Биография, Херасков Михаил Матвеевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов

Русская литература XVIII века

Михаил Матвеевич Херасков

Биография

Творческий путь

Михаил Матвеевич Херасков стоял во главе группы литераторов, считавших себя учениками Сумарокова и объединившихся вокруг Московского университета и журнала «Полезное увеселение», издававшегося при университете под руководством Хераскова с января 1760 по июнь 1762 г.

Поэт, прозаик, Михаил Херасков родился 25 октября (6 ноября) 1733 году в Переяславле на Полтавщине. Он принадлежал к знатному аристократическому роду. Сын румынского боярина, переселившегося вместе с Дмитрием Кантемиром в Россию, М. Херасков воспитывался в доме своего отчима (отец Хераскова умер, когда мальчику было два года), образованнейшего человека князя Никиты Трубецкого, который был связан с Кантемиром, Ломоносовым и Сумароковым. Михаил, как и Александр Сумароков, учился в Шляхетном корпусе в Петербурге, который окончил в 1751 году. Его ожидала блестящая карьера. Однако Херасков предпочел связать свою жизнь и деятельность с Московским университетом.

В 1775 г. он поступает в штат университета, где работает до своей отставки (1802) в качестве заведующего библиотекой, типографией, издательством университета, а затем становится директором университета и его куратором (попечителем). Выбор Хераскова был обусловлен его стремлением служить просвещению России. И он преуспел в этом, добившись в 1767 г. преподавания в университете на русском языке, способствуя развитию культурных учреждений университета.

Литературные интересы появились у Хераскова еще во время учебы в корпусе, где он начал писать стихи. С 1760 г. под руководством Хераскова издается первый литературный журнал «Полезное увеселение», издание еженедельное на протяжении двух лет, остальные полгода - ежемесячное, участники которого, как писал Херасков, стремились «к защищению добродетелей, обличению пороков, увеселению общества». Ставя целью обличать пороки, журнал занимал особую позицию по сравнению с «Трудолюбивой пчелой», ему была чужда социальная острота сатиры Сумарокова.

Участники журнала «Полезное увеселение» стояли на умеренно-либеральных позициях и были способны только на пассивную оппозицию самодержавному произволу и порядкам дворянско-бюрократической государственности. Исправлять нравы, «пороками ругаться» - эта задача чужда Хераскову и его группе. Если Сумароков верил в силу разума, способного улучшить существующий порядок вещей и научить царей, как править государством, а дворян - выполнять свой гражданский долг, то Херасков не надеется на разум и противопоставляет ему путь пассивного нравственного самоусовершенствования каждой личности, путь отхода от участия в общественной жизни. В стихотворении «К Евтерпе» Херасков вопрошает:

Позволь, Евтерпа, мне еще сказать яснея,

Что я сказать хочу:

Но люди будут ли при сих словах умнея?

Ты скажешь: «Никогда», - я лучше замолчу.

Разочарование в разуме, в способности с помощью разума добиться успеха в жизни звучит и в его стихотворении «О разуме»:

На что полезен разум,

Когда поклоны низки,

Когда глубоки иски

Людей приводят к счастью?

На что потребен разум?

Не надобен, я чаю.

Пассивная политическая позиция Хераскова, его отход от гражданского рационализма были вызваны разочарованием в прогрессивной дворянской государственности. В период формирования в России новых капиталистических отношений, в период усиления меркантильных интересов у правящих дворянских кругов, роста социальных противоречий и явного преобладания реакционных тенденций в политике дворянского государства Херасков, не веря в разумную социальную гармонию, предпочитает уклониться от активной социальной борьбы, уйти в мир нравственно-философских раздумий. Разочарование «в идеалах прогрессивной дворянской государственности, отказ от служения обществу на основе разума и гражданского долга и увлечение религиозно-этическими исканиями, бегство от умственной абстракции эмоциональной рефлексии и от суетной столичной жизни в сельское уединение» - это новое миросозерцание Хераскова отразилось прежде всего на его поэзии («Новые оды», изданные 1762 г., и «Философические оды и песни», изданные в 1769 г.) и на литературной позиции руководимого им журнала «Полезно увеселение».

В журнале сотрудничало около 30 литераторов. Среди них и те, кто не связан с университетом. Группировавшиеся вокруг «Полезного увеселения» писатели пропагандировали на страницах журнала искусство независимых дворян, приверженность к изящной словесности. Основное место в журнале отводилось стихам. Кроме стихов, из которых иногда состоял целый номер журнала, печатались беллетристические произведения на нравственно-этические темы, философические анекдоты, нравоучительные статьи. В многочисленных любовных элегиях, посланиях, идиллиях, анакреонтических и философских одах они предпочитали обличению пороков воспевание добродетели, отрицание морального зла, прославление сладостной жизни на лоне природы, которую они противопоставляли житейской суете, погоне за богатством, карьерой. Мотивы социального неравенства переводились в морально-этический план, они предлагали каждому находить покой и счастье в обращении к собственному внутреннему миру. Наиболее полное выражение эти темы и мотивы нашли в ранней поэзии Хераскова, для которого основное значение имела нравоучительная «философическая» поэзия. В этой лирике нравоучительные, моральные сентенции находили эмоциональное выражение, что способствовало созданию определенного настроения, а сухая морализация воспринималась как лирическое размышление. Часто звучит в стихотворениях Хераскова и поэтов, печатавшихся в «Полезном увеселении», мотив быстротечности жизни, бренности всего земного.

Все тщета в подлунном мире,

Исключенья смертным нет,

В лаврах, рубище, порфире,

Всем должно оставить свет, -

Писал Херасков в стихотворении «Прошедшее».

Мотивы эти - предтеча поэзии Державина и поэтов-сентименталистов. В лирике Хераскова идеализируется патриархальная жизнь людей, не знающих цивилизации, которая несет с собой развращающее зло. В этом смысле характерна его элегия «На человеческую жизнь», напечатанная в «Полезном увеселении». В ней поэт, выражая неудовлетворенность современной русской жизнью, восхваляет жизнь предков, которые «счастливо век вели, лукавства не имев / И без стенания они на свете жили».

В стихах Хераскова звучит мотив ухода от общества, от городской шумной жизни на лоно природы, в мир спокойствия и тишины. В стихотворении, которое так и называется «Тишина», поэт рисует идиллическую картину подобной жизни, причем, как это свойственно и поэтам его школы, идеализация сельской жизни оборачивается идиллическими картинами жизни крестьян.

Для Хераскова бедняки счастливее своих господ, ибо «сребро и пышные чертоги спокойства сердцу не дают».

Херасков резко осуждает погоню за чинами и деньгами. Его идеал - образованный дворянин, посвятивший себя высоким материям: науке, культуре, моральному самоусовершенствованию. И мотивами своей поэзии, и легкой плавностью изящного стиха Херасков предваряет сентиментальные стихи и «новый слог» Карамзина. Такие стихи, как:

Мне тихое вздыханье

Стенящих горлиц мило;

Мне тихие потоки,

Мне рощи, мне долины

Приятней лирна гласа -

Ничем не отличаются от типично сентиментальных стихов.

Создавая трагедии по всем правилам поэтики классицизма («Борислав» - политическая трагедия, «Пламена»), Херасков явился зачинателем сентиментализма и в драматургии. В «Венецианской монахине», написанной в 1758 г., Херасков разрешает этическую проблему иначе, чем этого требовала трагедия классицизма. Образом Занеты он доказывает право человека на счастье и любовь вопреки чувству долга, в данном случае монашескому обету.

В 1774 г. он пишет пьесу «Друг нещастных» - «слезную драму», в которой действуют несчастные, но добродетельные бедняки, вызывающие сочувствие и помощь благородных дворян. В духе новых настроений Хераскова один из героев драмы, дворянин Пречест, обращается к бедной девушке Милане, на которой он хочет жениться, со словами: «Позвольте мне, скрывшись между вами от света, вкушать жизнь благополучную». К «слезным драмам» относится и его пьеса «Гонимые».

В творческой практике М. М. Хераскова сказалась внутренняя противоречивость, вызванная стремлением примирить традиционные каноны классицизма с новыми литературными веяниями, которые прежде всего проявились в преодолении абстрактности в создании образов, в стремлении к раскрытию внутреннего мира человека, его психологического состояния с помощью новых образных и стилистических средств. Начавшаяся с 1753 г. литературная деятельность Хераскова была весьма многообразной и плодовитой. Он пишет стихотворные, драматургические произведения, разрабатывает жанр эпической поэмы, пишет политико-нравоучительные романы, таков, в частности, роман, изданный им в 1768 г., «Нума Помпилий», в котором Херасков выступает сторонником просвещенной монархии.

Героическая эпопея «Россияда"

Однако в историю русской литературы Михаил Матвеевич вошел прежде всего как создатель героической эпопеи «Россияда» (1779). Творец бессмертной «Россияды» - так называл Хераскова Державин. Героическая эпопея была самым важным и почетным жанром классицизма. Попытки создать героическую эпопею до Хераскова («Петрида» Кантемира, «Петр Великий» Ломоносова, «Дмитрияда» Сумарокова) не увенчались успехом. Создание «Россияды», в которой Херасков выступает как наиболее последовательный ученик Сумарокова, свидетельствует о том, что классицизм продолжает оставаться ведущим литературным направлением. Херасков работал над «Россиядой» восемь лет, используя опыт создания европейской героической эпопеи («Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Освобожденного Иерусалима» Тассо, «Генриады» Вольтера и др.).

Поэтика классицизма предусматривала при создании поэмы важность исторического сюжета, включение элемента чудесного: видений, предсказаний, аллегорий, высокий слог должен был соответствовать героико-патриотическому содержанию, и все обширное повествование излагалось размеренным шестистопным ямбом, долженствующим передать торжественность и величие происходящего.

Обширная поэма, состоящая из 12 песен, «Россияда» посвящена знаменательному событию русской истории - взятию Грозным Казани, которое Херасков расценивал как заключительный этап в борьбе Руси с татаро-монгольским игом. В «Историческом предисловии» к «Россияде» он писал, что взятие Казани означало переход страны «из слабости в силу, из уничижения в славу, из порабощения в господство». В работе над своей обширной поэмой Херасков использовал летописные источники, «Повесть о Казанском царстве», исторические песни и легенды.

Главная идея «Россияды» - торжество героики русских воинов, победа России над варварством, православной веры над магометанской. Своей поэмой автор преследует воспитательно-патриотическую цель: вдохновить современников подвигами предков и научить их подлинному патриотизму. Херасков не стремится к исторической правдивости, документальности в поэме, да это и возбранялось требованиями поэтики классицизма. Многое переосмыслено, творчески переработано, украшено фантастикой, почерпнутой и из книжных источников, и из фольклора, когда рядом с мифологическими образами Марса, Эрота, Киприды действуют Змей Тугарин, Идолище Поганое. В духе идей дворянского либерализма Херасков рассматривает взаимоотношения Грозного - идеального монарха и бояр. «Вельможи и цари отечеству ограда», - говорит в поэме Грозный. Царь храбр, великодушен, делится с ближним последним глотком воды, он угоден богу и действует по внушению свыше. В единстве Грозного и бояр сказывается утопичность политических идеалов Хераскова. Большинство бояр, приближенных царя, воинов и советников доблестны и храбры, они верные патриоты, которые держат себя с царем смело и независимо. В духе просветительской идеологии Херасков дает уроки царю. Введением небесного посла (тень князя Тверского) царю указывается на его долг перед отечеством. Херасков напоминает царю: «Не царь порфирою, порфира им почтенна».

Несмотря на историческую основу сюжета, «Россияда» обращена к современности. Написанная в период русско-турецкой войны и законченная незадолго до присоединения Крыма к России, поэма содержит похвалы в адрес Екатерины, которая заставит трепетать «восточную луну» и даст народам «божественны» законы. Поэма посвящена Екатерине II -все это делает весьма ограниченным либерализм Хераскова. Отвечая требованиям классицизма, Херасков наполняет свою поэму множеством аллегорий, олицетворений (так, олицетворяются различные страсти и пороки: злоба, корыстолюбие, безбожие и т. д.), фантастических образов, видений. В ней много отступлений, длинных описаний, что необычайно замедляет развитие сюжета. На эту растянутость, тяжеловесность поэмы указывали Вяземский, Батюшков, признавая в то же время определенные заслуги Хераскова в создании эпопеи. Вместе с тем в этой героической эпопее есть и ряд отступлений, нарушающих чистоту жанра и свидетельствующих о новых тенденциях в литературе. Таковы сюжетная линия татарской царицы Сумбеки, связанный с ней любовный элемент, таково обращение к фольклору.

Хотя «Россияда» была далека от подлинного историзма, она сыграла видную роль в литературе XVIII в. в силу своего гражданско-патриотического содержания. Недаром Херасков назвал свою поэму «Россияда». В основе эпопеи - национальный сюжет, она рассказывает не только о делах и взаимоотношениях царя и бояр, но и обо всей России, о героическом русском народе.

Предпосылкой к созданию «Россияды» явилась работа Хераскова над поэмой «Чесмесский бой» (1771), посвященной победе русского флота в Чесмессхой бухте в период войны с Турцией (1770). Однако эта поэма, в которой Херасков прямо заявляет: «россиян петь хочу», рассказывающая о русских воинах, бесстрашных в бою и вместе с тем великодушных к побежденным, отличалась документальностью. Она была написана «по точным известиям» и в силу этого не могла полностью отвечать законам эпической поэмы, требующей элементов «чудесного».

В духе «Россияды» написана и более поздняя поэма Хераскова «Владимир» (1785), но она менее художественна и проникнута мистическим духом. «Россияда» была последним значительным произведением и в творчестве Хераскова, и в поэзии русского классицизма.

Характерные для творчества Хераскова моралистические тенденции и вера в то, что в результате нравственного усовершенствования каждой личности возможно достигнуть блага на земле, были достаточно консервативны, но даже пассивная оппозиция самодержавно-бюрократической политике правительства придавала независимый характер его личности и творческой деятельности. Херасков проявлял неустанную заботу о развитии просвещения, помогая молодым литераторам, в частности Богдановичу, найти свое место в литературе.

Литературный салон Хераскова и его жены Елизаветы Васильевны, писавшей стихи, был очень популярен среди литераторов. Усилившиеся после пугачевского восстания религиозно-нравственные тенденции в творчестве Хераскова закономерно привели его к сближению с масонами, в которых он увидел силу, способную противостоять растущему «безверию». Это нашло отражение и в последних романах Хераскова «Кадм и Гармония» (1786) и «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), в которых писатель выражает масонские взгляды и неприязнь к «дерзновенным вольнодумцам». Романы эти не отличаются художественностью, но знаменуют отход от рационалистической прозы классицизма к чувствительности, свойственной новому литературному стилю - сентиментализму.

Михаил Матвеевич Херасков – известный русский поэт, прозаик (1733 - 1807). Михаил Херасков родился в г. Переяславе на Полтавщине 25 октября 1733 года в знатной аристократической боярской семье. Он получил хорошее домашнее воспитание. В 1751 году Херасков окончил Петербургский Сухопутный шляхетский корпус. С юности Херасков увлекался творчеством. В 1775 г. он поступил в штат Московского университета, в котором работал до 1802 г. заведующим библиотекой, типографией, издательством университета, а затем был назначен директором университета и его куратором.

Михаил Матвеевич вошел в историю русской литературы, прежде всего, как создатель эпопеи «Россияда», изданной в 1779 г. Главной идеей данного произведения было торжество героизма русских воинов и победа России над варварством. Целью поэмы было вдохновение современников подвигами предков и попытка обучения их подлинному патриотизму.

Херасков был последователем классицизма в драматургии. Он написал 20 пьес, наиболее известными среди которых были: трагедии "Пламена", "Борислав"; комедии "Безбожник", "Ненавистник". В своих произведениях Херасков осуждает погоню за чинами и деньгами. Его идеалом является образованный дворянин, который посвятил свою жизнь науке, культуре и моральному самоусовершенствованию. В период, когда в России формировались новые капиталистические отношения и усиливались меркантильные интересы в правящих дворянских кругах, Херасков, предпочел уклониться от социальной борьбы и уйти в мир философских раздумий.

Михаи́л Матве́евич Хера́сков (25 октября 1733, Переяславль - 27 сентября 1807, Москва) - русский поэт эпохи Просвещения, автор огромной по объёму эпической поэмы «Россиада», видный масон и розенкрейцер, владелец подмосковной усадьбы Очаково.

Биография

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в Переяславле на Левобережной Украине (сейчас - Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из валашского боярского рода Хереско. Его отец, Матвей Андреевич Херасков, переселился из Валахии в Россию в 1712 году при Петре I. Отец умер почти сразу после рождения Михаила. Вскоре мать Анна Даниловна Хераскова, в девичестве княжна Друцкая-Соколинская, замечательная красавица, воспетая А. П. Сумароковым, вышла замуж за Никиту Юрьевича Трубецкого и после назначения отчима генерал-прокурором в 1740 году переехала с сыном в Петербург.

В 1743 году Херасков поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус в Петербурге - одно из лучших гуманитарных учебных заведений. Ещё кадетом Херасков начал под руководством Сумарокова писать статьи, которые потом печатались в «Ежемесячных сочинениях». В 1751 году после завершения обучения получил звание подпоручика.

Служил сначала в Ингерманландском полку, в 1754 году - в коммерц-коллегии, а в 1755 году подал прошение об отставке и поступил на службу в открывшийся Московский университет, где организовал и руководил несколькими печатными изданиями, выходившими в типографии Университета.

С 1756 году начал помещать свои труды в «Ежемесячных сочинениях». С 1760 года в течение 3 лет издавал вместе с И. Ф. Богдановичем журнал «Полезное увеселение». В 1761 году Херасков издал поэму «Храм Славы» и поставил на московской сцене героическую поэму «Безбожник».

В 1760-х годах дом Хераскова (на месте нынешнего здания № 21 по Тверской) стал центром литературной Москвы.

В 1762 году написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашён вместе с Сумароковым и Ф. Волковым для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации, после чего в 1763 г. назначен директором Московского университета.

В 1770 году Херасков переезжает в Петербург в связи с назначением на пост вице-президента берг-коллегии - учреждения, ведавшего горной промышленностью России. В Петербурге Херасков тоже создаёт литературное общество, издаёт журнал «Вечера», за что разгневанная императрица отправляет поэта в отставку.

В 1778 году Херасков был назначен вторым куратором Московского университета. В этой должности он передал Н. И. Новикову университетскую типографию, предоставив ему возможность развить свою издательскую деятельность.

В 1779 году вышла поэма Хераскова «Россиада», над которой он работал с 1771 года, после чего Екатерина II отменила опалу и вернула поэта в Московский университет на должность куратора. Херасков переселился в Москву, занимался издательской деятельностью, создал университетский благородный пансион, где позже получили образование В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и другие знаменитые литераторы. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму «Владимир возрожденный», напечатанную в 1785 году. В 1779 году Херасков выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. В 1783 году стал членом только что созданной Российской академии.

В 1802 году Херасков в чине действительного тайного советника, полученном за преобразованием Университета, вышел в отставку.

Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Семья

Жена Елизавета Васильевна (1737-1809) - русская писательница.

Творчество

Херасков вошёл в историю русской литературы как крупный представитель русского классицизма. Наиболее знаменит как автор эпических поэм - «Россиада» и «Владимир Возрожденный». Характерная черта его произведений - серьёзность содержания. Известны также духовные произведения поэта, например стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе», которое было положено на музыку Д. С. Бортнянским и в начале XIX века считалось неофициальным Гимном Российской империи

Участие в литературном процессе

В доме Хераскова собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступившего на литературное поприще В. А. Жуковского. Херасков издавал или так или иначе участвовал в издании нескольких журналов: «Полезное увеселение» (1760-1762), «Свободные часы» (1763), «Вечера» (1772-1773), «Утренний свет» (1777-1779).

Произведения
  • Эпические героические поэмы
    • «Чесменский бой» (1771); перевод поэмы на французский язык сделал Хераскова известным в Европе (переводчик Мария Сушкова, «Le combat de Tzesme, poème en cinq chants» , 1772);
    • «Россияда» (1778)
    • «Владимир возрожденный» (1785)
    • «Царь, или Освобожденный Новгород» (1800)
  • Дидактическая поэма
    • «Плоды наук» (опубл. 1761)
  • Другие эпические произведения
    • «Вселенная, мир духовный» (1790) - поэма о творении мира
    • Пилигримы, или Искатели счастья (1795) - поэма-аллегория;
    • Бахариана (1805) - богатырская сказка
  • Трагедии
    • «Венецианская монахиня» (1758)
    • «Пламене» (1762, опубл. 1765)
    • «Мартезия и Фалестра» (ок. 1766)
    • «Борислав» (1772, опубл. 1774)
    • «Идолопоклонники, или Горислава» (1782)
    • «Юлиан Отступник» (нач. 1790-х)
    • «Цид» (нач. 1790-х)
    • «Освобожденная Москва» (1798)
    • «Зореида и Ростислав» (1807)
  • Комедии
    • «Безбожник» (1761)
    • «Ненавистник» (1770)
  • Слёзные драмы
    • «Друг несчастных» (1774)
    • «Гонимые» (1775)
    • «Милана» (1786, «драма с песнями»)
    • «Школа добродетели» (1796)
    • «Извинительная ревность» (1796)
  • Сборники лирических стихотворений
    • «Новые оды» (1762)
    • «Философические оды или песни» (1769)
  • Басни
    • «Нравоучительные басни» (1764)
  • Романы
    • «Нума Помпилий» (1768)
    • «Кадм и Гармония» (1787)
    • «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792)

материал взят с сайта

ХЕРАСКОВ, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ (1733–1807) – русский поэт, прозаик, драматург.

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в городе Переяславле Полтавской губернии. Происходил из родовитой валашской семьи Хереско, переселившейся в Россию при Петре I. Мать Хераскова вторым браком была замужем за князем Н.Ю.Трубецким – вельможей, не чуждым ученых и литературных интересов, приятелем А.Д.Кантемира и адресатом его VII сатиры О воспитании .

В 1743–1751 учился в петербургском Сухопутном шляхетском корпусе, который шутя именовали «рыцарской академией». В корпусе действовал любительский театр под фактическим руководством А.П.Сумарокова , оказывавшего значительное влияние на литературные занятия и вкусы кадетов. Вероятно, тогда же, и главным образом под влиянием Сумарокова, приобщился к стихотворству, хотя его ранние опыты до нас не дошли. В 1751 был определен подпоручиком в Ингерманландский пехотный полк. В 1755 перешел на статскую службу в Коммерц-коллегию, но уже через несколько месяцев переехал в Москву, где в 1756 занял должность асессора (надзирающего за студентами) в только что открытом (1755) университете. Вскоре в его ведение были переданы также университетская библиотека (1756), типография (1757), минералогический кабинет (1759) и театр (1761). С 1761 уже исполнял обязанности директора университета, а в 1763 был официально утвержден в этой должности и занимал ее вплоть до 1770.

В 1758 дебютировал на литературном поприще с трагедией Венецианская монахиня , вышедшей отдельным изданием в университетской типографии (сведений о постановке ее на сцене нет). Вскоре он организовал издание при университете журналов «Полезное увеселение» (1760–1762) и «Свободные часы» (1763), вокруг которых объединились молодые литераторы (И.Ф.Богданович , В.И.Майков, А.А.Ржевский, В.Г.Рубан, В.Д.Санковский, Д.И.Фонвизин, П.И.Фонвизин и др.). Здесь же печатались и стихотворения его жены Елизаветы Васильевны, урожденной Нероновой (1737–1809), с которой у поэта, по свидетельствам современников, до конца его дней сохранялось трогательное взаимопонимание. Сам Херасков поместил в этих журналах 190 своих стихотворений. Вообще, в 1760-х сочинена большая часть его лирических стихотворений, объединенных в сборниках Новые оды (1762), Нравоучительные басни (1764) и Философические оды или песни (1769). Лирика Хераскова и поэтов его круга 1760-х преимущественно моралистична. Мораль, нравоучение у него повсюду – даже в жанрах, по своей природе, казалось бы, исключающих подобные мотивы: например, в любовной элегии и анакреонтической оде. Уже заглавия его Анакреонтических од (включенных в сборник Новые оды ) говорят об их далекой от традиционной анакреонтики тематике: О суетных желаниях , Истинное благополучие , О важности стихотворства , О разуме , О злате и т.п. Даже обычная в стихах этого рода тема владычества Эрота над сердцами юных и старых, глупцов и мудрецов у Хераскова в оде Сила любви разрешается весьма неожиданно:

Только в сердце, Богу верном,

Только в мыслях просвещенных

Он не смеет воцариться;

И, владея всех сердцами,

Сих сердец Эрот боится.

В 1770 Херасков был назначен вице-президентом Берг-коллегии и переехал на жительство в С.-Петербург. Здесь стал вдохновителем издания журнала «Вечера» (1772–1773), в котором печатались в основном все те же его московские знакомцы (Богданович, Майков, Ржевский и др.). К этому времени относятся первые опыты Хераскова в эпической поэзии, составившие его славу в потомстве (ранняя дидактическая поэма Плоды наук , опубл. в 1761 г., не имела большого успеха), – Чесменский бой (1771) и Россияда (1778). Если первая из них была еще только подступом к эпопее, то Россияда стала полномасштабным героическим эпосом, который должен был занять в русской поэзии место, подобное тому, что занимает Энеида Вергилия в латинской. Создать национальный эпос в соответствие с классическими требованиями, который обеспечил бы русской словесности достойное место в кругу европейских литератур, пытались и Ломоносов , подражавший Генриаде Вольтера в поэме Петр Великий , и Сумароков, сочинивший лишь вступление к своей Димитрияде , и др., но только Хераскову удалось довести дело до конца, с чем и связана специфическая и, на взгляд позднейших читателей, несколько преувеличенная известность Россияды в XVIII – начале XIX вв. Она соответствовала всем требованиям, предъявляемым теорией к сочинениям такого рода: повествовала о ключевом событии в русской истории (покорение Казани при Иоанне IV, которое, по мнению Хераскова, знаменовало окончание эпохи ордынского ига над Россией), изобиловала элементами фантастики (русским покровительствуют ангелы и святые, замученные в Орде; татарам – адские силы), была написана александрийским стихом и имела соответствующий зачин:

Пою от варваров Россию свобожденну,

Попранну власть татар и гордость низложенну,

Движенья древних сил, труды, кроваву брань,

России торжество, разрушенну Казань.

Из круга сих времян спокойных лет начало,

Как светлая заря, в России воссияло.

Наряду с «героическими» песнями, в которых говорится о сражениях, небесных явлениях и т.п., в Россияде есть и «романические» песни о любовных интригах при дворе казанской царицы Сумбеки. Причем их так много, что позднейшие критики (А.Ф.Мерзляков) упрекали Хераскова в нарушении единства поэмы, но именно эти песни сообщают Россияде некоторую занимательность.

Успех поэмы во многом был предопределен удачно выбранным сюжетом, пришедшимся как нельзя кстати в эпоху русско-турецких войн. Это оценила и императрица Екатерина II. Автору Россияды , находившемуся в отставке без содержания с 1775 (видимо, за его связи с масонством), была возвращена монаршая милость, и в 1778 он получил назначение на должность куратора Московского университета, которую бессменно (с перерывом в несколько месяцев) занимал вплоть до 1802 (все это время он был фактическим руководителем университета). Одно из первых его деяний на этом посту – основание университетского благородного пансиона (1778). Еще находясь в С.-Петербурге, в 1777 Херасков сблизился с Н.И.Новиковым и принял участие в издании масонского журнала «Утренний свет» (1777–1779, последние номера вышли уже в Москве). При посредничестве Хераскова Новиков в 1779 переехал в Москву и арендовал на 10 лет университетскую типографию. Известная книгоиздательская деятельность Новикова в 1779–1792 проходила под его покровительством. В 1781 в Москве была учреждена Директория масонов-розенкрейцеров. В ее состав вошел и Херасков. При его поддержке «московские мартинисты» (как их называли за приверженность учению французского мыслителя Сен-Мартена) открыли в университете Учительскую (1779) и Переводческую (1782) семинарии.

Для позднего творчества Хераскова характерно противопоставление веры и разума со скептической оценкой последнего, приверженность к жанру аллегорического путешествия в поисках истины. Эпическая поэма Владимир возрожденный (1785), пользовавшаяся известностью не меньшей, чем Россияда , была уже не героическим, а скорее психологическим эпосом («своеобразной масонской Одиссеей , по определению Л.В.Кулаковой). Речь в ней идет о князе Владимире, крестителе Руси, о его восхождении к высотам истины и нравственного совершенства. Внешние события в поэме служат лишь «знаком» того, что происходит во «внутреннем человеке». Отступление от образцов сказывается даже в количестве «песен»: если в Россияде их 12, как в Энеиде и др., то во Владимире – 15 (в 3-й ред. – 18). Тем не менее Россияда и Владимир воспринимались современниками как произведения, сходные по своей роли в русской поэзии.

После Владимира он сочинил еще несколько поэм: «Вселенная, мир духовный » (1790) – небольшая в трех песнях поэма о творении мира и грехопадении Адама, написанная в подражание Потерянному раю Дж.Мильтона и Мессиаде Ф.-Г.Клопштока ; Пилигримы, или Искатели счастья (1795) – поэма-аллегория; Царь, или Освобожденный Новгород (1800) – поэма, явившаяся как отклик на Французскую революцию и утверждающая принцип самодержавия; Бахариана (1805) – пространная, изобилующая приключениями с «прикровенным» нравоучением «богатырская сказка» (безрифменный стих с дактилическими окончаниями, имитирующий народное тоническое стихосложение, – подражание Илье Муромцу Н.М.Карамзина и Добрыне Н.А.Львова); Поэт (1805) – поэтический трактат о стихотворстве.

К жанру аллегорического путешествия близки и романы Хераскова, написанные витиеватым слогом (фактически, ритмической прозой), – Нума Помпилий (1768), Кадм и Гармония (1787) и Полидор, сын Кадма и Гармонии (1792). Современники особенно ценили второй из них (Кадм и Гармония ), а Карамзин даже именовал его «поэмой».

Преследования розенкрейцеров в начале 1790-х, когда был арестован Новиков и высланы из столицы Н.Н.Трубецкой и И.П.Тургенев, Хераскова не коснулись. Императрица удовольствовалась нарочито наивным заявлением последнего, что его «оклеветали какой-то мартинизмою». С восшествием на престол Павла I был награжден чином тайного советника (3 класс), орденом св. Анны 1-й степени и имением в 600 душ. Однако к концу его царствования (март 1801) в результате какого-то недоразумения вышел в отставку и вновь вступил в должность куратора университета уже при Александре I.

Однако уже в 1802, недовольный начавшимися реформами, Херасков подал в отставку. Сочинять продолжал до самой смерти. Последнее его произведение – трагедия Зореида и Ростислав – была опубликован уже после его смерти и получила премию Российской академии. Умер Херасков 27 сентября (7 октября) 1807 в Москве.

Творчество Хераскова разнообразно в жанровом отношении. Помимо множества стихотворений, поэм и романов (см. выше), ему принадлежат девять трагедий: Венецианская монахиня (1758), Пламене (1762, опубл. 1765), Мартезия и Фалестра (ок.1766, сюжет заимствован из трагедии Т.Корнеля Ariane ), Борислав (1772, опубл. 1774), Идолопоклонники, или Горислава (1782), Юлиан Отступник (нач.1790-х), Цид (нач.1790-х, переделка Сида П.Корнеля). Освобожденная Москва (1798), Зореида и Ростислав (1807); две комедии: Безбожник (1761), Ненавистник (1770); пять «слезных драм»: Друг несчастных (1774), Гонимые (1775), Милана (1786, «драма с песнями»), Школа добродетели , Извинительная ревность (обе 1796). Большая часть сочинений Хераскова собрана в его Творениях (ч. 1–12. М., 1796–1802). Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Издания Избр. произведения . Л., 1961 (Б-ка поэта)

Владимир Коровин

Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик.

Родился 25 октября (5 ноября н.с.) 1733 в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр, переселившихся в Россию при Петре I. Получил хорошее домашнее воспитание.

Затем учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. По выходе из корпуса Херасков недолгое время находился на военной службе, а затем поступил в только что открывшийся Московский университет «асессором». С юности был серьёзно увлечён творчеством.

В 1756 в «Ежемесячных сочинениях» были помещены его «Притчи» и эпиграммы, а в следующие годы он издаёт поэму в трёх частях «Плоды наук» , трагедию «Венецианская монахиня».

В 1760 - 1762 издавал (при университете) журнал «Полезное увеселение», в 1873 - «Свободные часы»; «Невинное упражнение», «Доброе намерение».

Состоял членом Российской Академии.

К 70-м годам Херасков становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику.

Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773).

В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошёл как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: «Плоды наук» (1761), «Чесменский бой» (1771), «Россияда» (1779), «Владимир Возрожденный» (1785), «Царь или Спасённый Новгород» (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Освобождённая Москва» (1798); комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774).

Однако в драмах «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) Херасков использует приёмы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой («Кадм и Гармония», 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие» , «О разуме» , «К А. Ржевскому » и др.).

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

ХЕРАСКОВ, Михаил Матвеевич - русский писатель. Из знатной семьи валашских бояр. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760-62), «Свободные часы» (1763). В 1763-1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. Видный деятель русского масонства. В историю русской литературы Херасков вошёл как крупнейший представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму, как автор эпических поэм. В дидактической поэме «Плоды наук» (1761) Херасков, споря с Ж. Ж. Руссо, вполне в духе классицизма доказывал практическую и моральную пользу науки. Поэма «Чесменский бой» (1771) посвящена современной теме. В полном соответствии с поэтикой классицизма находится поэма «Россияда» (1779). Поэма написана шестистопным ямбом, высоким слогом; в ней изображено важное событие из истории страны - покорение Иваном Грозным Казанского царства. Принятие Русью христианства лежит в основе сюжета поэмы «Владимир Возрожденный» (1785), однако «второй план» её - рассказ о внутренней жизни человека, «сокровенных чувствах души, с самою собою борющейся», отразил масонские взгляды поэта. Откликом на события Великой французской революции явилась поэма «Царь, или Спасённый Новгород» (1800), в которой автор стремился представить «ужас безначальственного правления, пагубу междуусобий, бешенство мнимой свободы и безумное алкание равенства». Некоторое влияние поэмы-сказки Хераскова «Бахариана» (1803) сказалось на поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Последователем классицизма Херасков выступил и в драматургии (написал 20 пьес, включая переводы-переделки): трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Освобождённая Москва» (1798), комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774, опубликована 1779) и др. Однако в первой и самой значительной трагедии Хераскова «Венецианская монахиня» (1758) заметны некоторые отступления от канонов классицизма: в трагедии три, а не пять актов, построена она на современном материале, в основе сюжета - любовная страсть, заставляющая героя трагедии решиться на позорную смерть ради спасения чести своей возлюбленной. В «слёзных драммах» «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) и других Херасков изображает жизнь страдающих людей, используя приёмы и мотивы сентименталисткой драматургии.

Проза Хераскова эволюционировала от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) к роману с запутанной любовно-авантюрной интригой, показывающему историю человеческой души в духе масонской символики («Кадм и Гармония», 1786). Герой романа Кадм сначала погрязает в пороках, затем становится добродетельным, обретает Гармонию (это и жена героя, и обозначение его душевного состояния). В романе «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794) содержится резкая критика французской революции: жители изображённого здесь острова Терзит (по имени отрицательного персонажа «Илиады» Гомера), находясь в безначалии, превратились в буйное стадо. Проза Хераскова тяготеет к ритмичности; она многословна, изобилует словесными украшениями. Лирика Хераскова, разнообразная по жанрам, медитативна, для неё характерны нравоучительная проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противопоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие» , «О разуме» , «К А. А. Ржевскому» и др.).

Соч.: Творения, ч. 1-12, М., 1796-; то же, 2 изд., М., 1807-12; Избр. произв. [Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. В. Западова], Л., 1961.

Лит.: Мерзляков А. Ф., Россияда, поэма эпическая г-на Хераскова, «Амфион», 1815, кн. 1-3, 5-6, 8-9; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955, с. 112-15; Розанов И. Н., М. М. Херасков, в кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 2, [М., 1915]; Гуковский Г. А., У истоков рус. сентиментализма, в его кн.: Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Кулакова Л. И., Херасков, в кн.: История рус. лит-ры, т. 4, ч. 2, М. - Л., 1947; Поспелов Г. Н., У истоков рус. сентиментализма, «Вестник МГУ», 1948, № 1; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., М., 1955, с. 144-87; Макина М. А., Поэмы М. М. Хераскова, «Уч. зап. Новгород. пед. ин-та», 1963, т. 9; Назаретская К. А., Сентиментальные и предромантич. мотивы в творчестве Хераскова и поэтов его школы 60-70-х гг., «Уч. зап. Казан. ун-та», 1967, т. 127, кн. 2; Серман И. З., Херасков и Курбский, «Тр. ОДРЛ», 1969, т. 24; Билинкис М., Пространство и система персонажей в повестях М. М. Хераскова, в кн.: Рус. филология, 3-й сб. науч. студенч. работ, Тарту, 1971; Thiergen P., Studien zu M. M. Cheraskovs Versepos «Rossijada», Bonn, 1970 (Diss.).

М. Г. Альтшуллер

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975

Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик.

Родился 25 октября (5 ноября н.с.) в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр. Получил хорошее домашнее воспитание. Затем учился в Сухопутном шляхетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. С юности был серьезно увлечен творчеством.

В 1760 - 1762 издавал журнал "Полезное увеселение", в 1873 - "Свободные часы".

В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошел как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: "Плоды наук" (1761), "Чеменский бой" (1771), "Россияда" (1779), "Владимир Возрожденный" (1785), "Царь или Спасенный Новгород" (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии "Пламена" (1765), "Борислав" (1774), "Освобожденная Москва" (1798); комедии "Безбожник" (1761), "Ненавистник" (1774).

Однако в драмах "Друг несчастных" (1774), "Гонимые" (1775) Херасков использует приемы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царем-философом на троне ("Нума Помпилий, или Процветающий Рим", 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой ("Кадм и Гармония", 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы ("Истинное благополучие", "О разуме", "К А.Ржевскому" и др.).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Жизнь и деятельность

Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова, писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы "Россиада" и "Владимир". Характерная черта его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева. Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 - 1812 гг. См. Венгеров "Русская поэзия", где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым, и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том "Истории русской литературы".