Краткий анализ смерть поэта. «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

Герои русских былин (ПВД). «НЕИЗВЕСТНЫЕ» РУССКИЕ БОГАТЫРИ

Если попросить среднестатистического человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, вам почти наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.


Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.


Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.


Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.


Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.


Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.


Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.


Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.


Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Среди сотен русских сказок есть несколько десятков так называемых фантастических. В них-то и сохранились образы героев древних мифов. Простое перечисление сказочных героев говорит об этом: Солнце, Месяц, Луна, Солнцева сестра, Морозко, баба Яга, Лихо одноглазое, Кощей Бессмертный и сама Смерть - ведь это древние "большие" боги. Конечно, время внесло много нового в их облик и характеры. Солнце, например, в ряде сказок названо иносказательно: Свинка-золотая щетинка, Утка-золотые перышки, Золоторогий олень, Золотогривый конь, Красота Ненаглядная и т. п.

"Малых" богов в таких сказках еще больше: это упыри и черти, бес и леший, морской царь и ведьмы, водяной и царица змея. А звери, птицы, рыбы, которым в древности поклонялись русичи, в сказках представлены все: медведь, волк, лиса, заяц, коза, петух, утка, курица, ворон, цапля, журавль, орел, сокол, щука, ерш, рак и другие. Идея трехмерности мира опосредствованно дана в сказках о трех царствах. Враги сколотов-пахарей киммерийцы превратились в страшного Змея с тремя и более головами.

Время создало в русском фольклоре новый жанр - былины и новых героев - богатырей. Богатыри уже не боги, хотя слово это в своем корне имеет "бога". Они простые люди, но обладающие необычайной физической силой, ловкостью, мужеством, совершающие фантастические подвиги во славу своей Родины. Различают "старших" и "младших" богатырей. К старшим относятся Волх (Вольга) Всеславьевич, Святогор, Микула Селянинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Волх Всеславьевич - сын змея, он обладает способностью перевоплощаться. Микула Селянинович - двойник "божественного пахаря" - царя Колоксая, научившегося обрабатывать землю. Святогор - богатырь, не знающий еще, где применить свою непомерную силу. Илья Муромец - главный богатырь киевского цикла. Он атаман тридцати богатырей, стоящих на заставе, охраняющей границу Киевской Руси. В былине “Илья Муромец и Сокольник", записанной в архангельском селе Усть-Цильма, они названы почти все. Я процитирую лишь малую часть той былины:

Тридцать-то было богатырей со богатырем.
Атаманом-то стар казак Илья Муромец,
Податаманьем-то Самсон да Колыбанович,
Добрыня-то Микитич жил во писаря,
Алеша-то Попович жил во поварах,
Мишка Торопанишка жил во конюхах...

Для Лермонтова Пушкин был подобен кумиру, с которым он желал познакомиться поближе. Но смерть поэта стала неожиданностью и потрясением для Лермонтова. В отчаянии он пишет стихотворение на смерть поэту, которое посвящает Пушкину.

Смерть поэта: анализ кратко

В своей работе Михаил Юрьевич Лермонтов пишет о несправедливой смерти великого писателя. Но не только Дантеса винит он в кончине своего кумира. Здесь виновно общество в целом, которое клеветало, не принимало и обвиняло писателя. Лермонтов пишет, что восстал Пушкин против света, который ради потехи только раздувал пожар и насмехался, воспринимая любое оскорбление в свою сторону как развлечение. И вот, без утайки, прямым текстом Лермонтов заявляет о лицемерии общества, которое унижало писателя при его жизни, а после смерти наиграно скорбело. Он задает риторический вопрос, вопрошая, к чему их рыдания и жалкий лепет. Обращался поэт в стихе Смерть поэта и к Дантесу. У него не дрогнула рука, и он хладнокровно нажал на курок пистолета. Поэт пишет, что убийцу забросил рок, сам же Дантес не мог понять на что он руку поднимал. Но дело сделано, поэт убит и теперь тесен его приют, а на устах печать.

Работая над стихотворения Лермонтова, мы знакомимся со второй частью. Здесь писатель обращается с гневной тирадой к потомкам, чьи отцы прославлены. Они стоят сейчас у трона, подобно палачам, которым не страшны законы. Но если земные законы над ними не властны, поэт напоминает, что есть еще и Верховный, высший Божий суд. Этот суд не подчиняется злату, и всем виновным придется расплатиться за смерть поэта, и как пишет Михаил Лермонтов, своей черной кровью им не смыть праведную кровь.

История создания

Возвращаясь к истории написания стихотворения, невольно обращаешься во времена, когда прозвучал роковой выстрел, который забрал жизнь Пушкина на дуэли. Эта нелепая смерть настолько сильно потрясла Лермонтова, что он тут же пишет свое знаменитое стихотворение. Работа начала быстро распространяться среди просвещенной молодежи, чему поспособствовал друг Лермонтова Раевский. Но так случилось, что была написана лишь первая часть стихотворения. Вторую же часть писатель дописывает позже, когда в обществе стали защищать Дантеса и клеветать на Пушкина. Тогда Лермонтов дополняет стихотворение Смерть поэта, в которой критикует тех, кто осмелился на клевету. За это Лермонтов был отправлен в ссылку, но я считаю, что свою миссию он осуществил.

Жанр и идея

Стихотворение М. Лермонтова Смерть поэта можно разделить на две части, где первая по жанру напоминает больше элегию, а вот вторая часть написана в жанре сарказма.

Создавая свой стих, Лермонтов преследует цель обличить общество, его нравы, указать на его невежество, и на то что не способно оно оценить по-настоящему талантливого, искреннего и великого человека в лице Пушкина. Писатель в своей работе показывает противостояние поэта толпе и черни и это ему прекрасно удается.

Михаил Юрьевич Лермонтов очень уважал Александра Сергеевича Пушкина и любил его творчество. Он был одним из тех, кто рассмотрел в Пушкине большой талант, а в его стихах значимость, силу и неповторимый стиль. Для Лермонтова он был настоящим кумиром и примером для подражания, поэтому смерть Александра Сергеевича произвела на него очень сильное впечатление. На следующий же день после печальных событий, произошедших 29 января 1837 года, Михаил Юрьевич написал стихотворение, которое посвятил своему великому современнику - «Смерть поэта». Анализ работы показывает, что в нем автор хоть и рассказывает о трагедии Пушкина, но подразумевает судьбу всех поэтов.

Стихотворение разделено на две части. В первой рассказывается непосредственно о трагедии, произошедшей зимой 1837 года, а вторая часть является обращением к убийцам гения, своеобразным проклятием, которое посылает всему высшему обществу Лермонтов. «Смерть поэта», анализ которого показывает всю боль и отчаяние автора, является прямым обвинением всего общества, которое не ценило и унижало Пушкина при жизни, а после его смерти изображало вселенскую скорбь. Михаил Юрьевич отлично понимал, что его могут наказать за такую дерзость, но все же сдержаться и промолчать не мог.

В стихотворении используется слово «убийца», а не дуэлянт или соперник. Это объясняется тем, что Лермонтов подразумевает не самого Дантеса, а общество, подтолкнувшее Пушкина к такому поступку, разжигавшее вражду между соперниками, медленно убивавшее поэта постоянными унижениями и оскорблениями. Обо всем этом и рассказывает автор в стихотворении «Смерть поэта».

Анализ работы показывает, с какой ненавистью и злобой автор относится ко всем князьям, графам и царям. В то время к поэтам относились, как к придворным шутам, и Пушкин не был исключением. не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить поэта, это было своеобразной забавой. В 34 года Александру Сергеевичу было присвоено звание камер-юнкера, которого удостаиваются 16-летние юноши. Такого унижения не было сил терпеть и все это отравляло сердце великого гения.

Все прекрасно знали о предстоящей дуэли, но никто не остановил кровопролития, хоть понимали, что под угрозой находится жизнь человека, который за недолгую творческую жизнь сделал немалый вклад в развитие отечественной литературы. Равнодушие по отношению к жизни талантливого человека, пренебрежение к собственной культуре - все это описывается в стихотворении «Смерть поэта». Анализ работы дает ясно понять общее настроение автора.

В то же время, как показывает анализ, смерть поэта была предрешена судьбой. Еще в юности Пушкину гадалка предсказала смерть во время дуэли и подробно описала внешность его убийцы. Лермонтов понимает это, об этом гласит строчка из стиха «судьбы свершился приговор». Талантливый русский от руки Дантеса, и автор стиха «Смерть поэта», анализ которого ясно показывает позицию Лермонтова, его ничуть не оправдывает, хоть и не считает главным виновником трагичных событий.

Во второй части произведения поэт обращается к которая и погубила Пушкина. Он уверен, что они будут наказаны, если не на земле, то на небе. Лермонтов уверен, что гений погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании стиха Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет на дуэли всего через несколько лет.

Как известно, новость о роковой для Александра Сергеевича дуэли застигла Лермонтова в период болезни.

Событие до глубины души затронуло Лермонтова. «Смерь поэта» справедливо была признана возмущенным гласом всего передового общества России того времени: эта социальная группа негативно относилась к аристократии при дворе царя, которая и явилась действительной виновницей гибели гениального поэта.

До наших дней текст стихотворения дошел в двух частях: первая (до слов «А вы, надменные потомки…» ) является автографом; последующие же строки, составляющие вторую часть, сохранены лишь в копиях.

Анализ самого текста позволяет увидеть в нем несколько смысловых частей, блоков, каждый их которых посвящен отдельным аспектам одной общей тематики.

Так, стихи «Его убийца хладнокровно…» есть речь о Дантесе, французском монархисте, который совместно с придворной знатью травил Пушкина и в итоге стал его убийцей.

Во многих стихах произведения наблюдаются перекликания с произведениями Александра Сергеевича:

  • «Как тот певец, неведомый…» – здесь Лермонтов вспоминает о Ленском из «Евгения Онегина» ;
  • «Зачем от мирных нег…» – а здесь наблюдается осознанное переплетение с «Андреем Шенье»;
  • следует сказать и о сознательном заимствовании Лермонтовым выражений из «Кавказского пленника» . Речь идет о строке «Погиб Поэт! – невольник чести…» .

Наибольший интерес вызывает строка «А вы, надменные потомки» и следующие за ней стихи. Раевский, друг Лермонтова, способствовавший распространению стихов, свидетельствовал о том, что эта часть была написано несколько позднее остального текста. И в ней кроется реакция Лермонтова на попытки придворного окружения оправдать Дантеса и осквернить светлый образ Пушкина. В одном из списков стихотворения содержался список, в котором названы были некоторые фамилии тех, кому посвящены эти строки. Речь шла о той части аристократической прослойки, которая добилась положения благодаря проворству их отцов в свое время.

Но язвительная политическая острота, которой буквально пронизано все произведение, не осталась незамеченной. Как свидетельствовали современники, один из списков стихотворения доставили царю. В результате Лермонтов и Раевский были арестованы и привлечены к ответственности. В приговоре, вынесенном против них, устанавливалось:

Раевского месяц держать под арестом, а затем направить в Олонецкую губернию;

Лермонтова перевести в Нижегородский драгунский полк.

А полк этот в то время был в составе действующей армии. Так Лермонтов отправился на Кавказ…

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова