Виды и роль эмоций в жизни человека. Эмоции, их функции и виды

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во "все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены т и в организме «наблюдателя» - той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую.

Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для, удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.».

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций в свое время указывал П. К. Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось.

Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения.

Тем не менее определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же имеется. Она выражается в виде следующей, получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В. К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от. непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и;идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Кроме качественного описания и соответствующей классификации эмоциональных состояний, представленной выше, в истории психологических исследований предпринимались также попытки их объединения по общим признакам в более компактную систему. Одна из таких попыток принадлежит В. Вундту. «Всю систему чувств,- писал он,- можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» (рис. 59).

В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния. Следует, однако, признать, что тем самым их качественная специфика, подробно представленная выше, т. е. действительное психологическое содержание, во многом утрачивается.

Рис. 59. Основные измерения эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту)

В своих рассуждениях об эмоциях В. Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений (рис. 60).

Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая - с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего - аффекты.

Эмоции, таким образом, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые - расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т. д.).

Рис. 60. Типичная динамика изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам-измерениям (по В. Вундту)

ВИДЫ И РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находидись в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие ге-нотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только "читать" по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают Другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме "наблюдателя" - той обезьяны, которая просто смот-j рела, как в ее присутствии наказывают другую.

Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомими-ка - выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности". Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, "навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п."^

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций в свое время указывал П. К. Анохин. Он писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма"". Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса р его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере Недостатка или избытка каких-либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось.

Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что наши субъективные переживания не являются непосредственные, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения. Тем не менее определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же имеется. Она выражается в виде следующей, получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они,"как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем" поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В, К. Вилюнас пишет: "Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия"".

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях, Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Познавая действительность, человек, так или иначе, относится к предметам, явлениям, событиям, другим людям, своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие – печалят, третьи – возмущают и т.д. Радость, печаль, возмущение – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать следующими показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: веселье-грусть, удовольствие-неудовольствие и т.п.

В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью.

Эмоции и чувства не существуют вне ощущения, восприятия, представления, вне познания человека, вне его деятельности. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Следовательно, складывающееся своеобразное отношение человека к окружающему миру в конечном счете детерминировано этим миром.

Эмоции и чувства возникают при очень сложном взаимоотношении объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. В большей мере они определяются особенностями личности, ее индивидуальным опытом.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Субъективный фактор в эмоциях и чувствах имеет чрезвычайное, если не основное, значение. Известно, что одни и те же предметы могут вызывать в разное время и в разной обстановке самые различные, даже противоположные чувства. Этим обстоятельством объясняется сложность изу-чения чувств.



Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы человека. Механизм возникновения эмоций в самом общем виде можно свести к следующему.

Источники активности человека, побуждения к деятельности лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Реальные жизненные условия, в которых осуществляется достижение поставленных целей, направленных на удовлетворение потребностей, обусловливают многообразие эмоциональных переживаний. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, возбуждение, интерес и т.д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вызывает отрицательные эмоции и переживания: печаль, горе, тревогу и т.д.

Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмо-ций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой – особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

Эмоции могут быть положительными, связанные с переживанием приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное: стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими её активность.

Эмоции отличаются по многим параметрам: по качеству (положительные и отрицательные), интенсивности (слабые и сильные), продолжительности (кратковременные и устойчивые), осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, выполняемым функциям, воздействию на организм. Эмоции и чувства, представляющие собой особый пласт человеческой субъективности, по своим функциям отличаются как от познавательных процессов, так и от мотивационной сферы.

Эмоции, выполняя функцию оценки, непосредственно, в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего.

Эмоции выполняют функцию побуждения: из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуемым, необходимым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого (рис. 15).

Рис. 15. Функции эмоций

С побуждением тесно связана такая функция эмоций, как активация нервных центров и всего организма в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур. Морфофункциональной системой эмоциональных процессов является блок регуляции тонуса и бодрствования индивида. То, что эмоциональное состояние влияет на продуктивность деятельности – её темп и ритм, – известно каждому из нас. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе.

Эмоции выполняют также регулирующую функцию, влияя на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации.

Синтезирующая функция эмоций позволяет соединять, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р. Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.

Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функцию. Очень часто они сопровождаются органическими изменениями периферического характера (покраснением, побледнением, учащением дыхания, сердцебиения и т.п.), проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – движениях лица, пантомимике – движениях всего тела, вокализации – в интонации и тембре голоса). В повседневной жизни по выразительным движениям мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, настроении окружающих людей.

Эти перечисленные функции эмоций являются различными гранями одной общей функции – внутренней регуляции деятельности.

Эмоции людей - объект чрезвычайно запутанный и сложный для исследования. Наверное, потому что переживания представителей рода человеческого очевидны. А самое сложное - изучать непосредственное и, казалось бы, самое простое. В нашей небольшой статье мы рассмотрим общее понятие об эмоциях и их виды.

Общее понятие

Эмоции людей - это психические процессы, явленные человеку в качестве переживаний. Они выражают личную оценку человеком своей внешней и внутренней жизни. Как нетрудно понять из этого определения, самая главная характеристика эмоций - субъективность и индивидуальность, т. е. нельзя найти двух человек с совершенно одинаковыми эмоциями, даже если объектом будет один и тот же предмет или событие.

Эмоции и ценности человека

Эмоциональные проявления потому и уникальны, что они встроены в индивидуальную ценностную систему человека. Эмоции людей - это эволюционные приобретения, которые позволяют организму стабильно функционировать: избегать опасностей, неприятных ситуаций и событий. Они интуитивно направляют человека на «правильный», «хороший» путь.

Человек есть система потребностей. В отличие от животных, у него имеются не только физиологические, но и духовные потребности (например, стремление к самореализации и признанию). Мера счастья человека напрямую зависит от степени удовлетворенности его потребностей, а эмоции здесь выступают регулятором «правильного» и «неправильного», «плохого» и «хорошего». Далее рассмотрим виды, на которые подразделяются эмоции людей.

Виды эмоций

Неспециалистам в области психологии, конечно, неизвестно, что психические процессы под общим названием «эмоции» чрезвычайно разнообразны. В эту группу входят: аффекты, эмоции (к сожалению, без тавтологии не обойтись), чувства, страсти, настроения. Рассмотрим каждый из этих психических явлений отдельно.

Аффект

Наиболее сильное из эмоциональных переживаний. Аффект обладает чрезвычайной степенью интенсивности. Он выражает спонтанный отклик человека на событие или явление внешнего мира. Примеры этого вида эмоций каждый человек может подобрать без труда. Сильное горе, связанное с внезапной потерей кого-либо близкого и любимого. Безудержная радость, когда человек, например, неожиданно выигрывает миллион долларов или ему в наследство достается маленький писательский домик во Флориде.

Аффект отстраняет человека от контроля собственной жизни и берет управление в свои руки, а сам субъект воздействия может даже не осознавать того, что он совершает. Недаром же в юриспруденции есть такое словосочетание, как «состояние аффекта». Если психиатрическая экспертиза покажет, что обвиняемый на момент преступления пребывал в состоянии аффекта, то ему смягчат наказание, ибо он «не ведал, что творил».

Другими словами, сознание похоже на всадника, лошадей которого испугали змеи, и теперь «живой транспорт» несется во весь упор к пропасти. Правда, известный психолог А. Г. Маклаков настаивает на том, что каким бы сильным ни было состояние аффекта, человек, скорее всего, так или иначе осознает происходящее, но в силу особенностей нервной системы не может ничего с собой поделать. Это мнение спорно, но оно весьма интересно. В фокусе нашего внимания были сильные эмоции человека, а мы двигаемся дальше и переходим непосредственно к эмоциям.

Эмоция

Она уже не захлестывает человека так, как аффект. Это более длительное состояние, но оно все равно фактически большей частью бессознательное. Также, в отличие от аффектов, эмоция может выражать отношение человека не только к событиям, происходящим в настоящем времени, но и к прошлым фактам своей биографии или истории мира.

В существе эмоций заложены разные группы психофизиологических реакций, таких, например, как неудовольствие-удовольствие, напряжение-облегчение, возбуждение-успокоение.

Эмоции так же сложны, как и явления внешнего мира. Последние состоят из оттенков, полутонов. Никто из взрослых людей, достигших определенной зрелости, не скажет, что какое-то явление безусловно хорошо или безусловно плохо.

Когда мы, например, вспоминаем свои достижения в жизни, нам доставляет удовольствие наш успех, но нам неприятно вспоминать труды, которые в него вложены. Соответственно, возникает напряжение, но в то же время мы расслабляемся, когда понимаем, что все позади.

Если же говорить про эмоции в деятельности человека, то тут тоже на каждого субъекта любая эмоция (в диапазоне от страха до радости) действует по-своему в соответствии с характером и темпераментом.

Страх может и сковывать человека, когда он чем-то занят, и мобилизовать все его силы, сделать более внимательным. С возбуждением и успокоением та же история: если человек сильно вдохновлен чем-то, то чрезмерное возбуждение может помешать ему сделать все так, как надо. И снова, если нежданная радость субъекта преждевременно успокоила, то он может потерять концентрацию и допустить ошибки.

Эти размышления приводят нас к заключению: как положительная эмоция человека, так и отрицательная по природе амбивалентны, т. е. содержат в себе взаимоисключающие возможности для жизни и деятельности человека.

Чувства

Мы поднимаемся все выше по лестнице осознанности эмоций, на очереди - чувства. Они еще длительнее, чем эмоции. Эти психические явления предметны (привязаны к определенному объекту), социальны, как правило, и предполагают внешнее выражение, тогда как эмоции неконкретны, биологичны, бессознательны и замкнуты внутри субъекта.

Всем известна тема любви и влюбленности. Так вот, любовь - это чувство, а влюбленность - эмоция.

Конечно, могут возникнуть возражения относительно беспредметности влюбленности. Да, все верно. И у любви, и у влюбленности есть объект, но штука в том, что объект влюбленности случаен (т. е. на месте этого человека мог оказаться любой другой), а любовь - это уже зрелое чувство, которое направленно именно на этого субъекта.

Мы продолжаем рассматривать психически явления, их виды. Эмоции человека - чрезвычайно увлекательный предмет для исследований. На очереди же специфически человеческие психические состояния: страсть и настроение

Страсть

Страсти в контексте эмоциональных явлений придается высокое значение. Под ней понимают некоторое единое эмоционально-интеллектуально-волевое усилие, направленное на важную для человека цель. Проще говоря, это деятельность или увлечение, которым человек отдается весь без остатка.

Мы снова обратимся к теме любви. Когда мужчина желает только тела женщины, то это не страсть, а банальная и пошлая похоть. Страсть можно опознать только по духовно-телесному стремлению стать с человеком единым целым и разделить все на двоих. Вот это истинная страсть, в которой есть не только телесный, но и духовный элемент. Последний, безусловно, превалирует над первым.

Или когда Чарли Чаплин работал над своими фильмами по 17 часов подряд, то он являл собой пример подлинной страсти в работе. Для него не то чтобы останавливался весь мир, он для него просто исчезал. Надеемся, после наших примеров ни у кого из читателей не возникнет вопроса: а какова роль эмоций в жизни человека? Она огромна. Конечно, это хорошо известно не только психологам.

Настроение

Это эмоциональное состояние самое длительное из всех и в полной мере ни на одно из уже представленных здесь не похоже. Его нельзя назвать ни полностью бессознательным, ни полностью сознательным, оно зависит от многих факторов. Человек может изнутри лишь зафиксировать у себя наличие определенного настроения, но подробно разобрать его исток он не в состоянии. Настроение - это общая оценка текущей жизни индивида. По нему можно судить об удовлетворенности человеком своим существованием. Фон настроения зависит от индивидуальных особенностей (характера, темперамента) и конкретной жизненной ситуации, в которой пребывает человек. Некоторые настроения «летучи» и «текучи», а другие остаются с человеком надолго.

Оптимизм и пессимизм

Любопытно, но некоторые психологи на основании настроения даже выводят различие между пессимистами и оптимистами, но, кажется, что это не совсем верно, ибо пессимизм и оптимизм - это, скорее, рациональные убеждения, интерпретация реальности. И в этом случае, как говорил Гегель: «Если факты не укладываются в мою теорию, что ж, тем хуже для фактов». Другими словами, в убежденности человека, что мир плох или хорош, существенную роль играет разум и жизненный опыт, а не эмоциональный настрой.

Переходим к предпоследнему разделу.

Функции эмоций

Их много, поэтому начнем без предисловий и церемоний:

  1. Регуляторная. Слово страшное, а смысл простой: от эмоций зависит не только качество, но и продолжительность жизни, т. е. чем больше положительных эмоций, тем дольше и лучше люди живут.
  2. Отражательная отвечает за общую оценку человеком сложившейся ситуации. Например, человек увидел на горизонте шторм и, еще не принимая сознательного и рационального решения, понял: он остается сегодня дома.
  3. Побудительная. Если отражательная помогает человеку собрать информацию, то побудительная советует действовать. Например, когда человек оказался в опасной ситуации, он зачастую принимает интуитивно верное решение. И сказать спасибо он должен своим «умным» эмоциям.
  4. Подкрепляющая. Вот эта функция напрямую связана с вопросом о том, какова роль эмоций в жизни человека. Нам нравится дело только тогда, когда у нас оно спорится, получается. Успех выполнения деятельности увеличивает эмоциональную вовлеченность в нее. Верно и обратное: если у нас что-то не выходит, нам это не нравится, и мы охладеваем. Или еще пример из обучения: ученику нравятся стихи, а не логарифмы, поэтому стихи Заболоцкого он выучит быстро, а формулы алгебры так и не освоит никогда. И даже проникнется отвращением к цифрам и, напротив, любовью к буквам. Думаем, с этим ясно.
  5. Переключательная. Она помогает человеку выбрать между разными мотивами своего поведения, вовлекая в процесс выбора эмоции и чувства. Побеждает, соответственно, тот мотив, который личностно ближе человеку в данный момент.
  6. Адаптивная. Эта функция выступаем как бы квинтэссенций всего вышесказанного. Эмоции позволяют человеку приспособиться к окружающей действительности.
  7. Коммуникативная. Эмоции служат средствами выражения отношения к окружающей реальности, с их помощью мы доносим до собеседника наше внутреннее состояние.

Итак, мы рассмотрели функции. Эмоции человека чрезвычайно разнообразны и по полюсу, и по назначению. Одна эмоция может выполнять разные задачи или совмещать несколько в зависимости от ситуации.

Эмоции и предназначение

В заключение следует сказать о том, что эмоции человека, в принципе, направляют его к собственной судьбе. Никто не знает, почему, например, нам что-то нравится сразу, а что-то не приглянется никогда. Это справедливо и в отношении людей, и в отношении деятельности. Только таинственные эмоциональные образования хранят секрет человеческого предназначения, только им откуда-то известно, кем человек должен стать. Эмоции в жизни человека чрезвычайно важны, так как они фактически служат указателями на пути к себе. Как говорил Петр Мамонов в одном из своих эпичных интервью: «Вся жизнь человека - это путь к себе».

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Эмоции и их роль в жизни человека


Введение

Природа эмоций. Теории эмоций

Разнообразие эмоциональных явлений

Роль эмоций в жизни человека

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Вряд ли у кого-то вызывает сомнение актуальность познания особенностей эмоциональной сферы человека. Чаще всего объяснение нашего поведения мы ищем именно в наших переживаниях. Какие бы финансовые или другие «объективные» причины мы не находили, причиной конкретного поведения человека в конкретной ситуации чаще всего считаются именно эмоциональные явления: симпатии или антипатии, радость или раздражение, надежда или смущение. Эмоциональные состояния как помогают нам преодолевать непреодолимые препятствия, так и препятствуют справиться с самыми легкими.

Данная работа посвящена анализу эмоций, причин их возникновения, влияния их на организм человека, а также роли эмоций в жизни человека

В первой части мы рассмотрим некоторые существующие теории эмоций. Эти теории позволяют ответить на ряд вопросов о функциях и формах проявления эмоциональных явлений. В итоге попробуем обобщить все обоснованные представления о природе эмоциональных явлений, которые в той или иной форме представлены в изложенных теориях или теоретических представлений.

Во второй части попытаемся описать разнообразие эмоциональных явлений. В отечественной психологии распространена традиционная классификационная схема, выделяющая аффекты, эмоции, чувства, настроения. Здесь рассмотрены различения К.Е. Изардом десяти «фундаментальных эмоций», выделенные на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество.

Вопрос о роли эмоций в жизни человека пронизывает всю психологию эмоции. Чаще всего исследователи склоняются к тому, что эмоции выполняют роль как внутренних сигналов, так и внешних, социальных сигналов, позволяющих окружающим оценивать место индивида в социуме и строить по отношению к нему свое поведение. В третьей части будут обозначены основные функции эмоций, их роль в жизни человека.


1.Природа эмоций. Теории эмоций


Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В 18-19вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления- следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф.Гербард, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление. Эмоции соответствуют связи, которая устанавливается между представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего, хорошо знакомого человека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это эффективное состояние не произвольно, почти рефлекторно взывает слезы и вообще органические изменения, характеризующую скорбь.

Этой же линией придерживался И.В.Вундт, но его концепция была более эклектичной. По его мнению, эмоции - это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства. Органические процессы являются лишь следствием эмоции.

Современная история эмоций начинается с появления в 1884г. Статьи У.Джемса «Что такое эмоция?». У.Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов- сердечной. Ощущения связаны с этими изменениями и есть эмоциональные переживания. По Джемсу «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоции, стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций- считалось, что нежелательные эмоции, например горе, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций.

Концепция Джемса-Ланге вызвала ряд возражений. Основные положения критики были высказаны У.Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень походили друг на друга и как таковые не достаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда то него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре- таламусе. Позже П.Бард показал, что с эмоциями их всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы .

Большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина, считавшего, что большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны(выражение гнева пугает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами движения целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ, эволюционируют также, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э. Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, под той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха».

Отдельно стоит группа теорий, раскрывающих природу эмоций через когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанс Л.Фестингера. Исходное ее положение: диссонанс – есть отрицательное, эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться. Для этого у человека есть 2 выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

К разряду когнитивистских может быть отнесена информационная концепция эмоции П.В.Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Этот подход реализован в формуле


Э = - П(Ин -Ис),


Э – эмоция, ее сила и качество;

П – величина и специфика актуальной потребности;

Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;

Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные эмоции. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от их соотношения испытывает различные эмоции.

Рассматривая специфические особенности эмоций человека, следует прежде всего отметить, что эмоции носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, предложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них разные эмоции. Этим же объясняется и отношение к предметам, которые вызывают воспоминание. Как правило, предметы, с которыми человек имел дело в радостной эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у него положительную реакцию. В связи с этим эмоции можно рассматривать как важнейшую характеристику личности. Как писал Ф.Крюгер: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность».1

В последние годы все реже встречаются серьезные теоретические модели эмоциональных явлений, претендующие на объяснение всех явлений эмоциональной сферы. Особенно это относится к моделям, построенным на каком- то одном принципе, механизме или понятии. Все больше ученых понимают сложность и условность выделения эмоциональных явлений из содержания сознания и поведения и условность самого выделения дискретных эмоций и состояний, хотя бы в силу динамики эмоциональной сферы и ее непрерывной включенности в регуляцию процессов жизнедеятельности, обусловленности как потребностями индивида, так и особенностями культуры, общества и тех реальных социальных ситуаций, в которых оказываются люди.

Тем не мене попробуем обобщить все те эмпирически обоснованные представления о природе эмоциональных явлений, которые в той или иной форме представлены в изложенных выше теориях или теоретических представлений о природе эмоциональных явлений.


Таблица 1.1. Общие свойства эмоциональных явлений


Эмоциональные явления (в отличие от познавательных процессов) выражают отношения между индивидом и окружающей средой (потребностями и возможным или реальным их удовлетворением/или невозможностью удовлетворить, целями и возможным или реальным их достижением/или невозможностью достичь).
2 Наиболее типичные и значимые виды таких ситуативных отношений и приобретают название дискретных эмоций (гнев, радость, страх и т.п.), виды внеситуативных устойчивых отношений - название чувств (любовь, уважение, ненависть, презрение и т.п.).
3 Эмоциональные явления предполагают обязательную включенность всех систем организма в процессы обеспечения поведения и сознания, причем характер этой включенности не привязан к конкретным видам эмоциональных явлений и может меняться в очень широком диапазоне.
4 Эмоциональные явления могут выступать и как механизм деструктивного поведения, но в любом случае являются необходимым, а значит и постоянным компонентом регуляции.

2. Разнообразие эмоциональных явлений


Все многообразие эмоциональных явлений можно разделить на 2 категории: на положительные эмоции, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие.

По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс фрустрацию, страсть.

Простейшая форма эмоционального переживания – это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон . Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, запахи сами по себе, независимо от из значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство.

Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогая принять хотя и предварительное, но зато быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со своей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску: интересная книга, приятный собеседник, веселая кинокомедия, и т. д. для одного человека могут вызвать у другого совсем противоположные переживания. Чувственный тон также зависит от того, как протекает деятельность. Постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который всегда выигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, повышать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.

Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. Настроение является эмоциональной реакциейне на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С.Л. Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена.

Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение, стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже, он встревожен, раздражен, недоволен. Плохое настроение сказывается и на работе окружающих. Человек не должен быть рабом своего настроения и, как заметил один известный герой: «хорошее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться». Поэтому человек должен управлять своим настроением. Для этого можно использовать образы и ситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.

К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».

Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента казалось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещая любовь и ненависть при ревности).

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект . Аффект (от лат. – «душевное волнение», «страсть») – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступления любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейств, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, причем человек не в состоянии или не хочет осознать эту невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей, Так например, задача может казаться сверхтрудной, невыполнимой и вызовет панический страх.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При это изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Кроме того, изменяется мышление, человеку трудно сосредоточиться, предвидеть результат своих поступков, и целесообразное поведение становится невозможным. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки не разумны, совершаются без учета обстановки. Если в сфере действий человека попадают предметы, не имеющие отношение к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшую под руку вещь, толкнуть стул, хлопнуть по столу. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию. Состояние аффекта показано М.Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри»:


Тогда на землю я упал,

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В ней горючею рекой.


Такое состояние вызвано сильным возбуждением определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий. Обладая свойствами доменанты, аффект тормозит несвязанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Так как эти способы (оцепление, бегство, агрессия) сложились в процессе биологической эволюции, то и оправдывают они себя только в соответствующих биологических условиях.

Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на событие.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то вначале это может сделать любой нормальный человек. Конечно, это иногда требует огромных волевых усилий, тем более значительных, чем в большей мере развилось аффективное состояние. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс . Под стрессом («давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что в различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или на упоминание о ней.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому . Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап – реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается зачет второстепенных задач, Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе – этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне, Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже к смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями. Они проследили смертность от коронарной у представителей 13 профессиональных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: Врачи – хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты – в 5 с лишним раз. В других случаях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков – испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышения эффективности деятельности. Это та называемый «стресс льва».

Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации.

Фрустрация («обман», «расстройство», «разрушение планов») – состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии Фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость(толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть . По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же специфика страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть избирательна и всегда предметна. Таковые, например, наблюдающиеся у людей страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Жизнь дает немало примеров, когда ученые, страстно работающие над открытием, не придавали значения своему внешнему виду, забывали про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности, обладая большой силой. Поэтому чрезвычайно важно знать, на что направлена страсть. Недаром христианская мораль рассматривает страсть как тайную, фатальную силу, которая ослепляет человека, вовлекает его во власть инстинктов. В действительности оценка значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Так, например, в рамках одной культуры приверженность народным принципам и идеалам может рассматриваться людьми как преданность традициям, то время как другие могут назвать эту страсть фанатизмом; или страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность, расчетливость.


3. Роль, эмоций в жизни человека


Пожалуй, главный вопрос, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемах эмоциональной сферы, - это вопрос о роли, которую играют эти явления в жизни человека. Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что эмоции охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Так, например, человек, переходящий дорогу, может испытать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Эмоциональная оценка событий формируется не столько на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате переживаний, возникших в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Благодаря отражательной функции эмоций человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. В этом смысле эмоции выполняют еще и прединформационную или сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия он встречает на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией . Так, в той же дорожной ситуации, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Эмоции как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

В связи с тем, что эмоции принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию эмоций . Значимые события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда угасить ее. Американские психологи Р.М.Йеркс и Дж.Д.Додсон, изучая зависимость научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей, установили зависимость качества выполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впоследствии эта зависимость была выявлена у людей. Оказалось, что по мере интенсивности качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.

В связи с этим нельзя не отметить и приспособительную функцию. По утверждению Ч.Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшим эмоциям, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающему миру.

Коммуникативная функция. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации, являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования не все эмоции одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). Наибольшую информативность об эмоциях, испытываемых человеком, несет выражение его рта.

В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Эмоции могут нести воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

Эмоции связаны с особыми физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек – краснеет, при других – бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем, органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторной системах.

Эмоции нацелены на овладение приемлемыми объектами. Их можно рассматривать как средство достижения конкретных объектов, но не только – этим они также способствуют совершенствованию нашей собственной личностью, развитию потенциальных способностей. Даже беглый взгляд на собственные переживания показывают, что эмоция может побудить нас к действию и облегчить его выполнение. Мы преследуем цель, которую очень желаем, и добиваемся ее без всякого чувства усилия; но для нас тяжелым бременем являются усилия, необходимые для достижения цели, которую нам следовало бы достичь, но которая не слишком нас заботит. Это проявляется также в ускорении деятельности, наступающем в те моменты, когда мы бываем охвачены отвагой, гневом или страхом. Как импульсивные эмоции, так и эмоции сопротивления могут служить нам средствами в преследовании поставленных целей. Овладение объектом начинается с желания, достигается действием и завершается радостью, которую нам

Характеристика эмоций и чувств, их функции и физиологические основы. Интерпретация эмоционально-выразительных движений на основании их соотнесения с контекстом, в котором идет общение. Система нравственных, эстетических и интеллектуальных переживаний.

Эмоции – это специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, процессом удовлетворения потребностей, окрашенные в приятные и неприятные тона. Эмоции – психологические состояния человека. Эмоции характеризуют жизнь в целом.

Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Выражение эмоций и чувств. Функции чувств и эмоций. Формы переживания эмоций и чувств. Основные классификации эмоций.

Реферат по психологии Тема «Эмоции» ученика 11 класс Б средней школы №159 город Москва 2001 год Определение эмоций и чувств. Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной де...

Общая характеристика и сущность физиологии высшей нервной деятельности. Понятие об эмоциях, их роль и классификация. Основные способы управления эмоциями. Внешнее выражение внутреннего состояния человека. Особенности ответных эмоциональных реакций.

Эмоции – своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Разновидности эмоциональных состояний. Понятие аффекта, стресса, фрустрации. Проблема контроля в зависимости от особенностей человека.