NEO PI-R. Что это за психологический тест? Опросник большая пятерка

Проблема подбора надежных и эффективных психодиагностических методик для изучения личности сотрудников ОВД была актуальна всегда и, по-видимому, останется таковой еще достаточно долго. Причины этого различны и обусловлены рядом объективных, субъективных и ситуационных факторов. Так, требование экономичности выводит на первый план психологические обследования с минимальными затратами времени на их проведение, обработку и интерпретацию психодиагностической информации. Отсутствие дифференцированного подхода в выборе нормативных данных снижает прогностические возможности психологических заключений. Не в достаточной степени разработаны диагностические критерии специальных приложений инструментария изучения личности, например, для решения задач психологического обследования при допуске к несению службы с оружием сотрудников ГИБДД, комендантских подразделений и т. п.

Без преувеличения можно утверждать , что одной из эффективных диагностических методик является Пятифакторный личностный опросник (NEO Five - Factor Inventory , Big Five , «Большая пятерка», или «Маркеры Большой пятерки», Costa & McCrae ). Опросник или FFI предназначен для комплексного изучения личности сотрудников на основе измерения ее пяти базовых факторов: «нейротизм» (Neuroticism, N), «экстраверсия» (Extraversion, E), «открытость опыту» (Openness to experience, О), «согласие»/«уживчивость»/«доброжелательность» (Agreeableness, A) и «сознательность» (Conscientiousness, C). Именно анализ практики применения этого опросника, его ренормирование и оценка возможностей были целью нашего исследования.

В люнгитюдном исследовании, проведенном в 2007–2015 гг., приняли участие слушатели ВИПК МВД России и некоторых иных образовательных организаций МВД России, сотрудники ОВД (всего 1748 человека; мужчины – 85,3%, женщины – 14,7%).

Обследование проводилось с использованием автоматизированного комплекса АРМ «Психотест» (PsychoTest) . Статистическая обработка психодиагностических данных предусматривала расчет средних значений и стандартных отклонений (табл. 1) по каждой из шкал.

Таблица 1

Нормативные данные NEO-FFI

Шкала

Сотрудники ОВД,

муж., жен. (1748 человек)

Сотрудники комендантских подразделений,

муж. (65 человек),

жен. (51 человек)

Х ср

s х

Х ср

s х

Шкала

Сотрудники ГИБДД,

муж. (785 человек), жен. (15 человек)

Полицейский-водитель,

муж. (116 человек)

Х ср

s х

Х ср

s х

Обновленные (полученные нами) данные имеют статистически значимые отличия от применяемых в настоящее время в ведомственной психодиагностической практике норм. Так, все нормативные показатели были существенно снижены, что приводило к необоснованному завышению результатов. Например, фактор «сознательность» (Conscientiousness) у 100 % обследуемых всегда принимал высокие и сверхвысокие значения (рис. 1). 70% сотрудников имели 9 станайн, что с точки зрения психометрии для общей выборки не соответствует действительности.

Пересчет первичных данных (1748 человек) с учетом новых норм существенно приблизил распределение к нормальному (Гауссовскому). Как следствие, полученная (новая) шкала «С» обладает высокими дифференциальными возможностями. Аналогичные выводы справедливы и по отношению к другим факторам FFI.

Рис. 1. Распределение показателя «Сознательность» (Conscientiousness, C)

Помимо основных шкал исследованы пять диагностических индексов , разработанных для решения специальных задач психологического отбора и сопровождения профессиональной деятельности .

1. Индекс «Психологическая готовность к несению службы с оружием» оценивает степень сформированности профессионально важных качеств личности, детерминирующих надежность профессиональной деятельности при несении службы с оружием. Ведущими психологическими характеристиками выступают: ответственность, организованность, дисциплинированность, чувство долга, уверенность в себе, сдержанность, дружелюбие и прагматизм. Готовность к деятельности и несению службы с оружием связана с гармоничным психологическим состоянием индивида.

2. Индекс «Дополнительное внимание со стороны психолога » выявляет индивидов, у которых личностные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации не только в напряженных или экстремальных, но и в обычных условиях несения службы, что потенциально способствует развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального (делинквентного) поведения, аутоагрессии, приводит к снижению эффективности и надежности профессиональной деятельности. Это лица, нуждающиеся в повышенном психологическом внимании, а также те, кому необходима дополнительная поддержка в профессиональном становлении, формировании и развитии личности, поддержании психического здоровья.

3. Индекс «Психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях » предназначен для диагностики индивидуально-психологических особенностей, обусловливающих надежность и успешность профессиональной деятельности сотрудников в экстремальных ситуациях.

4. Индекс «Адаптационный (профессионально-психологический) потенциал индивида » (адаптивность) диагностирует комплекс индивидуально-психологических особенностей, определяющих адекватное требованиям изменившейся ситуации эффективное взаимодействие с профессиональной средой без чрезмерного психического напряжения. Адаптивность учитывает наличие регуляторных психических качеств, определяющих адекватное заданным условиям «внешней» среды поведение, эффективное взаимодействие с ней, оптимальный уровень нервно-психического напряжения.

5. Индекс «Степень профессиональной деформированности личности » оценивает изменения личностных особенностей индивида в асоциальную сторону, возникающие в результате воздействия негативных особенностей содержания, организации и условий профессиональной деятельности. Внешние формы проявления профдеформации личности могут быть различными: повышенная конфликтность, отсутствие мотивации к работе, значительное снижение эффективности профессиональной деятельности, систематические нарушения служебной дисциплины и т. п.

Методом сравнения с экспертными оценками изучена точность вышеприведенных индексов (табл. 2).

Таблица 2

Точность специальных индексов

Индекс

Градация / Точность (%)

Индекс «Психологическая готовность к несению службы с оружием» (W)

Индекс «Дополнительное внимание со стороны психолога» (V)

Индекс «Психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях» (X)

Индекс «Адаптационный потенциал индивида» (Р)

Индекс «Степень профессиональной деформированности личности» (D)

Достаточно высокие показатели прогнозных оценок (более 80%) позволяют утверждать, что индексы точно указывают на наличие или отсутствие соответствующей проблематики, а также на особенности прохождения службы. При этом прогностические возможности, как правило, оказываются выше в «полярных» градациях (1 или 3).

Таким образом, проведенное нами научное исследование позволило оценить эффективность и уточнить нормативные показатели Пятифакторного личностного опросника, сформировать предложения по совершенствованию технологии работы с ним. Полагаем, что возможности данного инструментария позволяют существенно расширить сферу его применения, например, при изучении личности сотрудников, демонстрирующих те или иные виды девиантного поведения, при индивидуализации форм и методов психологической подготовки и оказания помощи, при прогнозировании профессионально-личностного развития.

Опросник FPI

Вводные замечания. Личностный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРIи др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения.

Оснащение. Опросник с инструкцией и бланк ответного листа в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале

могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм – феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

Многофакторный личностный опросник FPI

(модифицированная форма В)

Инструкция испытуемому. На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “Да”, в противном случае – ответ “Нет”. Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

  1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
  2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
  3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  4. У меня часто болит голова.
  5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
  6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
  7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
  9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
  10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
  11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
  12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
  13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
  14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
  15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
  16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
  17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
  18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
  19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
  20. Я легко смущаюсь.
  21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
  22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.
  23. Бываю неловким в общении с другими людьми.
  24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
  25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
  26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
  27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
  28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
  29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
  30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
  31. Часто у меня нет аппетита.
  32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
  33. Обычно я решителен и действую быстро.
  34. Я не всегда говорю правду.
  35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
  36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
  37. То, что прошло, меня мало волнует.
  38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
  39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
  40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
  41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
  42. Нередко у меня возникают боли “под ложечкой” и различные неприятные ощущения в животе.
  43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
  44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
  45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
  46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
  47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
  48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
  49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
  50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
  51. Иногда могу похвастаться.
  52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
  53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
  54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
  55. Я почти всегда подвижен и активен.
  56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
  57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
  58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
  59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
  60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
  61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
  62. Я люблю не всех своих знакомых.
  63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
  64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
  65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
  66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
  67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
  68. В компании я веду себя не так, как дома.
  69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
  70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
  71. Хороших знакомых у меня очень немного.
  72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
  73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
  74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
  75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
  76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
  77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
  78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
  79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
  80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
  81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
  82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
  83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
  84. У меня довольно часто меняется настроение.
  85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
  86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
  87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
  88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
  89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
  90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
  91. Я уверен в своем будущем.
  92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
  93. Я не прочь посмеяться над другими.
  94. Я отношусь к людям, которые “за словом в карман не лезут”.
  95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
  96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
  97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
  98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
  99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
  100. Я нередко бываю рассеянным.
  101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
  102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
  103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
  104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
  105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.
  106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
  107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
  108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
  109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
  110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,
  111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
  112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
  113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
  114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом. Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы.

Ответный лист

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Дата____________________________________Возраст_________________

_____


Номер шкалы

Название шкалы и количество вопросов

Ответы по номерам вопросов

Невротичность 17

4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105

Спонтанная агрессивность 13

32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114

Депрессивность 14

16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100

Раздражительность 11

6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110

Общительность 15

2, 19,46,52,55,94, 106

3, 8,23,53, 67,71,79.113

Уравновешенность 10

14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111

Реактивная агрессивность 10

13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98

Застенчивость 10

9, 11,20,47,60,70,81, 83,109

Открытость 13

7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101

Экстраверсия–интроверсия 12

2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110

Эмоциональная лабильность 14

24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113

Маскулинизм–феминизм 15

18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя, отчество________________________________________

________

Дата____________________________________Возраст______________________

Профиль личности

Номер шкалы

Первичная оценка

Стандартная оценка, баллы

Перевод первичных оценок в стандартные

Первичная оценка

Стандартная оценка по шкалам

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).

По мнению авторов выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным яаляется правильное инструктирование испытуемого.

В данной статье представлен вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова.

Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности.

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

  • “нейротизм” (neuroticism, N),
  • ”экстраверсия” (extraversion, E),
  • “открытость опыту” (openness to experience, O),
  • “согласие” (agreebleness, A),
  • “сознательность” (conscientiousness, C).

Р. МакКрае и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность.

Адаптации и модификации

В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1995-1999 гг. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета (А. Б. Хромовым).

Процедура проведения

Инструкция

Перед Вами опросник, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.

В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет “хороших” или “плохих” черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.

Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 - сильно выражено, 1 - слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0.

Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов.

Обработка результатов

Оценочные значения высказываний переводятся в баллы в соответствии со следующей таблицей:

Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных (вторичных) пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5.

В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного (вторичного) фактора «экстраверсия – интроверсия» (см. Бланк ответов).

Нормативные данные

В таблице ниже приводятся нормы оценок по шкалам пятифакторного опросника, полученные в ходе тестирования взрослых и подростков обоего пола, используя которые можно перевести тестовые значения факторов конкретного испытуемого в Т-шкалу. На основе переведенных в один масштаб значений вторичных и первичных факторов можно отобразить в графическом виде психологический профиль личности.

Т-балл вычисляется по следующей формуле:

T = 50 + \frac{10 (X - M)}{S.D.}

где М - среднеарифметическое, S. D. - стандартное отклонение.

Факторы девочки девушки мальчики юноши
14 -17 лет 18-23 лет 14 -17 лет 18-23 лет
N - 87 N - 219 N - 58 N - 98
М S.D. М S.D. М S.D. М S.D.
Вторичные факторы
1.0 Экстраверсия - Интроверсия 55.7 9.1 52.4 7.9 50.8 8.4 49.1 8.5
2.0 Привязанность - Отделенность 47.5 11.1 50.1 9.1 47.8 9.8 49.4 8.7
3.0 Контролирование - Естественность 51.7 9.8 49.8 9.8 49.3 12.0 47.8 9.8
4.0 Эмоциональность - Сдержанность 49.3 11.9 48.7 9.8 42.6 9.5 42.9 11.4
5.0 Игривость - Практичность 55.6 9.3 55.8 8.4 52.3 9.8 54.6 6.9
Первичные компоненты
1.1 активность - пассивность 11.1 2.6 10.7 2.5 10.9 2.7 10.6 2.4
1.2 доминирование-подчиненность 10.0 2.7 10.1 2.6 10.7 2.1 9.4 2.6
1.3 общительность - замкнутость 11.8 3.2 10.7 3.0 10.6 3.1 9.5 2.7
1.4 поиск впечатлений - избегание 10.4 3.1 9.8 2.3 8.9 2.6 9.4 2.6
1.5 привлечение внимания - избегание 11.8 2.4 11.0 2.5 9.9 3.1 10.3 2.5
2.1 теплота - равнодушие 9.8 3.4 10.3 2.8 10.1 2.7 10.4 2.3
2.2 сотрудничество - соперничеств 8.9 3.6 9.9 2.5 9.7 3.8 10.0 2.7
2.3 доверчивость - подозрительност 7.8 3.3 8.1 2.6 7.6 3.0 8.1 2.3
2.4 понимание - непонимание 10.1 2.9 10.6 2.6 10.1 2.9 9.8 2.7
2.5 уважение других - самоуважени 11.1 2.5 10.9 2.1 11.0 2.7 11.0 1.8
3.1 аккуратность - неаккуратност 11.4 2.6 10.3 2.7 10.8 2.7 9.6 2.5
3.2 настойчивость - слабоволие 9.9 2.8 10.0 2.8 10.0 3.1 9.2 3.0
3.3 ответственность - безответственность 9.6 3.0 10.3 2.6 9.9 2.8 9.6 2.0
3.4 самоконтроль - импульсивност 10.6 3.5 9.3 2.8 10.1 3.1 9.9 2.5
3.5 предусмотрительность - беспечность 9.9 2.9 9.6 2.6 10.1 3.3 9.7 2.7
4.1 тревожность - беззаботность 10.6 3.2 10.7 3.0 9.5 2.8 9.3 3.3
4.2 напряженность - расслабленност 8.4 3.4 8.3 2.7 7.6 2.9 8.0 2.8
4.3 депрессивность - эмоциональная комфортность 10.1 3.1 9.8 2.8 8.2 2.4 9.9 2.7
4.4 самокритика - самодостаточность 9.7 3.5 9.2 2.3 8.5 2.6 8.8 2.5
4.5 эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность 11.1 3.3 10.7 3.0 8.9 3.2 8.6 3.1
5.1 любопытство - консерватизм 11.5 3.1 11.1 2.6 11.1 3.0 10.6 2.3
5.2 мечтательность - реалистичност 10.9 2.7 11.5 2.7 10.0 2.9 11.7 2.6
5.3 артистичность - неартистичност 10.8 3.1 11.9 2.4 9.9 2.8 10.8 2.7
5.4 сензитивность - нечувствительност 11.1 2.5 11.5 2.1 10.4 2.7 10.9 2.4
5.5 пластичность - ригидность 10.2 2.4 10.0 2.4 9.5 2.9 10.1 2.4

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов опросника строится на анализе как первичных, так и вторичных (основных факторов). Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов:

  1. Экстраверсия – интроверсия
    1. Активность - пассивность
    2. Доминирование - подчиненность
    3. Общительность - замкнутость
    4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений
    5. Привеление внимания - избегание внимания
  2. Привязанность - обособленность
    1. Теплота - равнодушие
    2. Сотрудничество - соперничество
    3. Доверчивость - подозрительность
    4. Понимание - непонимание
    5. Уважение других - самоуважение
  3. Самоконтроль - импульсивность
    1. Аккуратность - неаккуратность (отсутствие аккуратности)
    2. Настойчивость - отсутствие настойчивости
    3. Ответственность - безответственность
    4. Самоконтроль поведения - импульсивность (отсутствие самоконтроля)
    5. Предусмотрительность - беспечность
  4. Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость
    1. Тревожность - беззаботность
    2. Напряженность - расслабленность
    3. Депрессивность - эмоциональная комфортность
    4. Самокритика - самодостаточность
    5. Эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность
  5. Экспрессивность - практичность
    1. Любопытство - консерватизм
    2. Любознательность - реалистичность
    3. Артистичность - отсутствие артистичности
    4. Сенситивность - нечувствительность
    5. Пластичность - ригидность

В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками.

Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).

Бланк ответов

Литература

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.

Пятифакторная модель личности , также известная как «Большая пятерка» (Big Five) – психологическая модель, описывающая структуру личности человека посредством пяти общих, относительно независимых черт (диспозиций):

  • «нейротизм » (neuroticism, N)
  • «экстраверсия » (extraversion, E)
  • «открытость опыту » (openness to experience, O)
  • «согласие/доброжелательность » (agreebleness, A)
  • «сознательность/добросовестность » (conscientiousness, C)

В настоящее время пятифакторная модель является наиболее широко используемой в психологических исследованиях англоязычных стран: к 2009 году частота цитирования «большой пятерки» превзошла использование моделей Айзенка и Кэттелла вместе взятых более чем в 50 раз.

К сожалению, большинство психологических инструментов, использующих модель «большой пятерки», либо являются коммерческими методиками и отстутствуют в свободном доступе, либо не переведены на русский язык. На данный момент единственным доступным для прохождения тестом является русскоязычная адаптация А. Б. Хромова японской адаптации 5PFQ .


Пройти тест:

Наиболее известны следующие реализации «большой пятерки»:

Самый популярный, наиболее широко используемый опросник NEO PI разрабатывается с 1980-х годов американскими психологами П. Коста и Р. МакРаэ (Paul T. Costa Jr., Robert R. McCrae). C 1992 года представлен версиями NEO PI-R (260 вопросов) и NEO FFI (сокращенный, 60 вопросов). Существует русскоязычная адаптация 2010 года (В. Е. Орел, А. А. Рукавишников, И. Г. Сенин, Т. А. Мартин).

. IPIP Big-Five Factor Markers (50 и 100 вопросов), IPIP NEO PI-R (120 и 300 вопросов) – свободные для некоммерческого использования реализации шкал «большой пятерки» из International Personality Item Pool . IPIP NEO PI-R предлагается как аналог («shown to be mostly identical» ) коммерческого NEO PI. На русский язык не переведены.

. The Big Five Inventory , BFI (Dr. Oliver P. John и коллеги) – один из последних методов тестирования, использует в качестве стимульного материала фрагменты предложений. Доступен онлайн для некоммерческого использования. На русский язык не переведен.

Профессиональные личностные опросники OPQ/OPQ32 (Occupational Personality Questionnaires) компании SHL. Один из первых коммерческих инструментов «большой пятерки», используется при подборе персонала для оценки потенциала различных категорий сотрудников. С 1994 года существует русскоязычная адаптация.

Личностный опросник Хогана HPI (Hogan Personality Inventory) – один из элементов международной системы инструментов оценки Hogan, используется при подборе и оценке персонала. Существует русскоязычная версия.


Особенности реализации:
  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

NEO PI-R - это аббревиатура, в переводе с англ. означает Revised NEO Personality Inventory (пересмотренный личностный опросник NEO) - так называемая методика психологической диагностики личности, представляющая собой опросник, состоящий из 240 вопросов.

Опросник разработан в рамках концепции 5 «больших» факторов, отражающих основные черты личности, такие как:

1. Экстраверсия - количество и интенсивность энергии, направленная наружу в социальном мире.

2. Приятность в общении - виды взаимодействия с другими индивидуумами.

3. Добросовестность - степень организованности, настойчивости, контроль и мотивация в поведении.

4. Нейротизм - выявляет лиц, склонных к психологическим стрессам.

5. Открытость - активный поиск и оценка опыта для себя.

Каждый из 5 «больших» факторов, в свою очередь, подразделяется на 6 подфакторов:

1. Экстраверсия: теплота, коллективизм, настойчивость, активность, поиск возбуждения, положительные эмоции.

2. Приятность в общении: доверие, прямолинейность, альтруизм, соглашательство, скромность, мягкость.

3. Добросовестность: компетентность, порядок, чувство долга, стремление к достижению результата, самодисциплина, осмотрительность.

4. Нейротизм: озабоченность, враждебность, депрессия, осознание себя, импульсивность, уязвимость перед стрессом.

5. Открытость: фантазия, эстетика, чувства, действия, идеи, ценности.

Тест был разработан Пол Т. Коста-младшим и Робертом Мак-Крей. Опросник предназначен для взрослых (от 18 лет) мужчин и женщин без явных психических патологий.

Короткая версия, NEO-Five фактор Inventory (NEO-FFI), имеет 60 пунктов (12 пунктов в области). NEO PI-R и NEO-FFI были обновлены в 2010 году.

Оригинальная версия измерений была опубликована в 1978 году, был Нейротизм-Экстраверсия-Открытость Inventory (NEO-я). Эта версия могла измерять только 3 «больших» фактора. Позднее, в 1985 году опросник был пересмотрен, появились еще 2 «больших» фактора, и переименован в личностный опросник NEO (NEO PI). В этой версии, NEO рассматривается как часть названия теста, а не аббревиатура. Далее появилась третья версия, NEO PI-R, опубликованная в 1990 году. В 2005 – м году была опубликована последняя версия NEO - NEO-PI-3.

NEO PI-R представляет собой систематическую оценку эмоциональных, межличностных, эмпирических, поведенческих и мотивационных стилей - подробное описание личности, которое может быть ценным ресурсом для различных фирм. Взятые вместе 5 «больших» факторов и 6 подфакторов, включая шкалу приятности в общении и добросовестность, отражают полную и подробную оценку нормальной личности взрослого человека.

NEO PI-R черты не обязательно являются стабильными на протяжении всей жизни. На основании поперечных и продольных исследований исследователи пришли к выводу, что нейротизм и экстраверсия снижается с возрастом, в то время как увеличивается приятность в общении и добросовестность, особенно в возрасте от 20 до 40.

NEO PI-R признан на международном уровне в качестве золотого стандарта для оценки личности. Сегодня, уважаемые разработчики личностных тестов для профессионального рынка, как нечто само собой разумеющееся публикуют данные о взаимосвязи их испытания с 5 «большими» факторами использования в той или иной форме NEO в качестве ориентира.