Варианты егэ по обществознанию. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем

Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию для 11 класса состоит из двух частей. Первая часть включает в себя задания, в которых нужно дать краткий ответ. К заданиям из второй части необходимо дать развернутый свободный ответ (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

В изменения :

В демонстрационных вариантах ЕГЭ по обществознанию также даны ответы ко всем заданиям, а также указания по оцениванию заданий с развернутым ответом.

Демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию

Отметим, что демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2002 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2003 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2004 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2005 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2006 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2007 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2008 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2009 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2010 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2011 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2012 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2013 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2014 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2015 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2016 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2017 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2018 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2019 год

Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по обществознанию

Первоначально демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию для 11 класса состояли из трех частей. Первая часть включала в себя задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов. К заданиям из второй части требовалось дать краткий ответ. К заданиям из третьей части нужно было дать развернутый свободный ответ.

В 2013 году в демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию были внесены следующие изменения :

  • было усложнено задание В5 : общее количество приведенных в условии задания суждений увеличилось с четырех до пяти; экзаменующимся стало нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения;
  • темы , предлагаемые для написания эссе, сгруппировали в пять блоков вместо прежних шести . Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, были включены в одно общее направление;
  • были скорректированы требования задания С9 .

В 2014 году в демонстрационном варианте по обществознанию были изменены формулировка, критерии оценивания и максимальный балл за выполнение задания С5 (с 2 баллов до 3 баллов), и, в следствие этого, изменился максимальный балл за выполнение всей работы (с 59 до 60 баллов).

В 2015 году в демонстрационный вариант по обществознанию были внесены существенные изменения :

  • Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом , часть 2 - задания с развернутым ответом ).
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не отмечать крестиком).
  • В каждом из пяти содержательных блоков-модулей было сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
  • Задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленное на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на множественный выбор (по типу бывших В4 и В7).
  • Блок заданий, направленных на проверку определённых умений (бывшее В1-В8), сократился на 2 задания (бывшие В4 и В7).
  • Под номером 21 введено задание , проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.
  • Общее количество заданий демонстрационного варианта сократилось на 1 задание (36 вместо 37).
  • Увеличен максимальный первичный балл за выполнение всей работы (62 вместо 60).
  • Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут.

В демонстрационном варианте 2016 года по обществознанию произошли существенные изменения по сравнению с предыдущим 2015 годом. В демонстрационном варианте оптимизирована структуру экзаменационной работы:

  • Задания части 1 стали ориентированы на проверку определенных умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания.
  • Из части 1 исключены задания с кратким ответом в виде 1 цифры, соответствующей номеру правильного ответа, остальные задания перегруппированы. Общее количество заданий части 1 сократилось на 7 .
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился.

В демонстрационном варианте 2017 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2016 годом была измененена структура блока заданий части 1 раздела «Право»:

  • .Добавлено задание 17 на выбор верных суждений.
  • Изменена нумерация заданий 18 и 19 (бывшие 17 и 18).
  • Бывшее задание 19 было исключно из работы.

В демонстрационный вариант 2018 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2017 годом были внесены следующие изменения :

  • Детализирована формулировка задания 29.
  • Изменена система оценивания заданий 28 и 29.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.

В демонстрационный вариант 2019 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2018 годом внесены следующие изменения :

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

На нашем сайте можно также ознакомиться с подготовленными преподавателями нашего учебного центра «Резольвента» учебными материалами для подготовки к ЕГЭ по математике .

Для школьников, желающих хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

У нас также для школьников организованы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49

(МБОУ СОШ №49)

ул. О. Кошевого, 17-а, г. Шахты, Ростовская область 346535, тел. 28-19-50

e - mail : mousosh 49@ rambler . ru

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию,

11 класс, профильный уровень.

Подготовила

учитель истории и обществознания

Балакина Евгения Евгеньевна

Шахты 2014

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание 11 класс, профиль. 40 минут

I вариант

А 1. Определение: «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения» относится к понятию:

1. Культура. 3. Общество.

2. Цивилизация. 4. Формация.

А2 Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственностихарактерные черты общества

1. Постиндустриального. 3. Индустриального

2. Эпохи промышленной революции 4 Традиционного

А3 Элементами социальной структуры общества являются

1. Культура, искусство 3.Кредит налоги.

2. Классы, социальные слои. 4.Парламент, республика.

А4

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

А 5. Социальной потребностью человека является потребность в

1 Пище и воде 3. В общении

2 Воздухе 4. Физическом движении

А6 Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

1.Оказание населению медицинских услуг

2. Анализ факторов формирования денежной массы

3. Выявление закономерностей формирования спроса

4. Исследование принципов сетевого маркетинга

А7 . Что относится к доходам государственного бюджета

1) Содержание вооруженных сил 2) Выплаты военным пенсионерам

3) Таможенные пошлины и сборы 4) Инвестиции государственным предприятиям

А8 . Верны ли следующие суждения о прибыли фирмы

A. Экономическая прибыль учитывает внутренние и внешние затраты фирмы

Б. В условиях кризиса прибыль фирмы может резко сократиться.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

А9. Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары – это 1) прямой налог 2) косвенный налог 3) государственная пошлина (сбор) 4) натуральный налог А 10. Необходимым признаком рыночной экономики является 1) Использование ресурсосберегающих технологий 2) Свободное ценообразование 3) Высокое качество продукции 4) Внешнеэкономическая деятельность государства

А11. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом.

А12 .Нацеленность на завоевание политической власти - это

1) Цель деятельности политической партии

2) Принцип деятельности парламента

3) Ведущая задача профсоюзов

4) Особенность политической культуры.

В1. Определите признаки, характеризующие демократический режим

1. выборность в органы государственной власти;

2. господствует исполнительная власть;

3.разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную;

4. личность находится в подчинении у властвующей группировки;

5. деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства;

6. Приоритет судебной власти;

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика». Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Конкуренция, 2) многообразие форм собственности, 3) централизованное распределение, 4) спрос, 5) предложение, 6) государственное ценообразование.

С1 Дайте определение понятию «социальный контроль».

Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения С2 . Приведите 3 примера, опровергающие мнение о том, что зависимость человека от природы уменьшается.

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание 11 класс, профиль, 40 минут

II вариант

А1 . Определение: «Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей» относится к понятию:

1. Общество. 3. Класс.

2. Цивилизация. 4. Формация.

А2 . Страна А. расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности страны А. к обществам традиционного типа.

1. В стране проживает многонациональное население.

2. Слабо развита сфера услуг.

3. Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.

4. Верховная власть в стране передается по наследству.

А3 . Верны ли следующие суждения?

А. Природная среда оказывает значительное воздействие на общественное развитие.

Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

А4 . Критерием социальной стратификации является

2. Доход 4. Неравенство

А5. В том, что возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается

1. Социальная мобильность 3. Социальное поведение

2. Социальная стабильность 4. Социальное неравенство

А6. . Гражданин принадлежащий ему участок земли в аренду фермерскому хозяйству. Как называется доход от распоряжения этой недвижимости.

1. Капитал 2. Прибыль 3. Рента 4. Процент

А7. . Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) Изучение моделей функционирования фондового рынка.

2) Оказание населению образовательных услуг.

3) Развитие сетевой мобильной связи.

4) Производство крупной партии легковых автомобилей.

А8. . Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют

1.Даровыми благами 3. Спросом и предложением

2. Материальными потребностями 4. Факторами производства

А 9 Верны ли следующие суждения о налогах? А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме. Б. Налоги в российской Федерации являются основным источником государственного бюджета. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 10 Государственный бюджет фиксирует 1) Прибыль общественного производства 3) Доходы и расходы государства 2) Размеры потребления населения 4) Объем денежной массы

А11. Верны ли следующие суждения об избирательных системах:

А. Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.

Б. Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А12. Любую политическую партию характеризует:

1) широкий круг сторонников;

2) наличие в партийных рядах членов правительства;

3) общность политических убеждений;

4) критика правительственного курса.

В1. Какие объединения (институты) можно отнести к структурам гражданского общества?

1. союзы предпринимателей, 2. Государственные контрольно-ревизионные комиссии, 3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; 4. объединение экологов, 5. правительственные организации; 6. молодежные организации;

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль». Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Социальная норма, 2) санкции, 3) эксперимент, 4) гипотеза, 5) добрый поступок, 6) свободный рынок.

С1 Дайте определение понятию «образование».

Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения. С2 Приведите 3 примера, опровергающие мнение о том, что зависимость человека от природы увеличивается.

Ключи ответов I вариант

I I вариант

Критерии оценки

Ответы «А» -1 балл Ответы «В»- 2 балла Ответы «С» -3балла Результат – 22 балла

22-20 баллов – оценка «5» 19-17 баллов – оценка «4» 16-12 баллов – оценка «3» 11 и ниже баллов оценка «2»

Список использованной литературы :

    Обществознание , 10 класс ,

    Обществознание , 10 класс , профильный уровень, под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М., Просвещение, 2012

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    http://www.fipi.ru

Как правильно подготовиться к обществознанию:

  1. Необходима постоянная практика.
    • Особое внимание удели ЕГЭ по обществознанию 2019. Демоверсия от ФИПИ поможет понять структуру билета, разобраться в требованиях. направит тебя какие темы необходимо изучать.
    • Для решения подготовили 10 тренировочных вариантов с ответами. Они разработаны учителями на основе демонстрационного варианта.
    • Чем больше тестов будет решено, тем выше будет подготовленность, так как срабатывает механизм запоминания. Не ленитесь выполнять работу над ошибками. Решать онлайн тесты каждую неделю, пока не будете допускать ошибки. Зарегистрированные пользователи на сайте могут отслеживать статистику решенных тестов.
  2. Правильно распределяй время на решение тренировочных тестов, чтобы получить максимальное количество баллов.
    • Задания 1-3 и 10 решаются за 1–4 минуты;
    • Задания 4-9 и 11-28 отводится от 2 до 8 минут;
    • Задания 29 - 45 минут.
  3. Работа с текстом

      Для выполнения типовых заданий 21-24 важны навыки работы с текстовой информацией. Тренируясь решать тесты ЕГЭ по обществознанию онлайн, обращайте внимание на задачи, требующие не просто извлечения и воспроизведения сути из информационного полотна, но и интерпретации, собственного понимания сказанного или написанного, привлечения обществоведческих знаний при формулировке.

      В задание № 29 (эссе) включено 5 альтернативных задач, ориентированных на написание сочинения на одну из 5 тем. Темы представляют собой высказывания известных общественных деятелей, а также представителей политики, науки и культуры. Задание традиционно считают самым сложным в КИМах.

      Полезная подсказка: для написания качественного сочинения необходимо уметь раскрывать смысл суждения (высказывания, цитаты), привлекать изученные положения обществоведческих наук, делать собственные выводы и конкретизировать яркими примерами.


Перевод баллов в оценки

  • 0-41 баллов - «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла - «тройки»;
  • 55-66 баллов – «хорошо»;
  • 67 баллов и выше - «отлично».

Минимальный – 42, а максимальный - 100.

Тест ЕГЭ по обществознанию состоит из:

  • Часть 1 – из 20 задач, с коротким ответом в виде слова, нескольких слов или цифр. Половина заданий относится к базовому уровню, другая часть к повышенному. Первая часть оценивается в 35 первичных баллов.
  • Часть 2 – из 9 задач, с развернутым ответом. Задания 21 и 22 - базовые, а с 23 по 29 – с повышенной сложностью и оценивается в 30 баллов. Смотри с развернутым ответом по обществознанию.

Помни!

  • В 2019 году на экзамен по обществознанию отводится 235 минут (3 часа 55 мин.) .
  • Запрещено с собой брать посторонние предметы (шпаргалки, смартфоны, наушники, «умные» часы и др).
  • В последний день пред экзаменом повторите пройденный материал, просмотрите ещё раз решенные варианты.

Обществознание – один из самых популярных предметов по выбору на ЕГЭ, но в то же время и один из самых неоднозначных. Именно с данным направлением связано самое большое количество неодобрительных отзывов экзаменуемых. С одной стороны такая ситуация связана с тем, что сертификат по обществознанию принимает огромное количество самых различных ВУЗов страны. С другой стороны, именно этот предмет зачастую выбирают выпускники, которые до начала выпускной кампании так и не смогли определиться с будущей специальностью и зачастую не утруждали себя подготовкой к экзаменам.

Итак, давайте попробуем разобраться в самых важных вопросах, волнующих выпускников 2017-2018 учебного года, а именно:

Наиболее популярна связка ЕГЭ «русский язык + математика + обществознание» открывает будущему абитуриенту широкий выбор направлений. С высокими баллами по этим предметам можно побороться за бюджетные места на факультетах:

  • педагогики;
  • психологии;
  • экономики;
  • социологии;
  • менеджмента;
  • сервиса;
  • управления персоналом;
  • гос. управления;
  • товароведения;
  • бизнес-информатики;
  • экономической безопасности.

Обратите внимание, что для вступления на ряд перечисленных направлений необходимым условием является сдача профильного уровня! Информацию стоит уточнить на официальном сайте выбранного вами университета.

Если набранные баллы не позволят вступить в один из лучших ВУЗов России, можно рассмотреть перспективу обучения в колледжах, которые также принимают выпускников 11 классов на основе результатов единого государственного экзамена.

Когда состоится ЕГЭ по обществознанию в 2018 году

На сегодняшний день озвучены только предварительные даты проведения ЕГЭ 2018.

  • Имеющие право на досрочную сдачу экзамена могут ориентироваться на дату начала предварительного этапа ЕГЭ — 21.03.18.
  • Основная сессия экзаменов стартует с 28 мая и должна завершится до 9 июля 2018 года.
  • Дополнительные числа для испытаний по обществознанию будут оглашены после начала учебного года.

Обо всех новостях, связанных с экзаменами для 11-х и 9-х классов можно будет узнать на страницах нашего сайта!

Возможные изменения в билетах 2018 года по обществознанию

Поскольку кардинальные изменения, внедренные в 2017 году, успешно прошли апробацию и получили много одобрительных отзывов, как со стороны учителей, так и от самих экзаменуемых, можно ожидать, что формат билетов 2018 года будет очень близок к тому, который сдавали в предыдущем сезоне.

Не стоит ориентироваться при подготовке на материалы и пособия для ЕГЭ 2016 года и более ранних, поскольку они не соответствуют новым КИМам. В прошлом году в структуру самих билетов и заданий были внесены такие существенные изменения:

  1. Из билетов полностью удалили традиционные тесты с единичным ответом.
  2. Все задания объединили в тематические блоки, что должно облегчить ориентирование в темах.
  3. В описаниях заданий отсутствует точное количество правильных ответов. Теперь их может быть 2 или 3.
  4. Введена система первичных и вторичных баллов при расчете результата ЕГЭ, по которой 62 первичных балла соответствуют 100% выполнению заданий.
  5. За правильные ответы экзаменуемый может получить от 1 до 3 баллов, а за правильно написанное мини-сочинение максимум 5 первичных баллов.
  6. Минимальный проходной балл по обществоведению составит 43 результирующих балла.
  7. Продолжительность экзамена 235 минут, за которые необходимо справиться с 29 заданиями различного уровня сложности.

Система перевода первичного балла в результат ЕГЭ имеет следующий вид:

Первичный

Результат

Первичный

Результат

За каждый первичный балл от 17 до 46 добавляется только 1 результирующий балл .

Билет разделен на 2 части:

  1. Задания с коротким ответом.
  2. Задания с развернутым ответом и небольшое эссе (мини-сочинение).

Несмотря на кажущуюся на первый взгляд легкость, для того, что бы сдать ЕГЭ успешно и получить по обществознанию не просто проходной, а конкурентный высокий балл, выпускникам 2018 года будет необходима основательная подготовка.

Как подготовится к ЕГЭ по предмету обществознание

Секрет успешной сдачи единого государственного экзамена в действительности прост:

  • Подготовка по эффективным методикам, начатая своевременно (в 10 или начале 11 класса).
  • Хорошие учебники по обществознанию и пособия для подготовки к ЕГЭ, в которых будут учтены все изменения, принятые в 2018 году.
  • Практика и еще раз практика в решении типовых заданий из билетов ЕГЭ 2017 и 2018 года.

Экзамен по обществознанию направлен на проверку знаний по таким 5 блокам:

  1. экономика;
  2. право;
  3. политика;
  4. социология (социальные отношения);
  5. философия (человек и общество).

Каждый из блоков в равной степени важен для достижения желаемой высокой оценки, а потому придется обработать достаточно большой объем информации и научиться:

  • уверенно оперироваться основными понятиями;
  • анализировать информацию, представленную в виде таблиц и графиков;
  • быстро работать с текстом (вставлять пропущенные слова, выделять главное, искать цитаты, выражающие определенные мысли);
  • дополнять тексты, используя собственные знания по обществознанию;
  • рассуждать и приводить примеры в рамках заданной проблемы;
  • решать познавательные задачи, аргументируя выбранный ход решения;
  • кратко и лаконично выражать свои мысли в письменной форме, опираясь на основные понятия предмета.

Из школьных учебников по обществознанию в 2017-2018 году предпочтение стоит отдать авторам: Боголюбову, Бордовскому или Никитину. Также для подготовки стоит найти учебники по праву (Боголюбов и Певцова), по экономике (Липсиц или Киреев). Для тех, кто желает углубиться в предмет с целью получения максимально возможного балла, не лишним будет ознакомиться с учебниками профильного уровня, в которых поднимаются серьезные вопросы экономики, социологии и права.

Для многих выпускников наибольшую сложность представляет мини-сочинение. Предлагаем посмотреть видео урок, в котором рассказывается все о том, как правильно написать эссе по обществознанию. Ролик снят 4 года назад. Но, требования к данному виду заданий не изменились, а потому данные в нем советы актуальны и в 2018 году.