Скрипят задумчивые болты. Анализ стихотворения Фабрика Блока

Читать стих «Фабрика» Блока Александра Александровича стоит детям в классе на уроке литературы для того, чтобы они поняли, как тяжело жили в XX веке простые люди. В произведение наглядно видно, что высшие слои населения издевались над рабочими. Они заставляли их делать большую и трудную работу, но при этом платили за нее сущие копейки. Они унижали народ, они смеялись над их безграмотностью и необразованностью. Они радовались, что их легко и просто можно было провести. Александр Александрович обо всем этом пишет со стороны наблюдателя. Ему было жалко крестьян и простых рабочих, но на тот момент он не мог ничего сделать. Он понимал, что народные массы еще не готовы к восстанию, но что все же оно произойдет. В то время поэт был еще совсем юным, ему было всего 23 года. Он слепо верил, что революция принесет несомненную пользу для России, что после смены политического режима жизнь в России изменится в лучшую сторону. Только после революции он поймет, как сильно он ошибался. И вместо радости по поводу свершившегося переворота, он начнет испытывать грусть и отвращение.

Текст стихотворения Блока «Фабрика» был написан в 1903 году. Он вошел в поэтический цикл «Распутье». В нем он повествует о том, как рабочие каждый день подходят к воротам фабрики для того, чтобы получить задание. Они вынуждены выполнять непосильную работу, чтобы прокормить свою семью. Работодатели дают им задания, а затем радуются, что им в очередной раз удалось рабочих обмануть. В стихе автор часто использует два цвета: желтый и черный. Он противопоставляет их друг другу. Так, первый обозначает довольство богатых людей, а второй - мрачность жизни простых.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

На примере нюнорска мы уже видели, что сделать новый язык не предствляет никакой трудности. В Норвегии жили люди тупые и с домашним заданием малость перечудили. Ну и конечно компа у людей не было. Вещь не критически важная, но подспорье.

За сколько можно сделать новый язык? Да хоть за день. Для этого нужен Дмитрий Евгеньевич (1 шт.), один компьютер и диск с тезаурусом и грамматикой какого-нибудь языка. Например, русского.

1. Выкидываем 9 букв, меням начертание 15, вводим три новые. - 15 мин.

2. Из шести падежей делаем 4 - 15 минут.

3. Меняем систему предлогов, суффиксов и окончаний (вместо "не-", "а-", вместо "при-" - "гры-", вместо "-ший" - "-туй") - 30 минут.

4. Модернизируем временные формы. Например механически переносим схему времён из какого-нибудь португальского языка - 15 минут.

Уфф. 20 минут - чай.

5. Пишем простенькую компьютерную программку для трансформации тезауруса. Кроме первых 4 пунктов добавляем механический трансглюкатор корней (в корне "о", стоящее между определённым типом согласных, переходит в "у", "у" в "а", а "а" в "о" и т.д. - особо измахряться не надо, штучек 20 достаточно). Слово за слово, прошло 2,5 часа.

30 минут отдых - кресла-качалка, просмотр ЖЖ.

6. Теперь трансформируем тезаурус. Сколько слов в развитом культурном языке? Да несколько тысяч. Остальное производные и международные термины ("астрофизику" и "терапевта" трогать не будем). За сколько трансформировать можно при помощи программы? Да за пять минут.

7. Прикол. Просматриваем получившиеся слова, кое-где шутим, чтобы почуднее получилось - легче будет запоминать. Да и филологи потом пускай голову поломают. - 4 часа.

Итого. Без напряга, за один рабочий день язык готов.

Теперь язык надо выучить. Тут посложнее. Хотя говорят, что полиглот может за месяц освоить незнакомый язык. Наш же язык очень даже знакомый. "Сами лепили". Опять же, несмотря на сильное отличие от русского (примерно на уровне немецкого), зная правила искажения можно головным путём восстановить забытое слово. Так же легко иметь под рукой корпус национальных текстов. Русский язык переводится при помощи компьютерной программы на... скажем, "анатидай" мгновенно. За час всего Достоевского можно перевести любо-дорого.

В общем, чтобы освоить такой язык его автору нужно полгода. Чтобы говорить в совершенстве - год. Это для человека средних способностей. Очень хорошо, если при этом у вас есть маленькие дети. Идеально 2 годика и 4. Когда им будет три и пять - будут крякать на анатидае так, что рот откроете. У них ещё и поучитесь.

Теперь языковая культура. Вроде дело посложнее. Да нет. ПАРА ПУСТЯКОВ.

1. Детские идентификационные тексты. Колыбельные, речёвки, примитивные сказки. Пишутся самым бездарным литератором за неделю. (Поэтому, кстати, детская литература вещь страшная. Конкуренция у детских писателей 100 человек на место, кто место занимает - упакован до конца жизни. Представьте себе шеф-повара детского ресторана: манная каша, кисель, сахарная вата. А ну, ломанись с пюре и селёдкой в ресторан взрослый - вышибут пинком.)

В общем пишем:

Жили-были дед и баба. Сделала баба однажды деду бутерброд. Захотел Бутерброд убежать от деда, выпрыгнул в окно, а катиться не может - квадратный. Смотрит, летит ворона. Он вороне говорит: "Ворона, ворона, съешь меня, я вкусный". Положила его ворона в клюв и полетела в гнездо - детей кормить. Летят они, летят, далеко от избушки отлетели, Бутерброд ворону и спрашивает: "Ворона-ворона, а что у тебя во рту".

Поговорки хорошо пойдут, загадки:

"Точность - вежливость снайпера". Или: "Что такое - не гнётся не ломается, а только кувыркается?" (филолог).

Анатидайский язык отличается меткостью и образностью.

2. С серьёзной литературой конечно будет напряжёнка. Но знаете, не Боги горшки обжигают. Постепенно-то. Тем более что переводной литературы море. Пойдут критические статьи, подражания, сначала неумелые. А уж если брать поэзию. Все поэтические темы - бродячие, а целина рифм непаханная. Есть где развернуться. Так что ПОЙДЁТ. Не хуже, а может и лучше, чем на воляпюке и эсперанто - эти языки долго наращивали переводческую базу.

Бабло есть - за 10 лет группу в несколько тысяч человек можно сделать. Например, организовать бесплатные детские сады с преподаванием анатидая. Пустить бесплатно литературу, сначала детскую. Собственно, что я говорю. Пример Заменгофа и Ко уже есть, тут и доказывать нечего. Только не понимают люди насколько это обыденно и несерьёзно - сделать НАСТОЯЩИЙ язык.

Напилась дура-девка, затащили её морячки в кусты - через 9 месяцев малыш: "Ма-ма". Лезет к сиське безо всякого карнавализма.

Что им чиновник ответит? Скажет, учите русский? Батенька, С РАДОСТЬЮ. Выпустите только русско-анатидайский словарь, учебник русского на анатидайском. Финансируйте обучение. Потом анатидайцы хотели бы прослушить хоть самый краткий курс своей истории. Имеют право. Что, истории нет, в капусте нашли? А В РЫЛО? Детдомовские шутить не любят. Да на шовиниста и укорот есть. Хоть ООН, хоть ЮНЕСКО, хоть Эмнисти Интернешнл. Вчёный? Хочешь доказать, что анатидайцы появились в 1987 году, и то в проекте? ПОДИТ-КА ПОПЛЯШИ. А вот такая тебе на это информейшен будет:

3. Принадлежат к реликтовой прароманской этнической группе, на что указывают характерные временные формы (можно в пункте 7 и штучек двадцать слов из македоно-ретороманского языка сыпануть - пускай аверинцевы попляшут). Да ещё и по лбу с оттяжкой - анатидайцы это родственники каготов. Пляши, аверинцев, защищай диссертации.

А теперь посмотрите на себя в зеркало. Вы кто? "Русский", "украинец", "грузин", "литовец", "еврей"?.. А вдруг "анатидаец"? Матросня пошутила, а вы живёте. И вырваться из своего телесного (словесного) кокона не можете.

Вот ведь ужас какой пригрезиться может.

Страшный и монотонный мир простых людей Александр Блок открывает в стихотворении «Фабрика», которое преисполнено сочувствия к рабочему люду. Стих пишется в 1903 году, когда на фабриках и заводах России царит напряжение, вызванное рабскими условиями труда, что выльется через несколько лет в трагические события 1905 года.

Тема стихотворения

Главная тема стихотворения «Фабрика» - это попытка поэта показать расслоение в обществе и угнетение рабочего класса. Блок становится над событиями, не причисляя себя к рабочим, но проявляя сочувствие к их судьбам. В стихотворении нет сложных литературных оборотов, оно написано простым и понятным языком, что подчёркивает односложный быт рабочих российских заводов и фабрик.

При чтении строк создаётся впечатление, что автору стыдно за положение рабочих – он сочувствует, но ничего не может изменить. Это положение в недалёком будущем сделает Блока приверженцем революции, хотя в том виде, в котором произошли события 1917 года, они его не порадовали.

Классический четырёхстопный ямб дополнительно подчёркивает монотонность жизни рабочих, у которых каждый сегодняшний день похож на вчерашний. Тяжёлая работа сменяется коротким отдыхом, а редкие выходные не дают возможности почувствовать радости жизни.

В соседнем доме окна жолты.

В стихотворении Блок описывает картину работы фабрики, глядя на события со стороны. Автор видит фабрику из окон соседнего дома и воспринимает её работу, как картину «страшного мира». Страх, по мнению поэта, это не только и не столько вспышка ужаса, а ощущение безысходности, когда он полностью завладевает душой, делая из человека марионетку.

Разделение общества глазами Блока

Картина, нарисованная пером поэта, имеет отголоски мистицизма, чего стоят только первые строки, где показан приход рабочих на ночную смену. Жёлтые окна фабрики манят их, как голоса сирен в море, скрипят болты тяжёлых ворот и завод впускает жертв в свою разверзнутую пасть. Перед открытием ворот людей в гробовой тишине пересчитывают, как цыплят, а затем пропускают внутрь. На лицах нет радости, все рабочие принимают очередной день, как вынужденную необходимость, и подставляют спины под тяжёлые кули, чтобы утром измученными едва добрести до дома.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.

В жёлтых, освещённых окнах фабрики сидят её владельцы, которые смеются над каждодневной мукой рабочих, вынужденных работать за копейки, чтобы не умереть с голода.

В глазах Блока мир, увиденный им со стороны, разделён на две части – малую и большую. В малом мире живую считанные капиталисты, которые спрятались в жёлтых окнах фабрик и заводов и смеются над своим превосходством. Они считают барыши, заработанные на тяжёлом труде миллионов рабочих и получают от жизни максимум. Большая часть мира находится в угнетённом положении. За счёт тяжёлой работы они зарабатывают минимум на хлеб, а жизнь их не отмечена радостями.

Вывод

В стихотворении «Фабрика» Блок отказался от своей излюбленной лирики, а показал нам полудокументальную картину тяжёлого положения рабочих на заре XX века. В это время поэт становится на сторону угнетённых, переживая, что не может им помочь. Поэт говорит в строках, что нельзя разделять общество на две столько противоположные стороны, он убеждает читателей, что счастья достоин любой человек, независимо от его происхождения и социального положения.

Блок не хочет видеть в мире марионеток, которые связаны по рукам и ногам нуждой, а призывает к более справедливому распределению материальных ценностей. Много ли изменилось в мире с 1903 года, стало ли общество справедливым в России, пусть каждый ответит сам.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

Стихотворение «Фабрика» (1903 г.) относится к раннему периоду творчества Блока. Он был еще очень молодым человеком и, подобно многим своим современникам, не мог равнодушно наблюдать за страданиями простого народа. Переход к капитализму во всем мире сопровождался голодом и разорением бывших крестьян. Россия поздно вступила на этот путь, поэтому зарождающемуся русскому пролетариату было еще тяжелее. Даже символист Блок почувствовал тягу к революционному движению.

Сюжет произведения довольно-таки прост. В нем изображена обычная фабрика, вокруг которой каждый день собираются голодные люди, мечтающие получить работу. Мрачность атмосферы подчеркнута цветовыми оттенками. Желтый цвет окон символизирует абсолютную власть золота, денег. Богатому капиталисту безразлична судьба тысяч людей, которые обречены на голодную смерть. Его интересует только их рабочая ценность, которая принесет ему прибыль. Рабочие готовы часами простаивать перед воротами фабрики, они пойдут на любое унижение ради минимального заработка. Зарплата и доходы владельца фабрики исчисляются в одних и тех же деньгах, но разница между ними колоссальна. Посредником между фабрикантом и рабочими выступает «черный кто-то». Черный цвет традиционно обозначает зло, темную дьявольскую силу. Пересчитываемые рабочие уже не люди, они становятся товаром, имеющим свою цену.

Автор выступает наблюдателем, который не принадлежит ни к одной из сторон. Но ужасная картина вызывает в нем огромное сочувствие к судьбам несчастных людей. «Медный голос» олицетворяет собой заводской гудок, ставший символом промышленного переворота во всем мире. Он трубит всему человечеству о техническом прогрессе, но в то же время является сигналом для миллионов измученных людей о начале каторжной жизни.

Негодование Блока прорывается в последних строчках. Из «желтых окон» раздается смех над теми несчастными, которых вновь «провели». Устроившись на фабрику, человек за кусок хлеба становился рабом на всю оставшуюся жизнь, которая обычно длилась недолго.

В стихотворении «Фабрика» Блок еще не высказывает революционных призывов. Он просто констатирует страшный факт и обращает на него внимание равнодушного общества. Игнорирование судеб простых людей, стремление выжать из них все соки, в конце концов, привели к кровавой революции. Нельзя перекладывать ответственность только на радикальные течения. Они появились на волне народного недовольства. Блок видел, к чему может все привести, и пытался, как мог, предотвратить жестокую развязку.

Фабрика стоит в стороне от всех стихотворений Александра Блока. Оно не похоже на излюбленную возвышенную лирику поэта. Стихотворение больше напоминает короткометражный фильм о тяжком труде угнетённых слоёв общества.

Стихотворение было написано в 1903 году, в период раннего творчества Александра Александровича Блока. Замыслы о революции уже витали в воздухе. Автор, как и многие представители интеллигенции, мечтал о грядущих переменах.

И вот за два года до самой Октябрьской революции он пишет стихотворение «Фабрика», которое включил в цикл «Распутья». Произведение стало своего рода криком молодой души поэта. Им Блок хотел открыть глаза общественности на тяжкое положение обычного рабочего класса.

Жанр, направление и размер

«Фабрика» по жанру близко к элегии. Автор выказывает своё недовольство по поводу острой социальной проблемы, именно этот факт позволяет назвать стихотворение элегическим. Четырёхстопный ямб позволяет создать необходимый ритм. Рифма перекрёстная.

Без сомнения, направлением стихотворения является символизм. Мрачность, символическое столкновение «страшного мира» и души человека, образы-символы – все это является составляющими данного литературного течения.

Образы и символы

Главными символами стихотворения стали цвета, а именно: сочетание жёлтого, черного и медного цветов («окна желты» и «чёрный кто-то», «медный голос»). Жёлтый, как символ обмана, указывает на то, что бедный доверчивый народ гнёт свои спины на смех «чёрных» угнетателей. Кроме того, чёрный цвет – это цвет скорби. Скорбят здесь обманутые. Также стоит отметить, что жёлтый у Блока является и символом обогащения капиталистов, их пошлости. Медный цвет в контексте стихотворения означает страх, поскольку «медный голос гнёт измученные спины».

Лирический герой стоит над ситуацией и является рассказчиком. Он делит свою повесть на две части: описание мирка угнетённых рабочих и мира капиталистов за «жёлтыми» окнами.

Темы и настроение

Основная тема «Фабрики» — социальное расслоение на капиталистов и рабочий класс. Описание жизни простых рабочих подводит к бытовой теме: жизнь простого люда полна убожества и голой нищеты, зато богачи живут праздно и сытно, их роскошь бесполезна и нарочито бестактна рядом с теми, кто отдает лучшие годы жизни за кусок хлеба. Также мы видим в произведении проблему социального неравенства, разделения мира на бедных и богатых, господ и рабов. Рано или поздно в этой реальности неизбежно наступит решающий конфликт, острая кровавая драма, нерв которой чувствуется уже сегодня.

Стихотворению присущ суровый стиль. Мрачные картины, цвета и ритм, похожий на марш, создают пессимистичный настрой. Впечатление замкнутости и потерянности преследуют читателя до последнего слова.

Основная идея

Несправедливость затрагивает сердце того, кто хочет её искоренить. Александр Александрович Блок был как раз тем человеком, которого волновали любые социальные проблемы: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве». В этом страстном призыве распахнуть веки навстречу знанию о подлинной жизни виднеется смысл стихотворения.

Фабрика, по мнению автора, производит не только кирпич и прочий материал, она штампует несправедливость, обман, боль и угнетение. Однако стоит заметить, что лирический герой стоит отдельно от всего: «Я слышу всё с моей вершины». Он не может «подойти к воротам» и остановить этот адский механизм фальши. В этом и заключается главная мысль: осознание проблемы одним человеком не искоренит её. Это должен понять каждый, даже «кто-то чёрный, смеющийся в жёлтых окнах».

Средства художественной выразительности

Стихотворение не изобилует средствами художественной выразительности. Но всё же Александр Александрович, благодаря нескольким эпитетам (задумчивые болты, медный голос, измученные спины), детально описывает непосильный труд народа.

Также можно рассмотреть метафору (чёрный кто-то). Именно благодаря этому скрытому сравнению читатель представляет реального угнетателя рабочих масс.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!