяч - в Казани, 125 тысяч - в Волгограде, более 80 тысяч - в Саратовской области, более 40 тысяч - в Воронеже и так далее по всей России. Генералы, офицеры и рядовые, ветераны труда и блокадники, те, кто вернулся домой и те, кого родные продолжают искать и спустя 72 года - все вместе, единым строем шагают по городам России и ближнего зарубежья.

Акция "Бессмертный полк" в Орловской области. Фото: Сергей Петров/ ТАСС

В Свердловской области в День Победы чествовали защитников Отечества всех поколений: ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-"афганцев", участников контртеррористических операций на Северном Кавказе, и опрерации с в Сирии и в других горячих точках, сообщает департамент информационной политики губернатора региона. Но в центре торжеств, естественно были ветераны Великой Отечественной войны - они колонной проехали перед строем парадного расчета.

В акции приняли участие большинство стран СНГ. В Астане, чтобы выразить свою признательность воинам-победителям, на улицы вышли более 20 тысяч человек. Шествия в честь Дня Победы прошли в Таджикистане, Киргизии, Белоруссии.

Акция "Бессмертный полк" в Грозном. Фото: Елена Афонина/ТАСС

Под дружные крики "Ура!" , с песнями "Бессмертный полк" прошел по улицам Белграда и Баня-Луки. Многочисленные зеваки на улицах приветствовали шествие приветственными криками и апплодисментами.

В общей колонне с портретами своих родственников шли сербы, боснийцы, македонцы, хорваты, черногорцы, словенцы. Всего в акциях, которые прошли также в в Любляне, Загребе, Скопье, Подгорице и Сараево приняли участие более 3 тысячи человек.

Акция "Бессмертный полк" в Мадриде. Фото: Екатерина Воробьева/ ТАСС

Примерно столько же вышли на "Бессмертный полк" в Риге. Прошагали с портретами фронтовиков и в США, и в Великобритании, и в Германии, и во Франции, и в Австрии, Греции, Италии, Японии, Испании, в Китае, на Кубе, в Мексике, в Катаре и многих других странах, даже в далекой Австралии.

С особым напряжением в России следили за тем, как пройдет шествие "Бессмертного полка" в республиках Донбасса - там накануне уже была устроена провокация - два взрыва прогремели на пути проезда главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко. Позже нашли еще 6 взрывных устройств. А сегодня Захарченко шел во главе праздничной колонны. В шествии, прошедшем с Комсомольского проспекта и прошла по улице Артема, там, где чуть раньше проходил военный парад в честь 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне участвовали до 30 тысяч человек. В голове колонны несли портреты погибших ополченцев — Александра Немогая, Михаила Толстых (Гиви) и Арсена Павлова (Моторола).