Как бороться с экзистенциальным кризисом. Как преодолеть экзистенциальный кризис человеку

Словосочетание «экзистенциальный кризис» стало очень популярным в житейском обиходе. Отчего сложный философский научный термин так уютно расположился в повседневной речи? И что, собственно, скрывается за этим термином? Интуитивно каждый человек, пользующийся этим термином, понимает, что речь идет о вечном вопросе «быть или не быть».

Экзистенциальный кризистревожное состояние личности, сопровождающееся размышлениями о (отдельной личности и в широком плане всего человечества), месте человека во вселенной. Личность мучают вопросы «кто я?» и «зачем я живу?», «чего хочу?», «в чем мое предназначение?».

Экзистенциальный кризис опирается на высшие человека, духовный уровень. Это признак . С кризисом идентичности и смысла жизни (экзистенциальным) сталкиваются и люди . В первом случае человек впервые знакомится с собой и ищет место в мире, во втором происходит переоценка , переосмысление жизни и новое знакомство с собой. В обоих случаях возникает кризис смысла и сути жизни (с латинского existentia означает «существование»).

Экзистенциальный кризис – форма личностного кризиса, потому он не обязательно обусловлен возрастом. Поиск ответа на вопрос о смысле жизни задается развитием личности. Но если мысль о сути бытия хотя бы один раз настигает каждого человека, то не для каждой личности это превращается в кризис. Какие факторы влияют на это?

Причины кризиса

Экзистенциальный кризис может возникнуть только в безопасных для человека условиях, если удовлетворены первичные потребности. То есть человек сыт, одет, обут, здоров, защищен – биологическая жизнь прекрасна, выживать не нужно. Тогда и встает вопрос о более высоком уровне – развитии личности, организации и смысле социальной жизни человека.

Существует интересное мнение, согласно которому кризис экзистенции постигает тех, кому нечем заняться, у кого много свободного времени, нет реальных жизненных проблем, которые нужно решать. Кстати, очень часто кризис не развивается, потому что человек сразу переключается с мысли о сути жизни на бытовые нужды и реальную социальную активность.

Экзистенциальный кризис развивается на фоне:

  • и депрессивных наклонностей личности;
  • социальной изоляции;
  • недостатка сна и переутомления;
  • неудовлетворенности собственной жизнью, работой, семьей, собой;
  • адаптации к работе, учебе, смене привычных условий;
  • осознания неизбежности смерти или встречи с ней (гибель близкого человека, постановка смертельного диагноза);
  • отсутствия целей в жизни и самостоятельности, жизни «по течению»;
  • разочарования в прежних идеалах и смыслах;
  • ухудшения здоровья, трудностей в жизни;
  • творческого мышления;
  • осознания быстротечности жизни и упадка сил;

Экзистенциальный кризис заставляет человека задуматься о полезности жизни. Соответственно, в группу риска входят люди, не сумевшие полноценно реализоваться в социуме.

К слову сказать, каждый участник социума полезен для общества, если речь не идет об иждивенце, преступнике, асоциальном типе. Но таких индивидов редко волнует вопрос смысла жизни. Так что любой участник общества, работник полезен. Вопрос в том, насколько он сам оценивает свою полезность и соответствие реальности своим возможностям, способностям.

Признаки кризиса

При экзистенциальном кризисе человек чувствует себя одиноким в широком смысле (во всей вселенной) и постоянно думает о смысле своего существования. Характерных признаков кризиса нет, субъект может как оставаться жизнерадостным на людях, так и замкнуться в себе. Однако на внутреннем уровне экзистенциальный кризис всегда сопровождается:

  • тревогой;
  • и напряжением;
  • неуверенностью;
  • (злобой, обидой, раздражением, печалью);
  • невозможностью сосредоточения;
  • апатией, потерей прежних интересов;
  • равнодушным отношением к своему внешнему виду и состоянию.

Экзистенциальный кризис внутренне всегда переживается очень тяжело. Это негативное, гнетущее состояние, провоцирующее негативное мышление. Если с этим не бороться и самому не направлять мысли в положительное русло, то кризис закончится плачевно.

Внешне наблюдаются два варианта проявления кризиса – человек активен, хватается за все подряд, старается многое успеть и попробовать; личность замыкается в себе. Второй вариант полезнее, но одновременно опаснее. С одной стороны, чтобы разобраться в кризисе, нужно признать его и поговорить с собой, выяснить, что именно заставило усомниться в своей значимости и полезности. Может быть, вы позавидовали какой-то паре и осознали свое одиночество или ожидаемый на работе успех так и не пришел. Но с другой стороны, важно не заблудиться в лабиринтах сознания и подсознания, найти конструктивное решение выхода из кризиса.

Как побороть

Все исследователи приходят к выводу, что преодолеть кризис бытия можно только признав, что смысл жизни состоит в проживании настоящего момента. У человека нет заданной миссии и нет объективного смысла существования, но каждый создает субъективный смысл своей жизни. Соответственно, для преодоления кризиса нужно найти свой личный смысл жизни.

Что это может быть:

  • создание или развитие семьи;
  • рождение и воспитание детей;
  • социальная активность, благотворительность;
  • передача своего опыта, обучение младшего поколения;
  • поиск любви, построение отношений;
  • вера;
  • забота о животных;
  • прочее.

Аргументировать факт существования человека помогают СМИ, семья, полученные из других источников в ходе социализации.

Чувство тотального одиночества – второй элемент экзистенциального кризиса. Преодолеть его можно только признав, что даже самый высокий уровень не позволит понять и прочувствовать другого человека. каждой личности уникален, да, это вызывает иногда чувство одиночества, но нужно научиться пользоваться этим. Успешное преодоление кризиса предполагает принятие своей уникальности и неповторимости. Если выделить в этом конкретную особенность, развивать ее и задействовать в самореализации и осуществлении смысла жизни, то кризис разрешится успешно.

Преодолеть кризис и найти цель в жизни необходимо, иначе состояние перейдет в уныние, пассивность, равнодушие к себе и своей жизни. Постепенно к этому присоединятся зависимости, деградация и саморазрушение. Часто затяжной кризис заканчивается суицидом (раз нет смысла, так зачем ждать смерти).

Послесловие

Поиск сути жизни связан с самореализацией человека. Действительно, никому ведь не понравится услышать, что он бесполезен или что от его существования и гибели ничего не изменится. Положительно влияет , то есть самовыражение в творчестве, например, в музыке, стихах, прозе, рисовании.

Каждая личность в какой-то момент пытается аргументировать свое существование, кто-то говорит, что «на все замысел Божий», кто-то рожает детей и видит смысл своей жизни в продлении человеческого рода, а кто-то создает новые лекарства. Есть, конечно, уникумы, твердящие о том, что их послали высшие силы, которые постоянно связываются с индивидом, говорят, что он должен донести до всего мира что-то важное или просто умеет исцелять. Но эта история часто заканчивается психиатрией.

Стремительный водоворот повседневной жизни «закручивает» людей в заботы о насущном хлебе, карьерном росте, заботе о семье. Однако на определенном жизненном этапе каждый приходит к осознанию бренности бытия, когда все, к чему человек так стремился многие годы, кажется пустым и ненужным делом. Наступает экзистенциальный кризис, который характеризуется переоценкой ценностей, осознанием неизбежной смерти и поиском новых идеалов и смысла жизни.

Немного теории

Термин берет свое начало из философии. Основоположниками теории экзистенциального кризиса стали Карл Ясперс, Ролло Мэй и Жан-Поль Сартр. Они утверждали, что существование человека в этом мире объясняется только иррационально. То есть единение с тонким миром ощущается при условии смертельной опасности. Именно угроза для жизни помогает осознать всю ценность земного существования и перейти на новый, значимый уровень развития.

Экзистенциализм позволил зародиться новой психологической школе, которая основывается на гуманистическом подходе. Она и обосновала такой термин как экзистенциальный кризис.

Итак, экзистенциальный кризис – это период в жизни человека, когда он испытывает чувство сильного душевного дискомфорта, сопровождающееся тревогой и сомнениями в вопросе о смысле бытия.

Чаще всего к осмыслению жизни приходят люди, которые добились материального благополучия или определенного социального статуса. Происходит разочарование в тех идеалах, которые ранее были непререкаемыми. Возможно появление неврозов и некоторых психологических расстройств, так как потеря смысла жизни неизбежно приводит к изменениям ориентиров и стремлений.

Причины появления

К проявлению кризиса более склонны люди творческих профессий, которые имеют больше свободного времени и привыкли к самоанализу. Те, кто занят физическим трудом, менее подвержены размышлениям и «копанием» в себе. Тем не менее кризис не обходит и их стороной. Причину его появления чаще всего связывают с определенными жизненными ситуациями, которые требуют более детального рассмотрения.

  • Уход из жизни близкого человека или члена семьи;
  • Страх собственной смерти, связанный с опасностью для жизни;
  • Длительное нахождение в одиночестве;
  • Отсутствие возможности общения с родными людьми или любимым человеком;
  • Разочарование в религии;
  • Использование психотропных препаратов;
  • Чувство одиночества и отторжения обществом;
  • Взросление детей и их самостоятельная жизнь, в которой уже нет столько места для заботы родителей.

Осознание парадокса бытия, которое заключается в вере важности собственного нахождения на земле и четкое понимание того, что в этом существовании нет смысла и цели, — главное отличие экзистенциального кризиса от других переломных моментов жизни человека. При этом отличительной чертой этого этапа является внезапность осознания.

Выйти из кризиса поможет ответ на вопрос о смысле жизни. Люди находят выход из сложившейся ситуации, следуя по трем путям:

  • Глубокая вера и принятие религиозных учений о бессмертности души.
  • Мистическое предназначение человеческой души, которое основывается на оккультных науках и также предусматривает отсутствие безвозвратной утраты жизни. Как правило, такие учения основываются на переселении душ.
  • Определение цели самим человеком, его стремление оставить материальный след после своего ухода.

Рассмотрим ощущения психологического дисбаланса, которые испытывает человек в период данного кризиса.

Добровольный уход из жизни

Мысли о бесполезности собственного существования преследуют человека. Особенно остро их переживают люди, которые были уверенны в собственной значимости и полезности обществу. Как правило, они занимают руководящие посты или связаны с распределением должностных обязанностей.

Не видя путей разрешения внутреннего конфликта, человек приходит в состояние отчаяния, которое характеризуется полной утратой интереса к тому, что будет завтра. Желание закончить бессмысленное земное существование преследует человека, и появляются мысли о суициде.

В этот момент важна поддержка близких людей, которые не позволят оставаться в одиночестве и помогут осознать значимость личности.

Опасность одиночества

Сразу следует оговориться, что существует два вида одиночества:

  • Обычное;
  • Экзистенциальное.

Первый тип еще называют повседневным одиночеством. Ему подвержены многие люди. Такое одиночество характеризуется изолированностью от общества, его неприятием. Страх быть отвергнутым мешает наслаждаться общением и впустить кого-либо в свою жизнь.

Что касается второго вида одиночества, то оно гораздо глубже и основывается не только на отсутствии и поддержке других людей. Отличительная его черта состоит в полном разрушении собственных идеалов, крахе внутреннего равновесия. Последствием длительного пребывания человека в таком состоянии является полное отсутствие желания находить цель и смысл в обыденных занятиях. Апатия и скука при этом не являются патологическими процессами. Это значит, что у человека нет желания развиваться и к чему-то стремиться, но стремление уйти из жизни у него отсутствует.

Страх перед жизненными проявлениями

Экзистенциальный кризис проявляется не только в одиночестве и отверженности. Главными его признаками являются тревога и страх.

Страхи не носят какого-то конкретного значения: они тесно связаны с мироощущением человека. Ощущения тревоги и страха проявляются у всех, кто переживает этот период. Однако проявляются они по-разному. К примеру, сильное подсознание и воля способны свести к минимуму эти проявления.

Психологи разделяют страхи этого типа на 4 группы:

  • Страх смерти и быстротечности времени. Человек боится потерять молодость и привлекательность. Его ужасает мысль, что он может стать немощным, не способным к самообслуживанию. Ужас перед грядущей смертью и неизвестностью после нее.
  • Страх пространства – темноты, воды, любого открытого участка. Беспомощность перед резкими переменами жизни выливается в желание следовать четкому укладу жизни по расписанию.
  • Страх перед жизнью. Непонимание таинственности жизненных процессов и ощущение их полной бессмысленности преследуют человека.
  • Страх перед возможностями собственной психики. Боязнь потерять контроль над разумом и чувствами, неумение контролировать собственные желания поступки.

Страх порождает чувство вины за то, что человек не смог реализовать возложенные на него обществом, семьей или самим собой надежды. Однако появление чувства вины свидетельствует о начале преодоления кризисного этапа.

Пути преодоления

Экзистенциальный кризис можно преодолеть только тогда, когда человек осознает его наличие и захочет выйти из-под его влияния.

Итак, выход из сложившейся сложной ситуации состоит из 2-х этапов:

  • Признать. Как только человек осознает, что его психологическое состояние нуждается в изменениях, можно считать, что он уже справился с проблемой наполовину.
  • Найти новый смысл жизни, поставить осмысленные цели.

При преодолении кризисного периода жизни важно помнить, что любой переломный этап – это начало нового пути, который поможет вам стать лучше, увереннее и сильнее.

All the lonely people, where do they all come from?

All the lonely people, where do they all belong?

The Beatles, “Eleonor Rigby”

Кризису среднего возраста подвержены более 80%

людей с 35 до 55 лет.

19 млн. человек ежегодно совершают

неудачные попытки самоубийства.

В 70% случаев причина – депрессия.

Статистика.

Сколько человек при этом ведут растительный образ жизни неизвестно…

Экзистенция – это не Сартр и Камю с Фроммом , а Ты - Читатель в опасном возрасте и с симптомами воскресного невроза, твое индивидуальное переживание действительности. И кризис твой рано или поздно закончится летальным исходом.

Болезнь свободы и выбора, от которой ты бежишь, стремишься запить и заесть и укрыть нелепыми хобби или юбками близких, обостряется отчаянием или замирает хроническими болезнями, но проходит только с последним вздохом человека. Ты ведь человек? - Тогда жди своих вопросов, бежать бесполезно!

Понятие экзистенции впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости, пройдя через кризис, а может скитаться в паутине заблуждений до смертной минуты, при этом отрицая ее.

Жил я славно в первой трети

Двадцать лет на белом свете - по учению,

Жил безбедно и при деле,

Плыл, куда глаза глядели, - по течению.

Заскрипит ли в повороте,

Затрещит в водовороте - я не слушаю,

То разуюсь, то обуюсь,

На себя в воде любуюсь, - брагу кушаю.

В.Высоцкий, “Две судьбы”

Кризис юности. Кризис среднего возраста. Кризис старости. Формально различаются причинами, но имеют в основе одну экзистенциальную тоску, тоску по смыслу жизни.

Переход к взрослой жизни не может быть осуществлён без выработки нового мировоззрения. В это время необходимо осознанное принятие определённой системы взглядов на жизнь, на то, как жить в этом мире и какой путь в нём избрать, у человека кристаллизуется система ценностных ориентаций, определяется "смысл жизни", стратегические цели и более или менее амбициозные жизненные планы. И если повезло – ты все правильно сделал. И вот, не заботясь более о хлебе насущном, но о модной машине и коллекционном вине в холодильнике, ты видишь жизнь как телевизор, проходящий без твоего участия, где диктор говорит что делать, а режиссер как играть. И ты больше не помнишь как это: быть собой? Но знаешь как быть комфортно и уютно. Пока не уйдет хлопнув дверью любимый. А может в глаза заглянет нищая девочка с аккордеоном? Или наполненный дом зазвенит пустотой смсок из бутиков?

Но грустно думать, что напрасно

была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечастно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

А. Пушкин, “Евгений Онегин

Она свободная и самодостаточная женщина.

Это у нее просто хобби такое –

плакать ночью в ванной, обняв колени.

Интернет, шутка

Это кризис среднего возраста, экзистенциальный кризис.

Понятие кризиса середины жизни в научный обиход введено Карлом Юнгом, который относит его к возрастному периоду 35–40 лет. Однако настоящее опередило науку, и быстро растущее поколение, за одно десятилетие поменявшее калькуляторы на гаджеты, делает карьеру или состояние и входит в кризис все раньше. Что характеризует экзистенциальный кризис?

Одиночество. Смертность. Осознание, что жизнь не имеет смысла. Разрушение ценностей и новый взгляд на мир. Чувство и боязнь собственной свободы, и как следствие пиковые боль или наслаждение, ведущие к поиску нового смысла. Это классика жанра.

Наступление собственной смерти перестает быть абстрактным событием. Начинается обратный отсчет времени – теперь ты думаешь, не о том, сколько прожито, а сколько осталось. Именно в этот момент человек начинает отчетливо видеть то, что Хайдеггер назвал «невозможностью дальнейших возможностей». Конфронтация со смертью провоцирует страх, но в то же время может сделать жизнь значительно богаче, поскольку понимая конечность жизни, мы стремимся сделать ее более полной и яркой, - тоже кто-то сказал…

Иначе настигнет кризис старости – отчаянного укрытия от надвигающейся смерти в яростных стереотипах, желчной ненависти, нелепом оптимизме, апатии или религиозном культе. Ну да, на передовой ты уже был и точно знаешь, что смысла в жизни нет. Может Бог есть? Ну хоть в обмен на щедрое пожертвование… Но это позже. Твой шанс - твои вопросы.

Скитаясь по пастбищам этого мира,

Без конца раздвигая высокие заросли,

Я стараюсь найти быка.

Вдоль безымянных рек, по запутанным тропам

Я в горах пробираюсь далёких.

Мои силы уходят, нет мочи терпеть,

Не могу отыскать быка.

И лишь ночью в лесу слышен хруст саранчи.

Какуан, “Десять быков”

Могу ли я быть в этом мире? Это мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, то есть, к тому, чтобы «мочь быть». Почему одни люди более прочно «держаться в седле» своей жизни, чем другие? От чего это зависит? Этих людей еще называют сильными. Они умеют принимать и выдерживать жизнь такой, какая она есть. Нет истерики, есть планы, стратегии, работа.

Другие же ждут, что мир должен подстраиваться под их желания и потребности. Есть мечта, есть уже придуманная запланированная жизнь, которую я хочу жить. И когда обстоятельства жизни не вписываются в эту придуманную жизнь, то может возникать много бессильной ярости, отчаяния и желания бежать.

Я могу быть в этом мире, но хороша ли моя жизнь? Ведь если в жизни меня ничего не радует, не привлекает, стоит ли мне жить такую жизнь? Мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы «нравилось жить». Это тема депрессий. Речь идет о способности быть эмоционально открытым и включенным в жизнь. Не отключать свою чувствительность из-за страха почувствовать боль и страдания, а набираться смелости и идти навстречу людям, открывать им свою душу, делиться эмоциями, которые рождаются в отношениях.

Имею ли я право быть таким? Оценка собственного поведения, желания, намерения закрепляется в суждении, оправдывающего или обвиняющего себя. Приговор себе является результатом всматривания в себя, наблюдение за собой. А правильный ли Я? А правильно ли я поступаю? Но что есть правильное? То, что согласуется со мной, к чему у меня лежит сердце, и то, что согласуется с моей совестью.

Каков сейчас запрос жизненной ситуации? Что я должен делать? Этот процесс противостоит экзистенциальному вакууму, чувству глубокого разочарования жизнью, переживанию ее бессмысленности. Человек, проживающий свою жизнь всерьез, стремится увидеть ее как включенную в систему более общих взаимосвязей: исторических, культурных, биографических, религиозных.

“Нео, ты - избранный! – О, нет, только не это…”. Поздно, ты проснулся. Нет, до буддийского Пробуждения еще очень далеко, но все же.

Прости меня, все что я сделал не так,

Мои пустые слова,

Мои предвестья войны.

Господи, спаси мою душу! -

Я начинаю движение в сторону весны.

Б. Гребенщиков, “В сторону весны”

Итак, что же делать? Если шанс спасти мир не подворачивается и пятый элемент невидать, некоторые психологи советуют замять дело.

Например известный Петер Цапффе со своими Изоляция - «полнейшее отстранение от всех тревожных и разрушительных мыслей и чувств»; Фиксация - Цапффе сравнивал этот механизм с идеей «лжи жизни» Генрика Ибсена в его пьесе, где семья достигла приемлемого существования, игнорируя скелеты и позволяя каждому жить в собственном мире грез; Отвлечение - проявляется, когда «каждый ограничивает внимание только в пределах самых важных точек через постоянное эмоциональное увлечение»; Сублимация - перенаправление энергии от негативного к позитивному (социально приемлемые цели).

Экзистенцалисты также странным образом проводили зону ответственности. Человек отделен и от природы и от своего тела и, будучи последовательными, от собственного сознания, сотканного из впечатлений, воспоминаний, отпечатков внешнего мира. Таким образом, философское направление, посвященное изучению существования не дает ответ на вопрос об исцелении его от боли, принимает отсутствие Единого и объявляет трусостью любую надежду. Тошнота остается.

Логотерапия Виктора Франкла призывает к поиску смысла жизни.

Люди в одиночестве пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом - не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепциии. Зачастую идут на Восток, где Единство растворено в привлекательных мистических понятиях, а многочисленные практики позволяют погрузиться в новый лабиринт на долгие годы.

Одно время был популярен дауншифтинг, означающий попросту «бросить все и вести ненапряжный, простой образ жизни где-нибудь в деревне, желательно на океане», но сейчас это понятие ушло в подполье.

Если не вниз, а вверх? Куда ведут пути и какие они?

Читайте статьи Просветление и Совершенный человек на нашем сайте. ;))

Жан Поль Сартр – французский философ, писатель и лаурят нобелевской премии по литературе. Среди его высказываний про экзистенцию и экзистенциальный кризис:

«Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это – исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода.

С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой – в светлом царстве ценностей – у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осуждён быть свободным. Осуждён, потому что не сам себя создал, и всё-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за всё, что делает.

Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать; в мире нет знамений .”

Быть – значит делать выбор, ну или тошнота.

Альбер Камю – французский философ, писатель и лаурят нобелевской премии по литературе. В том числе изучал Сизифа как неутомимого оптимиста, передвигающего свой камень своей свободной волей. О кризисе: «Когда мир поддается объяснению, хотя бы и не слишком надежному в свои доводах, он для нас родной. Напротив, человек ощущает себя чужаком во вселенной, внезапно избавленной от наших иллюзий и попыток пролить на нее свет. И это изгнанничество неизбывно… Разлад между человеком и окружающей его жизнью, между актером и декорациями и дает собственно чувство абсурда. Все здоровые люди когда-нибудь да задумывались о самоубийстве… » Как альтернативный самоубийству метод предлагается Бунт – «постоянное столкновение человека с собственным неведением » и Свобода «не прожить как можно лучше, а пережить как можно больше ».

Эрих Фромм – немецкий философ и гениальный психолог продуктивного и деструктивного. Об экзистенциальном кризисе: «Когда нарушены связи, дававшие человеку уверенность, когда индивид противостоит миру вокруг себя как чему-то совершенно чуждому, когда ему необходимо преодолеть невыносимое чувство бессилия и одиночества, перед ним открываются два пути. Один путь ведет его к «позитивной» свободе; он может спонтанно связать себя с миром через любовь и труд, через подлинное проявление своих чувственных, интеллектуальных и эмоциональных способностей; таким образом он может вновь обрести единство с людьми, с миром и с самим собой, не отказываясь при этом от независимости и целостности своего собственного «я».

Другой путь – это путь назад: отказ человека от свободы в попытке преодолеть свое одиночество, устранив разрыв, возникший между его личностью и окружающим миром. Этот второй путь никогда не возвращает человека в органическое единство с миром, в котором он пребывал раньше, пока не стал «индивидом», – ведь его отделенность уже необратима, – это попросту бегство из невыносимой ситуации, в которой он не может дальше жить. Индивид оказывается «свободным» в негативном смысле, то есть одиноким и стоящим перед лицом чуждого и враждебного мира. В этой ситуации «нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается». Это слова из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Испуганный индивид ищет кого-нибудь или что-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность; он не в состоянии больше быть самим собой и лихорадочно пытается вновь обрести уверенность, сбросив с себя бремя своего «я».

Описание

Возможные причины экзистенциального кризиса:

  • чувство изолированности и одиночества;
  • осознание собственной смертности, или осознание отсутствия загробной жизни ;
  • осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни просто кроме как жизнь ради жизни.

В неэкзистенциальных системах взглядов смысл человеческой жизни очень часто определяется ещё до рождения, обычно неким сверхъестественным существом или группой существ. Недоверие к подобным взглядам обычно становится предпосылкой экзистенциального кризиса. В основном, экзистенциальный кризис - это внезапное осознание того, что не знаешь, зачем тебе нужна жизнь и/или осознание неизбежно приближающейся собственной гибели.

Человек сталкивается с парадоксом, когда он верит, что его жизнь важна, и в то же время понимает, что человеческое существование само по себе не имеет ни предназначения, ни смысла. В этот момент возникает когнитивный диссонанс . Разрешение этого парадокса ликвидирует кризис. Типичное разрешение кризиса происходит через обретение веры в сверхъестественное объяснение, даваемое религией ; другие придерживаются мнения, что каждый сам определяет смысл собственного существования на этой планете.

Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей. Типичными примерами подобных событий являются смерть любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, использование психоделиков типа LSD , взросление и уход собственных детей из дома, достижение определённого возраста или длительное заключение в одиночной камере.

Преодоление кризиса

Существуют разнообразные способы преодолеть экзистенциальный кризис. Кто-то может решить, например, что бессмысленно задумываться об этом, так как мы так никогда не узнаем неких экзистенциальных истин и не получим никаких гарантий. Или что не важно знать, что и как происходит; всё, что имеет значение - это настоящее . А кто-то может решить, что суть жизни - это быть счастливым, и будет стараться накопить побольше знаний, чтобы добиться этого.

Петер Цапфе , норвежский философ, в работе Последний Мессия предлагает четырёхступенчатый путь преодоления экзистенциального кризиса: изоляция, фиксация, отвлечение и сублимация.

Смотри также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экзистенциальный кризис" в других словарях:

    Экзистенциальный кризис - Психологическое состояние утраты смысла жизни, кризис существования. Обусловлен резким изменением (разрушение) образа жизни или внутриличностной картины себя и мира. Обладает высокой суицидальной опасностью. Суицидальные действия при… … Большая психологическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кризис (значения). В Викисловаре есть статья «кризис» … Википедия

    - – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса … Википедия

    - (Unamuno) Мигель де (1864 1936) исп. писатель, философ, ученый. У. выявляет радикальную антиномию, присущую сознанию. Сознание есть порождение рефлексии, а рефлексия предполагает ограничения. Обладать сознанием значит осознавать свою… … Философская энциклопедия

    В небе Dans le ciel Жанр: роман

    - (англ. Mystical psychosis) термин, предложенный в начале 1970 х годов американским психиатром Артуром Дейкманом в результате проведённого им сравнительного анализа психотических и мистических состояний, который показал, что… … Википедия

    Части тела. Сезон 2 Обложка DVD 2 сезона. Страна … Википедия

    Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. НЕОПСИХОАНАЛИЗ), является… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Химическое соединение … Википедия

    Ален Таннер Alain Tanner … Википедия

Книги

  • Христианство как вызов , Джуссани Л.. От производителя Книги о. Луиджи Джуссани - часть его проповеднической деятельности, обращенной к современному человеку. Автор показывает, что сегодня особенно важно увидеть христианство в…