Научная станция. Список полярных станций в антарктике

В этом разделе мы немного отвлечемся от темы военных тайн Антарктики. Но не будем далеко отходить от них. Почему? Ведь внешне совершенно мирные антарктические станции всегда хранили в своих сейфах немало военных секретов, часть из которых была непосредственно связана с существованием нацистских баз «Хорст Вессель» и «Новая Швабия». Впрочем судите сами!

О существовании Земли Новая Швабия послевоенные историки старались лишний раз не упоминать. Не удивительно, что в нынешнем веке уже редко кто верит в ее существование. Меж тем еще в прошлом веке некоторая информация о ней все же просочилась и в советскую печать.

В 1955 году несколько стран мира приступили к организации научно-исследовательских экспедиционных баз в западной Антарктиде. Они были размещены на побережье, как правило, далеко друг от друга; сравнительно большой «сгусток» станций нескольких стран был только на Земле Грейэма. Через 10 лет в нашей стране вышел двухтомный капитальный труд «Атлас Антарктики».

Он содержал в себе сотни подробных карт, графиков, диаграмм, и научных статей, знакомясь с которыми можно было получить интереснейшие сведения о рельефе, геологическом строении, материковом оледенении и морских льдах, климате, геофизических явлениях, растительности и животном мире загадочного Шестого континента. Одна из карт была посвящена Международному геофизическому году (МГГ), который начался поздней осенью 1957-го и закончился ранней весной 1959-го.

Тогда по единой программе к детальному изучению ледяного континента впервые после окончания Второй мировой войны приступили многочисленные международные экспедиции из Аргентины и Австралии, Бельгии и Великобритании, Новой Зеландии и Норвегии, СССР и США, Франции и Чили, ЮАР и Японии. Позже к ним присоединились Польша и Чехословакия. На этой карте были указаны 42 научных станции, принадлежавших 12 странам мира. Но была ли эта программа действительно единой? Внешне — да! Но были и весьма интересные различия.

В 1930-е годы, особенно в связи с проведением Международного полярного года (1932-1933), многие заинтересованные в том страны приступили к исследованию береговой полосы антарктического ледникового покрова и особенно в наиболее доступной части континента, на Земле Греэма, где начали постоянную работу сразу несколько метеорологических станций.

В результате их исследований появились первые достоверные карты побережья Антарктиды в масштабе 1:2 000 000, однако две трети южнополярной земли так и остались белыми пятнами. Долгое время Антарктида оставалась ничейным материком Но сразу после окончания Второй мировой войны она стала интересна многим странам мира, в том числе и совершенно далеким от антарктических берегов. Почему?

Неожиданно для всех американцы объявили Антарктиду «шкатулкой сокровищ». И каких ископаемых: уголь, золото, серебро, свинец, железо, а главное, уран! Более того, было признано, что западноантарктическая складчатая область рассматривалась как продолжение металлогенического пояса Анд с медью, молибденом, вольфрамом, оловом Когда же они успели провести глубокую геологическую разведку? Т

олько в предвоенное время! Начиная с осени 1948 года Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина и Чили, как по неведомой команде, стали наперебой заявлять свои претензии на отдельные районы Антарктиды.

Руководство Союза ССР, которое внимательно отслеживало факты иностранною проникновения в антарктические пустыни, вновь не на шутку забеспокоилось. В феврале 1949 года состоялось общее собрание членов Всесоюзного географическою общества в Ленинграде, где был заслушан доклад президента общества Л. Берга «Русские открытия в Антарктике и современный интерес к ней». В резолюции этого собрания говорилось, что «всякое решение вопроса о режиме Антарктики без участия Советского Союза не может иметь законной силы, и СССР имеет все основания не признать любого такого решения».

7 июня 1950 года советское правительство направило в вышеуказанные страны меморандумы по вопросу о режиме Антарктики. Здесь же было указано, что в Советском Союзе столь же внимательны к Антарктике еще и потому, что этот материк и прилегающие к ней острова являются удобной базой для важнейших метеорологических наблюдений, имеющих чрезвычайное значение и для Северного полушария. Скорее всего были тому и другие причины. Какие? Обо всех, видимо, мы узнаем еще не скоро. Но кое с чем уже познакомились!

Например, в 1974 году советские геологи обнаружили в антарктических горах Ямато (ряд крупных массивов, окаймленных обширными полями ледниковых валунов) уникальные полезные ископаемые — чарнокиты, которые указывают, что в очень далеком прошлом где-то здесь существовал единый материк Гондвана. Подобные чарнокиты ранее были найдены лишь в Индии.

Но вернемся на Антарктический полуостров.

Самыми близкими из послевоенных полярных станций к антрактической базе «Хорст Вессель» стали: британские «Остров Детай», «Остров Стонингтон», «Остров Хорсшу», «Ферин-Хед» и «Ротера», аргентинская «Генерал Сан Мартин». Хотелось бы рассмотреть историю каждой из них с максимально возможными подробностями, но всю ныне имеемую информацию пришлось ограничить данными об аргентинской базе «Генерал Сан Мартин». Британские базы «Остров Стонингтон» (База Е) и «Ферин-Хед» (База J) были закрыты в 1958 году. А, вот информация о британских базах «Остров Детай» (База W), «Остров Хорсшу» (База V) и «Ротера» так и осталась закрытой.

Ближе всех к «Новой Швабии» были: советская «Лазарев», британские «Халли-Бей» и «Шеклтон», норвежско-южноафриканская «Норвегия», норвежско-шведско-британская «Модхейм», аргентинские «Генерал Бельграно» и «Элсуэрт», бельгийская «Король Бодуэн», японская «Сёва», западногерманская «Георг фон Ноймаер», восточногерманская «Георг Форстер», индийская «Дакшин Ганготри», южноафриканская «Санаэ».

10 марта 1959 года на шельфовом леднике у мыса Седова (Берег Принцессы Астрид) была открыта советская полярная станция «Лазарев». Рядом с ней была создана бельгийская станция «Король Бодуэн». Обе станции как бы примыкали к правой стороне Земли Новая Швабия. Со станции «Лазарев» советские геологи под руководством М. Равича впервые исследовали центральную и восточную части гор Земли Королевы Мод.

В 1961 году советская полярная станция «Лазарев» была оставлена советскими учеными, а ее жильцы переселились на твердую землю… в оазис Ширмахера. Новая станция получила название «Новолазаревская». Тогда же, именно в районе «Новолазаревской» впервые в истории изучения Антарктики были выполнены глубинные сейсмические зондирования. Советские полярники имели в своем распоряжении аэрофотографии этого оазиса, сделанные еще нацистскими летчиками в 1939 году.

Британская база «Халли-Бей» (База Z) полностью соответствовала своему буквеннох\лу обозначению: найти что-либо о ее создании и деятельности не удалось.

По официальным документам, британская база «Шеклтон» была создана в январе 1956 года на берегу моря Уэдделла в координатах 77 градусов 59 минут южной широты и 37 градусов 09 минут западной долготы, но в январе 1958 года — покинута. Ценное оборудование и приборы были демонтированы и переданы на станцию «Халли-Бей». Причины, побудившие англичан срочно закрыть станцию, установить не удалось. А ведь именно отсюда британский исследователь Антарктиды Вивиан Фукс планировал начать свой трансконтинентальный поход к Южному полюсу в ноябре 1957 года.

Эта научная станция была неудачной с самого начала. Судно, доставившее сюда грузы для станции, из-за приближающегося шторма оставило содержимое своих трюмов на морском льду. Разразившийся шторм уничтожил значительную часть стройматериалов, угля, горючего, один из тракторов. Погибли химикалии для добычи водорода, вследствии чего британские ученые на станции не могли вести аэрологические наблюдения. Только через год удалось завезти на станцию все необходимое.

Норвежско-южноафриканская «Норвегия», считай британская научная станция была создана в январе 1957 года в координатах 70 градусов 30 минут южной широты и 37 градусов 48 минут западной долготы.

Норвежско-шведско-британская «Модхейм» действовала с 1950 по 1952 год.

Аргентинская база «Генерал Бельграно» была создана в начале 1956 года на берегу моря Уэдделла в координатах 77 градусов 58 минут южной широты и 37 градусов 48 минут западной долготы.

Американская база «Элсуэрт» (седьмая американская станция) была создана 11 февраля 1957 года на берегу моря Уэдделла к востоку от от залива Голден, на краю шельфового ледника Фильхнера, в координатах 76 градусов южной широты и 41 градус 07 минут западной долготы. Первоначально предполагалось построить ее в крайней юго-западной точке моря Уэдделла, у основания Земли Греэма, а точнее — в районе мыса Адаме До этого времени сюда не проникал еще ни один корабль, ни одно судно. Но затем это решение было пересмотрено. Ледник, на котором была сооружена станция, находился на плаву. Сооружение станции было стандартным.

Обычно на таких станциях имелось до 20 жилых и складских сооружений.

Они были сконструированы для Канадской Арктики и Гренландии, где и прошли испытания. Это типовые домики щитового типа Каждый щит примерно 2 метра длиной и 110 сантиметров шириной. Скреплялись они специальными клинообразными затворами. Крыша дома была плоской и держалась на легких металлических стропилах. Изнутри жилые домики были обшиты тонкими металлическими листами, напоминающими алюминий.

В каждом домике было до пяти комнат. Планировка его зависит от потребности, потому что перегородки представляют тонкие пятимиллиметровые фанерные листы, и менять расположение можно как угодно. Причем между двумя комнатами располагается нечто вроде кают-компании, где стоят стол, два металлических дивана и лампы на длинных ножках. В комнатах меблировка довольно незамысловатая: две кровати с пружинными сетками и матрасами из микропористой резины, два металлических платяных шкафа, две тумбочки и несколько стульев.

Каждый такой дом имеет два выхода — один главный и один запасной. Главные выходы каждого домика приводят в туннель, который соединяет все домики и проходит вдоль всего поселка.

Служебные сооружения точно такие, но у них отсутствуют перегородки и, естественно, мебель.


На станции осталось 39 человек, в том числе 10 научных работников, остальные — американские военные моряки. Начальником станции «Элсуэрт» был оставлен известный полярный исследователь Финн Роне. После окончания Международного геофизического года станция «Элсуэрт» была передана аргентинцам.

Бельгийская станция «Король Бодуэн» была создана на шельфовом леднике Берега Принцессы Ранхильды недалеко от советской антарктической станции «Лазарев».

Японская станция «Сёва» была создана в середине 1950-х годов в координатах 69 градусов 00 минут южной широты и 39 градусов 35 минут восточной долготы. Здесь было собрано три жилых здания панельного типа по типу американских. В четвертом помещении находилось два электрогенератора. В 1974 году на этой антарктической станции, созданной на острове Онгул (залив Лютцов-Хольм, Берег Принца Улафа) зимовало 18 полярников. Японцы соорудили свою станцию на самом краю Земли Королевы Мод.

От самой ближней советской станции «Молодежная» ее отделяли только 300 километров, а от «Новолазаревской» — почти 1 000 километров. На уступах скалистых скал острова Онгул были сложены бочки, различное снаряжение, стояли машины и чуть дальше, в глубине, виднелись ярко-красные домики. За зиму вокруг домиков образовывались большие наддувы снега. Смену полярников проводили ледоколы «Сойя» и «Фудзи».

От станции «Сёва» до вышеупомянутых гор Ямато около 300 километров. Но японцы были частыми гостями горного массива, названного в честь их любимой Родины. Правда, сначала, им приходилось лететь над береговыми нунатаками вглубь залива Аютцов-Хольм. Затем, повернув на юг, «вползти на купол», а проще — лететь вдоль ледяного купола над антарктической пустыней. В хорошую погоду в том не было сложности, но Антарктида никогда не славилась тихим и спокойным характером. И все же японские полярники постоянно туда летали.

Западногерманская база «Георг фон Ноймаер» и восточно-германская «Георг Форстер» скорее всего были созданы в своеобразный противовес друг другу.

Индийская научная станция «Дакшин Ганготри» создана в 1983-1984 годах в оазисе Ширмахера, в 18 километрах от станции «Новолазаревская».

Южноафриканская «Санаэ». По карте Антарктики, которая в 1955 году велась на борту китобойной плавбазы «Слава», она была создана неподалеку от северо-западной стороны шельфового ледника Нью-Швабеланд-1.

Советскую сторону всегда удивляло распределение научных станций Великобритании, Аргентины, Чили и США, на Антарктическом полуострове (он же Земля Грейма). Фактически они были расположены «на голове друг у друга», но ведь тогда мы и не подозревали, что нашим недавним союзникам во Второй мировой войне известно о мертвых городах внеземной цивилизации и антарктических базах нацистов.

Первые советские научные станции в Антарктиде были созданы в 1955 году нашими полярниками во время Международного геофизического года. Тогда в Антарктиду для выполнения научных работ прибыла Комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ) Академии наук СССР, состоявшая из нескольких научных отрядов. В ее морской группе было шесть отрядов: аэрометеорологический, гидрологический, гидрохимический, морской геологии, гидробиологический и гидрографический.

А в составе береговой группы — четыре научных отряда: аэрометеорологический, геолого-географический, комплексный геофизический и аэрофотосъемки. Именно полярники КАЭ присвоили первым двум антарктическим станциям имена кораблей Фаддея Беллинсгаузена, а третьей — «Советская».

В распоряжение экспедиции было выделено три судна. Дизель-электроходы в 12,5 тысячи тонн каждое — «Обь» и «Лена». Первое из этих ледокольных судов использовали для производства океанографических исследований, второе — в роли транспорта. Третьим было небольшое 500-тонное судно «Рефрижератор № 7», которое в основном использовали для доставки скоропортящихся продуктов. Советские полярники имели авиационный отряд: один самолет Ил-12, два самолета Ли-2, один легкий самолет Ан-2 и два вертолета Ми-4. А также — отряд наземного транспорта: тракторы АТТ-15 и бульдозеры С-80, легкие вездеходы Газ-47 и автомашины различных типов. Имелось до 50 ездовых собак.

Все советские станции были созданы в секторе, отведенном нам Специальным комитетом Международного геофизического года. Они сооружались из материалов, доставленных на борту дизель-электроходов. При выборе конкретных мест для научных станций руководствовались в основном соображениями удобства подходов с моря, возможностью разгрузки кораблей и стремлением разместить обсерваторию и жилой поселок на скальной поверхности, какой на побережье Антарктиды не так много, или, в крайнем случае, на участке неподвижного материкового льда.

При этом домики и склады были расположены таким образом, чтобы преобладающие ветры дули вдоль входной двери. На первую зимовку в «Мирном» осталось 92 полярника во главе с начальником КАЭ Михаилом Сомовым Уже эта зимовка показала, что те, кто проектировал будущие жилые и складские сооружения для полярников допустили серьезную ошибку. Они делали расчет на то, что в Антарктиде осадки выпадают только в виде снега, и не учли, что бывает и дождь.

Дожди, прошедшие летом 1957 года, заставили советских полярников испытать на себе, что значит протекающая крыша. А ведь об антарктических дождях писал не один путешественник, побывавший здесь. Но таков уж русский характер: пока не испытаешь — не поймешь. Только после того как жилые домики стали неуютными и сырыми, были сооружены дома с двускатными крышами.

Тогда же была построена первая внутриматериковая станция на высокогорном антарктическом плато — «Пионерская». Строительство этой станции, как и создание станции в оазисе Бангера, изначально не входило в планы КАЭ, но уже во время работы экспедиции было принято решение о развертывании двух этих научных станций. Официально — для получения более широкого представления о природе шестого континента.

Вероятно, да! Но, хотелось бы обратить внимание на то, что по своему местоположению эти станции близки к «Новой Швабии» и горам Центральный Вольтат. Только советские станции находятся недалеко от моря Дейвиса, а нацистские — моря У эдделла. Более того, к западу от «Мирного» во время воздушной разведки был обнаружен остров, по форме крайне похожий на остров Дригальского. Случайны ли эти совпадения? К сожалению, на этот вопрос пока еще никто внятно не ответил.

Для создания нашей станции были использованы помещения, имевшиеся на санях тракторного поезда, и строительный материал, доставленный из «Мирного» самолетом. При этом сани были сдвинуты так, чтобы вспомогательные помещения защищали жилье от ветра. Между сдвинутьши санями образовалось пространство, которое было быстро превращено в соединительный тамбур, с помощью которого можно было легко попасть в любое помещение станции. Из-за сложностей с доставкой горючего было принято решение, что на зимовку здесь останется лишь четыре человека во главе с Александром Гусевым.

В середине 1970-х годов в Антарктиде действовало свыше двух десятков научных станций, шесть из них принадлежало Советскому Союзу. Пять советских станций находилось на побережье антарктических морей («Мирный», «Молодежная», «Новолазаревская», «Ленинградская», «Беллинсгаузена») и одна — в центральной части материка, в районе геомагнитного полюса, в 1410 километрах от «Мирного» («Восток»).

Первая Комплексная антарктическая экспедиция Советского Союза (КАЭ) состоялась в 1955-1956 годах. За ней, в 1956-1958 годах, — вторая и третья соответственно. В дальнейшем все антарктические экспедиции стали именоваться САЭ, то есть — советские антарктические экспедиции.

Советский район исследования прилегал к Индийскому океану по обе стороны моря Дейвиса, на Земле Королевы Мэри. Материковая группа советской научной экспедиции под началом Михаила Сомова в составе 70 человек разных специальностей высадилась на берег у моря Дейвиса к западу от ледника Хелен. К началу зимы 1955-1956 года с помощью экипажей двух советских дизель-электроходов «Обь» и «Лена» она построила поселок Мирный, в те дни состоявший из нескольких жилых и служебных сооружений, освещаемых и отапливаемых электричеством; кроме электростанции, там имелись механическая мастерская, гаражи, ангары и складские помещения. Материковая группа делилась на шесть специальных отрядов. Авиаотряд под начальством Ивана Черевичного начал работу с пятью самолетами и двумя вертолетами.

Кроме основной базы, поселка «Мирный», к концу 1956 года были организованы две наши станции: «Пионерская» (в 375 километрах от «Мирного» на высоте 2 700 метров) приступила к работе 27 мая 1956 года; станция «Оазис», начала работу 15 октября 1956 года (в 360 километрах к востоку от «Мирного», в оазисе Бангер-Хилз). В январе 1959 года последняя была передана Польской академии наук и переименована в честь А. Добровольского — польского ученого, участника бельгийской антарктической экспедиции 1897-1899 годов.

Вторая советская антарктическая экспедиция, под руководством Алексея Трешникова, пришла на смену первой в декабре 1956 года. Она прибыла к Шестому континенту вновь на «Оби» и «Лене», а также на пассажирском теплоходе «Кооперация» и состояла из двух морских и одного берегового отрядов.

«Обь» подошла к Берегу Правды 12 декабря 1956 года, но вынуждена была остановиться на расстоянии 25 километров от «Мирного», у кромки далеко распространившегося в море припая. Встреча с прибывшими произошла утром. Весь день над припаем среди скопления айсбергов курсировали вертолеты, доставляя на «Обь» жителей «Мирного», а обратно — прибывших на «Оби». К 10 января 1957 года на рейд «Мирного» прибыла «Кооперация» с основным научным составом, которую пришлось встречать и вести через льды с помощью ледокола Последней (уже не к припаю, а к ледяному барьеру) пришла «Лена».

Разгрузка судов на ледяной барьер — тяжелая и опасная операция. Но это единственно возможный способ разгрузки, когда весь припай отрывает и уносит ветром в море. Для первой КАЭ такая разгрузка прошла благополучно. Но на этот раз во время разгрузки погибли люди. Сотни тонн отколовшегося льда рухнули на борт «Лены» и в воду, увлекая за собой людей. Двое погибли, а семь человек, упавшие за борт, получили тяжелые травмы, но были спасены. Погибших похоронили на острове Хасуэл, который первым встречает прибывающие к «Мирному» советские суда.

Каждая КАЭ начинается с корабля. Зачисленные в состав экспедиции (обычно их называют оформленными), то есть успешно прошедшие медкомиссию, получившие паспорт моряка, теплую одежду, заполнившие многочисленные бланки (в их числе даже завещание) отправляются в Антарктиду на экспедиционных судах. До середины 1970-х годов к Шестому материку почти каждый год ходили дизель-электроходы «Лена», «Наварин», «Обь». Приходили сюда и белые комфортабельные теплоходы «Кооперация», «Михаил Калинин», «Эстония», «Надежда Крупская». Горючее доставляли нефтеналивные суда. Использовались экспедиционные корабли — плавучие лаборатории «Профессор Визе» и «Профессор Зубов».

Плавание от Ленинграда до берегов южно-полярного континента составляет немногим больше месяца. А от Австралии, куда для экономии времени часть советских зимовщиков перебрасывалась на самолетах, всего 10 дней. Самолеты Ил-18 и Ан-10 с посадками в Средней Азии, Индии, Бирме, Индонезии, Австралии и Новой Зеландии затрачивали также примерно 10 дней. Правда, полетное время здесь составляло всего лишь 48 часов.

Вторая КАЭ для выполнения научной программы предстоящего Международного геофизического года оставила на зимовке в Мирном 188 человек, что было на 96 человек больше, чем годом ранее.

Зимовщики Трешникова создали несколько научных станций, которые приблизили Советский Союз к Южному полюсу. Так, они соорудили промежуточную базу для похода к Геомагнитному полюсу — станцию «Комсомольская», находившуюся более чем в 500 километрах от «Мирного», а между этой станцией и «Пионерской» — промежуточную станцию «Восток-1».

В декабре 1957 года на рейд «Мирного» прибыли суда с членами Третьей экспедиции (уже САЭ), которой руководил Е. Толстиков. На борту «Оби» будущие зимовщики доставили оборудование для новой внутриконтинентальной станции «Советская», новые вездеходы типа «Пингвин» и модернизированные самолеты Антарктического отряда. Встреча была радостной, но неожиданно во время передачи дел на рейд «Мирного» прибыл американский ледокол «Бэртон Айленд» с… заместителем командира 43-го оперативного соединения ВМС США кептеном Джеральдом Кетчумом.

Да-да, тем самым, который еще недавно возглавлял операцию «Ветряная мельница» («Windmill») — она поставила жирный крест на существовании «Новой Швабии» и «Хорсте Весселе». Официально Кетчум хотел ознакомиться с условиями жизни на станции «Мирный», достижениями советской науки и, естественно, техники.

Руководство советских экспедиций благодушно позволили ему это сделать. Но Джеральд Кетчум прибыл на советскую научную станцию не один. Вместе с ним на нашу старейшую антарктическую станцию прибыли офицеры «Бэртон Айленд» и научные сотрудники экспедиции, в том числе: начальник станции «Уилкс» биолог Карл Экленд, начальник станции «Халлет» географ Джеймс Шир, гляциолог с «Уилкс» Ричард Камерон, океанограф Стар, командир пришедшею ледокола Брэнингам.

Затем в «Мирном» побывало еще более сотни матросов с «Бэртон Айленд». В составе экипажа этого вооруженного ледокола (1x27-мм универсальное орудие и 4x40-мм автоматов), специально построенного для работы в Антарктике, всего 234 человека Таким образом, на советской станции 29 января 1958 года побывал каждый второй из американского экипажа Экая любознательность! А ранее вроде бы и не было никакою интереса.

Не успели советские зимовщики проводить американских коллег, как 31 января на рейд «Мирного» пришло судно австралийской экспедиции «Тала Дан», направлявшееся к станции «Моусон». И вновь гости захотели ознакомиться с советской станцией «Мирный». Наше руководство вновь радушно открыло все станционные помещения. Гости осмотрели «Мирный», его лаборатории и хозяйство.

Особенно детально австралийцы осматривали новые вездеходы «Пингвин», которые были переделаны из бронетранспортеров. Не последнюю роль в развитии любознательности иностранных коллег сыграло то, что на ярко-оранжевых корпусах новых машин кроме отштампованных краской пингвинов были нарисованы зеленые сердца, пронзенные желтой стрелой.

Кому пришла столь «гениальная» мысль: привезти в Антарктиду списанные бронетранспортеры, как бы скопированные с советских самоходок САУ, правда без орудий, крайне раздражавшие наших недавних союзников во Второй мировой войне, к тому же носившие военную символику? Команда сопровождения объяснить этою не смогла. А советские зимовщики — и тем более. Но и американцы, и австралийцы встревожились!

С 1960 по 1990 год СССР провел более 20 экспедиций по исследованию Антарктиды, постоянно сохраняя здесь около 10 постоянно действующих полярных станций. При этом несколько научных станций из ранее открытых были законсервированы, но полностью готовы к приему полярников. «Оазис» был законсервирован в конце 1958 года, «Пионерская» и «Советская» — в начале 1959 года. В 1968 году на острове Ватерлоо (архипелаг Южно-Шетландские острова) вблизи Антарктического полуострова была создана советская станция «Беллинсгаузен».

А в начале 1971 года на берегу Отса, станция «Ленинградская». Если не рассматривать эти законсервированные станции как запасные опорные пункты для дальнейшего освоения, а вернее — закрепления за СССР антарктических пустынь, то столь короткий срок жизни и частую консервацию наших антарктических станций, в отличие от иностранных полярных станций, весьма сложно объяснить.

***

Из книги Сергея Ковалёва „Загадки Шестого континента .

Свидетельства стойкости человеческого духа, способного противостоять столь суровым условиям самого южного континента планеты, станции в Антарктиде - в прямом и переносном смысле оазисы тепла на бескрайних ледяных просторах материка. Антарктиду осваивают 12 стран, и почти у всех имеются собственные базы - сезонные или круглогодичные. Помимо научно-исследовательской работы антарктические станции выполняют и другую, не менее почётную и сложную задачу, - приём полярных туристов. Будь то в рамках антарктического круиза или на пути к Южному полюсу, путешественники имеют уникальную возможность познакомиться с бытом полярников, пожить несколько дней в палаточных лагерях и совершить увлекательные экскурсии по близлежащим просторам Антарктиды.

Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлетно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы».

Станция «Амундсен - Скотт»

Станция «Амундсен - Скотт» - самая известная антарктическая станция. Её популярность обусловлена одним простым фактом: станция располагается аккурат на Южном полюсе Земли, и, прибыв сюда, фактически выполняешь две задачи - и на полюсе постоять, и с полярным бытом познакомиться. Помимо уникального места расположения «Амундсен - Скотт» известна ещё и тем, что она является первой базой в Антарктиде, основанной через 45 лет после достижения Амундсеном и Скоттом Южного полюса планеты. Кроме прочего, станция - образец высокотехнологичного строительства в крайне сложных антарктических условиях: внутри стоит комнатная температура, а сваи-домкраты позволяют поднимать «Амундсен - Скотт» по мере занесения снегом. Туристов здесь привечают: самолёты с путешественниками приземляются на местном аэродроме в декабре - январе. Экскурсия по станции и возможность отправить письмо домой со штампом Южного полюса - вот главные «фишки» базы.

Станция «Восток»

Уникальная российская станция «Восток», основанная в 1957 г. среди девственных белоснежных просторов внутренней Антарктиды, туристов, увы, не принимает. Условия для легкомысленных увеселений здесь, прямо скажем, отсутствуют: до полюса около 1200 км, самая высокая температура в течение года - чуть менее -30 °C, а также тотальная нехватка кислорода и углекислого газа в воздухе из-за расположения на высоте почти 3 км над уровнем моря - вот лишь некоторые детали её непростого быта. Однако исключительность этого места заставляет говорить о станции даже вне возможности её посещения: именно здесь была зарегистрирована самая низкая температура в Антарктиде - минус 89,2 °C. Попасть на станцию «Восток» можно разве что записавшись добровольцем в Институт исследований Арктики и Антарктики - так что пока помечтаем…

Станция «Юнион Глейшер»

Строго говоря, «Юнион Глейшер» - это не станция, а палаточная база, действующая только в тёплое время года. Её основное предназначение - служить домом для туристов, прибывающих в Антарктиду с помощью американской компании через чилийский Пунта-Аренас. Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлётно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы». Она располагается прямо на внушительной толщины голубом льду, который даже ровнять не надо - настолько идеально гладкая его поверхность. Логичное название «Блю Айс» лишний раз убеждает в том, что вы в Антарктиде - где ещё на планете самолёт может вот так, запросто, сесть на лёд! Кроме прочего, в «Юнион Глейшер» туристов ждут индивидуальные палатки и хозяйственные модули, столовая и туалеты - кстати, правила пользования ими неизменно выступают в роли главной фотодостопримечательности станции.

Антарктическая научная станция "Восток"

Полюс холода Земли
(из цикла "На задворках планеты" )

Станция Восток - российская антарктическая научная станция, единственная используемая Россией в настоящее время внутри континента. Названа в честь парусного шлюпа «Восток», одного из кораблей антарктической экспедиции 1819-1821 годов. Как уникальная научно-исследовательская станция она была основана 16 декабря 1957 года во время 2-й Советской Антарктической экспедиции. Длительное время начальником станции был В. С. Сидоров.

Климатические условия в районе станции - одни из тяжелейших на Земле. Они отличаются очень сильными морозами в течение всего года. Здесь зарегистрирована самая низкая температура на планете из всех метеорологических станций в XX веке: -89,2 град.C (21 июля 1983). Самым тёплым летним днём на станции Восток за всё время её существования остаётся день 16 декабря 1957 г. Тогда термометр зафиксировал 13,6 градусов мороза. Район получил название Полюс холода Земли. Толщина ледяного покрова под станцией составляет 3700 м.


Жесточайшие морозы способствуют почти нулевой влажности воздуха в районе станции. Среднегодовая скорость ветра около 5 м/с, максимальная 27 м/с (почти 100 км/ч). Высота расположения «Востока» - 3488 метров над уровнем моря, что вызывает острую нехватку кислорода. Из-за низкой температуры воздуха в районе станции его давление с высотой падает быстрее, чем в средних широтах, и подсчитано, что содержание кислорода в атмосфере в районе станции эквивалентно высоте пяти тысяч метров. Ионизация воздуха сильно повышена. Парциальное давление газов также отличается от такового в привычном для нас воздухе. А острая нехватка углекислого газа в воздухе в этих местах, приводит к сбоям в механизме регуляции дыхания.


Полярная ночь длится с 23 апреля по 20 августа, 120 дней в году, что составляет чуть менее 4 месяцев, или трети всего года. Всего два месяца в году среднемесячная температура воздуха превышает -40 град.C и четыре месяца - -60 град.C. С марта по октябрь стоят суровые морозы, и только в ноябре наступают относительно комфортные условия.

Акклиматизация к таким условиям продолжается от одной недели до одного-двух месяцев и сопровождается головокружением и мельканием в глазах, болью в ушах и носовыми кровотечениями, чувством удушья и резким повышением давления, потерей сна и понижением аппетита, тошнотой, рвотой, болью в суставах и мышцах, потерей веса от трёх до пяти (известны случаи до 12) килограммов.


Средняя температура самых тёплых месяцев, декабря и января, -35,1 и -35,5 град.C соответственно, что эквивалентно холодной сибирской зиме. Средняя температура самого холодного месяца, августа, составляет -75,3 град.C, иногда опускается ниже -88,3 град.C. Для сравнения: январь 1892 года в Верхоянске (самый холодный за всю историю наблюдений в России) имел среднюю температуру -57,1 град.C. Самый холодный суточный максимум температуры составляет -52 град.C, в мае температура за всё время измерений не поднималась выше -41.6 град.C. Осадков здесь практически не бывает. Среднегодовой уровень осадков - всего около 18 мм.


Научно-исследовательская станция «Восток» расположена в 1253 км от Южного полюса, в 1410 км от станции «Мирный» и в 1260 км от ближайшего побережья моря. Добраться до станции зимой практически невозможно, а значит, полярники не могут рассчитывать на помощь извне. Доставка грузов на станцию осуществляется самолётами (в летний, относительно тёплый период) и санно-гусеничным поездом (в остальное время) от станции «Мирный». Подробно трудности доставки грузов этим способом описал Владимир Санин в своих книгах «Новичок в Антарктиде» и «72 градуса ниже нуля».


«Восток» расположен вблизи от Южного геомагнитного полюса Земли и является одним из наиболее подходящих мест для исследования изменений в магнитном поле Земли. Обычно на станции летом находятся 40 человек - учёных и инженеров. Зимой их количество сокращается до 20. Более сорока лет российские специалисты проводят здесь исследования углеводородного и минерального сырья, резервов питьевой воды; осуществляют аэро-метеорологические, актинометрические, геофизические и гляциологические наблюдения, а также специальные медицинские исследования; занимаются изучением изменения климата, исследованием «озоновой дыры», проблем повышения уровня воды в Мировом океане и др. Здесь в середине 1990-х годов, в результате бурения ледниковых отложений (вначале термобуровыми снарядами, а затем электромеханическими снарядами на грузонесущем кабеле), было обнаружено уникальное реликтовое озеро Восток (крупнейшее подлёдное озеро Антарктиды). Озеро расположено под ледяным щитом толщиной около 4000 м и имеет размеры приблизительно 250x50 км. Предполагаемая площадь 15,5 тыс. кв.км. Глубина более 1200 м.


В ночь на 13 апреля 1982 года в результате пожара полностью вышли из строя основные и резервные дизель-генераторы, и станция осталась обесточена. 20 человек на протяжении 8 месяцев провели героическую зимовку, согреваясь самодельными буржуйками на дизельном топливе, пока из Мирного не пришёл санно-гусеничный поезд с новой дизель-электрической установкой. Интересно, что станция удалена от экватора примерно на такое же расстояние, как города Лонгйир и Баренцбург на Шпицбергене в Северном полушарии, где абсолютный минимум температуры составляет всего -46,3 град.C, абсолютный максимум аж +17,5 град.C, а среднегодовая температура -14,4 град.C. Такую разницу создает особый климат Антарктиды.

13 февраля 1956 года в Антарктиде, на побережье моря Дейвиса, начала работать первая советская научная станция. Она была названа именем легендарного российского шлюпа "Мирный", экипаж которого в январе 1820 года впервые увидел загадочный южный полярный материк. Эта дата считается началом регулярных советских и российских исследований Антарктики. За 50 лет на шестом континенте в составе отечественных антарктических экспедиции работало 17 327 полярников. К берегам Антарктиды сотни рейсов совершили корабли науки, транспортные суда и самолеты.

Начало выгрузки техники было омрачено гибелью 20-летнего тракториста Ивана Хмары, перевозившего оборудование для станции с корабля на берег. Лед не выдержал, трактор вместе с прицепом провалились в ледяную воду и затонули на большой глубине. В это время кинооператор вёл съемку работы полярников. Кадры трагической гибели Ивана Хмары оказались в архиве и впервые были показаны в 1977 году в документальном цикле "Наша биография".

Фрагмент из документального фильма "Наша биография" (1977), из собрания Госфильмофонда.

Сейчас на шестом континенте работают пять российских полярных станций - Мирный, Восток, Новолазаревская, Прогресс и Беллинсгаузен; а также две сезонные полевые базы - Дружная-4 и Молодежная. Правительство России не оставляет без внимания ледяной континент. Соответствующим Распоряжением органа исполнительной власти утверждена программа деятельности Российской антарктической экспедиции (РАЭ) на ближайшее пятилетие.

Предстоящий пятилетний цикл деятельности РАЭ предусматривает расконсервирование ранее закрытых станции Молодежная, Ленинградская и Русская, перевод их в разряд сезонных полевых баз. На этих станциях будут установлены современные автоматические метеорологические и магнитно-вариационные станции, что позволит вновь взять под контроль ситуацию практически по всему периметру Антарктического континента. Введение их в эксплуатацию усилит роль авиационных перевозок. С этой целью дополнительно к снежно-ледовому аэродрому на станции Новолазаревская запланировано строительство взлетно-посадочной полосы для самолетов Ил-76.

Увеличивается численность экспедиции - сезонной части до 120 человек. 50-летняя история отечественных антарктических исследований неразрывно связана с развитием нашей страны, ее экономическим состоянием и внешней политикой. Придя в Антарктиду в начале 1956 года, наше государство уверенно и прочно закрепилось там, выполняя комплексные научные программы на благо человеческого прогресса, сообщает Росгидромет.

Сейчас даже в Антарктиде можно встретить церкви и храмы. Отважным исследователям ледяного континента тоже необходима поддержка свыше, возможно, даже больше чем остальным. В этом обзоре представлены самые южные культовые сооружения на Земле.

Церковь Святой Троицы.

Есть в Антарктиде и православный храм — русская православная церковь на острове Ватерлоо неподалеку от российской полярной станции Беллинсгаузен. Храм был построен в России, отстоялся там в течение года, а затем был разобран и переправлен в Антарктиду. На месте храм заново собрали за 2 месяца.

Храм вмещает одновременно до 30 человек, здесь даже проводилась церемония венчания. Настоятель храма сменяется каждый год, вместе с остальными исследователями.

Церковь снегов.

Внеконфессиональная христианская капелла, один из самых южных храмов в мире. Относится к ведению американской антарктической станции Мак-Мердо, расположенной на острове Росса. Несмотря на расположение, дважды была разрушена пожаром.

В зимний период церковь посещает 200 прихожан, а в летний период приход разрастается до 1000 человек.

Церковь снегов старается удовлетворить потребности приверженцев любой религии. Преподобный Майкл Смит проводил даже буддийские и бахайские церемонии.

Католическая капелла в ледяной пещере на станции Бельграно II.

Самая южная церковь в мире расположена в ледяной пещере на аргентинской полярной странции Бельграно II. День и ночь здесь чередуются с интервалом в 4 месяца, а в ночном небе можно наблюдать южное полярное сияние.

Церковь Святого Франциска Ассизского.

Исследовательскую станцию Эсперанcа, где расположена церковь Святого Франциска, аргентинцы считают своим самым южным городом, хотя больше, чем на небольшую деревушку она не тянет. Это одно из тринадцати аргентинских поселений на континенте.

Кроме церкви, здесь еще есть постоянная школа, музей, бар и больница с родильным отделением, в котором даже родилось несколько аргентинцев.

Часовня Святого Ивана Рыльского на острове Ливингстона.

Православная церковь, построенная при болгарской полярной станции, основанной четырьмя исследователями в 1988 года.

Несмотря на аскетизм, здесь даже есть настоящий колокол, подаренный бывшим вице-премьером Болгарии, который когда-то работал на станции доктором.

Чилийская часовня Santa Maria Reina de la Paz.

Возможно, это единственная церковь в мире, сооруженная из грузовых контейнеров. Расположена в самом крупном граждаском поселении Антарктиды, Villa las Estrellas. Здесь круглогодично живут семьи работников военной чилийской базы, к которой и относится поселение. На зимовку здесь остаются до 80 человек, летом — 120. Еще в поселке есть школа, хостел, почтовое отделение и банк.

Часовня Пресвятой Девы Лухан.

Часовня расположена на еще одной аргентинской антарктической станции Марамбио. Во времена строительства, здесь был первый в Антарктиде аэродром, и до сих пор он используется очень часто. Благодаря этому, станцию называют «воротами в Антарктиду».

Еще одна церковь, заслуживающая внимания, но расположена она не в самой Антарктиде, а неподалеку, за Южным полярным кругом.

Церковь китобоев.

Эта норвежская лютеранская церковь была построена в китобойном поселке Грютвикен, Южная Георгия, в 1913 году.

Церковь построили сами моряки, и это единственное сооружение в поселке, которое используется по своему первоначальному назначению. Сама китобойная станция была заброшена в 1966 году.

Во время «расцвета» станции здесь жили и работали до 300 человек одновременно.

Популяция китов вокруг Южной Георгии неустанно сокращалась, до тех пор, пока станция не была закрыта. По сей день в окрестностях поселка можно встретить кости животных, проржавевшие остатки судов и заводов, по переработке китового жира.

В Антарктике расположено множество научных полярных станций и баз различных стран, на которых ведутся научные (в том числе биологические, географические, геологические и метеорологические) исследования.
Согласно Договору об Антарктике, любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60° южной широты.

Российские станции в Антарктиде

Новолазаревская — советская, российская антарктическая станция. Была открыта Владиславом Гербовичем 18 января 1961. Средняя годовая температура воздуха в районе станции 11°C, минимальная 41°C, максимальная +9,9°C. На ней проводятся исследования по метеорологии, геофизике, гляциологии, океанологии.

Станция Беллинсгаузен

«Беллинсгаузен» — советская, российская антарктическая станция на острове Ватерлоо (Кинг Джордж). Названа в честь Фаддея Беллинсгаузена. Основана Советской Антарктической экспедицией 22 февраля 1968 года. 2009 год - Зимовочный состав 54-ой экспедиции продолжает автономную работу в Антарктиде 15 чел., начальник станции Куцуруба А.И. На станции Прогресс - плановые гидробиологические исследования на акватории бухты Ардли. Погода: ветер до 23 м в сек, температура воздуха от +3 С до - 10 С.

Станция Восток

Станция Восток — бывшая советская, а сейчас — российско-американо-французская антарктическая научная станция. Это единственная используемая Россией в настоящее время внутриконтинентальная антарктическая научная станция. Уникальная научно-исследовательская станция «Восток-1» основана 16 декабря 1957 года В. С. Сидоровым, который впоследствии неоднократно был начальником станции. 2009 год - Зимовочный состав 54-ой экспедиции продолжает автономную работу в Антарктиде 12 чел., начальник станции Туркеев А.В. На станции Восток - плановые работы и наблюдения. Погода: температура воздуха от -66 С до -74 С, ветер 3-6 м в сек.

Станция Мирный

Мирный — советская, российская антарктическая станция, находится на побережье моря Дэвиса. Станция основана 13 февраля 1956 года 1-ой Советской Антарктической экспедицией 1955 года. Это — первая советская антарктическая станция. В Мирном расположена база руководства антарктической экспедиции, откуда осуществляется управление всеми действующими российскими антарктическими станциями. Неоднократным начальником станции «Мирный» был Владислав Гербович. 2009 год - Зимовочный состав 54-ой экспедиции продолжает автономную работу в Антарктиде 32 чел., начальник станции Бондарчук В.А. На станции Мирный - продолжение плановых ремонтных работ по подготовке походной техники, санно-гусеничного похода. Возобновлено вертикальное зондирование ионосферы после ремонта ионозонда «Бизон». Погода: температура воздуха от -4 С до -25 С, ветер до 25 м в сек.

Станция Прогресс

Прогресс (Прогресс-2) — советская, российская антарктическая круглогодичная станция.Станция была открыта в конце 1989 года как сезонная геологическая база. В 2000 году работы были заморожены, но с 2003 года снова возобновлены. На станции Прогресс - плановые научные и строительные работы. Погода: температура воздуха от -6 С до -22 С, ветер до 23 м в сек. 2009 год - Зимовочный состав 54-ой экспедиции продолжает автономную работу в Антарктиде 25 чел., в том числе 7 строителей подрядной организации, начальник станции Панфилов А.В.


Антарктида

Антарктида - континент, расположенный на Южном полюсе Земного шара, противоположном по отношению к Арктике. Антарктиду омывают волны Индийского, Тихого и Атлантического океанов.

Зачастую Антарктидой называют не только сам материк, но и острова, расположенные в непосредственной близости от него.

Материк был открыт нашими соотечественниками: Беллинсгаузеном и Лазаревым. До этого про Антарктиду говорили только в теоретическом плане: кто-то предполагал, что она является частью Южной Америки, кто-то - что частью Австралии.

Судьба свела Беллинсгаузена и Лазарева в 1819 г. Морское министерство запланировало экспедицию в высокие широты Южного полушария. Двум хорошо оборудованным кораблям предстояло совершить нелегкое путешествие. Одним из них, шлюпом «Восток», командовал Беллинсгаузен, другим, носившим имя «Мирный», — Лазарев. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции.

16 июля 1819 г. экспедиция отправилась в плавание. Цель ее формулировалась кратко: открытия «в возможной близости Антарктического полюса».

Впрочем,ни Беллинсгаузен,ни Лазарев ни разу не говорили об открытии материка. И дело тут не в чувстве ложной скромности: они понимали, что делать окончательные выводы можно, лишь «переступив за борт корабля», проведя исследования на берегу. Ни о размерах, ни об очертаниях континента нельзя было составить даже приблизительного представления. На это потребовались многие десятилетия.

Беллинсгаузен и Лазарев

Первыми, кто ступил ногой на твердую антарктическую землю, были Кристенсен (капитан судна из Норвегии) и Карстен Борхгревинк (естествоиспытатель).

В соответствии с конвенцией от 1959 года Антарктида не принадлежит ни одному из отдельно взятых государств. На ней разрешена только научная работа.

Антарктида в наши дни

Вот уже более десяти лет ученые разных стран ведут исследования на шестом континенте - Антарктиде, ведут настойчивый поиск, по общей программе, с общей целью. Начаты эти исследования во время Международного геофизического года - МГГ (1957-1959); десятки стран объединились для выполнения важной научной проблемы - изучения Земли в целом.
Двенадцать стран мира: Советский Союз, США, Англия, Франция, Австралия, Аргентина, Чили, Южно-Африканская Республика, Новая Зеландия, Норвегия, Бельгия, Япония - послали к южному материку свои экспедиции.
МГГ кончился, а исследования практически только начались - стало ясно, что для изучения Антарктиды нужны не год, не пять, а десятки лет.
Руководит работой и планирует ее Научный комитет по антарктическим исследованиям. Чтобы между странами, изучающими Антарктиду, не возникло споров о правах на владение материком, в 1959 г. ими был заключен договор: все территориальные притязания в Антарктиде "замораживались" на тридцать лет, материк объявлялся свободным для научных исследований, ам запрещалось строить военные базы и проводить маневры.
Прошло первое десятилетие. Десятки экспедиций непрерывно наблюдали за погодой, магнитным полем, землетрясениями, определяли высоту ледникового плато, толщину льда, свойства снега. Специальные приборы и фотоаппараты на самолетах вели съемку континента с воздуха.
О результатах экспедиций написаны сотни, тысячи статей, брошюр, книг.
Чтобы материалы исследований были доступны всем ученым мира, их хранят в международных научных центрах - в Москве и Вашингтоне. Ежегодно ученые собираются на конференции и совещания для обсуждения новых данных.
В 1966 г. в Советском Союзе вышел Атлас Антарктики. Это гигантский труд сотен ученых. В атласе собраны разные карты; они рассказывают о высоте и контурах
ледникового покрова, о климате, о закономерностях распределения температур, о скорости ветра и давлении воздуха. Специальные геофизические карты отображают особенности магнитного поля, ускорения силы тяжести, строение ионосферы над Антарктидой. Геологические карты позволяют судить о породах и истории формирования континента в древние времена. Есть карты исторические, на них Антарктида - от открытия ее Беллинсгаузеном и Лазаревым до географических открытий наших дней.
И совсем необычна карта подледного рельефа Антарктиды. Рельеф других континентов легко изучить, он не скрыт ледником, как у Антарктиды. Лед покрывает здесь более 95% площади. Ледниковый покров Антарктиды - это гигантский купол. Его высота в центре 4 тыс. м над уровнем моря. Крутизна склона у берега больше, чем во внутренних районах. Профиль ледника напоминает математическую кривую - половину эллипса, разрезанного по длинной оси. Это связано со свойством льда - текучестью: лед медленно растекается от центра к краям. А так как там постоянно выпадает снег, то процесс этот непрерывен. Скорость движения льда невелика - в течение года от нескольких сантиметров в центре до 200- 300 м у краев. Горные вершины "протыкают" лед только по краю покрова, где высота его не больше 2-2,5 тыс. м над уровнем моря.

Ледниковый покров Антарктиды имеет в разрезе форму полуэллипса.

Почему же в центре Антарктиды горы не выходят на поверхность? Может быть, их там нет вовсе? Может быть, центральные
районы - это огромная равнина, лежащая ниже уровня моря, как в Гренландии?
Так возник вопрос: а материк ли Антарктида? Ответить на него можно было, только проникнув вглубь, сквозь толщу льда.
К центру континента по ледниковому куполу двинулись санно-гусеничные поезда. Мощные тягачи, в кузовах-домах которых жили и работали ученые, тащили тяжелые сани с грузами. Их подстерегали опасные трещины в леднике, скрытые снежными мостами, пурга и морозы. От разреженного воздуха высокогорья, нехватки кислорода задыхались не только люди, но и двигатели машин.
Ученые пересекли континент в разных направлениях. Изо дня в день они измеряли толщу льда. Для каждого такого измерения приходилось бурить скважины, расставлять приборы, производить взрывы.
При этом использовался метод сейсмического зондирования: волна от взрыва бежала через лед до дна - на границу со скалой - и, отражаясь от ее, возвращалась на поверхность. Приборы измеряли время,

Оледенение Антарктиды можно представить как четыре огромных купола растекания: три - в западной части материка и один - в восточной. Восточноантарктический купол - это два как бы слившихся купола, а поднятие между их центрами - ледораздел.

потраченное ею на этот пробег. Скорость распространения волны составляла 3800 м/сек. Помножив скорость на время и разделив пополам, получали толщину льда. Гравиметрические измерения (точное измерение ускорения силы тяготения) вместе с сейсмическим методом позволяли определять толщину льда. В самое последнее время экспедиции СССР, США и Англии применили новый метод зондирования - радиолокационный: радиоволны "просвечивают" лед и отражаются от границы, где лед соприкасается с коренным ложем.
Ученые разных стран в общей сложности прошли более 50 тыс. км, определив толщину льда в 10 тыс. точек. На основании всех этих измерений и была впервые создана карта подледного рельефа Антарктиды (см. цветную вклейку).
Оказывается, под ледниковым покровом скрыт чрезвычайно сложный рельеф: и мощные горные хребты высотой более 3 тыс. м над уровнем моря, и обширные равнины, толщина льда над которыми достигает 3-4 тыс. м.
Хребты, по праву первооткрывателей, советские ученые назвали именами русских академиков Гамбурцева, Вернадского и Голицына. Равнины получили названия Западной, Восточной и Шмидта.
Стало ясно, что Антарктида в прошлом, до оледенения, была крупным материком с горами и долинами, реками, озерами и внутренними морями. Лед (по разным данным, ледниковый покров возник от 30 до 1 млн. лет назад) скрыл почти весь континент, за исключением высоких гор на краю.
Двадцать пять миллионов кубических километров - вот объем льда, который сегодня покрывает Антарктиду. Если его растопить, уровень Мирового океана поднимется примерно на 60 м.
А если лед Антарктиды равномерно распределить по остальным материкам, он покроет их слоем в 170 м.
Исследования показали, что под огромной тяжестью льда земная кора в Антарктиде опустилась в среднем на 500 м, а подкоровое вещество выдавилось по краям материка, возможно вызвав поднятие дна океана или окраинных гор. Если до исследований Антарктиды существование материка ставили под сомнение, то теперь он даже измерен.

Маршруты сейсмогравиметрических исследований.

Схема сейсмозондирования. Сейсмический взрыв возбуждает колебания, которые достигают коренного ложа и, отражаясь от него, возвращаются на поверхность ледникового покрова. Эти колебания воспринимаются и в виде электрических импульсов передаются на регистрирующий осциллограф.

Это важно для понимания движения земной коры северных материков, которые в прошлом также подвергались мощному оледенению.
Не менее важны исследования так называемого бюджета ледникового покрова. Сколько в Антарктиде выпадает снега и тает льда? Если больше выпадает снега, чем тает льда, то Антарктида растет, а если наоборот, то ледник сокращается, и тогда возможен подъем уровня океана. Ведь достаточно океану подняться всего на несколько десятков сантиметров, чтобы причинить людям большие неприятности: защишая берег от наступления моря, придется наращивать дамбы и причалы. Гляциологические измерения показали, что бюджет более или менее равновесен.
Специальные наблюдения велись в Антарктиде над температурой ледника. Пробуренные скважины позволили разместить термометры на глубине до 350 м. Результаты были необычны. Как правило, температура льда или земли с глубиной повышается, а в скважине около Мирного вначале все происходило наоборот, и только на глубине более 100 м температура стала повышаться. Что это за волна холода?
Расчеты говорят, что причин может быть две: одна связана с тем, что лед движется из центра, холодных районов, и не успевает приобретать температуру воздуха более теплых, краевых частей покрова, а поскольку прогрев идет сверху, то в толще ледника с глубиной температура падает. Другая возможная причина заключается в том, что несколько сот или тысяч лет назад климат был холоднее, и на глубине более 100 м сохранилась температура тех времен.
Зная температуру на различной глубине, мы можем узнать многое о климате. В течение года температура меняется: летом теплее, зимой холоднее, даже в течение одного дня она непостоянна. На глубине 15-20 м в плотном снегу эти колебания затухают, и здесь сохраняется постоянная среднегодовая температура. Измерения льда на этой глубине показывают, например, что среднегодовая температура на станции Восток минус 56°; это совпадает с наблюдениями метеорологов.
Станция Восток сейчас считается полюсом холода - здесь зарегистрирована (август 1958 г.) самая низкая на Земле температура -88,3°. Но исследования гляциологов показали, что самая низкая температура на Земле должна была быть в точке с координатами 82с2" южной широты, 69°44" восточной долготы на высоте 4000 м над уровнем моря. В пробуренной здесь скважине среднегодовая температура -60°, и когда на станции Восток была зарегистрирована самая низкая температура, то в этом месте температура воздуха достигала 95-100° мороза.
Хотя полюс холода определяют по метеорологическим данным, справедливее было бы считать им указанную точку, открытую гляциологами.
Интересна гипотеза о донном таянии. В центральной части Антарктиды, где толщина льда достигает 3500-4000 м, снизу ледник тает за счет тепла, идущего из земной коры. С края, где ледник тоньше, таяния не происходит - холод, проникая в ложе ледника, примораживает его к породе. Гипотеза предполагает, что образующаяся вода или скапливается в виде подледных озер-линз, или, возможно, выдавливается к краю по долинам, таким, как, например, Долина МГГ. Эти предположения - результат сложных расчетов температурных показаний в неглубоких скважинах. А недавно стало известно, что американцы в районе станции Берд пробурили ледник на глубину 1700 м и обнаружили воду, хлынувшую вверх по скважине. Теперь можно будет проверить правильность гипотезы о донном таянии.
Предполагалось, что открытые в Антарктиде оазисы - свободные ото льда участки суши - своим происхождением также обязаны потокам тепла из земной коры. Однако оазисы по интенсивности тепловых потоков ничем не отличаются от других районов. Летом в Антарктиде на единицу площади поступает столько тепла, сколько в тропиках, потому что солнце светит почти полные сутки, облачности нет, воздух прозрачен, и, хотя солнечные лучи здесь падают под меньшим углом, чем в тропиках, они все же сильно нагревают темные скалы. Белоснежный ледник отражает до 90% солнечного света. Достаточно на снегу появиться темному пятну, камню, как сразу вокруг него и под ним начинается таяние. Поэтому хотя в оазисах зимой выпадает много снега, летом он быстро стаивает, образуя озера.
Кроме ледникового покрова, в Антарктиде существуют огромные шельфовые ледники, которые находятся на плаву. Они возникают из морского льда или всплывающего края материкового ледника. Выпадающий снег увеличивает толщину этих ледников сверху. Снизу они подтаивают, размываемые морской водой. Но иногда в шельфовых ледниках наблюдается обратное явление - они тают сверху, а снизу намерзают. В одном таком леднике, около американской станции Мак-Мердо, на поверхности вытаивают рыбы и водоросли, которые вмерзли в ледник снизу несколько сотен лет назад.

Схема бюджета массы льда Антарктиды. Осадки, выпадающие на поверхность, превращаются в лед, который медленно растекается от центра к краям. У краев лед тает с поверхности и здесь же откалываются айсберги, уплывающие к северу. Под влиянием потока тепла из недр земли происходит донное таяние. Образующаяся вода выжимается к краям или скапливается в виде линз в толще ледника.

Так образуются шельфовые ледники

За десять лет геологи обследовали и нанесли на карту строение почти всех выходящих на поверхность вершин. Хотя это всего несколько процентов площади Антарктиды, тем не менее им удалось восстановить ее геологическую историю. Восточная часть Антарктиды - платформа. Она возникла в протерозойскую эру, как часть древнего материка Гондваны. В палеозое в Западной Антарктиде были сильные горнообразовательные процессы, несколько раз она опускалась ниже уровня моря. Есть признаки, что в мезозойскую эпоху в Антарктиде было оледенение, которое впоследствии исчезло. Когда-то материк покрывала теплолюбивая тропическая растительность, позже превратившаяся в уголь. Безусловно, Антарктида очень богата полезными ископаемыми, и даже в той небольшой части континента, что исследовали геологи, они обнаружили месторождения руд железа и полиметаллов, слюды и угля, флюорита и горного хрусталя. Ученые считают, что в Антарктиде должны быть и алмазы.
До сих пор остается загадкой полная асейсмичность Антарктиды. За все эти годы ни одна сейсмическая станция на территории Антарктиды не зарегистрировала ни одного даже слабого землетрясения. Это удивительно потому, что Западная Антарктида входит в тихоокеанское кольцо сейсмически активной зоны.