Возрастные границы кризиса средних лет. Кризис среднего возраста у женщин

Первый кризис личность переживает при переходе от юности к зрелости (17-22 года) . Он, чаще всего, вызывается двумя факторами. Во-первых , человек заканчивает профессиональное учебное заведение. Ему приходится искать работу, что само по себе не просто в наше время, когда работодатели предпочитают работников с опытом. Устроившись на работу, человек должен адаптироваться к условиям труда и новому коллективу, учиться применять полученные теоретические знания на практике (известно, что обучение в вузе, в основном, теоретическое) при этом выпускник может услышать фразу «Забудь все, чему тебя учили, и учись заново на практике». Часто реальные условия труда не соответствуют представлениям и надеждам человека, в этом случае, чем дальше от реальности были жизненные планы, тем тяжелее будет переживаться кризис.

Данный кризис часто соотносится также с кризисом семейных взаимоотношений. После первых лет брака у многих молодых людей исчезают иллюзии, романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций и ценностей, больше демонстрируются отрицательные эмоции, партнеры чаще прибегают к спекуляциям на взаимных чувствах и манипулированию друг другом («если ты меня любишь, то...»). В основе кризиса семейных отношений могут лежать агрессия в семейных отношениях, жестко структурированное восприятие партнера и нежелание принять во внимание многие другие стороны его личности (особенно те, которые противоречат сложившемуся о нем мнению). В прочных браках, как показывают исследования, доминируют мужья. Но там, где их власть слишком велика, стабильность брака нарушается. В прочных браках важна совместимость по второстепенным, а не по основным личностным характеристикам супругов. Супружеская совместимость с возрастом увеличивается. Считается, что хорошая разница между супругами - 3 года, что родившиеся в первые годы брака дети укрепляют супружеские отношения. Кроме того, исследования показывают, что мужчины чувствуют себя счастливыми в браках, где супруга на 94% похожа по физическим и личностным особенностям, по темпераменту и т.д. на их собственную мать. У женщин эти корреляции меньше, поскольку женское влияние в семье обычно сильнее, чем мужское.

Очень часто в это время отмечаются ролевые внутриличностные конфликты: например, молодой отец разрывается между ролью отца и семьянина и ролью профессионала, специалиста, делающего карь­еру, или молодая женщина должна совместить в себе роль жены, матери и профессионала. Ролевые конфликты такого типа в молодо­сти практически неизбежны, поскольку для личности невозможно жестко разграничить в пространстве и времени своей жизни саморе­ализацию в разных видах деятельности и разные формы социальной активности. Выстраивание личностных ролевых приоритетов и иерар­хий ценностей - путь разрешения данного кризиса, связанный с переосмыс­лением собственного «Я» (с установкой от детского к взрослому).

Второй кризи с часто называют кризисом 30 лет или нормативным кризисом. В тех случаях, когда объективные условия жизни не дают возможности дотянуться до необходимых «культурных высот», часто осмысляемых как «другая (интересная, чистая, новая) жизнь» (материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень родителей, бытовое пьянство, семейная психопатизация и т.п.), моло­дой человек ищет любой, пусть даже брутальный, способ вырваться из «неорганичной» среды, поскольку сам возраст предполагает знание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения - «сделать жизнь самому», по собственному сценарию. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д., обычно осмысляемом как кризис молодости.

Кстати, в средние века - времена подмастерьев, когда существовали ремесленные гильдии, молодые люди имели возможность переходить от мастера к мастеру, чтобы всякий раз осваивать и изучать нечто новое в новых жизненных обстоятельствах. Современная профессиональная жизнь предоставляет для этого мало возможностей, поэтому в экстре­нных случаях человек вынужден идти на «слом» всего достигнутого и «начинать жизнь с начала (с нуля)».

Кроме того, этот кризис для многих совпадает с подростковым кризисом их старших детей, что усугубляет остроту его переживания («я для тебя жизнь положил», «я для тебя пожертвовала молодостью», «лучшие годы отданы тебе и детям»).

Т.к. данный кризис связан с переосмыслением ценностей и жизненных приоритетов, он может проходить достаточно тяжело у людей с узкой направленностью течения жизни (например, женщина после окончания учебного заведения выполняет роль только домашней хозяйки; или, напротив, поглощена построением карьеры и осознает нереализованность материнского инстинкта).

Большинство взрослых людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе. Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается третий кризис зрелости - сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого, необходимости отказаться от явно недостижимых целей.

Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, дей­ствительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Особенно острым становится это противоречие в случае нега­тивных оценок, данных личностью своей предшествующей жизни, и необходимости выработать новую жизненную стратегию. Взрослость дает возможность человеку (еще и еще раз) «сделать жизнь» по соб­ственному усмотрению, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной.

Одновременно она преодолевает переживание того, что жизнь не во всем реализовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и возможность терпимости к про­счетам и жизненным неудачам, принятия своей жизни такой, как она складывается. Если молодость во многом живет ориентацией на будущее, ожиданием настоящей жизни, которая начнется, как толь­ко... (вырастут дети, закончу институт, защищу диссертацию, получу квартиру, рассчитаюсь с долгами за машину, достигну такой-то дол­жности и т.д.), то взрослость в большей степени ставит цели, касаю­щиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и теперь. Именно поэтому многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации.

Отмечено, что взрослые люди, по каким-то причинам не преус­певающие в своей профессии или неадекватно чувствующие себя в профессиональных ролях, всеми способами стараются избежать про­изводительного профессионального труда, но одновременно укло­ниться от того, чтобы признать себя в нем несостоятельными. Они демонстрируют либо «уход в болезнь» (чрезмерное, необоснованное беспокойство о своем здоровье, как правило, сопровождаемое убеж­дением других, что по сравнению с поддержанием здоровья «все остальное - неважно»), либо «феномен зеленого винограда» (объяв­ляется, что работа - не главное в жизни, и человек уходит в сферу непрофессиональных интересов - заботу о семье и детях, строитель­ство дачи, ремонт квартиры, хобби и т.д.), либо уход в общественную или политическую деятельность («сейчас не время корпеть над кни­гами...», «теперь каждый человек как патриот должен...»). Люди, ре­ализующиеся в своей профессии, значительно менее заинтересованы в таких компенсаторных формах активности.

Если ситуация развития неблагоприятная, имеет место регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости: появляется чрезмер­ная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению. Казалось бы, объективно человек по­лон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профес­сию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь - наполненной смыслами. В этом случае, как пишет Э. Эриксон, человек рассматривает себя как свое собственное и един­ственное дитя (а если есть физическое или психологическое неблаго­получие, то они этому способствуют). Если условия благоприятствуют такой тенденции, то происходит физическая и психологическая инвалидизация личности, подготовленная всеми предшествующими стади­ями, если соотношения сил в их течении складывались в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить (создавать) вещи, в которые вложена часть неповторимой индивидуальности, помогают преодолевать возникшую самопоглощенность и личностное оскудение.

Следует отметить, что на переживание кризиса влияет привычка человека сознательно организовывать свою жизнь. К 40 годам у человека накапливаются признаки старения, ухудшается биологическая саморегуляция организма.

Четвертый кризис переживается человеком в связи с выходом на пенсию (55-60 лет ). Существует два типа отношения к выходу на пенсию:

    Одни люди рассматривают пенсию как освобождение от надоевших ненужных обязанностей, когда наконец-то можно посвятить время себе и своей семье. В данном случае выход на пенсию ждут с нетерпением.

    Другие люди переживают «шок отставки», сопровождаемый пассивностью, отдалением от окружающих, чувством невостребованности, потерей уважения к себе. Объективными причинами такого отношения являются: отдаление от референтной группы, потеря важной социальной роли, ухудшение материального положения, отделение детей. Субъективными причинами – неготовность перестроить свою жизнь, неумение заполнить время чем-то иным, помимо работы, стереотипное восприятие пожилого возраста как конца жизни, отсутствие в жизненной стратегии приемов активного преодоления трудностей.

Но следует отметить, что и для первого личностного типа, и для второго выход на пенсию означает необходимость перестройки собственной жизни, что создает определенные трудности. Кроме того, кризис усугубляется биологическим климаксом, ухудшением здоровья, появлением возрастных соматических изменений.

Исследователи этого периода жизни особо отмечают возраст око­ло 56 лет, когда люди, находящиеся на пороге старения, пережива­ют чувство, что можно и нужно еще раз преодолеть трудное время, попытаться, если надо, что-то изменить в собственной жизни. Боль­шинство стареющих людей переживают этот кризис как последнюю возможность реализовать в жизни то, что они считали смыслом или целью своей жизни, хотя некоторые, начиная с этого возраста, начи­нают просто «отсиживать» время жизни до смерти, «ждать своего часа», считая, что возраст не дает шансов серьезно что-то изменить в судьбе. Выбор той или иной стратегии зависит от личностных качеств и тех оценок, которые личность дает собственной жизни.

Выводы:

    Границами взрослости считают 18-22 (начало профессиональной деятельности) – 55-60 (выход на пенсию) лет с подразделением ее на периоды: раннюю зрелость (молодость) (18-22 – 30 лет), среднюю зрелость (взрослость) (30 – 40-45 лет) и позднюю зрелость (взрослость) (40-45 – 55-60 лет).

    В ранней зрелости формируется индивидуальный жизненный стиль и стремление организовать свою жизнь, включающее поиск партнера для жизни, приобретение жилья, освоение профессии и начало профессиональной жизни, стремление к признанию в референтных группах и к близким дружеским связям с другими людьми.

    Сферами, оказывающими наибольшее влияние на личностное развитие и удовлетворенность собой в средней зрелости, являются профессиональная деятельность и семейная жизнь.

    Поздняя зрелость связана со старением организма – физиологическими изменениями, наблюдающимися на всех уровнях организма.

В зрелости человек переживает ряд кризисов: при переходе к ранней зрелости (17-22 года), в 30 лет, в 40 лет и при выходе на пенсию (55–60 лет).

Возрастная периодизация - от рождения до смерти определяет возрастные границы этапов в жизни человека. Принятая в обществе система возрастной стратификации.
Деление жизненного цикла на возрастные категории менялось со временем. В настоящее время можно выделить следующие системы отсчета:
1. Индивидуальное развитие (онтогенез «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления как «стадии развития» «возрасты жизни» и концентрируется на возрастных свойствах.
2. Связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система задает «возрастные страты» «возрастные группы» «поколения».
3. Представление о возрасте в культуре. Тут используются такие понятия как «возрастные обряды» и пр.
Периодизация жизни позволяет структурировать события человеческой жизни выделить её ступени, что облегчает её анализ.
Каждый период в той или иной степени изучен, что позволяет сопоставить индивидуальную жизнь с нормами и возможными границами, оценить качество жизни и выделить проблемы, часто скрытые.
Наиболее разработана периодизации детского и юношеского возраста. Большой вклад в исследование возрастов внесли советские учёные.
Согласно взглядам Л.С. Выгодского (см. alphe-parenting.ru) периодизация - процесс развития ребёнка как переход между возрастными ступенями на которых происходит плавное развитие через периоды кризисов.
Кризис - переломный пункт в нормальном течении психического развития. Однако в действительности кризисы не являются неизбежным спутником психического развития. Неизбежны не кризис, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот - это свидетельство не состоявшегося в нужном направлении сдвига.
Существуют:
1. Кризисы социализации (0, 3 года, 12 лет), наиболее острые.
2. Кризисы саморегуляции (1года, 7лет, 15 лет). Имеют яркий поведенческий рисунок.
3. Нормативные кризисы (30 лет, среднего возраста - 45лет и последний, связанный с осознанием старения).

Могут иметь место разные личностные кризисы, связанные с условиями существования и с особенностями личности.
Каждый позитивно разрешённый кризис способствует более лёгкому и позитивному протеканию следующего и наоборот: отказ от разрешения поставленной задачи обычно приводит к более острому прохождению последующего кризиса.
Для анализа жизненного пути удобно выделить 5 стадий, а в них 10 периодов жизни (см. табл).

Стадия

Возраст

Период

Кризис

I.Ранее детство

0-3 года

1. Младенчество (0-1 год)

Новорожденности (0-2 месяца)

2. Младший возраст (1-3 года)

Кризис 1 года

II. Детство

3-12 лет

3. Старший дошкольный период (3-7 лет)

Кризис 3 лет

4. Младший школьный период (7-12 лет)

Кризис 7лет

III. Отрочество

12-19 лет

5. Подростковый период (12-15 лет)

Подростковый кризис 12 лет

6. Юношеский период (15-19 лет)

Юношеский кризис 15 лет

IV. Взрослость

19-60 лет

7. Молодость (19-30 лет)

8. Средний возраст (30-45 лет)

Кризис среднего возраста

9. Зрелость (45-60 лет)

V. Старость

10. Начальный период старости (за 60 лет)

Кризис подведения итогов

Периоды жизни аналогичны фазам психосоциального развития Э. Эриксона. Детально характеристика возрастов и кризисов изложена, в частности, на сайте alphe-parenting.ru. Там дана описание каждого возраста и кризиса по следующим параметрам: х-ка возраста, сфера деятельности, протекание, причина кризисов и его результат к концу периода, ведущие потребности и сфера деятельности, уровни привязанности и др.
Следует отметить, что в реальности периоды и время кризисов строго не фиксированы. Их границы условны.
Характеристика периодов и кризисов реальной жизни, приводимой далее для иллюстрации, будет сопоставляться с их научной характеристикой.


Что это за кризис и существует ли он на самом деле?


Эта статья посвящена прекрасной половине человечества.

По сути, добрая половина человеческой жизни состоит из кризисов.

Что такое кризис?

Кризис - это состояние глубокой неудовлетворенности одной или несколькими сферами жизни, ощущение тупика и непонимание, как из этого тупика выйти. Кризис сопровождается стремлением человека что-то сделать, чтобы наладить свою жизнь, однако вопрос: что именно для этого сделать, долго остается без ответа. Продолжительные и часто мучительные поиски ответа не приносят позитивных результатов. Внутренне состояние кризиса переживается болезненно, как состояние "все плохо", "все рушится", "то, что есть - не устраивает" и сопровождается раздражительностью и внутренними метаниями.

Когда наступает кризис среднего возраста у женщин и в чем он заключается?

В психологической литературе вы найдете довольно расплывчатый ответ на этот вопрос, суть которого сводится к тому, что после 30 и до 45 лет женщина переживает кризис среднего возраста.

Другие статьи на эту тему: "Зима моей жизни или Как пережить кризис среднего возраста" ,
"Не телом Единым" (что происходит с телом женщины в период кризиса среднего возраста"

По моему опыту, есть несколько моделей и причин возникновения кризиса среднего возраста у женщин.

1.
Если у женщины к 30-35 годам неустроена личная жизнь, если она еще не родила ребенка, то внутренний голос (а часто это еще и голоса родных и близких) начинает бьет тревогу:

Тебе уже, а ты еще не,
- Потом может быть поздно,
- Так и останешься одна,
- У всех есть семьи и дети, а ты чем хуже?
- Надо успеть вскочить в последний вагон...

Женская "неустроенность", а точнее, нереализованность, как суперважная потребность начинает обесценивать все то, чего женщина уже достигла. В ее жизни начинается переоценка внутренних ценностей и приоритетов. Если в юности девушка была нацелена на деловой успех, то к 30-35 годам ее целью становится создание семьи и рождение детей.
Однако такой "переход" дается непросто в силу наработанных женщиной мужских качеств, отсутствия умения подстраиваться под мужчину и непонимания, что для поставленной цели нужен не столько "переход", сколько внутренний "переворот". А кто же добровольно отдаст скипетр и державу?
Начинается период метаний: настоящие мужчины перевелись или давно женаты, остались только слабаки, с кем создать семью, от кого родить ребенка, что делать?..

2.
Если женщина посвятила себя семье, если годами ее жизнь состояла главным образом из домашних хлопот, забот о детях и, конечно, о муже (причем, муж неслучайно попал в конец этого списка), то кризис среднего возраста подкрадывается к ней, когда дети становятся самостоятельными и "вылетают" из "гнезда". Увы, "гнездо" бывает по-настоящему опустошенным, если вместе с детьми из него "вылетает" и муж.

Женщина остается наедине с самой собой, а поскольку она привыкла посвящать всю себя членам семьи, то ощущает свою ненужность, опустошенность. Кризис такой женщины заключается в утрате смысла жизни. Но вместо того, чтобы направить свои усилия на его обретение, она погружается в саможаление, самообвинение и депрессию.

Если же муж остается на прежнем месте, то временами может казаться, что рядом - совсем чужой человек. Всплывают темы семейных конфликтов, которые прежде замалчивались, откладывались и не решались.
Если же скопившиеся проблемы придется решать (это больно и неприятно), то неудачные «разборки» могут привести к разводу. Чтобы избежать опасных выяснений, женщина (не только мужчина) может обратить внимание в сторону, на другого партнера. Мужчины чаще уходят к молоденьким девушкам, чтобы продлить свою молодость, женщины либо поступают также, либо выбирают более состоятельного партнера, чтобы ощутить социальную стабильность.

3.
Другая модель возникновения кризиса среднего возраста у женщин связана темой женственности. Провокаторами кризиса могут стать изменения во внешности, гормональные перемены, "женские" болезни, ощущение - "что-то очень важное так и не раскрылось".
Интуитивное понимание, что качество жизни могло быть совсем иным - наполненным любовью, удовольствием, нежностью, мягкостью, тягучестью, создает ощущение нераспустившегося цветка.
Тогда кризис среднего возраста становится шансом открыть в себе новую женственность (ведь в ежедневной суете обнаружить ее было некогда).

4.
Принято считать, что у мужчин кризис среднего возраста - это кризис собственной состоятельности и отсутствия целей. У современной женщины ближе к 40 годам эта тема также может стать причиной кризиса среднего возраста.
Неудовлетворенность своими достижениями, переоценка своих возможностей (ведь многие из них уже упущены) создают длительное напряженное эмоциональное состояние. Положение усугубляется еще и тем, что после 45 женщин неохотно берут на новую работу, считая немотивированными сотрудниками. Заработная плата в этом возрасте бывает ниже, чем у молодежи, несмотря на разницу в интеллекте и профессиональном опыте.

Кризис среднего возраста может вызвать ощущение, что время не бесконечно, и тогда особенно остро чувствуется необходимость осознать: «Для чего я живу? Туда ли иду? Чего еще я хочу добиться? Что сделать теперь главным в своей жизни?» От того, как вы ответите на эти вопросы, зависит направление вашей дальнейшей жизни. Кто-то меняет профессию, кто-то разводится, кто-то выходит замуж, кто-то рожает ребенка, кто-то заводит любовника, кто-то учится рисовать, лепить, плести бисером и т.д.

Продолжение следует.
Еще читать: "Не телом единым"

3. Факторы разрешения кризиса

Список литературы

1. Общая психологическая характеристика периода середины жизни

Периодом средней взрослости в психологии принято называть промежуток в жизни человека от 35 до 45 лет. Границы данного возрастного периода не фиксированы. Некоторые исследователи к среднему возрасту относят и 30, и 50-летних .

В 40-50 лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психически переносят крайне тяжело. У многих начинают появляться проблемы со здоровьем .

Отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.

Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие определенных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста.

Текучий интеллект максимального развития достигает в юности, в период же средней взрослости его показатели снижаются. Максимальное развитие кристаллизованного интеллекта становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости.

Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.

Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходящих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точность обработки информации снижается, способность пользоваться информации остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленнее, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.

Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека.

Развитие аффективной сферы человека в этом возрасте протекает неравномерно.

Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываться о том, что он смертен и что его время уходит.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста.

Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.

кризис средний возраст психологический

В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок, и детерминирует все взаимодействия. Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей.

Ведущим видом деятельности средней взрослости можно назвать труд, успешную профессиональную деятельность, обеспечивающую самоактуализацию личности.

2. Характеристика кризиса среднего возраста

Как считал К. Юнг, чем ближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы, принципы поведения . Однако слишком часто социальное утверждение происходит за счет потери целостности личности, гипертрофированного развития той или иной ее стороны. Кроме того, многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости. Поэтому в 35-40 лет учащаются депрессии, те или иные невротические расстройства, которые и свидетельствуют о наступлении кризиса. По мнению Юнга, сущностью этого кризиса является встреча человека со своим бессознательным. Но для того чтобы человек мог встретиться со своим бессознательным, он должен осуществить переход от экстенсивной позиции к интенсивной, от стремления расширить и завоевать жизненное пространство - к концентрации внимания на своей самости. Тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния.

Близкие взгляды на сущность кризиса "середины жизни" высказывал Б. Ливехуд . Он называл возраст 30-45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей - это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой - продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случае он становится "к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом".

Большое значение кризису среднего возраста придавал Э. Эриксон . Возраст 30-40 лет он называл "десятилетием роковой черты", главными проблемами которого является убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет - это время исполнения данных когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия.

М. Пек обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой . Причину этого он видит в трудности расставания с выношенными идеями, привычными методами работы, ракурсами, с которых привычно смотреть на мир. Многие люди, по мнению Пека, не хотят или не способны выдержать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они переросли. Поэтому они цепляются за старые стереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис.

Эмоциональные процессы, сопровождающие кризис среднего возраста. Прежде всего, для кризиса характерны депрессивные переживания: достаточно стойкое снижение настроения, негативное восприятие актуальной ситуации. При этом человека не радует даже то объективно хорошее, что реально имеется.

Основное чувство - это усталость, усталость от всего - семьи, работы и даже детей. Причем чаще всего реальная жизненная ситуация не вызывает усталости. Поэтому можно сказать, что это эмоциональная усталость, хотя нередко сам человек считает ее физической.

Кроме того, люди ощущают снижение интереса или удовольствия ко всем событиям, апатию. Иногда человек может чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Нередко встречаются горькие сожаления по поводу собственной никчемности, беспомощности.

Особое место занимают переживания, связанные с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Появляется устремленность в прошлое. Молодость кажется наполненной радостью и удовольствием в отличие от настоящего. Иногда наблюдается желание вернуться в молодость, прожить жизнь еще раз, не повторяя сделанных ошибок. У некоторых людей можно заметить перекос между восприятием прошлого и будущего. Будущее ими воспринимается более коротким и менее наполненным значимыми событиями, чем прошлое. Возникает субъективное восприятие законченности жизни, близости ее конца.

Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей. Иногда тревога становится настолько сильной, что люди совсем перестают строить планы на будущее, думают только о настоящем.

Меняются взаимоотношения в семье. Повышается раздражительность, конфликтность. Частыми становятся размышления о собственной востребованности, которые могут сопровождаться укорами в адрес близких и вызыванием у них чувства вины. Иногда возникает страх взросления собственных детей, поскольку в связи с этим теряется ощущение собственной нужности.

Примерно в этом возрасте происходит подсчет жизненных итогов и сличение его с собственными мечтами и планами, с одной стороны, и общепринятыми стереотипами достижений - с другой. Женщина торопится родить ребенка, если не сделала это ранее. Мужчина пытается успеть совершить желаемый профессиональный рост. По-иному начинает ощущаться время, темп его субъективно ускоряется, поэтому и достаточно распространен страх не успеть. Могут появиться первые сожаления, что надо было строить свою жизнь совсем по-другому.

Убывание физических сил и привлекательности одно из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагался на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Но многие люди находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт; они приобретают мудрость.

Второй главный вопрос среднего возраста это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере тoгo, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе. С другой стороны, в художественной литературе встречается немало примеров тoгo, как мужчина или женщина средних лет продолжают рассматривать каждого человека противоположного пола как потенциального сексуального партнера, взаимодействуя с ним только в одном измерении "притяжения отталкивания", а людей одного с ними пола рассматривают как "соперников". В более удачных случаях достижения зрелости, другие люди, принимаются как личности, как потенциальные друзья. "Социализация" замещает в отношениях с людьми "сексуализацию", И эти отношения нередко обретают "ту глубину в понимании, которую прежняя, более эгоцентричная сексуальная установка до известной степени блокировала" .

Согласие в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает "способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку, и от деятельности к деятельности" . Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной по мере того, как умирают родители, подрастают и покидают дом дети. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям и ведет к тому застою, о котором писал Эриксон.

Другой вид гибкости, который также необходим для удачнoгo достижения зрелости, это "духовная rибкость". Среди людей зрелого возраста существует тенденция к растущей ригидности во всех взглядах и действиях, к тому, чтобы делать свои умы закрытыми для новых идей. Это умственная жесткость должна быть преодолена или она перерастет в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жесткие установки ведут к ошибкам и к неспособности воспринимать творческие решения проблем.

Стабилизация. Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни всякого человека.пpyг, друзья и дети приобретают все большее значение, а собственное Я все более лишается cвoeгo исключительнoгo положения. Наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть и меньше думать о вещах, которых никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным. Все эти изменения знаменуют собой следующую стадию развития личности, период "новой стабильности".

Для многих процесс обновления, который начинается тогда, когда они сказываются перед лицом своих иллюзий и упадка физических сил, в конце концов приводит их к более спокойной и даже счастливой жизни. После 50-ти проблемы здоровья становятся более насущными и возникает растущее сознание, что "время уходит". Если не считать крупных экономических проблем и проблем, связанных с болезнями, то можно сказать, что 50-ые годы жизни человека продолжают те новые формы стабильности, которые были достигнуты в течение предыдущего десятилетия.

Факторы, затрудняющие разрешение кризиса :

проекция кризиса человеком на свое окружение, а не на самого себя;

страх изменений.

Факторы, способствующие благоприятному разрешению кризиса . Фактор, облегчающий благополучное разрешение кризиса, - это умение быть счастливым, т.е. находить радость и получать удовольствие от имеющейся ситуации. Как правило, основными источниками счастья являются отношения близости, а также возможность творчества. При этом творчество может проявляться как в семейной, так и в профессиональной сфере.

Важным фактором, способствующим успешному разрешению кризиса, является также способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем. Эта способность формируется в юности при решении конфликта между необходимостью думать о будущем и желанием получать удовольствия от настоящего. Хотя, безусловно, в течение последующей жизни под влиянием тех или иных обстоятельств он может нарушаться или, наоборот, формироваться.

По мнению Д. Левинсона, решение кризиса обычно происходит через признание жизненных ограничений и необходимостей, как в профессиональной, так и в семейной сфере. Это ведет обычно к возрастанию самодисциплины, организованности, концентрации усилий вокруг желаемых изменений. Многие обращаются к повышению уровня своего образования. Сейчас становится распространенным получение второго высшего образования. Таким образом, развитие профессиональной карьеры остается основной задачей при переходе 30-летия. Однако существует мнение, что это характерно только для мужчин. У женщин же часто происходит переключение интереса с достижения профессионального успеха на получение удовлетворения от личных, в том числе внутрисемейных, взаимоотношений.

Для современной России характерен такой вариант ухода от разрешения кризиса, как обращение к религии. Многие люди обращаются к религии, реализуя отнюдь не религиозную потребность, а желание восполнить одиночество, получить поддержку, утешение, уйти от ответственности или решить какие-либо другие нерелигиозные проблемы.

В заключение обсуждения проблемы кризиса среднего возраста нужно подчеркнуть, что его переживание обогащает человека и является необходимой ступенью развития в зрелости.

Список литературы

1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - М., 2004.

Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. - М., 2004.

Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.

Психология зрелости. Учебное пособие по возрастной психологии / под ред.Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. - 768 с.

Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 651 с.