С какой целью была написана басня обоз. Методическая разработка по литературе (8 класс) на тему: И.А

О, смех - великое дело! Гоголь

Звери мои за меня говорят И.А.Крылов

Тема урока: Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие».

Ход урока

Оргмомент. Цели урока: познакомиться с исторической основой басен И.А.Крылова. Увидеть глубину философской мысли баснописца, понять мнение автора по важным политическим и историческим вопросам, анализ художественного текста (басни) .

С именем И.А.Крылова вы знакомы уже давно, но у многих складывается мнение, что он детский писатель. Как вы думаете, почему такой стереотип создался (кто герои Крылова?, животные, сказки о животных)

К какому роду литературы относится басня? (лироэпическому ) По теории трех штилей басня относится к высокому, среднему или низкому стилю? (низкий ) Почему- вызывает смех. Какова же цель комического в литературе? (смех сквозь слезы ) А писателям -сатирикам было не до смеха. Гонения, ссылки, цензура.

На ваших столах лежит басня Измайлова-современника Крылова «Происхождение и польза басни »

Саша читает наизусть

Беседа по басне:

Почему нагая правда вызвала раздражение правителя?

Что значит в блестящей дорогой одежде? Прием- метафора

Чем басня покоряет сердца слушателей, как и в басне с царем произошло- иносказательная манера, аллегория, герои отвлеченные,

Благодаря басням в обиход вошло много крылатых выражений и фразеологизмов.. Сейчас я предлагаю вам вспомнить их в викторине. Сюжеты и эти выражения могут вам пригодиться на ЕГЭ и ГИА в качестве литературных примеров.

Учащиеся:

И.А.Крылов стал классиком еще при жизни. А творения его понятны всем. Но не всегда мы знаем предысторию басен- повод для их написания. Сегодня мы проведем историческое расследование и посмотрим на знакомые басни под другим углом зрения.

Павел Историческая основа басен Крылова.

Саша «Кот и повар»

Лиза «Кот и щука»

Какой вывод можно сделать после сообщения?

Каким человеком и гражданином предстает И.А.Крылов в своих творениях.

А теперь предлагаю обратиться к тексту басни «Обоз» для детального анализа.

В каких сточках басни заключается мораль? Старый конь борозды не испортит

Проверка домашнего задания- таблица. Какие герои противопоставлены друг другу? Прием- антитеза, контраст

Какие художественные средства использует автор для придания образности.

Аллегория конь Кутузов, лошадь Александр и его молодые генералы

Эпитеты (легонько) фразеологизм- выйдешь из терпенья

Олицетворения - говорят животные сравнение как рак,

Разговорная оценочная лексика (хваленый конь, осел, уж, принять влево) и грамматика- бух в канаву (междометные глаголы). Ряд однородных сущ- скорость передвижения лошади

Уменьшительно- ласкательная лексика (л ошадка)

«Лягушки, просящие царя» презентация "История создания"

Первый царь портрет, поступки, реакция подданных

Второй царь, портрет, поступки, реакция подданных

Задачи урока:

Изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.

Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения, умению аргументированно высказать свое суждение о прочитанном тексте.

Формирование навыков выразительного чтения, совершенствование речи учащихся.

Работа с терминологией: басня, мораль, аллегория.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 8 классе

И.А. Крылов. Басни «Обоз» и « Лягушки, просящие царя», их историческая основа.

Задачи урока:

Изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.

Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения, умению аргументированно высказать свое суждение о прочитанном тексте.

Формирование навыков выразительного чтения, совершенствование речи учащихся.

Работа с терминологией: басня, мораль, аллегория.

Интегрирование уроков литературы и информатики: создание презентаций учащимися по материалам учебной экскурсии в музей – усадьбу семьи Олениных Приютино.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.

Организационный момент.

Знакомство с биографией И.А. Крылова. Выступления учащихся. (презентации учащихся по материалам учебной экскурсии в Приютино.)

А) И.А. Крылов и семья Олениных.

Дом Алексея Николаевича и Елизаветы Марковны Олениных в Петербурге стал известен в литературной, художнической, театральной и научной среде столицы с конца 18 столетия, славился гостеприимством и никогда не пустовал. Многочисленные родственники, друзья хозяев и сослуживцы Алексея Николаевича были желанными здесь гостями. Авторитет хозяина – знатока и ценителя древностей, истории и классического искусства - был настолько велик, что к его мнению обычно прислушивались, у него искали совета и покровительства, к нему приносили на суд научные, литературные и художественные произведения молодые и зрелые ученые, литераторы и художники.

Вторым домом для Олениных и их друзей стала загородная дача, с многообещающим названием Приютино, которая находилась за Охтенским пороховым заводом под Петербургом. Очень скоро дача превратилась стараниями и талантами хозяев в одно из самых притягательных и известных культурных гнезд под Петербургом. Дачу величали приютом муз и граций. Исключительность дома Олениных состояла в том, что его хозяева были наделены удивительной способностью создать у себя атмосферу радушия, гостеприимства, терпимости.

Иван Андреевич был верен семье Олениных. Окончив дежурство в библиотеке, баснописец пешком отправлялся по шумным улицам Петербурга к дому Олениных. Шел не спеша,часто останавливаясь и всматриваясь в уличные сценки, возникавшие едва ли не на каждом шагу. Иногда Крылов при ходьбе отсчитывал шаги и переводил их в версты.

Согласно сохранившимся планам и описанию усадебных построек, на берегу речки была построена в кирпиче просторная господская баня с жилыми покоями над нею, в которых предпочитал жить в Приютине Крылов. Жилые комнаты имели выход на балкон, откуда открывался вид на речку Лубью и заречные луга.

В Приютине Крылова всегда ждали, здесь о нем заботились, старались угодить, попотчевать, особенно дети, которые росли на глазах стареющего баснописца. У Ивана Андреевича было ласковое прозвище Крылочка.

Б) Историческая ситуация 1812 года. Вторжение в пределы России в 1812 году армии Наполеона во многом изменило образ жизни в доме Олениных. Пером, кистью, типографской листовкой единодушно откликнулись на тяжкие события войны с узурпатором Наполеоном обитатели, домочадцы и многочисленные друзья дома Олениных. В трудные для России дни 1812 года Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из реляций.

Однажды в столицу пришло известие, что Наполеон вскоре после оставления Москвы направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине.

Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней. В один из вечеров он прочитал собравшимся в Приютине басню «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным.

Вскоре последовала новая басня Крылова. Она появилась после рескрипта царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра 1 ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам.

Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…»

Работа по теме урока.

А) Выразительное чтение басни «Обоз».

Басню читает заранее подготовленный ученик, можно первое знакомство с басней осуществить посредством прослушивания фонохрестоматии, где басню читают артисты театра. (Фонохрестоматия к учебнику « Литература. 8 класс» ; В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. Издательство «Просвещение» 2010г.)

Б) Анализ басни.

О чем рассказывает басня « Обоз» ?

Какую картину она рисует?

В каких строчках заключена мораль басни?

В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода?

Какие русские пословицы и поговорки можно вспомнить в связи с этой моралью?

Что такое аллегория в басне?

В) Чтение статьи учебника.

Давайте прочитаем статью учебника, в которой говорится о том, кого и что подразумевал И.А. Крылов в своей басне.

В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?

4. Итог урока и домашнее задание.

Подготовить небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью из басни «Обоз».


План
Введение
Басня посвящена конкретной исторической ситуации.
Основная часть
В аллегорической форме автор рисует опасную ситуацию: Обоз с горшками должен спуститься с горы:
а) старый конь не спешит;
б) молодая лошадь критикует коня;
в) лошадь жестоко просчиталась.
Мораль басни выражает основной ее смысл.
Заключение
Басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию.
Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.
Автор использует характерный для басни прием - аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:
И возик свой мы не свезем, а скатим!
Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:
Прощай, хозяйские горшки!
Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова - осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» - Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.
В конце басни звучит авторская мораль - нравоучение, выражающее основной смысл произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведе-
ние, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;
«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;
«... и с возом - бух в канаву!»
Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов - поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

· продолжить развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль;

· обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях, полученные в 5-7 классах;

· углубить знания о жанре басни;

· стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;

· формировать умение работать с информацией, представленной в сети Интернет;

· развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

· развивать творческие способности обучающихся через чтение басен наизусть;

· формировать личностные качества: быстро и слаженно работать;

· воспитывать интерес к литературе и в частности к жанру басни, в которой в сатирической форме высмеиваются человеческие пороки.

· воспитывать устойчивый художественный вкус; способствовать повышению личной уверенности и ответственности каждого участника проектного обучения.

Тип урока : урок формирования новых знаний, умений и навыков с элементами обобщения и систематизации в виде защиты ученических проектов.

Используемые образовательные технологии: учебное проектирование (проект слайдов – презентаций по теме «Историческая основа басен «Обоз» и «Лягушки, просящие Царя»)

Тип проекта: информационно-исследовательский и метапредметный.

Ход урока

I. Активизация опорных знаний и учебных ученических действий.

1. Организационный момент. Объявление целей урока, темы, запись эпиграфа (слайд № 1). сказал: « Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение».

2. Вступительное слово п реподавателя : К неделе русского языка и литературы мы подготовили несколько проектов по теме «Историческая основа басен «Обоз» и «Лягушки, просящие Царя»), материалы которых можно использовать как на уроке, так и во внеклассной деятельности . Над созданием проектов работали суворовцы Дробуш Илья и Шершнев Егор, и сегодня они готовы представить и защитить свой проект.

Суворовцы Григорьев А., Марков М., Соболев М. свой проект представили в виде иллюстраций к басням. Басни Крылова иллюстрировали многие художники. На уроке будут использованы иллюстрации Г. Куприянова, А. Лаптева, М. Алексеева, Е. Рачёва. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова. Художники представляют свои рисунки.

В течение урока постараемся понять, в чем заключается историческая основа басен, что такое историзм в художественном произведении, почему басни Крылова Гоголь назвал народными. Каким человеком был? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Начнем с просмотра кинофрагментов о памятнике в Твери. Скульпторы изобразили баснописца, стоящим в полный рост в окружении персонажей из басен: здесь и свинья под дубом, и лиса и виноград , и квартет. Выделяется лицо баснописца с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Интересный факт, в годы Великой Отечественной войны в связи с исполняющимся 21 ноября1944 года столетием со дня смерти великого русского поэта-баснописца Ивана Андреевича Крылова Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил:

1. Воздвигнуть в г. Калинине памятник Крылову.

2. Учредить 2 стипендии в КГУ – по 400 рублей для студентов факультета языка и литературы.

Город Калинин (Тверь) был в руинах, потому что в 1941 году был оккупирован фашистами, но в 1943 году основано наше Тверское (Калининское) суворовское военное училище, в стенах которого вы сейчас учитесь, а напротив училища в парке в 1959 году и установили памятник баснописцу Крылову. Как все символично и правильно. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Детские годы Крылова прошли в Твери. Семья, приехав из Оренбургской губернии, поселилась в квартире на Миллионной улице. служил в магистрате. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком , прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки. Меткий, образный, сочный язык крыловских басен, бесспорно, имеет тверские корни. Исследователь творчества баснописца утверждал, что слова: «курятник», «засудит», « а я, приятель, сед», «вертопрах»… - взяты из тверского говора (слайды № 2-5).

Что нового вы узнали о жизни в Твери?

Какие подробности о памятнике вас удивили?

3. Беседа по вопросам и викторина по басням: (слайды № 8 -14)

Представлены иллюстрации к басням и цитаты, по которым суворовцы должны узнать басню, в основном это материал на обобщение изученного в 5,6 классах ; попутно идет повторение понятия «мораль» в басне. Суворовцы записывают, что мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер .

II . Формирование новых знаний, умений и навыков на основе развития речи и защиты ученических проектов.

4. Слово преподавателя : В России басни также писали, . Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем. Почему же мы так любим басни Крылова? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Высказывание, который сказал о баснях Крылова так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: «А Васька слушает да ест». «А воз и ныне там». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». В 1800-е годы пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу. До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания. Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история "не послушалась" просветителей, почему она обманула их надежды? В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы. Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине. В литературоведении есть понятие «социальный тип» (слайд № 15), давайте откроем в вашем ноутбуке папку «Теория литературы» и введем запись, что такое «социальный тип», « исторический тип».

5. Работа суворовцев на ноутбуках . В папку «Теория литературы» записывают: социальный тип - это литературный портрет исторического деятеля или человека какой – либо социальной группы определенной исторической эпохи, в котором воплощены индивидуальные или типичные черты характера. Рассмотрим портреты Александра I, Кутузова, Наполеона. Вспомним басню «Волк на псарне». Лев – это всегда Царь; Волк, Лиса, Медведь – придворные вельможи , чиновники; Ягненок, Муравей, Лягушка – «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы. Волк из басни «Волк на псарне» – это Наполеон. Это аллегория . Наполеон хотел завоевать Россию, вторгся в пределы России, дошел до Москвы, но, не рассчитав силы противника, попал в ловушку и погиб.

6.Защита проекта. Исследовательский вид проекта по теме «Историческая

основа басни «Обоз». Историческая ситуация 1812 года.

Вторжение в пределы России в 1812 году армии Наполеона во многом изменило образ жизни каждого русского человека. В трудные для России дни 1812 года Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из реляций. Однажды в столицу пришло известие, что Наполеон вскоре после оставления Москвы направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине.

Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным.

Вскоре последовала новая басня Крылова. Она появилась после рескрипта царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…».

7. Выразительное чтение басни «Обоз» наизусть (суворовец Суслов И.)

«Обоз», 1812г.

С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днём!

Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношениях Кутузова с «молодёжью»: Александром I, принцем Вюртенбергским, адмиралом Чичаговым. В исследовательской работе вице-сержант Дробуш И. подобрал материал об Аустерлицком сражении и причинах его поражения, а также углубил знания о сражении в1812году на реке Березине, в котором адмирал Чичагов упустил Наполеона. Крылов эту тему развивает в басне «Щука и Кот»:

«Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? –

Стал Щуке Васька говорить,-

Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

Недаром говорится,

Что дело мастера боится». –

И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей!

Мы лавливали и ершей» -

«Так в добрый час пойдем! Пошли, засели.

Натешился, наелся Кот

И кумушку проведать он идет:

А Щука чуть жива лежит, разинув рот,

И крысы хвост у ней отъели…»

Записываем вывод : оправдывает осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медлительность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. Обвиняет адмирала Чичагова, который пропустил Наполеона через реку Березину. Композиция басен предельно сжата, динамична. Крылов – блестящий мастер диалога.

10. Представление метапредметной проектной деятельности по теме «Историческая основа басни «Лягушки, просящие Царя». Представляет проект вице-сержант Шершнев Егор (слайды № 21 – 24). В нравственно-философских баснях затрагиваются вопросы о развитии общества. Выделим проблему об отношениях государственной власти и народа, рассмотрим ее на примере басни «Лягушки, просящие Царя». В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя. Басни – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне «Лягушки, просящие Царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку . Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки. Заключительные слова Юпитера – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

– Какое сомнение выражено в этой басне?

Глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных теорий. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов?

Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни.

– За что были наказаны лягушки?

Лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт:

И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.

“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова?

Чему она нас учит?

История движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине. Историческая ситуация 1825 года. Восстание декабристов - попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи 14 декабря1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им . Историк дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок… все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами…». Откликом на события, связанные с выступлением декабристов и царской политикой после 14 декабря 1825 года, является басня "Бритвы" (1828). Баснописец высказывается за то, что нечего бояться острой бритвы, ею надо только уметь пользоваться, тогда как тупая сдерет всю кожу.

«Вам пояснить рассказ мой я готов:

Не так ли многие, хоть стыдно им признаться,

С умом людей – боятся,

И терпят при себе охотней дураков»?

III. Подведение итогов урока, обобщение темы.

Слово преподавателя. в аллегорической форме выразил своё отношение не только к историческим событиям, но и к их конкретным участникам. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, Николая I. Басни проникнуты патриотическим пафосом, чувством любви к Родине и ответственности за ее судьбу. Читая басни Крылова, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью. Крылов расширил возможности басенного жанра, а басню довел до совершенства.

IV. Рефлексия. Теория литературы. Проверь себя!

Что такое басня?

Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением чаще в стихотворной форме.

Что такое народность?

Народность – это отображение жизни народа в литературе.

Что такое историзм?

Историзм – это отображение характерных черт действительности в литературе.

V. Задание на самоподготовку:

1. Дописать ответ по теме об исторической основе басен «Обоз», «Лягушки, просящие Царя». Дополнительно для желающих в ответ включить басни «Щука и Кот», «Бритвы».

3. Собирать материал для проекта по новой теме.

Использованные материалы

    , Егорова разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005. Лебедев русской басни. – Вышний Волочёк: «Ирида - прос», 2009. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители и др.- М.: Просвещение, 2012. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 8 класс Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года. Фильм « Крылов в Твери».

Интернет-ресурсы:

1. http://*****, http://school-collection. *****, http://window. *****

3. Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection. *****/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10

4. http://*****/communities. aspx? cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1

Басня Крылова «Обоз» показывает нам людей, попавших в сложную ситуацию и по-разному реагирующих на обстоятельства – одни продолжают тихо и сосредоточенно делать свое дело, а вторые занимаются пустой критикой, хотя сами не могут сделать лучше.

Басня Обоз читать

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!



А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль басни Обоз

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Басня Обоз - анализ

Мораль басни Крылова «Обоз» можно выразить знакомой всем нам поговоркой: «у других в глазу видишь соломинку, у себя и бревна не заметишь». С критиками, которые готовы оспорить любое действие окружающих, мы сталкиваемся, чуть ли не ежедневно, но мудрый человек не должен обращать на них внимания. Так поступил Конь – он, хоть и с огрехами, но выполнил свою задачу – довез воз в целости.

Но анализ басни Крылова «Обоз» затрагивает и другую сторону конфликта – молодую Лошадь. Она не является отрицательным персонажем, автор говорит, что «многие имеют слабость ту же» - то есть, в глазах нас всех зачастую действия других людей кажутся нелепыми и лишенными смысла. Но стоит оказаться в их положении – и мы оказываемся еще хуже. Как часто приходится стыдиться собственной критики, когда она оказывается не соответствующей действительности! Отсюда вывод – прежде, чем судить, нужно ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я сделать лучше, чем он?