Внешний вид- роль и значение в повседневной жизни. Неприглядная правда: о чем расскажет наша внешность, и как она влияет на нашу жизнь

Глава 1

Значение внешности в жизни человека

Большинство мужчин считает, что тренированное молодое тело уже делает их молодыми. Однако даже на пляже, где это тело можно продемонстрировать, контраст между упругими мышцами тела и отвисшими мышцами лица вызывает неприятные ощущения. Недостатки тела можно скрыть под умело подобранной одеждой, лицо же постоянно на виду.

Внешность всегда играла большую роль и при поступлении на работу. Предпочтение неизменно отдается людям, выглядящим моложавыми и ухоженными.

Согласно статистическим данным, около 90 % взрослых людей при первом знакомстве обращают внимание на внешность. Всегда очень важно первое впечатление. Опрос большого количества женщин показал, что они предпочитают, чтобы у мужчины было моложавое лицо. Мускулистое тело впечатляет их меньше, чем вы думаете.

Предлагаемая гимнастика - ключ к омолаживанию и улучшению внешности.

Сначала лицо

Женщины давно поняли, какое значение имеет привлекательность. Косметика, забота о коже и прически творили чудеса на протяжении веков. Клеопатра покорила Юлия Цезаря и Марка Антония отнюдь не фигурой. В книгах по истории мы находим упоминание о том, что Клеопатра была полновата и (без косметики) не очень привлекательна. Что же касается косметических средств и способов выглядеть (при несколько ограниченных чарах, данных ей природой) наилучшим образом, здесь она была настоящим профессионалом. Ей были доступны все косметические средства, созданные древнеегипетскими алхимиками. И это возымело действие. И Юлий и Марк были очарованы ее внешностью. Известно, что именно прекрасное лицо Елены Троянской послужило причиной спуска на воду тысячи греческих судов, приведшего к десятилетней войне между греками и троянцами.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что и мужчины, наконец, поняли, как важно выглядеть наилучшим образом. На Западе одна из трех операций, проводимых пластическими хирургами, приходится на мужчин. Это большой скачок по сравнению с несколькими годами назад, когда основная масса оперируемых были женщины. Мужчины наконец поняли, что нужно быть свежими и ухоженными, а не усталыми и запущенными, если они хотят выдержать конкуренцию в мире бизнеса, полного молодых людей.

Замечено, что между 1996 и 2001 годами мировой рынок косметических средств для мужчин вырос почти на 40 %. Сейчас он огромен и будет продолжать расти с каждым годом. Все больше мужчин посещает косметические салоны для ухода за кожей, массажа. Сейчас существует широкий набор средств, улучшающих внешний вид: отбеливание зубов, пересадка волос, лазерная хирургия, избавляющая от необходимости носить очки, лазерное удаление волос и средства борьбы со старением. Одним из главных методов нехирургического омолаживания, предлагаемых сегодня западными клиниками пластической хирургии, является комплекс упражнений, включающих гимнастику для лица.

Почему операция не всегда лучшее решение вопроса

Когда вы упражняете лицо, вы освобождаетесь от стресса и напряжения, позволяя мышцам расслабиться. Это предотвращает образование мимических морщин, которые с возрастом усугубляются. В таких случаях мужчины обращаются к хирургам. Однако получить хорошие результаты после операции у мужчин меньше шансов, чем у женщин (не говоря уж о том, что результаты эти недолговечны). У мужчин кожа на лице толще и имеет большее количество кровеносных сосудов, поэтому кровоточит при операции сильнее. Существует опасность образования гематом. Замаскировать шрамы, которые могут образоваться после операции, мужчинам также труднее, так как они, как правило, не пользуются макияжем, как это могут делать женщины. Им также приходится мириться с повышенным ростом волос на подбородке после подтяжки. Во время операции волосистая часть кожи на верхней части шеи подтягивается за уши и мужчинам приходится брить за ушами и шею сзади. Проделывая все это, мужчины начинают понимать, через какие страдания проходят женщины, чтобы хорошо выглядеть и нравиться им. О недолговечности этих операций уже говорилось. Помимо всего прочего, подтяжка у мужчин не всегда дает результаты, аналогичные тем, что бывают у женщин. Причин тому множество: кожа ломкая и менее эластичная, возрастная атрофия мышц, уменьшение жирового слоя и т. п.

Процесс старения - это подарок наших негенетических родителей - матери-природы и отца-времени - и свойствен нам всем, независимо от того, подвергались мы косметической операции или нет. Хотя хирургия и в состоянии натянуть кожу на лице, факторы, вызывающие отвисание мышц и морщины, остаются и продолжают действовать. Со временем, после операции и морщины, и отвисшие мышцы приобретают прежний вид. Если вы хотите сами увидеть, как это выглядит, устройте себе «вечер ужасов». Посмотрите какой-нибудь из последних зарубежных фильмов с участием вчерашних великих актеров, которые «побывали под ножом». Зрелище не из приятных. Не забывайте, что у этих людей очень много денег и что хирурги, которых они выбирали, - это лучшее из того, что можно купить за деньги. После пластической операции лицо часто радикально изменяется. Иногда красивое лицо после операции выглядит ужасающе. Помимо всего прочего, стоит косметическая хирургия баснословно дорого.

Альтернатива хирургической подтяжке лица

Цель предлагаемого комплекса упражнений - избавить вас, дорогие мужчины, от необходимости бриться за ушами, подвергаться электрофорезу, быть главным действующим лицом «вечера ужасов». Вы можете добиться тех же (а часто и гораздо лучших) результатов без недостатков пластической хирургии и непомерных затрат на услуги хирургов. Необходимо помнить, что в операции всегда присутствует риск, медицинский и психологический. Ни один хирург не может гарантировать положительные результаты каждому пациенту. Как уже упоминалось, здоровье, возраст и эластичность кожи играют огромную роль в конечном результате операции. Все эти факторы не имеют значения, если вы подтягиваете лицо при помощи гимнастики. Упражнения могут помочь восстановить мышцы, ослабленные атрофией, несчастным случаем, хирургической подтяжкой лица.

Подводя итог, можно сказать, что выполнение упражнений для лица подобно тренировкам в гимнастическом зале. Упражняясь там, вы знаете, что добьетесь положительных результатов. Упражняя мышцы лица, вы также достигните желаемого, без операции и связанных с нею риском и страданиями.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Идеальное питание автора Евгений Владимирович Щадилов

Значение белка в жизни человека Свойства белка зависят и от его состава и от расположения аминокислот в молекуле. Причем порядок аминокислот в молекуле белка играет очень важную роль в выполнении их функций.Аминокислоты, синтезирующиеся в нашем организме, называют

Из книги Целительные силы. Книга 2. Биоритмология. Уринотерапия. Траволечение. Создание собственной системы оздоровления автора Геннадий Петрович Малахов

ГЛАВА 1 ПРИЧИНА, ЛЕЖАЩАЯ В ОБРАЗОВАНИИ ПОЛЕВОЙ ФОРМЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить. Гераклит В «Чжуд-ши» в главе «Зачатие» говорится: «Нормальные сперма и кровь (яйцеклетка) родителей и виджняна (сознание, душа) под воздействием

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Виктор Сергеевич Алексеев

3. Связь образа жизни с профилактикой заболеваний. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека Сохранение здоровьяво многом зависит от самого человека. Разумное отношение каждого к своему здоровью – самая надежная гарантия его

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

4. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека Закаливание организма– это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Современные комфортные условия жилища, одежда,

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

43. Минеральные вещества. Роль и значение в питании человека Магния в организме содержится до 25 г. Однако хорошо известна его роль в процессе углеводного и фосфорного обмена. Магний нормализует возбудимость нервной системы, обладает антиспастическим и сосудорасширяющим

Из книги Лечение болезней щитовидной железы автора Галина Анатольевна Гальперина

ЛЕКЦИЯ № 2. Роль и значение воды в жизни человека

Из книги Секреты женской биолокации автора Сюзанна Гарниковна Исаакян

ЛЕКЦИЯ № 10. Значение белков и жиров в питании человека Биологическая роль белков Белок, являясь важнейшим компонентом питания, обеспечивающим пластические и энергетические нужды организма, справедливо назван протеином, показывающим первую его роль в питании. Роль

Из книги Йога и сексуальные практики автора Ник Дуглас

Значение жиров в питании здорового человека Жиры относятся к основным питательным веществам и являются обязательным компонентом в сбалансированном питании.Физиологическое значение жира весьма многообразно. Жиры является источником энергии, превосходящей энергию

Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

Минеральные вещества. Роль и значение в питании человека Ф. Ф. Эрисман писал: «Пища, не содержащая минеральных солей и удовлетворительная по другим показателям, ведет к медленной голодной смерти, так как обеднение организма солями неминуемо ведет к расстройству

Из книги 10 шагов к успеху автора Ниши Кацудзо

Глава 1 Анатомия и физиология щитовидной железы. Ее роль в жизни

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Юрий Викторович Щербатых

Глава 23. ДЕВЯТЬ АСПЕКТОВ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА С помощью техники фэн-шуй и биолокации можно улучшить практически любой из девяти аспектов нашей жизни. А т. к. улучшение одного аспекта влияет на все остальные, то мы вправе ожидать улучшения во всех сферах нашей жизни.Каждый из

Из книги автора

Значение пищи в жизни человека Хотя без пищи и воды жизнь была бы невозможна, многие люди принимают пищу как некую данность. С Другой стороны, в современном мире существует навязчивая озабоченность диетами. Среди наиболее популярных современных диет мы можем встретить

Из книги автора

Глава 14 Обоняние в жизни человека Обоняние человек начинает использовать с первых минут своей жизни. Только благодаря ему младенец узнает свою маму и находит пахнущую молоком грудь. В последующие два месяца, пока зрение ребенка не приобретет достаточную остроту,

Из книги автора

Значение церемонии в жизни благополучного человека Многое в жизни человека повторяется циклически. Поэтому древние разработали ритуалы, облегчающие и улучшающие жизнь.Путем наблюдений были выявлены наиболее тяжелые годовые периоды, неблагоприятные для работы. На эти

Из книги автора

Значение дыхания для человека Дыхание – уникальная функция человека, обладающая рядом важных особенностей.Во-первых – это второй по важности процесс нашего организма, после работы сердца. Без еды человек может прожить месяц, без воды – неделю, без дыхания – две-три

«По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди». (Оскар Уайльд)

Для определения характера человека по его внешности существует целая наука – физиогномика. Конечно, о точности ее говорить не приходится, однако, еще в древнем Китае физиогномика считалась одной из полноправных отраслей медицины, а на Востоке верили, что по внешности можно определить характер, и даже жизненный путь человека.

Недаром некоторые лица притягивают нас и мгновенно вызывают доверие, а некоторые – отторжение. Этот прием активно используется в кино. Вспомните хотя бы внешность Шарикова (Владимира Толоконникова) в экранизации повести «Собачье сердце» - достаточно первых кадров, чтобы понять: этот тип лица говорит о том, что у его владельца и характер скверный, и ум весьма ограничен. Итак, давайте узнаем, как можно определить характер человека по внешности.

Строение тела и характер

Тело поменять куда легче, чем лицо, однако, для того, чтобы изменить формы, вам придется приложить некоторые усилия, не так ли? Именно поэтому, вполне справедливо мнение, что занятия спортом влияет на наш характер.

1. Голова и шея:

  • остроконечная – выдает непостоянство и завистливость;
  • длинная шея с маленькой головой, напротив, свидетельствуют о слабости и склонности к меланхолии;
  • короткая шея – признак недальновидности и упертости;
  • толстая, «бычья» шея характерна для людей бесстрашных, а «львиная» (не такая толстая, однако довольно большая) – для великодушных;
  • длинная, худая шея выдает робкого, мечтательного человека.

2. Плечи:

  • узкие плечи. По мнению специалистов, узкая грудная клетка и опущенные вниз, а то и сгорбленные плечи говорят о замкнутости и ранимости человека, а также о том, что он склонен к самокопанию;
  • развернутая грудная клетка, широкие плечи – признак целеустремленного, открытого человека, а также бесстрашия.

3. Живот:

4. Бедра и ноги:

  • узкие, сильные бедра с подтянутыми ягодицами – признак выносливости, умения выкрутиться из сложной ситуации;
  • бедра, с нависающими над ними боками (как у лягушки) выдают болтуна;
  • широкие, массивные бедра свидетельствуют об упрямстве, если же черты округлы – о мягкости характера;
  • худые, слабые и плохо очерченные лодыжки – признак похотливости;
  • сильные, стройные ноги свидетельствуют о способности идти к поставленным целям.

Тип лица и характер

Определение характера по чертам лица часто происходит на инстинктивном уровне, в первые секунды знакомства. «Лошадиное лицо», «хищные глаза», «жабий рот» - эти ярлыки мы тут же проецируем на характер человека, судим его по внешности. Что же говорит на этот счет физиогномика?

1. Лоб:

  • большой, выпуклый лоб без волос свидетельствует об уме, склонности к завоеванию признания. Если он при этом круглый, вполне вероятно, что его владелец склонен ко лжи;
  • длинный лоб на узком лице при маленьком подбородке свидетельствует о жестокости, даже тирании;
  • квадратный рисунок линии волос говорит о честности;
  • высокие залысины часто выдают путешественников и людей с сильной мотивацией;
  • узкий лоб говорит о том, что его владельца легко рассердить;
  • низкий зачастую выдает некоторую ограниченность, угрюмость и практичность.

2. Брови:

  • тонкие, изогнутые брови говорят о надменности и амбициозности;
  • сросшиеся брови часто выдают ревнивцев, грубых и даже жестоких людей;
  • косматые говорят о простоте, но искренности;
  • нависшие брови принадлежат реалистам;
  • очень светлые часто свидетельствуют о том, что их владелец шутлив и ветрен.

3. Глаза:

  • глубоко посаженные, маленькие выдают зависть, жадность и хитрость;
  • большие, широко распахнутые говорят о лени, мечтательности и болтливости;
  • маленькие – любознательность и красноречие;
  • узкие, с пристальным взглядом – жестокость;
  • большие, ясные – задатки лидера, ум.

4. Нос:

  • острый нос выдает вспыльчивость и строгость владельца;
  • широкий и толстый говорит о грубости;
  • вздернутый нос свидетельствует о легкомысленности, мечтательности и капризности;
  • длинный нос, с горбинкой говорит о строгом, но не злом характере.

5. Рот:

Замечали ли вы, что симпатичные люди чаще получают непыльную и денежную работу? Естественно, внешность играет большую роль в жизни человека. Но правда ли, что достаточно родиться красивой (или красивым) - и жизнь удалась? Сегодня темой нашего материала будет влияние внешности на трудоустройство и карьерный успех.

Научные данные о роли внешности в жизни человека

Влияние красоты выпускника на трудоустройство изучали в этом году американские ученые.

Лайза Слэттери Уокер, Университет Северной Каролины:

«Красивые люди всю жизнь имеют преимущество - от школьной скамьи до рабочего места».

Исследование, проведенное психологами Уокер и Фретверт, выявило, что выпускники MBA получают разную зарплату в зависимости от внешней привлекательности. Наименее красивые студенты получили предложения в среднем на 10-15% ниже, чем их более красивые коллеги. Если экстраполировать эту разницу на весь предполагаемый срок карьеры, она достигает свыше 200 тысяч долларов!

Красота — страшная сила

При этом отмечена важная особенность: профессиональные качества красивых женщин ставятся под сомнение, поэтому излишне яркая внешность может сыграть с амбициозной девушкой злую шутку.

Любопытный факт : на не берут действительно красивых девушек. Цвета и фасон униформы также подобраны отталкивающие, не слишком яркие и мешковатые. «Макам» важна проходимость, а заигрывающие с кассиршами посетители ее снижают.

Интересный эксперимент провел недавно журнал The Village. Суть его сводилась к созданию нескольких фейковых резюме с фотографиями разных людей и примерно одинаковыми навыками. Вакансии выбирались в сфере продаж, где, как предполагалось, внешность играет важную роль.

Результаты показали, что в целом девушкам получить работу легче. Нет значительной дискриминации полных дам, зато кандидаты в возрасте никому не интересны вообще. Более экстравагантное фото в резюме вызывает больше просмотров, но не дает больше приглашений. В целом, эксперимент выявил, что деловое фото для резюме подойдет лучше, а привлекательных дам ждет больше предложений о работе (в продажах, по крайней мере).

Так что со стороны науки мы имеем четкий сигнал - красота помогает построить карьеру!

Мнения персонала и кадровиков

Павел, менеджер по продажам в автосалоне:

«Я не считаю себе супер красивым каким-то. У меня обычная внешность, но никогда не было проблем с поиском хорошей работы. Находил сам, без блата. Студентом работал на организации банкетов долгое время. Пришел по объявлению — попал в сразу в хороший отель. Потом у нас была конференция, и на мою работу на банкете обратил внимание топ-менеджер «Балчуг-Кемпински». Внешность при этом роли не играла, он спросил, кто работал, позвал меня и предложил перейти к ним.

Так что я уже в вузе, учась на дневном, хорошо зарабатывал. А вот официантом в топовые отели не пробиться - ни с хорошей внешностью, ни с большим опытом, никак - только за «бабки». Там люди получают «на чай» по 5 тысяч долларов и месяцами забывают снять зарплату с карты. Место можно только купить, если есть знакомые.

После выпуска захотелось работать по специальности. Пошел по автомобильному профилю в автосалон «Ауди». Взяли из-за опыта работы с VIP-клиентами. Нужно нормально одеваться и хорошо работать, я думаю, и тебя заметят».

Павел, заместитель директора подрядной организации по строительству:

«У нас на стройке все просто: хочешь работать - милости просим. Не хочешь работать, хочешь ныть - ну получай сколько наработал, и — на выход, никто не держит. Мне все равно, кого нанимать - русских, чеченцев, мусульман, атеистов, белых, желтых - лишь бы человек хотел работать, не портил материал и другим не мешал. Какая внешность, чего на нее смотреть, мы тут не в офисе в игрульки играем!».

Алиса, бывший менеджер по подбору персонала:

«Я недолго, но могу пояснить, как вы выглядите со стороны работодателя. Во-первых, конечно, важны профессиональные навыки. Никто на фото в резюме не смотрит, пока не прочтет графу «опыт работы». Фото само по себе не влияет на приглашение. Вас все равно пригласят, если вы подходите под вакансию и ищете работу.

А вот если на собеседование заявится какой-нибудь чухан в мятой пыльной одежде, потный вонючка или грязнуля с обгрызанными ногтями, то ему будет от ворот поворот. Также сразу «идут лесом» заики и мямли. В принципе, на внешность работодатели не смотрят. Но, с другой стороны, у них могут быть свои заморочки. Кандидат подходит, но не понравился - и все. А почему не понравился - вам никто не скажет. Может, из-за личных предрассудков по какому-то признаку, или ваше поведение на собеседовании с первых секунд вызывало антипатию.

Я могу дать такой совет кандидатам: просто будьте чистыми и опрятными, корректно общайтесь, и вы получите работу, независимо от внешности (рано или поздно)».

Давно ушли в прошлое времена, когда мы мало обращали внимание на внешность человека. При том обилии товаров и услуг, которые есть на рынке, каждый может быть привлекательным! Особенно это важно публичным людям, тем, кто занимается бизнесом, при устройстве на работу или знакомстве...

Первое впечатление о человеке в значительной степени зависит от того, как он выглядит. Вот несколько цифр...

Все знают пословицу о том, что "по одежке встречают...". И почти две трети опрошенных россиян (64 процента) подтвердили ее, сказав, что при знакомстве внешность человека влияет на их первое впечатление о нем. Чаще других так отвечали респонденты, живущие в столице и больших городах (75 и 73 процентов соответственно).
Тех, кто отрицает такое влияние, оказалось 30 процентов (в Москве и больших городах - 21 и 23 процента соответственно), а 5 процентов затруднились ответить.

Что именно во внешности человека, его облике определяет первое впечатление о нем? Отвечая на открытый вопрос об этом, респонденты прежде всего (23 процента) отмечали значение опрятности, ухоженности: "аккуратность, чистота", "опрятно одетый человек", "опрятность, чистота, ухоженность".

Многие (15 процентов) говорили, что обращают внимание на одежду, обувь, манеру одеваться: "какая на нем одежда: китайская или другая, соответствует ли сезону и модным журналам", "умение подбирать и сочетать вещи в гардеробе", "стиль", "умение одеваться со вкусом".

Почти каждый десятый (9 процентов) прежде всего смотрит в глаза человека: "взгляд приветливый", "открытый взгляд", "выражение глаз".
О лице - его чертах и выражении - сказали 7 процентов участников опроса: "выражение лица", "лицо симпатичное", "черты лица", "мимика".
На прическу обращают внимание 3 процента респондентов: "волосы", "как идет прическа". Фигуру и улыбку упомянули по 1 проценту: "как сложен, высокий или маленький рост", "добрая улыбка".

Часть опрошенных (6 процентов) не смогли выделить отдельные элементы внешности и говорили об облике человека в целом: "как в целом выглядит человек"; "внешность приятная"; "все вместе"; "от пяток до макушки"; "все по чуть-чуть"; "все целиком"; "красота".

Существенная часть респондентов среди важных составляющих, которые влияют на первое впечатление о человеке, называли качества, практически не связанные с внешностью или связанные косвенно.
Так, о манере держаться, вести себя говорили 9 процентов опрошенных, еще около 8 процентов назвали такие характеристики, как культура речи, моральные качества, ум.

По мнению большинства участников опроса (60 процентов), люди, окружающие их на улице, в общественных местах, обладают в основном заурядной, обыкновенной внешностью.
Вдвое меньше респондентов (27 процентов) сказали, что им встречаются в основном красивые, привлекательные люди.
Лишь 5 процентов считают, что в большинстве своем окружающие их представители рода человеческого непривлекательны.

Женщинам, обладающим красивой, привлекательной внешностью, живется легче, чем другим представительницам слабого пола, - в этом уверены 39 процентов респондентов, а 14 процентов полагают, что, напротив, тяжелее.
Примерно четверть опрошенных (24 процента) уверены, что внешность женщины не играет в том, как ей живется, особой роли. Практически столько же (23 процента) затруднились ответить на вопрос.
Относительно мужчин мнения по аналогичному вопросу распределились следующим образом.
35 процентов считают, что внешность мужчины не влияет на то, как ему живется, почти треть участников опроса (30 процентов) затруднились оценить влияние этого фактора на жизнь мужчин, 27 процентов думают, что красивая внешность делает жизнь мужчины легче, а 8 процентов - что тяжелей.
Почти половина респондентов (48 процентов) утверждают, что внешность женщины не влияет на ее карьеру. Но немало и тех, кто видит в привлекательной внешности дополнительный плюс для женщины, желающей продвинуться по служебной лестнице (38 процентов).
Впрочем, некоторые (3 процента), наоборот, полагают, что женская красота вредит карьере.
Что касается мужчин, то для их карьеры, по мнению 64 процентов респондентов, внешность значения не имеет (20 процентов сказали, что привлекательному мужчине легче сделать карьеру, 3 процента - что труднее, остальные затруднились с ответом).

Для того чтобы нравится противоположному полу, женщине важно быть внешне привлекательной. Таково мнение 72 процентов респондентов. 23 процента считают, что это не важно, 5 процентов затруднились ответить.
Для мужчин планка заметно ниже. Лишь 41 процент участников опроса сказали, что мужчинам важно иметь привлекательную внешность, чтобы добиться успеха у дам.
Большинство же опрошенных нами россиян - 52 процента - полагают, что внешность не имеет тут особого значения.

Более половины респондентов (54 пророцента) считают, что обладать привлекательной внешностью в целом важнее для женщин, чем для мужчин. Однако немало оказалось и тех, кто отметил, что внешняя привлекательность в равной степени важна и для мужчин, и для женщин (40 процентов).
Замечу, что никто из участников опроса не думает, что внешняя привлекательность более важна для мужчин.

PS: Опрос населения был проведен 9-10 августа в 44 субъекта РФ в 100 населенных пунктов среди 1 500 респондентов.

Елена ВАСИЛЬЕВА
Иллюстрации: Руланд ФЛОРИС (Голландия) - фото из Интернета.
Сентябрь 2014 года
Маастрих (Голландия) - Магнитогорск (Россия)

В современном мире профессиональная деятельность играет для индивида значительную роль и является одним из ключевых факторов, способных определить его место в социальной структуре общества. В связи с этим профессиональное развитие является для большинства людей одной из приоритетных жизненных целей. Предполагается, что общепринятой стратегией успешного трудоустройства и построения карьеры является развитие навыков, накопление опыта и знаний, необходимых для той или иной должности, путем обучения и получения соответствующего образования. Однако является ли наличие требуемых профессиональных навыков и приложение усилий для их развития единственным основополагающим фактором, который влияет на трудоустройство и карьерное продвижение? Ответ на данный вопрос: нет, не является.

Внешний вид индивидов зачастую не уступает по значению наличию навыков и опыта и может сыграть немаловажную роль в развитии карьеры. Каким образом, при каких условиях и почему внешность индивидов может быть связана с шансами на трудоустройство и дальнейшим продвижением по карьерной лестнице? Ответы на эти вопросы позволят определить, действительно ли внешний вид является одним из факторов, способных определять позицию отдельного индивида в социальной структуре общества, и как это происходит.

Роль внешнего вида при социальном взаимодействии

Прежде всего, следует разобраться, почему внешность человека может тем или иным образом воздействовать на окружающих людей, в том числе на работодателя, и каким образом это происходит. При любом взаимодействии лицом-к-лицу индивид создает свой образ и с помощью определенных сигналов преподносит его другим, пытаясь убедить аудиторию в правдивости создаваемого представления о себе. Так, в повседневной жизни люди постоянно используют сигналы, чтобы передать окружающим с определенной целью информацию о себе, своих качествах и намерениях. Например, одним из таких сигналов может являться демонстративное потребление, заключающееся в попытке продемонстрировать высокий социальный статус путем использования престижных товаров. «Личный передний план», который включает в себя внешний вид и манеры, позволяет создать образ индивида с помощью выразительных средств. Внешность человека — это одно из таких средств. С ее помощью окружающие могут оценить человека в процессе взаимодействия и получить информацию о характеристиках и качествах, которыми он обладает. На основе данного образа и полученных сигналов можно сделать вывод о социальном статусе индивида и его личностных качествах. Это значит, что внешний облик: пол, возраст, физические данные, умение одеваться и вести себя — играет одну из ключевых ролей в процессе создания впечатления о человеке. Внешний облик позволяет окружающим сформировать представления о том, как человек может себя повести в той или иной ситуации, которые впоследствии могут закрепиться в качестве стереотипных ожиданий.

Так, существуют определенные ожидания относительно поведения людей, которые являются внешне привлекательными или непривлекательными. Физическая привлекательность, оцениваемая по чертам лица, фигуре и росту, является ключевым компонентом так называемого «эротического капитала» индивида, который является комбинацией эстетической, физической и визуальной привлекательности для других членов общества. Наличие такого капитала — ресурс, дающий возможность достичь успеха в различных сферах общественной жизни.

Приписывание привлекательным людям социально одобряемых черт получило название эффекта «что красиво, то хорошо». Привлекательные индивиды, по мнению окружающих, предположительно живут лучше, чем непривлекательные: успешны в профессиональной карьере и семейной жизни. Кроме того, считается, что привлекательные люди обладают более высоким интеллектом, развитыми коммуникативными навыками и другими способностями.

Верно ли, что внешне красивые люди считаются в обществе более успешными, чем остальные? Согласно данным исследования, посвященному изучению эффекта «что красиво, то хорошо», такие стереотипы действительно существуют в обществе. Участники исследования чаще приписывали положительные характеристики и перспективы успешной жизни красивым людям, нежели менее привлекательным. Обладатели привлекательной внешности будут оцениваться остальными как носители социально одобряемых в обществе качеств, что может определенным образом влиять на процесс взаимодействия с другими индивидами.

Существование подобных стереотипов в обществе может привести к ряду последствий. Привлекательные индивиды, в отличие от непривлекательных, будут иметь некоторые преимущества в социальной жизни, хотя способности, которыми они обладают, могут и не различаться. С привлекательными внешне людьми лучше обращаются в ходе судебных и гражданских разбирательств, их оценивают как более успешных студентов и школьников, они являются желаемыми партнерами при социальном взаимодействии, и, в целом, их деятельность получает более высокие оценки окружающих. Все перечисленные преимущества могут аккумулироваться в течение жизни индивида и принимать форму социального превосходства. Одной из сфер, в которой наблюдается, возможно, наиболее значимое превосходство привлекательных людей, является трудовая и профессиональная деятельность, тесно связанная с позицией индивида в общественной социальной структуре.

Внешность индивида как фактор трудоустройства и развития карьеры

Привлекательные люди обладают несколькими значительными преимуществами в сфере трудовых отношений. Согласно данным эмпирических исследований, люди, обладающие привлекательной внешностью, имеют бо́льшие успехи в профессиональной деятельности: активнее принимаются на работу, имеют более высокие стартовые зарплаты, чаще получают повышение, имеют высокие оценки трудовой деятельности, считаются более компетентными. Если возникнет ситуация, что перед работодателем встанет выбор между двумя кандидатами, обладающими схожими навыками, опытом и профессиональными характеристиками, то предпочтение, при прочих равных условиях, скорее всего, будет отдано кандидату, более привлекательному внешне. Кроме того, преимущества, связанные с физической красотой человека, будут определять социальный престиж его занятости не только в начале карьеры, но и на всем ее протяжении: влияние красоты на социально-экономический статус индивида будет постоянным на протяжении его рабочей жизни.

Нельзя также забывать, что на рынке труда существуют профессии, при найме на которые обязательные требования к кандидатам включают в себя привлекательный внешний вид. В таких случаях красивые индивиды будут ассоциироваться в обществе как наиболее подходящие для подобных должностей и соответствующие предъявленным требованиям, что будет способствовать закреплению стереотипа о том, что данная профессия должна выполняться человеком с привлекательной внешностью. Чаще всего это профессии, связанные с контактами с людьми или рекламой, например, в торговой индустрии, модельном и гостиничном бизнесе. Зачастую резюме на данные должности обязательно включает в себя наличие фотографии кандидата для оценки его внешнего вида. Так, например, в сфере общественных отношений в Индонезии, в которой по большей части заняты женщины, привлекательный внешний вид играет одну из ключевых роль при отборе на позицию. В связи с этим в данной сфере проявляется дискриминация по внешнему виду, что, в свою очередь, чревато негативными последствиями для отрасли, поскольку фактические навыки и знания начинают отходить на второй план при отборе на должность.

В то же время, пока те, кто считается физически привлекательными, получают преимущества на рынке труда, непривлекательные страдают от неудач. Следует упомянуть, что избыточный вес индивида может быть отрицательно связанным с его положением на рынке труда. Работники с ожирением сталкиваются с дискриминацией на рабочем месте в несколько раз чаще, нежели работники, у которых вес в норме. По данным исследований, людей, страдающих ожирением, реже принимают на работу. Чаще всего им легче получить позицию, которая не подразумевает физического труда или контакта с людьми. Причина заключается в том, что наличие лишнего веса зачастую ассоциируется работодателем с ленью и низкой продуктивностью, даже если на самом деле это не так. Так, при исследовании российского рынка труда во время перехода к рыночной экономике в 1997-2005 годах было выявлено, что существовала достаточно сильная связь между весом индивида и вероятностью быть принятым на работу. Единственной оговоркой является пол кандидата: негативная связь между весом и вероятностью приема на рабочую позицию существовала среди женщин, но не мужчин. Индекс массы тела для женщин тесно и отрицательно связан с вероятностью приема на работу.

Другой немаловажной характеристикой выступает рост человека. Установлено, что высокий рост на протяжении всей карьеры положительно связан с социально-экономическим статусом индивида, который во многом зависит от трудовой деятельности и продвижения по карьерной лестнице. Данное явление может быть связано с тем фактом, что высокий рост представляется в обществе характеристикой, которая является атрибутом людей здоровых и физически развитых, а значит и более работоспособных. Однако следует отметить, что рост является значимым фактором лишь для мужчин. Так, исследования, проведенные в Великобритании, доказывают, что маленький рост мужчины может негативно отразиться на вероятности трудоустройства и размере заработка, в то время как высокий рост будет наоборот выступать как преимущество.

Средняя часовая заработная плата мужчин и женщин на основе исследования в Великобритании

Кроме того, физические изъяны могут повлиять на восприятие человека другими как непривлекательного, и, соответственно, определенным образом отразиться на его профессиональной деятельности. Интересным является вопрос о том, влияет ли тип отличия от стандартов привлекательности определяющим фактором при формировании впечатления о кандидатах на должность. Наличие у индивида физического изъяна на лице, как было выяснено, воздействует на оценку способностей при приеме на работу и на решение о найме более негативно, нежели наличие инвалидности, отражающееся, например, в использовании инвалидного кресла. Это подразумевает, что отличие от внешнего вида, ассоциирующегося с привлекательным человеком, может иметь негативные последствия на рынке труда, и, в то же время, тип отличия будет оказывать влияние на степень таких последствий.

Условия и последствия воздействия внешней привлекательности на трудовую
деятельность

Таким образом, несмотря на то, что, в целом, привлекательная внешность является существенным фактором при определении позиции индивида на рынке труда, следует учитывать ряд условий, при которых последствия такой связи могут быть различны. Одним из таких условий является гендерная принадлежность. Это может быть связано с тем, что «эротическим капиталом» в основном обладают женщины, и поэтому внешний вид в их случае, в целом, играет бо́льшую роль, нежели у мужчин. Помимо пола, условием, которое будет определять влияет ли внешность на трудоустройство и карьерное продвижение, может выступать тип должности, на которую принимают кандидата. В случаях, когда речь идет о профессиях в публичной сфере или связанных с контактами с людьми, внешние характеристики будут иметь бо́льшее значение и зачастую определяться требованиями работодателя к внешнему виду.

Но всегда ли привлекательная внешность выступает залогом успеха и является преимуществом? Оказывается, что при определенных условиях красота может и навредить кандидату или работнику. Явление негативного воздействия привлекательной внешности на вероятность индивида быть принятым на работу или получить карьерное повышение было названо эффектом «чудовищной красоты». Несмотря на то, что, в целом, как было выяснено, красота позитивно связана с трудоустройством и карьерой, существуют определенные условия, когда эта связь является обратной. Эффект «чудовищной красоты» применим только к женскому полу и проявляется в случаях, когда привлекательная женщина становится кандидатом на должность маскулинного типа, в которой не имеется требований к внешности. Два фактора, которые могут объяснить данное явление – это характеристики индивида и характеристики профессии. Привлекательные женщины представляются окружающим более женственными, обладающими фемининными качествами, в то время как маскулинные типы профессий ассоциируются с мужскими качествами. Это приводит к тому, что на маскулинные типы должностей, где нет обязательных требований к внешности, более вероятно примут либо мужчину, либо непривлекательную женщину, у которой фемининные характеристики не так сильно выражены в ее образе, и соответственно, она будет представляться как более подходящий кандидат. Так, например, тот факт, что привлекательные женщины не так часто встречаются на руководящих должностях может быть связан с действием упомянутого эффекта, вследствие того, что такие должности ассоциируются с мужскими качествами вроде твердости и жесткости. Еще одним условием действия эффекта «чудовищной красоты» может являться пол человека, который проводит отбор на позицию. Это подразумевает, что, если отбор на позицию проводит женщина, то есть вероятность, что она скорее примет более непривлекательного кандидата женского пола, нежели привлекательного. Таким образом, эффект «чудовищной красоты» действительно существует на практике по отношению к привлекательным женщинам, внешность которых негативно влияет на действия на рынке труда при определенных условиях.

Процент ответных звонков на резюме различного типа на основе исследования, проведенного в Израиле

Так, вышеперечисленные факторы, такие как рост, вес и наличие физических изъянов могут выступать в качестве основ формирования дискриминации и неравенства на рынке труда. Индивиды, которые не соответствуют сформировавшимся в обществе стандартам красоты могут в среднем получать значительно меньше преимуществ на рынке труда. И, хотя некоторые виды социальной дискриминации по характеристикам, связанным с внешней привлекательностью, например, возрастом или цветом кожи регулируются законом, в целом, дискриминация по физической красоте не вписывается в рамки законодательства, что является немаловажной проблемой для регуляции общественной жизни и трудовой деятельности.

Заключение

Итак, на основе проведенного анализа можно сделать несколько основных выводов о внешности как факторе трудоустройства и успешной карьеры. В первую очередь, возможно заключить, что фенотип индивида действительно имеет положительную связь с успехом в трудовой деятельности, и как следствие продвижением по карьерной лестнице, что доказывают многочисленные исследования, проведенные по данному вопросу. Привлекательные индивиды получают более высокие зарплаты, чаще принимаются на работу и, в целом, оцениваются работодателями выше, чем непривлекательные кандидаты. Таким образом, красота выступает как ресурс, который позволяет занять ту или иную позицию в социальной структуре общества. Это может быть объяснено тем, что внешность в обществе является социальным сигналом, наличие которого предполагает приписывание индивиду социально одобряемых характеристик. Однако не следует забывать, что существуют определенные условия, такие как пол индивида, тип профессии, действие эффекта «чудовищной красоты», которые могут определять воздействие внешности на успех в профессиональной деятельности. Особое внимание в трудовой деятельности следует обратить на последствия связи привлекательной внешности и профессионального успеха, заключающейся в возможном возникновении дискриминации, которая может привести к неэффективному функционированию рынка труда и общества в целом.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц КУЧКОВО ПОЛЕ, 2000. – 302с.

Dion K., Berscheid E., Walster E. (1972). “What is beautiful is good”. Journal of Personality and Social Psychology, 24(3): 285-290.

Frevert T.K., Walker L.S. (2014). “Physical Attractiveness and Social Status”. Sociology Compass, 8(3): 313-323.

Sala E. et al. (2013). «Exploring the impact of male and female facial attractiveness on occupational prestige». Research in Social Stratification and Mobility, 31: 69-81.

Simorangkir D.N. (2013). “Lookism in Indonesia’s public relations industry”. Women’s Studies International Forum, 40: 111-120.

Grant S., Mizzi T. (2014). “Body weight bias in hiring decisions: Identifying explanatory mechanisms”. Social Behavior and Personality: an International Journal, 42(3): 353-370.

Huffman S., Rizov M. (2014). “Body weight and labour market outcomes in Post-Soviet Russia”. International Journal of Manpower, 35(5): 671-687.

Jæger M.M. (2011). “»A Thing of Beauty is a Joy Forever»? Returns to Physical Attractiveness over the Life Course”. Social Forces, 89(3): 983-1003.

Harper B. (2000). “Beauty, stature and the labour market: a British cohort study”. Oxford Bulletin of Economics and Statistics, 62(s1): 771-800.

Stevenage S.V., McKay Y. (1999). “Model applicants: The effect of facial appearance on recruitment decisions”. British Journal of Psychology, 90(2): 221-234.

Sala E. et al. (2013). «Exploring the impact of male and female facial attractiveness on occupational prestige». Research in Social Stratification and Mobility, 31: 69-81.

Johnson S.K., Podratz K.E., Dipboye R.L., Gibbons E. (2010). “Physical attractiveness biases in ratings of employment suitability: Tracking down the “beauty is beastly” effect”. The Journal of Social Psychology, 150(3): 301-318.

Johnson S.K., Podratz K.E., Dipboye R.L., Gibbons E. (2010). “Physical attractiveness biases in ratings of employment suitability: Tracking down the “beauty is beastly” effect”. The Journal of Social Psychology, 150(3): 301-318.

Johnson S.K., Podratz K.E., Dipboye R.L., Gibbons E. (2010). “Physical attractiveness biases in ratings of employment suitability: Tracking down the “beauty is beastly” effect”. The Journal of Social Psychology, 150(3): 301-318.

Ruffle B.J., Shtudiner Z.E. (2011). “Are good-looking people more employable?”. Management Science. The Journal of Employee Assistance, 41(4): 1-29.

Toledano E. (2013). “May the best (looking) man win: The unconscious role of attractiveness in employment decisions”. Cornell HR Review, 1: 1-14.