Что значит аддиктивное поведение. Причины возникновения аддиктивного поведения у подростков

Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться в грохот тяжёлого рока и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической. Стандарты современного потребительского общества посредством рекламы требуют поддержания самых различных видов зависимостей. В нашем случае речь пойдёт о наиболее разрушительных видах зависимого поведения.

Аддикция - это способ приспособления к сложным для индивида условиям и , то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая к рабству души и тела. Зависимости - это психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний.

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией на определенных с целью развития интенсивных эмоций.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями.

Типы аддиктивного поведения

Алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция);
- азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме;
- нарушение пищевого поведения;
- полное погружение в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и проблем и др.

Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.

Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту. В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким: различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение штатов, смена работы, уход на пенсию и т.п.); особенности биоритмов (сезонных, месячных, суточных и др.), сезонность года (лето, осень) оказывают влияние на общий тонус организма, подъем или снижение настроения, .

Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни. Для других же колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые. В последнем случае речь идет о людях с низкой переносимостью фрустраций, т.е. личностях. Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность и др.), так и .

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, находятся в детстве, в особенностях . Дома, в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, эмоционального тепла, испытывает чувство психологической незащищенности, то это чувство незащищенности, недоверия переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни, что и заставляет его искать комфортного состояния посредством приема веществ, фиксации на определенных активностях и предметах.

Аддикция - это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно. Аддикция - процесс, который имеет начало, развивается и имеет завершение.

В. Segal, (1989 г.) выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:
- сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
- скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
- внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
- стремление говорить неправду;
- стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
- стремление уходить от ответственности в принятии решений;
- стереотипность, повторяемость поведения;
- зависимость;
- тревожность.

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску. По мнению E.Bern, у человека существует шесть видов голода:
голод по сенсорной стимуляции;
голод по признанию;
голод по контакту и физическому поглаживанию;
сексуальный голод;
голод по структурированию голода;
голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечесленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью, стимуляцией тех или иных видов деятельности.

Базисной характеристикой для аддиктивной личности является .

Для самозащиты аддикты используют механизм, который в психологии называется «мышление по желанию», при котором содержание подчинено . Типична гедонистическая установка в жизни, т.е. стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой.

Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении.

В соответствии с концепцией Н.Пезешкиан есть четыре вида «бегства» от реальности:
- «бегство в тело» - происходит переориентация на деятельность, нацеленную на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями («паранойя »), сексуальными взаимодействиями («поиск и ловля оргазма»), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления;
- «бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими делами время, становясь трудоголиком;
- «бегство в контакты или одиночество», при котором становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму;
- «бегство в фантазии» - интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, кроются в детстве, в особенностях . Работы 3. Фрейда, Д. Винникотта, И. Балинта, М. Кляйн, Б. Спока, М. Маллер, Р. Спиц свидетельствуют о том, что мучительные переживания ребёнка в первые два года жизни (болезнь, утрата матери или ее неспособность удовлетворять эмоциональные потребности ребенка, жёсткий режим питания, запрещение «баловать» ребенка, желание сломить его упрямый нрав и др.) связаны с последующим зависимым поведением детей. Как часто вместо телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла ребёнок получает соску-пустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет человеческие отношения. Именно в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия, которое переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни. Всё это и заставит в будущем искать комфортного состояния посредством приема определенных веществ, фиксации на определённых предметах и активностях. Если семья не дала ребёнку необходимой
любви, то со временем он будет испытывать трудности в поддержании самоуважения (вспомним актуальную беседу алкоголиков «Ты меня уважаешь?»), неумении принимать и любить самому. Ещё одной из проблем могут быть родителей, сопровождающиеся алекситимией. Ребёнок учится у родителей замалчивать свои переживания (понимать, проговаривать), подавлять их и отрицать. Однако не всегда в тех семьях, где родители алкоголики сформируется зависимое поведение у ребёнка (риск достаточно высок), не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.

К социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести:
- технический прогресс в области пищевой и фармацевтической промышленности, выбрасывающих на рынок все новые объекты зависимости;
- деятельность наркоторговцев;
- урбанизация, ослабляющая межличностные связи между людьми.

Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство, просто мужская компания).

Немаловажным фактором в формировании зависимого поведения играют психофизиологические особенности человека, типологические (приспособляемость, чувствительность), тип характера (неустойчивая, гипертимная, эпилептоидная акцентуация у алкоголиков и наркоманов), низкая стрессоустойчивость, развитие личности, обсессивный (выстраивание защитных мыслительных конструкций) или компульсивный (освобождение от тревоги в , например, переедание, пьянство) .

Аддикция нередко имеет безобидное начало, индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. поведения различна на различных стадиях.
Этапы аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских):
Первый этап - «Первые пробы». Первоначально происходит знакомство с наркотиком эпизодически, с получением и сохранением контроля.
Второй этап - «Аддиктивный ритм». Постепенно формируется устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительным контролем. Этот этап часто называется стадией психологической зависимости, когда наркотик действительно помогает на некоторое время улучшать психофизическое состояние. Постепенно происходит привыкание ко все большим дозам наркотика, одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливаются дезадаптивные поведения.
Третий этап - «Аддиктивное поведение» (аддикция становится стереотипным механизмом реагирования). Характерно учащение ритма употребления при максимальных дозах, появление признаков физической зависимости с признаками интоксикации и полной утратой контроля. Защитный механизм аддикта выражается в упорном отрицании существующих у него психологических проблем. Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Происходит между «Я прежним» и «Я аддиктивным».
Четвертый этап - Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено. Наркотик перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены.
Пятый этап - «Катастрофа». Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем человеческого организма).

На заключительном этапе аддикты часто нарушают общественный порядок, вымогают деньги, совершают кражи; всегда существует риск покончить с собой. Основные мотивы: отчаяние, безысходность, одиночество, изоляция от мира. Возможно возникновение эмоциональных срывов: , ярость, которые сменяются подавленностью.

Характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:
- наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
- усиление желания и напряжения;
- ожидание и активный поиск объекта аддикции;
- получение объекта и достижение специфических переживаний, расслабление;
- фаза ремиссии (относительного покоя).

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию, но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских укапывают на формирование аддиктивной установки - совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенности, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхцен-иого эмоционального отношения к объекту аддикции (беспокойства о постоянном запасе сигарет, наркотиков). и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации - интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять »). При этом формируется «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («я могу себя контролировать»; «все наркоманы - хорошие люди»). Развивается также и недоверие к «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).

(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которое выражается в стремлении ухода от реальности посредством специального изменения своего психического состояния (см. аддикция). Выделяют основные виды аддикций: злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, напр. алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды; участие в азартных играх, в т. ч. компьютерных; сексуальное аддиктивное поведение; переедание и голодание; «работоголизм» («трудоголизм»); длительное прослушивание музыки, голосов основанной на ритмах, манипулирование со своей психикой; нездоровое увлечение литературой в стиле “фэнтези”, “дамскими романами” и т.д. При формировании аддикции происходит редукция межличностных эмоциональных отношений. В узком смысле аддиктивное поведение ограничивается только одним видом аддикции. Аддикция и аддиктивное поведение - относительно новые понятия, и на данный момент среди психологов существует множество разногласий в его определении. Например, Ильин Е. П. под аддиктивным поведением понимает поведение, обусловленное «вредными привычками подростков и юношей». Конечно же, понятие аддикции и аддиктивного поведения гораздо шире, и, как правило его не соотносят с девиантными формами поведения. Аддиктивное поведение рассматривается большинством авторов, стоявших у начал разработки этой проблематики (Ц. П. Короленко, А. С. Тимофеева, А. Ю. Акопов, К. Chernin), как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу. Аддиктивное поведение выражается в стремлении ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами: фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний). Алкоголизм, например, как одна из форм аддиктивных реализаций рассматривается авторами (Ц. П. Короленко, А. С. Тимофеева и др.) как болезнь, к возникновению которой привели аддиктивные формы поведения. В возникновении аддиктивного поведения имеют значение личностные особенности и характер средовых воздействий. Лица с низкой переносимостью психологически дискомфортных состояний, возникающих в повседневной жизни естественных периодов спада, более подвержены риску появления аддиктивной фиксации. Такой риск также может увеличиваться при встрече с трудными, социально неблагоприятными, психотравмирующими ситуациями такими, как утрата прежних идеалов, разочарование в жизни, распад семьи, потеря работы, социальная изоляция, утрата близких или друзей, резкая смена привычных жизненных стереотипов. Роль личностного и социального факторов в возникновении деструктивных реализаций отмечалась многими авторами и ранее. A. Адлер, например, применял свое учение о комплексе неполноценности для психоаналитического, но освобожденного от сексуальной основы объяснения поведенческого деструктивизма (алкоголизм, наркомания и т. п.), который, по его мнению, развивается у человека из ощущения своей беспомощности и отчужденности от общества. Но он считал, что у алкоголика, например, развивающиеся в нем от того же комплекса ущемленности или ущербности агрессивность, конфликтность, задиристость наиболее заметно проявляются в состоянии опьянения. Так, по сути дела иногда извращенно, понимается симптоматика клинической картины опьянения, этиология которой всецело зависит от патофизиологических закономерностей работы центральной нервной системы человека, находящейся под наркотическим, токсическим воздействием алкоголя. Но, однако, несмотря на это, многими авторами отмечается личностный и социальный факторы как первопричина деструктивного поведения.

Аддикция – это назойливое желание, проявляющееся в острой потребности его совершении или выполнении какой-либо деятельности. Прежде этот термин употреблялся только к обозначению химических зависимостей (лекарственная зависимость, аддикция алкогольная, наркомания), но сейчас его активно используют для обозначения нехимических зависимостей (игровая зависимость, аддикция пищевая, шопоголизм, интернет аддикция и другие).

Аддикция характеризуется тем, что сопровождается ростом толерантности (привыкание к постоянно увеличивающейся дозе стимула) и психофизиологическими изменениями организма.

Аддикция это в психологии обозначение желания личности убежать от реального мира, с помощью «помутнения» сознания.

Аддикции и аддиктивное поведение изучаются такими науками как: аддиктология, социология, которые исследуют причины, особенности поведения аддикта и методы лечения данного состояния.

В обществе существуют некоторые приемлемые формы аддикций: медитация, творчество, трудоголизм, духовные практики, спорт. Социально неприемлемые аддикции: наркозависимость, алкоголизм, токсикомания, . Вместе с научно-техническим прогрессом развились другие аддикции: компьютерная аддикция, интернет-зависимость, зависимость от телевизора, от .

Причины аддикции

Невозможно сказать, что существует какая-то единая причина возникновения аддикции, потому что почти всегда сочетание различных неблагоприятных факторов обусловливают возникновение аддикции. Например, неблагоприятная среда, в которой рос ребенок, его низкая адаптация в различных социальных институтах, отсутствие поддержки и понимания, плюс личностные характеристики (психологическая неустойчивость, неадекватная ) способствуют развитию аддиктивного поведения. Выделяют четыре группы причин аддиктивного поведения.

Психологические – незрелость личности, постоянные стрессы, неумение вести внутренний диалог, неспособность решать проблемы, неприемлемые варианты решения проблем.

Социальные – нестабильность общества, социальное давление, отсутствие позитивных традиций.

Социально-психологические – закрепление негативных образов в , отсутствие уважения и взаимопонимания поколений.

Биологические – неосознанность происходящего, эффект стимула на организм (сильный побудительный момент) и его последствия (привыкание).

Виды аддикций

Аддикции и аддиктивное поведение направлены на потребность совершения какого-либо действия. В разнообразии аддикций можно условно выделить две категории:

1. Химическая, в нее входят физические аддикции;

2. Поведенческая включает в себя психологические аддикции.

Химическая аддикция заключается в применении разных веществ, под воздействием которых меняется физическое состояние принимающего их человека. Наличие химической аддикции наносит большой вред здоровью , приводит к органическим поражениям.

Алкогольная аддикция имеет наибольшее распространение, она исследована лучше всего. Ее наличие приводит к разрушению организма, страдают практически все внутренние органы, ухудшается психическое состояние. Наиболее сильно выражается алкогольная аддикция, когда человек неспособен пересилить безудержное стремление выпить, похмелиться, справиться с внутренним дискомфортом, с негативным отношением к миру.

В то время, когда компьютер помогает решить множество задач, интеллектуальные способности человека снижаются, что приводит к деградации разума. Также меняются личностные характеристики человека. Если ранее он был веселым и позитивным, то после постоянного нахождения за компьютером он постепенно становился педантичным, раздраженным и отрешенным. В мотивационной структуре интернет-зависимого человека преобладают деструктивные мотивы, примитивные побуждения, направленные на постоянное посещение социальных сетей, компьютерные игры, хакерство и другое.

Обладание неограниченным доступом к интернету и находящейся в нем информации усугубляет зависимость. Однако в современном мире, даже если родители пробуют ограничить доступ к интернету дома, то ребенок все равно находит способ, как ему заходить в интернет. Например, пополняя себе счет на телефоне, получает мегабайты или просит у друга телефон, сидит в компьютерном классе, ходит в интернет-клуб.

Если интернет является единственным способом общения человека с миром, тогда риск интернет аддикции может возрасти и ощущение реальности потеряется насовсем если вовремя не помочь.

Интернет-игры – это самая распространенная интернет аддикция у подростков, которая также имеет очень негативные последствия. У детей и подростков, которые предостаточно времени уделяют играм, постепенно образуется негативное восприятие мира, возникает агрессия и тревожность если нет возможности поиграть.

Общение в социальных сетях и других сервисах, созданных для общения, таит в себе немало опасности. В сети абсолютно каждый человек может найти для себя идеального по всем параметрам собеседника, такого, какого в жизни не встретишь никогда, и с которым нет нужды постоянно поддерживать общение в будущем. Это случается из-за того, что люди в виртуальном общении могут себя представить такими, какими они не являются, они слишком идеализируют свой образ, стараются быть лучше и интереснее, чем есть на самом деле. Общаясь с таким собеседником, у людей образуется зависимость и пренебрежение к общению с людьми в реальной жизни. Вместе с негативным отношением к реальному миру, появляется подавленное настроение, бессонница, скука. Другие виды деятельности после увлечения интернетом и компьютером, отходят на второй план, даются очень трудно и сопровождаются негативным настроением.

Пищевая аддикция

Пищевая аддикция имеет несколько форм выражения – переедание, голодание, нервная анорексия и булимия.

Пищевая аддикция является одновременно психологической зависимостью и физической. По мере того как пища приобретает великий аддиктивный потенциал, совершается искусственное стимулирование ощущения голода. Таким образом, каждый человек, склонный к перееданию, может создать зону повышенного обменного баланса. После приема пищи ощущение голода возникает сразу и перенести это состояние спокойно, аддиктивному человеку очень трудно. Физиологические механизмы организма рассогласовываются, поэтому аддикт начинает все подряд без разбора есть. В определенный момент у человека появляется чувство , которое нарастает после приема пищи. Под влиянием этого чувства аддикт начинает усердно скрывать свою зависимость и принимает пищу тайком, тревожная ситуация вызывает еще большее чувство голода.

В результате такого питания, у человека образуется компульсивное переедание, увеличение веса, нарушение обмена веществ, сбой работы внутренних органов, пищеварительной системы. Человек абсолютно перестает контролировать свои приемы пищи и употребляет такие объемы еды, которые могут провоцировать проблемы потенциально опасные для жизни.

Второе расстройство, которое является формой пищевой аддикции – это голодание. Зависимость от голодания может быть вызвана одним из двух основных вариантов: медицинский и немедицинский механизмы. Медицинский механизм применяется с помощью разгрузочной диетотерапии.

На первой фазе голодовки у человека могут возникать определенные трудности с постоянно возникающим аппетитом и необходимостью его подавлять.

Во время следующей фазы состояние организма изменяется. У человека пропадает бесконтрольная тяга к еде, аппетит снижается или совсем исчезает, человек ощущает, что у него появляются новые силы, второе дыхание, настроение повышается и возникает желание ощутить физическую нагрузку. Пациенты, которые дошли до этой стадии, становятся очень позитивными. Они довольные таким состоянием, даже хотят его продлить, чтобы на дольше ощущать легкость тела и организма.

Повторяется голодание без контроля медиков, самостоятельно. В результате повторного голодания у человека в определенный момент возникает состояние эйфории от воздержания от приема пищи и того насколько ему хорошо, когда он чувствует легкость. В такой момент теряется контроль и человек не начинает есть даже тогда, когда он должен был выйти из голодовки. Аддикт голодает, даже если это представляет опасность для его здоровья и жизни, человек напрочь теряет критический взгляд на свое состояние.

Лечение аддикции

Ни одна из аддикций не проходит самостоятельно, ни физическая, ни психологическая. Бездействие человека, отсутствие контроля, нежелание бороться с зависимостью, способно привести к очень печальным последствиям, которые иногда просто необратимы. В очень редких случаях человек, у которого имеется аддикция, способен попросить о помощи, но большинство не могут критически оценить свое текущее состояние. Особенно больные психологическими зависимостями – игровой, пищевой аддикциями, шопоголизмом не понимают реальный масштаб своего расстройства.

В некоторых случаях бывает, что наблюдается несколько признаков аддиктивного поведения, но точно установить оно ли это, может только психиатр, компетентный в данной области. В результате детальной беседы с пациентом, собрав семейный анамнез, подробную информацию о жизни и личности больного, врач делает вывод о наличии аддиктивного поведения. В процессе такого диагностирования, врач внимательно наблюдает за поведением клиента во время разговора, в котором он может замечать, характерные маркеры аддиктивного поведения, такие как залипание в речи или реактивность, негативные высказывания в свою сторону и другие.

Главным методом лечения аддикций является психотерапия. Если аддикция очень серьезная и долговременная, например, наркотическая или алкогольная, то может еще потребоваться госпитализация пациента с проведением дезинтоксикации организма.

В большей мере используется направление семейной психотерапии (стратегической, функциональной, структурной), поскольку проявление аддиктивного поведения возникает чаще всего под воздействием фактора неблагоприятной среды взросления, в частности, семейного неблагополучия. Психотерапевтический процесс направлен на определение факторов, которые вызвали девиантное поведение, на нормализацию отношений в семье, разработку индивидуального плана лечения.

Профилактика аддикций будет намного эффективней, если вовремя ее начать. Первым этапом в раннем предупреждении возникновения аддикции является диагностический этап, на котором выявляют склонность детей к девиантному поведению, его следует проводить в образовательных учреждениях.

Профилактика аддикций имеет большое значение, если она осуществляется еще в школе. Детям нужно рассказывать о том, какие существуют виды аддикции, причины их возникновения и последствия. Если ребенок будет осведомлен о том, какие разрушающие последствия могут быть в результате химической аддикции, он, скорее всего, не захочет употреблять алкоголь, сигареты или наркотики.

Большую роль играет пример родителей. Если родители не имеют плохих привычек, а ведут здоровый полноценный образ жизни и в том же духе воспитывают своих детей, то вероятность возникновения аддикций у ребенка низкая. Если же ребенок воспитывается в неблагополучной семье, где злоупотребляют спиртным, он имеет большую вероятность стать аддиктом.

Разговоры родителей с детьми о проблемах, поддержка в трудных ситуациях, понимание и принятие ребенка таким, какой он есть помогут избежать желания ребенка уйти из реального мира в придуманный.

На втором этапе профилактики аддиктивного поведения проходит предотвращение вовлечения детей, в частности, подростков в различные формы зависимостей, как химические, так и нехимические. На этом же этапе осуществляется информирование о методах борьбы с тревожностью, плохим настроением и стрессом, обучение техникам общения.

Следующим в реабилитации является коррекционный этап, на котором происходит коррекция и истребление вредных привычек и зависимостей. Коррекционная работа должна происходить под наблюдением квалифицированного специалиста (психотерапевта).

Профилактика аддикций может быть индивидуальная или групповая. В групповых занятиях применяются техники и тренинги личностного роста, которые предполагают коррекцию определенных негативных характеристик личности и ее поведения.

Если человек после курса лечения избавился от пагубных аддикций, следует принимать меры для его социальной адаптации в обществе, обучать техникам взаимодействия с людьми, ведению активной жизни, предотвращению рецидивов.

(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в сильной зависимости от чего-либо.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

1. Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.)

2. Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.)

3. Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Посадив человека на "эмоциональный крючок" им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата, а от эмоций. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.

В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются алкогольная аддикция, наркотическая аддикция, токсикомания, лекарственная аддикция, табакокурение, игровые аддикции, трудоголизм, компьютерная аддикци, секс-аддикции, пищевые зависимости.

Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания и это придаёт им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести от поведения граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости.

Главная причина всех аддиктивных расстройств – спорная тема, нераскрытая до сих пор.

Аддиктивное поведение с точки зрения классического психоанализа (Зигмунд Фрейд)

«Классический психоанализ рассматривает поведение индивида как результат взаимодействия трех ключевых субсистем личности: ид, эго и суперэго». Где ид – «бессознательное, психическое, оно насыщено энергией влечений и инстинктов, в первую очередь - сексуальной. Эго - психика связанная с внешним миром, управляет Ид, в соответствии с требованиями реальности. Суперэго – система ценностей, социальных норм, этики». Когда требования Эго, Ид и Суперэго, не совпадают друг с другом. И более того противоречат друг, другу возникает личностный конфликт. И если Эго не может рационально справиться с этим конфликтом, то человек включая механизмы психологической защиты. Если же механизмы психологической защиты не помогают, то человек использует объекты способные утешить его (увести в мир иллюзий, где нет проблем). Постепенно он привыкает к ним и становится зависимым от них. Так же, для понимания зависимого поведения, психоаналитики обращаются к сексуальным стадиям развития личности Так «у людей, имеющих такие проблемы, как переедание, курение, болтливость, злоупотребление спиртными напитками, психоаналитики отмечают фиксацию на оральной стадии сексуального развития (оральную фиксацию удовольствия)». А такой феномен как наркомания психоаналитики рассматривают «как мастурбацию, которая является основной формой сексуальной активности в подростковом возрасте».

Аддиктивное поведение с точки зрения эго-психологии (Э.Эриксон)

Центральной, для созданной Эриком Эриксоном, теории эгопсихологии является положение о том, что: человек за свою жизнь проходит через восемь, универсальных для всего человечества стадий. Каждая стадия наступает в определенное для нее время (так называемый критический период), а полноценно функциональная личность формируется только путем прохождения через все стадии развития. Характерная же модель поведения человека зависит от того, каким образом, он будет решать кризисы на данной стадии развития С позиций эгопсихологии зависимое поведение объясняется как неразрешенный конфликт зависимость – независимость (автономность). Так же на возникновение зависимого поведения с точки зрения эгопсихологии, влияет проблема идентификации своего Я.

Аддиктивное поведение с точки зрения индивидуальной психологии (Альфред Адлер)

«А. Адлер первым обратил внимание на феномен неполноценности как источник самосовершенствования». Он считал, что для того, что бы понять поведение человека, надо выяснить, в чем человек чувствует себя неполноценным и как он преодолевает свою неполноценность, а также какие цели он ставит при ее преодолении. Аддиктивное же поведение с точки зрения индивидуальной психологии – это бегство от реальности, вызванное стремлением человека преодолеть свой комплекс неполноценности.

Аддиктивное поведение с точки зрения феноменологического направления гуманистической психологии (Карл Роджерс)

Феноменологическое направление отрицает, что окружающий нас мир есть нечто, существующее само по себе, как неизменная действительность, сама по себе. Утверждается, что материальная или объективная действительность, это реальность сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком, в данный момент времени. Поэтому поведение человека нужно рассматривать через призму его субъективного восприятия и понимания действительности. Соответственно на возникновение аддиктивного поведение, влияет субъективная способность постигать действительность.

Аддиктивное поведение с точки зрения с точки зрения трансактного анализа (Э.Берн)

Трансактный анализ (от англ. transaction - сделка) - психотерапевтический метод, разработанный американским психиатром Эриком Берном. Берн разработал понятие «психологическая игра». Игра в трансактном анализе – это форма поведения, со скрытым мотивом, при которой один из субъектов получает психологическое или другое преимущество. Аддиктивное поведение на его взгляд, тоже является не чем иным, как своего рода психологической игрой. Например «Употребление спиртного позволяет человеку манипулировать чувствами и действиями окружающих. При этом употребление спиртного важно не само по себе, а как процесс, ведущий к состоянию похмелья».

Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. При вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру. Но все эти виды объединяют общие аддиктивные механизмы. Рассмотрим немного подробней отдельные формы аддиктивного поведения.

Виды аддиктивной реализации:

Алкоголизм. "По данным Всемирной организации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматриваемая только в медицинском аспекте, занимает третье место после сердечно - сосудистых и опухолевых заболеваний. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально - экономических последствий".

Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны. Они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом. "Появление такого состояния является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его "воспроизведению", для чего усиленно прибегает к алкоголю". "Особенно опасно возникновение механизмов аддиктивного поведения, связанное с допинг-эффектом в случаях, если последний выражается в возникновении психического состояния, субъективно облегчающего творческий процесс у лиц, занимающихся живописью, писателей, поэтов, музыкантов и др.". Нередко аддикты навязывают свой стиль поведения друзьям и близким, что происходит без всякого опасения перед возможностью возникновения стойкой алкогольной зависимости. Традиционная антиалкогольная пропаганда неэффективна, т. к. она может только закрепить уверенность аддикта в безопасности выбранного средства аддиктивной реализации, потому что собственный опыт приема алкоголя противоречит содержанию пропагандистских деклараций. В последнее время растет сеть учреждений, призывающих избавиться от алкогольной или никотиновой зависимости с помощью кодирования или других методов, не имеющих в своей основе серьезной психологической работы с причинными механизмами аддикции, адекватной личностной коррекции и поддержки. Рекламирование таких служб довольно интенсивное, но, во-первых, носит навязчивый характер, чем может спровоцировать реакцию неприятия, а, во-вторых, способствует упрочению иллюзии, что избавиться от губительной зависимости можно в любое время и без особых усилий.

Длительный прием алкоголя ведет за собой физическую зависимость. Ее характеризуют следующие признаки: явления алкогольной абстиненции ("похмельный синдром"), потеря ситуационного и количественного контроля, повышение толерантности к алкоголю в 8-10 раз по сравнению с изначальной (потребность в большей дозе для достижения прежнего эффекта). Постепенно нарушаются мнестические процессы, снижается круг интересов, наблюдаются частые перепады настроения, ригидность мышления, сексуальная расторможенность. Снижаются критика к своему поведению, чувство такта, проявляется склонность винить в своих бедах неудачный брак, работу, ситуацию в стране и т. д. Происходит социальная деградация (распад семьи, потеря работы, асоциальное поведение). По мере прогрессирования алкогольной аддикции у людей с таким стилем поведения наблюдаются сходства в мотивах деятельности, интересах, привычках, во всем образе жизни.

Наркомания . В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики (марихуановый ряд). Они быстро вызывают психологическую зависимость: ощущение кайфа, усиление воображения, физической активности, философствование. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества в виде ингалянтов (кокаин, экстази) и в виде внутривенных инъекций (героин), почти сразу же вызывающих физическую зависимость. Но не всегда путь "от марихуаны к героину и так далее вовсе не обязательное явление, часто дело начинается с алкоголя, сразу с героина или других наркотиков или марихуана так и остается "наркотиком на всю жизнь". Длительный приём марихуаны и многих других веществ (мескалин, ЛСД и др.) провоцируют психические заболевания. Наркотическая зависимость носит более выраженный характер по сравнению с алкогольной. Очень быстро вытесняется все, не относящееся к аддикции, быстрее наступает опустошенность. Возрастает интровертированность. Круг общения охватывает в основном тех, кого объединяет наркотическое пристрастие. Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков.

Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические . Приём транквилизаторов (элениум, реланиум и др.) приводит к определённой релаксации, создаётся впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своё состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинают использоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физической зависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы). Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приема транквилизаторов. Появляется ряд нарушений состояния: сонливость, трудности с концентрацией внимания, рассеянность (в связи с этим существует риск оказаться жертвой несчастного случая), подёргивание мышц рук и лица. Состояния такого рода иногда неправильно диагностируются. Злоупотребление снотворными (барбитуратами) вызывает психоорганический синдром: головные боли, нарушение памяти, плохая переносимость жары и душных помещений, головокружения, нарушения сна, явления потери контроля над дозой приёма, вследствие чего человек может погибнуть.

Психотропные препараты (психоделики) привлекают тем, что резко усиливается восприятие, особенно зрительное. Эти препараты быстро вызывают длительные изменения: иллюзии, галлюцинации, чувство того, что долго тянется время, повышенное настроение, резкая смена настроения.

Приём препаратов бытовой химии. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Нередко эти ингалянты употребляются и детьми. Эффект заключается в том, что развивается состояние "напоминающее опьянение, головокружение "взлёта", повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций". Вдыхание паров органических растворителей (бензин, аэрозоли, растворители, эфир, хлороформ, клеи и т. д.) вызывает "необратимые тяжелые поражения внутренних органов, головного и костного мозга, приводит к смертельным исходам". Возможны случаи смерти во время вдыхания в результате паралича дыхательного центра, асфиксии. Регулярные употребления приводят к стойким психическим нарушениям: ухудшение памяти, нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение сообразительности, задержка развития умственных способностей. Употребление ингалянтов сопровождается низкой успеваемостью, нарушением дисциплинарных норм, агрессией, противоправными действиями.

Сексуальное аддиктивное поведение характеризуется сверхценным отношением к сексу, восприятием лиц, к которым возникают сексуальные влечения, не как личностей со своими особенностями и стремлениями, а как сексуальных объектов. При этом очень значимым, целевым становится "количественный" фактор. Сексуальная аддикция может маскироваться в поведении нарочитой праведностью, целомудрием, порядочностью, становясь при этом теневой стороной жизни. Эта вторая жизнь постепенно приобретает все большую значимость, разрушая личность.

Формы проявления сексуальной аддикции различны: донжуанизм (стремление к сексуальным связям с как можно большим числом женщин), привязанность к порнопродукции во всем ее многообразии, разные виды извращения сексуальной активности. К последним можно отнести такие явления как фетишизм (интенсивная фиксация на каких-либо предметах, прикосновение к которым вызывает сильное сексуальное возбуждение), пигмалионизм (фиксация на фотографиях, картинах, скульптурах не порнографического содержания), трансвестизм (стремление к переодеванию в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (интенсивное сексуальное желание обнажать половые органы напоказ лицам противоположного пола, детям), вуайеризм (стремление к подглядыванию за обнажёнными или вступающими в сексуальную связь людьми). При всех этих проявлениях происходит "суррогатная подмена, нарушение настоящих эмоциональных отношений с людьми". Перед сексуальными аддиктами стоит опасность возникновения сексуальных расстройств. Их сексуальное поведение оторвано от личностного аспекта, оно притягивает и наносит вред. Кроме того, реален риск заболевания СПИД. Корни сексуальной аддикции закладываются в раннем возрасте в эмоционально холодных, дисфункциональных семьях, в семьях, где сами родители являются аддиктами, где реальны случаи сексуальной травматизации в детском возрасте.

Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры. Вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры и потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру). Состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом и постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию. Наряду с этим может происходить злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами и т. д. в целях стимуляции активности и обострения ощущений. Способствовать риску развития пристрастия к азартным играм могут дефекты воспитания в семье: гипоопека (недостаточное внимание родителей к воспитанию детей), эмоциональная нестабильность, излишняя требовательность, стремление к престижности и переоценка значимости материальных благ.

Работогольная аддикция представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов. "Как и всякая аддикция, работоголизм является бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое в данном случае достигается фиксацией внимания на работе. Работа не является здесь тем, что она представляет собой в обычных условиях: работоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа не воспринимается им лишь как одна из составных частей жизни - она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности". Развитие аддиктивного процесса при аддикции этого вида влечет за собой личностные изменения: эмоциональную опустошенность, нарушение процессов эмпатии и симпатии, предпочтение общения с неодушевленными предметами. Уход от реальности прячется за успешной деятельностью, преуспеванием в карьерных устремлениях. Постепенно работоголик перестает получать удовольствие от всего, что не связано с работой. Вне трудовой занятости возникает ощущение дискомфорта. Работоголиков отличают консерватизм, ригидность, болезненная потребность в постоянном внимании и положительной оценке со стороны, перфекционизм, излишняя педантичность, крайняя чувствительность к критике. Могут быть ярко выражены нарцистические черты, манипулятивные стратегии взаимодействия с окружающими. При полной идентификации с работой из зоны внимания выпадают личностные качества и гуманистические ценности.

Аддикции к еде. О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом, с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются вещества, стимулирующие аппетит. Таким образом, увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастание веса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высоким уровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса. Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи с особенностями профессии (бар, ресторан, столовая).

Другая сторона пищевой аддикции - голодание. Опасность кроется в своеобразном способе самореализации, а именно в преодолении себя, победе над своей "слабостью". Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой "борьбы" с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.

Таким образом, мы рассмотрели виды реализации аддиктивного поведения человека, их характеристику и причинность. В связи с видоизменением структуры психических и поведенческих расстройств и девиаций на современном этапе возникла необходимость выделения аддиктивного поведения в международной классификации болезней 10 пересмотра, которая представлена чуть ниже.