Что такое местничество определение по истории. Местничество на руси и его влияние на государственные дела

Первое, на что нужно обратить внимание при продаже жилья – это не импульсивная покупка. Прежде, чем купить себе дом или квартиру, человек долго взвешивает за и против. Хотите написать лучший продающий текст для агентства недвижимости – грамотно обработайте возражения. И приведенные в этой статье примеры рекламы помогут в этом.

Объект недвижимости сам по себе ценности не имеет. Делает его ценным именно клиент. А задача риелтора – красиво и доступно преподнести ему эти самые ценности. Продающий текст для агентства недвижимости – это лакмусовая бумажка для оценки компании на серьёзность подхода к делу.

Ключевая задача для хорошего риелтора – выбросить из словосочетания «возможный клиент» первое слово. Конкретика и доказательства – вот что интересует потенциального покупателя. А не популизм в стиле Остапа Бендера и его «Нью-Васюков».

Что писать в тексте о недвижимости: чеклист

      • Поднимите вопрос о проблемах клиента;
      • Сделайте в презентации максимум конкретики и минимум воды;
      • Слова подкрепляйте фактами;
      • Обработайте возражения заказчиков;
      • Нарисуйте портрет потенциального клиента: доход, профессиональную сферу, возраст, пол, образ жизни и привычки;
      • Предложите некоторые услуги в подарок или бесплатно.

Продающий текст для агентства недвижимости: что хочет прочитать покупатель в рекламе на самом деле?

Если Вы думаете, что человек покупает дом, то глубоко ошибаетесь. Если думаете, что человек покупает площадь жилья, расположение комнат, наличие ремонта – опять ошибаетесь. Человек покупает решение своих проблем и достижения своих сокровенных целей.

Ему нужны повышение социального статуса, комфорт, безопасность. Жить рядом с работой, с друзьями и близкими. Чувствовать себя комфортно, уютно и безопасно. Повысить свой социальный статус, вызывая зависть своих знакомых.

Куда бедному риелтору податься? Разберём основные каналы притока клиентов для агентства недвижимости:

      1. Сарафанное радио . Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Репутация – это сложно контролируемый, бесплатный и древний как мир инструмент привлечения клиентов без затрат. Дайте клиенту то, что ему нужно – и он приведёт друзей. Недостаток только один – нужно время, чтоб наработать эту самую лояльную клиентуру.
      2. Реклама агентства недвижимости на досках объявлений в Интернете . Авито и прочие доски объявлений – надёжный, как весь гражданский флот, инструмент поиска клиентов. Но, чтоб объявление легче находилось в поиске, крайне важно не только сделать его премиумом, но и вписать ключевые слова, без потери читабельности текста на сайте.
      3. Листовки, буклеты и наружная реклама . Расклейка объявлений, реклама на транспорте или раздача листовок – рекламный текст для агентства недвижимости должен убеждать. Для посуточной аренды отлично подойдут вокзалы, аэропорты и прочие места большого движения людей, для помесячной аренды или продажи жилья эконом-класса подходят остановки, фонарные столбы и доски объявлений.
      4. Личный сайт . Заведите себе личную страницу в интернете и предоставьте информацию в удобном и понятном виде. Обгоните конкурентов как гепард черепаху. Самое сложное – это написать самому или заказать продающий текст для агентства недвижимости у копирайтера. А интересный блог со статьями о продаже жилья с полезными советами приведёт дополнительный трафик. Дерзайте, и клиенты слетятся, как мотыльки на свет!
      5. Соцсети . SMM – дело тонкое. Бесплатность соцсетей порождает огромную конкуренцию, в отличие от сайтов с их символической оплатой за домен и хостинг. Конкуренция возрастает на порядок. Но создавать группы агентства недвижимости вконтакте и прочих соцсетях однозначно стоит. Если есть время, силы и возможности – можно сделать видеоблог на YouTube.
      6. Реклама в газетах и журналах. Для однокомнатных квартир и прочего вторичного жилья лучше всего подойдёт популярные газет объявлений. А вот для элитного жилья – реклама в глянцевых журналах, которые обеспеченная аудитория читает чаще.
      7. Реклама недвижимости по радио или телевидению. Идеально подходит для массовой продажи жилья в новостройке или заграничных домов.
      8. Штендеры. Недорогой рекламоноситель будет как магнит притягивать заинтересованных прохожих.
      9. Визитки. Без комментариев. Дешево и сердито.

Вывод: универсального способа рекламы недвижимости не существует. Для каждого вида есть своя целевая аудитория, для которой и применяются свои стратегии. Для молодёжи делайте ставку на сайты, соцсети и доски объявлений. Для солидных людей в возрасте больше надейтесь на печатную рекламу, радио и телевидение.


Критерии выгодного описания объектов жилой, нежилой и коммерческой недвижимости с примерами

Очень многие продавцы, как хозяева, так и риелторы, любят завышать на 10-20% стоимость дома, квартиры или земельного участка. При этом забывая указать причины, по которым стоит её купить за такую цену. Сверьтесь по этому краткому чек-листу, возможно что-то пропустили:

      1. Общее описание недвижимости . Площадь жилья, количество комнат, наличие балкона, вид из окна. (Про живописный вид из окна очень часто забывают)
      2. Инфраструктура . Метро в пешей доступности или автобусная остановка рядом? Замечательно! Круглосуточный супермаркет через дорогу? То, что надо! А вот про школы, детские сады, больницы, парки, аллеи, кафе, спокойных соседей, удобные парковки и спортивные площадки многие забывают. А ещё оставляют без внимания тихих соседей. А зря.
      3. Коммуникации . Газ, свет, вода, отопление, канализация, телефон, интернет. Если нет – рассказать про возможность беспроблемного подключения.
      4. Порядок с документами . Юридическая чистота документов подразумевает под собой отсутствие долгов, арестов, прописанных жильцов. (Тоже часто забывают упомянуть).
      5. Адрес . Не забудьте указать приблизительный адрес, чтоб точнее обозначить целевую аудиторию (ЦА).
      6. Цена . Последний пункт по порядку, но не по важности. Если покупатель не видит цену, он склонен её завышать. Поэтому обязательно укажите, сколько стоит квадратный метр жилплощади или аренда.

При сдаче в аренду есть свои нюансы. В отличие от продажи, клиента более интересует ремонт, наличие мебели, Интернета и кабельного телевидения, стиральной машины, микроволновки, кондиционера. И важно указать срок аренды: посуточная, понедельная и помесячная.

Если есть необходимость сократить число телефонных звонков, то можно указать наподобие «сдам семейной паре», «без животных», «можно с детьми».

При покупке квартиры, в 80% случаев новосёлы делают ремонт по своему вкусу, нет особого смысла акцентировать на нём внимание. А вот прекрасный вид из окна на закат над рекой, несущие стены без трещин и сухой подвал есть смысл обыграть с чувством и расстановкой.

Рекламный текст агентства недвижимости: обработка возражения “самостоятельная покупка”

      • Конфиденциальность . Человек уже продал/сдал квартиру, а по его номеру месяцами и годами всё ещё звонят люди.
      • Беспокойство . Постоянные разъезды, переговоры и поиск занимают уйму времени. Не проще ли доверить это специально обученным людям?
      • Риск . Мошенничества с жильём встречаются сплошь и рядом. Покупатель-неюрист рискует купить или снять квартиру с долгами и жильцами-невидимками. Риелтор оперативно и НЕДОРОГО проведёт юридическую экспертизу документов. Это весомый аргумент в сторону агентств недвижимости.
      • Ограниченность в выборе. Даже если получится найти жильё без посредников, выбор ограничится 1-2 вариантами. И не факт, что они подойдут под конкретные потребности.

Текст для агентства недвижимости на радио

Пример рекламы на радио новостроек (хронометраж 35 секунд)

Удовольствие от перемен Ваши – забота и ответственность наши. Продажа новостроек в 18 городах России: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Калининград, Краснодар, Севастополь и другие города стали ближе. Делайте выгодные инвестиции в вечные ценности. Мужской подход к делу и многолетний опыт. «Партнёр-Недвижимость», Архангельск, ул. Карла Либкнехта, 19, 4 этаж, офис 406. Тел. 477-994 Записывайте: 477-994 Приходите к нам и живите лучше!

Пример текста для рекламы недвижимости на радио пример № 2 (хронометраж 30 секунд)

22 и 23 июня – день открытых дверей в новом офисе компании «Абсолют-Недвижимость». Бесплатные консультации по юридическим вопросам, подбору квартир и ипотечных программ. Челябинск, Братьев Кашириных, 151 Единый справочный телефон – 776 27 27 Партнёр ООО «Сбербанк России». Генеральная лицензия Банка России №1481 от 30.08.2010.

Текст для рекламы недвижимости на радио образец № 3 (хронометраж 20 секунд)

Агентство недвижимости «Глобал». Покупка, продажа, обмен жилья по Тольятти и всей Самарской области. Работают с жилищными сертификатами «Молодая семья» и «Материнский капитал» и скидки их владельцам. Оформление ипотеки у нас в офисе. Гарантия юридической чистоты сделки и страховка квартиры в подарок! Агентство недвижимости Global 33-66-99

Текст для рекламы на радио недвижимости за границей пример № 4 (хронометраж 20 секунд)

(Звучат балканские мотивы. Говорят разные дикторы по очереди) В Турцию на велосипеде. В Чехию на автомобиле. На мопеде – в Грецию. На яхте – в Италию. Живите в Болгарии – путешествуйте по Европе. Апартаменты и дома на побережье Чёрного моря в Болгарии. Средняя стоимость – 32 000 рублей за квадратный метр. Агентство по продаже недвижимости в Болгарии Sw еet Home . Телефон в Красноярске 8 800 555 60 20

Пример продающего объявления агентства недвижимости

Агентство недвижимости «Восток-Запад». В нашей базе более 1 000 объектов по Москве.

Хотите приобрести жилплощадь в конкретном районе? У нас точечный подбор жилья!

Хотите купить в ипотеку? Мы окажем Вам помощь в получении ипотечного кредита!

Услуги для владельцев:

      • Помогаем собрать необходимый пакет документов и подобрать варианты.
      • Проверяем юридическую чистоту документов.
      • Вносите аванс.
      • Составляем договор о купле-продаже и оформляем сделку.

Услуги для покупателей:

      • Выезд агента на объект и фотосессия.
      • Реклама и подбор потенциальных покупателей.
      • Внесение аванса.
      • Заключение договора.

Мы бесплатно организуем для Вас оценку недвижимости и фотосессию объекта.

Приходите по адресу: Москва, ул. Совнаркомовская 58/4, оф. 305.

Звоните: 000-000-000

Ключевые фразы в тексте для агентства недвижимости

В тексте для агентства недвижимости крайне важно поисковое продвижение. Запросы, которые вводят пользователи Рунета в поисках жилья, просто поражают своим разнообразием. И очень хорошо, если эти запросы придутся именно на Ваш сайт недвижимости.

Стоит сразу 2 задачи: лаконично и эмоционально описать все преимущества жилья, и в то же время незаметно прописать в тексте ключевые фразы, чтоб люди приходили из поиска. Особенное внимание стоит обратить на длинный шлейф ключевых запросов. Фразы наподобие «купить однокомнатную квартиру с балконом в Нижнем Новгороде ул. Академическая, 6» пишут раз в пятилетку, но зато именно такие фразы приведут на Ваш сайт или объявление «тёплых» покупателей, готовых сию же минуту купить или арендовать жильё.

Поэтому нужно не забывать о ключах в тексте. Этот процесс я уже описывал в , поэтому подробно останавливаться на этом не буду.

Именно точное попадание в систему ценностей человека и поможет удачно завершить сделку. И креативный текст «О компании» для агентства недвижимости – это первый фильтр, который отсеивает «свои» и «не свои» варианты со стороны риелторов и клиентов.

Как писать продающий текст для недвижимости? Хитрости и лайфхаки

Не говорите пустые слова типа «великолепный», «фантастический», «уютный» без подтверждения фактами, – это вызовет лишь недоверие.

Нет : Свежий ремонт.

Да : Косметический ремонт был сделан 2 месяца назад. Новый санузел, свежее остекление балкона.

Нет : Уютная квартира.

Да : Квартира в новостройке на третьем этаже в тихом районе с окнами на парк.

Да : Сталинка, с высокими потолками и дубовыми полами, в историческом центре города, с видом на площадь.

Да : Окна выходят на солнечную сторону со стороны двора, поэтому в квартире будет светло и тихо.

Нет : Лучшая квартира.

Да : Единственная квартира в этом доме с двухэтажной планировкой.

Да : Самый первый ряд от моря.


Успех объявления зависит от того, насколько полезную информацию потребитель получит для себя, насколько адекватно он сможет её переработать. И заголовок, написанный по формуле , тоже повысит конверсию текста для агентства недвижимости.

Избегайте штампов, канцеляризмов, сложных оборотов, непонятных терминов. Клиент должен видеть в презентации чёткие выгоды для себя, продающую структуру. И, конечно же, нельзя забывать о цепляющем заголовке и призыве к действию – альфа и омеге копирайтинга.

И помните, что идеального жилья не бывает. Идеал на то и идеал, что к нему нужно стремиться!

Очень хорошо действует дедлайн-ограничение. Правило «кто первый встал, того и тапки» ещё никто не отменял.

Представьте себе целевую аудиторию. Молодая пара без детей, или огромная семья. Шумная молодёжь или вечно занятой бизнесмен, любящий тишину?

Если квартира в новом доме, после ремонта – подчеркните это в заголовке. Квартира без ремонта – это квартира с чистого листа. Дешёвая цена – ниже рынка на 20% выгодна инвесторам. Желательно также указать район или улицу, чтоб точнее определиться с ЦА.

Заказать текст для агентства недвижимости у копирайтера

Если Вы риелтор (или просто хотите продать свою квартиру), то есть 2 пути: написать материал самостоятельно или заказать текст для недвижимости у копирайтера. В первом случае объявление рискует не раскрыть весь свой продающий потенциал плюс для многих людей писать текст – то ещё мучение! Риелтор напишет полезные сведения, но упустит из виду важные продающие компоненты и ключевые слова, приводящие качественный трафик.

Заказать эффективный текст для недвижимости у копирайтера – значит распутать гордиев узел успешных продаж.

Будьте игроком, а не зрителем на поле под названием «жизнь»! Да пребудут с Вами договора!

Обновление статьи от 26.02.2019

Друзья! Ко мне через блог стало приходить слишком много заказов, приходится сужать ряд своих тематик. Я приостанавливаю написание продающих текстов на тему недвижимости. Не хватает времени и сил на всех, прошу понять и простить.

Поэтому, если Вам нужен продающий текст, предлагаю обратиться на проверенную биржу фриланса. На этих биржах я сам начинал свою карьеру копирайтера, и потому могу с чистой совестью их порекомендовать.

Биржа №1 . На этой бирже Вы можете не только заказать продающие тексты для агентства недвижимости у копирайтера, но и заказать создание риелторского сайта, дизайн листовок и баннеров, настройку контекстной рекламы для продажи жилья, создание и раскрутку группы в соцсетях, озвучку аудиороликов, создание видео на тематику недвижимости и многое другое. Многие занимаются этим узкоспециализированно, поэтому найти качественного исполнителя по разумной цене вполне реально.

Зарегистрироваться там можно в один клик, используя аккаунт Вконтакте, Фейсбук или Google+, освоить интерфейс биржи не сложнее, чем дочитать эту статью до конца:) Чтоб заказать текст, рекламу, соцсети, аудио, видео для риелтора, жмите сюда .

Биржа № 2 . Эта биржа специализируется только на копирайтинге. Рекомендую её, если нужно получить текст для продажи дома, квартиры, виллы по минимальной цене или нужно очень большое количество статей для привлечения трафика. Здесь очень много исполнителей, поэтому от желающих не будет отбоя. Если сомневаетесь в качестве исполнителя, поставьте галочку “Выбрать исполнителя вручную” и выбирайте из откликов авторов с самым читабельным портфолио:) Чтоб заказать статью для агентства недвижимости, жмите сюда .

Помог чем мог. Если есть вопросы, задавайте их в комментариях, развёрнуто на них отвечу. Ни пуха, ни пера!

С наилучшими пожеланиями,

Посмотреть цены

Отмена местничества в Российской Империи
Конец XVII века стал для России тем временем, когда изменился ход её истории. На смену застоявшимся обычаям и традициям Московского княжества пришли реформы и новаторские идеи, которые стали предпосылками для появления новой Российской Империи.
Московский царь, Фёдор Алексеевич, прославившийся хрупким здоровьем из-за врождённой цинги, но гибким умом, мудростью, спокойствием и образованностью, за шесть лет своего правления сумел кардинально изменить сложившиеся столетиями русские обычаи и порядки. Усовершенствование системы налогов, формирование новой армии, строительство в Москве каменных домов, отмена телесных увечий, появление культуры барокко, отказ бояр от бороды и другое, что в будущем сумел удачно продолжить сам Пётр I. Одной из важных реформ, давшей дорогу новому эффективному аппарату правления, стала введённая в 1682 году отмена местничества, о чём дальше пойдёт речь.

Местничество в русской истории
Местничество было русской традицией, появившейся в XV веке. Его название произошло от обычая занимать на банкетах место согласно родословной. В основе системы была боярская иерархия, где любая должность при царе – военная или государственная, назначалась в зависимости от благородности происхождения или наличия заслуг у предков, тем самым пренебрегая личными достижениями, навыками либо талантами.

Ликвидация феодальной раздробленности и объединение русских земель в XV веке, заставляла князей и бояр направляться в Москву, дабы занять высокий чин при царской палате. Московская аристократия, опасаясь за своё «место под солнцем», проявляла открытое недовольство и предвзятость к непрошенным гостям. В дальнейшем они же повлияют на внедрение этой системы. Принятое местничество сформировало закрытое боярское общество, попасть в которое было абсолютно невозможно. Оно было полностью урегулировано, ведь у каждого было своё законное место, прописанной в разрядной книге, на которое никто не смел претендовать. Однако, со временем эта система требовала перемен, что привело к полной отмене местничества в России.

Причины реформы
Нередко выяснения важности собственной родословной влекло за собой проблемы. Междоусобицы, а временами кровопролития, были постоянными инцидентами, которые распутывал государь и Боярская дума. Главным минусом системы была неспособность бояр к слаженной и командной работе. Во времена военных действий это негативно влияло на ход войны, ведь распределение военных чинов проходило довольно хлопотно, чем ослабляло службу. В дальнейшем это стало одной из значимых причин, по которой была предпринята отмена местничества Земским собором и царём Фёдором.

Как человек образованный, царь понимал, что система, которая себя изжила, лишала думу талантливых и мыслящих людей, а также не давала возможности отстранить от службы тех, кто не справлялся со своей работой. Ликвидация знатности смогла бы дать государству функциональный аппарат управления. Это были очередные весомые причины отмены местничества в России.

Так, в лютый январь 1682 года, был созван Земский собор из бояр, на котором присутствовал один из самых влиятельных людей Москвы – князь Василий Голицын, чьё мнение было авторитетным. После успешного принятия реформы, в стенах царской палаты, где присутствовали митрополиты и епископы, были сожжены книги, содержавшие сведенья обо всех боярских родах. С этого момента родовые заслуги канули в прошлое, уступив место личной ответственности.

Последствия реформы
Как показывает история, последствия отмены местничества Земским собором были положительными. Ликвидация системы направила историю России на путь демократизации и укрепления царской власти, а в дальнейшем и падения авторитета Боярской думы. Таким образом, осуществив отмену местничества, Фёдор Алексеевич предпринял попытку изменить административную структуру, давая возможность толковым и ответственным людям подниматься по карьерной лестнице, устранив лодырей и казнокрадов. В будущем эти события повлияли на реформы Петра I. По мнению большинства историков, в XVII веке отмена местничества стала важным моментом, отразившимся на развитии российской истории.

Отмена местничества (Реформы Алексея Михайловича)

Отмена местничества (Реформы Алексея Михайловича)

Отмена местничества приходится в русской истории на период, ставший предпосылкой к улучшению русского войска и его демократизации. При этом, была перестроена вся административная система управления в общем.

Кроме того, данная мера становится предвестницей известных петровских реформ, основная суть которых была сведена к ликвидации при определении на службу так называемого принципа знатности рода и выдвижение личных умений и талантов на первый план. Таким образом, многие современные историки считают отмену местничества одной из самых важных реформ семнадцатого века!

Рассматриваемое постановление было принято в период правления царя Фёдора Алексеевича, который ознаменовался проведением целого ряда новаторских преобразований, которые были направлены на укрепление самодержавия власти государя. Именно в эпоху правления данного монарха была предпринята фактическая попытка полного изменения системы административно-церковного управления. Но по причине ранней кончины правителя это так и осталось в планах.

Отмена местничества стала, пожалуй, самым важным событием того времени, так как она смогла привести к коренной и довольно значительной трансформации самого русского общества. Кроме того, местничество существенно осложняло работу военных сил и государственного аппарата. Ведь сама суть данного принципа сводилась не к способностям претендента, а лишь степенью его родовитости и знатности в глазах бояр. Тут необходимо отметить и сам состав боярства в Московском княжестве.

Итак, русское боярство включало в свой состав только представителей столичной аристократии, дворян присоединённых к княжеству Московскому княжеств, а также пришлых татарских и литовских князей. При этом, все они входили в состав государевой Думы, ежедневно занимаясь военным и гражданским управлением. Но регулярные споры о том, кто из них должен стоять выше другого могли помешать работе стремительно расширяющегося государственного аппарата, который как раз и нуждался более всего в гибкой системе местничества.

На собрании духовенства в 1682 году стал острый вопрос об отмене местничества, которая впоследствии стала его самым главным административным решением. При этом, нужно помнить, что в целом собрание было посвящено церковным делам и различным религиозным моментам. Но потребность перемены существующего строя была настолько острой, что именно это собрание решило сжечь все разрядные книги.

Местничество - система феодальной иерархии в Русском государстве в 15-17 вв. Термин произошёл от обычая считаться «местами» на службе и за государевым столом.
Сложилось местничество при дворе великого князя Московского на рубеже XV-XVI вв., как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. Место боярина в служебно-иерархической лестнице чинов определялось с учетом службы предков при дворе великого князя.
К появлению местничества были исторические предпосылки. С объединением русских земель вокруг Москвы потерявшие свои уделы князья Рюриковичи в большом числе устремились в столицу - занять здесь как можно более значимые места. Положение усугублялось еще и тем, что вместе со своими господами в Первопрестольную приезжали и рязанские, ростовские и прочие бояре. Естественно, что такое положение вещей не могло устроить местную аристократию, привыкшую к своему исключительному положению вокруг великого московского князя.

Москвичи старались всячески оттеснить служилых княжат и их бояр от важных служб. И хотя в полной мере сделать им это не удалось, зато со временем возникла система родовых счетов, благодаря которой установилось относительное равновесие среди семей, вошедших в состав знати. Одновременно эта система защищала их от претензий тех, кто остался за пределами высшего сословия.

Русский историк С.М. Соловьёв отмечает, что ещё одной причиной возникновения местничества на Руси является то, что русская аристократия в значительно меньшей степени была привязана к конкретной территории, чем аристократия западноевропейская. Вот что он пишет в своей книге "История России с древнейших времен" (т.6, глава 7):


При именах вельмож Западной Европы мы привыкли встречать частицы фон, де с собственными именами земельных участков, замков. Если б исчезли все известия о происхождении западноевропейского высшего сословия, то из одних фамильных имен мы заключили бы „что имеем дело с землевладельцами, что владение землею положено в основу сословного значения. Но обратимся к нашим боярам, к их именам: что встретим? "Данило Романович Юрьевича Захарьина, Иван Петрович Федоровича". Как у древних князей, так и у бояр нет следа отношения к земельной собственности, и одно явление объясняет другое: если князья не имели постоянных волостей, меняли их по родовым счетам, то и дружина их меняла также волости вместе с ними, не могла усесться на одних местах, глубоко пустить корней в землю, приобрести чрез землевладение самостоятельное земское значение, зависела, получала средства существования и значение от князя или от целого рода княжеского, ибо дружинники переходили от одного князя к другому. Какой был главный интерес русского боярина, это выражается в его имени: к имени, полученному при рождении или при крещении, он прибавляет имя отца деда и прадеда, носит с собою свое родословие и крепко стоит за то, чтоб роду не было порухи, унижения; отсюда понятно становится нам явление местничества - интерес родовой господствует.

Сразу же становится ясным очевидный и крупный недостаток местничества - назначения на военные и государственные должности определялись не пригодностью или способностью человека, а его «отчеством» (знатностью) и положением родни (отца, деда).

Чтобы проиллюстрировать всю сложность местнических отношений, приведу замечательный отрывок из книги М.К. Любавского «Лекции по древней русской истории до конца XVI века».


Таким образом, например, потомки великих князей садились выше и назначались на более высокие и почетные должности, чем потомки удельных князей, а тем более простых, хотя бы и знатных московских бояр. Потомки удельных князей садились и назначались выше бояр, но не всегда: те из них, предки которых были слугами у других удельных князей, садились и назначались ниже бояр, служивших великим князьям и т. д. Кроме этих общих правил, в местническом распорядке действовали и прецеденты. Принималось во внимание, как прежде садились и назначались на службу те или другие князья или бояре и их предки, кто кому был в версту, кто выше или ниже и т. д. Об этих прецедентах справлялись в официальных или частных разрядных книгах, содержавших записи всех официальных торжеств и служебных назначений. В тех случаях, когда прецедентов совместного назначения на службу тех или других лиц или их предков не находилось в разрядных книгах, старались найти прецеденты совместного назначения их с третьими лицами или их предками и таким путем установить правильное взаимоотношение между ними. Но так как разные лица известного рода сами между собой не были равны, одни считались старше, другие моложе, то и в местнических назначениях и счетах принималось во внимание не только «отечество», общее положение рода, но и генеалогические степени. Поэтому, например, сын или внук известного лица не считался равным по чести тому лицу, которому равен был отец или дед, а был ниже его на несколько мест. Поэтому и при служебных назначениях наводились справки не только в разрядах, относительно того, кто под кем сидел прежде или был назначен на должность, но и в родословцах, кто кому и кем доводился. По этим двум коэффициентам и производились тонкие и сложные расчеты, часто спутанные и намеренно запутанные и потому возбуждавшие пререкания, споры и ссоры.

Как видим, крайне запутанная и сложная система, которая неизбежно приводила к частым спорам и распрям, которые были вынуждены разбирать царь и Боярская дума. Местничество делало бояр неспособными к общему делу, к дружной деятельности в каком-либо направлении. Неслучайно во время Смутного времени московская боярская верхушка фактически предала Россию, и спасение пришло из Нижнего Новгорода.

В 1-й половине 16 в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины 16 в. оно проникает в среду дворян, а в 17 в. даже в среду купцов и городовых чинов.
Нередко назначаемый на должность бил челом Государю о том, что ему негоже служить ниже такого-то боярина, ибо такая "потеря чести" могла создать прецедент и для понижения статуса у потомства.

Надо отметить, что существует два диаметрально противоположных взгляда на местнчиество. Согласно первому, местничество было невыгодно царям, так как оно ограничивало их в кадровых назначениях и позволяло знати контролировать этот процесс, согласно второму – местничество помогало царям ослабить и разобщить аристократию.
Истина, видимо, где-то посередине.

Местнические споры были особенно опасны во время военных действий, когда назначения воевод затягивались из-за подобных споров и это мешало боеспособности войска.
Иван Грозный осознал эту опасность, и в 1549 году, во время похода на Казань запретил местнические тяжбы во время похода. По его просьбе митрополит Макарий обратился к воинству со словами: «А государь вас за службу хочет жаловати, и за отечествео беречи, и вы бы служили… а розни бы и мест никако же межю вас не было…»
Эта практика была закреплена в «Приговоре о местах и воеводах в полках» 1550 года.


Лета 7058, июля, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии приговорил с отцом своим Макарием митрополитом, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичем, и со князем Володимером Андреевичем, и з своими бояры, да и в наряд служебной велел написати, где быти на Цареве и великого князя службе бояром и воеводам по полком: в болшом полку быта болшому воеводе, а передовому полку, и правые руки, и левые руки воеводам и сторожевого полку первым воеводам быта менши болшого полку перваго воеводы. А хто будет другой [второй] в болшом полку воевода, и до того болшого полку другово воеводы правые руки болшему воеводе делу и счета нет, быта им без мест .
А которые воеводы будут в правой руке, и передовому полку да сторожевому полку воеводам первым быти правые руки не менши. А левые руки воеводам быти не менши передового полку и сторожевого полку первых воевод. А быти левые руки воеводам менши правые руки первого воеводы. А другому воеводе в левой руке быти менши другова же воеводы правые руки.
А князем и дворяном болшим, и детем боярским на цареве и великого князя службе з бояры и с воеводы или с лехкими воеводами царева и великого князя для дела быти без мест. И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем и дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с воеводами не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет.
А которые дворяне болшие ныне будут с меншими воеводами где на Цареве и великого князя службе не по своему отечеству, а вперед из них лучитца кому ис тех дворян болших самим быть в воеводах и с теми же воеводами вместе, с которыми они были, или лучитца где быти на какове посылке, и с теми им воеводами, с которыми оне бывали, счет дати тогды, и быти им тогды в воеводах по своему отечеству; а наперед того хотя и бывали с которыми воеводами с меншими на службе, и тем дворяном с теми воеводами в счете в своем отечестве порухи нет по государеву цареву и великого князя приговору.

В июле 1577 царские воеводы двинулись на город Кесь (ныне Цесис – город в Латвии) и заместничались. Князь М. Тюфякин дважды досаждал царю челобитными. К нему было “писано от царя с опаскою, что он дурует”. Но не желали принять росписи и другие воеводы: “А воеводы государевы опять замешкались, а к Кеси не пошли. И государь послал к ним с кручиною с Москвы дьяка посольского Андрея Щелкалова, из Слободы послал государь дворянина Даниила Борисовича Салтыкова, а веле им итить к Кеси и промышлять своим делом мимо воевод, а воеводам с ними”. Так начавшие «дуровать» воеводы были переподчинены значительно менее знатному опричнику Даниилу Салтыкову.

Важное значение, ограничивавшее местничество, имел указ царя Алексея Михайловича (1645–1676) о том, чтобы на службе в полках стольникам и полковникам московских стрелецких полков подчиняться лишь первым боярам и воеводам, в связи с чем соответствующими грамотами предписывалось определять этих стрелецких начальников только «к большим боярам и воеводам».
Урок Смутного времени впрок нашей знати в плане отношения к местничеству не пошёл.
Вот что пишет Сергей Степанов в своём учебном курсе «Политическая история России» :


Так, 11 июля 1613 г. в день венчания Михаила Романова на царство было "сказано боярство" князю Дмитрию Пожарскому, а на следующий день в царские именины был пожалован в думные дворяне Козьма Минин. Впрочем, личные заслуги вождей второго ополчения ничего не значили для знати. На церемонии сказывания боярства "у сказки" Пожарскому был назначен стоять думный дворянин Гаврила Пушкин, который бил челом, что ему у сказки стоять и меньше князя Дмитрия быть невместно, потому что его родственники меньше Пожарских нигде не бывали. И этот эпизод был не единственным. В. О. Ключевский писал о Д. М. Пожарском: "Даром, что он Московское государство очистил от воров-казаков и врагов-поляков, из худородных стольников пожалован был в бояре, получил "вотчины великие": к нему придирались при всяком удобном случае, твердя одно, что Пожарские - люди не разрядные, больших должностей не занимали, кроме городничих и губных старост нигде прежде не бывали". Однажды в результате местнического спора спаситель отечества "отослан был головою" боярину Б. Салтыкову и с позором под конвоем препровожден от царского дворца к крыльцу ничтожного, но родовитого сопернику. За свои места в Боярской думе и на торжественных церемониях бояре были готовы подвергнуться опале и тюремному заключению. В 1624 г. на свадьбе царя Михаила Федоровича царским указом было объявлено всем "быть без мест", но боярин князь И. В. Голицын на свадьбу приехать отказался, заявив: "Хотя вели государь казнить, а мне меньше Шуйского и Трубецкого быть никак нельзя". За ослушание у И. В. Голицына были конфискованы вотчины, а самого его вместе с женой сослали в Пермь. Однако его родственники, очевидно, считали похвальным такое упорство и подражали боярину в защите фамильной чести. В 1642 г. племянник этого боярина князь И.А. Голицын на приеме иностранных послов вступил в местнический спор с князем Д. М. Черкасским, но ему было объявлено через думного дьяка: "Был государь при иноземцах в золотой палате, и ты, князь Иван, в то время хотел сесть выше боярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского и называл его своим братом и тем его обесчестил: боярин князь Дмитрий Мамстрюкович - человек великий и честь их старая, при царе Иване Васильевиче дядя его, князь Михаил Темрюкович, был в великой чести". В результате вместо Боярской думы князь И. А. Голицын был посажен в тюрьму.

Юридически местничество окончательно было упразднено в конце правления царя Фёдора Алексеевича . 24 ноября 1681 г., после окончания войны с Турцией, царь поручил князю В.В. Голицыну с товарищами «ведать ратные дела» для приведения российской армии в соответствие с современными требованиями. В свою очередь Василий Голицын «выборным людям сказав его великого государя указ», сразу потребовал, «чтобы они, выборные люди, объявили, в каком ратном устроении пристойнее быть стольникам, и стряпчим, и дворянам, и жильцам».
В связи с тем, что представители самых захудалых московских родов не желали попасть в командные чины, в которых не служат аристократы, выборные просили: во-первых, чтобы государь указал впредь записывать в ротмистры и поручики юношей всех родов Двора, ныне в списках не оказавшихся, «как они в службу поспеют и в чины приказаны будут»; во-вторых, указал бы великий государь представителям московского дворянства во всех службах быть «между собой без мест, где кому великий государь укажет, и никому ни с кем впредь разрядом и местами не считаться, и разрядные случаи и места отставить и искоренить».
12 января 1682 года царь собрал патриарха с духовенством и наличный состав Думы, объявил им челобитье выборных и поддержал его весьма красноречивой речью. При общем согласии Федор Алексеевич приказал боярину князю М.Ю. Долгорукову с думным дьяком В.Г. Семеновым принести все имеющиеся разрядные местнические книги и предложил духовенству тут же их уничтожить, объявив, что отныне все будут служить без мест, старыми службами считаться не должны под страхом наказания. Взамен разрядных книг были созданы родословные книги, которые предназначались не в качестве инструмента для назначения на должности, а для кодификации всех дворянских родов.
(Более подробно про отмену местничества читайте в специальной статье на нашем сайте.)

Но и после 1682 года не прекращались столкновения на почве родовой чести. С этим злом приходилось бороться Петру I, который вынужден был неоднократно напоминать об «отставке тех прежде бывших мест и разрядных споров отеческих», грозя ослушникам истязаниями и казнями «по настоящему суду».