Написать легенду о луне. Легенда о Луне

.
Сегодня мы продолжим лунную тематику и поговорим о легендах о Луне. Каждый раз, когда я пишу статью, которая по содержанию как бы не связана напрямую с основной тематикой блога ( и здоровый образ жизни), меня посещают нехорошие мысли о том, что я не тем занимаюсь. Потом я спросил себя:
"А есть ли в окружающем меня мире вещи, которые так или иначе, прямо или косвенно не влияют на моё физическое или психическое здоровье?" Таких вещей я не нашёл. Если найдёте, сообщите мне, пожалуйста.

Нам с вами сегодня трудно представить, чем была прекрасная спутница Земли для наших предков. С каким удивлением и восторгом следил первобытный человек за таинственным превращением Луны из тонкого серпа в огромный лунный диск! Она словно живое существо росла и убывала, на время исчезала с небосклона и и появлялась вновь. В этом непреложном размеренном ритме проявлялась великая гармония и порядок Вселенной. И он (ритм) внушал человеку чувство защищённости в мире, полном непознанных тайн, угроз и опасностей.
Пусть трудно было понять законы природы, предвидеть уготованные ею катаклизмы, зато появилась реальная возможность уловить ход времени, его ритм и движение, а значит начать познавать Вселенную.
Изменчивая покровительница ночи научила людей чувствовать меру времени, которое им было не подвластно и которому подвластно всё. Проследить за изменениями , за её перемещением среди звёзд было гораздо легче, чем за движением солнца. Поэтому, наверное, культ Луны и легенды о ней у многих древних цивилизаций сложился раньше, чем культ почитателей Солнца.

Легенды о Луне в Древней Индии

В древнеиндийских мифах наша соседка обнаруживает своё родство со священным растением сомой. Божественный напиток из сомы, по преданию народов Древней Индии, дарует бессмертие и силу для подвигов. Со временем священное растение превращается в бога Луны, покровителя растительного царства (считается, что лунный свет способствует росту трав, а сама планета связана с росой и влагой).
Но этим её влияние не ограничивается. Творец мира Брахма отдаёт во власть бога Луны Сомы планеты, звёзды, жертвоприношения и лунных жрецов, творящих их.
Затмения Луны и Солнца имеют своё легендарное объяснение, согласно которому у этих планет есть давний заклятый враг Раху. Эпос повествует: когда боги вкушали напиток, дарующий бессмертие, этот враг, не имеющий божественного сана, обманом получил доступ к нему и отпил несколько глотков. Солнце и Луна заметили это и сообщили богам. Боги умертвили Раху, но погибло только тело, по которому божественный напиток не успел разлиться. Голова же его осталась и обрела бессмертие. Отделившись от тела, она поднялась в небо и странствует там в попытке отомстить Луне и Солнцу. Иногда Раху удаётся проглотить своих врагов и тогда наступает солнечное или лунное затмение.

Вы так же можете прочитать о шумерских и греческих , а заодно подписаться на обновления блога и получать самые свежие статьи прямо на свою почту.

Луна таит в себе мощные силы природы. Эти силы каждый из нас наверняка испытывал, когда в чистом ночном небе смотрел на полную Луну и не мог оторвать от неё взгляда. Лунный свет таинственным образом притягивал к себе и завораживал. И именно это волшебное притяжение являлось причиной того, что Луна была центральной частью многочисленных мифов и легенд в самых разных культурах, когда - либо существовавших на Земле. Лунный фольклор всегда был связан с любовью, чистотой и красотой.

Вот одна из красивых легенд о Луне

Солнце было влюблено в Луну и хотело на ней жениться. Ночная путешественница без особого восторга отнеслась к такому желанию и придумала условие. Она сказала Солнцу, что выйдет за него замуж, если ей в подарок приподнесут одежду, которая будет соответствовать её размерам. Всемогущий любовник сразу же подарил возлюбленной самый красивый халат, расшитый серебром и золотом. Но он не подошёл капризной Луне. Тогда халат заменили, но он так же был не в пору невесте. Одежды были или слишком большими, или слишком маленькими. Неудачливый жених так и не понял цели Луны: ведь она никогда не бывает одного и того же размера, проходя каждый день через различные фазы.
Бедное Солнце всё ещё пытается найти одежду, которая соответствовала бы размеру его невесты.

Привнесем немного романтики в наши знания о небесных светилах. Расскажу немного о самых известные легендах и мифах мира о Луне.

Луна и Солнце

Солнце был влюблён в Луну и захотел жениться на ней. Луна не хотела выходить замуж, но вместо своего отказа она сказала Солнцу, что хочет получить от него подарки размером с саму Луну. Солнце согласился и подарил возлюбленной самые красивые одежды. Но брак так и не был заключён. Считается, что Солнце до сих пор делает подарки Луне. В период полной Луны она одевает один наряд, а в период новой Луны - другой.

Миф об ожерелье

Существует сказание о существовании великой королевы, которая носила красивое бриллиантовое ожерелье и снимала его только пред сном. Но однажды король приказал ей не носить это ожерелье, посчитав его неуместным. После того, как королева сняла украшение с шеи, один вор сразу украл его. Впоследствии выяснилось, что вором оказался король Галактики. Королева не смогла отобрать у него ожерелье. Так, бриллиант стал луной галактики, освещая её темноту.

Другая легенда рассказывает нам о времени, когда на земле не было ни луны, ни солнца. Тогда один койот сказал орлу: «вдвоём мы сможет поймать добычи больше, чем в одиночку». Койот не мог видеть в темноте и тогда он предложил орлу отправиться на поиски света. Летая над землёй орёл вдруг неожиданно заметил племя танцующих индейцев.

У них было два сундука. Один с луной, а другой с солнцем. Койот и орёл украли сундуки и убежали. После того, как они открыли их, оттуда сразу же вылетели два светящихся шара. Солнце взлетело вверх и расположилось прямо на небе. А Луна, не зная куда идти начала странствовать по всему миру.

Но наряду с древними легендами, существуют и современные истории, связанные с Луной.

Когда Луна не видна, то считается, что это влияет на поведение человека, следствием которого могут быть преступления, в том числе и самоубийство. Высокая рождаемость также связана с Луной, а в некоторых странах по фазе Луны люди пытаются определить пол ребёнка.

Но не смотря на древность или современность этих легенд, все по-прежнему восхищаются ее неприступной красотой!

Луна всегда повёрнута к нам одной стороной. Обратную сторону удалось увидеть только в 1959 году - с помощью фототелевизионных камер межпланетного аппарата «Луна-3». Существует и третья сторона Луны - тайная. Её невозможно увидеть глазами, но обсуждают её гораздо чаще и яростнее, чем наблюдаемые две.

ПОЛАЯ ЛУНА

После того как в 1610 году Галилео Галилей взглянул на Луну через свой телескоп и увидел там горные хребты, каньоны и прочие объекты, характерные для земной географии, европейская наука единогласно постановила: наш естественный спутник - уменьшенная копия Земли. Астрономы продолжали так считать на протяжении двух с лишним веков, но появление более сильных телескопов убедило учёных: хотя Луна внешне похожа на Землю, на ней нет плотной атмосферы, а пресловутые «моря» - просто области, покрытые более тёмными породами.

Однако надежда найти на Луне «братьев по разуму» всё же сохранялась, ведь никто не мог знать, что творится в её недрах или на невидимой обратной стороне. Одна из наиболее оригинальных теорий утверждала, что природа на Луне живёт циклически. Когда начинается двухнедельный лунный день, замёрзший воздух тает, испаряется, создавая атмосферу, и лунные твари выползают из щелей и трещин, чтобы погреться на солнце. Эту гипотезу, к примеру, обыграл Герберт Уэллс в своём знаменитом романе «Первые люди на Луне» (1901). Согласно другой версии, обратная сторона Луны под приливным воздействием Земли должна быть вогнутой, с большим количеством впадин, благодаря чему там могут сохраняться остатки атмосферы. И этот вариант тоже нашёл отражение в литературе - в трилогии Ежи Жулавски, состоящей из романов «На серебряной планете» (1903), «Победитель» (1910) и «Старая Земля» (1911).

Чем дольше люди наблюдали за Луной, тем яснее становилось, что жизни там нет. Хотя в 1920-е годы ещё писали о том, что в горячих жерлах вулканов, возможно, есть растительность, это уже воспринималось как фантастика: по мнению научного сообщества, на Луне не могло возникнуть ничего сложнее одноклеточных микроорганизмов. Жирную точку в этом вопросе поставил советский межпланетный аппарат «Луна-3», сфотографировавший 7 октября 1959 года обратную сторону Луны. Земляне увидели на фото всё ту же мёртвую поверхность, присыпанную пылью.

Впрочем, среди мечтателей недолго царило уныние. Вскоре очень популярной стала теория полой Луны. С XIX века считалось, что Луна сформировалась из протопланетного вещества вместе с Землёй или откололась от неё позднее. Таким образом, плотность ночного светила должна быть близка к плотности нашей планеты. Однако видимый размер Луны и её расчётная масса указывали на то, что плотность спутника намного меньше - около 60% от земной. В 1962 году доктор Гордон Макдональд из NASA заявил, что есть только одно объяснение аномально низкой плотности: Луна полая! Его поддержал доктор Гарольд Урей, лауреат Нобелевской премии по химии.

За идею уцепились фантасты и уфологи. Они начали писать о том, что внутри Луны должна была развиться жизнь, что там есть цивилизация селенитов и прочее в том же духе. Наиболее известное произведение того времени, в котором популяризируется теория полой Луны, - фантастическая повесть Николая Носова «Незнайка на Луне» (1964–1965).

Но, пожалуй, самую экстравагантную гипотезу предложили журналист Михаил Хвастунов (Васильев) и инженер Александр Щербаков в статье «Луна - искусственный спутник!», опубликованной 10 января 1968 года в газете «Комсомольская правда». В ней они утверждают, что Луна - колоссальный звездолёт, прибывший из глубин космоса, и объясняют этим все странности. Толщина металлических стенок звездолёта достигает нескольких десятков километров, сверху они покрыты специальной теплозащитной обмазкой, а ложи лунных морей - защита, восстановленная после столкновения с массивными метеороидами. Авторы статьи также подсчитали возраст корабля - 40 миллиардов лет, то есть гораздо старше нашей Вселенной! Дескать, строители Луны могли быть ещё и создателями всего нашего мира, фактически богами! Может быть, пришельцы до сих пор покоятся во внутренней полости Луны? А может быть, не покоятся, а вмешиваются в дела нашей цивилизации?..

Теория рухнула под напором фактов. Сначала астрофизики на моделях показали, что существование полой Луны невозможно - гравитационные силы просто разрушат сферу таких размеров, если она сложена из известных нам материалов. А установленные астронавтами американской программы «Аполлон» автоматические сейсмографы подтвердили, что никаких значимых полостей внутри Луны нет, зато есть маленькое ядро - его незначительная масса и объясняет заметное расхождение по средней плотности.

Казалось бы, всё ясно. Но тут любители конспирологических фантазий предложили другую теорию: а кто может подтвердить, что американцы вообще были на Луне?

ЛУНА БЫЛА НАШЕЙ!

Пока американские конспирологи с упорством, достойным лучшего применения, доказывают всему миру, что их соотечественники никогда не летали на Луну, российские кинематографисты дали толчок к рождению новой патриотической легенды.

Среди людей, интересующихся историей космонавтики, давно циркулируют слухи, будто бы ещё до орбитального рейса Юрия Гагарина были набраны отряды космонавтов, а некоторым из прошедших отбор даже удалось совершить «ракетный полёт». Слухи имеют по собой серьёзную почву: действительно, в 1950-е годы советские лётчики-испытатели принимали участие в экспериментальных запусках ракетных самолётов.

Создатели псевдодокументального фильма «Первые на Луне» (2005) решили, что история экспериментальных самолётов выглядит «мелковатой», и предположили, что в 1938 году в Советском Союзе были созданы все условия для запуска космического корабля на Луну. Фильм снят в духе репортажарасследования: зрителю показывают документы, кадры кинохроники, секретные записи, рассказы очевидцев. В целом создаётся впечатление колоссального научно-технического прорыва, обеспечившего драматический полёт и успешную высадку советского офицера на Луну. Жаль, что это всего лишь фантазия...

БУМАЖНАЯ ЛУНА

Первые заявления о том, что полёты американских астронавтов на Луну были инсценировкой, прозвучали ещё в те времена, когда NASA посылало туда одну экспедицию за другой. Но тогда они не вызвали интереса.

Всего в период с 1968 по 1972 годы состоялось девять экспедиций - шесть с высадкой на поверхность и три без высадки. Потом американское правительство заморозило, а чуть позже и окончательно закрыло программу «Аполлон»: главная задача - опередить русских - была достигнута, а каждый новый космический полёт очень дорого обходился налогоплательщикам.

Несмотря на то, что за годы реализации программы «Аполлон» и после её завершения были опубликованы сотни тысяч различных документов, научных статей, популярных книг, документальных фильмов, интервью и мемуаров астронавтов, нашлись люди, которые поставили всё это необъятное множество свидетельств под сомнение. В 1976 году американский писатель Билл Кейсинг выпустил книгу «Мы никогда не были на Луне», в которой доказывал, что все полёты астронавтов программы «Аполлон» сфальсифицированы, а те из учёных и астронавтов, кто выступил против глобального обмана, были устранены. Причины такого поступка неясны, но есть версия, что Кейсинг просто хотел поправить своё финансовое положение. Впрочем, не станем нарушать презумпцию невиновности (к ней мы ещё вернёмся!) и будем считать, что писатель был искренен в своих подозрениях.

Основные претензии Билла Кейсинга сводились к следующему: технология не позволяла отправить человека на Луну; на фотографиях, снятых там, отсутствуют звёзды; фотоплёнка, используемая астронавтами, должна была расплавиться под воздействием солнечных лучей; на самих фото много оптических аномалий; на кинозаписи виден развевающийся флаг, чего не может быть в вакууме; после посадки должен был образоваться кратер, чего не наблюдается.

К теории лунного заговора начали присоединяться и другие конспирологи, среди которых хватало технических специалистов, поэтому она стала обрастать ореолом правдоподобности. Сегодня она выглядит примерно так: американское правительство изначально знало, что не сумеет справиться со сложнейшей задачей отправки пилотов на Луну до конца десятилетия, как завещал президент Джон Ф. Кеннеди, поэтому параллельно с обычной подготовкой запустило проект по созданию фальшивки, в котором приняли участие спецслужбы, агентства, корпорации, астронавты, руководители полётов и целая армия инженеров. Главная роль при этом досталась великому режиссёру Стэнли Кубрику, который и снял в павильонах Голливуда исторические кадры высадки на Луну.

Теория лунного заговора по сей день остаётся на слуху, ведь время идёт и непосредственных участников событий становится всё меньше, а желающих «разоблачать» всё больше. NASA с какого-то момента просто перестало вступать с конспирологами в дискуссию, публиковать опровержения и прочее, потому что вещественных доказательств реальности полёта, включая привезённый астронавтами лунный грунт (который может заказать для исследований любой компетентный специалист) и выложенный в свободный доступ архив документов, более чем достаточно. К примеру, любой, кто хотя бы маломальски знает историю космонавтики, легко ответит, почему не плавилась плёнка в фотокамерах астронавтов. Ровно по той же причине, почему не расплавилась плёнка в советском межпланетном аппарате «Луна-3»: для неё была предусмотрена специальная теплозащита.

Хотя сторонники теории лунного заговора обожают поспорить и поскандалить, не надо давать им возможность увлекаться «нестыковками» (ведь с помощью дилетантских придирок и демагогии можно доказать что угодно). Достаточно напомнить о презумпции невиновности, которая распространяется на любые виды человеческой деятельности. Факт наличия/отсутствия инсценировки должны доказывать не сотрудники NASA (обвиняемая сторона), а сами сторонники теории (обвиняющая сторона), и предъявленные доказательства должны быть не косвенными («нестыковки», дефекты плёнки и прочее), а прямыми и явными: как минимум - подлинные документы, подтверждающие существование проекта инсценировки, как максимум - непосредственная инспекция мест, где высаживались астронавты. Но и по сей день всякая дискуссия о реальности лунных полётов сводится к спорам на форумах.

ЛУННЫЕ МИКРОБЫ

Ещё задолго до того, как «Аполлон» стартовал к Луне, научное сообщество было твёрдо уверено, что лунные условия непригодны для появления и развития даже простейших форм жизни. Тем не менее специалисты NASA настояли на применении специальных мер, которые предотвратили бы возможное проникновение лунных микроорганизмов на Землю. Для этого на территории Центра пилотируемых космических полётов в Хьюстоне была построена Лунная приёмная лаборатория. В ней разместились три зоны: зона экипажа, рассчитанная на изолированное проживание в течение трёх недель; зона для образцов лунного грунта с вакуумными камерами, где образцы хранились и анализировались; административная зона с лабораториями, офисами и залами для конференций. Первые две зоны были отделены от внешнего мира «биологическим барьером». Сразу после посадки в Тихом океане астронавты пересаживались из командного модуля корабля в надувную лодку, надевали костюмы биологической защиты, а затем переходили в герметичный фургон, в котором их доставляют в Хьюстон. Несмотря на эти ухищрения, за всю историю программы «Аполлон» ни одного лунного микроба поймать не удалось.

РУССКАЯ ЛУНА

Во время Второй мировой войны инженеры Третьего рейха сумели породить несколько проектов, которые по тем временам считались фантастикой: тяжёлые баллистические ракеты, крылатые самоуправляемые бомбы, ракетные истребители, электронно-вычислительные машины, урановый реактор для субмарин, летающие дискообразные аппараты. Специалисты войск антигитлеровской коалиции, работавшие после войны с трофейными документами и опытными образцами, были потрясены размахом этих разработок проектов. Казалось, что «сумрачный германский гений» и в самом деле совершил прорыв в будущее. Поэтому почти сразу после войны поползли слухи: если нацисты располагали такой уникальной техникой, то, может быть, некоторые из лидеров Третьего рейха сумели бежать из горящего Берлина на ракетах или дискообразных аппаратах, спрятались в тайном месте и теперь готовят чудовищную армаду для нанесения «удара возмездия»?

Первым эту идею использовал в художественном тексте американский фантаст Роберт Хайнлайн, выпустивший в 1947 году роман «Ракетный корабль “Галилей”» . Сюжет романа нечаянно породил ещё одну конспирологическую теорию: нацисты воспользовались своими передовыми технологиями, чтобы добраться до Луны, земные правительства знают об этом, но тщательно всё скрывают, чтобы не спровоцировать очередную мировую войну. Впоследствии теория стала популярной, обыгрывалась в комиксах, фантастических романах и уфологических книгах. Но самое оригинальное и абсурдное прочтение этой идеи показал финский режиссёр Тимо Вуоренсола в фильме «Железное небо» (2012).

Могло ли подобное произойти в действительности? Разумеется, нет. Несмотря на определённые успехи, гитлеровские инженеры не сумели выйти за рамки известных технологий: ни баллистические ракеты, ни дискообразные летательные аппараты, ни ракетные самолёты не развивали скорости, достаточные для выхода на орбиту Земли, а уж тем более Луны.

В 1990-е годы наконец-то были рассекречены документы, связанные с советской лунной программой. Стали известны названия проектов, появились технические описания ракет-носителей и космических кораблей, начали публиковаться мемуары разработчиков лунной техники. Разумеется, всё это изобилие информации не осталось без внимания конспирологов. Появилась версия, что раскрыта далеко не вся правда о космических проектах СССР, что в действительности советские космонавты дважды пытались высадиться на Луне и дважды потерпели неудачу.

Первую мифическую попытку совершил Юрий Гагарин, отправившийся к Луне на корабле 7К-Л1 («Зонд-4»). 2 марта 1968 года он стартовал с космодрома Байконур, облетел Луну, но что-то пошло не так, и корабль взорвался. Гибель первого космонавта советские власти засекретили, а через двадцать дней, 22 марта, инсценировали его смерть в банальной авиакатастрофе.

В этой истории ложь смешана с правдой - Юрий Гагарин действительно участвовал в запуске «Зонда-4», но как член группы управления полётами. Сразу после старта он отправился с группой офицеров в Евпаторию, где находился Центр дальней космической связи, чтобы следить за работой беспилотного корабля, задачей которого было облететь Луну и вернуться на Землю со второй космической скоростью. Корабль действительно потерял управление и при входе в атмосферу был уничтожен. Юрий Гагарин ещё некоторое время оставался в Евпатории и 9 марта отметил там свой день рождения вместе с друзьями-космонавтами и жителями города.

Вторую мифическую попытку долететь до Луны советские космонавты предприняли в ноябре 1968 года, пытаясь на корабле 7К-Л1 («Зонд-6») опередить запуск американской экспедиции «Аполлон-8». Корабль успешно облетел естественный спутник, но при возвращении спускаемый аппарат разбился. Понятно, что власти скрыли факт присутствия космонавтов на борту и факт их страшной гибели.

Такой запуск состоялся в реальности и прошёл именно так, как описывают конспирологи. Только на борту не было космонавтов - корабль «Зонд» ещё не приспособили для полёта человека.

Главная же проблема конспирологической версии в том, что описанные случаи никак не связаны с гипотетической высадкой космонавтов на Луну. Для неё нужен совсем другой корабль, а также огромная ракета «Н-1», которая, несмотря на четыре запуска, так и не смогла вывести на орбиту полезный груз. Если нет соответствующей ракеты, нет и полёта к Луне. Что, впрочем, не мешает фантазировать на эту тему, как сделали создатели фильма «Аполлон-18» (2011), в котором с большой «достоверностью» показаны и мифическая «военная» экспедиция американских астронавтов, и останки советского космонавта, который всё-таки добрался до Луны, после чего погиб в схватке с местными агрессивными формами жизни.

ЛУНА ДОКТОРА КАЦА

В 1993 году вышла невзрачная брошюра некоего доктора филологических наук Р.С. Каца под названием «История советской фантастики». В книге достаточно детально, с большим количеством ссылок и иллюстраций, излагалась история становления научной фантастики в СССР, причём в центре внимания оказалась лунная тематика. Однако знатоки жанра сразу заметили множество нестыковок и анахронизмов. Более внимательное изучение текста показало: перед нами искусно сделанная мистификация - фантастическая повесть об альтернативном СССР, маскирующаяся под серьёзное исследование. Автором мистификации оказался небезызвестный критик Роман Арбитман (его подробный рассказ об этой книге вы можете прочитать на стр. 32). Хотя замысел мистификатора был раскрыт, повесть пользовалась такой популярностью, что некоторые изложенные в ней «факты» до сих пор используются в псевдодокументальных фильмах, посвящённых «страшным тайнам» Луны. А сам текст выдержал четыре издания.

ЧУЖАЯ ЛУНА

Если вы думаете, что сторонники полой Луны отказались от развития своей теории, то ошибаетесь. Наоборот, она получила новые «факты» в своё подтверждение. Конспирологи задались вопросом: а почему, собственно, США так внезапно прервали полёты на Луну, а СССР не только не попытался «догнать и перегнать», но и засекретил свои лунные проекты на десятилетия? И мгновенно придумали ответ: потому что Луна уже занята - цивилизацией, которая по своей мощи намного превосходит земную.

Предпосылки к возникновению такой теории появились давно. Астрономы времён Галилея замечали странные вспышки на лунной поверхности, но принимали их за извержения вулкана. Когда наблюдения стали достаточно регулярными, появилась нужда в регистрации «кратковременных лунных явлений» (или LTP - от Lunar Transient Phenomena). С 1957 года их заносят в специальный каталог, разделяя на несколько типов: изменение внешнего вида и чёткости изображения деталей рельефа; изменение яркости и резкие вспышки; изменение цвета лунного объекта; появление или исчезновение тёмных пятен; удлинение лунных рогов; аномальные явления во время покрытия звёзд Луной; нестационарные явления во время лунных затмений; движущиеся объекты.

Вот только некоторые из зарегистрированных LTP. В мае 1964 года американские астрономы целый час наблюдали над Морем Спокойствия белое пятно, перемещавшееся со скоростью около 32 км/ч. Любопытно, что оно постепенно уменьшалось в размерах. Несколько позже, в июне, те же наблюдатели зафиксировали пятно, двигавшееся со скоростью около 80 км/ч. В лунную ночь 1966 года английский астроном, разглядывая дно лунного кратера, заметил странные полосы, которые из чёрных превращались в зелёно-коричневые, затем расходились по радиусам, меняли форму, росли и к лунному полудню достигали максимальных размеров. К лунному вечеру они съёживались, блёкли и наконец исчезали вовсе. В сентябре 1967 года канадские астрономы зафиксировали в Море Спокойствия тёмное тело с фиолетовым оттенком по краям, совершавшее в течение десяти секунд движение с запада на восток. Тело исчезло вблизи терминатора (линии, разделяющей освещённую и теневую стороны небесного тела), а через тринадцать минут около кратера, расположенного в районе движения пятна, на долю секунды вспыхнул жёлтый свет. И так далее, и тому подобное...

Некоторым LTP вполне можно найти природное объяснение: выход газов из трещины, последствия тектонической деятельности, падение метеороида. Однако подавляющее большинство остаётся загадкой. Впрочем, у конспирологов уже есть подробные версии произошедшего.

В 2007 году консультанты по научным вопросам Ричард Хогленд и Майк Бара выпустили объёмную книгу «Тёмная миссия. Секретная история NASA», в которой собрали огромное количество «фактов» (включая LTP), которые якобы свидетельствуют о присутствии на Луне могущественной космической цивилизации. Они заявили, что NASA само выдумало теорию лунного заговора, чтобы «отвести глаза» от более важной и сенсационной информации. По мнению авторов книги, ещё в период полётов кораблей «Аполлон» американское правительство вступило в контакт с селенитами и теперь получает от них готовые технологии для достижения тотального превосходства над остальными державами. Поэтому NASA всячески препятствует сбору подлинной информации о Солнечной системе, так что наши знания искажены фальсификаторами.

И вот тут приходится признать: опровергнуть теорию Ричарда Хогленда и Майка Бара невозможно, потому что она основана не на смутных подозрениях, как все предыдущие, а на вере в истинность заведомо фантастического допущения. А вера, как известно, не опровергается научными доводами.

Хорошо известен «эффект большой Луны». Проявляется он в том, что когда Луна находится низко над горизонтом, то выглядит намного большей по размерам, чем в положении около зенита. В действительности видимые размеры Луны не меняются - это иллюзия, которую порождает наш мозг. Конспирологические теории можно считать такой же иллюзией. При внимательном рассмотрении они оказываются плодом воображения, оперирующего мнимыми явлениями и невероятными событиями. Все они без исключения - разновидность фантастики. Не больше, но и не меньше.


Существует легенда о прекрасной девушке-Луне…Давным-давно, когда само Время было молодо, когда весь мир лишь набирал свой цвет и красоту, на Земле жила девушка. Её небесная красота поражала всех вокруг, заставляя затаить дыхание. Проходя мимо нераспустившихся бутонов, земная красавица одаривала их частичкой своей неземной красоты. Бутон распускался и начинал излучать тёплый радужный свет. В то Время люди не знали ни злобы, ни зависти: вокруг царили любовь, взаимопонимание и гармония. Бог радовался, смотря на созданный им Мир. Так проходили дни и ночи, за ними шли года. Года превращались в века…Планета цвела и всё казалось вокруг сказкой. Ничто не могло омрачить столь прекрасную картину. Но, забывшись в лучах собственной красоты и успеха, Земная красавица начала вести разгульный образ жизни. Соблазняя но ночам самых красивых жителей мужской половины планеты, она озаряла тёмные ночи ярким свечением. Бог заметил это, и, чтобы наказать развратницу, отправил её на небосклон. Каждую ночь девушка-Луна освещала чистую, прекрасную планету своим нежным и пленящим свечением. Всё больше и больше жителей планеты стало появляться на улицах в ночи, чтобы любоваться непостижимой красотой. В сердцах каждой девушки и каждого юноши загорался этот нежный тёплый свет, который пробуждал это буйное влечение и заставлял сердце биться чаще, а душу разрывать тело на части. Девушка-Луна забрала у жителей планеты сон и спокойствие по ночам. Поэтому даже в наше время, появляясь ночью на небе во всей своей красе, Луна заманивает нас в свою нежную ловушку. Луна в полном расцвете одаривает нас самыми необъяснимыми чувствами. Она отнимает у нас одиночество: у всех людей на Земле во время полнолуния сердца бьются в такт. В такт загадочных чувств и мыслей. В такт непостижимой красоты и сказочной любви.

Висит в вышине

нефритовый заяц-луна.

Вечной тоскою

душа полна..

Гуань Хань-Цин

(1240 - 1310)

Пер.И.Смирнова

Издревле существовало поверье, что на луне обитает заяц, которого можно разглядеть в полнолуние. История пришла из добуддийского Китая:
«Три существа сокрушались, что родились животными - обезьяной, лисой и зайцем. Вместе решили они совершить добрые дела в день поста. По традиции считалось, что тот, кто совершит самый благородный поступок, будет вознагражден.
Небесный правитель, решив их испытать, пришел к ним в виде бедного старца. Обезьяна принесла ему плоды с деревьев, лиса - наловила рыбы. Лишь заяц не имел особых способностей. Он собрал веток, развел костер и сказал: » Я ничего особенного не умею, потому возьмите, зажарьте меня и съешьте!» С этими словами он бросился в костер. Тут старик преобразился в небесного владыку, который рассудил: «Вы все полны решимости творить добрые дела, так что в следующем перерождении сможете стать людьми. Пример же зайца достоин особой похвалы. Тронутый такой готовностью зайца к самопожертвованию, он вознес его на небеса, поселил на Луне, даровал ему бессмертие.

С тех пор и живет он вместе с богиней Луны Чан-э под растущим коричным деревом, толчет в волшебной ступке снадобья, входящие в волшебный эликсир, дарующий вечную жизнь.»

Грудным детям на шею после рождения одевали талисман с изображением лунного зайца - это защищало их от плохих духов, снов, приходящих из подсознания.

Имя луны в греческой мифологии - Селена

Имя произошло от греческого слова «селас» - свет, блеск, лучистая. Мифы о происхождении Селены очень разнообразны. Иногда её связывают с Солнцем. Эсхил в своих произведениях называет Селену дочерью Гелиоса (по другим источникам Селена жена Гелиоса или сестра Гелиоса и Эос, то есть дочь титана Гипериона и титаниды Тейи). По другим мифам она дочь титана Палланта и сестра Никты. Другие имена Селены - Ифианасса, Гипериппа, Хромия, Неида. Селену обычно изображали в виде крылатой женщины в серебрянных одеждах с золотым венцом на голове, она главенствует над ночными небесами, передвигаясь по ним в своей колеснице. В колесницу запряжены сияющие крылатые белые кони, быки или буйволы (их рога символизируют полумесяц). Иногда она сидит верхом на буйволе, коне или муле. От союза с Зевсом Селена родила Пандию(богиня полуденного солнца). Миф рассказывает о любви Селены к прекрасному юноше Эндимиону, погруженному в непробудный сон. Вот этот миф: Ночь сменяла уходящую на покой белолицую Гемеру (День), на радость природе, из-за горизонта выходила величественная колесница, которую влекли неторопливые быки. Ими управляла богиня Луна-Селена, в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу. При появлении Селены море, охваченное беспокойством, с шумом катило волны на берег. И не было на земле смертного, не испытавшего с появлением Селены неясного томления и грусти. Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю свой неверный, мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное темное небо. Когда-то давным давно в Греции жил прекрасный юноша, по имени Эндимион. Он был сыном царя Карии (страна в Малой Азии, на побережье Средиземного моря) Эфлия и Калики, дочери бога-повелителя ветра Эола. Но однажды повстречал прекрасный Эндимион богиню Луны, Селену, дочь титанов Гиперриона и Тейи. Селена и Эндимион сильно полюбили друг друга. Каждый день Селена спускалась с неба к своему возлюбленному. Время шло… Богиня Луна знала, что когда-нибудь придет час разлуки и ее возлюбленный должен будет спуститься в царство Аида. Селена не могла представить себе жизни без Эндимиона. И обратилась она к Олимпу и к повелителю молнии Зевсу с просьбой подарить Эндимиону вечную молодость.

Зевс не мог противиться мольбам богини Луны, но не мог он и нарушить установленный в мире порядок. Тогда решил он сохранить Эндимиону вечную молодость, погрузив его в вечную дремоту. И теперь каждую ночь Селена могла видеть своего возлюбленного, не страшась больше о будущем.

Медленно едет по небу в своей колеснице, запряженной черными конями, богиня ночи Нюкта. Вот легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно, величественно едет она по небу в своей длинной белой одежде с серпом луны на головном уборе.

Мирный серебристый свет струится от колесницы и озаряет спящую землю. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий грот горы Латма в Карии. Там лежит погруженный в дремоту Эндимион. И целую ночь она может проводить рядом со своим возлюбленным. По другой версии, однажды, случайно бросив свои лучи под свод пещеры, увидела Селена прекрасного Эндимиона и, пораженная его умиротворяющей красотой, потеряла покой. С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускалась в грот, нежно склонялась над спящим красавцем, целовала смежившиеся очи и произносила слова любви. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипнозом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть. И печален свет ее, который льет она на землю ночью.

Юнона

Юнона - богиня Луны в Древней Италии и охранительница женщин ; у этрусков была известна под именем Уни, у греков отождествилась с Герой, супругой Зевса. В римском пантеоне Юнона — супруга Юпитера и покровительница брака, замужних женщин и рожениц, причем, считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону. В ее честь 1 марта римские женщины справляли семейный праздник — матроналии. Постепенно Юнона приобретала новые эпитеты. Соспита («вспомоществующая»), воинственная Популона и Куритис, изображающаяся в колеснице, Фульгура («молнии - мечущая»), Монета («советница»); в ее храме печатались деньги.

Койольшауки

Койольшауки - богиня Луны в мифологии ацтеков, дочь богини земли и смерти Коатликуэ. Коатликуэ («она в платье из змей») или Коатлантонан («наша змеиная мать») была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа и дочерью Койольшауки (богиней Луны). Каждый день она поднималась на гору Коатепек («змеиная гора»), чтобы принести жертвы. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре Койольшауки почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве Койольшауки обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли(бог солнца), родившись, напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову.

По другому мифу после сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом Солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец, Нанауатль («усыпанный бубонами»), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал «потрескивать, как жарящееся на угольях мясо». За ним последовал Теккистекатль («находящийся в морской раковине»), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал Солнцем, Теккистекатль - Луной - богом Мецтли. Согласно мифу, первое время после появления на небе Луна светила так же ярко, как Солнце, пока один из раздражённых этим богов не бросил в неё кроликом. С тех пор Мецитли изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Хонсу (др.- егип. «проходящий», «странствующий»)- в египетской мифологии лунное божество, бог-повелитель времени, бог правды, покровитель медицины, сближавшийся с Тотом. Сын Амона и Мут, входил в фиванскую триаду божеств. Центром культа Xонсу были Фивы, где (в Карнаке) находился его главный храм и оракул. Изображался юношей с сердцем и диском луны на голове, иногда - как бог-ребенок с пальцем у рта и «локоном молодости» (который мальчики носили сбоку головы до совершеннолетия: в этом случае часто смешивался с Гор-па-хердом). Также изображается в виде молодого человека в позе мумии со связанными ногами. Через божественное детство - отец Амон, мать Мут - Хонса связывают с двумя другими сыновьями богов: с Шу, держащим небо, и с богом Гором. От последнего он перенял символы власти, жезл-крюк и плеть. Отождествлялся с Тотом (Хонсу-Тот), Яхом (Хонсу-Ях). Себеком. Как эпитет к его имени часто присоединяли имя бога луны Неферхотепа (др.-егип. прекрасный доволен) - в египетской мифологии он - фиванское божество луны; почитался наряду с Хонсу, часто выступал как его ипостась. Неферхотеп носит Объединённую корону, а Хонсу увенчан серебряным диском - Луной, и короной «атеф». Из-за близости к богу-соколу Гору Хонса часто изображают с головой сокола, при этом лунный диск над серпом луны затеняется солнечным диском. Под названием «Хонс ребенок» следует понимать форму юного бога Солнца, которого призывают для защиты от диких зверей. В этом качестве Хонс и Гор изображаются стоящими на крокодиле. В качестве «Хонса-советчика» (названного греками Хеспикисом) его призывали на помощь в случае недомогания.

Форма имени сирийской Истар-Астарты есть ‘Athar, но она встречается только в имени Атар’оцех (Атар дает силу) одной арамейской надписи из Куюнджика. Вообще же сирийская Астарта известна под сложным именем Атаргатис (правильнее Athar’athe, «Атар, мать Ате»). Культ, совершаемый в Гиерополе, который Лукиан описывает подробно и по собственным наблюдениям, вполне подтверждает происхождение имени Атаргатис из соединения двух имен Атар и Аттиса. Тут были соединены два культа, Астарты и Адониса, о чем то же сообщает и Лукиан по поводу храма Астарты в Библосе. Аттис — это лидийский Адонис. Существует лишь одна разница между мифами Аттиса и Адониса, именно: Аттис умирает от самооскопления. Этому факту вполне соответствует дикий и страстно-чувственный характер культа, совершавшегося в честь Атаргатис в Гиерополе. При входе в храм были расставлены фаллосы и находились непристойные знаки культа Астарты. Многочисленная толпа оскопленных (галлы, с архигаллом во главе) в женских одеждах совершала служение богине; другие, возбужденные доводившим до экстаза богослужением, при котором они под танцы и музыку резали себе руки до крови, оскопляли себя в честь богини. Кроме того, Лукиан приводит три факта, которые характеризуют Атаргатис как богиню воды. Он рассказывает, что ей вместе с голубем посвящены были также и рыбы и что в ее праздники, бывшие два раза в год, в храм ее приносилась вода; сюда со всех концов Сирии стекались пилигримы и несли в торжественной процессии в храм морскую воду, которую здесь и разливали. В Аскалоне, где богиня эта изображалась с рыбьим туловищем, храм был построен на берегу богатого рыбой священного озера. Однако все объяснения касательно рыбьего вида Атаргатис представляют лишь позднейшие мифологические толкования. Атаргатис в Гиерополе изображалась без рыбьего туловища. Лукиан, описывая золотые изображения двух сидящих божеств, называет их Герой и Зевсом. Вероятно, изображения эти представляли Атаргатис и Хадада. Атаргатис изображается везомой львами, а Хадад восседающим на быках. Первая, по словам Лукиана, имеет больше всего сходства с Герой, но также и со многими другими греческими богинями. В одной руке она держит скипетр, а в другой веретено; на голове ее, окруженной лучами, находится башня. Богиня эта опоясана великолепным поясом, который обыкновенно украшает только Уранию (Венеру), на голове же у нее драгоценный камень, приносящий счастье, который ночью блеском своим освещает все святилище. Между этими двумя божескими изображениями помещено третье, резное, без всякого особенного признака, но с золотым голубем на голове (священный символ Астарты). Изображение это два раза в году во время праздника выносилось на море. Если Атаргатис почиталась в Гиерополе и в других местах богиней вод, то это объясняется тем, что сирийская Астарта, в качестве богини луны, посылала влажность, а вместе с тем и плодородие. Как богиня луны она обозначается присутствием лучей и лунных эмблем.

В славяно-арийских Ведах упоминается о том, что первый Великий Потоп произошёл в результате уничтожения Луны Лели, одной из трёх Лун вращавшихся вокруг Мидгард-Земли.Вот как говорят древние источники об этом событии: “Чада вы Мои! Знайте, ходит Земля мимо Солнца, но Мои слова не пройдут мимо вас! И о древних временах, люди, помните! О Великом потопе, истребившем людей, о падении на матушку Землю огня!” (“Песни птицы Гамаюн”). “Вы на Мидгарде живёте спокойно с давних времён, когда мир утвердился… Помня из Вед о деяниях Даждьбога, как он порушил оплоты Кощеев, что на ближайшей Луне находились… Тарх не позволил коварным Кощеям Мидгард разрушить, как разрушили Дею… Эти Кощеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получастьи… Но расплатилась Мидгард за свободу Даарией, скрытой Великим Потопом… Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с небес они радугой пали, ибо Луна раскололась на части и с ратью Сварожичей в Мидгард спустилась…” (“Саньтии Веды Перуна”). После того, как на Мидгард-Землю обрушились воды и осколки уничтоженной Луны Лели, изменился не только внешний облик Земли, но и температурный режим на ее поверхности, так как ее ось начала маятниковые колебания. Началось Великое Похолодание. Однако не все потомки Родов Расы Великой и Рода Небесного погибли вместе с Даарией. Люди были предупреждены Великим Жрецом Спасом о предстоящей гибели Даарии в результате Великого Потопа и заблаговременно начали переселяться на Евразийский континент. Было организовано 15 выселок из Даарии. В течение 15 лет люди переселялись по Каменному Перешейку между Восточным и Западным морями на юг. Это известные сейчас названия Камень, Каменный Пояс, Рипейские или Уральские горы. 111 812 лет назад (или в 109 808 г. до н. э.) произошло их полное переселение. Часть людей спаслась, поднявшись на небольших летательных аппаратах Вайтманах на околоземную орбиту и вернувшись после Потопа обратно. Другие переместились (телепортировались) через “врата междумирья” в Чертог Медведя во владения да’Арийцев. После Великого Потопа наши Великие Предки заселили большой остров в Восточном Море, называемый Буян. Ныне это территория Западной и Восточной Сибири. Отсюда началось расселение Святой (Белой) Расы по девяти сторонам света. Благодатный край Асии или Земли Святой Расы - это территория современной Западной и Восточной Сибири от Рипейских гор (Урал) до х’Арийского моря (озеро Байкал). Эта территория называлась Белоречье, Пятиречье, Семиречье. Название “Белоречье” произошло от названия реки Ирий (Ирий Тишайший, Ир-тишь, Иртыш), которую считали Белой, Чистой, Священной Рекой и вдоль которой впервые поселились наши Предки. После отступления Западного и Восточных морей, Роды Расы Великой заселили земли, бывшие ранее морским дном. Пятиречье - земля, омываемая реками Иртыш, Обь, Енисей, Ангара и Лена, где они постепенно расселились. Позже, когда произошло потепление после Первого Великого Похолодания, и отступил ледник, Роды Расы Великой расселились также по рекам Ишим и Тобол. С тех пор Пятиречье превратилось в Семиречье. По мере освоения земель восточнее Уральских гор каждая из них получила соответствующее название. На севере в нижнем течение Оби, между Обью и Уральскими горами - Сибирь. Южнее, по берегам Иртыша, располагается, собственно, Беловодье. Восточнее Сибири, по другую сторону Оби, находится Лукоморье. Южнее Лукоморья располагается Югорье, которое доходит до Ирийских гор (Монгольского Алтая).

Столицей наших Предков в это время стал город Асгард Ирийский (Ас - бог, гард - город, совместно - город Богов), который был основан в Лето 5 028 от Великого Переселения из Даарии в Рассению, в праздник Трех Лун, месяца Тайлет, девятого дня 102 года Круголета Числобога - древнего календаря (104 778 г. до н. э.). Асгард был разрушен в Лето 7 038 от С.М.З.Х. (1 530 г. н.э.) Джунгарами - выходцами из северных провинций Аримии (Китая). Старики, дети и женщины прятались в подземельях, а затем ушли в скиты. Сегодня на месте Асгарда находится город Омск. В память о спасении от Потопа и Великом Переселении Родов Расы Великой в 16-й год появился своеобразный обряд - Пасхет с глубоким внутренним смыслом, совершаемый всеми Православными людьми. Этот обряд всем хорошо знаком. На Пасхет крашенные яйца ударяют друг о друга, проверяя, чьё яйцо крепче. Разбитое яйцо называли яйцом Кощеев, т. е. разрушенной Луной Лелей с базами Чузеземцев, а целое яйцо называли Силой Тарха Даждьбога. В обиходе также появилась сказка о Кощее Бессмертном, чья смерть была в яйце (на Луне Леле) где-то на вершине высокого дуба (т. е. фактически в небесах). В результате первого Великого Похолодания северное полушарие Мидгард-Земли в течение трети года стало покрываться снегом. Из-за отсутствия пищи людям и животным началось Великое Переселение потомков Рода Небесного за Уральские горы, которые защищали на западных рубежах Святую Рассению. Х‘Арийский Род во главе с Великим Вождем Антом дошел до Западного (Атлантического) океана и с помощью Вайтман переправился на остров в этом океане, на котором жили Безбородые люди с кожей цвета пламени Священного Огня (люди с красной кожей). На той земле Великий Вождь построил Капище (храм) Трезубца Бога Морей и Океанов (Бога Ния), который покровительствовал людям, защищая их от Сил Зла. Остров стал называться Землей Антов или Антлань (по древнегречески - Атлантида).

В Индии есть легенда о Чандре - луне, который раньше был человеком. Мне рассказал её мой учитель - брахман.

У правящего тогда Махараджи Дакши было 62 дочери. Они каждое утро обнажались и купались в прекрасном озере около дворца. Как-то проходя мимо, Чандра стал свидетелем этого завораживающего действа. Гладкая гладь воды отражала прекрасные тела юных девушек, лотосы подчёркивали золотую кожу - они были прекрасны! Юноша не мог устоять и влюбился в них…Махараджа, узнав об этом, разгневался и проклял несчастного юношу. «Отныне,- сказал он,- быть тебе тенью! Скройся с глаз! Чтобы ни одна девушка не видела тебя!» Увидев такую несправедливость, жена Шивы Парвати обратилась ксвоему мужу: «Чандра так юн,.. Я думаю твоя мудрость и справедливость поможет исправить ситуацию. Ведь у каждого из нас своё предназначение, а чандра, управляющий водой, не может исчезнуть навсегда!» И спустился тогда Шива в потусторонний мир под землёй. И вытащил Луну, водрузив его на голову. С тех пор Луна-Чандра то прячется, то появляется, чтобы выполнить свою миссию. Но любовь была сильнее проклятия отца, и он, в период побега из забытия сумел соблазнить 28 дочерей Дакши. Отцу пришлось отдать их в жёны настойчивому юноше. Но с самой любимой - младшей, он так и не смог расстаться. Поэтому Чандра получил 27 жён, которых по очереди и посещает.

В индийской астрологии те же 28 созвездий - лунных стоянок, что и в китайской. Но 28я стоянка очень кратковременная - буквально на несколько часов. Поэтому в индии о ней и не говорят, а учитывают только 27, и называют их «накчатры».

Продолжение следует…

Луна в верованиях народов мира

Мифы и легенды - это часть культурного наследия человечества. Продолжая лунную тематику, сегодня я начну рассказывать вам про мифы о Луне , сохранившиеся и дошедшие к нам из глубины веков благодаря народному творчеству.

Жители Междуречья не только сочиняли легенды и мифы, посвящённые Луне, но и разработали лунную меру времени, которая перешла ко многим народам. Лунный календарь используется для определения культовых праздников магометанами и иудеями, христиане вычисляют по нему наступление Пасхи, а представители буддистской религии с фазами Луны связывают рождение и уход в нирвану.
Древние народы Междуречья, таким образом, подошли к Луне более прагматично, хотя это и не исключало мистического восприятия и восторжённого поклонения ей как таинственной и прекрасной богине.
Ей продолжали посвящать стихи, сочинять легенды и предания многие народы. Её переменчивый лик и непостоянство привели к тому, что стало трудно предугадать в каком виде и какой ипостаси предстанет ночная красавица в сказаниях и мифах различных народов.
В Юго-Восточной Азии, например, она отождествлялась с лягушкой, черепахой или рыбой. Изображения этих живых существ на алтарях древних храмов - отголоски поклонения Луне. И лишь знающий может связать их с владычицей ночного неба.

В сибирском шаманизме тоже присутствует "лунный след". Круглый бубен, используемый шаманами при проведении колдовского действа, ни что иное, как лик Луны. У многих народов она считалась покровительницей колдовства, так как она сама - носительница колдовских чар.

Чисто зрительно молодая Луна - Месяц - ассоциировалась с рогами, что привело к отождествлению её с быком.
Везде, где присутствует культ богов, имеющих рога, просматривается поклонение Луне как источник этого культа. Богини - матери - вавилонская Астрата и индийская Парвати - наделены лунными рогами как символом высшей власти и святости. Матерью предстаёт египетская Изида, хранительница тайных знаний, изображавшаяся с лунными рогами на голове.
Соединяя прошлое и будущее - из смерти воскресшая жизнь, она рождает от мёртвого Осириса младенца Гора, олицетворяя собой вечную жизнь.

Луна и древние шумеры

нажмите для увеличения

В шумерских мифах о сотворении мира ночную путешественницу называют "красой небес", "царём богов, коему царство небесное вручено", "небесным кругом". Считалось, что Луна создана велением творца мира, имя которого Мардук. Именно она первой появилась на небосклоне и осветила погруженный во мрак мир. Одна светлая сторона Луны, по замыслу Мардука, олицетворяла собой жизнь, другая - тёмная - стала символом смерти и разрушения. Таким образом, творец с помощью этого светила указал живущим на Земле на конечность всего сущего и на его возрождение после смерти.
Луна, по шумерским легендам, стала божеством Сином, воплощающим в себе бесконечность мира. Каждый из жрецов, внимательно наблюдавший за небом, твёрдо знал завет лунного бога Сина: "Три дня он покоится мёртвый на небесах. Покоится ли он четыре дня? Нет, никогда он не покоится на четвёртый день". Речь шла о периодах "тёмной Луны", когда она исчезала с небес.

Ни у кого не возникало сомнений, что Луна - живое существо, ведь только оно может обладать переменчивостью: рождаться, двигаться, расти, умирать и снова возрождаться. Для древних шумеров это небесное тело было живым божеством, которое наглядно демонстрировало живущим, что смерть - не конец, а начало. Умирая и возрождаясь, Луна давала людям надежду на вечную жизнь. Это вызывало чувство признательности, благодарности и поклонения ей в образе бога Сина. Ему молились, его почитали и одаривали, ибо он был для живущих владыка времени, жизни и смерти, защитник и могущественный покровитель.

Греческие мифы о Луне

В греческих мифах Луна предстаёт в женском облике: это дочь титана Гипериона и Теи, сестра Гелиоса - Солнца. Имя её - Селена. Древние греки считали, что когда угасает день и ему на смену приходит ночь, прекрасная Селена садится в свою величественную колесницу, запряжённую белоснежными быками и неторопливо движется по своим небесным владениям.
Одета она в длинные шафрановые одежды, а во лбу у неё сияет молодой месяц - символ молодости и красоты.
С появлением богини на небесах море шумно вздымало волны и бросалось к берегу навстречу прекраснейшей из прекрасных. Люди, замечая её власть над силами природы, проникались благоговением перед ней. Не было на земле смертного, не испытавшего с появлением богини Селены неясного томления и печали. Чувство тоски и грусти, навеваемые лучами Луны, греки объясняли великой скорбью, поселившейся в сердце Селены от безответной любви к прекрасному юноше Эдимиону.
Жил когда - то юноша Эдимион. Он был столь хорош собою, что сам Зевс взял его за красоту в сонм богов на Олимп. Но красота сослужила ему плохую службу, вызвав в сердце Геры любовь и желание. Зевс заточил его в пещеру и с помощью бога Гипноса обрёк на вечный сон. Селена, случайно бросив лучи под свод пещеры, увидела его прекрасный лик и навек потеряла покой. Но сколько она ни ласкала его, нашептывая слова любви и нежности, сколько ни целовала смежившиеся очи, юноша не мог приподнять веки, ответить на её ласки.
Вот почему всегда печальна Селена. И её тоска столь велика, что порождает грусть и печаль у всего живого на земле.
Воют на Луну собаки и волки, а люди, охваченные непонятным беспокойством и тревогой, не находят себе места и подчас совершают такое, чему потом удивляются с приходом Гелиоса - Солнца.

Мифы о Луне присутствуют в фольклоре практически всех народов и этнических групп, когда - либо населявших нашу планету.