Анализ Стихотворения Тютчева “Наш век”. Анализ стихотворения Тютчева «Наш век» - Сочинения, Рефераты, Доклады

Стихотворение «Наш век».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Наш век» было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведе­ний, «где задушевные нравственные убеждения поэта высказы­ваются в положительной форме, где открываются нам его поло­жительные духовные идеалы». Это «истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века».

Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. Ис­следователи называли стихотворение «эстетическим вариантом несостоявшейся молитвы».

Лирический герой с тоской размышляет о своем времени, веке безверия, тьмы, растления духа. Отсутствие веры разрушает в человеке его душу. Человек у Тютчева безмерно одинок, лишен возвышенных идеалов, подвержен рассудочности, прагматизму, гордыне. Поэтому герой исполнен тревоги за будущее человече­ства, стихотворение пронизано ощущением трагизма бытия:

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит…

Финальные строки стихотворения перекликаются с евангель­ской легендой об исцелении Христом отрока, одержимого не­мым духом. Отец отрока, отвечая на призыв Господа веровать, отвечает ему: «Верую, Господи! Помоги моему неверию»! В сти­хотворении Тютчева же сама возможность искупительной мо­литвы отрицается, что, по мысли поэта, означает нравственный тупик, гибель всего человечества. Человеку него не способен к очищающей молитве:

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Таким образом, герой Тютчева критически оценивает и век, и современное поколение.

Произведение построено на контрасте «наших дней» и идеа­ла, заключенного в душе лирического героя, идеала, идущего из прошлого. Об этом идеале ничего не говорится, однако эта по­лярность подразумевается у Тютчева. Отсюда идет обилие анти­тез: «тень» — «свет», «безверие» — «вера», «не просит» — «жаж­дет». Категория времени определяет всю композицию стихотво­рения.

Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка — пе­рекрестная. Поэт использует немногочисленные средства худо­жественной выразительности: метафору («дух растлился в наши дни», «безверием палим и иссушен»), анафору («И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит…»). На лекси­ческом уровне находим находим старославянизмы, выражения высокого стиля — «днесь», «жаждет веры».

Стихотворение мы можем рассматривать в русле философс­кой и гражданской лирики Ф.И. Тютчева. К. Аксаков указыва­ет на связь между стихотворениями «Памяти Жуковского», «Наш век», «Эти бедные селенья…», «Теперь тебе не до стихов…».

Общий мотив этих произведений — противостояние идеала и действительности, в них поэт критически оценивает свою эпоху, пишет о терпении и многострадальности русского народа.

Кризис среднего возраста у каждого мужчины протекает-по разному. Однако если речь идет о поэтах, то это состояние внутренней дисгармонии непременно находит свое отражение в стихах. Недовольство собой и окружающим миром, раздражительность и попытки найти смысл жизни – подобные мотивы встречаются в творчестве многих русских литераторов. К их числу принадлежит и Федор Тютчев – романтик и философ, который и в юные годы нередко искал ответы на вопрос о том, зачем человек приходит в этот мир, и как он должен пройти свой путь.

В 1851 году он публикует стихотворение «Наш век», в котором рассуждают на тему морали современного общества. Зрелый 48-летний мужчина, прошедший через многие жизненные испытания, приходит к выводу, что «не плоть, а дух растлился в наши дни». Эту фразу можно расценивать и как личный ответ поэта на многочисленные упреки в его адрес. Все дело в том, что в это время роман Тютчева и Елены Денисьевой, юной особы из знатного и богатого рода, уже был предан огласке, после чего разразился громкий скандал. Предвосхищая упреки в свой адрес, поэт указывает на то, что эти взаимоотношения продиктованы не жаждой плотских утех, а высокими и чистыми чувствами, которые, к сожалению, для многих его современников остаются непостижимыми и недостижимыми.

Именно по этой причине автор убежден, что «человек отчаянно тоскует», так как лишен некой духовной основы. Для кого-то она заключается в общении с женщиной, для кого-то – в общении с Богом. Однако и в том, и в другом случае людьми движут два самых важных чувства – вера и любовь. Именно их, по мнению Федора Тютчева, недостает его современникам, многие из которых осознают, что их жизнь пуста и никчемна. Внутренние протесты порождают абсурдные и порой необъяснимые поступки, однако мало у кого, по мнению автора, достает смелости и сил обратиться за помощью к Господу. Современный человек, как считает поэт, «жаждет веры… но он ее не просит». И это связано не с природным упрямством, а с непониманием простой истины о том, что любой из нас должен верить хоть во что-то. Безверие, по мнению Тютчева, рождает хаос в мыслях и в душе, заставляет человека сомневаться в своих силах и толкает его зачастую на неверный путь, сойти с которого порой бывает невозможно. Однако для того, чтобы избежать подобных внутренних противоречий, достаточно лишь впустить в свое сердце Бога, почувствовать его заботу и любовь, которые, по мнению поэта, и являются путеводными звездами в жизни каждого человека.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Чем «маленький человек» в изображении Достоевского отличается от своих литературных предшественников? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») - -
  • Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» - -
  • Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» - -

Стихотворение “Наш век”.

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “Наш век” было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведе­ний, “где задушевные нравственные убеждения поэта высказы­ваются в положительной форме, где открываются нам его поло­жительные духовные идеалы”. Это “истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века”.

Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический. Ис­следователи называли стихотворение “эстетическим вариантом несостоявшейся молитвы”.

Лирический герой с тоской размышляет о своем времени, веке безверия, тьмы, растления духа. Отсутствие веры разрушает в человеке его душу. Человек у Тютчева безмерно одинок, лишен возвышенных идеалов, подвержен рассудочности, прагматизму, гордыне. Поэтому герой исполнен тревоги за будущее человече­ства, стихотворение пронизано ощущением трагизма бытия:

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры

– но о ней не просит…

Финальные строки стихотворения перекликаются с евангель­ской легендой об исцелении Христом отрока, одержимого не­мым духом. Отец отрока, отвечая на призыв Господа веровать, отвечает ему: “Верую, Господи! Помоги моему неверию”! В сти­хотворении Тютчева же сама возможность искупительной мо­литвы отрицается, что, по мысли поэта, означает нравственный тупик, гибель всего человечества. Человеку него не способен к очищающей молитве:

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутой дверью:

“Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..”

Таким образом, герой Тютчева критически оценивает и век, и современное поколение.

Произведение построено на контрасте “наших дней” и идеа­ла, заключенного в душе лирического героя, идеала, идущего из прошлого. Об этом идеале ничего не говорится, однако эта по­лярность подразумевается у Тютчева. Отсюда идет обилие анти­тез: “тень” – “свет”, “безверие” – “вера”, “не просит” – “жаж­дет”. Категория времени определяет всю композицию стихотво­рения.

Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка – пе­рекрестная. Поэт использует немногочисленные средства худо­жественной выразительности: метафору (“дух растлился в наши дни”, “безверием палим и иссушен”), анафору (“И сознает свою погибель он, И жаждет веры – но о ней не просит…”). На лекси­ческом уровне находим находим старославянизмы, выражения высокого стиля – “днесь”, “жаждет веры”.

Стихотворение мы можем рассматривать в русле философс­кой и гражданской лирики Ф.И. Тютчева. К. Аксаков указыва­ет на связь между стихотворениями “Памяти Жуковского”, “Наш век”, “Эти бедные селенья…”, “Теперь тебе не до стихов…”.

Общий мотив этих произведений – противостояние идеала и действительности, в них поэт критически оценивает свою эпоху, пишет о терпении и многострадальности русского народа.

Глоссарий:

  • наш век тютчев анализ
  • анализ стихотворения наш век
  • анализ стихотворения тютчева наш век

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ су­мрака...
  2. “День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но...
  3. “Видение” (1829). Стихотворение философично: в нем изо­бражен огромный мир “сумеречного” состояния Вселенной. Все произведение состоит из двух строф. Первая строфа начинается с описания метафорического образа...
Произведение Фёдора Ивановича Тютчева «Наш век» было написано в далеком 1851 году. Аксаков тогда отметил это стихотворение, как произведение, которое способно задеть нравственные, даже задушевные убеждения не только самого поэта, но и всех читателей.

Сам Тютчев пытается описать все в красивых тонах, хотя все мы прекрасно можем догадаться о том, что он хочет сказать нам. Стихотворение «Наш век» - ничто иное, как настоящий крик души, который указывает все болезни века, в который живет писатель, а если провести аналогию с тем, что сейчас есть в нашем мире, то, можно сказать, что он затронул не только свое время, но даже будущее.

Если рассматривать это произведение, то, можно сказать, что это философская лирика. Как рассказывали исследователи об этом творении Тютчева – «это эстетический вариант несостоявшейся молитвы», что, впрочем, является правдой.

Фёдор Тютчев

Не секрет, что часть самых популярных произведений Фёдора Тютчева были написаны во время кризиса среднего возраста, и «Наш век» - не исключение. Это довольно сложный период в жизни человека, когда он пытается найти для себя ответы на самые сложные вопросы бытия, в частности, зачем люди пришли сюда, высказывает свою раздражительность по поводу этого мира, его несовершенства. Да, конечно, такие мотивы можно обнаружить у многих отечественных литераторов, среди которых и Тютчев. Его можно отнести к категории лириков, которые не против поразмышлять насчет вопросов бытия, своеобразный философ, который делится с читателями своими размышлениями на этот счет.

В своем стихотворении «Наш век», Тютчев рассказывает историю, в которой главный герой прошел через множество жизненных испытаний. Он рассуждает на тему морали современного общества, человечества и бытия, в общем понимании этого слова. Герой постепенно приходит к пониманию того, что в его век – не плоть, а дух растлился. В частности, писатель таким образом пытается как будто ответить всем на многочисленные упреки, поступающие в его адрес. Тогда это было обусловлено романом Тютчева и Елены Денисьевой – юной девушки из знатного и богатого рода. Писатель буквально говорит, что их отношения – не простая плотская утеха, а самые настоящие высокие и чистые чувства. Как он сам отмечает, такие чувства в его время недоступны для большинства людей, мало кто может их абсолютно полно и цело испытывать, в результате они остаются просто непостижимыми для них.

Описание стихотворения «Наш век»

Главный герой этого произведения рассуждает по поводу того времени, в которое он живет. Здесь есть все то, что знакомо, пожалуй, каждому читателю в той или иной мере – век безверия, тьмы и растления духа. Собственно, такие же явления мы можем наблюдать не только в 19 веке, но и в 20, и в текущем столетии. Постепенно и неугомонно общество принижает те ценности, которые были когда-то дороги, а на их место становится материальное благосостояние, попытка получить желанное, а отношения людей заменяются на возможность сделать для себя что-то лучше, получить определенные возможности и не более того. Так, например, отсутствие веры в человеке совсем разрушает его душу. Главный герой произведения абсолютно одинок, он лишен каких-то возвышенных идеалов, чем не могут похвастаться многие окружающие. Он исполнен тревогой за будущее всего человечества в целом, о чем легко понять, прочитав само произведение. Оно просто пестрит ощущением трагизма бытия, всего мира.

Анализ стихотворения «Наш век»

Несложно догадаться, что произведение целиком и полностью построено на контрасте между нашим времени и идеалом, который заключен в мыслях и рассуждениях главного героя. Этот идеал исходит из прошлого, хотя о нем ничего и не говорится на протяжении всего стихотворения. Подобную параллель очень легко провести и понять. Писатель помогает это сделать и использует огромное количество антитез, присутствующих в произведении, например: «свет» - «тень», «безверие» - «вера» и другие.
Автор произведения говорит о том, что «человек тоскует». Это связано в первую очередь с отсутствием какой-то духовной основы.

Духовная основа, в свою очередь, может заключаться для кого-то в общении с противоположным полом, а для кого-то – в общении с Богом. Несмотря на это, человеком как в первом, так и во втором случае движут два самых сильных чувства, которые есть вообще во всем мире – его вера и любовь. К сожалению, этих чувств лишен тот мир, в котором живет главный герой, эти чувства как-то незаметно от него ушли и общество стало совсем другим, не тем, каким его хочется видеть, хотя идеализировать – тоже нет смысла. Его современники при этом и сами осознают недостаток этих чувств в самих себе, они понимают, что из-за этого их жизнь абсолютно пуста и никчемна, но одновременно с этим и поделать ничего не могут.

Как считает сам писатель, современный человек «жаждет веры … но он ее не просит» и это связано с тем, что мало у кого есть смелость, да и попросту не хватает собственных сил для того, чтобы обратиться за помощью к Богу. Конечно, Тютчев не стремится никого осуждать ни в чем, он знает и делится с нами знанием о том, что связано такое явление у людей не с каким-то природным упрямством у людей, а в первую очередь с тем, что у них отсутствует понимание одной простой истины – человеку надо верить хоть во что-нибудь.

Отсутствие такой веры, в свою очередь, рождает хаос и беспорядок в голове, мыслях и действия человека, заставляет сомневаться в собственных возможностях, силах. В результате становится очень просто сойти с истинного пути. Решение подобной проблемы, по мнению Тютчева, заключается в том, чтобы человек всё-таки сумел, научился верить в Господа, это позволит избежать ему внутренних противоречий, он встанет на правильный путь, почувствует заботу и любовь Бога. Это, как считает Тютчев, и есть путеводная звезда в жизни каждого.


«Наш век» лишен всяких высоких чувств, здесь правит нечто другое. Во второй строфе произведения мы как раз и понимаем то, что человек, у которого отсутствует вера по-настоящему страдает, мучается: «Невыносимое он днесь выносит…». Третья же строфа завершает все эти «потуги» главного героя. Поэт не верит, что в будущем что-то изменится. Человек как не верил в Бога, как не желает вернуться вновь к библейским заповедям, так никогда того и не захочет. Для того чтобы заставить читателя прочувствовать весь трагизм, писатель использует метафоры «к свету рвется из ночной тени», эпитеты «отчаянно тоскует».

Кризис веры, который описывается Тютчевым в этом произведении является одной из самых актуальных тем отечественной литературы в принципе. Одной единственной проблемой, по мнению Тютчева, остается и будет то, что каждый человек в своей мере хочет верить, но не просит о том у Господа в силу собственной гордости. Она, в свою очередь, исходит из бездуховного состояния общества, которое в его век было буквально одержимо различными революционными идеями. Безверие становится всему бедой.

Писатель обращается к Библии, в частности, к библейскому сказанию об исцелении Иисусом бесноватого отрока. Таким образом, несложно догадаться, что Тютчев полагает, человеку, для того чтобы быть полностью счастливым достаточно найти свою веру. Это избавит от душевных терзаний и укажет верный путь. Жизнь наполнится дополнительным смыслом, станет чище и добрее.

Кризис веры - всегда актуальная тема для русской литературы. Ее осмыслению посвящено множество поэтических строк.

В середине XIX века к ней обращается родоначальник русской философской лирики Ф. И. Тютчев. Свои мысли по поводу вечной проблемы веры и неверия поэт выразил в стихотворении «Наш век». Именно о нем мы и поговорим в очередном выпуске проекта «».

Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! - Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

Исторический контекст

Стихотворение «Наш век» написано Ф. И. Тютчевым в годы, которые в истории литературы именуются «мрачным семилетием» (1848–1855). «Царство мрака в России» - так определяет литературный критик Павел Анненков состояние страны в этот период, когда русское общество испытало влияние прокатившихся по Европе революций. От патриархального уклада в западных странах не остается и следа. В России тяжело воспринимался последний этап царствования Николая I (особенно - либеральной интеллигенцией).

В эти годы государство пристально следит за всеми сферами общества, в том числе за деятельностью различных социальных и литературных группировок. Так, в 1849 году был разгромлен кружок петрашевцев - объединение революционно настроенных молодых людей. 21 человек из 123-х опасных «вольнодумцев», среди которых был писатель , были приговорены к смертной казни. Однако суд смягчил приговор, устроив инсценировку. В самый последний момент, когда на участников объединения уже были надеты предсмертные рубахи, расстрел был заменен каторгой.

Цензура достигает своего пика. В годы «мрачного семилетия» произошло то, что один из видных критиков и писателей Российской империи А. И. Герцен охарактеризовал так: «русская поэзия онемела». Ведущие литературные журналы практически перестают печатать стихи.

Правительство было напугано событиями политического террора в Западной Европе: не хотелось аналога революции 1848 года на русской почве. Однако сценарий развивается печальным образом: зреют оппозиционные взгляды в высших слоях общества, вспыхивают крестьянские восстания. Все усугубляется тяжелейшей международной обстановкой: потерями русской армии в Крымской войне (1853-1856). Увенчивается «мрачное семилетие» смертью Николая I в 1855 году.

Духовно-нравственная и интеллектуальная жизнь в России той поры характеризуется распространением (несмотря на гонения) оппозиционных настроений, все более острого скепсиса в отношении сразу и устройства власти в России, и тем религиозных. Христианские ценности в их церковном понимании, воспринимались многими как ретроградство и тормоз в развитии страны. Взоры всё чаще обращались в сторону западного революционаризма и республиканских идей. Однако существовали деятели культуры и искусства, которые главной проблемой помрачения эпохи, напротив, считали именно такой разброд и шатание умов, отход от веры, от верности монархии. И люди эти не скрывали своих взглядов. Среди них оказался Ф. И. Тютчев.

Автор

Путь к своему читателю для Тютчева был долог и труден. Жизнь Тютчева долгое время не была связана с поэзией, которую он считал увлечением:

В наш век стихи живут два-три мгновенья,
Родились утром, к вечеру умрут…
О чем же хлопотать? Рука забвенья
Как раз свершит свой корректурный труд.

Воспитанный в дворянской среде, закончивший Московский университет, Тютчев более двадцати лет провел на дипломатической службе в Италии и Германии. Его творчество оказалось замеченным только в начале 1850-х годов, когда Тютчеву было почти 50 лет. Первооткрыватель Тютчева - поэт и публицист Николай Некрасов, написавший в статье «Русские второстепенные поэты», что относит Тютчева к «первостепенным поэтическим талантам». Так был дан толчок к прекращению длительного молчания вокруг творчества и имени поэта, который выходит на литературную арену.

У Тютчева был особый религиозно-философский взгляд на предназначение и сущность России. Поэт-дипломат излагает его в двух статьях - «Россия и Германия» и «Россия и революция». Он считал революцию чуждым элементом для страны, а саму Россию - достойной называться единственной «христианской державой», исповедницей православной веры. Он признает, что Россия переживает кризис, вызванный тем, что человек отдаляется от Бога, не связывает свою мысль с Церковью, тонет в своей гордыне, пучине холодного рационализма и собственных эгоистических страстях. О своих взглядах он говорит не только в публицистике, но и в поэзии они звучат совершенно открыто.

О произведении

Стихотворение «Наш век» написано Тютчевым в 1851 году в Москве. Поэт горестно сетует на духовные метания современного человека: «Не плоть, а дух растлился в наши дни». Тление духа проистекает от безверия, которое губит душеспасительное религиозное восприятие мира.

Стихотворение “Наш век” читает И. Смоктуновский

Парадокс человека «нашего века» состоит в том, что он хочет верить, но не просит о вере в силу своей гордости, происходящей из бездуховного состояния общества, которое одержимо революционными идеями. Можно сказать, что Тютчев предвосхищает главную идею романа : «Столько силы, столько страсти в современном поколении, и ни во что не веруют». Однако из уст человека современности все-таки вырывается отчаянный призыв о помощи к Богу в утверждении веры.

Отсылки к Библии

Заключительные строки стихотворения «Впусти меня! - Я верю, Боже мой! / Приди на помощь моему неверью!..» восходят к библейскому сказанию об . Отец мальчика просит Спасителя вылечить своего сына. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк 9 :23–24).

Исцеление бесноватого отрока

Использование евангельской цитаты в самом конце «Нашего века» - это не только изображение, казалось бы, безнадежности безнравственного состояния современного мира и всего века, но и молитвенный призыв к преодолению религиозного кризиса в душе автора и в душах его современников. И необходимо сказать, что в середине 50-х годов, после политического террора и религиозного кризиса, Россия начинает вступать в пору духовного подъема.

Непонятные слова

Растлиться (книжн.) - развратиться, стать безнравственным

Обретши (устар. форма) = обретя, отыскав, найдя

Роптать - высказывать недовольство или обиду

Днесь (церк. книжн., старин.) - теперь, сегодня

Скорбеть (книжн.) - горевать, печалиться