Войти забыли пароль.

Психологический портрет современного руководителя

Выполнила:

Проверила:

2010/2011 учебный год

1. Введение

2. Портрет современного руководителя

3. Личность руководителя

4. Что нужно, чтобы стать лидером

5. «Заповеди руководителя»

6. Заключение

7. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века, после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения завладели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя, росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, речь пойдет далее.

Психологический портрет руководителя

Психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.

К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:

­ Чувство коллективизма

­ Коммуникабельность

­ Инициативность

­ Самообладание

­ Чувство эмпатии

Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности. Если руководителя отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность - способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия, а также умение достоверно доносить информацию. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения. Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он прежде всего должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь в крайнем случае - властные методы.

Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поиски и использование наилучших методов реализации государственных планов и программ, а также быть своевременной и реально осуществимой.

Самообладание является очень важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Руководитель, который не может держать себя в руках, не может вызывать чувство доверия у подчиненных.Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.

И осталось сказать о чувстве эмпатии, т.е. сочувствие, сопереживании, умении поставить себя на место другого. Без них сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.

Вот это совокупность социально-психологических качеств, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.

Анна ЗАВГОРОДНЯЯ, техник I категории, ООО "ГазпромТрансГаз - Ухта":

"Начальник, на мой взгляд, прежде всего обязан быть профессионалом своего дела - а это значит, что у него должно быть высшее профильное образование. Кроме того, для современного руководителя важна восприимчивость к техническим нововведениям. В первую очередь это касается компьютерной грамотности.

Хороший начальник должен обладать чувством такта в общении с подчиненными - а иначе он не сможет создать вокруг себя команду единомышленников. Чувство юмора, по моему мнению, тоже необходимо ему для того, чтобы разрядить эмоциональную напряженность, иногда возникающую в коллективе.

Также приятное впечатление производят руководители, обладающие широкой эрудицией и к месту проявляющие ее. Но главными качествами для начальника являются, с одной стороны, требовательность к подчиненным, а с другой - умение принимать иную точку зрения и быть одновременно строгим, но справедливым".

Ольга КАЛИНИНА, социальный педагог средней школы № 1:

"Чтобы умело руководить людьми, необходимо иметь высшее образование и быть в своем деле компетентным специалистом. Начальник должен знать основы управленческой деятельности и уметь работать с документацией.

Для конкурентоспособности ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию, отслеживая новые тенденции в избранной деятельности.

Но очевидно, что руководитель работает не только с бумагами, но и с людьми - и поэтому ему надо быть хорошим психологом".

Юрий ПЕШКИЛЕВ, арт-директор глянцевого журнала “Респект”:

"Меня несколько удивило в вопросе словосочетание "современный руководитель". То есть предполагается, что у современного руководителя должны появиться какие-то особые деловые качества, по сравнению с руководителем прошлого или даже позапрошлого веков. Я считаю, что деловые качества - это способность находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Эти качества в руководителе ценились во все времена. Другие же качества трудно отнести к разряду деловых. Вот количество умений у современного руководителя должно быть на порядок выше, чем у его средневекового коллеги. Это и владение высокими технологиями, знание психологии - то есть, иными словами, современный руководитель должен иметь в своем арсенале все то, что подарила нам современная наука".

В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;

распределение заданий и инструктаж подчиненных и контроль над ними;

проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;

решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией;

ответы на звонки и прием посетителей, ведение переговоров

проведение собраний и представительство;

заполнение форм отчетности;

повышение квалификации.

Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, - руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. И наконец, руководиель постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения руководителю приходится выполнять три основных роли. Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между нимиВо-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам. В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Личность руководителя

Применительно к личности руководителя, можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М. Шоу (1971г.). Следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно "разложить" на три класса составляющих:

­ Биографические характеристики.

­ Способности.

­ Черты личности.

Л. Якокка писал: "Если человек в возрасте 65 лет всё ещё может трудиться и хорошо справляется со своими обязанностями, почему он должен уходить в отставку? Вышедший в отставку менеджер долго работал в фирме и всё о ней знает. За много лет он немало постиг. Если человек физически здоров и горит желанием делать своё дело, почему бы не использовать его опыт и знания?". Но история развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов современности нередко стояли очень молодые люди - А. Морите, А. Хаммер. Поэтому возраст руководителя не имеет значения.

Другая характеристика личности руководителя - пол. Не вызывает удивления послужной список женщины-современницы: директор, начальник, дипломат и т.д. Трудно отыскать область жизни современного общества, где женщина не играла бы важной, иногда ключевой, роли. К моделям женского поведения проявляется в последнее время всё больший интерес. С точки зрения психологов, у женщин наблюдается больший интерес к отношениям между людьми, что рассматриваться как плюс с точки зрения эффективности руководства. Пока что трудно сказать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина.

В отличие от возраста и пола социально-экономический статус и образование для занятия менеджерской деятельностью чрезвычайно важны. Обстоятельство, что образовательный уровень играет важную роль в карьере руководителя, подчеркивают многие авторы (Л. Якокка, Р. Макнамара, А. Морита). В настоящее время в нашей стране многие руководители имеют дипломы по 2 специальностям (инженерные, экономические и социальные науки), подчёркивается знание иностранного языка.

Способности руководителя делятся на общие (интеллект), и специфические (знания, умения и т.п.). Интеллект от латинского intellectus -понимание, познание, в широком смысле - совокупность всех познавательных функций человека и восприятия до мышления и воображения.

Что нужно, чтобы стать лидером

Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.

Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.

Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, - дар Божий. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.

Наконец, претендент на лидерство на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и "созреть" как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 - 7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 - 28 лет.

Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на "пьедестал почета", можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые "дебри", принятие решений и улаживание конфликтов./ 2, 159 /

Существует два психологических типа лидеров: "игроки" и "открытые". Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют "пускать пыль в глаза", а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

"Открытые" лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.

Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют - от них никто не застрахован, а исправить. их при желании не трудно.

Обычно авторитетный лидер - руководитель от природы. Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того чтобы такого безошибочно подобрать (лидеры появляются сами!), нужно знать качества, которые ему в обязательном порядке должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как "сверху", так и "снизу", последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово./ 3, 78 /

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами; Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности - ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера./ 2, 55 /

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать "здоровое" окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается./ 3, 124 /

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые.

Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь " работоманом " (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте. /2, 59 /

С точки зрения контактности можно выделить несколько типов руководителей.

Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени.

В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.

В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов. Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического, Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим. / 3, 58 /

Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Заповеди руководителя

· Никогда не считайте, что ваши организационные методы самые лучшие. Одним из главных принципов должен стать такой: всё можно сделать лучше, чем было до сих пор

· Никогда не начинайте работу, если цель её и задачи не определены чётко

· Помните слова великого Сенеки: "Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра"

· Работайте по чёткому и конкретному плану (чрезмерно общий план практически не выполняется)

· Помните, что из трёх зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее - первое. Не боитесь ошибаться: поняв ошибку её можно исправить. А перестраховка и бездеятельность лишат вас авторитета

· Развивайте в себе чувство самоконтроля эмоций, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Ещё Гораций заметил: "Гнев есть кратковременное безумие"

· Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно

· Плохой руководитель знает, что надо делать, а хороший показывает, как это сделать

· Основой здоровых отношений с подчинёнными является взаимное уважение. Несправедливость ведёт к потере уважения

· Умейте отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике в ваш адрес. Леонардо да Винчи считал, что "противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть"

· Если кто-то из подчинённых высказывает мнение, противоречащее вашему - критикуйте мнение, а не автора его

· Не забывайте назначать ответственного за работу, и спрашивать с него за её качество

· Не забывайте о поощрениях и наказаниях. Будьте внимательны, как правило, взыскания и поощрения должны оказывать влияние не только на того, кому они предназначаются, но и на коллектив

· Беседуя с подчинёнными, не позволяйте себе просматривать не касающиеся беседы бумаги, не извинившись перед ними, отрешённо смотреть в окно, барабанить пальцами по стеклу, выражая нетерпение

· Говорите с людьми не по должности, а по душе. Проникновенность и сердечность разговора с подчинёнными оказывает на последних сильное воздействие

· Умейте подбирать и воспитывать кадры. Выбор и обучение умелого подчинённого - всегда более благоразумная задача, чем выполнение дела самим

· В отношениях с подчинёнными не дайте захватить себя в плен личным симпатиям и антипатиям. Пусть высшим критерием оценки подчинённого и вашего к нему отношения являются интересы дела

· Нельзя давать обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Слово руководителя должно быть гарантией обещания

· Чувство юмора - существенное качество для руководителя. Шутите сами и позволяйте шутить подчинённым. Беззлобная, доброжелательная шутка создаёт обстановку доверия, делает труд более лёгким, привлекательным и производительным. Помните, что в ряде положений можно скорее добиться успеха шуткой, чем строгостью или официальностью

· Стремитесь как можно меньше говорить "я", а больше "мы". "Я" - последняя буква не только в алфавите, но и в коллективе

Кодекс культуры взаимоотношений руководителя с членами трудового коллектива.

· Не кричи, кричащего плохо слышно

· Без надобности не вмешивайся в дела подчинённых

· Готовность отказаться от своего неверного решения важнее ложного престижа

· Знание возможностей своих сотрудников - достоинство и преимущество хорошего руководителя

· Умение сочетать требовательность с тактичностью - предпосылка здорового морально-психологического климата коллектива

· Умей говорить "нет"

· Культурный человек здоровается первым

· Будь самокритичен

· Будь внимателен к хвалящим тебя, ищи мотивы их действий

· Руководитель не обижается - он анализирует

· Всегда своевременно благодари подчинённого за хорошую работу

· Объектом критики, как правило, должна быть плохо выполненная работа, а не личность исполнителя

· Критика ошибок подчинённых не должна убивать у них чувства самостоятельности

· Критика не должна разрушать доверия между руководителем и подчинёнными, но ради доверия нельзя замазывать промахи и упущения в их работе

Заключение

На основании всего считаю необходимым сделать следующие выводы:

1.Всё больше и больше людей начинают понимать, что отношения между людьми (в частности между руководителем и подчиненным) являются не частью управленческой деятельности, а это, собственно, и есть управление как таковое, так как ни одно предприятие не может "работать" без человека

2. Управление - это не совокупность видов деятельности, один из которых отношения между людьми. Управление и есть умение общаться с людьми

3. Не следует приходить к выводу, что руководитель стал непревзойденным: работа над собой должна быть не эпизодической, а постоянной. И только это принесёт успех

4. Огромное (ничем не заменимое) значение имеет личность руководителя, его черты, качества. А они подчас тоже нуждаются в корректировке, совершенствовании

5. В работе руководителя нет мелочей, об этом следует помнить постоянно тем, кто уже стал руководителем или готовит себя к этой работе

"Дорогу осилит идущий"

Список использованной литературы

1. www.psychological.ru

2. Веснин В.Р. «Менеджмент для всех»

3. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. «Психология управления»

4. Зигерт В., Ланг Л. «Руководитель без конфликтов»

5. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель.

1)Биографические характеристики (пол,возраст,образование)

Пол. Традиционно исследования в области психологии управления ориентированы на мужчину-руководителя, так как во все времена (кроме далекого матриархата) мужчины явно доминировали среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. Роль соцокультурных факторов проявляется в том, что подавляющее большинство женщин с детского возраста ориентировано обществом на сравнительно скромный общественный статус-мать, жена, воспитательница детей, помощница мужа. Поэтому до сих пор женщине-руководителю приходится преодолевать дополнительные трудности для достижения успехов. Успех женщин-руководителей приписывают случайности, везению, успех мужчин-руководителей-личным качествам (Р.Рене, США). Учет такого рода стереотипных представлений важен для женщин-руководителей, которым приходится на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли «начальника». Мужчине обычно делать этого не приходится. Вторая группа факторов проявляется в большей зависимости настроения и психического состояния женщин от физиологических циклов (беременность, кормление ребенка, менструальный цикл, климакс), обремененности естественными заботами о семье, в меньшей эмоциональной уравновешенности и беспристрастности, в более сильной, чем у мужчин, окрашенности деловых отношений в личностные тона и восприятия сотрудников сквозь призму симпатий и антипатий. Однозначной оценки этих факторов в психологии менеджмента нет. Отдельные авторы, в основном женщины, расценивают их как способствующие эффективному руководству (Ф.Денмарк, А.Иглн, Б.Джонсон ценят «мягкость» и «человечность» руководителей-женщин, их превосходство над мужчинами в понимании личных проблем сотрудников, приверженность демократическому стилю руководства). Большинство исследователей придерживается противоположной точки зрения: повышенная эмоциональность и личностная ориентация в деловых отношениях действует как негативный фактор эффективного руководства. Но он может быть нейтрализован, если женщина-руководитель «выработает у себя высокую устойчивость к фрустрациям и эмоциональным всплескам, будет более «толстокожей» (М.Рихтер).(1)

Возраст. Вторым важнейшим биологическим признаком, влияющим на эффективность деятельности менеджера, является возраст. Современная теория менеджмента не может однозначно ответить на вопрос об оптимальном возрасте для начала, расцвета и завершения деловой карьеры руководителя. Но есть общепринятое мнение о бесспорном влиянии этого фактора на эффективность деятельности менеджера: более высокие руководящие посты требуют более зрелого возраста. Некоторые управленческие структуры (армия, госаппарат) четко регламентируют занятие высоких должностей-генералом практически невозможно стать в 20-35 лет. В бизнесе этот фактор регламентирован не столь жестко. Но закономерность занятия высоких постов людьми зрелого возраста существует. В Японии средний возраст президентов крупных компаний в обрабатывающей промышленности-63,5 года, в США-59 лет (Т.Коно). Вице-президенты несколько моложе-примерно 55,7 года. Президентом японской компании обычно становится человек, проработавший в ней не менее 30 лет, и занимает этот пост 8 лет. В этой стране относительно много эффективных руководителей весьма зрелого возраста-старше 70 лет, хотя некоторые корпорации («Сони корпорейпш») ограничивают предельный возраст пребывания на высших должностях 65 годами. Подобные ограничения широко распространены в Европе и Америке. Как молодой, так и пожилой возраст имеют свои достоинства и недостатки, влияющие на эффективность работы руководителя. Главные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают старшим коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале-знаниях специфики организации, хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного. Там, где слабы механизмы конкурентного отбора кадров и сложно определить четкие критерии деятельности (госслужба), учет стажа и возраста целесообразен. Там, где эффективность руководства регулярно проверяется конкуренцией и результаты деятельности достаточно осязаемы (сфера бизнеса), установление возрастных барьеров нецелесообразно.(1)

Образование. К объективным факторам эффективного руководства относится социально-экономическое положение человека, его статус в обществе и полученное образование. Исследования однозначно подтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социального происхождения и статуса человека. Ф.Е.Фидлер: «Лучший способ стать президентом компании-родиться в семье, которая владеет компанией». История знает немало обратных примеров, но корреляция (лат. Соотношение, соответствие, взаимозависимость) между социально-экономическим положением и занимаемой должностью существует. Это во многом связано с таким показателем социального статуса как образование: выходцы из богатых семей имеют более широкие возможности получения самого лучшего образования и места работы. Образование занимает как бы промежуточное положение между объективными и субъективными факторами эффективной менеджерской деятельности, так как прочное усвоение знаний и продуктивное их использование не покупается за деньги, а зависит от свойств личности, индивидуальных способностей и уровня интеллекта.

Основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Практический интеллект - способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

Социальный интеллект - способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.

Адекватная самооценка - выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.

Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.

Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

Общие и специальные способности руководителя.

Общие организаторские способности:

I общеуправленческие, необходимость которых обусловлена содержанием управленческой деятельности, как типа профессиональной деятельности.

Были раскрыты Уманским и включают в себя:

1. психологическая избирательность, которая проявляется в следующем:

Быстрое, точное, неосознанное отражение психологических составляющих других людей

Эмоциональная синхронность, заключается в эмпатии

Возможность быстро и адекватно охарактеризовать психические способности других людей

Избирательная психологическая память и наблюдательность

Склонность к психическому анализу

2. практический психологический ум:

Адекватное распределение обязанностей, с учетом индивидуальных особенностей людей.

Быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знаний

Способность вызвать стимулирующие мотивы деятельности

Найти пути и способы заинтересовать людей делом

Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психических различий людей при объединении для выполнения коллективной деятельности

Высокая степень обучаемости

3. психологический такт

Чувство меры во взаимодействии с людьми

Речевая адаптация к разным людям

Чувство ситуации

Чуткость, простота в общении

Объективность подхода к подчиненным

4. общественная энергичность.

Эмоционально- речевое воздействие

Волевое побуждение

Логическая убедительность

Уверенность в своих силах

Вера в дело и возможность его осуществить

Оптимизм

Способность рисковать

5. требовательность.

Смелость

Постоянство

Гибкость

Самостоятельность

Разнообразие форм выражения

Индивидуализация

6. критичность.

Критичная наблюдательность, как умение увидеть недостатки

Самостоятельность

Доброжелательность

Логичность и аргументация критики.

7. склонность к организаторской деятельности.

Спонтанное включение в организаторскую деятельность.

Принятие на себя роли организатора и ответственности за работу других людей

Эмоционально положительное самочувствие при выполнении.

Основные способности, обусловливающие эффективное выполнение отдельных управленческих функций:

1. способность к целеполаганию

Способность к генерированию, формулированию и определению приоритетов цели

Способность к формулированию цели перед подчиненными

2. способность к прогнозироваию

Умение руководителя предугадать развитие событий и строить управление не по типу реактивной (пассивной) стратегии, а на основе активно- прогностической стратегии.

3. способность к планированию.

4. способность к принятию решений. Не компенсируема.

5. коммуникативные способности.

В психологическом плане базируются на: общительности, эмпатичности, рефлексивности…

6. мотивирующие

7. способность контроля.

Адекватная оценка результатов деятельности подчиненных и следующая за ней поощрительные или карательные санкции.

II специальные способности.

Связаны с развитием основных психических процессов. Чем выше уровень развития, тем выше показатель эффективности. Долговременная память является основой профессионального опыта. Оперативная основой реализации функций оперативного управления. Развитие перцепции, имажинативные процессы, практическое мышление.

Личностные черты руководителя.

1. Доминантность и уверенность в себе как профессионально важные качества личности руководителя.

Наиболее известной, содержащей характеристики качеств личности руководителя является работа Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3 тыс испыт. В результате сравнительного частотного анализа были выделены следующие качества личности руководителя:

Доминантность (господство, влияние). Черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности- механизма властных отношений. Результаты исследования показывают, что при наличии достаточно жестких доминантных отношений руководителя- подчиненных, последние реализуют свой рабочий потенциал на 60%. Предпосылка авторитарного стиля руководства.

Уверенность в себе

2. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость руководителя.

Эмоциональная стабильность

Спокойствие, стабильность, уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям. Повышенная эмоциональная стабильность предполагает снижение непосредственно эмоционального реагирования на проблемы и повышение роли рационального компонента понимания. Негативной составляющей, возникшей у руководителя в связи с его низкой эмоциональной стабильностью могут многократно отражать в состояниях подчиненных, что влечет за собой снижение эффективности всей совместной деятельности группы или коллектива. Результаты исследования показали, что успешное продвижение по службе те или иные достижения на работе и в целом успех в жизни на 80% зависит от эмоционального компонента и на 20% от когнитивного.

Стрессоустойчивость- умение саморегуляции. Г.Селье впервые выделил стресс как широкий спектр состояний повышенной напряженности, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Основные стрессоры управленческой деятельности:

1.фактор информационной нагрузки

2.фактор информационной неопределенности

3.фактор ответственности- основной стрессор т к включает в себя ответственность за результат, за себя, за других

4.фактор дефицита времени

5.фактор межличностных конфликтов

6.факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов

7.фактор поля фокусности поведенческой деятельности. Необходимость выполнения многих функций приводит к интерференции.

8.система внешне средовых факторов:

Факторы конкуренции

Факторы влияния криминогенной среды

Факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики

В зависимости от степени стрессоустойчивости выделяют 3 типа личности руководителя:

1 могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время адаптируясь к стрессу (стресс «вола»)

2 даже при относительно коротких стрессовых воздействиях дают сбои (стресс «кролика»)

3 могут эффктивно работать только в состоянии стресса (стресс «льва»)

Условия стрессоустойчивости:

1. параметр интернальности/ экстернальности

2. общая мотивационная направленность личности (на себя- личностно-карьерная; на дело –социально-профессиональная).

Формы поведения в условиях стресса:

1 контроль страха

2 контроль опасности.

3. Креативность, мотивация достижения успеха, предприимчивость, независимость.

Креативность- творческие способности т.е способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и продуцировать новые идеи. Характеристики креативности руководителя:

1 беглость

2четкость

3 гибкость мышления

4 чувствительность к проблемам

5 оригинальность

6 конструктивность

7 изобретательность

Креативный метод в управленческой деятельности основывается на:

1 открытом и критическом мышлении. В открытом мышлении акцент делается на активное поощрение как можно большего количества оригинальных идей независимо от возможности их реализации и от того насколько они аргументированы.

Характеристики: эмоциональность и полностью интуитивное действие, комбинация самых разнородных новых элементов, нет запретов.

Критическое мышление предполагает рациональное обсуждение идей с учетом таких параметров как направленность идей на решение задачи, время, бюджет…

Характеристики: аналитичность, практичность реализации идеи, ориентация на политические и экономические реалии.

2 алгоритм креативного процесса в виде 5 стадий.

Информационная

Инкубация- важнейшая стадия на которой происходит творческая работа на бессознательном уровне. Собрав нужную информацию делают перерыв.

Озарение- идеи приходят спонтанно.

Интеграция- объединение идей, доведение до окончательной формы

Иллюстрация- определение какие идеи будут осуществлены, а какие нет.

3 креативный метод- техники открытого мышления. Важнейший катализатор креативного мышления, который позволяет стимулировать генерацию множества идей, комбинировать разные элементы, создавать новые сочетания, поддерживать креативное направление мысли, временно отказываясь от стереотипного мышления и критичного анализа.

4 техника номинальной группы. Индивидуальная работа, результаты которой впоследствии будут обсуждаться в группе. Выделяют 6 этапов:

1 генерация идей – каждый работает самостоятельно, но фиксирует идеи на бумаге

2 обмен идеями- каждый по очереди представляет свои идеи

3 развитие идей – обсуждают и разъясняют смысл своих предложений

4 выбор лучших вариантов

5 пересмотр принятых решений- высказываются замечания.

Стремление к достижениям

Предприимчивость

Ответственность

Независимость

Общительность

4. Коммуникативная компетентность руководителя.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

1. Творческое мышление;

2. Культуру речевого действия;

3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4. Культуру жестов и пластики движений;

5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

6. Культуру эмоций.

Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной [форме] сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности.

Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации ииндивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения. Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

Содержание
Введение………………………………………………………… .…………...3
1. Личностные качества современного руководителя…..…… ……….….4
2. Профессионализм современного руководителя…………… ……….…7
2.1. Перечень качеств хорошего руководителя……………………..…8
3. Разновидности стилей руководст ва………………………………………12
Заключение…………………………………………………. .…………………15
Список использованной литературы……………………..……………….... ..16

Введение

Управленческая деятельность, которая всегда считалась одной из наиболее содержательных, интересных и престижных за рубежом, в последние годы получила аналогичную оценку и в нашей стране. Можно с уверенностью утверждать, что основным внутренним ресурсом любой организации является личностный потенциал самого руководителя, поэтому актуальность данной темы доказывать не стоит. Руководитель оценивает ситуацию и принимает решения, подбирает персонал и распределяет задания, контролирует работу и осуществляет мотивацию. Поведение руководителя, его отношение к делу и людям создают социально-психологическую атмосферу работы. И это может быть атмосфера нервозности, неуверенности и даже страха, или, наоборот, атмосфера уверенности, стабильности, доброжелательности и деловой активности. Несомненно, очень многое в деятельности любой организации зависит от личности руководителя. Актуальность данной темы обусловлена тем, что для того чтобы стать, по-настоящему, руководителем (менеджером), лидером своей организации необходимо постоянно изучать, владеть и пользоваться определенным минимумом качеств, характеристик и действий грамотного современного руководителя.

1. Личностные качества современного руководителя

Для того, чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе следующие основополагающие качества: доминантность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, энергичность и порядочность. 1
Доминантность или способность влиять на людей, несомненно, важное качество руководителя, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. По определению, руководить означает быть способным влиять на подчиненных и стимулировать их работать на достижение единой цели. И многие современные руководители заинтересованы в усилении своего личностного влияния на подчиненных. То, что руководитель хочет и должен влиять на своих подчиненных, конечно, хорошо. Но при этом необходимо постоянно помнить о психологической стороне вопроса. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных. В противном случае, стремление руководителя доминировать останется не более, чем дежурной претензией на власть.
Следующей в наборе личностных черт руководителя обозначена уверенность в себе. И в самом деле, уверенному в себе руководителю можно доверять, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а в наше время это совсем немало. Во всяком случае, уверенность руководителя создает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию на выполнение порученных заданий. Подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, и последнему, как бы ни складывались обстоятельства, следует хотя бы внешне, держать себя достаточно спокойно и уверенно. Одна из сторон деятельности руководителя, несомненно, требующая его уверенности в себе - контакты с другими руководителями равного или более высокого ранга, ведение переговоров с ними. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие к себе со стороны своих визави, и уж тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними.
Остановимся теперь на одной из наиболее важных личностных черт руководителя - его стрессоустойчивости. Так как руководитель работает не в башне из слоновой кости, а его постоянно окружают люди, то велика необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. В противном случае ему будет невозможно рассчитывать на поддержку и признание со стороны сотрудников. Сдерживание негативных эмоциональных реакций в публичной рабочей обстановке часто оборачивается для него рядом неприятных последствий - неврозами, психосоматическими заболеваниями типа гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и т.д. Поэтому у каждого руководителя существуют испробованные средства эмоциональной разрядки, которым они доверяют. Порой отдельные руководители считают, что для них наиболее действенным способом разрядиться после напряженной работы является употребление алкоголя. Алкоголь и в самом деле способен помочь человеку «расслабиться». Вопрос, однако, заключается в другом: насколько эффективен подобного рода способ релаксации, в какой мере он сохраняет здоровье и работоспособность, обогащает культурно? В свою очередь, повысить сопротивляемость стрессам на рабочем месте позволит рациональная организация труда руководителя: выявление перспективных сотрудников и делегирование им ряда полномочий, отведение определенного количества времени для отдыха непосредственно на работе, руководитель может позволить себе 5 минут не думать о проблемах организации, а подумать о чем-то приятном и т.д. Стрессоустойчивость обуславливает и уверенность руководителя в себе, и его деловую активность.
Энергичность - это качество, без которого достаточно сложно представить себе современного успешного руководителя. Ему важно схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, воспринимать новые идеи и новаторские решения, обладать способностью заражать людей уверенностью и собственным оптимизмом. Размышляя об энергичности руководителя, я позволю себе перефразировать известную фразу Л.Кэрола из «Алисы в стране чудес», которая будет звучать следующим образом «руководителю нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а если он хочет придти куда-то, нужно бежать вдвое быстрее». 2
Завершая процесс описания личностного портрета успешного руководителя, хочется особо отметить, что он должен быть порядочным человеком, стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности достойные уважения. Так как в конечном итоге, именно мощная поддержка сотрудников - ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о личностных особенностях руководителя. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в то, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.
Успешный руководитель наряду с перечисленными выше качествами, конечно, должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью организации, определенными профессиональными умениями (ведение переговоров, постановка целей и определение их приоритетности т.д.), иметь высокий интеллектуальный потенциал.

2. Профессионализм современного руководителя

Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходится работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.
Качества руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности. 3
Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.
Одно из основных психологических качеств руководителя - его мышление. 4 В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:
- проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;
- системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;
- практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;
- консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;

Оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;
-последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;
- самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.
Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок, он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.

2.1 Перечень качеств хорошего руководителя

Ниже приводится перечень качеств хорошего руководителя, составленный по результатам зарубежных исследований.
Хороший руководитель
1. Может установить и поддерживать отношения с равными себе людьми.
2. Способен быть лидером.
3. Способен построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать.
4. Обладает способностью принимать нестандартные управленческие решения в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.
5. Способен найти оптимальный вариант решения в условиях ограниченного времени.
6. Может идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
7. Имеет склонность к самоанализу, понимает роль лидера в организации, умеет видеть то, какое влияние он оказывает на организацию.
8. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые), хладнокровен.
9. Поощряет участие членов коллектива в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна.
10. Обсуждает свои качества, принимая замечания, но при этом сохраняет уверенность в себе.
11. С выдержкой относится к победам и поражениям.
12. Может выйти проигравшим без чувства поражения и приняться за решение новых проблем.
13. Способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен.
14. Компетентен в специфических проблемах управления.
15. Переводит свои идеи на язык, понятный для людей.
16. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.
17. Даёт понять людям, что в основном поддерживает то, что пользуется уважением в коллективе.
18. Прилагает усилия по защите личного достоинства своих подчинённых, жёстко пресекает любые попытки нанесения им морально-психологических травм.
19. Предоставляет подчинённым как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности.
20. Способен вызвать к себе расположение.
21. Концентрирует внимание на поставленных приоритетных целях, по вкладу в их реализацию оценивает подчинённых.
22. Служит примером в эффективности использования рабочего времени, делится со своими коллегами рациональными приёмами достижения этого.
23. Умеет ясно, точно, коротко выразить свои мысли словами.
24. Способен видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне её.
25. Готов начать процесс нововведений, управлять им и использовать в интересах организации.
26. Способен нести ответственность за порученное дело.
27. Открыт для общения со всеми подчинёнными. Внимателен к их деловым предложениям. В разнообразных формах выражает за это благодарность.
28. Постоянно занимается выявлением "звёзд" в своём окружении. Отрабатывает технологию индивидуальной работы, ориентированной на их активное включение в управленческую деятельность. Из "звёзд" формирует кадровый резерв на выдвижение.
29. Тщательно продумывает работу по созданию условий для профессиональной реализации подчинённых, обеспечению условий для их карьеры. Для него приоритетно поощрение каждого за проявленное деловое честолюбие при выполнении служебных обязанностей.
30. В состоянии разрешать конфликты, выступать в роли посредника между конфликтующими сторонами, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом. Но не спешит включаться в разрешение межличностных конфликтов, возникающих в подразделениях. Ими занимаются его функциональные помощники и "звёзды" коллектива. Сам руководитель выступает в роли арбитра или человека, ставящего точки в конфликте по итогам его разбирательства. Учит руководителей более низкого звена разрешать конфликты, помогая им обретать профессиональный опыт построения здоровых взаимоотношений в своих коллективах. 5
Профессионализм руководителя - постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений. 6
В зависимости от управленческой ситуации руководителю приходится исполнять разнообразные "роли", которые определяются его положением в организации. Таких ролей достаточно много.
1. Администратор (наблюдает за исполнением).
2. Плановик (разрабатывает методы и средства, помощью которых другие достигают цели).
3. Политик (устанавливает цели и линию поведения в группе, организации).
4. Эксперт (человек, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или как к квалифицированному специалисту).
5. Представитель (коллектива во внешней среде).
6. Регулятор (отношений внутри группы, организации).
7. Источник (идей, информации, поощрений и наказаний).
8. Судья (а также миротворец).
9. Символ (пример, лицо коллектива).
10. Диктатор (человек, отменяющий индивидуальную ответственность: "Все претензии ко мне, действуйте от моего имени", "передайте, что я приказал".
11. Старший товарищ (к которому обращаются за помощью).
12. "Козёл отпущения" (человек, отвечающий за всё в случае неудачи).
Выделенные роли являются, по существу, набором тех умений и навыков, которыми должен обладать сильный руководитель. 7

3. Разновидности стилей руководства

При работе с людьми руководители применяют разнообразные приемы. Частое применение тех или иных приемов формирует определенный стиль руководства, который в значительной степени зависит также от склада личности руководителя и от ситуации. Различают авторитарный, демократический (или коллегиальный) и либеральный (или разрешительный) стили руководства. В данном контексте эти термины обозначают особенности выполнения руководителем своих обязанностей при руководстве коллективом в рамках предоставленных ему полномочий. 8
Директивный (административно-директивный) стиль работы отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Никому не позволяет "сесть себе на шею", однако требует от подчиненных все, что находит нужным, не считаясь с тем, что его требования нередко выходят за рамки собственно служебных отношений и приводят к нарушению трудового законодательства. Склонен подминать под себя общественные организации, превращать их в простых исполнителей своей воли. В общении с людьми подчас невыдержан, а то и груб, но не обязательно. Он может быть и благожелательным автократом - корректным, внимательно выслушивать и напоказ взвешивать идеи подчиненных, но пренебрегать их мнением при принятии окончательного решения, так что и в этом случае стиль по сути своей остается директивным. В целом для руководителя-автократа характерен недостаток уважения к окружающим.
Демократический (коллегиальный) стиль руководства, в отличие от автократического, предполагает: предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей,
и т.д.................

Управление той или иной организацией – это, прежде всего, работа как в команде, так и с каждой отдельной личностью. На сегодняшний день вопрос о том, как должен выглядеть идеальный управляющий, становится главной темой среди сотрудников. Рассматриваются личные качества начальника, его профессионализм, умение работать в команде и быть для подчиненных примером, а также компетентность и используемые им методы и приемы в работе.

Эта тема затрагивается в основном молодыми специалистами, которые отказываются слепо верить своему начальнику и считают, что не всегда его субъективное мнение становится верным решением поставленных задач.

Для получения портрета идеального руководителя проводятся социологические опросы, в результате которых сотрудники выявляют позитивные или негативные качества своего босса, определяют его основные задачи и лидерские навыки.

Согласно таким опросам сформированы основные факторы, которые влияют на авторитет современного руководителя:

Его динамичность, умение быстро принимать решения;

Осведомлённость во всех нюансах работы компании;

Знание приемов и принципов управления компанией;

Умение распределять ресурсы организации;

Умение четко выражать свои мысли и убеждать других в своей правоте;

Видение перспектив и способность их достижения.

Но это еще далеко не все аспекты, которые влияют на слаженную работу начальника и персонала. Управленческая деятельность сейчас переживает свою революцию, поэтому окончательный портрет современного руководителя, без внесения поправок и корректировок, составить невозможно. Но, как показывают опросы, авторитет руководителя напрямую зависит также от его энтузиазма, стремления достигать эффективности в работе, уровня квалификации и способности мыслить как логически, так и аналитически.

Образ мышления руководителя – основной фактор, влияющий на работу персонала и на успешное развитие компании в целом. Поэтому далеко не каждый человек сможет освоить управленческую сферу деятельности. Для того, чтобы добиться результата, начальник должен оперативно реагировать на проблемы или предложения, мыслить системно, быть при этом предусмотрительным и решительным, правильно расставлять приоритеты и стремиться к повышению личностных качеств и навыков.

Он должен вести за собой команду, которая стремится к достижению общих целей, находить правильный подход и приемлемые для этого методы. Однако управляющий не всегда способен обрести сразу все навыки своей деятельности и понять специфику работы. Считается, что истинный начальник тот, который сначала был на месте своих подчиненных, то есть занимал должность специалиста. Как правило, такой руководитель способен по максимуму использовать знания своих «коллег по цеху» и имеет хорошие знания в своей отрасли.

Управляющий также должен уметь работать с информацией. Он должен ее перерабатывать, выносить для себя главное, воспринимать тот объем, который ему предоставлен. Все данные, которые поступают к руководителю, должны быть осмыслены и систематизированы. Поэтому внимательность и наблюдательность также являются неотъемлемой частью успешного руководителя.

В общении с подчиненными он должен исключать влияние личностных неприязней на развитие компании, быть лояльным и мотивировать остальных на дальнейшее плодотворное сотрудничество. В коллективе должны поддерживаться доверительные отношения и взаимное уважение, ведь это и есть залог процветания фирмы. Большую роль играет возможность карьерного роста среди персонала, поэтому не стоит ограничивать подчиненных или использовать меры наказания, которые влияют на желание трудиться во благо фирмы.

Начальник также не должен забывать о собственном самосовершенствовании и самосовершенствовании команды. Он является наставником для других и помогает людям раскрыть потенциал.

Именно эти факторы являются ведущими для тех, кто хочет добиться успеха своей компании, привести ее к стабильности и первоклассному уровню работы.

Современный руководитель – это разносторонняя личность, на которую возложена задача, сформировать настоящий коллектив, работающий на результат. Он одновременно является как начальником, так и помощником, несет большую ответственность за каждого сотрудника и поддержание установленных ценностей в рабочей среде. Это личность, которая является авторитетом, обладает моральными качествами и психологическими навыками, которые влияют на достижение целей, и защищает интересы своих подчиненных. Поэтому прежде чем занять руководящую должность, необходимо серьезно подойти к этому вопросу и сопоставить свои возможности, цели и желания. Ведь умение командовать – далеко не все, что требуется современному руководителю. Он должен выработать в себе тот стиль работы, который будет играть решающую роль для продвижения команды.

Введение 4 1. Личностные качества и психологические особенности руководителя. 5 1.1.Психологические типы руководителей. 7 2. Исследование психологического портрета эффективности руководителя в сфере автомобильного бизнеса(на примере автосалона «KIA») 10 2.1. Изучение системы руководства автомобильного салона «KIA» 10 2.2. Функции и обязанности сотрудников автосалона «KIA» 11 2.3. Методики исследования 12 3. Рекомендации руководителю по эффективности управления организацией 15 Заключение 18 Список использованной литературы 21 Приложение 1 24

Введение

В наше время все больше внимания уделяется вопросам определения возможностей, личных и деловых качеств, которыми непременно должен обладать современный руководитель. К сожалению, выдвинуть основные требования довольно трудно, потому что те или иные качества могут быть полезны в одной, и быть совершенно не к месту в другой профессиональной области. Чем крупнее и стабильнее организация которую возглавляет руководитель, тем большим объемом знаний и навыков он должен обладать. Знания должны быть не только теоретическими, но и практическими, т.е. руководитель должен иметь опыт работы в данной должности. Очень часто не хватает полученных навыков, знаний и опыта работы для управления организацие, именно поэтому и возникает вопрос о социально – психологическом портрете руководителя, его умение сходиться с другими людьми, не испытывать социальный барьер. Целью представленной работы является изучение социально – психологического портрета руководителей, стилей управления и типов руководства организацией. Изучение данной темы требует решения следующих задач: 1) изучение психологических типов руководителя; 2) определение профессионально-важных качеств успешного руководителя 3) исследование психологического портрета эффективности руководителя Объектом исследования являются руководители различных уровней, а предметами исследования выступают индивидуально-типологические характеристики руководителей организации. Метод исследования – анкетирование. База исследования – автомобильный салон «KIA»

Заключение

В результате проведенного мною исследования можно обозначить ряд выводов. На эффективность и успешность управленческой деятельности влияют личностные качества руководителя, его пригодность к руководящей работе и психологическая готовность к управлению. Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. Без умения подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать, смотивировать и оценить людей, ни одно принятое управленческое решение не достигнет своей цели. Независимо от психологического типа руководителя, нужно стараться работать более коллективно, чем возлагать все трудности либо на себя, либо на подчиненных. Психологические ресурсы руководителя включают систему психологических характеристик (качеств личности), которые устойчиво проявляются не только в стиле поведения руководителя в процессе делового общения, но и в стиле его мышления, в индивидуальных особенностях принятия и реализации решений, поиска управленческих схем и др. Практически все психологические характеристики включают в себя личностные деловые качества, независимо от типа руководителя, он должен ими обладать (компетентность, деловитость, работоспособность и организованность), специфические управленческие характеристики (ответственность, готовность к рискам, системное мышление, лояльность и конформизм), а также дополнительные характеристики, состав которых может зависеть от позиции руководителя в иерархии и от ее особенностей. Значимость практически всех психологических качеств руководителя возрастает по мере роста объема его прав и ответственности. Личную ответственность, лояльность и конформизм можно считать наиболее значимыми универсальными качествами руководителя, поскольку дефицит именно этих качеств способен нанести наибольший ущерб и иерархии и менеджеру. Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Руководитель как никто другой, должен придерживаться профессиональной этики в общении с подчиненными, партнерами или с вышестоящим руководством. Для эффективного руководства коллективом руководитель должен обладать умеренной общительностью, умением разбираться в людях. Он должен, научится делать работу руками своих подчиненных, то есть уметь правильно распределить между ними конкретные задания. Быть объективным и разделять личное и служебное – одна из важнейших задач успешного руководителя. Бытует мнение, что нельзя привлекать к работе друзей и родственников, но опять же, это уже каждый управляющий решает лично сам. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи – все отражает стиль руководства. Важно уметь собирать команду, как мы уже заметили в исследовании, необходимо учитывать пол, возраст, опыт работы, квалификацию сотрудников, комбинировать людей разного темперамента. Впоследствии, такие люди будут дополнять друг друга. Быть руководителем - значит быть головой компании, нести ответственность не только за себя и свою работу, но и за работу каждого сотрудника. Важно быть не только начальником, но и психологом, в некоторой степени даже педагогом. Сложные задачи решать с помощью компромиссов и всегда стараться идти на уступки.

Список литературы

1. Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль,1983. 207 с. 2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 295 с. 3. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 222 с. 4. Емельянов С. М. Технологии управления конфликтами. С-Пб., 2001. 5. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с. 6. Иосефович Н. Ты босс! Как стать толковым руководителем. М.: Персей: Вече: АСТ, 1995. 384 с. 7. Климов Е. А. Основы психологии: Практикум. М.: «ЮНИТИ», 1999. 176 с. 8. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. 384 с. 9. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, 1976. 143 с. 10. Кукушин В. С. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н-Д: МарТ, 2003. 368 с. 11. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2004. 527 с. 12. Обер-Крие Дж. Управление предприятием. М.: Сирин, 1998. 257 с. 13. Организационная психология. / Сост. И общая редакция Винокурова Л. В., Скрипюка И. И. СПб.: Питер, 2000. 512 с. 14. Основы психологии: Практикум. / Под ред. Столяренко Л. Д. Ростов-н-Д.: Феникс, 2001. 704 с. 15. Панкратов В. Н. Искусство управлять людьми: Практические рекомендации. М.: Изд-во Института ПсихотерПсихология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М,2004. 544 с. 16. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. Т. 2. М: Владос, 1999. 248 с. 17. Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: ВЛАДОС пресс,2003. 336 с. 18. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 145с. 19. Руководитель. Коллектив. Личность. Сокр. М.: Экономика, 1974. 221с. 20. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 352 с. 21. Рыбокова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 158 с. 22. Сементовская В. К. Ваша деловая жизнь – приглашение к размышлению. Л.: Лениздат, 1985. 189 с. 23. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986. 24. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 624 с. 25. Степкин Ю. П. Авторитет руководителя. // Промышленная социальная психология. Л., 1982. 26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.232 с. 27. Сухарев В. А. Как достичь успеха деловому человеку. Мн.: Беларусь, 1997. 128 с. 28. Таранов П. С. Золотая книга руководителя: Законы, советы, правила. М.: Вече: Персей: АСТ, 1994. 560 с. 29. Удальцова М. В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. 144 с. 30. Уэйтли Д. Новая динамика победы. М.: ЮНИТИ, 1996. 144 с. 31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.апии, 1999. 142 с.