Ваши ожидания от обучения сына. й раздел

Введите e-mail адрес:

Ожидания окружают нас повсюду. На работе от нас ждут выполнения различных задач, сотрудничества с коллегами и успешного завершения проектов. В школе мы должны учиться и выполнять домашние задания. Не существует таких отношений, в которых не было бы места даже самым маленьким ожиданиям.

Семьи должны быть крепкими и давать возможность развиваться. Родители должны обеспечивать своим детям безопасность, питание, одежду, комфорт и любовь. Аналогичным образом, от детей также ожидают выполнения определенных обязанностей, например, ходить в школу и стараться усваивать новые знания, а также уважать и любить своих родителей и друг друга.

Создайте список ожиданий

Как родителям вам необходимо сообщить детям о том, чего вы от них ждете. Напишите список ожиданий для различных ситуаций. Для блага вашего ребенка четко оговорите то, чего вы ожидаете от него дома: каковы его обязанности в семье, как он должен вести себя, пригласив друзей, и как должен реагировать на неожиданное появление незнакомых людей.

Более того, с малых лет ребенку необходимо рассказывать о том, как он должен себя вести в общественных местах. Объясните подробно, как подобает вести себя в кафе, ресторане, магазине, поезде, парке и т. д. Покажите детям на собственном примере, как нужно вести себя со старшими или незнакомыми людьми на улице, с друзьями, братьями и сестрами, а также с людьми, которые представляют власть, например, с полицейскими.

Ожидания должны быть последовательными

Ожидания, как и требования, должны быть последовательными и не должны меняться в зависимости от вашего настроения или настроения ребенка. Важно, чтобы ожидания сохранялись независимо от его интересов и мотивации. И даже если сегодня особенный день – ваш ребенок выиграл конкурс или получил грамоту, это не дает ему права менять время отхода ко сну по своему желанию.

Когда меняются обстоятельства жизни детей, ваши ожидания все равно должны оставаться прежними. Например, если у ребенка каникулы, не стоит бесконечно разрешать ему ночевать у друзей, смотреть телевизор до часа ночи или сидеть в Интернете.

Точно так же и ваши ожидания как родителей не должны часто меняться из-за того, что в вашей жизни наступают перемены. Например, вы можете испытывать чувство вины из-за длительного отсутствия дома, связанного с работой. Не снижайте ваши требования к ребенку только из-за того, что вы не можете быть рядом постоянно.

Ожидания должны быть разумными

Ваши ожидания не должны быть нереалистичными, иначе ребенок попросту не сможет им соответствовать. Завышенные или заниженные ожидания могут стать причиной посредственных результатов учебы вашего ребенка. Формируя требования, старайтесь придерживаться золотой середины и учитывать возраст своего сына или дочери. Например, не ожидайте, что ваша трехлетняя дочь будет безупречно убирать в своей комнате или что ваш пятилетний сын будет мыть посуду. Тем не менее вы можете попросить их сложить игрушки перед сном или убрать грязную посуду в раковину. Кроме того, вы можете потребовать, чтобы ваши старшие дети убирали постель после сна, мыли посуду и регулярно выполняли свои обязанности по дому .

Ожидания должны быть позитивными

Ожидайте от своего ребенка положительных слов и поступков. Ожидайте от него самого лучшего, чего он может достичь или сделать. Ожидания могут самореализоваться. Имея положительные ожидания, человек скорее сможет достичь положительных результатов.

Психологи отмечают, что к ним за помощью часто обращаются люди, которым в детстве говорили, что они никогда ничего не достигнут. В итоге во взрослом возрасте они оказались безработными, развелись и стали употреблять наркотики. Некоторые из них стали бездомными. Таким образом, прослеживается деструктивное влияние негативных штампов и ярлыков родителей на всю жизнь человека.

Вместо этого создайте культуру позитивного мышления в своем доме. Сосредоточьтесь на хорошем. Поощряйте оптимистический взгляд на жизнь. Остановитесь на конструктивных и полезных начинаниях. Поговорите о положительных личностях, историях из жизни и событиях. Будьте позитивным родителем !

Ожидания должны фокусироваться на успехе

Поскольку ожидания являются самореализующимися, ожидайте, что ваши дети будут преуспевать во всем. Научите их тому, как раскрыть свой потенциал с помощью самодисциплины, настойчивости и решительности. Ожидать успеха от своих детей – это лучшее, что могут сделать родители.

Также стимулируйте детей предпринимать необходимые действия, чтобы оправдать ваши ожидания. Ведь без приложенных усилий не получится хороший результат. Кроме того, когда у вас есть положительные ожидания, предоставьте своему ребенку необходимые инструменты для их достижения. Например, если вы ожидаете, что ваш ребенок уберет в гостиной, убедитесь, что пылесос исправен. Аналогичным образом, не ожидайте, что ваш ребенок будет хорошо учиться в школе, если вы не обеспечите ему должную поддержку.

Сколько мы слышим вокруг и высказываем сами сомнений относительно современной школы! Но наступает 1 сентября – и мы вновь все дружно встречаемся под крышей учебных заведений. Мы планируем свои отпуска, подстраиваясь под школьное расписание, отпрашиваемся с работы, чтобы попасть на первый звонок и родительское собрание.

Следует признать: школа наших детей – существенная часть нашей жизни. 11 лет школы – это данность, от которой никуда не денешься, данность нашего общества. Для многодетных родителей эта данность может продолжаться и 15, и более лет. Как подружится с этой системой? Может ли она стать дружелюбной для всех участников? И можно ли получать от этого процесса удовольствие? Давайте поговорим об этом.

Ожидания VS Реальность

Известно, что наше недовольство возникает не от того, какова реальность, а от того, что реальность не соответствует нашим ожиданиям. То есть чем выше наши ожидания, тем больше разочарования от столкновения с реальностью. Чего же мы ждем от школы?

Любой родитель ждет того, что школа в целом и учитель в частности смотрит на его ребенка так же, как и он сам: видит его уникальность, беспокоится за него, пропускает через себя его трудности и успехи. Но реальность иная. Я ни в коем случае не говорю, что учитель не видит каждого ребенка. Наоборот, я убеждена, что педагогика – это истинное искусство и снимаю шляпу перед представителями этой удивительной профессии. Но дело в другом. Ни один человек в мире не знает и не чувствует своего ребенка так, как его родители. Родитель проживает со своим ребенком много лет, знает его привычки, интересы и увлечения. Ожидать, что учитель видит его так же, – значит, изначально создавать базу для будущих разочарований.

А как же смотрит на ученика учитель? У учителя так же, как и у детей, наступает новый учебный год. Любящий свое дело педагог с нетерпением ждет 1 сентября и встречи со своими подопечными. Однако его задача – не просто встретиться с учениками. Его задача – реализовать программу, показать высокие достижения всего класса, договориться с родителями, отчитаться перед руководством… Учителя хвалят за успехи учеников и наказывают за их промахи. Его мотивируют на высокие балльные показатели и ругают за любую царапину и, не дай бог, травму. Для учителя те 20-30 детей, которых он видит напротив себя, – это в первую очередь огромная ответственность.

Да, учитель видит уникальность каждого ребенка, а иногда своим профессиональным взглядом он видит и больше, чем слепо любящие родители. Но при этом учитель решает конкретную задачу, которая является результатом его работы: знания, умения и навыки его учеников, которые прописаны в государственных образовательных нормах. Ожидать от школы большего – это ввергать и себя, и ребенка, и учителя в постоянный стресс.

Самое лучшее решение для всех – это принять тот факт, что ваш ребенок будет учится именно в этой школе, именно по той системе, которая здесь заведена. Если вы хотите другой системы, то имеет смысл поменять школу или государство, но требовать от учителя того, что он не может дать – бессмысленно. А вот знать эту систему очень важно. Говорить с ней на одном языке – тоже. Только говоря на одном с ней языке, можно вместе добиваться бо льшего результата.

В чужой монастырь, как известно, со своим уставом не ходят. Как в опере и кинотеатре, ресторане и кофейне на углу, в поезде и самолете действуют свои правила, так и в школе действуют свои, определенные законом и традициями. Для начала стоит прочитать правила, которыми руководствуется школа. Переступая порог школы, вы попадаете в мир именно того образования, которое утверждено на государственном уровне, к которому готовят учителей в институтах, результат которого требуют от педагогов учителей на местах. Такова реальность. И не стоит ждать от нашей школы того, что ученика не будут вызывать к доске, если он сам не изъявит желания, как в Финляндии (да-да, стрессовая ситуация и выставление напоказ неподготовленности учащегося там неприемлемо), или что в классе будет работать два педагога. И до Швеции, где способного ученика могут перевести на класс старше в середине учебного года (если его родители не против, разумеется) нам тоже еще ой как далеко. Но, поверьте, и у нашей системы есть свои плюсы. Вы обязательно их увидите, если только сами этого захотите.

Измените отношение

Да, к сожалению, наша школа далека от лидерства в рейтингах по качеству образования, и нам, как родителям, часто трудно смириться с подходом, который в ней реализуется. Однако по покрытию образованием как раз Беларусь может быть примером для других государств. У нас учатся все: и в столице, и на селе любой ребенок обязан получить базовое школьное образование. А массовая школа, как известно, ориентируется на среднего ученика. Так стоит ли ожидать чудес и индивидуального подхода в системе, которая изначально имеет иной вектор и направление?

Конечно, для каждого из нас наш ребенок – уникальный. Но для учителя он – один из десятков других детей. Для школы – один из сотен или тысяч. Как ни грустно это осознавать, но наши дети – лишь часть образовательной статистики. По поведению, по оценкам, по успехам. Можем ли мы это изменить?

Конечно, можем. Как известно, если ты не можешь изменить обстоятельства, то измени свое отношение к ним. Именно в общей статистике, например, более отчетливо видно, кто из нее выбивается, кто своими делами и результатами доказывает, что он действительно уникален. Школа – это база. Ценности же формируем мы, родители. Уважать других людей, искать варианты и нестандартно мыслить, добиваться результата несмотря на препятствия,– это все формируется не только в школе, но и в семье.

Соответствует или не соответствует школа вашим ожиданиям, помните, что это ваш выбор. Ответьте себе на вопросы:

  • Почему вы ее выбрали?
  • Считаете ли вы учителей профессионалами или вам просто удобно заезжать за ребенком по пути с работы?
  • Что ребенок получает именно в этой школе, кроме знаний и оценок?

Ответы на эти вопросы часто возвращают родителей к реальности.

Не ждите чуда от школы, примите выбранную вами же реальность и учите своего ребенка взаимодействовать с ней. Учите своим примером. Потому что даже то, как делать уроки и как относиться к классному руководителю, закладываем мы, родители. Если вы не можете изменить школу – измените свое отношение к ней.

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.

- Мне все равно… - сказала Алиса.

- Тогда всё равно, куда и идти, - заметил Кот.

- … только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот.

- Нужно только достаточно долго идти...

Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

  • Вы задумывались о том, с какой целью вы отправили ребенка в школу?
  • Какого результата ожидаете от посещения школы в течение 11 лет?
  • Есть ли у вас точное определение, помимо расплывчатого «надо получить знания, чтобы потом поступить в ВУЗ, а после получить работу”?
Всех участниц курса «Творческое обучение» в самом начале тренинга я прошу написать цели, с которыми они пришли. По окончанию курса на индивидуальной консультации подводим итоги - удалось ли их достичь?

Чаще всего участницы хотят:

1. Чтобы ребенок закончил школу/класс только с хорошими оценками - 4 и 5, сдал на высокий балл ОГЭ/ЕГЭ.

2. Вернуть ребенку интерес к учебе, избавить его от страха перед учителями, предметами, большим объемом учебного материала.

3. Помочь ребенку осваивать школьную программу быстрее, легче, качественнее, при этом высвободить время, которое можно будет проводить интереснее. Разнообразить занятия, найти новые увлечения.

Предлагаю вам сделать то же самое - так мы сможем понять в одну ли сторону смотрим, по пути ли нам.

Цель №1 выбирают очень редко. Меня это радует. Научиться вбивать в голову ребенка побольше информации, на какую волшебную кнопку нажать, чтобы прямо сейчас ребенок показал результаты, которые нужны НАМ и учителям - это тупиковая цель, она не имеет решения. По опыту - такие мамы постоянно находятся на грани депрессии, дергают себя и ребенка, жужжат над ним, как бензопила «Дружба». В результате - невроз, истерика, ребенок «закрывается» от родителей. Повышение уровня гормонов стресса не сулит ничего хорошего: притупляется способность к обучению, запоминанию и концентрации внимания.

«Наше знание о мозге заставляет подумать, что происходит с психическим здоровьем людей. Я должна вам сказать ответственно, что наблюдается рост психоневрологических заболеваний у человечества. Они вот-вот выйдут на первое место, которое всегда занимали кардио- и онкологические болезни, то есть мы можем оказаться в ситуации, когда большая часть населения станет психически неадекватной» , - Т. Черниговская.

Кстати, достижение целей №№ 2 и 3 влечет за собой исполнение и первой:) Чуть позже вы поймете почему.

Сразу скажу, что я была далеко не идеальной мамой, сама прошла все стадии:

  • занятая до «немогу» зарабатыванием денег
  • ребенок нянек видел чаще, чем меня
  • бензопила «Дружба» с многолетним стажем
  • ничего не желающий ребенок, задерганный моими бесконечными требованиями
Вспоминать больно...

Мне очень хочется, чтобы вы не повторили моих ошибок, поэтому давайте вместе порассуждаем: что, зачем и почему мы хотим в отношении образования наших детей?

Систему образования, при которой учат всех всему, не учитывая индивидуальные особенности ребенка, ещё Песталоцци (один из крупнейших педагогов конца XVIII - начала XIX века), называл антипсихологической.


Информации сейчас много, ее легко получить, мир меняется стремительно - это факт. Куча статичных знаний не нужна никому, тем более, многое на сегодняшний день устарело.

«Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщить им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются - это преступно », - М. Казиник.

Другое дело - уметь ее находить, структурировать и анализировать, отличать ценную от инфомусора. Ведь вы даже не заметите какие сайты посещает ваш ребенок, что он читает, что изучает, где «зависает». Устраивать тотальную слежку - не вариант, отобрать все девайсы - тоже не получится. Наилучший выход - научиться самой и научить ребенка ориентироваться в мире информации. «Если ты не можешь подавить революцию, ее надо возглавить»:).

Сама по себе информация не нужна, бессмысленна. Она имеет ценность в сочетании с критическим мышлением и креативностью.

К примеру, недавно мне написала одна мама о том, что «... (некий специалист, не буду упоминать его имя) говорит, что, да, обучать через интерес - это замечательно, но самое лучшее образование получают в тех английских школах, где НЕ ИДУТ за учеником, позволяя заниматься в основном тем, что нравится, а ЗАСТАВЛЯЮТ заниматься и другими предметами».

Первый вариант - поверить на слово тому, что говорит этот специалист и начать заставлять ребенка, который, кстати, свободно говорит на трех языках и изучает четвертый, заниматься математикой.

Другой вариант - поставить под сомнение, что лучшее образование получают в неких английских школах. И мы выясним, что на сегодняшний день лучшее в мире образование в Финляндии, где принципы обучения совершенно другие:

  • создали психологически комфортную обстановку, учеников не загружают до потери пульса
  • так комбинируют предметы, чтобы стимулировать познавательную активность детей
  • никакого принуждения, только создание возможностей и стимулирование тяги к знаниям
  • бережное отношение к индивидуальности ребенка, обучение согласно его способностям и возможностям
И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность сотворит чудеса! Что и произошло в финской системе образования.

Людьми, которые не умеют критически оценивать информацию, легче управлять. Но мы же хотим вырастить самостоятельного, счастливого ребенка, отсюда вывод - помочь ребенку развить этот навык, который ему жизненно необходим.

В наше время ценны мета-знания, изучение предметов на стыке наук и умение мыслить ассоциативно - именно так возникали великие открытия и создавались новые изобретения.


Каждый предмет нужно видеть не разрозненными кусками (параграфами), а целиком и в купе с другими предметами.

Ассоциативное мышление позволяет генерировать новые идеи и запоминать огромные объемы информации. Например, ассоциации помогли инженеру Броуну изобрести подвесной мост, когда он увидел паутину, физику Нагаоки понять структуру атома из ассоциации с солнечной системой.

В наших силах помочь ребенку освоить умения, которые помогут ему и в обучении, и в генерации новых идей, разовьют креативность, а не заставлять его выучить параграф № такой-то - это бессмысленно.

Я считаю, что обучать весело и легко не только возможно, но и жизненно необходимо. Основная причина, по которой мы перешли на самостоятельное обучение - сохранить психологическое здоровье сына.

Если ребенок издерган до состояния «ничего уже не хочу», коту под хвост все знания.

Самым важным нашим достижением, на мой взгляд, было то, что сын стал спокоен и уверен в своих силах. Мы научились заниматься легко, весело, играючи. Он стал смеяться, играть, у него изменился взгляд! Когда после очередного занятия он воскликнул: «Мам, жизнь удалась!», я поняла, что выбрала правильный путь.

«Я три месяца нервничала, что что-то пропущу и недодам по предметам. Сейчас себя остановила. Вечерами заметила, что мы с семьей стали мало общаться. Оказывается, мы раньше общались только о школе. Я разучилась смеяться от души, в полный голос. Разучилась играть с детьми, и получать от этого удовольствие. Вот что страшно. Вот они школьные годы чудесные: 10 лет школы старший, 4 года - младший. Сейчас изучаю игры, поднимающие настроение », - Людмила В.

Одиннадцать лет провести в скуке, нервотрепке, принуждении - зачем, с какой целью?
По-другому - можно!

«Главный двигатель к знаниям - это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает », - М. Казиник.

Обожаю его! Как бы мне хотелось видеть вот такого человека во главе нашей системы образования.



Сильнейшее убеждение с советских времен: «Нужно делать все хорошо, разбираться во всем! »

Оно, будто гвоздь, прибивает к одному месту и не дает идти вперед. Постоянно об эту мысль спотыкаются мои ученицы и буксуют на месте.

Когда-то мне очень помогла фраза Татьяны Черниговской о том, что нет сейчас смысла спрашивать кто ты по образованию, есть смысл узнать, что тебя в данный момент интересует. Повторюсь, главное - уметь учиться, уметь быстро перестроиться и овладеть теми умениями, которые тебе интересны в данный момент.

Как было раньше?
Учишься, выбираешь профессию на всю жизнь, начинаешь двигаться по карьерной лестнице снизу вверх.

Как сейчас?
Специальность можно менять всю жизнь в зависимости от того, что тебе интересно в данный момент. Приведу примеры из жизни тех людей, которых знаю лично.

  • Дочь Светланы Стрельниковой Дарья по образованию юрист, сейчас изучает в Германии на немецком языке высшую математику. На чужом языке - вышку! И это не по принуждению, а по желанию.
  • Ольга Тарнопольская -юрист, этнохореограф (ethno-choreographer). Изучает круговые танцы разных стран (Folk Circle Dances) и объездила уже весь мир со своими танцевальными семинарами.
  • Константин Дыкин - два высших образования в сфере кибернетики и финансов. Изучает и разрабатывает эффективные методы выхода из кризисных ситуаций - мой прекрасный учитель, великий Мастер.

Я сама меняла сферу своей деятельности дважды - ушла с должности финансового директора, освоила профессию специалиста по рекламе и развитию в интернете. Потом мне стало интересно все, что касается обучаемости, работы мозга, памяти, интеллекта - создала свой проект.

Сына я учу чувствовать себя, ощущать свои ценности и желания, следовать за ними, быстро осваивать то, что ему интересно, быть лучшем в чем-то СВОЕМ, а не во всем.

«Если все делать на отлично и очень хорошо, не будет шанса быть в чем-то лучшим »,


- Л. Петрановская.

Ребенка нужно постоянно приучать, заставлять, принуждать, воспитывать «силу воли”, иначе вырастет неприспособленным к жизни. Основной аргумент: «Во взрослой жизни придется делать не то, что хочется, а то, что надо».



«Воля - это сила желания строить счастливую жизнь . Воля жить сообразно своим желаниям и является основным действием, которое диктует любовь человека к себе. Желание - движитель по жизни. Подлинное желание дает невероятную энергию преодоления.

Любить себя - значит иметь волю жить сообразно своим желаниям , значит самому строить реальность своей жизни, а не подчиняться обстоятельствам», - А. Максимов.


А давайте начнем с себя. Что вам больше всего не нравится делать? Гладить белье, мыть посуду?С сегодняшнего дня начните воспитывать силу воли - гладьте белье по 6 - 8 часов в день! После этого подойдите к мужу за словами поддержки и сочувствия, а он вам скажет: «Как дела с глажкой? Достаточно ли хорошо ты погладила белье (равно - какую оценку ты за это заслужила/получила)? Теперь иди и погладь ещё (равно - сделай домашнее задание).»

Одна из моих учениц после этого задания заплакала, подошла к сыну и сказала: «Сынок, как я тебя понимаю!».

Только желание и интерес способны подрывать меня каждое утро с кровати. Когда я занята любимым делом, меня «несет», я в потоке идей, мыслей, креатива, меня не надо заставлять - я счастлива! Какая сила воля? Никакая воля не заставит делать то, что я не хочу, только желание и интерес.

Я 20 лет занималась тем, что мне не приносило радости, через «надо», на силе воли. В итоге «сломалась” и находилась на грани жизни и смерти (буквально) пока не поняла, что нужно уметь чувствовать СЕБЯ, СВОИ желания и воплощать их в жизнь.

Помочь детям найти их интерес, помочь развить его - вот наша задача. А не учить тому, как перестать чувствовать, слышать себя и безукоризненно исполнять чью-то волю ради одобрения и хорошей оценки.

Как же много времени у нас с Ромой ушло на то, чтобы перестать бояться ошибиться! Ребенок при решении задач, упражнений сгрызал карандаши, ручки. Он в младенческом возрасте столько всего не сгрыз!

Мамы делились -их дети грызут учебники, дергают волосы, боятся говорить. Ребенок одной моей ученицы боялся ошибиться, выполняя задания в онлайн-сервисе - учителя рядом нет, а он боится нажать на кнопку! Откуда это идет, всем понятно.

«Ребенку своему дайте передышку - быть. Ошибаться, служить не требованиям и нормам, а вдохновениям и талантам. Этому учите и детей - свободе не быть никем, кроме как собой. Отличник - роль. Его играть не сложно, ты всегда должен быть таким, каким тебя хотят видеть учителя, начальники и командиры. Правильные ребята проиграют тем кто счастливей, а значит энергичней и живее », - Д. Карпов, преподаватель специальности британского высшего образования Graphic Design.




Боязнь ошибиться намного страшнее самой ошибки. Вернее, ошибка - это не страшно, без ошибки мы не сможем ничему научиться. Без ошибки не было бы ни одного изобретения. Мы с сыном очень много разговаривали на эту тему, я приводила примеры из жизни великих изобретателей. Пообещала ему, что никогда не буду ругать его за ошибки. Объяснила, что экзамены, особенно в формате тестов не говорят о знаниях, они ни о чем не говорят вообще! Просто так удобнее проверять учителям. Теперь наши карандаши в целости и сохранности:)

Наверняка у вас возник вопрос: «Как же тогда обучать детей? Они ничего не хотят, заставлять их нельзя - замкнутый круг».

1. Осознать, что же вы хотите в отношении образования. Определиться с целью.

2. Взять ответственность за образование на себя. На стандартное обучение рассчитывать не приходится. Думаю, убеждать вас в этом не надо - иначе вы бы не пришли сюда.

3. Научиться самой и научить ребенка учиться. Осваивать необходимый минимум школьной программы быстро, просто и даже весело - это возможно. Освободившееся время использовать для общения, интересных занятий.

Наше самообразование, наше поведение, наша помощь и отношение к ребенку способно творить чудеса! И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность проснутся, а вопрос мотивации отпадёт сам собой. Но об этом позже.

Моя цель - видеть ребенка счастливым и образованным, готовым к самостоятельной жизни.

Динамика современного мира, научно-технический прогресс, бурное развитие информационных технологий требуют от человечества постоянных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Исключением не может быть и образовательная отрасль. Ведь специальные знания и навыки очень быстро устаревают. К примеру, математика для школьников , конечно остаётся такой, как и была 10 и 20 лет назад, но вот методика изучения данной дисциплины, меняется и подстраивается под современный ритм жизни. В такой динамичной среде на первый план выходят человеческие качества. Способность постоянно учиться, быстрое приспособление, умение работать в команде, поиск нестандартных решений, стрессоустойчивость - вот чем должен обладать современный человек. Очевидно, что нынешняя система образования не успевает за изменениями в обществе и нуждается в модернизации. Развитие личности должно быть приоритетным в учебном процессе. Это понимают педагоги, этого хотят родители и дети.

Что родители ожидают от школьного образования сегодня?

Замечательно, что в рамках Образовательного Форума 2016 в г. Львове 3 марта состоялась Родительская конференция, на которой мне удалось побывать. Результатами конференции и своими впечатлениями я с радостью поделюсь с вами, уважаемые читатели.

Приятно поразило меня, как гражданина, что есть много неравнодушных людей, которые хотят перемен и занимают активную позицию по воплощению инноваций в образовании. Есть люди, которые понимают, что от образования наших детей зависит будущее Украины.

Как отцу, мне понравилось, что педагоги являются инициаторами диалога по улучшению школьного образования и готовы менять учебный процесс, учитывая пожелания родителей и детей.

Конечно, у участников конференции различные взгляды на школьное образование. Были родители, которые стремились полностью отстраниться от учебного процесса в школе. Они не хотели, и у них не было времени заниматься домашним заданием с детьми, готовить костюмы для выступлений и выполнять другую работу, связанную со школой. Некоторые из родителей, наоборот, хотели заниматься с детьми самостоятельно дома и проходить обучение экстерном. Поэтому, сначала я не представлял, как большое количество активистов должны выражать свои идеи и обсуждать их в одном зале. Но организаторы конференции умело направили энергию участников в нужное русло.

Родительскую конференцию взрослых разделили на три группы и пригласили в разные аудитории. Дети работали отдельно. В каждой группе рассадили участников по 4-5 человек за столом. Раздали ручки и чистые листы бумаги, на которых каждый из нас за 10 минут должен был записать свое видение современной школы. После этого, в течение следующих 10 минут, команда за столом обсуждала свои идеи и определяла 7 наиболее важных. Далее, из семи идей мы должны были выбрать три важнейших, которые вывешивались на доску для общего ознакомления. Многие пожелания на доске оказались сходными по сути, но несколько отличались по содержанию. Такие идеи группировали и каждой группе придумывали рабочее название. Затем команды добавляли остальные из семи листов. Общим обсуждением определяли, к каким группам отнести предложения. При необходимости создавали новые группы. В конце, каждой группе придумывали обобщенное название, которое отражало суть идей, входивших в нее.

Таким образом, без лишней суеты и шума, мы получили сконцентрированные и обобщенные идеи, которые включали в себя видение каждого из родителей. После перерыва на кофе, все участники вновь собрались вместе, чтобы обменяться результатами и подвести итог.

Итак, чего хотят родители от образования?

Прежде всего, чтобы в центре учебного процесса находились не знания, а личность ребенка. Чтобы учитель получал достойную зарплату, вдохновенно и преданно учил детей, самосовершенствовался и не думал о подработке. Чтобы ребенок развивался умом, телом и душой, а в основе развития личности были моральные ценности. Чтобы учебный процесс был качественным, интересным и безопасным. Чтобы знания были практичными и приближенными к жизни. Чтобы не было домашних заданий. Чтобы дети полюбили школу и часть досуга учащихся проходила в школе. Чтобы родители теснее взаимодействовали с учителями в совместной работе по воспитанию детей.

По магическим стечению обстоятельств, у каждой группы участников вышло по девять обобщенных предложений по улучшению обучения в школе. В нумерологии цифра 9 означает окончание старого цикла и начало нового. Поэтому есть надежда, что изменения в области образования таки состоятся в ближайшее время, а замечательные идеи, рожденные участниками во время конференции, будут учтены в моделях будущих школ.

Ключевые слова: математика для школьников, Ожидания родителей от школьного образования сегодня, Образовательный Форум, конференция, знания, модернизация, школьная программа

Как показывает мониторинг эффективности школы, который с 2013 года проводит Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС, родители все больше рассматривают получение дополнительного образования как залог жизненной успешности их детей, наряду с обучением в хорошей школе. В 2017 году так считали 81,7% опрошенных родителей.

При этом родители рассматривают в качестве дополнительного образования детей весь комплекс занятий, выходящих за пределы школьного обучения. Это и занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, на курсах, с репетитором и т. д. Вместе с тем родители, как правило, хотят, чтобы дополнительные занятия их ребенка (особенно это касается учащихся младших классов) проходили в школе, поэтому наличие в ней разнообразных кружков и секций считается одним из важнейших факторов конкурентоспособности общеобразовательной организации. Это обусловлено, как представляется, тем, что родители хотят, чтобы, с одной стороны, их дети были заняты, а с другой, были под присмотром взрослого. При этом им, родителям, не надо было бы тратить время на перемещение ребенка из школы в организацию дополнительного образования, если речь не идет о специальных занятиях: тренировках в спортивных школах или занятиях в музыкальных или художественных школах. Родители работают, бабушки и дедушки не всегда могут помочь, а безопасность ребенка и одновременно его развитие стали для семей вполне осознанными ценностями.

Вместе с тем мониторинг показывает, что только 10% школ предлагают разнообразные дополнительные образовательные услуги, в остальных школах их выбор, к сожалению, невелик. Кроме того, почти 30% родителей не владеют информацией о наличии дополнительных платных услуг в школах, и это позволяет предположить, что лишь треть семей (32,2%) использует в той или иной степени возможности, которые предоставляет школа в получении дополнительного образования их детей.

В территориально-поселенческом разрезе наибольшую долю школ, где дополнительные платные занятия не предоставляются, составляют школы, расположенные в сельской местности – 61,7%, и лишь 10,2% сельских школ указанные услуги предоставляют, но набор этих услуг является сравнительно небольшим (в 2016 году их было 14,1%). Снижение предложения со стороны сельских школ может объясняться в том числе и ухудшением материального положения семей.

Отличия между областными и районными центрами не являются столь существенными, вместе с тем школы областных центров выступают как более уверенные поставщики дополнительных услуг.

Следует отметить, что основная цель дополнительных занятий детей состоит не столько в повышении результативности в освоении школьной программы, сколько является условием реализации дальнейших образовательных планов семей. Об этом свидетельствует то, что наибольшая доля получающих дополнительное образование (67,5%) приходится на учащихся, успевающих на «отлично» и «хорошо». С одной стороны, дополнительные занятия способствуют повышению успеваемости детей, с другой – чем выше успеваемость, тем выше и образовательные запросы семей, а их удовлетворение требует, как правило, расширения круга получаемых ребенком дополнительных образовательных услуг.

Мониторинг показывает, что цели дополнительного образования существенно меняются в зависимости от класса, в котором учится ребенок. Для родителей учеников начальной школы главное – это развитие творческих способностей, спорт и оздоровление ребенка. Если же речь идет о сдаче на высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ, то, как полагает большинство родителей, ребенку необходимы дополнительные занятия с репетиторами или на курсах при вузе. Отметим, что даже родители учащихся 1–4-х классов задумываются о перспективе сдачи ОГЭ и ЕГЭ через 5–7 лет и в качестве одной из целей дополнительных занятий ставят подготовку к этим экзаменам. С переходом в 5–9-е классы подготовка к экзаменам становится все важнее, а в старшей школе эта задача начинает занимать центральное место.

Таким образом, если в начальной школе дополнительные занятия служат развитию способностей детей, расширению их кругозора и одновременно обеспечивают заполнение свободного времени ребенка, при этом он находится под присмотром взрослого (что также важно в наше не очень спокойное время), то в 5–9-х классах обязательные занятия начинают превалировать, задача развития сменяется во многом задачей поддержки за счет дополнительных занятий школьных успехов, а в 10–11-х классах дополнительные занятия направлены практически исключительно на то, чтобы обеспечить сдачу ЕГЭ на высокие баллы и поступить в вуз. Это не очень хороший результат, поскольку в таком виде формальное образование «съедает» неформальное, а не дополняется им с тем, чтобы создать большую адаптивность молодого поколения к растущей неопределенности будущего.