Вебер автор теории. Социология М

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864-1920) – немецкий учёный, философ, политический экономист, социолог, историк. Является основоположником социологической науки и одним из основателей либеральной Немецкой демократической партии.

Родители

Максимилиан появился на свет 21 апреля 1864 года в немецком городе Эрфурте (в Тюрингии). Семья, в которой родился первый ребёнок, была богатой и буржуазной. Всего у Веберов было семеро детей.

Дед по линии отца крупно занимался промышленностью, на текстильной торговле сколотил целое состояние. Отец семейства, Макс Вебер-старший, был человеком жизнелюбивым и очень деятельным, трудился на государственной службе, входил в Национал-либеральную партию. Он очень уважал шовинизм и был ярым поклонником Бисмарка. Несколько раз от национальных либералов выбирался на должность депутата прусского ландтага. А позднее его избрали и в имперский парламент – рейхстаг, где он руководил либеральной фракцией.

Дед по материнской линии был состоятельным купцом с англо-немецкими корнями. Его жена происходила из французского гугенотского рода. В их семье и родилась мама будущего философа Элена Фалленштейн, она была женщина глубоко верующая и очень строгая. Её знаменитый предок генералиссимус Альбрехт фон Фалленштейн яростно защищал католическую веру. Элена же в отличие от него вела аскетический образ жизни и была сторонницей кальвинизма, ни разу в жизни она не отступила от своих моральных принципов.

Семейства Веберов и Фалленштейнов вместе с их родственными кланами Иоллле, Бенеке и Суше в экономике Германии играли довольно значимую роль. Благодаря такой семье и родне Макс Вебер-младший с детских лет познакомился с интеллектуальной элитой Германии того времени. В их доме часто происходили семейные дискуссии, собирались друзья и знакомые отца – видные общественные деятели и учёные.

Будучи маленьким мальчиком, Максимилиан узнал политика и историка Генриха фон Зибеля, историка Древнего Рима Теодора Моммзена, историка Генриха Трейчке, основателя «понимающей психологии» и философа Вильгельма Дильтея. Все они по своим политическим взглядам, как и Макс Вебер-старший, придерживались стороны Бисмарка, который выступал за объединение Германии вокруг Пруссии.

В раннем возрасте младший Макс Вебер узнал и о политических разногласиях. Лучшими знакомыми матери были историки либерального направления – Георг Гервинус и Фридрих Шлоссер.

Они, наоборот, были ненавистниками воинственного прусского духа, для них Германия это, прежде всего, – родина Гёте и Шиллера, образцовая страна западноевропейской культуры. Шлоссер в своё время, когда Элен была ещё совсем юной девушкой, поселился в доме Фалленштейнов. Сначала он пытался стать для неё духовным наставником, но потом воспылал такой страстью, что замучил бедную Элен своими ухаживаниями. Девушка переселилась в Берлин к родной сестре, где и познакомилась с будущим супругом Максом Вебером-старшим.

Так что атмосфера, в которой предстояло расти Максимилиану, была полна не только интеллектуальных споров и дискуссий, но и запутанных личных отношений. Всё это, несомненно, оказало своё влияние на его будущее мировоззрение и творчество.

Детство

Макс появился на свет через год после того, как его родители заключили брак. После него в семье родилось ещё восемь детей, из которых две девочки умерли в младенчестве, а зрелого возраста достигли четыре брата и две сестры. Брат Альфред также стал знаменитым философом, экономистом и социологом.

Мама очень тяжело рожала Максимилиана, в результате чего у неё появился жар, и своего первенца она не смогла кормить грудью. Новорождённого мальчика вскормила другая женщина – жена столяра, социал-демократа.

С ранних лет ребёнок рос на удивление самоудовлетворённым и погружённым в свои игры. Казалось, что ему никто не нужен. Он всегда играл в одиночестве, а взрослые, наблюдая за ним, поражались, как дитя двух с половиной лет от роду выстраивает из чурок вокзал, ставит в него поезд с пассажирами и маленькими вагончиками, бумажными полосками имитирует пар. Так он мог играть часами и при этом что-то беспрерывно болтать.

Вскоре ребёнка настигла опасность: он переболел односторонним менингитом. Его жизнь висела на волоске, малышу грозила водянка головного мозга, слабоумие или смерть. Мать не отходила от мальчика ни на шаг, жертвуя другими детьми. Болезнь привела к тому, что Макс стал вести ещё более затворнический образ жизни из-за постоянных судорог, нервных страхов и приливов крови. Когда маленькому Веберу было пять лет, семья поехала на море в Боркум. Мать хотела укрепить здоровье сына, пыталась заносить его в воду на руках. При этом ребёнок поднимал такой душераздирающий крик, что курортники требовали немедленно прекратить эту процедуру.

В 1869 году семейство Веберов переехало в Берлин, куда отца пригласили на должность оплачиваемого члена городского совета. Здесь началась его бурная парламентская деятельность, бесконечные заседания, поездки, путешествия.

Образование

В Берлине семья поселилась на красивой маленькой и уютной вилле на краю города с огромным садом, в котором росли ухоженные плодовые деревья и овощи, бегали куры и кошки. Дети великолепно чувствовали себя в этом саду вдали от большого города, радовались свободе и солнцу. Но Максимилиану эти радости были недоступны. Вынужденный большую часть времени проводить в одиночестве, а не за играми с другими детьми, он страстно увлёкся чтением и литературными опытами, что развило в нём необыкновенную созерцательность.

Сначала мальчик получал домашнее образование. Но приходящие учителя оказывались для него скучными и не производили на ребёнка никакого впечатления, потому что он к тому времени уже самостоятельно прочитал сорок томов Гёте.

В шестилетнем возрасте Макс начал обучение в частной школе, затем продолжил в берлинской классической гимназии. В учебных заведениях отношения с преподавателями и учениками у Вебера были нормальными, но это отнюдь не сделало его более общительным. Иногда он участвовал в кутежах, но большую часть времени всё же посвящал занятиям, по-прежнему очень много читал Шопенгауэра, Лютера, Канта, Макиавелли.

В 1882 году Макс окончил гимназию и стал студентом юридического факультета самого престижного в стране Гейдельбергского университета. Помимо юриспруденции Вебера привлекала теология и история, в душе он пока колебался и не мог определиться, связать своё будущее с политикой или с карьерой учёного.

После долгого затворничества в детстве Макс в студенческие годы как будто настигал упущенное общение. Его жизнь была бурной и насыщенной с потасовками и вечеринками, он с удовольствием пил пиво и занимался фехтованием.

Проучившись год, Макс отправился на службу в армию, он был сначала солдатом, потом офицером в одной из военных частей в Страсбурге. Выйдя в запас, он продолжил обучение в Берлинском университете, при этом никогда не пропускал военные сборы, на них он являлся с неизменным энтузиазмом. Военная карьера казалась ему заманчивой, но всё-таки Вебер выбрал путь учёного.

В 1886 году Макс сдал экзамены по юриспруденции, перешёл в Геттингенский университет, где спустя три года защитил диссертацию, привлекшую особое внимание научного сообщества.

Научная деятельность

Чтобы заниматься наукой, но при этом не зависеть материально от родителей, Вебер устроился работать помощником адвоката. А уже в 1894 году он вошёл в Германскую адвокатскую коллегию. Он продолжал колебаться насчёт науки или политики, пытался сохранить для себя оба варианта и даже вступил, как и отец, в Национал-либеральную партию.

С 1891 года в Берлинском университете Максимилиан занял должность приват-доцента и начал сотрудничество с Союзом социальной политики, основной задачей которого было смягчение контраста капиталистического общества. Молодой учёный проводил многочисленные исследования (в частности опросы сельскохозяйственных рабочих), которые в дальнейшем имели вполне прикладное значение. Например, были приняты меры, облегчившие положение батраков.

После тридцати лет у Вебера были все предпосылки для идеальной карьеры учёного, но именно в этот период у него случилась личная драма и болезнь, к научной деятельности он вернулся лишь в 1901 году. Вышло одно из самых знаменитых его сочинений «Протестантская этика и дух капитализма».

Большой интерес вызвали у Вебера события российской революции 1904-1905 годов, на основании которых он написал две статьи и книгу:

В 1908 году Вебер вышел из Союза социальной политики и занялся редакционной деятельностью (редактировал многотомные очерки по социальной экономике).

Во время Первой мировой войны Максимилиан руководил армейским госпиталем в Гейдельберге, после чего вернулся к преподавательской деятельности. В Венском университете ему предложили место профессора, он вёл семинары по социологии и читал курс лекций на тему «Хозяйство и общество».

Женщина также занималась наукой, после смерти мужа она публиковала его труды и издала биографическую книгу о Максимилиане. Их брак был бездетным.

Макс Вебер - один из тех деятелей, которые официально считаются основоположниками серьезной социологической науки (наряду с и Эмилем Дюркгеймом). Однако взгляды и научные труды оказали влияние и на ряд других общественных наук, а многие концепции лидерства и управления (так называемые «идеальные типы господства», то есть власти) до сих пор остаются актуальными в политической сфере.

Детство и юность

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (таково полное имя социолога) родился 21 апреля 1964 года в немецком городе Эрфурте. Мальчик стал старшим сыном в семье, после него родились еще шесть детей (по другой информации - восемь, но двое умерли в младенчестве).

Отец Максимилиана Вебера занимал государственный пост, а также состоял в национал-либеральной партии. Благодаря этому в доме Веберов часто собирались видные политические деятели, ученые, представители местной власти.

Мальчик рос в атмосфере политических дискуссий, разнообразных мнений и интеллигентных споров по самым различным вопросам, что не могло не сказаться на формировании его собственных взглядов на мир. Однажды, будучи подростком, Максимилиан подготовил родителям необычный рождественский подарок - самостоятельно написанные исторические эссе.

А вот традиционные занятия с преподавателями оставляли Максимилиана равнодушным: мальчику было скучно на уроках, и он иногда откровенно игнорировал задания учителей, повергая последних в справедливый гнев. Зато уже в подростковом возрасте Макс Вебер прочел отцовскую библиотеку, познакомившись с классической и научной немецкой литературой, а также книгами мировых классиков.


Макс Вебер с братьями

С течением времени отношения Максимилиана с родителями разладились. По мнению юноши, отец излишне тяготел к земным наслаждениям, которые Веберу казались приземленными. Мать же, напротив, придерживалась идей кальвинизма (основоположником которых стал богослов ) и стремилась к полной аскезе.

В 1882-м Максимилиан Вебер поступил в Гейдельбергский университет, выбрав для изучения юриспруденцию. Немногим позднее юношу перевели в Берлинский университет. Первые годы, как признавался Макс Вебер, он не пренебрегал веселыми студенческими посиделками с пивом, а также увлекался фехтованием.


Однако это не мешало успехам в учебе, и вскоре молодой человек даже начал подрабатывать помощником адвоката, набираясь практического опыта. В 1886 году Вебер выдержал экзамен, позволивший молодому человеку работать самостоятельно.

Тремя годами позднее Макс Вебер стал доктором юридических наук, защитив диссертацию. После этого Вебер продолжил изучать международное право и готовить еще одну диссертацию на рассмотрение ученого совета. Параллельно Максимилиан получил место преподавателя в Берлинском университете. Также молодой человек давал консультации по юридическим вопросам.

Наука и социология

Помимо юриспруденции Макса Вебера интересовала и социология, а точнее, социальная политика. Ученый даже присоединился к "Союзу социальной политики", где с единомышленниками изучал интересующие его моменты.

Основные идеи членов общества базировались на главном принципе: по их мнению, экономическую науку нужно рассматривать как инструмент, который позволяет решать социальные проблемы в обществе текущей эпохи. В то же время Вебер вплотную занялся и политикой, присоединившись к левоцентристской партии.


В 1984-м Макс Вебер перебрался во Фрайбург, где стал преподавать экономику в университете. Параллельно ученый собрал вокруг себя интеллектуалов того времени, образовав так называемый «круг Вебера», куда вошли, пожалуй, самые интересные персоны того времени: Марк Блок, Роберт Михельс, Вернер Зомбарт и другие.

Также Макс Вебер продолжил изучать экономику и историю права в разрезе социологии и социальных теорий. Примерно в то время и появилось понятие понимающей социологии, предложенное Вебером.


В 1897-м Макс Вебер серьезно поссорился с отцом, а спустя два месяца тот умер, так и не помирившись с сыном. Это горе серьезно повлияло на психику Макса Вебера, ученый впал в депрессию, стал страдать из-за бессонницы и постоянного нервного напряжения. Вебер перестал преподавать и несколько месяцев провел в санатории, а затем на два года отправился в Италию, откуда возвратился только весной 1902 года.

Примечательно, что ученый подробно описал свои страхи, расстройства и начавшиеся отклонения в психическом состоянии, однако его супруга уничтожила эти записи, побоявшись, что они могут стать причиной запрета остальных трудов мужа.


В 1903 году Макс Вебер оправился от потрясения, вызванного смертью отца, и вернулся к научной работе, однако преподаванию предпочел пост помощника редактора в научном журнале. Годом позднее в том же издании Вебер опубликовал свой ключевой труд, получивший название «Протестантская этика и дух капитализма», посвященный взаимодействию культуры и религии, а также их влиянию на становление экономической системы.

Деятельность Союза социальной политики разочаровывала ученого, и в 1909 году Макс Вебер вышел из состава этой организации и вместе с Георгом Зиммелем, Вернером Зомбартом, Рудольфом Голдшидом основал собственную «Немецкую социологическую ассоциацию», став ее первым казначеем и идейным вдохновителем.


Тремя годами позднее Вебер покинул и эту организацию, попытавшись организовать собственную политическую партию. Идеей Макса Вебера стало объединение либералов и социал-демократов, однако это начинание обернулось провалом.

В самом начале Первой мировой Макс Вебер отправился на фронт добровольцем, где организовывал полевые госпитали и армейские больницы. Фронтовые дни изменили взгляды ученого на экспансию Германии. Если изначально Вебер поддерживал политику кайзера, то некоторое время спустя стал одним из ее ярых критиков.


Также Макс Вебер выступал за демократизацию политической системы в Германии, введение всеобщего избирательного права и конституционные реформы, в частности, введение института президентства в противовес существующей бюрократии. Также Вебер выдвигал собственную кандидатуру на парламентских выборах, однако не набрал необходимого количества голосов в поддержку.

В 1919 году Макс Вебер, разочаровавшись в политике, возвратился к преподаванию. Последние лекции ученого позднее были собраны под обложками книг «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». Однако далеко не все взгляды Вебера были встречены с одобрением: некоторые его воззрения на текущую политику, легитимность власти, а также на события Ноябрьской революции собрали под окнами ученого демонстрацию правых.

Личная жизнь

Макс Вебер был женат. Супругой ученого стала дальняя родственница по имени Марианна Шнитгер. Женщина разделяла интерес супруга к науке и сама всерьез изучала социологию, теорию социальных действий и даже занималась защитой прав женщин.


Примечательно, что о личной жизни Макса Вебера ходило множество слухов: поговаривали, что супруги сохраняют чистоту и не прикасаются друг к другу, а отношения строят исключительно на уважении и общности интересов. Детей в этом браке не было.

Смерть


Ученый подхватил «испанку» - сильнейший грипп, который осложнился пневмонией. От последней Вебер и скончался.

Библиография

  • 1889 - "История коммерческих партнерств в Средневековье"
  • 1891 - "Сельскохозяйственная история Рима и её воздействие на публичное и частное право"
  • 1892 - "Положение сельскохозяйственного труда в Восточной Германии"
  • 1895 - "Национальное государство и экономическая политика"
  • 1920-1921 - "Собрание сочинений по социологии религии"
  • 1921 - "Рациональные и социологические основы музыки"
  • 1924 - "Общая экономическая история"
  • 1925 - "Экономика и общество"
  • 1956 - "Социология государства"

(1864-1920) - немецкий социолог, обнаружил огромное влияние на современную социологию - как в плане методологическом, так и в плане накопления социологического знания. Среди его основных работ такие, как: "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1906), "О категории понимающей социологии" (1913), "История хозяйства" (1923), "Город" (1923).

В отличие от Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма, Макс Вебер считал, что законы общества принципиально отличными от законов природы. А поэтому необходимо развивать два типа научного знания - науку о природе (естествознание) и науку о культуре (гуманитарное знание). Социология же - по его мнению

находится на границе между этими двумя сферами и должна позаимствовать у естественных дисциплин причинно-следственное объяснение действительности и соблюдение точных фактов, а в гуманитарных - метод понимания и отнесения к ценностям. Понимание - употребление во внутренний мир индивидов, понимание их мыслей и переживаний. Социолог будто мысленно ставит себя на место других людей и пытается понять их мысли и чувства. Ученый считал личность основой социологического анализа. Он был убежден, что такие сложные понятия, как: государство, религия, капитализм могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Но как выделить главное, общее в индивидуальных переживаниях людей? Таким критерием, согласно Вебера, становится "отнесения к ценностям". Ценности могут быть теоретическими - истина, политическими - справедливость; моральными - добро; эстетическими

красота и тому подобное. Но, если они имеют значение для всех исследуемых субъектов, то они - над субъектные, то есть имеют абсолютное значение в пределах изучаемой эпохи.

Главным инструментом познания у Макса Вебера является "идеальные типы". Это такие конструкции, схемы социальной действительности, которые существуют в воображении ученых. "Идеальный" в данном случае означает "чистый", "абстрактный", то есть такой, который в реальной жизни не существует.

То есть идеальный тип следует понимать не в морально-этическом плане, а в теоретико-методологическом. Под "идеальным" социолог подразумевает не тот тип, к которому общество должно стремиться, а тот, который содержит наиболее существенные, типичные черты социальной действительности и может служить эталоном для сравнения с социальной реальностью. Скажем, если мы захотим описать идеальный тип современного украинского пассажира городского транспорта, то, проанализировав окружающую действительность, обнаружим, что это вовсе не является вежливая лицо, всегда вовремя оплачивает проезд и уступает место старшим, как бы нам этого всем хотелось. Нет, идеальный тип в этом случае должен в себя включать и другие характеристики, которые присущи современным украинским пассажирам городского транспорта - это также лицо, иногда пытается проехать без билета, часто бывает невежливым.

Макс Вебер оперировал такими идеальными типами, как: "капитализм", "бюрократия", "религия", "рыночная экономика" и др.

Идеальные типы должны изучаться социологией в той форме, в которой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в которой те ориентируются на них в своих действиях. Социальные действия индивидов - это действия, которые соотносят (в счет) с действиями других лиц и ориентированы на них (не будут считаться социальными действиями в смысле, предложенном Вебером, такие действия, как, например, одинокая молитва или панические действия толпы).

Макс Вебер выделяет четыре вида социального действия: целое рациональную, ценностно-рациональную, аффективной и традиционной.

Целое рациональное действие предполагает и учитывает поведение предметов внешнего мира и других людей (критерием рациональности является успех). "Целое рационально, - пишет Вебер, - действует тот, кто ориентирует свое действие в целях, средств и побочных последствий, и при этом рационально взвешивает как соотношение затрат и целей, так и целей по побочных последствий".

Ценностно-рациональное действие обусловлено сознательной верой в этические, эстетические, религиозные ценности, согласно которым и происходит это действие, независимо от того, принесет это действие успех или нет. "Чисто ценностно-рационально, - читаем в трудах М. Вебера, - действует тот, кто, не учитывая возможные последствия, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него его обязанность, его понимание достоинства, красоты, его религиозные предписания, пиетет или важность какой... "дела". Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с "заповедей" или "требований", которые тот, что действует считает себя ".

Образцом ценностно-рационального действия может, например, считаться заявление лидера Немецкой реформации XVI в. Мартина Лютера, который, в ответ на требование папского Рима покаяться и отречься от своих взглядов, ответил: "Не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. На том стою и не могу иначе. Пусть поможет мне Бог".

8. Аффективная действие - действие под влиянием аффектов и чувств. В случае аффективной действия, так же, как и в случае ценностно-рациональной, целью действия является собственно сама это действие, а не что-то другое (результат, успех и т.д.); побочные последствия как в первом, так и во втором случае в расчет не берутся.

4. Традиционная действие - это действие под влиянием привычки, традиции.

Реальное поведение индивида, по мнению Вебера, определяется, как правило, двумя и большим количеством видов действия в ней присутствуют и целое рациональные, и ценностно-рациональные, и аффективные, и традиционные моменты. В разных типах обществ те или иные виды действия могут доминировать: в традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы социального действия, в индустриальном - целое и ценностно-рациональный.

Что значит для общества и его структуры роста роли целое рационального действия? Это означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, управление. Причем этот процесс касается не только экономики, но и политики, науки, культуры - всех сфер общественной жизни. Рационализируется также образ мышления людей, их образ ощущение и образ жизни в целом. Это сопровождается возрастанием роли науки, которая, по Веберу, является чистым воплощением принципа рациональности. Проникновение науки во все сферы жизни - это свидетельство универсальной рационализации современного общества.

По сравнению с Карлом Марксом, Макс Вебер уделял гораздо меньше внимания классовом конфликта и влиятельные экономики на общественную жизнь. В книге "Протестантская этика и дух капитализма" (и904-и906) он исследовал взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. Вера побудила протестантов к самоотверженному труду, бережливости, личной ответственности за свой жизненный путь. Эти качества способствовали развитию современного капитализма. Капитализм, по мнению ученого, сформировался и распространился в процессе развития науки, современной технологии, бюрократии и рационализации общества.

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала XX в. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.

Важнейшим методологическим инструментом в арсенале Вебера является понятие идеального типа. Идеальный тип - это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно сказать, что идеальные типы — исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.

Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством «ценностно-независимого» исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал необходимость разработки социологии, свободной от оценочных суждений.

Исследуя социальное действие, Вебер пользуется конструкцией идеального типа действия — целерационального. Рассматривая целерациональное действие как методологическую основу социологии, он показывает, что предметом социологии должен быть индивид как субъект осмысленного целеполагания. Однако эмпирическое социальное действие не является полностью целерациональным, оно содержит и элемент иррационального, обусловленный психологией индивида.

Вебер внес значительный вклад в изучение религии и ее места в обществе, исследовал феномен власти и дат свою типологию форм господства. Однако исследователи отмечают, что, несмотря на колоссальную широту охвата конкретного материала и обилие теоретических концепций и разработок в самых различных сферах общественной жизни, основным предметом веберовских исследований является капитализм, причем взятый не водном измерении, а в его культурно-исторической целостности, воплощающей все многообразие его измерений и потому представляющий собой не просто политэкономическое понятие, а в большей степени культурно-социологическое.

Основным трудом, в котором нашли отражение веберовские исследования капитализма, его сущности, происхождения и влияния на общественное развитие, является «Протестантская этика и дух капитализма», где Вебер четко выражает адекватность духа капитализма и духа протестантизма. Значение этой работы трудно переоценить, поскольку веберовское понимание феномена западноевропейского капитализма с его «духом формальной рациональности и индивидуализма» стало фундаментом для анализа капитализма и исследования путей развития человечества в целом, так как он первый зафиксировал важность культурно-этических установок протестантизма для капиталистического развития Запада. Несмотря на то что дискуссии вокруг веберовской концепции капитализма продолжаются по сей день (по мнению некоторых ученых, например П. Бергера, Вебер недооценил силу капиталистического развития в непротестантских странах и цивилизациях), научная ценность творческого наследия Вебера не может быть оспорена и подтверждается множеством научных разработок и трудов, апеллирующих к идеям и научным положениям, выдвинутым этим великим немецким социологом.

Социология М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий экономист, историк, крупнейший социолог. Наиболее известны его работы «Методология социальных наук» (1949) и «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Проявлял интерес к социальным и политическим делам Германии. Его взгляды были критическими, либеральными, антиавторитарными, антипозитивистскими, поэтому его социология называется «понимающей».

Вебер вводит в социологию понятие «идеального типа». Последние представляют собой фундаментальные обществоведческие понятия, нс являющиеся копией социальной действительности, но сконструированные из элементов этой действительности в качестве метода ее познания. Идеальный тип (определение) должен соответствовать требованиям формальной логики. Задача социологии заключается в выработке таких идеальных типов: социальное действие, власть, государство, народ, справедливость и другие. Социальная действительность оценивается этими идеальными типами и тем самым познается. В частности, Вебер полагал, что «общественно-экономическая формация» Маркса представляет собой не конкретное общество, а идеальный тип.

Предмет социологии по Веберу

Вебер считал социальную деятельность (поведение). Тем самым он выступал против изучения общественных сфер, государства, общественного организма вне деятельности людей. «Социальным, — писал Вебер, — мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Вебер выделил следующие идеальные типы идеальных социальных действий: 1) целерациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели), 2) ценностнорациональное (побуждается ка- кой-либо ценностью), 3) традиционное (ориентировано на обычай), 4) аффективное (под влиянием чувств). В отличие от марксизма, который ориентируется на объективный результат деятельности людей, Вебер акцентирует внимание на смысле — мотиве деятельности людей, причем деятельности типичной.

Важнейшей идеей Вебера является неуклонная рационализация всей общественной жизни, выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением роли научного знания во всех сферах общественной жизни. Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий (общественного бытия) на основе бюрократически-целерациональных методов управления:

  • в экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);
  • в политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);
  • в праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на основе универсальных законов) и т. п.

Вебер занимался также проблемой управляемости людьми, власти и господства (политической власти, т. е. власти государственной). Если власть - это способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта, то господство - это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством. Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчиненным является легитимность распоряжения, т. е. его (1) соответствие законности и (2) вере подчиненного, что это распоряжение действительно соответствует законности. Вебер выделяет три типа легитимности:

  • легально легитимный, при котором люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);
  • харизматический , при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать (например — в СССР — распоряжения Сталина);
  • традиционный , при котором, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов).

Вебер утверждает, что социология должна исходить из своего принципиального отличия от естественных наук. Если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание — со смысловыми. Люди совершают свои действия под влиянием каких-то сознательных побуждений и ориентируясь на других. Социология не может открывать объективные законы социальной жизни (что считается главной задачей в марксизме). Социология не может давать научных прогнозов по типу тех, которые дает естествознание (затмение Солнца и т. п.), но она может предлагать вероятностные сценарии развития обществ.

Важнейшей процедурой социолога является интерпретация социальной деятельности, результатов конкретно-социологических наблюдений. Она предполагает наличие в сознании социолога каких-то критериев (ценностей) и установок для отбора и оценки эмпирического материала. Участвуя в отборе и оценке эмпирического материала, социолог, по сути, конструирует свои оценки, в которые входят его установки. Оценка становится субъективной, поэтому встает вопрос о ее объективности, непредвзятости, истинности. Вебер считает, что такие ценности (и установки) социолога должны выражать интересы эпохи, т. е. ведущие цели, к которым стремятся элиты и народы. Таким образом, Вебер отказывается от позитивистского и марксистского подхода к анализу социальной действительности.

I. Введение

В начале 90-х годов XX века в России резко возрос интерес к социологии. Однако и на Западе, давно построившем рыночное общество и намного раньше обозначившем свою осведомленность в сфере политической социологии, интерес к ней не только не угасает, но в последние годы заметно усиливается. Все большее количество наук соприкасается с социологическими проблемами, требующими немедленного разрешения. В условиях становления демократического общества различные дисциплины начинают сотрудничать с социологией и использовать её знания применительно к себе. Наука политология тесно взаимодействует и переплетается с ней.

Актуальность изучения работ Макса Вебера всегда была высокой, а в последнее время еще более усилилась. Так как сравнительно молодые науки социология и политология вошли в наиболее активную фазу своего развития. В России идеи Вебера имеют широкое распространение. Как известно, все новое - это хорошо забытое старое, и в докладе немецкого ученого Макса Вебера «Политика как призвание и профессия», можно найти ответы на многие вопросы, возникающие сегодня. Тем более что работа содержит множество исторических фактов, анализ исторических процессов, рассказ о наиболее выдающихся политиках прошлых веков. Поэтому я решила подробно изучить данный труд, сделав его рассмотрение темой своей работы.

Объектом моей работы является политическая сфера и сфера властных отношений, а предметом – работа Макса Вебера «Политика как призвание и профессия». Целью данной работы будет анализ веберовского понимания политики и власти. Задачами – знакомство с работой, выполнение её краткого конспекта, анализ политики как призвания и как профессии и сравнение веберовского её понимания с современным. А также изучение различной литературы о Вебере, оценки и критики его произведений.

Исследованию творчества Макса Вебера посвятили свои работы, например, такие авторы как А. И. Патрушев «Расколдованный мир Макса Вебера», в этой книге наследие немецкого ученого рассматривается с точки зрения позитивного его вклада в развитие социальных наук, анализируются суждения Вебера по общественным проблемам; А.И. Кравченко «Социология Макса Вебера», где дается анализ основных понятий, используемых Вебером, оценка его трудов по социологии; П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов «История и рациональность. Социология Макса Вебера», здесь оценивается вклад ученого в развитие современной социологической науки, разумность исторического анализа власти для понятия ее возникновения, а также функционирования в современном мире. Также статьи о Вебере, анализе его произведений опубликовали А.В. Катасонов, Л.В. Кораблев, Н.Н. Железняк и М.А. Моргайлик и другие.

В своей работе я постараюсь рассмотреть, как Вебер характеризует политиков «по призванию» и «по профессии», в чем между ними сходство и различие.

Биография

МАКС ВЕБЕР родился в 1864 в городе Эрфурт, в Германии. Работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Диапазон интересов и научной деятельности необычайно широк: история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 века, социология религии и методология общественных наук, экономика и юриспруденция, философия и этика.

Несколько слов необходимо сказать об общей тенденции трудов Макса Вебера, для которой характерна эволюция от историко-экономических проблем к вопросам общей социологии. Условно можно выделить три периода в творчестве автора.

Первый период (до 1898) - до творческого перелома, связанного с расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру, начав работать как историк хозяйства и права. Существовала исторически сложившаяся школа как права, так и хозяйства, и Вебер придерживался этой школы. Однако, он критически подходил к тенденции объединения науки, искусства и этики, считая, что наука имеет не ценностный характер. Для первого периода творчества М. Вебера характерен

интерес к науке: современный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средств производства. Последнее автор считает важным для возникновения современного капитализма. Заболевание началось в 1898 году и в продолжении четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер переосмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.

Второй период (1903-1910). После болезни, в 1902 году он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безусловно, его личный кризис повлиял на его создание теории капитализма. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована материалистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоистическим интересам. С точки зрения эгоиста бессмысленно накапливать капитал ради капитала, делать карьеру ради

карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически. С другой стороны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое время. В начале 20 века бурно стали развиваться такие философские течения, как позитивизм и материализм. В это время для Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма. Понять человека, действующего не только под эгидой эгоизма, но и как человека способного к действию ради действия. По свидетельству жены автора Марьяны, Макс Вебер делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается, специфический вид рационализма пронизывает экономику и политику, определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки. В 1910 году он обосновал рационализм науки и искусства, опираясь на развитие ценностей западного общества.

В третьем периоде (1910-1920) своего творчества Вебер занимался разработкой рациональных основ религии, пытался проанализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. Что является особенностью профессиональной этики? Как она возникла? Как ее можно объяснить? Эти и подобные им вопросы волнуют М.Вебера в этот период его жизни.

Работы. По мнению ряда исследователей трудов Вебера, одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой он написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

Работа М. Вебера «Политика как призвание и профессия» среди других работ. Мировоззренческие позиции Вебера.

Макс Вебер (1864-1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX - начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие социологической науки. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических инструментов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук. Очень многое Вебер изучал в историческом аспекте. Все его многотомное наследие, включающее работы по социологии и политологии, религии и экономике, методологии науки, пропитано сравнительно-историческим подходом. Макса Вебера считают бесспорным классиком мировой социологии, энциклопедически образованным ученным, политическим и общественным деятелем. Он происходил из состоятельной и очень интеллигентной семьи. Наверное, под влиянием отца с ранних лет приобрел вкус к политике и гуманитарным наукам. На философско-социологические взгляды Вебера оказали влияние выдающиеся мыслители разных направлений. В их числе неокантианец Г. Риккерт, основоположник диалектико-материалистической философии К. Маркс, такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницще и др.

После второй мировой войны в центре внимания ученых оказались различные, в том числе и политические идеи. Среди работ Макса Вебера есть такие, которые посвящены проблемам социологии политики, труда и экономики, власти.

Формирование социально-политических воззрений теоретической позиции Макса Вебера во многом определялось и общественно-политической ситуацией в Германии последней четверти XIX в, а также состоянием науки того времени, прежде всего политической экономики, истории и социальной философии. Для общественно-политической ситуации в Германии конца прошлого века характерна борьба двух социальных сил: сходящего с исторической сцены немецкого юнкерства, связанного с крупным землевладением, и крепнущей буржуазии, стремящейся к политической самостоятельности. Формирование самосознания немецкой буржуазии происходило в эпоху, когда на исторической арене появился новый класс- пролетариат. Это определило двойственный характер немецкой буржуазии, ее политическую нерешительность и противоречивость позиции ее теоретиков. К последним принадлежал и Макс Вебер. По своей политической ориентации Вебер был буржуазным либералом, и его взгляды имели характерный для немецкого либерализма националистический оттенок. Из наиболее важных работ Вебера следует отметить такие его работы как «Протестантская этика и дух капитализма», где он говорит о том, что капитализм – наиболее подходящий для жизни общественный строй, «Харизматическое господство», где рассматриваются различные типы господства и легитимности власти. Не менее важны и его доклады "Политика как призвание и профессия" (1919) и "Наука как призвание и профессия" (1920). В них нашли отражение умонастроения Вебера после войны, его недовольства политикой Германии в Веймарский период. Первому из них и посвящена моя работа. Рассмотреть её интересно потому, что помимо её и нынешней популярности и актуальности, работа лишена каких – либо поучений какую именно политику следует проводить, а целиком посвящена пониманию того, что же собой представляет политика, как она зародилась (рассмотрено множество исторических аспектов), и поставлен вопрос: творить политику – это профессия, которой можно научится или истинное призвание.