учитель начальных классов. Кто что делает, расскажет

В четвёртом классе на уроках русского языка дети продолжают изучение различных видов предложений. В том числе, сложных, составные части которых соединены между собой союзами «и», «а» и «но»; предложений с прямой речью. Подробному рассмотрению подвергаются имя существительное (падеж и три склонения), имя прилагательное и глагол. В 4 классе проходят правила правописания безударных падежных окончаний в именах существительных и прилагательных. Русский язык для четвёртого класса завершает цикл изучения этого предмета в начальной школе.

В этом разделе Вы найдёте широкий выбор конспектов уроков, контрольных и проверочных занятий, олимпиадных заданий по русскому языку для 4 класса.

Русский язык в 4 классе: конспекты уроков, тестовые, контрольные, методические разработки

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 84 .
Все разделы | Русский язык, 4 класс

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема : Правописание возвратных глаголов. Цели : развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах. Формируемые УУД : п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной...

Урок русского языка в 4 классе «Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» Тема : Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов» . Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина» . Цель : развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к...

Русский язык, 4 класс - Конспект урока по русскому языку «Наречие» в 4 классе УМК Школа России

Публикация «Конспект урока по русскому языку «Наречие» в 4 классе УМК Школа...» Тема: «Наречие». Цели: обобщение и систематизация знаний о наречии как части речи. Задачи: Образовательные: научить находить наречие среди других частей речи. Воспитательные: способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества, трудолюбия, любви к предмету; воспитывать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать навыки правописания некоторых групп наречий, входящих в орфографический словарь начальной школы. Формируемые УУД: п. - самостоятельное...

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п. - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой...

Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе «Русский язык - это прежде всего Пушкин - нерушимый причал русского языка». Л. Н. Толстой. Цель проекта: найти в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке» имена прилагательные, определить, какую роль они играют в сказке. Задачи проекта: 1.Научиться работать с текстом. 2.Найти имена...

Русский язык, 4 класс - Конспект урока русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова»

Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова Цель: актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке....

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола; развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним. Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и...

Подготовила:

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №4» г.ебоксары

Шумова Н.Г.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

по теме «Наречие»

Тема урока : Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока : дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

    фронтальная

    парная

    групповая

Методы работы:

    наглядный

    диалог

Приемы ТРКМ: толстый и тонкий вопросы

Оборудование: Учебник «Русский язык» Ломакович, Тимченко 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайды

Ход урока.

    Организационный момент.

Ребята, как сегодня на улице? Тепло, солнечно, хорошо

А хорошая погода подняла Вам настроение? Посмотрите друг на друга,

улыбнитесь, повернитесь к гостям, улыбнитесь и … вперёд.-

Пусть девизом нашего урока будет высказывание

немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

В тетрадях у нас уже записано число, классная работа.

    Актуализация знаний.

Орфографическое чтение хором.

Солнце, блестеть, красиво, зима, расстелиться, ковёр

Задание: разделите слова на 2 группы. Каждую группу запишите с красной строки. (каждый выполняет в тетради)

Проблема

Д: Невозможно

У: в чём дело?

Д: Есть лишнее слово.

У: Что за слово? Почему лишнее?

Д: Отвечает на вопрос: как?

У: Попробуйте подобрать ещё слова, отвечающие на вопрос Как?

Д: Радостно, весело, интересно

3 Выход на тему урока учащимися.

А кто знает, что это за часть речи?

Это наречие.

А что вы знаете о наречии?

Какой будет тема урока?

Тема урока: « Какую часть речи называют Наречием?»

Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы.

Что бы вы хотели узнать об этой части речи?

Работаем в парах.

Каждая пара записывает в тетради 3 тонких и 1 толстый вопрос

(Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа.

Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.)

Тонкие вопросы

- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- Что обозначают слова этой части речи?

- Как изменяются слова данной части речи?

- Каким членом предложения является?

- Какие существуют правила правописания слов данной части речи?

Толстые вопросы

- Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?

- Для чего используем эти слова в нашей речи?

- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

2 стадия. Осмысление содержания.

4. Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.

1. Часть речи …….

2. На какие вопросы ………

3. Роль ……….

4. Как изменяется …………

5. Обозначает …………..

6. В предложении является …………..

План – конспект появится у каждого из вас.

Его мы будем заполнять по ходу наших открытий.

Для открытия нового знания выполним задание на карточках. (зелёный цвет)

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах)

1группа.

Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером .

2 группа.

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями. Тишь- безлюдье вокруг.

3 группа.

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Далеко-далеко колокольчик звенит.

4 группа.

Уж солнца луч ложится косо , вдали проглянула река.

В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей.

5 группа.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно . (И.Суриков) И только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй.

6 группа.

И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист. (А.Твардовский)

Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед ».

7 группа.

Замедленно , почти что на весу,
Плывут снежинки тихо , беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно !

Проверка выполнения задания.

(Где?) впереди, (когда?) вечером.

(Как?) слабо, (как?) жалобно. (где?)вокруг.

(Как?) неохотно, (как?) несмело. (где?)Далеко-далеко

(Как?) косо, (где?) вдали.

(Как?) крепко, (как?) непробудно.

(Как?) неохотно, (как?) морозно, (как?) вкусно.

(Где?) налево, (где?) направо.

Какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)- запись в таблицу

Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

На какие же ещё вопросы может отвечать наречие.?

Отвечаем на следующий пункт плана:

Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной .) Запись в тетради

Проверим следующий пункт нашего плана. Понаблюдаем, как изменяются наречия. Работаем в группах. – розовый цвет

1,2 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

Ед. ч. мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ________________________________________

3 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

М.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________

4 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________

5 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец: 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь (______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод!

6, 7 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают (____________?) _______________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

8 группа: -

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________________

(Проверка по группам)

Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?

Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – запись в тетради

На какой вопрос вы ещё не ответили?

Что обозначает наречие?

В этом нам поможет учебник. Стр.66 упр.363

Прочитайте словосочетания. Замените в них прилагательные однокоренными словами из слов для справки. Словосочетания запиши.

(Ученик у доски) На что указывают наречия? Можно ли сказать, что они указывают на признак предмета?

А теперь заменим существительное однокоренным глаголом. А теперь на что указывают наречия?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Интересно, а какую ещё часть речи могут пояснять наречия? Упр.365 стр. 66

Составляем словосочетания с прилагательными: очень быстрый, чуть тёплый, едва знакомый, очень медленный, почти новый (на сколько? В какой мере?- степень проявления признака)

Рассказ о наречии. Словарь

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «adverbium », что в буквальном переводе- «ПРИГЛАГОЛИЕ». Русские грамматисты назвали её точно так же, изменив только приставку. Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе, или «накладываться на глагол» (наречие)

А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

Отвечаем на последний пункт нашего плана.

Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

-2 уч. Это второстепенный член предложения,

Сможем ли мы ответить на вопрос: Какую часть речи называют наречием?

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак предмета, действия, другого признака.Отвечает на вопросы как? когда? где?куда? откуда? и в предложении является второстепенным членом. В речи служат.

Прочитайте правило на с.66-67 . К такому ли выводу мы с вами пришли?

Мы не встретились с наречиями, которые поясняют сами наречия.

Верно, на следующих уроках мы попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались нерешёнными

8. Домашнее задание

- Упражнение 46 (рабочая тетрадь)

Или Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

7. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

Я знаю, что такое наречие.

Я знаю, зачем наречия нужны в речи.

Рефлексия (3 мин) – Сенквейн

Буриме: …далеко …глубоко

…весело …высоко

(Высоко сидишь, далеко глядишь, весело играешь, глубоко ныряешь)

Продолжи фразу, используя наречия СЛЕВА, СПРАВА, НАЛЕВО, НАПРАВО, ВПЕРЁД, НАЗАД, соблюдая рифму:

Веселей давай иди,- ….. ждёт привал нас впереди

Если будет дождь и град - ….

«Метод пяти пальцев» Самоконтроль и самооценка

Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа.

Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь.

Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма.

Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

А в конце сожмите пальцы в Кулак: буква К . - Какие были цели моего сегодняшнего дня, как и чем я сегодня приближал себя к цели?

12.Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.

Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это как буквы: есть буквы - есть слова, есть наречия - есть хороший конкретный текст.

Физминутка.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Лексико-орфографический диктант. Диктант оформляется в виде кроссворда

Параллельно задания проецируются на экран с помощью мультимедийного проектора

Учитель следит за выполнением задания

Слова записываются в тетрадях, работа должна проходить быстро

Дальнейшая работа строится по технологии критического мышления. Урок выстраивается с учётом 3-х стадий: вызова, осмысления и рефлексии.

Дальнейшее проецирование заданий

Учитель загадывает загадку

Ученики читают по вертикали ответ на загадку
(это наречие)

Учащимся предлагается самим сформулировать цели урока

Проецирование темы урока

Учитель предлагает подвести детей к собственным формулировкам целей

Запись в тетради темы урока: Наречие. Понятие о наречии

Работа в группах по 4 человека, затем каждый садится за компьютер

С помощь компьютера и Интернета выполняется переход по ссылке с нужным определением

Учитель следит за последней строкой таблицы и предлагает ознакомиться с точным определением в Интернете, чтобы проверить, верны их предположения или нет.

Каждая группа работает с таблицей, в которой пропущены отдельные значения, а затем переписывает определение в тетрадь.

Наблюдение над языковым материалом. Первичное закрепление знаний.

На проектор выносятся предложения

Учитель помогает детям определять части речи

Ученики выписывают в тетрадь словосочетания, определяют части речи

Применение новых знаний на новом языковом материале

Учитель контролирует выполнение задания

Ученики с помощью Интернета выполняют упражнение

«Оживите картинку, используя наречия»

Закрепление и обобщение приобретённых знаний и умений.

Работа с учебником

Учитель следит и проверяет ход выполнения упражнения, выявляет пробелы в знаниях

Письменно выполняют упражнение в учебнике

Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. Установить, достигнуты ли цели урока.

После того, как ученики всё изложат, ещё раз показать выводы через проектор.

Учитель анализирует и оценивает работу учеников

Самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме.

Задание на дом.
Задания дифференцированные по степени сложности.

Учитель задаёт проработать параграф детям, выполнить упражнение. Учитель даёт инструктаж.

Ученики записывают домашнее задание

Тема: Глагол.

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.

Задачи

  1. Закрепить навыки правописания глаголов;
  2. развивать у учащихся быстро и верно определять тип спряжения глагола, время и вид глагола верно изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление, внимание, расширить словарный запас
  3. воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.

Ожидаемые результаты:

Формирование УУД.

Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;

Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.

Тип урока . Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Технологии : здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.

Методы по источнику знаний : словесный, практический, наглядный.

: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);

Познавательные методы – творческое задание.

Социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Контроль усвоения знаний проводился при выполнении практических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Глагол.

Цель:

Задачи

  1. развивать у учащихся быстро и верно определять тип спряжения глагола, время и вид глагола верно изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление, внимание, расширить словарный запас
  2. воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.

Ожидаемые результаты:

Формирование УУД.

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Тип урока

Технологии

Методы по источнику знаний

Методы по уровню познавательной активности

Приёмы умственной деятельности

Принципы обучения:

Мотивация учения на разных этапах урока:

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Контроль усвоения знаний

Ход урока

  1. Орг. момент

Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости- учителя школ нашего района. Давайте их поприветствуем, улыбнемся им и начнем наш урок.

2. Сообщение темы урока.

- А о тему нашего урока вы назовете сами, когда догадаетесь о чем это стихотворение.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт. (слайд 1)

О чем же пойдёт разговор на уроке? (о глаголе).(слайд 2)

3. Актуализация прежних знаний.

Учитель называет слова:

спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. (На доске)

Вы меня поняли? (не очень) Послушайте дальше.

Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

А теперь вы меня поняли? Что помогло вам понять, о чём я говорю?

Что общего у слов второй группы? (это глаголы )

Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой)

Что такое глагол? (Это часть речи, отвечает на вопросы что делает?, что делать? и обозначает действие предмета) (слайд 3)

Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о глаголе.

Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи –

тишина.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал ,

носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил , выпил, вылепил, зажёг,

флажок , дружок .

4. Повторение и закрепление изученного

Работа в группах

Отгадайте ещё одну загадку.

Стоят в поле сестрички,

Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)

Вы сейчас должны будете сделать ромашку. В глазок впишем героя нашего

урока, а в лепесточки – его грамматические признаки.

Наш девиз : «Слушай других! Не мешай, а предлагай!».

Задание по группам .

Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание

1 группа: - Как определить вид глагола?

2 группа: - Как определить время глагола?

3 группа: -Какие формы лица бывают у глаголов?

4 группа:- Как определить спряжение глагола?

- Отвечает 1 группа (Глаголы бывают двух видов совершенный и несовершенный. Глаголы отвечающие на вопросы что сделал?-совершенного вида. Что делал? -несовершенного)

Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола.

Запишите глаголы в два столбика

Проверка

2 группа: - Какие формы лица бывают у глаголов? (Глаголы могут стоять в форме 1,2 или 3 лица)

А теперь определите , верно ли говорят друзья: (дети показывают сценку)

- Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали.

Обсуждение в группах.

Некоторые глаголы в 1 лице единственном числе не могут употребляться;

Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. (на доске)

Как можно сказать правильно? (одержать победу).

Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать . Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов?

– От чего зависит окончание глагола? (от спряжения)

Послушаем 4 группу.

4 группа: - Как определить спряжение глагола? (Дети рассказывают правило )(слайд5)

VI. Физ. минутка.

Если я называю глаголы I спряжения – приседают мальчики, если называю глаголы II спряжения – приседают девочки:

идёшь , шумишь, поёшь , шуршите, звенят, , говоришь, кричишь, молчит.

Работа в парах

Отвечает 4 группа - Как определить время глагола? (Учащиеся рассказывают о времени глагола)

Цифровой диктант. (слайд)

наст.вр. буд. вр. прош.вр.

1 учится 2 оживёт 3 пели

5 сияет 6 высохнет 4 написал

Итог урока

  1. Глаголы имеют три спряжения.

Ребята, к концу нашего урока давайте составим кластер в который соберем все что мы знаем о глаголе. Что такое кластер? В виде чего его можно выполнить? Начинайте работу.

Но мне кажется, на нашем дереве чего то не хватает. Как вы думаете чего? (цветов)

Давайте украсим наше дерево цветами. Если вы на уроке легко справлялись с заданиями, наклейте синий цветок, если было не очень легко- желтый, а если было трудно-красный.

Дополнительное задание.

Текст.

Дополните текст подходящими по смыслу глаголами.

Из «Кучи малы» найдите глагол в настоящем, прошедшем, будущем времени, вставьте пропущенные буквы.(Побеседую, горевал, желаем )

В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать ? (В неопределённой). Почему? 3. Цифровой диктант.

У вас на столах карточки, на которых написано время глагола, выпишите номера глаголов, соответствующие вашим карточкам.

наст.вр. буд. вр. прош.вр.

1 учится 2 оживёт 3 пели

5 сияет 6 высохнет 4 написал

8 летит 9 уточнит 7 отвечала 10 просить

Какое слово лишнее? Почему?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? На что они оканчиваются?

Разберите слово ужинать по составу, напишите все возможные формы глагола.

Ужинать – ужинаю, ужинал, поужинаю.

Позавтракать – позавтракал, позавтракаю.

Вывод. - От каких глаголов в неопределённой форме не все формы времени можно образовать, а от каких не все. (Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? нельзя образовать глагол настоящего времени)

Итог урока

Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – , а если согласны –, значок +

  1. Глагол обозначает действие предмета.
  2. Глаголы изменяются по падежам.
  3. Не с глаголами пишется раздельно.
  4. Глаголы имеют три спряжения.
  5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
  6. Глаголы в н.ф., оканчивающиеся на -ить, относятся ко ΙΙ спряжению.
  7. В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего.
  8. Неопределенная форма глагола– это начальная форма глагола.

Реж (е,и ) шь, отвеча (е,и ) шь, ман (е,и ) шь,барабан (е,и ) шь, пиш (е,и ) шь, вид (е,и ) шь.

2. Верт (е,и ) те, крут (е,и ) те, дума (е,и ) те, смотр (е,и ) те.

3. Терп (ю,я ) т, кле (ю,я ) т, кол (ю,я ) т.

Дополнительный материал к уроку .

Текст.

Ночь. Маленькая деревня. Огни. Ветер. Снег. Бесконечное поле.

А сейчас определите, верно говорят друзья:

Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали.

В этом году на соревнованиях области я обязательно победю. . ., нет побежу. . . - замялся Гена.

Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.

А как же сказать правильно? Подумайте!

Обсуждение в группах.

(Глагол "победить" в 1 лице не употребляется).

Некоторые глаголя в 1 лице единственном числе не могут употребляться;

Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть.

Как можно сказать? (одержать победу).

Придумайте предложение с этими словами.

Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Для этого надо знать окончания.

Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

Назовите глаголы - исключения II спряжения?

Назовите глаголы - исключения I спряжения?

Молодцы! Выполним работу по карточкам:

Вставить личные окончания глаголов;

Указать спряжение.

Взаимопроверка, оценка.

1 группа

2 группа

он держ:

он реша:

ты пляш:

ты гон:

мы сверка:

она разговарива:

ты увид:

они блещ:

она игра:

ты буд:

ты раду:

она игра:

они смотр:

мы ненавид:

3 группа

4 группа

ты весел:

она вытерп:

он гре:

ты излуча:

ты беле:

он тороп:

она высыла:

мы подсмотр:

мы смотр:

ты расстел:

ты дыш:

он увид:

она бре:

ты расста:

Какие постоянные категории имеет глагол?

Мы провели 5 лотов. Давайте подведем итог. Кто больше всех получил фишек?

Молодцы! А у всех остальных есть возможность получить фишки в лоте 6.

Объявляется последний лот. На продажу выставляется творческая работа.

Слушаем музыку П.И. Чайковского "О весне".

Посмотрите внимательно за окно и на доску.

а) - О каком времени года говорим сейчас? (составьте предложения)

Звучит ли сейчас весна?

Как она звучит?

Какие изменения вижу я в природе?

б) Начал лед - громовержец
На реке баловать.
(Тарковский)

Какое время года выразил через музыку композитор П.И. Чайковский? Как вы догадались?

Композитор свои чувства выражает в музыке, поэты в стихах, писатели в прозе, художник - в картинах.

У нас в классе начинающий поэт - Виолетта, она прочитает свое стихотворение.

Как с помощью слова Виолетта передает пробуждение природы. Давайте послушаем стих о весне и отметим глаголы, передающие приход весны.

Назовите глаголы, которые могут передать звуки изменения в природе.

У меня написаны глаголы, составьте словосочетания с этими глаголами.

  • блещут
  • журчат
  • льется
  • сверкает
  • пригревает
  • щебечут
  • распускаются
  • зеленеет
  • пробуждается

Вспомните все, что мы говорили о весне, используйте данные глаголы и иллюстрации напишите небольшое сочинение о весне. Озаглавьте его.

Чтение сочинений.

Задания по группам:

  • подчеркнуть орфограммы
  • объяснить правописание личных окончаний глаголов; определите спряжение
  • разобрать предложения по членам, подписать части речи
  • морфологический разбор слова - журчи
  • VI. Физ. минутка.
  • - Если я называю глаголы I спряжения – приседают мальчики, если называю
  • глаголы II спряжения – приседают девочки:
  • идёшь , шумишь, поёшь , шуршите, звенят, плывут , лежит, цветёт , растёт ,говоришь, кричишь, молчит.

выпрямили приготови сядьте подарите

победить

убедить дерзить

бороздить пылесосить шелестеть

Как определить вид глагола?

Как определить время

глагола?

Какие формы лица

бывают у глаголов?

Как определить спряжение глагола?

Настоящее время прошедшее время будущее время

Настоящее время прошедшее время будущее время

Настоящее время прошедшее время будущее время

Настоящее время прошедшее время будущее время

Настоящее время прошедшее время будущее время

Настоящее время прошедшее время будущее время

Настоящее время прошедшее время будущее время

Реж (е,и ) шь, отвеча (е,и ) шь, ман (е,и ) шь,барабан (е,и ) шь, пиш (е,и ) шь, вид (е,и ) шь.

Терп (ю,я ) т, кле (ю,я ) т, кол (ю,я ) т.

Реж (е,и ) шь, отвеча (е,и ) шь, ман (е,и ) шь,барабан (е,и ) шь, пиш (е,и ) шь, вид (е,и ) шь.

Терп (ю,я ) т, кле (ю,я ) т, кол (ю,я ) т.

Реж (е,и ) шь, отвеча (е,и ) шь, ман (е,и ) шь,барабан (е,и ) шь, пиш (е,и ) шь, вид (е,и ) шь.

Терп (ю,я ) т, кле (ю,я ) т, кол (ю,я ) т.

Реж (е,и ) шь, отвеча (е,и ) шь, ман (е,и ) шь,барабан (е,и ) шь, пиш (е,и ) шь, вид (е,и ) шь.

Терп (ю,я ) т, кле (ю,я ) т, кол (ю,я ) т.

Реж (е,и ) шь, отвеча (е,и ) шь, ман (е,и ) шь,барабан (е,и ) шь, пиш (е,и ) шь, вид (е,и ) шь.

Терп (ю,я ) т, кле (ю,я ) т, кол (ю,я ) т.

Реж (е,и ) шь, отвеча (е,и ) шь, ман (е,и ) шь,барабан (е,и ) шь, пиш (е,и ) шь, вид (е,и ) шь.

Терп (ю,я ) т, кле (ю,я ) т, кол (ю,я ) т.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

ГЛАГОЛ - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Вид глагола Совершенный Что сделать? нарисовать спеть Несовершенный Что делать? рисовать петь

Лицо глаголов Формы лица в глаголе показывают, какому лицу приписываются действия: говорящему – 1 лицо, (я, мы) собеседнику – 2 лицо, (ты,вы) тому лицу, о котором идёт речь – 3лицо.(он, она, оно, они)

Спряжение глаголов 2 спряжение Глаголы с ударными окончаниями: -у, -ю, -ишь, -ит, -ите, -ат, -ят. Глаголы, в безударном положении оканчивающиеся на – ить Глаголы-исключения: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть; гнать, слышать, держать, дышать 1 спряжение Глаголы с ударными окончаниями: -у, -ю, -ешь, -ёшь, -ем, -ём, -ете, -ёте, -ут, -ют. Глаголы, в безударном положении оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть. Глаголы-исключения: брить, стелить

Время глаголов Настоящее Что делает? Что делаем? Что делают? Играет Играем Играют Прошедшее Что делал? Что делали? Что делала? Играл Играли Играла Будущее Что сделает? Что сделают? Что будем делать? Сыграет Сыграют Будем играть

1 учится 6 высохнет 2 оживёт 7 отвечала 3 пели 8 летит 4 написал 9 уточнит 5 сияет 10 просить

рефлексия Красный – трудно. Жёлтый – не очень. Синий – легко.

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 4а классе

Учитель: Аверьянова С.А.

Урок русского языка в 4 а классе

Тема урока: Глагол как часть речи (закрепление).

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов;

Данный урок по теме «Глагол» тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний

В ходе урока были учтены возможности данного класса.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цель урока: : обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.

Задачи:

  1. Закрепить навыки правописания глаголов;
  2. развивать у учащихся быстро и верно определять тип спряжения глагола, время и вид глагола, верно изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление, внимание, расширить словарный запас
  3. воспитывать интерес к русскому языку, формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Ожидаемые результаты:

Формирование УУД.

Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;

Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.

Тип урока . Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Технологии : здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.

Методы по источнику знаний : словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности : репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности : анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока:

Эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);

Познавательные методы – творческое задание.

Социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Контроль усвоения знаний проводился при выполнении практических заданий.

Этапы урока:

1 этап: Организационный момент. Его цель - создание психологического микроклимата.

2 этап: Сообщение темы урока . Его цель - пробуждение активности учащихся. Использовала фронтальные формы работы, словесные – беседа, дискуссия. Отгадывали загадку и узнали тему урока «глагол».

3 этап: Актуализация знаний. Цели этого этапа - отработка полученных умений и навыков, развивать интерес к предмету, творческую активность. На этом этапе использовала прием постановки проблемных вопросов. Использовались групповые формы работы, работа по карточкам, самостоятельная работа.

На 4 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки

учащиеся играли в игру «Определи спряжение глагола».

На 5 этапе использовала цифровой диктант. Учащиеся работали по индивидуальным карточкам, применила метод самостоятельной работы.

6 этап: рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы. С помощью кластера актуализировали знания и умения по теме «Глагол».

Самоанализ урока

Программа «Школа 2100»

Предмет: русский язык

Класс: 4 «а»

Тема урока: «Закрепление знаний о глаголе»

Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Задачи урока:

  1. Обучающая:
  • Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов, способствовать формированию коммуникативных, информационных, ключевых компетентностей.
  • обучать учащихся приёмам самооценивания.

2) Развивающая:

  • развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
  • активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Планируемые результаты : предметные и метапредметные(УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке
  • Предметные:
  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
  • Метопредметные:
  • Познавательные: обобщение(умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
  • Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников)
  • Коммуникативные:

Учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

Уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

развитие самостоятельности;

Развивать внимание. Восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

  • Методы: наглядный, дифференцированный, словесный.

Формы работы: деловая игра «Заседание редакционного совета журнала «Глагол » фронтальная, работа в парах, работа в группах, дифференцированная, самостоятельная работа.

Средства обучения:

Карточки с заданиями

Карточки для работы в парах

Карточки с признаками глаголов, с надписями «постоянные и непостоянные признаки глаголов»

Сигнальные карточки.

Презентация «Глагол»

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.

В классе 21 ученик: 11 мальчиков и 10 девочек. Сильных учеников – 8, которые активно работают на всех уроках. Есть слабые дети, которые не активны, с медленным темпом работы. Их – 8 человека, среди них 3 с 7 видом. Остальные дети имеют средний уровень успеваемости.

Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, игровые приемы.

Этапы урока:

1 этап : Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся. Настрой на урок эмоционально и психологически. Использовала фронтальные формы работы, словесные – беседа, дети высказывали свое мнение. (Личностные УУД- воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания)

2 этап : Введение в тему . Цели этого этапа включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне

3 этап: Постановка темы и цели урока – Цель этого этапа учить детей ставить перед собой цели с использованием опорных слов. (Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД – развитие умения формулировать и высказывать свои мысли)

4 этап: Актуализация знаний Цель этого этапа подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности отработка полученных умений и навыков, развивать интерес к предмету, творческую активность. На этом этапе использовала прием постановки проблемных вопросов. Использовались групповые формы работы, работа по карточкам, фронтальный опрос, оценочные листы, самооценка и оценка по алгоритму.

5 этап: Систематизация знаний. Цель- проверить знание правил о глаголе, умение применять знания на практике.

6 этап Физминутка для снятия напряжения в теле. Физминутка для снятия напряжения с глаз. Применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки

использовала тренажер, музыку

7 этап : рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы. С помощью сигнальных карточек, с помощью эпиграфа. На этапе рефлексии поделились наиболее сложными моментами в изучении темы.

На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.


Русский язык 4 класс

Русский язык 4 класс завершает цикл изучения этого предмета в начальной школе. Поэтому начало года для учеников начнется с повторения и закрепления уже изученного материала за предыдущие годы.

Уроки русского языка продолжат знакомство школьников с различными видами предложений, начиная ознакомление от простых, к более сложным. Также дети более детально остановятся на изучении соединительных союзов «и», «а» и «но», и их применении в сложных предложениях.

А завершат изучение предложений в этом учебном году такими темами, как прямая речь, слова автора и знаки препинания, для обособления этих предложений.

Кроме вышеперечисленных тем русский язык в 4-м классе более подробно познакомит школьников с такими членами предложения, как имя существительное, прилагательное и глагол.

Изучение нового материала

Обобщающее повторение

Проверь себя!

Обобщающее повторение

Программа обучения русскому языку в 4 классе

Русский язык 4 класс в этом учебном году большую часть уроков посвятит повтору и закреплению пройденных тем.

Чтобы подготовить детей к более сложной программе средней школы, они будут больше времени уделять практическим заданиям на закрепление знаний о видах предложений, о их главных и второстепенных членах, а также о связи слов в предложениях и знаках препинания.

Также в 4 классе на уроках с этого предмета немало времени будет уделяться повторению таких разделов, как звуки, буквы, слоги и ударения.

Не останется не замеченной в этом году и тема состава слов. Учащимся придется припомнить, что такое корень, однокоренные слова и из каких частей состоит слово.

Русский язык в 4-м классе предоставит более подробную информацию об имени существительном, прилагательном, местоимении и глаголе. Школьники узнают, что такое склонение, и какие имена существительные склоняются. Также будет изучаться тема падежей и их правописание.

Изучая раздел «Имя прилагательное» ученики узнают об этой части речи, о правописании и склонении имен прилагательных.

Следующим в изучении тем четвертого класса будет раздел, в котором школьники узнают о местоимениях и их правописании с предлогами.

И завершит курс четвертого класса тема глагола. На этих уроках школьники будут изучать неопределенные формы глагола, спряжение и изменения по числам и лицам. Также научатся правильному правописанию безударных личных окончаний в разных временах.

Что нужно знать в 4 классе по русскому языку

Поскольку русский язык 4 класс завершает изучение этого предмета в младшей школе, то для дальнейшей успешной учебы и усвоения программы старших классов, очень важно, чтобы дети хорошо освоили основы изучения этого предмета.

Ученикам 4-го класса по русскому языку следует хорошо закрепить темы правописания гласных, согласных, приставок и твердого и мягкого знаков, а также знать все правила.

К концу учебного года школьники должны освоить все части речи, уметь их различать, знать на какие вопросы они отвечают, как склоняются по падежам и т.д.

Русский язык с Гипермаркетом Знаний

Чтобы лучше усвоить, понять, изучить и больше узнать об уроках русского языка, в этом вам помогут уроки, собранные на сайте Гипермаркета Знаний.

На Гипермаркете Знаний вы найдете различные уроки на всевозможные темы, которые помогут разобраться в правилах русского языка и темах, кажущиеся изначально сложными и непонятными.

В Гипермаркете Знаний вы найдете много интересных интерактивных уроков, тематических статей, презентаций, конспектов, практических заданий, рефератов, которые помогут вам выполнить любое задание и преподнести материалы в интересной и доступной форме.

О. Д. Ушакова, Русский язык. 4 класс, Санкт-петербург: ИД "Литера", 2008. - 58 стр.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с.п. Плановское»

Конспект урока

русского языка в 4 классе

по теме «Здоровые глаголы»

Подготовила:

учитель начальных классов

Абазова Р.М.

Вид урока : урок-игра.

Тип урока : урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Форма проведения : деловая игра «Заседание редакционного совета» журнала «Глагол».

Форма работы : фронтальная, индивидуальная, работа в паре и группе

Цели:

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке, повторение существенных признаков глагола, развитие навыков точного употребления глаголов в речи.

Предметные:

Систематизировать первичные знания о глаголе, как части речи, развивать умение определять глаголы, употреблять их в речи, формировать умение определять грамматические признаки глагола, развивать критическое мыщление, умение обобщать полученные данные, обогащать устную и письменную речь учащихся;

Метапредметные (УУД )

Познавательные : общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров

Коммуникативные:

Умение сотрудничать;

Умение работать в группе, в паре,

Умение формулировать собственное мнение и позицию;

Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, воспитание взаимопонимания при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности;

развитие внимания, восприятия, умения наблюдать и делать выводы.

Оборудование:

классная доска, компьютер, экран, проектор, карточки для работы в группах, фразеологический словарь, словарь синонимов и антонимов, белые листы бумаги, простые карандаши, ручки, листы для самооценки.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель : Здравствуйте ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь друг с другом. Садитесь, пожалуйста. (1 слайд)

2. Психологический настрой (2 слайд)

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок!

У нас сегодня необычный урок, и он будет проходить в нетрадиционной форме. А чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу вам пожелать:

Пусть на Земле (3 слайд)

Цветут сады,

Здоровы будут дети,

Не нужно нам войны-беды,

Пусть солнце ярко светит!

3. Самоопределение к деятельности

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, слова каких частей речи вы заметили в этом отрывке из стихотворения. (ответы детей)

А как вы думаете, о какой из этих частей речи мы с вами сегодня поговорим? Ответить на этот вопрос нам поможет слайд на экране. Посмотрите все внимательно на него. Еще вспомните наши действия в начале урока, что мы делали? И высказывание Льва Николаевича Толстого, которое нужно дополнить. (слайд 3)

«…. является основой языка. Найти верный … для фразы – это значит дать движение фразе». (Л.Н.Толстой) (ответы детей)

Правильно, ребята, молодцы. Это глагол. А что такое глагол, кто из вас помнит? (ответы детей)

Так давайте тогда сформулируем тему и цель нашего урока. (варианты ответов детей)

Молодцы, ребята. А теперь, ребята, давайте посмотрим, совпадает ли ваша формулировка темы с моей. Посмотрите, пожалуйста, все на экран. Как вы думаете, почему я сегодняшний наш урок именно так назвала? Почему здоровые глаголы? И все ли виды глаголов можно назвать здоровыми? Посмотрите, ребята, на доску и выделите мне здоровые глаголы:

Здороваться

Вредничать

Улыбаться

Веселиться

Двигайся больше, проживешь дольше. (Ответы детей) (слайд 4)

Молодцы, ребята. Давайте тогда начнем с вами нашу работу. Я не сомневаюсь, что она будет успешной.

Сегодня мы проведем урок в форме деловой игры, которая называется «Заседание редакционного совета» журнала (пока еще без названия). А как вы думаете, что значит редакция, редакционный совет ? (ответы детей)

Молодцы, ребята. Значит, вы понимаете, в чем заключается ваша сегодняшняя работа. Поэтому мы с вами так и сели, группами. В нашей редакции мы будем работать над такими разделами газеты, как: раздел полезной информации и раздел лексики. В каждой группе есть редактор и помощники. Я, как главный редактор, буду вам помогать. Наша конечная цель: оформить к выпуску весенний номер нашего журнала.

Оценить нашу работу нам помогут оценочные листы у вас на столах.

Редакторы и помощники готовы? Заседание редакционного совета считаю открытым. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

4. Актуализация знаний

Теоретическая пятиминутка.

Итак, давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе. Внимание на экран! (слайд 5)

1 . Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ….. (хором – глагол)

Правильно, ребята, это все делает глагол. Давайте тогда мы с вами определим их в нашем стихотворении и назовем их грамматические признаки. (перечислить глаголы и определить у них время, число, синт. роль в п-ж….)

Работа в группах

Молодцы, ребята, вы умеете определять в тексте глаголы. А теперь давайте мы с вами обобщим все, что знаем по теме «Глагол» и выполним следующие задания. Вам нужно представить свои работы в виде схемы, кластера, таблицы или можно составить синквеин по теме «Глагол», кому как удобнее, используя данные на карточках теоретические вопросы. Какая группа, что выбирает, посовещайтесь несколько секунд и редакторы сообщите мне о своем решении. А я пока предоставлю задания нашему жюри. (представления групп) . На это задание вам предоставляется 2-3 минуты . (слайд 6)

1)Что такое глагол?

2)На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы?

3) Что обозначает глагол (привести примеры)

4) Каким членом предложения является чаще всего глагол?

5) Как изменяется глагол?

- Вывод. Подводим итоги нашей работы по группам.

Теперь пора отдохнуть. Ведь у нас сегодня урок посвящается не просто глаголам, а здоровым глаголам. Встали все на физминутку.

5. Физкультминутка. (под музыку) (слайд 7)

Мы глаголы подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

Как бежишь - Вот так!

Как летишь? - Вот так!

Как плывешь? - Вот так!

Как сидишь? - Вот так!

6. Работа по теме урока.

А) Наблюдение над ролью глагола в речи

Лексическая работа. Работа в паре.

Спасибо, ребята. Сели, пожалуйста, все ровно и красиво, с прямой спинкой и давайте перейдем к следующей рубрике нашей газеты «Лексика». С теоретической подготовкой всё в порядке. Значит можно переходить смело к практической части нашего заседания.

Чтобы отредактировать, подготовить материал к печати, сотруднику газеты необходимо иметь большой словарный запас. Поэтому вы должны умело пользоваться синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами, знать пословицы и поговорки…

И для этого у вас должны быть домашние заготовки для лексической работы. (Ответы детей – перечислить, что было задано на дом) слайд 8

Подготовить пословицы о здоровье

Познакомиться с загадками о здоровье

А участники 3 группы должны были найти историю происхождения фразеологизма «Белены объелся» и подготовить небольшой диалог по этой теме.

И сейчас мы с вами проведем лексическую работу в паре. Повернитесь друг к другу, пожалуйста, и образуйте пары, 1 ученик из 1 группы работает у доски – собрать пословицы, из 3 группы 1 ученик переходит во 2 и образует пару.

- Задания у всех разные : подбор синонимов, антонимов к глаголам, к фразеологизмам – подбор синонимов, закончить пословицы, отгадать загадки, работа с текстом. Н а выполнение данной работы вам дается 2- 3 минуты. Приступаем к работе. (во время работы звучит тихая мелодия)

Задание для 1 пары 1 группы: (слайд 9)

1 пара:

Вставить пропущенные слова в предложениях, используя слова для справок.

……….. долгожданная весна. Деревья ……. от зимнего сна и ……. соками. Почки ….. быстро …… и …….. в зелёные листья.

Слова для справок : пробуждаются, наливаться, пришла, развертываться, наполняются, начинают.

2 пара:

Приступить (к работе)- … (начать)

Скакать - ……. (прыгать)

Торопиться - ……(спешить)

3 пара:

К данным словам подобрать антонимы:

Бранить – …….. (хвалить)

Грустить - …. (радоваться)

Молчать- …. (говорить)

Индивидуальная работа для участника 1 группы

Собрать у доски и правильно расположить части пословиц.

1. Береги платье снову, …….. (а здоровье смолоду)

2. Здоровье не купишь - ….. (его разум дарит)

3. Быстрого и ловкого ….. (болезнь не догонит)

Задания для 2 группы: (1 пара)

Пришло далгожданная висна. Диревя про буждаються ат зимнего сна и на палняются соками. Почьки начинает быстро наливатся и развёртываться взилёные листя.

1 . Исправить ошибки

2. Озаглавить текст

2 пара:

К данным словам подобрать синонимы

Фантазировать -….(мечтать)

Изумить - …. (удивлять)

Веселиться - ….. (радоваться)

3 пара

_Замените фразеологические обороты и запишите подходящие к ним синонимы.

Зарубить на носу - ……(запомнить)

Ломать голову - …… (думать)

Души не чаять - ……(сильно любить)

4 пара

Подготовить небольшое сообщение о происхождении фразеологизма «Белены объелся» и мини-сценку.

Задания для 3 группы: (слайд 10)

1 пара:

Составить несколько предложений (3-4), используя опорные слова и данные иллюстрации (небо, воздух, чистый, образ, жизнь, любит, улыбается, любуется, здоровый….)

2 пара:

Закончи пословицы о здоровье: (слайд 11)

1. Недосыпаешь - …… (здоровье теряешь)

2. Дал бы бог здоровья, а ….. (счастье и сами найдем)

3. Двигайся больше, …. (проживешь дольше)

3 пара:

Отгадать загадки: (слайд 12)

1. Ношу их много лет,

А счету им не знаю. (волосы)

2. Не часы, а тикает. (сердце)

Вывод. Подведем итоги нашей работы в паре.

Спасибо, ребята, вы все большие молодцы. А теперь оцените себя, пожалуйста, в оценочных листах.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке . (слайд 13)

Пока редакторы будут высказываться устно о проделанной вами работе, остальные ребята заполняют листы своих достижений до конца и ставят себе оценки за свою работу.

А теперь сдайте, пожалуйста, ваши оценочные листы.

Обобщение по всем рубрикам

А теперь посмотрите, пожалуйста, ребята, на экран и давайте подведем итоги нашего урока.

Тема нашего урока … (название газеты)

Цель нашего урока …

И нтерес – Что вас заинтересовало на уроке?

Т ворчество – Каким творчеством занимались?

О бразование – Чему научились?

Г лавное – Что главным было для вас на уроке?

7. Подведение итогов . Домашнее задание (по выбору для раздела «Новости») (слайд 14)

Хорошо, ребята, а теперь я предлагаю вам домашнее задание по выбору.

Составить текст по теме «Здоровые глаголы»

Нарисовать иллюстрации к журналу «Глагол»

Ребята, я хотела бы поблагодарить вас за то, что вы, сегодня поработали на славу. На следующих заседаниях мы подберем еще немало интересных материалов и тогда номер весеннего журнала «Глагол» выйдет в срок

Мне бы хотелось закончить наш урок стихотворением о здоровом глаголе, и чтобы вы прочитали его:

Выразительно и спокойно

Торжественно

Спеть как песенку.

Глагол всегда в движении (слайд 15)

На месте не сидит.

Он прыгает и бегает, смеется и шалит.

То красит, то рисует, то песенки поет,

Как маленький ребенок, спокойно не живет.

Большое спасибо, ребята. До новых встреч!

Лист индивидуальных достижений

Тема «Глагол»

Урок 1

6. САМООЦЕНКА ЗА УРОК

_________________________________________________ 4 класс

Урок 1

1. Умею составлять схему, модель правила

(кластеры, таблицы, «слепая» схема)

2. Умею работать с текстом, со словами

3. Умею работать в паре, помогать однокласснику

4. Умею работать в группе: не перебивать собеседника, выслушивать и уважать мнения других

5. Умею оценивать свою деятельность

6. САМООЦЕНКА ЗА УРОК

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

Лист индивидуальных достижений по теме «Глагол»

_________________________________________________ 4 класс

Урок 1

1. Умею составлять схему, модель правила

(кластеры, таблицы, «слепая» схема)

2. Умею работать с текстом, со словами

3. Умею работать в паре, помогать однокласснику

4. Умею работать в группе: не перебивать собеседника, выслушивать и уважать мнения других

5. Умею оценивать свою деятельность

6. САМООЦЕНКА ЗА УРОК

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

Физкультминутка.

Мы глаголы подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

Как бежишь - Вот так!

Как летишь? - Вот так!

Как плывёшь? - Вот так!

Как сидишь? - Вот так!

Физкультминутка.

Мы глаголы подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

Как бежишь - Вот так!

Как летишь? - Вот так!

Как плывёшь? - Вот так!

Как сидишь? - Вот так!

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам Глагол!

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам Глагол!