60 е годы xix века. Россия в XIX веке

Поражение России в Крымской войне обнажило крайнюю отсталость страны, находящейся в условиях крепостничества и самодержавия. Вторая половина 50-х годов знаменуется усилением революционного движения в стране, становится все более ощутимой необходимость социально-экономических перемен.

Под напором освободительного движения и потребностей экономического развития многие представители господствующего класса начинают высказывать идеи об отмене крепостного права путем реформ сверху. Идеи Белинского и его соратников о необходимости отмены, уничтожения крепостничества становятся общим достоянием. Теперь борьба развертывается вокруг условий освобождения крестьян. Русской журналистике здесь пришлось сыграть важную роль.

Крестьянская реформа 1861 г. несмотря на свой полукрепостнический характер, дала известный простор для развития производительных сил общества. Крестьянство перестает быть единым классом – сословием, расслаивается, выделяя из себя сельских пролетариев и буржуазию. Однако улучшения положения крестьянства и рабочих – нет. Исчезал читатель-дилетант, интересующийся всем понемногу, но ничем в особенности, для дела. Периодическая печать из атрибута состоятельных слоев общества, превращается прессу грамотных слоев населения. Появлялся новый массовый читатель – ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Издание массовых газет становится коммерческим предприятием. Заметен рост интереса к газетам среди мещан, купечества и других слоях населения. Русское правительство, отменив в 1861 г. крепостное право, перешло к другим реформам: земской, судебной, военной и пр., в числе которых оказалась реформа печати.

Реформа 1861 г., которую царское правительство все же вынуждено было провести и отменить крепостное право, сначала обрадовала Герцена, но анализ условий освобождения еще раз раскрыл глаза Герцену на антинародную политику в крестьянском вопросе правительства. Восстания крестьян против условий освобождения, которые снова закабаляли, обезземеливали их, заставили Герцена повести более решительно пропаганду революционной борьбы за волю и землю. Герцен и особенно Огарев критикуют крестьянскую реформу 1861 г. «Народ царем обманут», - пишет «Колокол» в июле 1861 г. Герцен дает широкую информацию и комментарий к восстаниям в России против реформы. «Русская кровь льется», - пишет Герцен о карательных мерах царского правительства. Особенно его потрясло восстание в селе Бездна, где были расстреляны крестьяне и убит их предводитель Антон Петров.

Теперь Герцен и Огарев прямо обращаются к русскому народу и революционной молодежи с призывом к восстанию против самодержавия. Герцен осуждает правительство за арест и ссылку вождя русской демократии - Н.Г. Чернышевского. Огарев пишет ряд прокламаций, обращенных к войску, молодежи. «Заводите типографии!», - советуют они революционерам в России. Герцен решительно рвет с либералами (Тургеневым и др.), которые встали на сторону правительства. Особенно ярко революционные убеждения Герцена и Огарева проявились в связи с польским восстанием 1863 г. Русское общество, в том числе либеральное, было охвачено патриотическим шовинизмом, царские войска жестоко расправлялись с повстанцами.

В этих условиях Герцен принял сторону повстанцев. Он привлек в «Колокол» В. Гюго для поддержки польского восстания. В. Гюго написал обращенные к русским войскам пламенные слова: «Перед вами не неприятель, а пример». Резко осудил «Колокол» главаря консервативной русской журналистики Каткова, который требовал расправы с мятежными поляками. Катков, в свою очередь, начал публичную дискредитацию идей Герцена. Успех «Колокола» во все годы издания был чрезвычайным. Россия, по свидетельству современников, была наводнена этой революционной газетой.

Однако в России революционная ситуация конца 50-х - начала 60-х годов не переросла в революцию - стихийные крестьянские бунты не могли привести к успеху. Царизму удалось справиться с кризисом, изолировать вождя русской революционной демократии Чернышевского, сослав его в далекую Сибирь. В связи с таким положением в стране «Колокол» стал выходить реже и в 1867 г. перестает издаваться вовсе.

В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной - отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов.

Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако судебные преследования печати не получили распространения: административные меры были удобнее для правительства. В связи с покушением на царя русское правительство перешло к особенно жесткой политике: в 1866 году закрыло два лучших прогрессивных журнала: «Современник» и «Русское слово».

Революционная демократия постаралась возродить прогрессивную журналистику, и это ей удалось, преодолев ряд трудностей. Бывший редактор «Русского слова» Благосветлов с конца 1866 г. стал издавать демократический журнал «Дело», а Некрасов - редактор «Современника» - в 1868 г. приступил к изданию журнала «Отечественные записки», взяв его в аренду у Краевского. Окончательно сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника с развитым отделом публицистики, рассчитанного на мыслящих людей, интеллигенцию. Поэтому история подобных журналов тесно связана с историей общественной мысли. Одновременно растет газетное дело, увеличивается число ежедневных изданий разного типа, обеспечивающих потребность в информации растущей аудитории. Нужды революционного движения, реакционная политика царизма по отношению к оппозиционному печатному слову вынудили русских революционеров уже в 1868 г. приступить к изданию ряда бесцензурных нелегальных революционных газет и журналов, сначала в эмиграции, а затем и в самой России.

Таким образом, система русской печати стала еще более разветвленной и сложной. По-прежнему она складывалась из трех основных направлений: консервативно-монархического (Катков «Русский вестник», «Московские ведомости» и др.), либерально-буржуазного («Вестник Европы», «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости» и др.) и демократического («Искра», «Отечественные записки», «Дело»).

Монархическая и позднее буржуазно-монархическая печать стояла на позициях безоговорочной защиты монархии, дворянства, национального и социального угнетения трудящихся. Либеральная печать была заявлена, пожалуй, наибольшим числом изданий, значительная часть провинциальной прессы. К этой группе примыкали появившиеся во второй половине XIX в. массовые, дешевые издания для простонародья: «Петербургский листок», «Развлечение». Массовая аудитория вызвала к жизни различные еженедельники (юмористические, иллюстрированные, спортивные, театральные). Однако по-прежнему ведущее положение (конечно, не по числу изданий, а по содержанию) занимала печать демократическая, поскольку она наиболее последовательно защищала интересы основной массы трудящихся города и деревни. Борьба против остатков крепостничества, феодализма, против помещиков-латифундистов, национального угнетения, борьба против новых эксплуататоров-капиталистов, кулаков, царской чиновничьей бюрократии, реакционных тенденций в искусстве и литературе составляла главное содержание передовой демократической журналистики, и прежде всего «Отечественных записок» - лучшего журнала пореформенной эпохи.

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистическогопериода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал ростукультурных потребностей. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества.

Очень долго замалчивался характер русской литературы 19 века. В конце 90-х годов 20 в. Усилиями ученых Петрозаводского, Санкт-Петербургского и Московского университетов выяснен православно-христианский характер русской литературы. Она была пасхальной , поэтому спасительной .

Главная проблема русской литературы – проблема возрождения (воскресения) души человека. Русская литература православна по мировосприятию и миропониманию. Православен образ жизни героев. Писатели стремились разбудить совесть человека, решить философские вопросы. Они думали, как добиться счастья и справедливости для всех, признавали личную ответственность за свою жизнь . Они пытались думать не о насильственном изменении существующего строя. Они думали об очищении своей души.

В русской литературе важен духовный подвиг. На поступке Татьяны Лариной основана вся русская литература. Все русские писатели сознавали свое творчество как пророческое, поэтому и отношение к ним как духовитское, прорицательское. По словам Бердяева, вся русская литература «ранена» христианской темой. Цель нашей жизни заключается в возрождении души. Существование на земле временно, поэтому надо очиститься от грехов. Русскую литературу невозможно понять без христианства.

Сейчас происходит процесс обновленного исторического познания русской литературы. Исследователи переходят к религиозно-философскому анализу, пытаются понять связь русской литературы с православием и христианством в целом.

Мировоззренческой основой для определения конфликта в русской литературе явились слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, а воры крадут, но собирайте себе сокровища на небе…» (Евангелие от Матфея, глава 6, страницы 18 – 20).

Существует два понятия смысла жизни: небесный и земной. Два типа культуры: сотериологический (Спаситель) и эвдемологический (путь). Взаимодействие этих двух типов культур и является основой конфликта русской литературы.

Центральный вопрос русской литературы и развития России середины 19 в. – вопрос о путях исторического развития России. Одни верят в постепенные реформы, другие – в революционный путь.


Социально-политическая борьба – это проявление противоборства двух типов мировоззрения: духовного и атеистического (или нигилизма и антинигилизма). Отсюда и социально-философская полемика в обществе.

В 70-е гг. 19 в. концепция бездуховного нигилизма нашла отражение в народничестве (Лавров, Ткачев, Бакунин).

1868 г. – «Исторические письма» П.Л. Лаврова. Он предлагает свой путь изменения России – путь пропагандистской работы (пойти в народ для подготовки революции).

М.А. Бакунин говорит о необходимости анархического бунта («Государственность и анархия»). По его убеждению, народ – бунтарь. Несостоятельность этого пути показала нечаевщина (общество Нечаева называлось «Кровавой расправой»), которая нашла отражение в романе Достоевского «Бесы». Достоевский показывает, что революция – это бесовство.

П.Н. Ткачев разрабатывает заговорщический метод. Он отмечает, что крестьянство еще не готово к революции, следовательно нужен политический террор.

Самое главное в деятельности нигилистов – отрицание, насилие, неверие . В основе всего этого – безбожие.

В 60-е гг. Страхов назвал нигилизм чудовищным извращением души. Его поддержали Соловьев, Корков.

В середине 19 в. начинает формироваться русская религиозная философия: В.С. Соловьев «Критика западно-европейского позитивизма» (1874), Леонтьев, Н.Ф. Федоров. Все они оказали влияние на творчество Достоевского.

Достоевский, Лесков, Писемский противопоставили нигилизму антинигилизм.

Концептуальная основа антинигилизма в России – христианство и православие.

Антинигилистическое движение – выражение национального менталитета России, утверждение позитивных начал. Это исконная суть русской литературы. Главное – не человек с его гордыней, а Творец. Восприятие мира теоцентричное.

Признается дуалистичная природа человека. Основа жизни человека – вера.

Антинигилисты опирались на учения об образе божьем в человеке (православная антропология). Идеал – приблизиться к личности Христа.

Все русские православно-христианские писатели понимали, что человек наделен даром свободы. Он должен проявлять свободную волю. Выбор должен быть свободным.

В своем отношении к обществу антинигилисты были консерваторами. Это мышление, которое оберегает человека от неразумных поступков.

2 ноября) Пекинский трактат России и Китая. Закрепление Уссурийского края за Россией. Установление границы между Китаем и Россией

Примечания:

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Литература и источники:

Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.

В 60-70-е ГОДЫ XIX в.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: В 60-70-е ГОДЫ XIX в.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Борьба России за пересмотр условий Парижского трактата. Основная задача российской дипломатии во второй половинœе 50-х - 60-е годы XIX в.- отмена ограничительных условий Парижского мирного договора. Отсутствие военного флота и баз на Черном море делали Россию уязвимой для нападения с юга, что фактически не позволяло ей занимать активную позицию в решении международных проблем. Борьбу возглавил министр иностранных дел князь А.М. Горчаков, крупный дипломат, обладавший широким политическим кругозором. Им была сформулирована программа, суть которой - отказ от вмешательства в международные конфликты, энергичные поиски союзников и использование противоречий держав для решения главной внешнеполитической задачи. Его историческая фраза: ʼʼРоссия не сердится, она сосредоточивается...ʼʼ - образно выражала основные принципы внутренней и внешней политики России того времени.

Первоначально Россия, изменив своему традиционному курсу опоры на германские государства, пыталась ориентироваться на Францию. В 1859 ᴦ. был заключен русско-французский союз, который, однако, не привел к желаемому Россией результату. В связи с этим началось ее новое сближение с Пруссией и Австрией. Россия стала поддерживать Пруссию в стремлении объединить всœе германские земли под своим главенством, а во франко-прусской войне 1870-1871 гᴦ. заняла позицию нейтралитета. Воспользовавшись моментом, в октябре 1870 ᴦ. А.М. Горчаков разослал ʼʼциркулярную нотуʼʼ, уведомляя великие державы и Турцию, что Россия не считает себя связанной обязательством не иметь военный флот на Черном море. Пруссия в благодарность за нейтралитет поддержала ее. Англия и Австрия осудили одностороннее решение русского правительства, а разгромленная Франция не имела возможности протестовать.

Лондонская конференция великих держав 1871 ᴦ. закрепила отмену нейтрализации Черного моря. Россия вернула право иметь военный флот, военно-морские базы и укрепления на Черноморском побережье. Это позволило воссоздать оборонную линию южной границы государства. Вместе с тем, расширилась внешняя торговля через проливы, более интенсивно развивался Новороссийский край - причерноморский регион страны. Россия вновь смогла оказывать помощь народам Балканского полуострова в их освободительном движении.

Союз трех императоров. В 70-е годы XIX в. международная ситуация в Европе претерпела значительные изменения. Франция была сильно ослаблена после франко-прусской войны. В центре европейского континœента сложилось новое государство, сильное в экономическом и военном отношении,- Германская империя. С самого начала своего существования она проводила агрессивную внешнюю политику, желая обеспечить доминирующее влияние в Европе, создать и расширить свои колониальные владения. Между Германией, с одной стороны, Францией и Великобританией - с другой, сложился комплекс противоречий. Активизировала свою внешнюю политику на Балканах Австро-Венгрия.

В этих условиях Россия, стремясь избежать изоляции и не надеясь на Францию, потерявшую свой международный престиж, стала искать сближения с центрально-европейскими государствами. Германия охотно пошла на союз с Россией в расчете окончательно изолировать Францию. В 1872 ᴦ. в Берлинœе состоялась встреча императоров и министров иностранных дел России, Германии и Австро-Венгрии. На ней была достигнута договоренность об условиях и принципах будущего союза. В 1873 ᴦ. был подписан трехсторонний договор между Россией, Германией и Австро-Венгрией – Союз трех императоров. Три монарха обещали друг другу устранять разногласия между собой путем политических консультаций, а при угрозе нападения какой-либо державы на одну из сторон Союза договариваться о совместных действиях.

Германия, окрыленная этим дипломатическим успехом, готовилась повторно разгромить Францию. Германский канцлер князь О. Бисмарк, вошедший в историю как проводник германского милитаризма, сознательно нагнетал напряженность в отношениях с Францией. В 1875 ᴦ. вспыхнула так называемая ʼʼвоенная тревогаʼʼ, которая могла вызвать новый европейский конфликт. При этом Россия, несмотря на союз с Германией, выступила в защиту Франции. Ее активно поддержала Великобритания. Германии пришлось отступить.

Франция была спасена от разгрома, но в русско-германских отношениях выросли недоверие и отчужденность. Хотя позднее три императора несколько раз подтверждали приверженность союзу, российская дипломатия всœе более склонялась к мысли о крайне важно сти приобретения других партнеров. Постепенно намечалась возможность русско-французского сближения.

В 60-70-е ГОДЫ XIX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "В 60-70-е ГОДЫ XIX в." 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия

  • Цель урока: охарактеризовать историческое развитие России в первой и во второй половине XIX века, дать общую характеристику литературе XIX века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, показать эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики


    Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров I. I четверть () Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод романтизм Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия


    Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров II. Литература 30-х годов () Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». Развитие прозаических жанров. Романтические повести Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов, драматургии, лирики. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике.


    Теория официальной народности Государственная идеология в период царствования Николая 1, автором которой стал С.С.Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены в докладе «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».


    Теория официальной народности Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Термин являлся своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов. В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений.


    Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров III. Литература 4050-х годов () Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе. Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально- психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно- эстетическая и философская лирика поэтов- романтиков.


    За́упадничество сложившееся в 1830-х – 1850-х годах направление русской общественной и философской мысли, представители которого отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.


    Славянофи́льство сложившееся в 1830-е 1850-е годы националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.


    «Натуральная школа» Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникший под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя. Термин «Натуральная школа» был впервые употреблён Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Николая Гоголя в «Северной пчеле» от 26 января Этот термин был полемически переосмыслен Виссарионом Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»: «натуральное», то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности.


    Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров IV. Литература 60-х годов () Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои- разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни. Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов- романтиков


    Почвенничество течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860-х г. Приверженцы называются почвенниками. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе.


    Почвенничество Термин «Почвенничество» возник на основе публицистики Фёдора Михайловича Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам. Почвенничество было идейно родственным славянофилам (в том числе их нравственной ориентации на русское крестьянство); вместе с тем представители этого направления признавали положительные начала и в западничестве. Почвенничество выступало против крепостнического дворянства и бюрократии, призывало к «слитию образованности и её представителей с началом народным» и в этом видело залог прогресса в России. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы; полемизировали с журналом «Современник».


    Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров V. Литература 70-х годов () Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве. Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ.


    Наро́дничество Идеология интеллигенции в Российской империи в 1860-х 1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно- демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.


    Утопический социализм Принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.


    Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров VI. Литература 80-х годов () Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве. Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии, социальные мотивы в поэзии революционеров- народовольцев


    «Малых дел теория» «абрамовщина», выдвинута в России в период реакции 1880-х годов на страницах либерально-народнической газеты «Неделя» либеральным народником публицистом Я. В. Абрамовым. Сторонники «Малых дел теория» призывали интеллигенцию идти в земские учреждения, работать учителями, врачами, чтобы служить народному благу. Они выдвинули программу улучшения экономического положения народа путём организации народного кредита, страхового дела, содействия покупке земель крестьянами, распространения улучшенных земледельческих орудий. Отрицая «всякое насильственное улучшение общественных форм», проповедуя «тихую культурную работу», сторонники «Малых дел теория» стремились отвлечь передовые силы общества от революционной деятельности. «Малых дел теория» - один из симптомов идейного кризиса народничества, его либерального перерождения.


    Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров VII. Литература 90-х годов () Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве. Зарождение пролетарской литературы. Рассказ, повесть, роман. Публицистическ ие жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры


    Декадентство (от позднелатинского decadentia упадок) общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.


    Словарь Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum неделимое) моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством. Таким образом, индивидуализм противоположность идеологий, которые настаивают на подчинении индивидуума обществу. Антагони́зм(от др.-греч.ανταγωνισμός «спор, борьба») соперничество, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.