"я просто не хотел быть нерусским".

К 25-летию кончины
протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983)

В этом году (статья написана в 2008 г. – прим ред.) отмечается двадцатипятилетие кончины отца Александра Шмемана, бывшего прислужника и иподиакона при нашем соборе, ставшего уже давно всемирно известным православным богословом. Сам отец Александр никогда ниоткуда не эмигрировал, как он сам любил вспоминать, но все же принадлежал русской парижской эмиграции, которая его и воспитала, и сформировала. В дневниках отец Александр трогательно, с почтением и благодарностью вспоминает своих воспитателей и наставников, в частности, генерала Римского-Корсакова, который передал ему любовь к русской литературе.

Однако не только кадетский корпус сыграл роль в воспитании отца Александра; с ранних лет со своим братом Андреем он прислуживал в соборе святого Александра Невского при митрополите Евлогии, а затем при митрополите Владимире под руководством Петра Евграфовича Ковалевского. Именно здесь, в соборе, отцу Александру открылся церковный мир, красота богослужения, предвосхищение Царствия Божьего, что будет впоследствии главной темой его богословской работы и мысли.

То, что получил отец Александр в годы юности в лоне русской эмиграции, в лицее и в Парижском университете, легло в основу его широкого мировоззрения и зародило в нем удивительную способность независимого и глубокого творчества. Завершением образования отца Александра были те годы, которые он провел в Парижском Свято-Сергиевском Богословском Институте. Тогда еще преподавали светила мирового богословия, и отец Александр впитал все наилучшее, что можно было почерпнуть тогда в эмигрантских условиях. В эту эпоху отец Александр уже сосредоточился на двух предметах, которые он не переставал углублять: церковной истории и литургике. Интерес к этим дисциплинам заложили в нем Антоний Карташов, архимандрит Киприан Керн и отец Николай Афанасьев. В те годы отцу Александру открылось глубокое убеждение, что Церковь жива именно в Литургии и Литургией, т.е. Евхаристией.

В 1951 г. отец Александр стал профессором, а затем деканом Свято-Владимирской семинарии под Нью-Йорком и преподавал в основном литургическое богословие. Впоследствии отец Александр написал известный труд « Евхаристия – Таинство Царства», который способствовал радикальному переосмыслению восприятия Евхаристии и, в частности, эффективного участия в ней народа. Эта книга облетела весь православный мир и сыграла большую роль в евхаристическом возрождении нашего времени. Этой замечательной книге вторит не менее известная книга о Великом Посте.

Будучи исключительно одаренным человеком, обладая незаурядными способностями, тонким чутьем и большим чувством юмора, отец Александр видел, что главнейшей задачей православных, оказавшихся на Западе, является благоустройство поместной Церкви. Именно в Америке отцу Александру удалось развить эту идею. Поэтому важнейшим событием и достижением Православия в Америке благодаря поддержке и трудам отца Александра было основание Автокефальной Православной Церкви в Америке в 1970 г.

Трудно охватить все творчество отца Александра; им написаны многочисленные статьи, брошюры, книги, на ясном языке, вполне приемлемом для широкого круга читателей. Отец Александр был блестящим оратором, замечательно и увлекательно для слушателей читал доклады. Его участие в съездах РСХД было всегда событием, привлекавшим много народу. Большую работу провел отец Александр на радио Свобода, где им были прочитаны сотни передач на русском языке. Их даже теперь можно еще прослушивать на некоторых сайтах. Своими передачами отец Александр тронул в свое время самого Солженицына, открыв ему самому глубину его творчества. Впоследствии отец Александр и Солженицын неоднократно встречались во время пребывания Александра Исаевича в Америке.

Отец Александр любил семейную жизнь, о которой много рассказано им самим в «Дневниках», недавно изданных в Москве и произведших большое впечатление не только на людей церковного мира, но и на весьма широкий круг читателей. Самой большой радостью для него было собираться своей семьей, в окружении детей и внуков. Регулярные поездки в Париж становились некоторым ритуалом, которые, кроме радости общения со своими родными, позволяли ему снова погрузиться в любимый Париж, совершить любимые прогулки, побывать в Шартре, пообщаться со старыми друзьями и непременно посетить родную колыбель - собор святого Александра Невского.

Воспоминания об Андрее Дмитриевиче Шмемане

7-го ноября 2008 г. тихо скончался на 88-м году жизни Андрей Дмитриевич Шмеман, бывший Главный начальник Национальной Организации Витязей (НОВ). Отпевание состоялось 10-го ноября в соборе святого Александра Невского при большом стечении народа, при наряде витязей и вожатых в форме, при знаменах. Отпевание совершали три епископа с сонмом духовенства. Погребение состоялось на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. После погружения гроба в могилу громогласно звучали "Коль Славен" и гимн Витязей. В русском доме состоялись поминки, на которых многие выступили со словом в память усопшего.

Андрей и Александр Шмеманы родились в Ревеле в 1921 г. в семье офицера Семеновского полка Дмитрия Николаевича Шмемана и Анны Тихоновны Шмеман (Шишковой). Семья эвакуировалась из России с армией генерала Юденича и нашла убежище со многими другими в Эстонии. Вскоре семья Шмеман переехала в Париж, где окончательно устроилась после краткого пребывания в Белграде.

Братья Шмеман учились в кадетском корпусе имени Николая II в Верьере, откуда корпус переехал позже в Версаль в хороший большой особняк с парком и плацом. В эти годы братья Шмеман посещали собор святого Александра Невского в Париже и начали там прислуживать под управлением Петра Евграфовича Ковалевского, основавшего братство иподиаконов. Здесь на богослужениях, возглавляемых митрополитом Евлогием, братья Шмеман полюбили благолепие служб и на всю жизнь прониклись любовью к Церкви, к красоте богослужений. Оба были рукоположены в иподиаконов митрополитом Евлогием в 1940 г.
В корпусе братья Шмеманы получили прекрасное образование, они неоднократно вспоминали беседы генерала Римского-Корсакова о русской литературе, в частности о поэзии. В эту эпоху уже работали молодежные организации, в частности РСХД и при нем Дружина Витязей, основанная Николаем Федоровичем Федоровым в 1926 г. Братья Шмеманы тоже посещали дом № 10 на улице Монпарнасс, где был центр молодежной деятельности. Учение Андрей закончил в начале войны в русской гимназии, а Александр в лицее Карно.

Как известно, Александр поступил в Свято-Сергиевский Богословский Институт и в 1946 г. был рукоположен во священника, будучи некоторое время преподавателем Истории Церкви, помощником профессора Карташова. В 1951 г. отец Александр уехал с семьей в Америку. Андрей остался во Франции и был активен в НОВ. После войны он поступил на работу в известную парижскую картинную галерею.

После смерти митрополита Евлогия Андрей Дмитриевич был иподиаконом при митрополите Владимире и заслужил полное доверие. Таким образом, в 1952 г., в момент некоторой смуты в приходе Знамения Божьей Матери, Андрей Дмитриевич был назначен митрополитом Владимиром (Тихоницким) старостой в этом приходе и уже позже избранным пребывал на этом посту до 2005 г. Кроме приходской деятельности, Андрей Дмитриевич был также многие годы членом епархиального совета и казначеем епархии.

Андрей Дмитриевич был долгие годы членом Обще-кадетского Объединения, в котором состояли в основном кадеты Российский Кадетских Корпусов, среди них было много офицеров – участников Белого Движения. Собирались преимущественно в нашем приходе. В конце семидесятых годов это объединение закрылось. Впоследствии, в девяностых годах, Андрей Дмитриевич решил возобновить Кадетское Объединение с кадетами Версальского корпуса, через который прошло примерно 300 человек. Кроме того, в восьмидесятых годах Андрей Дмитриевич был привлечен в правление Земгора – одной из главных благотворительных организаций Зарубежья. Андрей Дмитриевич был активным членом Общества ревнителей памяти Николая II.

Для завершения этого краткого очерка надо подчеркнуть некоторые черты характера Андрея Дмитриевича. Это был крайне внимательный и добрый человек, муж и отец, семьянин, старался помогать всем неимущим, которые являлись к нам в храм за помощью. Прекрасный оратор, он любил веселую компанию, любил попеть, пошутить, но был и строгим, когда это надо было. Вся его жизнь была ознаменована преданностью Церкви, России и служением ближнему.

Название:
Оригинальное название: Последний подданный Российской империи. Андрей Шмеман
Год выхода: 2013
Жанр: Документальный, биография, эмиграция, политика, история
Режиссер: Валерий Дёмин, Людмила Дёмина

Андрей Шмеман всю жизнь прожил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, что сделало его пребывание на французской земле крайне сложным. Андрей Шмеман - сын офицера лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрия Николаевича Шмемана. В 1919 году Дмитрий Шмеман покинул Россию вместе с войсками Юденича. Андрей и его брат Александр родились уже в Ревеле (ныне Таллин) в 1921 году. В 1929 году Шмеманы переехали во Францию...
Более полувека Андрей Шмеман являлся старостой Знаменской церкви в Париже, был иподиаконом. Стал одним из инициаторов создания общественной организации "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе" и всегда оставался убежденным сторонником возвращения эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви. В 2004 году Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился с одним из старейших русских эмигрантов, последним подданным Российской империи, 82-летним Андреем Шмеманом, и вручил ему российский паспорт.

Снято: Россия, АНО "Дирекция президентских программ"
Продолжительность: 00:39:30
Озвучивание: Русский

Формат: avi
Качество: SATRip
Видео: XviD, 1200 Кбит/с, 704x512
Аудио: MP3, 2 ch, 128 Кбит/с
Размер файла: 379 МБ

ПОСЛЕДНИЙ ПОДДАННЫЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В 2004 году Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился в Канне с одним из старейших русских эмигрантов "первой волны", последним подданным Российской империи, восьмидесятидвухлетним Андреем Шмеманом и вручил ему российский паспорт. "Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что наконец обрел Родину", - сказал Андрей Дмитриевич.

Андрей Шмеман всю жизнь прожил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. Нансеновские паспорта были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года.

В одном из интервью Андрей Дмитриевич вспоминал: "Я долго, пока мог, оставался с нансеновским паспортом, а потом и его отобрали. Теперь у меня такой общий для всех беженцев документ. Я никогда не считал свое желание оставаться русским каким-то героизмом, но я просто не хотел быть нерусским. С этим паспортом политэмигранта я могу ездить по всему миру, но не могу ехать в Россию, потому что тогда мой статус, так сказать, закончится. Но французы эту проблему обходят и дают для поездки в Россию специальные документы. По этому поводу возникали трудности на российской границе. Когда я с семьей приезжал в Петербург, моя жена и дочери прошли таможню легко, как французы. А мне сказали: "Посидите, пожалуйста". Я ждал полчаса, дочь моя осталась со мной, боялась, что упекут меня куда-нибудь, но потом выходит их директор, извиняется и говорит: "Простите, что мы заставили ждать, но такой бумаги мы никогда не видали".

Все эти годы он сохранял статус беженца. Такого рода решение сделало пребывание Андрея Дмитриевича на французской земле крайне сложным - он был автоматически лишен многих социальных и иных преимуществ. Не имея местного паспорта, трудно было сделать и профессиональную карьеру. Поэтому в течение всей жизни он работал администратором небольшой картинной галереи, но в то же время уделял много сил и труда социальной помощи людям из русской эмиграции.

Андрей Шмеман - последний классический "белоэмигрант" (воспользуемся этим советским определением). Поэтому в каком-то смысле жизнь этого подданного Российской империи - одна из последних страниц той истории и тех людей, которые старались продлить ее жизнь и традиции вдали от родной земли. А почему судьбе было угодно, чтобы именно его имя оказалось среди последних записей истории почти забытой эпохи - судить не нам.

Андрей Шмеман - сын офицера лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрия Шмемана, за доблесть и боевые подвиги награжденного многими медалями и орденами в Первую мировую войну. Его мать Анна Шишкова - дочь директора Крестьянского банка в Самаре Тихона Шишкова. Род Шишковых - древний, корнями уходящий в XV век. Дед Николай Шмеман - известный государственный деятель, действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета.

В 1919 году Дмитрий Шмеман покинул Россию вместе с отступившими от Петрограда войсками Юденича. Андрей и его брат Александр родились уже в Ревеле (ныне Таллин). Русские эмигранты бежали, спасая свою жизнь, у многих из них в эмиграции не оказалось ни средств, ни имущества, у большинства не было мирных профессий.

Поначалу отец Андрея и Александра Дмитрий Шмеман играл в ресторане "Европа" на скрипке, часто задерживался допоздна, что не нравилось его жене. Андрей Дмитриевич вспоминал, что отец часто играл для них с братом на ночь.

В 1929 году Шмеманы переехали во Францию, и в Париже скрипка "случайно" была сломана матерью Андрея. После переезда Дмитрий Шмеман устроился торговать бензином на бензоколонке, на которой часто заправлялись русские таксисты. С ними у него сложилась довольно веселая компания. Неподалеку было кафе, где они часто сиживали. Нельзя сказать, что работа была обременительной, но денег это приносило мало.

Дмитрий Шмеман, тогда уже немолодой, должен был на велосипеде ездить на работу. Туда еще он как-то спускался под горку, а обратно приходилось идти пешком и тащить велосипед за руль. Мать Андрея Дмитриевича стала служить гувернанткой. И успешно, ее очень любили. Но все это, конечно, позволяло лишь сводить концы с концами. Но по тем временам такое положение дел семьи Шмеманов в среде русских эмигрантов считалось очень даже хорошим. Те деньги, которые они зарабатывали, позволили отдать Андрея и Александра в кадетский корпус.

Часто Андрей Дмитриевич вспоминает своего деда Николая Шмемана и то, как он был дружен в Париже с Владимиром Николаевичем Коковцевым - в дореволюционной России он был председателем Совета министров (после Столыпина). Они садились друг против друга и говорили: "Ваше превосходительство, как бы Вы прошли от этого пункта в такой-то пункт?" – и рассказывали друг другу о петроградских улицах, по которым мысленно проходили. У отца Андрея Шмемана, который тоже участвовал в этих играх, был козырь - он родился в каком-то переулке, которого практически никто не знал. Так они проводили время.

Внешне Николай Шмеман был очень представительным, с орденом Почетного легиона, который в то время еще ценился. Когда он переходил улицу, такой импозантный, с орденом в петлице, ему прохожие бросались помогать. Когда он умер, французы прислали предложение отправить на его похороны роту солдат. Во Франции по статуту ордена Почетного легиона полагается отдание воинских почестей на похоронах. Но тетушки Андрея Дмитриевича категорически отказались. Николая Шмемана отпели скромно в маленькой православной церкви, похоронили на небольшом кладбище, а потом перенесли на Сен-Женевьев-де-Буа. В 1930 году Андрей вместе с братом поступил в только что открывшийся кадетский Корпус-лицей императора Николая II в Версале. Братьев воспитывали в православной вере, на любви к русской культуре, литературе и истории. "Вы - русские!" - эти слова родителей Андрей Дмитриевич воспринял с раннего детства. Простые слова, которые определили всю жизнь.

В корпусе-лицее преподавали русские офицеры, прошедшие через кадетскую школу воспитания в императорской России. В корпусе Андрей Дмитриевич получил не только знания, но и выправку, по которой можно и сейчас узнать в нем русского кадета. Он закончил корпус-лицей в звании вице-фельдфебеля, пронеся через всю свою жизнь верность кадетским идеалам, друзьям-однокашникам. Сегодня, когда он путешествует по России и приезжает в современные кадетские корпуса, к нему, как к старшему кадету, мальчишки с трепетом обращаются "господин вице-фельдфебель". Он здесь всегда желанный гость, для них он - живая легенда.

Брат Саша выбрал другую стезю. Протоиерей Александр Шмеман, перебравшийся из Франции в Америку, считается одним из крупнейших богословов современности. Его перу принадлежит большое число научных трактатов и статей по теологии и православной традиции христианства. Он скончался в 1983 году. Его вклад в русское богословие велик, личность - масштабна, как и его труды, оставшиеся потомкам.

Что удивительно: русский до мозга костей, отец Александр никогда так и не был в России. В годы Советского Союза он часто говорил, что ни разу его нога не ступит в пределы железного занавеса. Он не хотел разочаровываться. Ведь русские эмигранты хранили в памяти свой образ России - одни ее помнили с детства, другие знали по рассказам родителей.

Еще мальчиком Андрей Дмитриевич вошел, а затем и возглавлял созданную в Париже организацию "Русские витязи", занимавшуюся, в частности, приобщением к русской культуре и истории. Долгие годы он - председатель Объединения русских кадет в Париже и является хранителем военного музея.

В июне 2000 года русские кадеты и их потомки во Франции приняли историческое решение - о примирении и сотрудничестве с Россией. Это решение, как рассказывает Шмеман, было принято на своего рода референдуме, который прошел среди выпускников корпуса кадет-версальцев, существовавшего во Франции до 1964 года. Примирение с Россией было закреплено торжественным богослужением на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа, у могил предков и соратников.

"Сегодня пришло время перейти к новым отношениям с нашей Родиной, - говорит Андрей Шмеман в одном из интервью. - Тем более что сегодня в самой России есть условия для этого, что немало связано с личностью ее нового Президента Владимира Путина, в котором кадеты и потомки эмигрантов видят человека, радеющего за благо России и стремящегося вернуть ей былую славу, воссоздать сильное государство".

Объединение кадет Корпуса-лицея императора Николая II вносит свой вклад в воспитание сегодняшней российской молодежи в духе традиций русского офицерства. Созданная под эгидой Объединения молодежная организация "Русские витязи" заботится о памяти русских воинов времен Первой мировой войны из русского экспедиционного корпуса, погибших на французской земле.

Более полувека Андрей Дмитриевич является старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имеет духовное звание иподиакона. Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе". Андрей Дмитриевич - убежденный сторонник возвращения эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви. В этом году ему исполнится 87 лет. У него большие планы, и все они связаны с Россией.

Жизнь Андрея Шмемана вряд ли может претендовать на какую-то уникальность. Таких или похожих судеб среди представителей первой волны русской эмиграции можно, наверное, найти далеко не одну. Может, именно поэтому в его выборе - несмотря ни на что не принимать гражданства - можно усмотреть особый смысл. Именно таким, похожим сразу на всех эмигрантов, видимо, и должен был быть последний подданный Российской империи.

И это придает не меньшую символическую важность принятию им гражданства Российской Федерации. В конце концов, не так уж часто формальная бюрократическая процедура становится историческим событием, в котором даже вручающий паспорт Президент Путин отнюдь не главная фигура.

П. Барковец, выпускник Первого Московского кадетского корпуса. Апрель 2008 г.

Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился в Кане с одним из старейших русских эмигрантов "первой волны", восьмидесятидвухлетним Андреем Шмеманом, и вручил ему российский паспорт. "Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что наконец обрел Родину", - сказал Андрей Дмитриевич. Сегодня ГАЗЕТА впервые публикует уникальные воспоминания Андрея Шмемана. С ним беседовала руководитель дирекции президентских программ Российского фонда культуры Елена Чавчавадзе.

"Никто из русских не брал гражданства той страны, в которой жил"
Я прожил в Париже семьдесят два года с паспортом беженца. Мой отец служил в Северо-Западной армии, которой командовал Юденич. Большевики оттеснили армию к Эстонии, и отец был туда интернирован. Через некоторое время моей матери удалось из Петербурга к нему приехать. Тогда Таллин назывался Ревелем, и мы были одними из первых в мире русских эмигрантов "первой волны". Такого исхода мир не помнил, чтобы сотни тысяч бежали сразу. Сравнить это можно только с геноцидом армян.

Беженцами тогда занималась Лига Наций, а известный всему миру норвежец Нансен придумал для приведения в порядок жизней тысяч людей без статуса национальный документ для беженцев. Он долго назывался "нансеновским" паспортом. По нему мы жили в стране, могли путешествовать. С меньшей охотой, чем другим, нам ставили визы, но мы путешествовали. До начала Второй мировой войны практически никто из русских не брал гражданства той страны, в которой жил. По крайней мере я могу про Францию сказать, что не брали. Особенно старшее поколение, потому что они глубоко чувствовали себя русскими. Не потому, что не хотели быть французами, но не хотели не быть русскими. Это было очень важно. Меняли гражданство те, кому очень нужно было по службе, например.

"Дочь моя боялась, что меня куда-нибудь упекут"
Я долго, пока мог, оставался с "нансеновским" паспортом, а потом и его отобрали. Теперь у меня такой общий для всех беженцев документ. Я никогда не считал свое желание оставаться русским каким-то героизмом, но я просто не хотел быть нерусским. С этим паспортом политэмигранта я могу ездить по всему миру, но не могу ехать в Россию, потому что тогда мой статус, так сказать, закончится. Но французы эту проблему обходят и дают для поездки в Россию специальные документы. По этому поводу возникали трудности на российской границе. Когда я с семьей приезжал в Петербург, моя жена и дочери прошли таможню легко, как французы. А мне сказали: "Посидите, пожалуйста". Я ждал полчаса, дочь моя осталась со мной, боялась, что упекут меня куда-нибудь, но потом выходит их директор, извиняется и говорит: "Простите, что мы заставили ждать, но такой бумаги мы никогда не видали".

"Среди родственников наших был знаменитый адмирал Шишков"
Мой дед был действительным тайным советником (это был высший чин), членом Государственного совета и сенатором. У меня есть некоторые о нем сведения по тогдашней литературе. Так удивительно вышло, что мне подарили книжку, где описаны известные деятели эпохи начала века. Увидели там мою фамилию и подарили. Но вышло забавно, потому что в книжке этой написано не только о моем деде, но и о деде моей жены, генерале Сахарове, военном министре.

В нашем роду военных не так много было, больше государственные деятели: кто служил в Сенате, кто в Государственном совете. А со стороны моей матери - Шишковы, они были, главным образом, помещики, предводители дворянства в своей губернии. Дед со стороны матери служил в дворянско-крестьянском банке. Ему нравилась эта работа, потому что в этом банке давали ссуды крестьянам на покупку земли, он был близок к крестьянам. Среди родственников наших был знаменитый адмирал Шишков, не совсем прямой родственник, потому что у него не было детей. Адмирал был достопримечательностью семьи. Со стороны матери были гораздо более русские корни, потому что по отцу мы из немцев. Я полагаю, что прадед, может быть, был даже и протестантом. Зато по "шишковской" линии была очень церковная семья, мой прадед занимал большой пост в Московской патриархии. Он заведовал Синодальной типографией.

"Каждый полк со своей историей: летние лагеря, парады"
Военные были целым сословием в дореволюционной России, особой категорией ее жителей, из которых образовалось множество военных династий. Воспитание получали рано в кадетских корпусах. Это было высокое служение Родине, офицеры были элитой России. И это было очень красиво, каждый полк со своей историей: летние лагеря, парады. Помню, на парады обращалось слишком большое внимание, меньше как будто бы учили настоящему военному искусству, а по парадам судили об офицерах часто.

"Наступающие войска уже видели купол Исакия"
Мой отец, будучи военным, ушел на войну офицером. Когда армия стала разваливаться, многие бросали свои полки, но потом многие из них собирались, когда настало время, на юге, в Сибири, чтобы воевать против большевиков. Мой отец был офицером лейб-гвардии Семеновского полка. Большая часть этого полка вернулась в Петроград. Он даже назывался одно время "Полк по охране города Петрограда". Но многие офицеры вошли в контакт с генералом Юденичем. И когда настал момент, то весь полк, который был послан на борьбу с Юденичем, перешел к нему и стал воевать на стороне Северо-Западной армии. К сожалению, это длилось недолго, не как Белое дело на юге или в Сибири. Трагедия была в том, что наступающие войска уже видели купол Исакия и вот-вот могли войти в Петроград, но не вышло. Они отступили тогда в Эстонию, и так началась наша эмигрантская жизнь. Вначале приехала моя мать. И потом дедушка и бабушка приехали тоже.

Русские эмигранты бежали, спасая свою жизнь, у них в эмиграции не оказалось ни средств, ни имущества, у большинства не было мирных профессий. Ну и началось...

"На ночь отец немножко играл нам, чтобы мы заснули"
Что мог делать офицер, например, мой отец? Играл на скрипке. Он играл в ресторане в составе трио. Был в Таллине такой известный ресторан, "Европа". Там он играл по вечерам и довольно поздно, это не всегда нравилось моей матери. Когда мы приехали в Париж, она скрипку ликвидировала, не хотела, чтобы он работал в ночных ресторанах. Помню, в Таллине он приезжал поздно, ну и, конечно, немножко выпивший, последним поездом. Мы жили за городом, место было опасное. Такая жизнь не нравилась моей матери, она ее прекратила. Так что, когда мы приехали в Париж, уже не было этого заработка, и вообще он больше не играл на скрипке. Я еще помню, в Югославии, в Белграде, мы жили год, тогда на ночь он немножко играл нам, чтобы мы заснули. Но это было, так сказать, последнее его выступление.

Я все время говорю "мы", потому что мы с братом Александром близнецы. Мы всю жизнь были очень близки с ним. Александр - знаменитый богослов и священник. Когда он умер, я в знак траура надел черный галстук и ношу его всегда. У нас была старшая сестра Елена, которая родилась еще в Петрограде, и мать приехала с ней, но она умерла в 1925-м или в 1926-м году, ей было семь лет. Была эпидемия скарлатины с гриппом вместе, очень тяжелая форма. Смерть Елены была большой потерей для матери, она до конца своих дней ходила всегда в черном, для нее это было большое горе.

"Тогда в Париже было множество бензоколонок"
Отец в Париже стал заниматься, чем мог. Торговал бензином, тогда в Париже было множество бензоколонок. На бензоколонку к моему отцу приезжало множество русских таксистов, у них была веселая компания. Неподалеку было кафе, где они сиживали. Нельзя сказать, что работа была обременительной. Но денег это мало приносило. Отец, тогда уже немолодой, должен был на велосипеде ездить на работу. Туда еще он как-то спускался под горку, а обратно шел пешком, тащил велосипед за руль. Моя мать стала служить гувернанткой. И успешно. Ее очень любили. Но все это, конечно, не давало нужных денег. Меня и брата отдали в кадетский корпус. Дома стало немного легче, но за учебу надо было платить 500 франков в месяц, это очень большие деньги были. Но многие не платили, потому что какие-то стипендии находились.

"Cенаторы тихонечко сидели и тихо разговаривали"
Мой дед был в Париже дружен с Владимиром Николаевичем Коковцевым, который в дореволюционной России был председателем Совета министров (он занял этот пост после Столыпина). А дед мой, Николай Эдуардович Шмеман, как я уже говорил, тоже был крупным сановником: действительный тайный советник, член Государственного совета и товарищ министра юстиции.

Для этих людей эмиграция была большой драмой. Они были в возрасте уже. Мой дед родился в 1850-м году, значит, к революции ему уже было 67 лет. Это по тому времени было много, он был еще полон сил, но не мог найти никакой работы.

Кроме того, для них это было крушением всей жизни. И они предавались воспоминаниям. Мой дед часто встречался с Коковцевым, и еще приходили некоторые сенаторы. Они тихонечко сидели и тихо разговаривали.

Дед мой обожал Петербург и очень тосковал по нему. И вот они садились с жившим в том же доме по соседству генералом Бэмом. Они садились друг против друга и говорили: "Ваше превосходительство, как бы вы прошли от этого пункта в такой-то пункт", и рассказывали друг другу об улицах, по которым мысленно проходили. У отца моего, который тоже участвовал в этих играх, был козырь - он родился в каком-то переулке, который, никто никогда не знал. Так они проводили время. Я помню, как дед со своими дочерьми, сестрами моего отца, переехал в Париж и жил, бедняга, на 5-м этаже без лифта. Внешне он был очень представительным, с орденом Почетного легиона, который в то время еще ценился. Когда он переходил улицу, такой импозантный, с орденом в петлице, ему помогали.

Когда он умер и его собирались хоронить, французы прислали предложение отправить роту солдат. Во Франции по статуту ордена Почетного легиона полагаются некоторые воинские почести и, в частности, когда умирает кавалер ордена, высылается рота солдат, которые отдают ему последнее "прости, прощай". Но мои тетушки, категорически отказались. Отпели скромно в маленькой церкви и похоронили на кладбище, а потом перенесли на Сен-Женевьев-де-Буа.

Без паспорта
Андрей Шмеман родился 13 сентября 1921 года в городе Ревель (ныне Таллин) в Эстонии. Его отец Дмитрий Шмеман до Октябрьской революции был офицером лейб-гвардии Семеновского полка. В 1929 году семья эмигрировала во Францию. Шмеманы-старшие, похороненные на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем, и их сын Андрей никогда не получали французского гражданства.

Андрей Дмитриевич всю жизнь прожил с так называемым "нансеновским паспортом" - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. "Нансеновские паспорта" были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года.

В 1930 году Андрея отдали в открывшийся в Версале кадетский корпус-лицей императора Николая II. Преподававшие там офицеры старой русской армии сумели привить своим воспитанникам не только выправку, но и присущую российскому офицерству интеллигентность. Закончив корпус в 1939 году, Андрей Шмеман большую часть жизни посвятил упрочению кадетского братства, воспитанию молодежи за рубежом в духе традиций русского офицерства. Он возглавляет Кадетское объединение выпускников версальского корпуса - лицея Императора Николая II. В 1995 году Андрей Дмитриевич, у которого трое детей - дочери Наталья и Елена, а также приемный сын Василий Кочубей (сын жены от первого брака), впервые побывал в России. Посетил Санкт-Петербург, откуда родом его отец и мать, и Москву, а в последующие приезды побывал и на Дону, в Ростове и Новочеркасске, где общался с кадетами.

Около двух месяцев назад Андрей Шмеман обратился с официальной просьбой о предоставлении ему российского гражданства, и недавно ему передали текст указа президента РФ.

Более полувека Андрей Дмитриевич является старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имеет духовное звание иподиакона. Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе". Андрей Дмитриевич - убежденный сторонник возвращения эмигрантов в лоно Русской православной церкви. Его брат - протоиерей Александр Шмеман, перебравшийся из Франции в Америку и скончавшийся в 1983 году, считается одним из крупнейших богословов современности. Его перу принадлежит большое число научных трактатов и статей по теологии и православной традиции христианства.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Андрей Дмитриевич Шмеман
267x400px

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Дмитрий Николаевич Шмеман

Мать:

Анна Тихоновна, урождённая Шишкова

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Елена, урождённая Ладыжинская

Дети:
Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Андре́й Дми́триевич Шме́ман (13 сентября , Ревель , Эстония - 7 ноября , Париж , Франция) - видный деятель русской эмиграции во Франции, иподиакон , председатель Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции.

Биография

«Ревель в своё время был частью Российской Империи, так что с детства я рос в русской среде, воспитывался в духе русской культуры и Православия. В эмиграции жизнь у всех складывается по-разному, но мои родители никогда не теряли корней, духовной связи с Родиной. Они всегда оставались истинно русскими людьми и верили в возвращение» .

В 1930 году Андрея отдали в открывшийся в Версале кадетский корпус императора Николая II . Преподававшие там офицеры старой русской армии сумели привить своим воспитанникам не только выправку, но и присущую российскому офицерству интеллигентность . В эти годы посещал Александро-Невский собор в Париже, где начал алтарничать под управлением Петра Евграфовича Ковалевского , основавшего при соборе братство иподиаконов.

Закончив корпус в 1939 году, Андрей Шмеман большую часть жизни посвятил упрочению кадетского братства, воспитанию русской молодежи за рубежом в духе традиций русского офицерства .

Являлся председателем Объединения кадет Корпуса-лицея императора Николая II, председателем Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции и казначеем «Общества Друзей Военной Были», которое организовало Музей-Архив .

В 1995 году впервые побывал в России. Посетил Санкт-Петербург , откуда родом его отец и мать, и Москву, а в последующие приезды побывал и на Дону, в Ростове и Новочеркасске, где общался с кадетами . Оказывал постоянную помощь образуемым в России кадетским корпусам, в частности, Второму Донскому кадетскому корпусу. Выступил с инициативой и непосредственно участвовал в передаче в Санкт-Петербурге от имени Общества кадетов иконы для могилы императорской семьи.

В апреле 2004 года был одним из членов-учредителей «Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе » (OLTR) .

Семья

  • Дед - Николай Эдуардович Шмеман (1850-1928) - действительный тайный советник , сенатор, член Государственного совета , эмигрант.
  • Бабушка - Анна Шмеман (1924).
  • Отец - Дмитрий Николаевич Шмеман (1893-1958) - офицер лейб-гвардии Семёновского полка , эмигрант.
  • Мать - Анна Тихоновна, урождённая Шишкова (1895-1981) - жила в эмиграции, дочь представителя старинного российского дворянского рода помещика Самарской губернии Т. А. Шишкова.
  • Брат-близнец - Александр Дмитриевич (1921-1983) - протопресвитер Православной церкви в Америке , богослов.
  • Сестра - Елена Дмитриевна (1919-1926).
  • жена - Елена Александровна Ладыженская (1914-2006, вторым браком с 1944 года)
    • дети: дочери Наталья и Елена
    • приёмный сын Василий Кочубей (сын жены от первого брака)

Награды

Напишите отзыв о статье "Шмеман, Андрей Дмитриевич"

Примечания

Ссылки

  • Протоиерей Владимир Ягелло.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Шмеман, Андрей Дмитриевич

– Ну, конечно же, Изидора! Это теперь ваши покои! Надеюсь, они вам нравятся.
Неужели же он и в правду не понимал, что творил?!.. Или наоборот – прекрасно знал?.. И это всего лишь «веселилось» его неугомонное зверство, которое всё ещё не находило покоя, выдумывая для меня какие-то новые пытки?!.. Вдруг меня полоснула жгучая мысль – а что же, в таком случае, стало со всем остальным?.. Что стало с нашим чудесным домом, который мы все так сильно любили? Что стало со слугами и челядью, со всеми людьми, которые там жили?!.
– Могу ли я спросить ваше святейшество, что стало с нашим родовым дворцом в Венеции?– севшим от волнения голосом прошептала я. – Что стало с теми, кто там жил?.. Вы ведь не выбросили людей на улицу, я надеюсь? У них ведь нет другого дома, святейшество!..
Караффа недовольно поморщился.
– Помилуйте, Изидора! О них ли вам стоит сейчас заботиться?.. Ваш дом, как вы, конечно же, понимаете, теперь стал собственностью нашей святейшей церкви. И всё, что с ним было связано – более уже не является Вашей заботой!
– Мой дом, как и всё то, что находится внутри него, Ваше святейшество, после смерти моего горячо любимого мужа, Джироламо, принадлежит моей дочери Анне, пока она жива! – возмущённо воскликнула я. – Или «святая» церковь уже не считает её жильцом на этом свете?!
Внутри у меня всё кипело, хотя я прекрасно понимала, что, злясь, я только усложняла своё и так уже безнадёжное, положение. Но бесцеремонность и наглость Караффы, я уверена, не могла бы оставить спокойным ни одного нормального человека! Даже тогда, когда речь шла всего лишь о поруганных, дорогих его сердцу воспоминаниях...
– Пока Анна будет жива, она будет находиться здесь, мадонна, и служить нашей любимой святейшей церкви! Ну, а если она, к своему несчастью, передумает – ей, так или иначе, уже не понадобится ваш чудесный дом! – в бешенстве прошипел Караффа. – Не переусердствуйте в своём рвении найти справедливость, Изидора! Оно может лишь навредить вам. Моё долготерпение тоже имеет границы... И я искренне не советую вам их переступать!..
Резко повернувшись, он исчез за дверью, даже не попрощавшись и не известив, как долго я могу оставаться одна в своём, так нежданно воскресшем, прошлом...
Время остановилось... безжалостно швырнув меня, с помощью больной фантазии Караффы, в мои счастливые, безоблачные дни, совсем не волнуясь о том, что от такой неожиданной «реальности» у меня просто могло остановиться сердце...
Я грустно опустилась на стул у знакомого зеркала, в котором так часто когда-то отражались любимые лица моих родных... И у которого теперь, окружённая дорогими призраками, я сидела совсем одна... Воспоминания душили силой своей красоты и глубоко казнили горькой печалью нашего ушедшего счастья...
Когда-то (теперь казалось – очень давно!) у этого же огромного зеркала я каждое утро причёсывала чудесные, шёлковистые волосы моей маленькой Анны, шутливо давая ей первые детские уроки «ведьминой» школы... В этом же зеркале отражались горящие любовью глаза Джироламо, ласково обнимавшего меня за плечи... Это зеркало отражало в себе тысячи бережно хранимых, дивных мгновений, всколыхнувших теперь до самой глубины мою израненную, измученную душу.
Здесь же рядом, на маленьком ночном столике, стояла чудесная малахитовая шкатулка, в которой покоились мои великолепные украшения, так щедро когда-то подаренные мне моим добрым мужем, и вызывавшие дикую зависть богатых и капризных венецианок в те далёкие, прошедшие дни... Только вот сегодня эта шкатулка пустовала... Чьи-то грязные, жадные руки успели «убрать» подальше все, хранившееся там «блестящие безделушки», оценив в них только лишь денежную стоимость каждой отдельной вещи... Для меня же это была моя память, это были дни моего чистого счастья: вечер моей свадьбы... рождение Анны... какие-то мои, уже давно забытые победы или события нашей совместной жизни, каждое из которых отмечалось новым произведением искусства, право на которое имела лишь я одна... Это были не просто «камни», которые стоили дорого, это была забота моего Джироламо, его желание вызвать мою улыбку, и его восхищение моей красотой, которой он так искренне и глубоко гордился, и так честно и горячо любил... И вот теперь этих чистых воспоминаний касались чьи-то похотливые, жадные пальцы, на которых, съёжившись, горько плакала наша поруганная любовь...
В этой странной «воскресшей» комнате повсюду лежали мои любимые книги, а у окна грустно ждал в одиночестве старый добрый рояль... На шёлковом покрывале широкой кровати весело улыбалась первая кукла Анны, которой было теперь почти столько же лет, как и её несчастной, гонимой хозяйке... Только вот кукла, в отличие от Анны, не знала печали, и её не в силах был ранить злой человек...
Я рычала от невыносимой боли, как умирающий зверь, готовый к своему последнему смертельному прыжку... Воспоминания выжигали душу, оставаясь такими дивно реальными и живыми, что казалось, вот прямо сейчас откроется дверь и улыбающийся Джироламо начнёт прямо «с порога» с увлечением рассказывать последние новости ушедшего дня... Или вихрем ворвётся весёлая Анна, высыпая мне на колени охапку роз, пропитанных запахом дивного, тёплого итальянского лета...
Это был НАШ счастливый мир, который не мог, не должен был находиться в стенах замка Караффы!.. Ему не могло быть места в этом логове лжи, насилия и смерти...
Но, сколько бы я в душе не возмущалась, надо было как-то брать себя в руки, чтобы успокоить выскакивающее сердце, не поддаваясь тоске о прошлом. Ибо воспоминания, пусть даже самые прекрасные, могли легко оборвать мою, и так уже достаточно хрупкую жизнь, не позволяя покончить с Караффой... Потому, стараясь как-то «оградить» себя от дорогой, но в то же время глубоко ранящей душу памяти, я отвернулась, и вышла в коридор... Поблизости никого не оказалось. Видимо Караффа был настолько уверен в своей победе, что даже не охранял входную в мои «покои» дверь. Или же наоборот – он слишком хорошо понимал, что охранять меня не имело смысла, так как я могла «уйти» от него в любой, желаемый мною момент, несмотря ни на какие предпринимаемые им усилия и запреты... Так или иначе – никакого чужого присутствия, никакой охраны за дверью «моих» покоев не наблюдалось.
Тоска душила меня, и хотелось бежать без оглядки, только бы подальше от того чудесного призрачного мира, где каждое всплывшее воспоминание забирало капельку души, оставляя её пустой, холодной и одинокой...
Понемногу приходя в себя от так неожиданно свалившегося «сюрприза», я наконец-то осознала, что впервые иду одна по чудесно расписанному коридору, почти не замечая невероятной роскоши и богатства караффского дворца. До этого, имея возможность спускаться только лишь в подвал, или сопровождать Караффу в какие-то, его одного интересующие встречи, теперь я удивлённо разглядывала, изумительные стены и потолки, сплошь покрытые росписями и позолотой, которым, казалось, не было конца. Это не был Ватикан, ни официальная Папская резиденция. Это был просто личный дворец Караффы, но он ничуть не уступал по красоте и роскоши самому Ватикану. Когда-то, помнится, когда Караффа ещё не был «святейшим» Папой и являл собою лишь ярого борца с «распространявшейся ересью», его дом был более похож на огромную крепость аскета, по настоящему отдававшего жизнь за своё «правое дело», каким бы абсурдным или ужасным для остальных оно не являлось. Теперь же это был богатейший, «вкушающий» (с удовольствием гурмана!) свою безграничную силу и власть, человек... слишком быстро сменивший образ жизни истинного «монаха», на лёгкое золото Ватикана. Он всё так же свято верил в правоту Инквизиции и человеческих костров, только теперь уже к ним примешивалась жажда наслаждения жизнью и дикое желание бессмертия, ... которого никакое золото на свете (к всеобщему счастью!) не могло ему купить.