А в желтых окнах. Темы и настроение

Читать стих «Фабрика» Блока Александра Александровича стоит детям в классе на уроке литературы для того, чтобы они поняли, как тяжело жили в XX веке простые люди. В произведение наглядно видно, что высшие слои населения издевались над рабочими. Они заставляли их делать большую и трудную работу, но при этом платили за нее сущие копейки. Они унижали народ, они смеялись над их безграмотностью и необразованностью. Они радовались, что их легко и просто можно было провести. Александр Александрович обо всем этом пишет со стороны наблюдателя. Ему было жалко крестьян и простых рабочих, но на тот момент он не мог ничего сделать. Он понимал, что народные массы еще не готовы к восстанию, но что все же оно произойдет. В то время поэт был еще совсем юным, ему было всего 23 года. Он слепо верил, что революция принесет несомненную пользу для России, что после смены политического режима жизнь в России изменится в лучшую сторону. Только после революции он поймет, как сильно он ошибался. И вместо радости по поводу свершившегося переворота, он начнет испытывать грусть и отвращение.

Текст стихотворения Блока «Фабрика» был написан в 1903 году. Он вошел в поэтический цикл «Распутье». В нем он повествует о том, как рабочие каждый день подходят к воротам фабрики для того, чтобы получить задание. Они вынуждены выполнять непосильную работу, чтобы прокормить свою семью. Работодатели дают им задания, а затем радуются, что им в очередной раз удалось рабочих обмануть. В стихе автор часто использует два цвета: желтый и черный. Он противопоставляет их друг другу. Так, первый обозначает довольство богатых людей, а второй - мрачность жизни простых.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Фабрика стоит в стороне от всех стихотворений Александра Блока. Оно не похоже на излюбленную возвышенную лирику поэта. Стихотворение больше напоминает короткометражный фильм о тяжком труде угнетённых слоёв общества.

Стихотворение было написано в 1903 году, в период раннего творчества Александра Александровича Блока. Замыслы о революции уже витали в воздухе. Автор, как и многие представители интеллигенции, мечтал о грядущих переменах.

И вот за два года до самой Октябрьской революции он пишет стихотворение «Фабрика», которое включил в цикл «Распутья». Произведение стало своего рода криком молодой души поэта. Им Блок хотел открыть глаза общественности на тяжкое положение обычного рабочего класса.

Жанр, направление и размер

«Фабрика» по жанру близко к элегии. Автор выказывает своё недовольство по поводу острой социальной проблемы, именно этот факт позволяет назвать стихотворение элегическим. Четырёхстопный ямб позволяет создать необходимый ритм. Рифма перекрёстная.

Без сомнения, направлением стихотворения является символизм. Мрачность, символическое столкновение «страшного мира» и души человека, образы-символы – все это является составляющими данного литературного течения.

Образы и символы

Главными символами стихотворения стали цвета, а именно: сочетание жёлтого, черного и медного цветов («окна желты» и «чёрный кто-то», «медный голос»). Жёлтый, как символ обмана, указывает на то, что бедный доверчивый народ гнёт свои спины на смех «чёрных» угнетателей. Кроме того, чёрный цвет – это цвет скорби. Скорбят здесь обманутые. Также стоит отметить, что жёлтый у Блока является и символом обогащения капиталистов, их пошлости. Медный цвет в контексте стихотворения означает страх, поскольку «медный голос гнёт измученные спины».

Лирический герой стоит над ситуацией и является рассказчиком. Он делит свою повесть на две части: описание мирка угнетённых рабочих и мира капиталистов за «жёлтыми» окнами.

Темы и настроение

Основная тема «Фабрики» — социальное расслоение на капиталистов и рабочий класс. Описание жизни простых рабочих подводит к бытовой теме: жизнь простого люда полна убожества и голой нищеты, зато богачи живут праздно и сытно, их роскошь бесполезна и нарочито бестактна рядом с теми, кто отдает лучшие годы жизни за кусок хлеба. Также мы видим в произведении проблему социального неравенства, разделения мира на бедных и богатых, господ и рабов. Рано или поздно в этой реальности неизбежно наступит решающий конфликт, острая кровавая драма, нерв которой чувствуется уже сегодня.

Стихотворению присущ суровый стиль. Мрачные картины, цвета и ритм, похожий на марш, создают пессимистичный настрой. Впечатление замкнутости и потерянности преследуют читателя до последнего слова.

Основная идея

Несправедливость затрагивает сердце того, кто хочет её искоренить. Александр Александрович Блок был как раз тем человеком, которого волновали любые социальные проблемы: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве». В этом страстном призыве распахнуть веки навстречу знанию о подлинной жизни виднеется смысл стихотворения.

Фабрика, по мнению автора, производит не только кирпич и прочий материал, она штампует несправедливость, обман, боль и угнетение. Однако стоит заметить, что лирический герой стоит отдельно от всего: «Я слышу всё с моей вершины». Он не может «подойти к воротам» и остановить этот адский механизм фальши. В этом и заключается главная мысль: осознание проблемы одним человеком не искоренит её. Это должен понять каждый, даже «кто-то чёрный, смеющийся в жёлтых окнах».

Средства художественной выразительности

Стихотворение не изобилует средствами художественной выразительности. Но всё же Александр Александрович, благодаря нескольким эпитетам (задумчивые болты, медный голос, измученные спины), детально описывает непосильный труд народа.

Также можно рассмотреть метафору (чёрный кто-то). Именно благодаря этому скрытому сравнению читатель представляет реального угнетателя рабочих масс.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение «Фабрика» написано Блоком в 1903г, относится к позднему творчеству, принадлежит циклу произведений « Распутья». Именно в данном стихотворении появляется тема города и простого народа в нем, которая позднее выльется в ряд стихотворений о революции. Тема стихотворения- описание фабричного производства, идея- показать классовое неравенство.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который при прочтении создает ритм марша, что свойственно блоковской лирике. Очень малое количество выразительных средств используется автором в данном произведении, больший акцент делается на цветовую составляющую: задумчивые болты (метафора), медный голос(эпитет), он не человеческий, метал, не имеющий чувств сопереживания и сочувствия; голосом согнуть спины(метафора), в страхе держат всех трудящихся, которые стали рабами; кто-то черный(эпитет-цветовой), олицетворение страха, страдания; желтые окна(эпитет-цветовой), кстати, примечательно, что это окна тех, кто выше по своему положению, в творчестве Блока- это олицетворение пошлости и праздности, в символическом смысле желтый олицетворяет богатство.

Лирический герой наблюдает печальную картину, как люди, их много, это подчеркивает местоимение ОНИ, изо дня в день совершают физический труд. Он видит их в сумраке вечера, что не дает ему разглядеть возраст и пол людей, словно нарочно они обезличены, ведь в них описан весь народ предреволюционной России.

И в противовес этой безмолвной толпы изображен кто-то, такой же безликий, недвижный и черный, он выше всех их по социальному положению, это подчеркивает его местонахождения- стена, он считает людей, как скот, пересчитывают в ожидании прибыли, вырученной именно за его количество.

Лирический герой тоже выше по своей социальной ступеньке всей этой трудовой массы, но он сочувствует им, их бедности, наивности, их безмолвному покорству. Люди эти не мыслят о том, что их используют, они, как безмолвное стадо овец (войдут, разбредутся, навалят- глаголы совершенного вида) совершают ежедневно, ежеминутно один и тот же рутинный труд.

Стихотворение достаточно пессимистично, так как люди загнаны в тупик, но самое поразительное, что даже не хотят что-то менять в своих судьбах.

Вариант №2

Стихотворение А.А. Блока "Фабрика" было создано в 1903 году. Оно входит в цикл "Распутья". В творчестве поэта этот стих играет важную роль. Впервые автор затрагивает тему города и жизни, обывателей в нем. В более позднем творчестве Александра Александровича эта проблема получит своё развитие и перейдёт в более серьёзную - переосмысление революции.

Сюжет стихотворения сложен как будто из моментов жизни городских жителей. Каждый рутинный день рабочих можно представить, представив себе разрозненные события, описанные в "Фабрике". Ежедневно ещё в темную рань утра люди отправляются на каторжный труд. Они вынуждены тяжело работать, в то время как зажиточные жители насмехаются над бедняками. Блок показывает расслоение жителей по классам. Лирический герой, от лица которого ведётся повествование, сочувствует угнетенному низшему классу, однако он не принадлежит ему. Что доказывают строчки: "Я вижу все с моей вершины".

Благодаря размеру, четырехстопному ямбу, поэт создаёт ритм, похожий на марш. Перед глазами встаёт картина идущих на фабрику рабочих стройными рядам, как солдаты на войну. В строчках "Фабрики" нет обилия метафор и образов, что характерно для поэзии А.А. Блока. Автор хотел "упростить" стихотворение, чтобы как можно проще показать будний день городского жителя. У него нет развлечений и красок в жизни. У рабочих нет никаких интересов и целей, кроме работы на фабрике. Большое значение здесь имеет цвет. Строфы стихотворения построены на контрасте. Жизнь рабочих - это сплошная темнота, она противопоставляется желтому цвету довольства зажиточных людей, владельцев заводов. Миры этих людей практически не пересекаются. Бедные вынуждены "гнуть свои спины" ради благополучия "избранных" хозяев. Работники не смеют высказывать возражения против существующего строя и продолжают молча повиноваться.

Для того чтобы лучше понять настроение героев в этих строчках, надо понимать какие реалии сопутствовали началу XX века в России. Страна была похожа на котёл, в котором беспрерывно бурлят идеи и недовольства просто народа. И через несколько лет эти молчаливые рабочие выразят в полной мере свой гнев.

Анализ стихотворения Фабрика Блока

«Фабрика» - предреволюционное стихотворение Блока. Именно в нем молодой поет впервые заговорил о социальном неравенстве и коснулся проблем государственного устоя. В стихотворении нет динамики, ведь главной задачей было «нарисовать» словами обычный день из работы учреждения. Как известно, подобные фабрики, на которых люди тяжело работали, теряя здоровья и получая никчемную оплату, были популярны в России начала 20-го века. Их автор и осуждает. В первую очередь, он описывает огромную пропасть между людьми, которые давали работу, и самими трудящимися.

При описании предпринимательского дома, автор использует желтый цвет («В соседнем доме окна жолтые»). Желтый – цвет золота и богатства. А когда Блок говорит о людях, который собираются каждый вечер под фабрикой – в этого стихе преобладает черный. Таким образом Александр Блок разделяет богачей, которые живут в роскоши и простых трудящих, жизнь которых наполнена черным цветом, нищетой и унижением.

В стихе присутствует некоторая таинственность («Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.»). С помощью нее автор показывает, что сама фабрика внушала внутренней трепет и даже страх, всегда было неизвестно, какое новые указание поступит из ее стен.

Эмоционально сильной является последние строки произведения («И в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели.») В них автор обличает не только социальную пропасть между двумя классами, но и отношение зазнавшихся богачей к простым людям, которые у них работают. Ведь когда больные и измученные трудяги примутся за работу, работодатели в очередной раз порадуются тому, как умело провели глупцов. Ведь они знают, что тяжелая работа заслуживает щедрой оплаты, но никогда не выплатят этих денег.

Стихотворение Александра Блока «Фабрика» – это сожаление об множестве людей, у которых все еще не хватает сил, чтобы противостоять адским правилам жизни, которые для них придумала элита общества. Поэтому они сильнее прогибают свои спины и продолжают работать для фабрики.

Вариант №4

Фабрики - места, в которых в 1903 году работало очень большое количество населения Царской России. А время было не спокойное, начинала назревать революция. Александр Блок написал стихотворение «Фабрика», как раз в дореволюционный период. В нем он сравнивал два класса, социальных статуса, которые жили в одном месте, но, как будто, в разное время.

Лирический герой наблюдает со стороны, он выбрал нейтральную позицию и старается не показывать свое реальное отношение к происходящему. Он видит, как еще в темноте, люди идут на фабрику, чтобы заработать себе на кусок хлеба. «В желтых окнах засмеются» люди высшего сословия, что рабочих, словно скот, по пересчету провожают в двери фабрики. А наш герой просто стоит и смотрит, он, конечно, испытывает жалость к рабочему классу, но он считает, что необходимо менять систему, а не преклоняться перед ней.

Стихотворение имеет мрачный оттенок, в нем нет жизни, все размеренно и ритмично, словно марш солдат по плацу. Всего два цвета присутствуют в этом стихотворении – желтый и черный. Желтый символизирует безумство высшего сословия и угнетенность рабочего класса. Одни высмеивают других, но не задумываются, что благодаря именно рабочему классу у них есть все то, что они имеют. А черный цвет придает темноты и страха, вокруг не видно ничего, кроме черных силуэтов на темно-сером фоне. У черной массы нет лиц, ровным счетом, как и у «желтых окон». Низ мы видим, но не слышим, а верх, наоборот, слышим, но не видим. Рабочие никогда не узнают и не увидят тех, кто ими по-настоящему управляет.

Блок передал своим стихотворением сразу историю всей Царской России, как, в прочем, половина живет и сейчас. Безропотное подчинение рабочего класса, отсутствие свободы выбора и страх перед неопределенностью лишили всех этих людей голоса, они слепо выполняют приказы. А наш лирический герой стоит на своей вершине и смотрит «как этих нищих провели», только, в отличие от своих соседей, он не злорадствует и не издевается, а сожалеет, но сделать ничего не может, поэтому у него позиция стороннего наблюдателя.

Стихотворение выдержано довольно в суровом стиле, словно в барабан такт отбивается, хотя оно достаточно мелодично. В нем отсутствуют лишние эпитеты и метафоры, все очень реалистично, что показывает серьезность происходящего. Это было одно из первых стихотворений А. А. Блока в таком стиле.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Фабрика


Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ 8 класс

    М.Ю. Лермонтов не один раз бывал на Кавказе, поэтому большое количество его стихов было посвящено природе этого чудесного места. Он посещал горы ещё в детстве, с бабушкой, и они смогли влюбить в себя поэта. Но влюбился он не только

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

Стихотворение «Фабрика» (1903 г.) относится к раннему периоду творчества Блока. Он был еще очень молодым человеком и, подобно многим своим современникам, не мог равнодушно наблюдать за страданиями простого народа. Переход к капитализму во всем мире сопровождался голодом и разорением бывших крестьян. Россия поздно вступила на этот путь, поэтому зарождающемуся русскому пролетариату было еще тяжелее. Даже символист Блок почувствовал тягу к революционному движению.

Сюжет произведения довольно-таки прост. В нем изображена обычная фабрика, вокруг которой каждый день собираются голодные люди, мечтающие получить работу. Мрачность атмосферы подчеркнута цветовыми оттенками. Желтый цвет окон символизирует абсолютную власть золота, денег. Богатому капиталисту безразлична судьба тысяч людей, которые обречены на голодную смерть. Его интересует только их рабочая ценность, которая принесет ему прибыль. Рабочие готовы часами простаивать перед воротами фабрики, они пойдут на любое унижение ради минимального заработка. Зарплата и доходы владельца фабрики исчисляются в одних и тех же деньгах, но разница между ними колоссальна. Посредником между фабрикантом и рабочими выступает «черный кто-то». Черный цвет традиционно обозначает зло, темную дьявольскую силу. Пересчитываемые рабочие уже не люди, они становятся товаром, имеющим свою цену.

Автор выступает наблюдателем, который не принадлежит ни к одной из сторон. Но ужасная картина вызывает в нем огромное сочувствие к судьбам несчастных людей. «Медный голос» олицетворяет собой заводской гудок, ставший символом промышленного переворота во всем мире. Он трубит всему человечеству о техническом прогрессе, но в то же время является сигналом для миллионов измученных людей о начале каторжной жизни.

Негодование Блока прорывается в последних строчках. Из «желтых окон» раздается смех над теми несчастными, которых вновь «провели». Устроившись на фабрику, человек за кусок хлеба становился рабом на всю оставшуюся жизнь, которая обычно длилась недолго.

В стихотворении «Фабрика» Блок еще не высказывает революционных призывов. Он просто констатирует страшный факт и обращает на него внимание равнодушного общества. Игнорирование судеб простых людей, стремление выжать из них все соки, в конце концов, привели к кровавой революции. Нельзя перекладывать ответственность только на радикальные течения. Они появились на волне народного недовольства. Блок видел, к чему может все привести, и пытался, как мог, предотвратить жестокую развязку.

На примере нюнорска мы уже видели, что сделать новый язык не предствляет никакой трудности. В Норвегии жили люди тупые и с домашним заданием малость перечудили. Ну и конечно компа у людей не было. Вещь не критически важная, но подспорье.

За сколько можно сделать новый язык? Да хоть за день. Для этого нужен Дмитрий Евгеньевич (1 шт.), один компьютер и диск с тезаурусом и грамматикой какого-нибудь языка. Например, русского.

1. Выкидываем 9 букв, меням начертание 15, вводим три новые. - 15 мин.

2. Из шести падежей делаем 4 - 15 минут.

3. Меняем систему предлогов, суффиксов и окончаний (вместо "не-", "а-", вместо "при-" - "гры-", вместо "-ший" - "-туй") - 30 минут.

4. Модернизируем временные формы. Например механически переносим схему времён из какого-нибудь португальского языка - 15 минут.

Уфф. 20 минут - чай.

5. Пишем простенькую компьютерную программку для трансформации тезауруса. Кроме первых 4 пунктов добавляем механический трансглюкатор корней (в корне "о", стоящее между определённым типом согласных, переходит в "у", "у" в "а", а "а" в "о" и т.д. - особо измахряться не надо, штучек 20 достаточно). Слово за слово, прошло 2,5 часа.

30 минут отдых - кресла-качалка, просмотр ЖЖ.

6. Теперь трансформируем тезаурус. Сколько слов в развитом культурном языке? Да несколько тысяч. Остальное производные и международные термины ("астрофизику" и "терапевта" трогать не будем). За сколько трансформировать можно при помощи программы? Да за пять минут.

7. Прикол. Просматриваем получившиеся слова, кое-где шутим, чтобы почуднее получилось - легче будет запоминать. Да и филологи потом пускай голову поломают. - 4 часа.

Итого. Без напряга, за один рабочий день язык готов.

Теперь язык надо выучить. Тут посложнее. Хотя говорят, что полиглот может за месяц освоить незнакомый язык. Наш же язык очень даже знакомый. "Сами лепили". Опять же, несмотря на сильное отличие от русского (примерно на уровне немецкого), зная правила искажения можно головным путём восстановить забытое слово. Так же легко иметь под рукой корпус национальных текстов. Русский язык переводится при помощи компьютерной программы на... скажем, "анатидай" мгновенно. За час всего Достоевского можно перевести любо-дорого.

В общем, чтобы освоить такой язык его автору нужно полгода. Чтобы говорить в совершенстве - год. Это для человека средних способностей. Очень хорошо, если при этом у вас есть маленькие дети. Идеально 2 годика и 4. Когда им будет три и пять - будут крякать на анатидае так, что рот откроете. У них ещё и поучитесь.

Теперь языковая культура. Вроде дело посложнее. Да нет. ПАРА ПУСТЯКОВ.

1. Детские идентификационные тексты. Колыбельные, речёвки, примитивные сказки. Пишутся самым бездарным литератором за неделю. (Поэтому, кстати, детская литература вещь страшная. Конкуренция у детских писателей 100 человек на место, кто место занимает - упакован до конца жизни. Представьте себе шеф-повара детского ресторана: манная каша, кисель, сахарная вата. А ну, ломанись с пюре и селёдкой в ресторан взрослый - вышибут пинком.)

В общем пишем:

Жили-были дед и баба. Сделала баба однажды деду бутерброд. Захотел Бутерброд убежать от деда, выпрыгнул в окно, а катиться не может - квадратный. Смотрит, летит ворона. Он вороне говорит: "Ворона, ворона, съешь меня, я вкусный". Положила его ворона в клюв и полетела в гнездо - детей кормить. Летят они, летят, далеко от избушки отлетели, Бутерброд ворону и спрашивает: "Ворона-ворона, а что у тебя во рту".

Поговорки хорошо пойдут, загадки:

"Точность - вежливость снайпера". Или: "Что такое - не гнётся не ломается, а только кувыркается?" (филолог).

Анатидайский язык отличается меткостью и образностью.

2. С серьёзной литературой конечно будет напряжёнка. Но знаете, не Боги горшки обжигают. Постепенно-то. Тем более что переводной литературы море. Пойдут критические статьи, подражания, сначала неумелые. А уж если брать поэзию. Все поэтические темы - бродячие, а целина рифм непаханная. Есть где развернуться. Так что ПОЙДЁТ. Не хуже, а может и лучше, чем на воляпюке и эсперанто - эти языки долго наращивали переводческую базу.

Бабло есть - за 10 лет группу в несколько тысяч человек можно сделать. Например, организовать бесплатные детские сады с преподаванием анатидая. Пустить бесплатно литературу, сначала детскую. Собственно, что я говорю. Пример Заменгофа и Ко уже есть, тут и доказывать нечего. Только не понимают люди насколько это обыденно и несерьёзно - сделать НАСТОЯЩИЙ язык.

Напилась дура-девка, затащили её морячки в кусты - через 9 месяцев малыш: "Ма-ма". Лезет к сиське безо всякого карнавализма.

Что им чиновник ответит? Скажет, учите русский? Батенька, С РАДОСТЬЮ. Выпустите только русско-анатидайский словарь, учебник русского на анатидайском. Финансируйте обучение. Потом анатидайцы хотели бы прослушить хоть самый краткий курс своей истории. Имеют право. Что, истории нет, в капусте нашли? А В РЫЛО? Детдомовские шутить не любят. Да на шовиниста и укорот есть. Хоть ООН, хоть ЮНЕСКО, хоть Эмнисти Интернешнл. Вчёный? Хочешь доказать, что анатидайцы появились в 1987 году, и то в проекте? ПОДИТ-КА ПОПЛЯШИ. А вот такая тебе на это информейшен будет:

3. Принадлежат к реликтовой прароманской этнической группе, на что указывают характерные временные формы (можно в пункте 7 и штучек двадцать слов из македоно-ретороманского языка сыпануть - пускай аверинцевы попляшут). Да ещё и по лбу с оттяжкой - анатидайцы это родственники каготов. Пляши, аверинцев, защищай диссертации.

А теперь посмотрите на себя в зеркало. Вы кто? "Русский", "украинец", "грузин", "литовец", "еврей"?.. А вдруг "анатидаец"? Матросня пошутила, а вы живёте. И вырваться из своего телесного (словесного) кокона не можете.

Вот ведь ужас какой пригрезиться может.