Применение и развитие метода психологических профилей европейскими учеными.


ЛЕКЦИЯ № 6. Отечественные работы в области психологической диагностики

1. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева

Особенностью развития психологии в последней четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Эта черта характерна и для русской психологии того времени. Обычно в психологии период развития экспериментальных методов определяется работами Вильгельм Вундта и его школы. Между тем изучение истории русской психологии показывает, что и в ней развивались экспериментальные работы, причем шли преимущественно в материалистическом направлении. Этим отечественные исследования по экспериментальной психологии отличались от работ школы Вильгельм Вундта. Как уже говорилось, в этой школе собственно психические явления предлагалось изучать при помощи самонаблюдения, а объективный экспериментальный метод применять только к физиологическим и низшим психическим процессам.

В противоположность вундтовской психологии многие экспериментальные исследования в русской психологии проводились под знаком материалистических идей . У истоков этого направления находились два величайших корифея науки – И. М. Сеченов (1829–1905) и И. П. Павлов (1849–1936) .

В трудах Сеченова начиная с 1863 г. последовательно формируется материалистическое понимание психической деятельности. Изучая материальный субстрат психических процессов – мозг, Сеченов предложил рефлекторную теорию психической деятельности. Продолжателем его дела был И. П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов и проложивший путь от объективных исследований по функциональной физиологии центральной нервной системы к изучению материальных основ психических явлений.

Взгляды Сеченова и Павлова оказали решающее воздействие на мировоззрение видного представителя естественнонаучного направления в психологии В. М. Бехтерева . Вся рефлексология В. М. Бехтерева была реализацией рефлекторной теории Сеченова. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, нервными процессами, называл психические процессы невропсихикой. По его мнению, изучение психики не может быть ограничено одной ее субъективной стороной. Бехтерев утверждал, что «нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями» (Бехтерев В. М. Объективная психология и ее предмет // Вестник психологии. 1904. № 9-10. С. 730). Он утверждал, что объективная психология должна пользоваться только объективным методом и характеризовать психический процесс только с его объективной стороны.

Сочетая в себе талант психолога, физиолога, психиатра и невролога-клинициста, Бехтерев был вместе с тем и выдающимся организатором психологической науки, одним из руководителей ее прогрессивного крыла. Возглавив Психоневрологический институт в Петербурге, он собрал в нем коллектив исследователей, выполнивших ряд работ экспериментального характера.

Вместе с тем при всей прогрессивности борьбы Бехтерева за объективные методы исследования против субъективистской психологии он не мог преодолеть отношения к психическим процессам как к эпифеноменам (побочным, сопутствующим явлениям, не оказывающим влияния на основной процесс) актов поведения и, протестуя против метафизических понятий («память», «чувства», «внимание»), неправомерно игнорировал те реальные процессы, которые находят отражение в них.

2. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский . Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе). В отличие от других она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге .

Центральной в экспериментальных исследованиях, проводившихся в психологических лабораториях, была проблема зависимости психики от мозга и внешнего мира. Исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой и служила целям диагностики психических и нервных заболеваний.

В этих исследованиях изучались объективные признаки тех или иных психических явлений (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т. д. Кроме того, во всех экспериментальных лабораториях проводились исследования скорости протекания психических процессов.

Итак, во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент . Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX в.

Вероятно, одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное исследование, была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Г. И. Россолимо, крупнейший невропатолог и психиатр, поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. По существу этот метод, получивший широкую известность как в России, так и за рубежом, был одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения умственной одаренности. Эта система обследования, названная методикой индивидуального психологического профиля, сводилась к определению одиннадцати психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на 10 достаточно произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного ума («первичного ума»), который как некое устойчивое качество противопоставлялся «вторичному уму», непрерывно совершенствующемуся под влиянием внешних воздействий. Психические процессы, измеряемые методикой Россолимо, в целом составляли также три группы, как внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Он предложил графическую форму представления измерений психических процессов – вычерчивание психологического профиля, который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Отличительная особенность метода психологического профиля – его независимость от возраста испытуемого. Форма профиля оказалась надежным критерием для диагностики умственной отсталости.

Труды Россолимо были с интересом встречены как психологами, так и психиатрами, специализировавшимися на проблемах умственной отсталости. Подобные профили с того времени прочно вошли в психологическую диагностику.

Интересно мнение П. П. Блонского , высказанное по поводу методики определения психологического профиля: высоко оценивая эту методику, он признает работу Г. И. Россолимо наиболее удачной среди всех отечественных работ, так как в ней отобраны очень показательные для умственного развития тесты. Положительным в исследованиях Россолимо было, считает П. П. Блонский, также и то, что в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон. Лишь впоследствии синтетический способ исследования личности, к которому стремился Россолимо, начал укрепляться в психологической диагностике на Западе и в США.

Еще один русский психолог, придерживавшийся сходных взглядов на изучение личности, А. Ф. Лазурский , примерно в то же время создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Строго придерживаясь опыта и эксперимента как основных методов исследования, он в то же время стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила Лазурского искать другие методы. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому, по мнению Лазурского, удается исследовать не отдельные психические процессы, как это обычно делается, а психические функции и личность в целом.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Причем это было не воскрешение галлевской френологии (локализация способностей в виде внешне выраженного развития отдельных обособленных участков больших полушарий), а объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Итак, научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на естественный эксперимент и изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были не закончены им, помешала преждевременная кончина исследователя (1917).

3. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период (20-30-е гг. ХХ в). «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова. Работы М. Ю. Сыркина. Педология. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»

С развитием дифференциально-психологических исследований психология в целом обогатилась рядом новых методов и подходов. Стали вполне осуществимы ее связи с практикой. Все это послужило основой для возникновения психологической диагностики. Собственно психодиагностические работы в России за малым исключением начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 1920-1930-е гг. в области педагогики, медицины, педологии. Подавляющее большинство методик были копированием западных психологических тестов. Незначительные отличия проявлялись в формах проведения тестовых испытаний, обработке и интерпретации экспериментального материала.

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляет «Измерительная шкала ума» Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине – Симона, переведенную и адаптированную П. П. Соколовым для испытания умственной одаренности русских школьников. По сути дела, шкала Болтунова представляет собой самостоятельную разработку нового набора тестов. Несмотря на известную аналогию со шкалой Бине – Симона, шкала Болтунова имеет специфические особенности: в ней модифицировано большинство заданий, введены совершенно новые задания, предложена новая инструкция и форма ее использования, определено время решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней. Принципиальное отличие шкалы Болтунова от шкалы Бине – Симона состоит в возможности проводить групповые испытания. И тем не менее данная работа типична для традиционного психологического тестирования. В ней сильно сказывается утилитарный механистический подход к использованию диагностических методик.

Этот подход характеризовался стремлением внедрить в обработку тестов методы вариационной статистики и вместе с тем тщательно отработать приемы формализации в обработке результатов. Изучению же содержательной стороны диагностируемых психологических процессов не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания. В этом отношении психодиагностические исследования в России были определенным отступлением от традиций русской психологии, всегда стремившейся к теоретической и методологической проработке своей экспериментатики.

Работы по тестированию детей, по сути дела заменили поиск теоретических установок и перспектив совершенствования техники эксперимента и математического анализа. Вместо изучения содержательной стороны психологического тестирования тестологи лишь тщательно отрабатывали приемы формализации и обработки результатов.

Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы М. Ю. Сыркина , специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (факт, установленный еще в первых работах Бине). Связь между особенностями речевого развития и результатами тестирования к тому времени была доказана экспериментально (уже самые первые работы тестологов фиксировали эту зависимость). Однако с течением времени социальный аспект существования интеллектуальных различий между слоями и классами общества для тестологии становился все более острым и значимым.

В этом отношении чрезвычайно важны работы Сыркина, поскольку в отечественных исследованиях по психологическому тестированию он первый доказал, сколь противоречивой является тестовая диагностика индивидуальных различий, допускающая прямо противоположную интерпретацию результатов исследования. Самостоятельные экспериментальные работы Сыркина показывают, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых имеется линейная форма связи, в некоторых случаях достаточно тесная, к тому же обладающая высокой временной стабильностью.

В 1920-е гг. в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна , С. Г. Геллерштейна , Н. Д. Левитова , А. А. Толчинского и др.). В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, транспорте, в системе профессионального обучения.

Во многих городах страны работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал «Советская психотехника» (1928–1934), проводились психотехнические конференции и съезды.

Как особая отрасль отечественной психологии психотехника организационно оформляется к 1927–1928 гг. Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений.

Вместе с тем психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически не обоснованных тестов. Результатом этого стало свертывание работ по психотехнике к середине 1930-х гг.

Отрицательное отношение к психотехнике усилилось в период повсеместно развернувшейся критики педологии, с которой у нее было много общего.

Педология была задумана как комплексная наука, занимающаяся целостным, синтетическим изучением детей. Но научный синтез данных психологии, физиологии, анатомии и педагогики не был осуществлен в рамках педологии.

Претендуя на роль единственной «марксистской науки о детях», педология механистически понимала влияние двух факторов (среды и наследственности), определяющих процесс развития психики, сводила качественные особенности развивающегося человека к биологической характеристике, увлекалась применением тестов, рассматривая их как средство измерения умственной одаренности и метод отбора умственно отсталых детей.

В этой связи в начале 1930-х гг. началась принципиальная критика многих положений педологии, завершившаяся постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

Развернувшаяся в этот период резкая критика педологии сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психологии и психологической диагностики.

Постановлением был наложен запрет на применение тестов в школе. По сути дела этим были прекращены все психодиагностические исследования. Понадобилось около 40 лет, чтобы это направление исследований было полностью восстановлено в своих правах. Лишь в конце 1960-х гг. вновь начинают появляться работы по психологической диагностике.

Подводя итог рассмотрению отечественных работ в области психодиагностики, следует отметить, что, несмотря на большое количество вторичных исследований, копирующих западные, в истории имелись и интересные самостоятельные работы, пытающиеся решить научно-методологические проблемы диагностики.

То, что американские специалисты в свое время назвали психологическим профилем, в России получило название психологического портрета преступника. Будучи одной из разновидностей криминалистических мысленных моделей, «профиль» («портрет») разыскиваемого преступника представляет собой систему сведений о психологических и иных признаках данного лица, существенных с точки зрения его выявления и идентификации. Поскольку в эту систему включаются признаки не только психологической природы, но и правовые, социально-демографические и иные признаки, представляется более точным определять рассматриваемый объект как криминалистический «портрет» или криминалистическую характеристику преступника. Существует три типа подобных информационных моделей. Одни из них содержат достоверное (положительное) знание о признаках искомого объекта (такие модели формируются на основании показаний потерпевших, очевидцев преступления, иных данных, собранных на процессуальной основе). Другие состоят из предположительного, нуждающегося в проверке знания. И наконец, существуют комбинированные модели, содержащие в себе достоверные знания (информацию) об одних и предположительное знание о других признаках преступника. Указанные криминалистические модели («профили», «портреты», характеристики) главным образом используются в целях выявления правонарушителей, которые после совершения преступления скрылись с места происшествия. Делается это путем установления лиц, схожих по своим признакам с признаками человека, зафиксированными в модели, и их «просеивания» - проверки на предмет причастности к раскрываемому преступлению Сокол В.Ю. Особенности формирования профиля преступника в США и Германии // Общество и право. 2009. № 3. С. 257 - 263..

Метод психологического портрета существенно отличается от традиционного метода словесного портрета. В отличие от многофункционального словесного портрета, описывающего внешние признаки, психологический портрет отражает внутренние, психологические, а также поведенческие признаки человека. Его основная функция - быть средством поиска, выявления преступника, личность которого не установлена. Психологический портрет формируется не на основе достоверных знаний об отражаемых в нем признаках, а знаний вероятностного характера. Существенно и то, что этот метод «работает» далеко не в каждом случае раскрытия преступлений. Полем его применения являются лишь некоторые группы дел и прежде всего те, что связаны с раскрытием тяжких преступлений против личности. Известно еще одно важное ограничение возможностей его применения. Метод психологического портрета реализуется в тех случаях, когда место происшествия и состояние жертвы позволяют заключить о наличии у неизвестного преступника каких-либо отклонений в поведении, психике, эмоциональном состоянии. Эти ограничения, однако, не умаляют значимости данного метода как остроактуального средства, позволяющего с честью выходить из запутаннейших тупиковых ситуаций, в которых другие методы оказываются просто бесполезными. Сказанное, прежде всего, касается проблемы раскрытия серийных убийств, совершаемых в разных местах и в разное время лицами с психосексуальными аномалиями.

В последние годы проблема борьбы с серийными убийствами указанного вида обсуждается учеными и практиками множества развитых стран, хотя до недавнего времени считалось, что феномен убийцы-серийника - забота сугубо американская. И это отнюдь не случайно. Сексуальная агрессия как зараза распространяется по всему миру, потрясая воображение юридической общественности, парализуя страхом и ужасом сердца обывателей. Сексуальный убийца-серийник - не террорист, не бандит. Он хуже и опаснее и того и другого вместе взятых. Во много раз. Главная отличительная его черта состоит в том, что, встав на преступный путь, он никогда с него не сойдет, не остановится. Будет убивать, и убивать до тех пор, пока не попадется.

Из соображений безопасности и в силу складывающихся жизненных обстоятельств он может лишь приостановить свое «ремесло». Делая паузы, заглушая в себе на какое-то время агрессивность, тем не менее, и в такие моменты он ждет своего часа, очередного случая для эмоциональной разрядки на крови тех, с кем сталкивает его судьба.

Характерно и другое: в повседневной жизни серийник-убийца абсолютно ничем не выделяется из окружения. Он такой же по внешним и поведенческим признакам, как все обычные люди. Это обстоятельство создает главную трудность в его выявлении. Вот тут-то и приходит на помощь правоохранительным органам метод психологического портрета.

Идея воссоздания психологического и физического облика человека по следам, оставленным на месте преступления, не нова.

Однако в качестве метода розыска неизвестного преступника «психологический профиль» стал использоваться лишь с 50-х годов прошлого века. Первый такой случай описан в книге американского психолога Джеймса Брусселя (1968). В конце 50-х годов Нью-Йорк жил в постоянном страхе из-за угрозы взрыва: человек, получивший прозвище «безумный бомбитель», за 8 лет совершил 32 взрыва. В поисках преступника официальное расследование зашло в тупик. Тогда полиция обратилась за помощью к психиатру, чтобы тот составил «профиль» личности человека такого типа, который был бы способен на эти «безумные взрывы» Сокол В.Ю. Особенности формирования профиля преступника в США и Германии // Общество и право. 2009. № 3. С. 257 - 262..

Проанализировав представленные в его распоряжение материалы, доктор Джеймс Бруссель пришел к заключению, что «возраст человека, которого ищут, где-то между 40-50 годами, что он выходец из Восточной Европы, в настоящее время живет в Коннектикуте либо с сестрой, либо с незамужней теткой. В детстве у него были плохие взаимоотношения с отцом, но свою мать он очень любил и жил с ней в согласии. Психиатрический диагноз - паранойная личность. Он очень внимателен к деталям. В день ареста будет одет в двубортный костюм, застегнутый на все пуговицы».

После того как Бруссель составил этот профиль, полицией Нью-Йорка был арестован за взрывы Жорж Метесский, славянин по происхождению, в возрасте 50 лет, неженатый, живущий в Коннектикуте со своими двумя незамужними сестрами. В момент ареста был одет в двубортный костюм, застегнутый на все пуговицы.

В этом на первый взгляд фантастическом совпадении нет никакой мистики. Метод, получивший название криминального или психологического «профиля», позволяет делать прогнозы достаточно высокой степени точности.

Разработанный и апробированный в Отделе поведенческих наук академии ФБР (Куантико, штат Вирджиния), данный метод впервые был применен в 1971 г. при расследовании убийств, совершенных с особой жестокостью. В 1984 г. при Академии ФБР был создан Национальный центр изучения насильственных преступлений, занимающийся идентификацией и розыском преступников, совершивших серийные убийства и другие, особо тяжкие преступления против личности. Создание Центра стало дополнительным импульсом к широкому внедрению и совершенствованию метода. Этому способствует единая национальная компьютерная система. По специальной программе в нее заносятся данные обо всех совершаемых в стране тяжких насильственных преступлениях как раскрытых, так и нераскрытых (соответственно около 15 и 5 тысяч ежегодно). Наряду с исследовательской работой Отдел поведенческих наук выполняет заказы по составлению криминальных профилей для розыска неизвестных преступников.

Метод получил международное признание и внедряется в ряде стран Европы и Америки, высшие полицейские чины которых прошли стажировку в Академии ФБР в Куантико.

Материал, необходимый для построения «профиля», собирают путем тщательного изучения жертвы и места преступления. Судебный патолог с помощью средств своей науки дает ответ на вопрос, как было совершено убийство; следователь, располагая полными данными о месте преступления и жертве, отвечает на вопрос: какой тип личности совершил этот поступок.

Разработанная в ФБР процедура составления «психологического профиля» состоит из пяти шагов, или этапов:

Обстоятельное изучение, анализ природы и сущности преступления и криминальных типов лиц (психолого-психиатрическая типология лиц, совершивших подобные деяния в прошлом);

Исчерпывающий анализ места расследуемого преступления;

Углубленное изучение ближайшего окружения, занятий и увлечений жертвы (жертв, если их несколько) и подозреваемого (подозреваемых);

Формирование возможных мотивирующих факторов всех задействованных в расследовании лиц;

Описание преступника (на основе внешних поведенческих проявлений его вероятностной психологической сущности).

Чаще всего в «психологическом профиле» описываются и оцениваются следующие характеристики преступника: пол и возрастные рамки: семейный статус, образовательный уровень, род занятий (общие сведения о работе), как будет реагировать на ситуацию расследования и допрос, уровень сексуальной зрелости, сможет ли совершить вновь нечто подобное, вероятность того, что искомый преступник мог совершать в прошлом аналогичные преступления, есть ли на него полицейское досье Сокол В.Ю. Особенности формирования профиля преступника в США и Германии // Общество и право. 2009. № 3. С. 257 - 262..

Для составления «психологического профиля» используются следующие материалы:

1. Фотографии места преступления, цветные, увеличенные фотографии имеющихся на теле жертвы ран, фотографии жертв, сделанные с разных позиций и под разными углами. С помощью обширной фотодокументации криминально-технической службы, используя также карты, планы, схемы, в комплексе анализируется все найденное полицией непосредственно на месте преступления и вокруг него. При этом максимум внимания уделяется каждой видимой на фотографии детали, каждому зафиксированному на снимках предмету или положению, в котором было найдено тело, определяется логическая связь объектов с предполагаемым ходом преступления. Именно поэтому так важно сохранить в неприкосновенности место преступления. Случается, что полицейские, проводившие первичный осмотр места преступления, вносят в него какие-либо изменения. Такие изменения, если они неизбежны, следует тщательно документировать и сообщать о них, иначе возникает опасность сделать позднее ложные выводы о механизме преступления. Хорошо продуманное ограждение места преступления и ловко проложенные пешеходные дорожки являются при исследовании тяжкого преступления важными предпосылками для успеха работы на месте. Наряду с сохранением следов на месте происшествия задача криминально-технической службы состоит в создании обширной и подробной фотодокументации. При этом в каждом случае используется цветная пленка.

Ни при каких обстоятельствах не нужно экономить на фотоснимках. Важно, чтобы как близкие, так и удаленные от места происшествия окрестности были представлены достаточным количеством фотографий. Так, при совершении убийства внутри здания интерес представляет не только помещение, где было найдено тело, но и фотографические снимки всех остальных помещений дома и его окрестностей. Наряду с обзорными снимками желательны также фотографии деталей, зафиксированных с различных направлений и под различными углами. Фотодокументирование места преступления и его окрестностей - необходимое условие для создания «психологического профиля» преступника.

2. Материалы вскрытия трупа и исследования результатов вскрытия. Вскрытие производится специально обученным врачом, обладающим знаниями патолога и судебного медика.

Часто необходимо, чтобы врач, которому придется производить вскрытие, был предварительно вызван на место преступления, чтобы он мог иметь представление о случившемся и сделать определенные выводы. При вскрытии должен обязательно присутствовать сотрудник криминально-технической службы, фиксирующий на фотопленке различные стадии вскрытия и исследования трупа. Анализ результатов вскрытия ориентирован на получение ответов на следующие вопросы: каким орудием, где, в какой последовательности и с какой силой были нанесены повреждения, явившиеся причине смерти. Точная локализация повреждений на теле жертвы позволяет сделать предположение о том, была ли жертва застигнута убийцей врасплох или убийству предшествовала борьба. Интерес представляет также количество повреждений, были ли они и какие повреждения нанесены посмертно, были ли ранения нанесены сквозь одежду или в области неприкрытой кожи тела. Общая картина повреждений позволяет сделать вывод о душевном состоянии убийцы в момент преступления и о том, существовали ли между ним и жертвой какие-либо отношения.

3. План перемещений жертвы до смерти: место работы, место жительства, где последний раз видели жертву перед тем, как она была обнаружена на месте преступления.

4. Документы с информацией о личности жертвы. В методе криминального «психологического профиля» изучению жертвы придается столь же важное значение, как и изучению преступника. Для получения «психологического профиля» преступника необходимо иметь «психологический профиль» жертвы. На выполнение этой работы вы-деляются дополнительные сотрудники, специализирующиеся в области криминалистической виктимологии. Эти сотрудники занимаются исключительно жертвой столько времени, сколько необходимо для того, чтобы получить «точную картину жертвы». Из чего составляется эта картина? Возраст, пол, физические особенности, в том числе и одежда во время инцидента, семейный статус, социальная адаптированность, интеллект, успеваемость в школе, взаимоотношения в школе, стиль жизни и недавние изменения в стиле жизни, особенности личности и темперамента, манера поведения, место жительства (прежнее и настоящее), репутация в доме и на работе, история болезни (физические и психические особенности), личностные привычки (употребление алкоголя, наркотиков), социальные привычки, увлечения, пристрастия, друзья и враги, полицейское досье.

5. Информация о полной картине преступления и реконструкции механизма содеянного (сведения о месте, времени, дате события, показания свидетелей, род оружия, которым было совершено преступление и т.д.). С помощью характеристики жертвы, анализа места преступления и повреждений на теле жертвы можно реконструировать предположительно внешний ряд события преступления. Это часто помогает выяснению, почему преступник выбрал тот или иной способ действий. Реконструкция механизма содеянного позволяет диагностировать психологическое состояние преступника в момент совершения преступления, составить представление об уровне природной интеллигентности и образовании преступника. Особый интерес представляет поведение преступника в так называемой «ситуации после убийства» (спрятал ли тело жертвы, уничтожил ли другие вещественные доказательства или в панике покинул место, преступления, оставив разнообразнейшие следы) Сокол В.Ю. Особенности формирования профиля преступника в США и Германии // Общество и право. 2009. № 3. С. 257 - 263..

Наличие сведений, о которых говорилось выше, позволяет ответить на вопросы: что произошло на месте преступления и почему это произошло? Основная предпосылка, на которой базируется метод «психологического профиля», состоит в том, что ответ на первые два вопроса подводит к ответу на третий - кто мог совершить такое преступление, то есть к составлению «психологического профиля», отражающего существенные для характеристики личности и поведения убийцы признаки. Этот «профиль» описывает совершившего преступление человека так, как будто речь идет о хорошо известном, знакомом человеке. Однако профиль не «называет» конкретных имен. Содержащиеся в нем сведения одинаково применимы к большому количеству людей определенной категории.

Необходимо подчеркнуть, что метод «психологического профиля» это лишь одно из многих средств расследования. Метод «психологического профиля» - это попытка использовать поведенческие и психодинамические принципы психологии в прикладной области.

3 705

PSYCHOLOGIES №29

Специалисты загадочного «профиля»

Почему маньяк убивает? Это вопрос внутриличностного, психологического толка, и ответить на него могут только профайлеры - профессионалы, элита следствия. Кто они такие?

Молодому агенту ФБР была необходима встреча с этим заключенным: именно он мог рассказать об убийце женщин. Узник был смертельно опасен даже при разговорах через тюремную решетку и определенно не был знаком с убийцей - заключенный Ганнибал Лектер, доктор Лектер, каннибал Лектер, известный тем, что съел печень одной из своих жертв. И запил кьянти… Но он мог знать, почему тот, кого искало ФБР, срезает у убитых кожу, почему в гортань каждой из них кладет куколку ночной бабочки и, в конце концов, почему он убивает.

«Почему он убивает?» - тот самый вопрос, ответ на который ведет к раскрытию преступления. Ответить на него может только следователь-профайлер (profiler). О них и пойдет речь - людях уникальной профессии, поставивших психологическую науку на службу розыску. Профайлеры - те, кто воссоздает психологический облик убийцы по уликам, признакам и знакам, с виду порой не имеющим отношения к делу.

Кто способен на убийство

Распространено мнение, что убийцами чаще всего становятся люди, матери которых с самого раннего детства отвергали их. «Но далеко не все, кто перенес такую психологическую травму, становятся преступниками, - размышляет психолог Сергей Ениколопов***. - 11-13 лет - это возраст, когда формируются представления о морали и нравственности. И если в этот период ребенок подвергался физическому и психологическому насилию со стороны взрослых, то влияние этих действий гораздо сильнее сказывается на развитии его личности, чем раннее отвержение». Кроме того, не следует недооценивать некоторые особенности, которые присущи каждому из нас от рождения. Например, такие, как возбудимость нервной системы. «Только сочетание всех неблагоприятных факторов: особенностей мозговой деятельности, степени возбудимости, нарушения отношений с матерью в раннем возрасте и тяжелого подросткового опыта - приводит к тому, что человек становится преступником», - уверен Сергей Ениколопов. ВИТА МАЛЫГИНА

Первая «серия»

Финал триллера Томаса Харриса «Молчание ягнят» известен. С помощью психологически рискованных контактов с доктором Лектером агент ФБР Клэрис Старлинг разгадала тайны куколок в гортани, личности убийцы и даже собственной личности. Для нас же самое интересное в том, что у героев «Молчания…» есть реальные прообразы. Клэрис Старлинг работала в ФБР в отделе бихевиористики (психологического анализа поведения), который возглавлял Джек Кроуфорд. Его прототип Джон Дуглас (John Duglas) основал реальный отдел бихевиористики. В конце 70-х годов прошлого века он первым в мире начал внедрять психологию в практику розыска по делам об убийствах - необъяснимых, серийных, особо жестоких или каким-либо образом связанных с сексуальными мотивами. Работая в Национальной академии ФБР, он самостоятельно исследовал возможности применения психологии в криминалистике: изучал статистику серийных убийств в США, общался с осужденными... Он пытался понять закономерность: кто и почему совершает чудовищные преступления. Руководство ФБР обратило внимание на эту работу, и Дуглас возглавил программу исследований «Личностно-преступное профилирование». Появился термин «профайлер» (от английского profile - «психологический профиль»). И сама эта профессия.

Благодаря работе профайлеров первый серийный убийца - Дэвид Карпентер - был задержан в США в конце 1979 года. Сегодня метод раскрытия преступлений с помощью создания психологического портрета (профиля) признан большинством ученых-криминалистов мира, а отдел бихевиористики ФБР - это более 300 дел, ежегодно поступающих к десяткам следователей-профайлеров . От 60 до 80% уголовных дел, переданных на консультацию в этот отдел, раскрываются. В 67% случаев созданный психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника*. В Академии ФБР в Куантико (США) и в ее филиалах в Будапеште (Венгрия) и Бангкоке (Таиланд) обучают профессионалов из разных стран - 8-недельную подготовку прошли и некоторые сотрудники МВД России. Главная же цель исследований профайлеров, где бы они ни работали, - выяснить, почему люди становятся серийными убийцами, понять, что ими движет и каковы должны быть методы следствия по делам такого рода.

Искусство разведения «ягнят»

Работа профайлеров стала настоящим клондайком для романистов, сценаристов и режиссеров. В кино за следователями «с психологическим уклоном» все чаще зарезервированы главные роли. Надо признать заслугу «Молчания ягнят»: фильм ввел моду на этот тип героя. Методами профайлеров пользовались Малдер и Скалли в «Секретных материалах», персонажи Брэда Питта и Моргана Фримена в триллере «Семь», герой Кевина Клайна в «Январском человеке». Психотерапевт Брюс Уиллис разгадывал тайну убийств мужчин в «Цвете ночи». Профайлером была Сигурни Уивер в «Имитаторе»; психолог-криминалист - героиня одного из самых популярных сериалов Америки «Профиль убийцы». А Ланс Хендриксен из «Миллениума» до того, как разгадывать тайны мистические, тоже служил профайлером в ФБР. Но особенно приятно, что наш российский пионер психологического профиля Александр Бухановский тоже оказался в центре фильма. Причем американского. В основе «Гражданина Икс» - история следствия по делу Чикатило. И только два героя действуют под невымышленными именами - сам маньяк и профессор Александр Бухановский. Играет его знаменитый Макс фон Зюдов. Это единственное отступление фильма от «правды жизни» - Александр Олимпиевич значительно моложе великого шведа. В.Б.

Портрет на фоне

«Большинство профайлеров не выезжают на место преступления, - рассказывает Олег Бродченко, психолог, полковник милиции, руководитель группы по исследованию проблем психологического обеспечения раскрытия и расследования преступлений ВНИИ МВД России. - Мы изучаем фотографии с места происшествия, отчеты экспертизы, работаем с информацией по другим преступлениям. Для нас важны не только детали, но и способ и порядок действий преступника. Мы анализируем, сопоставляем факты и составляем его психологический портрет». Профайлеры описывают черты характера, особенности личности, поведения преступника, делают предположения о его возрасте, расе, поле, семейном и служебном положении, сексуальной зрелости, называют его привычки, наклонности, описывают стиль поведения в быту, взаимоотношения с жертвой, предсказывают его следующие шаги. «Выводы, которые мы делаем, - это лишь предположения, которые помогают следствию сузить круг поиска, - продолжает Олег Бродченко. - И это, конечно, лишь общая схема работы».

У многих профайлеров есть свой индивидуальный подход к делу. Мики Писториус (Micki Pistorius), одна из немногих женщин-профайлеров в мире, работает в полиции ЮАР. Она не представляет себе эффективного расследования без действий непосредственно на месте преступления. Писториус, доктор психологии, закончила Академию ФБР, но по первой профессии она журналист. Возможно, в ее индивидуальном методе сказывается репортерское желание присутствовать в эпицентре события. Ей необходимо «влезть в шкуру» убийцы. Именно так она раскрыла «дело Феникса», который убивал женщин в полях сахарного тростника. «Я приехала на место преступления и решила пройти через поле, - рассказывает Мики. - Оно просто кишело змеями, насекомыми… Мне было не по себе, но я шла вперед, потому что хотела почувствовать то же, что чувствовал убийца, вдохнуть запахи, которые он вдыхал, услышать те же звуки. Это очень важно - пройти весь путь преступника, чтобы понять, о чем он думал в тот момент и что планировал сделать. Без этого не уловишь ход его мыслей, его состояние».

«МНЕ БЫЛО ВАЖНО ПРОЙТИ ВЕСЬ ЕГО ПУТЬ, ЧТОБЫ УЛОВИТЬ ХОД ЕГО МЫСЛЕЙ, ЕГО СОСТОЯНИЕ»

А тогда на месте убийства он выкурил 15 сигарет: чувствовал себя в безопасности, хорошо ориентировался на местности. Туфли жертвы были аккуратно поставлены в стороне. Возможно, убийца - перфекционист, для него важно оставлять место преступления в идеальном порядке. Если так, то он такой и в жизни: дома у него порядок, и он следит за своим внешним видом. Убийца прокладывал себе путь через поле, срезая тростник. Характер среза от ножа - типичный для некоторых местных племен - навел Мики на след убийцы из среды народности зулу. Она точно описала его профиль, и преступник был найден. Метод следователя Писториус во многом основан на интуиции. В отличие от большинства ее коллег - они, как правило, опираются на логику и анализ данных по аналогичным делам.

Об этом

  • Джн Дуглас, Марк Олшейкер «Охотники за умами: ФБР против серийных убийц», Крон-пресс, 1999.
  • Олег Бродченко, Ольга Логунова «Психолого-криминалистическое обеспечение раскрытия серийных сексуальных преступлений», ВНИИ МВД, 2004.
  • Виктор Образцов, Сапфо Богомолова «Криминальная психология», Юнити-Дана, Закон и право, 2002.

Он разглядел маньяка в «профиль»

За несколько лет до ареста ростовского маньяка психиатр Александр Бухановский* создал его психологический портрет. В основных своих характеристиках он выглядел так: «Возраст - за 40. Рост 170 плюс-минус 10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечен фильмами ужасов. Астеник. Физической силой не отличается. Хронические желудочно-кишечные заболевания, в прошлом туберкулез. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно; образование среднетехническое или высшее. Долго работал преподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на основе изменений личности, достигших степени болезненности. Остановиться может лишь ненадолго, почувствовав обострение опасности».

В Сакраменто (США) было совершено жестокое убийство. Осмотрев место преступления, сопоставив это убийство с другими, похожими, изучив результаты медицинской экспертизы, следователь Роберт Ресслер (Robert Ressler)** пришел к таким выводам: «Преступник - белый мужчина, примерно 25-27 лет, худой, плохо питается. Холостяк, друзей у него нет. В его квартире полный беспорядок. Если он живет не один, то наверняка с родителями, но это маловероятно. Возможно, в прошлом проходил лечение у психиатра. Не исключено, употребляет наркотики. Безработный. Возможно, получает пенсию по инвалидности. Не служил в армии. Очень рано бросил учебу. Страдает параноидальным психозом, это совершенно точно». Так выглядел психологический портрет Ричарда Шаза, который вошел в историю криминалистики под названием «вампир Сакраменто». Шаза арестовали через несколько недель - профиль оказался точным. И основан он был на чисто логических рассуждениях.

Мужчина Убийца, наносящий увечья сексуального характера, всегда мужчина.Белый Такие преступления, как показывает статистика, совершаются человеком той же расы, что и его жертва. Возраст - 25-27 лет По характеру преступления убийца принадлежит к типу людей, страдающих психозом. Это заболевание обычно начинает развиваться в подростковом возрасте. Должно пройти приблизительно 10 лет, чтобы болезнь достигла критической точки. Худой Большинство страдающих психозом плохо питаются.Холостой Больные этого типа не заботятся о личной гигиене и внешнем виде. Женщины не соглашаются жить рядом с таким человеком.Не служил в армии По состоянию здоровья.Рано бросил учебу Тоже из-за болезни.Безработный По той же причине он не может найти постоянного места работы, и ему приходится жить на пенсию по инвалидности. Водить машину он, следовательно, тоже не в состоянии. Поэтому можно сделать вывод, что убийца живет в том же квартале, что и жертва.

Логикой руководствовался и наш соотечественник из Ростова-на-Дону, психиатр Александр Бухановский*, создавая один из самых знаменитых психологических портретов - профиль Андрея Чикатило. Если бы милиция прислушалась к психологу вовремя, не было бы ложных арестов и безвинно казненных по этому делу… И именно Александр Бухановский сумел «разговорить» Чикатило во время следствия.

Признание... заслуг

Знание тонкостей психологии позволяет профайлерам не только помогать в поиске убийц, но и добиваться от них - уже арестованных - признаний. Американский следователь Роберт Кеппел (Robert Keppel) рассказывает о тактике ведения одного допроса: «В Канаде исчезла 11-летняя девочка. Было известно, что какой-то мужчина пригласил ее сесть к себе в машину. Задержали подозреваемого. Нужно было пойти на хитрость, чтобы получить его признание. Я попросил полицейских связаться со мной, когда будет найден труп. Мне необходимо было узнать, что он сделал с девочкой. Оказалось, она была задушена, изнасилована, ее лицо было жестоко избито. Затем преступник лишь присыпал голову жертвы землей; тело осталось на поверхности. Я предположил, что убийца был сильно разозлен, но у него не хватило смелости обратить свою ярость на того, кто вызвал его гнев, и он выбрал беззащитного ребенка. Во время допроса выяснилось, что в день убийства его выгнала подруга. Она была субтильной женщиной маленького роста. Может быть, ее отказ и толкнул его на убийство? Я зацепился за это предположение и попытался внушить ему, что понимаю: его гнев был оправдан, больше того, девочка сама могла быть виновата в том, что с ней случилось. Эти слова и спровоцировали его - заставили вновь пережить приступ гнева, на что я и надеялся. И он признался...»

Создатели «Монстра»

В СССР и России метод профайлинга никогда не отрицался. Еще в застойные годы психологи составляли для спецслужб психологические профили прибывающих в страну иностранных лидеров... Сегодня психологи, помогающие следствию в самых сложных делах, работают во Всероссийском НИИ МВД. Несколько лет назад они разработали автоматизированную информационно-поисковую систему «Монстр» для создания психологического портрета преступника в делах о серийных убийствах. Поиск шел на основе комплекса признаков, описывающих событие и его основные криминалистические характеристики. Но на внедрение этой системы денег так и не нашлось. Нет в России и единой базы данных, где хранилась бы вся информация о серийных убийцах. Главное управление уголовного розыска МВД России несколько лет назад подготовило предложение в Генпрокуратуру РФ об отдельном порядке учета дел о серийных убийствах и создании отдельного банка данных хотя бы по новым делам. Решение по вопросу пока не принято…

«ОНИ ПОМОГАЮТ НЕ ТОЛЬКО НАЙТИ ПРЕСТУПНИКА, НО И ДОБИТЬСЯ ОТ НЕГО ПРИЗНАНИЯ»

Другие страны были мобильнее и дальновиднее. В 1983 году руководство ФБР организовало при Академии ФБР Национальный центр изучения насильственных преступлений. Тогда же была создана единая национальная компьютерная база данных - ViCAP (Violent Crime Apprehension Programme) - база арестов за насильственные серийные преступления. В 1986 году в Великобритании была собрана компьютерная база данных по преступлениям, связанным с убийствами по сексуальным мотивам, и случаям похищения детей. Было установлено, что люди, совершившие подобные преступления, имеют общие черты, у них сходное семейное положение, возраст и другие особенности... Продолжение следует?

Об этом

На сайте www.trutv.com/library/crime, зарегистрированном телекомпанией Courtroom Television Network LLC (телеканал Court TV), создан уникальный раздел «Преступное сознание» (Criminal Mind). Он объединяет редкие факты, точную информацию, описывает опыт работы профайлеров во многих странах мира в разделах «Криминалистическая психология», «Профайлинг», «Судебные процессы и расследования». Вся информация на английском языке.

Текст: Мария Кожевникова, Виктория Белопольская

Рост количества насильственных преступлений, расследование которых часто заводит следствие в тупик из-за отсутствия необходимой информации о лицах, совершивших данные деяния, позволил внедрить в практику расследования преступлений новые психологические методы, которые активно стали применяться и в России.

Одним из таких методов является разработка психологического портрета неизвестного преступника. Термин «психологический портрет преступника» предполагает отражение психологических признаков. Но практика показывает, что в психологический портрет входит и информация, относящаяся к другим признакам, например, половозрастным, социально-демографическим. На сегодня одним из наиболее полных является определение А. И. Анфиногенова: «Психологический портрет преступника – это психолого-криминалистический метод и результат познания криминального события, ориентированный на выявление комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств и следах преступной деятельности, где лицо описывается в терминах его устойчивого психологического и гражданского состояния» .

Перспективность метода составления психологического портрета преступника определяется задачами, стоящими перед правоохранительными органами, которые он способен помочь решить. На разных этапах следствия по уголовным делам существуют свои задачи: сужение круга подозреваемых лиц по делу, прогнозирование поведения преступника при задержании, построение эффективной тактики допроса лиц, проходящих по делу, и др. Метод портретирования способен прийти на помощь правоохранительным органам на каждом этапе производства по уголовным делам.

Разработка нового метода раскрытия преступлений с помощью составления психологического портрета, начавшись в США, в 70-х годах стала активно внедряться в практическую деятельность. В Национальной академии ФБР США были открыты курсы по криминальной психологии (FBI Applied Criminal Psychology) для агентов ФБР. Одним из преподавателей на этих курсах был «отец» профайлинга агент Джон Дуглас (Jon Douglas), на счету которого множество расследованных дел, связанных с совершением тяжких преступлений. В 1979 году руководство ФБР назначило его главой программы исследований «Личностно-преступное профилирование» . В то время впервые появился термин «профайлер» (от английского profile - «психологический профиль»). Метод получил название «психологический профиль» или «психопрофилирование», «профайлинг», а человека, занимающегося составлением таких профилей, стали называть «профилер». Какое-то время данные разработки были засекречены. Даже сегодня многие иностранные работы не переведены на русский язык. Пока еще мало информации по этой проблеме. Однако с учетом того, что за последние несколько лет стали активно выходить новые работы, посвященные методике составления психологического портрета неизвестного преступника, можно с уверенностью сказать, что эта тема − одна из наиболее актуальных, а значит, количество информации и разработок будет пополняться.

Особенностью данного метода является то, что составление портрета является поисково-реконструктивным, он основан на поведенческом анализе следов криминального события, результатом которого является вероятностное описание психологически значимых характеристик неизвестного лица, совершившего преступление.

Цель реконструкции психологических особенностей личности неизвестного преступника – обеспечение выявления и поиска преступника, личность которого неизвестна, а также прогнозирование его возможной деятельности.

Основная суть «портретирования» в том, что психологический портрет можно составить на основе психологического анализа поведения, деятельности лица, совершившего криминальное деяние, особенностей места преступления, способа совершения преступления. Необходимо отметить, что портрет будет иметь лишь вероятностное описание человека, совершившего преступление, в котором будут указаны предполагаемые возраст, раса, пол, семейное положение, служебный статус, сексуальная зрелость, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой, вероятность совершения преступления в будущем.

Основной функцией составленного психологического портрета является выявление лица, совершившего противоправные действия, с целью его поиска и последующей поимки.

Задача построения «психопрофиля» − на основе психологического анализа преступного события сделать предположения о психологических особенностях преступника и определить его личностные характеристики.

В качестве материала для составления психологического портрета неустановленного преступника может быть использована вся достоверная информация, которая имеет отношение к конкретному расследуемому делу.

Существует несколько различных подходов к методике составления портрета: модель ФБР (США), модель географическая Д. К. Россмо (Канада), модель Д. Кантера (Великобритания).

Модель ФБР основана на компьютерной базе данных и использует типологию преступников. Данная модель требует большого объема информации по расследуемому делу. В этом случае составленный профиль может отражать большой ряд предположений, касающихся характеристики правонарушителя. Для создания профиля подключают уже опытных обученных специалистов.

Географическое профилирование – это система стратегического управления информацией, основанной на анализе и оценке всей совокупности и отдельных деталей места преступления, оценке потерпевшего и других доказательств, направленная на поддержку серийных насильственных уголовных расследований . Данная модель не является непосредственным способом построения психологического портрета, но имеет прямое отношение к созданию профиля неизвестного преступника. Географический профиль помогает уточнить психологический портрет, фокус его применения и увеличить его полезность, так как в нем анализируются различные факторы преступности и элементы окружающей среды.

Статистическая модель Д. Кантера для создания психологического портрета использует эмпирические данные, собранные за долгие годы. Статистический подход к анализу уголовного профилирования берет свое начало от создания базы данных CATCHEM. В этой базе были собраны данные об убийствах детей на сексуальной почве и похищений в Великобритании с 1960 года. Такая база данных весьма полезна для расследования уголовных дел, так как позволяет найти сходства раскрытых дел с расследуемыми.

Метод составления психологического портрета получил свое признание в России не так давно. МВД России с 90-х годов начинал заниматься внедрением психологических портретов в практику с целью поиска преступников. Была подготовлена новая программа по научной разработке метода составления психологического портрета для практического применения, которая в 1992 году официально принята . В НИИ МВД РФ был сформирован отдел психофизиологических проблем раскрытия преступлений и анализа преступного поведения, который занялся серийными преступлениями.

На сегодняшний день в России создана своя модель разработки психологического портрета, разработчиками которой являются Р. Л. Ахмедшин и Н. В. Кубрак . Данный метод возник благодаря двум исследователям, которые, анализируя зарубежные подходы, а в особенности модель ФБР (США), объединив и типологию преступника, используя базы данных, и географические аспекты, и изучение полного спектра информации по делу, а также учет индивидуальных особенностей преступника, создали новую модель психологического портрета. Действительно, при рассмотрении этапов, которые описываются в этой модели, можно отметить большое количество различных аспектов, позволяющих составить наиболее полный психологический портрет предполагаемого преступника, а значит добиться большей эффективности при расследовании уголовных дел.

Особую актуальность, в связи с вышесказанным, приобретает необходимость проведения сравнительного анализа моделей составления психологического портрета, что и явилось целью исследования .

Объект исследования – различные варианты методов составления психологического портрета.

Предмет – выделение наиболее эффективной модели составления портрета неизвестного преступника.

Гипотеза. Модель составления психологического профиля, принятая в России, содержит наиболее разнообразное количество различных аспектов, имеющих значение для раскрытия преступления, что обусловливает ее большую эффективность.

Исследование. В исследовании приняли участие 40 студентов 4-го и 5-го курсов. Они были разделены на две группы по 20 человек, по специальности, по которой обучались: психологи и юридические психологи. В каждой из групп выделялись случайным образом еще две подгруппы по 10 человек.

Для исследования были выбраны две модели составления психологического портрета предполагаемого преступника – модель ФБР (США) и модель, принятая в нашей стране, как наиболее информативные по результатам теоретического анализа. На основе каждого из этих двух методов составления психологического портрета неизвестного преступника студентам было предложено составить психологические портреты по конкретному уголовному делу, используя ту или иную модель составления портрета. В каждой группе (студенты психологи и студенты юридические психологи) из 20 студентов 10 составляли портрет по методу ФБР и 10 студентов − по методу, созданному в России.

В качестве уголовного дела была предложена реальная криминальная ситуация – убийство молодой девушки, которое произошло в Бронксе в октябре 1979 года . Этот случай был описан Джоном Дугласом в его книге «Охотники за умами: ФБР против серийных убийств». Это дело использовали в качестве показательного случая на занятиях в Квонтико, так как оно наглядно демонстрирует технику составления психологического портрета и методику его использования полицией для активизации расследования дел, о которых мало информации и, как следствие, расследование стоит на месте.

Суть задания заключалась в том, что на основании представленных данных (уголовного дела, этапов составления портрета по какой-либо модели, примера психологического портрета и структуры портрета) нужно составить примерное описание преступника. В описании указать пол, предполагаемый возраст, расу, семейное положение, социально-экономическое положение, психическое состояние, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой, вероятность совершения преступления в будущем и др.

Каждому студенту было дано уголовное дело, этапы составления психологического портрета (в соответствии с определенной моделью), пример портрета и рекомендации по составлению и структуре самого портрета.

Составленные портреты сравнивались между собой. Первоначальное сравнение велось по количеству рассматриваемых аспектов в портретах каждой модели. Затем каждый портрет сравнивался с реальным психологическим портретом этого преступника, чтобы выявить верные предположения относительно характеристик предполагаемого преступника (сравнивались характеристики, присущие реальному лицу, совершившему это преступление). Затем портреты, составленные по двум разным моделям, сравнивались между собой по выявленным ранее характеристикам.

Сравнивались следующие основные характеристики, по которым были обнаружены сходства в ходе сопоставления составленных портретов с реальным психологическим портретом:

  1. Место жительства.
  2. Семейное положение.
  3. Социально-экономическое положение (место работы ).
  4. Психическое состояние.
  5. Возможность рецидива.

Чтобы выявить, какой из методов, выбранных для исследования и сравнения, обладает наибольшей эффективностью, то есть имеет наиболее разнообразное количество рассматриваемых аспектов, имеющих значение для раскрытия преступления, был проведен сравнительный анализ выделенных ранее характеристик, в которых имелись совпадения с реальным психологическим портретом преступника.

Сравнивались результаты, полученные при составлении портретов по двум разным моделям в группе студентов психологов и отдельно в группе студентов юридических психологов, а также общие результаты (данные представлены в таблице ).

Таблица 1

Сравнение моделей

Сравниваемые характеристики

Совпадение с реальным портретом

юридические психологи

психологи

Общие результаты в двух группах по моделям

модель (Россия)

модель (США)

модель (Россия)

модель (США)

модель (Россия)

модель (США)

Место жительства

Семейное положение

Социально-экономическое положение

Психическое состояние

Возможность рецидива

Как видно из таблицы, количество совпадений с реальным портретом в разных группах действительно несколько различается, однако не сильно.

Анализ показал, что в группе, где портреты были составлены по модели, разработанной в нашей стране, чаще совпадали характеристики, присущие реальному лицу, совершившему это преступление, а также содержавшиеся в реальном портрете, по которому разыскивали преступника.

Проведенный анализ составленных портретов показал, что модель психологического портрета неизвестного преступника, принятая в нашей стране, затрагивает больше аспектов, нежели модель ФБР. Это прослеживается в малом количестве описанных характеристик предполагаемого преступника в портретах, составленных по модели ФБР, и в большем количестве предполагаемых характеристик, присущих преступнику, описанных в составленных портретах по другой модели.

По результатам сравнения в двух моделях видно, что юридические психологи давали больше верных предположений относительно лица, совершившего преступление, что может быть связано с особенностью и спецификой их обучения и преподаваемых дисциплин.

В группе студентов психологов, по результатам сравнения составленных портретов с реальным, отмечается наименьшее совпадение по признакам «семейное положение» и «социально-экономическое положение». Это может быть связано с тем, что студенты психологи не занимались до этого психологическим анализом преступления и им тяжело предположить некоторые признаки лица, совершившего преступление.

Предположения, относящиеся к характеристике «психическое состояние», в портретах студентов психологов имели наиболее развернутый вид, в отличие от других характеристик. Это может быть связано с хорошей подготовкой по клиническим дисциплинам. Однако описание остальных характеристик было краткое и иногда размытое.

Статистические вычисления проводились при использовании программы SPSS Statistics 17.0 (критерий U –Манна - Уитни (Mann - Whitney U ) ). Данные оказались статистически незначимы по выбранным категориям сравнения портретов. Это может зависеть от объема выборки или других причин. Рассматривая полученные результаты, можно сделать вывод, что методы почти равнозначны, хотя различия все же имеются. Каждый метод опирается на свои этапы и рассматриваемые признаки, но при этом ведет к схожим результатам. Появление новых методов составления психологического портрета, созданных на основе анализа существующих, позволяет методам конкурировать между собой и тем самым развиваться дальше, чтобы совершенствовать и выделять новые этапы в построении психопрофилей.

После проведенного исследования и анализа полученных результатов можно сделать общие выводы .

  1. Модель составления психологического портрета неизвестного преступника, разработанная в нашей стране, затрагивает больше аспектов, нежели модель ФБР. Портреты, составленные по модели, принятой в России, имеют больше описанных признаков и более широкое описание характеристик предполагаемого преступника, нежели портреты, составленные по модели ФБР.
  2. В портретах, составленных по российской модели, отмечается несколько больше совпадений предполагаемых студентами признаков преступника с характеристиками, присущими реальному лицу, а также с теми, которые содержались в розыскном портрете, составленном специалистами. Это отмечалось в обеих группах, которые участвовали в исследовании, однако значимость различий статистически не доказана.
  3. Каждая модель, используемая в исследовании, имеет разный упор на определенные критерии, используемые для составления психологического портрета преступника. Это наблюдалось во всех составленных портретах. В модели ФБР большее место отводится анализу жертвы преступления, в свою очередь, в модели, разработанной в нашей стране, большее внимание уделяется способу совершения преступления и характеристике личности самого преступника в разных аспектах.

Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование указывает, что в целом обе методики составления портрета эффективны. Каждый метод, используемый в исследовании, приводил к похожим результатам и так или иначе составленные портреты совпадали с реальным портретом преступника. Однако каждый метод различался подходом (этапами) к описанию предполагаемого преступника и опирался на разные признаки, используемые для построения профиля.

Каждая из моделей рассматривает с разных сторон преступление, но служат они единой цели – помочь правоохранительным органам в выявлении и поиске преступника, личность которого неизвестна, а также в прогнозировании его возможной деятельности.

Перспективы исследования состоят в том, чтобы, рассмотрев и проанализировав обе модели, выявить сильные стороны каждого метода. После этого можно создать качественно новый метод, который бы сочетал в себе не беспорядочный набор всех возможных признаков личности преступника, а представлял собой четкую последовательность этапов, в каждом из которых учитывались бы признаки, необходимые в производстве по уголовному делу.

Исходя из проведенного исследования, было обнаружено, что сильная сторона метода, разработанного в России, – анализ механизма преступного деяния, а метода, созданного зарубежными исследователями, – анализ жертвы преступления.

Таким образом, можно разработать новую модель, которая учитывала бы особенности этих двух методов составления психологического портрета предполагаемого преступника. Такая модель могла бы быть эффективна в практике расследования преступлений и в свою очередь помогла бы дальнейшему развитию и становлению метода «психологический портрет преступника» в нашей стране.

Изучение метода составления психологического портрета в нашей стране и за ее пределами (Великобритания, США, Голландия и др.), где данный метод стали активно использовать уже давно, позволило сделать вывод, что актуальность внедрения психологии в практическую деятельность все больше возрастает.

В России использование метода началось, но это только первые шаги. Создание своего подхода к разработке психологического портрета и новое выделение стадий (этапов) его составления позволило убедиться, что в России стали активно заниматься разработкой методологии по психологическому профилированию вслед за зарубежными коллегами. Появление новых моделей ведет к конкуренции, что, в свою очередь, позволяет совершенствовать подходы, сравнивая имеющиеся между собой, выделяя новые этапы и включая различные признаки неустановленного лица, которые не были включены в существующих методах.

Алгоритмы составления несовершенны, но во многом уже эффективны, как показало исследование. На сегодняшний момент процент раскрываемости преступлений при применении метода «психопрофиля», быть может, и не очень большой, но если метод будет развиваться в нужном направлении, результат не заставит себя ждать.

Данная работа и проведенное в ее рамках исследование позволили проанализировать существующие подходы, выделить сильные стороны в разных методах составления психологического портрета неустановленного преступника и наметить дальнейшую работу по созданию качественно нового метода, учитывающего плюсы предшествующих моделей.