Кук путешественник открытия. Джеймс Кук

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Линкольнз инн (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году - женится.

Семейная жизнь

Мор впервые женился в 1505 году, на Джейн Кольт. Она была почти на 10 лет его моложе, и его друзья говорили, что она была тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы. У Мора было четверо детей с Джейн: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон. Когда Джейн умерла в 1511 году, он женился почти сразу, выбрав в качестве второй жены богатую вдову по имени Элис Мидлтон. У Элис не было репутации покорной женщины, как у её предшественницы, а наоборот она была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, он настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же как и его сыновья.

Религиозная полемика

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия ».

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Первая часть произведения Мора - литературно-политический памфлет ; здесь наиболее сильный момент - критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (англ. enclosures ), разорявшие крестьянство: «Овцы, - писал он, - поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне: сами герои «Утопии» - горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля - полная демократия: все должности - выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм , за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он - чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно - заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.

Политические взгляды

  • Основная причина всех пороков и бедствий - это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
  • Утопия (идеальная страна) - своеобразная федерация из 54 городов.
  • Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье - от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет
  • Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
  • В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
  • Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
  • Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

См. также

Примечания

Литература

  • Кудрявцев О. Ф. Гуманистические представления о справедливости и равенстве в «Утопии» Томаса Мора // История социалистических учений. - М., 1987. - С. 197-214.
  • Чиколини Л. С. Диалоги Лукина и «Утопия» Мора в издании Джунти (1519) // Средние века. - М., 1987. Вып. 50. С. 237-252.
  • Штекли А. Э. Истоки тоталитаризма: виновен ли Томас Мор? // Анархия и власть. - М., 1992.
  • Осиновский И. Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор: из истории ренессансного христианского гуманизма: (учебное пособие по средним векам для студентов МГПУ). - М., 2006. - 217 с.

Выдающийся английский писатель-гуманист, мыслитель, государственный деятель, основатель теории утопического социализма. Родился в Лондоне в семье известного юриста 7 февраля 1478 года. Отец – Джон Мор (ок. 1453 – 1530), был женат три раза. Томас Мор – сын от первого брака. После окончания грамматической школы служил некоторое время пажем в доме Джона Мортона, архиепископа Кентерберийского, лорда-канцлера Англии, который, заметив у мальчика значительные умственные способности, посоветовал отдать его в колледж Оксфордского университета. Оксфорд на рубеже XV – XVI веков стал центром гуманизма в Англии. Тут преподавали такие выдающиеся гуманисты, как Джон Колет, Уильям Гроцин, Тома Линакр. Именно они были наставниками молодого Томаса Мора и, в дальнейшем, его ближайшими друзьями. Обучаясь в Оксфорде в 1492 - 1494 годах, Томас Мор изучал классические языки, античную литературу и философию, увлекался искусством, интересовался естествознанием, астрономией и геометрией. Пребывание в Оксфордском университете имело сильное влияние на формирование его мировоззрения, но по настоянию отца, который хотел видеть его юристом, Мор оставляет университет и посвящает себя изучению юридических наук. В 1502 году он стал адвокатом и одновременно преподавателем права. Как адвокат Т. Мор был широко популярен в Лондоне, благодаря своим способностям, честности и добросовестности в ведении дел. «Никто не рассматривал так много дел, как Мор, никто не проводил их добросовестней», – писал Эразм Роттердамский. В 1504 году двадцатишестилетний Т. Мор был избран в парламент членом палаты общин. В этот год король Генрих VII требовал от парламента чрезвычайных налогов, уверенный, что никто не посмеет выступить против него. Именно тогда молодой Мор так смело и доказательно выступил против королевских предложений, что Палата Общин отклонила их. Опасаясь преследований со стороны недовольного монарха, Мор отходит от политической деятельности до конца правления Генриха VII, то есть до 1509 г., занимаясь адвокатской практикой. В 1505 году женился на семнадцатилетней молодой девушке благородного происхождения Джейн Колт, у которой не было еще образования. Это обстоятельство дало ему возможность воспитать ее соответственно своим взглядам. Он постарался дать ей основательное музыкальное образование, а также обучил ее грамоте. Джейн Колт родила ему трех дочерей – Маргариту, Элизабет и Цецилию, а также сына – Иоанна. После ее преждевременной смерти женился на вдове Джона Миддлетона по имена Алиса, более руководствуясь не любовью, а необходимостью. Благодаря своим способностям ему удалось убедить уже немолодую жену, занятую домашним хозяйством, кроме того, не совсем ласкового нрава, чтобы она училась играть на гитаре лютне, флейте, каждый день выполняя заданный мужем урок. В свободное время он углубленно изучает античную литературу, переводит произведения древнегреческих авторов, пишет собственные произведения в стихах на латинском и английском языках. Со вступлением на трон Генриха VIII, с которым гуманисты связывали большие надежды, видя в нем желаемого короля-философа, идеал образованного властителя, Т. Мор возвращается к общественной деятельности, входит в состав первого парламента этого короля. В 1510 году его назначили помощником шерифа в Лондоне, в частности юридическим советником и судьей в гражданских делах. На этом посту Т. Мор своей неподкупностью и справедливым решением дел заработал себе большой авторитет и стал заметной личностью в политической жизни, значительную популярность он имел и в кругах лондонского купечества. В 1521 году он становится государственным казначеем, в 1523 – выбирается спикером палаты общин, а в 1529 достигает наивысшего поста – становится лордом-канцлером (это был единственный случай, когда эту должность занимал представитель не аристократии и не высшего духовенства). Тем временем его отношения с Генрихом VIII, деспотизм которого все усиливался, расстроились. Разрыв короля с папой римским, причиной которого стал отказ последнего дать согласие на развод с первой женой Катериной Арагонской, провозглашение себя главой английской церкви, установление абсолютной монархии и другие действия деспотичного монарха, с которыми не мог мириться Т. Мор, привели к тому, что он подал в отставку с поста канцлера. За отказ присягнуть Генриху VIII как главе английской церкви бывший любимец короля был арестован, помещен в Тауэр, обвинен в государственном предательстве и осужден на казнь. Приговор суда от 1 июля 1935 года гласил: «Вернуть осужденного в Тауэр, оттуда волочить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы замучился почти до смерти, вынуть из петли, пока он не умер, отрезать половые органы, распороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Потом четвертовать его и прибить по одной четверти тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту». Король «милостиво» заменил эту кару простым отрубанием головы. Услышав это, Т. Мор с иронией заметил: «Борони боже моих друзей от такой милости». Т. Мор был казнен в Лондоне 6 июля 1535 года. По преданию, поднимаясь на помост перед казнью, ослабев после длительного пребывания в застенках, он попросил сопровождавшего его офицера: «Помогите мне взойти; вниз я уж как-нибудь сам спущусь». Рассказывают еще, что Мор уже на плахе поправил свою бороду так, чтобы она не мешала топору палача, сказав при этом: «По крайней мере моя борода ничем не оскорбила его величество…». Мстительный сатрап Генрих VIII не удовлетворился казнью бывшего канцлера: он конфисковал его скромное поместье и выгнал его жену и детей из дома в Челси. В 1935 году католическая церковь канонизировала Томаса Мора. Т. Мор один из наиболее просвещенных представителей эпохи Возрождения; круг его научных, литературных, культурных интересов был широк; имел глубокие познания в области философии, истории, политики, юриспруденции, литературы, особенно античной. Т. Мор был тесно связан с выдающимися современными ему гуманистами разных стран: Г. Бюде, Б. Ренаном, И. Буслидием, П. Эгидием, Л. Вивесом, но особая дружба соединяла его с известным гуманистом Эразмом Роттердамским. В доме Мора была написана в 1509 году широко известная сатира Эразма «Хвала Глупости». Литературное наследство Т. Мора невелико по объему. Интенсивная государственная деятельность и широкая адвокатская практика оставляли мало времени для литературной и научной деятельности. В его составе переводы с греческого на латинский диалогов Лукиана и значительного количества эпиграмм разных авторов. Оригинальные произведения представлены поэмой на коронацию Генриха VIII и эпиграммами, написанными латинским и английским языком, памяткой английской прозы – «Историей Ричарда III», документальным рассказом про преступления Ричарда Глостера, который путем интриг, обмана и убийств захватил королевскую власть. Именно это произведение стало для В. Шекспира основным источником при создании драмы «Ричард III». Отдельную группу составляют острые религиозные полемические трактаты против М. Лютера и его английских соратников, в которых Т. Мор высказал себя как противник Реформации. Большое значение для оценки его жизни и деятельности имеет его богатое эпистолярное наследство. Однако наиболее известным есть произведение Томаса Мора, которое он назвал: «Золотая книжечка, настолько же полезная, как и забавная, про наилучшее устройство государства и про новый остров Утопия». Оно не только принесло автору славу и известность еще при жизни, но и обессмертило его имя навечно. Работу над «Утопией» Томас Мор начал летом 1515 года во время пребывания во Фландрии, куда он выехал в составе английского посольства для ведения переговоров с делегацией кастильского принца Карла (позже – императора Карла V) в деле восстановления торговли между Англией и Нидерландами. Напечатана «Утопия» в 1516 году. Название «Утопия» было создано Мором из двух древнегреческих слов, которые можно перевести как «несуществующее место», «несуществующая страна». Заголовок произведения «Утопия» стал нарицательным названием для обозначения описаний выдуманных стран с идеальным общественным устройством без указания конкретных мер для его осуществления. В литературе небольшая книжечка, написанная Т. Мором, открыла новый жанр – утопический роман, сущность которого не захватывающий сюжет, не психология изображаемых личностей, а описание идеального, справедливого общественного строя. Ее влияние ощутимо на таких произведениях, как «Город Солнца» Т. Кампанеллы (1621), «Новая Атлантида» Ф. Бэкона (1627), «Вести ниоткуда» У. Морриса (1891) и другие. В фантастике жанр утопии распространен довольно широко. Достаточно вспомнить хотя бы, кроме уже упоминавшихся произведений, И Ефремова «Туманность Андромеды». Широко распространены и произведения «антиутопии». Произведение «Утопия» переведено на многие языки. Первый перевод с латинского на английский выполнил в 1551 году Р. Робинсон. Есть несколько переводов на русский язык. Первый из них, неизвестного автора, издан в 1789 году в годы правления Екатерины II; другой – в 1790 не с латинского оригинала, а с французского перевода. Потом «Утопия» появилась только в 1901 г. В переводе Тарле как приложение к его магистерской диссертации «Общественные взгляды Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии». Несколько изданий выдержал перевод О. Генкеля (первое издание 1903 год, четвертое – 1928), в основу которого положен немецкий перевод. С языка оригинала выполнен перевод известного филолога О. И. Малеина (1935 г., 1947 г., третье издание, отредактированное Ф. О. Петровским, вышло в 1953 году, оно же переиздано в книге «Утопический роман XVI – XVII веков » – Серия «Библиотека всемирной литературы»). Новый русский перевод («Утопия», М., 1978) принадлежит Ю. М. Каган. В 1930 году «Утопия» была переведена и на украинский язык, благодаря профессору Киевского университета И. В. Шаровольскому.

Отдельные издания
  • Утопия. – М.-Л.: Academia, 1935
  • Утопия / Пер. Ю. М. Каган. – М.: Наука, 1978. – 416 с. – (Предшественники научного социализма). 50 000 экз. (п)
Публикации в периодике и сборниках
Творчество автора
  • К. Авдеева, А. Белов На острове Утопия: О творчестве Т. Мора. – 2-е изд. – Л.: Учпедгиз, 1961. – 111 с.
  • Анатолий Варшавский. Опередивший время: Очерк жизни и деятельности Томаса Мора / Худ. Юрий Семенов. – М.: Молодая гвардия, 1967. – 144 с. – (Пионер – значит первый. Вып.5). 15 коп. 65 000 экз. (о) – подписано к печати 13.12.1967 г.
  • И. Н. Осиновский. Томас Мор. – М.: Наука, 1974. – 168 с. – (Из истории мировой культуры). (о)
  • И. Н. Осиновский. Томас Мор. – М.: Наука, 1976. – 326 с.
  • [Заметка о Томасе Море и его книги «Утопия»] // Техника – молодежи , 1933, №1 – с.61
  • А. Малеин. Главнейшие издания и переводы «Утопии»: [Библиографический обзор] // Т. Мор. Утопия. – М.-Л.: Academia, 1935 – с.22-30
  • Где находится эта страна?: [Рец. на книгу Томаса Мора «Утопия» (Академия, 1936)] // Смена , 1935, №12 – с.21
  • Томас Мор: [Заметка об английском писателе] // Смена , 1936, №7 – с.28
  • И. Ю. Перская. «Утопия» Томаса Мора // Детская энциклопедия в 12 томах: Том 8. – Из истории человеческого общества. – Второе издание. – М.: Просвещение, 1967 – с.184-186
  • И. Н. Осиновский. Томас Мор и его «Утопия» // Детская энциклопедия в 12 томах: Том 8. – Из истории человеческого общества. – Третье издание. – М.: Педагогика, 1975 – с.168-171
  • А. Петруччани. Вымысел и поучение. «Утопия» Томаса Мора как исходная модель: [Отрывок из книги] / Пер. А. Киселевой // Утопия и утопическое мышление . – М.: Прогресс, 1991 – с.98-112
  • В. Чаликов. Страна Утопия. Где она сегодня на карте реальности?: [Статья] / Карата острова Утопия: Гравюра Амброзиуса Гольбейна; Репродукция картины Рене Магрит «Черный флаг» // Знание – сила (Москва), 1989, №9 – с.64-70
  • И. Семибратова. Томас Мор (1478-1535) // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков . – М.: Правда, 1989 – с.589-593
  • В. Гопман . Утопия: [Т. Мор] // Энциклопедия литературных произведений. – М.: ВАГРИУС, 1998 – с.516-519
  • Десять книг, которые определили ход истории на протяжении последнего тысячелетия: [О книгах Данте «Божественная комедия», Томаса Мора «Утопия»] // НГ-Религия (Москва), 2000, 27 декабря – с.7
  • Десять книг, которые определили ход истории на протяжении последнего тысячелетия: [О книгах Данте «Божественная комедия», Томаса Мора «Утопия»] // Независимая газета (Москва), 2000, 30 декабря – с.8
  • Вл. Гаков . Суд длиною в полтысячелетия: [О Томасе Море] // Знание – сила, 2004, №1 – с.97-104
  • А. Малеин, Ф. Петровский. «Утопия» Т. Мора: [Комментарии] // Классическая утопия . – М.: АСТ, 2018 – с.336-349

Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
© 2003-2009. Ссылка на источик желательна. Vitaley Karatsupa

Томас Мор родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора - он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность - он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии - стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю как новому главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515–1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу. Само слово «Утопия» придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: «оu» «не» и «topos» - «место». Буквально «Утопия» означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, - Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» - как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с "философией Христа".

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном - общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: "Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны".

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает "мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает".

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: "Для общественного благополучия имеется один-единственный путь - объявить во всем равенство". Равенство предполагается во всех сферах - в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере-в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: "Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы". Более того, "оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего". И - "хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты".

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег - деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью - это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы - это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственными телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора, царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которое утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о "всеобщей религии". Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: "При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели - к почитанию Божественной природы". И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: "…Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным". Причем удивительным образом философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую "апологию наслаждения". Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.

По сути дела, Утопия - это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможноть расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопией прекрасно понимает - его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т. д., стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном государстве".