Что значит уме недозрелый плод недолгой науки. О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Из начала первой сатиры «На хулящих учения. К уму своему» (1729) русского поэта Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708-1744), которая до своей первой публикации (1762) ходила только в списках:

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки...

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 автора Кузнецов Александр

Плод соборного творчества Символом веры называется краткое и точное изложение главных ее догматов и истин, составленное и утвержденное I и II Вселенскими соборами. Кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином. Весь Символ веры состоит из

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Запретный плод В раю больше запретов, чем в аду. Еврейское присловье И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал: Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Бытие, 3, 11–12 При первом же случае Адам всю

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Плод (биол.) Плод (fetus), млекопитающее животное или человек в утробный период развития после закладки основных органов и систем: у человека - это период начиная с 9-й недели и до момента рождения. На 9-й неделе развития П. по внешнему виду принимает черты тела человека: ясно

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Плод (орган покрытосеменных растений) Плод (fructus), орган покрытосеменных растений, возникающий из цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян. П. образуется после оплодотворения (за исключением партенокарпических П., см.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги 100 великих рекордов живой природы автора Непомнящий Николай Николаевич

Запретный плод Из Библии. Плод, который, несмотря на запрет Бога, Ева сорвала с «дерева познания добра и зла». В Ветхом Завете (Бытие, гл. 2, ст. 16-17) сказано: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Запретный плод сладок Впервые встречается в сочинениях римского поэта Овидия (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - 18 н. э.).Иносказательно: психология человека такова, что его всегда привлекает именно то, что запретно, недоступно и

Из книги Искусство быть свидетелем, или как вести себя на допросе автора Жордан Игорь

Из книги Уроки чемпиона мира по бодибилдингу. Как построить тело своей мечты автора Спасокукоцкий Юрий Александрович

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПЛОД В МИРЕ - У ТЫКВЫ Время от времени в мире устанавливаются все новые рекорды по выращиванию самой большой тыквы. Недавно в США была выращена очередная рекордсменка. Гигантский овощ весил 558 кг. Чтобы привезти тыкву на сельскохозяйственный фестиваль в

Из книги автора

САМЫЙ ОПАСНЫЙ ПЛОД В МИРЕ - ДУРИАН Плод дуриана (Durio zibethinus) - не только самый опасный плод в мире (особенно если покрытый шипами 25-сантиметровый шар в 4 кг весом свалится вам на голову); кроме того, он, пожалуй, единственный плод в мире, ради которого те, кто к нему

Из книги автора

Когда плод начинает испытывать боль? Способность испытывать боль возникает у плода не ранее 20-й недели беременности. Во всяком случае, это самые последние данные. Компоненты спиноталамической системы, которая «сообщает» о боли, начинают формироваться на 7-й неделе

Из книги автора

ПЛОД - система В. Альбрехта Принципы поведения свидетеля на допросе В. Альбрехт свел к 4 правилам, название которых он составил из первых букв ключевых слов - ПЛОД. В. Альбрехт именовал свои правила ситами. Можно их назвать и «контрольками», не позволяющими следователю

Из книги автора

2. Ваша программа – плод воображения журналиста Часто бывает так, что журналисту надо привлечь внимание к своему изданию какой-нибудь сенсацией. Издания, посвященные бодибилдингу и фитнесу, в качестве такой сенсации достаточно часто предлагают придуманные одним из их

320 лет назад родился Антиох Дмитриевич Кантемир, один из тех, от кого «есть пошла» русская изящная словесность, особливо - поэзия

Текст: Арсений Замостьянов, зам. главного редактора журнала «Историк»
Фото: ru.wikipedia.org
Историки литературы по-разному трактуют начало XVIII века, первые шаги русской светской поэзии. Но в любой серьезной хрестоматии найдется место для Кантемира как для одного из основоположников нашей поэзии и первого русского сатирика, который высмеивал пороки свозь слёзы: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу».

Его отец — знаменитый молдавский господарь — был важным союзником и получил от русского императора княжеский титул. На сестре поэта царь даже намеревался жениться… И Антиох Дмитриевич с молодых лет был заметным политиком. Вел дипломатическую игру, участвовал в борьбе за власть. Призвание у него было иное — поэзия и просветительство, но в те времена всё это нередко сливалось воедино. Его лучшие произведения — сатиры — не издавались при жизни автора, несмотря на его богатство и влиятельность. Слишком острые это были вещицы. Зато они ходили в списках, и влияние на литературную жизнь оказывали сильнейшее. Мимо сатир Кантемира не прошёл никто из русских поэтов XVIII века. Они считали его русским Ювеналом и Буало . Преувеличивали? Наверное. Но несомненно, что Кантемир был первым русским сатириком, да ещё и одним из первых поэтов. Он протаптывал путь по бездорожью. Прожил поэт всего лишь 35 лет. Умер в Париже, будучи русским посланником во Франции. Кантемир считался уважаемым и талантливым литератором, но всеобщее признание пришло к его стихам уже после смерти.

В этот день самое время вспомнить семь самых ярких произведений Антиоха Кантемира в разных жанрах и родах литературы.

  1. НА ХУЛЯЩИХ УЧЕНИЕ

Это первая сатира Кантемира. И, пожалуй, самая известная. Причем заслуженно. Школьники, наверное, морщились от строгости старинного поэта, но многие строки запоминали с ходу. Написал он ее в 1729 году, во времена правления юного Петра Второго , когда казалось, что начинаниям первого русского императора грозит забвение. Кантемира, прежде всего, волновало отношение к просвещению, к образованию. Он видел, что в церковных кругах многие относятся к европейским веяниям враждебно. Для них любое учение — чуть ли не бунт против комфортных традиций. Совсем еще молодой Кантемир забрался на кафедру и начал проповедь по славу Просвещения. Именно так, с большой буквы. Он не жалел аргументов, чтобы доказать, сколь пользительно учение и сколь бессмысленна и постыдна жизнь у неучей. При этом он не жалел громких слов и эффектных примеров и демонстрировал виртуозное владение «низким» стилем. Думаю, начало этой сатиры, обращенной «К уму своему», на памяти у многих:

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.

Если представить себе тогдашнее отношение к публично произнесенному слову, к церковным устоям — станет очевиднее смелость Кантемира, считавшего, что сатира должна быть бесстрашной, когда речь идет о гражданских убеждениях.

  1. НА ЗАВИСТЬ И ГОРДОСТЬ ДВОРЯН ЗЛОНРАВНЫХ

Сам автор так разъяснял пафос этой — второй по счету — сатиры: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, - пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может». Эта сатира построена в форме диалога, её можно было бы не без успеха поставить на сцене. Острота конфликта — в отношении к родовым заслугам. Кантемир, будучи бесспорным аристократом, подобно Петру Великому, предпочитал заработанную славу. Тем, для кого высокое происхождение было главной святыней, вряд ли пришлась по душе его сатира. Кантемир смело говорил о равенстве людей, ссылаясь на библейские примеры:

Адам дворян не родил, но одно с двух чадо
Его сад копал, другой пас блеюще стадо;
Ное в ковчеге с собой спас все себе равных
Простых земледетелей, нравами лишь славных;
От них мы все сплошь пошли, один поранее
Оставя дудку, соху, другой - попозднее.

Словом, поэт вёл прицельный огонь по предрассудкам, столь сильным в XVIII веке. Если вдуматься, они не исчезли и в наше время. Разве что поменяли одёжку.

  1. РАЗГОВОР О МНОЖЕСТВЕ МИРОВ

Это не оригинальное произведение, «всего лишь» перевод из Фонтенеля, но для русских читателей он стал настоящим литературным событием и просветительским прорывом. При набожной императрице Елизавете Петровне книгу запретили как «противную вере и нравственности». Кантемир и впрямь не любил, когда всё принималось на веру, и стремился подвергать сомнениям устоявшиеся представления о мире. В те времена таких искателей в России было немного. Зато последователи у Кантемира нашлись. А он искал в мире «мудрость всеблагую», не считаясь со стереотипами.

  1. ПИСЬМО ХАРИТОНА МАКЕНТИНА К ПРИЯТЕЛЮ О СЛОЖЕНИИ СТИХОВ РУССКИХ

Кантемир был «партизаном» силлабического стиха. Он преданно полюбил его в юности — и набиравший силу реформатор русского стиха Тредиаковский не смог поколебать вкусов Кантемира. Эта привязанность удивительна — особенно если учесть, что сам поэт был проповедником прогресса и бичевал тех, кто упрямо держится за старое. Но без противоречий поэзии не бывает.

В «Письме Харитона Макентина» он изложил свои взгляды на стихосложение под маской выдуманного героя. Этот стиховедческий трактат был опубликован вместе с кантемировскими переводами из Горация.

Трактат написан занимательно, его легко читать и в наше время. В нем — ключ ко всем стихам Кантемира, к его пониманию поэзии. Кантемир не принял идею о необходимости строить стих на основе правильного чередования стоп, не принял «силлабо-тонику». «Стоп рассуждение не нужно», — отрезал автор «Сатир», считавший только свободную силлабику гибкой и выразительной.

О поэзии он рассуждал с жаром и с многочисленными примерами. Считается, что для Кантемира стихотворчество было только инструментом просвещения и пропаганды. Но «Письмо Харитона…» показывает, насколько важной для него была и эстетическая, художественная сторона творчества.

Очевидно, что Кантемир всерьез задумывался обо всех нюансах поэзии, сравнивал русский литературный язык с европейскими, многое понимал на свой лад. Задумывался об оркестровке стиха, о рифме. Он предлагал собственную остроумную терминологию — например, такую: «Потому рифмы могут быть односложны, двухсложны и трехсложны. Первые называются тупыми, вторые — простыми, третьи — скользкими». Кантемир рассуждал: «Я не вижу, для чего б перенос речи из первого стиха в другой, следующий, когда одним целое разумение речи кончить не можно, был запрещен. Греки, латины, итальянцы, ишпанцы, англичане не только в порок то не ставят, но и украшение стихам почитают» . В своих сатирах он частенько щеголял такими переносами.

В этом споре Кантемир проиграл. Но попытка была почти блистательная!

  1. НА ЕЗОПА

Кантемир писал и басни. Этот лукавый, но в то же время проповеднический жанр подходил ему. Одним из первых он открыл для русских читателей Эзопа. Мы запомнили Кантемира по пространным многословным сатирам. Но гибкость стиха проверяется, прежде всего, в лаконичных произведениях. И Кантемир создавал эпиграммы, надписи — и вот такой монолог Эзопа:

Хотя телом непригож, да ловок умишком,
Что с лица недостает, то внутре залишком.
Горбат, брюхат, шепетлив, ножечки как крюки, —
Гнусно на меня смотреть, а слушать — нет скуки…
Это первый столь впечатляющий портрет легендарного баснописца в русской поэзии.

  1. АВТОР О СЕБЕ

В стихах Кантемира непросто найти лирическое начало, хотя его блестки есть и в самых известных кантемировских «полнометражных» сатирах. Он смело, а порой и яростно излагал свои идеи, но исповедальных нот, как правило, избегал и автопортретов не набрасывал. Интересными исключениями из правила стали его своеобразные эпиграммы на самого себя. Они афористичны. Достаточно вспомнить такой отрывок:

Что дал Гораций, занял у француза.
О, коль собою бедна моя муза!
Да верна; ума хоть пределы узки,
Что взял по-галльски - заплатил по-русски.
Но в них прорывается и редкая для Кантемира горечь:
Аще и росски пишу, не росска есмь рода;
Не из подлых родиться дала мне природа.
Трудов, бед житье мое исполнено было,
Ища лучшего, добро, бывше в руках, сплыло.
Отца, матерь погребох в отрочески лета,
Хоть могу быть не отец, житель бедный света.

Это уже настоящий автопортрет! Именно так и сложилась его судьба — и ранняя смерть родителей, и череда потерь, и непонимание современников… И это лирика, исповедь, а не проповедь.

  1. ПЕТРИДА

Полное название этого произведения — «Петрида, или Описание стихотворное смерти Петра Великого, императора Всероссийского».

В длинной антологии русских стихов и произведений риторического жанра, посвящённых Петру Великому, «Петрида» Кантемира стоит рядом с произведениями Феофана Прокоповича, и предшествует громам и молниям . Получилось нечто слишком архаическое — всё-таки силлибика не годилась для столь торжественной темы:

Печаль неутешную России рыдаю:
Смеху дав прежде вину, к слезам побуждаю;
Плачу гибель чрезмерну в роксолян народе,
Юже введе смерть Петра перва в царском роде.

Но замысел Кантемира впечатляет. Он мечтал написать поэму о Петре. Её первая часть, о которой мы и говорим, должна была разрешиться выздоровлением царя. В других главах Кантемир намеревался завоевать славу русского Гомера, повествуя в возвышенном духе о свершениях великого императора. Но планы оказались неподъемными. Кантемир всё-таки остался сатириком «по преимуществу». А с петровской темой XVIII века не везло. Неоконченной осталась поэма . Не давался жанр эпической поэмы и .

Кантемир — а он все-таки был не только сатириком — написал и оду в честь Петра Великого. Она не сохранилась. То, что осталось от «Петриды», — это подступы к теме, эскиз, отдаленно напоминающий речь Феофана Прокоповича на смерть Петра.

Таким и остался в истории Антиох Кантемир — молодой, необыкновенно одаренный поэт и просветитель, дипломат и ученый, младший из «птенцов гнезда Петрова». Ему пришлось действовать во времена преемников первого нашего императора. Петра он идеализировал, поклонялся ему. Это позволяло сохранить осанку и не утратить веру в Просвещение. Таким он и останется — неразуверившимся.

Просмотры: 0

Ума холодных наблюдений / И сердца горестных замет

Из посвящения, предваряющего роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837).

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Из начала первой сатиры «На хулящих учения. К уму своему» (1729) русского поэта Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708-1744), которая до своей первой публикации (1762) ходила только в списках:

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки...

Умер великий Пан!

Из легенды, изложенной древнегреческим историком Плутархом (ок. 45-127) в его сочинении «Об упадке оракулов» (гл. 17). Однажды в царствование императора Тиберия из Пелопоннеса (Греция) в Италию шел корабль с грузом и людьми. Когда он проходил мимо острова Паксос, с берега кто-то окликнул египтянина Фармуза, кормчего корабля. Тот отозвался, и неизвестный голос велел ему, чтобы тот, когда корабль будут проходить другой остров - Палодес, возвестил там, что «умер великий Пан». Кормчий так и сделал, и со стороны Палодеса до него тут же донеслись плач и стенания.

По древнегреческой мифологии Пан был богом, покровителем стад и пастухов, а позднее считался божеством, охранявшим всю природу. Поэтому, когда о случившемся сообщили в Рим, император Тиберий и весь город пришли в большое смятение. Тиберий, по сообщению Плутарха, собрал совет ученых мужей, чтобы те объяснили ему, что это значит и что отсюда может последовать. Те сказали, что Пан, будучи сыном бога Гермеса и смертной женшины Пенелопы, обладать бессмертием богов не может, поэтому его смерть не есть нарушение порядка вещей и никаких катастроф ожидать не следует.

Позднее христианские историки стали видеть в этом эпизоде особую символику. Поскольку именно в эпоху Тиберия христианство стало вытеснять в Риме язычество, то возглас, возвестивший о смерти языческого бога, стали трактовать как поражение веры ложной и утверждение веры истинной. Именно в таком ключе передал эту легенду Франсуа Рабле в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» и тем самым весьма способствовал популяризации этого предания.

Впоследствии некоторые ученые-историки античности стали полагать, что этот возглас, который звучал как «Фамуз хо панмегас тефнеке», был просто неверно истолкован. «Фамуз» в данном случае сирийское наименование бога Адониса, «панмегас» означает «величайший», а сам возглас и стенания суть только обряды, составные части его культа. Случайное сходство имени бога и кормчего и стало причиной недоразумения.

Иносказательно: конец одной исторической эпохи и начало другой. Так, немецкий поэт Генрих Гейне, узнав об Июльской революции 1830 г. во Франции, воскликнул: «Великий языческий Пан умер!», имея в виду рухнувшую власть Бурбонов.

Умеренность есть лучший пир

Последняя строка из стихотворения «Приглашение к обеду» (май, 1795) Гаврилы Романовича Державина (1743-1816):

Извольте вы мой толк послушать:

Блаженство не в лучах порфир,

Не в вкусе яств, не в неге слуха;

Но в здравьи и спокойстве духа, -

Умеренность есть лучший пир.

Умеренность и аккуратность

Из комедии «Горе от ума» (1824) Л. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Молчалина, который так описывает главные достоинства своего характера (действ. 3, явл. 3).

Умереть - уснуть

Из трагедии «Гамлет» Уильяма Шекспира (1564-1616). Монолог Гамлета (действ. 3, явл. 1) в переводе прозой (1837) писателя, журналиста, историка и критика Николая Алексеевича Полевого (1796-1846).

Умерщвляют живых, чтобы почтить мертвых

Из 6-й сатиры французского поэта и критика, автора известного,труда «Поэтическое искусство» Никола Буало (1636-1711).

Смысл выражения: часто ярких, неординарных людей при их жизни не любят, преследуют (и иногда эти преследования становятся причиной их смерти), но потом, когда такие люди умирают, все признают их величие, ставят им памятники, пишут книги, ссылаются на их авторитет и т. д.

Аналог фразы У нас любить умеют только мертвых.

Умирающий лебедь

Название хореографической миниатюры, поставленной на музыку из оркестровой фантазии «Карнавал животных» французского композитора Камилла Сен-Санса. Эта миниатюра была впервые поставлена для великой русской балерины Анны Павловой в 1907 г. хореографом Михаилом Фокиным, который назвал этот танец «Лебедь». А начиная с 1913 г. на театральных афишах стало поягзляться ныне широко известное, ставшее классическим название - «Умирающий лебедь». Его автор неизвестен.

Виктор Матюк

Плод недолгой науки

Приморили гады, приморили суки, обагрили кровью свои бесстыжие руки,
Отобрали всё, не осталось ничего, но ещё хотят последнее забрать –
Плод недолгой науки! Трудно против бесноватой толпы устоять,
Вспомнились отец и мать, пришлось слезу на землю ронять,
Но не бывать тому, к чему я пришёл благодаря таланту и уму!
Не покаюсь никогда! Пусть буду брошен в волчью яму навсегда,
Всё равно дрожащая рука прикована к перу на века, ни ветер, ни пурга
Не разгонят сгустившиеся над головой завидущие облака! Пусть люди злющие
Восполнят мысли недостающие из моего письма, их яркая бахрома упала на дома!
Вокруг тьма кромешная, люди местные в переулках тесных говорят слова нелестные,
Матерятся матом, как и подобает фельдфебелям и солдатам! Мысли строгие
Запинаются за едва плетущиеся ноги, но они ползут и на север, и на юг!
Их тянет к себе домашний уют, они мотают головой прежде, чем отправиться в бой!
Пусть небеса нам на истину открою глаза и раздуют её паруса, взвесив всё против и за,
Понимаю, что нужна проливная гроза, нашла коса на камень, высекается пламень,
Я же верчусь как егоза, очи отворачиваю от стыда, а на мою звезду упала утренняя роса!
Плачут даже святые образа, грешить нельзя, но подлеца не волнует красота слога,
Он мыслит скудно и убого, у него одна дорога, а у бога их очень много! Нужно попотеть,
Много бед перетерпеть, чтобы на завтрак и на обед собирался весь здешний свет,
Никого из них рядом нет, дрова рубит хмельной сосед! Он греха не чуждается,
Хотя над его головой тучи сгущаются! С этого все напасти начинаются,
Былые измены не забываются, мысли с карьера в галоп срываются! Они жизнь клянут,
В их руках поводья и кнут! Там и тут одна и та же жуть кромешная,
Оболочка внешняя лопнет вот-вот, обнажится промежность и толстый живот,
Покажется маленький фаллос или то, что от него осталось! Всему виною старость!
Коль так сталось, тут же с уст пара матерных фраз стремглав совалась,
Душа на десять лет помолодела, слыханное ли дело, дева в платье белом
Раздевалась так нагло и смело, что чувство сразу же охладело, во рту занемело,
Всё в тартарары полетело! Тело кричит оголтело, что ему с душой воевать надоело!
Пялю на книгу глаза, рядом жужжит стрекоза, но никто овцу не прибавит
К нашему стаду! Нет в душе отрады, ну и не надо, нам бы одну бабу на двоих,
А потом нырнуть вниз, дабы легче было пережить гипертонический криз! Ветер затих,
Но возобновился через краткий миг, ищу защиту среди ветреной свиты! Не входи ты
В чёлн разбитый, свою слабость вовремя учуял, но подумал всуе,
Что не проиграю вчистую! Вот и веселюсь напропалую, готов полюбить бабу любую,
Нет ничего краше женщины нашей, которая сеет и пашет и сказку на сон тебе расскажет!
Разве я сказал что-то не так? Я же – не дурак, а на бабе яркий лак,
Но она не соглашается никак шлюхой стать на одну ночь и бедному милостыней помочь!
Пусть вертится на одном каблуке где-то вдалеке, я же птицу счастья хочу держать в руке!
Её бабы за красоту осуждают, мужики восхваляют, собаки лают, а караван идёт,
Не только назад, но и вперёд! Простой народ жаждет свобод! Его грехи не счёт!
Баба врёт, что страсть поперёк её стези встаёт, мне тут же вспомнился известный анекдот,
Где словоблудием занимался народ, он готов праведно жить, но ему некого боготворить!
Детородный орган как полено стоит и гудит, как на старте ракета,
Мысль возвращается с того света, она в белое платье одета и грехов рядом нету!
Судьба ворчит и вздыхает, она все грехи исподволь припоминает,
Но души не чает в бабе той, что была когда-то чужой женой! Нынче вернулась домой!
Не ленись, дорогой, трудись вместе со мной в час ночной! Погоди! Не спеши! Подумай,
Каково оно идти с тяжкой думой наперевес, приходится пробираться среди толпы повес,
Надо заранее было качать свой пресс! Просит святая душа с горькими слезами,
Чтобы мир и дружба воцарились между нами! Люди перебрасываются словами,
А потом сталкиваются лбами, тяжба - не за горами! Они пораскинули мозгами
И начали стучать о землю ногами, устав после дороги, ходили и обивали ноги,
Добиваясь правды святой, и святые образа таскали следом за собой!
Дело происходило весной! Люди были тихи и покорны,
Свою прыть приберегли на день чёрный, их мысли проворные
Готовы воевать с нечистью сорной! Повернитесь! Улыбнитесь, а теперь посторонитесь!
Пройдитесь! Никуда вы не годитесь! Япона мать, надо было эти слова бабе в лицо сказать,
А уж потом обнимать! Скрипит кровать в углу, она первой начала любовную игру,
Авось, к утру кончится она, на столе пустая бутылка от домашнего вина!
Мы истину не признавали, пока библию читать по ночам не стали!
Ученье нам голод несёт, ведь безбожники водят хоровод и не смотрят вперед!
Запретный плод сладок, кто на него из грешников не падок? Упадок морали везде,
Мы сами проморгали очень мелкие детали своего бытия, за что страдаю я?
Женщины и мужчины хотят знать причину, почему мы ничего не смыслим в латыни?
Нас тянет к копченому мясу, опосля хочется квасу, мы от Европы отстали, хлеба жали,
Но свою духовность потеряли! Речь моя слаба, ничего не пил с утра, пусть толпа
Не думает, что ей труба! Не от великого ума, пришлось перекручивать мысли и слова!
Служу согласно чину службу свою, как гражданину мне бездари подкладывают свинью
И усаживают на скамью подсудимых, ветром гонимых, но неумолимых в решениях своих!
Чего же правящий клан достиг? Его план в воздухе завис и канет в небытие через миг!
Поторопись! На кону жизнь! Утром ранним козыря достану из кармана!
Мне не дано подтверждать или отрицать, что любимая женщина - ****ь!
Сможет ли она меня тот миг понять или же сама начнёт обвинять?
Зачем зазря врагов на стороне искать? Они рядом, и надо истреблять этих гадов!
Они подносчики чужих снарядов! Плод недолгой науки посещают последние потуги,
Он издаёт жуткие звуки, но умывает собственные руки, он счастлив и рад,
Что может без преград вернуться назад, там - стольный град, а здесь - тюрьма
И обветшалые стоят дома! Как не сойти с ума? Иду по стопам святого Петра,
Вот-вот нагрянет зима и выгонит святость со двора, а без неё нам никак нельзя!
Из всех ноздрей пар идёт, нам перекрывают кислород и вот барыга пеняет на себя,
Но о деньгах не думают любя! Во бля! Из-под ног уходит матушка-земля!
Как вам не стыдно во всём потакать быдлу, неужто завидно? Очевидно так,
Это явный факт! Мы проституток покупаем за рубли, о, денежки мои!
Мы бы могли своим жёнам кланяться до земли! Прости! Трудно меняются мозги!
Ё - моё! Планов громадьё всерьёз не воспринимает никто! Зажав волю в узду,
Дальше едва-едва ползу, и вдруг перехожу пограничную полосу, говорю цинично про то
Далёкое время, когда иной у нас была общественная система! Навстречу ветру бросив,
Океан страстей, как сноп колосьев, я остался ни с чем, тогда зачем было надо
Отрывать от своей души боль и отраду! В воздухе зависли сказанные слова и тирады,
А стойкий запах женских духов и помады освежает бабьи наряды, но преграды малы
И они выглядывают из-за крепостной стены, развожу руками и шевелю мозгами,
Болят душевные раны, невзирая на прохладу! Славится изба пирогами,
А баба стройными ногами, мужик – усами и мускулистыми телесами,
Но его душа под амбарными замками! Я же клацаю зубами, шевелю ушами,
Но грозовое облако зависло над нами, и одаривает толпу забияк сказочными дарами!
Уже который год народ своего счастья ждёт, хоть бери и подавай с судьбой на развод,
Дел невпроворот, каждый мужик трудится, как крот, тем и живёт, что бог ему даёт!
Что господь подаст, тем и утихомирит голод и страсть! Бог не даст ниже плинтуса упасть
И заживо грешнику пропасть! Его власть беспредельна, об этом мы поговорим отдельно!
Коль страсти в грешную плоть ворвутся, тут же спермой захлебнутся!
Я пишу об этом всерьёз, и если мне хочет возразить какой-то барбос,
Тогда не обойтись без взаимных упрёков и угроз, прольётся немало слёз,
А наверх сразу всплывёт многолетний и утрамбованный временем навоз!
Чистая ложь, словно в сердце обоюдоострый нож, ей цена – медный грош
В базарный день, зыбкая тень в пригожий день может сбить человека с колен,
Если ему трудиться лень! Тогда зачем наводить тень на старый и покосившийся плетень?
Мне один хрен: куда, кого и с кем, но зачем? Этот вопрос заставляет задуматься всерьёз
О том, что жизненный узор, словно лавина с гор, там тоска и позор
Никого не видят в упор! Не выносите сор из избы, остановитесь в двух минутах ходьбы
От вездесущей борьбы, коль не созданы для полночной борьбы и духом квёлы и слабы,
Уж лучше позаимствуйте мощь и силу у деревенской бабы, чтобы греха масштабы
Были не столь велики! Коль мужик – мудак и никак не реагирует, даже на голых баб,
Тогда он продастся за пятак, ему конец, ведь он - разъёба и подлец!
Хотя он конченный паскуда, но не выходец из Голливуда, он верит в чуда,
Но откуда должно появиться оно, коль, вокруг темным-темно? Мы ждём свободу,
Но стальная воля и величие народа - всё в раках Господа – бога,
Мы страдаем от недорода и суровой и снежной погоды,
Проходят годы бытия, но жизнь одна и та выглядывает из-за придорожного куста,
Она – наивна и пуста, словно настенная картина из дешёвого полотна!
Приношу прощение за нелитературные выражения, не они – камень преткновения
На нашем пути, нам бы до великой цели неспешно дойти и при этом не сбиться с пути!
Буду ползком ползти, чтобы истину на землю низвести,
Буду кушать прошлогодние консервы, но попытаюсь сберечь свои нервы,
Хотя сейчас не сорок первый год, разгульно живёт простой народ!
Он хочет в Евросоюз и в НАТО, возникает вопрос: не рановато?
Мы – выходцы из СССР и это плохой для нас пример!
Почтенный сэр забил на нас огромный хер уже давно, но нам не всё равно: смешно ли это,
Или время пришло скрыть голову под шерстяным пледом?
Пусть кто-то другой следит за сюжетом? Мне же стыдно и до боли обидно,
Что просвета в земной жизни не видно! Не падаю духом, ведь в деле святом
Надо разобраться досконально во всём, нельзя идти напролом и разбивать стену лбом!
Перед глазами тихий затон, на месте пустом стоит старый родительский дом,
Жизнь ещё теплится в нём! Мы комментарии по этому поводу не даём!
Славянскую душу умом не понять, приходится особняком среди всех стран стоять
И слёзы наземь тихо и скромно ронять! Не отдам ни пяди родимой земли,
Все её дороги и пути в горячей крови, страна, прозри и освежи свои мозги!
Неучи у власти, у них есть долгожданное счастье, но его нет у нас,
Всему - своё время, всему – свой час! Ядрёна мать! Я же отказываюсь понимать,
Ведь каждая мать пыталась нас одинаково воспитывать! Родину нам дарит судьба,
Она у нас одна, вокруг неё и тлен, и суета, но она кричит с кондачка, что наша цель ясна!
Хватит смотреть на весь мир свысока! Все причуды славянской совести
Нельзя описать в коротенькой повести! Ну и новости?! Зуб сломался в ротовой полости!
Люди хреновые будоражат толпу снова и снова, предлагают ей обнову, а зачем она,
Коль суть важна, но где же она? Впереди река и у неё кисейные берега, посреди – острова,
А по бокам – заливные луга, здесь когда-то наша сокровенная мечта жила,
Она тут для себя гнездо свила! Радость на помине легка, кто-то наставил ей рога,
Одна нога - здесь, а вторая - там, ничего не остаётся делать нам,
Как идти за милостыней в чужой храм! Братва, айда по домам!
Здесь нечего делать нам, простым пацанам! На душе тоска, вдали видны стога,
Их вот-вот заметут метели и снега и что тогда? Останется одна и та же хреновина,
Что создавалась ещё во времена Бетховена! Она в цепи была два столетия закована,
Трудно её судьбу предугадать, нам сердцем родину не понять,
Приходится наверх братву свистать, и пивные кружку до краёв наливать!
Размах задуманного поражает, но мысли растут, то там, то тут, кто-то их нам насаждает,
Но он толпу не уважает! Слышу, как растёт трава, как разговаривают речные берега
И тихо шепчется опавшая листва на Покрова! В былые времена эта страна
По своим традициям жила, нынче другие времена в наши головы втемяшились,
Трудно поднять свой взгляд ввысь, там боги и бесы в битве сошлись! Брысь!
На чужой стул не садись! Посторонись! Нами правил всю жизнь
Подающий надежды плешивый тракторист, нынче правит авантюрист!
Ну, что за жизнь?! Она кричит: «Из последних сил держись, в этом есть смысл!
Молодым не женись, не торопись! Любовь надо заслужить, она рядом кружит
И на одном месте никогда не стоит! Уж лучше о былых грехах забыть,
Чем с ними поблизости жить! Проводи их подальше от пенатов родных!
Они воедино слились и двумя руками ухватились за скользкий карниз,
Себя заботами окружи и зла на своих любовниц никогда не держи!
Посмотри, они и вправду хороши, в этой связи ты с ними дружи!
Это известные типажи, никто не застрахован от поражений
Во время любви и полового сношения! На всё воля проведения!»
Открываю очи от изумления посредине холодной и промозглой ночи,
Чтобы увидеть воочию тире и многоточие после миражей туманных
И признаний далеко не идеальных, таких пространных, что иногда кругом идёт голова!
Ересь покоя не даёт, ведь не каждая бабы на заведомую ложь клюёт!
Кому- то даёт, если ему повезёт, а кому-то скажет в ответ громкое – «Нет!»
Ну ладно пока, товарищи и господа! Над головой зависли грозовые облака, кажись, труба!
Душа обалдела, сделано полдела, ей бы перекурить, но трудно жить среди обалдуев,
Их не осуждаю даже всуе, по прежним временам неистово тоскую, страсть оборвал,
Малость бабе соврал, но лучше, чем есть, не стал! Свободен мужской пьедестал!
Хожу без узды, баба в двух минутах ходьбы лежит нагишом, без мужика не мил ей дом!
Холод за окном и тоска без пьяного мужика!
Он уехал на рыбалку и не поставил бабе палку!
Теперь буду себя мучить и терзать, что остывает горячая кровать!
Можно рассуждать о философии в будуаре с красивой женщиной на пару,
Поддать бы пару, если бы не деревянные нары! Банька не удалась,
Ванька ударил лицом в грязь, а курочка снеслась, подарила яичко непростое, а золотое!
Нас двое и больше нет никого, мы уединились инкогнито, молчание – золото,
Но член стучит как долото о берёзовое бревно, дальше этого дело не пошло!
За что такое наказание? Вновь звучат слова признания,
Но они вызывают у баб негодование! Льщу себя надеждой,
Что не погибну прежде, чем не предоставлю удовольствие всем,
Кто верит мне! Их портреты висят на обшарпанной стене,
Неловко мне потешать своё сердце с думой о тоскливом перце!
Он достался мне от прадедов в наследство! Бедное детство и бурная младость
Пошли мне не в радость, какая гадость этот секс, написал короткий текст
И заново воскрес, появился к бабам интерес, даже всесильный Зевс любил гротеск,
Но у меня заторможенный рефлекс на тех,
Кто совершает грех в кругу разгильдяев и повес!
Мы всех своих достоинств до конца не знаем, долго запрягаем, но ездим быстро,
Совесть должна быть чистой, иначе нет смысла ****е кланяться низко
И вместо члена размахивать маленьким огрызком! Без доли риска нельзя добиться любви,
Что не говори, но что-то бесовское есть в женской груди! Надейся и жди!
Страсть разрывает плоть по частям и посылает совесть ко всем чертям!
Я же упрям, как червь земляной, говорю друзьям,
Что сам построю златоглавый храм весной, его контуры очертя, ищу центр и его края,
У меня есть семья, верность, ей храня, не устаю повторять,
Что до самой смерти буду истину искать, но найду ли её,
Этого не знает никто! То-то и оно! Проходит всё, пройдёт и это!
Весну сменяет лето, моя совесть за живое крыло задета! Вопросы остаются без ответа!
Бабы, строгие в девицах, неспешно раздвигают пышные ягодицы,
Есть к чему стремиться, и есть чем им гордиться! Их за руки не станет мать
Из последних сил держать! Вдали мерцает благодать! Пора жару поддать
В огонь любви! Мы бы могли без него умереть от тоски, страсть теплится внутри,
Боже, на грех благослови и не дай утонуть во лжи! Не хочу сворачивать со своей стези!
Даже люди богатые носят одежду в заплатах, когда-то местные дегенераты
Говорили фразами крылатыми, но мужики патлатые обходили стороной божье распятье!
Кто-то недоспал своё и на три буквы послал надоевшее житьё,
Трудно втягиваться в славянский быт, когда детородный орган стоит
И на всю округу кричит, что через миг он будет убит наповал! Он эти слова промычал,
А потом замертво на колени перед образами упал! Никто его грехов не считал!
У него недосып, он для общения всегда открыт! У него нервы слабые,
В этом виноваты бабы! Они на передок слабы, на то они и бабы,
Чтобы на скаку подобно седоку преодолевать рытвины и ухабы!
С течением времени умнеет подрастающее поколение,
Оно забывает Сталина и Ленина, решает про то, откуда зло по этой земле гулять пошло?
Не мне судить, кто из нас должен праведно жить?
Злая судьбина нас может забросить на далёкую чужбину,
И укротить гордыню в миг единый! Холодно зимою, не очень жарко весною,
Но девки рядом и пронизывают сердце страстным взглядом!
Если бы их не стало, желание любить мигом бы пропало!
Неужели они так горячи в постели? Свет страсти едва различимой,
Словно зов любви неуловимой, проносится мимо, он вырывает надежду с корнями,
Но из грешной души низвергается яркое пламя! Кто-то свистит, а кто-то молчит,
Но вдруг раздаётся звериный рык, он в воздухе повис и жизнь теряет всякий смысл!
Остановись! Оглянись, но не суетись под клиентом, поделись с ним дивидендами!
В такие моменты произносятся пылкие комплименты, а те, кто живут в Киеве и в Москве,
Верят только самим себе! Простые люди живут в нужде, то есть так себе! Что ни указ,
То в бровь иль в глаз! Не жизнь, а малина для любого господина, а каково рабам?
Их не пускают даже в православный храм, хотя перед богом все равны,
Но туда ходят только те, кто никогда не жил в нищете! На тебе, боже, то, что негоже!
Народ каменья в сторону своих господ швыряет и их намерения всерьёз не воспринимает!
Не суетись, иначе жизнь потеряет всякий смысл! Проснись, народ!
Пусть поп святую речь на майдане произнесёт, на носу - потоп!
Уж лучше правда в лоб, чем наоборот!
Господь нам поможет, если захочет! Под ногами не вертись,
Одним словом, заткнись раз и навсегда! Темны не только наши мысли, но и веси и города,
Беда, везде одна и та беда! Не без толики труда вновь воссияет путеводная звезда!
Наш народ груб, но стоит, словно столетний дуб на своём, пусть грянет небесный гром
И пронзит молния землю огнём! Закон один для всех,
А грех предстоит разделать под орех! Наши мысли и руки тому опора и порука!

К УМУ СВОЕМУ

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги;
Всех неприятнее тот, что босы проклали
Девять сестр. Многи на нём силу потеряли,
Не дошед; нужно на нём потеть и томиться,
И в тех трудах всяк тебя как мору чужится,
Смеётся, гнушается. Кто над столом гнётся,
Пяля на книгу глаза, больших не добьётся
Палат, ни расцвеченна марморами саду;
Овцу не прибавит он к отцовскому стаду.

Правда, в нашем молодом монархе надежда
Всходит музам немала; со стыдом невежда
Бежит его. Аполлин славы в нём защиту
Своей не слабу почул, чтяща свою свиту
Видел его самого, и во всём обильно
Тщится множить жителей парнасских он сильно.
Но та беда: многие в царе похваляют
За страх то, что в подданном дерзко осуждают.
«Расколы и ереси науки суть дети;
Больше врёт, кому далось больше разумети;
Приходит в безбожие, кто над книгой тает, –
Критон с чётками в руках ворчит и вздыхает,
И просит, свята душа, с горькими слезами
Смотреть, сколь семя наук вредно между нами;
Дети наши, что пред тем, тихи и покорны,
Праотческим шли следом к божией проворны
Службе, с страхом слушая, что сами не знали,
Теперь, к церкви соблазну, библию честь стали;
Толкуют, всему хотят знать повод, причину,
Мало веры подая священному чину;
Потеряли добрый нрав, забыли пить квасу,
Не прибьёшь их палкою к солёному мясу;
Уже свечек не кладут, постных дней не знают;
Мирскую в церковных власть руках лишну чают,
Шепча, что тем, что мирской жизни уж отстали,
Поместья и вотчины весьма не пристали».

Силван другую вину наукам находит.
«Учение, – говорит, – нам голод наводит;
Живали мы преж сего, не зная латыне,
Гораздо обильнее, чем мы живём ныне;
Гораздо в невежестве больше хлеба жали;
Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли.
Буде речь моя слаба, буде нет в ней чину,
Ни связи, – должно ль о том тужить дворянину?
Довод, порядок в словах – подлых то есть дело,
Знатным полно подтверждать иль отрицать смело.
С ума сошёл, кто души силу и пределы
Испытает; кто в поту томится дни целы,
Чтоб строй мира и вещей выведать премену
Иль причину, – глупо он лепит горох в стену.
Прирастёт ли мне с того день к жизни, иль в ящик
Хотя грош? могу ль чрез то узнать, что приказчик,
Что дворецкий крадёт в год? как прибавить воду
В мой пруд? как бочек число с винного заводу?
Не умнее, кто глаза, полон беспокойства,
Коптит, печась при огне, чтоб вызнать руд свойства,
Ведь не теперь мы твердим, что буки, что веди –
Можно знать различие злата, сребра, меди.
Трав, болезней знание – голы всё то враки;
Глава ль болит – тому врач ищет в руке знаки;
Всему в нас виновна кровь, буде ему веру
Дать хочешь. Слабеем ли – кровь тихо чрезмеру
Течёт; если спешно – жар в теле; ответ смело
Даёт, хотя внутрь никто видел живо тело.

А пока в баснях таких время он проводит,
Лучший сок из нашего мешка в его входит.
К чему звёзд течение числить, и ни к делу,
Ни кстати за одним ночь пятном не спать целу,
За любопытством одним лишиться покою,
Ища, солнце ль движется, или мы с землёю?
В часовнике можно честь на всякий день года
Число месяца и час солнечного всхода.
Землю в четверти делить без Евклида смыслим,
Сколько копеек в рубле – без алгебры счислим».
Силван одно знание слично людям хвалит:
Что учит множить доход и расходы малит;
Трудиться в том, с чего вдруг карман не толстеет,
Гражданству вредным весьма безумством звать смеет.
Румяный, трожды рыгнув, Лука подпевает:
«Наука содружество людей разрушает;
Люди мы к сообществу божия тварь стали,
Не в нашу пользу одну смысла дар прияли.
Что же пользы иному, когда я запруся
В чулан, для мёртвых друзей – живущих лишуся,
Когда всё содружество, вся моя ватага
Будет чернило, перо, песок да бумага?
В веселье, в пирах мы жизнь должны провождати:
И так она недолга – на что коротати,
Крушиться над книгою и повреждать очи?
Не лучше ли с кубком дни прогулять и ночи?
Вино – дар божественный, много в нём провору:
Дружит людей, подаёт повод к разговору,
Веселит, все тяжкие мысли отымает,
Скудость знает облегчать, слабых ободряет,
Жестоких мягчит сердца, угрюмость отводит,
Любовник легче вином в цель свою доходит.
Когда по небу сохой бразды водить станут,
А с поверхности земли звёзды уж проглянут,
Когда будут течь к ключам своим быстры реки
И возвратятся назад минувшие веки,
Когда в пост чернец одну есть станет вязигу, –
Тогда, оставя стакан, примуся за книгу».
Медор тужит, что чресчур бумаги исходит
На письмо, на печать книг, а ему приходит,
Что не в чем уж завертеть завитые кудри;
Не сменит на Сенеку он фунт доброй пудры;
Пред Егором двух денег Виргилий не стоит;
Рексу – не Цицерону похвала достоит.
Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши;
Вот для чего я, уме, немее быть клуши
Советую. Когда нет пользы, ободряет
К трудам хвала, – без того сердце унывает.
Сколько ж больше вместо хвал да хулы терпети!
Трудней то, неж пьянице вина не имети,
Нежли не славить попу святую неделю,
Нежли купцу пиво пить не в три пуда хмелю.
Знаю, что можешь, уме, смело мне представить,
Что трудно злонравному добродетель славить,
Что щеголь, скупец, ханжа и таким подобны
Науку должны хулить, – да речи их злобны
Умным людям не устав, плюнуть на них можно;
Изряден, хвален твой суд; так бы то быть должно,
Да в наш век злобных слова умными владеют.
А к тому ж не только тех науки имеют
Недрузей, которых я, краткости радея,
Исчёл иль, правду сказать, мог исчесть смелея.
Полно ль того? Райских врат ключари святые,
И им же Фемис вески вверила златые,
Мало любят, чуть не все, истинну украсу.
Епископом хочешь быть – уберися в рясу,
Сверх той тело с гордостью риза полосата
Пусть прикроет; повесь цепь на шею от злата,
Клобуком покрой главу, брюхо – бородою,
Клюку пышно повели везти пред тобою;
В карете раздувшися, когда сердце с гневу
Трещит, всех благословлять нудь праву и леву.
Должен архипастырем всяк тя в сих познати
Знаках, благоговейно отцом называти.
Что в науке? что с неё пользы церкви будет?
Иной, пиша проповедь, выпись позабудет,
Отчего доходам вред; а в них церкви права
Лучшие основаны, и вся церкви слава.
Хочешь ли судьёю стать – вздень перук с узлами,
Брани того, кто просит с пустыми руками,
Твёрдо сердце бедных пусть слёзы презирает,
Спи на стуле, когда дьяк выписку читает.
Если ж кто вспомнит тебе граждански уставы,
Иль естественный закон, иль народны правы –
Плюнь ему в рожу, скажи, что врёт околёсну,
Налагая на судей ту тягость несносну,
Что подьячим должно лезть на бумажны горы,
А судье довольно знать крепить приговоры.
К нам не дошло время то, в коем председала
Над всём мудрость и венцы одна разделяла,
Будучи способ одна к высшему восходу.
Златой век до нашего не дотянул роду;
Гордость, леность, богатство – мудрость одолело,
Науку невежество местам уж посело,
Под митрой гордится то, в шитом платье ходит,
Судит за красным сукном, смело полки водит.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Изо всех почти домов с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, бегут ея дружбы,
Как, страдавши на море, корабельной службы.
Все кричат: «Никакой плод не видим с науки,
Учёных хоть голова полна – пусты руки».
Коли кто карты мешать, разных вин вкус знает,
Танцует, на дудочке песни три играет,
Смыслит искусно прибрать в своём платье цветы,
Тому уж и в самые молодые леты
Всякая высша степень – мзда уж невелика,
Семи мудрецов себя достойным мнит лика.
«Нет правды в людях, – кричит безмозглый церковник, –
Ещё не епископ я, а знаю часовник,
Псалтырь и послания бегло честь умею,
В Златоусте не запнусь, хоть не разумею».
Воин ропщет, что своим полком не владеет,
Когда уж имя своё подписать умеет.
Писец тужит, за сукном что не сидит красным,
Смысля дело набело списать письмом ясным.
Обидно себе быть, мнит, в незнати старети,
Кому в роде семь бояр случилось имети
И две тысячи дворов за собой считает,
Хотя в прочем ни читать, ни писать не знает.
Таковы слыша слова и примеры видя,
Молчи, уме, не скучай, в незнатности сидя.
Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится,
Кто в тихом своём углу молчалив таится;
Коли что дала ти знать мудрость всеблагая,
Весели тайно себя, в себе рассуждая
Пользу наук; не ищи, изъясняя тую,
Вместо похвал, что ты ждёшь, достать хулу злую.

Сатира сия, первый опыт стихотворца в сем роде стихов, писана в конце 1729 года, в двадесятое лето его возраста. Насмевается он ею невежам и презирателям наук, для чего и надписана была «На хулящих учения». Писал он ее для одного только провождения своего времени, не намерен будучи обнародить; но по случаю один из его приятелей, выпросив ее прочесть, сообщил Феофану , архиепископу Новгородскому, который ее везде с похвалами стихотворцу рассеял и, тем не доволен, возвращая ее, приложил похвальные сочинителю стихи и в дар к нему прислал книгу «Гиралдия о богах и стихотворцах». Тому архипастырю следуя, архимандрит Кролик многие в похвалу творцу стихи надписал (которые вместе с Феофановыми в начале книжки приложены), чем он ободрен, стал далее прилежать к сочинению сатир.